В этом видео рассматривается концепция детерминизма, ее доказательства, а также этические аспекты свободы воли и личной ответственности.
Детерминированность
Детерминированный - что это значит? | ДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. determino – определяю) – общее учение о взаимосвязи и взаимообусловленности явлений и процессов реальности. |
Детерминированность это | Что такое детерминизм. |
Детерминированность – значение слова в словарях и энциклопедиях | Процессуальная сторона детерминизма выражается понятием «детерминация», при этом каузальная (причинная) детерминация рассматривается как частный случай детерминированности, а именно как определяемость событий их причинами и следствиями. |
Детерминизм — что это такое, что означает детерминированный и детерминант
Тем удивительным оказалось открытие о наличии у микрочастиц волновых свойств, первую гипотезу о существовании которых высказал в 1924 г. Экспериментально эта гипотеза была подтверждена в 1927 г. Дэвиссоном и Л. Джермером, впервые обнаружившими явление дифракции электронов на кристалле никеля, т. Каждой материальной частице независимо от ее природы следует поставить в соответствие волну, длина которой обратно пропорциональна импульсу частицы. Принципиальное отличие квантовой механики от классической состоит также в том, что ее предсказания всегда имеют вероятностный характер. Это означает, что мы не можем точно предсказать, в какое именно место попадает, например, электрон в рассмотренном выше эксперименте, какие бы совершенные средства наблюдения и измерения ни использовали.
Можно оценить лишь его шансы попасть в определенное место, а следовательно, применить для этого понятия и методы теории вероятностей, которая служит для анализа неопределенных ситуаций. Подчеркивая это "очень важное различие между классической и квантовой механикой", Р. Фейнман указывает, что "мы не умеем предсказывать, что должно было бы случиться в данных обстоятельствах". Мало того, добавляет он, мы уверены, что это немыслимо: единственное, что поддается предвычислению, — это вероятность различных событий. В квантовой механике любое состояние системы описывается с помощью так называемой "волновой функции", но в отличие от классической механики эта функция определяет параметры ее будущего состояния не достоверно, а лишь с той или иной степенью вероятности. Это означает, что для того или иного параметра системы волновая функция дает лишь вероятностные предсказания.
Например, будущее положение какой-либо частицы системы будет определено лишь в некотором интервале значений, точнее говоря, для нее будет известно лишь вероятностное распределение значений. Таким образом, квантовая теория фундаментально отличается от классической тем, что ее предсказания имеют лишь вероятностный характер и потому она не обеспечивает точных предсказаний, к каким мы привыкли в классической механике. Именно эта неопределенность и неточность ее предсказаний больше всего вызывает споры среди ученых, некоторые из которых стали в связи с этим говорить об индетерминизме квантовой механики. Подробнее об этом см. Отметим, что представители прежней, классической физики были убеждены, что по мере развития науки и совершенствования измерительной техники законы науки станут все более точными и достоверными. Поэтому они верили, что никакого предела для точности предсказаний не существует.
Принцип неопределенности, лежащий в основе квантовой механики, в корне подорвал эту веру... Важнейший философский вывод из квантовой механики заключается в принципиальной неопределенности результатов измерения и, следовательно, невозможности точного предвидения будущего. В архиве 480кб Приведенные фрагменты лишь показывают, о чем говорится в книге. Все сказанное тщательно и подробно обосновывается. Несмотря на популярную форму, изложение может оказаться недоступным неспециалисту, хотя при условии определенной заинтересованности и дополнительного изучения рассматриваемых проблем, все вполне становится понимаемым. История поисков рационального объяснения мира драматична.
Временами казалось, что столь амбициозная программа близка к завершению: перед взором ученых открывался фундаментальный уровень, исходя из которого можно было вывести все остальные свойства материи. Приведем лишь два примера такого прозрения истины. Один из них - формулировка знаменитой модели атома Бора, позволившей свести все многообразие атомов к простым планетарным системам из электронов и протонов. Другой период напряженного ожидания наступил, когда у Эйнштейна появилась надежда на включение всех физических законов в рамки так называемой единой теории поля. В унификации некоторых из действующих в природе фундаментальных сил действительно был достигнут значительный прогресс. Но столь желанный фундаментальный уровень по-прежнему ускользает от исследователей.
Всюду, куда ни посмотри, обнаруживается эволюция, разнообразие форм и неустойчивости. Интересно отметить, что такая картина наблюдается на всех уровнях - в области элементарных частиц, в биологии и в астрофизике с ее расширяющейся Вселенной и образованием черных дыр. Весьма примечательно, что неожиданная сложность, обнаруженная в природе, привела не к замедлению прогресса науки, а, наоборот, способствовала появлению новых концептуальных структур, которые ныне представляются существенными для нашего понимания физического мира -мира, частью которого мы являемся. Именно эту новую, беспрецедентную в истории науки ситуацию мы и хотим проанализировать в нашей книге. Структуры могут исчезать, но могут н возникать. Одни процессы при существующем уровне знаний допускают описание с помощью детерминированных уравнений, другие требуют привлечения вероятностных соображений.
Как можно преодолеть явное противоречие между детерминированным и случайным? Ведь мы живем в едином мире. Как будет показано в дальнейшем, мы лишь теперь начинаем по достоинству оценивать значение всего круга проблем, связанных с необходимостью и случайностью. Кроме того, мы придаем совершенно иное, а иногда и прямо противоположное, чем классическая физика, значение различным наблюдаемым и описываемым нами явлениям. Мы уже упоминали о том, что по существовавшей ранее традиции фундаментальные процессы было принято считать детерминированными и обратимыми, а процессы, так или иначе связанные со случайностью или необратимостью, трактовать как исключения из общего правила. Ныне мы повсюду видим, сколь важную роль играют необратнмые процессы, флуктуации.
Модели, рассмотрением которых занималась классическая физика, соответствуют, как мы сейчас понимаем, лишь предельным ситуациям. Их можно создать искусственно, поместив систему в ящик и подождав, пока она не придет в состояние равновесия. Искусственное может быть детерминированным и обратимым. Естественное же непременно содержит элементы случайности и необратимости. Это замечание приводит нас к новому взгляду на роль материи во Вселенной. Материя - более не пассивная субстанция, описываемая в рамках механистической картины мира, ей также свойственна спонтанная активность.
С примерами обратимых и необратимых процессов мы познакомимся в дальнейшем. Понятие энтропии для того и было введено, чтобы отличать обратимые процессы от необратимых: энтропия возрастает только в результате необратимых процессов. В сильно неравновесных условиях может совершаться переход от беспорядка, теплового хаоса, к порядку. Могут возникать новые динамические состояния материи, отражающие взаимодействие данной системы с окружающей средой. Эти новые структуры мы назвали диссипативными структурами, стремясь подчеркнуть конструктивную роль диссипативпых процессов в их образовании например, вдали от равновесия наблюдаются также процессы самоорганизации, приводящие к образованию неоднородных структур - неравновесных кристаллов. Следует подчеркнуть, что вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются значительные флуктуации.
Такие системы как бы "колеблются" перед выбором одного из нескольких путей эволюции, и знаменитый закон больших чисел, если понимать его как обычно, перестает действовать. Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы. Неизбежно напрашивается аналогия с социальными явлениями и даже с историей. Далекие от мысли противопоставлять случайность и необходимость, мы считаем, что оба аспекта играют существенную роль в описании нелинейных сильно неравновесных систем. Различие между прошлым и будущим и, следовательно, необратимость могут входить в описание системы только в том случае, если система ведет себя достаточно случайным образом. Наш анализ подтверждает эту точку зрения.
Действительно, что такое стрела времени в детерминистическом описании природы?
В чем разница? В интернет-статьях и форумах трактуют по разному: Детерминированность - общее понятие про мир но, математика - один из способов описания мира прим. Идемпотентность - это про математику, функция которая гарантирует выводимый результат тогда это частное входит в общее понятие детерминированности? Детерминированность - результат может быть искажен добавлены какието биты в результат, но тогда это недетерминированность прим.
Об организмах Исторический детерминизм Подобному направлению свойственно утверждение о том, что следствие порождается причиной. При всех оговорках и исключениях закономерность последователи исторического детерминизма отрицают, что ход истории предопределен заранее. Поскольку существование личности происходит на множестве уровней психология, биология, культура, социальное положение, экономика, политика и т. Учитывая не только объективный ход развития, но и субъективные факторы, предположить, что и в какой период станет составлять основу общественного состояния, вряд ли возможно. При этом исторический детерминизм не отвергает объективности познания прошлого, а познает его именно в соответствии с присущими ему условиями и факторами.
Механический детерминизм В этом направлении учения детерминизма утверждается, что причинам присуще влиять на то, каким станет эффект от их воздействия. Принято считать, что данная трактовка не учитывает влияние внешних факторов и условий, в которых существует личность, рассматривая ее по сути изолированной от внешнего мира. Описание Так, в качестве примера можно привести такое действие, как движение. По теории механического детерминизма оно должно быть бесконечным, поскольку вызвано определенной причиной усилием. Но в действительности во взаимосвязь вступают внешние факторы — то же ускорение, трение, инерция. Именно подобный комплекс воздействий и определяет траекторию, расстояние, время движения и даже корректирует его направление. Географический детерминизм Подобная концепция рассматривает определяющее влияние сил природы на процесс развития общества. Таким образом, на первый план выходят понятия флоры и фауны, климата, рельефа и т. Именно они, как считают представители географического детерминизма, «диктуют» условия для формирования общества, экономики, вплоть до физических особенностей и психики. Географический Учение берет начало еще со времен античности как противостоящее мифологии и религии.
Особое развитие оно получило в 18-м веке, в трудах Монтескье. Наиболее радикальные последователи теории даже человека относили к «продукту» земной поверхности. Среди российских ученых, в той или иной мере соглашавшихся с подобной трактовкой, — Мечников и Гумилев. Социальный детерминизм Определяющая роль в этом направлении детерминизма отводится силам, движущим общественным развитием. В разных трактовках теоретиков можно встретить различные силы: от тех же географических и материальных до сверхъестественных и даже идей. Практически каждый из ученых и философов, изучающих и развивающих детерминизм, так или иначе соотносится с социальным фактором — Монтескье, и Гегель, и Маркс. Разнятся лишь движущие силы, которые они определяли как главенствующие. На сегодня принят подход, говорящий о том, что различные сферы общественной жизни в тот или иной период могут стать доминирующими. Кроме того, между ними происходит постоянное взаимодействие. Эволюция принципа Применительно к психологии в развитии детерминизма, выделяются несколько эпох.
