Новости что такое вотчина кратко

древнейший вид земельной собственности, переходившей по наследству. В. возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. Вотчиной в Древней Руси называли земельное владение, которое было получено по наследству. сеньорами Виды вотчины Родовая Купленная Выслуженная До XVIII века вотчина и поместье были разными понятиями. Вотчина – это особая форма собственности на землю, которая существовала в России в средние века. древнейший вид частной земельной собственности на Руси. Принадлежала вотчина князьям и боярам, то есть высшему слою общества.

История возникновения вотчины

  • Понятие вотчины
  • Происхождение и значение слова «вотчина»
  • Что такое вотчина в истории 7 класс
  • Что такое ВОТЧИНА? Значение слова
  • Комментарии
  • Post navigation

Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса

Без указанной прибавки глагол купить не обозначал еще такого действия, последствием которого был переход прав собственности из одних рук в другие. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому, наймита называли в старину еще и закупом. Вместо "нанимаем землю" и теперь крестьяне Лужского уезда говорят: "купляем землю" это широкое значение слова купить не замечено Толковым Словарем Даля. Так как слово "купить" не имело точно определенного смысла, то и приходилось при каждой купле оговаривать, на каких основаниях недвижимость переходит из рук в руки. Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Если имели в виду отчуждение собственности, говорили: купил во веки, в прок, в дерн, без выкупа, Такие оговорки весьма употребительны в актах XV и XVI в. Неволин приводит их довольно много на стр. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А. N 23, 1571 г. Условие "купил" или "продал без выкупа" не было лишением принадлежавшего кому-либо права на выкуп, а обыкновенным для того времени способом передачи прав собственности.

У нас такое ограничение впервые установлено Цар. Судебником, его новыми правилами о выкупе. Возникает вопрос, почему составители Цар. Судебника нашли нужным ввести указный выкуп, существенно изменяющий вековую практику русского народа? На этот вопрос можно отвечать только догадками. Относящаяся сюда статья Судебника начинается так: "A. Кто вотчину продаст, и детям его и внучатам до тое вотчины дела нет и не выкупити ее им... На основании приведенных слов можно подумать, что на практике нисходящие продавца заявляли притязания на выкуп проданных им вотчин, а отсюда возникали споры между ними и покупщиками. Из предшествующего мы знаем, что в 1679 г. Весьма возможно, что 125 лет ранее дети и родственники просили о предоставлении им права выкупа проданных в чужой род вотчин.

В удовлетворение этих просьб и последовало указное определёние выкупа, но нисходящим право выкупа не было предоставлено, по мотивам строгого подчинения их отеческой власти, и подписавшимся свидетелями, в виду выраженного этой подписью согласия на продажу. Последовавшие в два приема, в 1850 и 1879 г. Оно не старее 1550 г. До 1550 г. Судебник дает право боковым родственникам выкупать наследственные вотчины. Он содержит вт. Ho Судебник дозволяет выкупать вотчину проданную, a o подаренных кому-либо или по душе отказанных не говорит ни слова: эти вотчины не выкупаются. Первое отступление от этого находим в соборном приговоре 1551 г. Этот соборный приговор ничего не вводит нового, он узаконяет только существующую практику. Эта практика, по словам приговора, восходит к XV веку, к княжению Ивана Васильевича, который уже утверждал своими указами такие завещания А.

I N 227. Дальнейший шаг к обособлению родовых имуществ сделан указами 1679 г. Новое указание на то, как эти распоряжения трудно связывать с первоначальной родовой собственностью, из которой некоторые ученые хотят вывести наш выкуп вотчин. Практика, судя по вышеприведенному выражению жалованных грамот, знала выкуп даже купель. В заключение обратим внимание на то, что Судебник не отметает и бытовой практики, по которой право выкупа выговаривали старые продавцы в свою пользу и в пользу своих детей. Он предоставляет продавцу вступать об этом в добровольное соглашение с покупщиком 85. Законное право выкупа установлено Судебником 1550 г. Вотчинникам принадлежало право сбора мостовых пошлин в пределах их владений.

А добуду яз Нечай с сыном своим сорок рублев денег на Покров Святей Богородицы 7070 года, и нам Ивану дати под те деревни та сорок рублев денег на Покров же Святей Богородицы, да и за рожь нам дати, за семена, Ивану, за бочку за всякую по 17 алтын на тот же срок, а Ивану отдати ся купчая нам назад и деревня; а не добудем мы тех денег и не дадим Ивану на тот срок, ино ся наша купчая в купчую и отводная в дернь, без выкупа" А. Здесь право выкупа выговорено только для самих продавцов, но ограничено определенным сроком. He стеснялись Судебником и люди, сидевшие на черных государевых землях. Братья Селиверстровы продали Ом. Васильеву отца своего статок, землю вел. Так же свободно определялись условия и при безвозмездном отчуждении, по духовным и пр. В 1563 г.. Дмитрий Иванович Немой подарил Волоколамскому монастырю село с деревнями "в прок, без выкупа, без отмены". Но затем в дарственной идут такие условия: 1 жить мне в своей отчине до живота; 2 а родятся у меня дети, и то село с деревнями им, а монастырю они дадут 700 p. Здесь право выкупа предоставлено детям дарителя, о боковых же его родственниках и жене арямо сказано, что им даритель такого права не предоставляет. Таков был обычный выкуп. Он существенно отличается от узаконенного. Царский Судебник впервые предоставляет некоторым лицам право на выкуп, а другим в этом праве отказывает. По обычному выкупу никто не имел право на выкуп; по соглашению же контрагентов сделки, оно могло быть предоставлено самому продавцу, его детям и другим родственникам, и даже дальнейшим, помимо ближайших, как это сделал верейский князь, предоставив право выкупа вел. Князю, а не сыну. Судебник не допускает к выкупу родственников, подписавшихся свидетелями в акте отчуждения; a по обычаю и им могло быть предоставлено право выкупа. Судебник говорит о выкупе только возмездно отчуждаемых имуществ, а обычная практика знает выкуп и имуществ жертвуемых в духовные учреждения. Указный выкуп может быть совершен в течение 40 лет; срок обычного выкупа всякий раз определяется в акте отчуждения. Судебник установляет право выкупа только для вотчин, а в народной практике и черные государевы земли продаются с оговоркой в прок без выкупа, а это предполагает возможность продажи их и с выкупом. Указный выкуп далеко расходится с обычным. Он предписывает совершенно новые правила, с предшествовавшей практикой не согласные. Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа 67. Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания царского Судебника. Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г. В древнее время для заключения сделки купли-продажи мало было сказать купил, а надо было прибавить "купил впрок, без выкупа". Это обусловливалось тем, что слова: купить и купля не имели первоначально того определенного технического значения, какое мы теперь с ними соединяем купля-продажа. Без указанной прибавки глагол купить не обозначал еще такого действия, последствием которого был переход прав собственности из одних рук в другие. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому, наймита называли в старину еще и закупом. Вместо "нанимаем землю" и теперь крестьяне Лужского уезда говорят: "купляем землю" это широкое значение слова купить не замечено Толковым Словарем Даля. Так как слово "купить" не имело точно определенного смысла, то и приходилось при каждой купле оговаривать, на каких основаниях недвижимость переходит из рук в руки. Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон. Если имели в виду отчуждение собственности, говорили: купил во веки, в прок, в дерн, без выкупа, Такие оговорки весьма употребительны в актах XV и XVI в. Неволин приводит их довольно много на стр. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А. N 23, 1571 г. Условие "купил" или "продал без выкупа" не было лишением принадлежавшего кому-либо права на выкуп, а обыкновенным для того времени способом передачи прав собственности. У нас такое ограничение впервые установлено Цар. Судебником, его новыми правилами о выкупе.

Влияние вотчины на хозяйственную деятельность Вотчина — это форма владения землей, характерная для феодального строя. В рамках вотчины земля принадлежала феодалу, но носила исключительное территориальное, а также экономическое значение, влияя на хозяйственную деятельность. Вотчина играла важную роль в организации земледелия и развитии сельскохозяйственного производства. Она обеспечивала феодала и его семью необходимыми продуктами питания, материалами для производства и торговли. Власть феодала над вотчиной позволяла ему контролировать процессы выращивания сельскохозяйственных культур, животноводства и ремесленного производства. Владение вотчиной предполагало пользование всеми её ресурсами: землей, водой, лесами и животными. Один из основных аспектов владения — это сбор ренты, или пожизненного дарения, за пользование землей. Рента включала в себя продукцию, выпускаемую крестьянами, работавшими на вотчине. Основным видом хозяйственной деятельности на вотчине было земледелие. Феодалы вкладывали средства и труд в обработку земли, обеспечивая таким образом производство сельскохозяйственных товаров, необходимых для поддержания жизни на вотчине. В рамках хозяйственной деятельности на вотчине развивались различные отрасли производства. Кроме земледелия, феодалы занимались животноводством, в том числе разведением скота, а также ремесленным производством. На вотчине могли существовать мельницы, пекарни, кузницы и другие производственные предприятия, обеспечивающие потребности семьи феодала и его подданных. Использование ресурсов вотчины было жестко контролируемо феодалом. Он распоряжался землей и её продуктами, определял планы посевов, устанавливал налоги и сборы с крестьян. Однако, наличие вотчины также означало и ответственность за благосостояние владельца. Феодалы были заинтересованы в процветании своей территории, поэтому заботились о её развитии и закреплении населения на вотчине. Влияние вотчины на хозяйственную деятельность проявлялось в формировании экономических отношений на феодальной основе. Это способствовало стабильности и развитию сельского хозяйства в эпоху феодализма. Однако, вместе с положительными сторонами, вотчина также обладала и недостатками, влияющими на экономическую и социальную сферы общества. Преобразования вотчины в России Вотчина в России — это частная земля, принадлежащая помещикам. Она была основным способом землевладения в России до 19 века. Однако, со временем происходили различные преобразования вотчины, которые стали устранять некоторые из ее недостатков и приводить к появлению новых форм землевладения. Разделение вотчины: В конце 16 века начался процесс разделения вотчины, когда помещиками стали продаются или передавать по наследству отдельные участки вотчинной земли.

В великом княжестве Московском «Вотчина господ баронов Строгановых » в северо-восточном углу карты , 1745 г В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии. Тогда были значительно ограничены вотчинные права бояр законы 1551 года и 1562 года , а во время опричнины большое количество вотчин было ликвидировано, а их собственники казнены. В конце XVI столетия в России основной формой землевладения были уже не вотчины, а поместья. Уложение о службе 1556 года фактически приравняло вотчину к поместью « служба по отечеству ». В XVII столетии продолжился процесс юридического сближения вотчины с поместьем, который завершился изданием Петром I 23 марта 1714 года указа о единонаследии, объединившего вотчину и поместье в единое понятие имение.

Понятие вотчина

В скандинавских странах, в большинстве восточных стран частновладельческая вотчина или отсутствовала или в ней собственно господское хозяйство не получило распространения. На Руси вотчина была древнейшим видом частной земельной собственности. Вотчину можно было передавать по наследству, менять, продавать. Термин происходит от слова «отчина», то есть отцовская собственность. Первые сведения о княжеских вотчинах в Киевской Руси относятся к 10 веку. Вотчины обслуживались трудом зависимых крестьян-смердов и холопов. В 11-12 веках права вотчинников закрепляются в своде законов — Русской правде. В период раздробленности, в 13-15 веках, вотчина стала господствующей формой землевладения. Наряду с князьями и боярами вотчинами владели члены их дружин, монастыри, высшее духовенство. Вотчинами стали удельные княжества, получаемые князем в наследство от отца.

С середины 15 века часть удельных князей и родовитого боярства оказывала сопротивление процессу становления Русского централизованного государства. Поэтому, когда в конце 15 — начале 16 века к Московскому княжеству были присоединены новгородские, тверские и псковские земли, многие крупные вотчинники были лишены своих владений, а их земли передавались на правах поместья дворянам, на которое опиралась великокняжеская власть. Вотчинные права и иммунитетные привилегии стали все более ограничиваться. В 1550-х годах вотчинники были приравнены к дворянству в отношении несения военной службы, было ограничено и право родового выкупа вотчин. Серьезный удар родовитым вотчинникам нанес опричный террор Ивана Грозного. Во второй половине 16 века многие крупные вотчинники продали или заложили свои земли.

В результате в конце 16 века преобладающей формой феодального землевладения стало поместье. С начала 17 века вотчинное землевладение вновь увеличивается. Правительство награждало дворян за службу, раздавая им земли старых вотчин. Расширились юридические права владельцев поместий, шел процесс стирания различий между поместьем и вотчиной. В конце 17 века в центральных районах страны наследственное вотчинное землевладение преобладало над поместным служебным. Указом 23 марта 1714 года о единонаследии поместья юридически были приравнены к вотчинам и слились в один вид земельной собственности — имение.

Энциклопедический словарь.

Вотчина была типичной формой землевладения в раннем феодализме, когда феодалы владели собственными землями и крестьянами, и передавали их по наследству. С течением времени вотчина утратила свое значение, и феодальное землевладение стало основываться на других принципах. Однако понятие вотчины осталось в истории и помогает нам понять, как функционировала экономика и общество раннего феодализма.

История 6 класс кратко История 6 класса включает в себя изучение различных периодов и событий. Учебный материал включает уроки об основах исторической науки, древних цивилизациях, Средневековье, новой истории и современности. Уроки начинаются с описания роли и значения истории в нашей жизни. Обучающимися также изучаются основные методы изучения истории, включая использование архивных документов, карт, археологических находок и других ресурсов.

Уроки включают в себя изучение различных древних цивилизаций, включая древний Египет, Месопотамию, Грецию и Римскую империю. Ученики узнают о политической, социальной и экономической системах этих древних цивилизаций, а также о их влиянии на современность. Затем ученики изучают Средневековье и его особенности, включая феодализм, рыцарей, церковь и крестовые походы. Они также узнают о Великом переселении народов, возникновении и распространении христианства и ислама.

Владения знатных бояр обычно складывались из нескольких вотчин, которые достаточно часто находились в разных местах государства и не создавали единого хозяйственного организма. В отношении к населению вотчины их собственники пользовались рядом прав и привилегий в сфере судопроизводства, сбора податей и прочего. В больших вотчинах формировался собственный административно-хозяйственный аппарат, который занимался организацией их повседневной жизнедеятельности. В период распада Руси вотчинами также назывались отдельные удельные княжества княжеские столы — престолы , которые унаследовались князем от его отца. На Любечском съезде 1097 года была предпринята неудавшаяся попытка на основе принципа вотчины «каждо да держит отчину свою» приостановить княжеские междоусобицы. Также термин отчина с притяжательным местоимением применялся в княжеских спорах за столы.

Акцент при этом делался на том, княжил ли в городе-центре определённой вотчины отец претендента либо претендент является для этого княжества «изгоем» см. Лествичное право. В Великом княжестве Литовском [ править править код ] После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам.

История возникновения вотчины

  • Когда появилась вотчина?
  • Ответы : Что такое вотчина?
  • Когда появилась вотчина?
  • Вотчина (СИЭ, 1963) | Понятия и категории

Значение слова «вотчина»

Вотчина – что такое в истории (определение кратко)? Вотчина в Древней Руси – это земельный надел, который получал боярин за свою службу князю. Значение слова вотчина в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Толковый словарь русского языка. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на холопов.

Понятие вотчины

  • Что такое вотчина: история 6 класс кратко
  • Что такое вотчина: история 6 класс кратко | Новости и обзоры
  • Что такое вотчина в Истории 6 класса
  • Вотчина и поместье
  • Что такое вотчина и чем она отличается от поместья?
  • Что такое вотчина и ее значение в истории 6 класса

Вотчина — краткое описание и особенности

Вотчинное землевладение (краткая форма — вотчина) — это древнерусский правовой термин, который обозначает право княжеского подданного, то есть феодала на управление земельной собственностью с прикрепленными зависимыми крестьянами. Вотчина – это особая форма собственности на землю, которая существовала в России в средние века. Вотчина (отчина), владения, перешедшие от отца. В Древней Руси этим именем назывался особый вид служилого землевладения, противополагавшийся поместью, как владение на более прочном праве собственности. * * * ВОТЧИНА. ВОТЧИНА, термин, употребляемый в русской исторической литературе для обозначения комплекса феодальной земельной собственности (земля, постройки, живой и мертвый инвентарь) и связанных с нею прав на зависимых крестьян.

Вотчинный уклад Московского государства

Собственно "купленная вотчина" есть бессмыслица, если принимать слово вотчина в буквальном смысле; но в приведенном выражении слово вотчина означает сумму вотчинных прав, независимо от способа приобретения. Вотчина краткое описание и особенности. Вотчина – это уникальная форма землевладения и организации земельных отношений, которая характерна для России в период феодализма. истор. земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения Декабря 12-го, 1796 года, пожалована Алексею Аракчееву грузинская вотчина, 2000 душ. Запоминаем базовые исторические понятия с учителем истории и обществознания Грищук Екатериной Григорьевной. Что такое вотчина?Что такое поместье?Чем отличает. Московское государство вырастало из вотчины московских князей, в нем сложился вотчинный уклад социально-экономических и политических отношений. что такое вотчина в истории 7 класс определение кратко. вотчина. -ы, ж. На Руси до 18 в.: родовое наследственное земельное владение.

Вотчина - это что означало на Руси?

Все московские служилые люди, вне зависимости владели ли они тем, что в силу традиции продолжало называться вотчинами «родовыми», купленными, «выслуженными» или поместьями, были обязаны служить государю. Оно определяло связь владения землей вотчинами и поместьями с порядком несения государевой службы, причем поместная система для государства была своеобразной системой содержания конного войска. Другого способа ввиду неразвитости товарно-денежных отношений придумать было невозможно. В то же время, в XV-XVII веках на Западе постепенно произошло «освобождение» дворянского сословия от обязательной службы, и «освобождение» частной собственности на землю от обусловленности службой. Расширились корпоративные и личные права дворянства. В едином Московском государстве шло прямо противоположное движение — процесс «закрепощения сословий» термин, часто используемый В.

Условная форма землевладения в сочетании с принципом постоянной «текучести» земельных владений из рук в руки и «распыленности» семейных дворянских владений по просторам страны дали удивительные результаты. Социальная элита никак не могла консолидироваться в единое средневековое сословие, осознать свои интересы, оформить их в праве и заставить власть учитывать их. Между тем это было естественным следствием вотчинного уклада. Вертикальные связи подчинения монарху служилых людей разных категорий трактовались ими не столько как корпоративные обязанности сословия, сколько осознавались в личностных патроно-клиентских рамках, где патроном выступал государь, а его личными клиентами — отдельные служилые люди. Элита была представлена многочисленными мелкими слоями с размытыми социальными границами и отсутствием четкого осознания связывающего их общественного интереса.

Зато все эти слои были намертво привязаны к центральной власти. Это и вело к всесилию монарха и отсутствию на Руси XV-XVII веков условий для возникновения сословий в западноевропейском понимании этого слова. Процесс «закрепощения» служилых людей не мог не отразиться на положении простолюдинов. По мере роста управленческого аппарата и военных сил государство испытывало нужду в земельных ресурсах для раздачи государевым людям, как плату за службу. С XVI века государи начали жаловать служилым людям черносошные государственные земли.

Это означало, что монарх-вотчинник вправе распоряжаться не только землей, но и населением своей страны-вотчины. В одночасье ранее свободные черносошные превращались в зависимых владельческих крестьян. Заповедные лета 1581 , урочные лета 1597 и Соборное Уложение 1649 года превратили их в крепостных, причем в дальнейшем в «европеизированной» России XVIII века крепостное право только усилилось.

Возникновение вотчинной системы Вотчина являлась основным способом организации земледелия и основным источником дохода для землевладельцев. По сути, вотчина представляла собой участок земли, который непосредственно контролировался и обрабатывался определенным собственником, называемым вотчинником. Этот собственник также имел право на получение рента и других денежных платежей от крестьян, работающих на его земле. Возникновение вотчинной системы связывают со смешением двух основных форм земледелия — общественной и государственной. Общественное земледелие представляло собой коллективную форму владения землей, при которой все земли принадлежали обществу в целом. Государственное земледелие, в свою очередь, представляло собой централизованную форму владения землей, при которой земля принадлежала государству или монарху. Вотчина, возникнув как промежуточная форма, включала в себя элементы обоих систем. С развитием вотчинной системы возникло и развилось феодальное землевладение. Вотчинники стали членами феодальной аристократии, обладали политической и экономической властью. Они формировали вооруженные отряды, которые помогали им защищать их владения. Вотчинная система была характерна для Европы вплоть до XIX века, когда произошли крупные социальные и политические изменения, а земельная реформа привела к отмене феодальных отношений и введению новых форм собственности на землю. Основные этапы развития Вотчина прошла через несколько основных этапов развития: Создание вотчины. Этот этап характеризуется установлением вотчины как самостоятельного владения, которое передавалось по наследству от отца к сыну. Владельцы вотчины имели особые привилегии и права, например, освобождение от уплаты налогов. Расширение территории вотчины. В этот период вотчины стали занимать все больше территории и привлекать к себе новых крестьян, которые работали на земле владельца вотчины и обязаны были платить ему денежную ренту. Укрепление феодальной власти.

Через месяц после известия о смерти Пети, заставшего ее свежей и бодрой пятидесятилетней женщиной, она вышла из своей комнаты полумертвой и не принимающею участия в жизни — старухой. Но та же рана, которая наполовину убила графиню, эта новая рана вызвала Наташу к жизни. Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни. Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь. Последние дни князя Андрея связали Наташу с княжной Марьей. Новое несчастье еще более сблизило их. Княжна Марья отложила свой отъезд и последние три недели, как за больным ребенком, ухаживала за Наташей. Последние недели, проведенные Наташей в комнате матери, надорвали ее физические силы. Однажды княжна Марья, в середине дня, заметив, что Наташа дрожит в лихорадочном ознобе, увела ее к себе и уложила на своей постели. Наташа легла, но когда княжна Марья, опустив сторы, хотела выйти, Наташа подозвала ее к себе. Мари, посиди со мной. Зачем ты увела меня? Она спросит. Она нынче так хорошо говорила, — сказала княжна Марья. Наташа лежала в постели и в полутьме комнаты рассматривала лицо княжны Марьи. Но она особенная, чужая, совсем новая, неизвестная. И она любит меня. Что у ней на душе? Все доброе. Но как? Как она думает? Как она на меня смотрит? Да, она прекрасная». Маша, голубушка. Как я тебя люблю. Будем совсем, совсем друзьями. И Наташа, обнимая, стала целовать руки и лицо княжны Марьи. Княжна Марья стыдилась и радовалась этому выражению чувств Наташи. С этого дня между княжной Марьей и Наташей установилась та страстная и нежная дружба, которая бывает только между женщинами. Они беспрестанно целовались, говорили друг другу нежные слова и большую часть времени проводили вместе. Если одна выходила, то другаябыла беспокойна и спешила присоединиться к ней. Они вдвоем чувствовали большее согласие между собой, чем порознь, каждая сама с собою. Между ними установилось чувство сильнейшее, чем дружба: это было исключительное чувство возможности жизни только в присутствии друг друга. Иногда они молчали целые часы; иногда, уже лежа в постелях, они начинали говорить и говорили до утра.

Эта система была основой феодального строя на протяжении многих веков в России. Происхождение термина Термин «вотчина» имеет историческое происхождение и связан с феодальной системой. Он был широко использован в Средние века, когда земельные владения передавались по наследству отца к сыну. Слово «вотчина» происходит от древнерусского глагола «вотчить», что означает «хранить». Термин обозначал землю, которая была в непосредственном владении феодала и передавалась наследникам. Владелец вотчины мог распоряжаться ею по своему усмотрению, торговать, устанавливать плату за использование и защищать ее от внешних угроз. Вотчина имела своеобразный статус в феодальном обществе. Ее обладатели, в отличие от казенных земель, обычно не обязаны были платить дани государству. Однако защита вотчины лежала на феодале, и он мог получить помощь от вассалов и крестьян. Владельцы вотчин обычно занимали высокий социальный статус и обладали значительной властью и богатством. Со временем термин «вотчина» стал устаревать и использовался реже. В современном русском языке он употребляется для обозначения частного собственного имущества или наследства. История развития вотчины История вотчины начинается с древнерусских времен. Вначале владение землей передавалось отцу, который имел право распоряжаться своими землями. Со временем эта система стала эволюционировать и структурироваться. С XIV века начинается формирование вотчинной системы в России, когда земля стала передаваться по мужской линии династии. Владельцы вотчины — вотчинники — стали обладателями свободных от обязанностей крестьян, что стало одной из главных отличительных черт вотчины.

ВОТЧИНА - что это такое? значение и описание

История 6 класс кратко История 6 класса включает в себя изучение различных периодов и событий. Учебный материал включает уроки об основах исторической науки, древних цивилизациях, Средневековье, новой истории и современности. Уроки начинаются с описания роли и значения истории в нашей жизни. Обучающимися также изучаются основные методы изучения истории, включая использование архивных документов, карт, археологических находок и других ресурсов. Уроки включают в себя изучение различных древних цивилизаций, включая древний Египет, Месопотамию, Грецию и Римскую империю. Ученики узнают о политической, социальной и экономической системах этих древних цивилизаций, а также о их влиянии на современность. Затем ученики изучают Средневековье и его особенности, включая феодализм, рыцарей, церковь и крестовые походы. Они также узнают о Великом переселении народов, возникновении и распространении христианства и ислама.

Уроки продолжаются с изучением новой истории, включая период Возрождения, Великих географических открытий и индустриальной революции. Ученики также знакомятся с великими открытиями и изобретениями этого времени, а также их влиянием на общество. Изучение завершается с разделом о современной истории, включая Первую и Вторую мировые войны, Холодную войну и современные конфликты.

В Великом княжестве Литовском После того, как значительная часть западных русских земель вошли в состав Великого княжества Литовского и Польши , вотчинное землевладение на этих территориях не только сохранилось, но и существенно возросло. Большинство вотчин стало принадлежать представителям древних русских княжеских и боярских родов. Одновременно Великие князья Литовские и польские короли даровали земли «в отчину», «на вечность» литовским, польским и русским феодалам. Особенно активным этот процесс стал после 1590 года, когда сейм Речи Посполитой по итогам войны 1654—1667 годов. На Левобережье во второй половине XVII столетия шёл постепенный процесс формирования землевладения украинской козацкой старшины.

В великом княжестве Московском «Вотчина господ баронов Строгановых » в северо-восточном углу карты , 1745 г В XIV—XV веках вотчины были основной формой землевладения и в Северо-Восточной Руси , где шёл активный процесс формирования Московского княжества и затем единого централизованного государства. Однако в связи с возрастанием противоречий между центральной великокняжеской властью и вольностями бояр-вотчинников права последних начали существенно ограничиваться например, было отменено право свободного отъезда от одного князя к другому, ограничено право суда феодала в вотчинах и прочее. Центральная власть начала опираться на дворянство, которое пользовалось землевладением согласно поместному праву. Особенно активным был процесс ограничения вотчин в XVI столетии.

Сделанное нами сравнение правил того и другого выкупа вполне оправдывает высказанное Неволиным сомнение в древности указного выкупа. Мы имеем полное право сказать, что указный выкуп не старее года издания Царского Судебника. Что значит обычное старым купчим и потерявшее силу с Судебника 1550 г. Он мог обозначать и всякий временный переход недвижимости из рук в руки: наем, передачу залога во временное пользование заимодавца и пр. Поэтому наймита называли в старину еще и закупом. Определение этих оснований вполне зависело от воли и соглашения сторон.

Неволин приводит их довольно много на с. III и встречаются как при продаже вотчин, так и при продаже тяглых земель А. Наша древность не знала известного германскому праву ограничения права распоряжения родовыми имуществами[3]. У нас такое ограничение впервые установлено Цар. Судебником, его новыми правилами о выкупе. Возникает вопрос, почему составители Цар. Судебника нашли нужным ввести указный выкуп, существенно изменяющий вековую практику русского народа? На этот вопрос можно отвечать только догадками. На основании приведенных слов можно подумать, что на практике нисходящие продавца заявляли притязания на выкуп проданных им вотчин, а отсюда возникали споры между ними и покупщиками. Из предшествующего мы знаем, что в 1679 г.

Весьма возможно, что 125 лет ранее дети и родственники просили о предоставлении им права выкупа проданных в чужой род вотчин. В удовлетворение этих просьб и последовало указное определение выкупа, но нисходящим право выкупа не было предоставлено, по мотивам строгого подчинения их отеческой власти, и подписавшимся свидетелям ввиду выраженного этой подписью согласия на продажу. Последовавшие в два приема, в 1550 и 1679 гг. Сопоставление правил обычного и указного выкупа дает возможность точно определить, когда впервые возникло у нас понятие родовых недвижимостей, не подлежащих свободному отчуждению. Оно не старее 1550 г. До 1550 г. Судебник дает право боковым родственникам выкупать наследственные вотчины. Но Судебник дозволяет выкупать вотчину проданную, а о подаренных кому-либо или по душе отказанных не говорит ни слова: эти вотчины не выкупаются. Первое отступление от этого находим в соборном приговоре 1551 г. Этот соборный приговор ничего не вводит нового, он узаконивает только существующую практику.

Эта практика, по словам приговора, восходит к XV в. Дальнейший шаг к обособлению родовых имуществ сделан указами 1679 г. В этих указах дело идет не об одних только родовых, но и о выслуженных вотчинах. Новое указание на то, как эти распоряжения трудно связывать с первоначальной родовой собственностью, из которой некоторые ученые хотят вывести наш выкуп вотчин. Практика, судя по вышеприведенному выражению жалованных грамот, знала выкуп даже купель. В заключение обратим внимание на то, что Судебник не отметает и бытовой практики, по которой право выкупа выговаривали старые продавцы в свою пользу и в пользу своих детей. Он предоставляет продавцу вступать об этом в добровольное соглашение с покупщиком. Законное право выкупа установлено Судебником 1550 г. Вотчинникам принадлежало право сбора мостовых пошлин в пределах их владений. Это право возникало иногда на основании жалованных грамот, а иногда в силу обычая без всяких грамот.

Мы уже знаем, что Федор Иванович в 1596 г. Михаил Федорович в 1642 г. С прикрепления крестьян к вотчинным правам присоединилось и право на крепостных. Вотчинники были свободными обладателями своих вотчин только до возникновения обязательной для них службы государству; с этого же времени по 1762 г. Великий князь Василий Иванович не дозволял уже отказывать вотчины в монастыри и продавать их в некоторых городах иногородцам без доклада себе А. Представим подробный анализ относящегося к двум последним ограничениям указа 1562 г. Указ говорит: 1 об исстаринных княжеских вотчинах; 2 о вотчинах жителей некоторых городов: Твери, Торжка, Ярославля, Рязани, Белоозера и Романова, и, наконец, 3 дает распоряжение о вотчинах служилых людей. Постановления его об этих трех видах вотчин неодинаковы. Важные ограничения в праве распоряжения установлены только для исстаринных княжеских вотчин.

В дальнейшем происходило два параллельных процесса. Великие князья которые, начиная с Ивана Грозного, стали именоваться русскими царями все более активно сокращали права бояр. На владения вотчинами накладывали ограничения, а у некоторых неугодных боярских кланов вотчины просто отбирали. Кроме того, бояр заставляли служить в обязательном порядке. Значительная часть служилых людей набиралась из боярских детей, которые отныне не могли пользоваться привилегиями своих отцов, не принося пользы стране. Одновременно с этим поместья становились наследуемым имуществом. Так власть предержащие стимулировали дворян к преданной службе. По существу к началу 18-го столетия вотчина и поместье стали одним и тем же. Окончательно решил этот вопрос Петр Первый, издавший указ о единонаследии. Все угодья, которые прежде именовались вотчинами или поместьями, с этого момента стали называться именьями. В истории нашего государства это имело далеко идущие последствия. Сформировался класс помещиков, владевших огромными землями и крепостными крестьянами на правах наследуемой собственности.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий