Новости когда нато появилось

А после развала СССР, блок НАТО вобрал в себя целых 14 новых государств! 2 октября 2022 года появилась информация о том, что идею о принятии Украины в НАТО в общем заявлении поддержали президенты 9 государств: Румынии, Эстонии, Латвии, Литвы, Чехии, Словакии, Северной Македонии, Черногории, Польши.

НАТО 1900-1990

«Почему бы нам туда не вступить?»: как Москва пыталась присоединиться к НАТО 1998 в штаб-квартире НАТО появилось украинское представительство и начал работу специальный военный представитель Украины.
Создана Организация Североатлантического договора (НАТО) История НАТО. В мае 1945 года нацистская Германия капитулировала. Вчерашние союзники превратились в геополитических конкурентов.
Государства – члены НАТО: актуальный перечень членов альянса Военно-политический блок НАТО появился в начале холодной войны для решения проблем, связанных с военной угрозой.
НАТО — Википедия с видео // WIKI 2 Статья автора «Секретные Материалы 20 века Газета» в Дзене: 4 апреля отметил очередную годовщину Северо-Атлантический альянс (НАТО).
НАТО — Википедия Официальной датой создания НАТО считается 4 апреля 1949 года – именно тогда в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор.

Нацистские корни НАТО

Иными словами, НАТО создавалась для отражения советской угрозы, образ которой был кропотливо создан и отретуширован на Западе, а затем распространен в Европе в одном «пакете» с планом Маршалла. Будущим союзникам по НАТО на «сдерживание коммунизма» и «защиту свободы» выделялось $400 млн. Целью НАТО официально является «обеспечение коллективной безопасности своих членов в европейско-атлантическом регионе». НАТО сегодня — Столтенберг заявил об отсутствии у НАТО планов размещать ядерное оружие в Польше. 75 лет назад была создана организация Североатлантического договора, или NATO, единственное предназначение которой — уничтожение Советского Союза. Организация стран-участниц Североатлантического договора (НАТО; The North Atlantic Treaty Organization, NATO) появилась в самом начале холодной войны.

73-я годовщина создания НАТО

Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция для противостояния Советскому Союзу заключили так называемый Брюссельский пакт. Параллельно шли секретные переговоры с США и Канадой. В результате 4 апреля 1949 года в Вашингтоне свою подпись под договором поставили представители уже 12 стран. Уже тогда никто на Западе не скрывал, что альянс создается для противостояния СССР и в страхе перед его мощью.

Для вступления в НАТО претендент должен соответствовать ряду требований. В целом их смысл можно свести к следующему: стабильная социальная и экономическая ситуация внутри страны; соответствие развития армии нормам, принятым внутри альянса; наличие в бюджете страны достаточно больших расходов на развитие армии; соблюдение демократических прав и свобод, наличие в стране развитого гражданского общества; соблюдение мирных и дружественных международных отношений в соответствии с нормами ООН. На сегодняшний день претендентами на вступление в Североатлантический альянс являются три бывшие советские республики: Украина, Молдавия, Грузия. В статусе претендентов находятся несколько восточноевропейских держав: Сербия, Македония, Босния и Герцеговина. Для успешного взаимодействия со странами, не состоящими в альянсе, но сотрудничество с которыми необходимо для обеспечения эффективных действий и решений острых вопросов, в 1994 была создана программа «Партнерство во имя мира». С 1995 по 2017 годы к этой программе присоединились и являются ее участниками Австрия, Беларусь, Босния и Герцеговина, Македония, Мальта, Сербия, Таджикистан, Швейцария.

Многие полагали, что самороспуск НАТО будет естественным продолжением этих событий. Но произошел обратный процесс. После исчезновения «советской угрозы» произошло самое большое расширение Североатлантического альянса.

Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен. С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать. И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств. Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов.

В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность. Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См. Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20. Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955. Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г. На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21. В связи с решением о присоединении ФРГ к НАТО и Брюссельскому договору Бонн сделал официальное заявление о том, что он не будет применять военную силу для объединения Германии или изменения внешних границ западногерманского государства, а также станет мирным путем решать любые споры между ним и другими странами22. В свою очередь США, Великобритания и Франция подчеркнули, что рассматривают правительство ФРГ как единственное германское правительство и как представителя всего германского народа в международных делах23.

Таким образом, после провала планов создания ЕОС западные державы сумели найти ему замену, оказавшуюся достаточно эффективной. После лондонских решений в этом направлении последовал вполне логичный второй шаг. Согласно проекту ЗЕС 20 Там же. В Западноевропейском союзе не было наднациональных органов а в Европейском оборонительном сообществе они являлись неотъемлемой частью всей конструкции. Некоторые элементы наднациональности все же существовали и в ЗЕС в ряде случаев при голосовании в Совете решение принималось большинством голосов. Вместе с тем трудно спорить с утверждением, что политическое руководство стран-участниц этого интеграционного объединения сохраняло большую самостоятельность. В его рамках не предполагалось и создание европейской армии. Вместо этого предусматривался так называемый «максимальный вклад в оборону», который мог быть изменен по решению либо ЗЕС, либо Совета НАТО решение должно было приниматься единогласно. Для Великобритании этот вклад составлял 4 дивизии при этом Лондон оговаривал особые условия участия , для Франции — 14, для Западной Германии и Италии — по 12, для Бельгии, Нидерландов и Люксембурга— 524.

Парижские соглашения октября 1954 г. В мае 1955 г. Западный блок был отмобилизован и консолидирован. Настала очередь оппонентов сформировать аналогичную структуру. Итак, во второй половине 40-х— начале 50-х гг. Столкнувшись с неуступчивостью СССР по целому ряду вопросов, Запад предпочел создать геополитическую конструкцию, которая могла бы служить инструментом давления на Москву и одновременно оказывать западным державам помощь в достижении политических, экономических и военных целей. Сам по себе процесс военного объединения государств Западной Европы и США на антисоветской основе представлял собой вызов СССР, который, еще не вполне оправившись от последствий войны, вынужден был прилагать сверхусилия, чтобы дать адекватный ответ. Конечно, в сложной обстановке первых послевоенных лет, когда бывшие союзники смотрели друг на друга сквозь призму целого набора стереотипов, трудно было ожидать безоблачного развития 24 См. Поэтому ответственность за возникновение «холодной войны» ложится на всех ее участников.

Вместе с тем политика Вашингтона, ставшая катализатором западноевропейского блокового строительства, в целом ряде случаев носила откровенно провокационный характер, своей направленностью вынуждая советское политическое руководство к жесткой ответной реакции. Нужно помнить, что созданием блока НАТО бывшие партнеры СССР по антигитлеровской коалиции сделали первый шаг и инициировали переход биполярного противостояния в более активную форму. Структурное оформление западного блока сопровождалось попытками переложить ответственность за его образование на Москву. Жупел советской угрозы стал объединяющим фактором для союзников по НАТО. В связи с этим стоит отметить огромную роль Берлинского кризиса 1948 г. Будучи достаточно грубой попыткой «влезть в карман» к восточногерманскому государству, она была призвана обеспечить резкий ответ со стороны Советского Союза. Последовавшая блокада, растянувшаяся на достаточно долгий срок, предоставила США и их союзникам прекрасную возможность обвинить Кремль в агрессивном поведении и в наличии у него далеко идущих экспансионистских планов. Таким образом решался целый ряд проблем: от сплачивания разношерстных партнеров по коалиции до создания сепаратного западногерманского государства и предотвращения нейтрализации объединенной Германии как это предусматривалось комплексом соглашений о послевоенном мирном урегулировании. Германский вопрос, ставший нервом «холодной войны», после 1948 г.

В политическом же а также идеологическом плане официальный Вашингтон умело использовал его с целью реализации своих геополитических расчетов — создания проамериканского военного блока в Европе и обеспечения своего военного присутствия на континенте на неопределенно долгий срок. Впрочем, сам процесс западноевропейской военно-политической интеграции начался довольно хаотично. Конечно, англофранцузский договор, подписанный в 1947 г. Созданный на его основе в 1948 г. Лишь подписание в 1949 г. Вашингтонского договора о создании НАТО представляло собой заявку на формирование коалиции, направленной непосредственно против Советского Союза. Она имела весьма существенное отличие по сравнению со своими предшественниками — этот альянс инкорпорировал чужеродный североамериканский элемент в геополитическое пространство Европы. Однако еще в течение нескольких лет влияние Организации Североатлантического договора было относительно невелико. Требовалось вдохнуть в нее жизнь, сделать ее дееспособным объединением государств.

К сказанному можно добавить, что в этот период США решились на весьма важный с точки зрения их традиционной внешней политики шаг — полностью отказаться от свойственного их политическому руководству «изоляционизма» и резко активизировать свои действия не только в «ближнем зарубежье» Карибском бассейне , но и в далекой Европе. Конечно, с началом «холодной войны» победа «интервен-ционалистов» была предопределена поскольку широкого зарубежного вмешательства требовали государственные интересы США , и все же этот шаг дался американскому политическому истеблишменту совсем не просто. И это некоторое время сдерживало ускоренное развитие структур Североатлантического блока. Окончательное превращение Вашингтонского договора из соглашения о формальном союзе в военно-политический альянс произошло во многом под влиянием войны в Корее. Именно она внесла серьезный вклад в «демонизацию» образа СССР и формирование представлений о нем как о враждебной Западу агрессивной державе. События 1950-1953 гг. Инициировав создание сепаратного западногерманского государства, Соединенные Штаты и поддержавшие их политику в этом вопросе хотя и с некоторыми оговорками Великобритания и Франция сделали его членом антисоветского альянса. Если учесть, что Бонн не признавал образование ГДР и в этом находил поддержку своих союзников и считал себя единственным представителем народа Германии, то следует признать, что подобная политика была открытым вызовом Москве, не принять который она не могла. Впрочем, среди стран Западной Европы изначально не наблюдалось единства в деле создания европейско-североамерикан-ского блока.

Боязнь и подозрительность существовали как в отношении Советского Союза, так и в отношении Германии. Предлагаемая изначально европейцами формула — региональный оборонительный пакт на основе Западного союза — не устраивал Соединенные Штаты.

Связь между Европой и Северной Америкой крепче, чем когда-либо. Вместе в НАТО мы будем продолжать обеспечивать безопасность и свободу миллиарда наших людей.

73-я годовщина создания НАТО

Сперва в НАТО приняли Венгрию, Польшу и Чехию, а спустя еще пять лет следующую группу стран, включая бывшие советские республики — Литву, Латвию и Эстонию. История Организации Североатлантического договора История НАТО началось, когда британская дипломатия подготовила почву для сдерживания Советского Союза и прекращения экспансии коммунизма в Европе. Вспоминаем, как советское и российское руководство пытались вступить в НАТО, и что из этого вышло.