Первым периодом возникновения детерминизма стал предмеханический этап. Первоначально детерминизм проявлялся как признание природных и космических законов как основообразующими, подчиняющими себе как природные стихийные явления, так и жизнь человека. Представителем данного этапа стал греческий философ Демокрит, который считал, что человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов.
Является синтезом предыдущих подходов, включая античный Д. Он получил через идею самоорганизации материи, развитую в XX веке в синергетике Пригожиным и Хакеном, новое сильное подкрепление. В итоге, складывается представление о бoльшей общности синергетики по сравнению с диалектикой см. Бранский В. Однако синтез еще не завершен. Вопросы Д. Одним из самых острых вопросов Д. Правда, определения необходимости как непреложности, как того, что обусловлено всем предшествующим развитием и должно непременно произойти, не вызывают особых споров. Случайное можно трактовать как то, что не вытекает из внутренней закономерности, а следует из внешних связей и отношений, длящихся к тому же кратко и действующих неустойчиво, спорадически. Случайность как бы не имеет оснований в главных и существенных детерминирующих факторах, а лишь в чем до дополнительном, частном. Подобный подход восходит к Аристотелю и Гегелю. Однако было бы ошибкой отказывать случайности иметь причину в себе самой или разделять необходимость и случайность как внутреннее и внешнее, хотя это в каких-то аспектах и так. Бранский показал, что необходимое связано с причинами устойчивыми, постоянно и однообразно действующими, а случайное - результат перекрещивания причинных цепей, к тому же развивающихся неустойчиво, нерегулярно, неоднообразно, так что событие следствие может наступить, а может и не наступить. В целом различие случайного и необходимого относительно и подвижно. Примеры из теории естественного отбора показывают как накопление случайных различий у организмов в ходе естественного отбора приводят к изменениям необходимых видовых признаков и возникновению новых. Все это присходит под влиянием наследственности. Можно говорить, что нет случайности и необходимости вообще, а лишь в определенном и конкретном отношении. Так, по данным небесной механики, электрофизики и др. Случайное выражает свой аспект необходимости в форме так называемых "функций распределения" Максвелла, Больцмана. В самой действительности случайное происходит с необходимостью так, что с этим приходится считаться в самой организации жизни и ее планировании все время. В науке существует точка зрения, что статистические законы нельзя вывести на основе законов однозначной детерминированности. Но физики XIX в. Однако в XX в. Статистические законы не "лучше" и не "хуже" динамических. Вместе с тем, надо сказать, что дискуссии о "скрытых" параметрах в квантовой физике не прекращаются. В этой связи надо указать на доказанную фон Нейманом теорему о полноте квантовой механики как теории. Но и ее подвергают критике. В целом, существует три различных объяснения статистичности квантовой теории: 1 школы Де Бройля, сводящую статистические законы к динамическим; 2 концепция квантовых ансамблей, которая восходит к идеям Эйнштейна, Борна, Мандельштама и развита далее в концепциях К. Никольского и Д. Блохинцева; 3 Копенгагенская - Бора, уточненная Фоком, принимающая статистичность как объективное свойство объектов микромира. Последняя из них и является наиболее распространенной среди физиков. Из Хаос Джеймс П. Кратчфид, ДЖ. Дойн Фармер И погода, и течение горной реки, и движение брошенной игральной кости имеют в своем поведении непредсказуемые аспекты. Так как в этих явлениях не видно четкой связи между причиной и следствием, говорят, что в них присутствует элемент случайности. Однако до недавнего времени было мало оснований сомневаться в том, что в принципе можно достичь точной предсказуемости. Считалось, что для этого необходимо только собрать и обработать достаточное количество информации. Такую точку зрения круто изменило поразительное открытие: простые детерминированные системы с малым числом компонент могут порождать случайное поведение, причем эта случайность имеет принципиальный характер — от нее нельзя избавиться, собирая больше информации. Порождаемую таким способом случайность стали называть хаосом. Далее популярно, с иллюстрациями, излагается развитие теории аттракторов. Из Концепция неопределённости квантовой механики Понятия и принципы классической физики оказались неприменимыми не только к изучению свойств пространства и времени, но еще в большей мере к исследованию физических свойств мельчайших частиц материи или микрообъектов, таких, как электроны, протоны, нейтроны, атомы и подобные им объекты, которые часто называют атомными частицами. Они образуют невидимый нами микромир, и поэтому свойства объектов этого мира совершенно не похожи на свойства объектов привычного нам макромира. Планеты, звезды, кометы, квазары и другие небесные тела образуют мегамир. Новый радикальный шаг в развитии физики был связан с распространением корпускулярно-волнового дуализма на мельчайшие частицы вещества — электроны, протоны, нейтроны и другие микрообъекты. В классической физике вещество всегда считалось состоящим из частиц и потому волновые свойства казались явно чуждыми ему. Тем удивительным оказалось открытие о наличии у микрочастиц волновых свойств, первую гипотезу о существовании которых высказал в 1924 г. Экспериментально эта гипотеза была подтверждена в 1927 г. Дэвиссоном и Л. Джермером, впервые обнаружившими явление дифракции электронов на кристалле никеля, т. Каждой материальной частице независимо от ее природы следует поставить в соответствие волну, длина которой обратно пропорциональна импульсу частицы. Принципиальное отличие квантовой механики от классической состоит также в том, что ее предсказания всегда имеют вероятностный характер. Это означает, что мы не можем точно предсказать, в какое именно место попадает, например, электрон в рассмотренном выше эксперименте, какие бы совершенные средства наблюдения и измерения ни использовали. Можно оценить лишь его шансы попасть в определенное место, а следовательно, применить для этого понятия и методы теории вероятностей, которая служит для анализа неопределенных ситуаций. Подчеркивая это "очень важное различие между классической и квантовой механикой", Р. Фейнман указывает, что "мы не умеем предсказывать, что должно было бы случиться в данных обстоятельствах". Мало того, добавляет он, мы уверены, что это немыслимо: единственное, что поддается предвычислению, — это вероятность различных событий. В квантовой механике любое состояние системы описывается с помощью так называемой "волновой функции", но в отличие от классической механики эта функция определяет параметры ее будущего состояния не достоверно, а лишь с той или иной степенью вероятности. Это означает, что для того или иного параметра системы волновая функция дает лишь вероятностные предсказания. Например, будущее положение какой-либо частицы системы будет определено лишь в некотором интервале значений, точнее говоря, для нее будет известно лишь вероятностное распределение значений. Таким образом, квантовая теория фундаментально отличается от классической тем, что ее предсказания имеют лишь вероятностный характер и потому она не обеспечивает точных предсказаний, к каким мы привыкли в классической механике. Именно эта неопределенность и неточность ее предсказаний больше всего вызывает споры среди ученых, некоторые из которых стали в связи с этим говорить об индетерминизме квантовой механики. Подробнее об этом см.
Что такое детерминирующая тенденция? Кто является создателем данного понятия?
Например, детерминированные методы широко используются в программировании. Они гарантированно дают один и тот же результат на одинаковых входных данных. Это упрощает отладку и тестирование ПО. Примеры детерминированных систем: Физические законы в классической механике Работа компьютерных программ.
На этой основе по-новому ставятся и решаются такие традиционно сложные для детерминистского мировоззрения проблемы, как телеология живого или природа свободной, целе- и ценностно-ориентированной деятельности человека. Однако работа по созданию такой целостной теоретической концепции общего детерминизма ещё только начата и на сегодня намечены лишь самые приблизительные контуры её возможного содержания.
Наряду с этим, в современной философии традиционные презумпции детерминизма подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма см. В целом, современная ситуация может расцениваться как транзитивная с точки зрения осуществляющегося в ней перехода от линейных представлений о детерминационных отношениях — к нелинейным; данный переход обнаруживает себя как в естественнонаучной, так и в гуманитарной проекциях, — синергетика см. Синергетика и постмодернизм являются наиболее последовательными выразителями этого перехода, соответственно, в сферах науки и философии. Методологическая природа см. Методология принципа детерминизма проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определённым образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия.
Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм детерминизма при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками. В общественных науках детерминизм рассматривает вопросы о движущих силах и закономерностях общественного развития см. Общество , о воздействии общества и отдельных его подсистем на формирование человеческих индивидов и их деятельность см. Центральным вопросом детерминизма здесь является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки в её «классическом» понимании , научно ориентированной адаптации человека к различным процессам или управления ими.
Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы. Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. В таком смысле концепция детерминизма противостоит различным фаталистическим и провиденциалистским концепциям, связывающим процессы обусловливания, детерминирования явлений общества и существования человека с деятельностью разного рода эзотерических субстанций судьбы, фатума, рока и тому подобных. Сложность вопроса о социальных законах объясняется и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощённые, «механические» образы и схемы закономерных связей общественной жизни.
Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов.
Хаотические состояния таких систем — это идеальное воплощение случайности. Появившаяся в первой половине XX века квантовая механика считается принципиально недетерминистической теорией. Например, согласно квантовой механике, наиболее полного из всех возможных описаний атома радия недостаточно, чтобы определить, когда именно данный атом распадётся. Известна лишь вероятность того, что распад или некоторое количество распадов случится в течение заданного периода времени [4] [5] [6].
Принцип неопределенности в версии Эйнштейна сыграл очень полезную роль, поскольку он показывал, что в мире фундаментальных частиц закон сохранения энергии мог нарушаться… …с его помощью также удалось объяснить некоторые необычные явления в мире субатомных частиц , исходя из того, что в условиях нарушения закона сохранения возможно появление из ничего частиц, которые исчезают ещё до того, как их удаётся зафиксировать, и которые поэтому называют виртуальные частицы … …принцип неопределенности сильно повлиял на развитие современной физики и философии. Он напрямую связан с философской проблемой причинности то есть причинно-следственной связи. Однако в науке судьба этой идеи оказалась иной, чем предполагали. Нередко можно прочесть, что принцип неопределенности показывает принципиальную невозможность получить точные научные ответы на то, что в действительности происходит в окружающем мире, и что все человеческие знания получены лишь благодаря непредсказуемым причудам Вселенной, когда следствие не определяется причиной [7].
По мнению Церкви, индетерминизм существует не «параллельно» детерминизму, а «внутри» абсолютного детерминизма, то есть ему имманентен. Индетерминизм проявляется на уровне законов природы, например, в хаотическом движении молекул идеального газа или квазихаотическом — реального , в квантовых явлениях физики элементарных частиц. Математическим образом такого имманентного индетерминизма является статистический характер некоторых физических законов, а так же принцип неопределенности в квантовой механике.
Разумеется, в таком аспекте проблема детерминизма и индетерминизма является достоянием естествознания, но не православного богословия. Однако и православное богословие может многое сказать о соотношении индетерминизма свободной человеческой воли и детерминизма Промысла Божия. Священное Писание утверждает, что человек создается Богом по Его образу. Святые отцы например, Макарий Египетский и Григорий Нисский находили образ Божий в человеке, прежде всего в свободе человеческой личности. Быть созданным по образу Божию значит быть существом личным, то есть свободным и ответственным. Обладание личностью и духовной свободой не случайно, но является результатом действия Промысла. Православный взгляд на свободу человека может быть выражен словами французского философа Ж.
Сартра: «Человек не может быть то рабом, то свободным; он всегда и везде свободен, либо же его нет вообще». Бог бесконечно уважает личную свободу человека. Вся драма человеческой истории определяется этим уважением: древо познания добра и зла, змий в Эдеме, само существование сатаны — все это средства реализации личной свободы человека. Лучше всего об этом пишет выдающийся православный богослов XX столетия В. Лосский: «Бог создает человека свободным, чтобы призвать его к соединению с Собой.
Детерминизм и как это трактуется в философии
Детерминация | Что такое детерминизм, и как он связан с предсказыванием будущего и свободой воли. |
Что значит слово детерминированный? | процесс, исход которого полностью определен алгоритмом, значениями входных переменных и начальным состоянием системы. |
Детерминированность
Обусловленность, предопределённость. это принцип взаимосвязи и взаимообусловленности различных явлений. Детерминизм — что это такое Это понятие в философии и психологии Детерминированность в науке Есть слова, связанные и близкие по смыслу — это.
Что значит слово детерминированный?
детермини́ровать | Как философская доктрина детерминизм играл (и продолжает играть) важную роль в науке. |
О детерминизме | В Викиданных есть лексема детерминированность (L105517). |
О детерминизме | ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ (от лат. determinans – определяющий) определяемость. Общая детерминированность всех совершающихся в мире процессов, включая человеческое мышление, чувствование и волеизъявление, означает не одно и то же. |
«Всё предопределено». Может ли детерминизм облегчить вам жизнь | Что такое детерминизм? Изменение детерминизма в ходе истории. Лапласовский детерминизм. Переход к вероятностному детерминизму. Статьи по физике от экспертов в Справочнике Студворк. |
детермини́ровать
Именно такое явление объясняет психологический детерминизм, говорящий о том, что культурные и социальные нормы влияют на поведение личности, определяя выражение его эмоций и поведенческую манеру. Детерминизм в своей крайней форме считает такое знание принципиально возможным, хотя и ограниченным уровнем развития науки. Согласно концепции взаимного детерминизм, поведение человека находится под влиянием когнитивных процессов и факторов окружающей среды, таких как социальные стимулы. Детерминизм — что это такое, что означает детерминированный и детерминант.
Детерминированность
Такое понимание иногда еще называют лапласовским детерминизмом — по имени французского ученого Лапласа, четко сформулировавшего идеи механистического детерминизма. это свойство системы или процесса, которое означает, что результаты или поведение системы полностью определяются ее начальным состоянием и входными данными. Но детерминированность не всегда тождественна предопределённости[1]. Например, может быть детерминированность будущим (целевая детерминация), когда предполагаемые субъектом цели в его возможном будущем определяют его поведение в настоящем.
Что такое детерминирующая тенденция? Кто является создателем данного понятия?
В контексте математики и информатики, термин «детерминированный» относится к процессу или алгоритму, который всегда дает один и тот же результат при одинаковых входных данных. Это означает, что каждый шаг алгоритма определен и не зависит от случайных факторов. Такой подход позволяет обеспечить точность и надежность вычислений. В физике и теории систем, понятие «детерминированности» относится к идеи, что будущее состояние системы полностью определяется ее начальным состоянием и правилами, которым она подчиняется. Это означает, что, в принципе, можно предсказать будущие события и поведение системы, если известны все необходимые параметры. Однако, в контексте философии и науки о познании, понятие «детерминированный» может вызывать дискуссии и споры. Некоторые философы и ученые считают, что мир полностью детерминирован, то есть все события и действия определены.
Значение в разных словарях Слово «детерминированный» имеет разное значение в разных словарях.
Это связанно с тем, что существует предположение об отсутствии механизмов возвращения частиц в их исходное положение, после того, как все условия будут возобновлены. Часть ученых на сегодняшний день считает, что траектория событий далеко не всегда будет определяться конечными параметрическими данными. Эволюция принципа Применительно к психологии в развитии детерминизма, выделяются несколько эпох. Первым периодом возникновения детерминизма стал предмеханический этап. Первоначально детерминизм проявлялся как признание природных и космических законов как основообразующими, подчиняющими себе как природные стихийные явления, так и жизнь человека. Представителем данного этапа стал греческий философ Демокрит, который считал, что человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов.
С точки зрения Демокрита, душа становится источником энергии тела. Древнегреческий философ был представителем всеобщего детерминизма. Он считал, что моральные принципы человека не могут быть унаследованы или даны природой; они являются порождением общественных воздействий. Аристотель иначе трактовал причину существования и деятельности человека и природы. Он пришел к неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию и целесообразности человеческой души. С крахом античности возникли религиозные мировоззрения. Представителем спонтанности души и заложенным в нее скрытыми способностями к движению и активности стал Августин, основавший теологическую психологию.
Она основана на противоположном детерминизму индетерминизм, который признает критерием достоверности исключительно личный опыт. Подобные идеалистические представления до сих пор противопоставляются материалистическому взгляду на происходящее в мире и психике человека. Механистически детерминизм возник с активным развитием науки в 17 веке. Философ-рационалист Спиноза отрицал дуалистическое понимание человека, которое разделяло его на духовную и телесную составляющие. Спиноза описывал сущность психологии человека с помощью созданного учения об аффектах. Спиноза выделяет 3 основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Также представителями направления были английские и французские материалисты, некоторые из которых считали человека «машиной органического тела» или просто организованной системой.
Слабость данного направления создавала предпосылки к обращению к биологии за объяснением определенности человеческой психики. Читайте также: Стресс и тревога у ребенка: какие причины? Дарвин и К. Бернар значительно повлияли на биологический детерминизм. Они говорили о целесообразности жизни в результате стремления к выживанию, сохранению форм, позволяющих противодействовать влиянию окружающей среды. Это помогло перейти к вероятностной детерминации, представителем которой стал психолог Фрэнсис Гальтон, считавший, что поведение человека может проявляться в связи с закономерностями. Исследователь также опирался на общебиологический подход, который гласил, что приспособление вида может быть достигнуто за счет индивидуальных проявлений, которые детерминированы генетикой.
На основании этого Гальтон сделал вывод, что психические различия каждого человека также обусловлены генетическими особенностями. На следующем этапе развития детерминизма в психологии в 20 веке были выявлены психические детерминанты, которые регулируют отношения между природным и социальным; при этом психика стала считаться самостоятельным явлением, которое, хотя и зависит от внешней среды, но значительно влияет на жизнедеятельность человека и его социальную жизнь. Категориями психики выступили образ, действие и мотив, которые рассматривали Гельмгольц, Дарвин и Сеченов. В дальнейшем стал развиваться микросоциальный детерминизм, который видел детерминацию психики человека в межличностных отношениях.
Детерминация проявила себя как явление со структурированными связями, обладающими структурным характером. Это позволяет рассматривать детерминацию объекта в различных плоскостях, особенно важно в контексте психологии. Существует множество психологических теорий, иногда противоречащих друг другу, и детерминация личностных вопросов может использовать любую из них в качестве основы, что в итоге приведет к различным результатам. Психологи выделяют две основные составляющие психики человека: объективную и субъективную. Интересно, что детерминирующие функции присутствуют в обеих, но сами процессы детерминации различаются.
Что такое детерминация в психологии Академическая психология внесла значительный вклад в развитие теории детерминации, первоначально исследуя взаимосвязь между функционированием психики и физиологическими особенностями индивида, при этом отводя основополагающую роль последним. Проведенные исследования подтвердили эту гипотезу, что привело к формированию концепции биологической детерминированности психологии индивида и созданию отдельного научного направления. В рамках изучения конституционной детерминации важно отметить, что физиология не является единственным фактором, определяющим степень психической реакции. Даже у личности с серьезными физическими недостатками есть способность мобилизовать психические резервы, включающие эмоциональные, волевые и интеллектуальные механизмы. Эти резервы формируют систему адаптации, которая позволяет индивиду адаптироваться к внешним условиям.
В рамках этих представлений мир рассматривался как гигантский механизм, все действия которого строго однозначно детерминированы в своём появлении и изменении чисто материальными причинными взаимодействиями и в конечном счёте законами механики Ньютона. Ум, которому было бы доступно знание всех координат и скоростей существующих в мире тел и который был бы способен произвести соответствующие математические вычисления, мог бы точно предсказать будущую судьбу мира и любого явления в нём , как, впрочем, определить и его прошлое состояние. В таком мире нет места не только какому-либо произволу или провидению, но и случаю, возможности, вероятности концепция абсолютного или лапласовского детерминизма. Но уже с середины XIX века стали возникать концепции статистическая физика, теория естественного отбора в биологии и другие , которые выходили за рамки такого представления о мире. Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим природным и социальным объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского детерминизма, обусловив тем самым изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания, расхождение принципа причинности и принципа детерминизма.
С формированием статистического вероятностного детерминизма в учении Чарльза Дарвина о естественном отборе, утверждающем целесообразный характер развития живых систем в биологии, обнаружилась существенная ограниченность причинного типа объяснений в научном познании. Дальнейшее освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетических, экологических, социальных обусловило формирование новых категорий — цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и других, а также соответствующих конкретно-научных форм и новых методологических регулятивов. Соответственно менялся категориальный каркас естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В XX веке создание детерминистских концепций приобрело характер неудержимого потока квантовая механика в физике, генетика и синтетическая теория эволюции в биологии, теория информации, кибернетика, синергетика и другие , что поставило науку и философию науки перед необходимостью выработки принципиально новой картины мира. В этих научных теориях при описании и объяснении соответствующих природных явлений и явлений социального порядка всё более существенная роль стала отводиться понятиям неопределённости, случайности, возможности, вероятности, целесообразности. В изменении структуры познавательной деятельности стали участвовать новые категориальные детерминистские схемы. Одну из первых классификаций форм детерминации предложил Марио Бунге. В ней, наряду с классической причинной детерминацией или причинностью , выделяются также: Количественная самодетерминация последующего состояния системы предшествующим состоянием. Механическая детерминация последующего предшествующим с прибавлением действующих причин и взаимных действий. Статистическая детерминация конечного результата объединённым действием независимых сущностей.
Структурная или холистская детерминация частей целым. Телеологическая детерминация средств целями или задачами. Диалектическая детерминация или качественная самодетерминация всего процесса внутренней «борьбой» существенных противоположных сторон, или компонентов, системы. Взаимодействие, или детерминация следствия взаимным действием двух или более сущностей.
детермини́ровать
Люди считали, что будущие события действия предрешены кем-то или чем-то свыше, но человек все еще способ совершать действия на основе своего разума. Однако до сих пор непонятно, может ли человек реально принимать решения самостоятельно. Пока этот вопрос не решен, стоит подумать о том, что все действия имеют последствия. И каждый человек должен отвечать за свои поступки.
Детерминизм и психология, философия Принцип детерминизма обуславливает то, что психика человека основывается на определенном образе жизни и меняется по мере его изменения. Психика живых существ — не людей — основана на принципе естественного отбора. Человеческий мозг развивается на основе закономерность социума, природы, а также законов развития вариантов производства.
Марксизм был первой теорией, которая могла объяснить явления в обществе. Он буквально описал, как работают законы развития социума. Так была сформирована настоящая база научного исследования особенностей психических свойств человека, вопросов развития и зарождения сознания.
Примечание 5 Детерминизм базируется на проблеме происхождения процессов психологии. В психологической науке детерминизм развивался в рамках развития диалектико-материалистического подхода. В философии 20 века началась активная разработка детерминистической концепции.
Он поставил на второй план интроспективную методологию в рамках изучения психологии. Благодаря развитию в психологии детерминизма, психика больше не воспринималась как закрытая система, которая не зависит от внешнего влияния, не воздействует на внешнюю активность человека. После этого стало возможным применять объективный метод в исследовании.
Объективный метод базировался на создании экспериментов в психологии. При помощи этих экспериментов можно было узнать, какие факторы влияют на человека, в каком количестве и каковы характеристики этих факторов. Можно было также зафиксировать внешние действия, поведение, найти триггеры.
Для применения детерминизма в науке много сделал Лев Семенович Выготский, который создал культурно-историческое учение. В первый раз фокус экспериментов был направлен на исследования характерных черт главенствующих функций человеческой психики. В результате исследования данной концепции стало понятно, что процессы психологии, которые заложены природой, трансформируются с развитием человека в обществе.
Во многом на человека влияют история, общество, общение с представителями общества, а также потребление продуктов культуры человека. Так выглядел Выготский: Источник: ru. Так, по мысли советских психологов, человек может воспринимать окружающий мир только тогда, когда он активно занимается деятельностью, он трансформирует ее под себя, а не просто обладает сознанием.
Осознание культуры, а также воздействие общества может происходить только в процессе тесных взаимодействий человека и мира, в процессе трудовой активности. Деятельность стала основополагающим двигателем явлений в психологии. Это подчеркивали С.
Рубинштейн и А. Так выглядел А. Леонтьев: Источник: ru.
Так, на первый план вышла проблема основополагающих сил развития психики человека. Он понимания этого вопроса зависело то, как будет восприниматься детерминизм. Примечание 6 Постоянное использование принципа детерминизма для описания активирующих сил развития психики человека выявило ряд проблем в психологии.
Так, нужно было понять, как воздействуют друг на друга общественные и физиологические факторы, как работают внешние и внутренние законы воздействия, как соотносятся обучение и развитие. В современной психологии не все из этих вопросов решены. Материалистическое объяснение основано на детерминизме.
Пути применения принципа детерминизма в психологической науке основывается на решении проблем соотношения психики и мозговой активности. Психологи считали, что психика является функцией мозговой активности. Так, в психологической науке появилась еще одна проблема — объяснить, как работают механизмы мозговой активности.
Основу исследования составляли теории о высшей нервной активности. Детерминизм в исследования использовали для того, чтобы применять законы физиологии на сущность явлений психики. Вплоть до 50-х годов 20 века советская психология не выделяла детерминизм в качестве отдельного принципа в психологии.
Только в 50-х было сформулирована мысль о том, что необходимо применять этот принцип в качестве методического для данной науки. Эту мысль предложил С. Сам ученый использовал этот принцип для того, чтобы исследовать происхождение и характерные особенности явлений психики.
Он считал, что они связаны со всеми явлениями материалистического мира. В рамках философского учения детерминизм — принцип необходимый. Все в мире должно работать таким образом, чтобы можно было объяснить.
На языке богословия об этом также говорит В. Лосский: «Промысл есть определение Божественной воли в соответствии с человеческой свободой, в предвидении свободных действий твари. Эта воля — воля всегда спасительная, которая может создавать полезное людям во всех превратностях их блужданий, если только человек умеет ее познавать. Можно сказать с некоторой извинительной неточностью, что Бог нисходит в Своей промыслительной деятельности к свободе людей, действует в соответствии с этой свободой, согласует Свои действия с действием существ тварных, чтобы, выполняя Свою волю, управлять падшим миром, не нарушая их тварной свободы. Нравственный аспект антиномии детерминизма Промысла Божия и индетерминизма личной свободы человека раскрывается в понятии Божественного попущения. Святые отцы например, Немезий Емесский считают, что Промысл Божий действует как благоизволение и как попущение Божие. По благоизволению происходит то, что является безусловным благом. По попущению — то, что может оказаться несчастьем и злом, но при должном к нему отношении способно привести ко благу.
Так болезни, нищета, любое страдание, которое по попущению Божиему коснется человека, может помочь ему изжить гордыню, научиться состраданию, увидеть и полюбить истинные ценности. Физическая слепота, постигшая апостола Павла на пути в Дамаск, привела его к духовному прозрению, а некое жало в плоть и ангел сатаны, на которого он горько жаловался коринфянам во Втором послании к ним, помогало апостолу языков побеждать в себе присущую любому человеку гордость. Так, допустим, что кто-либо превозносится своими добродетелями и праведностью; Бог попускает такому человеку впасть в блуд, дабы он через это пришел к сознанию своей слабости, смирился и, пришед, исповедовался Господу» Св. Иоанн Дамаскин. Точное исповедание православной веры. Иногда страдания невиновного человека могут послужить для блага другого. Евангельский слепорожденный, в несчастии которого не были виноваты даже его родители, послужил к прославлению Самого Спасителя и к укреплению веры в тех, кто оказался свидетелями чудесного исцеления.
Филипп Исаков Психология Детерминирующую тенденцию в обиход ввели участники Вюрбургской школы, которая зародилась в 20 столетии.
Представители данной ассоциации психологов ввели инновационные методики изучения психики, в частности «метод систематического экспериментального самонаблюдения». Их главное положение заключалось в том, что деятельностью человека управляют не эмоции и чувства, а разрозненные мысли, которые являются обрывками знаний, направляющих индивида в сторону решения определенных задач.
Аристотель иначе трактовал причину существования и деятельности человека и природы. Он пришел к неотделимости души от живого тела как системы, имеющей целостную организацию и целесообразности человеческой души. С крахом античности возникли религиозные мировоззрения. Представителем спонтанности души и заложенным в нее скрытыми способностями к движению и активности стал Августин, основавший теологическую психологию. Она основана на противоположном детерминизму индетерминизм, который признает критерием достоверности исключительно личный опыт. Подобные идеалистические представления до сих пор противопоставляются материалистическому взгляду на происходящее в мире и психике человека.
Механистически детерминизм возник с активным развитием науки в 17 веке. Философ-рационалист Спиноза отрицал дуалистическое понимание человека, которое разделяло его на духовную и телесную составляющие. Спиноза описывал сущность психологии человека с помощью созданного учения об аффектах. Спиноза выделяет 3 основных аффекта: желание, удовольствие, неудовольствие. Также представителями направления были английские и французские материалисты, некоторые из которых считали человека «машиной органического тела» или просто организованной системой. Слабость данного направления создавала предпосылки к обращению к биологии за объяснением определенности человеческой психики. Читайте также: Стресс и тревога у ребенка: какие причины? Дарвин и К.
Бернар значительно повлияли на биологический детерминизм. Они говорили о целесообразности жизни в результате стремления к выживанию, сохранению форм, позволяющих противодействовать влиянию окружающей среды. Это помогло перейти к вероятностной детерминации, представителем которой стал психолог Фрэнсис Гальтон, считавший, что поведение человека может проявляться в связи с закономерностями. Исследователь также опирался на общебиологический подход, который гласил, что приспособление вида может быть достигнуто за счет индивидуальных проявлений, которые детерминированы генетикой. На основании этого Гальтон сделал вывод, что психические различия каждого человека также обусловлены генетическими особенностями. На следующем этапе развития детерминизма в психологии в 20 веке были выявлены психические детерминанты, которые регулируют отношения между природным и социальным; при этом психика стала считаться самостоятельным явлением, которое, хотя и зависит от внешней среды, но значительно влияет на жизнедеятельность человека и его социальную жизнь. Категориями психики выступили образ, действие и мотив, которые рассматривали Гельмгольц, Дарвин и Сеченов. В дальнейшем стал развиваться микросоциальный детерминизм, который видел детерминацию психики человека в межличностных отношениях.
Например, Фрейд обратил внимание на отклонения в психике ввиду травматичных отношений с матерью. Новыми определителями детерминации стали групповое действие и сотрудничество; индивидуальность сознания формируется переносом в свой внутренний мир внешних воздействий из микросоциальных отношений. Ярким представителем данного направления был Выготский, который выделил знаки, как психологические орудия, которые зарождаются во взаимодействии с другими людьми, а позже переносятся в сознание человека. Также он включил сознание в мир культуры, придавая ей значение в становлении человеческой личности. При этом Выготский говорил о неразделимости индивидуальности и социальной среды, которая преломляется перед особенностями личностями и сама по себе носит характер столкновения и конфликта характеров. Марксистская философия внесла вклад в новую форму детерминизма, которая определяла сознательность человека зависящей от объективных условий, культурных и экономических факторов. Это также внесло значительный вклад в развитие детерминизма относительно психосоциальной деятельности человека. Марксистский принцип диалектического материализма использовался в дальнейшем многими психологами, в том числе, Л.
Выготским, советским психологом, который соглашался с тем, что, изменяя реальный, независимый от сознания мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам.