Новости гротеск что такое в литературе

В советской литературе бытовало мнение, что гротеск и сатира — понятия почти одинаковые, однако многие литературоведы, например, Алексей Бушмин, опровергли этот стереотип. Что такое гротеск, насколько популярен данный прием среди писателей?

Литература. 10 класс

С давних пор и по наши дни гротеск имеет своих восторженных почитателей и своих рьяных хулителей. Вот почему почти любой разговор о нем перерастает в жаркую схватку. Даже спокойные, уравновешенные люди теряют при этом свое хваленое хладнокровие и обрушивают на оппонентов целый океан эмоций. Подобный накал страстей вокруг проблемы гротеска, несомненно, свидетельствует о ее важности, остроте и непреходящей актуальности. Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что уровень теоретической разработки проблемы гротеска разительно не соответствовал и не соответствует этому бурному всплеску чувств. Сам термин «гротеск» необычайно популярен и в нашей критике, и в истории литературы, и в ее теории. Откройте наугад любую рецензию, статью, книгу, в которых речь идет о каком-либо сатирическом произведении, и вы наверняка встретите это слово. Однако, если спросить тех, кто его употребляет, что же такое гротеск, то ответы будут самые разноречивые. Подчас же их и вовсе не будет: во многих случаях термин «гротеск» появляется как бы по инерции, без малейшего понимания его смысла.

Все это очень прискорбно, хотя вполне объяснимо: у гротеска много почитателей, но очень мало исследователей. Если некоторые зарубежные историки и теоретики литературы все же уделяли гротеску внимание достаточно напомнить из старых работ «Историю гротескно-комического» К. Флёгеля и «Историю гротесковой сатиры» Г. Шнееганса, а из новейших — «Гротеск в живописи и литературе» В. Кайзера 1 , то на русском языке до самого последнего времени не было ни одной книги, посвященной его истории или теории. Только в прошлом году был издан фундаментальный труд М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», в котором содержится первое в советской науке специальное исследование проблемы гротеска правда, основное внимание автора сосредоточено на древнем, средневековом гротеске и на гротеске эпохи Возрождения. И вот теперь издательство «Советский писатель» выпустило вторую книгу, посвященную данной проблеме, — работу Ю.

Манна «О гротеске в литературе», цель которой сам автор сформулировал так: «Наш небольшой очерк не претендует на исчерпывающее изложение истории гротеска, на полный обзор гротескных произведений. Мы стремились лишь дать общее теоретическое понимание гротеска, охарактеризовать его место в реалистической литературе» стр. Потребность в подобного рода работе назрела давно. Ведь вопрос о природе и сущности гротеска, о его «соотношении» с реализмом относится к числу наиболее актуальных и наиболее запутанных. Было время, когда гротеск объявляли порождением идеализма и вообще отлучали от реалистического искусства. Воюя с подобными утверждениями, Бертольт Брехт, один из прославленных мастеров реалистического гротеска, писал: «Не понятие узости, а понятие широты подходит реализму. Когда мы видим, в какой разнообразной форме можно описать действительность, мы убеждаемся, что реализм не сводится к формальному моменту. Очень опасно великое понятие «реализм» прикрепить к нескольким именам, какими бы знаменитыми они ни были, и превратить несколько форм в единственно возможный творческий метод».

Манн в своей книге, руководствуясь этим тезисом, убедительно показывает, что гротеск нисколько не «противоречит» реализму: он является не только правомерным, но и равноправным принципом типизации, существующим наряду с отображением действительности в рамках жизненного правдоподобия. Сопоставляя между собой романтический и реалистический этапы в развитии гротеска, автор книги приходит к выводу, что реализм был тем творческим методом, в недрах которого гротеск расцвел заново и достиг выдающихся художественных результатов. Если в творчестве романтиков гротесковые формы порой приобретали несколько абстрактный, самодовлеющий характер, то «реалисты, продолжившие борьбу романтиков за гротеск, с самого, начала связали этот принцип типизации с художественной правдой» стр. В руках реалистов гротеск стал эффективнейшим средством социального исследования действительности.

Губерманом, А. Зиновьевым, В. Аксеновым, Ю. Алешковским, А. Галичем, однако их сюжеты произведений не соответствовали идеологическим установкам советского союза, в результате данным авторам пришлось эмигрировать.

Получается, чтобы править городом, достаточно обладать психологией начальника — говорить «Не потерплю! Иногда Салтыков-Щедрин списывает образы с людей, с которыми сталкивается по государственной службе. Например, за пустоголовость идей, «начальническую психологию» тульский губернатор Шидловский попадает на страницы книги под именем Прыща — фаршированной головы. За жизнеописанием Беневоленского, «страстного законодателя», скрывается образ Сперанского. Автор этого не скрывает, говоря в описи: «товарищ Сперанского по семинарии». За Угрюм-Бурчеевым, военным деятелем, который хотел переделать весь Глупов в военный городок, но потерпел поражение, можно легко угадать Аракчеева.

Смешивая реальные детали и фантастические дополнения, писатель подчёркивает абсурд происходящего. Сочетание гиперболы, гротеска, иносказаний в каждом образе требует от читателя умения вчитываться в сатирический мир произведения. Аллегорические образы градоначальников служат в произведении лишь одной цели — пародийно представить картину русской жизни 1731—1825 годов. Автор не делает копии с исторических событий, а лишь намекает, создавая модель универсального города и его обитателей. С одной стороны, Салтыкову-Щедрину важно показать, что происходящее — не повод для смеха. Ирония лишь обнажает острые проблемы государственного строя и общества.

С другой стороны, преувеличивая глупые действия героев, писатель призывает открыть глаза на происходящее. Кто такой Перехват-Залихватский и куда он пришёл? Эти вопросы остаются нерешёнными, потому что «пришло оно» — финальная фантастическая сцена романа, в которой невероятное «оно» нападает на самоуверенного градоначальника, возомнившего себя способным изменить природу. Угрюм-Бурчеев замахнулся на неподвластное — само мироздание — попыткой повернуть реку вспять. Этот «непреклонный идиот» навязывает народу вариант счастья — прямые улицы, прямое сознание, прямой мир. Осознание глуповцами происходящего тоже звучит фантастически и даже сатирически, что подчёркивает черты антиутопии.

Попытки битвы с природой ещё никогда не заканчивались победой, поэтому Салтыков-Щедрин пишет: «Но не успел он Угрюм-Бурчеев договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе. История прекратила течение своё». Но кто придёт на смену?

С давних пор и по наши дни гротеск имеет своих восторженных почитателей и своих рьяных хулителей.

Вот почему почти любой разговор о нем перерастает в жаркую схватку. Даже спокойные, уравновешенные люди теряют при этом свое хваленое хладнокровие и обрушивают на оппонентов целый океан эмоций. Подобный накал страстей вокруг проблемы гротеска, несомненно, свидетельствует о ее важности, остроте и непреходящей актуальности. Вместе с тем приходится с сожалением констатировать, что уровень теоретической разработки проблемы гротеска разительно не соответствовал и не соответствует этому бурному всплеску чувств.

Сам термин «гротеск» необычайно популярен и в нашей критике, и в истории литературы, и в ее теории. Откройте наугад любую рецензию, статью, книгу, в которых речь идет о каком-либо сатирическом произведении, и вы наверняка встретите это слово. Однако, если спросить тех, кто его употребляет, что же такое гротеск, то ответы будут самые разноречивые. Подчас же их и вовсе не будет: во многих случаях термин «гротеск» появляется как бы по инерции, без малейшего понимания его смысла.

Все это очень прискорбно, хотя вполне объяснимо: у гротеска много почитателей, но очень мало исследователей. Если некоторые зарубежные историки и теоретики литературы все же уделяли гротеску внимание достаточно напомнить из старых работ «Историю гротескно-комического» К. Флёгеля и «Историю гротесковой сатиры» Г. Шнееганса, а из новейших — «Гротеск в живописи и литературе» В.

Кайзера 1 , то на русском языке до самого последнего времени не было ни одной книги, посвященной его истории или теории. Только в прошлом году был издан фундаментальный труд М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», в котором содержится первое в советской науке специальное исследование проблемы гротеска правда, основное внимание автора сосредоточено на древнем, средневековом гротеске и на гротеске эпохи Возрождения. И вот теперь издательство «Советский писатель» выпустило вторую книгу, посвященную данной проблеме, — работу Ю.

Манна «О гротеске в литературе», цель которой сам автор сформулировал так: «Наш небольшой очерк не претендует на исчерпывающее изложение истории гротеска, на полный обзор гротескных произведений. Мы стремились лишь дать общее теоретическое понимание гротеска, охарактеризовать его место в реалистической литературе» стр. Потребность в подобного рода работе назрела давно. Ведь вопрос о природе и сущности гротеска, о его «соотношении» с реализмом относится к числу наиболее актуальных и наиболее запутанных.

Было время, когда гротеск объявляли порождением идеализма и вообще отлучали от реалистического искусства. Воюя с подобными утверждениями, Бертольт Брехт, один из прославленных мастеров реалистического гротеска, писал: «Не понятие узости, а понятие широты подходит реализму. Когда мы видим, в какой разнообразной форме можно описать действительность, мы убеждаемся, что реализм не сводится к формальному моменту. Очень опасно великое понятие «реализм» прикрепить к нескольким именам, какими бы знаменитыми они ни были, и превратить несколько форм в единственно возможный творческий метод».

Манн в своей книге, руководствуясь этим тезисом, убедительно показывает, что гротеск нисколько не «противоречит» реализму: он является не только правомерным, но и равноправным принципом типизации, существующим наряду с отображением действительности в рамках жизненного правдоподобия. Сопоставляя между собой романтический и реалистический этапы в развитии гротеска, автор книги приходит к выводу, что реализм был тем творческим методом, в недрах которого гротеск расцвел заново и достиг выдающихся художественных результатов. Если в творчестве романтиков гротесковые формы порой приобретали несколько абстрактный, самодовлеющий характер, то «реалисты, продолжившие борьбу романтиков за гротеск, с самого, начала связали этот принцип типизации с художественной правдой» стр. В руках реалистов гротеск стал эффективнейшим средством социального исследования действительности.

«Шутка сказать– гротеск!»

это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому в литературе и поэзии он часто используется в сатирических целях - для более впечатляющего выражения творческого замысла. Гротеск — это литературный прием, который основан на преувеличении, это преувеличение является фантастическим, так как то, что изображается не укладывается в рамки правдоподобия. В литературе гротеск представляет собой жанровую форму фантастики, одну из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое. Используется гротеск в литературе, чтобы погрузить читателя в абсурдный, порой сумасшедший мир и тем самым помочь ему осознать нелепость и губительность нарисованных идей, явлений. В качестве литературного приёма, гротеск стал особенно популярен в эпоху романтизма.

Что такое гротеск в литературе и примеры его использования

Гротеск в литературе это употребление противоречивых, реально-мистических, ужасно-комических и сюрреалистических приёмов, описание искажённой, извращённой и вывернутой наизнанку реальности. Однако в искусстве, перформансе и литературе гротеск может также относиться к чему-то, что одновременно вызывает у аудитории чувство неловкости и странности, а также сочувственную жалость. Гротеском называется художественный прием в литературе, который использует причудливо-фантастические образы на грани реальности и выдумки, часто этот прием используется в целях высмеивания автором героев своего произведения. что это такое, как зародился жанр и какие произведения литературы могут служить его.

Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск)

Маяковского, «Остров мира» Е. Петрова и другие аналогичные произведения. В связи с анализом названных пьес исследователь высказывает любопытные соображения относительно своеобразия того или иного вида гротеска. Так, он справедливо отмечает, что фантастическое предположение не есть нечто произвольное и самоцельное. Оно обусловлено своеобразием изображаемого противоречия и призвано раскрыть его с наибольшей наглядностью и силой. Манн, — единственно и незаменимо. Оно так же зависит от героев, темы и т.

Оно не столько «форма существования» художественного произведения, сколько само это произведение, его плоть». Совершенно прав автор книги и в том случае, когда подчеркивает, что «сочетание гротескного с негротескным в рамках одного произведения тоже внутренне обусловлено» стр. А вот когда он утверждает, будто «в гротеске второго вида где фантастика — исходный пункт возрастает, так сказать, социально-обобщающая функция фантастики» стр. Думается, что социально-обобщающая функция фантастики зависит не от «вида» гротеска, а от того, как эта фантастика используется, выявлению каких противоречий подчинена. Односторонним, чересчур категоричным представляется мне и такое утверждение автора книги: «То, что в гротеске выступает как необычное, взаимоисключающее, странное, отражает — через длинный ряд эстетических опосредствовании — реальную необычность, реальную «разорванность» стр. Да, необычное в гротеске может отражать и зачастую отражает реальную необычность, реальную «разорванность».

Но нередко бывает и наоборот, когда оно отражает реальную обычность чего-либо, взрывая ее при этом изнутри, обнажая ее истинную сущность. В данном случае нет возможности остановиться на некоторых других, спорных вопросах художественной структуры гротеска это предмет особого разговора. И все же об одном из них, хотя бы кратко, необходимо сказать. Я имею в виду вопрос о границах гротеска. В начале своей книги Ю. Манн, как уже говорилось, подчеркивает, что для гротеска «характерна» фантастика стр.

Однако на следующей же странице он утверждает, что «возможен гротеск и без фантастики» стр. В подтверждение этого исследователь ссылается на повесть Герцена «Доктор Крупов». Манн пишет: «В том неожиданном ракурсе, который предложил нам писатель, мы по-иному смотрим на обычные — и, в сущности, ничего не утратившие в своей обычности — предметы. Гротескное создается здесь без помощи фантастики, путем смелого сближения разных планов, развития и аргументации парадоксальной точки зрения Крупова на историю» стр. Итак, получается, будто бы для возникновения, создания гротеска вполне достаточно«неожиданного ракурса», «парадоксальной точки зрения». Но ведь тем самым автор вступает в противоречие с другими положениями книги, согласно которым гротеск предполагает нарушение «вида естественных произведений» природы стр.

Аналогичное недоумение возникает и при ознакомлении с таким тезисом: «Мольер своими гиперболами и самим принципом гиперболической обрисовки характеров в известной мере близок к гротеску» стр. Ведь если Мольера считать «близким» к гротеску, тогда «близкими» к нему окажутся и все другие писатели-сатирики, прибегающие к гиперболе, к гиперболической обрисовке характеров, а различие между гиперболой и гротеском вообще исчезнет. И хотя затем автор говорит о «неразвитости» гротеска у Мольера, вопрос о соотношении гиперболы с гротеском, о границах гротеска не становится более ясным. Как видим, книжка Ю.

Гротеск в литературе — это комический приём, необходимый, чтобы подчеркнуть абсурдность происходящего, обратить внимание читателя на нечто важное, скрывающееся за смешным, на первый взгляд, явлением. В отличие от гиперболы , которая тоже склонна к преувеличениям, гротеск доводит ситуацию до крайности, делая сюжет абсурдным. В этой-то абсурдности и кроется ключ к пониманию образа. Литература отличается от других видов искусства тем, что её содержание нельзя увидеть или потрогать, но можно представить. Поэтому гротескные сцены литературных произведений всегда «работают» на то, чтобы разбудить воображение читателя. Примеры гротеска в литературе Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск — это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха. В комедии «Лягушки», принадлежащей великому греческому драматургу, высмеиваются вещи серьёзные: судьба души после смерти, политика, стихосложение, общественные нравы. Персонажи попадают в царство мёртвых, где наблюдают спор между великими афинскими трагиками: Софоклом и недавно умершим Еврипидом. Поэты ругают друг друга, критикуя старый и новый способ сложения стихов, а заодно и пороки современников. Вместо классического античного хора, который обычно сопровождал реплики героев, у Аристофана появляется хор лягушек, чьё кваканье звучит как смех. Яркий пример гротеска — повесть Н. Гоголя «Нос». Орган обоняния отделяется от своего хозяина и начинает самостоятельную жизнь: отправляется на службу, в собор, гуляет по Невскому проспекту. Самое интересное, что Нос воспринимается окружающими как вполне серьёзный господин, а вот покинутый им майор Ковалёв не может выйти из дому. Получается, что обществу важен не человек, а его атрибуты: чин, статус, облик. Гротескный образ разгулявшегося носа На гротеске построены сатирические сказки М. Например, герой одноимённого произведения Карась-идеалист олицетворяет философствующего интеллигента, оторванного от реальной жизни. Карась проповедует всеобщую любовь и равенство, тогда как хищные рыбы продолжают глотать мелкую рыбёшку.

Другой с петушьей головой. Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый. Там карла с хвостиком, а вот Полужуравль и полукот. В русской литературе актуальна сатирическая функция гротеска: Н. Гоголь «Нос» , М.

Примерами гиперболы могут быть — «Я говорил это тысячу раз», «волны вставали горами». Под сарказмом понимают насмешку, сатирическое изображение, высшие проявление иронии. Цель использования сарказма — борьба с негативными явлениями действительности с помощью их осмеивания. Отличие сарказма от юмора состоит в том, что он явно демонстрирует негодование и ненависть. В сарказме всегда имеет место афористичность. Сарказм используется в политических и социальных контекстах, в публицистике, в полемике, ораторском искусстве, в художественные произведения. Примерами сарказма являются - «Если больной очень хочет жить, врачи бессильны», «Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая. Хотя насчёт первой у меня имеются сомнения».

Литература. 10 класс

Булгакова сталкиваются столь мощные и фантастические образы, что смеяться над ними вряд ли придёт кому-то в голову. Повести что это? Во всё ли нам дозволено вмешиваться? Какими могут быть последствия научных опытов? Эти вопросы всё более актуальны в эпоху клонирования и креоники. Гротески Булгакова пугают, предостерегают, своей зловещей достоверностью напоминая гравюры Гойи. Гротеск в зарубежной литературе Кроме уже упомянутых Аристофана и Гофмана, среди зарубежных писателей приёмом столкновения высокого и низкого пользовались Ф.

Рабле, С. Брандт, Дж. В ХХ веке непревзойдённым мастером гротеска стал немецкоязычный писатель Ф. Герой новеллы «Превращение» Грегор Замза просыпается и обнаруживает, что стал огромным насекомым. Попробовав перевернуться на другой бок, он понимает, что больше этого не может. Любящий сын и брат, Грегор зарабатывал деньги для всей семьи, а теперь он оказывается ненужным.

Близкие относятся к гигантской сороконожке с отвращением. Они не заходят в комнату Грегора, только сестра изредка приносит ему еду. Постепенно отвращение к странному существу возрастает. Никто не догадывается, как «оно» страдает, слыша, как мать и отец обсуждают по вечерам возникшие проблемы. Однажды вечером сестра предлагает сыграть на пианино новым жильцам.

Термин «гротеск» происходит от итальянского слова «grottesco», которое означает «пещера» или «тайник». Такое название связано с тем, что в гротескной литературе часто используются комические и эмоциональные образы и сюжеты, которые находятся в перевернутом и искаженном состоянии, как будто находятся в таинственной пещере. Гротескная литература часто отличается необычными формами изображения, включая карикатуры, фантастические создания и необычные сюжеты. Она применяет гротескные способы обозначения действительности и часто находится на грани между реальностью и фантазией. Гротеск, будучи сатирическим стилем, часто используется для высмеивания негативных аспектов общества и власти, а также для подчеркивания абсурдности человеческой природы.

Едва ли есть другой стиль в литературе, который бы так смело отражал наше существование во всей его гротескности и абсурдности. Через перевернутые образы и искаженные сюжеты гротеск позволяет нам лучше понять самих себя и оценить то, что обычно лежит за пределами нашего восприятия. Гротеск может быть понятым, как нечто мрачное и отталкивающее, но на самом деле этот стиль предлагает нам новый способ взглянуть на мир.

Желая подчеркнуть некоторые черты или явления, авторы изменяют, деформирую их, стремясь к неправдоподобному увеличению, расширению. Используется гротеск в литературе, чтобы погрузить читателя в абсурдный, порой сумасшедший мир и тем самым помочь ему осознать нелепость и губительность нарисованных идей, явлений.

Происходящее в произведениях часто напоминает нарколептический бред, сны сумасшедшего или инопланетянина. Определение гротеска включает в себя соотношение изображения с реальностью с целью подчеркнуть явную, бросающуюся в глаза фантастичность и нелепость. Также присутствует нарочитая комичность или трагический фарс, призванный снизить сочувствие к героям и высмеять их даже в их бедственном положении.

Что такое гротеск в общих чертах? Термин означает тип художественной образности. Он основан на фантастике, контрасте, смехе, который переплетается с реальностью. Помимо этого, гротеску присущи карикатура, алогизмы, гиперболы. Этимология понятия В русский язык слово, как и его определение гротеск , пришло из Франции, хотя его первоначальный перевод связан с Италией.

Оно означало «грот» и появилось после археологических раскопок 15-го века. В это время в Италии в подземных помещениях обнаружили растительную живопись с причудливыми узорами. Это были в свое время комнаты и коридоры дома Нерона. Гротескны ли гаргульи? Многие ошибочно приписывают гаргульям гротеск. Они действительно причудливы, однако предназначение этих резных фигур — в отводе дождевой воды, чтобы она не попадала на стены здания. Каменная резьба в гротескном стиле не имеет подобных целей. Стоит отметить, что гаргульи относятся к химерам, а не к гротеску.

Литература и гротеск Это в литературе данное понятие представлено ярче всего, оно является разновидностью комического приема, сочетает в себе в форме фантастики смешное и ужасное, возвышенное и безобразное. В гротеске переплетается выдуманное с реальным, вскрываются противоречия действительности. Гротеск нельзя назвать просто комическим. Он содержит в себе юмор и иронию, но они неотделимо связаны с чем-то зловещим, трагическим.

Что такое гротеск в литературе примеры

Так что же такое гротеск в литературе, и какие особенности он имеет? Литературная энциклопедия даёт объяснение термину, как понятию, пришедшему в литературу из живописи. Гротеск стал популярным приемом и в литературе. Что такое литературный тип. Литературная энциклопедия даёт объяснение термину, как понятию, пришедшему в литературу из живописи.

Смотрите также

  • Гротеск — необычный художественный приём в искусстве
  • Гротеск - что значит? Что такое гротеск? Гротеск в литературе примеры из произведений.
  • Что такое гротеск в литературе примеры
  • Гротеск: что это такое? Примеры из литературы и не только

Гротеск в поэзии Кальпиди

Для того чтобы понять, что такое гротеск, нужно рассмотреть его примеры, представленные в литературе. В качестве литературного приёма, гротеск стал особенно популярен в эпоху романтизма. В литературе гротеск представляет собой жанровую форму фантастики, одну из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое. в сказках, легендах, былинах.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий