Новости язык обезьян

Однако в предыдущих исследованиях не учитывались значения жестов у каждого конкретного вида обезьян.

Языки обезьян и людей похожи. Вот о чем говорит новое исследование

Новый шаг к пониманию языка обезьян Более 5500 участников попросили просмотреть 20 коротких видеороликов с жестами обезьян и выбрать значение жеста из четырёх возможных ответов.
Горилла заговорила? Чем кончились попытки научить обезьян человеческой речи | Аргументы и Факты жесты Новости России и мира обезьяны общение человек.
Шотландские ученые расшифровали язык обезьян Описать ранее неизвестный язык приматов помогли 5000 записей вокала обезьян.

Обезьяны придумали язык, состоящий из 6 слов

Жестами она показывала: «Мне грустно, грустно, грустно». Легендарная шимпанзе Уошо: «Я человек! Для чистоты эксперимента учителями выступали сами глухонемые люди. Но обезьяна привыкала общаться с ними и чувствовать себя частью человеческого сообщества. Ее семьей и друзьями были только люди, у которых она училась. А потом эта обезьяна видела других животных. И ее реакция была очень интересной. Например, еще «пионер обучения» - шимпанзе Уошо - сразу показала жестами: «Это черные животные». А на вопрос, кем она считает себя, заявила: «Я человек!

Наблюдая за зелёными обезьяна более 10 лет, учёные ни разу не слышали от них звука, подобного тому, что они издали при виде «орла». Однако он был идентичен сигналу их сородичей.

Проведя второй эксперимент, но уже только со звуком, учёные получили тот же результат, что говорит о несомненной эволюции языка приматов.

Так что поживём — увидим. Например, опыты Э. Мензела и некоторые наблюдения Дж. Гудолл, С. Сэвидж-Рамбо и С.

Новосёловой показывают, что шимпанзе и бонобо могут донести до сородичей кое-какую информацию. У Мензела шимпанзе как-то сообщали другим, где находится тайник с лакомством по крайней мере, проинформированные сородичи шли сразу куда надо и иногда даже обгоняли сообщавшего , бонобо Панбаниша «рассказала» другим обезьянам о том, что в некотором участке леса «страшно» она, гуляя там вместе с С. Сэвидж-Рамбо, увидела там крупного хищника из семейства кошачьих — что она в точности «сказала», неизвестно, но другие обезьяны, когда им в очередной раз дали возможность погулять, именно в этом участке леса продемонстрировали признаки испуга. Подобный же «рассказ о пережитом» наблюдала и С. Новосёлова — этот эпизод подробно описан в книге Зориной и Смирновой. Если удастся перевести такого рода «сообщения» в понятную для человека форму, вероятно, мы узнаем о коммуникативной системе обезьян много неожиданного. Зорина: Ваш вопрос можно истолковать двояко.

Первый вариант: возможно имеется в виду выяснить, все ли возможности экспериментального изучения этого вопроса исчерпаны, или же можно ожидать, что удастся выявить еще какие-то стороны «языкового» поведения обезьян? Думаю, что есть еще ряд вопросов, которые можно задать обезьянам, но пока еще трудно подобрать соответствующую форму эксперимента. Например, интересно было бы проверить отрывочные наблюдения, которые свидетельствуют, что обезьяны понимают условные предложения Зорина, 2008. Но для этого надо придумать соответствующую методику. Остается также открытым вопрос о том, насколько они могут представлять себе будущие действия и «говорить» о них. Для этого тоже нужна особая форма эксперимента. Второй вариант: если Вас интересует уровень языка, который обнаруживают обезьяны в первые 10 лет жизни, это, по-видимому, предел их возможностей, ничего похожего на «языковой взрыв» у них не происходит, и в следующие 20-30 лет их «язык» остается на прежнем уровне.

Зорина: Как принято говорить, «хороший вопрос», и вполне естественно, что он возникает. Естественная коммуникация бонобо и других человекообразных обезьян в целом по своему уровню не отличается от других позвоночных. Она основана на определенном наборе генетически запрограммированных видоспецифических сигналов, каждый сигнал отражает внутреннее эмоциональное состояние особи в данный момент «ЗДЕСЬ» и «СЕЙЧАС» , хотя некоторыми элементами пластичности эта система обладает см. Зорина и др. Раздел 5. На сегодняшний день нет мне неизвестно данных о том, что у них существует «символьно-абстрактная естественная коммуникация», но начинают появляться данные о некоторых ее зачатках. Могу привести только отрывок из нашей книги «Основы этологии и генетики поведения» Зорина, Полетаева, Резникова, 1999, 2002: «Некоторые особенности естественного языка шимпанзе Сколь бы убедительны ни были данные о способности шимпанзе к усвоению и пониманию синтаксиса языков-посредников, их значение несомненно возрастет, если бы в их естественном поведении удалось обнаружить какие-то черты, соответствующие данным, полученным в лаборатории.

Для этого необходимо выяснить, например, используются ли в естественном языке шимпанзе специфические ряды звуковых элементов, которые меняют свой смысл в зависимости от того, в каком порядке эти элементы следуют друг за другом. Такой факт свидетельствовал бы, что они организованы в соответствии с неким "естественным синтаксисом". Исследования этого аспекта коммуникации приматов оказались достаточно плодотворными. Показано, что разная комбинация одних и тех же элементов обеспечивает различия между криками самцов и самок у тамаринов. У гиббонов репертуар богаче и может быть дифференцирован более тонко. Так называемые "долгие крики" сигнализируют не только о присутствии обезьяны и ее местонахождении, но также об их поле, ранге и "семейном положении" Cowlishaw, 1992. В репертуаре обоих видов шимпанзе и обыкновенного, и карликового или бонобо также существуют "долгие крики".

Важную роль в общении приматов играют "дуэты" - координированные крики, когда обезьяны взаимодействуют, подстраиваясь под голоса друг друга. У гиббонов дуеты устойчивы и однообразны. Половые различия, похоже, генетически запрограммированы. Отдельные самцы, как оказалось, кричат по-разному в зависимости от того, с какими партнерами они взаимодействуют. Это приводит с одной стороны к индивидуальному разнообразию, но с другой - к унификации криков членов данной группы. Индивидуальный репертуар каждого самца содержит много вариантов криков, которые усваиваются благодаря подражанию сородичам. Как считают авторы, это свойство отличает язык шимпанзе от обычных коммуникативных систем животных.

На основе этих данных высказано предположение, что естественная коммуникативная система шимпанзе может рассматриваться как промежуточная между обычными для животных и языком человека.

Шимпанзе выстраивают свою «речь» отдельными звуками: это лай, крик, рев, хрип и другие возгласы. Каждый звук приматы могут произносить отдельно, или издавать их последовательно, формируя целую фразу. При появлении человека они всегда издают одну комбинацию: уханье-уханье-крик.

И затем начинаются вариации.

Учёные поняли происхождение языка обезьян

user: Уровень «языка» обезьян уже достиг своего предела в опытах или же можно ожидать чего-то ещё? Ученые открыли язык обезьян. Результаты новой научной работы были опубликованы в журнале Communications Biology. Благодаря генетическим кодам, заложенным в ДНК, человек может понять язык обезьян, не вступая в речевую связь.

Феномен «говорящих» обезьян

Согласно выводам, сделанным в статье « Kanzi, evolution and language » Канзи, эволюция и язык , языковой способностью мог обладать последний общий предок человека, шимпанзе и бонобо, но лишь у человека эта способность оказалась важной с эволюционной точки зрения. Здесь важно упомянуть, что Канзи общался высказываниями и предложениями не только с людьми, но и со своими сестрами, в особенности с Панбанишей. Примеры таких эпизодов, в которых фигурировали как вокализации, издаваемые самими бонобо, так и обращение к клавиатуре с лексиграммами: Канзи - Панбанише. Экспериментатор варил яйца, и Канзи мог наблюдать за этим из своей спальной клетки, которая была расположена первой в ряду таких спален. Панбаниша была в третьей клетке, и не могла видеть, что готовит экспериментатор. Первый экспериментатор попросил Канзи, чтобы тот при помощи клавиатуры сообщил Панбанише: яйца вот-вот будут готовы. Канзи обратился к Панбанише голосом. Панбаниша, в это время уже на протяжении около 5 минут поглаживавшая другого экспериментатора, прекратила это занятие, подошла к клавиатуре с лексиграммами и попросила «яйцо». Панбаниша — Канзи: Панбанише показали мешочек арахиса и попросили передать Канзи, что она видела.

Она издала очень тихий звук. Канзи немедленно ей ответил и набрал на клавиатуре лексиграмму «арахис». Язык или просто коммуникация? Все вышеизложенное позволяет сформулировать принципиальный вопрос о том, что же демонстрируют все подобные опыты: настоящий язык или только коммуникацию? Исследования с участием Канзи вызвали резкую критику в научном сообществе, в частности, со стороны Стивена Пинкера , автора книг «Язык как инстинкт» и «Чистый Лист». Он сказал, что Канзи своими навыками «напоминает ему медведей из московского цирка, которых научили кататься на одноколесном велосипеде». По мнению Пинкера, Канзи изучил элементы человеческой коммуникации, освоив клавиатуру с лексиграммами, но языковой эту способность назвать нельзя. Пинкер в частности, указывает, что «Чтобы насчитать сотни слов обезьяньего словаря, исследователи также «переводили» указующее движение шимпанзе как жест «ты», объятия как знак «обнимать»; подбирание чего-либо с пола, щекотание и поцелуи как знаки «подбирать», щекотать и «целоваться».

Зачастую одно и то же движение шимпанзе истолковывали как разные «слова», в зависимости от того, каким, по мнению наблюдателей, могло быть соответствующее слово в данном контексте. В том эксперименте, где шимпанзе общались с компьютером, клавиша, которую шимпанзе должен был нажать, чтобы включить компьютер, была переведена как слово «пожалуйста». В диссертации , защищенной в университете штата Айова, однако, указано, что способности взрослого Канзи никак нельзя свести к дрессировке. Отмечается, что бонобо как вид в целом склонны к активной коммуникации в группе, поэтому Канзи мог изучать и систему лексиграмм, и английский язык как «второй» и «третий» иностранный. Учитывая вышеупомянутое замечание о том, что Канзи занимался изучением лексиграмм с самого юного возраста, а также рос одновременно в человеческом социуме и социуме бонобо, его развитие скорее можно сравнить с развитием ребенка-билингва. При этом Канзи употребляет несколько сотен слов , а понимает до трех тысяч, сочетая использование лексиграмм и английского жестового языка. Он достиг таких успехов в изучении языка во многом потому, что это занятие было ему интересно, и напоминало скорее игру, чем учебу. Также лингвистические занятия Канзи не имели практического значения в качестве средства для выживания.

В данном контексте интересно отметить, что Канзи не заинтересовался изготовлением орудий труда. Но он заинтересовался разведением огня и поджариванием пищи — Сью Рамбо рассказывает, что Канзи увидел процесс разжигания огня по телевизору и попросил, чтобы его этому научили. Недаром так известна фотография, на которой Канзи шурует палочкой в костре: Не менее интересно посмотреть небольшое видео, демонстрирующее, что Канзи умеет обращаться с зажигалкой и подкидывать в костер дровишки: Другая знаковая фотография демонстрирует, с каким удовольствием Канзи выдувает мыльные пузыри: При всей кажущейся невинности и несерьезности эта игра доказывает, что Канзи, в противовес общепринятому мнению, умеет контролировать напор выдуваемого воздуха — что является одним из важнейших условий для членораздельного голосового общения. Вернемся, однако, к вопросу изготовления орудий труда. Известно, что обычные шимпанзе достигают в этом такого мастерства, что выдвигается предположение, будто каменный век у них длится уже не менее 4000 лет.

Обнаружено: шимпанзе не только связывали конкретные звуки с соответствующими значениями, но и понимали порядок слов и реагировали соответствующим образом в зависимости от того, какой звук был первым в последовательности.

Ранее было замечено, что шимпанзе издавали два различных звука при виде змей и других опасностей в дикой природе. На первом этапе розыгрыша с фальшивой змеей ученые разместили поддельных змей рядом с шимпанзе. Пугая поддельной змеей, исследователи включали записи как «waa-barks», так и «alarm-huus». Так, шимпанзе реагировали сильнее, когда за «waa-barks» следовал «alarm-huus».

Таким способом приматологи соотнесли 33 различных жеста бонобо с вариантами их предполагаемого смысла. Смысл каждого конкретного жеста бонобо соотнесли со значением аналогичного по внешнему виду сигнала у шимпанзе. Так выяснилось, что все жесты, встречающиеся у обоих видов, имеют как минимум одну общую расшифровку. В ряде случаев значения сигналов шимпанзе и бонобо полностью совпадают.

Подписка Отписаться можно в любой момент. Планета говорящих обезьян: Как люди учили и почему обезьяны научились говорить. Много веков человечество было уверено, что звери говорят на своих звериных языках в точности так, как люди. Потом засомневалось. А потом начали попытки научить зверей говорить по-человечески. Собаки, кошки, мартышки… Но преуспели только человекообразные обезьяны. И это многому научило людей.

Пока опыт за опытом, в ходе которого обезьяны должны были учиться произносить слова, проваливались, всё выглядело ожидаемо. Осмысленная речь — признак разума, а человеку было бы немного неуютно обнаружить, что превосходство его как исключительно разумного вида сомнительно. Но, осмысляя один из провальных экспериментов, с обучением шимпанзе Вики, исследователи вдруг поняли, что сконцентрировались на её способности к устной речи и совсем не обращали внимания на то, что она отлично выражала свои чувства и желания жестами, а порой и картинками. Вики любила кататься на автомобиле и приносила вырванные из журналов изображения машин, когда хотела попросить её покатать. Голосовой аппарат шимпанзе мало подходил для речи, но ведь человек тоже не всегда разговаривает голосом. Веками люди использовали жестовый язык, как вспомогательный например, индейцы Северной Америки или как основной люди с немотой. Среди обезьян, которых пытались научить устной речи, был орангутан.

Если голосовой аппарат обезьяны не приспособлен к устной речи, оставалось выяснить, хватит ли мощностей её мозга на жестовую и письменную речь и насколько эта речь будет «человеческой», с пониманием структуры предложения, иносказаний, времён. Обезьяны, которые смогли говорить руками Первой обезьяной, выучившей жестовый язык, была шимпанзе по имени Уошо. При обучении она как наблюдала за людьми, говорящими на жестовую языке, так и получала объяснения, как показать то или иное слово. Усвоив около триста пятидесяти знаков, Уошо непринуждённо общалась на все интересующие её темы. В основном, конечно, это были еда и игры. Уошо учит новое слово. Очень скоро выяснилось, что Уошо способна к иносказаниям.

Ученые расшифровали язык жестов обезьян

Язык обезьян стал жертвой американского синдрома: когда СМИ выхватывают и радостно громят явление, заслуживающее, напротив, внимательного изучения. Команда исследователей во главе с профессором Джулией Фишер в результате наблюдений за обезьянами сделали выводы, что эти животные изучают «новый язык» для предупреждения. Первой обезьяной, которую обучали искусственному языку «йеркишу» была двухлетняя шимпанзе Лана. Предки мартышек Кэмпбелла и людей разделились около 30 миллионов лет назад. Успешность эксперимента спровоцировало дальнейшее изучение обезьян, говорящих на языке жестов.

Обезьяны придумали язык, состоящий из 6 слов

В течение 9 месяцев обезьяна получала устные просьбы и правильно выполняла их в 74% случаев. Ученые надеются, что дальнейшие исследования языка обезьян помогут узнать больше и о происхождении языка у человека. Книга будет полезна специалистам в области зоологии и зоопсихологии, а также историкам науки и всем, кто интересуется вопросами изучения языка животных.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий