Смотреть исторические фильмы онлайн бесплатно без регистрации в HD качестве. Исторический фильм об объединении разрозненных славянских племен для борьбы с хазарами, снятый по роману В. Иванова.
ХVI век: «Иван Грозный»
- Зеленая книга
- Список фильмов по истории для школьников – skills4u
- История через экран. Как фильмы создают историческую память
- Эмоции от статьи
- фильмы про древние времена исторические: 1 тыс. видео найдено в Яндексе
Девять фильмов о русских бунтах
Смотреть Исторические онлайн в подборке на KION. подборка исторические фильмов с русским перереводом! cмотреть онлайн в хорошем качестве. Исторические фильмы на портале «». О художественных фильмах, посвященных событиям в Крыму и Донбассе с 2014 года, — в материале РИА Новости.
28 исторических фильмов с боевыми сражениями
Вы можете сортировать список, исходя из ваших предпочтений — по интересующим вас жанрам — от мультфильмов до фильмов ужасов, по году выпуска фильма или по стране-производителю. Здесь же можно посмотреть заинтересовавшие вас фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве и с безукоризненным звуком и самостоятельно проверить, насколько выбор профессиональных критиков совпадает с вашими ожиданиями. Самые громкие фестивальные премьеры, недавние хиты проката, проверенная временем классика от признанных режиссеров или малоизвестные киноленты из самых разных уголков света — во всем этом многообразии вам помогут сориентироваться оценки от 1 до 10, выставленные нашими рецензентами.
Место действие — Европа и ее колонии. Смотреть лучшие исторические фильмы иногда не только интересно, но и познавательно, а благодаря тому, что список достойных представителей жанра весьма велик, найти фильм об интересующей вас эпохе или личности труда не составит. Последние рецензии к историческим фильмам: 13. Прошли мимо меня и «Зоя», и «Красный призрак», и «Девятаев» - ограничился... Помимо того, что если такие фильмы качественно сняты и в них играют отличные актёры, у зрителя... ТОП10 исторических фильмов: 1.
В фильме показывается вся жизнь Ивана IV Грозного от самых юных лет до последних дней царствования. Создатели картины не дают оценок, но предлагают на основе увиденного зрителю самому сделать вывод: таким ли чудовищем был этот русский царь на самом деле читайте также: Малоизвестные факты об Иване Грозном, которые утаили в учебниках истории — вы об этом даже не догадывались? Этому предшествовали смерть Ивана Грозного, а затем и его сына Федора, унаследовавшего корону. Борис, добившись власти, начинает сводить счеты с врагами, принимает неоднозначные решения. Империя впадает в смуту, когда плетутся интриги и политические заговоры, а в народе растет недовольство царем. Продолжение: «Годунов 2. Продолжение», 2019 г. В картине запечатлен один из самых тяжелых, но вместе с тем и малоизвестных периодов в русской истории — раскол русской православной церкви в XVII веке. Это фильм о судьбах исторических лиц — царя Алексея Михайловича и его сына Федора Алексеевича, братьев Морозовых, боярыни Феодосии Морозовой, о церковных реформах патриарха Никона и о ярых противниках этих преобразований, главой которых стал протопоп Аввакум. Фильм получился очень ярким и захватывающим. При этом авторы сериала уделили огромное внимание деталям: начиная с костюмов, заканчивая продуманными диалогами. На закате своей жизни Петр I, будучи женатым человеком, влюбляется в женщину, которая моложе его аж на 30 лет. Мария Кантемир должна стать матерью наследника российского престола и императрицей, однако интриги двора лишают ее последней надежды. Если не носить ребенка от любимого мужчины, то хотя бы провести с ним последние минуты жизни. Сама она не может родить ребенка, а единственный наследник — слабоумный племянник Петр III. У императрицы одна надежда: что будущая супруга Павла родит здорового и крепкого мальчика, из которого Елизавета сможет воспитать настоящего императора. При выборе жены для племянника выбор падает на юную принцессу Софию Фредерику из обедневшей ветви прусских королей.
Мини-сериал «Романовы» посвящен событиям периода правления рода Романовых. На его основе можно ознакомиться с событиями русской истории, начиная с воцарения Михаила Федоровича и заканчивая расстрелом царской семьи. Эта картина поможет наглядно увидеть всех представителей рода Романовых, запомнить каждого царя и императора, его характеристики и реформы, а также представить последовательное преображение страны в период правления этой династии. Тупик, 2012 Документальный цикл «1812» повествует об основных событиях Отечественной войны 1812 года. Спустя три года вышло также продолжение картины: «1812-1815. Заграничный поход». Сериал поможет одиннадцатиклассникам разобраться в самых важных сражениях и походах в период войны с Наполеоном. Что еще смотреть Помимо этих картин, по многим историческим событиям и важным историческим лицам сняты документальные фильмы, в которых детально показаны период правления, социальная обстановка и настроения в обществе, характеристики самого правителя, ход войны и основные сражения. Каждый выпускник при выборе фильма для просмотра может опираться на собственные интересы или же слабые стороны. Кому-то важно повторить характеристики правителей, кому-то — ход войны и основные сражения, кому-то — посмотреть на изученные события под другим углом. Андрианов, Т. Алпатов, 2018 , «Первая Мировая» А.
Исторические фильмы смотрите бесплатно
Идеально подобранные фильмы позволят превратить изучение истории в интересное времяпрепровождение. Фильм изображает художественно дополненную историю Балиана Ибелина — барона Иерусалимского королевства, оккупированного Западом народа крестоносцев. Историческое кино, популярный в середине ХХ века жанр «пеплум», рассказы о реальных личностях прошлого, воссоздание атмосферы давно минувших веков – в конце концов, что может быть лучше, чем, использовав «машину времени», переместиться в былое и стать свидетелем. 7, сохранений - 7. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! О художественных фильмах, посвященных событиям в Крыму и Донбассе с 2014 года, — в материале РИА Новости. фильм-нуар реальное ТВ концерт новости игра ток-шоу.
11 лучших исторических фильмов 2023 года: «Жанна Дюбарри» и «Злой город»
Сражение у мыса Тендра 28—29. Швейцарский поход Суворова 10—27. Бородинское сражение 26. Синопское сражение 18. Оборона Шипки 9—14. Моонзундское сражение 12—20. Перекопско-Чонгарская операция 7—17.
Благодаря кино на экране воссоздаются знаменитые битвы, оживают великие личности. Зритель переживает эффект присутствия и проникается величием, доблестью, находчивостью или опрометчивостью предков. В следующей подборке фильмов собраны исторические драмы, батальные пеплумы и байопики, передающие дух, быт и нравы прошлых столетий.
Рейтинг составлен на основании оценок и отзывов зрителей на популярных кино-сайтах. Также, сериалы и фильмы разделены на очереди, сначала идет один сериал, дальше за ним один фильм, чтобы каждый мог подобрать себе кино по вкусу. Английский трон хотели занять правитель Норвегии и герцог Нормандии.
Режиссёр — Владимир Роговой «Баламут». На момент вступления в должность ему было всего три года: Пу И забрали у матери по распоряжению умирающей императрицы Цыси Лиза Лу — бабушки будущего правителя огромной страны. Совсем ещё маленький мальчик оказывается в Запретном городе, территорию которого он не покинет долгие годы. Он будет жить под надзором придворных, считающих его маленьким божеством и готовых выполнить любую просьбу маленького правителя. Между тем, за прочными и высокими стенами императорского дворца назревают перемены, к которым уже повзрослевший Пу И не будет готов, не зная ничего о настоящей жизни вне Запретного города. Режиссёр — Бернардо Бертолуччи «Мечтатели». Фильм «Последний император» выиграл в 1988 году сразу девять статуэток кинопремии «Оскар». Он стал лучшим фильмом, забрал награду за режиссуру, адаптированный сценарий, работу оператора, декорации, костюмы, звук, монтаж и оригинальный саундтрек. На IMDb его рейтинг составляет 7,7 из 10. Немецкие командующие Рейнхард Гейдрих Кеннет Брана и Адольф Эйхманн Стэнли Туччи устраивают тайное совещание, на котором всем присутствующим предстоит проголосовать за окончательное решение еврейского вопроса. Некоторые из участников обсуждения выступают против, Вильгельму Критцингеру Дэвид Трелфолл не нравится идея массового уничтожения народа. Эрих Нойман Джонатан Кой считает, что государство лишится рабочих рук после осуществления плана, а Вильгельм Штуккарт Колин Фёрт выказывает мнение, что лучшим решением тут является не уничтожение, а поголовная стерилизация. Голосование должно быть единогласным, и решительно настроенный Гейдрих делает всё, чтобы поменять мнение сомневающихся. Режиссёр — Фрэнк Пирсон «Солдатская девушка». Фильм «Заговор» получил награду «Золотой глобус» за лучшую роль второго плана в исполнении Стэнли Туччи и «Эмми» за роль, исполненную Кеннетом Браной. Оценка пользователей на IMDb — 7,7 из 10. В центре сюжета — окружной прокурор Джим Гаррисон Кевин Костнер , который проводит собственное расследование обстоятельств гибели первого человека в государстве.
Смотреть русские исторические фильмы
В подборку вошли картины, соответствующие разным увлекательным периодам мировой истории. Полковник Дэкс Кирк Дуглас командует пехотным полком на Западном фронте и получает приказ атаковать Муравьиный холм — неприступную вражескую позицию. Операция с задействованием пехоты изначально была обречена на провал, и полк Дэкса закономерно терпит неудачу в попытке атаковать Муравьиный холм. Провал операции не устраивает командующих генералов, и они решают приговорить к расстрелу трёх случайных солдат из полка якобы за трусость и неспособность справиться с поставленной задачей.
Между тем полковник Дэкс, будучи адвокатом по уголовным делам в мирное время, решает взять ситуацию в свои руки и выступить на стороне защиты своих подчинённых, пусть решение военного трибунала и кажется предопределённым. Режиссёр фильма — Стэнли Кубрик. На киносайте IMDb зрительский рейтинг фильма — 8,4 из 10.
Тот соглашается, хотя порыв девушки воспринимает как абсурдный. Режиссёр — Люк Бессон. Государство втянуто в кровопролитную и изматывающую Ливонскую войну, а внутри страны процветает жестокость со стороны опричников царя.
В это время игумен Филипп Олег Янковский — друг детства Ивана Грозного — прибывает в Москву, чтобы занять при дворе пост митрополита, и становится свидетелем вседозволенного поведения приближённых к царю. Понимая, что за жестоким беспределом стоит никто иной, а именно Иван Грозный, митрополит Филипп решает повлиять на русского правителя с позиции человека, приближённого к Богу. Вот только безжалостную натуру Ивана Грозного не так просто искоренить молитвами и разговорами о правильном пути.
Режиссёр фильма — Павел Лунгин «Остров». Прекрасная Гипатия Рэйчел Вайс занимается просвещением юных аристократов, обучая тех всевозможным наукам от философии до математики. Некогда процветающая Римская империя находится на грани распада, а среди её жителей постепенно распространяется христианство, а вместе с ним совершенно другие ценности.
Образованная и атеистически настроенная Гипатия сталкивается с религиозными последователями, которые пытаются заставить её отказаться от занятий «колдовскими» науками.
А император и его семья оказываются под домашним арестом в своем дворце, расположенном в Царском селе, ожидая приговора. При нем создается первая паровая и самоходная лесопилка под названием «Сибирский цирюльник». Именно ее собирается продвинуть изобретатель Дуглас МакКракен из Америки. Чтобы добиться желанной цели и получить финансирование и первые заказы, он решает использовать красоту и обаяние авантюристки, готовой работать за денежный гонорар. В фильме, Джейн прибывает в Москву, чтобы притворится дочерью своего заказчика.
А главное, Вы поймёте, что жившие сотни лет назад люди переживали всем знакомые нам чувства и терзания. История как бездонная бочка, из которой кинематографисты неутомимо черпают темы для своих проектов. Она вдохновляет их на создание разноплановых приключенческих и биографических кинолент, а также экранизаций литературных произведений. Киношники даже умудряются снимать грандиозные кинокартины, взяв за основу пару фраз из официальных сводок. Благодаря мастерству режиссёров и великолепной игре актёров, онлайн фильмы исторические 2023 воссоздают правдоподобную картину прошлого, захватывают своим сюжетом и дарят приятное наслаждение от просмотра.
А ведь снять такое кино 2023 — очень хлопотное дело. Мало того, что необходимо продумать много деталей в сценарии, так ещё и организовать крупномасштабные съёмки, подготовить громадное количество декораций и костюмов, соответствующих той или иной эпохе.
И теперь впереди самое трудное: научиться ходить заново. Фильм «Один шаг» — о мужестве настоящих героев: военных, которые преодолевают трудности ради будущей жизни, и врачей, которые помогают им пройти этот путь. Производство: документальный канал RT. Каждый день сотни обычных мужчин приходят записываться добровольцами на СВО в разных уголках нашей страны: от Башкирии до Приморья, от Краснодарского края до Сибири. Кто они — добровольцы России — и почему так рвутся на передовую? Можно ли стать добровольцем в 60 лет или если не служил в армии?
Лучшие фильмы для подготовки к ЕГЭ по истории
Перед вами самые новые и лучшие российские исторические фильмы 2022 года — наш топ список по рейтингу зрителей. Неубедительная попытка с помощью документальных хроник приблизить художественное кино к реальности. Подробный список всех фильмов исторического жанра с удобной сортировкой.
Какие интересные исторические фильмы нам предстоит увидеть
7, сохранений - 7. Присоединяйтесь к обсуждению или опубликуйте свой пост! Фильм снят при поддержке фонда «История Отечества» к 220 – летию со дня рождения великого писателя. Лента создается в рамках цикла исторических картин о событиях и личностях, которые превратили Древнюю Русь в великую Российскую Империю. «Императрицы» — продолжение документально-художественного фильма «Петр I: Последний царь и первый император». При желании любой пользователь может смотреть онлайн лучшие исторические фильмы 2023 года новинки бесплатно в хорошем качестве HD (720, 1080, UltraHD) на кинозале Film-Place.
Исторические фильмы 2023: список лучших картин года
Рейтинг «Лучшие фильмы» поможет вам выбрать кино, которое точно не разочарует вас, ведь он основан на оценках, которые выставляли фильмам авторы Film. Вы можете сортировать список, исходя из ваших предпочтений — по интересующим вас жанрам — от мультфильмов до фильмов ужасов, по году выпуска фильма или по стране-производителю. Здесь же можно посмотреть заинтересовавшие вас фильмы онлайн бесплатно в хорошем качестве и с безукоризненным звуком и самостоятельно проверить, насколько выбор профессиональных критиков совпадает с вашими ожиданиями.
Екатерина, пламенная протестантка, всеми силами пытается обрисовать новое будущее для себя и своей страны, но когда король возвращается из заграничных походов, приоритеты смещаются, и единственной задачей Екатерины становится выживание. Сценарий основан на книге Элизабет Фремантл «Королевский гамбит», которая рассказывает о женщине на престоле, чья история в культуре обычно затмевается грандиозными мужами-современниками. Тем не менее у бразильского режиссера Карима Айнуза получилось нечто совершенно противоположное — кастинг сместил акцент в фильме сам по себе. В роли больного, мнительного, полубезумного, стоящего на пороге смерти тирана — Джуд Лоу. В его исполнении Генрих VIII превращается в мистическое животное, заколотое палками и раненное самыми близкими, забившееся в угол и принимающее последнюю битву. Неважно, происходит она на поле боя, во время дворцовых заседаний или на супружеском ложе.
Бесстрашный рыцарь Эль Сид защитил страну от нашествия, смог снискать уважение у врагов, а также заключить союз. Роскошные декорации и дорогостоящие костюмы этого фильма, а также зрелищные бои и захватывающие рыцарские поединки превосходят многие современные шедевры кинематографа. Дружина 2015 События происходят на Руси в 13 веке. В заброшенное поселение, находящееся в непроходимом лесу, прибыла небольшая дружина. Она состояла из неприветливых и молчаливых людей. Говорили, что они знают язык зверей и могут заклинать ветер. Эти воины были посланы новгородским князем за мальчиком по имени Александр, который позже прославится как Александр Невский.
Колонна 1968 Начало второго столетия нашей эры. Все верят в несокрушимость Римской империи. Тем временем закончилась кровавая битва между римлянами и дакийцами. Римляне опять победили, и Траян получил отрубленную голову врага — царя Децебала. Но, вопреки всему, у побежденного народа не сломлен дух, и они снова встают на борьбу с завоевателями. Ганнибал 1959 Эта история о прославленном военачальнике Ганнибале. Он был самым грозным врагом Римской власти.
После того как Ганнибал возглавил карфагенское войско, он начал широкомасштабную войну с Римом. Чтобы беспрепятственно подойти к врагу, он был вынужден вместе со своими солдатами совершить неповторимый поход через Альпы. Британия 2018 Все описанные события происходят в Британии, когда в ней жили непримиримые и яростные племена кельтов. Они не хотели признавать власть пришедших издалека римлян. Поэтому во время развивающихся событий две конфликтующие между собой амазонки объединились, чтобы дать им незабываемый бой и прогнать завоевателей. Центурион 2010 Идет второе столетие нашей эры. Римляне завоевывают чужие земли.
Сражения ведутся на территории Северной Британии с местным племенем пиктов. Они нападают на крепости римлян и убивают легионеров.
Взяв в руки Экскалибур, наследник трона меняется, и ставит себе цель свергнуть Вортигерна — убийцу своих родителей. Купец Иегуда Бен-Гур из знатного влиятельного рода, преданный другом, попадает под судебное разбирательство. По приговору его лишают состояния и прав, и отправляют рабом на галеры. Несколько лет занимаясь докучной греблей под присмотром надсмотрщиков, Бен-Гур вынашивает планы мести, пока не происходит спасительное для него кораблекрушение.
Путь Макбета от храброго командира до бесчестного убийцы проходит в сером мистическом тумане, где лукавые слова, произнесенные ведьмами и женой, направляют героя к бесславному финалу. Поклонникам драмы предложат весь классический набор: мрачные замки, гипнотические пейзажи Шотландии, масштабные бои, предательство и преступления, совершенные из-за жажды власти. В царствующей египетской семье вместе растут, как братья, Рамзес II и Моисей, найденный младенцем в корзине дочерью фараона. Тайна происхождения Моисея открывается, и молодой правитель изгоняет названного брата из Египта. Тот спустя 9 лет возвращается, требуя отпустить из рабства еврейский народ. Фараон не соглашается, но и Моисей не готов сдаться, пока не выполнит свою миссию.
Боевик расскажет в новом формате героическое предание о благородных ронинах, отомстивших за господина, приговоренного к сэппуку. В центре сюжета — защита тамплиерами Рочестерского замка, самого высокого в Англии и умело подготовленного к длительной обороне. Горстка рыцарей отбивалась в крепости от двухтысячного королевского отряда из датских наемников, встав на пути неприятеля в Лондон, и сорвав тиранические планы монарха Иоанна Безземельного. Молодой римлянин намерен узнать, что произошло с его отцом — командиром сгинувших воинов, и разыскать священный символ легиона — Орла Девяти.
Правители на грани нервного срыва: Лучшие исторические фильмы 2023 года
Перед вами лучшие исторические фильмы и сериалы про Древние времена, про войны Древнего мира и цивилизации. Смотреть онлайн русские исторические фильмы и сериалы. Все лучшие фильмы и сериалы про историю России на одном сайте. Смотрите фильмы, сериалы, и мультфильмы из списка "Исторические – фильмы и сериалы" в нашем онлайн-кинотеатре. В основе сюжета многосерийного фильма лежит исторический материал о путешествии Чжан Цяня, посланника императора Хань У-ди. Новые исторические фильмы: топ лучших исторических новинок 2023 года. Поэтому исторические фильмы лучше воспринимать скорее как увлекательную картину (порой ее даже можно назвать художественной), нежели как пособие для подготовки к ЕГЭ.
Как узнавать о событиях прошлого с экрана
- Убийцы цветочной луны
- «300 спартанцев»
- XV век: «София»
- Для жердевских школьников прошёл показ исторического фильма «Императрицы»
- 20 зарубежных фильмов, основанных на реальных событиях
Исторические фильмы
Однако к столетию Первой мировой многие факты стали известны всему миру. Полученная информация вызывает больше вопросов, чем ответов — разобраться в истории пытаются Александр Звягинцев и Ольга Булле. Их выводы — в исторической картине «Солдаты-призраки. Русские в Триесте». Осада Ахульго» Imam Shamil. The Siege of Akhulgo, 2019 За свою долгую историю императорская армия России успела принять участие в большом количестве войн. Однако самой страшной, продолжительной и сложной для нее стала Кавказская война. Одно из главных ее событий — штурм горы Ахульго в июне-августе 1839 года. В тот момент Имамат Чечни и Дагестана возглавлял третий имам, имам Шамиль. Жесткого расправившись со студенческим протестом в Кванджу, новый правитель оттолкнул от себя народ.
Местные жители города стали протестовать против режима. В ответ новоиспеченный диктатор отправил к простым людям военные части. Простой сеульский таксист Ман-соп соглашается помочь немцу проехать в зону боевых действий. Однако мужчина даже не подозревает, какие испытания готовит для него судьба — на пути ему предстоит скрываться от военных патрулей. В тот момент в стране свергают монарха Кванхэ-гуна — люди в панике, вокруг царит хаос. Спустя несколько лет армия империи Цин забирает простых крестьян для работы на своей территории, правитель государства пытается найти достойного соперника для поединка на мечах, а простая девушка старается добыть лекарство для отца, который теряет зрение. Вскоре от приятельских отношений ничего не остается, а дело доходит до настоящего конфликта. Обиженный Карруж идет за помощью к самому королю государства Карлу VI, который постановляет — спор должен решиться в результате кровопролитной дуэли. Оказать отпор ей может только Англия с королевой-протестанткой Елизаветой.
Однако ни среди народа, ни среди представителей власти в Англии нет единства — кто-то всей душой любит Марию Стюарт и мечтает видеть ее на английском троне, а кто-то выступает за действующую императрицу. Как это обычно бывает, сложной ситуацией хаоса пользуется тот, кому это выгодно. В результате испанский король готовит заговор и направляет мощную армию кораблей к берегам Англии. В этот же момент у Нельсона Манделы идет первый президентский срок. Управленец старается использовать любые возможности, чтобы прекратить расовую борьбу между белым и чернокожим населением страны и кладет конец политике апартеида. Группировка приезжает в Кенсон и берется за дело — однако молодые люди не подозревают, что один из членов собранной группы работает на врага. Войно-Ясенецкого Святителя Луки. У молодого человека был шанс стать великим художником, жить аристократичную беззаботную жизнь, однако он выбрал посвятить себя совершенно другому ремеслу. Пациенты Войно-Ясенецкого уверяли: мужчина лечит не только тело, но и душу.
Вспыхивают бунты, и шотландский наследник престола Роберт Брюс решает сражаться с английскими оккупантами. Воевода из Рязани собрал дружину храбрецов, чтобы наказать захватчиков за залитую кровью родную землю. В сече богатырь бился так геройски, что оружие затуплялось, и Евпатий заменял его татарскими мечами, отчего неприятелю мерещилось, что и мертвые сражаются против своих полков. Лучшее российское кино последних лет среди исторических фильмов про бои на мечах, где живая работа актеров и компьютерная графика выполнены на высоком уровне. Будущий монарх, найденный в гавани Лондиниума проститутками, не стремится узнать о своем происхождении, пока судьба не приводит Артура к камню с волшебным мечом. Взяв в руки Экскалибур, наследник трона меняется, и ставит себе цель свергнуть Вортигерна — убийцу своих родителей. Купец Иегуда Бен-Гур из знатного влиятельного рода, преданный другом, попадает под судебное разбирательство. По приговору его лишают состояния и прав, и отправляют рабом на галеры. Несколько лет занимаясь докучной греблей под присмотром надсмотрщиков, Бен-Гур вынашивает планы мести, пока не происходит спасительное для него кораблекрушение. Путь Макбета от храброго командира до бесчестного убийцы проходит в сером мистическом тумане, где лукавые слова, произнесенные ведьмами и женой, направляют героя к бесславному финалу.
Поклонникам драмы предложат весь классический набор: мрачные замки, гипнотические пейзажи Шотландии, масштабные бои, предательство и преступления, совершенные из-за жажды власти. В царствующей египетской семье вместе растут, как братья, Рамзес II и Моисей, найденный младенцем в корзине дочерью фараона. Тайна происхождения Моисея открывается, и молодой правитель изгоняет названного брата из Египта. Тот спустя 9 лет возвращается, требуя отпустить из рабства еврейский народ.
Это весьма печально, как печально и другое — то, как Шариков демонстрирует свои собственные представления о жизни, с какой категоричностью, с какой напористостью он говорит, он высказывает свои мысли — достаточно грубые и примитивные.
И вот еще одна очень важная деталь этого разговора. В повести Булгакова не говорится о том, что профессор Преображенский дал Шарикову для его развития роман «Робинзон Крузо». Роман очень характерный. В нем представитель, так сказать, буржуазной Англии, буржуазного индивидуализма, как говорили в советское время, без всякого коллектива окультуривает необитаемый остров. Неслучайно возникает у режиссера мысль об упоминании именно этой книги.
То есть, профессор Преображенский дает Шарикову книгу, которая может сделать его цивилизованным человеком. Очень выразительная деталь. Действительно, когда темной массе бедных, завистливых, неразвитых людей предложили марксизм, он принял в их сознании совершенно определенную форму. Экспроприация экспроприаторов, о которой говорил Маркс, была популяризирована Лениным как лозунг «грабь награбленное». И вот это стремление к уравниловке, стремление к тому, что нужно «всё взять и поделить», увы, обусловило тот самый русский бунт, бессмысленный и беспощадный, который проявился в нашей революции.
Миллион Шариковых решили, вот так просто поняв марксизм, переделать страну. Ложное марксистское учение стало санкцией на, по сути дела, бесчестие, о котором говорит Достоевский. Это очень опасно, когда исполненные человеконенавистничества умозрительные идеи попадают в массы — в массы, у которых нет достаточной степени культуры, критического подхода к своему собственному мышлению для того, чтобы эти идеи как-то верно понять и принять, или отторгнуть. И мы видим здесь, как Шариков декларирует за столом, что он нашел те идеи, которые позволят ему в конечном итоге утвердить себя в этой жизни, утвердить себя в квартире профессора Преображенского — даже ценой попрания его. Попытка профессора Преображенского возражать Шарикову не приводит ни к чему.
Шариков переходит в наступление. И вот следующий фрагмент показывает нам, как он торжествует — уже в доме профессора Преображенского, не видящего возможностей остановить его триумфальное шествие по квартире, старого профессора. Устраивая пьяную оргию в квартире профессора Преображенского, Шариков как будто окончательно хочет утвердить себя в этом доме. Показательная деталь, отсутствующая в повести: Шариков пьет из пробирок спирт, в котором находится какие-то необходимые, видимо для исследования профессора, частицы — то ли какие-то экспонатов, то ли частицы каких-то органов. Отсутствующий в повести эпизод, тем не менее, очень выразительно перекликается с реальными событиями.
Достаточно вспомнить о том, как происходил в Москве захват власти большевиками. Во время разграбления здания окружного суда современники были потрясены той картиной, когда пьяные красногвардейцы, солдаты вытаскивали из здания окружного суда находившиеся в криминалистической лаборатории емкости со спиртом, в которых хранились какие-то головы, руки, и выпивали этот спирт. Вот эти впечатления реальных современников о реальной революции здесь неожиданно проступают вот в такой детали. Действительно, профессору Преображенскому нет места в его собственном доме, как уже на самом деле нет места и уже в его собственной стране. И вот здесь возникает очень важный разговор.
Доктор Борменталь готов на крайние меры, чтобы остановить разрушение вот этого самого старого русского дома, олицетворяющего собой Россию. Происходит очень серьезный разговор. С одной стороны, профессор Преображенский понимает очевидную страшную истину, что Швондер, который пытается натравить Шарикова на него, совершает страшное преступление, которое потом обратится и против него самого. Сначала шариковы уничтожат преображенских, а потом и швондеров. Это очень выразительный образ.
Действительно, Швондер здесь выступает в качестве революционеров первой волны — вот этих самых революционеров ленинской гвардии, которые подняли темную народную массу, из которой потом вышли шариковы, которые сначала уничтожили буржуев, подобных профессору Преображенскому — то есть старую элиту России, а потом обрушились на швондеров — на эту самую большевистскую ленинскую гвардию. Действительно, Шариков — это сталинский выдвиженец, уже даже типологически это уже новый партийный деятель, который сметет швондеров. И вот когда доктор Борменталь готов предпринять самые крайние меры, он слышит возражение профессора Преображенского — кстати говоря, ответственного за появление Шарикова, — возражение абстрактно моралистического плана о том, что никогда не надо совершать преступления, греха — как будто в жизни бывают ситуации, когда человек выбирает только между тем, чтобы согрешить или не согрешить. За этим разговором проступает опять-таки очень выразительный символ. Русская интеллигенция, во многом поспособствовшая появлению у нас шариковых, во многом спровоцировавшая революцию в стране и ставшая жертвой этой революции, очень часто не находила в себе нравственного обоснования необходимости борьбы с шариковщиной, борьбы с революцией.
Не хватало понимания того, что в каких-то ситуациях, как говорил замечательный русский философ Иван Александрович Ильин, злу надо сопротивляться силой. И вот эту идею сопротивлении злу силою пытается утвердить в разговоре доктор Борменталь. Впрочем, разговор прерывается тем, что Шариков осуществляет еще одну отвратительную хулиганскую выходку, и вновь профессор Преображенский пытается удержать Борменталя от расправы над Шариковым. Ну, а далее перед нами проходит фрагменты, которые символизируют эволюцию Шарикова. Неожиданно Шариков находит в этом новом советском обществе себе работу, преуспевает на этой работе, и постепенно становится в полном смысле этого слова хозяином жизни — и в стране, и в квартире профессора Преображенского.
Посмотрим эту серию фрагментов. Итак, мы видим, как Шариков утверждает себя не только в доме профессора Преображенского, но и в советском обществе. Мы видим, как на протяжении всего фильма меняется его внешность, и вот он, наконец, приобретает внешность типичного партийного выдвиженца сталинского времени. Он находит и новую работу. Очень выразительные атрибуты его новой работы: кожаная куртка, черный «воронок» и «очистка Москвы» — вроде бы от кошек, но и здесь перед нами достаточно прозрачный намек.
Действительно, будучи псом в прошлом, Шариков ненавидит кошек, и их теперь пытается уничтожать. Но дело не в собаках и кошках. Согласно библейским представлениям, собаки является животными нечистыми, а кошки — животными чистыми, более высокоорганизованными. И в городе кошки, действительно, нередко украшают жизнь мирных обывателей своим присутствием. Кошка — это символ чего-то более высокого, чем собака.
И вот то, что бывший пес Шариков уничтожает кошек, недвусмысленно намекает на то, где же работает Шариков — конечно, в ГПУ. Он, подобно всем чекистам, уничтожает лучшую часть общества, чтобы торжествовала худшая. И всё становится ясным. Его страшные слова о том, что они кошек «душили-душили, душили-душили» является, по существу, манифестацией любого чекиста той поры. Сцена ловли кошек тоже по-своему символична.
Мы видим Шарикова, очень напоминающего Глеба Жеглова из «Места встречи изменить нельзя» — сериала, снятого талантливо, но по существу, поэтизировавшего милиционера, чекиста сталинского времени. И вот он ловит — весьма успешно, кошек, уничтожает их, «чуя их сердцем». Это тоже показательно. Достаточно напомнить, что до 1922 года в советской стране не существовало даже Уголовного Кодекса. Единственным критерием расправ чекистов над людьми была революционная целесообразность, революционное классовое чутье.
Ну, а далее происходит так, что Шариков, действительно занимает ведущее место вКалабуховском доме, и даже не признающий его за подлинного господина швейцар вынужден раскланиваться с ним. Шариков пишет донос на профессора Преображенского — это становится профессору известно, и когда Шариков в очередной раз со своей зловещей работы — уже на персональном автомобиле, приезжает домой, происходит важный разговор. Обратим внимание, что Шариков уже в данном случае уже приобщился к какому-то минимуму цивилизации. Он уже требует, чтобы с него снимали пальто и подавали обедать в столовую. Ну, а далее происходит разговор, который заканчивается столкновением Борменталя и Шарикова.
Шариков хочет даже с помощью силы, с помощью оружия утвердиться в этом доме, и Борменталь вступает с ним в борьбу. Эта сцена приобретает символический характер. Если квартира профессора Преображенского символизирует собой Россию, то вот это драка Борменталя и Шарикова символизирует собой борьбу двух разных сил. Мы без труда узнаём, что профессор Преображенский, мятущийся между борющимися — это русская интеллигенция периода гражданской войны. Борменталь, борющийся с Шариковым — это та ее активная часть, которая сопротивлялась большевикам в рамках «белого движения».
А Шариков — это, конечно же, большевизм. И вот происходит так, что Борменталь побеждает. В этой борьбе он апеллирует к народу, прося народ подождать и не мешать им. И вот показательно, что символизирующая народ кухарка Дарья Петровна говорит, что«им мешать не надо». Шарикову делает операцию, и он возвращается в свое первобытное собачье состояние.
Так заканчивается фильм. Вернее, кажется, что в рамках квартиры профессора Преображенского гражданская война завершилась не так, как она завершилась в нашей истории. Белые победили красных, и шариковщина не стала несчастьем целых десятилетий русской истории. Но снятый в конце 1980-х годов фильм, увы, имел печальный опыт советского времени. Поэтому, заронив в нашу душу надежду ото, что гражданская война могла бы завершиться иначе — так, как она завершилась в доме профессора Преображенского, режиссер вновь напоминает нам о том, что же случилось.
Да, в квартире профессора Преображенского шариковская революция победить не смогла, но в стране — то она победила. И вот последний фрагмент фильма напоминает нам об этом конкретном историческом итоге шариковской революции. Шариковская революция победила в России. Марширующие красноармейцы поют песню, зловеще звучащую в их устах о том, что «белая гвардия наголову разбита, а Красную Армию никто не разобьёт», и мы понимаем, что шариковы победили. Страна вновь оказалась в разрухе, и даже сумевший вернуть в первобытное собачее состояние Шарикова профессор Преображенский, как и многие представители прежней интеллектуальной, общественной элиты России, обречены в шариковской стране на гибель.
Фильм заканчивается весьма пессимистично, как завершался этот этап русской истории, когда блистательная Российская империя в несколько лет превратилась царство шариковых. В царство, в котором «грядущий Хам» одержал победу. В царство, в котором лучшие представители русского народа должны были либо погибнуть, либо перестать быть самими собой, чтобы выжить. И эта тема — тема будущей шариковской России, станет темой нашего следующего разговора. Расшифровка лекции 3 по фильму «Последний бой майора Пугачева» Фильм режиссера Фатьянова «Последний бой майора Пугачева» представляет собой первую значительную попытку экранизации творчества произведения В.
Шаламова на нашем экране. Вынесенное в заглавие фильма название одного из рассказов Шаламова «Последний бой майора Пугачёва» не исключает того, что в основу сценария этого фильма были положены несколько новелл великого русского писателя. Поэтому, просматривая этот фильм, можно с полным правом надеяться получить действительно широкое и глубокое представление о всем творчестве этого писателя. Писателя, прошедшего самые страшные колымские лагеря. Писателя, сумевшего в каком-то отношении, может быть, даже более глубоко и пронзительно рассказать о ГУЛАГе, нежели его великий современник — Александр Исаевич Солженицын.
Случилось так, что фильм режиссера Фатьянова вышел в 2005 году одновременно с фильмом Глеба Панфилова «В круге первом». И эти две экранизации творчества действительно великих русских писателей, сумевших отразить в своем творчестве страшную историю ГУЛАГа, как будто были призваны напомнить нашим современникам тогда, в год 60-летия Победы, ту страшную правду, которая была многими из нас склонна оказаться забытой в это время. Действительно, триумф Победы в 1945 году не отменил для нашей страны страшной реальности коммунистического тоталитарного режима, продолжавшего терзать нашу страну, положившего миллионы русских жизней не во имя спасения во имя спасения собственного режима, подавлявшего Россию и продолжавшего терзать наш народ после войны не менее жестоко. Оба фильма позволяли нашему зрителю увидеть ту, уже послевоенную страну, в которой ГУЛАГ составлял неотъемлемую часть действительности. И хотя роман и фильм «В круге первом» завершались тем, что несколько обитателей «шарашки» сделали для себя мучительный выбор во имя свободы и собственного человеческого достоинства, во имя совести оставить этот первый круг ада и устремиться в другой круг ада — гораздо более страшный, чем была марфинская «шарашка», фильм «Последний бой майора Пугачёва» открывал зрителю те последующие круги ада, по которым после предстояло пройти героям романа и фильма «В круге первом».
Действительно, покидая «шарашку» — место, через которое проходили многие тысячи, как правило, образованных, технически одаренных советских заключенных, герои романа Солженицына должны были переместиться в другую реальность ГУЛАГа — страшную лагерную реальность этого микромира, паразитирующего на теле России и постепенно претендовавшего на то, чтобы стать сутью жизни нашей страны. Поэтому фильм Фатьянова открывает перед нами дальнейшую перспективу жизни героев фильма Панфилова, которая открывается перед нами в последних кадрах фильма «В круге первом». Какой же мир открывают для себя герои Солженицына и Панфилова, предпочившие жить не по лжи, жить по совести, в самой бесчеловечной системе советской действительности, в условиях лагерного заключения? Посмотрим первые кадры фильма «Последний бой майора Пугачёва». Мы увидели эшелон с заключёнными, который в 1947 или в 1948 году везет в сторону Колымы многие тысячи тех, кто даже возможно не предполагал той страшной участи, которая ожидала их после войны.
Не все ведь подобно героям романа «В круге первом» делали свой выбор сознательно и шли на лагерное заключение, отстаивая свои нравственные принципы. В этом поезде мы видим сотни тысяч советских военнопленных, прошедших страшные гитлеровские лагеря, увидим сотни тысяч остарбайтеров, угнанных когда-то на работу в страны Западной Европы. Видим десятки тысяч тех советских граждан, которые воевали против Красной Армии на стороне Германии, видим тысячи репатриантов, приехавших из русской эмиграции. Это очень разномастная группа людей объединена теперь только одним: общим страданием, которое выпадет на их долю в условиях ГУЛАГа. Однако даже они не ожидали в полной мере то, что придется им пережить в лагерных бараках.
Не только тяжелые физические условия — условия содержания, условия труда, не только террор охраны, но и страшный террор блатного мира, был тяжелейшим испытанием для многих заключенных не только в колымских лагерях. И вот на наших глазах происходит трагедия, в результате которой гибнет один из недавно прибывших на Колыму интеллигентных зэков, становясь жертвой расправы над ним уголовников. Эта сцена чрезвычайно важна для нашего времени, для нашего времени важно очень верное отношение как В. Шаламова, так и А. Солженицына к феномену блатного мира.
Воспевавшись у нас в последствии многократно, блатной мир на самом деле представлял собой страшное орудие, с помощью которого коммунистический тоталитарный режим пытался расправляться со своими политическими противниками — с теми, кто сидел по так называемой 58-й статье, даже в условиях лагеря. И эта сцена проходит перед нами, выразительно показывая, что оказавшись в условиях лагеря, человек, возможно в еще большей степени, чем в условиях «шарашки», был обречен на мучительную и часто неожиданно настигавшую его смерть. Трудно было в этих условиях сохранить человеческий облик — тем более, что отношения «палач и жертва», характерные как для всего советского общества, так и в особенности для лагерного мира, в условиях колымских лагерей проявляли себя с особой остротой, с особой бесчеловечностью. Следующий эпизод переносит нас в условия тяжелейших физических работ, которые вели заключенные в колымских лагерях. Работ, призванных прежде всего физически уничтожить этих заключённых, и менее всего способных дать стране сколь бы то ни было значительное количество материальных благ.
Это был труд, действительно истреблявший людей. Эпизод убийства заключенного на лесоповале — в момент, когда он пытается собрать мерзлые зимние ягоды, чтобы как-то поддержать себя и своих товарищей и при этом переходит заграждение, призван выразительно показать нам то, насколько же не имело никакого различия отношение к основной массе заключенных охранников и представителей блатного мира. Уголовники и охранники в своей неограниченной власти над основной массой заключенных особенно быстро теряли человеческий облик. И показательно то, что система, создававшая такого рода отношения в местах заключения, по существу культивировала их и вне лагерей. Действительно, человек имевший власть, мог расправиться с тем, кто был ему подчинен, без всякого основания — просто потому, что ему не понравилось лицо этого человека.
И в этом заключается страшная правда любого деспотизма. Жизнь в колымских лагерях действительно обрекала заключенных на быстрое умирание. Трудно было прожить в этих лагерях несколько лет, оставаясь на тяжелых физических работах. И следующий эпизод данного фильма показывает нам страшную картину гибели заключенных, которые погибли в лагерях не только в голодные военные годы, но и в предвоенные и в послевоенные периоды, и неслучайно вот эта огромная смертность заключенных в лагерях — не только в колымских, но прежде всего в них, дала основание Солженицыну назвать эти исправительно-трудовые лагеря «истребительно-трудовыми» лагерями. Лагерями, где человек истреблялся и трудом, и совершенно недостаточным для его выживания питанием, и самое главное террором — как охранников, так и уголовников.
Очередная утренняя проверка выявила, что только в одном бараке за ночь скончалось пять человек. И такова картина смертности в колымских лагерях на протяжении многих лет. Но в этом эпизоде впервые перед нами явственно проступает майор Пугачев, как человек, не смирившийся со своей обреченностью на гибель в колымском лагере, но как человек, готовящий побег. Побег должен стать для него и для тех, кто поддержит его в этом начинании, ибо одному бежать из колымских лагерей практически невозможно, — по существу средством сохранения своего права быть человеком, своего права быть свободным человеком. Следует подчеркнуть, что в основу рассказа «Последний бой майора Пугачева», повествующего о бегстве из колымского лагеря группы заключенных, был положен реальный исторический эпизод.
Действительно, беспрецедентный случай побега из колымских лагерей группы власовцев этот термин, кстати, уже прозвучал в сегодняшнем фильме , которыми командовал капитан Тонконогов, офицер власовской армии. Тема власовцев является достаточно сложной, это лишь вершина того айсберга, который связан с тем поразительным обстоятельством, что в годы войны более миллиона советских граждан воевало на стороне Германии против Красной Армии. Понять значение и смысл этого феномена не просто, и фильм режиссера Фатьянова не ставит перед собой такую задачу. Но то, что беспрецедентный побег из колымских лагерей осуществили именно власовцы, и это событие запечатлелось в сознании В. Шаламова как удивительный факт, символизировало лишь то обстоятельство, что очень немногие, наиболее отчаянные, наиболее последовательно ненавидевшие коммунизм люди, видевшие в системе лагерного заключения суть всего коммунистического тоталитаризма, могли найти в себе силы бросить вызов страшным обстоятельствам лагерной жизни, как они нашли в себе силы бросить вызов тяжелым обстоятельствам войны, в которой они принимали столь трагическое участие.
Но в рамках данного фильма тема подготовки побега майора Пугачёва и его товарищей неожиданно переплетается с еще одной темой. Об этой теме некогда писал бывший заключённый, действительно бежавший из карельских лагерей, Иван Солоневич. Писал он об этом весьма выразительно. Но еще более отвратительно и страшно, когда снимая с тебя последнюю одежду, он заставляет тебя улыбаться и радоваться тому, что происходит». Действительно, ужас советской жизни часто усугублялся тем, что лишенные каких бы то ни было прав, лишенные всякого человеческих условий существования, обреченные быть рабами в лагерях люди должны были славить ту жизнь, которая их окружала, прославлять тот режим, который сделал их рабами.
И вот такого рода коллизия возникает в фильме «Последний бой майора Пугачёва», когда лагерному начальству приходит в голову организация самодеятельности из числа заключенных. И именно этой, столь же бессмысленной, сколь и кощунственной в отношении заключенных идеей, и решает воспользоваться майор Пугачев, чтобы осуществить свой замысел. Майор Пугачев подбирает себе группу товарищей, с которыми проводит время на репетициях. Они получают дополнительный паек, чтобы быть в лучшей форме для концерта, но на самом деле обретают силы, необходимые им для побега. Того самого побега, который еще не имел место в истории колымских лагерей.
Но при этом им приходится делать вид, что они готовят праздничный концерт. И вот следующий фрагмент этого фильма, когда превращенные сталинским режимом в полуживых существ заключённые призваны петь радостную песню о счастливой советской стране и мудром сталинском руководстве, очень выразительно показывает не только абсурд жизни советского времени, но и то, что эти заключённые, изображающие из себя певческий хор благодарных товарищу Сталину зэков, на самом деле люди, которые готовы бросить вызов страшной системе, превративший всю нашу страну и весь наш народ в покорное рабское стадо. Бегство из колымского лагеря могло показаться авантюрой, и, хотя будучи профессиональным военным, майор Пугачев разрабатывает, казалось бы, достаточно четкий план, шансы на успех практически ничтожны. Но велико стремление этих людей ощутить себя свободными. Свободными в условиях, когда человек готов поплатиться своей свободой, и вообще любыми проявлениями человеческого достоинства для того, чтобы продлить свою жизнь хотя бы на несколько дней.
И вот это их желание вырваться из колымского лагеря становится невольным желанием вырваться из страны, превращенной сталинским режимом в один огромный концлагерь. Сами того, может быть, не сознавая, в тот момент они бросают вызов всей тоталитарной сталинской системе, всей этой стране, в которой превращенные в рабов люди призваны изображать из себя самых счастливых и самых свободных людей в мире. Именно этой системе насилия и лжи противостоят герои произведения Шаламова — та группа заключенных, которая решается рискнуть всем, чтобы испытать свободу, чтобы вырваться из того мира несвободы, тотального рабства, в которой обречены жить поколения их современников. И это уже не просто бегство группы заключенных — это протест искренних и свободных людей против того рабства, в котором многие современники живут, даже не сознавая того, что происходит в их жизни. Конечно, этот побег обрекает их и на конфликт с теми, кто стоит на защите системы подавления страны.
И вот, смотря последующие кадры, мы будем задаваться естественным вопросом: а на чьей стороне наша душа наше сердце? На стороне этих беглых заключенных, или на стороне тех служителей так называемого сталинского закона, которые пытаются пресечь этот побег и вернуть свободных людей в рабское состояние? Побег из лагеря группы заключенных не только открыл им путь к свободе — пусть и кратковременной, пусть и недолговечной, Но этот же побег обнаружил подлинную суть их палачей. Мы видим, как на наших глазах еще недавно самодовольные начальники превращаются в людей, способных предавать друг друга, уничтожать друг друга, дабы выжить самому. И вот в этой ситуации для нас проступает одна очевидная особенность советской жизни.
И жизнь жертв, и даже жизнь палачей была построена по одному принципу «умри ты сегодня, а я завтра». Человеку для того, чтобы быть палачом, нужно было иметь свои жертвы, но в жертву мог превратиться любой человек, даже вчерашний палач. И вот в этом страшном парадоксе советской действительности сформировались целые поколения людей. Но очень немногие из них были способны на то, чтобы сознательно отказаться от роли палача, и тем самым чаще всего сознательно обречь себя на положении жертвы. И вот, сравнивая убегающих из лагеря заключенных власовцев с этими так называемыми советскими офицерами, несущими службу по охране страны от «врагов народа», а на самом деле изолирующими жизнь страны от многих достойных и выдающихся представителей русского народа и обрекающих их на муки и смерть, — вот в этом сопоставлении мы видим то, насколько же перманентной, непрекращающейся была в течение всего советского периода та гражданская война между лучшими и худшими русскими людьми, которые в условиях советской действительности, по существу, делали свой нравственный выбор.
Выбор между палачом и жертвой оказался очень трудным. Но выбор между свободой и рабством оказался еще труднее. И вот сделавшие свой выбор в пользу свободы бежавшие заключенные предстают перед нами буквально в последние дни и часы своей жизни как люди, безусловно являющие нам то, что стало большой редкостью в условиях советской действительности — чувство человеческой свободы. Попытка поймать заключенных, или хотя бы уничтожить их во время этого бегства, открывает перед нами новые эпизоды. Эпизоды, связанные и с боем, происходящим между беглыми заключенными и охранниками, и эпизодом, который сопровождает происходящие события.
По словам актрисы, она много общалась с историками, чтобы как можно точнее представить свою героиню. Одна характеристика понравилась ей особенно. Юлия Пересильд, заслуженная артистка России: «Если бы нашу историю государства Российского представить как поезд, а каждого правителя — как вагон, то Елизавета была бы вагоном-рестораном По-моему , крутой образ». Это — рассказ об эпохе дворцовых переворотов, наступившей после смерти Петра. Шикарные балы, сложные человеческие отношения, интриги, борьба за власть на фоне перемен, происходящих в стране.