Староосколец Максим Козлов совсем недавно сам участвовал в СВО. На днях он вернулся в родной город, восстанавливается после тяжёлых ранений и параллельно – занимается сбором. Беседы с батюшкой. Протоиерей Максим Козлов Сегодня у нас в гостях.
В Липецком районе простились с погибшим в спецоперации на Украине младшим сержантом
Сегодня протоиерей Максим Козлов — один из виднейших деятелей нашей страны в области религиозного образования, член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви и настоятель храма мучеников Михаила и Феодора Черниговских. С ним мы поговорили про убийство Владлена Татарского, смертную казнь, проблемы богословия, современное религиозное мышление, церковное образование, православие на Украине и о многом другом. В средние века в Византии, на Руси, в западной Европе, в восточной Европе смертная казнь практиковалась достаточно широко. В западной Европе скорее церковными судами, в восточной скорее светскими, но при симфонии церкви и государства различение было не очень отчетливое между ними. Но то было тогда. Можно ли и нужно вот сейчас возрождать институт смертной казни, я, честно говоря, очень сомневаюсь. Тогда общество было, может быть, не менее грешным, чем теперь, но состояло из людей, худо-бедно, верующих в жизнь, вечную. И тогда казнимый, находившийся перед порогом смертной казни, между прочим, и это не было лицемерие, имел возможность исповеди.
Последней перед тем, как он жизнь свою закончит. Это для большинства или, по крайней мере, для многих, кто кончал так жизнь, было актуально. Сейчас это не будет актуально для большинства тех, для кого это может быть обращено. Даже, если у нас есть вероятность, пусть минимальная, но ошибки по отношению к применению этой нормы, то я думаю, что многолетнее безусловно, не предполагающие освобождение, пожизненное заключение есть ничуть не менее мягкое наказание, но чуть больше оставляющее нам надежду, что душа этого человека для вечности не погибнет.
И как Сам Христос шел этим путем, принеся Себя в жертву на Голгофе за тех, кто этой жертвы не был достоин, так и христиане должны идти тем же путем — путем молитвы и предстательства за тех, кто, быть может, по жизни или по ее внешней видимости не заслужил лучшей участи, чем та, на которую был обречен после смерти.
Какие животные будут в раю? Указание на то, что в Царствии Небесном животный тварный мир будет разнообразно представлен, не противоречит тому, что у животных нет бессмертной души. И, несмотря на ее отсутствие у каждой конкретной живой твари, у каждого котенка, лягушонка или индейки, съеденной на рождественской трапезе, рай будет населен известными нам животными. Мы не знаем, каким образом все это осуществится, понятно только, что нельзя просто механически перенести эту нашу земную жизнь туда, где кошке не нужно будет ловить мышку, чтобы порадовать своего хозяина. Ведь теперешнее состояние мира — это состояние мира после грехопадения, когда нарушена изначальная целостность творения, так что и убийство, и жизнь за счет другого вошли в бытие во вселенной.
Апостол Павел говорил, что после грехопадения Адама «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» Рим. В Царствии Небесном, как говорил пророк Исайя, «волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» Ис. Ангел-Хранитель дается человеку при рождении или при Крещении? И имеет ли некрещеный Ангела-Хранителя, который защищает его от бесов? Господь желает каждому человеку спастись и преуспеть в познании истины.
И в этом смысле каждый — и крещеный, и некрещеный — есть возлюбленное чадо Божие, которое, конечно же, не отдано на откуп духам злобы поднебесной и не находится исключительно в их распоряжении. Но Ангел-Хранитель пребывает с человеком преимущественно после восприятия благодати Крещения, в котором, как верит Церковь, человек действительно умирает для жизни греховной и плотской и возрождается во Христе для жизни святой и праведной. И в этом смысле причастность, открытость миру духовному, в том числе миру ангельскому, совершенно иная у человека, который входит в ограду Церкви, где правда Божия, истина и свет, чем у человека, этого лишенного или, тем более, сознательно от этого мира себя отвергшего. Некоторые из отцов Церкви считают, что есть ангелы, которые несут попечение о тех или иных человеческих сообществах, о тех или иных даже и нехристианских народах. Но личная, индивидуальная связь между человеком и его небесным покровителем возможна лишь после того, как он входит в ограду Церкви.
Страх Божий и память смертная — это одно и то же? Страхом Божиим, памятью смертной, то есть памятованием о Боге, святые отцы называют такое наше внутреннее состояние, когда мы стремимся жить в идеале и живем, не деля свою жизнь на мирскую и сакральную и помня о том, что мы христиане не только во время утренних и вечерних молитв, во время посещения богослужений или в каких-то особых обстоятельствах, но всегда, во всем и везде. Едем ли мы на работу, чистим ли мы картошку, беседуем ли мы с друзьями, находимся ли мы в обществе дорогих нам людей или наедине со своими думами, мы не должны забывать о том, что мы православные христиане. Нельзя отдохнуть от этого, нельзя уйти в отпуск от собственной христианской совести, нельзя, как Адам, начать прятаться между деревьями Быт. Нельзя уйти в отпуск от собственной христианской совести Как сказал один нехристианский, но очень точно почувствовавший это философ: «Сладкая стрела христианства навсегда дрожит в нашем сердце».
Кстати, явственнее всего об этом свидетельствуют те атеисты, которые стали ими не по факту рождения, а уйдя от церковной веры. Известно, что они никогда не испытывают спокойного равнодушия по отношению к своему прежнему вероучительному опыту. Это всегда становится либо внешне выраженным, либо, при сильном характере, сдерживаемым, но, безусловно, существующим внутри неприятием, отталкиванием, желанием загородиться от всего, чем прежде жила душа, вплоть до детских воспоминаний о первом Причастии и Исповеди. Так что постоянное памятование о Боге — это не только обычное состояние высоких духовных подвижников, но долг каждого из нас, дерзающего называть себя православным христианином. Что такое сон?
Это тоже реальность? По большей части сон — это реальность, связанная с вечерней трапезой. И для души полезнее относиться ко сну как к естественному проявлению нашего организма. Есть святоотеческие высказывания о том, что если кто увидит во сне ангела и не поверит этому, тот не согрешит, даже если это будет подлинным явлением, потому что тем самым засвидетельствует осторожную внимательность к своей духовной жизни, а не превозношение. Хотя изредка бывают сны, которые даются нам как особенные указания от Бога, как какие-то знамения, знаки.
Но в этом случае реальность сна, переживаемая нами, ее настоятельность, ее несомненность будет такова, что у нас отпадет всякая гадательность о том, как следует ее понимать. А вот когда снится что-то таинственное, туманное, предполагающее нечто неразрешимое, то лучше всего в такую тайну не вникать, зная, что Бог с нами в загадки не играет, что Он желает нам спастись, а не загадать ребус, который мы бы разгадывали всю последующую жизнь. Кем приходится Адаму так называемый первобытный человек, скажем, неандерталец? Безусловно, не принимая эволюционистской мифологемы о естественном происхождении человека от обезьяны, мы должны помнить, что мера выбора в ветхозаветном повествовании о первых поколениях людей после Адама достаточно широка для того, чтобы представить, что иные из неупомянутых его потомков могли дойти до изрядных степеней одичания, и что путешествие Ноя во время потопа было не только пространственным перемещением по бушующему океану, но еще и некоторым проникновением через времена, связующим начальные эпохи существования человека на земле с тем периодом истории, о котором мы уже можем судить в точных терминах археологии или других наук. Существуют ли границы вселенной?
Тварный мир, безусловно, конечен в том смысле, что он имеет свое начало во времени. Он начал быть как результат, как плод Предвечного Совета Пресвятой Троицы. Единственной абсолютной бесконечностью обладает только Бог. С известными натяжками мы можем сказать такую фразу: было время, когда времени не было, вернее, не было никаких пространственно-временных характеристик бытия. Так что видимая нами вселенная, несомненно, конечна.
Другое дело — соотнести эту сущностную конечность в ее протяжении во времени и в пространстве с тем, как она созерцается с земли, как осознается человеческим родом. И здесь мы можем, согласно с верой Священного Писания, утверждать, что, при всех последующих изменениях видимого мира, уничтожен он никогда не будет. Поэтому такого рода эсхатологизм, который связан либо с представлениями о цикличности бытия, как это проповедуется в буддизме и в античной религии, либо с верой в то, что рано или поздно эта вселенная прекратит свое существование, как это пытается научно обосновывать атеизм, христианству несвойственен. Апостол Павел говорит о том, что не все мы умрем, но все изменимся ср. Мир, как плод делания Божия, сохранится.
В этом смысле он векторно бесконечен. Как православный человек должен относиться к экологическим организациям типа «Гринпис», и каковы перспективы науки экологии? На мой взгляд, экология нынче тяготеет к некоторому магизму или к некоторому пантеистически-языческому восприятию действительности. С одной стороны, настолько преувеличивается собственная значимость, что какая-то общественная организация берет на себя функции некоего мировоззренческого центра, а с другой стороны, окружающий нас мир рассматривается как некая самодостаточная сущность, которая разумна, упорядочена и которую только дурное человеческое воздействие приводит к коллапсу. Отсюда и фактически руссоистский иллюзионизм, свойственный практически всем экологам, декларирующий то, что ограничение человеческой деятельности, приведение ее в некую гармонию с окружающим нас миром является решением всех наших проблем.
А агрессивность экологов иной раз вызывает сомнение в искренности их побуждений, потому что для христианина, занимающегося тем или иным делом, мирность духа — главный критерий плодов этого делания. Повторю, очевидная и уже в разных странах так или иначе проявлявшаяся агрессивность новых экологов заставляет несколько настороженно относиться к их движению. Помогает ли священнику светское образование? Как преподавателю духовной академии, конечно же, помогает. Где бы я еще научился древним языкам, навыкам перевода, методологии научных занятий: работе с учебниками, источниками, — все это давал филологический факультет.
Думаю, и сейчас он дает это на вполне достойном уровне. Если же говорить о священнослужении а я был рукоположен в 1992-м году , то в наш домовый университетский храм приходят люди по большей части образованные и интеллигентные, которым, конечно, поначалу бывает проще, когда они знают, что священник — тоже из университета и может беседовать с ними на одном языке. Правда, нужно оговориться: чем дольше человек живет в Церкви, тем лучше он понимает, что светская образованность не является непременным условием, тем более синонимом духовной жизни. Светская образованность не является непременным условием, тем более синонимом духовной жизни Не следует забывать и предупреждение апостола Павла, что «знание надмевает, а любовь назидает» 1Кор. Идеология впрямую зависит от мировоззрения?
Мировоззрение как понятие шире, оно охватывает целостный взгляд человека на его отношения с Богом, на все феномены окружающего мира, на самого себя. И в этом смысле наша Церковь призывает своих прихожан быть до конца последовательными в православном мировоззрении, то есть на все смотреть глазами веры. Идеология же в духовной жизни человека — это как его партийность в социальной. Это некое осознанное сужение системы собственных взглядов до некоторой узкой доктрины, которая уже не целостно охватывает мир, однако мыслится как единственно возможная применительно к сегодняшней ситуации. Все это, конечно же, совершенно не обязательно для православного христианина, а иной раз и нежелательно.
Христиане, имеющие единое мировоззрение, при этом могут придерживаться разных идеологических представлений. На литургии рядом могут стоять и православный демократ, и православный монархист. Лично для меня последнее более естественно, но это не значит, что нас разъединяет пропасть, ведь мировоззрение у нас единое. Символ веры один. Или, например, православный человек по идеологии может быть нестяжателем, как Нил Сорский, а может быть сторонником увеличения церковного имения, как Иосиф Волоцкий.
Однако, формируя в себе тот или иной идеологический подход к чему бы то ни было, мы всякий раз должны проверять, может ли он быть оправдан Священным Писанием и Церковным Преданием. Если же нет, он должен быть христианином отвергнут. Почему Церковь так упорно держится за раз и навсегда застывшие правила, догматы, каноны? Не есть ли это свидетельство нежелания жить в современном мире? Почему кости крепятся к скелету?
Потому что если не будет скелета, останется одна филейная часть, которая, конечно, может быть употреблена с пользой, но вряд ли будет способствовать длительной жизнедеятельности самого организма.
В продолжении курсов повышения квалификации для архиереев Русской Православной Церкви, проводимых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 16 ноября 2023 года, прошла встреча председателя Учебного комитета, ректора ОЦАД протоиерея Максима и новопоставленных епископов. Протоиерей Максим Козлов рассказал собравшимся о ситуации в высшем духовном образовании, современных победах и проблемах в церковно-государственных взаимоотношениях в рамках богословской науки и образования, последних решениях Архиерейского совещания и Священного Синода по улучшению качества образования в духовных академиях и семинариях - о шагах необходимых к исполнению в епархиях и о той помощи, которую Учебный комитет оказывает в решении актуальных задач.
Говорится: режим, это все те, кто хорошо живёт. Единственное разумное в статье то, что, свергнув власть, мы лишимся остатков сытой жизни. Книга, которой он восхищается, называется S. Чтобы понять смысл, надо прочесть самого Пелевина, чего я не делал и делать не собираюсь, замечу только, что такая пакость пришла на нашу звероферму из верхнего мира. В 2013 году отец Максим прочёл годичный цикл проповедей на радиостанции "Эхо Москвы", представляющих собрание общих мест, избегающих всего, что может намекать на связь с современностью. Эти выступления сыграли роль овечьей шкуры, прикрывающей русофобскую помойку. Русская Православная Церковь и все её святые были патриотами, давняя позиция Святейшего Патриарха нам тоже известна.
Казалось бы, с началом СВО надо было лечь на дно и не высовываться, что, кстати, надо было сделать и Канонической Украинской Церкви. Однако он продолжает выступать и 22 июля 2022 года даёт интервью на канале "Женская половина". Рассуждая об СВО, о. Максим вспоминает и подробно перечисляет большое количество других военных конфликтов, но ни слова не говорит о той Войне, которая имеет из всех самое прямое и наибольшее отношение к Украине. Он вспоминает I Мировую, сопоставляя наши события с противостоянием Германии и Франции, уравновесив таким образом Украину и Россию, иначе говоря, каждый по-своему прав, так я своими словами передам смысл, чтобы было короче. Говоря о I Мировой, вспомнить то надо было Россию. И тут мы видим, что страну погубила не ненависть к революционерам, которую батюшка осуждает, а пацифизм. Вместо того, чтобы расстрелять десятки тысяч бесов, получили жертвы в десятки миллионов. Наши не бьют целенаправленно по мирному населению, им прикрывается противник и это ОН занимается терроризмом. Жертвы мирного населения от наших снарядов могут быть только случайные, стрелять по нему, это бесполезная трата дорогостоящих снарядов, Зеленскому они достаются на халяву, а нам нет.
Мы испытываем не ненависть, а "ярость благородную" и лжемиротворчество здесь не уместно, это народная война. Такого, чтобы кто-то радовался гибели гражданских, я не встречал. Министр Просвещения подолгу говорит о том, что можно выразить одним предложением, он профессионально забалтывает тему разговора, поэтому точных цитат не привожу, они слишком длинные. Была такая притча, как одноногий, однорукий и одноглазый царь пригласил художников. Один нарисовал его как есть, ему отрубили голову, другой нарисовал целиком, тоже отрубили, третий нарисовал его боком, сидящим на коне.
Максим Козлов
Таджикистан. Новости. Смотрите видео онлайн «НОВАЯ ЭЛИТА, ИДЕАЛЬНАЯ РОССИЯ И НАСЛЕДИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ / ПРОТОИЕРЕЙ МАКСИМ КОЗЛОВ» на канале «Телеканал СПАС» в хорошем качестве и. Главная Наша деятельность Новости Максим Козлов: Надеюсь, деятельность Молодежного парламента запомнится не первым заседанием, а конструктивной работой и значимыми. Председатель Учебного комитета РПЦ протоиерей Максим Козлов дал интервью порталу «Пастырь», в котором рассказал о современной ситуации с духовным образованием.
Протоиерей Максим Козлов
В ходе спецоперации погиб 31-летний курянин Максим Козлов. Новости компаний. чем не есть запрещенную уставом пищу, рассказал РИА Новости глава учебного комитета Русской православной церкви протоиерей Максим й пост в 2024 году идет с 18. Главная Наша деятельность Новости Максим Козлов: Надеюсь, деятельность Молодежного парламента запомнится не первым заседанием, а конструктивной работой и значимыми. Жизнь и биография протоиерея Максима Козлова: духовное образование, преподавательская деятельность, церковное служение, публикации и награды. Главная Новости Деятельность Протоиерей Максим Козлов: «Фальшь Отталк.
Глава Мордовии встретился с представителями Учебного комитета Русской православной церкви
В лучшем случае есть некоторый свой опыт, хорошо, если положительный, неплохо, если он начитан в правильных, добрых, глубоких, гомилетических образцах и это то, что, как ему кажется, он может донести до прихожан. Услышать проповедь о Троице, искуплении, принесенном Христом, в великую пятницу, когда традиционно полагается проповедовать о смысле нашего спасения, сейчас можно очень редко. Это как раз связано с такого рода редукцией нашего богословского сознания в церкви. Это означает, что оно, конечно, есть, но оно не очень актуально для значительной части и служащих и паствы.
Скажем, если что-то произойдет с мощами блаженной Матроны, заметит вся Москва. Если какое-то изменение в чине богослужения, то на это будет бурная реакция. А, если какая-то серьёзная богословская тема начнёт обсуждаться, то это заинтересует очень узкий круг людей, хотя она значимее.
Собственно, богословием святые отцы называли рассуждения о Троице, а даже не о церкви, не о спасении. Это общемировой процесс, это не только у нас. Я несколько лет назад встречался с одним очень глубоким католическим иерархом и богословом.
Я преподавал много лет сравнительное богословие, это такая дисциплина, где сравнивается православное и протестантское и католическое вероучение. Это было ещё при Иоанне Павле II, но ситуация сильно не поменялась.
Получалось, что добытчики либо будут привлечены к ответственности за отсутствие заключения ГЭЭ, либо будут вынуждены проходить дорогостоящую процедуру. При том что даже в последнем случае оставалось множество вопросов: например, если применять требования об экологической экспертизе, то как быть с оперативностью регулирования лососевой путины. Если говорить о материалах общего допустимого улова, то они и так проходят процедуру ГЭЭ, напомнил президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области.
Проект закона, который правительство внесло на рассмотрение Госдумы, должен поставить точку в вопросе, какая документация в сфере рыболовства проходит через государственную экологическую экспертизу. Это снимит риски для рыбаков, уверен Максим Козлов.
Останавливать ли твоего близкого, если он хочет поделиться с тобой своими проблемами? Быть может, такая внецерковная исповедальность, в принципе, не полезна человеку? Здесь нет какого-то общего правила, это зависит от того, какой человек. Бывает, что одному не справиться с собственными горестями и скорбями без того, чтобы каким-то образом не разделить их бремя с тем из членов семьи, кто сильнее и кто должен помочь его понести. Как по апостолу Павлу: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» Гал. С другой стороны, такая поддержка не должна приводить человека к полной безответственности, когда у него чуть что не так, он начинает искать объект, чтобы излить ему свои внутренние нестроения, даже просто эмоциональную неупорядоченность, благодаря чему в какой-то мере освобождается от того, что его мучит.
При этом, разумеется, нимало не заботясь, что после этого будет с тем, кто его выслушивал. И в данном случае становиться объектом подобных излияний не следует, тем более что иногда такого рода связь перерастает в психопатическую зависимость, которая, безусловно, никому не полезна. Тем более если человек ходит в церковь и уже знает, что такое Исповедь перед крестом и Евангелием? В исповеди есть благодать Божия, которая в ней действует, и помимо двух людей — исповедника и исповедующегося — всегда есть Третий, неизмеримо больший — Тот, Кто невидимо предстоит во время исповеди, Тот, Кто дает возможность священнику помочь кающемуся достичь психологической разгрузки через проговаривание своих бед и грехов. И это мистическое духовное начало в Таинстве неотъемлемо есть, а в разговоре его нет. Если сложилась тяжелая ситуация в семье: муж изменяет, и жена, прибегая к помощи священников — одного, другого, третьего, — тем не менее все время просит «советов» у своей подруги, которая хочет помочь, но не знает чем. Как ей быть в такой ситуации? Понятно, что женщине, которой изменил муж, хочется выплакаться, но это не всегда полезно, прежде всего, для нее самой.
Потому что она вот так поплачется кому-нибудь, маме или подруге, один раз, другой, и у нее возникнет сладкое ощущение себя невинной жертвой. Конечно, будут проговориваться всякие слова о том, как ей тяжело, о том, как муж не прав, что он пьет и изменяет, и слезы из глаз ее будут течь. И в общем, ей не захочется ничего менять в своем отношении к сложившейся ситуации. А ведь что-то делать нужно. И если муж окончательный любодеец и изменник, то православной жене с ним и жить-то нельзя. Потому что зная, что муж живет с любовницей, и продолжать с ним супружеские отношения — это поступать против церковных канонов. Если жена имеет такую меру прощения, что хочет побудить его к покаянию, то тоже нужно что-то делать, а не просто ждать у моря погоды. В том случае, если она, что хуже всего, ходит за советами то к одному, то к другому священнику и, значит, советы их не выполняет, то нечего и подруге вмешиваться в ее жизнь со своими комментариями.
Поэтому послушать, может быть, вы и послушайте, хотя с умеренностью, но главное — призовите подругу вашу постараться увидеть свою ответственность и свою вину за то, что произошло. И хотя бы это было даже несколько во вред вашей дружбе, но это будет делом вашей любви по отношению к ней, а не просто потаканием и чисто внешней человекоугодной жалостью. Можно ли взрослого близкого тебе человека перевоспитать? Перевоспитывается человек сам с помощью Божией, если он этого очень захочет. Мы же прямо или косвенно можем помочь ему прийти к осознанию того, что в его жизни есть нечто недолжное, с чем необходимо начать бороться. Но не надо приписывать себе возможности и брать на себя право переделывать, тем более ломать другого человека. А вот направить его на путь к покаянию — да. Человеку, который только становится на путь Православия, обязательна ли поддержка его верующих близких?
Внешние подпорки, конечно, важны. Еще у апостола Павла сказано о том, что «худые сообщества развращают добрые нравы» 1Кор. Человек, обретший веру, тянется к общению с теми, кто в вере уже пребывает. С другой стороны, эта помощь не может целиком определять путь веры. Если человек будет держаться только на внешних подпорках, то, как только их вдруг не станет, его вера может тут же рассыпаться. Так бывало со многими людьми. Например, школьник из церковной семьи поступает в вуз и сталкивается с милой, развлекательной, веселой студенческой жизнью. И если в его жизни нет чего-то большего, чем внешняя помощь, то довольно скоро его прежний внутренний мир распадается.
Поэтому, конечно, самое главное — это внутреннее отношение человека к Богу и к Церкви. К Церкви не как к обществу знакомых, не как к приходу я знаю — меня знают , но к Церкви как к Телу Христову. Очень важно, чтобы был внутренний ритм церковной жизни. Он бесконечно индивидуален: для одного — это несколько раз в месяц, для другого — несколько раз в год. Но именно свой внутренний ритм и знание, что этот ритм есть, что необходимо приступать к Таинствам Церкви — к Исповеди, к Причастию, сознательно относиться к церковному богословскому кругу — это, конечно, важнее всего. Если человек тянется к вере, но все его родные и близкие далеки от Церкви? Конечно, очень трудно быть православным одному. Если рядом нет ни храма, ни близких по вере и по убеждениям.
К примеру, в советское время немало людей оказались в такой ситуации, когда на сто, двести, а где-то и на пятьсот километров вокруг не было ни одной церкви. Это всегда тяжело для души. Бывает, что человек из-за этого закрывается, начинает отталкиваться от других людей, чего, конечно, не должно быть в жизни православного христианина. Древние подвижники, кроме тех, кто достигал самых высоких степеней духовного совершенства, не жили поодиночке. Даже пустынники иногда собирались для братского общения в воскресный день, встречались на Страстной или Светлой неделе. Это было относительное уединение, подразумевавшее все-таки братское общение. И только избранные совсем удалялись от всех. Однако если силою обстоятельств мы оказываемся в некоем духовном вакууме, нужно помнить, что Христос всегда рядом.
Конечно, сегодня опасность невольной духовной изоляции уже не столь велика, как вчера. Но свои сложности есть и тогда, когда ты оказываешься среди, простите за дерзость, «профессиональных» христиан, то есть тех, кто формально принадлежит к Церкви и должен стараться быть христианином. Скажем, в православных школах, гимназиях, лицеях. Подразумевается, что там все или большинство верующие, церковные люди: и дети, и преподаватели. Но когда ребенок видит некоторое несоответствие между тем, что преподается и что происходит в реальности, например, в наказание, к завтрашнему дню требуется десять раз написать заповедь «Возлюби ближнего своего», то здесь, конечно, тоже кроется серьезная опасность. И не одна. Если ребенок склонен к конформизму, то он примет правила игры, поймет, что вот тут нужно с благоговейным видом подойти к батюшке, раньше других взять благословение и на его вопрос ответить что-нибудь такое правильное, а вот тут лучше не попадаться на глаза преподавателю, и только, выйдя за порог, можно себе позволить все — там другая жизнь начинается. В данном случае реально существует опасность стилизации под Православие.
Для детей же с большой внутренней искренностью существует опасность оттолкнуться от этого и, увидев хотя бы долю лицемерия и неправды, вовсе уйти «на страну далече». То же бывает и со студентами: в православных институтах, семинариях, в академии. Поэтому ответственность тех, кто там работает, очень велика. Но молодые люди изначально не должны идти туда, как в духовный санаторий, и понимать, что только собственным внутренним усилием, а не внешними подпорками и некой православной вывеской будет укрепляться их вера. Часто бывает, что наши родные и близкие, особенно молодые, даже придя в Церковь, остаются в ней ненадолго. Почему такое возможно? Нередко здесь вина лежит на самих верующих, на тех, кто пребывает в ограде Церкви и должен испытывать ответственность за то, что в ней происходит, и радеть о том, чтобы создать в своих приходах обстановку невраждебности по отношению к новоприходящим. Чтобы человек не ощущал себя новичком это наша старая беда , которого, как пробку из бочки, выталкивают, чтобы у него не возникло чувства, что он никому здесь не интересен и не нужен, чтобы ему не стали сразу говорить о том, что он не так одет, не туда пришел, не туда встал.
Это непросто, так как часто приходится сердце свое ломать и принимать такого, пусть неадекватно себя ведущего, пусть не в том костюме зашедшего, пусть не ко времени спрашивающего, но вот оказавшегося в церкви. Во вновь открытых приходах, где еще не успели сложиться традиции такой закрытой корпоративности, которая, увы, встречается в приходах старых, в этом смысле несколько проще. Еще одна важная проблема: когда первое, что видят пришедшие в храм, — это лавки, книжки, золотые крестики, серебряные, баночки, скляночки, сувенирчики… За всем этим уже и не поймешь, что здесь главное, так как видна лишь торговля. Понятно, что мы живем в трудное время, и Церкви нужны деньги. Но нельзя этим соблазнять людей, а ведь многие соблазняются. Я и сам, когда вижу священника в рясе с крестом или монаха, стоящего с ящиком для сбора пожертвований, где-то у метро, рядом с продающими «Спид-инфо», думаю: уж не лучше бы вы помолились у себя в монастыре о его процветании, чем тут стоять — на соблазн мира сего. Это, конечно, тоже очень мешает новообращенным. И все же обвинять кого-то всегда легче, но почти всегда неправильно.
В конечном итоге все зависит от самого человека. Я думаю, что тому, кто приходит в Церковь, нужно стараться постоянно себе напоминать, что он пришел сюда искать не более приятных, чем в миру, сверстников, не такое сообщество людей, которое живет по иным законам, чем мир, от которого мы оттолкнулись, не старца-духовника, не чудес, не красоты пения или древних икон — он пришел искать в Церкви Христа. И если это и впрямь так, то все остальное приложится. И людей ему Господь пошлет, и даст доброго духовника и наставника, и все прочее обретется. Но если он в Церкви будет прежде всего искать человеческое тогда произойдет то, что почти всегда и происходит. Тот, которого этот человек видел кумиром, обязательно упадет с пьедестала, на который он сам его и вознес. Так что и винить в таких ситуациях некого, кроме себя. Например, сегодня многие жалуются, что они пришли в церковь, а на них не так посмотрели, их не так приняли.
Или кто-то недоволен, что священник не отличается широтой взглядов, а кто-то, напротив, что у него нет той узости взглядов, которая лично этому человеку более понятна и желанна, и прочее, и прочее. Думаю, так происходит, оттого что мы все хотим подогнать под свою мерку: не я в Церкви, а Церковь для меня. Вот некоторые и начинают примерять, как перчатки, этот приход, тот приход, эта конфессия, другая конфессия. Где им будет комфортно и спокойно, там они и останутся. Но христианство некомфортно. Чего-чего, а удобного и расслабленного спокойствия в Евангелии нам не обещано. Но мы часто уходим из мира, в котором тяжело и грустно, для того, чтобы здесь «препокоиться», как на сеансе у психотерапевта. Однако Церковь существует не для этого.
Можно ли ехать со своими родными и близкими людьми, невоцерковленными или даже, быть может, некрещеными, в святые места? Почему же нельзя?
Но то было тогда. Можно ли и нужно вот сейчас возрождать институт смертной казни, я, честно говоря, очень сомневаюсь. Тогда общество было, может быть, не менее грешным, чем теперь, но состояло из людей, худо-бедно, верующих в жизнь, вечную. И тогда казнимый, находившийся перед порогом смертной казни, между прочим, и это не было лицемерие, имел возможность исповеди. Последней перед тем, как он жизнь свою закончит. Это для большинства или, по крайней мере, для многих, кто кончал так жизнь, было актуально. Сейчас это не будет актуально для большинства тех, для кого это может быть обращено.
Даже, если у нас есть вероятность, пусть минимальная, но ошибки по отношению к применению этой нормы, то я думаю, что многолетнее безусловно, не предполагающие освобождение, пожизненное заключение есть ничуть не менее мягкое наказание, но чуть больше оставляющее нам надежду, что душа этого человека для вечности не погибнет. Как христианин, я не могу желать ему вечной гибели. Как христианин я могу желать ему справедливого наказания здесь на земле, но не вечной гибели. Поэтому я не за восстановление смертной казни», — рассказывает про отношение к смертной казни протоиерей Максим Козлов. Это видно вот почему.
Ответ Председателю Учебного Комитета РПЦ, отцу Максиму Козлову.
В своем ответном слове отец Максим поблагодарил за поздравления Святейшего Патриарха Кирилла, всех пришедших в храм и сослуживших клириков. После богослужения со словами поздравления к протоиерею Максиму также обратились представители администрации ОЦАД, Учебного комитета Русской Православной Церкви, прихожане Черниговского подворья и все собравшиеся.
Протоиерей Максим Козлов проанализировал православные журналы, существующие в России: «Фома», «Нескучный сад», «Наследник», «Встреча», «Мы», «Славянка» и другие, выделил их положительные и отрицательные стороны. Отец Максим также рассказал о собственном опыте издания православного молодежного журнала «Татьянин день», который существует более 10 лет и создается прихожанами церкви во имя мученицы Татианы при МГУ. По словам протоиерея Максима Козлова, «сейчас издание находится в непростом положении, поскольку, во-первых, ниша журнальных изданий в Москве заполнена, и непонятно, на кого рассчитан «Татьянин день», во-вторых, достаточно сложно силами прихода решать вопросы регулярного распространения». Дальнейшая судьба журнала пока не решена, возможно, он будет выходить в электронном виде на сайте университетского храма. По мнению протоиерея Максима Козлова, основная проблема православных СМИ — это вопрос целевой аудитории изданий: «если светская пресса простирается от «Коммерсанта» до «Комсомольской правды», от «Эксперта» до «Лизы», то церковная ориентирована только на достаточно продвинутую в интеллектуальном и душевном смысле часть аудитории.
Мы не затрагиваем тех людей, о которых можно сказать «простые люди».
В платформу будут интегрированы механизмы, позволяющие использовать этот сервис для хранения, распространения кода и сборки бинарных пакетов. При этом после сборки приложения будут автоматически публиковаться в магазине RuStore, используя уже существующие решения для авторизации через предлагаемый компанией API. Директор по продукту RuStore Олег Афанасьев отметил, что в настоящее время возможностями магазина приложений пользуются около 1 тысячи российских компаний-разработчиков. Последнее было создано в 2021 году для консолидации компаний группы.
Отец Максим отметил ряд достижений Новосибирских духовных школ, особо подчеркнув значимость получения семинарией государственной аккредитации. Владыка Никодим поблагодарил отца Максима за оценку деятельности семинарии и советы по дальнейшему развитию образовательной и воспитательной работы. Мы можем только поблагодарить Святейшего Патриарха, по благословению которого проводятся такие проверки, и отца Максима, что по многим вопросам они дают нам готовые ответы и теперь только от нас зависит как мы реализуем свой потенциал и исполним то, что необходимо для дальнейшей работы".
Состоялась встреча протоиерея Максима Козлова с новопоставленными епископами
Екатерина Грачева взяла интервью у председателя учебного комитета РПЦ протоиерея Максима Козлова. потомственный пасечник, уверяющий, что мёд – панацея от всех болезней, лакомство для счастья, гармонии, красоты и безграничных возможностей. Для развития промысла сардины-иваси предприятия предлагали и другие стимулы, например, топливные субсидии, обратил внимание Максим Козлов. В своем ответном слове отец Максим поблагодарил за поздравления Святейшего Патриарха Кирилла, всех пришедших в храм и сослуживших клириков. Таджикистан. Новости. Азбука новостей.
«Преодоление разделений внутри Церкви». Прот. Максим Козлов
Это опыт душепопечения и пастырской любви, пастырского окормления. Ведь несложно изучить и сохранить в памяти, какие есть препятствия к священству, какие могут быть искушения и проч. А душепопечение — вещь, прежде всего, опытная, в нем надо полагаться не на книги, а на то, что накоплено в душе. А у молодого человека двадцати с небольшим лет подобной опоры нет.
И отсюда иной раз получается, что пастырское богословие воспринимается как высшая математика. Почему человеку бывает трудно запоминать знания абстрактного свойства? Потому что в сознании ничего не рождается.
Конечно, можно все запомнить механически, но для того, чтобы запомнить внутренне, нужно, чтобы возникла ассоциация, а ее как раз может и не быть. Так и с пастырским богословием: затвердить-то в памяти можно, а ассоциировать в душе не с чем. Рождению параллелей как раз и помогает анализ конкретных эпизодов из пастырской практики.
И увеличивать их не стоит. Если бы что-то и можно было расширить, это разные формы практик, связанных с пастырским служением. Я уже вкратце рассказал об одной из них.
Полезным было бы и пребывание семинаристов на тех или иных приходах или в монастырях, чтобы студент просто наблюдал за священниками, прислуживал за богослужением, перенимал опыт. Это чрезвычайно важно! Ведь далеко не каждый имеет счастье окормляться у опытного духовника, от которого многому можно научиться.
Конечно, это оптинские старцы — очень помогут будущему священнику их письма. Считаю очень ценным опыт современных греческих подвижников благочестия, которые подвизались на Афоне: старца Иосифа, старца Паисия, архимандрита Эмилиана и др. Опыт Святой Горы тем важен, что тамошняя традиция никогда не прерывалась, передаваясь из поколения в поколение.
А вот у нас из-за трагедии XX века случились разрывы в традиции. Да, были мечевцы — из общины отцов Алексия и Сергия Мечевых, в Обыденском храме литургическая жизнь не прекращалась. Но это тоненькие ручейки, а там полноводная река, непрерывная традиция, а это дорогого стоит.
Я бы советовал молодым священникам читать книги афонских подвижников, благо, они сейчас переводятся. Не со всем я могу согласиться у архимандритов Лазаря Абашидзе и Рафаила Карелина , но, тем не менее, они предлагают не теоретические умствования о жизни, а живой религиозный опыт. Согласитесь, когда батюшка говорит о чем-то не на основании трех брошюр, которые он прочитал, а потому, что действительно разбирается в данном вопросе, это заслуживает уважения, располагает к себе, а главное — на первых порах служит цели душепопечения.
В этих разговорах человек открывается священнику, начинает доверять ему. А по мере накопления пастырского опыта внешние заслуги отодвигаются на второй план — важным становится действительное внутреннее общение людей. Мы видим, что не все так благополучно с нынешним молодым поколением и даже с теми, кто с малолетства с конца восьмидесятых — начала девяностых годов пришел в ограду Церкви.
Так ли много среди них, воспитанных без атеистического гнета, настоящих православных верующих, которые живут литургической жизнью? Или они обретаются где-то на стороне? Проблема это, несомненно, есть, она не только пастырская, но еще и педагогическая.
Так, например, не секрет, что в православных семьях отношения складываются совсем не гладко. Я убежден: самая страшная ошибка, которую можно допустить, общаясь с молодежью, это проявление неискренности в главном, фальши. Ужасно, когда молодые люди чувствуют, что взрослые, и священнослужители в том числе, обозначая нечто, проговаривая слова, не обнаруживают при этом внутреннего убеждения и решительно не склонны делать то, к чему призывают.
Да, у всех есть немощи, все совершают ошибки, все иногда падают, и это простят. А вот неискренность не простят, каким бы искусным гомилетом не был батюшка, как бы он ни был образован, какими бы иными внешними дарованиями и наградами он бы ни обладал — ничего не поможет. Фальшь — это соблазнительная вещь, ракушка, в которую хочется закрыться и говорить оттуда гладкие слова, которые подходят для всех и всегда.
Священник может сказать хорошую проповедь, в которой не будет ничего противного Преданию Церкви, но если эти слова не стоят за его душой, он никого ими не вылечит. Фальшь отталкивает — вот это нужно помнить пастырям. Позволю себе краткий комментарий.
Есть у нас как бы два направления: за частое причащение и за редкое причащение. Так вот, мне кажется, мы должны бороться не за какую-то одну практику, а за внутренне искреннее, глубокое и с правильным расположением причащение. Ведь можно причащаться редко, благоговея всякий раз перед святыней, проходя недельный путь говенья, и потом хранить в себе ту святыню, которой ты приобщился.
Получается, человек причащается несколько раз в год, идет поэтапно, от причастия к причастию, и это будет богоугодно. А можно причащаться редко, поскольку лень готовиться: «В Великий четверг бывает общая исповедь, все очень быстро. Причащаются же люди раз в год, так и я буду».
Это, конечно, совсем иное.
В целом его настроение пессимистично. Отец Максим говорит, что невозможно было предвидеть войну, а вот святой старец Гавриил Ургебадзе давно изрёк: "шут погубит Украину" и пророчествовал не он один. Если бы Путин не ударил первым, взяв на себя колоссальную ответственность, сейчас бы воевали на своей территории, как в 1941.
Причиной ненависти к России Козлов видит начало войны, а кто кричал в 2014 году "будем убивати и трупы складати"? Про вражду к москалям знаем ещё из литературы ХIХ века. В сочетании с присутствием НАТО у наших границ что это означает? С опозданием отец Максим осудил власти Украины, но он по-прежнему выражает респект известному священнику Павлу Островскому, для которого разницы между воюющими сторонами нет.
А путь к миру только один - Победа. В одном давнем интервью он упомянул, что имеет своё кладбище, это речь о таких, как я, его приверженцах в прошлой жизни. На второй день СВО он прислал мне проповедь митрополита Онуфрия, в ответ, будучи в разгоряченном состоянии, я его грубо оскорбил, в чём каюсь. Тот отец Максим, которого больше нет, живёт в моём сердце, поэтому я надеюсь на его воскресение ещё при этой жизни и всегда о нём молюсь.
Если отвечать подробно о всём, что говорится Председателем Учкома, то тут уже нужна книга, а не статья, такого благословения у меня нет и времени тоже. Декабрь 2013. Майдан только начинался и я работала в кафедральном соборе. Новости из Киева очень пугали и все надеялись, что с наступлением холодов все закончится.
Во дворе храма происходило очередное обсуждение новостей из Киева. Обсуждали в основном женщины, мужчины были заняты. И вот мимо пробегает завхоз, женщины бросаются на него с вопросами: что будет? Страшно ведь.
А завхоз был очень мудрый человек ответил просто:" Я не знаю, что будет. Но святые отцы говорят, что Украина и Россия будут вместе, но крови много прольётся. Ольга Ословская Знаете ли вы такого персонажа: о.
Если говорить о материалах общего допустимого улова, то они и так проходят процедуру ГЭЭ, напомнил президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области.
Проект закона, который правительство внесло на рассмотрение Госдумы, должен поставить точку в вопросе, какая документация в сфере рыболовства проходит через государственную экологическую экспертизу. Это снимит риски для рыбаков, уверен Максим Козлов. Руководитель отраслевого объединения поблагодарил за конструктивную позицию в этом вопросе Минсельхоз, Росрыболовство, Генеральную прокуратуру. По мнению собеседника Fishnews, отраслевому сообществу необходимо отслеживать процесс принятия законопроекта, чтобы при дальнейших рассмотрениях из него «не вымылись» важные для рыбаков поправки.
Меня ребята с другого подразделения вытащили, доставили в первый госпиталь, там мне сделали операцию, потом ещё одну операцию. В итоге 6 операций я перенёс», — рассказал участник СВО Максим Козлов В Старом Осколе Максима призвали практически сразу после начала частичной мобилизации: обучение, дислокация, первое ранение. Уже тогда, приехав на восстановление в родной город, стал параллельно заниматься сбором помощи для солдат. После второго — вместе начали собирать и доставлять помощь бойцам. Его позывной «седой», среди волонтёров СВО он ветеран.
Козлов Максим Евгеньевич, священник РПЦ : биография и фото
Позже стал учить студентов своим любимым языкам — греческому и латинскому. Организовал кружок по обучению древнегреческому языку, энтузиастом в изучении которого был Сергей Головков сейчас митрополит Марк. Через несколько лет молодому педагогу поручили читать лекции по истории западных религий, затем — по курсу сравнительного богословия. Он внес большой вклад в этот предмет, стал уникальным специалистом. В 1999 году его пригласили на стажировку в Нидерланды, где находится институт Восточно-христианских исследований. Сейчас профессор преподает в академии сравнительное богословие для бакалавров. Это профессиональный и мудрый педагог, доступный для общения, но требовательный и принципиальный. Посмотрите видео, повествующее о работе отца Максима в академии.
Получение сана Сан священника отец Максим получил в 1992 году. В феврале в 28 лет ректор академии архиепископ Александр рукоположил его в диаконы, а в июле Патриарх Алексий II произвел его в сан иерея и назначил клириком московского храма. Протоиереем отец Максим стал в 2000 году. В 2012 году церковные деятели и прихожане искренне поздравили его с двадцатилетием рукоположения. Зрелый возраст Сейчас Максим Козлов — священнослужитель, педагог, писатель и мыслитель. Занимает в церкви значительную административную должность. Его высоко оценивают и религиозные деятели, и верующие.
Церковная служба В 1994 году вновь был открыт домовый храм при Московском университете. Отец Максим Козлов был назначен его первым настоятелем. Он стал не только замечательным проповедником, но и отличным организатором. Возглавлял храм с 1995 по 2012 год. Затем священник был направлен служить настоятелем церкви в честь преподобного Серафима Саровского. Новый храм построили на Краснопресненской набережной. Протоиерей Максим Козлов отслужил в нем первый молебен еще в период строительства 2008 год , когда праздновался день памяти святого батюшки Серафима.
Сейчас настоятель является достаточно опытным священнослужителем. Твердо убежден в необходимости разговаривать с людьми вне службы. Беседа со священником помогает тем прихожанам, которые мало знают о церковных правилах. Просветительская работа В биографии священника значительное место занимает просветительская работа.
Тут мы должны сказать, что мы не гносеологические оптимисты. Бог не познаваем в своей сущности. Есть пределы для разума в Его исканиях, есть пределы знания, дальше которых оно не сможет простираться и за которые не нужно пытаться заглядывать. Это первое. Второе утверждение — только в Царстве Небесном выяснится, больше ли простецов спасется или книжников. И то верно, что простая, искренняя вера человека не слишком, может быть, и образованного, но при этом душой тепло верующего и вверяющего свое доверие Преданию церковному, может оказаться ближе ко спасению, чем тот, кто постоянно ищет, заблуждается, и кто своими как бы поисками оправдывает нерешительность волевого акта, нерешительно делает шаг, чтобы войти в ограду церковную.
Поэтому абсолютизации знания в христианстве, конечно, нет. Но нет и другого, не и обскурантизма. Нет и отвержения ценности знания как такового. Это относится и к знанию о вере. Собственно слово «катехизис» и катехизация это не то, что придумано в последнее столетие, а то, что изначально было в Церкви — научение основам веры и нравственности христианской тех, кто вступает в ограду церковную. Когда в древности люди крестились преимущественно во взрослом возрасте, да и ныне, когда взрослые люди приходят сознательно с желанием креститься, их нужно научить вере, а не просто совершить над ними священнодействие. И каков тут круг знаний уже внутри церкви, наверное, чуть позже с вами сегодня об этом скажем. Но одновременно с этим Церковь не отвергала, если посмотреть на совокупность Предания, и значимости внешней образованности. Тут можно вспомнить хотя бы творение святителя Василия Великого «К юношам о том, как пользоваться языческими книгами». Это известное творение, в котором святитель Василий показывает, как, скажем, читая Гомера — это входило в естественный цикл образовательный в античности, в его время, да и в значительной мере, и в последующие века в Византии — можно из тех, пусть и ограниченных в своей природе примеров высокой нравственности, преданности, дружбы, доверия Промыслу, извлечь то, что будет полезно для христианина.
Другое творение святителя Василия Великого «Шестоднев» есть ни что иное как попытка библейскую космогонию объяснить в контексте тех естественнонаучных знаний, которые были ко времени его жизни. Подобного рода попытки были всегда, родилась целая церковная наука, которая называется апологетика, то есть объяснение внутренней стройности, внутренней непротиворечивости христианской веры для внешних аргументами от внешнего знания. В первохристианской церкви, на заре ее бытия была целая плеяда писателей апологетов, которые и на латинском Западе и на грекоговорящем Востоке империи обращались к своим современникам язычникам, показывая, насколько христианство глубже, последовательнее, цельнее, как религия как мировоззрение, как принцип устроения гражданского общества, чем господствовавшее тогда язычество. Естественно, можно вспомнить, что многие из святых отцов были образованнейшими для своего времени людьми. Тот же святитель Василий Великий, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, многие другие были образованнейшими людьми, за их спиной была риторическая школа. Будущий святитель Иоанн в молодости учился у самого выдающегося языческого ритора того времени в Антиохии Либания, который потом очень сожалел, что его лучший ученик стал христианином. Василий Великий с друзьями учились в Афинской академии, центре тогдашней Восточно-Средиземноморской образованности, извлекая то полезное, важное и нужное, что может быть почерпнуто из внешнего знания. Эти два тезиса давайте мы примем. С одной стороны ограниченность знания, с другой стороны не отвержение его и неправильность для христианина оправдывать собственное невежество или собственную лень ума тем, что «я риторских борзостей не текох, эллинских философов не читах», Но если, правда, нет возможности или отсутствует всякие способности к уразумению, да. Но в большинстве случаев, подобного рода логика просто связана с ленью ума, которая никак добродетелью не является.
Марина Борисова: — Тут очень много сразу вопросов, не знаешь, какой первым задать. Это экскурс в фундаментальные глубины. А если обратиться к прикладным вещам. Вот человек первой четверти 21-го века. У него в голове полная каша. Если человек молодой, лет до тридцати, уже формировался и получал образование в школе и даже в институте в 21-м веке, когда, я так полагаю, критериев, что есть необходимая сумма знаний, никто не предложил таких абсолютных, чтобы все приняли и держались. Программа очень разнятся в разных учебных заведениях, когда молодые люди не знают очень элементарных вещей, известных старшему поколению со школьных времен. Я могу привести в качестве примера постоянные опросы выборочные, в связи с какими-то историческими датами. Сплошь и рядом у людей перепутаны карты истории и человечества и собственной страны. Но это самый первый пример, который приходит на ум.
Что касается других знаний, то я полагаю, такая же каша в головах у многих и по физике, и по естественным наукам, и по математике. Тут не понятно, от чего человек должен стартовать. В древности было понятно, есть люди образованные, они объяснят. Но когда человек взрослый, предположим, приходил в церковь в Советском Союзе, ему тоже было понятно, что он вступает на почву, абсолютно ему не ведомую. Но там есть авторитетные люди, которые подскажут, как двигаться, где там какие тропинки, и где стоят вешки, от которых можно начинать отсчет собственного пути на этой территории. А сейчас, когда человек крещен с младенчества, когда в детстве его водили в церковь, потом ему это надоело, он окунулся в абсолютно светскую, подростковую, юношескую жизнь, в голове у него полная каша. Что делать, за какие вешки хвататься и как выстраивать свое познание даже собственной веры? Итак, вопрос был задан. Протоиерей Максим Козлов: — Да, как-то про кашу много. Что же?
Во-первых, я бы не драматизировал ситуацию нынешней эпохи в сравнении с эпохами предыдущими. Людей, фундаментально образованных, тем более сумевших выработать целостное монистическое мировоззрение, то есть единый взгляд на феномены окружающего нас мира, исходя из неких посылов, будь то веры, будь то какого-то внутреннего мировоззрения, всегда было не так много, и вряд ли они когда-либо составляли большинство. Я не очень думаю, что выпускники Московского университета осьмнадцатого века после Ломоносова и Шувалова обладали каким-то целостным мировоззрением и что у них картина мира однозначная выстраивалась. Мы так очень далеко уйдем в поисках образовательной системы, которая когда-то давала некое целостное видение мира. Даже не знаю, куда нужно уходить: в какие-нибудь золотые века Византии, вероятно, и то по отношению к крупным городам и очень нешироким слоям населения. И, во-вторых, мне кажется, не нужно соединять необходимое получение знаний просто для того, чтобы полноценно жить в своей эпохе, в своем мире с тем, что связано с нашей верой и нашим мировоззрением. Но таблицу умножения всегда было полезно знать. Оно и сейчас не вредно, потому что вдруг интернет отключат и калькулятор перестанет работать, с электричеством будут перебои, а нужно будет дрова пересчитать для того, чтобы сделать какой-то подсчет, как на зиму их распределить в случае отсутствия электричества, к примеру. Это как минимум полезно. Равно хорошо бы представлять температуру кипения воды, принципы расширения веществ, парообразования и прочее — это в чисто практической жизни может пригодиться.
Я не очень уверен, что для тех, кто во всей эпохе потом не специализировался в точных или естественных науках, воспоминания о них сохранились на каком-то более глубоком уровне. Я откровенно исповедаю перед слушателями собственное убожество. Я учился в советской школе не самой плохой, но если меня сейчас спросить, что такое интеграл, функция, что-то более основных физических законов, деление химии на органическую и неорганическую практического приложения, боюсь, что я по старости лет уже с трудом извлеку какие-то знания без подсказок, без википедии и интернета. Но что-то мне кажется, что я не одинок в своем невежестве и в слабых знаниях. То, что нужно, то в значительной мере и осталось. Если человек в этом специализируется, если это его работа, если это его профессия, тогда это другое дело. Скажем, сейчас школьники сдают две математики: базовую и такую более основательную в зависимости от того, где они предполагают специализироваться. Мне кажется, как минимум правильно, к старшей школе уже какие-то определения у юношества происходят. Все же с мировоззрением больше связаны не таблица умножения и знание основных физических законов, хотя они связаны, но не так в лоб, а сумма гуманитарного знания. И когда мы говорим о смутности оценки окружающей действительности, мы, наверное, исходим из смутности гуманитарного знания.
Тут действительно, сон разума рождает историософию Фоменко, отрицающую продолжительность человеческого бытия, и тут никакие звания академиков и докторов наук не помогают. Ну, вот человек убежден, что в средние века выдумали античность и нарисовали все так, как не было. И что Александр Невский и Александр Македонский это одно лицо. Ну что ж ты тут поделаешь, тут хоть кол на голове теши, это уже безнадежно. Никакой академик Зализняк с берестяными грамотами из Новгорода не убедил академика Фоменко в том, что это подлинные артефакты исторические. Сейчас мы выходим на совокупность гуманитарного знания. Тут действительно есть очевидные провалы в современной системе образования, в отношении каких-то фундаментальных исторических вех, которые часто представляются очень смутно. Или знание отечественной словесности или памятников культуры отечественно и мировой культуры, тем более, мировой культуры, о которой вообще часто представления нет. Опять же скажем прямо, и до того оно у нас было достаточно ограниченным. Европоцентризм изучения истории, вынесение Азии, Африки и Латинской Америки фактически либо на периферию, либо в какие-то необязательные второстепенные темы тоже формировало своеобразную картину восприятия разхвития истории.
На митинге его памяти собрались близкие, сослуживцы, учителя и одноклассники. Анна Голикова, одноклассница Максима Козлова: "Максим, наверное, был душа нашего класса, это был парень, который во всех мероприятиях участвовал, всем помогал, никого в беде не оставлял, получил двойку, никогда не расстраивался, всегда со смехом ко всему подходил". Вертолет Ми-8, в котором летел лейтенант ВКС Максим Козлов и еще пять членов экипажа, был сбит националистами, никто не выжил. Орден Мужества вручили его семье - они сами попросили, чтобы это было на школьной линейке.
Выступить никто из них не смог, душили слезы, но вспоминают — он пошел в военные, потому что хотел быть героем,служить Родине, всегда говорил: кто, если не я.
Но молодые люди изначально не должны идти туда, как в духовный санаторий, и понимать, что только собственным внутренним усилием, а не внешними подпорками и некой православной вывеской будет укрепляться их вера. Часто бывает, что наши родные и близкие, особенно молодые, даже придя в Церковь, остаются в ней ненадолго. Почему такое возможно? Нередко здесь вина лежит на самих верующих, на тех, кто пребывает в ограде Церкви и должен испытывать ответственность за то, что в ней происходит, и радеть о том, чтобы создать в своих приходах обстановку невраждебности по отношению к новоприходящим. Чтобы человек не ощущал себя новичком это наша старая беда , которого, как пробку из бочки, выталкивают, чтобы у него не возникло чувства, что он никому здесь не интересен и не нужен, чтобы ему не стали сразу говорить о том, что он не так одет, не туда пришел, не туда встал. Это непросто, так как часто приходится сердце свое ломать и принимать такого, пусть неадекватно себя ведущего, пусть не в том костюме зашедшего, пусть не ко времени спрашивающего, но вот оказавшегося в церкви.
Во вновь открытых приходах, где еще не успели сложиться традиции такой закрытой корпоративности, которая, увы, встречается в приходах старых, в этом смысле несколько проще. Еще одна важная проблема: когда первое, что видят пришедшие в храм, — это лавки, книжки, золотые крестики, серебряные, баночки, скляночки, сувенирчики… За всем этим уже и не поймешь, что здесь главное, так как видна лишь торговля. Понятно, что мы живем в трудное время, и Церкви нужны деньги. Но нельзя этим соблазнять людей, а ведь многие соблазняются. Я и сам, когда вижу священника в рясе с крестом или монаха, стоящего с ящиком для сбора пожертвований, где-то у метро, рядом с продающими «Спид-инфо», думаю: уж не лучше бы вы помолились у себя в монастыре о его процветании, чем тут стоять — на соблазн мира сего. Это, конечно, тоже очень мешает новообращенным. И все же обвинять кого-то всегда легче, но почти всегда неправильно.
В конечном итоге все зависит от самого человека. Я думаю, что тому, кто приходит в Церковь, нужно стараться постоянно себе напоминать, что он пришел сюда искать не более приятных, чем в миру, сверстников, не такое сообщество людей, которое живет по иным законам, чем мир, от которого мы оттолкнулись, не старца-духовника, не чудес, не красоты пения или древних икон — он пришел искать в Церкви Христа. И если это и впрямь так, то все остальное приложится. И людей ему Господь пошлет, и даст доброго духовника и наставника, и все прочее обретется. Но если он в Церкви будет прежде всего искать человеческое тогда произойдет то, что почти всегда и происходит. Тот, которого этот человек видел кумиром, обязательно упадет с пьедестала, на который он сам его и вознес. Так что и винить в таких ситуациях некого, кроме себя.
Например, сегодня многие жалуются, что они пришли в церковь, а на них не так посмотрели, их не так приняли. Или кто-то недоволен, что священник не отличается широтой взглядов, а кто-то, напротив, что у него нет той узости взглядов, которая лично этому человеку более понятна и желанна, и прочее, и прочее. Думаю, так происходит, оттого что мы все хотим подогнать под свою мерку: не я в Церкви, а Церковь для меня. Вот некоторые и начинают примерять, как перчатки, этот приход, тот приход, эта конфессия, другая конфессия. Где им будет комфортно и спокойно, там они и останутся. Но христианство некомфортно. Чего-чего, а удобного и расслабленного спокойствия в Евангелии нам не обещано.
Но мы часто уходим из мира, в котором тяжело и грустно, для того, чтобы здесь «препокоиться», как на сеансе у психотерапевта. Однако Церковь существует не для этого. Можно ли ехать со своими родными и близкими людьми, невоцерковленными или даже, быть может, некрещеными, в святые места? Почему же нельзя? Только не надо считать эту поездку паломнической. Это скорее такой миссионерский туризм. Потому что обязательно возникнут разнонаправленные интересы.
И конечно же, это возможно только в кругу своих близких, чтобы никто не соблазнялся, к примеру, фактом того, что, когда он собирается на раннюю литургию, кто-то спит, а кто-то идет созерцать красоты вокруг Оптиной пустыни. Но и среди своих, наверное, будут возникать проблемы, потому что когда одному хочется молиться, приложиться к святыне, исповедаться и причаститься, то для невоцерковленного человека значимой может оказываться исключительно эстетическая сторона поездки, и чаще всего он, как член этого туристическо-миссионерского путешествия, будет побуждать нас погулять, послушать звон колоколов, посмотреть на заходящее солнце над озером у монастырских стен, поговорить о чем-то умном и возвышенном, что в данный момент нам совсем и не нужно. Поэтому, если и ехать вместе, то воцерковленному человеку воспринимать эту поездку прежде всего как нужную для его спутников, и все соответствующим образом выстраивать. И с самого начала надо себе сказать: в следующий раз, когда я поеду в Оптину , в Печоры , в Дивеево молиться, то поеду отдельно, а сейчас уповательно буду стремиться к тому, чтобы мои муж, жена, отец, мать, брат, сестра через это посещение святых мест стали еще на один шажок ближе к Церкви. Как вести себя с невоцерковленными родственниками во время семейного времяпрепровождения — общая трапеза, совместный отдых, чтобы понапрасну не раздражать и не искушать ни их, ни себя? К этим ситуациям нужно применить одно более общее правило, состоящее в том, что ничего доброго в естественной жизни Церковью не отвергается и соответственно не должно отвергаться и церковными людьми. Ведь христианство не есть антитеза вообще всей внецерковной жизни.
И как хорошо должно быть известно всякому верующему, в оппозиции находятся: Церковь — мир, христианин — мирской человек, мир трактуется как греховное состояние общества, как совокупность установок, ведущих человека не к небу, но в противоположном направлении. Поэтому то доброе, что есть в мирской жизни, должно принимать так, чтобы находить область для общения с невоцерковленными или даже неверующими людьми, в том числе и в семье. Понятно, что ваши близкие не способны за трапезой слушать Жития святых, как в монастыре, но темой для общего застольного разговора может быть не последняя газетная публикация про группу «Тату», а какое-то достойное литературное произведение. Пока для вас невозможно и неполезно поделиться с родными теми переживаниями, которые вы испытали сегодня на воскресной литургии, можно найти такую тему, чтобы ваше христианское мировоззрение хотя бы косвенно отразилось в общем разговоре и при этом не было бы банальным и безынтересным для прочих членов вашей семьи. Да, вы до времени не сумеете вместе помолиться, но вечер, проведенный с мужем не у телевизора, а в прогулке вдоль Москва-реки или на Воробьевых горах, уже душу не засорит, а даст те ростки близости друг к другу, которые в иной раз очень вам пригодятся. Поэтому не относитесь к совместному времяпрепровождению равнодушно, а постоянно ищите, как пробиться к сердечному общению со своими близкими, что вовсе не означает идти на уступки и компромиссы, заставляя себя улыбаться тогда, когда плакать хочется, или выказывать нарочитый интерес к темам, от которых в лучшем случае тянет зевать. Если будете искать то, что на сегодняшний день между вами есть общего, тогда, по слову евангельскому, «всякий просящий получает, и ищущий находит…» Мф.
Согрешает ли верующая жена, если во время поста готовит скоромную пищу для своих невоцерковленных родственников? Если не пробует слишком много. И конечно, это зависит от того, что от нее домашние ждут. Если привыкли есть не общепитовский вариант, а пищу, сделанную с любовью и внимательностью, то тогда какое же тут для вас будет право лишить их этого на время поста, ведь это же ваш пост, а не их! И долгом любви будет, чтобы из-за нашего поста тем, кто рядом с нами, не стало хуже. Поэтому готовьте, но не пробуйте без меры. Как себя вести, чтобы твой пост не выглядел в глазах непостящихся родных и близких демонстративным?
Чтобы другие ничего не замечали ни в отношении их рациона, ни качества и количества пищи, ни времени, которое они, а не вы, могут провести за столом. Ведь по большей части мы согрешаем, прежде всего, эгоцентричностью, сосредоточенностью на себе. Для человека внецерковного — это почти общее правило. Но если для вашего нецерковного мужа или не пришедшей пока к вере тещи суп в среду и пятницу хуже не станет, и котлета будет так же поперчена, то они особенно и не заметят, что вы поститесь. Что делать, если ты понимаешь, что у твоих близких христианское отношение к ритуалу подменяется формальным обрядоверием, которое вот-вот приведет их к тому, что называется православным язычеством? Обратиться к опыту Церкви. По преимуществу в те времена, когда в Православии начинало превалировать формально-обрядовое восприятие христианства, Господь посылал в Церковь юродивых, которые могли начать кидаться навозом во время богослужения, громко кричать, сказать царю после окончания многочасового и многолюдного богослужения, что на службе он сегодня не был и что были на ней всего два человека — патриарх и царица, все остальные находились где угодно, только не в храме.
Конечно, юродство — очень трудный путь, серьезный, требующий решимости, трезвого рассудка и внутренней выдержанности воли. Однако хотя бы некоторая доля юродствования с вашими близкими может им помочь. Если вы видите, что они душой на молитве засыпают, хотя вроде бы формально все правильно делают, поведите себя с ними как-то так, чтобы их из этого сонного состояния вывести: например, начните читать Псалтирь не благочестиво, как какой-то церковный чтец с набранной интонацией, а как бы нарочито неправильно, коверкая окончания. Или для того, чтобы кого-то от чего-то пробудить, поставьте на стол котлеты в постный день. И посмотрите за реакцией. Я специально беру очень экстраординарные примеры, так как каждый должен сам искать, что и как делать. Но будить наших близких от такого усыпляющего обрядоверия нужно.
Однако не разговорами, упреками и попытками переубедить, а иронией и юродством, и при этом в первую очередь по отношению к себе, глядя на что и другие могут о чем-то задуматься. А если кто-то из ваших родственников начал заниматься магией? Первое — не испугаться по крайней мере по отношению к тем близким, кто в Церкви Божией находится, потому что христианин, имеющий святыню Таинств, щит, ограду Честнаго Животворящего Креста Господня и веру в то, что Тот, Кто с нами, сильней того, кто против нас, от любых экстрасенсорных магических манипуляций никак пострадать не может. Поэтому не надо бояться ни за детей, ни за других спутников жизни. Если же мы видим, что кто-то занимается подобной практикой по отношению к нашим вовсе не воцерковленным близким, то надо попробовать иногда силой авторитета, иногда апелляцией к внутрисемейной любви настоять на том, чтобы все это прекратилось. Притом, что вред-то, может быть, будет главным образом для того, кто сам этим занимается. Человек может нанести такие искажения своей душе, которые потом из нее годами вытравляются.
Существуют вещи, которых лучше бы не знать вовсе. Так же, как есть некие греховные состояния, которых лучше бы никогда не испытать, так есть и опыт, к которому лучше бы не прикасаться и постараться от него уберечься. Господь любит всякого и из всякого состояния человеку поможет выбраться, но в каких-то ямах лучше не валяться. Могут ли православные христиане молиться за своих близких католического вероисповедания, поминать их в записках о здравии на литургии, заказывать о них молебны? Евхаристическое поминовение относится только к тем, кто является реальными членами видимой, воинствующей Церкви, кто осознает себя православным христианином. Втягивать в это единство тех, кто к ней не принадлежит, кто не находится с нами в евхаристическом общении, было бы неправдой и лицемерием по отношению к той исторической реальности отпадения от Церкви многочисленных христианских сообществ. Ведь мы знаем, что наши инославные близкие вместе с нами не причащаются, но несмотря на это, мы их как бы насильно воссоединяем с православной Евхаристией.
Однако это не значит, что у нас нет права молитвы об иноверных и инославных. Во-первых, на великой ектенье каждой литургии Церковь молится о благостоянии святых Божиих Церквей и вхождении в единство православной святоотеческой веры тех, кто сейчас находится с ней в разделении. Во-вторых, на молебнах, то есть не на евхаристических богослужениях, можно поминать и неправославных христиан, живущих ныне, желая им прежде всего, чтобы через совокупность жизненных обстоятельств Господь привел их к познанию истины и к полноте единения веры. Впрочем, допустимо помолиться и о добром здравии, о благопоспешении в делах и иных жизненных обстоятельствах, на это нет и не может быть никакого церковного запрета. Более того, не существует абсолютного препятствия для супружеского союза между православным и инославным христианином — католиком или протестантом — при условии его доброжелательного отношения к Православию. Мы знаем, что в некоторых случаях инославные, благодаря брачным союзам с православными супругами, постепенно стяжали и сокровища православной веры. Вспомним святую преподобномученицу княгиню Елизавету и страстотерпицу царицу Александру.
Никто и не отрицает, что есть много по-своему достойных людей и среди тех, кто находится вне Православной Церкви. Есть достойные буддисты, достойные индуисты и синтоисты. Во времена апостола Павла были достойные язычники, о которых он писал, что живущие по законам совести, которая есть глас Божий в их душе, тоже могут надеяться, что по этому закону будут судимы, то есть не лишатся части спасаемых. Более того, есть достойные атеисты и достойные коммунисты. Даже среди деятелей Думы есть такие, которые, называя себя атеистами, тем не менее много хорошего делают для Православной Церкви и не только на словах любят свое Отечество. Однако из-за того, что они люди хорошие, мы не должны принимать их мировоззрение.