6 марта 1918 года — высадкой в Мурманске английского десанта с линкора «Глори» началась гражданская война и иностранная военная интервенция на Севере нашей страны.
Ограбили и забыли: как британцы пытались превратить Россию в свою колонию
Интервенты начали наступление на Архангельск, где в портовой части завязались упорные бои [35]. В ночь на 02 августа группа подпольщиков Союза возрождения под руководством Н. Чайковского при содействии белых офицеров Г. Чаплина , получив подтверждение прохождения кораблей союзников в устье Северной Двины , подняли Антибольшевистский переворот в Архангельске. Восставшие имели в распоряжении 500—600 штыков, а также набранные в соседних деревнях эсэрами отряды [40] [41] ; десант союзников составлял 1500; в распоряжении большевиков находилось 3000 штыков, что превышало число интервентов и повстанцев вместе взятых [42] , однако из-за слухов о готовящейся высадке 9-тысячного десантного корпуса советская власть начала подготовку к экстренной эвакуации из Архангельска.
Пользуясь этим, восставшие захватили городской центр и пригороды — Исакогорку и Бакарицу. Потапова и контр-адмирала Н. Викорста [43] [44] [45] [46]. Типографские рабочие наотрез отказались печатать последний номер «Архангельской правды» с призывом комитета РКП б оказать сопротивление врагу и потребовали выдачи долгов по зарплате и выплаты жалования на 2 недели вперёд.
Моряки района Соломбалы снарядили пароход в погоню за отходящими вверх по реке судами с руководителями большевистских учреждений [47] [48]. Большинство моряков флотилии при этом сохраняло пассивность и, по выражению большевиков, «спешило улепётнуть» [49]. Железнодорожники ст. Исакогорка организовали отряд во главе с меньшевиком Лошмановым и занялись отлавливанием спрятавшихся большевистских руководителей.
Представители квартальных комитетов Архангельска, организованных председателем Архангельского окружного суда С. Городецким, начали аресты представителей советской власти. Получив оружие и патроны, горожане поддержали восставших [50] [51]. В результате, когда к вечеру 2 августа союзный десант достиг Архангельска, город уже был в руках восставших.
Власть в городе взяли военные во главе с ротмистром А. Берсом — командиром Беломорского конно-горского полка собранном из частей бывшей « туземной дивизии ». В тот же день в городе было образовано белогвардейское правительство во главе с Н. Начала формироваться Северная армия под командованием каперанга Г.
Британский военачальник Фредерик Пуль в Архангельске. После захвата Архангельска контрразведывательный отдел штаба союзных сил и военно-регистрационная служба при штабе командующего русскими войсками Северной области начали аресты руководителей и служащих советских учреждений, членов комитетов бедноты, командиров и бойцов Красной армии [35]. Первое время, пока силы РККА на севере были дезорганизованы и недоукомплектованы, американские и английские войска начали постепенное продвижение вглубь Архангельской губернии. Наступление шло по трём основным направлениям: северодвинскому вдоль реки Северная Двина на Котлас и Вятку, чтобы соединиться с белогвардейскими частями, наступавшими с востока ; железнодорожному вдоль железной дороги Архангельск — Вологда, с захватом Шенкурска ; петрозаводскому вдоль железной дороги Мурманск — Петроград, где интервенты вышли на линию реки Онда — ст.
Сегежа [35]. Однако транспортные возможности на севере России были крайне ограничены. В итоге зоны контроля оказались исключительно вытянутыми, защищать фланги становилось всё сложнее, и РККА смогла остановить дальнейшее продвижение интервентов. Войска Красной армии оказались гораздо более организованными, чем предполагалось.
К примеру, когда 28 августа 1919 года британский шестой батальон военно-морского флота получил приказ выбить большевиков из посёлка Койкари , они понесли потери в 3 человека убитыми и 18 ранеными включая командира батальона из-за небрежно спланированной атаки. Неделей позже поражением закончилась очередная атака. Русский проводник завёл отряд в крайне неудобное для обороны место, где на них напали отряды красноармейцев, в итоге погибло два ротных и батальонный офицер по другим данным, в боях 8—9 сентября у Койкари и Уссуны погиб один офицер — капитан Ричард Бертон — и один сержант, остальные погибшие были рядовыми [52]. Узнав о том, что на следующий день вновь назначена атака на деревню, одна рота отказалась подчиняться приказам и отступила в союзное поселение.
В итоге 93 человека попали под военный трибунал, из них 13 были приговорены к смерти, остальные к значительным срокам тяжёлых работ. В 1919 году правительство под давлением некоторых парламентариев отменило смертные приговоры и снизило сроки наказания [53]. Продвижение по Северной Двине, Ваге, Пинеге, железной дороге[ править править код ] Пленные красноармейцы под присмотром американских военных, Архангельск. После взятия Архангельска была сформирована флотилия для действий на судоходных реках Северная Двина и Вага , состоящая из 11 мониторов , а также захваченных в городе тральщиков и канонерок.
Наступая вдоль Северной Двины, генерал Пуль надеялся к 20 августа захватить Котлас , а затем ударить на Вятку. Флотилия являлась основной силой интервентов, неоднократно помогая наземным войскам огнём своих пушек и отдельными десантами в тыл позициям красноармейцев. Кроме того, войска интервентов имели значительное преимущество в вооружении и артиллерии; пулемёты Льюиса были исключительно эффективны против красноармейцев, вооружённых в основном винтовками Мосина. Однако эти преимущества так и не смогли преодолеть всё усиливающуюся оборону Красной армии.
В короткие сроки сформированный речной флот красных, не имевший крупных судов, успешно противодействовал интервентам. Северо-Двинская флотилия под командованием заместителя председателя Архангельского губисполкома П. Виноградова к концу августа насчитывала несколько вооруженных пароходов и десантную роту. Уступая по количеству интервентам, она мужественно противодействовала врагу.
В боевом крещении 11 августа 1918 года пароходы «Мурман», «Могучий» и «Любимец» под командованием Виноградова спустились вниз по Северной Двине и атаковали сначала один, а потом сразу пять кораблей интервентов, получивших серьёзные повреждения. Экипаж тральщика «Т-15» под командованием военмора К. Калнина получил приказ вывести из военного порта в Соломбале баржи с имуществом, однако попал под пулемётный и орудийный огонь белогвардейцев. Комендоры «Т-15» смогли подавить несколько огневых точек врага, но к вражеским силам присоединились ещё два корабля.
Был тяжело ранен командир «Т-15» и убиты несколько матросов, а затем тральщик был потоплен [35]. Тем не менее бои в порту позволили вывести из Архангельска 50 пароходов и буксиров, а также баржи с военным имуществом, которые были оттранспортированы вверх по Северной Двине. Большевики Северного края организовали партизанскую борьбу с интервентами при помощи подкреплений из Петрограда и других мест в том числе специалистов-сапёров и подрывников. Были получены боеприпасы, военное имущество, бронепоезд от петроградских рабочих.
На месте было сформировано несколько добровольческих отрядов и проведена партийная мобилизация в РККА. Таким образом численность красных на Севере выросла за август вдвое, с 4 тыс. Они были объединены в 6-ю армию в составе Северного фронта. Северно-Двинскую флотилию возглавил К.
Пронский, а П. Виноградов принял на себя общее командование красными силами [35]. В итоге к осени 1918 года наступление интервентов остановилось, продвинувшись максимально до города Шенкурск на реке Вага и до устья Нижней Тоймы на Северной Двине и начали готовиться к наступающей зиме [54]. После того как 31 июля отряд интервентов под командованием полковника Кадберта Джона Мэси Торнхилла захватил Онегу , интервенты двинулись по железной дороге на станцию Обозерскую , но вынуждены были отступить.
В итоге вдоль железной дороги «Архангельск — Вологда» им удалось дойти и захватить лишь станцию Обозерская в Холмогорском уезде [55]. Интервенты не придавали особого значения делам на Пинеге. В октябре 1918 года пришедшие с верховий Пинеги красные вступили в Карпогоры в первый раз, но разбитые у Марьиной Горы, отступили в Верколу. Второй раз на Карпову Гору красные пошли в 20-х числах ноября 1918 года.
Красные вернули Карпогоры 5 декабря 1918 года. Интервенты и белые отступили к Труфановой Горе. Карпогоры почти на год получили советскую власть. В конце марта 1919 года Айронсайд предпринял большое наступление на Пинежском фронте от деревни Остров к Карпогорам, но у деревни Земцово отряд англичан и белых во главе с полковником Бортоном был остановлен и отступил.
В ноябре 1919 года началось отступление 2-й бригады из Карпогор, дезертирство местных красноармейцев, саботаж деревень, бой с мятежниками в Верколе, попытка белых с Вашки выйти в тыл, отступление к Шиднеме и Верхней Тойме. Развал красного фронта на Пинеге обернулся захватом белым отрядом капитана Н. Орлова Яренска и почти всей территории нынешней республики Коми. Красные вернулись в Карпогоры позднее падения других фронтов Северной области в феврале 1920 года [56].
Зима 1918 — лето 1919[ править править код ] Неожиданно для интервентов с наступлением морозов началась крупная контратака большевиков. За несколько недель войска союзников были отброшены вниз по реке Ваге и Северной Двине. Военнопленных начинают направлять в организованный 23 августа Мудьюгский лагерь для военнопленных. С окончанием Первой мировой войны остро стал вопрос о необходимости военного присутствия в России.
Задачи открытия восточного фронта были уже не актуальны, а воевать и погибать за белое движение были готовы далеко не все. Моральный дух в войсках интервентов упал, в течение зимы нередки были случаи дезертирства и диверсий. Пополнений не поступало. Увеличивалось количество тюрем и лагерей, всё чаще военные трибуналы приговаривали своих же соотечественников к смерти [58].
Не оправдались надежды на вербовку среди местного населения: воевать оно шло неохотно и в любой момент было готово перейти на сторону большевиков. Затем подразделения 6-й армии успешно теснили врага в районе Мезени , Пинеги и в низовье Ваги. К концу января главы союзных государств собрались на Парижской мирной конференции для поиска способа выйти из чужой им гражданской войны, сохранив при этом лицо. По инициативе Дж.
Ллойда и Вудро Вильсона всем противоборствующим сторонам было выдвинуто предложение о проведении круглого стола на Принцевых островах , однако попытка сорвалась из-за дружного отказа белых правительств идти на переговоры с большевиками [59] [60]. Провал переговоров, восстания в союзных частях и усиливавшиеся протесты против интервенции в своих же странах [61] вынудили руководство Антанты пойти на конкретные меры. В феврале американское руководство объявило о скорейшем выводе своих войск, а 4 марта британское правительство обозначило срок вывода своих войск до осени. То же относилось к иностранным войскам на других территориях России — Югу, Сибири, Закавказья [62].
После этого завершение интервенции стало вопросом времени. Тем не менее, к весне 1919 года войска интервентов сосредоточили на северодвинском направлении свыше 20 тыс. Используя новые подкрепления от белофиннов, интервенты смогли значительно продвинуться в сторону Петрозаводска , захватив Кяппесельгу, Лижму и, к началу августа — Кивач. Но на этом успехи интервентов закончились, успешная контратака при поддержке Онежской флотилии отбросила интервентов назад.
На Котласском направлении особых успехов достичь не удалось, несмотря на подкрепление из мониторов , отличных по тому времени кораблей, и активное использование авиации. Весной и летом 1919 года части 18-й советской стрелковой дивизии под командованием И. Уборевича при поддержке партизан и Северо-Двинской военной флотилии стабилизировали фронт по линии от ст. Емца на железной дороге Архангельск — Вологда до пристани Сельцо на реке Емца.
Период Гражданской войны был единственным в истории нашей страны, когда американцы успели похозяйничать на российской территории. Поводом к интервенции на север России войск стран Антанты стало подписание большевиками мирного договора с Германией, что позволило Берлину перебросить часть войск с Восточного фронта на Западный фронт, а также высадить десантные силы в Финляндии. В Лондоне и Париже обеспокоились возможным захватом германскими войсками стратегически важных портов Мурманск и Архангельск. Тем более, что в Архангельске находилось поставленное странами Антанты снаряжение. Высадка войск должна была обеспечить и свержение большевиков с последующим открытием нового фронта против Германии. Но это была лишь одна из причин интервенции. Политический хаос в России создавал чрезвычайно удобные условия для разделения страны на сферы влияния, вплоть до установления прямого контроля над наиболее интересными в военно-политическом или экономическом отношении территориями.
Мурманск как раз был очень интересен той же Англии — как крупнейший порт региона. Поскольку сами Англия и Франция не обладали в тот момент достаточным количеством сил для проведения интервенции, они обратились за помощью к США. Президент Вудро Вильсон с готовностью согласился помочь. Самое интересное, что интервенция войск Антанты на север России начиналась в форме союза большевиков и Антанты для защиты от немцев и белофинов. Народный комиссар по иностранным делам Лев Троцкий ответил, что такое предложение нужно поддержать и принять. Поэтому председатель Мурманского совета Алексей Юрьев уже 2 марта 1918 года заключил «словесное соглашение», фактически предоставившее англичанам, французам и американцам возможность хозяйничать на Мурманской земле. Первые два отряда английских морских пехотинцев высадились в Мурманске уже 6 марта 1918 года, а затем пришла очередь французов и американцев.
К лету 1918 г. С этого момента все приказы военного командования Великобритании, США и Франции становились обязательными к исполнению, запрещалось формирование отдельных русских воинских частей, в крайнем случае могли быть сформированы смешанные русско-иностранные части. Соглашение подписан представитель США капитан 1-го ранга Бергер, командир американского крейсера «Олимпия». Было принято решение расширить военное присутствие на севере России, отправив туда 6 английских, французских и итальянских батальонов и 3 американских батальона. В начале июля 1918 г. К Архангельску подошли 17 военных кораблей Антанты, высадившие 2 августа в город 9-тысячные войска. Архангельск оказался под контролем интервентов.
Подобное случилось с самолетом японских авиалиний, который удачно сел на лед где-то в Карелии. Потом его эвакуировали. Должен был лететь над нейтральными водами Тихого океана, но отклонился от курса более чем на 500 километров, вошел в закрытое воздушное пространство СССР. Наша сторона пришла к выводу, что это был разведывательный полет с целью провокации или получения информации.
Было зафиксировано, что рядом летали самолеты-разведчики НАТО, работали спутники. Там была организована комплексная разведывательная операция. По моему мнению, в самолете не было пассажиров. Водолазы потом находили паспорта, сложенные стопкой и перевязанные бечевкой.
Большого количества трупов обнаружить не удалось. На борту был только экипаж. Как говорит Владимир Александрович, в период с конца 80-х и в 90-е годы, когда российская сторона и НАТО плотно взаимодействовали, такие случаи были полностью исключены. И пуски ракет были — для того чтобы они поняли всю серьезность намерений.
Вспомнил Владимир Попов и первый таран на сверхзвуковом самолете. Это случилось 28 ноября 1973-го в небе над советско-иранской границей, в районе Муганской долины в Азербайджане. Иранский F-4 «Фантом» был не просто «заблудившимся» истребителем, а самолетом-шпионом, на котором вместо носового обтекателя был размещен специальный разведывательный модуль с четырьмя фотоаппаратами. Они выполняли задачу ЦРУ.
Там были облака, плохая погода, он вынужден был их на истребителе догонять, предупреждать. А с МиГ-21 тогда только что сняли авиационные пушки. У капитана Елисеева было две ракеты. Одну он пустил в качестве предупреждения, вдоль курса полета самолета, а вторую — уже на поражение.
Как и сейчас в оккупированных американцами странах, тогда, 100 лет назад, американские интервенты приступили к созданию лагерей на занятой ими территории Северной России. В тюрьмах и лагерях, созданных американцами, англичанами и французами, находились 52 тысячи жителей Европейского Севера. По решению военно-полевых судов было расстреляно 4 тыс. Условия содержания в лагерях были ужасающими, кормление очень плохим, а пытки и издевательства имели повсеместное распространение. Работать узников лагерей заставляли по 18-20 часов, поэтому каждый день умирали десятки русских людей. Еще более жестоко действовали американские оккупационные войска на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири. Только в Приамурье американцы уничтожили 25 сел, заподозрив их население в поддержке партизан. Начался централизованный вывоз с территорий, оккупированных интервентами, леса, пушнины, золота, других ценных товаров. Но если лес или золото вывозились эшелонами, под контролем командования, то рядовые солдаты и младшие офицеры промышляли банальным уголовным грабежом. Не являлись редкими случаи убийств, изнасилований, избиений местных жителей американскими военнослужащими.
Сохранились документальные сведения о тех пытках и издевательствах, которым перед убийством подвергали русских людей американские интервенты. Надо сказать, что они не отличались от зверств немецко-фашистских захватчиков спустя два с небольшим десятилетия. Например, партизана Н. Мясникова живьем порубили на куски, а жену партизана Е. Бойчука искололи штыками и утопили в помойной яме. Американцы не гнушались убивать подростков, детей, женщин, стариков, поджигать сельские дома и школы. Есть немало фотографий, которые сделали в то время сами американские солдаты, которые, очевидно, собирались затем хвастать своим пребыванием в далекой Сибири. Полковник американской армии Морроу даже вспоминал, что его солдаты не могли уснуть спокойно, не убив какого-нибудь русского. В один из дней американские солдаты под командованием Морроу расстреляли 1600 человек, доставленных в железнодорожных вагонах на станцию Андрияновка. Если в сельской местности американцы делали вид, что сражаются с партизанами, то в городах просто занимались уголовщиной, например — грабили прохожих, квартиры местных жителей.
Командование практически не могло, да и не хотело, контролировать беспредел американской солдатни.
Забытая оккупация, Американская интервенция в Россию (часть 1)
Новости. Сообщить новость. Пожалуй, ни одно событие из истории Кольского Заполярья не вызывает столько споров, сколько произошедшая в Мурманске 105 лет назад высадка английских моряков с крейсера «Глори». В конце июля 1918 г. Мурманский Совет встал перед выбором: или пойти против англичан с небольшими силами (заведомо обречёнными) и оказаться без намёка на власть, или уйти из-под власти Москвы, взяв курс против большевиков. Мурманский порт и Мурманская железная дорога были построены в 1916 году для поставок России военного снаряжения и материалов из стран Антанты, то есть из Британии и Франции.
Об "интервенции" союзников на Севере и об организации AРA
Высадка англичан в Мурманске. Пожалуй, ни одно событие из истории Кольского Заполярья не вызывает столько споров, сколько произошедшая в Мурманске 105 лет назад высадка английских моряков с крейсера «Глори». Высадка англичан в Мурманске. Немцы, заняв Ревель, высадили значительные силы генерала фон дер Гольца в Финляндии и угрожали оттуда захватить только что построенную Мурманскую железную дорогу. Первыми, опередив американцев, в России высадились англичане: 9 марта, они начали в Мурманске высадку десанта с крейсера "Глори".
Интервенция: зачем большевики пустили англичан в Мурманск
Тогда в Мурманске численность иностранных военных достигала 4,5 тысяч человек. Большинство из них были англичане. Общее командование союзными войсками в Заполярье было поручено британскому генералу Чарльзу Мейнарду. Английские военные пробудут на Крайнем Севере до 1919 года. Появление английского кладбища в Мурманске Согласно архивным данным, погибших и умерших английских солдат хоронили в Мурманске, в районе, где теперь находится улица Буркова. В 1930 году прах интервентов перенесли на окраину города, на Планерное поле, теперь здесь Рогозерская улица. С тех пор английское кладбище было заброшено, пока в августе 1991 года в Мурманск не приехали высопоставленные гости из Великобритании. Тогда отмечался 50-летний юбилей прибытия первого союзнического Арктического конвоя «Дервиш» в Россию во время Второй мировой войны. Эти англичане, в дань памяти своим землякам, отреставрировали кладбище: восстановили ограду, провели дорожки, обновили надгробные плиты.
Имена, оставшиеся в истории Заполярья Оформлен некрополь в британском стиле. Надгробия, изготовленные из бетона, представляют собой одинаковые скошенные кубы. На памятниках расположены гранитные таблички, на которых выгравированы имена погибших солдат. На английском кладбище 40 могил, все надгробия без портретов. На каждом указано имя погибшего, его звание. Некоторые могилы имеют эпитафии. Кроме того, там стоят три стелы, посвящённые английским военным Д. Стрэчену, В.
После разгрома, учиненного немцами всем известному каравану PQ-17, англичане на некоторое время прекратили проводку конвоев до Мурманска и Архангельска. Кроме прочего, у них уже начиналась подготовка к высадке в Северной Африке, которая требовала очень много сил и средств. Однако, просьбы Советского Союза заставили британское командование задуматься о проводке еще одного конвоя, последнего из серии PQ и последнего до завершения операции «Торч». Так как много головной боли англичанам доставляли немецкие надводные корабли, и особенно «Tirpitz», одной из важных задач стала попытка принятия каких-то контрмер. На подлодки англичане явно не рассчитывали, потому что они слабо проявили себя в июле 1942 г. Несмотря на советскую заявку о том, что К-21 попала во вражеский линкор и повредила его, англичане знали об истинном положении дел — уже в конце июля гитлеровский флагман выходил в море на учения на несколько дней. Стоит заметить, что в тот раз проводились учебные атаки на корабли торпедоносной авиации! Участвовали в них 20 Не-111 из KG 26. Английское командование также решило, что их единственной возможностью реально противодействовать немцам будет наличие в Заполярье мощного торпедоносного кулака.
С советской стороны надеяться было нечего, потому что в составе ВВС Северного флота на август 1942 г. Взять резервов на тот момент нашим было неоткуда. Все складывалось так, что англичанам самим надо было заиметь сколько-нибудь значительное число ударных самолетов в Мурманске. Летом 1942 г. Способов доставить самолеты на место было несколько, однако обстоятельства не оставляли альтернативы: они должны были перелетать своим ходом. Так и появилась на свет операция «Оратор» - перелет английских торпедоносцев из Шотландии в Мурманскую область. Дальность перелета составляла примерно 1000 морских миль 1850 км. Атака торпедоносца "Хэмден" 1943 г. Подготовка к перелету началась в августе, причем в качестве места промежуточной посадки решили использовать аэродром Африканда в районе Кандалакши.
Причин было несколько: частые утренние туманы в районе Мурманска во время прилета раннее утро , опасение того, что немцы могут бомбить Ваенгу, ну и просто тот факт, что Африканда ближе к Шетландским островам. Летчики получили карты, но разрешение на проведение аэрофотосъемки аэродромов, куда следовало лететь «хэмпденам», советские власти не дали. Так как наземный персонал не успевал прибыть вовремя, каждый торпедоносец в полет принимал на борт одного лишнего «пассажира» - таким образом можно было организовать какое-то минимальное обслуживание самолетов. В качестве отправной точки был выбран аэродром Самбург Sumburgh на Шетландских островах. Маршрут вел через Северное море, затем следовало быстро пересечь узкую полосу захваченной немцами Норвегии — в этом проблем не виделось. Также без проблем собирались использовать для пролета территорию нейтральной Швеции. Главная проблема заключалась в том, что достаточно большой участок приходился на Финляндию, мимо немецких аэродромов в Лапландии. В этом заключался главный риск если не принимать в расчет дальность перелета. Оба они были переведены в состав Берегового командования для переучивания на торпедоносцы в апреле 1942 г.
Конечно, сначала это были бомбардировщики, однако с 17 июля 1942 г. Первый вылет в таком качестве состоялся 27 июля. После этого с начала августа эскадрон занялся подготовкой к операции «Оратор». Он стал первым бомбардировочным австралийским подразделением на британской земле. С самого начала на вооружении тоже имелись бомбардировочные версии «хэмпденов». После переучивания австралийцы вошли в строй даже быстрее англичан — уже 5 июля 1942 г. До торпедных атак не дошло, но бой им пришлось выдержать. В атаках немецких истребителей легкие повреждения получили 4 самолета, два летчика имели легкие ранения. В ответ «антиподы» заявили повреждение одного Ме.
С немецкой стороны ни о потерях, ни о заявках на сбитые ничего неизвестно. Наконец, последний вылет состоялся 4 августа, когда 5 самолетов безуспешно искали цели около норвежских берегов. После этого 455-й эскадрон тоже занялся подготовкой к перелету в СССР. Выполнение задачи по операции «Оратор» началось поздним вечером 4 сентября 1942 г. Каждый эскадрон выделял для нее по 16 машин из 20, имевшихся в наличии в каждом подразделении. Все самолеты летели самостоятельно, радиосвязь на перелете исключалась по соображениям секретности. Для удобства, перелет будет рассматриваться отдельно для каждого эскадрона. Все время будет указано по Гринвичу. Последняя АЕ356 поднялась в небо в 20.
Любопытно, что и первая, и последняя машина до места назначения так и не добрались! АЕ310 по расчетам на 02. Сквозь пелену низких облаков пилот смог увидеть железную дорогу и последовал вдоль нее до берега моря. Далее они летели до острова, который опознали как Кильдин, подверглись обстрелу зениток. Ни выпускание шасси, ни отстрел ракет стрельбу не прекратили. Экипаж считал, что огонь по ним вели корабли из Кольского залива. Получив попадание в правое крыло, они упорно летели дальше, в конце концов, достигли полуострова Рыбачьего, и оттуда по ним тоже палили зенитки крупного калибра. Однако — что неудивительно — топлива у них уже не хватило. На последних каплях они облетели какую-то большую гору, в сплошной облачности чудом заметили город, опознанный как «Хибины» видимо Кировск и пошли на посадку в поле за ним.
Судя по координатам 67. Посадка была совершена в 06. Уничтожив секретные бумаги, экипаж выбрался наружу и был там встречен тремя детьми школьного возраста. Началось общение — после того, как «пришельцы» сообщили, что они «англиски». Дети взяли шоколад и сигареты, потом отвели трех летчиков в поле, где находились взрослые — без формы, но вооруженные. Радист и капрал пассажир из наземного персонала в это время продолжали дожигать секретные бумаги. После того, как англичане добрались до деревни, оттуда сделали большое количество телефонных звонков. Пока же летчики всех вокруг щедро угощали леденцами «Лайф Сэйверс» и сигаретами, прибыл какой-то важный чин в отчете он конечно же назван «комиссар» , но понять иностранцев не смог и уехал опять. Англичан тем временем покормили очень скудно, как они не преминули заметить и уложили спать, но стоило им только лечь в кровать — приехало сразу 5 офицеров советских ВВС!
Летчиков погрузили на грузовик и увезли на аэродром «Киросш» Кировск , где покормили еще раз и наконец уложили спать по-настоящему. Около самолета выставили караул из советских солдат. Как вспоминают англичане, все встреченные ими русские были очень дружелюбны, каждому не терпелось чем-то помочь. К сожалению, разговор хоть немного заладился только с одним местным учителем, знавшим иностранный язык. Утром 6 сентября англичане вернулись к самолету, чтобы снять патроны для ракетниц и фотокамеру, а также откопать зарытые рядом с самолетом аккумуляторы и кое-какую аппаратуру. К тому моменту на месте уже был наземный персонал 18-й группы RAF базировалась в Мурманске. Еще через сутки англичане сели на поезд в Апатитах, причем встретили там экипаж одного самолета 455-го эскадрона и флаинг-офицера Брукса, своего сослуживца. Правда, последний сразу покинул вагон, чтобы осмотреть АЕ310 на месте его падения. Позже, он вместе с советскими специалистами дал заключение, что самолет ремонтопригоден: повреждения ограничились оторванными бомболюками, разбитым носом и загнутыми пропеллерами и плюс та самая дыра от зениток в правом крыле.
Полное полетное время от Самбурга для этого самолета составило 10 ч 7 мин. К его судьбе мы еще вернемся позже.
К июлю в отряде насчитывалось около 300 бойцов88. Ахава, В. Лехтимяки, О. Легион нес охрану северного участка Мурманской железной дороги от нападения белофиннов89. Вопрос о судьбе северной Карелии обстоятельно обсуждался 16-21 мая 1918 г. Неурожай 1917 г. Уездный съезд решил, что хлеб должен отпускаться прежде всего населению карельских волостей Тунгудской, Летнеконецкой и Маслозерской , испытывавших острую нехватку продовольствия. Острую полемику на съезде вызвал вопрос о самоопределении Карелии.
Председатель Кемского совета А. Мосорин заметил: "Ведь отделись Карелия, ее займут финны, а мы знаем, что они делают в Ухте. Мы, поморы, от этого ничего не потеряем, но нам жаль карелов. Но теперь самоопределение - это гнет немцев". По его инициативе 3 августа 1918 г. Глава советской делегации В. Боровский выразил готовность к установлению добрососедства между странами. Финляндская делегация, поощряемая Германией, предъявила непомерные территориальные и имущественные требования к Советской России. Она настаивала на передаче Финляндии побережья Северного Ледовитого океана, включая Поморье и Кольский полуостров, а также значительной части Карелии до р. Кроме того, финны потребовали громадную контрибуцию, заявив, что Финляндия находится в состоянии войны с Советской Россией.
Никаких других территориальных уступок со стороны России быть не могло, российские войска нигде финляндскую границу не переходили. Столь же необоснованным воспринималось и требование финнами контрибуции.
Правда по какой-то причине остальные отбыли гораздо позже, в 20.
Один из самолетов ждала очень печальная судьба: вылетевший в 20. Весь его экипаж пилот — сержант Смарт в полном составе погиб — единственный случай среди всех 9 не долетевших самолетов. Еще двум машинам 455-го эскадрона тоже не удалось добраться до места назначения, но их экипажам повезло больше.
Неясно, почему они прибыли так поздно — в отчете об этом ни слова. Пилот пошел на вынужденную посадку, моторы остановились на высоте 30 м и «хэмпден» сел на опушке леса, посреди многочисленных пней. Место они определили как 5 миль западнее Кандалакши.
Экипаж, к счастью, не пострадал, а вот самолет восстановлению не подлежал. Пилот со штурманом отправились на поиски помощи, оставив остальных сторожить самолет. Достаточно быстро они встретили русских солдат и через полтора часа всех увезли на грузовике в какой-то военный лагерь.
Все вокруг были очень дружелюбны, тут же дали поесть. В конце концов, забрав с самолета все оборудование, какое смогли, австралийцы уехали на Африканду. Это их потом встретил в поезде едущий в Мурманск экипаж самолета АЕ310.
Захваченный немцами "Хэмпден" АТ109 У последнего пропавшего самолета 455-го эскадрона была, видимо, самая уникальная история. АТ109 тоже по какой-то причине задержался в полете и в 04. Как он туда попал и почему — покрыто мраком тайны.
Выживший штурман туманно вспоминает о жутких погодных условиях и плохих картах, которые завели их гораздо севернее, чем полагалось. Не сумев быстро опознать самолет, UJ-1105 открыл огонь — машина шла прямо на него. С «хэмпдена» выстрелили красную ракету, после чего он круто повернул налево.
И это был правильный сигнал! По крайней мере его посчитали таковым стоявшие в 1 и 2 км дальше UJ-1102 и -1111. Поэтому, они огня даже не открывали.
Не стреляли также и береговые батареи. Но с UJ-1105 сигнала не увидели. В общей сложности с охотника выпустили 1 снаряд калибра 88-мм, 15 снарядов 37-мм и 67 снарядов для 20-мм пушек.
UJ-1102 приблизился, намереваясь оказать помощь «случайно сбитому немецкому самолету», но при ближайшем рассмотрении понял, что перед ним противник! Летчики суетились рядом с «хэмпденом», поэтому охотник открыл огонь, дабы не дать им уничтожить ценный приз. Огонь корабли вели из 20-мм зениток.
Примерно в то же время показались немецкие солдаты с батареи «Киберг». Самолет был захвачен без особых повреждений. В нем немцы нашли данные по радиосвязи в советском Заполярье, позывные и кодовые имена для проводящихся конвоев.
Вряд ли они помогли им сильно в борьбе с этими конвоями, но все равно, приз был ценный. Попавший в плен экипаж включал кроме прочего сквадрон лидера Катанача — причем это был самый молодой среди командиров такого ранга в Береговом командовании. Ему исполнилось всего 20 лет!
Увы, плена он не пережил: участвовал в Большом побеге и, когда его поймали, он попал в число 50 казненных. Немецкий охотник за ПЛ UJ-1105 Остальные 13 машин 455-го эскадрона смогли добраться до советских аэродромов, причем тоже большая часть — до Африканды. Первым там сел как раз самолет с австралийским экипажем — AD743 прибыл в 02.
Но, как мы помним, этот самолет и взлетел самым первым из всех 32 машин. Следующий австралийский «хэмпден» прилетел только в 03. Из оставшейся парочки самолетов Р1287 в 04.
Австралийцев тоже заставили сесть два советских «харрикейна» - тихо и мирно, без стрельбы, после выстреливания опознавательных ракет. Наконец, Х3131 открыл для RAF аэродром Мурмаши, причем этот экипаж хлебнул приключений полной ложкой. После пересечения норвежского побережья они долго не могли определить свое место.
Только после этого удалось взять радиопеленги на Архангельск. Оказалось, что летят они севернее, чем нужно. Увы, Африканды все не было.
Тогда они повернули обратно и стали следовать за дорогой на север. Так австралийцы добрались до незнакомого аэродрома, с которого по ним открыли огонь, а сами они не могли понять, что за самолеты стоят на поле. Пришлось лететь дальше, до самого устья Колы, где по ним вышли в атаку 2 «аэрокобры».
К счастью, атака была сымитированной, без открытия огня. Здесь летчики не стали чудить, как экипаж АЕ356 — выстрелили опознавательный сигнал, выпустили шасси. Истребители вышли вперед и отвели «хэмпден» на Мурмаши, куда он сел в 05.
Подозрительные «осси» так до конца и не удостоверились, что сели с нужной стороны фронта, поэтому они дружно скушали все свои секретные бумаги и уничтожили журнал перелета. К счастью, бумаги были рисовые, поэтому никто не получил несварения желудка. Быстро определившись, наконец, с комендантом аэродрома, уже в 12.
Из самолетов, прибывших на Африканду, не все долетели гладко. Р2126 в 03. Этот же самолет позже пытались преследовать 3 истребителя, но здесь австралийцы тоже благоразумно приняли «позу покорности», выпустив шасси.
Видимо, они к тому времени уже лежали на нужном курсе для посадки на Африканду, поэтому истребители просто улетели. AD908 увидел вблизи Африканды 2 истребителя и вроде бы опознал их как «харрикейны», но на всякий случай все же уклонился от них. На этом описание перелета, в принципе, можно считать оконченным.
До места назначения — аэродрома Африканда — добралось 19 самолетов, то есть больше половины. Еще 2 сели в Мончегорске, по одному на Ваенгу-2 и Мурмаши. Итого: 23 «хэмпдена» достигли советских аэродромов, причем фактически все без каких-либо повреждений.
Потери составили 9 машин: 2 разбились в Швеции, 2 в Советском Союзе, 1 сбили советские истребители, 3 — истребители немецкие и 1 — немецкие корабли. Потери личного состава: 16 погибших, 13 пленных, 2 интернированных, итого 31 человек. Такие цифры стоит оценить как значительные, но, учитывая условия, в которых проводилась операция «Оратор», можно сказать, что все не так плохо.
В Заполярье удалось-таки создать более-менее мощный ударный отряд авиации, который вполне мог себя проявить в случае выхода немецких кораблей на бой с конвоем PQ-18. Увы, как известно, ничего такого немцы предпринимать не стали, решив, что с караваном они разберутся силами одной только авиации. Так что летчики из 144-го и 455-го эскадронов совершили только один вылет — 14 сентября все 23 «хэмпдена» поднимались в воздух для поиска кораблей в направлении Альта-фьорда.
При этом один самолет австралийцев AD977 был передан англичанам, чтобы выровнять диспропорцию по числу машин. Управлял им экипаж разбитого на вынужденной посадке АЕ310. В течение второй половины сентября и первой половины октября «хэмпдены» находились на аэродромах в готовности к вылетам, которые так и не состоялись.
Немецкие бомбежки вывели из строя еще двух «бойцов» - 27 сентября после прямого попадания бомб на Ваенге сгорели 2 английских машины.
Почему высадка союзников в Мурманске названа интервенцией. Один день в истории
Выжить удалось только пилоту пайлот-офицеру Эвансу и пассажиру механику Соверби. Они сдались шведской полиции, ненадолго интернированы и вскоре вернулись в Англию. Разобраться с ними достаточно трудно из-за отсутствия подробных немецких данных — главный массив информации, связанный с боевыми действиями в воздухе, формировался в Люфтваффе, а документы ведомства Геринга, как известно, сохранились очень плохо. Остается довольствоваться куцыми сводками и данными из других источников. На теперешний момент вырисовывается следующая картина: - самолет АТ138 около 5 ч утра приблизился к немецкому аэродрому Алакуртти на высоте 700 м. Может быть он принял его за Африканду, может быть просто пытался сориентироваться. По тревоге с аэродрома взлетела дежурная пара немецких истребителей из 4.
Самолет упал, по немецким данным, южнее горы Килис-тундра, западнее озера Толванд. Один член экипажа пилот сержант Брей смог выпрыгнуть с парашютом и спасся, попав потом в плен. Остальные 4 человека погибли — дозор с ближайшего немецкого укрепленного пункта Bl. Выживший пилот после войны предоставил свой отчет о событиях: согласно нему, первой же очередью враг вывел из строя всех трех человек в задней части самолета — они либо были убиты, либо тяжело ранены. Штурман попытался проползти к кормовому пулемету, но не смог преодолеть разгоревшийся пожар. Когда он двинулся обратно, очередная немецкая очередь убила и его.
Самолет вошел в штопор, так что Брею пришлось прыгать. Он сам тоже был ранен и обгорел, это потом сказалось на его зрении; - самолет Р1344 был подбит немецкими истребителями из 6. Высланные на поиски дозоры немцев нашли этот самолет на следующий день, и в нем — 3 трупа. Неясно, прыгали выжившие с парашютами, или же они уцелели при посадке; - самолет Р1273 также был сбит немецкими истребителями из 6. Весь экипаж этого самолета во главе с пилотом, сержантом Бертрандом, смог выпрыгнуть с парашютами и попал в плен. Место посадки «хэмпдена» Р1344 По поводу двух самолетов, сбитых около Петсамо, есть некоторые неясности.
Оба они найдены после войны вовсе не там, где их якобы находили немецкие дозоры. Например, Р1344, если верить немцам, должен был лежать южнее озера Кошкаявр, то есть не юго-западнее, а юго-восточнее Петсамо. Сведения о попавших в плен тоже ясности не добавляют. Данных о том, когда и где попали в плен еще 3 человека, нет. Также можно сказать, что «хэмпдены» были обнаружены во время пролета на высоте около 1500 м над аэродромом Наутси, после чего с Петсамо взлетели по тревоге истребители и сбили обоих. В немецких сводках пишется, что один самолет пролетал в 02.
Существует, конечно, шанс, что один из англичан очень сильно заблудился и три часа кружил где-то вдалеке от обжитых мест, никем не замечаемый, но он небольшой. Остальные 10 машин 144-го эскадрона смогли благополучно добраться до аэродрома Африканда. На Ваенгу они большими группами перелетали 5 и 6 сентября. Из этой группы только две машины АЕ130 и АЕ158 были обстреляны зенитками, причем первый получил пару незначительных пробоин. Этот «хэмпден» встретился с двумя советскими «харрикейнами» и был ими посажен принудительно. Через 6,5 часов под эскортом тех же истребителей английская машина убыла на Ваенгу.
У него перелет прошел с приключениями: в 00. Оттуда пилот забрался на 3600 м, там началось обледенение и пришлось снижаться. По расчетам повернув в 03. После того, как выпустили опознавательные ракеты — огонь прекратился, а вскоре прибыли истребители, которые атак не проводили, а покачивали крыльями. Как потом оказалось, это был сигнал «следуйте за нами». Как бы там ни было, бензин у англичан кончался, а внизу открылся аэродром, на который они и сели благополучно.
Прибывшие советские солдаты всех увезли на грузовике на Ваенгу-1, но позже пилот и радист вернулись и перегнали самолет. Так закончился перелет 144-го эскадрона, который понес тяжелые потери как от несчастных случаев, так и от воздействия противника. Из 16 самолетов до пунктов назначения добрались только 10 и один был поврежден на вынужденной посадке, пускай и с шансами вернуться в строй. Такие потери нельзя не признать тяжелыми. Их первая машина, AD743, вылетела с Самбурга еще в 19. Правда по какой-то причине остальные отбыли гораздо позже, в 20.
Один из самолетов ждала очень печальная судьба: вылетевший в 20. Весь его экипаж пилот — сержант Смарт в полном составе погиб — единственный случай среди всех 9 не долетевших самолетов. Еще двум машинам 455-го эскадрона тоже не удалось добраться до места назначения, но их экипажам повезло больше. Неясно, почему они прибыли так поздно — в отчете об этом ни слова. Пилот пошел на вынужденную посадку, моторы остановились на высоте 30 м и «хэмпден» сел на опушке леса, посреди многочисленных пней. Место они определили как 5 миль западнее Кандалакши.
Экипаж, к счастью, не пострадал, а вот самолет восстановлению не подлежал. Пилот со штурманом отправились на поиски помощи, оставив остальных сторожить самолет. Достаточно быстро они встретили русских солдат и через полтора часа всех увезли на грузовике в какой-то военный лагерь. Все вокруг были очень дружелюбны, тут же дали поесть. В конце концов, забрав с самолета все оборудование, какое смогли, австралийцы уехали на Африканду. Это их потом встретил в поезде едущий в Мурманск экипаж самолета АЕ310.
Захваченный немцами "Хэмпден" АТ109 У последнего пропавшего самолета 455-го эскадрона была, видимо, самая уникальная история. АТ109 тоже по какой-то причине задержался в полете и в 04. Как он туда попал и почему — покрыто мраком тайны. Выживший штурман туманно вспоминает о жутких погодных условиях и плохих картах, которые завели их гораздо севернее, чем полагалось. Не сумев быстро опознать самолет, UJ-1105 открыл огонь — машина шла прямо на него. С «хэмпдена» выстрелили красную ракету, после чего он круто повернул налево.
И это был правильный сигнал! По крайней мере его посчитали таковым стоявшие в 1 и 2 км дальше UJ-1102 и -1111. Поэтому, они огня даже не открывали. Не стреляли также и береговые батареи. Но с UJ-1105 сигнала не увидели. В общей сложности с охотника выпустили 1 снаряд калибра 88-мм, 15 снарядов 37-мм и 67 снарядов для 20-мм пушек.
UJ-1102 приблизился, намереваясь оказать помощь «случайно сбитому немецкому самолету», но при ближайшем рассмотрении понял, что перед ним противник! Летчики суетились рядом с «хэмпденом», поэтому охотник открыл огонь, дабы не дать им уничтожить ценный приз. Огонь корабли вели из 20-мм зениток. Примерно в то же время показались немецкие солдаты с батареи «Киберг». Самолет был захвачен без особых повреждений. В нем немцы нашли данные по радиосвязи в советском Заполярье, позывные и кодовые имена для проводящихся конвоев.
Вряд ли они помогли им сильно в борьбе с этими конвоями, но все равно, приз был ценный.
В Российском государственном историческом архиве Дальнего Востока сохранились "Акты о замученных и расстрелянных крестьянах в Ольгинском уезде в 1918-1920 годах". Вот выдержка из этого документа: "Захватив крестьян И. Гоневчука, С. Горшкова, П. Опарина и З.
Мурашко, американцы живьем закопали их за связь с местными партизанами. А с женой партизана Е. Бойчука расправились следующим образом: искололи тело штыками и утопили в помойной яме. Крестьянина Бочкарева до неузнаваемости изуродовали штыками и ножами: нос, губы, уши были отрезаны, челюсть выбита, лицо и глаза исколоты штыками, все тело изрезано. Свиягино таким же зверским способом был замучен партизан Н. Мясников, которому, по свидетельству очевидца, сперва отрубили уши, потом нос, руки, ноги, живым порубив на куски".
Историк Федор Нестеров в книге "Связь времен" писал: "Сторонников Советов всюду, куда доставал штык заокеанских "освободителей России", кололи, рубили, расстреливали партиями, вешали, топили в Амуре, увозили в пыточных "поездах смерти", морили голодом в концлагерях". По его словам, многие крестьяне, поначалу не поддержавшие советскую власть, в конечном счете восстали против "гостей" и перешли на сторону партизан. Сопротивление оккупантам ширилось. Вошел в историю бой у села Романовка под Владивостоком 25 июня 1919-го: большевистские части под командованием Якова Тряпицына атаковали позиции армии США и уничтожили более двадцати солдат противника. После поражения колчаковских войск иностранная интервенция в России потеряла смысл. За 19 месяцев пребывания в стране американский контингент на Дальнем Востоке потерял убитыми почти 200 солдат и офицеров.
Имена, оставшиеся в истории Заполярья Оформлен некрополь в британском стиле. Надгробия, изготовленные из бетона, представляют собой одинаковые скошенные кубы. На памятниках расположены гранитные таблички, на которых выгравированы имена погибших солдат. На английском кладбище 40 могил, все надгробия без портретов.
На каждом указано имя погибшего, его звание. Некоторые могилы имеют эпитафии. Кроме того, там стоят три стелы, посвящённые английским военным Д. Стрэчену, В.
Хейлу и В. Их имена трудно рассмотреть из-за снега и наледи. Рядом размещена пояснительная надпись: «Памяти трех военных, похороненных на старом Английском кладбище в Мурманске, могилы которых были утеряны». Это могила майора Х.
Весной 1918 года он участвовал в заключении «Словесного соглашения о совместных действиях англичан, французов, русских по обороне Мурманского края». Этот договор был заключен между Мурманским Советом и союзниками: англичанами и французами. Фосетт также вошел в состав Мурманского военного совета и представлял в нем английские вооруженные силы. На английском кладбище также находятся могилы военных с крейсера «Глори».
Среди них: оружейный мастер В.
Апрель 1918 года 1918 г. Апрель — неожиданно прибыли в Мурманск и на некоторые станции железной дороги отряды чрезвычайной железнодорожной охраны, составленной преимущественно из латышей. Вопрос о необходимости экономить уголь в особо острой форме ставился на заседаниях Центромура совместно с судовыми комитетами и командирами в начале февраля. Но против образования Мурманского края выступил наркомат внутренних дел и Высший Совет Народного Хозяйства. Подвойский сообщал А. Юрьеву, что нужно согласие Архангельского губсовдепа на выделение Александровского и Кемского уездов в самостоятельный край. Архангельского открылось первое заседание Мурманского краевого Совета рабочих и крестьянских депутатов. В первом заседании союзные представители от имени своих правительств сделали заявления. Отвечая на эти три заявления, председатель Совета сказал: «Из слов представителей Англии, Франции и Северо-Американских Соединенных Штатов явствует, что союзники и впредь намерены поддерживать нас всем, чего нам, мурманцам, сейчас не хватает, и что правительства этих государств не только не имеют намерений захватить русский Мурман, но готовы всячески помочь нам защищать его от империалистов Германии и Финляндии, так как сохранение в руках России Мурманского порта и железной дороги так же необходимо союзникам, как и нам самим.
Сказанное вами мы точно сообщим нашему центральному правительству. Мы хотим верить, что вы искренни, ибо нам нужно защищать от немецкого империалистического порабощения завоевания нашей революции и нашу землю, а для этого нам нужна ваша дружеская помощь. От лица всего населения Мурмана, я - как председатель краевого Совета рабочих и крестьянских депутатов - благодарю вас на добром слове». Ленина 18 апреля заместитель наркома по морским делам И. Высшим органом власти в крае объявлялся Мурманский Краевой Совет. Кемп поставил вопрос о передаче под его командование тральщиков и артиллерийских батарей. Отметая возражения, он сослался на Краевой Совет: "Все согласились содействовать союзникам, так как это будет очень полезно для Мурманского края". В ближайшие дни после организации руководители краевого Совета пытались командовать Центромуром и Совжедором, но встретили такой отпор, что почувствовали свою слабость, и вместо того, чтобы искать опору в вышестоящих советских органах, они обратились к союзникам. И оно действительно началось. В ответ на протест Советского правительства по поводу нарушения Германией Брестского договора Мирбах 30 апреля ответил, что «германское вторжение прекратится, когда союзники оставят Мурманск и Архангельск».
Американский посол Фрэнсис сообщал в Госдеп: «По моему мнению, такой шаг со стороны союзников был бы весьма неблагоразумным». Май 1918 года 1918 г. Правда, начавшаяся Гражданская война сделала невозможным его воплощение в жизнь. Но в этот день крейсер "Кокрейн" получил приказ принять на борт 40 британских морских пехотинцев, 20 красногвардейцев и 20 красных матросов, и направиться в Печенгу. Перед этим Мурманский Совет получил информацию, что Печенгский залив может быть использован Германией как база для подводных лодок. На следующий день на финской территории высадился десант с крейсера. Они вступили в бой против белых финнов. Финны упорно сопротивлялись, но были вынуждены покинуть этот район. В случае если подобная мера окажется нужной для поддержания Вашей власти, я имею честь ответить, что я уполномочен правительством Великобритании употребить силы для указанной цели…, я изъявляю свою готовность оказать Вам помощь. Робинсу о том, что Троцкий «представил все возможности для союзного сотрудничества в Мурманске».
Мирбах вручил ноту с требованием изгнать или разоружить антантовские войска на Мурмане. Нацаренуса, который сразу же выехал в Мурманск с широкими полномочиями. Примус-Нюман, направленные для переговоров с англичанами о формировании финского легиона из финских беженцев в России. Веселаго телеграфировал начальнику Морского Генерального штаба Беренсу: «Учитывая широко возросшее влияние англичан на Мурмане, полагаю необходимым значительное представительство Америки как сухопутными, так и морскими силами. Финны, именующие себя красными, угрожающе возрастают в количестве вдоль железной дороги». Веселаго намекал на то, что прибытие американских сил может нейтрализовать английское засилье и здесь же обосновывает, почему требуются и сухопутные силы, так как финны угрожающе возрастают. В случае наступления германцев или их союзников, будем протестовать и по мере сил бороться. Также протестуем против пребывания в Мурманске англичан. Ввиду общего политического положения, обращение за помощью к англичанам совершенно недопустимо. Против такой политики надо бороться самым решительным образом.
Возможно, что англичане будут сами бороться против наступающих белогвардейцев, но мы не должны наступать как их союзники, и против их действий на нашей территории будем протестовать. На нём прибыл английский генерал Пул. Вечером этого же дня из Москвы приехал чрезвычайный комиссар Мурманского края Нацаренус С. Он легитимизировал власть Краевого Совета и его сотрудничество с союзниками. Обсуждался вопрос об установлении нормальных отношений между Английским и Советским правительствами, причем желательная для обеих сторон военная помощь союзников России ставилась Нацаренусом в зависимость от признания ими Советского правительства. Июнь 1918 года 1918 г. Архангельск должен быть включён в новую республику». Стало несомненным, что союзники намерены развить широкие действия. Первоначальная численность легиона составила около 900 человек. Формирование финского легиона на Мурмане началось, таким образом, с молчаливого согласия советского руководства, которое было заинтересовано в обороне железной дороги и мурманского побережья от возможной угрозы со стороны белых финнов и немцев, но не могло организовать её собственными силами ввиду трудностей и чисто военного, и дипломатического характера.
Ленин телеграфировал в Мурманск: «Есть известия, что можно опасаться английской экспедиции на Мурман и Архангельск. Ввиду постановления Брестского договора, военные суда англичан и их союзников не должны появляться у наших северных берегов. Десант вооруженных сил противоречит нейтралитету России». Появление англичан и их союзников в Ваших северных водах противоречит Брестскому мирному договору. Пребывание союзных вооруженных сил на берегу является нарушением нейтралитета России».
Как английские подводники в 1941 году помогли защитить Мурманск
Немцы, заняв Ревель, высадили значительные силы генерала фон дер Гольца в Финляндии и угрожали оттуда захватить только что построенную Мурманскую железную дорогу. Пожалуй, ни одно событие из истории Кольского Заполярья не вызывает столько споров, сколько произошедшая в Мурманске 105 лет назад высадка английских моряков с крейсера «Глори». В марте 1918 года английские войска высадились в Мурманске, начав фактически необъявленную войну против России, которая в то время считалась союзницей Британии.
Стела в честь павших англичан в Мурманске на грани сноса
Для пресечения нарушения Государственной границы, из состава дежурных по ПВО сил был поднят истребитель МиГ-31бм, который идентифицировал его как самолет радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы RC-135 ВВС Великобритании. Последнее погружение в Баренцево 12 08 2022 Напомним , Север простился с двумя героями. В ходе специальной военной операции на Украине погибли военнослужащие из Заполярья - cержант Евгений Бердников и рядовой Денис Мельников.
Один день в истории 9:45 — 30 июня 2013 95 лет назад, 30 июня 1918 года, в ответ на требование Совнаркома выступить против пребывания войск Антанты на Мурмане Мурманский краевой совет на общем собрании высказался за дальнейшее участие союзников в защите региона от немцев и белофиннов 95 лет назад, 30 июня 1918 года, в ответ на требование Совнаркома выступить против пребывания войск Антанты на Мурмане Мурманский краевой совет на общем собрании высказался за дальнейшее участие союзников в защите региона от немцев и белофиннов. Краевой Совет в марте 1918 года по рекомендации Москвы согласился на высадку в городе английского десанта. Германия же после заключения Брестского мира требовала вывода войск союзников с территории России.
Пребывание союзных вооруженных сил на берегу является нарушением нейтралитета России». На совещании с генералом Пулом и адмиралом Кемпом, вечером этого же дня, было решено приведенную выше ноту Германского правительства замолчать и продолжать выигрывать время до прибытия на Мурман достаточных союзных военных сил. Председатель Мурманского краевого совета Юрьев заявляет, что «заставить союзников уйти силой невозможно, военная сила неоспоримо на их стороне». Кемп дал обоснование открытой интервенции с морским уклоном.
Он начал с того, что союзники требуют некоторые гарантии порядка и поддержания в боевом состоянии хотя бы некоторых кораблей флотилии. В период пребывания Линдлея в Мурманске высадилось 1500 английских солдат и офицеров различных родов вооружения. Тогда же без санкции Совета прибыл крейсер «Саутгемптон» с одним из лордов адмиралтейства. Ляуданский не отличался красноречием, но ему была свойственна некоторая деловитость. Свое выступление он начал с предупреждения, что так служба дальше идти не может. Порядок необходим, надо не стесняясь привлекать к ответственности нарушителей дисциплины». Июнь -. Покинул Россию на борту английского тральщика, доставившего его в Великобританию. Генерал Мэйнард включил в состав своих сил, помимо трех рот британских морпехов и команды французских артиллеристов, сербский батальон до 900 чел.
Таким образом, в конце июня 1918 г. Антанта располагала на Севере России примерно 2 тысячами солдат и офицеров, в 4 гарнизонах - в Мурманске, Печенге, Кандалакше и Кеми. Юрьевым и руководителями советского правительства. Требования последних о протесте против увеличения военного присутствия бывших союзников на Мурмане и отпоре им не нашли поддержки у председателя краевого Совета. Он убеждал, что протест против пребывания англичан на Мурмане практически бесполезен и приведет только к гибели русской власти. Его прямая цель - пройти на соединение с чехословаками и, в случае удачи, японцами, чтобы низвергнуть рабоче-крестьянскую власть и установить диктатуру буржуазии. Нами предписано выдвинуть для обороны Мурманской железной дороги от вторжения насильников необходимые войска. На Мурманский краесовдеп возлагается обязанность принять все меры к тому, чтобы вторгающиеся на советскую территорию наемники капитала встретили решительный отпор. Всякое содействие прямое или косвенное вторгающимся насильникам должно рассматриваться как государственная измена и караться по законам военного времени.
О всех принятых мерах, равно как и обо всем ходе события, точно и правильно доносить. Ленин, Троцкий». Однако генерал Пул определенно заявил: «Нельзя бежать одновременно с зайцем и с охотой. Если Вы будете протестовать против пребывания союзников в Мурманске, то мы будем считать себя свободными принимать всё необходимые для самозащиты меры». Это заявление было поддержано всеми остальными союзными представителями. Совещание не привело все же ни к какому ясному решению. Локкарту, в которой потребовал, чтобы "в Мурманске, городе нейтральной России, не находились вооруженные силы Великобритании или какой-либо другой иностранной державы". Его сопровождал один взвод и командующий красными силами Мурманского края бывший генерал Звягинцев. Юрьев законопослушно отчитывался в Совнаркоме об инциденте на железной дороге.
На нем председатель краевого Совета А. Юрьев заявил, что Мурманский край выходит из состава Советской России. Собрание было открыто самим Юрьевым, который познакомил многотысячный митинг с создавшимся положением. После слов представителя Америки председатель Юрьев сказал: «Товарищи. Довольно жить с няньками. Мы те же сыны родины, что и наше центральное правительство. Наша обязанность - сохранить этот край в руках русских, а не немцев», - говорит Юрьев, после чего снова повторяет полностью всю резолюцию, принятую на объединенном заседании краевого Совета, Центромура и Совжедора. Резолюция принимается единогласия всеми присутствующими. После принятия резолюции выступил английский генерал Пул, сказавший, что союзные силы присланы в Мурманск исключительно с целью оказания помощи России, и что теперь, когда Германия хочет задушить свободу России, союзники здесь для того, чтобы помочь ей освободиться.
Заключительное слово произнес председатель Юрьев, поблагодаривший всех за то, что все пришли на собрание для решения столь важного вопроса, что доказало, насколько близки сердцу каждого русского интересы его родины. Оно приняло резолюцию: «Идти рука об руку с бывшими всеми союзниками… для защиты Мурманского края… с целью сохранения его для России при условии верховной власти в крае Мурманскому краесовдепу». Июль 1918 года 1918 г. Бжезинский, в своей книге «Военная интервенция на Мурмане» вспоминал: «Мурманск — в то время маленький барачный поселок — производил странное впечатление: с одной стороны — невылазная грязь постепенно распускавшейся трясины, мрачные бараки и с другой стороны — внезапный наплыв хорошо одетых русских аристократов и буржуа, спешивших эмигрировать, и многочисленных иностранцев». Стал первым в советской истории «врагом народа». Продвижение в сторону Мурманска или Архангельска военнопленных в виде ли отрядов, безоружных или вооружённых, а равно одиночным порядком, безусловно воспрещается. Всякие нарушения этого запрещения будут караться по законам военного времени". Людендорф заявил: "Наше предложение о совместных действиях России и Финляндии против Антанты в Мурманске отклонено большевистским правительством". Выступивший после него действительный тайный легационный советник Розенберг предложил опираться в решении этого вопроса на Финляндию, оказав ей разностороннюю помощь.
В этом духе было и принято заключение. Мы обещали бы им при этом нашу помощь оружием, деньгами, возможно, также и войсками". Реакция В. Ленина была жесткой. Он приказал: разрушать железнодорожные пути; иностранцев, содействующих англо-французам арестовывать, а при сопротивлении — расстреливать; граждан Советской Республики, содействующих англо-французскому «грабежу» - расстреливать.
Так, генерал-лейтинант Владимир Марушевский, приглашенный англичанами для создания русской армии на Севере, обозначил отношения с союзниками в своих мемуарах так: «Чтобы охарактеризовать создавшееся положение, проще всего считать его оккупацией, исходя из этого термина, все отношения с иностранцами делаются понятными и объяснимыми». Архангельск, Троицкий проспект Еще одно воспоминание министра Северного правительства Бориса Соколова: «Все фронты были в полном подчинении у английского командования. Последнее было полным хозяином — русское же командование играло роль пассивную и второстепенную… Интендантство, снабжавшее фронт и тыл, было исключительно английским, и русские получали всё, начиная с довольствия и кончая обмундированием, с английских складов». Глава военно-судебного ведомства Северного правительства Сергей Добровольский так вспоминает свое прибытие в Мурманск в 1918 году: «Больно резанула по сердцу проверка наших паспортов английской военной полицией, оказывается, мы еще пока у себя не хозяева». Он же вспоминает, как по проезде по городу весь центр был украшен английскими флагами. Любопытно, что, несмотря на политические разногласия участников антибольшевистского движения, оценки присутствия войск Антанты на севере России практически сходятся. Парад английской морской пехоты на Соборной площади в Архангельске, 1918 г По данным архангельской таможни, в 1918—1919 годах из Архангельска было вывезено 11 250 000 пудов различных грузов. В сегодняшних цифрах это примерно 184 тысячи тонн.
Контр-адмирал Сэмюель Б. Фрэнкел. Воспоминания о военном времени, проведенном в Мурманске, ч.1
В марте 1918 года английские войска высадились в Мурманске, начав фактически необъявленную войну против России, которая в то время считалась союзницей Британии. В марте 1918 года английские войска высадились в Мурманске, начав фактически необъявленную войну против России, которая в то время считалась союзницей Британии. Высадка тактических десантов серьезно обеспокоила немецкое командование, так как под угрозу попали ключевые немецкие пути снабжения.