Альянс НАТО

Убедившись в ходе своего исторического развития в том, что внеблоковый статус даёт существенные преимущества — прежде всего в экономической сфере, — эта страна до сих пор придерживается этого принципа. Австрия остаётся внеблоковой во многом по причине того, что предоставление ей суверенитета странами — победительницами во Второй мировой войне было обусловлено её нейтральным статусом. И австрийцы пока не хотят нарушать эти условия. Что же касается Ирландии, то она не вступила в НАТО исключительно в пику Великобритании, с которой у неё до сих пор остаётся нерешённым территориальный спор о Северной Ирландии. Ирландцы не захотели становиться официальными союзниками англичан, которые, по их мнению, незаконно оккупируют ирландскую территорию.

Не знаем, как будет отмечать эту дату 4 апреля 1949 года в Вашингтоне подписали Североатлантический договор генсек Йенс Столтенберг, но он будет делать это явно не в лучшем настроении. Американцы жертвовать влиянием в Европе не собираются, но развитие событий вокруг Украины радикально меняет политический ландшафт. Военный эксперт Виктор Литовкин. Насколько оно жизнеспособно? Очевидно, что США не будут защищать Европу, но разговоры о том же создании европейской армии бессмысленны: Вашингтон никогда не допустит этого, исходя из главной идеи НАТО - держать Европу у себя в кулаке. Каждая страна при вступлении в альянс подписывает договор с Брюсселем, а фактически с Вашингтоном, о том, что передает часть своего суверенитета штаб-квартире НАТО. Какие после этого могут быть вопросы? Ни одна страна блока не является независимой.

Современная внешняя политика США. СССР и формирование военно-блокового противостояния в Европе 1945-1955. Фактически прекратил свое существование и Союзный контрольный совет. США стремились сохранить за собой западногерманский плацдарм, поскольку, как считал Г. Трумэн, без Германии оборона Европы стала бы арьергардной операцией у берегов Атлантики5. К серьезному ухудшению отношений между СССР и его бывшими союзниками привели решения Лондонской конференции февраль-июнь 1948 г. Повестка этого мероприятия также была составлена без учета даже гипотетической возможности того, что соглашения с Советским Союзом по германскому вопросу можно достигнуть. Основные вопросы касались отношения Западной Германии к программе экономического восстановления Европы, контроля над Рурским райном, репараций, вовлечения стран Бенилюкса в процесс разработки общей западной политики в отношении Германии и некоторых других проблем. К ключевым решениям конференции относится достижение договоренности о совместном управлении тремя оккупационными зонами как единым политическим и экономическим пространством. Наряду с постановлениями англоамериканского совещания во Франкфурте-на-Майне январь 1948 г. Протест против действий западных держав был выражен в советской ноте 6 марта 1948 г. Малые европейские государства пытались исключить из проекта договора упоминания о противодействии германской агрессии, надеясь на привлечение в будущем к участию в блоке Западной Германии. Франция же наоборот считала необходимым сохранить формулировку об отражении германской агрессии. Великобритания заняла 5 Truman H. Memoires by Harry S. Расхождения во взглядах дипломатов западных стран вызывали как форма создаваемого союза, так и его дальнейшее развитие. В частности, Лондон видел в создаваемом объединении прежде всего прообраз будущего широкого альянса и необходимую ступень для расширения военно-политической интеграции в Западной Европе. Такие взгляды разделялись и Соединенными Штатами. После согласования всех спорных вопросов Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали 17 марта 1948 г. Четвертая статья договора предполагала оказание помощи в случае вооруженного нападения в Европе на какую-либо из договаривающихся сторон8. Для урегулирования всех политических и военных вопросов в отношениях между участниками предусматривалось создание постоянно действующего консультативного совета. Начав работу, Совет сразу же принял решение о создании штаба Западного союза, объединенного командования его сухопутными, морскими и воздушными силами9. С лета 1948 г. В качестве первого рубежа обороны предлагалось использовать линию Бремен — Баден. Соединенные Штаты в целом положительно оценивали процесс западноевропейской военно-политической интеграции, однако полагали, что сделанного недостаточно. По мнению Вашингтона, Западный союз все же не отвечал задачам сдерживания СССР и поэтому требовалось создание более широкого объединения. Они послужили основой для проведения англо-американо-канадских переговоров с 22 марта по 1 апреля 1948 г. На них определялась общая линия развития блоковой 7 Там же. В результате стороны пришли к согласию, что отвечать их интересам может только многостороннее военно-политическое объединение. Однако весной 1948 г. Вашингтон еще не принял окончательного решения о необходимости связать себя военным союзом с Западной Европой. Отчасти причиной этого были укоренившиеся традиции изоляционизма. Препятствие было преодолено 11 июня 1948 г. Резолюция санкционировала кардинальные изменения во внешней политике США. Летом 1948 г. Он в значительной степени ускорил формирование Организации Североатлантического договора. В ответ на проведение 20 июня 1948 г. Призыв его участников провести мероприятия по демилитаризации последней, созданию временного демократического общегерманского правительства и в соответствии с Потсдамским соглашением заключить с ней мирный договор не встретил поддержки западных держав11. В июле 1948 г. Предметом переговоров было заключение Атлантического союза. Руководствуясь интересами национальной безопасности, Вашингтон стремился включить в сферу действия будущего объединения в том числе и государства, обладающие стратегическими плацдармами для размещения американских баз — Норвегию Шпицберген , Данию Гренландия , Португалию Азорские острова , Исландию. В свою очередь в неспокойной международной обстановке конца 40-х гг. Поэтому дальнейшее ускоренное развитие процесса западноевропейской военно-политической интеграции с участием североамериканского элемента было вполне логичным. В сентябре 1948 г. Его председателем был избран фельдмаршал Б. К ноябрю правительства ведущих западных государств в принципе одобрили проект создания американо-западноевропейского альянса как основного направления военно-политической интеграции Запада. Впрочем, переговоры по этому поводу продолжались вплоть до конца 1948 г. Обсуждались в основном два вопроса — об обязательствах по будущему договору и зоне его действия. Наконец, 4 апреля 1949 г. Характеризуя направленность этого союза, американский обозреватель У. Липпманн писал: «В действительности Атлантический пакт и военная помощь преследуют тройную цель: во-первых, увеличить вооруженные силы в Западной Европе до такой степени, чтобы было ясно, что ни одно правительство не может быть свергнуто пятой колонной; во-вторых, заложить основы для договоренностей, в соответствии с которыми Соединенные Штаты сохранят вооруженные силы в Европе после того как мирный договор с Германией будет согласован; в-третьих, создать уверенность в том, что блицкригу можно будет оказать сопротивление так, чтобы у нас было время послать подкрепление»12. В выработке своей блоковой стратегии США уделяли большое внимание достижению идеологического единства со своими союзниками. Атлантический блок виделся в Вашингтоне как всемирный антикоммунистический альянс с определенной идеологической концепцией. Суть ее состояла в том, что так называемые «атлантические государства» страны Западной Европы и Северной Америки представляют собой особый тип цивилизации, что делает их отдельным культурным и политическим сообществом. В качестве примера теоретических изысканий в этом направлении можно привести опубликованную еще в 1940 г. Стрейта13, в которой предлагалось создать союз демократий на основе федеративной модели, 12 Цит. Union Now. Считается, что именно Стрейт ввел в оборот понятие «Североатлантический союз». В 1944 г. Липпман, предложивший создать военно-политический блок западных держав под названием «Атлантическое сообщество наций». К числу участников такого объединения он относил 42 государства14. При этом культурная общность атлантических стран обосновывалась им следующим образом: «Национальные различия внутри атлантического района являются вариациями одной и той же культурной традиции.

Такой шаг был реализацией политики президента Франции Шарля де Голля по возврату Франции статуса великой державы, включавшей в себя разрешение колониальных проблем, создание собственного ядерного оружия , избавление от зависимости от США в военном, экономическом и в финансовом отношении. Де Голль потребовал реорганизации НАТО с целью ограничения доминирования в нём американцев и усиления французских позиций, но эти планы были отвергнуты США и Великобританией. В ответ Де Голль назвал положение Франции в НАТО как утрату политического и военного суверенитета страны, и с целью его восстановления и проведения самостоятельной внешней политики объявил о выходе страны из военной организации НАТО [12]. В 2009 году она вернулась во все структуры НАТО [13]. Статья 5 Североатлантического договора, которая требует от государств-членов прийти на помощь любому государству-члену, подвергшемуся вооружённому нападению, была впервые и единственный раз применена в 2001 году в ответ на террористические атаки 11 сентября против США [3].

«Карающая дубина» западной демократии: 75 лет назад началась история НАТО

Несмотря на постоянное включение в себя новых членов, на Западе сегодня все больше говорят, что НАТО находится в кризисе. Фото: en. В то время у Европы существовали серьезные опасения, что США покинут Старый свет и оставят их один на один с «советской угрозой». Альянс, который активно лоббировало Соединенное Королевство, стал способом удержать американцев на европейском континенте. Уже через шесть лет мнение насчет Германии организация поменяла: в 1952 году в нее вступили Греция и Турция, а в 1955 — ФРГ.

В 1982 году, после смерти диктатора Франсиско Франко, к нему присоединилась Испания. Историки до сих пор спорят, обещало ли руководство альянса Москве не включать в себя новых членов. Хотя письменных договоренностей на этот счет на было, Михаил Горбачев в своих мемуарах утверждает: «В ходе переговоров по объединению Германии они заверили, что НАТО не будет расширять зону своих операций на восток». Как бы то ни было, страны, ранее входившие в Организацию Варшавского договора, в 1990-е начали активно добиваться членства в НАТО.

В 1999 г. Последние приобретения альянса - Албания и Хорватия, получившие новый статус в 2009, Черногория 2017 и Северная Македония, ратификации договора с которой ожидают в ближайшее время.

НАТО заявляет, что это не строевые солдаты, а специалисты по обслуживанию сложной западной техники. Но если они стреляют в русских, то единственный способ трактовать их присутствие — это активная роль в боевых действиях.

Есть ли место танкам в войне XXI века? Американские "Абрамсы" стоимостью несколько миллионов долларов каждый оказались бессильны перед копеечными дронами, пишет NYT. Тяжелая техника больше не определяет исход боя. Теперь побеждает тот, кто умеет бороться с беспилотниками.

На самом деле это были спецназовцы, участвовавшие в боевых действиях. Но на самом деле Байден, возможно, ждет переизбрания, чтобы отдать формальный приказ об отправке войск на Украину. После переизбрания он получит свободу действий.

В 1944 г. Липпман, предложивший создать военно-политический блок западных держав под названием «Атлантическое сообщество наций». К числу участников такого объединения он относил 42 государства14. При этом культурная общность атлантических стран обосновывалась им следующим образом: «Национальные различия внутри атлантического района являются вариациями одной и той же культурной традиции. Ибо атлантическое сообщество есть распространение западного или латинского христианства из Западного Средиземноморья на весь бассейн Атлантического океана.

Его границы... За атлантическим сообществом находится мир, который еще остается наследником Византии, а дальше лежат мусульманское, индийское и китайское сообщества»15. Окончание Второй мировой войны и последующее разделение мира на два лагеря дало новый толчок атлантическим изысканиям, особенно в связи с созданием Организации Североатлантического договора. Так, по мнению американского исследователя Г. Коэна, НАТО следует считать «стратегической ассоциацией с общими интересами, а также союзом наций, верящих в свободные гражданские права и представительную парламентскую демократию», которые объединены «общностью цивилизации»16. Впрочем, было не вполне понятно, каким образом западный военно-политический союз, основанный на общих ценностях, будет реализован на практике. Соглашение о создании НАТО вскоре было дополнено разработкой проекта Договора об учреждении Европейского оборонительного сообщества по «плану Плевена»17. Она была начата в феврале 1951 г.

War Aims. Boston, 1944. На основе ЕОС французское правительство предлагало включить ФРГ в западноевропейскую военную систему не посредством Североатлантического альянса, а через формирование европейской армии. Согласно концепции создания ЕОС, его немецкий контингент должен был состоять из отдельных батальонов. На более высоком командном уровне немецкое представительство не предусматривалось. Помимо этого в состав «евроармии» должен был быть включен весь западногерманский контингент. В то же время остальные участники этого проекта ограничивались лишь частью своих вооруженных сил. Именно поэтому Соединенные Штаты не сразу поддержали план Пле-вена, а сделали это лишь в июле 1951 г.

Однако Вашингтон не оставил своих попыток добиться для ФРГ более важной роли. В сочетании со страхом перед воссозданием германской военной машины, который существовал в Европе, это привело к краху ЕОС. В конечном итоге французские законодатели отказались поддержать этот план в 1954 г. И катализатором этого процесса явилась начавшаяся война на Корейском полуострове. Этот конфликт оказал большое психологическое воздействие на блоковую политику Запада, впервые подтвердив вероятность прямого военного столкновения между двумя сверхдержавами. Именно «благодаря» ему западные державы получили возможность использовать советский идеологический жупел для оправдания широкомасштабного военного строительства на основе НАТО. После победы революции в Китае в 1949 г. В июне 1950 г.

Трумэн, опираясь на решение Организации Объединенных Наций, отдал распоряжение американским вооруженным силам оказать поддержку южнокорейской армии. США потеряли в этой войне около 142 тыс. Его союзники — северокорейские войска и китайские подразделения — от 2 до 4 млн. Отметим, что ни Советский Союз, ни Соединенные Штаты не считали себя побежденными. Окончание войны в 1953 г. Вместе с тем следует отметить, что хотя война в Корее стимулировала развитие военно-политической интеграции на Западе, она отвлекала его финансовые ресурсы от этой задачи. В самих Соединенных Штатах результаты конфликта были восприняты как успех в «сдерживании» коммунизма. В теоретическом плане этот конфликт стал предвестником концепции «ограниченной войны» и доктрины «гибкого реагирования».

Вашингтон вступил также на путь ускоренной милитаризации, удвоив в начале 50-х гг. При этом главным инструментом европейской политики США сделался Североатлантический альянс, ядром вооруженных сил которого все чаще стала рассматриваться западногерманская армия. С конца 1950 г. Особую озабоченность вызывала ремилитаризация ФРГ и проект создания европейской армии. Действительно, в это время ударными темпами развивается структура западного альянса. Предусматривается создание трех основных органов и пяти региональных групп планирования. В частности, создается Комитет обороны, объединивший глав военных ведомств стран НАТО и отвечавший непосредственно перед Советом за обеспечение безопасности в зоне ответственности альянса. Главными задачами Военного комитета, состоявшего из начальников генеральных штабов и их представителей, являлись консультирование Комитета обороны и других структурных подразделений НАТО и предоставление ему рекомендаций о мерах, необходимых для обороны североатлантической зоны.

Она стала играть важнейшую, если не ключевую, роль 18 См. Новое прочтение. Необходимо подчеркнуть, что такая сложная и разветвленная структура, основанная на системе «сдержек и противовесов», позволяла Соединенным Штатам сохранять свое лидерство в НАТО они занимали ключевые позиции во всех звеньях этой конструкции. Вместе с тем создавалось впечатление, что все участники блока имеют в той или иной мере возможность влиять на формирование его общей политики. Однако в силу разветвленности всего механизма управления альянсом никто, кроме США, не имел реальных шансов на то, чтобы держать ее под контролем в полном объеме. Наконец, такая достаточно сложная структура хотя и создавала определенные трудности в процессе выработки согласованных позиций, в то же время позволяла давать выход неизбежно возникавшим разногласиям без излишнего обострения конфлик-та19. Если же принять во внимание и те конкретно-исторические условия, в которых происходило становление Североатлантического альянса как военно-политической организации 1949-1955 , то конфликт в его рядах был маловероятен. С учетом того, что Западная Европа, безусловно, нуждалась в США для сохранения в неприкосновенности основ своей цивилизации, было ясно, что консенсусный тип отношений внутри НАТО будет превалировать.

И только время могло показать степень устойчивости нового объединения государств. Между тем очевидное неравенство позиций участников потенциально таило в себе зерна будущих конфликтов. В этой трехступенчатой иерархии особо важную роль играла вторая подгруппа. Обладая прочными позициями в Европе, она выполняла функцию связующего звена между лидером неевропейским государством и рядовыми, западноевропейскими участниками блока, помогая консолидировать разномастную коалицию в прочную общность. Помимо этого Лондон, Париж и Бонн облегчали инкорпорацию чужеродного североамериканского компонента в ткань европей- 19 См. Такая ситуация позволяла США на протяжении первого десятилетия существования НАТО надежно контролировать всю сферу отношений с союзниками, которые предпочитали проводить политику «добровольной солидаризации» во всяком случае, на первых порах с бесспорным 20 лидером20. Следует отметить, что вхождение ФРГ в группу привилегированных партнеров США сопровождалось ее ремилитаризацией 1951-1955. Финальным аккордом подведшим международную правовую базу под этот нелегитимный с точки зрения Потсдамских соглашений процесс стала прошедшая с 28 сентября по 3 октября 1954 г.

На ней обсуждался вопрос о присоединении Западной Германии и Италии к Западному союзу и проект создания на его основе Западноевропейского союза21.

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существования и начало расширяться на восток [14] [15] [16]. И если ранее блок заявлял своей основной целью отражение советской угрозы, то ныне, по словам американского левого публициста Ноама Хомского , «задачей является контролирование международной энергетической системы, морских путей, трубопроводов — и всего остального, что решит контролировать гегемония» [16]. В апреле 2006 года, отвечая на вопросы газеты «Московские новости» [17] [18] , А. Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций , парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов — в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета ». В январе 2008 года к исполнению обязанностей главы Постоянного представительства России при НАТО приступил Дмитрий Рогозин , который сумел существенно повысить общественный интерес к вопросам отношений Российской Федерации и Организации Североатлантического договора. Мы готовы развивать партнёрские отношения с альянсом» [23].

Российская сторона заключила с США и Германией соглашения о транзите через свою территорию военных грузов для войск, участвующих в Международных силах содействия безопасности [24] [25]. В октябре 2009 года заместитель директора государственной корпорации Ростехнологии Дмитрий Шугаев заявил, что Россия может на коммерческих условиях предоставить силам НАТО в Афганистане вертолётную технику [26].

Что такое НАТО и кто туда входит?

70 лет назад в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор, положивший начало формированию НАТО. Вспоминаем, как советское и российское руководство пытались вступить в НАТО, и что из этого вышло. Совет НАТО не реже двух раз в год проводит заседания на уровне глав МИД и на уровне министров обороны. ↑ Саммит НАТО принял решение усилить восточный фланг — РИА Новости, 08.07.2016. 1998 в штаб-квартире НАТО появилось украинское представительство и начал работу специальный военный представитель Украины.

Образование НАТО

Статья автора «Секретные Материалы 20 века Газета» в Дзене: 4 апреля отметил очередную годовщину Северо-Атлантический альянс (НАТО). в этот день в Вашингтоне был подписан Североатлантический договор. History of NATO.

Кто и когда создал блок НАТО – история, структура и организация вооруженных сил

Критике договор подвергался и в самих штатах. Однако само представление о «коллективной безопасности» в договоре довольно размыто. Статья 5 пакта не подразумевала ни объявление войны напавшему государству, ни использования именно своих национальных сил против агрессора. Другими словами, США были вольны сами определять, где и в какой мере содействовать своему союзнику. Последствия Если во времена холодной войны и угрозы ядерного противостояния двух сверхдержав договор казался европейским лидерам благом, то со временем он стал все больше сковывать страны в вопросах национальной безопасности. Не раз в рамках Европейского союза руководители стран обсуждали идею создания европейской армии. В 1960-е годы именитый генерал Шарль де Голль даже объявит о выходе из военных структур НАТО, однако ни одна из этих инициатив не будет реализована. Во многом европейские страны потеряли самостоятельность в определении вектора развития национальных армий.

С каждым годом они все больше стали подчиняться стандартам альянса. В итоге это привело к формированию целого пласта государств — «потребителей безопасности». За выход к морям или выгодное географическое положение они получали определенные гарантии от США и НАТО, хотя с точки зрения экономики или военного дела выгоды блоку они не приносят. После распада Советского Союза Североатлантический альянс стал расширяться, и в его структуре значительно усилилось «расслоение» по степени участия в вопросах «коллективной обороны». Как правило, их немногочисленные подразделения будут использовать для создания видимости единения государств в локальных или региональных конфликтах. Ко всему прочему, с ростом состава блока все разветвлённее становилась его структура. Страны, которые не соответствовали стандартам организации или не представляли для нее особого интереса, вовлекались через иные механизмы.

Появились такие трактовки, как «ассоциированный член», «глобальный партнер», «ускоренная программа».

Тем не менее де-юре решения в НАТО принимают коллегиально, и страны-участницы имеют право вето. Например, вопрос о вступлении в альянс Швеции и Финляндии долго блокировали Турция и Венгрия. Но он почему-то не хочет. Потому что там есть другие политические силы, и это совершенно необычно для России и для российского обывателя, но абсолютно нормально для всего мира: есть разные политические силы с разными интересами, и они могут сосуществовать. Остальные располагались в Европе и первоначально включали государства на западе континента: Португалия, Италия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Дания, Норвегия, а также Исландия не входит в Евросоюз.

Светло-синим цветом мы обозначили страны, составляющие НАТО до распада СССР, темно-синим — присоединившиеся после Источник: Семен Казьмин Расширение НАТО не всегда шло последовательно, например, Франция из-за крупных разногласий с руководством альянса покинула его в 1966 году и вернулась лишь в 2009-м. Российское руководство расценивает расширение НАТО с 1999 года как недружественные и опасные шаги, которые приближают границы стран альянса к российской территории. В 2023-м, после присоединения Финляндии, общая граница увеличилась почти вдвое. В самих странах альянса расширение чаще объясняют вопросами национальной безопасности и указывают на риски обострения отношений с Россией. Для самой России болезненным стало присоединение к НАТО бывших союзных республик и стран Варшавского договора, которые во времена СССР находились в зоне влияния Союза и создавали буферную зону между его территорией и странами западной коалиции. Однако руководство этих стран против такой «объективации»: далеко не всем нравится жить в статусе «буферной зоны».

Основу НАТО составляют так называемые объединенные вооруженные силы, к которым при необходимости могут присоединиться войска, остающиеся в национальном подчинении. Что касается ставки верховного командующего в Монсе, у него есть свой аппарат планирования боевых операций, но происходит это при участии Пентагона. У НАТО большой бюрократический механизм, решаются разные задачи, но, как правило, консенсус всегда достигается благодаря активному давлению США на своих союзников. Ближайшим партнером США в альянсе выступает Великобритания. По оценкам российского Министерства обороны , численность ОВС НАТО составляет 1,7 млн человек, при этом общая численность регулярных вооруженных сил стран альянса, которые могут быть задействованы в операциях, достигает 3,7 млн человек. Для сравнения: численность военнослужащих РФ по состоянию на декабрь 2023 года составляет 1,15 млн человек с перспективой увеличения до 1,32 млн.

Накануне распада СССР в 1991 году численность военнослужащих достигала 3,8 млн человек. В России НАТО воспринимают именно так: как некий альянс западных сил, призванных если не уничтожить Россию, то оказывать на нее перманентное давление. Сколько в этом тезисе правды? На современном сайте НАТО цель альянса прописана следующим образом: «В 1949 году первичная цель договора была в создании пакта о взаимной помощи для противодействия рискам того, что Советский Союз попытается расширить контроль Восточной Европы на другие части континента». В наше время НАТО в своих официальных документах регулярно называет Россию одной из главных угроз безопасности в Евроатлантическом регионе например, вот текст заявления по итогам заседания летом 2021 года, до начала СВО. Для многих россиян НАТО — синоним угрозы.

Так, ряд экспертов отмечает антимилитаристский посыл создания НАТО, призванного завершить длительный период европейских войн. В этой концепции Советский Союз не был самоцелью НАТО и обозначался в качестве потенциального противника ровно в той мере, в которой представлял угрозу. При этом есть и более веская позиция, согласно которой у НАТО сильны хищнические настроения в отношении России и даже зацикленность на ней. Буквально сейчас проводятся беспрецедентные и масштабные учения, которые продлятся до мая включительно. Альянс отрабатывает переброску войск к границам России и ведение наступательных операций против РФ.

Бывший нацистский генерал, искушённый в «русском вопросе» и очень пригодившийся Америке и её союзникам на начальном этапе «холодной войны», сыграл важную роль в назначении высокопоставленных служащих НАТО. Многие из тех, кого он подобрал для формирования не только разведывательной службы ФРГ, но и высшего европейского командования НАТО, были убеждёнными нацистами. Своего рода «индульгенцией» нацистского прошлого этого генерала послужил факт его участия в антигитлеровском заговоре 1944 года. В 1955 году активно участвовал в работе по формированию бундесвера и был назначен начальником управления вооружённых сил министерства обороны ФРГ, в 1957 году произведён в генеральский чин. Эту должность он занимал до 1963 года. В период войны, оказавшись в американском плену 19 июля 1943 года, бывший подводник дважды предпринимал попытки побега. В 1946 году его перевели в лагерь в Нью-Йорке, а затем вывезли в британскую зону оккупации Германии. В августе 1946 года он был освобождён. После окончания Военно-морского колледжа в Ньюпорте США он, по рекомендации Гелена, в течение четырёх лет занимал пост заместителя начальника штаба командования Объединёнными силами НАТО в Северной Европе, в 1968 году получил звание контр-адмирала и вышел в отставку лишь в 1972 году. Генерал Адольф Хойзингер когда-то прямой начальник Гелена в гитлеровском ОКВ — Верховном командовании вермахта , пожалуй, наиболее красочный персонаж в натовской иерархии, поскольку он стал… председателем Военного комитета НАТО в Вашингтоне! Впрочем, с профессиональной точки зрения это в понимании наших идеологических противников и неудивительно: в годы Второй мировой войны Хойзингер был начальником оперативного отдела генштаба вермахта, являясь третьим по иерархии человеком, участвовавшим в разработке плана «Барбаросса» — после Гальдера и Паулюса. Вплоть до 1944 года занимал высокие посты в штабе и занимался планированием операций. После антигитлеровского заговора был заподозрен в участии и отправлен в резерв — доказательств против него не нашлось. В 1948-м—1950-м годах Хойзингер сотрудничал с «Геленоргом», в 1950-м работал советником по военным вопросам первого федерального канцлера ФРГ Аденауэра. Как только в июне 1955 года были организованы вооружённые силы ФРГ бундесвер , Хойзингер вернулся на службу и в 1957 году сменил вышеупомянутого генерала Ханса Шпайделя на посту начальника управления вооружённых сил. В том же 1957 году Хойзингер получил звание полного генерала и был назначен первым генеральным инспектором бундесвера. Многие другие люди Гелена оказались также в командных структурах НАТО, определяя в дальнейшем её военно-политический курс. С 1942 по 1944 год он служил офицером Генерального штаба Верховного командования вермахта. Йоханнес Штайнхоф, участвовавший в планировании воздушных операций в рамках плана «Барбаросса» при штабе Э. Мильха, был приглашён правительством Западной Германии для восстановления военно-воздушных сил, в конечном итоге дослужившись до звания генерала. Равно как не был выдан советской стороне ни сам Рейнхард Гелен, ни кто-либо из его окружения. И это несмотря на наличие обширной доказательной базы совершённых ими преступлений против советского гражданского населения и военнопленных в годы Великой Отечественной войны! Так что не будет преувеличением сказать, что у НАТО — нацистские корни, и это надо помнить всегда, не только в исторической ретроспективе, но и в особенности в наши дни.

Учения с НАТО проводились и ранее. В дальнейшем совместные с НАТО учения стали почти ежегодными. Россия, со своей стороны, выразила обеспокоенность этим развитием событий. Внешнеполитические заявления Януковича противоречили курсу Ющенко. Внешнеполитическим приоритетом Украины вновь стал внеблоковый статус. Принят закон «Об основах внутренней и внешней политики» 2010 апрель, Янукович ликвидировал межведомственную комиссию по вопросам подготовки страны к вступлению в НАТО и национальный центр по вопросам евроатлантической интеграции 2010 апрель, в Харькове президентами Медведевым и Януковичем подписано соглашение о продлении пребывания Черноморского флота России в Севастополе с 2017 года до 2042.

История создания и деятельность НАТО

25 лет назад, в 1999 году, Венгрия, Польша и Чехия вошли в состав военно-политического блока НАТО — число его членов увеличилось до 19 государств. Перспектива дальнейшего расширения НАТО на восток является существенной угрозой безопасности России. Члены НАТО обязуются обеспечивать безопасность друг друга, если один из участников альянса столкнется с внешней угрозой.

Как фашисты создали НАТО

НАТО 1900-1990 Со дня основания НАТО прошло 75 лет: итоги скользкого пути Альянса.
Альянс НАТО беспилотник вооруженный конфликт НАТО Россия США танк Украина.

«Расширяя границы, теряя совесть» — блоку НАТО исполнилось 70 лет

Как расширялось НАТО Несмотря на постоянные декларации о стремлении к миру, НАТО проводит откровенно агрессивную политику, создавая всё новые и новые угрозы странам, которые, по мнению руководства США, определяющего политику альянса, могут представлять опасность для интересов Вашингтона. Прежде всего это Россия, которую США объявили стратегическим противником после ухода с мировой арены Советского Союза. Причём после распада СССР, для противостояния которому, собственно, и создавался этот военно-политический блок, агрессивные устремления НАТО не только не снизились, но, наоборот, возросли. Кратко процесс разрастания НАТО выглядит так. Претендентами на вступление в альянс уже в ближайшем будущем являются Босния и Герцеговина, Украина и Грузия.

Согласно статье 5 Вашингтонского договора, нападение на одного из участников соглашения рассматривается как агрессия против всех стран, подписавших его. Договор вступил в силу 24 августа день сдачи ратификационных грамот , депозитарий - США. В начале 1990-х годов в связи с окончанием холодной войны, распадом СССР и роспуском Организации Варшавского договора 1955-1991 альянс начал создавать различные механизмы консультаций с бывшими социалистическими странами и республиками СССР. Так, в 1991 года был создан Совет североатлантического сотрудничества в 1997 году заменен на Совет евро-атлантического партнерства , в 1994 году принята программа "Партнерство ради мира", обе структуры нацелены на привлечение к сотрудничеству не входящих в него государств. Вопреки заверениям о нерасширении блока на восточном направлении, данным лидерами западных стран в 1990 году в ходе переговоров об объединении Германии, в 1999 году в альянс вступили Венгрия, Польша и Чехия, в 2004 году - Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. В 2023 году к блоку присоединилась Финляндия, в 2024 году - Швеция. Таким образом, в настоящее время в НАТО входят 32 страны. Структура Высшим органом альянса является Совет НАТО Североатлантический совет , состоящий из постоянных представителей государств-членов. Он обладает реальной властью и правом принятия решений по основным вопросам полномочия определены в Североатлантическом договоре; другие руководящие структуры в документе не фигурируют. Решения, касающиеся основополагающих документов и приема в альянс новых членов, принимаются на встречах на высшем уровне саммиты не имеют определенной периодичности. В марте 1952 года был введен пост генерального секретаря. С 2014 года пост занимает Йенс Столтенберг Норвегия. Поскольку НАТО - военно-политический блок, организационно он состоит из двух структур управления - гражданской и военной. В первую входят постоянные представители стран-членов, секретариат, отделы по оборонным инвестициям и проч. В военной организации НАТО в 1974-1980 годах не участвовала Греция из-за напряженных отношений с другим членом блока - Турцией , в 1966-2009 годах - Франция что отражало ее нежелание следовать в фарватере политики Вашингтона. Штаб-квартира с 1967 года располагается в Брюсселе в 1949-1952 годах находилась в Лондоне, в 1952-1967 годах - в Париже.

Причём после распада СССР, для противостояния которому, собственно, и создавался этот военно-политический блок, агрессивные устремления НАТО не только не снизились, но, наоборот, возросли. Кратко процесс разрастания НАТО выглядит так. Претендентами на вступление в альянс уже в ближайшем будущем являются Босния и Герцеговина, Украина и Грузия. Однако только прямым расширением и приёмом новых членов НАТО не ограничивается. Альянс реализует индивидуальные планы партнёрства с Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Молдавией и Сербией.

Казалось бы, после смены правящих коммунистических правительств и ликвидации восточно-европейского военного союза — Организации Варшавского Договора, НАТО потеряет смысл своего существования. Или, как минимум, сдержит обещание его официальных представителей о нерасширении на Восток, которые было дано советскому руководству в начале 90-х взамен на согласие объединения Германии и ликвидацию Варшавского блока. В нем отмечается, что эти страны единодушно подтвердили отказ принимать в НАТО государства, бывшие ранее в сфере влияния Советского Союза. Новости региона Однако, опьяненный победой в «холодной войне», Запад свои обещания нарушил. Или, как сказал Владимир Путин, «нагло обманул».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий