Юрий Гагарин за 4 часа до старта ракеты, 12 апреля 1961 года. Апрельская кинохроника 1961 года, в которой Гагарин прибывает в Москву, где его встречает первый секретарь Никита Хрущев. с успехом завершилась, нижегородские газеты стали наперебой печатать новости с громкими заголовками: «Победа науки и разума», «Ликует вся Земля», «Колумб из страны Советов», «Он сказку сделал былью», «Наш советский, простой человек», «Слава тебе, Юрий Гагарин!». Фото: РИА Новости. Лётчик-истребитель ВВС, член первого отряда космонавтов СССР Юрий Гагарин во время парашютной подготовки.
Значение полёта Гагарина в космос
- Юрий Гагарин сегодня положил начало освоению человеком космоса |
- Значение полёта Гагарина в космос
- Новости и события Российского исторического общества
- Полный текст доклада Юрия Гагарина после полета в космос
Мягкая посадка: от Гагарина до «Гагарина»
Также в нем отмечали лидерство, выносливость, волю к победе, соревновательный дух. За пять дней до старта было известно по-прежнему мало. Гагарин и Титов занимались на тренажерах, отрабатывали доклады на Землю, постепенно привыкая к своим позывным: Гагарин — «Кедр», Титов — «Орел». Каманин, нарушая запрет ведения личных дневников, писал, что пуск намечен на 11—12 апреля. Лишь 8 апреля было решено, что полетит Гагарин, а Титов будет в запасе. Официально об этом объявили 10 апреля 1961 года на заседании Государственной комиссии. Оставалось лишь подготовить к полету физически и морально.
Последнее сообщение Гагарина о выполнении летного задания было с высоты более четырех тысяч метров. Дальше началось снижение самолета, которое можно выполнить двумя способами. Либо — спокойно, либо — интенсивно и с переворотом.
Второй способ был предпочтителен в той ситуации из-за спешки, потому что дальше самолет требовался другим летчикам. Они недооценили обстановку и не могли грамотно пилотировать по приборам. Вместе сложились несколько факторов.
Аксенов говорил: «Еще одной причиной авиакатастрофы стал недостаток высоты от нижней кромки облаков до вывода самолета из пикирования». Объяснение из журнала «Огонек» по известным фактам в 1998 году косвенно подтверждает эту версию. Летчики получили ошибочный доклад, где нижняя граница облаков была на границе 900 метров.
Именно с такими данными они вышли в полет — на нее и реагировали в критичной ситуации. Еще одно дополнение: работа высотомера, по которому они следили за высотой. При интенсивном снижении самолета показания высотомера запаздывают.
Он показывает большую высоту, чем есть на самом деле. Обычно разница достигает примерно 200 метров. При штопоре разница в показателях и реальности может быть в 400 метров.
Об этом летчики могли забыть и неправильно определить реальную высоту при попытке спасти самолет. Останки на ветках деревьев, увезенный на тракторе парашют, воронка от взрыва В книге Анны Гагариной «Память сердца» есть подробности ее разговора с Владимиром Шаталовым. Тот тоже участвовал в полетах, но его вылет был запланирован уже после Гагарина.
Шаталов говорил, что в момент катастрофы рассматривались обычные проблемы с радиопередатчиком. Бортинженер планировал починить его после приземления. Каманин писал: «Более четырех часов поиск был безрезультатным.
В 14 часов 50 минут командир вертолета Ми-4 майор Замычкин доложил: «Обнаружил обломки самолета Гагарина в 64 километрах от аэродрома «Чкаловский» и в трех километрах от деревни Новоселово». Получив это сообщение, я, генералы Мороз и Мадяев тотчас же вылетели на вертолете Ми-4 к месту происшествия». Валентина Романова Первое доказательство гибели Гагарина — планшет, который нашла поисковая группа.
Он был в куске куртки Гагарина. Каманин писал об этом в дневнике. Адриян Николаев подтверждал ему: Гагарин при нем заполнял такой планшет красными чернилами.
Уже потом нашелся талончик на завтрак на имя Гагарина. Только тогда все поняли — он погиб. Гибель Серегина подтвердилась по обломку челюсти.
Об этом тоже рассказывал Каманин: «Многие детали самолета, парашютов, одежды пилотов мы находили на высоких сучьях деревьев. Через некоторое время обнаружили обломок верхней челюсти с одним золотым и одним стальным зубом. Врачи доложили, что это челюсть Серегина».
Космонавт Виталий Севастьянов вспоминал опознание по двум ведрам с частями тел: «На столе лежали два правых уха с кусочком кости черепа и волосами. Больше того, за одним ухом была родинка, как бородавка на ножке. Эта была родинка Юры.
Его даже когда стригли, он просил осторожнее, чтобы не задеть. Мы тогда отстригли волосы, положили в конверт и отдали Вале [вдова Гагарина]». В тот день мой дед Николай Живоглядов возил работников киржачского аэродрома на место катастрофы на поиски останков.
Тогда же экстренно прибыли спецслужбы и люди с аэродрома «Чкаловский». Дед был простым водителем и не участвовал в поисках, но попал в эпицентр. Говорят, что часть кишок висело на срубленных самолетом деревьях.
Виктор Кириллов работал механиком-водителем на киржачском аэродроме. В день катастрофы он участвовал в поисках останков тел и разлетевшихся частей самолета. Так рассказывал об этом в книге «Кумир планеты»: «В 11:45 на КП поступает команда из «Чкаловского»: «В вашем районе упал самолет в деревне Новоселки.
Поднять вертолет на поиски». Командир вертолета Замычкин отметил на карте Новоселки Александровского района, и вертолет ушел в Новоселки. Через некоторое время звонок из деревни Новоселово.
Звонила бригадир колхоза Салеева: «Упал ваш самолет в районе погоста, ориентир — церковь». Экипаж собрался в считанные минуты: радист Круглов, парашютисты Левченко, Хомутов, Овчинников, а дальше дело техники. Поля, леса.
Через час мы были на месте падения самолета. Огляделись, видим, на высокой березе висит на оборванной подвеске парашюта половина куртки. Спилили березу, а в куртке — левая рука.
В кармане куртки водительское удостоверение, технический паспорт на машину, ключи от машины на брелке шарик примерно 30 мм, в нем жидкость, там циферблат плавающий. В метрах 200 от места падения была сторожка, где жил лесник. Я объехал поляну: пней, ям нет.
Радист передал на борт вертолета, что площадка подготовлена. Как только приземлился вертолет, вышли генералы, полковники. Я отвез их на место гибели.
Генерал-майор спросил меня: «Откуда техника? Сказали генералу: «У нас рабочий день до пяти часов». Он ответил на высокой ноте: «С этого часа, с этой минуты вы выполняете постановление Совета Министров».
Вот и закипела работа. Генерал спросил: «До вас здесь были посторонние? Генерал сел в кабину: «Давай за ним по следу».
Подъезжаем к дому. Стоит трактор, в кабине парашют. Выходит парень.
Спрашиваем: «Твоя техника? Садись, поехали, покажешь, где он лежал». Потом парня посадили в вертолет и увезли в «Чкаловский».
Поздно вечером пришла колонна спецтехники в Новоселово. Дороги к месту не было, снега была тьма. Всю эту технику буксировали на место гибели.
Днем ездили по деревням, спрашивали очевидцев: как летел, сколько взрывов слышали. Парашют Юрия Алексеевича Гагарина нашли, когда растаял снег, под елью, в шести метрах от костра, где мы коротали ночь». Еще один член поисковой группы — Иван Колосов.
Его воспоминания из книги Льва Данилкина «Юрий Гагарин»: «Наш вертолет взлетел в 12:20 и пошел курсом, противоположным тому, по которому самолет МиГ-15 должен был возвращаться на аэродром «Чкаловский». Периодически мы садились прямо на поляны и дороги, а один раз в поселке Черноголовка на площадку какого-то завода, и спрашивали, не видели ли падающий самолет или не слышали ли взрыва самолета в воздухе. При первых посадках ответы были отрицательными, а несколько позже стали попадаться люди, которые видели круто спускавшийся в лес самолет.
При дальнейшем полете в районе деревни Новоселово Покровского района в лесу штурман заметил яму шириной 4-5 метров, окруженную глубоким снегом, политым какой-то желтоватой жидкостью. Спустились ниже и убедились, что это место падения какого-то самолета. Вертолет сел в 50 метрах от ямы в снег на брюхо.
Я схватил свою медицинскую укладку и выпрыгнул из вертолета.
Сегодня мы отмечаем День космонавтики. Ровно 63 года назад прозвучало знаменитое «Поехали! Старт на корабле «Восток» с космодрома Байконур. Гагарин один раз облетел вокруг нашей планеты и успешно приземлился в Саратовской области.
Значение полета Юрия Гагарина для развития мировой культуры особенно велико потому, что он стал первым в истории человеком, который сумел взглянуть на планету из космоса, увидеть Землю как целостную живую систему. Именно его впечатления положили начало воспитанию у человечества космического сознания, за которым неизбежно следует переоценка самих себя, системы ценностей и уточнение содержания таких фундаментальных понятий, как смысл жизни, прогресс, гуманизм, цивилизация. Полет Ю. Гагарина стал исторической вехой в развитии земной цивилизации. Прошло уже 60 лет с тех пор, но подробности этого эпохального события продолжают волновать воображение.
Первый в космосе, первый в вечности. 12 фактов о полете Гагарина
-«Восток-1» с Юрием Гагариным на борту сделал один оборот вокруг Земли, и на 108-й минуте корабль успешно завершил полет. Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае 1945 года. 8 ярких фактов о Гагарине — они превращают его из покорителя галактики в обычного человека.
«Высокое достижение цивилизации»: как Юрий Гагарин подарил человечеству космос
Последняя осторожная улыбка, штопор, неизвестность 27 марта 1968 года. Их полетное задание планировалось примерно на 20 минут, но длилось всего четыре набор высоты не учитывается. Монолог летчицы Марины Попович из книги «Автограф в небе». Она видела Гагарина за час до гибели — улыбчивого и взволнованного: «Хмурое мартовское утро. Промозглый сырой воздух. Под ногами хлюпает талый снег.
Размытая облачность — 8-10 баллов, нижний край около тысячи метров, дымка, поэтому видимость несколько ухудшена. Идет обычная подготовка к полетам. Ничто не предвещает трагедии, которая разразится менее чем через час и всколыхнет весь мир. Я в то время находилась здесь же, на аэродроме. Нам с Леонидом Татарчуком вертолетчиком-асом предстояло на малой высоте от 1 до 10 метров от земли проверить работу радиовысотомера в закрытой кабине под колпаком.
За учебно-тренировочным истребителем МиГ-15 я заметила автомашину, а у самого самолета стоял Юра Гагарин в светлых летных брюках, кожаной куртке, с застегнутым на голове защитным шлемом. После большого перерыва в полетах почти семь лет он добился разрешения летать самостоятельно. И сегодня ему представится эта возможность, если Владимир Сергеевич Серегин на это время командир Юрия проверит его технику пилотирования и разрешит тренировочные полеты. Юра в то время готовился ко второму своему космическому полету, побывал уже дублером у Владимира Комарова и теперь должен был закончить свою тренировку перед тем, как снова шагнуть к звездам... Но теперь врачебный осмотр позади, Гагарин, весело сбегая по ступенькам лестницы, вдруг услышал голос Андрияна Николаева [третий советский космонавт]: «Юра!
Ты что, сегодня вылетаешь самостоятельно? Тогда с тебя причитается! Увидев меня с Леней, он приветливо махнул рукой и улыбнулся». Последний доклад от Гагарина и Серегина. Связь оборвалась.
Мы даже не знали, кто там погиб. Гагарин в тот день выполнял учебный полет под руководством Серегина на высоте 4000 метров. Наш — на 1500 метрах. Они отработали 10 минут и запросили обратный курс на «Чкаловский». Вдруг на высоте 2000 самолет резко изменил курс.
Его несколько раз запрашивали, но он не отвечал. Это зафиксировал локатор. Что там случилось — неизвестно. Но если бы экипаж был в сознании, то он поддерживал бы связь, успел что-то передать… Их нашли в Киржаче, за деревней Новоселово. Мы долго искали место падения, полетели на дозаправку, и тут прибежала одна женщина: «Мать звонила, у них за Новоселово упал самолет».
Картина на месте происшествия была такая: кругом сваленные деревья и воронка глубиной девять метров». Валентина Романова Аварийная обстановка возникла внезапно и носила скоротечный характер. Это сказано в заключении экспертов-расследователей. Первое расследование гибели Гагарина и Серегина продолжалось целый год. Было 29 томов дела, но единое заключение комиссия так и не представила.
Внутри есть несколько версий произошедшего с одной основной. Дело с документами по катастрофе до 2000 года проходило под грифом секретности. Оно хранится в центральном архиве минобороны РФ. Предположительной причиной там называется возможная потеря работоспособности экипажа из-за столкновения самолета с шаром либо чем-то другим или выполнение резкого маневра для предотвращения столкновения. Космонавт-испытатель Антон Шкаплеров моделировал полет самолета Гагарина и Серегина на специальном тренажере.
Это показано в документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг». Он проверял официальную версию — столкновение с шаром-зондом. Результат: самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор, если было столкновение или уход от него. Исследовал катастрофу и главный научный сотрудник ЛИИ им.
Громова, доктор технических наук Арсений Миронов. В 2010 году он сказал в интервью «Интерфаксу»: «Официальной версии трагедии, как вы знаете, нет. Правительственная комиссия по итогам расследования никакого решения не приняла». Даже версия со столкновением с шаром-зондом позже опровергалась. Расчеты подтвердили — только в штопоре самолет Гагарина и Серегина мог за минуту долететь до земли.
Вывод самолета МиГ-15УТИ из штопора с высоты около 400 метров невозможен — примерно с этой высоты Гагарин и Серегин до последнего пытались выровнять самолет. Для успешного выполнения маневра нужна высота около 800 метров. В тот день на нем оставались два подвесных топливных бака. Емкость каждого — 260 литров. Они снижали допустимые перегрузки самолета.
Конструкция самолета предполагает, что первым катапультируется инструктор, который сидит сзади. Только потом — пилот. Так что произошло? Его мнение — первый взрыв самолета произошел еще в воздухе. Падение самолета продолжалось около минуты.
Каманин не исключал и взрыв от столкновения — писал об этом с отсылкой к версии с шаром-зондом. Взрыв в воздухе он доказывал четырьмя пунктами: 1. Согласно результатам специальных испытаний, разгерметизация кабин произошла в воздухе. Разрушение остекления фонарями кабин в воздухе подтверждается тем, что при самом тщательном просеивании земли в районе падения самолета удалось подобрать только 38 процентов остекления кабин и 13 процентов остекления фонаря. Отсутствие радиосвязи и попыток катапультироваться.
На сайте «Роскосмоса» есть материал о выводах правительственной комиссии: «Первое — самолет перед ударом о землю был целым. Второе — двигатель самолета работал в момент удара на оборотах, достаточных для горизонтального полета. Третье — летчики не пытались катапультироваться. Четвертое — летчики были в рабочем состоянии». Жуковского, доктор технических наук.
Осколки разбросало по длине до 600 метров и по ширине до 100 метров. После взрыва от летчиков практически ничего не осталось. Николай Живоглядов, Гол. Якобы из-за этого он свалился в штопор. Об этом же говорил Алексей Леонов.
Он приводил в пример показания трех колхозников, которые видели сорвавшийся в облака самолет. Сначала Леонов говорил о самолете Су-11, потом — о Су-15 его модернизированная модель. Леонов утверждал : «Мои рассуждения подтверждены вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Тайны в этом нет, а есть разгильдяйство и нарушение режима полетов». Фамилию летчика он не называл, потому что дал слово.
В документальном фильме «Юрий Гагарин. Последний миг» раскрывается фамилия летчика Су-11. Им оказался летчик Кречетов — так указано в архивном расследовании. Там же рассказывается, что при попадании в след от Су-11 самолет Гагарина и Серегина мог свалиться в штопор.
Крупное научно-техническое достижение? Однако до полета Гагарина были выполнены два полета точно таких же кораблей по точно такой же программе, но с манекенами на борту. И они тоже завершились успешно. Просто о них не сообщалось.
Проверена возможность жизни человека в замкнутом пространистве? И это на Земле было сделано заранее. Переносимость человеком перегрузок, которые сопутствуют полету, тоже была неоднократно проверена при исследованиях на центрифуге. Тогда что же произошло? Главное значение события состоит, пожалуй, в том, что пройден важнейший психологический рубеж. Полет Гагарина показал, что человек может летать в космос. Человек может сохранять работоспособность и нормальное психическое состояние на всех этапах космического полета - при взлете на ракете, в длительной невесомости и тогда, когда спускаемый аппарат, словно метеор, в окружении раскаленной плазмы движется в атмосфере Земли. Через день Юрия Гагарина встречала Москва.
Такое впечатление, что вся Москва. Никого это событие не оставило равнодушным. Люди либо выходили на улицу, чтобы увидеть Гагарина своими глазами, когда он будет ехать с аэродрома в Кремль, либо следили за происходящим по телевидению. Состоялась церемония награждения, потом был митинг на Красной площади, руководство страны устроило большой прием, и всюду царила обстановка всеобщего торжества. Народ праздновал победу человеческого гения, мастерства и мужества. Гагарин стал символом этой победы. А днем позже была встреча с Гагариным на нашем предприятии. Ее организовал Королев.
Он хотел, чтобы люди увидели человека, который доверил им свою жизнь; хотел поблагодарить и поздравить всех с успехом. На встречу приехал президент Академии наук М. Вершинин и летчики, которые вместе с Гагариным готовились к полету. Встреча происходила на улице. Гости стояли на сделанной наспех трибуне, а мы все - вокруг, кому куда удалось устроиться. На предприятии работали тысячи человек и все пришли. Были заняты все места, откуда только можно было увидеть Гагарина. Стояли на дорогах, у открытых окон в помещениях, на крышах прилегающих зданий.
Как ни странно, но даже на тех, кто создавал карабль, полет произвел очень сильное впечатление. При подготовке к нему каждый работал над какой-то относительно небольшой задачей. При этом понимал, что готовится полет, но в основном думал о своем деле. А сейчас вдруг до сознания всех дошло, что свершилось огромное событие. Перед людьми открылись неслыханные возможности - открылась дорога за пределы того, что принадлежит Земле. Полеты в космос - это полеты в новый мир.
И почтальона нашего бегом отправили». Так первые снимки разлетелись по родственникам и газетам. Место приземления Гагарина — около села Смеловка в Саратовской области. Изначально первый космонавт должен был сесть на несколько сотен километров южнее, но небольшой технический просчет привел к тому, что местное колхозное поле теперь самое знаменитое на планете.
За неделю до старта не было известно, кто полетит в космос. После этого группа космонавтов прибыла на секретный полигон Тюра-Там в казахстанской степи. Реклама «Достаточно было соринке попасть в глаз первому кандидату для полета в космос, или температуре у него повыситься на полградуса, или пульсу увеличиться на пять ударов — и его надо было заменить другим, подготовленным человеком», — рассказывал Гагарин. В дневниках генерала авиации Николая Каманина, обнародованных уже после его смерти, сделана запись: «Итак, кто же — Гагарин или Титов? Оба космонавта примерили скафандры. Каманин вспоминал, что в Гагарине чувствовались «спокойствие, уверенность и твердые знания». Также в нем отмечали лидерство, выносливость, волю к победе, соревновательный дух.
Совсем не космос: наследие Юрия Гагарина приходит в упадок
Гагарин также провел простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. Юрий Гагарин провел 108 минут на околоземной орбите в корабле "Восток-1", открыв для человечества эпоху. Новость о полете Юрия Гагарина произвела впечатление на все человечество, а в Советском Союзе вызвала стихийное торжество, сравнимое с радостью по случаю окончания войны в мае 1945 года.
10 неизвестных фактов о полете Гагарина
Место приземления Гагарина — около села Смеловка в Саратовской области. Гагарин шел к трибунам под музыку оркестра, который играл советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». В проекте представлены удостоверение Гагарина, полетное задание на первый космический полет, служебные характеристики и прочие документы. 1954 году Гагарин впервые пришел в Саратовский аэроклуб ДОСААФ и за время пребывания в нем выполнил 196 полетов.