Рост ВВП РФ по итогам 2023 года стал самым высоким за последнее десятилетие. Соответственно, через двадцатилетие половозрастная структура российского общества будет становиться все хуже – Россия продолжит стареть. Китай отвернется, потому что до того высосет всё необходимое из России для своего развития. В долгосрочной перспективе развитие российской экономики будет зависеть от целого ряда факторов. Он обратил внимание на сельскохозяйственный и энергетический потенциал страны, а также заметил, что в перспективе Россия может стать центром информационной и технологической безопасности.
Россия 2035: новое качество национальной экономики
Охрана окружающей среды и глобальное здравоохранение 41. В целях содействия охране здоровья и обеспечения социального благополучия народов России и других государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 повышению эффективности международного сотрудничества в сфере здравоохранения и противодействию его политизации, в том числе в рамках международных организаций; 2 консолидации международных усилий в целях предупреждения распространения опасных инфекционных заболеваний, своевременного и эффективного реагирования на чрезвычайные ситуации санитарно-эпидемиологического характера, борьбы с хроническими неинфекционными заболеваниями, преодоления социально-экономических последствий пандемий и эпидемий; 3 повышению эффективности международных научных исследований в сфере здравоохранения, прежде всего направленных на разработку и внедрение новых средств профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Международное гуманитарное сотрудничество 43. Защита российских граждан и организаций от иностранных противоправных посягательств, оказание поддержки соотечественникам, проживающим за рубежом, международное сотрудничество в сфере прав человека. В целях развития связей с соотечественниками, проживающими за рубежом, и оказания им всесторонней поддержки с учетом их значительного вклада в сохранение и распространение русского языка и российской культуры в связи с их систематической дискриминацией в ряде государств Российская Федерация, являясь ядром цивилизационной общности Русского мира, намерена уделять приоритетное внимание: 1 содействию консолидации конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, проживающих за рубежом, и оказанию им поддержки в защите их прав и законных интересов в государствах проживания, прежде всего в недружественных государствах, сохранении ими общероссийской культурной, языковой идентичности и российских духовно-нравственных ценностей, связей с исторической Родиной; 2 поощрению добровольного переселения в Российскую Федерацию конструктивно настроенных по отношению к России соотечественников, особенно тех, кто подвергается дискриминации в государствах проживания. Россия признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, считает отказ от лицемерия и добросовестное выполнение государствами своих обязательств в этой сфере одним из условий прогрессивного и гармоничного развития человечества. Информационное сопровождение внешнеполитической деятельности Российской Федерации 48. Региональные направления внешней политики Российской Федерации Ближнее зарубежье 49. Наиболее важными для безопасности, стабильности, территориальной целостности и социально-экономического развития России, упрочения ее позиций как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и цивилизации являются обеспечение устойчивых долгосрочных добрососедских отношений и объединение потенциалов в различных сферах с государствами — участниками СНГ и другими сопредельными государствами, связанными с Россией многовековыми традициями совместной государственности, глубокой взаимозависимостью в различных сферах, общим языком, близкими культурами. Арктика 50. Россия стремится к сохранению мира и стабильности, повышению экологической устойчивости, снижению уровня угроз национальной безопасности в Арктике, обеспечению благоприятных международных условий для социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации включая защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни проживающих в этой зоне коренных малочисленных народов , а также для развития Северного морского пути в качестве конкурентоспособной национальной транспортной артерии с возможностью его международного использования для осуществления перевозок между Европой и Азией.
В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 мирному решению международных вопросов, касающихся Арктики, исходя из особой ответственности арктических государств за устойчивое развитие региона и достаточности Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву от 10 декабря 1982 г. Евразийский континент. Китайская Народная Республика, Республика Индия 51. Особо важное значение для достижения стратегических целей и выполнения основных задач внешней политики Российской Федерации имеет всеобъемлющее углубление связей и координации с дружественными суверенными глобальными центрами силы и развития, расположенными на Евразийском континенте и приверженными подходам, принципиально совпадающим с российскими подходами к будущему мироустройству и решению ключевых проблем мировой политики. Россия нацелена на дальнейшее упрочение отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия с Китайской Народной Республикой и уделяет приоритетное внимание развитию обоюдовыгодного сотрудничества во всех сферах, оказанию взаимопомощи и укреплению координации на международной арене в интересах обеспечения безопасности, стабильности, устойчивого развития на глобальном и региональном уровнях как в Евразии, так и в других частях мира. Россия будет и далее наращивать особо привилегированное стратегическое партнерство с Республикой Индией в целях повышения уровня и расширения взаимодействия во всех сферах на взаимовыгодной основе и уделять особое внимание увеличению объемов двусторонних торговых, инвестиционных и технологических связей, обеспечению их устойчивости к деструктивным действиям недружественных государств и их объединений. Россия стремится к преобразованию Евразии в единое общеконтинентальное пространство мира, стабильности, взаимного доверия, развития и процветания. Азиатско-Тихоокеанский регион 55. Исламский мир 56. Все более востребованными и надежными партнерами России в вопросах обеспечения безопасности, стабильности, решения экономических проблем на глобальном и региональном уровнях становятся государства дружественной исламской цивилизации, перед которой в реалиях многополярного мира открываются широкие перспективы становления в качестве самостоятельного центра мирового развития.
Россия стремится укреплять всеобъемлющее взаимовыгодное сотрудничество с государствами — членами Организации исламского сотрудничества, уважая их общественно-политические уклады и традиционные духовно-нравственные ценности. В этих целях Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 развитию всеобъемлющего и доверительного взаимодействия с Исламской Республикой Иран, всесторонней поддержке Сирийской Арабской Республики, а также углублению многопланового обоюдовыгодного партнерства с Турецкой Республикой, Королевством Саудовская Аравия, Арабской Республикой Египет и другими государствами — членами Организации исламского сотрудничества с учетом степени их суверенности и конструктивности проводимой ими политики в отношении Российской Федерации; 2 формированию на Ближнем Востоке и в Северной Африке устойчивой всеобъемлющей архитектуры региональной безопасности и сотрудничества на основе объединения потенциалов всех государств и межгосударственных объединений регионов, включая Лигу арабских государств и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Африка 57. Россия солидарна с африканскими государствами в их стремлении к установлению более справедливого многополярного мира и устранению социально-экономического неравенства, усиливающегося из-за изощренной неоколониальной политики ряда развитых государств в отношении Африки. Латинская Америка и Карибский бассейн 58. Европейский регион 59. Большинство государств Европы проводят агрессивную политику в отношении России, направленную на создание угроз безопасности и суверенитету Российской Федерации, получение односторонних экономических преимуществ, подрыв внутриполитической стабильности и размывание традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание препятствий для сотрудничества России с союзниками и партнерами. Объективными предпосылками для формирования новой модели сосуществования с европейскими государствами являются географическая близость, исторически сложившиеся глубокие культурно-гуманитарные и экономические связи народов и государств европейской части Евразии. Главным фактором, осложняющим нормализацию отношений России и государств Европы, является стратегический курс США и их отдельных союзников на проведение и углубление разделительных линий в Европейском регионе в целях ослабления и подрыва конкурентоспособности экономик России и государств Европы, ограничения суверенитета европейских государств, обеспечения глобального доминирования США. Осознание государствами Европы безальтернативности мирного сосуществования и взаимовыгодного равноправного сотрудничества с Россией, повышение уровня их внешнеполитической самостоятельности и переход к политике добрососедства с Российской Федерацией благоприятно скажутся на безопасности и благополучии Европейского региона, помогут европейским государствам занять достойное место в Большом Евразийском партнерстве и многополярном мире.
США и другие англосаксонские государства 62. Курс России в отношении США носит комбинированный характер с учетом роли этого государства как одного из влиятельных суверенных центров мирового развития и в то же время главного вдохновителя, организатора и исполнителя агрессивной антироссийской политики коллективного Запада, источника основных рисков для безопасности Российской Федерации, международного мира, сбалансированного, справедливого и поступательного развития человечества. Российская Федерация заинтересована в поддержании стратегического паритета, мирном сосуществовании с США и установлении баланса интересов между Россией и США с учетом их статуса крупнейших ядерных держав, особой ответственности за стратегическую стабильность и состояние международной безопасности в целом.
Она направлена на всемерное ослабление России, включая подрыв ее созидательной цивилизационной роли, силовых, экономических и технологических возможностей, ограничение ее суверенитета во внешней и внутренней политике, разрушение территориальной целостности. Такой курс Запада приобрел всеобъемлющий характер и закреплен на доктринальном уровне. Это не было выбором Российской Федерации. Россия не считает себя врагом Запада, не изолируется от него, не имеет по отношению к нему враждебных намерений и рассчитывает, что в дальнейшем государства, принадлежащие к западному сообществу, осознают бесперспективность своей конфронтационной политики и гегемонистских амбиций, примут во внимание сложные реалии многополярного мира и вернутся к прагматичному взаимодействию с Россией, руководствуясь принципами суверенного равенства и уважения интересов друг друга. На такой основе Российская Федерация готова к диалогу и сотрудничеству. В ответ на недружественные действия Запада Россия намерена отстаивать свое право на существование и свободное развитие всеми имеющимися средствами. Созидательную энергию Российская Федерация будет концентрировать на географических векторах своей внешней политики, которые имеют очевидные перспективы с точки зрения расширения взаимовыгодного международного сотрудничества. Большая часть человечества заинтересована в конструктивных отношениях с Россией и укреплении ее позиций на международной арене в качестве влиятельной мировой державы, вносящей решающий вклад в поддержание глобальной безопасности и обеспечение мирного развития государств. Это открывает широкие возможности для успешной деятельности Российской Федерации на международной арене. Национальные интересы Российской Федерации во внешнеполитической сфере, стратегические цели и основные задачи внешней политики Российской Федерации 15. Исходя из национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства направлена на достижение следующих стратегических целей: 1 обеспечение безопасности Российской Федерации, ее суверенитета во всех сферах и территориальной целостности; 2 создание благоприятных внешних условий для развития России; 3 упрочение позиций Российской Федерации как одного из ответственных, влиятельных и самостоятельных центров современного мира. Приоритетные направления внешней политики Российской Федерации Формирование справедливого и устойчивого мироустройства 18. Россия стремится к формированию такой системы международных отношений, которая обеспечивала бы надежную безопасность, сохранение культурно-цивилизационной самобытности, равные возможности развития для всех государств независимо от их географического положения, размера территории, демографического, ресурсного и военного потенциалов, политического, экономического и социального устройства. Верховенство права в международных отношениях 20. Обеспечение верховенства права в международных отношениях служит одной из основ справедливого и устойчивого мироустройства, поддержания глобальной стабильности, мирного и плодотворного сотрудничества государств и их объединений, является фактором снижения международной напряженности и повышения предсказуемости мирового развития. Россия последовательно выступает за укрепление правовых основ международных отношений, добросовестно выполняет свои международно-правовые обязательства. При этом решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Механизм формирования универсальных международно-правовых норм должен основываться на свободном волеизъявлении суверенных государств, а ООН должна оставаться главной площадкой для прогрессивного развития и кодификации международного права. Дальнейшее продвижение концепции миропорядка, основанного на правилах, чревато разрушением международно-правовой системы и другими опасными последствиями для человечества. В целях повышения устойчивости международно-правовой системы, недопущения ее фрагментации и ослабления, предотвращения избирательного применения общепризнанных принципов и норм международного права Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 противодействию попыткам подменять, подвергать ревизии и произвольному толкованию принципы международного права, закрепленные в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 г. Укрепление международного мира и безопасности 24. Российская Федерация исходит из неделимости международной безопасности в глобальном и региональном аспектах и стремится к ее обеспечению в равной мере для всех государств на основе принципа взаимности. На этой основе Россия открыта к совместным действиям по формированию обновленной, более устойчивой архитектуры международной безопасности со всеми заинтересованными государствами и межгосударственными объединениями. В целях поддержания и укрепления международного мира и безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 использованию мирных средств, прежде всего дипломатии, переговоров, консультаций, посредничества и добрых услуг, для разрешения международных споров и конфликтов, их урегулированию на основе взаимного уважения, компромиссов и баланса легитимных интересов; 2 налаживанию широкого взаимодействия в целях нейтрализации попыток любых государств и межгосударственных объединений добиваться глобального доминирования в военной сфере, проецировать свою силу за пределы своей зоны ответственности, присваивать себе преимущественную ответственность за поддержание международного мира и безопасности, проводить разделительные линии и обеспечивать безопасность одних государств в ущерб легитимным интересам других стран. Российская Федерация исходит из того, что ее Вооруженные Силы могут использоваться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации. Россия рассматривает статью 51 Устава ООН в качестве адекватной и не подлежащей ревизии правовой основы для применения силы в порядке самообороны. Использование Вооруженных Сил Российской Федерации может быть направлено, в частности, на решение задач по отражению и предотвращению вооруженного нападения на Россию и или ее союзников, по урегулированию кризисов, по поддержанию восстановлению мира в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности с участием России в их зоне ответственности, по обеспечению защиты своих граждан, находящихся за рубежом, по борьбе с международным терроризмом и пиратством. В случае совершения иностранными государствами или их объединениями недружественных действий, представляющих угрозу суверенитету и территориальной целостности Российской Федерации, в том числе связанных с применением ограничительных мер санкций политического или экономического характера либо с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, Российская Федерация считает правомерным принять симметричные и асимметричные меры, необходимые для пресечения таких недружественных действий, а также для предотвращения их повторения в будущем. В целях предотвращения возникновения биологических угроз и обеспечения биологической безопасности Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расследованию случаев предполагаемой разработки, размещения и применения биологического и токсинного оружия, прежде всего на территориях сопредельных государств; 2 предотвращению террористических актов и или диверсий, совершаемых с использованием опасных патогенов, и ликвидации последствий совершения таких актов и или диверсий; 3 расширению сотрудничества с союзниками и партнерами в сфере обеспечения биологической безопасности, прежде всего с государствами — членами ОДКБ и государствами — участниками СНГ. В целях борьбы с незаконными оборотом и потреблением наркотических средств и психотропных веществ, представляющих серьезную угрозу для международной и национальной безопасности, здоровья граждан и духовно-нравственных основ российского общества, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 расширению международного сотрудничества в интересах недопущения ослабления или пересмотра действующего глобального режима контроля над наркотиками в том числе недопущения легализации их применения в немедицинских целях , а также противодействия иным инициативам, которые могут повлечь за собой увеличение незаконных оборота и потребления наркотиков; 2 оказанию союзникам и партнерам практического содействия в осуществлении антинаркотической деятельности. В целях борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией, представляющими растущую угрозу для безопасности и устойчивого развития России, ее союзников и партнеров, Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание расширению международного сотрудничества в интересах ликвидации «безопасных гаваней» для преступников и укреплению профильных многосторонних механизмов, отвечающих национальным интересам России. В целях снижения на территории Российской Федерации рисков, связанных с возникновением за ее пределами стихийных бедствий и техногенных аварий, повышения устойчивости к ним иностранных государств Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание: 1 укреплению организационно-правовых основ и совершенствованию механизмов двустороннего и многостороннего взаимодействия в сфере защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наращиванию возможностей по раннему предупреждению и прогнозированию таких чрезвычайных ситуаций, ликвидации их последствий; 2 оказанию иностранным государствам практического содействия в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе с использованием уникальных российских технологий и опыта чрезвычайного реагирования. В целях противодействия нелегальной миграции и совершенствования регулирования международных миграционных процессов Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание укреплению взаимодействия в этой сфере с государствами — участниками СНГ, проводящими конструктивную политику в отношении Российской Федерации. Обеспечение интересов Российской Федерации в Мировом океане, космическом и воздушном пространстве 36.
Заселить территорию новыми людьми государству не удалось. Но когда речь заходит о практике, здесь доля положительных ответов, конечно, ниже. В демографии есть термины — идеальное, ожидаемое и фактическое. Когда вы спрашиваете: «А хотели бы вы», — то ответы не надо принимать даже за ожидаемое, не то что за идеальное. Эксперты изначально говорили о низкой вероятности достижения запланированных показателей по привлечению населения, — рассказала кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Института демографических исследований ФНИСЦ РАН, ведущий научный сотрудник Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН Светлана Мищук. Программа «Дальневосточный гектар» предполагала введение в оборот новых территорий и площадей, которые еще не обрабатывались. Но бесплатный гектар земли никогда не окупит тех средств, которые были на него потрачены, считает политолог Виктор Бурлаков. Туда дороги построить стоит миллионы рублей, я уже не говорю о прокладке электричества или каких-то других коммуникаций. Это просто нереальные цифры, которые невозможно поднять. Даже если земля окажется в собственности предпринимателя — он не окупит своих вложений. Так еще и участки выделяются не самые привлекательные — это участки, которые находятся в значительном удалении от населенных пунктов, развивать там бизнес можно только в очень относительных объемах, — рассказал эксперт. По мнению политолога, на начальном этапе программу, в том числе, тормозила высокая бюрократизация — получить бесплатную землю было непросто. Многие юридические вопросы до сих пор не решены. Как выстраивать отношения с соседями, если один построит на своем гектаре птицеферму, а другой будет разводить пчел? Как владельцы гектаров будут соседствовать друг с другом? Все эти вопросы остались без ответа — видимо, чиновники предполагали, что люди разберутся сами. На проблему указывали с самого начала. Естественно, программа «Дальневосточный гектар» не сработала, — говорит Виктор Бурлаков. Агентство по развитию человеческого капитала планировало привлечь на Дальний Восток через «гектар» до 30 миллионов человек, вспоминает экономист и демограф Юрий Авдеев. Но значительная часть Дальнего Востока — это территории, приравненные к Крайнему Северу, на которых сложно представить хоть какую-нибудь деятельность. Идея, рожденная в недрах чиновничьих структур, без должного обсуждения, без привлечения науки и глубокой дискуссии привела если не к полному нулю, то уж точно к результату, не соответствующему ожиданиям, — поделился Юрий Авдеев. Что не так с территорией Сам по себе отъезд людей с территории не страшен, говорит политолог Виктор Бурлаков. Внутригосударственная миграция, когда население попросту обновляется, — дело обычное. Это понятная формула. Можно смело говорить, что территории, откуда происходит отток населения, находятся в состоянии кризиса. Чем быстрее и в большем объеме люди уезжают, тем сильнее и глубже этот самый кризис. Люди уезжают в Москву и Санкт-Петербург за тем, чего нет на Дальнем Востоке: высокий уровень медицины и образования, комфортная городская среда, разнообразный досуг и высокая заработная плата, говорит Юрий Коломейцев. Мне не нравятся дороги, не нравится то, что зарплаты низкие, а цены высокие.
Он проявляется и в росте срочных депозитов, и в снижении темпов роста розничного кредитования, — отметила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в недавнем интервью. Но нас продолжают беспокоить ценовые ожидания. У предприятий они остаются на высоком уровне, у граждан немного снизились, но все равно выше ноября. Будем принимать наши решения исходя из анализа всех данных». Эксперты считают , что цикл снижения начнется не раньше апреля.
Экономика и бизнес
Вот сейчас этот супермаркет закрылся, скидки закончились, а работать надо. По итогу недавнего опроса, как отмечает Александр Чулок, большинство компаний в ближайшие пять лет видят главным риском потерю темпов инновационного развития и утрату научной повестки. Он добавляет, что даже президент объявил о необходимости движения в сторону технологического суверенитета, поэтому уже сейчас под этот запрос начали собираться новые коллективы, формироваться новые связи. Кроме того, по наблюдениям эксперта, многие компании движутся в сторону формирования собственных корпоративных систем стратегического планирования и прогнозирования.
Долгие годы в России слово «планирование» носило буквально ругательный характер, как в Советском союзе. Сейчас же наша страна наконец-то переходит к движению в сторону того, что планирование и прогнозирование должно быть нормальным, повсеместным и рутинным занятием. Причем проблема эта многосоставная, на нее влияют и демографические вопросы, и отсутствие должной квалификации у потенциальных сотрудников.
Чулок полагает, что в 2024 году человек по праву встанет в центр экономики и культурных изменений. В пример он приводит Китай, который подписал план развития до 2050 года. Согласно этому документу, страна будет вкладываться в людей и развивать сразу по пяти направлениям: инновации, зеленое развитие, экономика, культура и знания.
Эксперт замечает, что, хотя эти сферы на первый взгляд очень разные, китайцы четко понимают, что они все важны и должны быть в балансе. Россия, поясняет Чулок, привыкла прорываться по одному направлению, а Китай пошел по сценарию, где для роста и развития страны нужно найти баланс как минимум между пятью этими направлениями. Поэтому для России следующий год должен стать годом осознания необходимости поиска этого баланса по примеру Китая.
Анастасия Мельник.
Жесткая политика Центробанка и новые экспортные ограничения возымели свой эффект и смогли стабилизировать курс доллара, вернув его к отметке в 90 рублей. Принятые меры уже помогли, но валюта продолжает быть необходима импортерам, поэтому в следующем году мы можем увидеть ограничения уж по импорту. Например, какие-то лимиты по выводу денег на закупки отдельного вида товаров», — констатирует Виталий Калугин. Эксперты высказывают различные мнения о последствиях такого решения для экономики, подчеркивая необходимость учитывать перспективы развития экономики и ожидания дальнейшей стабилизации.
Это последнее значительное повышение ставки в 2023 году, и эксперты предполагают, что дальнейшее повышение в ближайшем будущем маловероятно, если только не произойдет экстренная экономическая ситуация. Рекордный дефицит кадров Еще один рекорд 2023 года — необычайно низкий уровень безработицы. Конечно это не лучшая история, но у нее есть и положительная сторона. Чем выше конкуренция, тем существеннее рост зарплат. Финансовый аналитик Виталий Калугин видит в сложившейся тенденции скорее негативное влияние. По его словам, рост цены на труд при невозможности повышенного выпуска только лишь провоцирует рост инфляции, что и можно было наблюдать в России в 2023 году.
Она может свидетельствовать о недостаточном кадровом потенциале экономики. Но не все так однозначно. Целенаправленная и интенсивная имплементация цифровых технологий может привести к массовому высвобождению людей из традиционных производств, поэтому, на мой взгляд, низкая безработица — это скорее сигнал к продолжению активных технологических преобразований в стране», — считает директор Курганского филиала института экономики УрО РАН Сергей Орлов. Экономические итоги для Свердловской области Свердловская область показала пример успешной региональной экономической политики , с акцентом на развитие местных производств и инвестиционных проектов. Это позволило региону достичь значительного экономического роста и улучшить качество жизни населения. Несмотря на вышеописанные сложности уходящего года, все основные социально-экономические показатели региона показали положительную динамику.
А главным итогом года стало серьезное укрепление доходной базы бюджета. По плану доходы бюджета Свердловской области в 2023 году должны были составить 382 млрд рублей, а по факту вышли в 420 млрд рублей. Меня, как профессионального финансиста, такая динамика не может не радовать», — отмечает уральский экономист Максим Марамыгин. Ключевым фактором, повлиявшим на такое экономическое развитие региона, стала концентрация военно-промышленных производств.
В этом прогнозе напряженность в геополитике сохранится до 2026 года, а экономика РФ продолжит перестраиваться с учетом ограничительных мер. Второй сценарий, который называется ускоренной адаптацией, предполагает интенсивное выстраивание коммерческих связей с зарубежными компаниями, активное восстановление импорта и создание новой логистики, а также дальнейший рост внутреннего спроса. Читать далее Третий сценарий — самый негативный.
Первая ступень и боковые ускорители будут так же, как и и у Ангары-А5 М , работать на топливной паре керосин-кислород. Большая грузоподъёмность будет достигаться за счёт использования водорода на второй ступени в качестве топлива. Маршевым двигателем второй ступени должен стать перспективный РД-0150, работающий на криогенной паре водород-кислород. Прогнозы на отдалённое будущее 2030 год Президентом на начало года будет преемник Владимира Путина.
Все так в марте 2030 года Владимиру Путину будет уже 77 лет но, по всем признакам, сможет предложить проголосовать за своего преемника, как уже было с Дмитрием Медведевым в 2008 году. Как минимум первый срок преемник будет править, пользуясь политической поддержкой Путина, который, вероятно, останется на какой-то важной государственной должности или во главе партии ЕР. Далее предсказывать судьбу президентского поста представляется преждевременным.
МВФ улучшил прогноз по росту ВВП России в 2023 году
План-капкан: чем больше развивают Дальний Восток, тем больше людей оттуда бежит. Почему? | Данный сайт предназначен для освещения хода прямого общения Президента России В.В. Путина с гражданами России. На сайте представлены следующие разделы: стенограмма предыдущих выступлений (с 2009 г.), видео, популярные вопросы, предыдущие программы. |
Экономические итоги 2023 года и прогнозы на 2024 от экспертов - , 29.12.2023 | В рамках прогноза социально-экономического развития на 2023-2025 годы Минэкономразвития России был скорректирован ряд ключевых макропараметров по сравнению со сценарными условиями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год. |
Новости экономики в России и мире сегодня - Агентство экономической информации ПРАЙМ | Все новости Лента новостей Hardware Software События в мире В мире игр IT рынок Новости сайта. |
Банк России представил три пугающих сценария развития экономики до 2025 года - МК | Как отметил Путин, в условиях санкций России удалось компенсировать закрытие западных рынков и нарастить объём внешней торговли благодаря сотрудничеству с быстрорастущими регионами мира. |
Что будет с экономикой России в 2024 году: прогнозы правительства, ЦБ и аналитиков финрынка | Россия относится к группе стран с очень высоким уровнем индекса развития человеческого потенциала, является членом ВТО и ЕАЭС. |
Названы десять главных ожиданий в российской экономике в 2024 году
Он является важным консультативным учреждением и аналитическим центром для разработки политики в Северо-Восточной Азии китайским правительством, и закрепил за Цзилиньским университетом абсолютно лидирующее в Китае положение в области исследования Северо-Восточной Азии. Изучение китайско-российских отношений является важным направлением международных исследований нашего университета, и это один из основных вопросов, которому Институт Северо-Востока Китая и Северо-Восточной Азии уделяет особое внимание. А факультет политологии МГУ — это центр исследований политических и международных отношений в российских вузах, занимающий незаменимое важное место в России. Сегодня эксперты и ученые в области исследования международных проблем наших двух университетов собрались здесь, чтобы обсудить текущую ситуацию, тенденции и перспективы китайско-российских отношений в условиях новых политических реалий, и мы ожидаем, что в ходе этой встречи эксперты и ученые двух сторон обменяются своими мыслями, придут к консенсусу и внесут еще больше мудрости и силы в дальнейшее укрепление китайско-российских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия в новую эпоху. Уважаемый Андрей Юрьевич, коллеги, еще раз благодарю Вас за решительную поддержку в проведении этой встречи, и надеюсь, что эта встреча может стать новой отправной точкой для наших регулярных академических обменов в будущем, и я надеюсь на дальнейшее продвижение всестороннего и высококачественного прагматического сотрудничества между Цзилиньским университетом и МГУ. В заключение я желаю всех успехов и приглашаю академика Шутова и всех коллег посетить Цзилиньский университет в удобное для Вас время. Желаю всем участникам крепкого здоровья и успешной работы!
В ходе круглого стола состоялся обстоятельный обмен мнениями по затронутым вопросам развития российско-китайского сотрудничества и заданным научным темам, в том числе в контексте современных и перспективных направлений актуальных проблем региональной и международной безопасности. Кроме того, по итогам круглого стола, его участники также обсудили вопросы развития сотрудничества между МГУ им.
У России уже есть успешный опыт такого объединения, заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Источник: РИА "Новости" Матвиенко отметила, что концепция пространственного развития нужна России для экономической сферы. Она добавила, что Россия не может не иметь такую концепцию. Власти РФ должны понимать, где и какие центры новой экономики должны появиться.
В августе он находился на уровне 52,7. Аналитики объясняют происходящее тем, что российская экономика уверенно адаптируется к внешним ограничениям. По словам президента России Владимира Путина, Россия уже начинает сама производить многое из того, что раньше закупала за рубежом. Причём таких структурных изменений в российской экономике не наблюдалось уже давно. По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, экономическая активность в России восстанавливается быстрее, чем прогнозировалось.
ФНБ — фактически суверенный фонд. Нельзя забывать, что у большинства стран мира нет и этого. Стабилизационные суверенные фонды характерны для стран—экспортеров энергоносителей. Такие фонды есть, например, у Норвегии и стран Персидского залива. Их идея заключается в том, что запасы нефти и другого сырья не бесконечны и нужно подумать, что будет с экономикой и уровнем жизни граждан в долгосрочной перспективе. В этом плане риск исчерпания ФНБ в течение нескольких лет не добавляет оптимизма по поводу уровня жизни будущих поколений. Опять же, если исходить из того, что российская экономика останется на нефтяной игле, не произойдет структурной трансформации и зависимость от экспорта энергоносителей останется на таком же высоком уровне — это вызывает тревогу. Но это фактор долгосрочный. Он радикально не влияет на экономическую ситуацию в ближайшие несколько лет. Поэтому даже если представить, что ФНБ иссякнет совсем, правительство сможет занимать на внутреннем рынке. Но в последнее время все чаще звучат призывы о переходе к мобилизационной экономике. Даже от такого либерала, как Владимир Мау. Насколько велика такая вероятность и какие элементы мобилизационной экономики могут быть внедрены и при каких условиях? Это зависит от того, как долго продлятся военные действия. Чем дольше они продолжаются, тем больше аргументов будет у тех, кто ратует за мобилизационную экономику. В первые месяцы этого дрейфа в сторону мобилизационной экономики не было. Признаки начали проявляться во второй половине года. Запасы вооружений иссякают, а производство новых требует дополнительных вложений и сил. Правительство фактически обязало предприятия военно-промышленного комплекса ВПК работать день и ночь. Сейчас все указывает на то, что военные действия будут продолжаться, по крайней мере, в течение следующего года, и аргументы тех, кто призывает к мобилизационной экономике будут услышаны. Это не значит, что рыночные принципы будут полностью нивелированы и российская экономика вернется в Советский Союз. Не думаю, что это случится, по крайней мере, при текущем политическом режиме, при президенте Путине и том слое олигархов, на который он частично опирается. Это вероятно в случае смены режима не на прозападных либералов, а на более реакционные силы. Если представить, что к власти придет условный Союз националистов и левые экономисты типа Глазьева, Делягина и Хазина. В этом случае можно себе представить отказ от основ рыночной экономики. Да и нацистская Германия, по большому счету, была капиталистической. Мобилизация экономики сама по себе не означает отказ от рыночных принципов. По крайней мере при сценарии, который с моей точки зрения, наиболее вероятен. Всех сейчас волнует вопрос, как долго будут продолжаться военные действия. Цель санкций декларируется не как возмездие, а как способ остановить российскую военную машину. Но пока в преддверии нефтяного эмбарго ЕС Россия наоборот заработала больше нефтегазовых доходов, чем в 2021 году, хотя доходы уже начали постепенно снижаться. Как долго Кремль может позволить себе продолжать военную операцию, если можно очертить какие-то рамки? Проблема не столько в деньгах. У российского государства в обозримом будущем будет достаточно денег для того, чтобы продолжать военные действия. Проблема в том, насколько Россия способна производить вооружения в условиях санкций. Не секрет, что поставки чипов и другой высокотехнологичной продукции сильно сократились. Российская военная промышленность страдает от того, что у нее нет доступа к этим очень важным компонентом, которые используются в производстве вооружений. Это наверняка оказывает влияние на способность России вести военные действия, независимо от того, есть у российского правительства деньги на это или нет. Поставки китайских электронных компонентов закрывают потребности лишь частично. Наиболее сложные чипы производят в основном США и Тайвань. Даже Европа в этом плане отстает. Китай не производит самые сложные модели чипов и сам зависит от импорта американских технологий. Раз сам Китай этого не производит, то и не может экспортировать в Россию. Нехватка полупроводников затрагивает не только ВПК, но и другие отрасли. Сколько Россия сможет продолжать военные действия? Если Россия будет неспособна производить современное оружие стандартов XXI века, придется производить то, что было еще во времена Советского Союза. И в последние месяцы России уже приходилось использовать оружие советских образцов, которое, видимо, было на складах, просто потому, что не хватало высокоточного современного оружия. Но важны не только экономические факторы. Мы увидели, насколько российская армия не оправдала ожиданий с российской точки зрения. Это связано не только с уровнем развития экономики, промышленности и санкциями. Это объясняется, прежде всего, безалаберностью, низкой компетентностью и коррупцией. Согласны ли вы с такими прогнозами? Сможет ли Россия развиваться без доступа к передовым технологиям? Это будет сложно. Я согласен с термином «регрессивное импортозамещение», который ввел Бранко Миланович. Опыт других стран под массивными санкциями это подтверждает. Текущую ситуацию сравнивают, прежде всего, с Ираном, потому что до февраля 2022 года наибольшему количеству санкций в мире подвергся именно Иран. Причем Иран живет под очень жесткими санкциями в течение десятилетий — давление постепенно нарастало. В Иране произошла примитивизация производства. Например, автомобильная промышленность была вынуждена упростить выпуск, потому что у Ирана не было доступа к более передовым технологиям и компонентам. Это же наблюдалось в других отраслях. Конечно, Иран и Россию не стоит сравнивать один к одному, потому что Россия сама по себе больше и с более развитой экономикой и научным потенциалом. Надежды на импортозамещение, которые есть в правительственных кругах несколько в большей степени оправданы, чем в случае Ирана. Но тем не менее в России будет стагнация экономики в ближайшие 10 лет, если ничего принципиально не изменится, не будет политических перемен и Запад не снимет санкции. Даже если не будет резкого падения уровня жизни, стагнация приведет к тому, что Россия будет все больше и больше отставать в мировом масштабе.
За всё придётся платить: Россию ждут непростые времена
Уже в 2024 году ожидается рост экономики страны на 1,5 процента, в 2025-м показатель останется на том же уровне. Наряду со спадом ВВП инфляция составит шесть процентов — почти в два раза ниже, чем по итогам 2022 года. Достичь целевого уровня в четыре процента стране удастся в 2025 году, оценивают эксперты.
Говорить же о стабилизации ситуации с инфляцией пока преждевременно. ФРС США также находится в сложной ситуации, когда повышать процентные ставки становится уже опасно для экономики, а снижать пока преждевременно, они ещё не возымели должного эффекта.
Большая часть экспертов склоняется к тому, что хоть наиболее вероятен и базовый сценарий будущего, представленный ЦБ, но сбудется он только с «оговорками» не полностью. При этом эксперт отмечает, что «базовый» сценарий так называется именно потому, что он наиболее вероятен. ЦБ РФ обязан рассматривать и другие, поскольку мировая экономика сейчас находится в непростой ситуации из-за конфликта Израиля с арабскими странами. При этом если говорить об отечественном финансовом рынке, то следует подчеркнуть, что ЦБ РФ приложил сверхусилия для сдерживания инфляции.
Однако не нашлось ни одного эксперта, кто бы увидел причины для реализации более позитивного из представленных сценариев. Зато с негативным оказалось согласно большее число аналитиков, чем раньше. Об этом пишут уже такие видные издания как журнал The Economist». Не смотря на разные оценки перечисленных сценариев, эксперты уверены, что кошельку россиян ничего критического не грозит.
Министерство финансов РФ начало сокращать государственные расходы в июне 2023 года. Прямую зависимость текущего экономического роста от бюджета признают как независимые экономисты, так и официальные власти. Рост поступлений наблюдался во всех укрупненных группах отраслей, кроме отраслей, ориентированных на инвестиционный спрос. Наиболее позитивная динамика отмечалась в группах отраслей, ориентированных на государственное потребление и внешний спрос», — отмечается в последнем обзоре российского Центробанка. Потребительская активность в России уже преодолела спад прошлого года. Текущие расходы граждан в мае оказались даже выше значений 2021 года. Эксперты предлагают более осторожно оценивать перспективы восстановления экономического роста. Наблюдаемое сегодня ускорение в промышленности, в торговле или даже в выплачиваемых зарплатах объясняется увеличением государственных заказов и растущими тратами на оборону.
И хотя зарплаты растут, экономисты говорят — этого мало. На том же заседании президиума РАН по вопросам повышения качества жизни и развития российской экономики 31 октября 2023 года, на котором был представлен этот доклад, произошло и еще одно любопытное событие: ведущий научный сотрудник ИНП РАН Андрей Клепач предположил, что: «…системные преобразования в сфере демографической политики, образования и здравоохранения позволят повысить качество жизни в России до уровня развитых стран в период 2035—2050 гг — если следует перечень мероприятий и условий, то в 2050 году Россия может выйти на 7 место из 31 стран, участвовавших в расчете Индекса лучшей жизни Better Life Index. Напомним, что сейчас Россия занимает в этом списке 28 месте. На эти цифры обратил внимание экономист Дмитрий Прокофьев, который процитировал в своем канале уточнение Андрея Клепача: «в России нет общепризнанного индикатора, позволяющего оценить человеческое богатство или качество жизни в полной мере, а инструмент Better Life Index хорошо улавливает межстрановые отличия в качестве человеческого капитала и качестве жизни, но не позволяет оценить внутристрановую межрегиональную дифференциацию…» Какое поколение будет жить при «коммунизме» В связи с этим, Прокофьев вспоминает Советский Союз, руководители которого тоже кормили своих граждан обещаниями в духе: «догнать и перегнать Америку». Кстати, всеобщее благосостояние вместе с решением квартирного вопроса власть сто лет назад обещала к концу 1930-х, потом к концу 1950-х, потом к концу 1970-х, потом обещана была «каждой семье отдельная квартира к 2000 году», помню я и такой лозунг. Теперь вот better life может наступить к 2050 году — причем только усилиями власти, чьими же еще Интересно, что и здесь измерителем счастья должен выступить какой-то «индекс», показатель, градусник, посмотрев на которой все должны уверовать, что вот оно счастье.
За всё придётся платить: Россию ждут непростые времена
Национальный проект помогает сделать путешествия по России доступнее, безопаснее и комфортнее. Концепция внешней политики России, новая редакция которой была опубликована 31 марта 2023 г., традиционно выступает в качестве документа, определяющего базовые стратегические ориентиры отечественной дипломатии. Во-первых, вероятные сценарии развития России после 2025 года рассматриваются в среднесрочной перспективе 7–10 лет, когда основные тенденции развития в экономике, демографии. В Центробанке представили три сценария развития российской экономики до 2025 года включительно — «базовый», «ускоренная адаптация» и «глобальный кризис». НОВОСТЬ2 Мы всегда рядом.
Правила комментирования
- Российская экономика в 2024 году: что с ней будет, прогноз экспертов
- Россия 2035: новое качество национальной экономики
- Вырастет ли в России в 2024 году уровень ВВП
- Мировая экономика и Россия. Перспективы развития
- Почему не сработала льготная ипотека
Мировая экономика и Россия. Перспективы развития
На майском заседании Госсовета и Совета по национальным проектам будут обсуждаться проекты для развития России. Хотя риски для перспектив развития более сбалансированы, чем в начале года, благодаря решительным мерам официальных органов США и Швейцарии по предотвращению финансовой нестабильности, они по-прежнему смещены в сторону ухудшения ситуации. «Прогнозы развития»: Путин заявил о тенденциях роста российского ВВП.
Эксперты оценили перспективы российской экономики в ближайшие 6 лет
Констатируется, что у российской экономики есть ресурсы для обеспечения существенного повышения эффективности производства и темпов экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе. Обосновывается активная экономическая политика, ориентированная на использование резервов внутреннего спроса. Даются количественные оценки параметров развития экономики в 2023-2035 гг.
Как зарабатывают банки, если кредиты не берут 04:04 Россиянам рассказали, кому повысят пенсию в мае 02:02 Россиян предупредили о схеме с фейковыми аукционами по продаже иномарок Вчера, 02:02 Россиян предупредили об уловках мошенников перед майскими праздниками Вчера, 03:03 Пенсионеров могут уберечь от обмана с кредитами.
Но хотят ли этого банки 25 апреля, 02:02 В погоне за скидкой.
Появились предпосылки к росту поступлений в ближайшие шесть лет, заявил президент Владимир Путин на совещании по экономическим вопросам. Реклама Президент подвел итоги первого квартала 2024 года. Общие доходы федеральной казны увеличились более чем в полтора раза.
Однако, Россия уже сейчас делает шаги в этом направлении. Развитие ИТ-сектора, экологических технологий и туризма может стать фундаментом для формирования новых источников дохода и устойчивого экономического развития в будущем. В 2022 году российская экономика продолжила свое восстановление после кризиса, вызванного пандемией COVID-19 и санкционного давления.
Положительные тенденции наблюдаются в различных секторах экономики, что говорит о перспективах роста в ближайшем будущем. Одним из ключевых показателей является ВВП. Однако, несмотря на тяжелый год, Россия смогла избежать рекордного падения ВВП, которое было зафиксировано в предыдущие годы. Это свидетельствует о том, что российская экономика проявила определенную устойчивость и адаптационные способности в условиях сложных вызовов. Это связано с ростом потребительского спроса, ростом цен на нефть и ослаблением рубля.
Перспективы экономического развития РФ в новых макроэкономических реалиях
Внешний долг российских банков и корпоратов существенно сократился, а значительная его часть также заморожена, и перспективы разблокировки неочевидны. О текущих трендах в развитии российской экономики, состоянии и перспективах госбюджета, основных экономических итогах 2023 года и прогнозах на 2024-й в интервью «Деньгам» рассказал экономист и банкир Михаил Задорнов. Министр рассказал о перспективах курса рубля, потенциальных рисках, связанных с неопределенностью в мировой экономике, приоритетах развития российской экономики. Концепция внешней политики России, новая редакция которой была опубликована 31 марта 2023 г., традиционно выступает в качестве документа, определяющего базовые стратегические ориентиры отечественной дипломатии.
Россия и глобальный баланс сил
- Разведка и добыча
- Экономика и бизнес - ТАСС
- Путин: проекты для развития России обсудят в мае на заседании Госсовета
- Разведка и добыча
- Банк России разработал "рисковый" сценарий развития экономики РФ