Изначально погостом называлось поселение, точнее место, где останавливалась княжеская дружина во время своих походов. Такое административное деление на погосты и значимость погостской церкви сохранилось на Севере Руси вплоть до областной реформы, проведённой Екатериной II в 1775 г., когда погосты были упразднены. Впервые погост как административно-территориальная единица на Руси был введен Княгиней Ольгой, вдовой убитого древлянами князя киевского Игоря. Мёртвых с погоста не носят (пословица о том, что невозможно возвратить или поправить). прилагательное погостный, -ая, -ое. это особые населенные пункты, которые имели важное значение в истории России.
Кладбище. Хозяин кладбища Погостник
Благодаря подобной политике у русских было отнято все, что делает народ народом. Обрезаны корни, уничтожена родовая память, из русской истории вымараны даже не страницы, а десятилетия и века. Вместо этого на постоянной основе те, кому положено, разъясняли, что русский народ — везде и полностью виновен, безграмотен, дик и ужасен в своей массе, и только свет интернационала наконец осветил этот мрачный суеверный уголок общей семьи человечества. Титанический труд по перековке «мечей на орала», в результате которого миру был явлен «человек нового типа» — «человек советский», в общих чертах был успешно завершен.
Русский народ, окровавленный, забитый, оборванный, оболганный, расстрелянный, сосланный, был заморочен так, что концов было уже не найти. И корни его были, как тогда казалось, навеки обрублены. Пропаганда международного интернационала сделала так, как в песне пелось, — весь мир «насилья» был разрушен до основания, буквально.
Строительство «нового мира» внезапно пошло вразрез с интересами хозяев самого интернационала, и СССР тоже был демонтирован. В итоге ни одна из идентичностей — ни «русский», ни «советский» — не оказалась актуальной, а изобрести новую в сжатые сроки концептуалисты не смогли, предоставив стандартное западное меню на выбор — кому как хочется, пусть тем и будет. Вот и расцвели буйным цветом тысячи субкультур и квази-идентичностей на просторах нашей многострадальной Родины.
Здесь захоронены не только кошки и собаки, но и к примеру тигренок и даже хомяк. Эта часть кладбища называется Аллея славы — своеобразная VIP-зона, где участок стоит дороже. Но владельцы питомцев готовы потратиться и на это, и на дорогие надгробия.
К примеру, на кладбище есть памятник коню Вермонту. Реалистичный памятник ротвейлеру весит под тонну и стоит около двух миллионов рублей. Рассказывают, что владелец специально вез его из Азии.
Не все владельцы питомцев здесь миллионеры. Есть памятники и попроще с трогательными надписями: "Наша любовь всегда с тобой", "Преданному другу Дольфику", "Джим, мы тебя любим! Алена подолгу сидит у гранитного сердца овчарке Грому, к которому она приходит почти каждые выходные.
Он как мой ангел-хранитель. Вот честно, что бы ни сказала. Грома прошу, он сразу помогает", — вспоминает Алена.
Пока в стране всего четыре официальных кладбища для животных. Помимо столицы, такие есть в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и в Томске.
Сидеть попу на погосте, когда не зовут в гости. И на погосте живут, да колокольни молятся коли поп не служит.
Мертвых с погосту домой не носят. Мертвые с погосту не ходят, не ворочаются. Погостье ср. Погостная ограда.
Жители каждого из них платили дань. Это мероприятие было далеко не безопасным. Достаточно вспомнить судьбу мужа той же Ольги.
Но князья, несмотря ни на что, продолжали регулярно объезжать Русь и собирать налоги. Это то самое место, где они останавливались вместе со своей дружиной во время сбора дани. Правда, тогда оно называлось несколько иначе.
А именно "погостьем". О том, что такое погост, точнее, что это слово означало в Киевской Руси, мы выяснили. Но почему сегодня его воспринимают чаще как синоним к слову "кладбище"?
Село, церковь, кладбище Что такое погост? Сперва под этим словом понимали остановку князей. Затем административно-территориальную единицу.
Еще позже — населенный пункт, который являлся центром более мелких поселений. На время забудем о том, что такое погост для современного человека, и поставим себя на место жителя одной из деревни Древней Руси. После принятия христианства в каждом селе была церковь.
Не сразу, конечно, но со временем небольшие храмы открылись повсюду. Кладбища той эпохи имели мало общего с современными.
Как уничтожение империи лишило русских своих корней
погост, краткий исторический словарь дает следующее объяснение. В Южной Руси XI—XII веков погосты-территории именовались вервями[3], в некоторых документах XVII века они именуются приходами[4]. Именно как синонимы «погост» и «повост» показаны в «Словаре древнерусского языка» вского. Главная» Новости» Что такое погосты в древней руси. Мёртвых с погоста не носят (пословица о том, что невозможно возвратить или поправить). прилагательное погостный, -ая, -ое.
Этимология слова «погост»
В современной Латвии есть административная единица территории pagasts см. Волости Латвии , чьё название, по Фасмеру , восходит к слову «погост». Если в таком селении появлялись крестьянские избы, то оно обычно именовалось селом. В Орловском крае называлось Погостье, а в Курском — Погостья.
Появлялись постоялые дворы, зарождалась администрация. По мере укрепления власти князей возникала необходимость сбора налогов и контроля за этим процессом. Князь выбирал несколько поселений, в которых имелись более или менее приемлемые условия для его проживания с дружиной, и назначал их погостами — местами, где можно погостить. Туда свозили разнообразную дань. Раз в год, обычно зимой, князь объезжал свои погосты, забирая её.
Погостами постепенно стали называть и административно-территориальные единицы, состоявшие из многих селений, и центральное селение этого округа. Во главе погоста поставлены были особые должностные лица, отвечавшие за регулярное поступление дани. Погост как термин, обозначавший территориальную единицу, проник в 12 веке в Латвию пагаст. С распространением на Руси христианства в погостах строили церкви, близ которых находились кладбища, и название погосты получали обычно двойное - по селению и по церкви. Величина погостов была различна. В 11-14 веках погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень.
Согласно новгородской первой летописи в «лето 6455» 947 г. Погосты, если рассматривать само значение данного слова, первоначально были местами гостьбы, в которых «гостили» князь и дружина во время полюдья сбора дани. В дальнейшем по мере распространения христианства в данных местах были возведены церкви, а погост стал низшей административно-территориальной единицей, наподобие современного сельского поселения. Погосты имели двойное название, одно по названию местного населённого пункта, а другое по наименованию церкви. Так на территории города Пикалёво в далёкие от нас годы возник Воскресенский Лученской погост, охватывающий округу селения Лучаны с находящейся в нём церковью во имя Воскресения Иисуса Христа. Имена первых погостов, возникших на территории Тихвинского района, упоминаются в приписке ХIII века к Уставной грамоте князя Святослава Ольговича 1137 г. Период истории Бокситогорского района X — конца XV веков — это «тёмные годы» в истории края. Никаких датированных документов данного периода, относящихся к территории района, пока не существует, и вряд ли они появятся в ближайшем будущем. Здесь начальной точной датировкой является 1477 год. Более ранние даты, связанные с житием святого Антония Дымского и основанием им монастыря, вызывают разногласия даже в церковных источниках. Фраза «…по летописным источникам…», использованная в некоторых изданных произведениях наших краеведов, описывающих события ранее конца XV века, также фактического обоснования не имеет. Летописи, в которых упоминается наш край до 1477 года, также не найдены. В исторической науке принято, что все населённые пункты ведут своё летоисчисление от первого упоминания их в письменных источниках. Климентский Колбекский погост Колбаский упомянут в новгородской второй Софийской летописи под 1477 годом, когда он был изъят из собственности новгородского Софийского Дома новгородского архиепископа в собственность московского великого князя Ивана III. В это время на территории Бокситогорского района уже существовало свыше десятка погостов бывшими мелкими административно-территориальными единицами края. К концу XV века в Новгородской земле возникли крупные территориальные образования — пятины, разделённые на половины. Западная часть Бокситогорского района в те далёкие времена относилась к Обонежской пятине и её Нагорной половине. Восточная часть Бокситогорского района соответственно относилась к Бежецкой пятине и её Белозерской половине, включающей погосты: Иванский Вольский, Никольский Суглицкий, Егорьевский Озеревский и Михайловский Березурадинский. После присоединения новгородских земель к Великому княжеству Московскому отобранные у новгородских бояр земли передавались московским дворянам. Перед их раздачей в поместья были проведены хозяйственные переписи во всех новгородских пятинах. Не все переписные писцовые книги сохранились до наших дней.
Кладбище. Хозяин кладбища Погостник
Здесь совершались религиозные обряды, проводились культовые праздники, а также занимались социальными функциями. На погосте можно было встретить не только духовных обозревателей, но и различных представителей общества — купцов, ремесленников, крестьян, которые приезжали сюда для выпуска товаров, ведения торговли и решения вопросов гражданского характера. С течением времени погост стал территорией, на которой населялись крестьяне, образовывающие погостское поселение. Такие поселения имели определенную социально-экономическую структуру, в которой крестьяне занимались земледелием и животноводством. В погосте располагались скотные дворы, обрабатываемые участки земли, а также было выделяемое погостской общины пастбище. Активная торговля и обмен товарами давали погостам значимость как центрам развития рыночных отношений и социальных связей. В торговых центрах, которыми могли быть погосты, велись торговые, правовые и административные дела.
Погосты также выполняли роль мест судебных заседаний и исполнительных процедур. Однако со временем социальная функция погостов начала сменяться, и они перестали быть центрами общественной жизни. Развитие городов и новые административные реформы привели к тому, что роль погостов как административных и торговых центров сократилась. Многие погосты оказались вне внимания властей и были заброшены, а со временем превратились в руины. Тем не менее, даже сегодня на Русской земле сохранились остатки погостов и памятники истории, свидетельствующие о прошлой эпохе и роли погостов в социуме. Социальное значение погостов в настоящее время может быть связано с развитием туризма и сохранением культурного наследия.
Сеть погостов в средневековой Руси В средневековой Руси погосты были неотъемлемой частью жизни населения. Это были расположенные на определенных путях станции, где путники и купцы могли отдохнуть, перекусить и ночевать. Слово «погост» происходит от древнего славянского глагола «гостить» и означает «место для гостей». Сеть погостов была развита таким образом, чтобы покрыть все основные торговые пути и популярные места передвижения.
Благодаря подобной политике у русских было отнято все, что делает народ народом. Обрезаны корни, уничтожена родовая память, из русской истории вымараны даже не страницы, а десятилетия и века. Вместо этого на постоянной основе те, кому положено, разъясняли, что русский народ — везде и полностью виновен, безграмотен, дик и ужасен в своей массе, и только свет интернационала наконец осветил этот мрачный суеверный уголок общей семьи человечества. Титанический труд по перековке «мечей на орала», в результате которого миру был явлен «человек нового типа» — «человек советский», в общих чертах был успешно завершен. Русский народ, окровавленный, забитый, оборванный, оболганный, расстрелянный, сосланный, был заморочен так, что концов было уже не найти. И корни его были, как тогда казалось, навеки обрублены. Пропаганда международного интернационала сделала так, как в песне пелось, — весь мир «насилья» был разрушен до основания, буквально. Строительство «нового мира» внезапно пошло вразрез с интересами хозяев самого интернационала, и СССР тоже был демонтирован. В итоге ни одна из идентичностей — ни «русский», ни «советский» — не оказалась актуальной, а изобрести новую в сжатые сроки концептуалисты не смогли, предоставив стандартное западное меню на выбор — кому как хочется, пусть тем и будет. Вот и расцвели буйным цветом тысячи субкультур и квази-идентичностей на просторах нашей многострадальной Родины.
Что касается выбора самого цветка — здесь всё проще. Можно принести именно те цветы, которые покойный любил при жизни, тем самым ВЫ как бы напомните человеку, что Вы всё ещё помните о нём в деталях и тонкостях. Если же Вы не знаете, какие цветы были ему милы, принесите те, которые Вам очень нравятся, и Вы думаете, что данный цветок или цветы порадовали бы почившего. Традиционно на погост несут гвоздики, каллы, также несут розы или лилии. Суть не столько в том, на каком цветке остановиться, сколько на том, что в Вашем букете не должно быть не распустившихся цветков. Бутон — это символ ещё не родившейся жизни, соответственно, всегда есть риск того, в Вашем роду кто-то может до срока разрешиться бременем будет выкидыш или ребёнок родится мёртвым. Если же на веточке всё же есть бутончики, то их нужно специально оборвать. Не стоит пренебрегать данным правилом, чтобы потом не сожалеть о случившемся. Мужчинам, как правило, приносят гвоздики, хотя, конечно же, это не обязательно. Цветы могут быть любыми, хотя, для женщины зачастую выбирают именно розы. Но, как Вы помните, можно ориентироваться и на те вкусы, что были у человека при жизни. Если говорить о выборе цвета, то самыми «правильными» будут белые цветы особенно каллы. Ведь они символ смерти, символ расставания. Хотя, здесь строгого правила нет и быть не может. Почему на кладбище приносят чётное количество цветов? На самом деле, всё зависит от культуры. Есть страны, где покойному приносят нечётное количество цветов. У нас же, наоборот — чётное. Спорить о том, чья вера или миропонимание является более правильным, смысла нет. В славянской традиции было изначально заложено чётное количество, ибо наши предки верили, что именно так благодаря чётным числам проявляется законченность, именно таким образом отражается остановка, покой. Если же Вы, например, на девять дней принесёте девять цветов, то страшного в том ничего не будет. Это лично Ваше дело. Как Вам угодно, так и сделайте. Какие цветы нельзя приносить на кладбище? Всё предельно просто: те самые, что подарили Вам. Например, Вам на работе по случаю какого-нибудь торжества презентовали букет, а на следующий день Вам нужно отправиться на кладбище, потому что у близкого Вам человека годовщина. Ни в коему случае нельзя тащить подаренный Вам букет с собой. Даже если у Вас нет других цветов и нет денег, чтобы их купить. Этого делать нельзя ни при каких обстоятельствах, если Вы, конечно, не хотите сократить себе жизнь на год. Кроме прочего, стоит сказать о том, что нельзя покупать цветы возле кладбища. По крайней мере, если есть возможность купить их в магазине, то лучше так и поступить. У кладбище можно приобрести именно те цветы, что полчаса назад уже успели побывать на могиле.
В старину же его понимали скорее во временном смысле — то, что остается за человеком. Урод — первенец и будущий глава семьи Польское слово uroda означает «красота» Отголосок первоначального значения этого бранного слова всегда смешит нас в польском языке, где uroda - значит «красота». Слово же действительно связано со словом «род», поэтому в старину уродом был тот, кто на славу уродился у своих родителей. Как ни странно, в дальнейшем понятие «пострадало» именно из-за своего слишком «завышенного» значения. Позднее так стали называть людей, близких к Богу, от которых оно перешло на блаженных — уродивых. А там и до современного смысла было не очень далеко. Прелесть — обман и совращение Опять же, далекий отзвук этого первоначального значения мы слышим в словечке «прельстить», которое до сих пор имеет негативный смысл. Корень «лесть» означал раньше «приманку» и «хитрость». Неделя — воскресенье Логика нашего языка здесь проявляется очень явно: «неделя» - значит «не делать», то есть отдыхать. Раньше так назывался выходной день, а затем стали называть весь отрезок времени. Первоначальное значение сохранилось в братских славянских языках.
Что такое погосты в древней Руси?
В Викиданных есть лексема погост (L146172). сельский податный округ в Древней Руси - слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. Именно как синонимы «погост» и «повост» показаны в «Словаре древнерусского языка» вского. сельский податный округ в Древней Руси - слово, встречающееся в русских летописях ещё в языческие времена. Новости СМИ2. Погост, как мне кажется, сейчас в первую очередь ассоциируется с кладбищем.
Погост – склепение природы и истории
Что такое погост кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Погосты являлись местом собрания людей, где они поминали своих предков, поклонялись святыням и обменивались новостями. это древнерусское понятие, которое обозначало территорию или поселение, где приезжали гости или путники для отдыха и проживания. русский исторический термин, имевший несколько значений. Кладбище, погост, некрополь — эти слова уже принято использовать в качестве синонимов.
Погост: что это значит
Их могли использовать как точки для сбора налогов, организации обороны, а также для проведения ярмарок и других социальных событий. Примеры: Ярмарки на погосте были излюбленным местом для торга и обмена, к тому же они способствовали распространению информации между удаленными районами. Нередко именно в погостах проходили суды и решались спорные моменты между местными жителями. Архитектурные особенности погостов Теперь перейдём к самому интересному — к тому, как выглядел этот самый погост.
Старинные деревянные церкви с узорчатыми вырезами, величественные каменные стены, душистые сады — всё это можно встретить, путешествуя по местам былой славы русской земли. Структура типичного погоста.
А иногда авторы незатейливых песен и частушек придавали уже существующим словам иное значение. Такие слова, как погост, лепота, молвить, поелику, перст, включать в активный словарный запас не стоит. Но знать их значение нужно. В завершение стоит привести в качестве примера строку из песни, написанной всего несколько десятилетий назад. В ней присутствует слово, значение и происхождение которого рассмотрены в этой статье. Это слово пришло к нам из русских письменных источников. С десятого по пятнадцатый век значение его неоднократно изменяется.
На вопрос, что это такое - погост, краткий исторический словарь дает следующее объяснение. В большом населенном пункте обязательно есть церковь и при ней место захоронения. Весь этот административный округ, выплачивающий подати, и есть погост. Позже так называется уже только сам храм с близлежащими могилами. А еще через некоторое время погост — это исключительно кладбище. Историческая справка Вам будет интересно: Отрядный уголок: примеры оформления Со временем на погостах стали возводить храмы, хоронить умерших. И постепенно стало так, что погост - это очистившаяся от административно-податной и торговой суеты земля. Она стала исключительно территорией вечного покоя. Повальное строительство на погостах церквей обусловлено развитием христианства.
Теперь погост получал двойное имя, составленное из названия села и церкви. Этимологические изыскания Погост — город мертвых Если первоначально погост — это что-то близкое к населенному пункту, то по аналогии сразу вспоминается город мертвых. В переводе на греческий язык — некрополь. Так называлось захоронение за чертой древних городов, украшенное надгробиями и могильными плитами. И до сих пор во всем мире, там, где есть живые, их внимание приковывает погост. Что это? Попытка разобраться что ждет человека, когда он перейдет на вечное жительство на погост? Или просто дань уважения предкам? Известные погосты России В России множество знаменитых погостов.
Знаменитый Погост Кижи Спасо-Преображенский с церквями, сделанными без единого гвоздя, притягивает постоянный поток туристов. Новодевичий погост — престижнейшее направление городского туризма в столице. Знаменитости, похороненные здесь благодаря своим заслугам перед обществом при жизни, никогда не остаются без внимания.
Опять же — Хозяин объединяет все энергии смерти, но при этом царит над ними. Эгрегор как он есть. Тем не менее и опытные маги, и лишь балующиеся новички знают, что искать Царя нужно у самой древней могилы, которая дала начало развитию кладбища. Конечно, Хозяин не сидит на месте и при желании может путешествовать, осматривая свои владения. Но все равно он больше любит старую часть погоста, предпочитая обитать именно в ней.
Если хочется найти эту сущность, не стоит сразу устремляться к давно заброшенным могилам. Дух ценит вежливость, поэтому, оказавшись у врат кладбища, необходимо «постучаться». Следует почтительно поприветствовать владыку и попросить разрешения войти. Если никаких препятствующих знаков нет — деревья не падают, а птицы не пытаются выклевать глаза, можно заходить. Хозяин ждет. Общение с данной сущностью может быть разным. Необходимо просто довериться интуиции — сущность приведет своего гостя прямо к себе. Конечно, сопровождать человека будут незримые Стражи, помогающие Хозяину следить за порядком.
Как правило, Хозяин показывается всегда сам, если сочтёт это необходимым, чаще всего это происходит в процессе выполнения какого-либо ритуала. Просить и умолять о том, чтобы Погостник показался долго не приходится. Вопросы в другом — насколько человек сам готов, увидеть Того, кого он призывает. Подарки: что нести Хозяину кладбища Начинать общение с духом следует с подношений. Хозяин кладбища оценит следующие «сюрпризы»: коньяк, водку, мед, говядину или свинину с кровью, фарш или сукровицу с него, яйца, свежий хлеб, сахар, конфеты, острый красный перец, табак, ваниль, зажженные свечи. Можно смешивать дары. Царю Смерти точно понравится хлебный мякиш, щедро посыпанный сахаром или политый медом. Обращаясь за помощью, нужно не забыть трижды Хозяину поклониться до земли, а уж потом излагать свою просьбу.
Прежде чем войти на территорию его владений, нужно «постучать», мысленно попросить разрешения войти на кладбище. Оставлять подношение нужно на могиле, к которой человека привел Хозяин. При этом рекомендуется сказать: «Дар, владыка, от меня прими, себе на благо, мне на радость». После обращения, можно оставить дары, а уж потом обращаться с вопросами или за помощью. Важное условие — нельзя бояться или пытаться выслужиться перед духом. Он не терпит раболепства и любит смелых и уверенных в себе людей. Им Хозяин с удовольствием придет на помощь, тогда как над трусами и подлизами может жестоко пошутить. Если подношение делается не на могиле, а просто на кладбище, то оставлять подарки нужно у старого сухого дерева или на распутье.
Как правило, с определением места вопросов не возникает. Царь Смерти достаточно открыт и легко идет на контакт, поэтому он подскажет человеку, где лучше положить дары. Необходимо просто прислушиваться к интуиции. Как выглядит Хозяин кладбища Видят владыку погоста далеко не всегда. Гораздо чаще взаимодействие с ним происходит на уровне ощущений, некоторые слышат его голос. Но есть такой момент — люди часто просто не узнают Хозяина, поскольку он принимает не самые приметные лики. Например, он может стать кошкой, вороном, осой, мухой, муравьем, собакой. Наиболее очевидный для человека образ, в который может воплотиться Царь Смерти, — темный туманный сгусток, двигающийся независимо от направления ветра.
Не следует пытаться высмотреть Хозяина: если он захочет, то покажется сам. Нередко сущность дает знак или подсказку во время проведения ритуала.
Сегодня хотел поговорить на интересную тему.
Может, кто не знает, что такое «погост», откуда произошло это слово, и что это слово значило в Древней Руси? Сразу хочу заметить, что есть несколько трактовок у этого слова, я постараюсь рассказать о его происхождении, и вам сразу станет все понятно. Я всегда интересовался историей родной страны, а тут недавно услышал в песне одной популярной рок-группы слово «погост», и решил написать небольшую статью на эту тему.
Кстати, что за группа и песня была угадаете? Пишите свои версии в комменты Немного истории Благодаря летописным рукописям, в частности «Повесть временных лет», мы знаем о том, что система погостов была установлена при правлении княгини Ольги. И, я думаю, будет логично начать статью с прихода к правлению этой Великой Княгини.
Ольга 890-969г. В 945 году был жестоко казнен Великий Князь Игорь. Игорь грубо нарушил обычай, и второй раз за год пришел за данью к древлянам в Искоростень, в результате чего подданные жестоко убили Князя.
Ольга, жестоко наказала древлян за убийство своего мужа. Я думаю, все знают эту историю. Она на самом деле трижды мстила им, но последний раз был самым жестоким.
С племени древлян, убивших ее мужа, была собрана небольшая дань, по три голубя и воробья с каждого двора, к лапкам голубей были привязаны тлеющие прутья с фитильком, и когда птицы вернулись в селение, в свои голубятни, под крыши деревянных теремов, на сеновалы, весь город полыхнул за считанные минуты. Дома тогда были деревянные. И городок был сожжен полностью, вместе с его жителями.
У Игоря был наследник — сын Святослав, но так как он был еще мал, власть над страной перешла к вдове Князя, Ольге. Княгиня Ольга на своей родной земле проводила мирную политику хозяйственного устроения русских земель, также и с внешними государствами, прежде всего с Византией, набеги на Византию прекратились в этот период.
Что такое погост и где он на самом деле находится
В дальнейшем погостами стали называть административно-территориальные единицы, состоящие из нескольких населённых пунктов (аналог современных сельских поселений, муниципальных образований районного уровня в областях), а также и населённые пункты. Кто такой Погостник? Погосты – это особые места на территории России, которые имели большое значение в средние века. погост, краткий исторический словарь дает следующее объяснение.
Всё о Погосте, откуда пошло и где находится!!!
В описании Каргальского погоста Вотской пятины один из своеземцев назван старостой. Думаем, это и есть погостский финансовый орган. Он не крестьянин, арендатор чужой земли, а землевладелец-собственник, хотя и очень небогатый. Призвание его в органы администрации очень понятно: в обжи положены не одни только земли, на которых сидят крестьяне, но и господские.
Что указания на старост так редки2, это неудивительно. Писцы описывали хозяйства, а не должности, а при том старосты, по всей вероятности, менялись ежегодно; это, следовательно, признак очень непостоянный и к делу не идущий. И дела, по всей вероятности, у старост было не очень много.
Число обеж определяли писцы, а не местные органы. У местных органов оставался один сбор с раскладкой, а и в этом им могли помогать землевладельцы и сами крестьяне3. Но погост, кроме округа, означал еще и место.
Что это за место, это хорошо объяснили Д. Китаев да Н. Моклоков, описывавшие в 1500 г.
В их описи есть любопытная особенность. Они начинают описание каждого погоста с указания на то, есть в нем погостская церковь или нет. Например: "Погост Григорьевский-Кречневский.
А церковь того погоста владычная, а писана во владычне волости в сем же погосте". А вот описание самого погоста-места: "В Кречневском же погосте деревни владычни. На погосте церковь Григорий Богослов, да на погостеж: двор поп Ермола, двор дьяк церковный Грихно Степанков, не пашут; а хрестьян следует перечисление пяти дворов , а дохода владыце сто и 20 яиц, а из хлеба треть".
Место, где находится погостская церковь, и называется в описях погостом и описывается особо со всем тем, что "на погосте" находится. Эти места-погосты и навели Неволина на мысль о погосте как главном месте округа. Что такое погостская церковь?
Это приходская церковь для всего погоста-округа и при ней кладбище для похорон погостских людей. И теперь у народа "погост" означает сельский приход и церковь с кладбищем Даль. В погостах встречаются еще частные церкви в селах и даже деревнях отдельных землевладельцев; но это их собственные церкви, они могут быть закрыты для публики; хоронить умерших около них тоже нельзя без дозволения господина.
Эти церкви можно приравнять к современным домовым. Устройство погостских церквей было чрезвычайно разнообразно. В большинстве случаев они находились на владельческих землях: бояр, бояришек, владыки, монастырей и церквей городских.
В этих случаях на том же погосте, кроме домов причта, иногда был дом господина, его людей, крестьян, поземщиков. При описании волости известного нам И. Захарьина-Лятцка прежде всего читаем: "На погосте церковь Великий Архангел Михаил; на погосте же двор поп Павел, двор церковный дьяк Олферко, сын его Ивашко, двор пономарь Офонаско, двор проскурница Анна, сеют ржи 6 коробей, а сена косят 40 копен, 2 обжи" II.
Здесь на погосте никого нет, кроме причта. А на погосте в деревнях известного нам Зах. Овинова живет сам новый помещик и его люди, а прежде жили люди Овинова II.
Согласно теории «основного мифа» — одно из центральных божеств в славянской мифологии, Змей — антагонист Громовержца Перуна. Клейн отделяли Велеса от Волоса. Как называется система божества у славян? Языческий славянский пантеон представляет из себя несистематизированное как у древних греков собрание богов разных народов - от средиземноморских и прибалтийских до северокавказских и, возможно, приуральских. Уникальные т. Какой бог в славянской мифологии считается создателем Вселенной? И все, что существовало в мире, было лишь малой частью этого бога. У древних славян главным богом был Род. Он был создателем мира, причиной всех причин, первичным духом, создавшим все существующее.
Род создал мир таким, каким мы его знаем сегодня: небо, земля, реки и горы. Какие боги у язычников? Какие славянские боги были самыми могущественными? Древние славяне были язычникам и верили во множество богов. Были и другие славянские боги. Сварог — один из славянских богов-создателей мира. Семаргл — бог древних славян, который мог превратиться в священного пса с крыльями. Какие боги были у славян до крещения Руси? Каким образом происходило крещение на Руси?
Крестить Русь выпало Владимиру — его сыну и внуку Ольги. После нескольких неудачных попыток реформировать местную славянскую религию он обратился к Христовому учению. В 988 г.
Они были своеобразными торговыми пунктами, где приезжие купцы и путешественники могли передохнуть, пополнить запасы и продать свои товары. Погосты располагались на основных торговых путях и важных узлах сообщения, что позволяло им стать центрами притяжения для торговцев и путешественников. Экономическое значение погостов Погосты способствовали развитию трейдерской деятельности и торговли на Руси.
Они предоставляли удобную и безопасную остановку для купцов, где они могли переговорить о ценах, заключить сделки и купить необходимые товары. Большое количество людей, собиравшихся на погостах, создавало благоприятные условия для развития рыночных отношений и обмена товаров между регионами. Кроме того, погосты имели важное значение для повышения доходности государства. По правилам, установленным князьями и великими купцами, приезжие купцы обязаны были платить повозочный или погостовый сбор — особую пошлину за пользование инфраструктурой погоста. Таким образом, погосты стали не только местами обмена товаров, но и источником дохода для государства и владельцев погостов. Особенности торговли на погостах Торговля на погостах имела свои особенности.
В основном, купцы занимались обменом товаров и деньгами. На погостах можно было приобрести разнообразные товары: продукты питания, ткани, шкуры, деревянные изделия и прочее.
Но князья, несмотря ни на что, продолжали регулярно объезжать Русь и собирать налоги. Это то самое место, где они останавливались вместе со своей дружиной во время сбора дани. Правда, тогда оно называлось несколько иначе. А именно "погостьем". О том, что такое погост, точнее, что это слово означало в Киевской Руси, мы выяснили. Но почему сегодня его воспринимают чаще как синоним к слову "кладбище"? Село, церковь, кладбище Что такое погост? Сперва под этим словом понимали остановку князей.
Затем административно-территориальную единицу. Еще позже — населенный пункт, который являлся центром более мелких поселений. На время забудем о том, что такое погост для современного человека, и поставим себя на место жителя одной из деревни Древней Руси. После принятия христианства в каждом селе была церковь. Не сразу, конечно, но со временем небольшие храмы открылись повсюду. Кладбища той эпохи имели мало общего с современными. Захоронения производились только на территории церкви. Таким образом, центром каждого населенного пункта являлась церковь, а ее неотъемлемой частью было кладбище. Возможно, это и есть ответ на вопрос о том, что такое погост.
Когда погосты превращаются в ... погосты?
В X веке княгиня Ольга разделила Новгородскую землю на погосты — административно-территориальные единицы. Узнайте о погосте, традиционной славянской территории, сочетающей кладбище, церковь и общественное пространство, и его роли в культуре. Если первоначально погост – это что-то близкое к населенному пункту, то по аналогии сразу вспоминается город мертвых.
Кладбище, погост, некрополь — в чем разница?
Значение слова ПОГОСТ | Разделение на погосты сохранялось на Севере (где отсутствовало помещичье землевладение) вплоть до 1775 г., когда было отменено. |
Что такое погосты в древней Руси: история и значение | Русский язык настолько безграничен, что некоторые слова кардинально поменяли свое значение спустя долгие годы – Самые лучшие и интересные новости по теме: Значение, интересно, познавательно на развлекательном портале |
Кладбище и погост: в чём разница? #магия #shorts | Именно как синонимы «погост» и «повост» показаны в «Словаре древнерусского языка» вского. |
Кладбище и погост: в чём разница? #магия #shorts | Погосты в Древней Руси представляли собой особые территории, на которых возникали поселения, служащие местом отдыха и временного пребывания для путешествующих торговцев и паломников. |