Новости сколько лет садовничему ректору мгу

Последние 27 лет МГУ бессменно возглавляет Виктор Садовничий, в декабре заканчивается его шестой срок на посту ректора. Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден медалью Столыпина П. А. I степени за «большие заслуги в области науки, образования и подготовку квалифицированных специалистов».

Госдума разрешила ректору МГУ Виктору Садовничему остаться на посту после 80-летия

От себя и всего нашего коллектива, студентов и аспирантов поздравляю Виктора Антоновича с юбилеем и желаю ему здоровья и энергии для достижения самых смелых целей! С поздравлением также выступили студенты и аспиранты факультета психологии, записав видеоролик.

Он - автор более 300 научных работ , ряда монографий и учебников. Заведует кафедрой математического анализа механико-математического факультета, возглавляет Институт математических исследований сложных систем МГУ. Садовничий - известный специалист в области информатики и прикладной математики.

Ему принадлежат фундаментальные труды в математике, механике, ряд важных результатов прикладного характера. Математические труды относятся к области теории дифференциальных операторов, математическому обоснованию ряда подходов в релятивистской теории гравитации. Им получены важные результаты теоретического и прикладного характера, связанные с проблемами динамической имитации управления движением, в частности, космического корабля , летательного аппарата. На их основе впервые в мире удалось создать тренажер, имитирующий невесомость в земных условиях. Садовничий около 30 лет читает основные курсы по математике "Математический анализ", "Функциональный анализ" и др.

Семья В. Садовничего тоже близка к математике. Его супруга, сын и две дочери выбрали эту нелегкую, но красивую научную дисциплину. Садовничий является президентом Российского союза ректоров высших учебных заведений и президентом Евразийской ассоциации университетов, в которую входят все ведущие университеты стран СНГ. Заслуги В.

Садовничего в научной, педагогической, научно-организационной и общественной деятельности высоко оценены как у нас в стране, так и за рубежом. Ломоносова 1973. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. Ленина", медаль "В память 850-летия Москвы". Ломоносова родился 3 апреля 1939 года в селе Краснопавловка Харьковской области Украина.

В 1963 году окончил механико-математический факультет МГУ по специальности "математика". Кандидат физико-математических наук 1967 , доктор физико-математических наук 1974. Трудовую деятельность начал в 1956 году грузчиком, крепильщиком шахты "Комсомолец" Горловка, Донецкая область, Украина. После окончания аспирантуры работал в МГУ ассистентом, доцентом, c 1975 года являлся профессором механико-математического факультета, позднее занимал должность заместителя декана механико-математического факультета по научной работе. В 1981-1982 годах был заведующим кафедрой функционального анализа факультета вычислительной математики и кибернетики.

В 1982-1988 годах - и. В 1980-1982 годах занимал должность первого заместителя первого проректора МГУ. В 1982-1984 годах являлся проректором по учебно-научной работе естественных факультетов. В 1984-1992 годах был первым проректором МГУ. Переизбирался в 1996, 2001 и 2005 годах.

В 1995 году организовал и возглавил Институт математических исследований сложных систем при МГУ. Виктор Садовничий - известный специалист в области математики, механики и информатики. Около 30 лет он читает основные курсы лекций по математике "Математический анализ", "Функциональный анализ" на механико-математическом факультете МГУ. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории 1967. Под его научным руководством разработаны математические методы обработки космической информации, позволившие существенно продвинуться в разрешении проблемы расшифровки распознавания образов космических съемок.

За работы, посвященные проблемам динамической имитации управления движением, в частности, космического корабля, летательного аппарата, Садовничий был отмечен Государственной премией РФ. На основе полученных ученым данных впервые в мире удалось создать тренажер, имитирующий невесомость в земных условиях. Виктор Садовничий подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук, под его руководством написано свыше 100 дипломных работ. Автор более 450 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников, среди которых неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу "Теория операторов", классический учебник по математическому анализу: "Математический анализ" в соавторстве , "Курс математического анализа", трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, монографии "Математические задачи динамической имитации полета", "Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера" и другие. С 1992 года Виктор Садовничий - член правления, с 1994 года - президент Союза ректоров России.

Глава Евразийской ассоциации университетов, член Постоянного комитета Конференции ректоров университетов Европы CRE , сопредседатель Форума творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ. Член Президиума Российской Академии Наук 1996 , действительный член РАН по Отделению математических наук, секция прикладной математики и информатики 1997. Является председателем Российского совета олимпиад школьников, президентом Московского общества испытателей природы. Член Высшего совета Партии "Единая Россия". Член Попечительского совета Государственного академического Малого театра России.

Член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски "Вольное дело". Виктор Садовничий - почетный член Российской академии образования и Российской академии художеств. Кирилла и Мефодия Македония. Почетный гражданин города Москвы 2008 и Харьковской области 2010. Отмечен наградами зарубежных государств.

Виктор Садовничий женат. У него трое детей и четверо внуков. Биография Виктор Антонович Садовничий - советский и российский математик, деятель российского высшего образования, ректор Московского государственного университета им. Ломоносова с 1992 года. Президент Российского Союза ректоров с 1994 года, председатель Российского совета олимпиад школьников.

Академик Российской академии наук 1997; член-корреспондент 1994 , вице-президент РАН 2008-2013. Почётный гражданин Москвы. Член партии «Единая Россия» с 2002 года, входит в состав Высшего совета партии. После окончания сельской школы некоторое время работал на шахте Комсомолец в г. Горловка Донецкая обл.

В 1958 году поступил на механико-математический факультет МГУ. Во время учёбы занимался общественной работой, возглавлял студенческий комитет университета и комсомольскую организацию факультета.

Виктор Садовничий был избран ректором на первых в истории Московского университета демократических выборах в Учёном совете МГУ. Это произошло в марте 1992 года. На последующих выборах — в 1996, 2001 и 2005 годах — он вновь избирался ректором, затем эта должность стала назначаемой, так что в 2009 году Садовничий остался на этой должности уже в связи с президентским указом и неоднократно переназначался в дальнейшем.

Виктор Лошак: Ваши трое детей, все математики. Это наследственность или воспитание?

Виктор Садовничий: Вы знаете, не воспитание. Они все три математика; два из них — профессоры, доктора наук, третий кандидат. Но ничего такого специального в семье не делалось. Супруга тоже математик... Виктор Лошак: Да, я знаю. Вы с ней познакомились... Виктор Садовничий: В общем, они, видимо, видели библиотеку, видели, как я готовлюсь к лекции по матанализу.

И вот как-то само собой подходит 10-й класс тогда еще или 11-й чуть позже: «Папа, я подаю на мехмат». Виктор Лошак: То есть с вашей стороны не было никаких рекомендаций: «иди только туда»? Виктор Садовничий: Никаких. И настолько они сильные были в математике, что я абсолютно ни о чем не заботился. И потом, когда стали учиться, для меня не было никаких вопросов, что они успешно закончат. Они отличники и более того, они оставлялись на работу. Причем сын в школу Колмогорова пошел сначала работать преподавателем школы, а потом уже без меня его перевели на мехмат.

Сейчас он заведует кафедрой. Как эта охота происходит? И как живут и учатся дети, которые по возрасту еще не достигли возраста студента? Виктор Садовничий: Ну вот как: мы стараемся. Хотя, конечно, работает и авторитет — это прежде всего; он работает на университет. Виктор Лошак: То есть сам университет притягивает? Виктор Садовничий: Сам университет притягивает и наши традиции; мы исповедуем фундаментальное образование.

Я противник вот таких быстрых теорий, преобразований, которые якобы ведут к успеху. Любое открытие, любой успех базируется на фундаментальном открытии. Только сделав его, можно получать новую технологию, новые успехи в экономике; это факт. И Московский университет закрепил вот этот свой имидж — университет, который исповедует фундаментальное образование. Этот имидж работает. Ну и, конечно, огромная работа; это и специально сделано и это ответ на вызовы, например, школьные среды. Это сами школьники Москвы требуют, чтобы был день, когда они придут вечером в МГУ и будут там, тысячи приходят по группам заниматься на разных факультетах.

Виктор Лошак: И вы уже их видите, кто из них талант. Виктор Садовничий: Мы видим шестой, седьмой класс, знаем их; преподаватели знают. Или школьные субботы у нас. Ну и, конечно, разные школы юных: школы юных геологов, школы юных биологов; на каждом факультете есть школа юных. Поэтому, конечно, огромное количество ребят, школьников младших классов уже вокруг университета; зайти в него в субботу — он детский, там ходят школьники и интересуются. Виктор Лошак: А как вы вообще относитесь к онлайн-образованию, которое на нас нахлынуло в связи с ковидом? Виктор Садовничий: Я хотел бы, конечно, видеть лица ребят.

Вот я вспомню Колмогорова — выдающегося математика последнего времени и вообще, наверное, всех столетий — я слушал его лекции, и как он их читал. Тогда был мел и доска и не было этих всех. И вот он читает, читает, ошибается, рукавом стирает формулу, пишет новую. Говорит очень неразборчиво, но мы сидели все так — это ж Колмогоров — ловили каждый жест. И вот он выходил в конце из аудитории, отряхиваясь от мела, весь белый такой, и мы бежали к нему что-то спросить. Понимаете, вот этот контакт не заменишь. Виктор Лошак: Не заменишь.

Я хотел вам задать вопрос, на который у меня самого ответа нет. С одной стороны, ребята получают образование и как-то привязаны еще в такие сложные годы к ВУЗу. С другой стороны, понятно, что это перепроизводство. Вот как вы к этому относитесь? Виктор Садовничий: Я даже боролся. Дело вот в том, что у нас была прекрасная система техникумов среднего профессионального, и был союз директоров техникумов. А я возглавлял союз ректоров университетов.

Мы очень много делали и собирались на большие собрания, чтобы отстоять вот эти ранние образования ребят по интересам, которые хотят что-то делать, быть технологами, мастерами. Но, к сожалению, был перегиб на мой взгляд, и легкое поступление в университет, диплом университета, он как-то... Виктор Лошак: В том числе и в так называемые университеты? Виктор Садовничий: И в так называемые. И это как-то немножко возбудило общественное мнение, все рванули туда. И мы начали включать обратную скорость: из трех тысяч университетов осталось 800, шло сокращение, объединение. Ну и сейчас большая проблема поднятия уровня специального уровня образования, техникумов.

Одно решение за другим принимаются и все регионы, все губернаторы стараются связать... Виктор Лошак: Но идет это трудно? Виктор Садовничий: Ну, сейчас труднее, потому что есть общественное мнение, его надо повернуть. Виктор Лошак: Когда идет конкуренция между ВУЗами, в том числе университетами, за что главная конкуренция: за ресурсы, за кадры или за абитуриентов? Виктор Садовничий: В целом конкуренция — это позитивно. Но я за честную конкуренцию. К сожалению, пусть мои коллеги услышат, очень часто применяются приемы, которые в зарубежных университетах крупных, сильных, именитых, неприемлемы.

Ну, когда какому-то профессору предлагают заведомо завышенный оклад, и он тайком или не тайком работает в двух-трех университетах. Это, конечно, идет в ущерб основному. Потому что есть договор работать на свой университет. Любить свой университет, а не вот... Раньше это было нельзя. Виктор Лошак: Но что главное? Выиграть профессора или выиграть абитуриента?

Или выиграть ресурсы, которые распределяет государство? Виктор Садовничий: Ресурсы и абитуриенты, потому что они связаны. Если абитуриентов много, и они идут по новейшим направлениям, это подается как успех; отсюда идут ресурсы, и университет как бы растет, расширяется. Еще раз хочу сказать, что, конечно, когда это добросовестная конкуренция, вот покажем — это да. Но бывают случаи, когда абитуриентов какими-то названиями привлекают. Это нечасто, но это есть. Виктор Лошак: Ну да, быстро реагируют на спрос на профессии, другое дело качество...

Виктор Садовничий: На спрос на профессию, да, устроиться на работу потом гарантировано — это применяется. Я думаю, что мои коллеги не обидятся, но Московский университет это не применяет ни в одном случае. Виктор Лошак: Виктор Антонович, я хотел о вас поговорить. Вот если смотреть с точки зрения справки на вашу карьеру, она очень гладко-гладко шла вверх. Вы были комсоргом, вы были замдекана, вы были проректором, секретарем парткома, первым проректором. А вот если посмотреть на кардиограмму ваших личных переживаний, какой был самый трудный момент? Ведь наверняка были такие моменты?

Виктор Садовничий: Были. Несколько слов скажу. Я родился до войны в небольшом селе, несколько хат. Через два года началась война. Нас двое, братик и я с мамой остались. Отец воевал, он прошел всю войну, был четыре раза ранен. Стрелок, штурмовик, рядовой, брал все эти города Западной Европы, освобождал.

Вернулся в сентябре 1945; в сентябре, уже война закончилась. Мама считала, что он погиб, а их держали, видимо, для других дел, еще не окончилась война на других направлениях. Ну вот. Сельская школа — это хата; одна изба и один класс. Вот так я начинал. Учителей не было. И помогло уже в шестом-седьмом классе, когда приехал учитель математики.

Говорит: «Давай кружок организуем». Это он и я; иИ мы с ним вдвоем математический кружок организовали и решали задачи Моденова. Но была история. Окончив школу, нельзя было поступить в высшие учебные заведения; были определенные ограничения — надо было оставаться в селе. Виктор Лошак: Паспорта не давали? Виктор Садовничий: Не было паспортов, и было ограничение при приеме. Неформально, но оно было.

Виктор Лошак: Ну понятно. Виктор Садовничий: И я решил разорвать это кольцо. Мы вчетвером договорились сесть на ночной поезд и ехать до первой шахты. Так мы и сделали, без билета приехали, всю ночь, увидели первую шахту, вышли. Это была Никитовка. Подошли к отделу кадров, там говорят: «Таких мы не берем. Ну куда вам в шахту?

Сады для Садовничего: элитная недвижимость ректора МГУ

3 апреля 2024 г. ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, академик РАН Виктор Антонович Садовничий отмечает 85-летие. Виктор Антонович руководит МГУ с 23 марта 1992 года, то есть практически всю постсоветскую эпоху. Новости ТВЦ5 443 подписчика. Ректор Московского государственного университета. Более 30 лет у руля: ректор МГУ Виктор Садовничий празднует свое 85-летие.

Юбилей ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего

В 1984-1992 годах был первым проректором МГУ. Переизбирался в 1996, 2001 и 2005 годах. В 1995 году организовал и возглавил Институт математических исследований сложных систем при МГУ. Виктор Садовничий - известный специалист в области математики, механики и информатики. Около 30 лет он читает основные курсы лекций по математике "Математический анализ", "Функциональный анализ" на механико-математическом факультете МГУ. Основатель и руководитель общемосковского семинара по спектральной теории 1967. Под его научным руководством разработаны математические методы обработки космической информации, позволившие существенно продвинуться в разрешении проблемы расшифровки распознавания образов космических съемок. За работы, посвященные проблемам динамической имитации управления движением, в частности, космического корабля, летательного аппарата, Садовничий был отмечен Государственной премией РФ. На основе полученных ученым данных впервые в мире удалось создать тренажер, имитирующий невесомость в земных условиях. Виктор Садовничий подготовил более 65 кандидатов и 15 докторов наук, под его руководством написано свыше 100 дипломных работ. Автор более 450 научных работ, в том числе 60 монографий и учебников, среди которых неоднократно переиздававшийся учебник по функциональному анализу "Теория операторов", классический учебник по математическому анализу: "Математический анализ" в соавторстве , "Курс математического анализа", трехтомный задачник по курсу математического анализа и два задачника с материалами математических олимпиад студентов университетов, монографии "Математические задачи динамической имитации полета", "Спектральный анализ многочастичного оператора Шредингера" и другие.

С 1992 года Виктор Садовничий - член правления, с 1994 года - президент Союза ректоров России. Глава Евразийской ассоциации университетов, член Постоянного комитета Конференции ректоров университетов Европы CRE , сопредседатель Форума творческой и научной интеллигенции государств-участников СНГ. Член Президиума Российской Академии Наук 1996 , действительный член РАН по Отделению математических наук, секция прикладной математики и информатики 1997. Является председателем Российского совета олимпиад школьников, президентом Московского общества испытателей природы. Член Высшего совета Партии "Единая Россия". Член Попечительского совета Государственного академического Малого театра России. Член Попечительского совета благотворительного фонда Олега Дерипаски "Вольное дело". Виктор Садовничий - почетный член Российской академии образования и Российской академии художеств. Кирилла и Мефодия Македония. Почетный гражданин города Москвы 2008 и Харьковской области 2010.

Отмечен наградами зарубежных государств. Виктор Садовничий женат. У него трое детей и четверо внуков. Биография Виктор Антонович Садовничий - советский и российский математик, деятель российского высшего образования, ректор Московского государственного университета им. Ломоносова с 1992 года. Президент Российского Союза ректоров с 1994 года, председатель Российского совета олимпиад школьников. Академик Российской академии наук 1997; член-корреспондент 1994 , вице-президент РАН 2008-2013. Почётный гражданин Москвы. Член партии «Единая Россия» с 2002 года, входит в состав Высшего совета партии. После окончания сельской школы некоторое время работал на шахте Комсомолец в г.

Горловка Донецкая обл. В 1958 году поступил на механико-математический факультет МГУ. Во время учёбы занимался общественной работой, возглавлял студенческий комитет университета и комсомольскую организацию факультета. В 1963 году с отличием окончил мехмат по специальности «Математика». Был направлен в аспирантуру и в 1966 году окончил её досрочно, защитив кандидатскую диссертацию тема - «Регуляризованные суммы собственных значений общих задач для обыкновенных дифференциальных уравнений ». Ученик А. После аспирантуры остался ассистентом. Докторскую диссертацию защитил в 1974 году тема - «О некоторых вопросах теории обыкновенных дифференциальных уравнений, зависящих от спектрального параметра». С 1975 года - профессор МГУ. В 1981-1982 годах возглавлял кафедру функционального анализа и его приложений факультета вычислительной математики и кибернетики.

С 1982 года и по сей день является заведующим кафедрой математического анализа механико-математического факультета. Работал в МГУ на следующих должностях: заместитель декана механико-математического факультета по научной работе, заместитель проректора, проректор 1982-1984 , первый проректор 1984-1992. В 1970-е - 1980-е годы занимал ответственные посты в приёмной комиссии для абитуриентов на вступительных экзаменах в МГУ. В рамках последнего периода доктор философии и математик Георгий Шпиро включал Виктора Садовничего в число основных проводников дискриминационной политики на механико-математическом факультете МГУ, выражавшейся в массовом недопущении поступления на мехмат абитуриентов еврейского происхождения. Ректором МГУ избран 23 марта 1992 года на альтернативной основе. Переизбирался в 1996, 2001, 2005 годах на безальтернативной основе. Почётный член Российской академии образования. Удостоен звания почётного доктора многих университетов мира. Возглавляет Российский Союз ректоров. Входит в редакционные коллегии научных журналов «Проблемный анализ и государственно управленческое проектирование», «Квантовые компьютеры и квантовые вычисления» гл.

Под научным руководством Садовничего подготовлено более 65 кандидатских и 15 докторских диссертаций в том числе учёных из других стран. С декабря 2002 года является членом политического совета московского регионального отделения партии «Единая Россия». Лидер на выборах в 2003 по Москве списка Единая Россия. Являлся доверенным лицом Путина на президентских выборах. Участвовал в праймериз 2011 года. В 2004 году Садовничий был назван «Человеком года» в номинации «Образование и наука» проекта «Люди года». В ноябре 2011 года в ротонде главного здания МГУ установлены барельефные портреты выдающихся ректоров университета: Несмеянова, Петровского, Садовничего. Виктор Антонович женат с июня 1963 года; жена - Ада Петровна, урождённая Сапрыкина, его бывшая однокурсница. У пары трое детей: сын Юрий и две дочери - Анна и Инна; все они закончили университет и преподают в нём.

Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны. Языки: русский и английский. Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич. Email: [email protected].

Есть такие конструктивные логики, которые все должны просчитать: один плюс два — и все, и на этом заканчивается доказательство. Нельзя уходить в бесконечность. Само понятие непрерывности, понятие числа. Вот я читаю лекцию по числу — это тоже непрерывность, это тоже бесконечность. Вообще говоря, число — это тоже вера. Что такое один, два? Как понять? Познер: Как что такое один, два? Вот это один стакан. Что тут? Какая вера? Могу пощупать его. Садовничий: Нет, это все-таки абстракция. Познер: А вот это, с вами, два стакана. Садовничий: А что между ними? Вот здесь между ними бесконечность, здесь есть рациональное, иррациональное, здесь целый континуум чисел, которые мы не можем… Поэтому, когда мы обсуждали с представителями церкви понятия, для них бесконечность в каком-то смысле тоже вера. Может быть, вера в Бога, в какие-то явления. И я считал, что такие рассуждения у нас общие. Кроме того, мы проводим часто круглые столы с Сергиево-Посадской духовной академией. Там есть богословы, философы, которые исследуют ученых, в том числе и математиков. И, в общем, я бы сказал, с ними надо быть собранным, чтобы спорить. Я далек от той простой интерпретации веры, что есть Бог, и слава Богу. Я как раз хотел поговорить о неких тонкостях миросоздания, которые, на самом деле, ни церковь, ни ученые пока не объясняют. Но абсолютно вы правы, и я как ученый считаю, что у науки есть свое поле — это доказательство. У религии есть свое поле — это вера. И это все-таки существенная разница. Садовничий: Это верно, верно. Но мы как раз обсуждали вот те вопросы. Познер: Вы упомянули этот закон, вернее, законопроект он был — не знаю, принят он или нет, вы мне скажете, — о Московском государственном университете имени Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном Университете, в соответствии с которым ректоров этих вузов назначает Президент сроком на пять лет. Но может снять их раньше, если хочет. Это так? Садовничий: В законе так написано. Познер: Мне это кажется, как вам сказать… Тогда выходит, что ректор, крупный ученый, может быть, становится чрезвычайно зависимым от политической власти. И как раз я тоже сторонник, как и он, что ни образование, ни наука не могут быть вне общества и вне власти. Конечно, есть разные подходы, и в разных странах они разные. Конечно, в большинстве случаев ректоры выбираются, и я был выбран пять раз почти единогласно. Но сейчас такой период, когда я назначен Президентом. Я благодарен за доверие, считаю, что я кое-что сделал для университета и, может быть, что-то сделаю еще. Познер: Но вы заметили, что вы ушли от моего вопроса, конечно? На недавнем международном экономическом форуме, который только что состоялся в Санкт-Петербурге, Президент Медведев заявил, что в течение 10 лет страна должна перейти от сырьевой к инновационной экономике. И будут это делать в том числе те, кто учится сегодня в МГУ. Готовы к этому? Садовничий: Да, Владимир Владимирович, готовы. И я хочу сказать сейчас. Почти на каждом собрании говорится об инновациях, о бизнесе, о роли рынка. И я, может быть, защищу тот тезис, который мы в начале затронули, о науке. Можно я Пуанкаре прочитаю, то, что он сказал? Познер: Не все знают, что это был великий французский математик. Садовничий: Великий французский математик и физик. То есть я хотел сказать, что любые элементы бизнеса, рынка, вводимые в науку и образование, должны понимать, что впереди бегут вот эти нищие бессребреники, думающие о чем-то другом. И в этом смысле я думаю, что модернизация, безусловно, нужна, но она должна быть гармонично увязана с наукой. Президент Университета имени Баумана Игорь Федоров сказал, что инвестиции бизнеса в Бауманку сопоставимы с некоторыми американскими вузами, только их суммы в долларах, а у нас в рублях. Несколько лет тому назад вы выражали надежду, что создаваемый эндаумент-фонд МГУ составит 100-200 миллионов долларов, в том числе за счет отчислений выпускников, работающих в… Это происходит? Садовничий: Нет, Владимир Владимирович. Мы эндаумент, действительно, создали, но ровно за несколько недель до кризиса. И кризис остановил наполнение эндаумента. Но все-таки, я согласен с Игорем Борисовичем, какие-то вложения выпускники делают. У нас тоже есть выпускники, которые, в общем, вкладывают приличные суммы в развитие университета в разных формах. Правда, это не в эндаумент, а в строительство или в гранты, в стипендии. Сейчас, кстати, один из выпускников предложил сделать существенный вклад в строительство школы-интерната для одаренных. Так все-таки не хотят или не имеют возможности? Это все-таки разные вещи. Садовничий: Они разные. Но, к сожалению, где мы проигрываем? Стартовые возможности у нас, действительно, лучше. Но когда наступает второй этап, аспирантура или постдоки так называемые, вот здесь много соблазна. Здесь надо подработать, жить, очень низкая стипендия аспирантская. Очень низкая. И молодые люди по разным причинам — кто не хочет, а кто не может — не учатся так, как учатся их сверстники в тех же США. И мы проигрываем. Вот это является фактом, откуда, как говорится, у нас потери. Почему мы готовим лучших, и вдруг мы на выходе имеем то же или даже хуже? Проигрыш у нас во второй ступени. Познер: А проигрыш с точки зрения утечки научных кадров? Как вы считаете, пик этой утечки прошел или это все еще продолжается? Садовничий: Ровно месяц назад мы были на Конгрессе соотечественников в Берлине. Там был и министр Андрей Александрович Фурсенко. Я делал главный доклад. Собралось 300 наших соотечественников. Причем им надо было заплатить существенный в евро взнос, чтобы быть участниками, то есть они мотивированные были. Мое мнение, что часть из них готовы в каком-то виде вернуться работать в Россию. Может быть, не постоянно, но готовы. Часть предлагают свои услуги, потому что они там безработные. А часть — молодые люди, они ищут там, они еще не адаптированы, уехавшие. Но общее мнение этого конгресса, что пик, я думаю, при той линии на улучшение финансирования, прошел. Познер: Академик Скулачев был в этой программе. Ему казалось, что главное даже не материальные вопросы, а вопрос конкретно квартирный. Вы разделяете эту точку зрения, что все-таки это сильно сдерживающий факт? Садовничий: Три обстоятельства: материальный, затем школы приборы и квартиры. Но квартиры не решают полностью. Мы дали порядка 70 квартир за 10 лет, но многие, получив квартиры, тоже уезжают. Познер: Но вы-то живете в служебной квартире? Садовничий: Я живу в МГУ, в служебной. Познер: Да, да. Чуть-чуть еще о политике, если позволите. Он всегда должен высказывать свою точку зрения. Мы уже это один раз прошли, это нанесло огромный вред — попытка установить единомыслие. Вы были комсомольцем, вы были членом партии, довольно заметным, раз вы занимали все-таки высокий пост. Вы же не боролись с единомыслием, а? Садовничий: Владимир Владимирович, прошлое можно проанализировать. Но то, что мне все-таки верил коллектив университета, согласитесь, что на повороте, в 1992 году доверить университет — это означало, что вот эти 20 тысяч сотрудников понимали, что я был не простым исполнителем, так сказать, каких-то решений. Не обрыдло? Садовничий: Здесь тоже надо говорить в разных плоскостях. Безусловно, были проблемы, и КПСС довела страну мы знаем до чего. Но была и система. Познер: Я-то спрашиваю ведь почему? Мне казалось бы, после опыта прошлого как-то должна быть устойчивая аллергия на любые партии. У вас нет, да? Садовничий: Дело вот в чем. Всякое общество должно быть организовано. Познер: Согласен. И какая-то организующая сила должна быть. Она в разных странах разная. Считаю, что у нас организующей силой должна быть, вот как сейчас принят консенсус, некая многопартийность и дискуссия. Поэтому, мне кажется, любому человеку, который старается, чтобы общество было лучше, надо где-то быть. Ну, условно, разве в Америке считается зазорным быть в Демократической или Республиканской? Познер: Нет, не считается, потому что они все-таки так не опозорились и не провалили страну, как КПСС. Хорошего понемножку. Садовничий: Уважаю вашу позицию. Познер: Вы уже 18 лет ректор МГУ. Все-таки большущий срок. Вообще, вам не кажется, что пребывание на таких очень высоких постах в течение длительного времени, скорее, я не знаю, минус в данном случае, что притупляет немножко, становится привычным? Вообще, вам не хочется уйти? Садовничий: Я еще добавлю к вам, что, конечно, возникает такой процесс у коллектива, что, в общем, ошибки замечаются все чаще и чаще — это еще плюс к этому. Познер: Конечно. Садовничий: Владимир Владимирович, каждому человеку хочется что-то сделать еще и что-то добавить в своей жизни. Пока я назначен ректором. Пока выполняю эти обязанности. Познер: И вам это нравится? Вы получаете удовольствие от этой работы? Садовничий: Ну вот я скажу, какие это удовольствия. Причем меня слушают и подтвердят. Это с девяти до полдвенадцатого вечера вот эти удовольствия, каждый день. Познер: Значит, нравится? Познер: Но вы живете на работе. Познер: Хорошо. К вам имеет несколько, всего десять, вопросов Марсель Пруст, и он очень просит, чтобы вы ответили на них коротко. Садовничий: Хорошо. Познер: Вопрос первый.

Зритель: Добрый день, Виктор Антонович. Такой вопрос. Как вы оцениваете состояние отечественной математики в мировой сфере? И какие вы видите перспективы наших, отечественных, российских ученых? Садовничий: Вопрос профессиональный и ко мне. Известно, что сейчас в США есть несколько университетов, где семинары по математике идут на русском языке. Потому что нет необходимости на этом семинаре говорить на английском. И, конечно, многие выдающиеся наши математики как раз с мехмата уехали в девяностые годы за рубеж. И были открыты все барьеры, созданы все условия. Многие уехали. Из Московского университета с мехмата уехала до трети молодых. Познер: Треть? Садовничий: Треть молодых ученых. Поэтому, безусловно, мы подпитывали другие страны нашими талантами. Это, может быть, не так трагично, поскольку наука интернациональна, но все-таки нельзя допустить потери тех же научных школ. Что касается сейчас. Несколько дней назад мы проводили в путь выдающегося математика Владимира Игоревича Арнольда, моего товарища, с которым мы учились вместе. У меня были с ним многие беседы. Надо сказать, что он однозначно считал, что в России, в Московском университете условия для роста математиков лучшие. Здесь есть та начальная школа, которая формирует базис. Это начальные курсы, матанализ, алгебра, геометрия. И нигде так не подготовят базового математика, как у нас. Другое дело, что потом возникает вопрос: вот он вырос, а куда? И многие уезжают. Но тот же Арнольд имел позицию и в России. Новиков, второй выдающийся наш математик, работая в США, имеет позицию в Московском университете. И школа Гельфанда сохранилась и в Московском университете. В целом у нас в октябре съезд учителей математики. Мы соберемся всей Россией, учителя математики, в Московский университет. Приедет более тысячи. И мы посмотрим на школьную среду, потому что оттуда все. Несколько лет назад в вузе была закрыта военная кафедра. Как, по-вашему, доктора должны ходить в караул? А другие специалисты? Вы вообще как к этому относитесь, в принципе? Садовничий: Вообще говоря, сейчас студент освобожден пока от службы в армии до окончания вуза, не призывают. Садовничий: В специальных вузах по перечню есть военная кафедра. В том числе в МГУ она есть. Но, правда, наборы туда уже не такие большие. В МГУ где-то 600 человек на весь университет — это мало. Но тем не менее есть. Сейчас возникла идея, чтобы студентов призывать в армию, прерывая учебу. Познер: Да, и такая идея есть. Садовничий: Есть такая. И сокращается число военных кафедр. Вообще говоря, я выскажу мысль, которая, может быть, и не всем понравится, но я считаю, что студент должен окончить университет, не прерывая. Потому что неизвестно, где он принесет пользы больше. И мне кажется, что потом ничто не мешает отдать свой долг Родине — это святое. Но был опыт, когда прерывалась учеба. Хорошего было мало. Познер: Вот именно. Внимание на экран. Это просто метод учесть затраты, но это не метод учесть знания. Когда его отменят? Вы, по-моему, должны делать все, чтобы его отменили. Есть ли надежда? Садовничий: Это вопрос, конечно, для меня сложный. Но что я могу сказать? Я, безусловно, считаю, и сейчас считаю, что единый государственный экзамен не должен быть единственной, абсолютизированной формой и оценки, и поступления в высшее учебное заведение. Особенно при поступлении. И, как известно, я предлагал другие методы, и нам кое-что удалось. Мы создали сейчас сесть школьных олимпиад, и в этом году через эти школьные олимпиады прошло 450 тысяч школьников. Это очень большое количество. Я считаю, что олимпиады — это хороший способ поиска талантливых ребят. И вот здесь как раз, может быть, не так важно ошибиться в числе, а важно, что в тебе есть изюминка. Познер: Но она не является заменой ЕГЭ? Садовничий: Нет, льготы, которые предоставляются отдельным олимпиадам, исключают ЕГЭ. Познер: Ах вот так даже! Садовничий: Да, конечно. Он поступает по результатам олимпиады. Причем это российские олимпиады, всероссийские олимпиады, международные олимпиады. То есть это стало понятным, что в таком виде его нельзя держать, его надо совершенствовать. Я вхожу в эту комиссию, и многие идеи принимаются. Возглавляет комиссию Нарышкин Сергей Евгеньевич. Но, в частности, например, я думаю, будет два раздела в ЕГЭ по математике: профильный, для тех, кто хочет поступать дальше, и общий, если ты хочешь просто. Я думаю, что есть проблемы с преподаванием и в смысле ЕГЭ по истории, по русскому языку. И вот в этом направлении должно идти совершенствование. В общем, поживем-увидим, но, безусловно, совершенствование идет. Познер: Было много вопросов — я не буду перечислять авторов этих вопросов — по поводу того, что… Много противников ЕГЭ, очень надеются на то, что вам все-таки удастся, ну и людям, которые придерживаются вашего мнения в сфере образования, каким-то образом с этим справиться. Что это натаскивание, что это, на самом деле, ничего хорошего не дает. Кроме одного человека. Как известно, вы являетесь отчаянным противником ЕГЭ. Стоит ли это ваше сопротивление расценивать как откровенную защиту существующей коррупции? Садовничий: Здесь две натяжки. Первое — что я являюсь таким решительным противником ЕГЭ. Я оппонировал, и, действительно, многое из того, что я говорил, было принято еще до закона. Так что в этом смысле если говорить, не запрещено конструктивно разговаривать — собственно, моя позиция была именно в этом. Сейчас закон принят, и мы его выполняем. И более того, я же сказал, какие пути мы намечаем. Что касается коррупции… Кого же мне защищать по коррупции? Вы знаете, я не сторонник тех цифр и тех идей, такой массовой коррупции в вузах. Хотя, конечно, общество есть общество, и всe везде есть. Поэтому, скорее всего, постановка такая: мы в обществе должны бороться с коррупцией, а в отдельно взятом направлении или оазисе побороть ее нельзя. Так что ее нельзя побороть нигде просто в отдельном направлении. А в целом — да, это, конечно, задача государственная. А паспорт в сельской местности тогда не давали, удерживая там молодежь. Тогда что, паспорт дали вам? Садовничий: Да, да, на шахте я получил паспорт. Познер: А, можно было, да? Садовничий: Да, это уже считалось шахта, рабочий поселок или город. Я поехал в Горловку. Правда, мы вчетвером поехали, но двое не выдержали на второй день и вернулись. Познер: И сколько вы проработали там? Садовничий: Два года. Познер: Два года на шахте? Садовничий: Да, под землей. А он тогда ведь находился на Моховой. Но послушайте, вы в каком году поступали? Садовничий: В 1958 году. Познер: Я в этом году кончил. Университет был на Ленинских горах, мехмат был на Ленинских горах, деканат был на Ленинских горах. Тут был только филфак и юридический, юрфак. Так почему? Садовничий: В этом и загвоздка. Дело в том, что я не собирался поступать в университет и документы свои послал в белорусскую сельхозакадемию. Поехали на мехмат. Оказалось, его супруга была начальником почты. Вот так получилось. Мы с ним приехали вдвоем, и он поступал на юрфак, и договорились, что мы идем вдвоем сдавать его документы на юрфак на Моховой, а потом на автобусе переезжаем на Ленинские горы. Так мы и сделали, и все это было. Он сдал на юрфак. А когда я пришел сдавать… В. Познер: Значит, вы проспорили, выходит? Садовничий: Я проспорил. Познер: И на что вы спорили? Небось, на книгу? Садовничий: На книгу, на такую, интересную книгу. Но было еще одно обстоятельство. Когда я пришел в приемную комиссию мехмата на 12 этаж, у меня не было характеристики, и у меня документы не приняли. И вот удивительное дело. Я дал телеграмму своему начальнику, настоящему начальнику Ершову Анатолию Петровичу, как сейчас помню. Познер: Это начальник на шахте? Садовничий: На шахте. Не директор шахты, а мой начальник, который меня очень любил, принимал как сына. И вот телеграммой в тот же день он прислал характеристику, и она была принята на мехмат. Познер: Здорово. Несколько вопросов еще из вашего прошлого все-таки. С первого курса вы ходили, в общем, в начальниках. Вы были старостой курса, потом вы стали председателем студкома, потом секретарем комсомольской организации курса, потом всего факультета.

85 лет ректору МГУ им. М. В. Ломоносова, академику Виктору Садовничему

От всей души желаю Вам крепкого здоровья, долголетия и оптимизма! Пусть все намеченные планы воплотятся в жизнь!

Критически отнёсся к решению Министерства образования РФ начать с 2002 года подготовку к присоединению России к Болонской декларации , согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими. В частности, это предполагало обязательное введение вместо одноуровневого высшего образования двухуровневое, включающее бакалавриат и магистратуру , а также замену аспирантуры докторантурой. Садовничий призвал министерство подойти к вопросу о вступлении России в Болонский процесс более обдуманно.

Он отметил, что для системы российского технического и естественнонаучного образования действовавшие стандарты были оптимальны и введение других могло разрушить сложившиеся научные школы. Ректор МГУ посоветовал чиновникам отказаться от принципа обязательности изменений и предоставить вузам возможность самим решать этот вопрос [5]. Неоднократно выступал против введения Единого государственного экзамена ЕГЭ. Садовничий заявлял, что новый экзамен не может быть формой поступления ни в один университет, поскольку таит в себе очень много случайностей. Кроме того, Садовничий скептически отнесся к ведению государственных именных финансовых обязательств ГИФО.

По плану правительства, за каждым выпускником школы в зависимости от того, сколько баллов он набрал на ЕГЭ, должны быть закреплены бюджетные деньги в размере от 5 до 17 тысяч рублей. Однако Садовничий отметил, что обучение одного студента в МГУ обходится более чем в 100 тысяч рублей, следовательно, выделенных сумм будет недостаточно. В связи с этим ректор МГУ много раз выражал опасение, что реформа образования закончится повсеместным введением платного обучения в вузах, что, по его мнению, недопустимо. В 2006 году под давлением В. Садовничего и значительной части ректорского корпуса в этом документе были предусмотрены исключения, позволяющие некоторым университетам, и в первую очередь МГУ, принимать студентов, помимо процедуры ЕГЭ, например по итогам специализированных всероссийских олимпиад.

В ноябре 2006 года правительство Москвы сообщило о проведении летом 2007 года ЕГЭ по русскому языку во всех столичных школах. Экзамен был объявлен обязательным для приёма во всех столичных вузах системы Министерства образования и науки. В свою очередь, Садовничий заявил, что МГУ результаты ЕГЭ засчитывать не будет, так как подчиняется не Минобразованию, а непосредственно правительству.

Таким образом, он имеет самое непосредственное отношение к Украине, чем всегда гордился.

Зная эту деталь его биографии, в 2010 году, работая над телециклом «Российско-украинская дружба в судьбах современников», сотрудники видеоканала «Первая столица» обратились в МГУ с просьбой об интервью с ректором. Откровенно говоря, мы даже не очень и рассчитывали на ответ, тем более столь скорый: Виктор Антонович согласился дать интервью скромной харьковской телестудии. Съёмочную группу хозяин поразил приветливостью истинного земляка и, к большому смущению гостей, уделил им времени больше запланированного — пока там, за дверями кабинета, накапливались посетители ведь занятость у ректора и академика действительно огромная. Но как не вспомнить золотые годы своей юности?

Это истинное и нечастое удовольствие даже для очень занятого человека.

Кстати, мехмат МГУ закончили все трое детей ректора и двое из них до сих пор работают бок о бок с папой. Так, старший Юрий с 1995 года руководит на кафедре общей топологии и геометрии, дочь Инна заведует кафедрой фундаментальной и прикладной математики на факультете космических исследований ФКИ. Дочь Анна, поучив студентов на экономическом факультете МГУ и поработав в Торгово-промышленной палате, в 2008 году была назначена заместителем директора «Экспоцентра» в Москве. В 2012 году она стала членом совета директоров банка Русской православной церкви «Пересвет». Банк с дырой в более 100 млрд рублей рухнул, и спасать его пришлось «дочке» Роснефти — Всероссийскому банку развития регионов ВБРР.

Впрочем, в результате санации кресло в совете директоров Садовничая все равно потеряла», — отмечает «Проект», ссылаясь на бывшего работника банка. Плодовитый, но малозаметный Согласно представленной на сайте МГУ информации, у Садовничего 770 статей собственного авторства, но при этом за 23 года самостоятельно он не написал ни одной работы по своей математической специализации — математическому анализу. В международный рецензируемых журналах у ректора МГУ 216 статей, но на его работы ссылались лишь 395 раз. У Садовничего больше публикаций, чем у многих известных ученых, при этом ссылок гораздо меньше, отмечает математик Александр Шеня.

В чем феномен ректора МГУ имени Ломоносова, академика РАН Виктора Садовничего

Московский государственный университет трудно представить без его ректора Виктора Антоновича Садовничего. 27 лет работы ректором Московского государственного университета принесли академику Виктору Садовничему неплохие дивиденды: журналисты обнаружили у него несколько поместий в элитных местах Подмосковья. Ректор Московского государственного университета имени Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ, директор Института математических исследований сложных систем при МГУ.

Седьмой срок Садовничего. Почему президент Путин переназначил ректора МГУ?

Вы внесли огромный вклад в развитие российской науки и образования, снискали уважение коллег и любовь студентов ведущего университета нашей страны! Своей работой Вы стараетесь укрепить научную базу, повысить статус и престиж российского образования. Несомненно, Ваш богатейший опыт и знания будут и впредь способствовать прогрессу отечественной научной мысли и развитию молодого поколения российских граждан.

Виктор Садовничий увеличил количество факультетов МГУ с 16 до 43. Его стараниями в главном ВУЗе страны были созданы суперкомпьютер «Ломоносов» и целая космическая флотилия спутников. Ломоносова Всеволод Ткачук. Накануне юбилея Виктора Садовничего в Москву на Международный форум съехались больше тысячи гостей - представители научного сообщества из разных стран мира.

И вот с какими словами Садовничий обратился к международной элите образования: «Все прогрессы бесчеловечны, если рушится человек", сказал наш поэт Андрей Вознесенский. Чтобы преодолеть глобальный кризис морали, наступление массовой культуры, необходимо развитие гуманитарного образования».

Доктор физико-математических наук 1974 , профессор 1975 , заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета 1982.

Садовничий избран ректором на первых в истории Московского университета демократических выборах ректора Советом Ученых советов МГУ 23 марта 1992 г. На последующих выборах 17 сентября 1996 г. Почетный член Российской академии образования, Национальной академии наук Украины, Академии наук Грузии.

Действительный член Академии артиллерийских наук. Почетный доктор многих зарубежных и отечественных университетов. Президент Союза ректоров России, объединяющего почти 700 университетов и высших учебных заведений страны, Президент Евразийской ассоциации университетов, член ряда международных научных и образовательных организаций.

Входит в состав редакционных коллегий ведущих научных журналов по математике и информатике.

Делят деньги следующим образом: большая их часть достается ректору примерно половина , вторая половина делится между дочерней фирмой именно она подвергается опасности со стороны правоохранительных органов , деканами и принимающими экзамены педагогами. Как происходит само зачисление? Понятно, что в основном, поступающие за деньги — это дети богатых родителей.

И большинство таких детей совсем не являются гениями, к тому же благосостояние родителей обычно негативно сказывается на их детях — они чаще других становятся наркоманами, алкоголиками. Плохо учатся они уже в школе, так как знают, что родители дадут деньги кому надо, и они поступят в любой институт. Если вы зайдете в общественный мужской туалет здания на Моховой, то обнаружите в урнах огромное количество использованных шприцев. Это оставляют студенты, будущие журналисты.

Процент наркоманов среди студентов журфака очень высок. Один из преподавателей так ответил автору этого материала на вопрос о том, стоит ли ребенку поступать на журфак: «Если хотите лишиться своего ребенка, пускай поступает в МГУ! С этого момента фамилия абитуриента ставится на специальный контроль — преподаватели на всех экзаменах ставят этому абитуриенту не ниже тройки. Так он доходит до конца экзаменов.

Естественно, что сразу троечника зачислить не могут, поэтому ректором издается приказ о дополнительном наборе, под который выделяются места. И на эти места как раз принимают тех самых абитуриентов, а родители отдают вторую половину суммы. Согласитесь, все гениальное - просто! Точно такая же ситуация с платным приемом сложилась и в других государственных ВУЗах.

Разница лишь в ценах, которые часто ниже, чем в МГУ. Мориса Тереза — от 6 тысяч. А вот, например, для того, чтобы стать слушателем экономического отделения МГИМО надо выложить около 17 тысяч «зеленых». Тут, как говорится, действует вечный престиж марки дипломатической школы.

Кроме вышеперечисленных сумм родителям приходится нести значительные расходы по подготовке к экзаменам. Так час занятий с репетитором сегодня стоит от 50 до 100 долларов за час. Теперь подведем итог. Для того, чтобы ваш сын или дочь гарантировано поступили в высшее учебное заведение вам, в среднем придется выложить 10-15 тысяч долларов.

У вас есть такие деньги? Глава 2. Гамлет 2000: давать или не давать? Непременный «участник» школьной программы Родион Раскольников, подобно многим, нуждался в деньгах.

Намереваясь поправить свое финансовое положение и удостовериться попутно в собственной исключительности, он совершил то, что в нынешней криминальной хронике называют двойным убийством. Согласно классику, молодой человек был студентом юридического отделения Петербургского Университета, временно прервавшим занятия по причине денежных затруднений. Достоевский, описывая сомнения своего персонажа, упоминает разнообразные доводы, которыми Родион Романович оправдывает запланированное мероприятие. Единственное, пожалуй, что не приходило бедняге в голову - это необходимость оплатить обучение.

Ибо требуемая сумма была незначительной и вполне покрывалась несколькими десятками рублей в год, присылаемыми из дома. Ныне просвещение не столь доступно для небогатых дарований. Разумеется, официально оставаясь бесплатными, государственные Вузы вынуждены устраивать ежегодные экзамены. Но передовым преподавателям МГУ, МГИМО и других престижных учебных заведений, путем многолетних экспериментов удалось разработать поистине не имеющую мировых аналогов систему отсеивания «посторонних» абитуриентов.

Основной целью, преследуемой составителями экзаменационных вопросов, является превращение их в хитроумно спланированные минные поля. Пробраться через такую полосу препятствий, не обладая специальной подготовкой и поддержкой «с тыла» практически невозможно. Бывает, что иной выпускник школы, опрометчиво размахивая своей золотой медалью, несется напролом. Но прогрессивные преподаватели не верят в разнообразные талисманы и обереги, которые для них всего лишь предрассудок.

На противника сбрасывают вопросы небывалой сложности, обычно не имеющие отношения к теме его билета и, в целях маскировки, называемые общими. Если же абитуриенту, всю сознательную жизнь засыпавшему под шуршание учебников и словарей, удается уйти от обстрела, то, сообразуясь с тактической обстановкой, применяются вопросы, запрещенные всеми правилами здравого разума. Они способны озадачить даже академика. Выживают лишь единицы.

Психика их навеки искалечена подобными испытаниями. Встречая любого, в ком наблюдается малейшее сходство с экзаменатором, «счастливые студенты» начинают рыдать или неестественно смеяться. Многие, помня об участи этих несчастных, предпочитают неформальные методы поступления, давно уже являющиеся основной дорогой в любой приличный вуз. Зачем, казалось бы, требуется столь утомительная формальность, как экзамены, если списки почти всех первокурсников большинства престижных факультетов можно составлять за год до их фактического поступления по рейтингу взяток.

Конечно, попасть в Лесотехническую академию или областной пединститут имени Крупской не представляет особой сложности для каждого школьника, слегка знакомого с модными ныне сборниками сочинений и шпаргалок. Если такие люди станут студентами, а затем аспирантами, то они, чего доброго, могут потеснить нашу геронтократическую профессуру, большая часть которой давно перевалила за 70 и чрезвычайно близка к маразму. Ведь мало того, что и денег-то для оплаты репетиторов то есть на прибавку к жалованию тем же преподавателям у них нет. Такие люди оказываются способны спорить с нашей, почти столетие неподвижной, «передовой» мыслью.

Вспомним, например, слова Льва Толстого: «Дело университетов состоит в том, чтобы оправдывать отжившие основы жизни, это хуже для молодого человека, чем для девушки — проституция». К слову. Однажды ректор МГУ заглянул на кафедру, где справлялся день рождения одного из профессоров. Самому юному участнику посиделок как раз исполнилось 65 лет.

Ведь разве есть у молодежи уважение к титулам и бирюлькам, полученным еще при коммунистическом царе горохе, она даже и на собственное мнение способна, а всем известно, что подобная вольность позволительна лишь после шестидесяти. Лучше уж пусть все эти подозрительные молодые люди сразу увязнут в нашей системе. Поэтому, принимать их следует только по знакомству и непременно за деньги. Дрожащие родители ожидают своих «отличников», пишущих сочинение в зашторенных изнутри аквариумах аудиторий первого гуманитарного корпуса.

Неподалеку от них университетский шпиль, завершающийся аляповатой пентаграммой в оправе из металлических колосьев, щекочет влажные шеи московских облаков, смешавших с ливнями полную таблицу Менделеева. Виктор Антонович Садовничий, бессменный ректор с 1992 года, c высоты своего стометрового «графина», усеянного окнами, благодушно наблюдает за новыми поступлениями. Недавних выпускников школы в этот момент вряд ли способны тронуть привычные увещевания Садовничего, обещающего всем кристальную честность экзаменаторов, «нравственность которых непоколебима». О беспрецедентной коррупции на вверенной ему государственной территории ректорат предпочитает не распространяться.

Несчастные подростки в этот момент переживают сильнейший стресс. Силы их стремительно улетучиваются, память, несмотря на все попытки вспомнить что-нибудь по теме билета, подло снабжает несчастных словами популярных песенок. Вспоминаются скорее картины в квартирах многочисленных репетиторов и изрядные суммы, уплаченные родителями за обучение, но только не описание этого чертового дуба в «Войне и Мире», около которого стрелялись Онегин с Ленским… или они там принимали Базарова в декабристы… все перепуталось… и сладко повторять… вот дьявол! Но это лишь в художественной литературе бесы обычно за все в ответе.

Значительная часть преподавателей вынуждена заниматься подготовкой поступающих, поскольку средняя зарплата преподавателя или научного сотрудника, вполне достаточная для прокорма пары кошек, не устраивает взрослого человека, тем более семейного. Уровень которых сообразуется со связями и средствами поступающего. Простейший и наиболее обширный слой — многочисленные курсы, которыми обильно облеплен любой институт или университет. Некоторые курсы представляются как официально созданные при ВУЗе, другие о своем происхождении скромно умалчивают.

Определенный прок от таких новообразований все-таки возможен, поскольку заведениям с катастрофически низким конкурсом приходится порой засчитывать экзамены курсов за вступительные. Но средний уровень подобной подготовки обычно невысок, ибо основная цель не дать необходимый объем знаний, а заставить раскошелиться небогатое большинство. Один мой знакомый, по недомыслию связавшийся с одной из этих контор, рассказывал про оригинальную манеру чтения лекций преподавателем истории. Тот, совершенно позабыв о своем предмете, увлеченно делился со студентами подробностями из брошюры, повествующей о разнообразных способах казней в Древнем Китае.

На следующем занятии историк обнаружил немалую осведомленность в устройстве парников. На третью лекцию никто не пришел. Второй круг — занятия с репетитором. Здесь многое зависит от степени близости вашего знакомства с преподавателем а также от его личного положения во внутреннем табеле о рангах.

Разумеется, заниматься следует с работником того вуза, в который Вы намерены поступать. Это может быть и библиотекарь или младший научный сотрудник, главное — его связи поскольку неприметный лаборант порой оказывается сыном заведующего кафедрой. Ведь отнюдь не преемственность поколений способствует тому, что дети самих сотрудников вуза обычно проходят курс наук на том же факультете, где работает их родственник. Однажды дочь известного университетского историка, по странному стечению обстоятельств обучавшаяся именно на истфаке МГУ, сдавала курсовой экзамен.

Принимавший, опрометчиво не посмотрев в зачетку, громко возмущался ее незнанием предмета: «Вы же ничего не выучили, девушка! Как Вам только не стыдно! Назовите свою фамилию, и я Вас отправлю на пересдачу». Бедолага преп поперхнулся и вышел из аудитории.

Как правило, репетитор набирает группу из 4-10 человек. Количество учеников определяется им путем деления желаемой суммы вознаграждения на приличествующую должности стоимость урока. Пристроить ребенка к действительно «полезному специалисту» довольно сложно, поскольку спрос, увы, превышает предложение. В первую очередь принимаются родственники и дети хороших знакомых, дабы можно было спокойнее обсуждать финансовые тонкости экзаменационного процесса.

Профессора и прочие «члены комиссий» дерут втридорога, однако если Вы желаете получить серьезные гарантии поступления своего чада, придется оплачивать подобную услугу дополнительно. Так как сдавать приходиться 3-4 экзамена, необходимо наличие у репетитора устойчивых межфакультетских связей. Вас интересует прейскурант? Поскольку «расценки» постоянно меняются и сильно зависят от степени родства с оказывающим «протекцию», не станем составлять прайс-лист.

Приведу лишь пару примеров, дабы ознакомить интересующихся с общим уровнем цен. Борис Пастернак, выбрал юридический факультет МГУ «ввиду его легкости». В 1908 году, он был зачислен туда без экзаменов, что было «при царизме» естественно для любого выпускника гимназии. В 1997 году за поступление через «черный ход» просили 15 тыс.

Другого пути на этот факультет, кстати, не предусмотрено. Недавно цены выросли. Мой друг детства, Алексей П. Узнав о его желании учиться на одном из престижных отделений Университета, отец обрадовался: «Давай, сын, я тебя поддерживаю».

Благо, их дачным соседом был декан факультета, смежного с избранным. Можно заменить на: «чуть ли не сам ректор». С ним состоялась беседа, после которой друг мой возмущенно рассказывал: «Представляешь, экспонат этот «полтан» 50 тыс. Раньше деньги занимал, рабочие наши ему камин на халяву отгрохали, а как попросили его помочь, — сразу счет открыл».

Отец Алеши, обидевшись, решил, что: «Нечего у таких жаб учиться». Он отправил сына в Швейцарию, тем более что стоимость обучения там мало отличалась от затребованной местными «умами» суммы. На социологическом факультете МГУ просят несколько меньше. Однако 8 тыс.

Он, собрав через год требуемые деньги, решил перестраховаться, используя для поддержки сразу два независимых «канала». Получилась досадная накладка, поскольку за его сочинением начали охоту одновременно несколько экзаменаторов. Пытаясь отобрать друг у друга нужные листы, они привлекли внимание прочих членов комиссии, принявших самое деятельное участие в разрешении ситуации. Приятеля ожидал потом пре неприятнейший разнос: «Из-за Вас мы, точно дети в песочнице подрались!

Подобные истории известны во множестве, почти любой сталкивался с взятками в системе образования. Ведь возможно, что и Ваш ребенок штурмует в этом году один из таких ВУЗов. Остаются вопросы, — отчего официально бесплатное государственное образование давно уже стало привилегией только богатого и влиятельного меньшинства? Почему любое престижное учебное заведение, созданное для просвещения талантливой молодежи, заполняется в первую очередь детьми самих же преподавателей, их родственников и знакомых?

Может ли руководство ВУЗа, при котором взяточничество расцветало в течение восьми лет, в одночасье остановить его? Неужели оно не замечает происходящего под носом, поскольку давно уже наблюдает себя не в зеркале, а по телевизору. Скорее всего, прекрасно обо всем осведомленные, люди эти существующую систему приема поддерживают и укрепляют. И что, наконец, станет с наукой в стране, где на первый курс приходят не наиболее одаренные, но самые обеспеченные и влиятельные.

Если бы сегодня простой крестьянский мальчик из Архангельской области, везущий в столицу рюкзачок с книжками и тетрадями, приехал поступать в Университет, шансы его были бы пректически равны нулю. Но талант и желание учиться ценились только во времена дремучего крепостничества. Ныне предпочтение отдается твердой валюте. Ведь именно участь рядовых абитуриентов является подлинным критерием для проверки соблюдения изначальных демократических традиций.

Глава 3. Новый главный «счетчик» страны будет считать по-новому Назначение Сергея Степашина на должность Председателя Счетной палаты повлечет за собой массу интересных последствий. Такую информацию мы получили от нашего источника в окружении Сергея Вадимовича.

85 лет ректору МГУ им. М. В. Ломоносова, академику Виктору Садовничему

Ректором главного университета страны Виктор Антонович является с 1992 года. Ректору Московского государственного университета (МГУ) им. М.В. Ломоносова Виктору Садовничему 3 апреля исполнилось 85 лет. Виктор Садовничий с 1992 года руководит главным университетом России. 3 апреля 2024 г. ректор Московского государственного университета Виктор Антонович Садовничий отмечает свой юбилей! Ректор Московского государственного университета имени сова.

Поздравляем Виктора Садовничего с днем рождения!

3 апреля ректору Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Виктору Садовничему исполнилось 85 лет. : В эфире программа “Познер”, гость программы – ректор МГУ имени Ломоносова, академик Виктор Антонович Садовничий. это были первые ректорские выборы на альтернативной основе в условиях нового государства, отмечает ИТАР-ТАСС. Ректору Московского государственного университета имени Ломоносова Виктору Садовничему сегодня, 3 апреля, исполняется 75 лет.

Госдума разрешила ректору МГУ Виктору Садовничему остаться на посту после 80-летия

С 1994 года Виктор Садовничий является членом-корреспондентом РАН, с 1997 года — действительным членом академии, а с 2008 года — вице-президентом Российской академии наук. Садовничий удостоен звания почетного доктора многих университетов мира, кроме того, он возглавляет Российский союз ректоров. Его интересы не ограничиваются только наукой — Садовничий был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах, кроме того, он член попечительского совета Государственного академического Малого театра России.

Всю жизнь. Для меня МГУ — это все! Он внес огромный вклад в развитие университета — и в целом высшего образования в современной России; но не меньше его вклад и в развитие науки.

Научную работу Садовничий не бросал никогда — и уверен, что если бы ушел от преподавания и научной работы, то не смог бы быть эффективным ректором. Сегодня ведущие вузы, а среди них МГУ имени М. Ломоносова и Российский государственный гуманитарный университет, работают над повышением качества и расширением перечня образовательных услуг.

I степени за «большие заслуги в области науки, образования и подготовку квалифицированных специалистов». Ломоносова академик Виктор Антонович Садовничий награжден нагрудным знаком «Почетный наставник» за «личные заслуги в оказании постоянной и эффективной помощи молодым работникам в совершенствовании форм и методов работы».

Почему нет? Потому что вы его не написали! Глава 5. Я всегда с нетерпением ждала, когда, наконец, станет тепло, начнется отпуск, и мы с мужем и с сыном уедем на море отдыхать.

В этом году лето началось поистине ужасно. Судя по всему, отдыхать мы никуда не поедем, — сын заканчивает 11 класс. Впереди выпускные экзамены в школе и затем, самое страшное, — вступительные в институт. Сыночек мой, как, впрочем, наверное, и большинство его сверстников учиться никогда особенно не любил. Да и сейчас я с трудом заставляю его готовиться к выпускным экзаменам. Сомнений в том, что этот злосчастный аттестат зрелости мой Миша получит, у меня нет.

Гораздо страшнее то, что грядет после этого. Миллионы матерей волнует сегодня эта проблема — поступление в институт. Родителям девочек, наверное, немного спокойнее. Моему же, сами понимаете. Причем освободить его или дать отсрочку по причине какой-либо болезни абсолютно нереально - бугай у меня вырос здоровый и ни один светила медицинской науки при всем желании не найдет в его организме даже намеков на какое-либо заболевание. Поэтому, дабы, сильно затянувшаяся «решающая» фаза операции по ликвидации бандформирований на территории Чечни проходила бы без участия моего сына, я решила, во что бы то ни стало, «поступить» его в один из ВУЗов страны.

Выбор пал естественно на МГУ, на факультет журналистики. Сама я заканчивала этот факультет, муж мой учился там же, ну и решили на семейном совете, что нашему, с позволения сказать, потомку журфак МГУ будет самым подходящим местом. На следующий же день мы с мужем принялись обзванивать всех наших влиятельных знакомых, которые в той или иной степени по нашему мнению могли бы хоть как-то посодействовать в решении нашей непростой задачи. Или же, по крайней мере, подсказать, к кому можно обратиться за помощью. Понятно, что никаких иллюзий по поводу самостоятельного поступления Миши на один из самых престижных и «блатных» факультетов главного ВУЗа страны мы не питали. Так или иначе, поиски наши особых результатов не дали.

Максимум, что мне пообещали это поискать, поговорить, посоветоваться с некими загадочными знакомыми, которые, вероятно, смогут чем-то помочь. Но на этом все и заканчивалось. В какой-то момент я осознала, что этот путь результатов не даст. Все наши влиятельные знакомые, неоднократно кичившиеся своими связями отступали перед случайно возникшими трудностями. И тогда я решила сама поехать в МГУ и разузнать, что да как. Почему я так решила и на что я надеялась ответить сложно.

Я знала только одно — где-то должен быть этот маг и волшебник, который за определенное вознаграждение распределяет места в высших учебных заведениях. Поиски я решила начать места с главного здания на Воробьевых горах. Выбор места был обусловлен следующим: я подумала, что если где-то и есть такие люди, которые «продают» места на факультетах, то должны они быть где-то в одном месте и так сказать «торговать оптом», то есть предлагать все факультеты сразу. Самое оптимальное место, решила я — сквер перед главным зданием МГУ. Забегая немного вперед, скажу, что я не ошиблась. Все-таки за спиной был многолетний опыт журналистских расследований, поиска сенсаций и прочее, без чего журналисту не обойтись.

В какой-то мере это я уже потом поняла я подошла к решению вопроса именно как к журналистскому расследованию. Может поэтому, мне и улыбнулась удача. Сидя на скамеечке, я наблюдала за растрепанной встревоженной женщиной лет 40, которая нервно курила одну сигарету за другой и нарезала круги вокруг скульптуры великому русскому ученому. Минут десять я не решалась к ней подойти, но, глядя на нее, я четко нарисовала ее портрет: это мать то ли студента, то ли абитуриента и она кого-то ждет, а этот кто-то запаздывает. Наконец, я придумала вопрос, который стал поводом для знакомства с ней. Я встала со скамейки и подошла.

Это название я вспомнила из одной прошлогодней статьи, в которой рассказывалось о результатах проверки финансовой деятельности МГУ, проведенной Счетной палатой Государственной Думы. Женщина остановилась и я поняла, что каким-то боком я попала в точку. Я загадочно улыбнулась и неуловимо кивнула головой, якобы выражая согласие. Мы договорились с ним на 12, а вот уже пол первого, - она грустно взглянула на часы, - а его все нет и нет. А вам он, во сколько обещал подойти? Руки у нее слегка дрожали.

Их дети в прошлом году сюда поступили, - она махнула рукой в сторону гигантского здания — именно через эту фирму! Гарантия, говорят, сто процентов! Но цены у них, конечно, это что-то страшное — придется продавать дачу и машину, но это же лучше, чем в Чечню попадет! Это что-то - маг и волшебник потерявших веру родителей абитуриентов, оказался человек с простым русским именем Иван Сергеевич. Ах, как мне не хватало в тот момент диктофона, я бы записала ту волшебную беседу, которая произошла чуть позже между этой женщиной и главным торговцем мест на любые факультеты МГУ. Для МВД это бы был замечательный материал.

Сама по себе ситуация действительно сложилась уникальная. Вот оказывается, что такое настоящий рынок, настоящая рыночная экономика , настоящая демократия, когда все покупается и все продается. Я то — дура. Звонила по разным знакомым, искала пути, выходы, а так все просто оказалось, — купи газету и позвони. Я потом проверила, действительно в выпусках газеты «Из рук в руки» есть такое объявление, в котором коротко и ясно написано: реальная помощь абитуриентам в поступлении на любой факультет МГУ. И телефончик дан той самой конторы, которую представлял Иван Сергеевич.

Так вот, где-то минут через десять после нашего знакомства с растрепанной женщиной «пунктуальный» представитель фирмы с громким и непонятным названием «ИниЦЕНТР» появился из-за зарослей сирени. Немного запыхавшийся он подошел к моей новой знакомой, извинился за опоздание и деловито заговорил. Передаю их диалог, возможно с некоторыми неточностями, но так или иначе я старалась ловить каждое слово и запоминать. Женщина: Да, МГУ — экономический факультет. Надо же было так все предугадать! Он открыл элегантный портфель из нежно коричневой кожи, порылся и извлек оттуда какой-то листок.

Сейчас посмотрим. Ага, вот он экономический. У вас сын или дочь? Женщина: Сын. Иван Сергеевич: Сколько лет-то ему? Женщина: Да вот через четыре месяца 18 исполняется.

Иван Сергеевич: Ага, значит, призывник. При последних словах лицо Ивана Сергеевича расплылось в улыбке. Иван Сергеевич продолжал: Для призывников у нас тариф особый. Он еще раз сверился с бумажкой, лукаво посмотрел на слегка оторопевшую от такого начала мамашу и выпалил: Это будет стоить десять тысяч долларов. Я, честно говоря, ожидала от этой, неказистой на первый взгляд, женщины другой реакции. Ну, например, я ждала, что она скажет, что это безумные деньги, что у нее нет таких возможностей или хотя бы что-то в этом роде.

Однако на этот раз интуиции меня подвела. Мамаша с ходу выпалила, что она согласна отдать деньги хоть сейчас только, чтобы ее любимый сын поступил. Иван Сергеевич улыбнулся еще более загадочно и несколько смущенно произнес: Ну-ну, не горячитесь — сейчас ничего отдавать не надо. И вообще все эти вопросы мы обсудим немного позже. Сейчас давайте я разберусь с этой дамой Иван Сергеевич кивнул в мою сторону, он видимо догадался, что я по тому же вопросу, так как в течение всего их разговора я стояла неподалеку и внимательно слушала , а потом мы с вами поедем к нам в офис и все решим. Он еще раз загадочно улыбнулся и подошел ко мне.

Ну, мадам, вы тоже на экономический? Нет, я хотела бы узнать по поводу журналистики, а вы что на любой факультет устроить можете? Конечно, на любой, - улыбнулся Иван Сергеевич. Я надеюсь, - корректно заметил Иван Сергеевич, - вы не о своем чаде так говорите? Я спохватилась. Нет, конечно, просто интересно, неужели не надо иметь никакой подготовки, а так вот запросто заплатить деньги и все в порядке?

Знаете, - ответил Иван Сергеевич, - Вообще-то при желании могу даже осла засунуть на любой факультет. Понимаете только, проблема в том, что я гарантирую лишь поступление, поэтому не факт, что раздолбая и двоечника не отчислят в первом же семестре. Понимаю, - задумчиво ответила я, представляя своего Мишку, прогуливающего занятия с друзьями. Ну, так что же, мадам, - прервал мои раздумья Иван Сергеевич. На журналистику, - отрешенно сказала я. Сын или дочь?

Сын, призывник, - предугадывая следующий вопрос, сказала я. Иван Сергеевич послюнявил палец и стал внимательно перелистывать странички своей тетради. Скажите, - вдруг неожиданно даже для самой себя спросила я, - А как вот это все происходит, ведь для того, чтобы поступить, надо сдать экзамены, по крайней мере, на четверку. Я вот, например, более чем уверена, что мой на четверку не ответит. Это уже не ваши проблемы, - сухо ответил Иван Сергеевич, - Ваше дело заплатить деньги и подать документы. Остальное мы все организуем.

У нас существует ряд договоренностей на самом высшем уровне. Ниже тройки ваш сын все равно не получит, это уж поверьте мне, поэтому он будет сдавать все экзамены до конца. Потом формируются группы поступивших, то есть тех, кто сдал на пятерки, конкурс, кстати, в этом году, как всегда огромный. Так вот, после того, как основной набор сделан, издается специальный приказ о создании дополнительных мест, в соответствии с этим приказом и зачисляется, к примеру, ваш сын. А кто издает этот приказ? Иван Сергеевич поднял на меня бездонно честные, голубые глаза и, не скрывая изумления, ответил: Я не понимаю, мадам, вы, что из прокуратуры?

Да, нет, что вы, что вы, - заторопилась успокоить его я, - просто для меня, как для человека, в свое время обучавшегося в МГУ — все то, что вы говорите откровение. Я просто не подозревала, что кругом… - я чуть было, не сказала слово «продается», слава Богу, что вовремя остановилась. Иван Сергеевич немного расслабился. Видимо мой ответ успокоил его, я действительно находилась в некотором шоке от услышанного и это было, судя по всему, заметно. Иван Сергеевич вновь обратил свой взор к своим магическим записям: Значит так, факультет журналистики будет стоить 15 000, устраивает? Надо немного подумать, - сказала я, еле сдерживая желание врезать этой гадине по морде.

Ну, подумайте, подумайте. Телефон вам известен. Иван Сергеевич встал, слега поклонился мне и пошел к даме, которая ждала его на соседней скамеечке. Он вежливо взял ее под руку и они не спеша отправились в сторону центрального здания МГУ. Я с тоской глядела им вслед. Неужели сегодня вот так легко и так нахально можно торговать несчастьем и бедой.

Ведь это беда, что сегодня наши дети вынуждены воевать в Чечне, а мы вынуждены их любыми путями «отмазывать» от вездесущих людей в погонах. А как «отмазывать», если сами дети не понимают, что надо учиться и не только для того, чтобы избежать армии, а еще и затем, чтобы потом в жизни чувствовать себя уверенно». Я встала и медленно побрела в сторону метро. Вечером, на семейном совете мы с мужем приняли решение продать дачу и старенькие «жигули». По нашим расчетам набиралась как раз нужная сумма. Ректор Московского государственного университета имени М.

Ломоносова с 1992 года. Действительный член РАН по Отделению математических наук, секция прикладной математики и информатики 1997. Член Президиума РАН с 1996. Садовничий родился 3 апреля 1939 г. Краснопавловка Харьковской области. Трудовую деятельность начал в 1956 г.

Академик Садовничий Виктор Антонович

САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович Ректор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, заведующий кафедрой математического анализа механико-математического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. От имени многотысячного коллектива Воронежского государственного университета, Совета ректоров вузов Воронежской области и от себя лично сердечно поздравляю Вас с днем рождения! Более двадцати пяти лет В.А. Садовничий на посту ректора возглавляет Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий