Новости тамбовские епархиальные ведомости 1861 1917

Тамбовские епархиальные ведомости. — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Первоначально выход был ежемесячный. Тамбовския Епархиальные Ведомости. №20. 14-го мая. 1916 год. Живопись Сретенского храма в городе БОРИСОГЛЕБСКЕ(*). В ряду других уездных городов Тамбовской губернии, в большинстве имеющих своебразную, патриархальную физиономию русског. Тамбовские епархиальные ведомости за 1866 богаделенский дом. Архимандрит Серафим (Соболев) (1881 – 1950), с 1900 по 1917 гг. был редактором «Воронежских епархиальных ведомостей». Например, активно поддержал ведение нового немецкого качества Б Мендельсон. Тамбовские знатоки, тамбовские фасады, тамбовские епархиальные ведомости 1861-1917, тамбовские группировки.

Вышел в свет очередной номер журнала "Тамбовские епархиальные ведомости".

Официальная часть является более стабильной по содержания и мало меняется из номера в номер: 1 высочайшие приказы и распоряжения; 2 указы и распоряжения Святейшего синода; 3 распоряжения обер-прокурора Святейшего синода; 4 местные епархиальные распоряжения и оповещения [1, 235]. Эти рубрики обеспечивали информационный обмен между обществом, духовенством и РПЦ как структурой. Здесь присутствует информация о вакантных местах службы, о новых законах и распоряжениях. Неофициальная часть ориентирована гораздо больше на эмоциональное вовлечение читателя. Рассматривая материалы за 1909 год, мы видим, что в этой структурной части довольно расплывчато выделяются жанры материалов.

Подписка на издание была обязательной для всех приходов епархии, в зависимости от их числа тираж Е. Если в епархии еще не было своих Е. Если в издающей Е.

С революционными потрясениями 1905-1907 гг. Так появились «Саратовский духовный вестник» сент. В 1915 г. Новгороде 1915-1917 , «Варшавский епархиальный листок» и «Холмская церковная жизнь» 1915-1917 , а также «Литовские ЕВ» 1916 - в Москве, «Минские епархиальные ведомости» - в Рязани 1915-1917. После Февральской революции 1917 г. Появились новые заглавия: «Вестник Екатеринославского губернского комитета Православной Церкви» март-авг. В 1917 г.

В 1920-1922 гг. Всего дореволюционные и преемственные издания 1917-1922 гг. Лишь немногие из них имеют подробные общие указатели «Подольские ЕВ» за 1862-1905, «Пензенские епархиальные ведомости» за 1866-1900, «Иркутские ЕВ» за 1863-1904, «Минские ЕВ» за 1868-1897 или указатели к одной из частей к неофиц. Остальные имеют указатели или обзоры содержания только за первые годы издания, указатели статей по определенной тематике, а издания некоторых епархий Варшавской, Владивостокской, Гродненской, Екатеринбургской, Забайкальской, Костромской, Литовской, Могилёвской, Московской, Олонецкой, Псковской, Рижской, Туркестанской, Уфимской, а также Грузинского Экзархата имеют лишь годовые оглавления. Всего в 1860-1916 гг. Издания 1917-1922 гг. В 1922-1928 гг.

Нек-рые из них имели традиц. На заглавиях других отразилось стремление отмежеваться от «церковной контрреволюции»: «Церковное оживление» Одесса, 1922 , «Друг православного народа» Саратов, 1922 , «Голос живой веры» Тамбов, 1922-1923 , «Живая Церковь» Пенза, 1922; Киев, 1922-1923 , «Обновление Церкви» Царицын, 1922; Челябинск, 1923 , «Церковная заря» Вологда, 1922-1923 , «Церковное обновление» Орёл, 1922-1923; Рязань, 1923-1926. В кон. В рус. Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» Париж, 1927-1940, 1946-1959 , «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» Париж, 1947-1989 , неск. По образцу Е. После присоединения униатов к правосл.

Церкви во Львове выходил журнал правосл. После возобновления епархиальной издательской деятельности РПЦ в кон.

Бывают случаи, когда нужен и резкий тон учителя в том случае, когда ученик мало того, что не осознал свои недостатки, а даже услаждается своими мнимыми достоинствами. Пример: цитата из сочинения: «Жизнь человека — не-нормальное явление в мире - так что мне - плакать о по-тере ее?

Говорю, - жизнь человека ненормальное явле-ние в мире, потому что она не может войти в гармонию с другими явлениями мироздания». Замечание учителя на полях: «Зачем так надуваться и притворяться фило-софом». Это замечание выставлено оскорбительным, но там же на полях замечание отца ректора: «Что за чепуха? Принадлежащая отцу ректору заметка также оскорбительна.

Отцу ректору нужно было выставить на вид Педагогическому собранию и свою погрешность. К этому я долгом своим считаю присовокупить, что не со-всем педагогично поступают следящие за деятельностью наставников, когда на ученических сочинениях делают надписи: «Не выправлено, как следует». Это видно не только из того, как сочинения обсуждались на заседаниях Педагогического собрания, но и из увели-чения количества тем сочинений. Если раньше их было три-четыре, то теперь по каждому предмету не менее пяти-шести.

Приведем некоторые темы сочинений, ко-торые давались ученикам в 1881-1882 учебном году. По Священному Писанию им предлагалось ответить: «Как понять и чем объяснить идолослужение Соломона, ко-торое представляется совершенно несообразным с его необычной мудростью? По догматическому богословию преподаватель хотел знать мнение учеников на такие темы: «Рассужде-ние о характере действий Божиего Промысла вообще и о попущении в особенности», «Для чего Бог допускает деятельность злых духов и не стесняет свободы челове-ческого действия? По нравственному богос-ловию ученики должны были разобраться в следующем: «Выяснить понятие формальной и реальной свободы на основе исторического повествования Моисея о проис-хождении и падении первых людей и указать примеры идеальной доброй и злой свободы», «Справедливо ли утверждение: будто бы христианская религия требует любви к Богу и развивает нелюбовь к миру, тормозит прогресс и цивилизацию?

По обзору философских учений надо было знать: «Несостоятельность учения Дарвина о происхождении видов», «Можно ли согласиться с мнением тех, которые отрицают прогресс в философии» и т. Они не были абстрактными, далекими от реальности, а, напротив, приближенными к насущным потребностям и запросам общества. Семинаристам предлагалось най-ти православный ответ на поставленные вопросы, руко-водствуясь Священным Писанием, трудами святых от-цов и ученых-богословов. Еще одно нововведение данного времени - состав-ление преподавателями семинарии отзывов на новые учебники и пособия.

В особенности это касалось посо-бий, издававшихся для изучения классических языков. Эти предметы чаще всего требовали от учителя творче-ской работы и умения правильно и грамотно распреде-лять учебный материал. Такая работа обычно поручалась лучшим преподавателям, и они подходили к ней с боль-шой ответственностью. Вот, например, какой отзыв дал В.

Богоявленский в декабре 1875 года на хрестоматию по греческому языку, составленную Носовым: «Многие переводы статей повторяются; необходимо, по моему мнению, познакомить учеников и с произведениями Арриана и Геродота, писавших на разных диалектах … Можно сократить отдел образцов церковно-греческого языка, если во втором полугодии 4 класса будут уделять 2-3 урока в неделю на перевод экспромтом Евангелия от Луки и Деяния». В первой половине ХIX века в семинарии существовала несовершенная трехбалльная система. Ее сменила еще более неудобная, когда в ат-тестатах выпускников появлялись такие оценки, как: «весьма посредственно», «очень хорошо» и прочие. Ака-демическое правление не раз указывало Семинарско-му правлению, что в аттестате оценки должны выгля-деть определенно, но ситуация не менялась.

Наконец в 1875 году была введена пятибалльная система отметок и приняты правила о том, каких критериев должны придерживаться педагоги при выставлении оценок за ответ. Они состояли в следующем: «5 - за полный, по-следовательный, отчетливый и вполне сознательный при основном знании всего пройденного. В это же время были составлены четкие правила проведения годичных экзаменов: «1. Комиссии, производящие испытания, избираются Правлением в педагогическом собрании и утверждаются епископом.

Комиссия должна состоять минимум из трех человек. Члены Комиссий составляют расписание экзаменов. Комиссии составляют ведомость воспитанников в алфавитном порядке: а средний бал устного отве-та за год, б средний бал за все сочинения, в средний балл за устные ответы и сочинения и оценка за эк-замен, выставляемая экзаменатором и его ассистен-том. В седьмой графе общий средний бал от 1 до 5.

Окончательную отметку выносит Секретарь Прав-ления в особую ведомость. Испытание начинается ответом по билету. Следует обращать внимание на основательность и собственные суждения воспитанни-ков, на степень умственного развития и в какой мере усвоены знания. Если не может ответить - дозволяет-ся взять другой билет, но тогда будут заданы дополни-тельные вопросы.

Если отвечает удовлетворительно, но известен с плохой стороны, то берет 2-й и 3-й билет». Образование по-прежнему оста-валось специально-богословским, однако было углубле-но изучение общеобразовательных предметов, классиче-ских языков, церковного пения, а также расширен круг богословских предметов. Все это гарантировало подго-товку высокообразованных и ответственно относящих-ся к своему делу священнослужителей, стимулировало умственные способности учащихся, расширяло их ду-ховные запросы. Однако, приведя свою учебную систему в соответствие с общим стандартом, Тамбовская семи-нария утратила свою миссионерскую направленность, прекратив изучать языки инородцев, проживавших в Тамбовской губернии.

Объяснительная записка к уставу духовных семинарий 1867 г. Там же. Из истории епархии Священник Василий Гаврилович Сазыкин Человек может годами молиться, ходить в храм, соблюдать установленные посты, но совер-шенно не разуметь, что такое духовная жизнь. Религиозная жизнь вписывается для такого че- ловека в рамки материальной жизни, зачастую подчи-няясь ее законам.

Это время духовной спячки. Иногда сам Господь будит человека особым обстоятельством, и всю жизнь вроде проживший религиозно человек всем сердцем тогда обращается по-настоящему к Богу, и становится священнослужителем. Так, наверное, про-изошло и с Василием Гавриловичем Сазыкиным, быв-шим помещиком, семья которого, как и многие другие, была раскулачена. Говоря о раскулачивании, в России следует выделить два периода государственного насилия: 1918-1921 гг.

В ян-варе 1928 года был обнародован указ «арестовывать спекулянтов, кулаков, других дезорганизаторов», по-сле чего началась и «чистка» крестьянства. Зажиточ-ным крестьянам предлагалось сдать в кратчайшие сроки по заниженным в 3-4 раза ценам сельхозпро-дукцию. Были увеличены налоги с кулаков в 10 раз. В октябре 1929 года была объявлена сплошная кол-лективизация.

Комиссия во главе с Молотовым определила 3 катего-рии кулаков: 1-я — уличенная в контрреволюционной деятельно-сти членов их семей высылали в лагеря с полной конфи-скацией имущества ; 2-я — не ведущая контрреволюционной деятель-ности, но потенциально готовая к ней и являющаяся сверхэксплуататорами они ссылались вместе с семьями в отдельные района ; 3-я — лояльные к режиму подлежали к высылке на худородные земли. Жертвы для раскулачивания определялись на местах коммунистами и бедняками. Четверть конфискованно-го имущества шла в фонд колхоза. Исполнителями акции были действовавшие в каж-дом округе «тройки»: секретарь парткома, председатель исполкома местного совета и местный уполномоченный ОГПУ.

Насильственное раскулачивание вызвало сопротивле-ние крестьян. К началу 1930-х годов произошло около 3-х тысяч массовых выступлений, в которых приняло участие свыше 2-х миллионов человек. Крестьянские ко-митеты составляли адресованные правительству списки требований о возвращении средств производства скота, роспуске колхозов, открытии церквей. Власти приня-ли меры к затуханию крестьянских бунтов, а репрес-сии развернулись с новой силой.

Согласно директиве Г. Ягоды, проведена операция по «изъятию» 60 000 ку-лаков 1-й категории, часть из которых была расстреляна, а другая отправлена на Соловки и в Западную Сибирь. В конце 1931 года 2 800 000 человек были раскулачены, члены их семей заселили непригодные для жизни места в Казахстане, на Урале и в Западной Сибири. Многие из них умерли по дороге туда.

Нам неизвестно, когда и где Василий Гаврилович Са-зыкин принял сан священника. Но в конце 20-х годов XX столетия он служил священником в Никольском храме села Хитрово ныне Рассказовского района. Аре-стован 28 января 1930 года. Сведений о месте захоронения не имеется.

Монахиня Мисаила Зорина. Курские епархиальные ведомости читать. Курские епархиальные ведомости 1990. Воронежские епархиальные ведомости. Газета воронежские губернские ведомости. Епархиальные ведомости картинка. Симбирские епархиальные ведомости фото и картинки. Астраханские епархиальные ведомости. Газета астраханские епархиальные ведомости.

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

Тамбовские епархиальные ведомости. — издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Первоначально выход был ежемесячный. Епархиальные ведомости губерний являлись официальными органами епархий. сканы переведены в текст, текст официальной части выверен. Тамбова День Крещения Руси Восстановление Знаменского храма в р.п. Знаменка День памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона День памяти святителя Питирима Из жизни Мичуринской и Уваровской епархий Митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий. Источники биографических сведений - Архивные источники --- Персональные биографические статьи, монографии --- Литературные и научные труды епископов, выступления, проповеди Приходское и монашествующее духовенство (по епархиям). Источники биографических сведений - Архивные источники --- Персональные биографические статьи, монографии --- Литературные и научные труды епископов, выступления, проповеди Приходское и монашествующее духовенство (по епархиям).

Вышел в свет пятый номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2022 год

издаются еженедельно при Тамбовской духовной семинарии, с 1861 г., под редакцией протоиерея П. Соколова. Тамбовские епархиальные ведомости, № 2, 2009. Тамбовские епархиальные ведомости. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии / изд. канц.

Смотрите также

  • Тамбовские епархиальные ведомости - именной список
  • Епархиальные ведомости.
  • Материалы коллекции
  • Тульские епархиальные ведомости. 1862-1918. Алфавитный указатель статей
  • Черновик истории

Главная навигация

  • Рязанские епархиальные ведомости 1865 1917. Рязанские епархиальные ведомости
  • Форма поиска
  • Фонд 1049 - Коллекция метрических книг церквей Тамбовской губернии
  • Архив номеров
  • 1. Обзор источников и литературы по истории Тамбовской епархии (републикация)
  • "Рязанские Епархиальные Ведомости" в книгах

JavaScript is disabled

Печатный орган Тамбовской и Шацкой епархии. Выходил еженедельно (в 1862–1869, 1873–1892 – 2 раза в месяц, в 1870–1872 – ежемесячно). Архив Тамбовских епархиальных ведомостей. Тамбовская епархия выпустила очередной номер журнала «Тамбовские епархиальные ведомости» №6 (174) 2022. В номер вошли статьи, освещающие жизнь митрополии, а также материалы из истории церкви. 12. Тамбовские епархиальные ведомости, 1861, № 26. 13. Сайт филиала МБОУ Сосновской СОШ №2 в с. Новое Грязное. 14. Списки населённых мест Сосновского района 1939 года. Узнайте значение словаТамбовские епархиальные ведомости в различных словарях, в том числе и вЭнциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Разделы каталога

  • Тамбовские епархиальные ведомости - фото сборник
  • Заказать исследование родословной
  • Вышел в свет восьмой номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2023 год
  • Вышел в свет пятый номер Тамбовских епархиальных ведомостей за 2022 год

Тамбовские епархиальные ведомости, № 10, 2009

Эти рубрики обеспечивали информационный обмен между обществом, духовенством и РПЦ как структурой. Здесь присутствует информация о вакантных местах службы, о новых законах и распоряжениях. Неофициальная часть ориентирована гораздо больше на эмоциональное вовлечение читателя. Рассматривая материалы за 1909 год, мы видим, что в этой структурной части довольно расплывчато выделяются жанры материалов. Показать больше Фрагмент для ознакомления 3 1.

В среде простого народа имя его было необычайно популярно: ни одного несчастного не оставил он без нравственного или материального утешения.

Мягкость, доброта, отеческая забота — основный черты правления епископа Николая, отличающие его от предшественников. И такое отношение простиралось и на сектантов, которых Преосвященный старался больше увещевать, чем принимать к ним меры административного воздействия. По этому поводу епископ находился в некоторой конфронтации с тамбовским губернатором П. Булгаковым, последний: «Жаловался на равнодушие епархиального начальства к распространению вредных сект». И хотя дело это закончилось в пользу епископа тем не менее Св.

Синод поставил епископу на вид: «медленность его». Еще одна сторона деятельности епископа Николая - проповедническая. В историю епархии он вошел как «тамбовский златоуст». Его проповеди производили огромное впечатление на представителей различных слоев населения. Это, пожалуй, единственный тамбовский епископ, проповеди которого были изданы в Тамбове отдельной книгой.

Последние шесть лет епископ сильно болел и практически не исполнял своих обязанностей. Другой современник епископа протоирей Виктор Певницкий отзывается об этом периоде более резко: «Епископ Николай перестал заниматься делами сам и все отдавал на волю консистории. Резолюции его на всех бумагах были всегда одни и те же самые лаконические и механические: «в консисторию», «пусть рассмотрит консистория», «исполнить», «утверждается». Для всех было непонятно и удивительно, как это епископ Николай, с большими достоинствами, умный, ученый, стоявший во главе академии, как достойный ее профессор и ректор, голова светлая, с сердцем добрым, в управлении Тамбовской епархией мог окружить себя личностями бездарными, с низкой нравственностью, без образования, жадными и до денег и до водки! Совершенно необычное явление в ряду тамбовских архиереев представляет епископ Феофан Говоров правивший епархией всего четыре года с 1859 г.

После Тамбовской кафедры он еще три года правил Владимирской епархией, а затем, добровольно отказавшись от епископской власти, провел оставшиеся 28 лет жизни в монастыре в числе братии Вышенской пустыни Тамбовской епархии. Сам он решение свое объяснял так: «Я ищу покоя, чтобы покойнее предаться занятиям желаемым 9духовному писательству , но не дилетанства ради, а с тем непременным намерением, чтобы были и плоды трудов небесполезные и не ненужные для Церкви Божией.. Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить». Служение это принесло гораздо больше пользы. Писательская и пастырская деятельность святителя оказала огромное влияние на религиозную жизнь в России.

Смирнов [24]. Современники архипастырскую деятельность епископа Феофана воспринимали неоднозначно, так тот же Певницкий писал: «Человек, впрочем, он очень умный и большой богословской начитанности и знания, но созерцатель и мистик, аскетического характера и направления. Место его — на поприще учебного кабинетного писателя или ученого аскета в монастыре, а отнюдь не на административном поприще архиерея, на котором он оказался совершенно не способным, по своему созерцательно-отвлеченному направлению, при отсутствии реального практицизма». Хотя с мнением этим можно и не согласиться, так как протоиерей сравнивает святителя с его предшественником епископом впоследствии митрополитом Московским Макарием Булгаковым , который видимо больше импонировал заслуженному протоиерею своими «манерами благовоспитанного аристократа», [21] но для Тамбова за краткий срок своего правления владыкаМакарий практически ничего не сделал, разве что начал у нас писать свою многотомную историю Русской Церкви. А вот при епископе Феофане было заложено здание Тамбовского Епархиального женского училища 1863 г.

Еще один владыка, который не так долго пробыл на Тамбовской кафедре епископ Палладий Раев , в будущем митрополит Санкт-Петербургский. Правил он нашей епархией с 24 июля 1873 по 9 сентября 1876 гг. Ни один тамбовский архиерей до епископа Палладия и после него не заслужил, столь противоречивых оценок со стороны современников. Вот что о нем писал протоиерей Певницкий: «Его неугомонное искательство вследствие внутреннего его честолюбия, всего большего и лучшего, и это ему удивительно легко удавалось. Из всех архиереев, каких я знаю в своей современности, это удачник первой масти.

Он прозорливо усматривал скорее всякого все моменты и шансы, способствовавшие карьере, ловил их вовремя и ловко ухитрялся поворачивать их в свою пользу. Палладий в свое трехлетнее пребывание в Тамбове не сделал ровно ничего жизненного и плодотворного для епархии.

Семинарское управ-ление, его кадровая, административная, финансовая, экономическая деятельность не были сосредоточены в руках одного человека.

В случае нарушения положений Устава всегда имелась возможность аппеляции к выс-шей инстанции. Во главе семинарии находилось Правление, состояв-шее из ректора, инспектора и эконома. На них возла-галась вся ответственность по управлению семинарией.

Каждый из них был наделен определенными полномо-чиями и осуществлял свои функции в строгом соответ-ствии с ними. Главное должностное лицо семинарии - ректор - пре-жде всего наблюдал за учебной частью. При этом, как подчеркивал Устав, он являлся руководителем «и про-чих частей управления и всех чиновников»1.

Ректор на-значался на свою должность епархиальным архиереем. Его кандидатура должна была быть одобрена Академи-ческим Правлением. Если же Управляющий епархией намеревался освободить ректора от должности, то на это также было необходимо получить согласие Акаде-мического Правления.

Епархиальный архиерей являлся для ректора прямым начальником, но в случае наруше-ния ректором каких-либо правил архиерей не мог его наказать без разрешения Комиссии духовных училищ. На ректорскую должность мог быть определен человек, имевший священный сан и степень магистра богословия. Боялись его не одни ученики; по-баивались и инспектор, и все наставники и держали себя перед ним в струнку»6.

Как уже было сказано устав 1814 года структуриро-вал учебную систему, выделив в ней четыре уровня об-разования от низшего к высшему и дав каждому из них собственное управление. По отношению к уездным учи-лищам за семинарией оставалось право ревизовать учи-лища, наблюдать за производимыми в них экзаменами, назначать учителей, контролировать их деятельность, принимать решение об их награждении. В свою очередь ректора училищ должны были представлять в семинар-ское Правление годовую ведомость об успеваемости, формулярные списки на учителей, отчеты о расходова-нии денежных и материальных средств.

Духовные училища должны были быть отделены от семинарии, но в Тамбове, в силу разных обстоятельств, они долгое время располагались вместе с семинари-ей и окончательно были отделены от нее лишь к 1841 году. В 1825 г. Инспектор постоян-но контролировал их поведение, однако он «сам собою не мог вводить ничего нового.

Он должен представлять-ся с мнением своим Правлению»3. Ежемесячно на рас-смотрение Правления инспектор представлял таблицу поведения учеников семинарии. Эконом семинарии ведал экономической частью.

Он назначался на свою должность архиереем по пред-ставлению ректора из преподавателей семинарии или священников, проживавших в губернском центре. Все семинарские средства хранились в Духовной консисто-рии. По доверенности Правления эконом ежемесячно получал необходимую сумму для нужд семинарии и раз в месяц отчитывался перед Правлением о произведен-ных расходах.

Эконом также выдавал жалование препо-давателям, закупал продукты питания, нанимал рабочих для ремонта зданий, следил за пожарной безопасностью и состоянием классов и комнат в общежитии. По-разному складывались отношения Тамбовских епископов и ректоров. Так, епископ Иона Васильев-ский смог назначить на должность ректора своего кан-дидата - архимандрита Иасона Никольского , который управлял семинарией до 1826 года.

Взаимодействие его с архиереем были почти идеальными. Епископ Арсений Москвин был недоволен деятельностью ректора архи-мандрита Адриана Тяжелова , занимавшего эту долж-ность в 1833 - 1841 годах. Однако поменять ректора епископ не смог и все время своего управления Тамбов-ской епархией мирился с пребыванием архимандрита Адриана на этой должности.

Епископ Николай До-брохотов поступил так же, как в свое время епископ Иона Васильевский , и прибыл на Тамбовскую кафедру со своим сослуживцем - бывшим инспектором Санкт-Петербургской Духовной академии архимандритом Иоасафом Покровским , который и стал ректором Тамбовской Духовной семинарии4. В исследуемый период семинарией в Тамбове управ-ляли выдающиеся личности. Архимандрит Анастасий Ключарев был ректором с 1828 по 1833 годы.

В 1833 году он был вызван из Тамбова в Санкт-Петербург и 13 мая 1834 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, а 22 мая 1837 года стал епископом Екатеринославским и Таганрогским5. Архи-мандрит Платон Фивейский , будущий архиепископ Костромской, был ректором Тамбовской семинарии с 1847 по 1852 гг. Оба ректора оставили о себе добрую память у воспитанников.

Об архимандрите Платоне протоиерей Виктор Певницкий, в частности, вспоми-нал: «Он принес и оставил много доброго и полезного в семинарии. Человек он был умный, ученый и добрый, мягкосердечный, но вспыльчивый. Ученики его боялись, но при этом все были к нему расположены за его серьез-ное, строгое, но сердечное отношение к ним.

Управле-ние семинарией он крепко держал в своих руках, и сам зорко следил за всем. В конспекте ука-зывались программа уроков, количество часов, необ-ходимых для освоения той или иной темы, пособия, используемые при изучении данного предмета. По окон-чании учебного года составлялось обозрение уроков, то есть отчет о том, что пройдено из предлагаемой программы, а что нет и почему.

В низшем отделении изучалась словесность. Мно-го внимания уделялось теории словесности и основам стихосложения. В качестве образцов рекомендовались древние классические авторы, Священное Писание, тво-рения святых отцов.

Однако в действительности все вы-глядело не так идеально. Дубасов вспоминал: «Нас совершенствовали в долблении записок об источниках изобретения, о тропах и фигурах. Что же касается до литературных образцов, то они тщательно от нас были скрываемы»11.

Результатом такого теоретизирования «было то, что мы, не выработав у себя ясной и толковой речи, привыкли к самому необузданному фразерству»12. На этом же отделении начинали изучать граждан-скую историю и историю Церкви. Цель изучения исто-рии определялась так: «Чтобы каждое происшествие, замечательное в бытиях мира уметь отнести к свое-му времени и месту и связать его с обстоятельствами современности»13.

Изучение истории было сопряжено и с изучением географии. Также в курс наук низшего от-деления входило изучение математики и физики. Среднее отделение по-прежнему называлось фило-софским.

Курс наук состоял из логики, психологии, метафизики, обозрения философских учений. Особое внимание уделялось рассмотрению философской терми-нологии и различных философских систем. Изучая фило-софию, ученики должны были исходить из следующего наставления: «Все, что несогласно с истинным разумом Священного Писания, есть сущая ложь и заблуждение и без всякой пощады должно быть отвергаемо».

Поми-мо указанных предметов первые четыре года изучалось Священное Писание, гомилетика, а со среднего отделе-ния - литургика, герменевтика и библейская история. На высшем отделении занимались преимущественно следующими науками: основным, догматическим, нрав-ственным, пастырским, обличительным богословием. Кроме того, продолжались изучаться курсы гомилетики и литургики.

На этом отделении воспитанники семина-рии обязаны были подготовить и произнести две пропо-веди в храме. В семинарии продолжали изучать древние языки - ла-тинский и греческий. На высшем отделении дополни-тельно изучали еврейский язык, а также один из новых языков - немецкий или французский.

В отношении но-вых языков требовалось лишь понимание их и умение переводить. Особенностью Тамбовской Духовной семинарии это- возведен. Наблюдение за строительством осуществлял эконом семинарии иерей Стефан Березнеговский, а смотрителем за постройкой был назначен иеромонах Варлаам.

Фундамент и стены корпуса возводил подряд-чик из Владимирской губернии; все внутренние работы осуществляли рязанские мастера. Местоположение кор-пуса неизвестно, но, судя по всему, он находился с юж-ной стороны главного семинарского корпуса. В новый корпус, согласно решению семинарского Правления от 18 июля 1825 г.

Остающиеся праздными нынешние классные комнаты и нынешнюю столовую обратить в комнаты для жительства воспитанников»7. В январе 1826 года новый корпус был практически готов, и Прав-ление семинарии наняло бригаду рабочих из Тамбова для окончательной отделки здания снаружи и внутри. Эконом семинарии сообщил Правлению о полной го-товности нового семинарского корпуса для приема вос-питанников 22 ноября 1826 года8.

Устав определял цель духовного обучения так: «Оно должно образовать благочестивых и просвещенных служителей Слова Божия»9. Весь учебный семинарский курс разделялся на три отделения: низшее, среднее и высшее -по два года обучения в каждом. Изучаемые в семинарии науки делили на классы: философских наук, физико-математических наук и т.

На всех отделениях обучение осуществлялось по строго определенным учеб-никам и учебным пособиям. Учитель семинарии обязан был не просто объяснять урок, а помогать «развитию ума» у воспитанников. Поэ-тому в семинариях не была принята лекционная форма подачи учебного материала; она, напротив, запрещалась уставом.

Следовало проводить уроки в форме вопросов и ответов, причем особое внимание уделялось написанию воспитанниками сочинений, которые тщательно разби-рались учителем. На дом задавалось чтение из учебника для заучивания наизусть, а затем в классе ученик отвечал домашнее задание. Бывший воспитанник семинарии Николай Евгенов, однако, вспоминал, что дома они де-лали только письменные упражнения, но не читали, по-скольку библиотека состояла из книг на латинском язы-ке, которые они изучали в классе.

Каждый урок начинался с молитвы «Царю Небес-ный», а заканчивался молитвой «Достойно есть». Учени-ки отделений до 80 человек в каждом закреплялись по 3-4 человека за лучшими воспитанниками, которых на-зывали «авдиторами» от латинского audio — слушать. Учитель начинал урок с просмотра указанных «нотатов».

Он также написал и издал в 1838 году первую грамматику мордовского языка16. Безвременная кончина педагога и лингвиста, последовавшая, вероятно, около 1840 г. В группу мордовского языка были набраны семинаристы хоть как-то знакомые с мордовским наречием.

Как видно из обозрения класса мордовского языка, в течение 1834 - 1835 гг. К концу года было переведено еще четыре главы. Дальнейшую работу Орнатова продолжил наставник Николай Тюменев, который перевел на мор-довский язык все четыре Евангелия.

Изучение языка та-тар и мордвин в Тамбовской Духовной семинарии про-должалось вплоть до 1867 года. Преподавательский состав семинарии этого времени в основном состоял из выпускников духовных акаде-мий. На свои должности учителя назначались семинар-ским Правлением по представлению Академического Правления.

Выпускник академии со степенью магистра богословия назначался на свою должность со званием профессора. Даже имея академический диплом и реко-мендации, кандидат на должность обязан был провести две пробные лекции, по результатам которых Правле-ние решало - принять его или нет. Преподавателям клас-сических языков в помощники из старших воспитан- го времени являлось преподавание татарского и мордов-ского языков.

Татары и мордва проживали в основном в северных уездах губернии: Спасском, Темниковском, Шацком и Елатомском. Отдельные поселения татар имелись в Тамбовском, а мордвы - в Кирсановском уез-дах. В миссионерских целях еще в 1820-х гг.

По поводу открытия мордовского класса в рапорте се-минарского Правления на имя Тамбовского епископа писалось следующее: «Класс мордовского языка ныне же открыт в высшем отделении в одни и те же часы, в которые бывает класс татарского языка, так чтобы уче-ники по своему произволу обучались или татарскому или мордовскому языку. В класс мордовского языка опреде-лить наставника и профессора церковно-исторических наук и греческого языка Павла Орнатова, как знающего мордовский язык. Орнатову поставить в обязанность, чтобы он: преподал мордовскую грамматику, составил краткий мордово-русский словарь, грамматически разо-брал катехизис, и заставил их выучить оный, перевел чин церковной исповеди и из Нового Завета - Евангелие от Матфея со славянского на мордовский, и, наконец, приучил их к мордовскому разговорному языку, так чтобы они могли изъясняться на нем с мордвинами»14.

Таким образом, перед первым преподавателем мордов-ского языка Павлом Петровичем Орнатовым ставилась настоящая исследовательская задача. Не имея под ру-кой ни учебников, ни словарей, он должен был выпол-нить все это сам. Очерки из истории Тамбовского края.

Тамбов, 2006.

К сим книгам села Новой Грязновки Явленский поп Иларион руку приложил». В 1709 году на средства прихожан была построена Казанская церковь, деревянная, холодная. Впоследствии Новое Грязное заселяли служилые люди казаки, солдаты. В 1710 году в 103 домах здесь жили 440 человек.

В 1745 году население составляло 264 чел. Пашни 1344 и лесу 66 десятин". В списках населённых мест Тамбовской губернии по сведениям 1862 года именуется как казенное село Новое Грязное при рч. В нём было 146 дворов с населением 1416 человек мужчин — 690, женщин — 726. В селе располагались церковь, купоросный завод и мельница.

Купоросный завод принадлежал купцам Порошиным, затем купцам Котельниковым. В 1880 году в Новом Грязном было 220 дворов, а население составляло 1843 человека. До начала 1880-х годов в селе работала водяная 2-этажная, деревянная мельница. По данным переписи 1897 года в Н. Грязном проживало 1950 человек мужчин — 903, женщин — 1047.

В 1910 году домохозяйств было 331, земли — 3338 десятин. В историко-статистическом описании Тамбовской епархии 1911 года сообщается, что в Новом Грязном насчитывалось 300 дворов с населением 2160 человек мужчин — 1063, женщин — 1097. Крестьяне имели по 20 саженей земли на душу в каждом поле. Школ в селе было две: церковно-приходская, смешанная и земская. Имелось церковно-приходское попечительство.

В 1914 году население составляло 2392 человек мужчин — 1195, женщин — 1197. Земли было 3265 десятин. В 1917 году в селе проживало 2461 человек.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий