98 фото | Фото и картинки - сборники. Сокровище ангелов (картина) — Рерих Н.К. (Часть 1). Кроме того, Тенишевой принадлежала небольшая работа Рериха 1904 года «Архангел», которую считают эскизом к «Сокровищу ангелов». Н.К. Рерих. Сохранено в Живопись Фотография и искусство.
Сокровище Ангелов, 1905
Сокровище ангелов - инфографика, характеристики, композиция. | Русский блоггер. |
Николай Рерих. Описание картины - Сокровище ангелов - | Сокровище Ангелов. 1905. Холст, масло, темпера. |
"Сокровище ангелов" Николая Рериха | ростропович, вишневская, аукцион, сотбис «Сокровище ангелов» Николая Рериха – один из главных лотов торгов. |
Картина Н.К.Рериха Сокровище Ангелов. Константиновский зал . Санкт Петербург.Россия.
Архистратиг сам у камня дозор ведет. От усталости не помнит себя, а все сторожит. Угрожают копьями архангелы. Стерегут камень от лихого прохожего. Непутевый не разбил бы их сокровище. Сокровищем держатся все города ангельские. Без сокровища-камня - разлетятся ангелы.
К нему — все творчество Рериха. Кто же он, этот «безликий»? Какие эпохи отражаются в его слепой душе? К каким далям возвращает он нас, избалованных, непокорных, возвестивших «культ личности»? Мы смотрим. Чередуются замыслы. Сколько их! В длинном ряду картин, этюдов, рисунков, декоративных эскизов воскресает забытая жизнь древней земли: каменный век, кровавые тризны, обряды далекого язычества, сумраки жутко-таинственных волхований; времена норманских набегов; удельная и Московская Русь... Ночью, на поляне, озаренной заревом костра, сходятся старцы. Горбатые жрецы творят заклятия в заповедных рощах. У свайных изб крадутся варвары. Викинги, закованные в медные брони, с узкими алыми щитами и длинными копьями, увозят добычу на ярко раскрашенных ладьях. Бой кипит в темно-лазурном море. Деревянные городища стоят на прибрежных холмах, изрытых оврагами, и к ним подплывают заморские гости. И оживают старые легенды, сказки; вьются крылатые драконы; облачные девы носятся по небу; в огненном кольце томится золотокудрая царевна-змиевна; кочуют богатыри былин в древних степях и пустырях. Снова — Божий мир; за белыми оградами золотятся кресты монастырей; несметные полчища собираются в походы; темными вереницами тянутся лучники, воины-копейщики; верхами скачут гонцы. А в лесу травят дикого зверя, звенят рога царской охоты... Мы смотрим: все та же непрерывная мечта о седой старине. О старине народной? Если хотите. Но не это главное, хотя Рериха принято считать «национальным» живописцем. Не это главное, потому что национально-историческая тема для него — только декорация. Его образы влекут нас в самые дальние дали безликого прошлого, вглубь доисторического бытия, к истокам народной судьбы. О чем бы он ни грезил, какую бы эпоху ни воскрешал с чутьем и знанием археолога, мысль его хочет глубины, ее манит предельная основа, и она упирается в тот первозданный гранит племенного духа, на который легли наслоения веков. Он — древний человек, первобытный варвар земли. Каменный век! Сколько раз я заставал Рериха за рабочим столом, бережно перебирающим эти удивительные «кремни», считавшиеся так долго непонятной прихотью природы: граненые наконечники стрел, скребла, молотки, ножи из могильных курганов.
Как раз появилось несколько книг о культуре и истории Тибета, труды Ухтомского, Потанина, Пржевальского. К 1911 году, дате строительства в Петербурге первого буддийского храма, интерес Николая Рериха к Востоку сформировался настолько определенно, что он вошел в комитет содействия строительству и тесно общался с посланником далай-ламы XIII - Хамбо Агованом Лобсаном Дорчжиевым. В картинах и очерках Рериха Индия стала появляться все чаще и чаще... Здесь он учился в Академии художеств и университете, здесь стал художником, археологом, поэтом, педагогом.
И в этой труднейшей подготовке к веку Добра и Света нам готовы прийти на помощь Силы Небесные, если мы эту Помощь призовём и примем. Тёмные силы пытаются создать у людей иллюзию безысходности перед кажущейся победой зла, которая выражается в чудовищной преступности, падении нравов и неслыханном разгуле тьмы. Но не запугать тех, кто верит в победу Света. Победа Света — как восход — Неотвратима, непреложна; Пусть ночь глухая безнадёжна, Наступит час — она пройдёт. В книге «Иерархия» сказано: «Об Ангелах-Хранителях знали все народы и сохраняли предания тысячелетиями. Все учения знали о Мощных Покровителях человечества, которые водительствовали народами. Почему же наше время отреклось от Высших Водителей? Когда же существовал Мир без Покровителей? Автор этих записей называет их Ангелами»3. Так, Енох повествует: «И когда спал я, явились мне два мужа огромных, каких никогда не видел я на земле. Лица их были словно свечи горящие, из уст их словно огонь исходил, а руки их были словно крылья золотые. Я уже проснулся, а мужи наяву стояли около меня. И вознесли меня на небо, и поставили меня там. И показали мне двести Ангелов, которые владеют звёздами, расположенными на небесах. И показали мне сокровища снега и холода, и Ангелов грозных, охраняющих сокровища те. И видел я Ангелов, пресветлых и преславных, и лица их словно лучи солнечные блистали... И есть Ангелы над временем и над годами, и есть Ангелы над реками и над морями, и Ангелы над плодами, и травами, и над всеми живущими, и над людьми... И увидел я свет великий и все воинства огненные бесплотные... Из Священного Писания и преданий известно, что Ангелы «владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные... Их назначение — служить Единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям. Лермонтов пишет: По небу полуночи Ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге Великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нёс Для мира печали и слёз; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли7. Известны многочисленные изображения Ангелов художниками разных эпох. Начиная с IV века Ангелов изображали в человеческом облике с двумя крыльями. В раннехристианском искусстве они... Западное средневековье создаёт тип юношески-прекрасных Ангелов; именно такие Ангелы с трубами... В эпоху Возрождения начинают преобладать уже не "грозные" Ангелы, но исполненные мягкости и кротости; часто, особенно в итальянской и немецкой живописи, Ангелы — дети»8. Ангельские «чины» часто называют «хорами», так как они «непрестанно прославляют Бога песнопениями. Конечно, ангельское пение люди не могут воспринять на слух, это "музыка" небесных сфер... Оставаясь для большинства людей невидимыми, они являлись Святым и Апостолам, о чём имеется много свидетельств. Так, на фреске Джотто «Сон Иакова» изображён летящий легкокрылый Ангел. В Откровении Святого Иоанна сказано: «И видел я...
Сокровища ангелов картина рерих - 98 фото
Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень.
На нем мир стоит. Вся земная твердь на камень опирается. Бытие все на камне узорами начертано.
Более того и об этом мало кто знает , за счет Бориса Ильича наш музей пополнился новыми картинами Николая и Святослава Рерихов. Борис Булочник выкупил у различных владельцев и на зарубежных аукционах и подарил нашему музею более 300 картин и рисунков Рерихов. Подчеркиваю, все картины и рисунки Борисом Ильичем переданы музею в дар, без каких-либо условий и оговорок.
Таким образом, с его помощью в Россию вернулось огромное количество картин Рерихов, которые теперь доступны для наших граждан. Можете посчитать сами: сюжетные полотна Николая Рериха стоят больших цифр со многими нулями, не меньшая цена и у картин Святослава Рериха… Приведите мне другой пример такой масштабной благотворительности, со стороны многих других российских бизнесменов… Лично я таких примеров не знаю. Один яйца Фаберже приобрел, передал их на хранение в музей, и такую себе пиар-кампанию закатил.
Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». Пиар был на всю страну, так как эта коллекция передана в дар государству и была размещена в Константиновском дворце в Санкт-Петербурге. Я был в этом дворце, коллекция выставлена, но картина Рериха была не доступна.
А в нашем случае все делается без лишней помпы, но все основные шедевры Рерихов в нашем музее доступны для всех. Можно об этом говорить десятилетиями, а толку от этого мало. В современном государстве, тем более в России с ее рыночной экономикой, культурным учреждениям без помощи меценатов просто не выжить.
Но если государственные музеи хоть как-то обеспечиваются государством, то общественные отданы на произвол рынка и чиновников. Существует и другая проблема. Она заключается в том, что культура не может существовать без общественной инициативы.
А наше тоталитарное прошлое, от наследия которого мы еще не избавились, свидетельствует, что чиновники не желают выпускать свою власть и возможность использовать культуру по своему усмотрению. К чему это приводит, мы знаем. Печальные примеры такого руководства вокруг нас.
Поэтому многолетний опыт такого тесного и плодотворного сотрудничества нашего музея с одним из успешных бизнесменов России является уникальным и, пожалуй, единственным. К этому следует добавить, что если учесть трагедию с разграблением первой части наследия Рерихов, о которой я говорил выше, и не прекращающиеся стремления некоторых высокопоставленных чиновников разрушить наш музей и отобрать завещанное нам наследие Рерихов, то на этом фоне та всесторонняя помощь Бориса Ильича нашему музее дорогого стоит. Я бы назвал это настоящим гражданским подвигом.
Вся трагическая история возвращения в Россию наследия Рерихов и история нашего музея — яркое подтверждение этому высказыванию. Мы не сомневаемся в том, что все многочисленные трудности, которые возникли за последнее время у Бориса Ильича, имеют причину именно в этом. И конечно я с ним на эту тему не говорил.
Но, как мне кажется, к творчеству Рериха Борис Ильич подошел так же, как и я в свое время… Книги Рерихов и особенно философская система космической реальности, известная под названием «Учение Живой Этики», созданная Еленой Ивановной Рерих в сотрудничестве с ее Учителями, помогли мне понять, что же произошло с нашей страной.
И тогда заголовки газет пестрят сообщениями о том, что продана картина из коллекции Фрэнка Синатры или Эндрю Ллойда Уэббера. Но так, чтобы частное артистическое собрание продавалась целиком, бывает крайне и крайне редко. Ценность таких событий не только в том, какие выставляются вещи и кому они принадлежат. Впервые во всем объеме можно увидеть вкус и предпочтения создателя коллекции. И это, пожалуй, самое интересное.
Вот почему предстоящая аукционная продажа коллекции знаменитой во всем мире четы Ростропович—Вишневская вызывает столько ажиотажа. В самом деле, событие беспрецедентное — такой цельной, качественной и в то же время индивидуальной коллекции русского искусства на торги, пожалуй, еще не выставлялось. Масштабные коллекции, которые складывались на территории России, как правило, передавались государству из них и вырос, например, Музей личных коллекций. Но Вишневская и Ростропович в первую очередь музыканты, их главными сокровищами всегда были голос и руки. А еще два музыкальных фонда и медицинский фонд помощи детям. Все это требует постоянных вложений, тем более теперь, после ухода великого виолончелиста.
Поэтому место этой коллекции на аукционе, а не в музее. Впрочем, чудеса случаются, и кто знает, вдруг найдется меценат, желающий привести эти произведения в российские музеи. Потому что у самих музеев, которые, безусловно, выражают большую заинтересованность, таких средств просто нет. Кстати сказать, вещи из собрания Ростроповича—Вишневской из России не вывозились.
Это самое полное ее описание, опубликованное в столичной газете «Слово».
Сами Власти там правят бесплотные. Ходят там ангелы дружинами тесными. За стенами, по широкой долине в тубы трубят. Все спокойно, и добро, и зло. Краеугольный камень.
На нем мир стоит.
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ (1874-1947)
Экспозицию составили как знаменитые произведения автора — например такие, как «Заморские гости» 1901, Государственная Третьяковская галерея , — так и малоизвестные работы. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из Государственного комплекса «Дворец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми 1907 из Пермской государственной художественной галереи. В специальном павильоне экспонируются восемь панно «Богатырского фриза» 1910, Государственный Русский музей , исполненные мастером на сюжеты русских былин для дома промышленника Ф. Бажанова в Санкт-Петербурге.
Том 2. Возникла она неожиданно и настойчиво зазвучала с начала этого года. Мы знаем, что в настоящее время приближается роковой момент для нашей планеты и всего человечества — переход от тёмного века Кали Юги к светлому веку — Сатия Юге. Но она не может совершиться без предварительной подготовки к ней сознания людей. И в этой труднейшей подготовке к веку Добра и Света нам готовы прийти на помощь Силы Небесные, если мы эту Помощь призовём и примем. Тёмные силы пытаются создать у людей иллюзию безысходности перед кажущейся победой зла, которая выражается в чудовищной преступности, падении нравов и неслыханном разгуле тьмы.
Но не запугать тех, кто верит в победу Света. Победа Света — как восход — Неотвратима, непреложна; Пусть ночь глухая безнадёжна, Наступит час — она пройдёт. В книге «Иерархия» сказано: «Об Ангелах-Хранителях знали все народы и сохраняли предания тысячелетиями. Все учения знали о Мощных Покровителях человечества, которые водительствовали народами. Почему же наше время отреклось от Высших Водителей? Когда же существовал Мир без Покровителей? Автор этих записей называет их Ангелами»3. Так, Енох повествует: «И когда спал я, явились мне два мужа огромных, каких никогда не видел я на земле. Лица их были словно свечи горящие, из уст их словно огонь исходил, а руки их были словно крылья золотые.
Я уже проснулся, а мужи наяву стояли около меня. И вознесли меня на небо, и поставили меня там. И показали мне двести Ангелов, которые владеют звёздами, расположенными на небесах. И показали мне сокровища снега и холода, и Ангелов грозных, охраняющих сокровища те. И видел я Ангелов, пресветлых и преславных, и лица их словно лучи солнечные блистали... И есть Ангелы над временем и над годами, и есть Ангелы над реками и над морями, и Ангелы над плодами, и травами, и над всеми живущими, и над людьми... И увидел я свет великий и все воинства огненные бесплотные... Из Священного Писания и преданий известно, что Ангелы «владеют знанием и чистотою, далеко превосходящими наше мышление. Они существа духовные...
Их назначение — служить Единому Богу, воюя с Его врагами, воздавая Ему честь, неся Его волю стихиям и людям. Лермонтов пишет: По небу полуночи Ангел летел, И тихую песню он пел; И месяц, и звёзды, и тучи толпой Внимали той песне святой. Он пел о блаженстве безгрешных духов Под кущами райских садов; О Боге Великом он пел, и хвала Его непритворна была. Он душу младую в объятиях нёс Для мира печали и слёз; И звук его песни в душе молодой Остался — без слов, но живой. И долго на свете томилась она, Желанием чудным полна; И звуков небес заменить не могли Ей скучные песни земли7. Известны многочисленные изображения Ангелов художниками разных эпох. Начиная с IV века Ангелов изображали в человеческом облике с двумя крыльями. В раннехристианском искусстве они... Западное средневековье создаёт тип юношески-прекрасных Ангелов; именно такие Ангелы с трубами...
В эпоху Возрождения начинают преобладать уже не "грозные" Ангелы, но исполненные мягкости и кротости; часто, особенно в итальянской и немецкой живописи, Ангелы — дети»8. Ангельские «чины» часто называют «хорами», так как они «непрестанно прославляют Бога песнопениями.
Данную работу соотносят с росписью для усыпальницы князя Тенишева. На переднем плане, рядом с предводителем ангельских воинств, похожим на архангела Михаила, Рерих изображает памятник древних викингов. Еллингский камень является свидетельством возникновения Дании как государства, относится к эпохе перехода скандинавов от язычества к христианству.
Будем приветствовать все стремления к творчеству и созиданию и оплакивать варварское разрушение ценностей природы и духа. Николай Рерих Имя Николая Рериха овеяно множеством легенд и домыслов. Что только не говорили о великом художнике и путешественнике. Причём далеко не всегда предположения носили невинный характер: учёного и философа, мечтавшего найти в горах Тибета легендарную страну Шамбалу, пытались уличить даже в сотрудничестве с НКВД. Кем же был Рерих-старший, и отражением чего стали написанные им картины, всего около 7000? Ответы на эти и другие вопросы попыталась дать открывшаяся позавчера в ЦВЗ «Манеж» масштабная выставка «Рериховский век», посвящённая 75-летию подписания в Вашингтоне Пакта Рериха, представляющего собой договор о защите культурных ценностей. Тогда, в 1929 году, когда проект только предлагался на рассмотрение, Рерихом было придумано Знамя Мира - белое полотнище с красной окружностью, в которую были вписаны три красных круга, обозначающих единство прошлого, настоящего и будущего в вечности.
Откройте свой Мир!
Подробно рассказываем о выставке, приуроченной к 150-летию великого художника Николая Рериха, которая проходит в Новой Третьяковке на Крымском валу с 10 октября 2023. Эскиз храма Святого Алексея, Митрополита Московского, в имении Императора Николая II в вицы (Польша). Считается, что «Сокровище» художник написал для усыпальницы князя Вячеслава Тенишева, изобразив краеугольный камень мироздания, заключающий добро и зло, который охраняют ангелы. «Сокровище Ангелов» — начальная буква в художественных письменах Рериха, насчитывающих десятки и десятки полотен. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха "Сокровище Ангелов" из Государственного комплекса "Дворец конгрессов" в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907). Статья автора «monologova» в Дзене: Картина "Сокровище ангелов" экспонировалась на выставках в Вене, Париже, Лондоне и др.
Рерих сокровища ангелов картина
Работа много раз экспонировалась и публиковалась и имеет безупречный провенанс. Знаменитая музыкальная пара — Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Из 20 произведений Ефима Репина, выставленных на торги, любопытна работа «Большевики» 1918 года 300—500 тыс. Она отражает неоднозначное отношение художника к новой власти через почти по-карикатурному страшный сюжет: красноармеец отнимает хлеб у беспризорного ребенка. Интересен и «Портрет Чуковского» 300—500 тыс. Портретов в коллекции Ростроповича—Вишневской представлено много. Среди них выделяется долгое время считавшийся утерянным «Портрет Прасковьи Бестужевой» кисти Владимира Боровиковского 400—600 тыс. Портрет был написан в качестве дополнения к портрету ее мужа Александра Бестужева, ныне хранящемуся в Кировском музее. Стоит отметить и «Портрет княгини Авроры Демидовой» 800 тыс. В разделе декоративно-прикладного искусства — великоустюжские финифти XVII века, резные изделия из моржовой кости XVIII века, бронза и малахит, русское императорское стекло. И, конечно, русский фарфор, поклонником которого является сама Галина Вишневская.
В ее коллекции фарфор разного времени и качества, но есть действительно редкие и очень значимые вещи. Среди них два подарка Екатерины II своему фавориту графу Орлову — редкая фарфоровая табакерка с портретом графа 150—200 тыс. Впрочем, есть лоты и совсем недорогие — например, собрание фарфоровых статуэток, которые, безусловно, порадуют поклонников знаменитых музыкантов. Коллекция хороша не только набором вещей, но и их «одомашненностью».
Они — безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной, они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они — без имени.
И не думают, не чувствуют одиноко. Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями и камнями, и чудовищами старины. На этих холстах, мерцающих темной роскошью древних мозаик или залитых бледными волнами света, человек иногда только мерещится, или отсутствует. Но полузримый, невидимый — он везде. Пусть перед нами безлюдный пейзаж: пустынная природа севера, овраг, роща, серые валуны; или — в затейном узоре иконной росписи — не люди, а хмурые угодники, святые, ангел, строгая Оранта; или — просто этюд, рассказывающий сказку русско-византийской архитектуры. Уклоны рисунка, символика очертаний, красок, светотени, неуловимый синтез художнического видения возвращает мысль к тому же образу — символу. К нему — все творчество Рериха.
Кто же он, этот «безликий»? Какие эпохи отражаются в его слепой душе? К каким далям возвращает он нас, избалованных, непокорных, возвестивших «культ личности»? Мы смотрим. Чередуются замыслы. Сколько их! В длинном ряду картин, этюдов, рисунков, декоративных эскизов воскресает забытая жизнь древней земли: каменный век, кровавые тризны, обряды далекого язычества, сумраки жутко-таинственных волхований; времена норманских набегов; удельная и Московская Русь...
Ночью, на поляне, озаренной заревом костра, сходятся старцы. Горбатые жрецы творят заклятия в заповедных рощах. У свайных изб крадутся варвары. Викинги, закованные в медные брони, с узкими алыми щитами и длинными копьями, увозят добычу на ярко раскрашенных ладьях. Бой кипит в темно-лазурном море. Деревянные городища стоят на прибрежных холмах, изрытых оврагами, и к ним подплывают заморские гости. И оживают старые легенды, сказки; вьются крылатые драконы; облачные девы носятся по небу; в огненном кольце томится золотокудрая царевна-змиевна; кочуют богатыри былин в древних степях и пустырях.
Снова — Божий мир; за белыми оградами золотятся кресты монастырей; несметные полчища собираются в походы; темными вереницами тянутся лучники, воины-копейщики; верхами скачут гонцы. А в лесу травят дикого зверя, звенят рога царской охоты... Мы смотрим: все та же непрерывная мечта о седой старине.
Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа Ростропович в августе 1991-го Николай Рерих.
Сокровище ангелов. Думаете, это хвастовство? Нет — чистая правда. Только щедрость эта проявляется в основном в том, как любимая наша держава разбрасывается направо, а чаще налево тем, что составило бы предмет национальной гордости любого народа.
А вот о специфической национальной гордости великороссов В. Ленин даже написал отдельную статью. Собственно, с него, Ленина, все и началось: продажа сокровищ Эрмитажа для нужд диктатуры пролетариата, высылка на «философском пароходе» крупнейших российских ученых, вынужденная эмиграция лучших писателей… В общем, ничего-то и никого-то России не жалко — одно слово: щедрая душа. Сейчас вот не жалко русское изобразительное искусство ХХ века.
Государство, несмотря на невиданно благоприятные цены на нефть и газ, не выделяет денег на пополнение фондов Третьяковки и других музеев, призванных хранить и нам показывать собственные, признанные всем миром художественные ценности минувшего столетия. В результате та же Третьяковка не может участвовать в мировых аукционах, на которых уходят с молотка Серебрякова, Кандинский, Малевич.
Крупнейшая монографическая выставка, приуроченная к юбилею мастера, раскроет перед зрителями панораму его творчества.
Особое внимание уделено опытам Рериха в разных видах искусства, а также его путешествиям по России и Азии. Он создал свыше 5 тыс. Выставочный проект Третьяковской галереи ставит перед собой задачу представить Рериха не только как «мастера гор», но и как художника, стремившегося к творческой реализации в области архитектуры и театра.
Что показывает Третьяковка на масштабной ретроспективе Николая Рериха
Кому достанется «Сокровище ангелов»? Вместо того чтобы высиживать яйца Фаберже, надо сохранить для России коллекцию Ростроповича, в которой и Рерих, и Репин, и Бенуа. С мая 2008 года «Сокровище ангелов» находится в постоянной экспозиции Константиновского дворца в Санкт-Петербурге. Впервые в Москве будут показаны шедевр Рериха «Сокровище Ангелов» из «Дворцаец конгрессов» в Санкт-Петербурге и уникальный иконостас для церкви Казанской иконы Божией Матери в Перми (1907) из Пермской ной художественной галереи. В живописном наследии Николая Константиновича Рериха квинтэссенцией творческого прорыва к возвышенным сферам прославления Нетварного Света стало монументально-декоративное полотно «Сокровище Ангелов». «Сокровище Ангелов», созданное в том же 1905 году. Исследователи Рериха считают, что это важная деталь: так ангел становится ближе к людям и не оставляет без внимания их беды и чаяния.
Николай Рерих. Описание картины — Сокровище ангелов
Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». На выставке впервые можно увидеть огромное полотно «Сокровища ангелов» — как и картины Врубеля, оно похоже на переливающуюся мозаику. 3. Картина Николая Рериха “Сокровище ангелов”. Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры.
7 шедевров Николая Рериха, которые нужно знать (КАРТИНЫ)
О чем говорит их коллекция? Как коллекция их живописует? Вот это как раз тот случай, когда классик абсолютно прав. В этом собрании вы не найдете ни одной холодной, бездушной вещи. Видно, что Ростропович с Вишневской покупали то, во что влюблялись, что их радовало. Здесь и потрясающая живопись, и графика, и превосходный фарфор, и древнерусские эмали, и стекло — все, что угодно, и на всем лежит отпечаток безупречного вкуса собирателей.
Ростропович начал собирать еще тогда, когда сегодняшние коллекционеры-олигархи либо еще не появились на свет, либо бегали в коротких штанишках, либо только начинали осваивать высокое искусство фарцовки. Так что немудрено, что качество его собрания намного выше любого, составленного сегодня. А во-вторых, они и сами накопили за годы собирательства такой опыт, что могли дать фору многим экспертам. Другое дело, что в их собрании сохранилось много вещей из раннего периода их собирательства.
К нему — все творчество Рериха.
Кто же он, этот «безликий»? Какие эпохи отражаются в его слепой душе? К каким далям возвращает он нас, избалованных, непокорных, возвестивших «культ личности»? Мы смотрим. Чередуются замыслы.
Сколько их! В длинном ряду картин, этюдов, рисунков, декоративных эскизов воскресает забытая жизнь древней земли: каменный век, кровавые тризны, обряды далекого язычества, сумраки жутко-таинственных волхований; времена норманских набегов; удельная и Московская Русь... Ночью, на поляне, озаренной заревом костра, сходятся старцы. Горбатые жрецы творят заклятия в заповедных рощах. У свайных изб крадутся варвары.
Викинги, закованные в медные брони, с узкими алыми щитами и длинными копьями, увозят добычу на ярко раскрашенных ладьях. Бой кипит в темно-лазурном море. Деревянные городища стоят на прибрежных холмах, изрытых оврагами, и к ним подплывают заморские гости. И оживают старые легенды, сказки; вьются крылатые драконы; облачные девы носятся по небу; в огненном кольце томится золотокудрая царевна-змиевна; кочуют богатыри былин в древних степях и пустырях. Снова — Божий мир; за белыми оградами золотятся кресты монастырей; несметные полчища собираются в походы; темными вереницами тянутся лучники, воины-копейщики; верхами скачут гонцы.
А в лесу травят дикого зверя, звенят рога царской охоты... Мы смотрим: все та же непрерывная мечта о седой старине. О старине народной? Если хотите. Но не это главное, хотя Рериха принято считать «национальным» живописцем.
Не это главное, потому что национально-историческая тема для него — только декорация. Его образы влекут нас в самые дальние дали безликого прошлого, вглубь доисторического бытия, к истокам народной судьбы. О чем бы он ни грезил, какую бы эпоху ни воскрешал с чутьем и знанием археолога, мысль его хочет глубины, ее манит предельная основа, и она упирается в тот первозданный гранит племенного духа, на который легли наслоения веков. Он — древний человек, первобытный варвар земли. Каменный век!
Сколько раз я заставал Рериха за рабочим столом, бережно перебирающим эти удивительные «кремни», считавшиеся так долго непонятной прихотью природы: граненые наконечники стрел, скребла, молотки, ножи из могильных курганов.
Позднее московские власти передали для музея усадьбу Лопухиных, тогда этот памятник архитектуры пребывал буквально в руинах. Восстановить этот шедевр московского зодчества нам удалось, не потратив ни единой копейки государственных средств.
Но от металлического мусора избавиться нетрудно, а вот развеять шлейф слухов и небылиц гораздо сложнее. Как относиться к подобным стремлениям войти в историю на чужих плечах — как к несомненной чепухе или всё же припомнить, что дыма без огня не бывает? Дошло до того, что на свет появилась диссертация, в которой утверждается, что во время Центрально-Азиатской экспедиции Рерих чуть ли не собирался религиозную войну раздуть, создать новую страну, куда вошла бы часть Сибири и так далее.
Это самая настоящая клевета. Реальность же такова. Рериха вызвали к Дзержинскому повесткой.
Его считали эмигрантом, а значит, в чём-то подозревали, возможно, считали английским или индийским шпионом. На подозрения в то время не скупились. Первый раз он приглашение проигнорировал, на вторую повестку тоже не откликнулся, а после третьей понял, что визита не избежать.
Однако уже на лестнице перед приёмной Дзержинского Рерих услышал крик, что человек, настойчиво требовавший его к себе, скоропостижно скончался… Больше его не приглашали, но Николай Константинович счёл за лучшее поскорее уехать на Алтай, а затем через Бурятию перешёл в Монголию… — Но он же надеялся вернуться на родину после Второй мировой войны? Вскоре его не стало, а в 1955 году умерла Елена Ивановна. Два года спустя в Индию приехал Хрущёв и побывал на проходившей тогда выставке картин Николая Константиновича.
Там советского лидера познакомили с Юрием Николаевичем Рерихом. Хрущёву он очень понравился, так что желание старшего сына Рериха переехать в Москву осуществилось очень быстро. До своей кончины в 1960 году он работал в Институте востоковедения, но легко и просто ему у нас не было, многие воспринимали Юрия Николаевича прежде всего как буржуазного учёного… Но как бы то ни было, за совсем недолгое время он успел создать отечественную школу тибетологии, притом до него Тибетом у нас никто профессионально не занимался.
Неру приезжал к Рерихам в Кулу в 1942 году вместе со своей дочерью Индирой.
Их организаторский талант, практическая хватка и деятельная натура выводила их к созданию музеев и институций. Рерих отмечает, что "Грабарь сам пробил свой путь…". Грабарь же, отметив блестящую одаренность Рериха, дает точную характеристику живописной манеры Рериха. Микешина", унаследовав от того "легкость и быстроту исполнения, иллюстративность исполнения и уверенность в своей неотразимости". Иллюстративность исполнения была очень кстати для археолога, который проводит раскопки и фиксирует свои находки, а фантазия художника служит подспорьем для понимания целостной картины прошлого.
Рерих был не единственным из русских художников, увлеченных архаикой. Как заметил мудрый Максимилиан Волошин, "любовь к архаическому была создана откровениями археологических раскопок конца XIX века. Но Рерих был единственным художником, которые профессионально участвует в раскопках в Псковской, Новгородской, Тверской губерниях, работает в Императорской археологической комиссии. Именно по заданию этой комиссии он с женой объезжает более сорока старых городов России, пишет виды старинных храмов, крепостей, зданий, публикует статьи в защиту старины. Защищать старину будет и Грабарь, спасая памятники Древней Руси, организуя экспедиции на Русский Север, создавая после революции Государственный музейный фонд и центр реставрации… Впрочем, стариной "переболели" почти все художники "Мира искусства". Только Бенуа пленяли петровская эпоха и французский XVIII век, Бакста - античность, а Рериха - брутальность викингов, мощь "половецких баб" и суровый облик старых крепостей.
И надо признать, что они органично смотрятся рядом с ранними полотнами Рериха, будь то мрачные "Идолы" 1901 , яркие "Заморские гости" 1901 или дипломная работа "Гонец. Восста род на род" 1897. Картина "Бой" 1906 была гвоздем "Салона" в Петербурге, откуда была приобретена в Третьяковскую галерею за 5000 рублей. Здесь, пожалуй, впервые у Рериха история является не в нарядах реконструкторов или древних руин, а в облике природы. Причем саспенс последней мирной ночи возникает не за счет изображения, а за счет названия. Художник тут апеллирует к воображению зрителя, к его знанию "Повести временных лет" и истории княжеских междуусобиц.
Этот прием станет ключевым позже в полотнах гималайской серии: образы заснеженных гор будут отсылать к тайнам духовидцев, к молчанию Будды, к мистическому знанию, которое разделяют художник и зрители. Ну, или стремятся к этому. Этот прием Рерих отрабатывает в ранних работах. Таких, как "Город строят" 1902. Сегодня на фоне расцвета девелоперских проектов с башнями выше двадцати этажей картина стройки деревянной крепости из бревен, которые тащат на плечах мужики в белых рубахах, выглядит наглядным пособием смены технологий, в духе "старое и новое". Но в сопровождении строк "Жерлицы дружинной" Алексея Ремизова "…Пришли белые старцы, а за старцами белой станицей чадь с топорами" картина обретает былинный размах.
"Сокровище ангелов" Николая Рериха
Впервые картина «Сокровище Ангелов» была выставлена на вернисаже петербургского «Салона» в 1908 году, став «красивейшей религиозной декорацией» на выставке и породив вокруг себя жаркие споры. Интересно, что подлинные витражи, для которых Рерих выполнил эскизы, и по сей день можно увидеть в санкт-петербургском Дацане на Приморском проспекте. 7 октября 1998 года на аукционе русского искусства Sotheby's состоялась сенсационная продажа монументального полотна Николая Рериха «Сокровище ангелов». Другой выкупил коллекцию Ростроповичей, среди которой выдающийся шедевр — полотно кисти Николая Рериха «Сокровище ангелов». Н.К. Рерих «Сокровище Ангелов». 1905. «Есть в Божьем мире пресветлый рай – пречистое царство ангелов.