Новости 19 февраля 1861 событие

Главная» Новости» 19 февраля отмена крепостного права 1861.

Bookreader Item Preview

  • 160 лет отмене крепостного права в России
  • Все — крепостные?
  • Когда отменили рабство
  • Император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права

Крестьянская реформа 1861

150 лет назад, 19 февраля 1861 года, в России было отменено крепостное право. Это знаковове событие, поскольку начало 1861 года выдалось для Российской Империи крайне напряженным. В манифесте 19 февраля 1861 г. кратко излагаются основные условия освобождения крестьян от крепостной зависимости (детально они изложены в утвержденных в тот же день восьми Положениях и девяти Дополнительных правилах).

Заблуждения и факты о крепостном праве в России

Противоречия и проделанная работа В ходе работы над проектом между Главным комитетом и большинством губернских землевладельцев не обошлось без серьезных противоречий. Так, помещики настаивали на том, чтобы освобождение крестьян ограничивалось только предоставлением свободы, а земля могла за ними закрепляться лишь на правах аренды без выкупа. Комитет же хотел дать возможность бывшим крепостным приобрести землю, став полноправными собственниками. Панина, который, кстати, считался противником отмены крепостничества. Будучи беспрекословным исполнителем царской воли, он был вынужден довести до конца проект реформы. В октябре работа Редакционных комиссий была завершена. Всего губернские комитеты предоставили для рассмотрения 82 проекта отмены крепостничества, занявшие по объему 32 печатных тома. Результат кропотливого труда был передан для рассмотрения в Госсовет, и после его принятия представлен для заверения царю. После ознакомления им был подписан соответствующий Манифест и Положение.

Основные положения манифеста 19 февраля 1861 года Основные положения документа были следующими: Крепостные крестьяне империи получали полную личную независимость, теперь их называли «свободными сельскими обывателями». Отныне то есть с 19 февраля 1861 крепостные считались полноценными гражданами страны с соответствующими правами. Все движимое крестьянское имущество, а также дома и постройки признавались их собственностью. За помещиками сохранялись права на свои земли, но при этом они должны были предоставлять крестьянам приусадебные, а также полевые наделы. За пользование земельными участками крестьянам надлежало заплатить выкуп как непосредственно хозяину территории, так и государству. Необходимый компромисс реформы Новые изменения не могли удовлетворить желания всех заинтересованных. Недовольны были сами крестьяне. В первую очередь тем, на каких условиях им предоставлялась земля, которая, по сути, являлась основным средством существования.

Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер. Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов. Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь.

Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма. Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами. В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную. Латков предложил построить гигантский, круглый в плане храм с галереей, но его проект, одобренный Московской духовной консисторией и городскими инстанциями, был отвергнут Святейшим Синодом по причине архитектурных и технических несовершенств. Возможно, столь важный государственный проект вновь не хотели отдавать малоизвестному московскому архитектору. Ученые и в этом видят сходство с историей храма Христа Спасителя — первый принятый проект Витберга тоже был отклонен.

И автором утвержденного проекта стал академик А. Померанцев, который составил его по рисункам В. Васнецова и возглавил общие работы по строительству. Москва знала Померанцева хорошо — незадолго до того им была одержана крупная победа на конкурсе по возведению здания Верхних Торговых рядов на Красной площади. А позднее, в 1912 году, именно ему поручили построить музей Отечественной войны на Волхонке, перед северным фасадом храма Христа Спасителя, но работы остановила новая война.

Предполагалось, что они будут уплачиваться 49,5 лет, но фактически были отменены с 1907 г. Условия наделения крестьян землёй Крайне важным для крестьян был вопрос о наделении землёй. Без этого полученная свобода могла оказаться лишь свободой умереть от голода. Власти, готовя реформу, оказались в сложном положении. С одной стороны, освобождать крестьян без земли — почти гарантированно провоцировать взрыв недовольства.

Но, с другой стороны, юридических оснований лишать помещиков их собственности тоже не было. Нужно было искать компромисс. Фрагмент уставной грамоты имения Сарья Дриссенского уезда Витебской губернии, 1862 г. Земельные наделы, которые передавались крестьянам для выкупа, во многих случаях оказывались меньше, чем были до реформы. Появились так называемые отрезки: помещик мог забрать часть наделов без согласия крестьян, если участки превышали установленную «Местными положениями» максимальную норму. Это также было законно в том случае, если у помещика оставалось меньше трети земли на юге — меньше половины , которая была в его собственности до реформы. Кроме отрезков могли быть и «прирезки», если крестьянские наделы оказывались меньше минимальной нормы, но это случалось гораздо реже. Отмена крепостного права в 1861 г. В 4 томах. Бородко; отв.

Регентова, Е. Развернуть Выкупные платежи стали тяжким бременем для многих крестьян. Их размер никак не был связан с рыночной стоимостью земли. В случае с определением суммы выкупных платежей это означало следующее: крестьяне должны были заплатить за землю такую сумму, ежегодные проценты с которой, если бы помещик положил её на банковский счёт, равнялись годовому оброку крестьян. Задания Подсчитайте, какой выкуп должен был заплатить крестьянин, если годовой оброк с надела, который он выкупал, составлял 12 рублей. Попробуйте найти информацию о том, что в 1860—1870-е гг. Сразу выплатить такие деньги большинство крестьян не могли, ведь выкупные платежи составляли почти 17 годовых оброков. Многим крестьянским хозяйствам было достаточно проблематично собрать оброк даже за один год. Помещикам было гораздо выгоднее получить сразу крупную сумму. При этом возможности отказаться от земли у крестьян практически не было.

По крайней мере первые девять лет после реформы: за предоставленный надел нужно было либо выполнять повинности, либо выкупать его. Указ Александра III в 1881 г. Уставные грамоты — документ, который устанавливал размер надела и повинности за пользование им временнообязанных крестьян по «Положениям» от 19 февраля 1861 г. Временнообязанные крестьяне — бывшие крепостные крестьяне, получившие личную свободу, но до подписания выкупного договора продолжавшие выполнять прежние повинности — платить денежный оброк и отрабатывать барщину — за пользование помещичьей землёй. Мировой посредник — должность, учреждённая «Положениями» от 19 февраля 1861 г. Обычно мировых посредников назначали из местных дворян. Отрезки — часть крестьянских наделов, которые согласно условиям реформы 1861 г. Выкупные платежи — сумма выкупа за землю, которую выплачивали крестьяне по условиям реформы 1861 г. Отношение к реформе Крепостные крестьяне к 1861 г. В результате реформы они стали свободными людьми, которые могли самостоятельно распоряжаться своей жизнью.

Но значительная часть крестьян была неудовлетворена содержанием реформы. Реформа отменила крепостное право, но свобода и гражданские права крестьян были ограничены привязанностью к общине и временнообязанным положением. За землю крестьяне должны были заплатить большой выкуп и попадали в долговую зависимость от государства. Деревня выходила из-под власти помещика, но в новой системе управления сохранялись некоторые сословные ограничения: особый крестьянский волостной суд, телесные наказания для крестьян, отменённые для всего остального населения страны. Обманутые надежды на полную волю привели к взрыву крестьянского протеста. За первые пять месяцев 1861 г. Наибольшую известность получили восстания в селе Бездна Казанской губернии и в сёлах Кандиевка и Черногай Пензенской губернии. Началом Бездненских волнений стало выступление крестьянина Антона Петрова. Он говорил, что в «настоящем» царском манифесте объявлялось о передаче крестьянам всех помещичьих земель и прекращении всех повинностей в пользу помещиков. В протестных действиях приняли участие крестьяне 75 сёл и деревень Казанской, Симбирской и Самарской губерний.

Основными методами борьбы стал отказ от выполнения барщины, государственных повинностей, захват помещичьей собственности, в частности запасов хлеба. Общее число жертв убитыми и ранеными по разным данным составило от 128 до 350 человек. Антон Петров был арестован и расстрелян по приговору военно-полевого суда. Иван Владимиров Кандиевское восстание развивалось по похожему сценарию, но его участники действовали более радикально. Крестьянин села Высокое Леонтий Егорцев выдал себя за великого князя Константина Павловича и призвал к физической расправе над помещиками и чиновниками, «подменившими» царский манифест. Вооружённые косами и копьями крестьяне дали отпор воинским частям. Но силы были неравны, и 18 апреля восстание было подавлено в его центре — селе Кандиевка. Жёсткие расправы над крестьянами в свою очередь также вызвали протесты. Прежде всего это относилось к Бездненским волнениям, где крестьяне выступали без оружия. Известно о демонстративной панихиде, которую устроили по жертвам бездненского расстрела студенты Казанского университета и Казанской духовной академии.

В то же время местные дворяне-землевладельцы выражали удовлетворение действиями властей. Адъютант казанского губернатора так писал об этом в письме: «Радости их при получении известия о стрельбе не было конца; многие публично пили шампанское и поздравляли друг друга с успехом; мало того, слабые женщины и те выказывали свою радость и жалели только о том, что убитых было слишком мало». Крестьянская реформа была проведена с учётом интересов помещиков. Они утратили бесплатные рабочие руки, но это компенсировалось достаточно длительным периодом временнообязанного положения крестьян. Кроме того, они получали значительную сумму в качестве выкупа за землю. Это давало время и возможность перестроить своё хозяйство в соответствии с новыми условиями. Но далеко не все смогли это сделать.

И тут выяснилось, что никакой правовой базы нет: крепостничество в России существует и держится на традиции. Правнук Петра Алексеевича император Павел I ограничил барщинную повинность до трёх дней в неделю.

Но многие помещики не подчинялись царской воле, заставляя крестьян горбатиться и по пять, и по шесть, и по семь дней. В Эстляндии крепостничество было упразднено в 1816 году, в Курляндии — в 1817, в Лифляндии — в 1819. То есть, в период правления императора Александра I. Можно предположить, что Николаю I упразднить крепостное право в какой-то степени помешало восстание декабристов. Император опасался, что после случившегося предоставление крестьянам свободы может иметь опасные последствия для государства. У императора не выдерживали нервы - К середине XIX века стало окончательно ясно, что без отмены крепостного права дальнейшее развитие страны уже невозможно, - говорит доктор исторических наук Юрий Жуков. Занимаясь подготовкой к проведению реформы, Александр II использовал наработки, сделанные его отцом. За несколько лет до выхода Манифеста 1861 года указом императора был создан Тайный комитет, который занимался подготовкой исторического документа. Почему тайный?

Да очень просто: чтобы недовольные ожидаемыми реформами дворяне не принялись раньше времени мутить воду. Не собирались составители Манифеста и точно копировать западную систему общественных отношений, как это утверждают некоторые специалисты. По поручению царя чиновники побывали в рядке стран, изучали отношения между государством и крестьянами, между крестьянами и владельцами земли, продумывали, насколько этот опыт может быть использован в России. И все же очень долго держать в тайне готовящийся исторический документ было невозможно. Ведь это равносильно тому, чтобы утаить в мешке не то, что шило, а целый меч. И начались бурные дискуссии. Против реформы выступали весьма влиятельные лица. Даже многие члены правительства, большинство из которых были помещиками, выражали свое несогласие достаточно жестко. Среди них и министр внутренних дел Петр Валуев, который, по его же выражению, был «пером оппозиции», то есть, оппозиции делу освобождения крестьян».

Крестьянская реформа 1861

Главная» Новости» 19 февраля в истории россии 1861 год. Отмена крепостного права в Росси́и, также известная как Крестья́нская рефо́рма — начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России. Главная» Новости» Что было 19 февраля 1861 года.

19 февраля 1861 года принят Манифест Об освобождении помещичьих крестьян из крепостной зависимости.

Милютин, военный министр: «Ни один царь после Петра не сдвинул так Россию с реакционного пути восточной деспотии, как Александр II. Я помню, мы вместе были молоды. Тогда он кипел, работал, был великодушен, верил людям. О, если бы он и в старости остался таким! Какую блестящую эпоху внёс бы он в нашу отечественную историю. Его мечты, я до сих пор без слез не могу думать о них». Экономический рост России — после реформы или из-за реформы?

Так или иначе, чрезвычайное социальное и политическое значение реформы признавали и признают все, пусть даже морально-нравственные оценки её разнятся. С последствиями всё сложнее. Долгое время историки видели в отмене крепостного права залог подъёма российской экономики в последней трети 19 и начале 20 века. В самом деле, личная свобода 23 млн людей не могла не оживить сельское хозяйство и промышленность. Крестьяне превращали свои хозяйства в мелкотоварное производство, с 1880-х гг. Появились машиностроительные заводы в Коломне, Харькове, Одессе и Бердянске, новые механические и металлургические заводы, собственное производство паровозов, за 20 лет после 1861 г.

Как грибы после дождя основывались акционерные общества, учреждались новые акционерные коммерческие банки, население городов за 30 лет после отмены крепостничества выросло с 6 до 17 млн человек — крестьяне становились рабочими. Милютин, реформатор, один из сподвижников Александра II. Источник: kudago. В частности, историки А.

Но помещики сохраняли право собственности на землю, предоставляя бывшим крепостным личные усадьбы за выкуп и полевые наделы в постоянное пользование. За это крестьяне некоторое время после реформы должны были отбывать барщину либо платить оброк.

Следующим этапом освобождения крестьян становился выкуп ими земельных наделов. В дальнейшем это привело к возникновению у многих крестьян огромных долгов. Размеры наделов колебались в зависимости от региона. При этом, если надел, которым ранее пользовались крепостные, был больше принятой в конкретном регионе нормы, от него отрезалась часть в пользу помещика. Нарезка земель чаще всего была произведена таким образом, чтобы сделать их обработку максимально неудобной для крестьян, заставить их арендовать дополнительные земли у помещика, спрашивать его разрешения на доступ к различным объектам сельскохозяйственной инфраструктуры. Борис Кустодиев.

Несложно подсчитать, что с учётом срока выплат крестьянин должен был вернуть государству примерно в три раза больше, чем за его землю было уплачено помещику. Из-за сделанных в ходе реформы оговорок в 1861 году произошло около 1200 крестьянских бунтов. Этот рекорд был побит только в ходе революции 1905 года», — рассказал Захаров. По словам Леонида Ляшенко, из-за того, что интересы крестьян не были учтены в полной мере, реформу 1861 года в историографии часто называют половинчатой, однако её нельзя оценивать без учёта условий, в которых она проводилась. Но в Пруссии не было более 20 миллионов бывших крепостных, как в России. Я не представляю, какой бы государственный бюджет выдержал отмену уплаты налогов на десять лет для такого количества людей.

Правительство Александра II сделало всё, что могло. Денег на то, чтобы удовлетворить всех полностью, в бюджете не было», — подчеркнул Ляшенко.

В течение семи лет был попечителем Московского учебного округа, был избран почётным членом Московского университета.

Назимов был назначен виленским военным губернатором и гражданским генерал-губернатором Виленской, Гродненской и Ковенской губерний. Осенью 1857 г. Дворяне ответили, что обсуждать этот вопрос нет особого смысла, поскольку, судя по всему, готовится отмена крепостного права.

Поэтому лучше сразу приступить к выработке условий освобождения крестьян. Обязательным условием они считали сохранение за помещиками прав собственности на землю. Составленный проект Назимов подал в Секретный комитет по крестьянскому делу.

Там его долго рассматривали, но так и не пришли к какому-либо решению. Тогда Назимов обратился напрямую к Александру II. Тот приказал составить проект рескрипта Назимову и подписал его.

Рескрипт был опубликован, и подготовка Крестьянской реформы перестала быть секретным делом: в губерниях стали создаваться дворянские комитеты для обсуждения её условий. В рескрипте говорилось, что выделение крестьянам земли всё же должно быть предусмотрено. При Назимове в Вильно оживилась общественная и культурная деятельность.

Например, начала действовать Виленская археологическая комиссия, которая изучала историю края. После начала Польского восстания 1863 г. Назимова обвинили в том, что своим либерализмом он способствовал развитию революционного движения.

Назимова уволили со всех занимаемых должностей, он остался только членом Государственного совета. Свернуть Позже подобные комитеты были созданы и в других губерниях. Поскольку началось открытое обсуждение условий отмены крепостного права, Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому делу.

В декабре 1858 г. Проект предусматривал: освобождение крестьян от личной зависимости; предоставление им в постоянное пользование полевого земельного надела с правом последующего выкупа; возможность получения крестьянами кредита от государства для выкупа земли. Этот вариант реформы разработал Яков Иванович Ростовцев 1804—1860.

Узнать больше Яков Иванович Ростовцев 1804—1860 — основной разработчик Крестьянской реформы 1861 г. В 1825 г. Ростовцев был принят в Северное общество декабристов.

Однако позже на следствии он заявил, что не принимал активного участия в его деятельности и даже не знал, как оно называется. Известно, что Ростовцев в письме к Николаю Александровичу сообщил о возможном офицерском заговоре. При этом своим товарищам-декабристам он рассказал об этом.

В правление Николая I Ростовцеву было поручено начальствовать над военно-учебными заведениями России. Он старался привлекать к работе лучших преподавателей, ввёл практику временного направления генералов Генерального штаба на должности директоров кадетских корпусов. Поощрял отправку лучших учащихся для обучения за границу.

В 1857 г. Ростовцев был назначен членом Секретного комитета по крестьянскому делу. Вначале он скептически относился к идее отмены крепостного права, но затем существенно изменил свои взгляды.

Есть мнение, что этому способствовала его поездка за границу, в Германию, где он мог сравнить жизнь крестьян с положением крепостных в России. Яков Иванович так изложил свои мысли по поводу Крестьянской реформы: «Никто из людей мыслящих, просвещённых и отечество своё любящих не может быть против освобождения крестьян. Человек человеку принадлежать не должен.

Человек не должен быть вещью». В 1859 г. Ростовцев был назначен председателем Редакционных комиссий, которые должны были свести воедино все проекты реформы, присылаемые из губернских комитетов.

Многие проекты не предусматривали наделения крестьян землёй, предлагали сохранение достаточно больших повинностей. Ростовцев близко к сердцу принимал разногласия, и это стало причиной его смерти. После издания Манифеста об освобождении крестьян на его гробницу была возложена золотая медаль «За труды по освобождению крестьян».

Свернуть Именно Ростовцев возглавил Редакционные комиссии. Они были созданы при Главном комитете в 1859 г. Большую роль его подготовке сыграл Николай Алексеевич Милютин 1818—1872.

Николай Милютин начал гражданскую службу в Министерстве внутренних дел. Он участвовал в борьбе с голодом, организации железнодорожного строительства, разработке нового городового положения. Стал одним из первых членов Русского географического общества.

Возглавил работу по статистическому исследованию России, в ходе которого были получены в том числе данные, необходимые для подготовки Крестьянской реформы. В 1856 г. Милютин подал Александру II записку «Предварительные мысли об устройстве отношений между помещиками и крестьянами».

В ней он предлагал, опираясь на опыт Пруссии, освободить крестьян с земельными наделами за выкуп. Милютин стал фактическим руководителем работ по подготовке Крестьянской реформы. Он активно противостоял консервативным идеям большинства участников Редакционных комиссий, за что получил прозвище Красный.

Во время Польского восстания 1863 г. Этот план предусматривал ряд мер для того, чтобы отвратить польских крестьян от поддержки повстанцев. Так, по Положению 19 февраля 1864 г.

Брат Николая Алексеевича, Дмитрий Алексеевич Милютин, был основным разработчиком военной реформы 1860-х гг. Поэт Николай Некрасов так оценил вклад Н. Милютина в проведение Великих реформ: Чуть колыхнулось болото стоячее, Ты ни минуты не спал.

Лишь не остыло б железо горячее, Ты без оглядки ковал.

Поэтому реформы Александра II, вернее, некоторые их положения, носят неоднозначный характер. Так, согласно Манифесту, на всей территории России устанавливались наибольшие и наименьшие размеры земельных наделов на одну душу населения, зависящие от природных и экономических особенностей регионов. Предполагалось, что если крестьянский надел имел меньшие размеры, чем устанавливалось документом, то это обязывало помещика добавить недостающую площадь. Если же — большие, то, наоборот, отрезать лишнюю и, как правило, лучшую часть надела. Нормы предоставляемых наделов Манифест 19 февраля 1861 года разбил европейскую часть страны на три доли: степную, черноземную и нечерноземную. Норма земельных наделов для степной части — от шести с половиной и до двенадцати десятин. Норма для черноземной полосы составляла от трех до четырех с половиной десятин.

Для нечерноземной полосы — от трех с четвертью до восьми десятин. Помимо того, существовала категория крепостных, которые, вообще, не получали никаких участков. Это дворовые люди, крестьяне, которые ранее принадлежали малоземельным дворянам, а также рабочие мануфактур. Условия передачи земли в собственность Согласно реформе от 19 февраля 1861 года, земля крестьянам предоставлялась не в собственность, а только в пользование. Но у них имелась возможность выкупить ее у хозяина, то есть заключить так называемую выкупную сделку. До того же момента они считались временнообязанными, и за пользование землей должны были отработать барщину, которая составляла не более 40 дней в году для мужчин, и 30 — для женщин. Либо же заплатить оброк, сумма которого за высший надел составляла от 8-12 рублей, причем при назначении налога обязательно учитывалось плодородие земель. При этом временнообязанные не имели права просто отказаться от предоставляемого надела, то есть барщину все равно приходилось бы отрабатывать.

После же совершения выкупной сделки крестьянин становился полноправным собственником земельного участка. И государство не осталось внакладе С 19 февраля 1861 года, благодаря Манифесту, у государства появилась возможность пополнить казну. Такая статья дохода открылась из-за формулы, по которой рассчитывался размер выкупного платежа. А эти проценты приравнивались к тому доходу, который ранее получал помещик от оброка. Таким образом, итоговая сумма оброка составляла 166 рублей 70 копеек — деньги «неподъемные» для бывшего крепостного.

Крестьянская реформа 1861

Самое крупное и кровопролитное волнение крестьян произошло в селе Бездна Казанской губернии. Да другую, вишь, поставить некуда. Везде Вашей милости землица. Боюсь, еще за потраву судить будете». Автор: Admin.

Объявляем всем нашим верноподданным Божиим провидением и священным законом престолонаследия быв призваны на прародительский всероссийский престол, в соответствие сему призванию мы положили в сердце своем обет обнимать нашею царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния, от благородно владеющего мечом на защиту Отечества до скромно работающего ремесленным орудием, от проходящего высшую службу государственную до проводящего на поле борозду сохою или плугом.

Вникая в положение званий и состояний в составе государства, мы усмотрели, что государственное законодательство, деятельно благоустрояя высшие и средние сословия, определяя их обязанности, права и преимущества, не достигло равномерной деятельности в отношении к людям крепостным, так названным потому, что они частию старыми законами, частию обычаем потомственно укреплены под властию помещиков, на которых с тем вместе лежит обязанность устроять их благосостояние. Права помещиков были доныне обширны и не определены с точностию законом, место которого заступали предание, обычай и добрая воля помещика. В лучших случаях из сего происходили добрые патриархальные отношения искренней правдивой попечительности и благотворительности помещика и добродушного повиновения крестьян. Но при уменьшении простоты нравов, при умножении разнообразия отношений, при уменьшении непосредственных отеческих отношений помещиков к крестьянам, при впадении иногда помещичьих прав в руки людей, ищущих только собственной выгоды, добрые отношения ослабевали и открывался путь к произволу, отяготительному для крестьян и неблагоприятному для их благосостояния, чему в крестьянах отвечала неподвижность к улучшениям в собственном быте. Усматривали cиe и приснопамятные предшественники наши и принимали меры к изменению на лучшее положение крестьян; но это были меры, частию нерешительные, предложенные добровольному, свободолюбивому действованию помещиков, частию решительные только для некоторых местностей, по требованию особенных обстоятельств или в виде опыта.

Так, император Александр I издал постановление о свободных хлебопашцах, и в бозе почивший родитель наш Николай I постановление об обязанных крестьянах. В губерниях западных инвентарными правилами определены наделение крестьян землею и их повинности. Но постановления о свободных хлебопашцах и обязанных крестьянах приведены в действие в весьма малых размерах. Таким образом, мы убедились, что дело изменения положения крепостных людей на лучшее есть для нас завещание предшественников наших и жребий, чрез течение событий поданный нам рукою Провидения. Мы начали cиe дело актом нашего доверия к российскому дворянству, к изведанной великими опытами преданности его престолу и готовности его к пожертвованиям на пользу Отечества.

Самому дворянству предоставили мы, по собственному вызову его, составить предположения о новом устройстве быта крестьян, причем дворянам предлежало ограничить свои права на крестьян и подъять трудности преобразования не без уменьшения своих выгод. И доверие наше оправдалось. В губернских комитетах, в лице членов их, облеченных доверием всего дворянского общества каждой губернии, дворянство добровольно отказалось от права на личность крепостных людей. В сих комитетах, по собрании потребных сведений, составлены предположения о новом устройстве быта находящихся в крепостном состоянии людей и о их отношениях к помещикам.

Электронное периодическое издание «Парламентская газета» зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 05 августа 2011 года. Издается с 1997 года.

Издание является официальным публикатором федеральных законов, постановлений, актов и других документов Федерального Собрания.

Раб, прикоснувшийся земле Русской, становится свободным. Земли помещиков остаются за ними.

Дома поселян с огородами оных признаются их собственностью со всеми земледельческими орудиями и скотом, им принадлежащими. Можно, конечно, сказать, что «Конституция»Никиты Муравьева была одним из самых умеренных декабристских проектов и что декабристы были как-никак дворянами и совсем уж последнюю рубашку за ради мужиков снимать отнюдь не собирались. Всё так… Но все же в 1861 году крестьяне землю получили — в среднем по 3,4 десятины на душу, то есть по 7-8 на хозяйство.

Получается, что Александр II оказался «добрее»декабристов и осуществил в 1861 году проект хоть и умеренный, но все-таки далеко не такой безусловно про-помещичий, как принято думать. Самодержавие вообще так строило отношения по помещикам и крестьянам, чтобы ни те, ни другие не могли обойтись без правительственного аппарата — и именно поэтому не хотело идти по наиболее «простому»пути-освободить без земли. Царь-батюшка был куда более осмотрителен-он понимал, что в иных делах простота — хуже воровства.

Что ж, обратимся к опыту уже упоминавшейся буржуазной революции 1848года в Венгрии. Вот что можно прочесть о ее результатах в академической «История Венгрии»: «Важнейшим актом венгерской революции 1848года было уничтожение крепостничества. Отмена барщины и внутренних денежных платежей подорвали феодально-крепостнический строй в Венгрии.

После поражения революции крепостничество восстановлено не было, но крестьян заставили выкупать уже полученную ими землю — и процесс этот растянулся до 90-х годов XIX века. Для сравнения — в России крестьяне при освобождении в разных губерниях потеряли из ранее принадлежавшей им угодий в виде т. Немного истории При этом стоит отметить, что об отмене крепостного права Александр II задумался далеко не первым.

Проекты на сей счет появились еще в самом начале XIX века, когда Александр Первый издал закон о «вольных хлебопашцах», разрешавший крепостным выкупаться на волю. Подумывал от отмене крепостничества и разгромивший декабристов Николай Первый — в его правление работал целый ряд секретных комитетов на эту тему, но … все задумки окончились ничем. Единственным итогом всех бюрократических бдений стало то, что в 1842 году Николай I издал указ, по которому помещик, сохраняя право собственности на землю, мог наделять ею крестьян, освободив их от крепостной зависимости, а те должны были нести за это в пользу помещика условленные заключенным между ними соглашением повинности.

Однако эти попытки реформировать крепостное право в масштабах страны не дали практически никаких ощутимых результатов, ибо они не носили обязательного характера: все решал помещик, который мог отпустить, а мог и не отпустить. В конце концов Николай Первый будто бы сказал однажды графу Киселеву, что освобождение крестьян-дело настолько трудное и опасное, что он предпочитает оставить его потомкам. Административный детектив Тем удивительнее выглядит то, что освобождены крестьяне были-и все-таки с землей.

Как же Александру Второму удалось так повернуть работу государственной машины, чтобы «ущемить»интересы помещиков? Это вопрос интересный — почти детективный.

Главархив рассказал, как горожане и селяне реагировали на отмену крепостного права

19 февраля 1861г., в шестую годовщину своего восшествия на престол, Александр II подписал все законоположения о реформе и манифест об отмене крепостного права. 19 февраля 1861 года император Александр II официально отменил в России крепостное право. С выходом положения 19 февраля 1861 [года], прослушавши в церкви Высочайший Манифест со слезами восторга, сделался таким оптимистом, что теперь стыдно становится того увлечения и того, что говорил я тогда по этому поводу. Манифест 19 февраля 1861 года, провозглашавший отмену крепостного права в России, был составлен московским митрополитом Филаретом. 3 марта) 1861 года император Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей». 19 февраля 1861 – Отмена крепостного права и другие реформы Центральным событием эпохи Великих реформ стала отмена крепостного права.

Невольная воля. Бывшие крепостные должны были выкупать землю до 1955 г.

Главная» Новости» 19 февраля в истории россии 1861 год. Новости и события Российского исторического общества. Ровно 160 лет назад, 19 февраля 1861 года император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости. 19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, он изменял судьбу 23 млн. крепостных крестьян: они получили личную свободу и гражданские права. 19 февраля 1861 г. в Петербурге Александр II подписал Манифест «О Всемилостивейшем.

160 лет отмене крепостного права в России

В первые месяцы они праздновали по два дня в неделю, уверяя, что грех работать по пятницам; но, когда наступило лето, они принялись за работу еще с большим усердием, чем прежде». Кропоткин с удовлетворением отмечал, что не мог налюбоваться никольскими крестьянами через 15 месяцев после освобождения. К тому же из крестьян уже выделились такие личности, которые могли постоять за их права». Остальное вносило государство, которому крестьянин или его потомки были обязаны вернуть средства с процентами ежегодными платежами в течение 49 лет. В основу выкупа должна была лечь доходность земель, но помещики, особенно в нечерноземных районах, стремились нарезать крестьянам худшие наделы. По причине тяжелых условий договора «свободные сельские обыватели» лишались каких-либо накоплений и жили в постоянной нищете. Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений.

Так, до полного расчета с долгами крестьянин не мог бросить свой участок и уехать из деревни без согласия сельского схода. Клюнувшие на эту уловку впоследствии влачили жалкое существование на крошечных наделах. Многие крестьяне не поверили так и не понятому ими Манифесту. Среди них сложилось стойкое убеждение в том, что чиновники нарочно дурят доверчивого доброго царя, выдавая крестьянам волю, но не наделяя их при этом землей на безвозмездной основе — крестьянам приходилось вновь ломать спину на помещика, просто по немного измененным правилам. Как следствие, многие губернии страны сотрясли бунты недовольных. Для их подавления приходилось привлекать войска.

Случились массовые жертвы. Многие из других реформ Александра II также не были доведены до логического завершения. Что-то из задуманного отцом свел на нет Александр III, которому больше импонировал жесткий самодержавный стиль деда — Николая I. Современник крестьянской реформы Николай Врангель рассказывал о негативном влиянии освобождения крестьян на жизнь многих помещиков. Не склонные к производительному труду, привыкшие жить за счет своих крепостных, они массово разорялись, продавали усадьбы и перебирались в города. В запустение приходили парки, когда-то разбитые французскими садовниками, зарастали пруды, на дрова шла старинная мебель: ее новые владельцы не знали цену антиквариату.

В конце столетия они смогли убедить московских царей прикрепить крестьян к земле, запретив любые переходы, всеми силами указывая на последствия промедления: разорение большинства воинов-дворян и подрыв всей войсковой системы, основанной на наследственной службе и воспитании профессионального воина с детства. Что в этом было от правды? Во всяком случае примеры социальной деградации дворян в старой России были налицо. Часть из них, чтобы прокормить себя, вынуждена была возвратиться к землепашеству.

Таких стали называть однодворцами. Эти несостоявшиеся дворяне пополнили число государственных крестьян. Другие дворяне сумели защититься от разорения — их оборона приняла форму крепостного права. Иван Грозный виновен в гибели нескольких тысяч своих подданных.

И крепостное право тоже он ввел? Так могли думать в XIX веке, когда к Ивану уже относились скверно, а многие исторические подробности еще не были известны. Действительность гораздо запутаннее: указа о введении крепостного права в распоряжении историков до сих пор нет. Злополучный документ мог погибнуть в пожарах XVII века или никогда не увидеть свет.

Допустимо предположение, что закрепощение произошло в стыдливой манере — через серию дополнявших друг друга указов. Судя по сохранившимся документам, Иван IV не был причастен к большинству из них. Распоряжения о сыске беглых относятся к 90-м годам XVI века, когда московский трон занимал сын Ивана Федор I, пользовавшийся советами своего шурина и будущего преемника — Бориса Годунова. Царя-закрепостителя нужно искать среди этих двоих.

Так или иначе, но закрепостили всех? По крайней мере, следует уточнить, что подразумевать под этим словом. В старой России крепостные крестьяне делились на государственных и частных. К помещикам, или частным владельцам, в неволю попала только половина крестьян.

Вторая находилась в собственности государства. Помимо него, в роли земле- и душевладельцев выступали монастыри православной церкви. На протяжении веков русской истории соотношение между государственными, монастырскими и частновладельческими крестьянами претерпевало изменения. Юридическая зависимость от барина была особенно тягостна для тех частновладельческих крестьян, кто вынужден был проводить часть своего времени обрабатывая его пашню, а в остальное время всегда находился у хозяина под рукой.

Этих крестьян называли барщинными. Такое соседство открывало возможности для самых тяжелых злоупотреблений. Другие, переведенные на оброк, могли не встречать своего господина продолжительное время. Оброк в Российской империи сводился к постоянной финансовой выплате, тяжесть которой один человек нес в пользу другого.

Как оброчный крестьянин зарабатывал деньги, помещик оставлял на его усмотрение. Этот налог можно сопоставить с отчислениями по ипотеке или алиментам. Оставаясь крепостными, крестьяне разбредались из деревень — устраивались на подсобные работы в городе с целью заработать денег для помещика и заплатить ему. На Русском Севере отходников насчитывалось около четверти.

Остальные оброчные крепостные при желании тоже могли уйти на заработки — не встретив особенных препятствий. Хотя у этих крестьян и имелся владелец, но они не были так уж обязаны постоянно иметь дело с ним. Эти землепашцы не только вынуждены были находиться в селах неотлучно, но и в силу этого целиком зависели в своей повседневности от помещиков. Страдания именно этих крепостных легли в основу крестьянских песен о неволе, горечь которых подпитывали личные унижения, не исключая причиненных по личной жестокости, сексуальной невоздержанности или даже ради развлечения.

Страх крестьян перед своим господином усиливала опасность быть отправленными в Сибирь до конца своих дней — этим дисциплинирующим правом сельского хозяина наделяли законы империи. Но более типичны для старой России были не лобовые столкновения, затрагивавшие человеческое достоинство, а конфликты между барином-доброхотом и крестьянским миром по вопросу об использовании земли. На попытки вмешаться в свой труд, навязав новые формы земледелия, в том числе полезные например, возделывание картофеля , крестьяне отвечали вспышками коллективной ярости. Отношения между барином и крестьянами не сводились к примитивной эксплуатации, но часто принимали усложненную форму взаимонепонимания сторон, усугубленного разницей в образовательном уровне, ценностях и образе жизни.

Крепостное право и рабство — это одно и то же? История обвинений в рабовладении, выдвигавшихся против крепостников, восходит к случаю в библиотеке Лейпцигского университета, где впечатлительному студенту из России Александру Радищеву попало на глаза сочинение Гийома Рейналя "Философическая и политическая история европейских поселений и коммерции в Индиях", содержащее описание рабовладения на островах Карибского моря. Сходство между положением афрокарибских невольников и русских крепостных показалось Радищеву настолько разительным, что он сделал все от него зависевшее, чтобы донести эту параллель до российской общественности. Итог усилий Радищева — сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" чудом прошло цензуру.

Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельские общества. Свои общие хозяйственные вопросы они обсуждали и решали на сельских сходах. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной староста. Он исполнял полицейские и административные обязанности. Деятельность сельского и волостного управлений, а также взаимоотношения крестьян с помещиками контролировалось мировыми посредниками. Они назывались Сенатом из числа местных дворян-помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия.

Но администрация не могла использовать мировых посредников в своих целях. Они не подчинялись ни губернатору, ни министру и не должны были следовать их указаниям. Они должны были следовать только указаниям закона. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян.

Как относились к крепостному праву славянофилы? Они ведь в большинстве своем стояли на православных позициях? Поэтому крепостное право они отрицали в принципе. Кроме того, они считали его чуждым для русской жизни явлением, привнесенным петровскими реформами. Сами будучи дворянами-землевладельцами, они еще до 1861 года отпускали на волю своих крепостных, причем, особо это замечу — с землей.

Делали это они из христианских соображений. Но тут я должен сделать важную оговорку. Когда мы говорим о крепостном праве, то обычно имеем в виду власть помещиков над крестьянами. Но существовала и другая зависимость крестьян, о которой вспоминают гораздо реже. Я имею в виду зависимость от крестьянской общины. Большинство российских крестьян кроме Сибири и Севера европейской части жили в общинах. Именно общине принадлежала земля, делившаяся между крестьянами в результате регулярных переделов. И поскольку именно община выступала коллективным налогоплательщиком, то существовала достаточно серьезная зависимость крестьян от самой общины. Именно сход, крестьянский мир, решал, как делить землю, отпустить ли крестьянина в паломничество или в монастырь например, преподобному Василиску Сибирскому община препятствовала посвятить свою жизнь монашеству, поскольку опасалась лишиться налогоплательщика.

Зависимость крестьянина от общины после 1861 года не только сохранилась, но и усилилась. Опасность этого «общинного крепостного права» недооценивалась в эпоху освобождения крестьян. И более всех эту опасность недооценивали как раз славянофилы. Они ведь считали крестьянскую общину идеалом социального устройства. Тут вообще парадокс: будучи ярыми противниками помещичьего и государственного крепостного права, они стремились сохранить общинное крепостное право — не понимая, что это мина замедленного действия. Были такие примеры? Каждый раз это был подвиг конкретных лиц — монахов или приходских священников. Наиболее известный пример — это когда святитель Игнатий Брянчанинов , будучи на тот момент еще архимандритом, боролся с произволом помещика Страхова, который надругался над крепостными девушками и преследовал обличившего его приходского священника. Были и другие примеры, не столь, может, яркие.

Но массового протеста духовенства всё же не было. Тут тоже надо сделать некоторые пояснения. Многие наши современники совершенно не понимают, каким было положение сельских священников в XIX веке. Они целиком зависели от благоволения местных помещиков, которые чаще всего и содержали церкви, и от местного начальства. Помещичий произвол порой касался не только крестьян, но и сельских батюшек. Бывало, что священников травили собаками как, кстати, травили собаками и монахов, живших отшельниками в лесах — местным помещикам не нравилось такое соседство. У Лескова в повести «Старые годы села Плодомасова» есть эпизод, когда помещик как бы мы сегодня сказали, «беспредельщик» , укравший у соседа-помещика дочь и принуждавший ее к замужеству, заставляет приходского священника их обвенчать. Заставляет просто: накидывает ему петлю на шею. Не обвенчаешь — повешу.

Подобных историй было, видимо, немало, хотя документированы они плохо. Святитель взял за основу проект Ю. Самарина и качественно его переработал. Позднее вариант святителя Филарета, с небольшими изменениями, и стал текстом Манифеста от 19 февраля 1861 года.

19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права

3 марта (19 февраля по старому стилю) 1861 года император Александр II подписал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей» и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». 22 февраля в Центре документального кино состоялась дискуссия, организованная Фондом Егора Гайдара при поддержке Вольного исторического общества и приуроченная к годовщине Манифеста 19 февраля 1861 года. 19 февраля (3 марта) 1861 года Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, который освободил крестьян от зависимости от помещиков. Главная» Новости» Что было 19 февраля 1861 года. 19 февраля 1861 – Отмена крепостного права и другие реформы Центральным событием эпохи Великих реформ стала отмена крепостного права.

19 февраля

  • Крестьянская реформа 1861 года: СПРАВКА
  • История рабства в Российской Империи - 19 февраля 1861 | Diaspora News
  • 19 февраля 1861 года - манифест Александра II об отмене крепостного права
  • Когда отменили рабство

19 февраля 1861 года. Крестьянская реформа в России. Отмена крепостного права

Улица 19 февраля Чин закладки собора Александра Невского 19 февраля 3 марта 1855 года на престол вступил император Александр II. К шестой годовщине его правления был приурочен Высочайший Манифест об отмене крепостного права в России: государь подписал этот документ в редакции, составленной святителем Филаретом, митрополитом Московским. В тот день, 19 февраля 1861 года было отменено крепостное право, которого тяготило русских крестьян почти три столетия, — на 40 лет больше, чем монголо-татарское иго томило древнюю Русь. Датой окончательного закрепощения крестьян считается 1581 год, когда им было запрещено свободно переходить от одного помещика к другому раз в год, в зимний Юрьев день. Эта величайшая победа в истории России, доставшаяся ценой долгих мучений, требовала благодарения Богу и грандиозного увековечения. И в ее честь в Москве должен был появиться второй, следующий после храма Христа Спасителя благодарственный храм, освященный во имя святого князя Александра Невского — по тезоименитству государя-освободителя.

Судьбы этих двух московских храмов почему-то оказались схожи, как две капли воды. Фото с сайта Храма Христа Спасителя Знаменательно, что именно в храме Христа Спасителя появилось первое в Москве изображение в память восшествия на престол Александра II Освободителя и отмены крепостного права: в алтарной росписи на стене помещен образ святого апостола Архипа, чей праздник отмечается 19 февраля. Здесь Александр II почитался и государем-храмоздателем, при котором этот храм был достроен, расписан и подготовлен к освящению. Еще раньше благодарственные молебны 19 февраля в память освобождения крестьян начались в церкви Параскевы Пятницы в Охотном ряду, по традиции их служили там ежегодно. Однако для столь великого события требовался собственный храм: победа христианской идеи свободы и человеческого равенства равнялась национальной победе над Наполеоном.

Бахрушин собирался внести значительную сумму на его строительство, и тогда явилась идея объединить эти два замысла, то есть построить благодарственный храм в Новой Деревне и приложить к собранным на него средствам солидный вклад Бахрушина. Это начинание даже благословил митрополит Московский и Коломенский Сергий Ляпидевский. Он обещал Бахрушину просить у Святейшего Синода передать собранную из пожертвований сумму на построение храма в Новой Деревне. Однако разрешения не последовало — сочли неудобным, во-первых, строить всенародный благодарственный храм в глухой окраине Москвы, а не на видном месте в центре города, а во-вторых, присоединять к таким пожертвованиям крупный частный вклад. Бахрушин построил храм во имя Василия Исповедника — он и сейчас стоит, вновь открытый, на Международной улице. А место для благодарственного храма-памятника во имя Александра Невского городские власти отвели, как и хотели, в центре Москвы, на Миуссах, недалеко от Тверской улицы.

Историческое название Миусс произошло, по легенде, от имени казака Миуски из ватаги Стеньки Разина, которого привезли вместе с плененным атаманом в Москву и в 1673 году казнили на местной площади. На самом же деле, как считают ученые, название Миуссы восходит ко временам Азовских походов Петра I: здесь царь разместил огромные флотские склады леса для гавани в Азовском море, строившейся в устье реки Миус. Эта площадь была достаточно пустынна и просторна для храма. Многие архитекторы трудились над конкурсными проектами. В Москве он возвел известную шатровую часовню-прощу у Рогожской заставы, недавно восстановленную.

Как отметил в беседе с RT профессор кафедры истории России МПГУ Леонид Ляшенко, изначально крепостное право было фундаментом, на котором строилась Российская империя, и периода дворянской культуры без него бы не было. Но в конце XVIII века оно превратилось в отжившую традицию, раскалывающую общество и сдерживающую развитие страны. По словам историков, крестьяне находились практически в неограниченной власти помещиков, которые их покупали и продавали, ссылали в Сибирь, подвергали телесным наказаниям, отбирали у них любое личное имущество. Крепостные долгое время были лишены даже права жаловаться властям на жестокость барина. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года предусматривал освобождение крепостных по обоюдному согласию с помещиком за выкуп. В дальнейшем Александр I освободил крестьян в Прибалтике, запретил давать объявления о продаже крепостных без земли и продавать крестьян на ярмарках, лишил помещиков права отправлять людей в Сибирь или на каторгу. Николай I называл крепостное право злом, создавал секретные комитеты и издавал указы для ограничения крепостного права, но не затрагивал его основ, считая полное освобождение крестьян преждевременным. Продажа дворовой девушки на картине художника Николая Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого» 1866; Москва, Третьяковская галерея Крестьянская реформа «Во второй половине XIX века возникли три основные причины для отмены крепостного права. Во-первых, это поражение России в Крымской войне, продемонстрировавшее экономическое и военно-техническое отставание от ведущих стран Европы. Во-вторых, рост социального недовольства, увеличение количества бунтов. По его словам, ранее сопротивление дворянства было главным фактором, сдерживающим отмену крепостного права. Однако в ситуации, когда малопродуктивный труд крепостных сдерживал экономическое развитие страны и ставил под риск сам статус великой державы, мнение противников реформ перестало быть решающим. Также по теме «Реформы ко всеобщей радости»: как Крестьянский банк пытался улучшить жизнь народа в Российской империи 10 апреля 1883 года в России заработал Крестьянский поземельный банк. Новое финансовое учреждение было призвано решить земельный...

В 1861 году состоялось 1176 крестьянских восстаний. Восставшие требовали предъявить "настоящий Манифест государя", который должен был дать "настоящую волю". Не мог же царь-батюшка так нагло обмануть! В 1862 году пришлось подавлять волнения уже в 2115 сёлах и деревнях - мужики были уверены, что жадные помещики и чиновники царские указы либо скрывают, либо толкуют неправильно. В том же году в речи к собранным волостным старшинам и сельским старостам Московской губернии Александр II заявил: "После 19 февраля никому не ожидать никакой новой воли и никаких новых льгот. Иной воли не будет, кроме той, которая дана. Не верьте тем, которые вас будут уверять в другом, а верьте одним моим словам". Главным обманщиком действительно был царь, лично это подтвердивший.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий