Выпуск новостей в 15:00 от 15.04.2024.
Кровавая пятница 5(18) января 1918 года.
15 Января 1918 был на удивление насыщенным днем с точки зрения событий. На заводе 15 января был создан центральный штаб восстания – киевская Красная гвардия, куда созывались рабочие и солдаты всего Киева, а общая численность восставших выросла до 2200 человек. 15 августа 1918 года по просьбе Великобритании и США американские военнослужащие высадились на Дальнем Востоке для поддержки союзников, воевавших против большевиков. В результате 15 (28) января 1918 г. был издан декрет о создании Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а 29 января (11 февраля) — Рабоче-Крестьянского Красного Флота на добровольном принципе.
январь, 1918
28 января 1918 года декретом Совета народных комиссаров была образована Рабоче-крестьянская Красная армия (РККА). Немецкие войска в Киеве, март 1918 года РИА Новости На этапе становления Красная армия формировалась в тяжелейших военно-политических и экономических условиях. Немецкие войска в Киеве, март 1918 года РИА Новости На этапе становления Красная армия формировалась в тяжелейших военно-политических и экономических условиях. Обновленная улица Яламова соединит две части Октябрьского районаВчера, 15:11. 15 января 1918 года Ленин подписывает декрет СНК о создании Красной армии. 15–21 января (28 января – 3 февраля) 1918 года произошло просоветское восстание в Киеве, которое было жестоко подавлено.
ЗАЧЕМ БОЛЬШЕВИКИ УКРАЛИ ВРЕМЯ?
Объясняется это тем, что я за множеством дел не мог вникнуть в сущность каждой буквы этого воззвания. Но можно ли верить такому наивному объяснению? Возбуждать народ к восстанию в тот момент, когда гул чехословацких и белогвардейских орудий доносился и до Нижнего, когда ярославские попы и монахи, «облеченные» пулеметами и винтовками, обсыпали пулями защитников народной свободы 417 , когда всюду кипела напряженная работа, когда крестьянские массы были на распутье под влиянием провокации кулаков и интеллигенции! Ясно, что переживаемый Советской Республикой момент был учтен творцами воззвания.
То обстоятельство, что воззвание было выпущено в столь тяжелый критический момент, еще больше, еще сильнее отягощает вину как Лаврентия, так и Порфирьева, потому что их имя благодаря высокому положению в сфере верующей народной темной массы, бесспорно могло бы иметь большое влияние. И это уже сказалось в городе Балахне, где под влиянием воззвания, подписанного епископом, вспыхнул было бунт на религиозной почве. Местное духовенство, опираясь на воззвание своего епископа, созвали народ набатным звоном и убеждали его отстаивать права церкви, не подчиняясь Декрету об отделении ее от государства.
Подстрекаемая попом толпа, главным образом женщины, стала кричать и о разгроме Советов. Только благодаря своевременно подоспевшему отряду милиции и местного гарнизона загоравшийся бунт быстро ликвидировали. Вот конкретный факт результата воззвания, и таких было еще несколько в других местах губернии.
Делопроизводитель 418 ГА РФ. Этот декрет был необходим, чтобы прекратить всякие гонения за веру и всякие стеснения в целях веры. Каждый может верить, как хочет, и никого нельзя заставить приносить жертвы в пользу той веры, которую он не считает правильной.
Нельзя принуждать христианина жертвовать на мечеть или синагогу, но нельзя также принуждать иноверца жертвовать на христианский храм. При взыскании налогов не спрашивают, кто чему верит. Поэтому и расходование налогов не может идти на дела веры.
В делах общественных и государственных участвуют люди всякой веры, поэтому нельзя сопровождать эти дела религиозными обрядами и церемониями. В школах учатся дети всякой веры на средства, получаемые от людей всякой веры. Поэтому в школах не место для обучения религии.
Это обучение может производиться особо. Записи о браке и разводе, о рождении и смерти имеют юридическое значение для всякого общества и должны производиться в гражданских учреждениях, но, конечно, религиозным обществам не запрещается вести свои записи лиц, принадлежащих к этим обществам. Однако, эти записи не могут быть ни для кого обязательными.
Поэтому, между прочим, в городах и селах должны быть немедленно отведены места под кладбища для лиц, не принадлежащих ни к какому религиозному обществу гражданские кладбища. Конечно, похороны на церковных кладбищах не могут быть запрещены, но они не обязательны ни для кого. Далее в декрете указано, что никакие церковные и религиозные общества не имеют права владеть собственностью, и все их имущество объявляется народным достоянием.
Ведь эти имущества образовались тогда, когда не было свободы веры, и многие неверующие или иноверцы понуждались жертвовать на дело чужой веры. Особенно на православную церковь было много таких принудительных сборов и пособий от казны, городских, земских и сельских учреждений. При церквах образовались большие капиталистические имущества.
Духовенство превратилось в помещиков, домовладельцев и капиталистов, эксплуатирующих трудовой народ. Революция уничтожает всякую эксплуатацию человека человеком, хотя бы эксплуататор ходил в церковном одеянии. Революция вернула землю от помещиков к народу.
Должна отойти к народу и земля от церковных помещиков — от церквей, монастырей, архиерейских домов и т. В пользовании церквей могут остаться только те земельные участки, которые необходимы для религиозной цели земля под церковью, под часовней и т. Вся прочая земля возвращается сельским и городским обществам.
И Советы депутатов должны немедленно изъять из церковного пользования те участки земли, которые служат для извлечения дохода. Участки же под церковным двором могут оставаться в пользовании церкви, но с тем, чтобы они не застраивались и были открыты для общего пользования например, для детских игр, для гулянья или отдыха и т. Принадлежащие церкви и монастырям всех вероисповеданий дома и лавки, построенные для извлечения доходов, немедленно со всеми доходами переходят в распоряжение Советов.
Монастырские жилые помещения приспособить для увечных, стариков и т. Что же касается домов, в которых живут только лица, служащие при церкви, то их можно оставить в пользовании этих лиц и даже первое время бесплатно, так как квартирная плата за них может не окупить хлопот. Здания специально богослужебные церкви, часовни и т.
Что касается движимости, предназначенной специально для богослужебных целей, то здесь задачей Советов является только приведение их в известность, чтобы не было расхищения. Для этого и нет надобности являться в церковь и производить опись в натуре, а нужно только обратиться к причту или к приходу с приглашением прислать подписанный ответственными лицами реестр движимого имущества, и в самом письменном обращении нужно указать, что реестр требуется не для отобрания вещей, а только для предохранения их от расхищения и что по получении реестра немедленно последует постановление об оставлении этих вещей в пользовании прихода. Весьма вероятно, что духовенство, объявившее теперь войну Советской власти, не пришлет реестра.
В таком случае можно поступать смотря по обстоятельствам, но осторожно, чтобы не дать духовенству повода разжигать религиозный фанатизм. Отбирать золото и драгоценности для хранения в Государственном банке только в самых крайних случаях например, если большинство монахов разбежалось и т. Эти драгоценности часто имеют больше историческую и художественную ценность, чем стоимость по количеству металла, и казне от них будет мало пользы.
Вообще же при приведении в исполнение Декрета о свободе совести нужно постоянно иметь в виду как руководящие принципы: 1 не оскорблять религиозного чувства верующих, памятуя, что каждый гражданин свободен в делах веры; 2 подчеркивать, что фактическому отобранию подлежат только те имущества, которые служат не для религиозных целей, а для капиталистической эксплуатации и 3 обращать эти имущества по возможности непосредственно на благотворительные надобности, чтобы польза от этого была всякому видна сразу. Помета: Проект инструкции о свободе совести, присланный Комис[сариатом] внутр[енних] дел. Под действие Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви Собр.
Отдельным членам этих обществ предоставляется устраивать только складчины на приобретение для религиозных целей имущества и на удовлетворение других религиозных потребностей. Благотворительные, просветительные и иные им подобные общества, указанные в п. Об имуществах, предназначенных для совершения религиозных обрядов 4.
Имущества, которые ко времени издания Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви находились в ведении Ведомства православного исповедания и других вероисповедных учреждений и обществ согласно декрету переходят в непосредственное заведывание местных Советов рабочих и крестьянских депутатов на основаниях, изложенных в нижеследующих статьях. Местный Совет рабочих и крестьянских депутатов обязывает представителей бывших ведомств или лиц соответствующего вероисповедания, в чьем фактическом обладании находится храм и прочее богослужебное имущество, представить в трех экземплярах инвентарную опись имущества, специально предназначенного для богослужебных и обрядовых целей. По этой описи Совет рабочих и крестьянских депутатов принимает имущество от представителей соответствующего религиозного культа и вместе с описью передает его в бесплатное пользование всем тем местным жителям соответствующей религии, которые желают взять в пользование имущество; второй экземпляр описи с распискою на нем получателей Совет рабочих и крестьянских депутатов хранит у себя, а третий пересылает в Народный комиссариат просвещения.
Необходимое число местных жителей, получающих в пользование богослужебное имущество, определяется местным Советом рабочих и крестьянских депутатов, но не может быть менее 20 чел. В случае отказа со стороны представителей бывшего ведомства, либо тех лиц, в чьем фактическом обладании находится вероисповедное имущество, представить опись, указанную в ст. Принявшие имущество в пользование обязуются: 1 хранить и беречь его, как доверенное им народное состояние, II производить ремонт означенного имущества и расходы, связанные с обладанием имуществом, как то: по отоплению, страхованию, охранению, оплате долгов, местных сборов и пр.
Храмы и молитвенные дома, имеющие историческое, художественное и археологическое значение, передаются с соблюдением особой инструкции, выработанной музейным отделом Народного комиссариата просвещения. Все местные жители соответствующей религии имеют право подписать соглашение, указанное в ст. В случае, если не окажется желающих взять на вышеозначенных условиях в свое ведение богослужебное имущество, местный Совет рабочих и крестьянских депутатов троекратно публикует о сем в местных газетах и вывешивает соответствующее объявление на дверях молитвенных зданий храмов.
Если по прошествии недели со времени последней публикации не поступит заявлений о желании взять на указанных основаниях имущество, местный Совет рабочих и крестьянских депутатов сообщает о сем Народному комиссариату просвещения. В своем сообщении Совет рабочих и крестьянских депутатов указывает время постройки молитвенного дома, его ценностей в хозяйственном, историческом и художественном отношениях, цели, для которых предполагается использовать здание, и иные свои соображения по этому поводу. По получении от Народного комиссариата просвещения ответа Совет рабочих и крестьянских депутатов приводит в исполнение предложения Народного комиссариата просвещения, а в случае отсутствия таковых, свои по этому поводу предположения.
Находящиеся в вышеуказанных, не использованных для религиозных целей зданиях предметы, так называемые священные, могут быть переданы или группе лиц соответствующего вероисповедания на основаниях, указанных в ст. Сооружение новых храмов и молитвенных домов допускается беспрепятственно с соблюдением общих для возведения сооружений техническо-строительных правил. Смета и план строения утверждаются архитектурной комиссией местного Совета рабочих и крестьянских депутатов.
Окончание постройки гарантируется строителями внесением в депозит Государственного казначейства известной устанавливаемой Советом рабочих и крестьянских депутатов суммы, выдаваемой на производство постройки по мере надобности. Передача в пользование построенного храма совершается в порядке ст. О прочих имуществах 16.
Не предназначенные специально для богослужебных целей имущества церковных и религиозных обществ, а также бывших вероисповедных ведомств, как то: дома, земли, угодья, фабрики, свечные и другие заводы, рыбные промыслы, подворья, гостиницы, капиталы и все вообще доходные имущества, в чем бы они ни заключались, не взятые до настоящего времени в ведение советских установлений, незамедлительно отбираются от означенных обществ и бывших ведомств. Местные Советы рабочих и крестьянских депутатов предъявляют требование к представителям бывших вероисповедных ведомств и отделениям Народного банка, сберегательным кассам и лицам, в чьем фактическом обладании находится подлежащее национализации имущество, о сообщении ими под страхом уголовной ответственности в двухнедельный срок сведений обо всех принадлежащих местным вероисповедным организациям, либо бывшим ведомствам имуществах. Полученные сведения подлежат фактической проверке уполномоченными на то Советом рабочих и крестьянских депутатов лицами, и о результатах проверки составляется протокол, который приобщается вместе с описью к особому делу об имуществах бывших вероисповедных ведомств и церковных или религиозных обществ.
К этому же делу надлежит приобщить все относящиеся к этим имуществам бумаги и документы. Копию описи, представленной Совету рабочих и крестьянских депутатов и фактически проверенной им, Совет рабочих и крестьянских депутатов препровождает в народные комиссариаты просвещения и государственного контроля. Обнаруженные наличные капиталы бывших вероисповедных ведомств и церковных или религиозных обществ, каких бы наименований эти капиталы ни были и где бы они ни находились, должны быть приняты Советами рабочих и крестьянских депутатов в двухнедельный срок.
Местный Совет рабочих и крестьянских депутатов, в случае нужды, по своему усмотрению может оставить в распоряжении группы лиц, заключившей соглашение, указанное в ст. Капиталы бывших вероисповедных ведомств и церковных или религиозных обществ, находящиеся у частных лиц или организаций, подлежат истребованию от них в двухнедельный срок. Держатели вышеуказанных капиталов, но не исполнившие требования о передаче в срок находящихся у них означенных капиталов, подлежат уголовной и гражданской ответственности, как за их растрату.
Полученные капиталы должны быть сданы Советом рабочих и крестьянских депутатов в местное казначейство не позднее, чем в трехдневный срок со дня получения, для зачисления в доход Республики, причем квитанции о взносе этих капиталов должны быть приобщены к подлежащему делу. Совет рабочих и крестьянских депутатов немедленно уведомляет народные комиссариаты просвещения и государственного контроля об означенных суммах. Если церковные или религиозные общества имеют капиталы в сберегательных кассах или в отделениях Народного банка, то книжки сберегательных касс и соответствующие банковские документы по первому требованию Совета рабочих и крестьянских депутатов должны быть представлены их держателями; эти документы, по совершению на них отметки об их аннулировании, приобщаются к соответствующему делу, а подлежащим сберегательным кассам и отделениям Народного банка Совет рабочих и крестьянских депутатов сообщает о немедленном перечислении этих капиталов в доход казны.
Об этом также уведомляются народные комиссариаты просвещения и государственного контроля. За всякое незакономерное пользование имуществом, принадлежащим Республике, или за умышленную порчу его виновные в том лица подлежат уголовной ответственности.
В 1830 г. Петербургская академия наук выступила с предложением о введении в России нового стиля, Бывший в то время министром народного просвещения князь К.
Ливен отрицательно отнесся к этому и в своем докладе царю Николаю I представил реформу календаря как дело «несвоевременное, недолжное, могущее произвести нежелательные волнения и смущения умов». Он указывал, что «выгоды от перемены календаря весьма маловажны, почти ничтожны, а неудобства и затруднения неизбежны и велики». После получения такого «доклада» царь написал на нем: «Замечания князя Ливена совершенно справедливы». В 1899 г.
Она предложила ввести в России не григорианский календарь, а более точный, основанный на проекте И. Несмотря на исключительно активную роль в этой комиссии великого русского ученого Д.
Совет Народных Комиссаров принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Этот декрет был подписан В. Лениным и опубликован 25 января 1918 года. Он начинался словами: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь».
Так как к этому времени разница между старым и новым стилями составляла 13 дней, то декрет предписывал после 31 января 1918 г. Этим же декретом предписывалось до 1 июля 1918 г. Именно этим резким переходом объясняется тот факт, что с 1 по 13 февраля в стране не произошло ни одного события — никто не родился, не крестился, не женился, не умер. Все просто — в российском календаре этих дней просто нет.
Если мы допустим террор в отношении большевиков, то это будет преступление, которое нам не простят наши потомки… Это безумие». С утра на улицах Петрограда собирались группы народа. Были эти группы неопределённы по своему составу: чиновники, рабочие, студенты и просто обыватели и интеллигенты. Собирались вяло. Немного робко. Без энтузиазма, сколь-нибудь заметного. Не чувствовалось во всяком случае гнева народного. Недовольство было пассивное и злое. На Рижском проспекте я встретил демонстрацию рабочих Экспедиции. Много мужчин. Немало женщин. Даже несколько детей. Растянулись они тонкой цепью и с пением нескладным революционных песен шли по направлению к Технологическому Институту. Впереди несли несколько флагов. Флаги были красные, с надписями известными: «Да здравствует Всероссийское Учредительное Собрание! Я присоединился к манифестации, вмешавшись в их среду. Разговоры манифестантов были невесёлые, ибо знали они, что вооружённая демонстрация отменена: «Идём, точно бараны. Всё равно разгонят эти подлецы большевики». По пути к манифестации присоединялись небольшие группы рабочих и обывателей. Некоторые из них были со значками: организованные манифестанты. Другие — просто обыватели, нерешительно жались по бокам манифестации, словно оставляя себе пути отступления открытыми. Десятки тысяч демонстрантов и просто любопытных [последние и здесь преобладали] непроходимой массой заполнили часть Невского и начало Литейного проспекта. Но все попытки толпы пройти по Литейному проспекту были неудачны. Они разбивались о вооружённое сопротивление красных патрулей. Громче и сильней раздавался рокот толпы. Постепенно, медленно, минута за минутой рождался гнев народный. Тот самый гнев, который разрушает троны, свергает правительства, создаёт новые формы. Всё смущённее чувствуют себя красные матросы, постепенно отодвигаясь под натиском толпы вглубь по Литейному проспекту. На Пантелеймоновской улице, прорвав тонкую цепь красноармейцев, демонстранты — в числе их было немало выборжцев-рабочих — густою лавиной заполнили проспект. Раздались выстрелы. Недружные и немногочисленные. Испуганная, взволнованная толпа побежала обратно, оставив на панели и на мостовой несколько раненых и убитых. Снова качнулась толпа. Застонала возмущённая. И люди точками различными кинулись вперёд, точно покатились, перегоняя друг друга, выкрикивая слова незнакомые, близкие: «Дол…ой… Боль… шевиков… Бей… Да здра…» Где-то затрещал пулемёт.
Как это было в январе 1918-го
Восстание началось в 3 часа ночи 16 (29) января 1918 года выступлением на заводе «Арсенал». 15 января 1918 года Совет народных комиссаров РСФСР во главе с Лениным издал декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии «из наиболее сознательных и организованных элементовъ трудящихся классовъ». В ночь на 15 января в гостинице «Петроград» (Казанский переулок № 26) на кухне вспыхнул пожар, который прибывшей центральной пожарной командой был быстро ликвидирован.
Этот день в истории: 1918 год — Россия перешла на григорианский календарь
В потолок ввинчена лампочка. Сбоку маленькое пианино. Сзади — фон оранжевой стены. Уже столики окружились людьми, когда резко вошел Маяковский.
Перекинулся словами с кассиршей и быстро направился внутрь. Белая рубашка, серый пиджак, на затылок оттянута кепка. Короткими кивками он здоровался с присутствующими.
Двигался решительно и упруго. Едва успел я окликнуть его, как он подхватил меня на руки. Донес меня до эстрады и швырнул на некрашеный пол.
И тотчас объявил фамилию и что я прочитаю стихи. Так я начал работать в кафе. В тот же вечер Бурлюк и Маяковский назначили мне постоянную плату.
Его предводитель атаман А. Каледин, убедившись в безнадежности остановить революцию, заявил на заседании своего правительства: «Положение наше безнадежно. Население не только нас не поддерживает, но настроено к нам враждебно. Сил у нас нет, и сопротивление бесполезно». Он сложил с себя полномочия войскового атамана и в тот же день, 29 января 1918 г. Тем самым на планах внутренней контрреволюции — перечеркнуть Октябрь — была поставлена многозначительная точка.
К весне 1918 г. Многие в стане противников большевиков понимали, что придется поплатиться национальным суверенитетом. Но они шли на предательство сознательно. Союзники встречали контрреволюционеров с распростертыми объятиями, так как не менее их стремились свергнуть власть Советов. Созданные весной 1918 г. Ободренная обещанием и финансовой поддержкой союзных послов, пятая колонна в лице указанных центров и «союзов» не сидит сложа руки, а на полученные деньги спешно вербует офицерство, создает военные организации с целью проложить дорогу интервентам. Как это делалось, желающие могут узнать, например, из брошюры Б.
Савинкова «Борьба с большевизмом». В ней он рассказывает, как готовил известные мятежи в Ярославле, Рыбинске и других поволжских городах по указанию французского посла Нуланса. О планах действий подпольных формирований поведал в своих воспоминаниях глава «Союза возрождения» народный социалист В. Мякотин: «Предполагалось в определенный, заранее выбранный момент перебросить все силы этих военных организаций в район, близкий к тому месту, где союзники могли бы высадить свои войска, и тогда поднять в этом районе восстание, провозгласить новую власть и начать набор армии, которая могла бы действовать совместно с союзниками» Мельгунов С. Чайковский в годы гражданской войны».
То есть тогдашние богачи защищали свои классовые интересы. Во-вторых, почему из 150 тысяч солдат находившихся под формальным управлением Центральной Рады большинство отказались её защищать? Ответ очевиден — потому, что она не выражала интересов народа. В — третьих, почему столь малозначительный бой, получил столь широкий резонанс? Тут ответов несколько — под Крутами погибло несколько родственников влиятельных членов Центральной Рады. И это при том, что верхушка рады позорно сбежала из Киева. Понятно, когда вернулись в обозе немецких войск, надо было устроить, как сейчас принято говорить, пиар-акцию, чтобы отвлечь внимание людей от своего подлого поступка. Грушевский с Петлюрой, как и нынешние их последователи, любили пышные акции. Несчастным юношам устроили роскошные похороны, правда, хоронили 27 юношей, хотя гробов заказали на 200. Несколько человек похоронены в других местах, но в любом случае цифра погибших завышена на порядок. Возникает вопрос — почему те, кто заказывали эти гробы, сами не знали количества погибших? Специалисты отвечают, что произошло это из-за «очковтирательства» командиров, руководивших так называемым боем под Крутами. Они, после того, как были разбиты, в своих отчётах сильно завысили число погибших, чтоб не указывать, что битвы, по сути, не было. Внезапно обстреляв идущих с песнями красногвардейцев, «герои Крут» быстро ретировались, не выдержав организованной атаки. В донесениях начальству, те, кто руководил боем, завысили число погибших, чтоб не описывать, своего позорного бегства. Мол, был упорный бой, и мы бились до последнего. Не было такого. Большинство защитников Крут отступили, а те, кто погибли, просто заблудились и вышли прямо на красногвардейцев, которые ещё не успели остыть от того, что студенты из засады убили их друзей. Завязалась стычка, причём тех, кто выжил, победители отправили в госпиталь. А, если добавить, что начальство студентов сбежало в поезде, оставив их на поле боя, да ещё в спешке увезло с собой боеприпасы, то становится понятным, что только сильно уязвлённые люди смогут делать праздник из такого постыдного поражения. В истории украинских националистов нет побед, вот и приходится им выкручиваться, создавая мифологию несуществующих подвигов. Это при том, что сами участники боя приводили его, как образец неумения руководства националистической Украины организовать свои силы. Да и добровольцами защитников Крут можно назвать с очень большой натяжкой. Их, по сути, поставили перед выбором, либо записаться в «добровольцы», либо исключение из студенческого братства. Другое дело, что те, кто защищал станцию «Круты», помогали националистам в Киеве убивать рабочих «Арсенала», восставших против незаконной, нелегитимной, не пользующейся доверием людей Центральной Рады. Которая, как и все без исключения правительства националистов, умела держаться только на иностранных штыках. Кстати, под Крутами Центральную Раду защищали не столько местные студенты, сколько выходцы из Австро-Венгрии. Пленных австро-венгерской армии, из числа галичан, сражавшихся против русских войск в годы Первой мировой, Грушевский приказал зачислить в высшие учебные заведения. Часть из этих новоявленных студентов и защищала Круты. Рабочих «Арсенала» тоже расстреливали, в основном, бывшие пленные австро-венгерской армии. Желающие могут об этом прочесть в биографиях Е. Коновальца и А. Мельника, которые были взяты в плен в составе австро-венгерских войск, потом проливали кровь украинских рабочих и закончили тем, что создали ОУН, которая пошла на службу к фашистам. Вот такие они — «герои» националистов. Кстати, один из руководителей боя под Крутами, Аверкий Гончаренко, тоже пошёл на службу к фашистам, записавшись в дивизию СС «Галичина». Возвращение защитников Крут в Киев как нельзя лучше показывает, что народ не сочувствовал националистам. Возвращались они через Дарницу, которая была тогда небольшим рабочим посёлком под Киевом. Возвращались, крадучись, так как жители Дарницы поддерживали большевиков. Вот так труженики Украины относились тогда к националистам. То есть, защитники станции «Круты» пошли против воли народа Украины.
Докладная записка военного руководителя Высшего Военного Совета М. Заверенная копия. Приказ командующего Псковскими отрядами И. Доклад сотрудника отдела формирования и обучения войск Всероссийской Коллегии по формированию Красной Армии В. Докладная записка агитатора — организатора Г. Письмо крестьян с.