Новости службы первой седмицы великого поста читать

Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. В первую пятницу Великого поста вспоминается чудесная помощь великомученика Феодора Тирона постящимся христианам в 362 году, когда император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты. Прошла первая неделя Великого поста. Господь дал и в этом году попоститься, помолиться, походить в храм на Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста

Великим постом с понедельника по четверг первой седмицы на великих повечериях читается покаянный канон святого Андрея Критского. В Свято-Успенском кафедральном соборе богослужения будут совершаться вечером 27, 28 февраля, 1 и 2 марта, начало в 18.00. В первую пятницу Великого поста вспоминается чудесная помощь великомученика Феодора Тирона постящимся христианам в 362 году, когда император Юлиан Отступник на первой седмице Великого поста приказал тайно окропить все продукты. Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста? Первое чтение канона святого Андрея Критского начинается в понедельник на первой седмице Великого поста. На первой Пассии Великого поста читают главы 26 и 27 Евангелия от Матфея. Прошел первый день Святой Четыредесятницы, вычитан Великий Покаянный Канон, положенный для чтения в понедельник.

Особенности Богослужения Великого Поста

Первая неделя Великого поста носит название «Торжество православия» и посвящена победе Православной Церкви над различными ересями. С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня. Первая великопостная седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужения — особенной продолжительностью. Среди других постов церковного года Великий пост выделяется в первую очередь своими богослужениями.

Что такое первая седмица

  • Уставные богослужения первой седмицы Великого поста - Lavra
  • Службы первой седмицы Великого поста. Книга первая, Коллектив авторов – скачать pdf на ЛитРес
  • Устав-схема служб Великого поста
  • Наши сообщества

Боковое меню

  • диак. Владислав Фефелов
  • На какие даты выпадает первая неделя Великого поста в 2024 году
  • КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
  • Первая седмица Великого поста. О чем не забыть
  • Службы первой седмицы Великого поста. Службы Страстной седмицы. В 4-х книгах

Страстная седмица: что ни в коем случае нельзя делать в самые строгие дни Великого поста

Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу. Как правило, служится 4 воскресенья Великого поста подряд, начиная со второго. В сам праздник 23 марта служится литургия свт. Иоанна Златоуста. В 2024 году на этот же день переносится служба 40 Севастийским мученикам. Утром совершается заупокойная Божественная литургия, после которой служат общую панихиду. Обычно на Великий пост выпадает три Родительских субботы. В 2024 году — вторая суббота попадает на предпразднество Благовещения Пресвятой и заупокойное богослужение отменяется. Переноса не предусмотрено. После литургии Василия Великого служится особый чин Торжества Православия.

Поэтому в первые пять дней поста, по Иерусалимскому типикону уставу , в православных церквях читается Великий канон большая молитва Андрея Критского. Канон Андрея Критского, богослова и святого VIII века в целом никак не связан с Великим постом, однако его тема - необходимость покаяться, пока есть время - коррелирует с тематикой первой седмицы Великого поста. Верующим в первую неделю поста предписывается покаяться за все совершенные за последний год с прошлой Пасхи грехи и подготовить себя к преодолению соблазнов на духовном пути. В народе первый день Великого поста называется Чистый понедельник. В этот день издревле запрещалось есть скоромную животную пищу, которая осталась после Масленицы, а хозяйки делали в доме тщательную уборку. Считалось, что как первый день поста, так и вся неделя, которая носит название Федоровой недели, посвящена очищению: многие ходили в баню, чтобы смыть с себя грехи, в том числе предыдущей масленичной недели. Молится в эту неделю полагалось великомученику Феодору Тирону. Кто такой Феодор Тирон? В субботу первой седмицы, которая в этом году выпадает на 23 марта православная церковь вспоминает великомученика Феодора Тирона.

Размещено на 17. В 2024 году на первой седмице Поста в нашем храме службы совершаются утром и вечером каждый день, кроме пятницы. За это время будет дважды прочитана вся Псалтирь. Поэтому, берите с собой Псалтирь — читать завтра начнем с 4й кафизмы. Службы с утра непростые, длятся долго, с 8 утра и примерно до 13.

Но не это главное. Ключ к пониманию Канона Андрея Критского в том, чтобы в библейских героях, в их падениях и подвигах увидеть свое падение и возможность восстания. Святой Андрей рассказывает историю мира, отпавшего и возвращающегося к Богу, которая в то же время есть история души каждого из нас. Потому что каждая душа проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором. Но как же увидеть в героях Библии самого себя? Вот мы читаем в самом начале Канона: «Вместо Евы чувственный мысленная ми бысть Ева, во плоти страстный помысл, показуяй сладкая и вкушаяй присно горькаго напоения». Что все это значит? Пример Евы увлек Адама к греху. Так же каждого из нас влечет к греху мысленная Ева — страстный, грешный помысел. Пока страсть у человека не удовлетворена, он страдает, мучается. С удовлетворением страсти он надеется получить удовольствие, избавление от мучений.

Начался Великий пост: особенности богослужения

Последования служб Первой седмицы Великого Поста – Храм Введения Пресвятой Богородицы в Вешняках Предыдущая записьПротоиерей Владимир Долгих: План-конспект на Великий пост от преподобного Ефрема Сирина Следующая записьСлово во вторник первой седмицы Великого поста.
Устав-схема служб Великого поста Митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий 2 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, молился за уставным богослужением в храме Феодоровской иконы Божией Матери на архиерейском подворье.

Новости по теме

  • Форма поиска
  • На какие даты выпадает первая неделя Великого поста в 2024 году
  • Все знают, что Великий пост начинается с понедельника. Почему?
  • Богослужения 1-й Седмицы Великого поста
  • Что читают в понедельник первой седмицы Великого поста?

🌿КАКИЕ СЛУЖБЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА В 2024 ГОДУ НЕ ПРОПУСТИТЬ

Но нельзя научить тому, чего сам не умеешь. Великий канон — это плод покаяния, который принес Богу святой Андрей. О событиях Священной истории св. Андрей говорит как о событиях своей жизни и не находит в ней ни одного грешника, на которого сам не был бы похож.

Но человеку, который отваживается на покаяние — честную, без самооправдания, оценку себя — Господь дает возможность измениться. Этот путь — от отчаяния к надежде — и прославляет Великий канон. Фото с сайта skyscrapercity.

Все это — реальные герои Священного писания, история жизни которых нам здесь приоткрывается. Но не это главное. Ключ к пониманию Канона Андрея Критского в том, чтобы в библейских героях, в их падениях и подвигах увидеть свое падение и возможность восстания.

Святой Андрей рассказывает историю мира, отпавшего и возвращающегося к Богу, которая в то же время есть история души каждого из нас.

И от этого состояния, когда, вроде как, не можем ничего сделать, мы приходим в уныние. Ведь мы находимся в праздности, празднословии, в суетных делах, которые отвлекают нас от того состояния, до которого мы дошли. Весь современный мир направлен на то, чтобы человек сжигал свое время, чтобы не жил настоящей жизнью, чтобы он находился в праздности.

Для этого есть радио, телевизор, телефон, всевозможные гаджеты и интернет. Человек столько времени проводит в праздности, что не замечает, как быстро проходит его жизнь. Человек перестал ценить время. Время молодости нужно направить на то, чтобы что-нибудь в своей жизни сделать.

Чтобы подняться из-за компьютера, потому что информация, которая вливается в душу человека, не всегда бывает полезной, а по большей части - вредна. И человек не может помочь своему ближнему, не может уделить другому внимание. Уже дошло до того, что мы перестали общаться друг с другом. Люди перестали сострадать другу другу.

Все происходит как будто на экране, как будто это не в нашей жизни происходит. Горе не касается нашего сердца, мы становимся не милосердны. Итак, от праздности рождаются все наши беды. Если человек в бездействии и ничего не предпринимает, то даже Господь не может ему помочь.

Поэтому преподобный Андрей Критский и говорит, чтобы мы воспряли, поднялись, сделали первый шаг, чтобы мы вышли из праздного состояния. И когда мы будем искать, что бы сделать такого, чтобы принести какую-то пользу, чтобы душе была отрада, чтобы не было стыдно за свои поступки, за свою жизнь, за то короткое время, которое мы находимся на этой земле; когда мы будем по-другому относиться к времени, которое нам определено, когда будем спешить делать добро, тогда будет на душе радость и не будет никакого уныния, которое приходит из-за праздности. Когда мы не будем терять время на развлечения, тогда мы сможем проводить его с Тем Единым, Кто дает силу для борьбы со страстями. Мы сможем проводить время в делании, которое приносит пользу.

Авксентия, равноап. Кирилла, учителя Словенского, Высокопреосвященнейший митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор разделил с клириками и мирянами покаянное молитвенное предстояние перед Господом в Свято-Успенском кафедральном соборе города Смоленска. Молитвенные песнопения исполнил смешанный хор Смоленской Православной Духовной семинарии регент — Ольга Новикова.

Амвросию Оптинскому во Введенском соборе 14:00 — Водосвятный молебен в Преображенском храме 14:30 — Молебен с каноном прпп.

Антипы, еп. Совершается Литургия Преждеосвященных Даров. Василия исп.

Первая неделя Великого поста-2024: как называется, правила и запреты

WebTypikon автоматически формирует уставные указания и полный текст службы на любой день любого года. С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня. Первая седмица Четыредесятницы (сорока дней поста) длится не семь, а шесть дней, с 18 по 23 марта, до первой недели (воскресенья) поста. первая седмица Великого поста: информация о службах в храме и трапезах по Типикону. На первой Пассии Великого поста читают главы 26 и 27 Евангелия от Матфея. С понедельника по пятницу первой недели Великого поста утром совершаются службы утрени, первого, третьего, шестого часа, последование изобразительных, а также девятый час и вечерня.

Как и когда читается канон святого Андрея Критского?

Эта служба получила название «Марииного стояния», поскольку совершается накануне Недели преподобной Марии Египетской и, одновременно, символизирует покаянный подвиг святой, проведшей в молитве среди пустыни многие десятилетия. Многих путает слово «неделя», которое в церковнославянском языке имеет значение «воскресенье», русское же слово неделя переводится на язык предков как «седмица». Литургия Преждеосвященных Даров — 9 и 11 марта среда и пятница В будние дни Великого поста Божественной Литургии не положено! И богословы называют именно это ограничение важнейшим для христианина в дни Четыредесятницы. Взамен христианам на службе и не каждый день предлагаются Святые Дары, освященные ранее на литургии.

На первой седмице Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и в пятницу утром. Поскольку в древности такая литургия совершалась вечером, иногда на приходах священники пытаются поддержать старую традицию, и причащают верующих на вечернем богослужении. Молебное пение великомученику Феодору Тирону — 11 марта пятница После Литургии Преждеосвященных Даров в этот день совершается молебен в память великомученика Феодора Тирона, а сам день памяти отмечается в первую субботу Великого поста, когда служится Литургия Иоанна Златоуста.

Прежде всего это Священное Писание. Молясь на Великом каноне, мы слышали множество имен — одни нам знакомы, другие нет. Часто даже когда речь идет о знакомых нам личностях из Ветхого завета, мы помним только основные факты их биографии, то есть то, что должны знать дети, почитав детскую Библию.

Этого недостаточно, братья и сестры. Покаянный канон напоминает нам о жизни великих людей. Только напоминает, и каждое напоминание, каждое святое имя — Авраам или Иов, Исаак или Ной, или Авель — должны сейчас же воскресать в нашей памяти всю их святую жизнь. Постарайтесь прочитать первые две книги Библии — Бытие и Исход. По объему они не очень большие, но польза от них велика. Конечно, нам нужно хорошо знать Евангелие.

По церковному уставу Евангелие должно прочитываться целиком на Страстной седмице. По немощи же нашей мы распределяем это чтение на весь великопостный период, начиная со второй седмицы. Великим постом должно быть прочитано все Четвероевангелие. Хорошо бы с самого начала поста составить для себя план, включив чтение той или иной книги Священного Писания. Нужно смотреть в конец того пути, по которому идем, как говорят спортсмены, «чувствовать дистанцию». Вспомните, как мы проживали время Великого поста в прошлом году?

В позапрошлом? Обычно, на первой седмице мы со всем жаром отдаемся молитве, посту, к субботе немножко остываем, давая себе отдых, на второй седмице тоже отдыхаем в надежде потрудиться на следующей. А на следующей нас захватывают разные дела и мы приходим в себя только к концу Великого поста, с сожалением отмечая про себя, ну вот опять… Чтобы этого опять не случилось, надо пройти не ослабевая весь семинедельный период, чтобы на каждый день у нас было маленькое молитвенное правило или не маленькое — среднее, чтобы у нас было какое-то духовное чтение, чтобы мы подкрепляли себя причастием Святых Христовых тайн. Не случайно на каждой неделе Великого поста, не смотря на то, что Литургия не служится, Церковь совершает Литургию Преждеосвященных Даров, чтобы мы, ослабевающие телесно и духовно, могли подкреплять себя Благодатью Святых Христовых тайн.

Церковные правила в отношении питания в Великий пост достаточно строги, особенно в первую седмицу: в понедельник есть запрещено во вторник и четверг можно есть вареную пищу, приготовленную без масла среда и пятница - дни сухоядения, то есть употреблять можно только те продукты, которые не подверглись термической обработке в субботу разрешается употреблять в пищу постное растительное масло. Обычные люди миряне зачастую не отказываются от растительного масла, а также фактически не практикуют сухоядение. Если кратко, в пост можно есть все, кроме: мяса и мясных продуктов сосиски, например, или колбаса рыбы кроме дней Благовещения и Вербного Воскресенья яиц молока. Если вы решили держать пост с соблюдением этих правил, следует также обращать внимание на состав продуктов, которую вы покупаете: нередко в готовых продуктах, даже которые кажутся на первый взгляд постными, содержатся животные жиры. ВАЖНО: Богословы, священнослужители и врачи не рекомендуют усердствовать с соблюдением поста тем, для кого он может быть опасен с медицинской точки зрения. Начинать пост в первую седмицу нужно с осторожностью, чтобы не навредить организму.

Для этого следует придерживаться простых правил: распланируйте приемы пищи и заранее составьте меню пейте побольше воды, чтобы избежать обезвоживания снизьте физическую нагрузку, если чувствуете, что вам не хватает энергии. Первая седмица поста - важное время, предписывающее отказ от прихотей, умеренность в развлечениях, признание собственных ошибок, а также искреннее раскаяние. Это довольно непросто, но не стоит отчаиваться, если не все получается сразу, ведь, согласно христианскому вероучению, Господь принимает всех.

Владыка Исидор преподал участникам богослужения архипастырское благословение. Сегодня вечером в Свято-Успенском кафедральном соборе будет совершено чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Начало Богослужения в 18:00.

Понедельник первой седмицы Великого поста

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской, пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию. Великий канон завершается тропарями в честь его творца — святого Андрея Критского.

По церковной традиции в этот день в храмах происходит освящение колива, а в первое воскресенье седмицы совершается чин Торжества православия, установленный еще в 842 году в честь восстановления почитания святых икон. Питание Правила поста регулирует «Типикон» — церковный устав, который, по сути, был писан для монастырей.

Но известно, что вначале пост по Типикону соблюдался и простыми христианами вне монастыря. Питание по уставу кратко выглядит так: понедельник, среда, пятница — сырая пища без масла, один раз в день; вторник, четверг — варёная пища без масла, один раз в день; суббота кроме страстной , воскресенье — варёная пища с маслом, можно вино. Тушеная капуста Во время Великого поста следует полностью исключить из рациона: мясо, птицу, полуфабрикаты и колбасные изделия; молоко и кисломолочные продукты, включая сыр, масло, соусы сливочные; яйца и все продукты с их содержанием; сдобные и кондитерские изделия; алкогольные напитки кроме вина в отдельные дни. Первая седмица Великого поста отличается особой строгостью, церковь в первые два дня рекомендует и вовсе отказаться от пищи.

Первый день Великого поста, по монастырскому уставу, ничего не едят и не пьют. На Руси же в этот день пили компоты. В народе он называется Чистый понедельник — символ духовного очищения от масленичных гуляний и очищения тела постом и походом в баню, также принято было убираться в доме.

Богородичен первого канона не читается. В песнях без трипеснцев оба канона Минеи поются на 8 тропарей. Стихи библейских песней после ирмоса поются от отметки «на 8», предваряемые не входящим в счет ирмосом канона первого святого. В 3-й кроме среды и в 6-й песнях ирмос первого канона Минеи поется в начале песни, а ирмос канона второго святого — на катавасию. Богослужебный Устав предполагает, что и библейские песни и тропари канонов в течение всего года поются.

Однако из-за сложности, канон в Великом посту обычно читают два чтеца: один — библейские песни, другой — тропари канона Минеи и трипеснцев. Вторая песнь стихословится только по вторникам Четыредесятницы. Песни, в которых нет трипеснцев, поются «На 4» тропаря, ирмосы в этот счет не входят. В 1-й, 4-й, 5-й и 7-й песнях ирмосы предваряют пение тропарей, а в 3-й кроме среды и 6-й служат катавасией и поются только по окончании тропарей. По 3-й песни — ектения малая. Седален святого. По 6-й песни — ектения малая. Кондак и икос Минеи если есть.

Каждая из служб суточного круга претерпевает некоторые изменения в своем чине. Наиболее характерной особенностью является чтение в конце каждой службы суточного круга молитвы прп. Ефрема Сирина с поклонами.

И вообще одной из характерных особенностей Богослужений Великого Поста является обилие земных поклонов. Между прочим, земные поклоны полагаются отнюдь не только на «Господи, Владыко живота моего…» Вопрос: каков смысл совершения Литургии Василия Великого в воскресные дни, а в субботние — Литургии Иоанна Златоустого? Почему не наоборот?

Ответ: не надо забывать, что, согласно церковному преданию, Литургия Иоанна Златоустого есть некоторое сокращение Литургии Василия Великого. Поэтому в те дни, когда от нас требуется сугубая молитва, совершается Литургия Василия Великого. Понятно, что воскресный день во всех отношениях превосходит день субботний, поэтому по воскресным дням Великого Поста совершается Литургия Василия Великого, а по субботним — полная «обычная» Литургия, т.

Литургия Иоанна Златоустого. Потому что Вербное Воскресение ни при каком исчислении не причисляется к Великому Посту. Еще одна важная особенность, относящаяся не к данной службе суточного круга, а ко всему суточному кругу в целом: особый устав чтения Псалтири.

Пока скажу лишь, что Великим Постом прочитывается в течение седмицы не 20, а 40 кафизм, т. Псалтирь прочитывается не единожды, а дважды за седмицу. Это достигается вследствие двух причин: — на великопостной утрени прочитывается не две, а три кафизмы; — кафизмы читаются почти на всех Часах.

Между прочим, в субботние и воскресные дни устав о кафизмах не изменяется, что тоже подтверждает отсутствие в субботу и воскресение великопостных особенностей. Следующая особенность заключается в изменении чинопоследования каждой из служб суточного круга. Об этом мы будем говорить более подробно, а пока скажу лишь, что Великим Постом вечерня совершается ранее, чем в дни Великого Поста.

Она присоединяется к Часам, согласно установившейся у нас практике впрочем, дозволяемой Типиконом. А поскольку вечерня совершается днем, а не вечером, то вечером в седмичные дни служится не малое, а великое повечерие. В пятницу вечером также совершается великое повечерие, но уже без великопостных особенностей.

Устав называет это повечерие «повечерием великим без поклонов». В воскресенье вечером Великим Постом в первые пять воскресений, а также в неделю сыроспустную совершается вечерни со входом и великим прокимном. Два великих прокимна глаголятся поочередно.

Вопрос: откуда появилась традиция служить в воскресение пассию? Ответ: оттуда же, откуда и традиция служить в черных ризах. Собственно, «пассия» латинское слово означает «страдание».

Это служба не уставная, она распространилась у нас в синодальный период. Между прочим, чина пассии нигде нет и в разных храмах она совершается по—разному. Есть редкие храмы, где она не совершается, а совершается уставная служба.

Собственно говоря, пассия — это великопостная понедельничная вечерня со входом и великим прокимном, с молебном по отпустительных тропарях, с каноном иногда акафистом и чтением Евангелия. Причем пассии совершаются четыре раза: во второе, третье, четвертое и пятое воскресение Великого Поста. Почему четыре?

Потому что четыре евангелиста: на первой пассии читаются страсти по Матфею, на второй — страсти по Марку, на третьей — страсти по Луке, на четвертой — страсти по Иоанну. В прошлый раз мы охарактеризовали общие особенности всех великопостных Богослужений. Сегодня мы будем изучать конкретные особенности тех или иных служб суточного круга, отправляемых во время Св.

Великого Поста. Надо сказать, что Типикон посвящает великопостному Богослужению довольно значительную часть своего объема — это глава 49—я, занимающая несколько десятков страниц. Глава эта называется «Последование Святыя Четыредесятницы».

Я буду излагать особенности служб суточного круга не в порядке следования богослужебного дня, а в порядке следования дня астрономического. Полунощница вседневная Напомню, что полунощницы делятся на вседневные, субботние и недельные воскресные. И если мы говорим об особенностях великопостной полунощницы, то относиться они могут только к вседневной полунощнице, поскольку в субботу и воскресение никаких великопостных особенностей нет.

По возгласе священника: «Боже, ущедри ны и благослови ны…» — молитва Ефрема Сирина с 16—ю поклонами. Это и есть единственная особенность великопостной полунощницы. Согласно ныне действующей редакции устава, полагается 3 земных поклона, 12 поясных с краткой молитвой «Боже, очисти мя грешнаго» и 1 земной поклон в сумме 16.

До богослужебной реформы патриарха Никона молитва Ефрема Смирина совершалась иначе по крайней мере на Руси : полагались 16 поклонов земных, а краткие молитвы были разными. Текст самой молитвы в той редакции тоже несколько отличался от теперешней: «Господи Владыко животу моему, дух уныния, небрежения, праздности и любоначалия отжени от мене» а не «не даждь ми». С богословской точки зрения такая формула безукоризненна: Господь не может дать нам чего?

Совершено уставное богослужение утром понедельника первой седмицы Великого поста

С первого дня Великого поста в храмах священники читают на часах (так называется особая служба) Евангелие, а по особым дням совершают Соборование и поминание Страстей Христовых. Первая седмица и первая неделя великого поста. Первая великопостная седмица Великого поста отличается особенной строгостью, а богослужения — особенной продолжительностью. Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского стоит в смысловом центре богослужений первой седмицы Великого поста. Когда же вновь наступила первая седмица святого Великого поста, преподобный Зосима из-за болезни должен был остаться в монастыре.

Первая седмица Великого поста. О чем не забыть

Рязанский епископ Иустин Полянский писал об этом: «Мысль, что с наступлением ночи наступает в природе некая всеобщая безжизненность, образ повсюдной могилы, и что человек, как бы на огромном кладбище, остается одиноким, — эта мысль — сама по себе всегда разительна, и всегда наводит на душу тяжелое и вместе сладостное уныние. Для того чтобы, вспоминая о возможной смерти, очистить душу свою покаянием, во второй части великого повечерия предлагаются нам покаянные псалмы Давида и молитва царя Манассии: «Господи Вседержителю, Боже отец наших…» В этой молитве предлагаются умилительные и сильные образы покаяния, ими грешник желает вымолить себе прощение у Судьи. Третья часть более торжественная, она, главным образом, состоит из славословий Богу и святым угодникам Божиим. Начинается она с псалмов 69-го в первые четыре дня Великого поста этот псалом читается самым первым в начале всего повечерия и 142-го. Затем читается Великое славословие, в котором мы прославляем Бога за различные Его частные благодеяния. В этом прославлении одушевление молящихся, сила и теплота их чувства достигают зенита, при котором мысль уже не может останавливаться на частностях, на тех или других милостях Божиих, даже на таких великих, как спасение нас Смертью и Воскресением Сына Божия, а всецело погружается в благодарное созерцание всей высоты Божией и всего ничтожества и недостоинства нашего пред Ним. Таков характера славословия, которое справедливо названо великим. Далее обычно поется тропарь «Господи сил, с нами буди иного бо разве Тебе помощника в скорбех не имамы, Господи Сил, помилуй нас…» со стихами из 150-го псалма «Хвалите Бога во святых Его…» Во вторник и четверг Сырной седмицы вместо этого поются тропари дня и храма, всем святым, «Со святыми упокой…», «Молитвами, Господи, всех святых и Богородицы…» В пятницу первой седмицы Великого поста поется кондак вмч.

Феодору Тирону, в пятницу второй, третьей, четвертой седмиц — кондак «Со святыми упокой», в пятницу шестой седмицы — кондак прав. В полиелейные праздники поется кондак праздника. На Страстной седмице — кондак Триоди и затем «Господи сил, с нами буди…» Заканчивается великое повечерие отпустом — благословением священника молящихся на выход из храма. В седмичные дни Великого поста кроме пятницы отпуст повечерия содержит коленопреклоненную молитву прп. Ефрема Сирина «Владыко многомилостиве…», которую возглашает священник. Оканчивается великое повечерие взаимным испрашиванием благословения и прощения настоятеля у братии и братии у настоятеля. На приходе настоятель испрашивает прощения у прихожан.

Малое повечерие Малое повечерие, которое Устав предписывает совершать ежедневно, кроме дней пения великого повечерия и Светлой седмицы, представляет собой сокращение великого.

Не дай Бог поститься напоказ или рассказывать друг другу о том, что мы не съели в эти дни. Воздержание в пище подразумевает не только отказ от скоромных продуктов. Съедать за раз полведра картошки без масла тоже не из разряда аскетических подвигов. Далее: молитва. Для нас это слово часто тождественно молитве церковной. Но правильнее было бы назвать то, что мы совершаем в храме, псалмопением.

Молитвой же лучше назвать то, что должно совершаться в нашем уме и сердце на всякое время. Так вот такая посильная, внимательная и благоговейная молитва молитва Иисусова также доступна каждому. И Великим постом нужно, как никогда, стараться не пренебрегать этим наиважнейшим деланием. Ничто не заменит особой атмосферы церковного богослужения первых дней Великого поста. Нужно постараться найти время для этого. Великое повечерие с Покаянным каноном преподобного Андрея Критского читается по вечерам, вполне можно успеть после рабочего дня. Но если уж совсем не получается посетить его, то в наше время доступны все богослужебные книги.

Если нет таковых или дорого покупать — все есть в интернете. Так что можно в свободное время прочитать не спеша и со вниманием хотя бы некоторые службы Великого поста. Все зависит от желания и усердия человека. Если это есть — все остальное приложится милостью Божией. Симферополя: — Пост — это время сознательных усилий, которые помогают нам приобрести иное видение мира — то, что Господь называет Царствием Божиим внутри нас. Известно, что греческое слово «метанойя» — «покаяние», буквально означает «изменение сознания». Человек призван к преображению собственной жизни, не случайно евангельская проповедь Иисуса Христа начинается словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» Мф.

Но мы порой не вполне понимаем, что такое покаяние. Нам кажется, что это краткое событие внутренней жизни, момент сокрушения о грехах, за которым тянутся дни обыденности и привычной рутины. Конечно, и такое «внезапное» покаяние — это дар Божий, и оно способно перевернуть строй души человека. Но можно еще понимать покаяние как путь постепенного, терпеливого преображения жизни. И этот путь невозможен без поста. Вот что важно понять: пост — это не только и даже не столько воздержание от скоромной пищи. Есть люди, которые мясо не едят вовсе, есть те, кто воздерживается от пищи ради телесной красоты, а есть и такие, кто питается скудно по скудости средств.

Последние обычно так и говорят: «О, у меня вся жизнь — сплошной пост! Нас пленяют вещи, на которые мы зачастую просто не обращаем внимания. Для кого-то выключить на пару месяцев телевизор, перестать играть в компьютерные игры или слушать музыку — это подвиг ничуть не меньший, а может и больший, чем отказ от мяса. И у каждого есть свои слабости и пристрастия, которые не просто расслабляют душу, а привязывают ее к земле. Душа теряет вкус духовной жизни и становится, если можно так выразиться, «плотской». Она привыкает к множеству уютных сластей и в этих сластях теряет память о себе и о своем небесном призвании. Обычно в начале поста люди несут на исповедь длинные «свитки» грехов, выписанных из покаянных книг.

Но кроме такой пространной исповеди, хорошо бы каждому определить несколько основных своих грехов — то, что особенно мешает приблизиться к Богу. Это может быть гневливость или склонность к осуждению, пустословие… У каждого свое. Отметив эти грехи, обратив на них особенное внимание, можно с Божией помощью начать и борьбу с ними. Любая борьба с грехом начинается с внимания к себе, к своей внутренней жизни. Когда Господь призывает нас «бодрствовать» Мк. Сатана проявляет себя в человеке через греховные движения в душе, называемые прилогами. Если человек внимателен к себе и знает, с чем он намерен бороться, то эти моменты вспышек в душе греховных мыслей и чувств он не пропустит.

А дальше начинается самая настоящая война. Нужно эти прилоги решительно отвергать, не соглашаться с ними, говорить в душе: это не я так думаю, а ты, сатана; отойди от меня! Причем чем сильнее «нападение» греховных мыслей и чувств, тем внимательнее и усерднее должна быть молитва. В таких сильных страстях, как гнев, блуд, гордость, все происходит очень быстро, в долю секунды воспламеняется душа греховным чувством. Святой праведный Иоанн Кронштадтский советует: «Быстроте вражеского нападения противопоставляй быстроту умственного и сердечного воззрения к Богу, ни на мгновение не позволяй себе увлекаться его обманом, но зри выну ко Господу». В такие моменты нет места рассуждению, надо просто молиться, и лучше всего подходит молитва краткая, например «Господи, помилуй! Вообще при воспламенении души греховным чувством или при буре греховных помыслов нужно всецело предавать себя в руки Божии.

Часто от нападения греховных мыслей и чувств человек впадает в уныние. Но нужно знать, что в самом появлении в душе прилогов, какими бы безумными и мерзкими они ни были, греха еще нет. Так действует на душу сатана. И если человек решительно отвергает эту мерзость — греха нет, как бы долго это насилие над душой ни продолжалось и каким бы свирепым оно ни было. Эта внутренняя брань необходима для очищения души, для утверждения в вере и доступна человеку везде, где бы он ни находился: дома ли, на работе или на улице. Удивительно, но и неудачи, поражения в этой борьбе доставляют человеку несомненную пользу, а именно: позволяют ему опытно познать свою немощь, прийти в сокрушенное и смиренное состояние духа, когда человек понимает, что без Бога он воистину не может творить ничего. Так постепенно в душе вырабатывается навык деятельной борьбы с грехом.

Эта борьба трудна, но без нее теряется смысл поста: преображение души, стяжание благодати, достижение единства с Богом. И в этом смысле первая седмица не отличается от остальных. Важность ее в том, что она является временем перехода — привыкания — к режиму поста, поэтому можно ее провести строже всего поста, чтобы потом поститься было легче. Но меру строгости, посоветовавшись с духовником, каждый должен определить себе сам. Ревность о подвиге поста должна сочетаться со смиренным рассуждением о мере наших возможностей. В сочетании ревности и рассуждения должна родиться наша собственная мера. Нельзя здесь ориентироваться на моду или советы соседей.

Естественно, мы должны ориентироваться на требования устава и не позволять себе легкомысленно расслабляться, самовольно послабляя пост якобы по причине невыполнимости уставных требований. Сейчас модно давать себе послабления и рассуждать о невозможности для наших слабых сил полноценного поста. Если априори воспринимать пост с такой установкой, то ничего не получится. Если же просить у Бога помощи, чтобы Он дал пройти поприще поста успешно с рассуждением, то все получится. Найти свою меру воздержания — одна из важнейших духовных задач Великого поста. Актуально во время поста ограничить информационные воздействия телевизор, интернет. Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище.

Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть. А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу — изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия Брянчанинова или святителя Феофана Затворника. Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Псаломопевец Давид каждого из нас призывает: «Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов. Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним». А теперь представим себе постящегося, в котором отсутствует радость богообщения плюс бурлит невоздержание от желания получения наслаждений и увеселений, к чему так успела пристраститься многогрешная душа. Где милостыня, кротость, уступчивость? Куда спрятались отзывчивость, приветливость, сдержанность? Куда пропали украшающие человека трудолюбие, умение молчать, быть благодарным? Понятно, что если ты работаешь с 9 до 21 часа, то в храм для богообщения при всем желании не попадешь.

Но это только начало нашего покаяния — перед нами, братья и сестры, лежит довольно долгое и непростое поприще Святой Четыредесятницы. Каких ошибок хотелось бы избежать и что из отеческого слова нам нужно бы помнить? Прежде всего, что всякое дело красит мера. Авва Дорофей говорит, что в жизни надо идти путем царским, не уклоняясь ни в недостаток, ни в излишество, а постараться найти золотую середину между тем и другим. Без рассуждения и без рассудительности никакая из наших добродетелей не является совершенной. Пророк царь Давид говорит: «Колена мои изнемогоста от поста». Слава Богу, наши ноги нас еще держат. Хотя некоторая трудность уже чувствуется. Если мы на первой неделе придем в храм, то увидим сидящих на лавочках мужчин, а чаще женщин с бледными лицами, которые с трудом осознают, что происходит вокруг них, не имеют сил встать и совершить земные поклоны. Это наши перепостившиеся братья и сестры.

Пост — установление божественное, строгое церковное правило. Пост для нас важен, он необходим, но не нужно забывать, что пост все-таки средство, а не цель. Преподобный Авва Дорофей уподобляет построение нашего душевного дома добродетели постройке здания. Когда мы его строим, то следим, чтобы стены крепко стояли на фундаменте, чтобы в свою очередь эти стены надежно поддерживали крышу, чтобы все остальное в этом здании соединялось гармонично, соразмерно и разумно. Если мы будем смотреть на каждую из наших добродетелей отдельно, а не в совокупности, то мы получим похожую картину: лежащие отдельно на земле стройматериалы — хороший прочный кирпич, качественную черепицу, но для нас не будет никакой пользы, если из них не будет построено ничего цельного. Так и добродетели должны поддерживать одна другую: пост облегчает нашу молитву, а молитва укрепляет пост, молитва проясняет ум, когда мы читаем духовные книги, которые в свою очередь «питают» нашу молитву. Все добродетели, соединяясь воедино, поддерживают одна другую и оказываются полезными для нас. К сожалению, следуя стремлению попоститься, человек не всегда отдает себе отчет, что он делает, и пост превращается для него в некое подобие аскетического альпинизма. Возьму заветную вершину — проживу день без пищи или воды, два дня, а может и три… Зачем?

В современной Русской Православной Церкви она посвящена всем умершим последователям православной веры, а также тем, кто продолжает их дело сегодня и следует канонам религии. Установление этих традиций произошло в 843 году. Во время Константинопольского собора, который созвала византийская императрица Феодора, иерархи церкви восстановили иконопочитание в Византийской империи. Интересно Сохраните себе: календарь питания на Великий пост Что можно делать на первой неделе Великого поста Помимо суровых ограничений в еде, в первую седмицу поста верующим рекомендуется усердно молиться — читать самим и слушать в храмах Великий Покаянный канон Святителя Андрея Критского, жившего в VIII веке. Первый понедельник Великого поста называют «Чистым». В этот день принято делать уборку в доме после Масленицы. Лучше вообще воздержаться от приема пищи. Пить можно, но только свежую, родниковую или очищенную воду, компоты, соки, кофе и чаи. Во вторник и четверг разрешается горячая пища без подсолнечного масла. Среда и пятница — дни «сухоядения». Можно есть только блюда без тепловой обработки, фрукты , овощи и орехи. Если любите сладкое, включите в меню горький шоколад , мед , фруктовые соки и изюм. В субботу и воскресенье разрешается еда, приготовленная на растительном масле , и немного разбавленного вина, которое освятили в церкви. Продолжить далее Что нельзя делать на первой неделе Великого поста В первую неделю поста верующим запрещены мясо, молоко , сливочное масло , рыба , яйца , сдобная выпечка и любые крепкие напитки. В Греции, где креветки и морепродукты считаются легкой и дешевой едой, их разрешают даже в период Великого поста. У нас такая пища допускается только в отдельные дни поста. На протяжении всей седмицы православным нельзя сквернословить и делать что-то плохое другим, особенно близким людям. Нежелательно устраивать праздники дома, принимать гостей и посещать развлекательные заведения. Церковь накладывает также ограничения на интимные отношения в первую неделю поста. Как правильно входить в Великий пост Вход в Четыредесятницу — целая наука. С медицинской точки зрения резкий отказ от пищи животного происхождения — настоящий стресс для организма. Со сменой рациона меняются химический состав крови, гормоны и настроение. Многим людям такой переход дается тяжело.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий