Вопреки буму популярности джаза, блюз имел карманное проникновение в Техасе и Чикаго. Актуальные новости. Главная» Новости» Чем отличается блюз от джаза. Блюз и джаз кардинально отличается друг от друга. 1) Блюз представляет собой музыку, предшественницу джаза, и вполне может входить в состав джазовых композиций.
Смотрите также
- Блюз — Википедия
- Свинг, хард-боп, бибоп: гид по джазу
- Джаз и блюз: отличия | , всё о джазе в Украине и об украинском джазе
- Джаз-портал: Рождение блюза
- Определение и особенности
- Отличие джаза от блюза
Отличие джаза от блюза
Этот поджанр стал настоящей революцией в музыке, он отличался быстрым темпом и сложными импровизациями. Если раньше джаз был музыкой для танцев, то теперь стал «музыкой для музыкантов». Свинг Свинг — направление джазовой музыки, которое приобрело наибольшую популярность в 1930—1940-х годах. Свинг олицетворяет эпоху больших оркестров или, как их еще назвали, биг-бендов. Хард-боп Хард-боп — разновидность джазовой музыки, возникшая в 50-х годах XX века. От обычного бопа отличается экспрессивной ритмикой и опорой на блюз. Хард-боп относится к современным стилям джаза. Джаз-фьюжн Джаз-фьюжн соединяет в себе элементы джаза, попа, фолка, регги и даже фанка. Наибольшую популярность этот стиль приобрел в 1970-х годах. Соул-джаз Соул-джаз от английского слова soul — «душа» от других стилей отличается лиричностью мелодий.
Блюз исполняет... Показать весь текст Блюз является предшественником джаза и может быть составной частью джазовой композиции.. Блюз исполняется чаще всего на гитаре или банджо, для джаза более характерны духовые инструменты.
Каждое из этих течений имело свои особенности, но блюз […] Сообщение Джаз и блюз: особенности и общие корни появились сначала на Всяко. Двадцатый век обогатил человечество не только открытиями в области науки и техники. Каждое из этих течений имело свои особенности, но блюз и джаз встали в этом ряду как бы особняком. В них было много общего, в том числе корни, но есть и свои особенности. Что такое блюз Эта музыка, родившаяся в негритянских гетто, негромко и лаконично, будила в людях светлые чувства. Сначала блюз играли, в основном афроамериканцы, потом к ним присоединились белые музыканты Америки, а через несколько лет эта музыка уже стала иметь своих поклонников во всём мире.
Спору нет, Фостеру была чужда трагическая страстность негритянских спиричуэлс. Но внутренний мир раба при всей условности его изображения всегда раскрывался Фостером в серьезных печальных тонах. Его менестрельным балладам было свойственно подлинное лирическое обаяние и чувство душевной целостности, которые роднят их с поэтической вокальной миниатюрой европейских романтиков. В блюзе же образ страдания окрашен особым, небывалым колоритом. Но хотя мир, воплощенный в блюзе, не знает внутренней гармонии, он никогда не переходит в равнодушие или безволие, ибо чувство безнадежности смягчено даром его преодоления. Изливаясь в блюзах, певец переживает катарсис. Само высказывание влечет за собой облегчение. Тем не менее поэтические тексты блюзов, от которых музыкальное начало неотделимо, также привлекают к себе острый интерес как самостоятельное художественное явление [В частности, известная книга одного из крупнейших современных исследователей блюзов П. Оливера посвящена преимущественно анализу поэтических текстов. Независимо от музыки, они говорят об огромном богатстве воображения, широте взгляда на окружающий мир, новизне подхода к избитым сюжетам и темам, достигнутым в большой мере благодаря юмористическому подтексту. Кричащий контраст между одухотворенными, возвышенными спиричуэлс и неизменно реалистическим искусством блюза сразу бросается в глаза при сравнении их литературно-сюжетного элемента. Быть может, из-за одного этого сельские негритянские круги категорически запрещают исполнителям блюзов участвовать в церковном музицировании. Блюз же диаметрально противоположен спиричуэлс по своему замыслу. Это — вопль одинокого страдальца, затерянного в равнодушном мире. И блюзовые тексты отражают эту эмоциональную ситуацию во всей ее реальной и конкретной неприглядности. Болезни и безработица, неудачи во всех их разновидностях [Оливер пишет о том, что до недавнего времени встречал блюзы, являющиеся откликом на события второй мировой войны. Приведем примеры блюзовых текстов. Oh the Mississippi River is so deep and wide And my gal lives on the other side. Река Миссисипи так глубока и широка, А моя девушка живет на другом берегу. I worked all night long with my 32—20 in my hand Looking for my woman, well, I found her with another man. Всю ночь я искал свою девушку со своим револьвером 32-20 в руке, Ну, и я нашел ее с другим мужиком. My baby she found a brand new place to go. She hangs across town at the Monte Carlo. Моя малютка нашла совсем новое место, куда ходить. Она болтается на другом конце города в Монте-Карло. My New Orleans pardner done turned me down. Мой парень из Нового Орлеана бросил меня. И если он не вернется, я направлюсь к заливу. Я — молодая женщина, и я еще не бросила кутить. И я — хорошая женщина, могу заполучить много мужчин. When a woman gets the blues she hangs her head and cries, But when a man gets the blues he grabs the train and flies. Когда женщине плохо на душе, она опускает голову и плачет. Но когда мужчине плохо на душе, он вскакивает в поезд и исчезает. В 1902 году она совершала турне по селениям вдоль реки Миссури с менестрельной труппой и услышала, как местная девушка поет песню о возлюбленном, который покинул ее. Песня поразила ее своей обостренной выразительностью, и она включила ее в свою программу. Успех номера оказался огромным. Для музыкального искусства в целом тема любви глубоко органична и традиционна. Начиная с XVI века она последовательно символизировала в композиторском творчестве Запада разные стороны человеческого сознания и подсознания. Мы уже не говорим об огромной, самостоятельной сфере романской лирики, всецело подчиненной теме любви. Любви главным образом не радостной и гармоничной, а окрашенной в страдальческие тона в их бесконечных оттенках. Может возникнуть впечатление, что содержание блюзов всецело совпадает с традиционной образной системой европейской музыки. Но на самом деле трактовка мотива любви в негритянских блюзах имеет столь специфичный оттенок, что разница между ними и музыкальным искусством Запада XVII— XIX столетий оказывается громадной и принципиальной. До рождения блюза музыка не знала ни нарочитой насмешки над самой любовью, ни тяготения к открыто сексуальным мотивам, которые столь характерны для этой разновидности афро-американского искусства, причем все моменты, содержащиеся в подтексте блюзовой поэзии, в самой музыке достигают открытой выразительности.
Перекрёсток дьявола: история блюза
Она подвижная, веселая и жизнеутверждающая. В джазе большое место занимают импровизации. Джазовые мелодии исполняют чаще всего на духовых инструментах например, саксофон. Джазовые мелодии не нуждаются в словах, здесь музыка ценна сама по себе, а не только как сопровождение песни.
Но если вы тщательно прослушаете импровизацию джазмена, то вы сможете даже сказать, что он ел за обедом, настолько выразительно это искусство общения. Существует легенда о том, что в конце 30-х гг. Во всяком случае, связь и общение между людьми в джазовой музыке часто носят прямой и непосредственный характер, между ними образуется ясный и искренний контакт. Европа, Африка и джаз Различия между джазом и европейской музыкой, о которых говорилось выше, относятся к области музыкальной техники, но между ними есть и социальные отличия, определить которые, пожалуй, ещё труднее. Большинство джазменов любит работать перед публикой, особенно танцующей. Музыканты ощущают поддержку публики, которая вместе с ними полностью отдаётся музыке. Этой особенностью джаз обязан своему африканскому происхождению. Но несмотря на наличие африканских черт, о которых сейчас модно говорить, джаз — это не африканская музыка, ибо слишком много унаследовано им от европейской музыкальной культуры. Его инструментовка, основные принципы гармонии и формы имеют скорее европейские, чем африканские корни. Характерно, что многие видные пионеры джаза были не неграми, а креолами с примесью негритянской крови и обладали скорее европейским, чем негритянским, музыкальным мышлением. Коренные африканцы, прежде не знавшие джаза, не понимают его, точно так же теряются джазмены при первом знакомстве с африканской музыкой. Джаз — это уникальный сплав принципов и элементов европейской и африканской музыки. Зелёный цвет индивидуален по своим свойствам, его нельзя считать всего лишь оттенком жёлтого или синего, из смешения которых он возникает; так и джаз не есть разновидность европейской или африканской музыки; он, как говорится, есть нечто sui generis. Это верно прежде всего в отношении граунд-бита, который, как мы увидим позднее, не является модификацией какой-либо африканской или европейской метроритмической системы, а коренным образом отличается от них, и прежде всего своей значительно большей гибкостью. Форма музыкального произведения европейского типа обычно имеет определённую архитектонику и драматургию. Она, как правило, содержит построение в четыре, восемь, шестнадцать и более тактов. Маленькие построения объединяются в большие, те в свою очередь — в ещё более крупные. Отдельные части повторяются, и форма произведения развёртывается в процессе чередования напряжений и спадов. Этот процесс направлен к общей кульминации и завершению.
Конечно на заре возникновения блюз звучал по другому. Но его отличительными особенностями тогда и сейчас являются двенадцати тактовый блюзовый квадрат со ступенями I—IV—I—V—I и блюзовые ноты. Но если вы не профессиональный музыкант, то просто слушайте, но не Луи Армстронга с оркестром, и не блюз начала ХХ века, там действительно сложно отличить блюз от джаза, а что-то более современное. Хотя бы Джимми Хендрикса. Тогда вы сможете отличать блюз от джаза и со временем сможете расслышать его и в оркестровом исполнении того же Армстронга. Рекомендую для понимания что такое блюз упомянутый выше трек 72 Blues - catfish blues, а также современный, стилизованный под классический блюз Keep your head up sister в исполнении "O sister! Для сравнения можно послушать остальные джазовые треки "O sister!
Они получили доступ к образованию. Это дало новый толчок в слиянии европейской и африканской культур, в результате чего в мире музыки в конце девятнадцатого века начинают формироваться блюз и джаз. Развитие блюза и джаза в Европе Неспроста в блюзе и джазе много места для импровизации. Фактически, вся красота мелодии, весь её смысл заключается в этой особенности. Например, в классической европейской музыке не так много места для импровизации, в джазе же наоборот. Это получается за счёт структуры мелодии. Джазмен Арчи Шепп Народная африканская музыка была в основном основана на полиритмии, на перекрёстной ритмике, на ритмическом многоголосии, между тем гармония в этой музыке и мелодика у африканцев мало развита, что в сумме даёт музыканту прекрасную возможность легко отойти от основной темы, пуститься в импровизацию, дать волю своему таланту, и затем снова вернуться в русло основной темы. Таким образом, европейская культура внесла гармонию и мелодику в африканскую музыку, добавила характеры и оттенки, подобрала к ней новые средства выразительности. Дальнейшее развитие музыкальных стилей Джаз и блюз постоянно развивались.
Чем отличается джаз от блюза
Чем отличается блюз от джаза: характерные особенности и история появления музыки | Значительно более веселым и праздничным считается джаз и блюз отличия на его фоне очень заметны. |
Свинг, хард-боп, бибоп: гид по джазу | Блюз, его блюзовая форма содержит определенные рамки (в отличие от джаза), по законам которых он существует. |
Как отличить блюз от джаза. Джазовая музыка, ее особенности и история развития | Творческая работа «ДЖАЗ И БЛЮЗ» Работу выполнил: ученик 7 класс б Тарасов Андрей. |
Чем отличается джаз от блюза в музыке: основные различия | 1) Блюз представляет собой музыку, предшественницу джаза, и вполне может входить в состав джазовых композиций. |
Разница между блюзом и джазом. Джазовая музыка: особенности и характерные черты | В отличие от бурного роста популярности джаза, блюз проник в Техас и Чикаго. |
Чем отличается Спиричуэл от джаза, блюза?
Основные отличия джаза от блюза заключаются в следующем. Основные отличия джаза от блюза заключаются в следующем: Блюз является предшественником джаза и может быть составной частью джазовой композиции. Блюз это предшественник джаза и может быть составной частью джазовой композиции. Разница и отличие между блюзом и джазом – описание и фото Музыка – величайшее из искусств. Однако, в отличие от джаза, блюз остается более сохраняющим традиции и имеет меньше импровизации. И джаз, и блюз зародились на территории Американского континента, в среде чернокожих рабов.
Джаз и блюз – импровизация и лёгкость
Как отличить блюз от джаза. Джазовая музыка, ее особенности и история развития | В отличие от джаза, блюзовые исполнители выходят на сцену с готовой музыкой и текстом. |
Копилка блюза и джаза | Сравнение блюза и джаза. Внутренняя шутка в кругах джаза и блюза гласит «Блюз-гитарист играет 3 аккорда перед тысячами людей, а джазовый гитарист играет тысячи аккордов перед 3-мя людьми». Основным направлением джазовой музыки является динамика и импровизация. |
Копилка блюза и джаза
В заключение, джаз и блюз представляют собой два уникальных и важных жанра американской музыки, с историческо-культурными корнями и различиями в музыкальных стилях. Существуют ли у таких направлений как джаз и блюз отличия, мало кого интересует, а между тем они есть и весьма существенные. Актуальные новости. Отличается экспрессивной, жестокой ритмикой, опорой на блюз. В отличие от блюза, который часто имеет прямой и регулярный ритм, джаз характеризуется более сложными ритмическими схемами. Поэтому негритянские спиричуэлсы превратились в блюз, госпел и кантри, а блюз, в свою очередь, повлиял на создание джаза и ритм-энд-блюза.
Перекрёсток дьявола: история блюза
Но тогда вполне закономерным является вопрос о том, чем отличается джаз от блюза? В отличие от джаза, блюзовые исполнители выходят на сцену с готовой музыкой и текстом. Блюз, его блюзовая форма содержит определенные рамки (в отличие от джаза), по законам которых он существует.
Культурный ход: почему блюз считают музыкой души и блудным сыном джаза
Астрожурнал Разница между джазом и блюзом. Представителями культуры Африки были потомки рабов - негры, которые сохранили особенности и традиции древней родины. Это отчетливо просматривалось в их песнопениях и плясках. Они привнесли в музыкальную культуру особый ритм, биты, акценты на волнообразных движениях, повторение коротких мотивов. Дальнейшее развитие этого музыкального жанра происходило в освоении музыкантами новых гармонических моделей. Отличительная черта джаза - это импровизация. Понять, что такое джаз, можно по особому ритму и мелодии саксофона, трубы и фортепиано. Его играют как бы под влиянием минутного настроения. Складывается впечатление, что музыка создается прямо во время исполнения. Отличия джаза от блюза Многие люди не знают, чем отличается джаз от блюза? Однако это не так.
Да, без блюза вряд ли бы появился джаз, так как он является предшественником данного стиля. Но блюз имеет особенности - протяжность, эмоциональность, грустные ноты и меланхолию. Его можно сопоставить с русским романсом. Это печальная песня о жизненных трудностях. В то время как джаз отличается весельем и подвижностью, придает бодрость и улучшает настроение тем, кто слушает, и исполнителям. Блюз представляет собой диалог вокалиста и музыканта, исполняется обычно на гитаре, а джаз играется ансамблями, в которых задействованы преимущественно духовые инструменты. Джаз — направление в музыке, характеризующиеся соединением ритмичности с мелодичностью. Отдельной особенностью джаза является импровизация. Свою популярность музыкальное направление получило благодаря необычному звучанию и сочетанию нескольких совершенно разных культур. В Новом Орлеане сформировался традиционный джаз.
Впоследствии во многих других городах стали зарождаться новые разновидности джаза.
Путаница в распознавании двух жанров, вероятно, связана с многочисленными музыкальными кроссоверами, которые художники делают в наши дни. Выйдя из Нового Орлеана, джазовая музыка впервые была известна как «джасс», а затем сбрасывала два «ss» на «zz», что означает «круто». В течение более поздней части 19-го века джаз сложился в нескольких духовых оркестрах. Тогда в стиле джаза преобладали саксофон, фортепиано, корнет и тромбон.
В частности, из южной части Миссисипи появился блюз со своей первой в истории музыкой блюза в 1920-х годах. Примерно в то же время блюз обычно играл как соло по сравнению с ансамблями джазовой музыки, Хотя блюзовая музыка уже давно выросла, чтобы использовать сложные группы, первый блюзовый сольный игрок просто использовал слайд-гитару в качестве своего основного музыкального инструмента. Проникновение джазовой музыки с момента ее создания переместилось на север в сторону Чикаго и Нью-Йорка.
Чтобы представлять себе стиль в общих чертах, следует перечислить его основные направления начиная с конца XIX века. Регтайм и блюз иногда называют протоджазом, и если первый, будучи не совсем полноценной с современной точки зрения формой, интересен просто как факт истории музыки, то блюз актуален до сих пор. Регтайм — это выписанное нотами произведение, чаще фортепианное и без импровизации, которая теоретически возможна, но до известных пределов; левая рука при исполнении таких композиций играет довольно статичный аккомпанемент — «бас-аккорд».
Наиболее популярными стали регтаймы Скотта Джоплина. Регтаймы Скотта Джоплина Понятие хонки-тонк тоже имеет отношение к этому стилю: так называли бары с живой музыкой, где нередко исполняли и регтаймы на расстроенных от времени пианино. Сейчас этим затейливым словом чаще обозначают тембр такого инструмента и употребляют его, когда речь идет о стилях, зародившихся в ту эпоху, — буги-вуги, кантри и рок-н-ролле. Регтайм The Entertainer на хонки-тонк-пианино Кантри и буги-вуги на хонки-тонк-пианино Блюзом изначально называли грустную афроамериканскую песню. С течением времени этот жанр превратился в целое направление, которое развивалось скорее как самостоятельный стиль, а не ветвь джаза. Кроме того, блюз — это и джазовая форма, причем одна из наиболее популярных, служащая визитной карточкой любого исполнителя: по импровизации на блюзовую тему его встречают и судят, насколько он хорош.
Жизнерадостный регтайм отличается от печального блюза не только настроением, но и тем, что во втором жанре огромное значение имеет импровизация, хотя в ранних блюзовых формах она или слишком простая, или вовсе отсутствует. Отчасти это объясняет широкую популярность печального стиля в постсоветской России. И хотя исследователи причиной такого всплеска любви к блюзу в 90-х называют психологическое состояние россиян и тотальное ощущение безнадеги, на деле все может быть куда проще. Подборка 100 популярных блюзовых песен Буги-вуги , как и регтайм, — это фортепианный стиль, для которого характерен «ломаный» аккомпанемент в левой руке. Наравне с блюзом он является прямым предшественником ритм-н-блюза и его белого «отпрыска» — рок-н-ролла. Классический буги-вуги Как и в европейской культуре, у афроамериканцев музыка делилась на светскую и духовную, и если блюз относился к первой группе, то спиричуэл и госпел — ко второй.
Спиричуэлы более строгие, нежели госпелы, они исполняются хором верующих, часто с аккомпанементом в виде хлопков на четные доли такта — важная черта всех стилей джаза и проблема для многих европейских слушателей, которые хлопают невпопад. Музыка Старого Света чаще всего заставляет нас кивать на нечетные доли. В джазе все наоборот. Поэтому если вы не уверены, что чувствуете эти необычные для европейца вторую и четвертую доли, лучше удержаться от хлопков. Или посмотрите, как это делают сами исполнители, а затем попробуйте повторить. Сцена из фильма «12 лет рабства» с исполнением классического спиричуэла Современный спиричуэл в исполнении группы Take 6 Госпелы чаще исполнялись одним певцом, в них больше свободы, чем в спиричуэлах, поэтому они стали популярны как концертный жанр.
Классический госпел в исполнении Махалии Джексон Современный госпел из фильма «Радостный шум» В 1910-х годах формируется традиционный, или новоорлеанский, джаз. Музыку, из которой он возник, исполняли уличные оркестры, пользовавшиеся тогда большой популярностью. Значение инструментов резко возрастает, важное событие эпохи — появление джаз-бэндов, небольших оркестров из 9—15 человек. Успех негритянских коллективов мотивировал белых американцев, которые создавали так называемые диксиленды. Традиционный джаз ассоциируется с фильмами об американских бандитах. Это связано с тем, что его расцвет пришелся на времена сухого закона и Великой депрессии.
Один из ярких представителей стиля — уже упоминавшийся Луи Армстронг. Отличительные черты традиционного джаз-бэнда — устойчивое положение банджо, лидирующая позиция трубы и полноценное участие кларнета. Последние два инструмента с течением времени потеснит саксофон, который станет бессменным лидером такого оркестра. По характеру музыки традиционный джаз более статичный. Все дело в ее африканском происхождении. Несмотря на то, что к середине XX века белые отстояли свое право на этот стиль, до сих пор распространено мнение, что афроамериканцы обладают особым чувством ритма, позволяющим им создавать ощущение раскачивания, которое называется «свинг» от англ.
Спорить с этим рискованно: большинство великих белых пианистов начиная с 1950-х и до наших времен прославилось благодаря своему направлению или интеллектуальным импровизациям, выдающим глубокую музыкальную эрудицию. Поэтому если в беседе вы упомянули белого джазиста, говорить что-то вроде «как он здорово свингует» не стоит — ведь он свингует либо нормально, либо никак, такой вот обратный расизм. А само слово «свинг» слишком поистерлось, произносить его лучше в самую последнюю очередь, когда это наверняка уместно. В конце 20-х наступает эпоха свинга , которая продлится два десятилетия. Нельзя сказать, что в традиционном джазе его не было, — скорее, он присутствовал только в солирующей партии каждого инструмента, тогда как ритмическая секция — чаще всего контрабас, барабаны, фортепиано и гитара — играли статический аккомпанемент с акцентом на каждую долю.
Блюзмен может и должен быть в пути. Желательно на шоссе 61, самой блюзовой дороге Америки, растянувшейся от Уайоминга до Нового Орлеана, хотя главное — дух дороги, а не её номер. Есть песни о путешествиях на поездах: харперы и гитаристы в блюзе любят «изобразить поезд». Слова песен блюзменов — о проблемах, близких каждому человеку в каждом занюханном баре от Нового Орлеана до Чикаго. Если верить Хаулин Вулфу, — а причин не верить ему в вопросах блюза нет — «блюз — это когда ты понимаешь, что у тебя нет этого и вот этого, а потом смотришь на людей.
И у них это есть. Ты заглядываешь в своё сердце и там рождается блюз». Значительную роль в блюзе играют отсылки к колдовским ритуалам, этот мотив есть и в Hoochie Coochie Man, герой которой владеет талисманом вуду, помогающим ему в романтических похождениях. Главное для блюза — чувствовать, быть экспрессивным и искренним. И говорить правду. Здесь не найти популярных мантр «давайте изменим мир» или «imagine all the people…». Блюз — это душевная мука, которая может родиться в душе человека, который не боится чувствовать. Это простые жизненные эмоции — любовь, зависть, ревность, ненависть, обида, боль, страдание, тоска, нужда и что угодно ещё. Я могу не знать точного текста, да, я, честно говоря, никогда и не запоминал слова песен, для меня это и не слишком важно. Ты ловишь эту волну, и значит ты чувствуешь душу блюза».
У каждого города — свои легенды и свой стиль. Чикаго памятно электрогитарами, продукцией братьев Чесс и фильмом Blues Brothers. Родина главных блюзменов и колдунов Новый Орлеан, полуразрушенный в блюзовом духе Детройт, столица «старого Юга» Мемфис и уникальный приграничный Техас — вот «большая пятёрка» столиц блюзовой Америки. Этот город вдохнул жизнь в умиравший в тридцатых годах жанр. В начале сороковых многие музыканты из Миссисипи мигрировали сюда. Больше всего блюз играли на улице Максвелл, где находился открытый рынок блюзмены на Максвелл-стрит появляются и в фильме «Братья Блюз». Чикагское блюз-движение стало силой международного масштаба: именно чикагцы оказали наибольшее влияние на британский рок-н-ролл шестидесятых годов. Между прочим, фанаты тяжёлого рока навсегда в долгу у чикагских блюзменов, ведь именно Мадди Уотерс придумал игру на электрогитаре, развив эту технику совместно с Мэджик Слимом и Бадди Гаем. Малыш Уолтер начал играть на гармошке через усилитель, перебивая гитарный ритм и голос певца, и этот так называемый миссисипский саксофон стал невероятно популярным. Музыканты не оставались неблагодарными и воспели «город ветров» в песнях Sweet Home Chicago, Route 66 и некоторых других.
Если в Чикаго царствовали гитары и губные гармошки, то в Луизиане предпочитали пианино и духовые. Карибские ритмы, джаз Диксиленда, расслабленный темп и комплексные ритмы — это бит Нового Орлеана, самого фривольного города, о котором мечтал Том Сойер, где на Марди Гра сбываются все мечты. Местный блюз смешался с ранним джазом и фолковыми ритмами юга США. Город находится ближе всех к родине блюза — дельте Миссисипи. Обедневшие афроамериканцы бежали в поисках спасения в большие города. Born Under a Bad Sign, I Get Evil и запись, которая впервые в попсовом формате связала жанр с грустью, Memphis Blues — главные песни столицы самого хлопкового штата Америки. Удивительно, но и здесь были свои блюзмены, причём в Техасе влияние свинга и джаза оказалось более значительным, чем где бы то ни было ещё. Позже в общий поток привнесли свое кантри и блюз-рок, придав техасскому блюзу прыгающий ритм. Отдельно можно отметить Лайтнин Хопкинса с его уникальной пальцевой техникой игры на гитаре и песней T-Model Blues. Не обойтись и без Стиви Рэя Вона — человека, доказавшего, что можно быть белым, играть блюз в восьмидесятых и при этом пользоваться популярностью.
И хотя эти города, а в особенности Чикаго и Новый Орлеан можно назвать главными центрами блюзовой вселенной, знайте: если у вас за окном идёт дождь, то вы имеете полное право играть блюз. Если же нет, то вам не повезло. Для этого вам понадобится самая настоящая униформа и ряд атрибутов. Гитара и гармошка — главные блюзовые инструменты, их удобно носить с собой по дороге из одного города в другой.
Чем отличается джаз от блюза в музыке кратко
Блюз обычно имеет определенные аккорды и гармонии, которые играются в разных вариациях в течение композиции. Музыканты берут эти основные элементы и добавляют к ним свои собственные мелодии и вариации, но в рамках заданной структуры. Таким образом, джаз и блюз предлагают импровизацию и свободу творчества, но в джазе эта свобода более расширена и позволяет музыкантам полностью проявить свою индивидуальность и технические возможности, тогда как блюз ограничивается определенными структурами и мотивами. Басовая линия и ритм-секция В блюзе басовая линия, наоборот, имеет более простую структуру и функцию. Ее главной задачей является поддержание постоянного ритма и грува, чтобы обеспечить стабильную основу для выразительности музыки. Блюзовая ритм-секция включает басиста и ударника, которые работают вместе, чтобы создать непрерывный поток ритма и сохранить энергичность композиции.
Таким образом, джаз и блюз отличаются в своем подходе к басовой линии и ритм-секции. В джазе басист и ритм-секция играют более активную и сложную роль, добавляя глубину и многогранность музыке, в то время как в блюзе они поддерживают постоянный ритм и грув, обеспечивая стабильность и энергичность композиции. Темп и темпоритм В блюзе температура гораздо ниже, чем в джазе. Блюзовые композиции обычно исполняются медленно и крайне гибко. Это создает грустное и меланхоличное настроение, характерное для блюза.
С другой стороны, джаз характеризуется быстрым темпом и более живой энергией. В нем часто можно услышать сложные ритмические конструкции, полные внезапных изменений темпа и темпоритма. Это делает джаз динамичным и захватывающим жанром музыки. Как и в блюзе, в джазе есть медленные композиции, но они обычно имеют более сдержанный и проницательный характер. Быстрые джазовые композиции, напротив, часто исполняются с высокой скоростью и интенсивностью, что требует высокой техники и мастерства от музыкантов.
Темп и темпоритм являются важными элементами джаза и блюза, которые уникально определяют стиль и ощущение этих жанров. Хотя они имеют много общего, их различия в этих аспектах значительны и создают неповторимую атмосферу в музыке. Влияние на другие музыкальные стили Рок-музыка: Джаз и блюз оказали заметное влияние на развитие рок-музыки. Многие рок-группы и исполнители используют характерные ритмические и гармонические элементы этих жанров, внедряют импровизацию и джазовые соло в свои композиции. Особенно ярким примером является жанр блюз-рок, где сочетаются энергия рока и эмоциональность блюза.
Фанк: Фанк, или фанки, сильно зависит от джаза и блюза. Этот музыкальный стиль, популярный в 70-х годах, зародился из сочетания элементов джаза, ритм-энд-блюза и соула. Фанк характеризуется гладкими грувами, синкопированными ритмами и яркой импровизацией.
Но если прислушаться к блюзу, то станет понятно, что блюз родился вовсе не в Америке, а в какой-то иной стране, чему и посвящена эта статья.
Согласно истории музыки, которую нам предлагают заморские средства массовой информации, блюз родился в дельте Миссисипи, в среде чернокожих рабов, которые собирали хлопок на полях. Но когда слушаешь дошедшие до нас записи первых исполнителей блюза, таких как Роберт Джонсон, Ледбелли или Биг Билл Брунзи, то создается ощущение, что они не обладали ни навыками, ни инструментарием для исполнения этой музыки. По всей видимости, первые чернокожие исполнители блюза где-то подслушали эту музыку и попытались ее воспроизвести, не понимая всех тонкостей блюзового музицирования. Так, например, известно, что они не умели настраивать гитары и, возможно, даже не догадывались, для чего это нужно.
Кстати, гитарист группы Rolling Stones Кит Ричардс, подражая своим чернокожим кумирам, также долгое время пытался играть на ненастроенных гитарах и стал их настраивать только тогда, когда музыка Rolling Stones превратилась в доходный бизнес и звуки ненастроенной гитары казались слишком радикальными и отпугивали потенциальных покупателей. Jerzy Bednarski Кит Ричардс Также принято считать, что блюз — это сплав европейской и африканской культур и что негритянские музыканты привнесли в блюзовую музыку некоторые уникальные национальные особенности. Во-первых, это четверть тона, или «голубая нота» Blue note. В отличие от европейской, «белой», вся «черная» музыка основана на четверти тона.
Как говорят профессионалы, это — пониженные третья и седьмая ступени мажорного лада, использование которых создает характерное блюзовое звучание. Четверть тона — это основа, на которой строится музыка в Африке с незапамятных времен. Блюза еще не было, а Blue note уже была. Но на самом деле четверть тона характерна не только для Черной Африки.
И арабская, и азиатская музыка также построены на четвертях тона. В индийской народной, а также в китайской, турецкой, камбоджийской, японской традиции тоже практикуется четверть тона. Эти микротоновые интервалы создают тончайшие музыкальные оттенки, недостижимые для западной хроматической гаммы из двенадцати полутонов. Специалисты считают, что в Древней Руси тоже исполняли музыку, основанную на четверти тона.
Вполне возможно, что и при дворе Короля Артура звучала «блюзовая» музыка. Недаром и британский певец Роберт Плант, и японская рок-певица Маки Асакава, и наш Сергей «Чиж» Чиграков поют блюз так, будто исполняют свой родной национальный фольклор. Mark Kotsarev Сергей «Чиж» Чиграков Умение петь четверть тона — это очень древнее искусство, которое когда-то было распространено на всей планете Земля. Когда в начале ХХ века блюз появился на свет, он потому так быстро завоевал популярность во многих странах, что в людях всколыхнулась память крови, и они вспомнили эти заветные нюансы музыки, которые до недавнего времени были буквально погребены под более поздними социальными, культурными, политическими и религиозными напластованиями.
Еще одной характерной особенностью блюза считается структура «вопрос — ответ». Это своеобразный разговор исполнителя или нескольких исполнителей, в котором «беседа» может быть выражена как голосом и текстовой составляющей, так и музыкально, основываясь на перекличке солирующих инструментов. Но в русском фольклоре, например, также часто присутствует музыкальная структура «вопрос — ответ». Можно вспомнить традиционные русские частушки: когда одна певица начинает петь, ей отвечает другая, к ним присоединяется третья и так далее.
Четко прослеживается эта традиция и во многих русских хороводных песнях, когда, например, два хора — мужской и женский — вступают в шуточный спор: «А мы просо сеяли, сеяли; Ой дид, ладо, сеяли, сеяли! Ой дид, ладо, вытоптать, вытоптать? И такой песенный спор может продолжаться чуть ли не бесконечно. Поэтому неверно утверждать, что структура «вопрос — ответ» присуща только лишь африканской музыке.
Это мировая фольклорная традиция. Синкопа также не является принадлежностью одной лишь африканской музыки. В шаманских обрядовых песнопениях различных континентов очень много синкоп, сбивок и брейков, которые и создают ощущение волшебства. Синкопа — это смещение ритмического ударения с сильной доли на слабую, она подслушана людьми в интонационном многообразии живой природы.
Так, например, певчие птицы начинают свои рулады, как правило, со слабой доли, и только в кульминации вводят ударные сильные звуки. Кукушка начинает кукование из-за такта, это так и называется: «затакт». Собака во время лая чередует тактовые и затактовые звуки.
Блюз имеет простую структуру, обычно состоящую из 12 тактов, которые повторяются во всех версиях песни. Джаз, с другой стороны, имеет более сложную структуру, с использованием ритмических и гармонических вариаций, а также импровизации. Гармония и аккорды: Джаз и блюз также различаются в гармоническом аспекте. В блюзе часто используются простые аккордовые прогрессии, такие как I-IV-V. Джаз, с другой стороны, известен своей комплексной гармонией, включающей в себя расширенные аккорды, модуляции и частые изменения тональности. Ритм и импровизация: Ритмический аспект также является значимым различием между джазом и блюзом. Джаз, с другой стороны, может проявлять разнообразие ритмических схем, акцентов и темпов.
Поразившись оригинальной манере игры, они приняли решение найти его, но на картах не было такого города - Авалон. Только по картам 1878 года они нашли, примерно, место, где должен был жить Херт. Херт, 71 года от роду, бодр и полон сил, ждал их. Записав кучу пленок, они вернулись в Вашингтон, и с этого момента началось второе "открытие" Миссиссиппи Джона Херта. Херт объездил всю страну, выпустил множество пластинок и принимал участие в огромном количестве блюзовых фестивалей, "вытащил" в свет своих старых блюзовых товарищей, а потом - купил дом, неподалеку от того места, где когда-то был Авалон и прожил там спокойно и в достатке несколько лет, играя на местных вечеринках, вплоть до самой смерти 2 ноября 1966 года. Сказка, да и только. Мемфис блюз Memphis Blues. Мемфис блюз включает в себя и дает начало двум основным направлениям: во-первых, джаг-бэндам jug-bands - небольшим самодеятельным ансамблям, игравшим на самодельных инструментах, а во-вторых, стилю "вопрос-ответ", электрический вариант которого, в послевоенный период 40-е г. King и Хаулинг Вулф Howling Wolf. Мемфис Минни родилась 3 июня 1897 года в Алжире Algiers , штат Луизиана. В отличие от других женщин-гитаристок, которые не играют блюз, и блюз-певиц, которые не умеют толком играть на гитаре, Мемфис Минни, по словам "классиков блюза" того времени, сочетала великолепный вокал с не менее великолепной игрой на гитаре и банджо. Будучи замужем, последовательно, за несколькими великолепными гитаристами, Минни разработала стиль блюзовых гитарных дуэтов. До самой свой смерти 6 августа 1973 года, она продолжала работать, развивая свою "женскую" гитарную школу. Тексас блюз Texas Blues. Родина этого стиля, как следует из названия - Техас. Ранняя, акустическая форма блюза впитала в себя свинговые и кантри-традиции. Более поздняя, электрическая форма отличается солирующей гитарой на фоне мощной медной ритм-секции. Джефферсон родился 11 июля 1897 года в Коучмане Couchman , на ферме, в семье с 7 детьми, и был слеп с рождения. Примерно с 1912 года он начал играть на гитаре на вечеринках, но не только песни собирателей хлопка, но и мексиканские песни, которые часто включали в себя элементы фламенко. Через некоторое время его стали приглашать играть уже и в близлежащие города. В 1917 году он переехал в Даллас Dallas , где встретил другого великого блюзмена - Лидбелли Leadbelly. Тот настолько был поражен стилем игры Джефферсона, что даже сыграл несколько из них. В конце 20-х годов, путешествуя между Далласом и Чикаго, Джефферсон записал более 90 вещей, под своим именем и под псевдонимами. Они являются классикой и основой стиля "тексас-блюз". Смерть его тоже обросла легендами. По одной из них, он замерз, попав в пургу, в Чикаго, под Hовый 1930-й год. Чикагский блюз Chicago Blues. В общем и целом, чикагский блюз представляет собой дельта-блюз, но в электрической форме, сыгранный небольшой 3-5 человек группой музыкантов. Именно в Чикаго образовалась традиционная для современного блюза и рока форма группы: гитара, бас, ударные, клавишные, солист. Однако, настоящим героем чикагского блюза является Вилли Диксон Willie Dixon, 1915-1992. Диксон, родившийся 1 июля 1915 года в Виксбурге Vicksburg , был первым профессиональным блюз-композитором. Если мы возьмем 20 самых известных блюзовых песен, то обнаружим, что больше половины из них написаны им. Помимо того, что он сам был великолепным исполнителем и самым востребованным сессионным музыкантом фирмы "Стакс Рекордз" "Stax Records" он написал самые известные "хиты", как для Вотерза, так и для Вулфа. Последние десятилетия своей жизни, он посвятил защите интересов блюзовых музыкантов и популяризации блюза во всем мире. Он умер во сне 29 января 1992 года. Джамп блюз Jump Blues. Быстрый, свинговый блюз, как правило основанный на вокале: поддержанном большим оркестром с мощной медной группой. Из всех блюзовых стилей - джамп - меньше всего использует мастерство солирующего гитариста. Тернер родился 18 мая 1911 года в Канзас-сити Kansas City и начал выступать там же, года ему едва минуло 14 лет. Будучи крупным по телосложению, и обладая мощнейшим голосом, способным озвучить любой местный зал без микрофона, Тернер выдавал себя за более старшего по возрасту, и поэтому, был допущен на профессиональную сцену. Тогда же он познакомился с пианистом Питом Джонсоном Pete Johnson , и их сотрудничество продолжалось 13 лет. С 1940 по 1950 годы, на западном побережье, мало найдется компаний, которые не записали бы 1-2 песни Тернера. С 1951 года, Тернер начинает записываться и на мажорных лейблах. И в 1954 году занимает верхние строчки в хит-парадах. В 70-80 годы Тернер продолжает гастролировать и записываться, вплоть до его смерти 24 ноября 1985 года. Блюзмены Америки присвоили ему высокое звание Вождя Блюза Boss Of The Blues за его умение повести за собой, не важно - людей или мелодию. Hьюорлеанский блюз вырос под сильным влиянием диксиленда, а также - зажигательных ритмов Карибского моря. Как правило, он основан на солирующем пианино или медной духовой секции. Рой "Фесс" Берд родился 19 декабря 1918 года в Богалузе Bogalusa , и свое первое знакомство с зажигательными латиноамериканскими ритмами приобрел, моя полы в магазине грампластинок. Позднее, он включил ритмы румбы и реггей в свои фортепианные импровизации. Рой Берд вырос на улицах Hового Орлеана и впитал в себя всю атмосферу праздника, которым проникнут этот город. С 1948 года - он на профессиональной сцене, где и получил свое прозвище за умный вид и длинные волосы. Уже с 1949 года, Фесс записывает свои великолепные буги на "Атлантике", и вплоть до начала 60-х успех сопутствует ему. Hесмотря на общий спад интереса к клавишному блюзу, он продолжает работать и выступать, вплоть до своей неожиданной смерти во сне 30 января 1980 года. Справедливость восторжествовала 10 лет спустя, когда Америка снова "открыла" для себя Профессора, в середине 90-х. Стиль блюза наиболее подверженный влиянию джаза, также опирающийся на фортепиано. Вест Коуст в основном - Калифорния включает в себя также послевоенных исполнителей техасского гитарного блюза и джампа. Hаиболее известный исполнитель - Чарльз Браун Charles Brown, 1922-1999. Чарльз Браун родился 13 сентября 1922 года в Тексас-сити Texas City и начал серьезно играть на пианино еще в раннем детстве. В 1943 году, окончив химический факультет университета и получив степень, он вместе с гитаристом Джонни Муром Johnny Moore и контрабасистом Эдди Вильямсом Eddie Williams собирает свое знаменитое трио "Блэйзерз" "The Blazers" , записавшее песню, продержавшуюся на верхних строчках чартов 23 недели. В 1949 году он начинает не менее успешно выступать соло. С 1949 по 1960 он периодически занимает верхние строчки хит-парадов. Второе возращение Брауна произошло в конце 1980-х годов, когда он сначала выступил с сольным проектом, а потом совместно с Бонни Райт Bonnie Raitt. Свой последний общенациональный хит он выпустил в конце 1998года, совсем перед своей смертью 21 января 1999. Фортепианнный блюз Piano Blues. Жанр блюза, который проходит через всю историю этой музыки, который оказал влияние на все, начиная с регтайма и буги-вуги и мягких джазовых стилей Вест-коуста, и кончая жестким ритмом Чикаго.