наиболее вероятное место захоронения Чингисхана. Поклонение священной горе Бурхан-Халдун связано с культом гор, рек и ову (шаманских пирамид из камней), в котором слились древние шаманские и буддистские традиции.
Монголия окажет поддержку Тюркской академии в проведении исследовательских работ
Записи с меткой «Бурхан Халдун». О строительстве историко-туристического центра «Темуджин» в Калмыкии. Интерфакс: В окружении главнокомандующего вооруженными силами Судана генерала Абделя Фаттаха аль-Бурхана нарастает недовольство им в связи со сложностями военной кампании. Священная гора Бурхан-Халдун и предположительное место погребения Чингисхана и его потомков.
Burkhan khaldun Бурхан халдун
Почитание священной горы Бурхан Халдун связано с преданиями о том, что около нее похоронен Чингисхан. 6 минут назад. Пожаловаться. О посещении предгорий Бурхан-Халдуна, музея Чингисхана в Улан-Баторе и других культовых для потомков древних тюрков мест рассказали на минувшей. Легендарная гора монгольских народов Бурхан-Халдун, место расположения которой пока точно не установлено, отождествляется с серповидной горой Хан-Хэнтэй (2362 м) горного хребта. Бурхан-Халдун в настоящее время находится на территории строго охраняемой территории Хан-Хэнтий, региона страны, который монгольское правительство определило как объект. Легендарная гора монгольских народов Бурхан-Халдун, место расположения которой пока точно не установлено, отождествляется с серповидной горой Хан-Хэнтэй (2362 м) горного хребта. Глава переходного Суверенного совета и главком Вооруженных сил Судана Абдель Фаттах Бурхан заявил, что все аэропорты страны.
Священная гора Бурхан-Халдун
- ЛЕГЕНДА О ВОИНАХ ЧИНГИСХАНА, ДОШЕДШИХ ДО ОЛЬХОНА
- ЮНЕСКО рассказало о природной красоте Монголии в журнале «Всемирное наследие»
- Монголия окажет поддержку Тюркской академии в проведении исследовательских работ
- Tuva.Asia / Новые исследования Тувы
Подробности
- ЮНЕСКО рассказало о природной красоте Монголии в журнале «Всемирное наследие»
- Бурхан Халдун
- ЮНЕСКО рассказало о природной красоте Монголии в журнале «Всемирное наследие»
- Монголия окажет поддержку Тюркской академии в проведении исследовательских работ
Гора Бурхан-Халдун 2450 метров
Его смерть стала катализатором глубочайших геополитических потрясений на всем евразийском континенте и в самой Монгольской империи, в судьбе которой Бату принял самое непосредственное участие. В создании фильма приняли участие историки и исследователи из Казахстана, России, Украины, Монголии, Франции и Америки. Они раскрыли детали таинственной истории смерти Джучи и становления его сына, выдающегося политика глобального масштаба. Но я думаю, что в смерти Джучи виноват его младший брат — Чагатай», — рассказал историк и публицист Радик Темиргалиев. На протяжении 90 минут Рашид Нугманов и доктора исторических наук, деятели культуры и исследователи ведут диалог, поэтапно раскрывая зрителям центральную историю, развивающуюся в условиях борьбы за власть, предательства, жажды правосудия и прочих интриг. В соответствии с жанром картины мы представляем зрителям версии компетентных экспертов, но не даем окончательного заключения.
Я мечтаю вслед за фильмом-следствием выпустить фильм-суд, где будут воображаемые обвинители, защитники и судья, ну а зрители пусть выполнят роль присяжных и вынесут свой вердикт», — поделился Рашид Нугманов. Съемки пришлись на разгар пандемии — август-октябрь 2021 года, что осложнило возможность выезда из Казахстана и въезда в другие страны, а строгие межгосударственные карантинные ограничения сделали невозможным соблюдение напряженного съемочного графика с выездом на запланированные локации в Венгрии, Китае и других странах. Используя опыт документалиста Дзиги Вертова, были оперативно сформированы несколько съемочных групп на местах в Монголии, Европе и США, благодаря чему дистанционно был отснят уникальный материал без каких-либо потерь для качества и содержания фильма. Фильм не потеряет своей актуальности и ценности со временем», — подчеркнула продюсер фильма Анна Чакиртова. У создателей картины большие планы на дистрибуцию.
Они уверены, что фильм будет интересен зрителям по всему миру. Сложись история иначе, все было бы по-другому. Вместо нас сейчас жили бы другие люди», — сказал режиссер. В феврале 2022 года команда проекта планирует организовать премьерные показы документального фильма в Нур-Султане, Алматы и Жезказгане, а также в Украине, Монголии, в городах России и европейских стран. Мы надеемся, что наш фильм обогатит внутренний мир зрителей, потому что все участники с большой любовью относятся к своей работе и к теме проекта.
Наша задача — заинтересовать зрителя в изучении истории, разжечь его воображение и разбудить его разум», — заключил Рашид Нугманов. Строительство музея имени Чингисхана в Монголии завершено, заявил руководитель отдела культурного наследия Министерства культуры Б. Даваацерен, 4 декабря сообщает журнал News. Сейчас строительство музея завершено, осталось только открыть экспонаты и выставить их. Официальные лица отмечают, что музей является крупнейшим объектом такого рода, построенным в Монголии за последние 50 лет.
Что касается музейного пространства, он занимает пятое место в Азии. В нем установлена новейшая система безопасности. Всего в музее находится 15 залов. Сейчас ведутся работы над внутренним оформлением холлов. Объект будет оснащен современными виртуальными и цифровыми техническими средствами.
Согласно плану экспозиции музея, всего в 15 залах планируется разместить 6033 экспоната и артефакта. По оценкам, 5 927 или 98,2 процента от общего числа экспонатов будут получены из внутренних источников, а 106 или 1,8 процента — из зарубежных музеев, библиотек и архивов. Более 80 процентов из них будут оригиналами, а остальные 20 процентов — копиями зарубежных памятников. В музее также разместится Международный институт изучения Чингисхана. Диссертация новосибирского историка Сергея Чернышова посвящена теме присоединения Сибири.
В день Сибири «Глагол» публикует отрывок из интервью, где он рассказывает о колонизации края да откуда идут мифы о мирном присоединении Сибири. Были банкеты, речи, публикации в прессе. Как появился День Сибири? Кто был инициатором этого юбилея? Мы точно не знаем дату начала похода Ермака, 1581 или 1582 год.
Поэтому дата 300-летия была выбрана достаточно произвольно. Существует и совсем другая точка зрения на дату, с которой Сибирь стала российской, и она закреплена на памятнике Тысячелетие России в Новгороде в 1862 году. Там «человек-сибиряк», символизирующий начало присоединения Сибири к Русскому государству, располагается за Иваном Третьим. Это отсылает нас с 1499 году, когда московское войско ходило на Югру и югорцы символически стали данниками Москвы. Тогда же в титулатуру московского правителя было включено «князь Югорский».
Это произошло за 180 лет до похода Ермака. Статус присоединения Сибири в российской истории получил в 1839 году. После Отечественной войны 1812 года возникла идея создания системы памятников. Один был установлен на месте Бородинского сражения, другой на Куликовом поле, еще один в Коломне, откуда призвали Михаила Романова на царство. А в Тобольске стелу поставили в честь похода Ермака.
Сначала материалы готовили историографы Императорской академии наук. Ученые еще во времена Ломоносова обсуждали: как интерпретировать вхождение Сибири в состав России. Я читал протоколы заседаний Императорского исторического общества 1740-х годов, где они обсуждали присоединение Сибири как государственное деяние. Позже это вошло в государственный пантеон праздников. Потом Ключевский, Карамзин написали, что это расширение государства, «Россия шагнула за Урал».
И еще важная веха в определении процесса —деятельность областников Николая Ядринцева, Григория Потанина, Серафима Шишкова и других. Ядринцев написал знаменитую книгу «Сибирь как колония», причем в слове «колония» не было негативной коннотации. Там в частности говорилось, что у Сибири, как окраины страны, есть большие проблемы. Областники ратовали за автономию Сибири, и с тех пор этот праздник стал приобретать негативный подтекст — подтекст сепаратизма: «Если вы праздник День Сибири отмечаете — то вы за отделение ее от России? Тогда три четверти мира были колониями.
В 1839-м праздник отметили. В 1881-м, как я уже говорил, 300-летие, условная цифра. Мы точно знаем, что в 1581 году для человека конца 16-го века ничего не произошло. А также в 1582 и 1585 годах. Произошло в 1598-м, когда царь включил в свою титулатуру приставку «царь Сибирский».
Это произошло после того как Кучум, с которым Ермак воевал 18 лет, погиб. И в это время с точки зрения царя Сибирь вошла в состав Российского государства. Не помню, успел ли этот титул поносить сын Грозного Федор, но сменивший его на троне Борис Годунов уже точно был «царь Сибирский». Ее организаторы приурочили провозглашение независимости к этому Дню Сибири. И с тех пор праздник и флаг стали ассоциироваться с сепаратизмом.
Ведь русские первопроходцы, как испанские конкистадоры, были очень немногочисленны, однако занимали огромные территории. На старинном портрете Ермака он даже своим одеянием напоминает конкистадора. Коренные жители Америки для европейцев были чужими с непонятной культурой, которая развивалась «перпендикулярно». А для жителей Московского царства сибиряки были своими, понятными абсолютно. До Ермака существовали контакты — торговые, политические.
Есть и другие факты, говорящие о самых разных контактах. Например, когда русские вышли к Охотскому морю, они нашли там развалины русских деревень. Очевидно, что до похода Ермака русские общались с населением западной и северной Сибири, для них это были совершенно понятные люди, с понятной государственной системой. Ведь Сибирское ханство и Московское царство — это осколки Золотой Орды. Это очень важно.
Кучум — Чингизид, Иван Грозный смотрел на себя, как на продолжателя дела Чингисхана. Думаю, для Грозного завоевание Сибири если и имело значение, то как восстановление территориальной целостности некогда единого государства. Но при этом русские власти в своих коммуникациях с европейскими правителями постоянно подчеркивали, что это то же самое, что колонизация Америки. То есть они хотели, чтобы для внешнего взгляда это было похоже на завоевание Америки. Но по факту такого не было.
Они хотели легитимизировать свое право в их глазах. Сибирское ханство и Московское царство строились на одинаковых основаниях. И для сибиряков по сути ничего не изменилось со сменой власти. И на основании этого советская историография говорила, что американская колонизация — это срезание скальпов, жестокость, а вот сибирская колонизация — она мирная. Во всяком случае, она действительно была не такая кровавая.
Поскольку для русских сибиряки — это соседи, а с соседей не принято сдирать скальпы. Если читать новгородскую летопись с 11-го века, то они пишут: вот сибиряки пришли, нас завоевали, мы им дань заплатили. Через семь лет мы на них пошли — их завоевали. То есть это череда бесконечных конфликтов, войн, дружбы, торговли. Ермак в этом смысле не был каким-то водоразделом — легенду из него сделали гораздо позже.
Насколько это соответствует историческим фактам? С какой стороны смотреть. Если вы хан Кучум, то для вас это в любом случае акт агрессии. Если вы принадлежите к местным элитам — тоже агрессия. Если вы крестьяне новгородские, которые после этого пришли Сибирь осваивать, — для вас это мирный акт — вы ни с кем не воевали.
Очевидно, что Ермак внес смуту в местные элиты. Кто-то на его сторону перешел, кто-то остался верен Кучуму. Фактически в результате похода Ермака ханство сохранилось, но там началось то, что сейчас назвали бы гражданской войной — война всех против всех. Результатом этого было появление современных сибирских городов. Часть местной элиты обратилась к Борису Годунову: надо основать острог против соседнего племени.
И они основывают Томск на берегу Томи. Все со всеми воюют. Потом на эту территорию заходят уже регулярные русские войска и основывают Тюмень, Тобольск, Красноярск, Иркутск и так далее. Следующие 50 лет до середины 18-го века русские выкачивают оттуда ресурсы, а большая часть населения мигрирует на восток — эти волости пустеют. Это зафиксировано.
В селениях остается по двадцать человек, а где-то всего два. Жители мигрирует на восток, на Енисей и дальше. И спустя 70 лет после похода Ермака в Сибири еще вспыхивают бунты и восстания против русских завоевателей. Русско-чукотские войны происходили еще при Екатерине Второй, и, кстати, чукчи их выиграли. Это 200 лет с похода Ермака.
Кто на самом деле завоевал Сибирь? И желание владеть этим ресурсом было настолько сильное, что вот был на территории нынешнего Ямало-Ненецкого автономного округа заполярный порт Мангазея. Государство просто не могло его проконтролировать и решило в 1620-е годы его закрыть. Вывоз ресурсов был настолько неконтролируемым, что государство просто расписалось в своей беспомощности, все запрещая. Если говорить о мифах, то это миф, который в учебниках фигурирует: «представляете себе, русские казаки начали с конца 16-го века присоединение Сибири, а в 1630-е годы уже к Тихому океану вышли — проделали за 50 лет такой огромный путь».
На самом деле еще 150 лет пытались что-то с этой территорией делать. Это объективно. Сохранились записи очевидцев, как на Дальнем Востоке присоединялись территории. Офицер и исследователь Геннадий Невельской, в частности, оставил дневники. Это конец 19-го века.
Колонизируют Сахалин. Он пишет, как происходит принятие присяги русскому царю. Поставили караул. Я зачитал присягу, подняли флаг. Местному вождю что-то перевели, он кивнул.
Никто, очевидно, ничего не понял, — пишет Невельской, — но мы в отчетах написали, что это селение теперь под властью русского императора». Примерно так было и в 16-17 веках. Но можно ли назвать его освободителем сибирских народов от хана Кучума, который был пришлым в Сибири, поскольку он из рода Чингизидов? Он пришел из Средней Азии. Идея, что он чужой для Сибири, а мы ее освободили, впервые появляется в наказах царским послам в Швецию, Англию еще в 1585 году.
Это простая идея, с помощью которой можно объяснить легитимность этой войны. Почему решили с ним воевать? Потому что он узурпатор. А мы просто восстанавливаем законную власть, тем более что нас об этом попросили. В 1555 году в Москву прибыло посольство князя Едгера, который просит Ивана Грозного взять Сибирь «под свою руку».
Очень хороший повод. Принято считать, что была местная династия Тайбугидов, которая была при хане, и к ней относился Едгер. Но в логике 16-го века правителем такого государства, как Сибирское ханство, может быть только Чингизид. Но это все неточно, есть версия, что Тайбугид — это такой титул, как великий раджа в Индии. В любом случае в понятиях 16-го века Тайбугиды не могли вести международные дела.
А они в обход хана попросили помощи русского царя. Эта идея, что Ермак освободил местные народы, появилась почти сразу. Но в головы местных жителей мы заглянуть не можем. Страдали они или нет под Кучумом? Но мы точно знаем, что экономически для местного населения с приходом русских ничего не изменилось.
Местные воеводы получали от царя наказ: когда будете устанавливать местные налоги, не делайте их больше, чем при Кучуме. Поэтому можно сделать вывод, что для жителей ничего не изменилось. Вряд ли сибирские народы чувствовали, что их кто-то освободил. Концепция краеведческого музея что в большом, что в маленьком сибирском городе такая — Сибирь была дикая, запущенная, тут были шаманы: «Живем в лесу, молимся колесу». И тут приходят русские колонизаторы, несут свет знаний, строят города, вспахивают пашни и играют яркую цивилизаторскую роль.
Потом приходит советская власть, индустриализация, электрификация и так далее. Там показывается очевидная цивилизаторская роль русских. А раз так, то цивилизаторы должны быть мирными. При этом на академическую среду это слабо влияет. Понятно, что есть такие, кто для галочки статьи пишет, но нормальные ученые стараются не рассуждать в терминах «завоевание» и «мирная колонизация», то и другое — это идеологические штампы.
Поэтому используют более нейтральные слова — присоединение, освоение. Это праздник взаимопонимания и дружбы всех народов и национальностей, живущих на огромной территории от Урала до Дальнего Востока. Культовый режиссер Рашид Нугманов готовится представить зрителям свой новый проект под названием «Бату. Исторический детектив». Документальная картина снята по заказу Министерства культуры и спорта Республики Казахстан при поддержке НАО «Государственный центр поддержки национального кино».
Съемки фильма стартовали в августе этого года. Производством картины занимается ТОО «Cinegram». Автор сценария, режиссер и продюсер проекта — Рашид Нугманов. Оператор-постановщик — Никита Мельниченко. По словам режиссера, идея проекта появилась еще в 2014 году.
В создании фильма кроме съемочной группы участвовали еще и 25 спикеров из разных стран мира, которые исследовали жизнь и деяния Бату, великого политического деятеля 13 века, внука Чингисхана и основателя Золотой Орды. Его великой целью было создание большого государства, где не было бы войн», — отмечает Нугманов. Сюжет документального фильма построен вокруг расследования тайны гибели его отца Джучи, на фоне которого происходят глубочайшие геополитические потрясения на всем евразийском континенте: от Монголии и Китая до Великой Степи, Древней Руси и Священной Римской Империи. Несчастный случай на охоте? Заказное убийство?
Была ли размолвка старшего сына с отцом? Действительно ли он законнорожденный сын Чингисхана? Принимал ли Джучи участие в битве на Калке и почему он не подошел к Киеву? Какую миссию пришлось завершать за него Бату? Казнь 77 чингизидов — месть или правосудие?..
Монголы умели хранить свои тайны. За прошедшие столетия они обросли множеством домыслов, слухов, легенд и небылиц. Сумеем ли мы докопаться до истины? На время этого путешествия зрители станут детективами, которым предстоит приоткрыть страницы нашей общей истории, интерпретированные в разных источниках по-разному. Фильм детально проанализирует историю в интервью с выдающимися казахстанскими, российскими, украинскими, французскими, монгольскими, европейскими и американскими исследователями эпохи.
Дискуссию дополнят исторические документы, а также графическая реконструкция событий. Невозможно понимать и оценивать настоящее, не зная и не оценивая прошлого», — подчеркнул режиссер. Генеральным продюсером проекта выступает Асет Исекешев. Продюсер — Анна Чакиртова. На данный момент съемки фильма завершаются.
Картина находится на стадии пост-продакшна. Ризал Паджонга Индонезия заключили договор о взаимном признании и установлении союзнических отношений. Имя великого завоевателя Чингисхана прочно ассоциируется, прежде всего, с Монголией, где его почитают как отца нации, объединившего разрозненные монгольские племена. Однако многие ученые утверждают — великий Тэмуджин родился на территории России. Место рождения Чингисхана В «Сокровенном сказании монголов» и других средневековых источниках утверждается, что Темучин Тэмуджин родился от Есугей-багатура и его супруги Оулэн-чжин в местности Делюн-Болдок Делиун-Болдах — что в вольном переводе значит «холм, похожий на селезёнку».
Здесь находились родовые угодья древнего рода Борджигин «сероглазых». Топоним Делюн-Болдок встречается в среднем течении реки Онон. Исток Онона сейчас находится в Монголии, а основная часть русла, вплоть до впадения в Шипку — на территории Восточной Сибири. Места эти не только степные, но и лесистые, здесь добывали пушного зверя. Не случайно один из местных жителей по случаю рождения младенца Темучина подарил его родителям собольи пелёнки.
Сам Темучин, которого чаще всего представляют как «степняка», в молодости прятался от врагов в тайге. Рашид ад-Дин передавал следующее высказывание Чингисхана: «Каждый мальчик, родившийся в местности Баргуджин-Токум, на Ононе и Кэлурэне, будет мужественным и отважным, сведущим и сметливым от природы, без наставлений и выучки». Локализация в России Российские исследователи считают, что место рождения Чингисхана находится в границах Забайкальского края в настоящее время входит в состав Дальневосточного федерального округа. Более точно родина великого завоевателя локализуется, по разным данным, в 8 или 35 километрах к северу от нынешней российско-монгольской границы. Ближе всего это место находится от населённых пунктов Верхний и Нижний Цасучей в Ононском районе.
Здесь, между двух рукавов Онона, находится остров Икарал «Мать-остров» , упоминающийся в «Сокровенном сказании», а на нём есть урочище Делюн-Болдок. Сейчас неподалёку от села Цасучей также можно найти стоящий посреди степи огромный кусок гранита характерной формы, который называют «Котлом Чингисхана». По легенде, вода, скопившаяся в камне, исцелила Чингисхана после ранения ядовитой стрелой. Другого мнения придерживается исследователь Игорь Толмачёв. Исходя из того, что «Делюн-Болдок» с маньчжурского языка переводится как «конская грива с залысиной», он помещает родину «Океан-хана» в окрестности села Чирон в Шипкинском районе Забайкалья.
Добавим, что на Ононе же может находиться могила монгольского полководца, которого после смерти доставили в родные места на лодке. Точное ее местонахождение неизвестно. В 2012 году буряты Забайкалья выступили с предложением установить на берегу Онона памятник Чингисхану. Но эта идея не была реализована. Возможно из-за того, что России сложно признать завоевателя «своим» — слишком много места в традиционной русской историографии занимает память о монголо-татарском иге.
Альтернативные точки зрения Монгольские учёные, проведя собственные изыскания, объявили родиной Чингисхана сомон Дадал на территории аймака Хэнтий, примыкающего к российской границе. Речь идет о местности с тремя небольшими озёрами в верховьях Онона. Сейчас здесь сосредоточена туристическая инфраструктура, связанная с именем полководца, проводятся культурные мероприятия. Монголы имеют право на подобную точку зрения, поскольку наименование Делюн-Болдок распространяется не только на конкретное урочище, но и на целую долину, территория которой поделена между Монголией и Россией. Наконец, третий, хотя и несколько курьёзный, участник спора о родине Чингисхана — Китай.
Китайские историографы вообще опровергают свидетельства «Сокровенного сказания», утверждая, что Чингисхан — это бывший китайский чиновник, и родился он на территории Китая, а к северным кочевникам сбежал после того, как совершил должностной проступок. Очень часто можно слышать, что никакого Чингисхана не было. Потому что сами монголы отродясь о нем и знать не знали, но впервые услышали о нем только от русских, причем только после обретения Монголией государственного суверенитета в XX веке. Почитать, так вообще, Чингисхана придумали русские, дабы повысить у монгольских кочевников-скотоводов национальное самосознание для совершения революции. Так, якобы, в начале XX веке было написано «Сокровенное сказание» хотя первый русский перевод «Сокровенного сказания» вышел в 1866 году.
Причем «Сокровенное сказание» было написано русскими, но почему-то на китайском. Однако и помимо «Сокровенного сказания» существует огромная масса других письменных источников, где фигурируют не только монголы, но и сам Чингисхан. Из китайских источников назову «Сведениях о черных татарах» Хэй-да ши-люэ, 1237 и «Полное описание татар» Мэн-да бэй-лу, 1221. Из европейских очевидцев событий это Марко Поло «Книга о разнообразии мира», 1291 , Джованни дель Плано Карпини «История монгалов, именуемых нами Татарами», 1247 , Гильом де Рубрук «Путешествие в восточные страны», 1293. А еще в Амстердаме в 1705 году вышел «Исторический Атлас или новое введение в историю, хронологию и географию, древнюю и современную» Анри Абрама Шатлана.
В книге, помимо прочего, приведено генеалогическое древо императоров Тартарии, родоначальником которой указан не кто иной, а Чингисхан. А почему нет никаких летописей, написанных по-монгольски? Почему же нет? А это значит, что уже, самое позднее, в 1620 году, когда «Алтан Тобчи» была переписана ордосским ламой Лубсан Данзаном, в Монголии прекрасно знали, кто такой Чингисхан.
По всей стране, в каждом регионе проводятся мероприятия, посвященные укреплению института семьи, популяризации идей преемственности поколений, сохранению традиционных ценностей. Все это очень своевременно и актуально. Рассказывает газета «Бурятия». Знать свою родословную считалось очень важным делом, бережно фиксировали, записывали своих предков по отцовской линии. Прославленные, именитые люди родов пользовались особым почётом и уважением. Когда рождался мальчик, родители ходили к улусному писарю родословия с хадаком и подарком и обращались с просьбой записать новорожденного к ветви его родословной. Каждый наизусть знал своих предков до пятого колена, иные до седьмого-восьмого, а некоторые даже до десятого колена. Чтобы род не прервался Человек, исследовавший свою родословную, изучивший исторические записи, семейное древо, ознакомившийся с происхождением своих предков, нашедший интересных родственников, сам является интересной личностью и прекрасным рассказчиком. Люди, встречаясь на праздниках, на свадьбах, здороваясь, в первую очередь интересовались друг у друга его родовым происхождением и тем, к какому колену своей родословной тот относится. И завязывалась интересная беседа. Если человек не знает свою родословную, забыл или не интересуется ею, то род его приходит к концу, и он становится человеком из ниоткуда, человеком без роду и племени. Таким образом, у генеалогического древа жухнет листва, засыхают ветви, оно умирает и падает. Так теряется духовная связь с предками. По старинному обычаю такое также происходит, если в семье не родится мальчик, а будут все девочки. В этом случае развитие родословной как бы прекращается. Но современные учёные считают, что надо фиксировать и женскую ветвь. Поэтому семьи стали учитывать в продолжении рода наряду с мужской отцовской и материнскую линию. Но времена меняются, и сегодня всё зависит от сознания и желания самого человека. Знание и почитание своих предков никому не вредит, а, наоборот, обогащает, возвышает личность, делает её интеллектуально богатым. Человек продолжает жизнь своих предков, и всё, что в нём есть, заложено его изначальным родом, а он сам - составная часть своей родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее. Предки покровительствуют потомкам своих родов, оберегают их от несчастий, поэтому установление духовной связи с ними помогает и в материальной жизни. Откуда мы? Возникла необходимость узнать свою родословную для передачи потомкам. Дело в том, что мои дети выросли, не зная родного языка, значит, и своей родословной, поскольку я постоянно жил и работал в русскоязычной среде. По специальности я инженер-металлург цветных металлов, работал на горно-металлургических комбинатах и заводах на инженерных должностях, а затем был призван на службу. В Улан-Удэ приехал после выхода на военную пенсию. В данной статье не стану придерживаться структуры научных исследований, а буду освещать вопросы, так сказать, пунктирно.
За это гора получила символический статус колыбели монгольской государственности, представляющей «наследие и традиционный образ жизни кочевых народов Монголии». По одной из версий, у подножия горы находилось родовое кочевье Чингисхана. В список Всемирного наследия гора была отнесена по двум критериям: iv — ландшафт, иллюстрирующий важный этап ы в истории человечества; vi — объект, связанный с идеями или верованиями, представляющими собой выдающееся мировое достояние. Убсунурская котловина Водный бассейн озера Убсу-Нур является самой северной частью котловины Больших озер Монголии. Площадь охраняемой зоны составляет больше десяти квадратных километров. Именно за счет высокого международного научного значения и высокому биологическому разнообразию котловина была включена в список Всемирного наследия. Данный объект включает 12 природных территорий: семь участков государственного заповедника «Убсунурская котловина» Россия , четыре участка природного заповедника «Убсу-Нур» и заказник «Тес-Хем» Монголия. Ландшафты Даурии Даурия — это огромная территория, которая начинается на востоке Монголии и простирается через российскую Сибирь до северо-восточной границы Китая.
Горный хребет Бурхан-Халдун — один из сакральных центров Монголии, тесно связанный с именем Чингисхана. Окрестности горы считаются очередным местом рождения и захоронения Чингисхана. У подножия Бурхан-Халдун находилось родовое кочевье Чингисхана, а на его склонах он спасался от преследований меркитов. Объект свидетельствует об усилиях великого хана укрепить культ гор как важный фактор объединения монгольского народа", - отмечается в документах ЮНЕСКО.
The Diplomat: При партнерстве с США Монголия снова сможет перекроить мир
Наследники Чингисхана - Газета «Хабаровский Экспресс» | Новости и СМИ. Обучение. |
Любимая гора Чингис-хана | Пикабу | Почитание священной горы Бурхан Халдун связано с преданиями о том, что около нее похоронен Чингисхан. |
Сокровенная тайна Азии: где находится могила Чингисхана | По воле самого Чингисхана, его прах был привезен в одну из долин Хэнтийского хребта и предан земле на родовом кладбище "Их хориг" у горы Бурхан Халдун. |
Против главы армии Судана растет недовольствo из-за неудач в борьбе с СБР | Судан, В мире, Столкновения в Хартуме, Абдель Фаттах аль-Бурхан, Джидда, Саудовская Аравия. |
Гора Бурхан-Халдун: почему место захоронения Чингисхана недоступно для археологов
Бурхан Халдун - Burkhan Khaldun | По преданию, воин был похоронен у горы Бурхан-Халдун. |
Главком ВС Судана распустил Силы быстрого реагирования: Политика: Мир: | Затем джангарчи поедет в Монголию, планирует добраться до знаменитого Бурхан-халдун – древнего исторически значимого места, откуда в 9 веке пошли наши предки. |
Проказы монгольских археологов | Телеграф | Вокруг Света | Легендарная гора монгольских народов Бурхан-Халдун, место расположения которой пока точно не установлено, отождествляется с серповидной горой Хан-Хэнтэй (2362 м) горного хребта. |
300 тугриков за вход на гору Богд-Хан-Уул
Высота горы — 2256,3 метров. Согласно монгольским преданиям, зиму 1225-1226 гг Чингисхан провёл около Богд-Хан-Уул, набираясь сил перед походом на тангутов. Предполагается, что именно в это время он запретил на горе вырубку леса и охоту, то есть, фактически, сделал её подобием заповедника; здесь же прятал своё оружие, доспехи и одежду.
Гумилев верил, что в тенгризме было то, чего не хватило Чингисхану в шаманизме: злое начало, противопоставленное Небу-Тенгри, — богиня земли Этуген Йер. Однако думать, что монголы обрели Бога-Творца, равного христианскому, неверно.
В тенгризме, как сообщает казахский исследователь Нурмагамбет Аюпов, верховный бог безличен: это некие силы природы, вера в энергию жизни, соединенная с шаманскими практиками, большинство которых уходит в семейную обрядность. Если говорить простым языком, Чингисхан однажды поверил в себя, в то, что само небо дарует ему верховную власть и силу эту власть удержать. Великий хан с 1246 по 1248 годы, внук Чингисхана Гуюк в письме к Римскому папе указывал , что монгольская власть — от бога, и призывал папу прийти к нему на поклон вместе «со всеми королями»: «Волей бога все земли от востока до запада находятся под нашей властью. Если бы на то не было воли бога, как могло бы такое случиться?
Внук Чингисхана Великий хан Мунку заявлял Рубруку: «Монголы верят, что есть лишь один бог, он дал человеку много пальцев и дал ему много путей…». Об этом же в 1254 году Мунку писал в письме к Людовику IX, королю Франции: «На небесах есть лишь один бог, а на земле есть один хозяин — Чингисхан». Монотеизма в тенгризме не было: Тенгри-хан вершил свои дела вместе или в борьбе с другими божествами. Пантеон богов представлялся так: наверху Тенгри, ниже ханы и герои, а еще ниже — боги и духи-нойоны.
Божество Умай заведовало сроком жизни людей, Эрлик надзирал над царством мертвых. Как и в культе бон, в тенгризме вселенная состояла из трех миров — мира богов, мира людей и мира водяных духов. Недаром само имя Чингисхан означало «Повелитель многих вод». Как и в тенгризме, в мире культа бон существовало белое божество света и добра и черное божество войны и горя.
А сам Потрясатель вселенной, скорее всего, молился только богу неба Тенгри и больше никому. Григор Акнерци «Истории народа стрелков» Армения, 1271 год «От самих татар мы слышали , что они… жили долгое время в степях, предаваясь разбою, но были очень бедны. У них не было… богослужения, а были войлочные идолы, которых они и до сих пор переносят с собою для разных волшебств и гаданий… Когда они изнурены были этой жалкой и бедственной жизнью, их осенила внезапно здравая мысль: они призвали себе на помощь Бога, Творца неба и земли, и дали ему великий обет — пребывать вечно в исполнении Его повелений». Семья Джувейни занимала при монголах руководящие посты.
Очевидно, он знал предмет дискуссии и свидетельствовал , что Чингисхан вообще не отправлял никаких религиозных обрядов и никому не молился. Именно поэтому он недолюбливал религиозных фанатиков и терпимо относился к людям разных верований, поддерживая в побежденных народах мудрых старейшин, не сопротивлявшихся монголам, и приказал в Яссе так же поступать и потомкам. Это не мешало ему поощрять воинские добродетели — преданность, стойкость, — ненавидеть трусость и считать, что религиозность — хорошее качество для воина, позволяющее верующему человеку без страха глядеть в будущее. Не мешало это ему и убивать.
После смерти Чингисхан был обожествлен — монголы до сих пор почитают его как хранителя страны. Но тенгрианской империи не суждено было выстоять.
Место рождения Чингисхана в Дадале — красивая и устоявшаяся легенда, политический и исторический фейк. России и СССР потрясатель Вселенной был не нужен, а Монголия была обязана указать его место на своей стороне, ибо он — отец нации и всех монголов.
Поскольку факт его рождения на берегах Онона неоспорим, то таким местом выбрали Дадал. Объяснение простое: на монгольскую сторону приходится менее половины длины Онона, и вся она горная, степной и пологой части реки нет. Но политики не изучают матчасть, а правители Монголии оказались в затруднительном положении — им надо было спасать ситуацию, что равносильно спасению престижа всех монголов. Не мог же отец нации, монгол, завоевавший большую часть земной суши, остаться без места рождения!
Изучение берегов Онона от его устья до истоков показывает, что роды и племена монголов со своими юртами, воинскими подразделениями, животными и транспортом, верблюдами и быками, могли обитать только в среднем течении Онона, но никак не в его верховьях, где сплошной лес, горы, скалы и лишь небольшие клочки и поляны дают возможность жить животным и человеку, создавать быт, добывать металл, ставить кузни. То же самое происходит и сегодня, об этом говорят старые шурфы и жилища. И не более того… При этом от центра сомона Дадал поселка Баян-Овоо, в котором издавна сконцентрированы памятники и памятные места Чингисхана, до берега реки Онона не менее 15-20 километров, километрах в 6-8 — берега реки Бальджа, где ходит паром. На берегах всех рек сомона и всего Хэнтэя — горы и тайга, совершенно невозможные для жизни человека.
В средневековье эти места, конечно, были вообще непроходимым краем. Вообще, на Хэнтэе столько рек, столько крутых бродов, через которые не то чтобы средневековые телеги, но и современный транспорт не в состоянии пройти. И они главные, а остальные никто не считал. Названия гор перечислять не буду.
Здесь расположены многочисленные памятники культуры от VI до XIV века, включая тюркские каменные статуи и стеллы, в том числе с орхонскими руническими надписями, а также развалины древней столицы Монгольской империи Каракорума. Петроглифы Монгольского Алтая В Северной Монголии на реке Чулут таится еще один культурный памятник — петроглифы Монгольского Алтая, где сохранились наскальные рисунки со времен неолита III тысячелетие до нашей эры. На древних камнях можно увидеть целую серию изображений монгольской охоты, оленей и колесниц. Петроглифы были обнаружены еще в 1963 году.
Их изучение показало, что уже в период каменного века в Монголии были одомашненные животные и «транспорт» для кочевого образа жизни. Гора Бурхан-Халдун и окружающий ее священный ландшафт Бурхан Халдун — это гора, возвышающаяся на высоте двух километров в горном массиве Хентей. Бурхан Халдун имеет духовное значение, не имеющее себе равных в Монголии. За это гора получила символический статус колыбели монгольской государственности, представляющей «наследие и традиционный образ жизни кочевых народов Монголии».
“Запретная зона” Монголии охраняет 800-летнюю тайну
Подписывайтесь на нас в Google News. Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter. Подобно рекам Онон и Херлен, Туул берет начало в Хэнтэйских горах недалеко от священной вершины Бурхан-Халдун, «горы Бога». 1) "Склоны Бурхан-Халдуна служили покорителю мира убежищем, местом поклонения, дворцом и, в конечном итоге стали его гробницей". Существует также легенда, по которой Чингисхан был похоронен по своему собственному наказу у горы Бурхан-Халдун. В этом документе Бурхан Халдун подробно описан и упоминается 27 раз, что свидетельствует об уникальном положении горы в наследии Монголии.
Гора Бурхан-Халдун на карте мира
Оин из участников экспедиции, историк Тиваненко, утверждал, что также были обнаружены четыре золотых слитка по 16 кг каждый, но так как они были зажаты камнями, все попытки захватить их щупом окончились ничем. Другой участник и спонсор экспедиции — мультимиллионер Михаил Слипенчук — позже признался изданию Forbes, что легенду о золоте Колчака в Байкале он реанимировал специально для привлечения внимания к научной экспедиции, а на самом деле часть имперской казны априори невозможно найти в Байкале, так как густой рыхлый осадок, образующийся в озере, поглощает все, что попадает на дно. Пиратские клады Фото: Shutterstock. Их ищут исследователи и кладоискатели-одиночки везде и всюду, где промышляли известные пираты, не только на суше, но и в воде. Так, несколько лет назад у берегов Мадагаскара археологи нашли 50-килограммовый серебряный слиток с корабля шотландского пирата Уильяма Кидда. Слиток был поднят с фрегата «Приключение», затонувшего более 300 лет назад. Всего у берегов Мадагаскара было найдено 13 затонувших кораблей, и мы наверняка услышим о новых пиратских сокровищах. Поиски зарытых кладов ученые ведут, руководствуясь, как правило, картами, рисунками, дневниками пиратов и их сотоварищей. Вся штука в том, чтобы понять, в каком виде оставлены эти записи или как расшифровать их содержание» — утверждает американский исследователь Ричард Уилборн. Этому ученому удалось догадаться, где спрятан клад пирата Дрейка — 40 т серебра.
Дневник одного из участников команды, старые морские карты Дрейка, хранившиеся в библиотеке Бэнкрофта, и рисунки на одной из них позволили ему расшифровать «код Дрейка» и установить точное место клада: он зарыт на горе Ливермор на острове Ангела Энджел на глубине 6 футов, или 72 дюйма. Правда, проверить эту догадку пока не удалось: чиновники не дают разрешение на работы на острове, который имеет статус заповедника федерального значения и входит в состав Калифорнийского национального парка. Пока вы читаете этот материал, кладоискатели достают из океанов золотые монеты, роют землю в поисках московских трофеев Наполеона и мечтают обнаружить библиотеку Ивана Грозного. Но далеко не всем кладам суждено быть найденными: одни спрятаны слишком хорошо, а другие никогда не существовали, будучи лишь тревожащей умы легендой. На сайте могут быть использованы материалы интернет-ресурсов Facebook и Instagram, владельцем которых является компания Meta Platforms Inc. Евгения Шмелева.
Но на самом деле все гораздо прозаичнее. В Монголии с большим уважением относятся к Чингисхану и не хотят, чтобы последняя воля великого человека была нарушена. Монголы гордятся своей древней историей, и трепетно относятся ко всему, что с ней связано.
В стране немало людей, которые утверждают, что они потомки великого полководца, а его изображения украшают стены квартир, домов и юрт. Сложности поиска Экспедиции, организованные для поиска захоронения, сталкиваются с серьезными трудностями. Монголия — это слабо изученная и плохо освоенная территория. Она в 7 раз больше Великобритании, но протяженность ее дорог составляет всего 2 процента от британских. Плотность населения тоже очень невысокая и соперничать в этом плане с азиатской страной может разве что Гренландия. Одним из наиболее авторитетных экспертов, занимавшихся поиском могилы хана, считается доктор Димажав Эрденебатар. Он возглавляет факультет археологии в университете Улан-Батора, столицы страны. Этот человек принимал участие в японо-монгольской экспедиции, искавшей место захоронения Чингисхана. Экспедиция получила название «Три реки».
Это было связано с тем, что поиски проходили в аймаке Хэнтий, где протекают три реки — Онон, Керулен и Туул. В этом месте по легенде Чингисхан появился на свет, поэтому было бы логично, если бы он повелел себя здесь похоронить. Но тогда поиски не удалось завершить. На дворе был 1990 год и в стране только что прошла революция. Новая власть решила, что экспедиция — посягательство на память великого соотечественника и разрешение на поиски отозвали. Но доктор Димажав Эрденебатар все равно не теряет надежды, что поиски когда-нибудь увенчаются успехом. Какая она, могила Чингисхана? Ученый в 2001 году участвовал в раскопках кладбища царской династии древнего кочевого народа хунну.
У подножия Бурхан-Халдуна находилось родовое кочевье Чингисхана, на склонах он спасался от преследований меркитов. Упоминается, что пленного меркитского вождя Хаатай-Дармалу «посвятили Бурхан-Халдуну», надев на шею колодку, хотя не ясно, оставили его при этом живым или убили. Место их погребения, называемое их хориг «великий заповедник» , охранялось особой тысячей воинов из племени урянкат урянхайцы.
Бурхан Халдун — в мифологических представлениях монгольских народов священная гора. Этимология «Священная ива», буквально «бог-ива»: от монг. Значение В картине мира средневековых монголов Бурхан-Халдун — один из сакральных центров. У подножия Бурхан-Халдун находилось родовое кочевье Чингис-хана, на склонах он спасался от преследований меркитов.
Бурхан Халдун
Кроме того, он сообщает, что от местности Делюн-Болдок Булун-булдак в нижнем течении р. Онон, где родился Чингис-хан случайно или нет, но место рождения Темучжина сохранило свое название до сих пор. Рубрук же пишет о том, что от города Каракорума, столицы Монгольской империи, до родовых земель Онанкеруле десять дней пути Путешествие в восточные страны.. Зная расстояние, которое можно преодолеть за один день пути, общее направление движения с Онона — на юго-запад, а из Каракорума сперва на север по Орхону, затем по Толе на северо-восток , на пересечении окончания дней пути из указанных мест можно определить место, где в пределах бывших родовых кочевий Чингис-хана находится гора Бурхан-Халдун. Чтобы локализовать последнюю в системе Хэнтея, обратимся к «Сокровенному сказанию» монголов. Одним из мест кочевания Темучжина в это время «Сокровенное сказание» называет урочище Бурги-эрги, на южном склоне Бурхан-Халдуна в истоках Керулена.
Здесь и произошла история, которая позволяет пролить свет на размеры Бурхан-Халдуна — его высоту и окружность. Однажды, во время кочевки у Бурги-эрги, «когда начинает только желтеть воздух» т. Вовремя предупрежденные, Темучжин и его братья тронулись с места стоянки и еще до зари поднялись на Бурхан, т. Преследователи «по следам Темучжина трижды обошли Бурхан-Халдун, но не могли его поймать. Метались туда-сюда, шли по его следу по таким болотам, по такой чаще...
Кроме того, им пришлось преодолевать стекающие с южных склонов Бурхан-Халдуна речки Тунгелик, Тана, Сангур, а на северном склоне — Тульский черный бор. Сангур» Козин, 1941, с. Анализируя текст «Сокровенного сказания», можно заметить, что Бурхан-Халдун упоминается только в сочетании с истоками Керулена. При этом недалеко от его северной стороны, по-видимому, протекала река Тола Туул , давшая имя бору на его склоне. Судя по этой географической привязке, гора Бурхан-Халдун находится между верхними течениями рек Керулен на юге и Тола — на севере.
Рассказ о лесных стражах, охранявших место погребения Чингисхана Рашид-ад-дин, «Сборник летописей», 1952, с. После погребения Чингис-хана его дети со своей тысячью охраняют запретное, заповедное их место с великими останками Чингис-хана в местности, которую называют Буркан-Калдун, в войско не вступают и до настоящего времени они утверждены и прочно закреплены за охраною этих самых останков. Из детей Чингис-хана великие кости Тулуйхана, Менгухана и детей Кубилай-каана и его рода также положили в упомянутой местности. Утверждают, что однажды Чингис-хан пришел в эту местность; в той равнине росло очень зеленое дерево. Чингис-хан провел часок под ним, и у него появилась некая внутренняя отрада.
После того как он скончался, то поскольку они слышали когда-то от него эти слова, в той местности, под тем деревом, и устроили его великое заповедное место. Говорят, что в том же году эта равнина из-за большого количества выросших деревьев превратилась в огромный лес, так что совершенно невозможно опознать то первое дерево, и ни одно живое существо не знает, которое же оно» Что касается месторасположения истоков Онона, которые тоже входили в кочевье Чингис-хана Онанкеруле , то в «Сокровенном сказании» оно связывается с местностью Ботоган-Боорчжи. Это дает право предположить, что последнее представляет собой название какого-то горного района. Известно, что и Онон, и Керулен, и Тола берут начало в Хэнтее недалеко друг от друга. Преследователи-тайджиуты во время вышеописанного инцидента смогли по следам Темучжина за столь короткий промежуток времени трижды обойти Бурхан-Халдун, невольно дав нам указание на его размеры.
Но уже во время Рашид-ад-дина название Бурхан-Халдун утрачивает обозначение определенного участка горного района, где находятся верховья Керулена и Толы, и переносится на более широкую территорию — весь горный Хэнтей. Поэтому именно южный склон Бурхан-Халдуна больше всего подходит под описание «Заповедного места». Это — небольшой по окружности и высоте легкодоступный горный участок Хэнтейской горной страны, имеющий четкие границы. Сохранился ли на его южных склонах легендарный, выросший в одночасье лес, — сказать трудно. А исследователям при дальнейших поисках нужно помнить: «Заповедное место» — родовое кладбище, и могила Великого хана там далеко не единственная.
Литература Гумилев Л. Татаро-монголы в Азии и Европе. История монголов. От Чингиз-хана до Тамерлана. Иркутск, 1937, т.
Кириллов И. Очерки древней истории Забайкалья. Чита, 1973. Книга Марко Поло. Козин С.
Сокровенное сказание.
Ольхон 2020. Фото из личного архива Выбор Бортэ настроил против Есугея и Тэмуджина родственников Оэлун, поскольку именно к ним изначально они отправлялись за невестой. Таким образом, ещё ребёнком будущий покоритель мира настроил против себя два клана — клан Чиледу и Оэлун. Во время обратного пути Есугею встретился лагерь татар, узнавших убийцу своего родственника Тэмуджина Эге.
Кто-то из них подсыпал яд в угощение отца Чингизхана. Есугею, несмотря на недомогание, удалось добраться до стойбища. Предчувствуя близкую смерть, он отсылает за Тэмуджином. К тому времени, когда мальчик добрался до своего лагеря, его отец уже был мёртв. Хан оставил после себя двух жён и семерых детей младше десяти лет.
Родственники Есугея решили, что вдовы и дети станут обузой, от которой следует избавиться. Весной, когда родственники Есугея собирали ежегодный пир во славу предков, они не позвали Оэлун, таким образом расставив все точки над I, когда клан собрался перекочёвывать на летние пастбища, решено было оставить Оэлун и её детей. Только один старик из незначительной в клане семьи стал открыто возражать против такого действия. Один из родственников заколол старика копьём, потому что старик из захудалой семьи не имеет права осуждать решений сильных клана. Десятилетний Тэмуджин бросился к умирающему старику, пытаясь помочь, но мальчику оставалось только заплакать от обиды и гнева, констатируя его смерть.
Вдовы-изгои, преданные сородичами, будут вынуждены вести отчаянную борьбу на грани голодной смерти. В этой суровой и жестокой стране той зимой женщины и дети хана Есугея опустились на самое дно степной жизни. Пляж у рощи 12 шаманов. Фото из личного архива С самого рождения Тэмуджину пришлось сталкиваться с предательством и отвержением близких родственников. В семье Тэмуджин постоянно страдал от нападок от старшего сводного брата Бегтэра.
Вражда между братьями усиливалась день ото дня. Сговорившись с младшим братом Хасаром, Тэмуджин убьёт Бегтэра, тем самым обрекая себя и свою семью на ещё большую опасность. Если раньше они были только изгнанниками, то теперь становились преступниками. Поскольку Оэлун не взял в жёны ни один из братьев Есугея, её наиболее вероятным партнёром становился старший сын от другой жены. Оэлун дала понять Тэмуджину, что примет Бегтэра как своего мужа, когда тот подрастёт, и сделает его главой семьи.
С таким развитием событий Тэмуджин смириться не мог. Убийство родственника по закону степи жестоко каралось. Узнав, что ненавистный Тэмуджин убил сводного брата, брат Есугея снарядил отряд в триста всадников для поимки отступника. Дядя усердствовал не только для того, чтобы наказать убийцу сводного брата, но и для того, чтобы устранить опасность мести со стороны Тэмуджина, чью осиротевшую семью клан оставил умирать от голода. Тэмуджин был пленён дядей и позорно закован в кангу, деревянные колодки, сковывающие руки раба на шее.
Мальчик столкнулся с практикой двойных стандартов законов и обычаев, обслуживающих права сильных, но направленных против слабых, вдов, сирот и стариков. В отличие от родственников, которые относились к нему с презрением, в среде слуг и рабов Тэмуджин получил сочувствие и заботу. Через несколько лет Тэмуджину удалось бежать. Мальчик спрячется в зарослях речного камыша, где его найдёт слуга дяди. Семья бедняков даст мальчику коня, жареного ягнёнка в дорогу.
Люди низшего сословия преподнесут беглому рабу бесценные в монгольской степи дары.
Ранее правительство Монголии приняло решение о создании заповедника в районе нахождения национальной гордости страны — горы Бурхан-Халдун. Горный хребет Бурхан-Халдун — один из сакральных центров Монголии, тесно связанный с именем Чингисхана. Окрестности горы считаются очередным местом рождения и захоронения Чингисхана.
У подножия Бурхан-Халдун находилось родовое кочевье Чингисхана, а на его склонах он спасался от преследований меркитов.
Предполагается, что именно в это время он запретил на горе вырубку леса и охоту, то есть, фактически, сделал её подобием заповедника; здесь же прятал своё оружие, доспехи и одежду. Горной породой, слагающей северные отроги гор, являются тёмно-серый известковистый песчаник и аналогичного цвета кварцево-глинистые сланцы. Выше в горах залегает белый или желтоватый мелкозернистый биотитовый гранит, слагающий весь хребет.
Найдут ли могилу Чингис-хана? Лидары наступают и... выигрывают?
Спустя неделю у горы Бурхан Халдун Умундэлгэрского сомона Хентейского аймака примерно 50 активистов явочным порядком остановили золотодобычу на прииске принадлежащем китайской. Записи с меткой «Бурхан Халдун». О строительстве историко-туристического центра «Темуджин» в Калмыкии. Маршрут «Эргунэ-кун – Бурхан-халдун» проходит по местам, не имеющим современной инфраструктуры, максимально приближенным к средневековью. Бурхан Халдун имеет духовное значение, не сравнимое ни с одной другой горой в Монголии, и ему присвоен символический статус “колыбели” монгольской государственности, полностью. Бурхан-Халдун Координаты: Координаты: 48°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я)48.783333, 109.16666748°47′00″ с. ш. 109°10′00″ в. д. / 48.783333° с. ш. 109.166667° в. д. (G) (O) (Я) (T). Бурхан Халдун имеет духовное значение, не сравнимое ни с одной другой горой в Монголии, и ему присвоен символический статус “колыбели” монгольской государственности, полностью.
Гора Бурхан-Халдун в Монголии вошла в список ЮНЕСКО
Если быть точнее, могила может быть на горе Бурхан-Халдун, которая у монголов считается священной. 1) "Склоны Бурхан-Халдуна служили покорителю мира убежищем, местом поклонения, дворцом и, в конечном итоге стали его гробницей". Фотографии места Гора Бурхан-Халдун 2450 метров от организации и пользователей Яндекс Карт. 1) "Склоны Бурхан-Халдуна служили покорителю мира убежищем, местом поклонения, дворцом и, в конечном итоге стали его гробницей". Круглосуточные прямые эфиры где видно как Бурхан-Халдун выглядит прямо сейчас (в 2024 году), а совсем недалеко расположены Чикоконский хребет.