Его знаменитая пьеса бесприданница была написана в 1878 году. Драма, исторический фильм, экранизация. Режиссер: Яков Протазанов. В ролях: Нина Алисова, Ольга Пыжова, Анатолий Кторов и др. Экранизация одноименной пьесы А.Н. Островского(восстановлен в 1970).
Кратко «Бесприданница» А. Н. Островский
Пьеса невероятно динамична. Весь сюжет полностью уложился в один день, контрастные бытовые темы сменяют одна другую тут и бытовые сцены, и комические, и трагикомические, и лирические, и, наконец, трагические. Текст произведения невероятно ритмичен и музыкален, он живет и двигается сам по себе. Пьесу «Бесприданница» читать онлайн или скачать книгу бесплатно предлагает наш сайт.
Очевидный пример основной мысли, показанный автором народу о том, что общество подчиняется богатству, и владельцы больших капиталов распоряжаются долями людей, которые от них зависят, большинству не понравилась.
История создания произведения Будучи служителем Фемиды в Кинешемском уезде Островский принимал участие во всевозможных знаменитых тяжбах и был отлично ознакомлен со сводными отчетами криминальных преступлений начала семидесятых годов девятнадцатого века. Это и обеспечивало его литературными идеями для творчества. Бытует мнение, что прототипом событий, происходящих в художественном произведении, послужила трагедия гибели молоденькой представительницы слабого пола, убитой собственным мужем, Коноваловым Иваном, коренным жителем Кинешемского уезда. Работу над пьесой автор начинает в одиннадцатом месяце 1874 года и растягивает ее сочинение на 4 года, синхронно трудясь над рядом сочинений. За время работы над «Бесприданницей» из-под пера автора выходит 7 творений.
Долговременное создание драмы было накаленным и усердным. Установлено, что по задумке автора, пьеса должна была состоять из трех действий. Театральные постановки пьесы После публикации театральные труппы в Петербурге и в Москве приступили к репетициям, чтобы продемонстрировать пьесу критикам и зрителям. Премьера драмы состоялась через 10 дней.
Пьеса «Бесприданница» — произведение, которое рисует реальную картину жизни в русских уездных городах конца XIX века. Автора беспокоили бессердечие и холодность людей друг к другу на фоне неудержимого прогресса. Образы героев глубоки, многогранны, выразительны. Все они — живые представители той действительности, в которой существовал и сам автор. Та же Лариса Огудалова — не просто «мещаночка», «прельщающаяся сильными мужчинами», а нежный, хрупкий цветок, который не создан для мира, окружающего её.
Проблематика Одной из центральных проблем становится место человека в мире сугубо денежных отношений, где он не существует как личность, а оказывается товаром. Разумеется, порой это делается неявно, а, например, под предлогом заботы или восхищения. Среди тех, кто подобен Кнурову и Вожеватову, Лариса не может найти любви, которая не была бы прикрытием выгодной жизненной сделки. Пьеса, начавшаяся со сделки - покупки парохода, - сделкой же и заканчивается, когда Кнуров предлагает Ларисе продать ему себя. Разумеется, это чудовищное унижение человеческого достоинства. Тема унижения последовательно пронизывает пьесу. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески», - говорит Харита Игнатьевна, думая, что последующее богатство и приобретённый статус покроют былой позор. Наиболее ярко и последовательно тема унижения проявляется через образ Карандышева.
И, конечно, особое значение приобретает тема любви, которой не существует в подобной системе отношений. Желание обладать есть. У Кнурова, Вожеватова, Паратова, Карандышева. Но у них нет ни понимания, ни уважения, ни ответственности за другого. Кажется, и материнской любви здесь места не находится. Жанр и Художественные особенности Масштаб проблемы здесь вполне типичен для драмы: столкновение героя с жизненными обстоятельствами, с обществом, с ближним окружением. При таком конфликте финал может стать не менее горьким, чем трагический. Именно так здесь и происходит.
Итак, перед нами психологическая драма, раскрывающая катастрофу человеческой натуры. Исключительную роль для понимания пьесы играют говорящие имена. Имя Лариса в переводе с греческого означает «чайка». Образ птицы ассоциируется с красотой, простором, свободой и уязвимостью. Фамилия Огудалова, применительно к матери Ларисы, намекает на расчётливость и цинизм Хариты Игнатьевны: в диалектах среднерусских губерний глагол «огудать» означал «обольстить, обмануть, облапошить, обвести вокруг пальца». Ещё один существенный приём - лейтмотивы. Например, всю пьесу пронизывает мотив денег.
Александр Островский - Бесприданница (аудиокнига)
Александр Николаевич Островский Бесприданница читать онлайн бесплатно без регистрации целиком и полностью весь текст книги на русском языке, а так же прочесть краткое содержание, аннотацию и отзывы о произведении на Это история Ларисы Огудаловой — девушки впечатлительной, искренней, правдивой и романтичной. Она — бесприданница, бедная, безденежная невеста. «Бесприданница» – трагическая история девушки, которая искала настоящую любовь, но на самом деле любила выдуманный ею образ – Самые лучшие и интересные новости по теме: Знания, краткое изложение, краткое содержание на развлекательном портале читать книгу онлайн бесплатно.
Действие 1
- История создания пьесы Островского Бесприданница – смысл и сюжет драмы
- 2 комментария
- 145 ЛЕТ СО ВРЕМЕНИ ПУБЛИКАЦИИ ПЬЕСЫ «БЕСПРИДАННИЦА» А. Н. ОСТРОВСКОГО (1878)
- Бесприданница
БЕСПРИДАННИЦА
Посиди за самоваром поплотнее, поглотай часа два кипятку, так узнаешь. После шестого пота она, первая-то тоска, подступает… Расстанутся с чаем и выползут на бульвар раздышаться да разгуляться. Теперь чистая публика гуляет: вон Мокий Парменыч Кнуров проминает себя. Он каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию. И для чего это он себя так утруждает? Для моциону. А моцион-то для чего? Для аппетиту. А аппетит нужен ему для обеду. Какие обеды-то у него!
Разве без моциону такой обед съешь? Отчего это он все молчит? Чудак ты. Как же ты хочешь, чтоб он разговаривал, коли у него миллионы! С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он разговаривает, а больше не с кем; ну, он и молчит.
Краткое содержание пьесы «Бесприданница» подробно по действиям Действия пьесы относятся ко второй половине XIX века.
События происходят в городе Бряхимов, расположенном на Волге-матушке. Действие I. Возле кофейни Юная красавица Лариса соглашается стать женой господина Карандышева, которого совсем не любит. Но выбора девушка не имеет, так как очень бедна. В Бряхимов приезжает Паратов, бывший ухажёр бесприданницы. Лариса тяжело переживала исчезновение поклонника из своей жизни. Действие II.
Паратов рад согласиться, он задумал напоить жениха Ларисы, чтобы посмеяться над ним. Уединившись с бывшей возлюбленной Ларисой, Паратов заводит беседы о любви, и девушка сознаётся, что всё ещё небезразлична к нему. Сам Паратов подло утаивает факт своей помолвки, а значит и скорой свадьбы с другой женщиной, которую он выбрал из-за богатого приданного. Действие III. Обед в доме Карандышева Во время званого обеда в доме Карандышева, господин Паратов спаивает хозяина до неприличного поведения. Ларисе стыдно за своего жениха. После окончания обеда Паратов зовёт Ларису на прогулку по реке.
Она радостно соглашается, в надежде, что тот попросит её руки. Вместе с ними гулять отправляются и гости. Карандышев приходит в ярость, обнаружив, что его невеста убежала с гостями. Он вооружается пистолетом и отправляется на поиски беглянки. Действие IV. Гибель Ларисы Гуляющие возвращаются в город. Лариса ожидает предложения, но слышит признание Паратова в том, что он скоро женится на другой.
Тот самый случай, когда слово ранит страшней кинжала! Честь девушки потеряна, она в отчаянии. Когда появляется Карандышев, Лариса отказывает ему, говорит, что он ей неприятен. Ревнивец стреляет в свою бывшую невесту.
Моссовета и автор нового спектакля «БЕСприданница» Евгений Марчелли славится неожиданными интерпретациями классической драматургии. Он умеет рассмотреть изнанку всем знакомых сюжетов и так начинить их сценическими специями, что они обретают непривычный ракурс.
История бесприданницы Ларисы Огудаловой, влюбленной в жестоко обманувшего ее Сергея Паратова, заканчивается трагедией: несчастную девушку убивает Карандышев, за которого она от стыда и отчаяния собиралась выйти замуж. Героиня гибнет не только от пули жениха, а в том числе от равнодушия, которым ей всю жизнь обстреливали душу. Евгений Марчелли многое вытравил из первоисточника, но нелюбовь как принцип жизни в спектакль все же перенес. Время действия «БЕСприданницы» — условная современность, хотя в ней от нулевых куда больше. Герои одеты кто во что горазд: брючные костюмы, роскошные платья и перья в волосах, сапоги-заколенники, туфли, купальники, парики. Пестрая эклектика костюмов контрастирует с серым пространством: похожие на бетонные стены гигантские блоки наслаиваются друг на друга, образуя холодный безжизненный фон.
Ни в нем, ни за ним не угадываются волжские просторы — здесь установился придавленный безвоздушный мир.
Карандышев Ивану. Приходи ко мне сегодня служить за обедом! Слушаю-с, Юлий Капитоныч. Ты, братец, почище оденься! Известное дело — фрак; нешто не понимаем-с! Василий Данилыч, вот что: приезжайте-ка вы ко мне обедать сегодня! Покорно благодарю. Мне тоже во фраке прикажете? Как вам угодно: не стесняйтесь.
Однако дамы будут. Вожеватов кланяясь. Надеюсь не уронить себя. Карандышев переходит к Кнурову. Мокий Парменыч, не угодно ли вам будет сегодня отобедать у меня? Кнуров с удивлением оглядывает его. У вас? Мокий Парменыч, это все равно, что у нас, — этот обед для Ларисы. Да, так это вы приглашаете? Хорошо, я приеду.
Так уж я буду надеяться. Уж я сказал, что приеду. Читает газету. Юлий Капитоныч — мой будущий зять: я выдаю за него Ларису. Кнуров продолжая читать. Это ваше дело. Да-с, Мокий Парменыч, я рискнул. Я и вообще всегда был выше предрассудков. Кнуров закрывается газетой. Мокий Парменыч строг.
Карандышев отходя от Кнурова к Вожеватову. Я желаю, чтоб Ларису Дмитриевну окружали только избранные люди. Значит, и я к избранному обществу принадлежу? Благодарю, не ожидал. Гаврило, сколько с меня за чай? Две порции изволили спрашивать? Да, две порции. Так уж сами знаете, Василий Данилыч, не в первый раз… Тринадцать рублей-с. То-то, я думал, что подешевле стало. С чего дешевле-то быть!
Курсы, пошлина, помилуйте! Да ведь я не спорю с тобой: что ты пристаешь! Получай деньги и отстань! Отдает деньги. За что же так дорого? Я не понимаю. Кому дорого, а кому нет. Вы такого чая не кушаете. Огудалова Карандышеву. Перестаньте вы, не мешайтесь не в свое дело!
Иван, Василий Данилыч, «Ласточка» подходит. Мокий Парменыч, «Ласточка» подходит; не угодно ли взглянуть? Мы вниз не пойдем, с горы посмотрим. Вася, я доеду на твоей лошади. Поезжайте, только пришлите поскорей! Подходит к Ларисе и говорит с ней тихо. Огудалова подходит к Кнурову. Мокий Парменыч, затеяли мы свадьбу, так не поверите, сколько хлопот. И вдруг такие расходы, которых никак нельзя было ожидать… Вот завтра рожденье Ларисы, хотелось бы что-нибудь подарить. Хорошо; я к вам заеду.
Огудалова уходит. Лариса Вожеватову. До свиданья, Вася! Вожеватов и Кнуров уходят. Лариса подходит к Карандышеву. Я сейчас все за Волгу смотрела: как там хорошо, на той стороне! Поедемте поскорей в деревню! Вы за Волгу смотрели? А что с вами Вожеватов говорил? Ничего, так, — пустяки какие-то.
Меня так и манит за Волгу, в лес… Задумчиво. Уедемте, уедемте отсюда! Однако это странно! Об чем он мог с вами разговаривать? Ах, да об чем бы он ни говорил, — что вам за дело! Называете его Васей. Что за фамильярность с молодым человеком! Мы с малолетства знакомы; еще маленькие играли вместе — ну, я и привыкла. Вам надо старые привычки бросить. Что за короткость с пустым, глупым мальчиком!
Нельзя же терпеть того, что у вас до сих пор было. Лариса обидясь. У нас ничего дурного не было. Был цыганский табор-с — вот что было. Лариса утирает слезы. Чем же вы обиделись, помилуйте! Что ж, может быть, и цыганский табор; только в нем было, по крайней мере, весело. Сумеете ли вы дать мне что-нибудь лучше этого табора? Уж конечно. Зачем вы постоянно попрекаете меня этим табором?
Разве мне самой такая жизнь нравилась? Мне было приказано, так нужно было маменьке; значит, волей или неволей, я должна была вести такую жизнь. Колоть беспрестанно мне глаза цыганской жизнью или глупо, или безжалостно. Если б я не искала тишины, уединения, не захотела бежать от людей — разве бы я пошла за вас? Так умейте это понять и не приписывайте моего выбора своим достоинствам, я их еще не вижу. Я еще только хочу полюбить вас; меня манит скромная семейная жизнь, она мне кажется каким-то раем. Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно ободрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите эти минуты, не пропустите их! Лариса Дмитриевна, я совсем не хотел вас обидеть, это я сказал так… Лариса. Что значит «так»?
То есть не подумавши? Вы не понимаете, что в ваших словах обида, так, что ли? Конечно, я без умыслу. Так это еще хуже. Надо думать, о чем говоришь. Болтайте с другими, если вам нравится, а со мной говорите осторожнее! Разве вы не видите, что положение мое очень серьезно! Каждое слово, которое я сама говорю и которое я слышу, я чувствую. Я сделалась очень чутка и впечатлительна. В таком случае я прошу извинить меня.
Да бог с вами, только вперед будьте осторожнее! Цыганский табор… Да, это, пожалуй, правда… но в этом таборе были и хорошие, и благородные люди. Кто же эти благородные люди? Уж не Сергей ли Сергеич Паратов? Нет, я прошу вас, вы не говорите о нем! Да почему же-с? Вы его не знаете, да хоть бы и знали, так… извините, не вам о нем судить. Об людях судят по поступкам. Разве он хорошо поступил с вами? Это уж мое дело.
Если я боюсь и не смею осуждать его, так не позволю и вам. Лариса Дмитриевна, скажите мне, только, прошу вас, говорите откровенно! Что вам угодно? Ну чем я хуже Паратова? Ах, нет, оставьте! Не надо! Что за сравнения! А мне бы интересно было слышать от вас. Не спрашивайте, не нужно! Да почему же?
Потому что сравнение не будет в вашу пользу. Сами по себе вы что-нибудь значите, вы хороший, честный человек; но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все. Ведь это только слова: нужны доказательства. Вы разберите нас хорошенько! С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление! Сергей Сергеич… это идеал мужчины. Вы понимаете, что такое идеал? Быть может, я ошибаюсь, я еще молода, не знаю людей; но это мнение изменить во мне нельзя, оно умрет со мной. Не понимаю-с, не понимаю, что в нем особенного; ничего, ничего не вижу.
Смелость какая-то, дерзость… Да это всякий может, если захочет. Да вы знаете, какая это смелость? Да какая ж такая, что тут необыкновенного? Стоит только напустить на себя. А вот какая, я вам расскажу один случай. Проезжал здесь один кавказский офицер, знакомый Сергея Сергеича, отличный стрелок; были они у нас. Сергей Сергеич и говорит: «Я слышал, вы хорошо стреляете». Сергей Сергеич дает ему пистолет, ставит себе стакан на голову и отходит в другую комнату, шагов на двенадцать. И он стрелял? Стрелял и, разумеется, сшиб стакан, но только побледнел немного.
Сергей Сергеич говорит: «Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека вам не близкого.
«Бесприданница» — первоначальный замысел и реальная история
Спектакль Театра Моссовета — о губительной силе обманутой любви и о духовной слепоте, бесчувственном равнодушии, отсутствии эмпатии, цинизме, которыми заражен современный человек. Создатели спектакля.
Пьеса написана о любви и деньгах. История героини Ларисы Огудаловой — девушки впечатлительной, искренней, правдивой и романтичной — вошла в картину нравов и быта города. Она — бесприданница, бедная, безденежная невеста. В душе ее птицей бьется мечта о красивой, благородной, честной, тихой жизни, и она всей душой тянется к идеалу.
Явление первое Гаврилостоит в дверях кофейной, Иван приводит в порядок мебель на площадке. Никого народу-то нет на бульваре. По праздникам всегда так. По старине живем: от поздней обедни все к пирогу да ко щам, а потом, после хлеба-соли, семь часов отдых. Уж и семь! Часика три-четыре. Хорошее это заведение. А вот около вечерен проснутся, попьют чайку до третьей тоски… Иван. До тоски! Об чем тосковать-то? Посиди за самоваром поплотнее, поглотай часа два кипятку, так узнаешь. После шестого пота она, первая-то тоска, подступает… Расстанутся с чаем и выползут на бульвар раздышаться да разгуляться. Теперь чистая публика гуляет: вон Мокий Парменыч Кнуров проминает себя. Он каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию. И для чего это он себя так утруждает? Для моциону.
О том, как тщательно и кропотливо он работал над пьесой, Островский пишет своим друзьям. Сохранились также черновики автора с большим количеством правок в сюжете и структуре произведения. Сначала пьеса состояла из трех актов, а главным героем был мелкий чиновник Карандышев. Собственно, типичный островский персонаж. Автор был мастером реализма в русской драматургии, отражал в своих произведениях жизнь народа. Поэтому главные герои автора — это ремесленники, купцы, мелкие чиновники, молодые девицы и т. Неплохой, но бедный чиновник Юрий Капитоныч Карандышев вынужден терпеть вечные насмешки и унижения от «хозяев жизни» Паратова, Вожеватова и Кнурова. Он не имеет права быть им ровней не в силу умственных способностей и духовных качеств по последним он даже превосходит своих соперников , а в силу материальной бедности. Сюжет, кстати, достаточно новаторский для того времени. По воспоминаниям современников, такой замысел автора нередко подвергался критике. Карандышев остается «маленьким человеком», но автор добавляет персонажу негативных качеств.
Аудиокниги слушать онлайн
Слушайте все песни с альбома Александр Островский — «Бесприданница» без ограничений! отличная пьеса, произведение достаточно известное, драматическое. На этой странице представлен полный список изданий и произведений книги А. Островский «Бесприданница».
Реальная история в основе сюжета
- Бесприданница слушать - автор Александр Островский
- Реальная история в основе сюжета
- В основу сюжета драмы Островского «Бесприданница» легло реальное событие
- Урок 2: А.Н. Островский «Бесприданница»
- Бесприданница (1936) - фильм - информация о фильме - советские фильмы - Кино-Театр.Ру
Александр Островский — Бесприданница
«Бесприданница» — читайте и скачивайте книгу (epub) онлайн бесплатно и без регистрации, автор Александр Островский. Социально – философская драма «Бесприданница» раскрывает нравственные проблемы купеческого сословия. Бесприданницы-то и находят женихов хороших. Городской бульвар на высоком берегу Волги, с площадкой перед кофейной. Направо (от актеров) — вход в кофейную, налево — деревья; в глубине низкая чугунная.
Краткое содержание «Бесприданница» Островский А. Н.
Перед смертью та просит никого не винить. Известно, что Островский почерпнул идею пьесы из реальной криминальной хроники. Интересен также тот факт, что премьера «Бесприданницы» стала настоящим провалом. Критики ругали пьесу, да и зрители, в числе которых был сам Фёдор Достоевский, остались недовольны. Пьеса оказалась слишком новаторской для того времени, и успех к ней пришёл уже после смерти автора. Text: Вика Козлова.
Потрясающая история с потрясающей подачей. Так меня только... Магонотэ Рифудзин - Финал Денис deniskoenigsberg 3 часа назад Олхем был убит до начала повествования. Рассказ вёлся от лица робота, который думал, что он — Олхем. Взорвался этот... Просто было ощущение: вырасту — напишу. Тот был домоседом и выбраться с west st 914, было для него сильнейшем потрясеним, но и... НЕ понравилось.
Буковски Чарльз - или он подпалит нам?
Лариса обсуждает с матерью то, что Карандашев не понимает своего положения. Кнуров, Паратов и Вожеватов собираются ехать на Волгу. Паратов говорит Ларисе, что хочет быть с ней, неожиданно Лариса также уезжает с бывшим возлюбленным. Она надеется быть с Паратовым. Четвертое действие Карандашев в ярости, он пытается узнать у Робинзона, куда они уехали, но тот не сообщает, а предлагает ждать. Кнутов и Вожеватов полагают, что положение у Ларисы почти безвыходное, ведь Паратов не бросит богатую невесту, они намерены использовать это в своих интересах.
Лариса пытается добиться от Паратова подтверждения его любви, подтверждения, что стала его женой, но тот сообщает ей, что уже помолвлен, это был временный порыв страсти, он предлагает ей ехать домой. Кнутов и Вожеватов кидают монетку, чтобы определить, кому воспользоваться уязвленным положением Ларисы. Победа достается Кнутову. Вожеватов обещает не мешать. Кнутов предлагает Ларисе содержание, фактически он предлагает ей стать любовницей Жена у него есть.
Явление 4 Лариса просит Карандышева быстрее увезти ее в деревню. Карандышев тем временем допытывается об ее разговоре с Вожеватовым. Он ревнует и запрещает называть его Васей. Лариса объясняет, что она «с Васей с малолетства знакома». Карандышев припоминает ее дом, похожий на цыганский табор. Лариса Дмитриевна со слезами на глазах довольно резко говорит ему, что там ей было веселее, чем сейчас, и что она уже сыта по горло его упреками. Тот просит прощенья. Но когда Лариса упоминает Паратова, он вновь впадает в негодование. Начинает сравнивать его с собой: «Ну, чем я хуже Паратова? Сами по себе вы что-нибудь значите; вы хороший, честный человек, но от сравнения с Сергеем Сергеичем вы теряете все». Карандышев вне себя и требует доказательств. Лариса рассказывает о том, как Паратов упражнялся в стрельбе. Он попросил одного своего знакомого, кавказского офицера, хорошего стрелка, выстрелить в стакан, стоявший на голове у Паратова. Тот выстрелил, разбил стакан, но побледнел. Паратов сказал ему: «Вы прекрасно стреляете, но вы побледнели, стреляя в мужчину и человека, вам не близкого. Смотрите, я буду стрелять в девушку, которая для меня дороже всего на свете, и не побледнею». Дал монету Ларисе и выстрелил, ловко сбив монету. Карандышев спрашивает, как она могла ему это позволить? Лариса, не скрывая своего восхищения Паратовым, говорит: «Да разве можно его не послушать? Лариса вздрагивает. Говорит рассеянно, что стала нервной, что у нее закружилась голова, когда она смотрела вниз. Обрыв будто притягивает ее, она подходит к решетке, заглядывает вниз и чуть не падает. Карандышев удерживает ее: «Пойдемте, что за ребячество! Входят «блестящий барин» Паратов, Робинзон, Кнуров, Вожеватов. Явление 6 Паратов знакомит всех с Робинзоном и рассказывает его историю: это спившийся «актеришка» Аркадий Счастливцев. Его с другом, «купеческим сыном Непутевым» высадили на пустой остров за «драматическое представление» на корабле: они «разделись, разрезали подушку, вывалялись в пуху и начали изображать диких... Одна неприятность - много пьет. Он даже предлагает одолжить Робинзона Вожеватову. Кнуров удивляется, как Паратову не жаль расставаться с «Ласточкой». Тот отвечает: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня... Вожеватов и Кнуров обещают помочь. Явление 7 Те же. Вожеватов договаривается с Гаврилой о празднике в честь приезда Паратова. Сергей Сергеич приглашает всех к себе. Вожеватов и Кнуров отказываются: они уже приглашены на обед к жениху Ларисы Дмитриевны. Паратов, узнав об этом, задумывается, а потом говорит, что так даже лучше: «Я немного виноват перед ней, то есть так виноват, что не должен бы и носу к ним показывать... Все договариваются встретиться на обеде у Огудаловых. Действие 2 Явление 2 Харита Игнатьевна очень почтительно встречает Кнурова. Разговор идет о будущем Ларисы. Огудалова слушает Кнурова, во всем с ним соглашаясь. Он заводит разговор издалека: о нищенском положении Карандышева, который не сможет дать достойной жизни жене. Ну, понимаете, тривиального, что нужно для бедной семейной жизни... Что ж остается ей? Предполагает, что, не выдержав, она покинет мужа. И намекает на то, что надо ей найти «доброго друга, солидного, прочного». В этой роли, конечно, он видит себя. Потом переходит к главному: «Вам нужно сделать для Ларисы Дмитриевны хороший гардероб, то есть мало сказать хороший — очень хороший. Обидно будет видеть, если ее оденут кой-как». Обещает все оплатить. Огудалова благодарит. Кнуров уходит, входит Лариса. Девушка рассказывает, что Карандышев баллотируется в мировые судьи в Заболотье. Огудалова удивляется, почему в такой дали? Лариса, наоборот, быстрее хочет в деревню: «Я хочу гулять по лесам, собирать ягоды, грибы» — подальше от суеты городской жизни, от воспоминаний. Явление 4 С улицы кричат, что приехал барин. Огудалова интересуется, что за барин. Илья отвечает: «Такой барин, ждем, не дождемся: год ждали — вот какой барин». Явление 5 Огудалова обеспокоена, кто же приехал: «Должно быть, богатый и, вероятно, холостой, коли цыгане ему так обрадовались. Ах, Лариса, не прозевали ли мы жениха? Харита Игнатьевна обрывает ее: «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь, так уж лучше унижаться смолоду, чтобы потом пожить по-человечески». Входит Карандышев. Явление 6 Лариса просит Карандышева быстрее уехать. А он и не намерен, говорит: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». Карандышев находится в эйфории, думает только, как отомстить за униженное самолюбие тем, кому почти открыто завидует: «Вон посмотрите, что в городе делается, какая радость на лицах, все повеселели, скачут по улицам, кричат друг другу: «Барин приехал, барин приехал! Лариса встает в испуге, просит забрать ее в деревню, пока дело до беды не дошло. Около двери появляется Паратов. Лариса уходит с Карандышевым в комнату матери: «Мама, пожалуйста, отделайся от его визитов! Спрашивает о причине его прошлого исчезновения, тот оправдывается, говорит, что спасал свое движимое и недвижимое имущество. Харита Игнатьевна допытывается, собирается ли он скоро прощаться с холостяцкой жизнью? Тот уклоняется от ответа, хочет видеть Ларису, мать зовет ее. Явление 8 Лариса говорит с Паратовым кротко и старается не показать, что рада его видеть. Самого же Паратова волнует, любит ли еще она его? И он начинает обвинять ее: «Мне хочется знать, скоро ли женщина забывает страстно любимого человека: на другой день после разлуки с ним, через неделю или через месяц... Он понимает, что она его все еще любит, и это греет его самолюбие. Он просит прощения. Лариса спрашивает, что же дальше, а он: «Теперь я во всю жизнь сохраню самое приятное воспоминание о вас, и мы расстанемся как лучшие друзья». Лариса спрашивает: «Значит, пусть женщина плачет, страдает, только бы любила вас? В любви приходится иногда и плакать». Лариса пожалела о своем признании, сказав, что надеется, что он не употребит во зло ее откровенность. Паратов заявляет, что чтит брак, и спрашивает, что же в ее женихе хорошего? Лариса Дмитриевна приводит веское доказательство: «Он любит меня». Явление 9 Входят Огудалова и Карандышев. Юлий Капитоныч знакомится с Сергеем Сергеичем довольно сдержанно. Паратов понимает, с кем он имеет дело, и сразу начинает подтрунивать над ним: «Вы не ревнивы. Ревнивые люди ревнуют без всякого повода». Карандышев, чтобы не упасть в грязь лицом, тоже в ответ хамит. Паратов, добившись своего, начинает требовать, чтобы тот просил прощения: «Кажется, пора меня знать. Если я кого хочу поучить, так за неделю дома запираюсь да казнь придумываю». Харита Игнатьевна и Лариса успокаивают их и убеждают Карандышева, чтобы тот попросил прощения. Приносят шампанское, Карандышев приглашает Паратова на обед. Действие 3 Явление 1 Лариса жалуется матери на Карандышева, который ничего за своей гордыней не видит, а тем временем его специально подпаивают, потешаются над ним: «Стыдно, стыдно, так бы и убежала куда-нибудь. А он как будто не замечает ничего. Да ведь они меня терзают! Лариса говорит, не слушая их: «Бежала б я отсюда, куда глаза глядят». Явление 4 Паратов, Кнуров и Вожеватов смеются над пьяным Карандышевым: «Вот, господа, для таких случаев Робинзоны-то и дороги». Собираются в ресторан: «Приглашает обедать известных людей, а есть нечего... Явление 6 Карандышев предлагает всем сигары: «Сигары королевские, из капустного листа, для друзей», но все отказываются. Паратов смеется над коллекцией оружия Юлия Капитоныча: «Так вот кто виноват, что австрийцы турок одолеть не могут. Вы забрали у них все дрянное, негодное оружие; вот они с горя хорошим английским и запаслись». Явление 7 Харита Игнатьевна стыдит Паратова за издевательства над Карандышевым. Тот, как ни в чем не бывало, предлагает брудершафт Юлию Капитонычу. Паратов берется уговорить ее. Явление 11 Все просят Ларису спеть, но Карандышев запрещает: «Уж коли я говорю, что не станет, так не станет». Лариса назло ему начинает петь «Не искушай меня без нужды».
Александр Островский — «Бесприданница»
А в 2008 году состоялась премьера русского мюзикла «Бесприданница» композитора Александра Кулыгина. Предлагаемый рейтинг поможет выбрать самые интересные книги Александра Островского «Гроза», «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся» и другие, смотрите топ-10 лучших произведений великого русского писателя по версии КП: сюжет, интересные факты, цитаты. Один из шедевров А. Н. Островского, психологическая драма «Бесприданница» была написана в 1878 г. Он работал над ней 4 года (1874–1878).
Бесприданница
- Бесприданница - краткое содержание по действиям пьесы Островского
- Бесприданница — Википедия. Что такое Бесприданница
- Упомянутые книги
- Создатели спектакля
- Бесприданница - краткое содержание пьесы Островского