Новости восстание старообрядцев при петре 1

Андрей Андрей Не поводом ли для восстания стало,что Петр 1 стал сжигать заживо староверов и сажать на кол старообрядцев?

Восстания в России в 18 веке | Таблицa

Даже после воцарения Петра I выступления старообрядцев продолжались, хотя таких крупных восстаний больше не было. 12. Выступления старообрядцев При Петре старообрядцам было запрещено избираться на общественные должности. Статья Кирила Михайлова об отношении старообрядцев к политике и государственной деятельности Петра I. Отношения старообрядцев и Петра I При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. Восстание произошло в Сысоле, где старообрядцы протестовали против приказа Петра I о постройке новой церкви. Андрей Андрей Не поводом ли для восстания стало,что Петр 1 стал сжигать заживо староверов и сажать на кол старообрядцев?

Народные восстания против реформ Петра I

История старообрядчества — Википедия Восстание было подавлено, старообрядцы стали преследоваться.
Пётр I и старообрядчество События в контексте выступления старообрядцев при Петре 1 Эпоха Петра Великого была полна переломных событий в истории России.
Пётр I и старообрядцы В 1716 году Петром I были отменены «Двенадцать статей» царевны Софьи и старообрядцам для облегчения их учёта предоставлена возможность полулегального существования при условии платить «за оный раскол всякие платежи вдвое».

Соловецкое восстание

Причиной стал двойной рост государственных пошлин, установленных для данной категории населения, а также дополнительные пошлины, например, на бороды для мужчин 1705 г. Стоит сказать, что царь своим указом не только ввёл двойное налогообложение староверов, но при этом отменил «12 статей», которые предполагали для них жестокие наказания в виде пыток, смертной казни и сожжений в срубах. Но это не остановило восстания.

Стрельцам многие из которых были в свое время высланы из Москвы, и потому обижены на государя и столицу в 1705 г.

Петровский закон о брадобритии и ношении европейского платья вводился в городе особенно жестко. Все это вызывало недовольство стрельцов, зажиточных горожан и бедноты. Мятеж начался 30 июля 1705 года.

Стрельцы убили 300 человек, казнили воеводу, а власть в городе перешла к выборным людям во главе с купцом Яковом Носовым. Высокие налоги были отменены, конфисковано имущество воеводы, а стрельцам вернули прежнее жалование. Астрахань получила поддержку Черного Яра и Гурьева, но ни донские казаки, ни население среднего Поволжья не присоединилось к восстанию.

Царь не хотел, чтобы восстание помешало ему в ходе Северной войны. В Астрахань был направлен лучший полководец Петра I — Б. Петр I, вероятно, не исключал возможность решить дело миром, так как отправил в Астрахань человека, который не участвовал в казнях стрельцов, а также не был одним из ближайших сподвижников царя — разрушителя старины.

Возможно, правитель рассчитывал, что такому человеку удастся договориться с мятежниками. В расчете на мирный исход, царь после личной беседы освободил арестованную в Поволжье астраханскую делегацию, члены которой стали убежденными сторонниками примирения. Делегатов Петр I распорядился отправить в Астрахань, чтобы те смогли убедить новую городскую власть не развязывать серьезный конфликт.

Шереметьев вступил в Черный Яр только 2 марта 1706 года. Фельдмаршал жестко обошелся с повстанцами, хотя те не оказывали сопротивления. Петр I остался недоволен действиями полководца.

В результате действий Б. Шереметьева повстанцы разделились на два лагеря: зажиточные горожане склонялись к миру, а беднота и часть стрельцов были настроены на вооруженную борьбу. Петр I подписал грамоту, согласно которой все участники восстания, согласившиеся на перемирие будут помилованы.

Грамота была отправлен в Астрахань, но Б. Шереметьев задержал ее прибытие. Правительственные войска оказались в городе раньше, чем грамота с обещанием помилования.

Шереметьев штурмом взял Астрахань. Ученые предполагают, что на столь жестокую расправу с восставшими Шереметьева побудило желание получить славу великого полководца.

При всей либеральности отношения к западным религиям, Пётр неоднократно посылал военные отряды для «усмирения недовольства» в антигосударственных, как он считал, точках страны — в основном, в местах скопления либо проживания сектантов или староверов-беспоповцев, имеющих в своих доктринах пункт неповиновения царской власти как воплощению Антихриста [12, 89]. Старообрядческий богослов и историк Фёдор Ефимович Мельников 1874—1960 писал: «В царствование Петра власти, главным образом духовные, разоряли старообрядческие скиты, монастыри и другие духовные убежища, отбирали у них имущество и всячески преследовали людей старой веры. Весьма тяжело пришлось русским древлеправославным христианам при этом царе» [7, 117]. При активном содействии или даже авторстве Димитрия Ростовского была создана настоящая идеологическая база для борьбы со староверием вплоть до ХХ века — «Деяние Мартина Еретика», представлявшее древлеправославие и всё русское дораскольное православие как проявление некой «армянской ереси», якобы прижившейся на Руси. Эта фальшивка была выдана за подлинный документ XI века. В нём описывалась деятельность никогда не существовавшего собора, осудившего армянского проповедника Мартина, учившего в Киеве о двуперстном знамении, двойной «аллилуии», хождении по солнцу во время крестных ходов и прочих атрибутах староверия. Мартин якобы был анафематствован на Константинопольском соборе, как и его учение. В составлении подлога участвовал и император Пётр лично [12, 124].

Синод повелел читать «Деяние» в храмах вместо житий святых. Более трёхсот лет после того старообрядчество называли армянской ересью. Многие были уверены в справедливости гонений и принудительных Крещений и Причастий. Сотни талантливых писателей и мыслителей, включая славянофилов, остались в предубеждении против староверов именно благодаря традиции «Деяния», которое было объявлено фальшивым только после исследований историка Николая Карташёва в середине XIX века. Применялись и совершенно богохульные методы «обращения» староверов. Помимо Высочайшего повеления 1722 года, по которому священники должны были доносить властям все открытые им на исповеди «преднамеренные злодейства против церкви и государства», к которым относился и переход в старообрядчество, Синод издал «Регламент», в котором указывалось: «Несть лучшего знамения, почему познать раскольника», как насильно его причащать» [Цит. Таким образом, Тело и Кровь Христовы, величайшие Святыни всего этого мира, при правлении Петра превратились в орудие пыток и казни. Даже был изобретён некий «кляп», с помощью которого Причастие можно было вливать староверу сквозь стиснутые зубы, о чём подробно сообщал старообрядческий историк Иван Филиппов [7, 95]. Таким образом, ритуалы господствующей церкви стали ритуалами государственной инициации, утрачивая своё изначальное мистическое значение. Причины петровского антистарообрядчества арактерно, что Пётр всегда был последователен в продвижении новой для России политики веротерпимости не касающейся староверов.

Историк П. Знаменский писал: «В отношениях государства и религии Пётр I проводил принцип свободы вероисповедания, бывший тогда в большой моде на Западе. Мельников тоже отмечал однобокую и субъективную веротерпимость Петра: «Царь Пётр I провозгласил веротерпимость в государстве, ею широко пользовались в России разные вероисповедания: римокатолическое, протестантское, магометанское, иудейское и языческое. И только старообрядцы не имели свободы в родном отечестве, ими же созданном. В царствование Петра их не сжигали массами, но отдельные случаи сожжений и других смертных казней были нередки» [7, 115]. Пётр I ввёл двойной размер подати со старообрядцев затем тройной, а с 1716 года — четверной , запретил им носить традиционную русскую или современную европейскую одежду вместо неё староверы были обязаны носить шутовские колпаки с рогами и зипуны разных пёстрых цветов [4, 291] , собираться вместе для молитвы без специального разрешения. Были введены штрафы за нехождение староверов на исповедь и Причастие в храмы господствующей церкви [13, 1—2], специальные взыскания за ношение бород, за право совершения треб и даже обязательные взносы в пользу официального духовенства [7, 115—116]. Было запрещено принимать жалобы и челобитные от них [4, 291]. Но самой распространённой формой дисциплинарного взыскания в те времена была ссылка на казённые мануфактуры. Потому и бытует точка зрения, что «с помощью» многочисленных диссидентов-староверов Пётр хотел пополнить ресурс бесплатной рабочей силы и новых средств для государственной казны.

Эту позицию поддерживает и Ф. Мельников: «Старообрядцы были источником доходов и для правительства, и для духовенства. Они выносили на себе страшные тяготы всего государства» [7, 116]. Потому на первом этапе формирования отношения к старообрядчеству Пётр не выглядел его абсолютным противником, пытаясь привлечь к вращению в государственной машине нарождающиеся староверческие капиталы, верно оценивая их огромное будущее влияние. Возможно, что Пётр I и на самом деле на первом этапе своей экономической преобразовательной деятельности был «очарован» предпринимательством староверов, только позже столкнувшись с их глубинной оппозиционностью правительству и лично самому Петру. Покровский писал: «Раскол был силён среди купечества, и с этим не мог не считаться царь, который даже из-за границы готов был выписывать обанкротившихся купцов» [10, 493]. Когда этот ресурс был истощён и во главе всех важнейших заводов и мануфактур стали лояльные Петру иностранцы исключая прецедент братьев Демидовых , началась «налоговая развёрстка» со старообрядцев. Другой — субъективистский — взгляд на причины негативного отношения к староверам привёл А.

Ход восстания 3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов. В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота. Началось «сидение». План царской армии заключался в осаде крепости, чтобы защитники сами сдались. Волохов не мог штурмовать Соловецкий монастырь. Крепость была хорошо укреплена и 112 человек для ее покорения было недостаточно. Отсюда и вялые события начала восстания. Монахи отсиживались в крепости, царская армия старалась организовать осаду, чтобы в крепости наступил голод. В Соловках был большой запас продовольствия и местное население активно помогало монахом. Эта «вялая» осада продолжалась 4 года. В 1772 году Волохова заменил воевода Иевлев, в подчинении которого находилось 730 стрельцов. Иевлев постарался ужесточить блокаду крепости, но результата не достиг. В 1673 году царь принимает решение - взять Соловецкий монастырь штурмом. Для этого: Командующим назначили Ивана Мещеринова, который прибыл к крепости через Белое море в начале осени 1673 года. При штурме дозволялось использовать любые военные приемы, как против иностранного врага. Каждому восставшему гарантировалось помилование, в случае добровольной сдачи. В течение года продолжалась осада, но серьезных попыток штурма не было.

Народные восстания против реформ Петра I

В 1667 году Московский собор осудил старообрядцев и их ритуалы, что привело к их анафеме и началу преследований. Стремясь сохранить свои религиозные традиции, они были вынуждены создавать отдаленные поселения, например, среди Донских казаков, на Кубани, в Керженских лесах и в Сибири, где их вера была в безопасности от государственного преследования. Кульминацией сопротивления стали вооруженные мятежи, такие как Булавинское восстание 1707-1708 годов и Пугачевское - 1773-75 годов, в ходе которых общины старообрядцев пытались вооруженным путем защитить свои убеждения и образ жизни. Эти восстания были жестоко подавлены государственными силами, что привело к большим человеческим потерям и дальнейшему рассеиванию приверженцев старой веры по периферии Российской империи и за ее пределами. Итоги и последствия Основные события и выступления старообрядцев к длительному периоду преследований и репрессий со стороны власти, отразившие глубокий религиозный и социальный раскол, вызванный церковными реформами и политикой Петра Великого. Многие были вынуждены мигрировать в более отдаленные, изолированные регионы России и за ее пределы, где была возможность основывать свои общины, стараясь вести замкнутый и самодостаточный образ жизни, сохраняя свои традиции и религиозные убеждения.

Эти восстания были жестоко подавлены государственными силами, что привело к большим человеческим потерям и дальнейшему рассеиванию приверженцев старой веры по периферии Российской империи и за ее пределами. Итоги и последствия Основные события и выступления старообрядцев к длительному периоду преследований и репрессий со стороны власти, отразившие глубокий религиозный и социальный раскол, вызванный церковными реформами и политикой Петра Великого. Многие были вынуждены мигрировать в более отдаленные, изолированные регионы России и за ее пределы, где была возможность основывать свои общины, стараясь вести замкнутый и самодостаточный образ жизни, сохраняя свои традиции и религиозные убеждения. В результате старообрядцы сыграли важную роль в освоении и колонизации отдаленных территорий России, в частности Сибири.

Преследования и дискриминация старообрядцев продолжались до начала 20-го века, что ограничивало их возможности в общественной и политической жизни России и способствовало сохранению их изолированности и недоверия к государственным институтам. Сегодня старообрядцы продолжают сохранять свою уникальную идентичность, религиозные практики и обряды, внося вклад в многообразие российской культурной и духовной жизни.

В настоящее время численность старообрядцев, как и вообще верующих в России, не поддается точному исчислению, но во второй половине XIX века такой знаток вопроса, как П. Мельников Андрей Печерский, сам бывший в молодости чиновником — специалистом по старообрядчеству полагал, что они составляли около трети всего великорусского населения. Их высокой духовной, социальной и экономической активностью. Они не только с успехом проповедовали свое учение, были сплочены в крепкие организации и общины, но в значительном большинстве случаев были экономически более успешны, чем русское православное население. Вернадский отмечал, что среди сорока богатейших москвичей, дельцов Москвы, тридцать были староверами. И почти во всей России, особенно на ее востоке Заволжье, Урал, Сибирь , экономика была главным образом в их руках. Старообрядцы лучше сохранили старый русский быт, фольклор и прикладное искусство старой Московской Руси того времени, когда они отделились от господствовавшей русской патриаршей церкви.

Поэтому антропологическое изучение их быта часто дает нам, хотя бы частичное представление о том, чем была русская жизнь XVII века. Почему и как старообрядцы отошли от русской государственной церкви XVII века? Это произошло в 1650—1660 гг. В 1652 г. Помимо этого, Никон ввел и ряд других изменений в обряд и в церковную службу. Он не сознавал, что ни русские, ни греки, ни сам Никон не знали истории и происхождения ряда церковных обрядов и истории литургики. Авторитарный и упрямый патриарх Никон смог убедить царя и большинство иерархов зависевшего от него епископата, что его нововведения являлись лишь исправлением ошибок, сделанных русскими в течение ряда веков. В 1666—1667 гг. Очень значительная часть клира, монахов и прихожан не пошли за постановлениями собора, продолжали придерживаться старого обряда и за это были исключены из церкви.

Эти традиционалисты или, как они себя называли, староверы, или старообрядцы, подверглись преследованиям со стороны правительства и иерархии и, избегая наказаний и преследования, стали уходить из центра страны и городов в менее доступные контролю властей части страны. Это движение началось уже в конце XVII века, особенно усилилось после казни в 1682 г. Север Это движение из центров и больших городов прежде всего охватило север России. Там, главным образом, были активны так называемые беспоповцы, то есть те староверы, которые считали, что после собора 1667 г. Наиболее радикальные из них считали, что, вообще, настоящая христианская жизнь стала невозможна и поэтому надо уходить из жизни. Это они и делали, сжигая себя большими группами под священные песнопения. Менее радикальные, считая, что священство невозможно, начали основывать свои полумонашеские общины. Уже в 1690-х гг. На северо-западе центром старообрядчества стал сначала Новгород, где некий Феодосий Васильев развил духовно весьма радикальное движение так называемых беспоповцев-"федосеевцев».

Когда местные власти начали их преследовать, то Феодосий Васильев в 1696 г. Вокруг Невеля стало селиться все больше и больше эмигрантов-беспоповцев, и там Феодосий создал первое заграничное старообрядческое поселение беспоповцев-бракоборцев. Юго-запад Если беспоповцы организовывали свои центры по преимуществу на Севере и частью уходили оттуда за границу и на восток, к Уралу и в Сибирь, то поповские поселения стали возникать на юго-западе и юге. Одним из важных промежуточных сосредоточений поповцев стала Калуга и ее окрестности, а оттуда они потянулись и дальше — за границу Московской Руси, в заселенные тоже русскими южные области Великого княжества Литовского. Так, в 1690-х гг. Местное русское население относилось к ним вполне приязненно, а польские паны были рады, что тамошние полесские болотистые земли и леса заселялись заграничными и предприимчивыми старообрядцами, и оказывали им даже помощь, легализируя их поселение. Связь Ветки с Россией облегчалась тем, что русско-литовская граница лежала в густых, малопроходимых и малоохраняемых лесах Гомельщины и Стародубья. На две трети столетия Ветка стала главным центром старообрядцев-поповцев, откуда они неоднократно делали не очень удачные попытки восстановить свою старообрядческую епископскую иерархию. Немало поповцев прошло дальше на юго-запад, поселившись на Волыни и в Подолии.

Ветка процветала до 1760-х гг. Для того, чтобы закончить этот краткий обзор миграции старообрядцев-поповцев на запад, необходимо отметить, что много позже, при императоре Николае I, группа поповцев основала в 1820—1830-х гг. Здесь они устроили свою типографию, издавали свой журнал и книги. Основателем типографии, в которой издавались не только богослужебные книги, но и ряд полемических изданий, был Константин Ефимович Голубев. В своем журнале он развивал православную, хотя и со старообрядческим уклоном, национальную русскую идеологию, очень часто полемизировал с лондонской группой эмигрантов во главе с Герценом и Огаревым. Его мировоззрение даже отразилось на мышлении Ф. Другим из руководящих деятелей этой общины был так называемый Павел Прусский Леднев , занявшийся упорными розысками епископа, который согласился бы возглавить поповцев и восстановить старообрядческую иерархию. Это ему удалось в 1846 г. На некоторое время центром поповцев стал городок Белая Криница в Буковине, где и проживал Амвросий, но затем руководство поповцами-старообрядцами перешло в Москву в Рогожскую общину так называемое Рогожское кладбище , где оно пребывает и до сих пор.

В апреле 1725 года эту челобитную рассмотрели в Сенате и приняли решение, что все дополнительные сборы, которые накладывались на работников Олонецких заводов за их вероисповедание, должна была платить из своих средств Адмиралтейская коллегия. Но после окончания Северной войны потребность государства в Олонецких заводах значительно уменьшилась, и те начали постепенно приходить в упадок. Что же касается тех раскольников, которые не работали на стратегически важных заводах — к ним отношение Петра было непримиримым. Святейший правительствующий синод сразу же после своего основания в 1721 году утвердил Духовный Регламент , в котором явно прописывалось, что священнослужители обязаны всеми способами выявлять раскольников и сразу же сообщать о них начальству. В этом документе есть такая фраза: "Несть лучшего знамения, почему познать раскольника, как насильно его причащать". Староверам запретили занимать любые общественные должности. Их браки власти объявляли недействительными. Именно при Петре начали отправлять священнослужителей для миссионерской деятельности, чтобы принудительно крестить раскольников. Руководил этим направлением архиепископ Нижегородский Питирим. В книге "Пращица", написанной этим иерархом, есть такие слова, обращённые к староверам: "Убо како вас не мучити?

Како в заточение не посылати? Како глав не отсекати?

АСТРАХА́НСКОЕ ВОССТА́НИЕ 1705–06

ИТОГ Подавлено царскими войсками. Более 350 человек, приписанных к зачинщикам восстания запытаны и казнены. В указе также требовалось строить мечети только по образцу христианских храмов, устраивать кладбища рядом с мечетями, фиксировать заключение браков и смерть прихожан муллам только в присутствии русского священника. ИТОГ Подавлено, но Петр I был вынужден пойти на уступки — подтверждено вотчинное право башкир, отмена новых налогов, проведён судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством. Gorbunova AlinaГуру 2790 5 лет назад 1707 — 1708 Восстание К.

В Соловецкий монастырь эти книги попали в том же году, но их опечатали в казенной палате. Монахи отказались от проведения церковных служб по новым правилам и текстам. Монахи просили сохранить старые книги и обряды. Они подчеркивали, что сохраняют верность России, но просят не менять религию. Это был человек приближенный к царю и к Никону, а значит, разделяющий взгляды реформы. Монахи нового человека не приняли. Иосифа выслали, а не его место утвердили старообрядца Никанора. Последнее событие во многом и стало предлогом для начала осады монастыря. Царь воспринял изгнание Иосифа как бунт и направил армию. Начиная с эпохи Петра 1 и по сегодняшний день Соловецкому «сидению» приписывают еще и экономические причины. В частности такие авторы как Сырцов И. Документальных подтверждений этому нет, поэтому рассматривать такие гипотезы всерьез нельзя. Суть же заключается в том, что такие историки пытаются выставить монахов Соловецкого монастыря в виде «рвачей», которые заботились только о деньгах. При этом всячески отводится внимание от простого факта - восстание стало возможным только- из-за религиозных реформ Никона. Царские историки заняли сторону Никона, а значит всех, кто был не согласен, обвиняли во всех грехах. Почему монастырь смог противостоять армии 8 лет Соловецкий монастырь был важным форпостом России в войне со Швецией 1656-1658 годов. Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек.

Стоит сказать, что царь своим указом не только ввёл двойное налогообложение староверов, но при этом отменил «12 статей», которые предполагали для них жестокие наказания в виде пыток, смертной казни и сожжений в срубах. Но это не остановило восстания. Выступления староверов привели к тому, что Пётр I разрешил старообрядцам жить в городах и селах, но при этом платить двойной налог и отказаться от проповеди своего учения.

Грот отмечал: «Принцип свободы совести не мог быть распространён в равной степени на разногласия в лоне господствующей церкви. Но, с другой стороны, нельзя было допускать усиления раскола, а между тем последователи его оказались злейшими врагами преобразования, проповедовали появление в царе антихриста, толпами удалялись в леса и пустыни, уклонялись от службы и труда. Меры, принятые против их размножения, мало-помалу повели к преследованиям, пыткам и казням» [3, 282]. Старообрядчеству была объявлена самая настоящая война. Синод принял текст присяги для иереев, по которой они обязаны были отыскивать раскольников и сообщать о них начальству [13, 31]. Староверам запретили занимать все общественные должности. Их браки стали считаться недействительными [13, 62—63, 79—80]. При Синоде была создана специальная «контора раскольничьих дел», которая имела право наказания, от нанесения тяжких увечий до ссылки на каторгу и мануфактуры [8, 236]. Вице-президент Синода архиепископ Феофан Прокопович писал о Петре: «Ведал он, какова темность и слепота лжебратии нашея раскольников. Бесприкладное воистину безумие, весьма же душевное и пагубное! А коликое беднаго народа множество от оных лжеучителей прельщаемо погибает! Показательно здесь слово «лжебратия», указывающее на фактическое исключение староверов из российского гражданства. Если к этому прибавить то, что Феофан Прокопович был главным идеологом всех петровских начинаний и проповедником культа его личности, нужно понимать, что вышеприведённая цитата является больше, чем личным мнением этого светского архиерея. Так что неосознанно Пётр I содействовал будущему развитию старообрядческой полемистики, книжности, собиранию обширных библиотек, становлению чёткой и убедительной древлеправославной апологетики и традиции всеобщей грамотности и начитанности среди «раскольников». Даже пропетровски настроенный историк М. Погодин писал: «Раскольники остались при своём, не подверглись европейскому Петрову влиянию, приняли в себя ещё новую силу, значительную силу гонения» [9, 250]. Важно отметить, что диспуты ни в коей степени не являлись показателем либерализации в отношении к староверам или общей демократизации общества. В случае никонианского провала, прения о вере вполне могли обернуться и открытыми репрессиями как, например, знаменитый диспут, устроенный иеромонахом Неофитом в беспоповской Выговской пустыни. Во главе всех миссионерских сил стал митрополит Нижнего Новгорода Питирим, практиковавший на первых порах «демократические» методы новообрядческой пропаганды, но по причине их малоэффективности в приложении к старообрядцам, к концу жизни обратившийся к насильственным методам «изыскания и обращения раскольников». Он риторически восклицал в своей идеологической книге «Пращица»: «Убо како вас не мучити? Како в заточение не посылати? Како глав не отсекати? При всей либеральности отношения к западным религиям, Пётр неоднократно посылал военные отряды для «усмирения недовольства» в антигосударственных, как он считал, точках страны — в основном, в местах скопления либо проживания сектантов или староверов-беспоповцев, имеющих в своих доктринах пункт неповиновения царской власти как воплощению Антихриста [12, 89]. Старообрядческий богослов и историк Фёдор Ефимович Мельников 1874—1960 писал: «В царствование Петра власти, главным образом духовные, разоряли старообрядческие скиты, монастыри и другие духовные убежища, отбирали у них имущество и всячески преследовали людей старой веры. Весьма тяжело пришлось русским древлеправославным христианам при этом царе» [7, 117]. При активном содействии или даже авторстве Димитрия Ростовского была создана настоящая идеологическая база для борьбы со староверием вплоть до ХХ века — «Деяние Мартина Еретика», представлявшее древлеправославие и всё русское дораскольное православие как проявление некой «армянской ереси», якобы прижившейся на Руси. Эта фальшивка была выдана за подлинный документ XI века. В нём описывалась деятельность никогда не существовавшего собора, осудившего армянского проповедника Мартина, учившего в Киеве о двуперстном знамении, двойной «аллилуии», хождении по солнцу во время крестных ходов и прочих атрибутах староверия. Мартин якобы был анафематствован на Константинопольском соборе, как и его учение. В составлении подлога участвовал и император Пётр лично [12, 124]. Синод повелел читать «Деяние» в храмах вместо житий святых. Более трёхсот лет после того старообрядчество называли армянской ересью. Многие были уверены в справедливости гонений и принудительных Крещений и Причастий. Сотни талантливых писателей и мыслителей, включая славянофилов, остались в предубеждении против староверов именно благодаря традиции «Деяния», которое было объявлено фальшивым только после исследований историка Николая Карташёва в середине XIX века. Применялись и совершенно богохульные методы «обращения» староверов. Помимо Высочайшего повеления 1722 года, по которому священники должны были доносить властям все открытые им на исповеди «преднамеренные злодейства против церкви и государства», к которым относился и переход в старообрядчество, Синод издал «Регламент», в котором указывалось: «Несть лучшего знамения, почему познать раскольника», как насильно его причащать» [Цит.

Дата восстания старообрядцев при петре 1

АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705–06, массовое выступление посадских и работных людей, солдат, стрельцов, гулящих и беглых. События в контексте выступления старообрядцев при Петре 1 Эпоха Петра Великого была полна переломных событий в истории России. старообрядцы принимали участие в Астраханском восстании и движении Кондратия Булавина.

Соловецкое восстание

В апреле 1725 года эту челобитную рассмотрели в Сенате и приняли решение, что все дополнительные сборы, которые накладывались на работников Олонецких заводов за их вероисповедание, должна была платить из своих средств Адмиралтейская коллегия. Но после окончания Северной войны потребность государства в Олонецких заводах значительно уменьшилась, и те начали постепенно приходить в упадок. Что же касается тех раскольников, которые не работали на стратегически важных заводах — к ним отношение Петра было непримиримым. Святейший правительствующий синод сразу же после своего основания в 1721 году утвердил Духовный Регламент , в котором явно прописывалось, что священнослужители обязаны всеми способами выявлять раскольников и сразу же сообщать о них начальству. В этом документе есть такая фраза: "Несть лучшего знамения, почему познать раскольника, как насильно его причащать". Староверам запретили занимать любые общественные должности. Их браки власти объявляли недействительными. Именно при Петре начали отправлять священнослужителей для миссионерской деятельности, чтобы принудительно крестить раскольников. Руководил этим направлением архиепископ Нижегородский Питирим.

В книге "Пращица", написанной этим иерархом, есть такие слова, обращённые к староверам: "Убо како вас не мучити? Како в заточение не посылати? Како глав не отсекати?

В результате действий Б. Шереметьева повстанцы разделились на два лагеря: зажиточные горожане склонялись к миру, а беднота и часть стрельцов были настроены на вооруженную борьбу. Петр I подписал грамоту, согласно которой все участники восстания, согласившиеся на перемирие будут помилованы. Грамота была отправлен в Астрахань, но Б. Шереметьев задержал ее прибытие. Правительственные войска оказались в городе раньше, чем грамота с обещанием помилования. Шереметьев штурмом взял Астрахань.

Ученые предполагают, что на столь жестокую расправу с восставшими Шереметьева побудило желание получить славу великого полководца. Фельдмаршал не ошибся в своих расчетах — за подавление восстания он получил 2400 крестьянских дворов. После капитуляции Астрахани 300 самых активных бунтовщиков были казнены, остальные — сосланы в Сибирь. Восстание Кондратия Булавина 1707 — 1708 гг. Карта восстания Кондратия Булавина Карта восстания Кондратия Булавина Хотя в 1705 году казаки не поддержали выступление Астраханцев, спустя два года на Дону вспыхнуло другое восстание. Действовало старое правило: «С Дону выдачи нет», однако среди самих казаков существовало значительное неравенство между зажиточными и бедными голытьбой , которые пришли на Дон недавно и еще не успели обзавестись собственным крепким хозяйством. Особенно много бедноты было на Верхнем Дону. В 1707 году Петр I отправил на Дон князя Ю. Долгорукого, которому было поручено вернуть беглых крестьян хозяевам. Этот приказ нарушал обычаи и возмущал как зажиточных, так и бедных казаков.

К тому же, меры Ю. Долгорукого были очень жесткими: князь сжигал станицы, наказывал беглых кнутом. В ночь на 9 октября 1707 года казацкий отряд, состоявший в основном из голытьбы и возглавляемый Кондратием Булавиным, окружил и перебил отряд Ю. После этого зажиточные казаки, опасаясь царского гнева, сами разбили мятежный отряд. Булавин бежал в Запорожье, и вернулся в 1708 году. Собрав значительный отряд, К. Булавин захватил Черкасск — столицу Донского Войска.

В это время толпа возвратилась, и сподвижник восставших, Герасим Шапочник, стал кидать в толпу «воровские письма», на которых были изображены карикатуры на царя и патриархов.

Подписи гласили: «окаянный», «льстец», «баболюб», «сребролюбец», «продал Христа» [7]. Никита Пустосвят. Спор о вере «прения о вере». Эти претензии были с энтузиазмом поддержаны Хованским , который нашёл в этом ещё один рычаг давления на правительство. Но ни он, ни правительница Софья , при всём желании, не могли решать этот вопрос, находившийся в компетенции церкви — патриарха и архиереев. Церковь же ни при каких обстоятельствах не могла отказаться от постановлений, принятых Собором, тем более что к тому времени она уже признала старообрядцев еретиками. Для разрешения спора старообрядцы предлагали открытый теологический диспут между апологетами новой и старой веры, который должен быть проведён на Красной площади в присутствии всего народа. За идею диспута ухватился Хованский и стал добиваться проведения её в жизнь.

Патриарх возражал против проведения диспута на площади, понимая, что победа в нём будет зависеть не от аргументов и логики, а от симпатий толпы, изначально настроенной против власти и поддерживаемой ею официальной церкви. Патриарх предлагал провести диспут в Грановитой палате Кремля, где не может поместиться много простонародья, и ему составят значительный противовес патриаршья свита, царская дворня, бояре и стража. Хованский и старообрядцы после долгих пререканий согласились на Грановитую палату, и 5 июля диспут о вере состоялся. Спор свёлся ко взаимному обвинению сторон в ереси и невежестве и, в конце концов, к ругани и чуть ли не к драке. Старообрядцы покинули Кремль с поднятой головой и на Красной площади объявили всенародно о своей полной победе. Стрельцы отступились от старообрядцев, обвинив их в смуте и желании восстановить их против царей, а вечером этого же дня расправились с Никитой Пустосвятом , обезглавив его. Хованский едва успел спасти остальных старообрядцев, которым он ранее гарантировал безопасность. После этого случая Софья больше не рассчитывала на помощь Хованского и рассматривала его, как одного из главных своих противников.

Основная статья: «Двенадцать статей» царевны Софьи Царевна Софья Алексеевна Софья Алексеевна , по просьбе духовенства издала в 1685 году «12 статей» — государственные всеобщие законы, на основании которых будут преданы различным казням: изгнаниям, тюрьмам, пыткам, сожжениям живыми в срубах тысячи человек-старообрядцев. В ход борьбы против старого обряда шли самые различные средства на протяжении всего после реформенного периода со стороны новообрядческих соборов и синодов, такие как клевета, ложь, подлоги. Особенно знамениты и широко распространены такие подлоги как Соборное деяние на еретика Арменина, на мниха Мартина и Феогностов Требник. Ветка[ править править код ] Ещё начиная с 1660-х годов на землях Стародубского полка старообрядцами были основаны многочисленные слободы. В середине 1660-х годов, с началом репрессий против старообрядцев, московский священник Козма, переселяется в Стародубье, где к нему начинают прибывать и другие беженцы из центральных районов Московского государства. Вскоре ими было основано местечко Понуровка на реке Ревне. С увеличением старообрядческого населения были основаны и другие поселения, среди них — слободы Зыбкая , Злынка , Климово , Клинцы , Лужки и другие, некоторые из которых со временем стали городами. Около 1669 года в Стародубье приезжает Стефан Белёвский вместе с сыном Димитрием и некоторыми белёвскими жителями и основывает слободу Митьковку.

Священники Козма и Стефан в этих слободах становятся руководителями местного старообрядческого населения. В 1682 году правительство царевны Софьи издало указ о сыске и высылке старообрядцев, живущих в Стародубских слободах. Руководители стародубского старообрядчества Козма Московский и Стефан Белёвский со своими единомышленниками решают уйти в Речь Посполитую , где на острове Ветка при впадении одноимённой реки в реку Сож , на землях пана Халецкого основывают старообрядческое поселение, в котором была построена часовня, а позже и монастырь.

Поводом послужил указ Петра I запрещающий носить бороды и русскую национальную верхнюю одежду. ИТОГ Подавлено царскими войсками. Более 350 человек, приписанных к зачинщикам восстания запытаны и казнены. В указе также требовалось строить мечети только по образцу христианских храмов, устраивать кладбища рядом с мечетями, фиксировать заключение браков и смерть прихожан муллам только в присутствии русского священника. ИТОГ Подавлено, но Петр I был вынужден пойти на уступки — подтверждено вотчинное право башкир, отмена новых налогов, проведён судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством.

Выступления старообрядцев 1716

Сергей П. Правильный ответ В правление Петра I у России, помимо внешних врагов, то есть Швеции и Османской империи, существовали ещё и внутренние проблемы, с которыми иногда приходилось бороться с помощью армии. Так, например, было подавлено восстание Кондратия Булавина.

Восстание работных людей при Петре 1.

Восстание работных людей причины. Движение работных людей события. Восстания старообрядцев в 17 веке.

Григорий Мясоедов сожжение протопопа Аввакума. Протопопоп Аввакум сожжение. Ход Восстания Башкирии 1705-1711.

Руководитель башкирского Восстания 1705-1711. Итоги башкирского Восстания 1704-1711. Руководитель башкирского Восстания 1705-1711 таблица.

Таблица по причины народных восстаний. Восстания и бунты таблица. Соляной бунт и медный бунт и восстание Степана Разина таблица 7 класс.

Протопопа Аввакума Аввакум Петров 1620-1682. Протопоп Аввакум руководитель старообрядцев. Поототоп авввккм старообрядцы.

Причины Соловецкого Восстания 1668-1676 гг таблица. Итоги Соловецкого Восстания 1668-1676 таблица. Ход Соловецкого Восстания 1668-1676 гг.

Религиозные выступления 1716. Религиозные выступления причины. Восстание в Соловецком монастыре 1668-1676.

Церковный раскол 17 века Соловецкое восстание. Общество и государство тяготы реформ. Народные выступления история.

Общество и государство тяготы реформ кратко. Общество и государство тяготы реформ Восстания. Народные движения в царствование Петра 1 таблица.

Раскольники 18 века. План гонение на старообрядцев. Выступление старообрядцев 18 век.

Аввакум Петров 1620—1682. Раскол православной церкви Никон Аввакум. Протопоп Аввакум реформа Никона.

Аввакум Петров 1620 1682 руководитель старообрядцев. Восстание Степана Разина карта. Крестьянская война Степана Разина карта.

Поход Степана Разина карта. Крестьянская война Болотникова карта. Народные Восстания Петра 1 таблица.

Восстания в России при Петре 1 таблица. Астраханское восстание таблица. Таблица выступлений социальной и национальной движения.

Социальные и национальные движения таблица. Церковный раскол Никон и Аввакум таблица. Церковный раскол в России в 17 веке таблица.

Алексей Михайлович церковный раскол. Восстание в Астрахани 1705-1706. Руководитель Астраханского Восстания 1705-1706.

Астраханское восстание 1705-1706 итоги Восстания. Стрелецкий бунт 1682 таблица. Стрелецкое восстание 1682 причины.

Стрелецкий бунт 1682 г таблица. Причины Восстания Стрельцов 1682. Гонения на старообрядцев.

Причины народных восстаний при Петре. Восстания при Петре 1 таблица. Причины Восстания Булавина таблица.

Восстание Кондратия Булавина территория.

Эти преобразования происходили на фоне широкомасштабных реформ царя, направленных на модернизацию государства и его превращение в ведущую европейскую державу. Реформы затрагивали армию, государственное управление, промышленность и культуру, делая их более эффективными и современными, но в то же время вызывая сопротивление тех, кто видел в них угрозу традиционному укладу жизни. Выступления старообрядцев при Петре стали одним из проявлений этого сопротивления, и выражали широкий социально-культурный конфликт в российском обществе того времени. Ход бунта Ход бунта был сложным и многоэтапным процессом, включающим в себя как пассивное сопротивление, так и активные восстания. В 1667 году Московский собор осудил старообрядцев и их ритуалы, что привело к их анафеме и началу преследований. Стремясь сохранить свои религиозные традиции, они были вынуждены создавать отдаленные поселения, например, среди Донских казаков, на Кубани, в Керженских лесах и в Сибири, где их вера была в безопасности от государственного преследования.

Остров, на котором расположен монастырь близок к границам государства, поэтому там была возведена крепость, созданы запасы продовольствия и воды. Крепость укрепляли таким образом, чтобы она могла выдержать любую осаду со стороны Швеции. По данным на 1657 год в монастыре проживало 425 человек. Ход восстания 3 мая 1668 Алексей Михайлович отправляет стрельцов для усмирения Соловков. Армию возглавил стряпчий Игнатий Волохов.

В его подчинении было 112 человек. Когда армия достигла Соловков, 22 июня, монахи закрыли ворота. Началось «сидение». План царской армии заключался в осаде крепости, чтобы защитники сами сдались. Волохов не мог штурмовать Соловецкий монастырь.

Крепость была хорошо укреплена и 112 человек для ее покорения было недостаточно. Отсюда и вялые события начала восстания. Монахи отсиживались в крепости, царская армия старалась организовать осаду, чтобы в крепости наступил голод. В Соловках был большой запас продовольствия и местное население активно помогало монахом. Эта «вялая» осада продолжалась 4 года.

В 1772 году Волохова заменил воевода Иевлев, в подчинении которого находилось 730 стрельцов. Иевлев постарался ужесточить блокаду крепости, но результата не достиг. В 1673 году царь принимает решение - взять Соловецкий монастырь штурмом. Для этого: Командующим назначили Ивана Мещеринова, который прибыл к крепости через Белое море в начале осени 1673 года.

Пётр I и старообрядчество

Основной причиной восстаний в эпоху правления Петра I стала реформаторская деятельность правителя. При Петре I уменьшились гонения на старообрядцев, так как Петр I попытался извлечь выгоду из самого факта существования старообрядцев. Главная» Новости» Итог выступления старообрядцев при петре 1.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий