Ульянов, Михаил Александрович — Актер, режиссер, Народный артист СССР и России, художественный руководитель Театра им. Вахтангова с 1987 г.; родился 20 ноября 1927 г. в с. Бергамак Муромцевского района Омской области; окончил театральное училище им. Биография Михаила Ульянова — биография уникального человека, обладающего не только невероятным актерским талантом, но и большим добрым сердцем.
Террорист Ульянов: был ли брат Ленина внебрачным сыном императора
Террорист Ульянов: был ли брат Ленина внебрачным сыном императора | А Михаил Александрович именно благодаря заньковчанам стал актёром. |
Михаил ульянов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети | Михаил Ульянов – советский и российский актер, режиссер, народный артист СССР. |
Михаил Ульянов: биография
Он так правдоподобно сыграл роль, что еще долго получал гневные письма от поклонников, которые обвиняли артиста в непорядочности. В 90-е годы артист продолжил сниматься в кино. Библиографы называют эти годы самыми неплодотворными в карьере актера. В этот временной отрезок фильмография Михаила Александровича пополнилась картинами «Война в западном направлении», «Дом под звездным небом», «Мастер и Маргарита», «Все будет хорошо». Ярким образом периода 90-х стал Иван Федорович Афонин в криминальной драме «Ворошиловский стрелок». Критики отметили ульяновскую манеру игры, которая принесла актеру несколько премий престижных кинофестивалей, в том числе «Золотой овен» и «Нику». Сам артист согласился на съемки, частично из финансовых соображений, частично потому, что у него у самого подрастала внучка. Михаил Александрович на площадке опекал свою экранную родственницу, подсказывал и помогал начинающей актрисе Анне Синякиной. В начале нового тысячелетия Ульянов воплотил образ криминального авторитета по кличке «Отец» в боевике «Антикиллер». Снова поклонники оказались недовольны, недоумевали, почему Михаил Александрович согласился играть роль вора-рецидивиста.
Фильмография Ульянова насчитывает 141 работу в 137 проектах Личная жизнь Во время обучения в Щукинском училище Ульянов влюбился в студентку того же учебного заведения Нину Нехлопоченко. Девушка ответила взаимностью, между актерами завязались отношения, они собирались в скором времени их узаконить. Незадолго до свадьбы Нина влюбилась в другого, отказалась выходить замуж за Ульянова. Артист сильно переживал, но постепенно все забылось. С Нехлопоченко он много лет играл на одной сцене в театре им. Со своей супругой Аллой Михаил познакомился в стенах театра им. Ульянова не остановил тот факт, что девушка была замужем за Николаем Крючковым, супруги воспитывали сына. Артист несколько лет оказывал знаки внимания Парфаньяк, пока не добился, чтобы она ушла от мужа-выпивохи. Ульянов и сам чрезмерно увлекался алкоголем, но когда Алла согласилась стать его законной женой, поставила условие, чтобы артист оставил холостяцкие привычки.
Актер сильно любил свою жену, поэтому в один день бросил пить. Это стало залогом его счастливой семейной жизни. Вскоре после свадьбы у молодоженов родилась дочь Елена. Все вместе они ютились в небольшой квартире родителей Парфаньяк, но были счастливы. Личная жизнь актера сложилась благополучно В молодости дочь артиста злилась на знаменитого отца, так как он не помогал девушке строить карьеру. Михаил Александрович считал, что Лена должна добиваться всего самостоятельно. Когда у артиста родилась внучка, он уговорил зятя, чтобы девочка носила фамилию Ульянова. Позже Лиза сильно заболела, ей понадобилась операция за рубежом.
Но таких случаев было сотни, тысячи. Он постоянно о ком-то заботился. Именно дочь после того, как узнала, что отцу платят 100 долларов за один съёмочный день, а молодые актёры работают за более крупные суммы, пошла со своим хорошим другом бывшим директором Киностудии им. Михаил Ульянов с женой и дочерью Когда родилась внучка, счастливый дед, опять же со слов дочери, пожалуй, мог бы и убить любого, кто бы пытался причинить ей неприятности. Современному зрителю актёр Ульянов, пожалуй, больше запомнился по одному из своих последних фильмов «Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина, снятый в 1998 году, где Ульянов играет пенсионера Афонина. Этот фильм стал зеркалом, отражающим современность. В один из съёмочных дней Владислав Галкин, игравший роль порядочного честного участкового, заметил Ульянова плачущим на дальней скамейке двора дома, где проводились съёмки. Ульянову было очень тяжело сниматься в фильме с таким сценарием, ведь и он сам был дедом и у него была любимая внучка, разве что дочь у актёра являлась человеком порядочным, в отличие от дочери пенсионера Афонина. Михаил Александрович Ульянов в Таре, где прошли его детство и юность Когда умирают такие актёры, вместе с ними умирает эпоха честности и порядочности, которая царила при Союзе. В 2000 году актёр удостоен премии «Ника» за лучшую мужскую роль именно в этом фильме. Это высокая награда, фильм заметили, а значит человечество имеет шанс. Последней крупной работой Михаила Ульянова в кино стала роль циничного вора в законе по кличке Отец в боевике «Антикиллер», 2002 год Последние годы у Михаила Ульянова развивалась болезнь Паркинсона. В 2005 году медики приняли решение провести две операции на желудке, но у актёра вдобавок ко всему отказали ноги. Причиной смерти врачи установили последнюю стадию рака почек. Похоронен Михаил Александрович на Новодевичьем кладбище в Москве с воинскими почестями. После смерти мужа вдова Ульянова Алла Петровна едва прожила 2 года.
Но ещё больше — вымышленных персонажей в таких знаковых пьесах, как «Варшавская мелодия», «Принцесса Турандот», «Конармия», «И дольше века длится день». Всего на его счету более полусотни спектаклей. Став в 1987 году художественным руководителем Вахтанговского театра, Ульянов занимал этот многотрудный пост до конца жизни — 20 лет. Примечательна та программа, которую Михаил Александрович представил коллективу после добровольного ухода главного режиссёра Евгения Симонова. Новый худрук Вахтанговки пообещал: а привлекать в театр крупных режиссёров и драматургов; б будут ставится только талантливые пьесы; в сам художественный руководитель никогда не займётся режиссурой, так как, по его мнению, настоящим постановочным даром не обладает; г обязуется не сокращать труппу, ибо главную свою задачу видит в том, чтобы «сохранить для страны Вахтанговский театр, не дать коллективу распасться на группки». С таким «манифестом», прямо скажем, никогда ранее ни один худрук не приходил ни в один из русских театров. Не меньших успехов добился актёр и в кинематографе. Диапазон его ролей здесь поистине впечатляющ — от жёстких руководителей, сильных и волевых людей до трусливых «стукачей» и исписавшихся драматургов. За создание образа председателя Трубникова в одноимённом фильме Ульянов получает Ленинскую премию. В фильме «Братья Карамазовы» играет центральную роль Дмитрия и с Кириллом Лавровым доснимает эту ленту вместо умершего кинорежиссёра Ивана Пырьева. Картина выдвигалась академиками США на соискание премии «Оскар», как лучшая иностранная работа. Событие большой редкости на ту пору. Сам актёр пишет сценарий и сам же снимает фильм «Самый последний день». Более двух десятков раз — случай уникальный в нашем кинематографе — играет в разных фильмах выдающегося военачальника Жукова, будучи «утверждённым» на эту роль самим Георгием Константиновичем! Поразительно, однако, но Сталина в кино играли многие загримированные актёры. Ленина в гриме — ещё больше воплощали на экране и на театральных подмостках. А Ульянов 22 раза был в кино бесподобным Жуковым, остался непревзойдённым и ни разу при этом не прибегнул к изменению внешности! Кстати, он и образ Ленина в своём театре создавал, не гримируясь. Даже если бы артист ничего более не сыграл в отечественном кино, а только Маршала Жукова, то и тогда бы он остался навсегда в памяти благодарных зрителей. Слава Богу, на счету Ульянова свыше семидесяти картин. Даже перечислить их всех невозможно. Вспомните великолепный эпизод из фильма «Бег», где Ульянов генерал Чарнота режется в карты с Евстигнеевым проходимец Корзухин. Сцена блестяща, уникальна по величайшему мастерству экранного перевоплощения актёров. Не зря же её во всех спецвузах рассматривают, как эталонную, как образец высокой, органической сыгранности партнёров, их умения самоотверженно дополнять друг друга. Помимо напряжённой работы в театре и кино актёр практически ни в том, ни в другом случае не знал простоев и был, что называется, нарасхват , Ульянов исполнял ещё одну роль — советского общественного деятеля. Прежде всего, разумеется, в собственном театре, который полагал, и не без основания, вторым домом. Здесь он как тот вол, тянул огромную арбу тяжёлых и многотрудных обязанностей главного хлопотуна-вахтанговца. Разумеется, в театре хорошо работали дирекция, профсоюзная, партийная и даже комсомольская организации, кто бы спорил. Но только в трудных ситуациях все они, как по команде, обращались за помощью к Михаилу Александровичу. Знали: если не решит проблему он, то уже никто её не решит. Это как в той американской пословице: «Добрым словом и револьвером 45 калибра всегда добьешься большего, чем только добрым словом». Даже и не знаю, с кем из известных советских актёров его в этом смысле можно сравнивать. Да, пожалуй, что он единственный был такой заслуженный и влиятельный. Это такие головокружительные высоты в государственной и партийной иерархии тех времён, на которые, в самом деле, никто из его коллег никогда не взбирался. Когда в 1991 году образовался Союза театральных деятелей Росси, Михаил Александрович и его возглавил. Сразу же добился высоких государственных пособий для пожилых актёров театра и кино. По его инициативе была учреждена театральная премия «Золотая маска», давно уже ставшая главной профессиональной наградой страны. С 1996 года и до самой смерти Ульянов был Почётным Председателем Союза театральных деятелей, академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России. Благодаря именно общественной работе я когда-то и познакомился с выдающимся актёром. Было это в 1978 году. Тогда мы, активисты Всесоюзного театрального общества решили отметить 65-ю годовщину Вахтанговского коллектива. Официально театром он стал лишь в 1926 году. Но студия, возглавляемая Евгением Багратионовичем Вахтанговым появилась как раз в год начала Первой мировой войны. Дата, что называется, была проходная, и поэтому актёры труппы отнеслись к ней безо всякого интереса. Никто из известных вахтанговцев, даже безотказный Василий Лановой, не пожелал с нами сотрудничать. Худрук Евгений Симонов так и вовсе удивился: откуда, дескать, вы выкопали такое событие? И тогда директор Дома актёра имени Яблочкиной легендарный Александр Эскин связался со своим другом Ульяновым. Опуская бесчисленные подробности, замечу, что в итоге мы провели великолепный вахтанговский вечер, на котором присутствовали все звёзды — Н. Гриценко, Ю. Борисова, Л. Максакова, Ю. Яковлев, В. Лановой, В. Шалевич… Выступали Е. Симонов и М. И вообще тогда состоялся предметный, заинтересованный разговор о животворной роли студий в развитии отечественного театра. А в 2001 году мы отмечали 100-летний юбилей многолетнего руководителя Дома актёров Эскина. И лучшим выступлением на том памятном вечере были проникновенные воспоминания о друге Михаила Ульянова. Помноженным на необыкновенное трудолюбие, на профессиональное умение «держать» аудиторию. Он был величайшим, неподражаемым мастером комплексного воздействия, как на многочисленные залы, так и на отдельного человека.
В годы больших перемен в стране Ульянов, как немногие обласканный советской властью, лауреат Ленинской и Государственных премий, член ЦК Коммунистической партии, не жёг партийный билет и не каялся прилюдно. Не дождётесь. Каяться надо, если бы я лгал. А я не лгал! Он был Неравнодушным - именно так, с большой буквы. Когда-то дочь Лена написала об отце шутливый стишок: "Объят одной заботою: работаю, работаю... Мама трудилась дома, и даже грамоту освоила уже в зрелые годы. В избе Ульяновых не было ни философских диспутов, ни разговоров об искусстве. Зато вряд ли где-то можно было научиться лучшему пониманию долга, чем в этой крестьянской семье. В 1940-х годах в их село эвакуировали труппу украинских актёров. Они открыли театральную школу для всех желающих. Ульянов начал заниматься, вскоре стал играть первые роли и в конце концов услышал от руководителя: "Миша, вам, я думаю, надо дальше продолжать актёрскую учёбу". И он рискнул: с рекомендательным письмом и мешком картошки поехал учиться в Омск, в театральную студию при драматическом театре, и, как позже шутил, "вкатился в эту профессию, как Колобок, без особых усилий". Актёрство так увлекло его, что известие о призыве на фронт было как гром среди ясного неба. В 1945 году Ульянова направили в школу лётчиков-истребителей. Но на фронт он так и не попал - пришла долгожданная Победа, и Ульянов отважился, как ему казалось, на невероятный шаг - отправился покорять Москву. С третьей попытки В знаменитую Щепку его не приняли. История повторилась и в студии при МХАТ.
Михаил Ульянов: биография личная жизнь
Лишь в начале нового тысячелетия им удалось приобрести трёхкомнатную квартиру. Свою дочь и внучку артист любил до безумия. Внучке, названной в честь его матери, необходима была операция на сердце. Михаил Александрович нашёл деньги.
После успешно проведённого вмешательства девочка стала здоровой. Незадолго до ухода деда из жизни у него появились правнуки, которых решили назвать Настей и Игорем. По рассказам дочери Ульянова, мальчик очень похож на своего прадедушку.
Дети Михаила Ульянова Популярный киноактёр стал отцом только один раз. У него доченька Леночка, которая много для него значила. Своим сыном артист называл Николая — сына супруги от первого брака.
В подростковом возрасте он был неуправляемым. Разговоры с отчимом вызывали у парня неприязнь. В 70 годы молодой человек уехал на пмж в Германию.
Лечился в психиатрической больнице. Что с ним стало сейчас, почти никто не знает. Дети Михаила Ульянова — это и многочисленные стихи, написанные в честь любимой супруги и дочери, которые недавно были опубликованы Еленой Ульяновой.
Её любимый папа очень радовался, что у него родилась именно доченька. Всё свободное время популярный актёр проводил с Леночкой. Девочка в детские годы занималась в различных кружках.
Она любила рисовать, петь, участвовала в театрально-драматических постановках. В школе девочка считалась одной из лучших учениц класса. Её всегда ставили в пример другим ученикам.
В старших классах девочка решила поступать в театральный вуз. Но её знаменитому отцу удалось переубедить Елену. Он проводил с ней многочасовые беседы на тему.
Получив аттестат, вчерашняя выпускница отправляется получать образование в художественно-графической сфере. После вуза Елена работает в одном из самых лучших издательств современной России. После смерти знаменитого отца женщина организовала Фонд его имени.
Все средства идут на оказание помощи бедствующим актёрам. После смерти родителей Елена всё своё внимание уделяет дочери и внукам, один из которых очень похож на прадедушку. В начале 50-х годов в неё был влюблён Николай Крючков, который тоже был знаменитым актёром.
Рядом с Михаилом проживали и другие семьи с детьми. Маленькие друзья Ульянова воспринимали его как доброго деда мороза, который всегда мог рассказать сказку или пошутить. Своей дочери Лене артист рассказывал много сказочных историй собственного сочинения, а также следил за её всесторонним развитием. С ранних лет Лена ходила в разные секции и кружки.
Среди занятий были танцы, рисование, экология. В школе дочь актёра относилась серьёзно к урокам, по всем предметом у неё было «отлично». Актер на сцене театра Окончив школу, дочь Михаила Ульянова приняла решение учиться актёрскому мастерству. Но Михаил был против этого, и как мог, уговаривал дочь учиться на другую профессию.
В результате Лена выбрала путь художника-графика. Закончив ВУЗ, она долгое время трудилась в одном популярных изданий. На сегодняшний день Елена Михайловна возглавляет фонд помощи актёрам имени Михаила Ульянова. Читайте также: Регина Тодоренко и Влад Топалов встречаются 2018, последние новости Из биографии Михаила Ульянова и его личной жизни мы знаем, что он воспитывал двоих детей, но фото где он запечатлен с пасынком Колей практически нет.
Михаил искренне пытался подружиться с молодым человеком, часто проводя с ним беседы. Николай все попытки наладить с ним контакт воспринимал в штыки. Будучи взрослым человеком, сын Аллы Парфаньяк от первого брака переехал на постоянное место жительства в Германию. Известно, что в новой стране, у Николая жизнь не сложилась, и он был депортирован из Германии.
Уход из жизни Здоровье артиста сильно ухудшилось в 2005 году. Ему было сделано две операции на желудке, обострилась болезнь Паркинсона, практически отказали ноги.
В ноябре 1977 года в Ростове на дону Ульянов отметил своё 50-летие. Сначала 1978 года режиссёр Глеб Панфилов предпочёл, чтоб главную роль в его новеньком кинофильме «Тема» сыграл Миша Ульянов, а не Иннокентий Смоктуновский либо Алексей Баталов. Как посчитал тогда Панфилов, избрать Смоктуновского было бы очень поверхностно, а Баталову не хватало «мужиковатости», настолько присущей сибиряку Ульянову. Миша Александрович так вспоминал то время: Когда приступали к съёмкам, я лицезрел, как мучительно колебался режиссёр, выбирая актёра на главную роль. А другое, вроде монолога «Край мой родимый, край... Съёмки картины проходили в Суздале, где по сюжету и состоялись главные действия.
Как и предвещал ещё на стадии её разработки поэт Евгений Евтушенко, ленту положили на полку и воспретили к показу. По воззрению критика Валерия Головского, будь в главной роли тот же Смоктуновский, ни о какой «полочной» судьбе и речи бы не было, но меркантильного и пугливого драматурга Есенина сыграл Миша Ульянов — Ленин, Карамазов и маршал Жуков. Зрители ничего не знали о кинофильме «Тема» прямо до 1987 года — года, когда был открыт 37-й Берлинский кинофестиваль. В Берлине жюри, во главе с германским актёром Клаусом Марией Брандауэром, присудило картине главный приз форума — «Золотой медведь»; таким макаром, она стала 2-ой и последней в истории русского синематографа, победившей на Берлинале. Ознакомившись с ним, лицезрев, как «искренне» написан он Александром Галиным, «с хорошим чувством к главному герою», Ульянов, не размышляя, отдал согласие. С режиссёром Менакером актёр стремительно нашёл общий язык и приступил к воссозданию «экстравагантного характера» управляющего духового оркестра в спецшколе Алексея Ивановича Кустова, ветерана войны, просто неплохого человека. Съемки проходили в Ленинграде, Симферополе и Сланцах — городке, откуда был родом макет головного героя, реально имеющийся Алексей Кустов. В Сланцах Ульянов и познакомился с человеком, которого ему позднее предстояло сыграть.
Картина не имела особенного фуррора, и все же Миша Александрович был доволен этим опытом — хотя бы поэтому, что Алексей Иванович скончался спустя пару лет после её выхода и эта работа стала специфичной данью памяти «скромному человеку, который прожил неприметную, но великодушную жизнь». Черняховским он сделал по роману «Я пришел дать вам волю» спектакль «Степан Разин». Головного героя он стремился сыграть так, как желал того Шукшин, — «чтобы в его судьбе отразилась судьба всего российского народа, совсем исстрадавшегося и восставшего». Таковой Разин вызвал споры, неприятие одних и решительную поддержку других; Ульянов к критике относился философски: «Всякая попытка посмотреть на сложившееся представление своими очам всегда сопровождается борьбой, недопониманием, неприятием… Но нет других глаз, не считая нынешних… Нет другого пути в театре, не считая попыток отыскать свою дорогу, неизведанную, нехоженую». В июле 1980 года Ульянов был потрясён внезапным и ранешным уходом из жизни «коллеги по цеху» Владимира Высоцкого и на его штатской панихиде произнёс огромную речь: «В нашей актёрской артели большая неудача. Свалился один из своеобразнейших, неподражаемых, ни на кого не схожих мастеров. Молвят, неподменных людей нет — нет, есть! Придут другие, но таковой глас, такое сердечко уже из нашего актёрского братства уйдёт…».
В 1981 году сыграл в лентах «Факты прошлого денька» и «Февральский ветер». В 1982 году Ульянов фактически был утверждён на внезапную для него комедийную роль инспектора в детективе Аллы Суриковой «Отыскиваете даму», его напарником-полицейским был должен стать Семён Фарада. Но Миша Александрович серьезно захворал, выбыл из проекта и Фарада. Их роли сыграли Леонид Куравлёв и Леонид Ярмольник. Заместо Суриковой Ульянов снялся у Юлия Райзмана, в его, как оказывается, предпоследнем кинофильме — «Личная жизнь». Персонаж Миши Александровича — немолодой директор предприятия Сергей Никитич Абрикосов, которому, вследствие опредёленных актуальных событий, приходится уйти на пенсию. Ульянов показал его одиноким, честным человеком, потерявшим смысл жизни после увольнения с работы. Райзман сначала не горел желанием брать на эту роль конкретно Ульянова, режиссёр не обожал актёров, очень много снимающихся в кино, но позднее передумал.
Каждый денек актёру наносился особый состаривающий его грим, потому что Ульянову тогда не исполнилось и 55 лет. К удивлению Ульянова, предполагавшего, что история о ординарном русском пенсионере не может заинтриговать никого, не считая обитателей СССР, лента Райзмана была отобрана в одну из внеконкурсных программ Венецианского кинофестиваля и номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший кинофильм на зарубежном языке». На Лидо кинофильм удостоился нескольких призов, в том числе особым призом жюри был награждён и сам Миша Александрович, «за наилучшее выполнение мужской роли». В разгар репетиций Михалков внезапно сказал, что ему предложили снять по этой пьесе кинофильм: «Два актёра, одна декорация. У студии остались средства. Думаю, мы сможем. А главное, есть возможность и кинофильм снять, и спектакль сделать. И может быть, сразу выпустить.
Представляете для себя, как это интригующе? Но управление театра сочло такую переменчивость Никиты Сергеевича неэтичной и закончило работу над спектаклем. В 1983 году начались съёмки картины «Без очевидцев», в какой Ульянов сыграл одну из немногих собственных отрицательных киноролей. Партнёршей Ульянова стала Ира Купченко, весь сюжет разворачивался в обычный русской квартире. По ходу деяния кинофильма у героя Миши Александровича увеличивались зубы и изменялась форма черепа — таким был план Михалкова, при помощи грима подчеркивалось перевоплощение головного героя из добропорядочного человека в реального монстра. Большой неувязкой стало то, что отыскать в стандартной квартире что-либо увлекательное, чем бы можно было заманить зрителя на полтора часа, неописуемо тяжело. И это была одна из самых тяжелых ролей. Давалась она мне очень тяжко.
Этот тип ведь актёр в жизни — он всё время играет. Играет неплохого человека, играет инициативного, играет любовь. С ним были солидарны критики, посчитавшие этот образ одним из наилучших из когда-либо сделанных актёром. Работа с Михалковым была для Ульянова большой школой. По словам Миши Александровича, столько яростных писем, сколько он получил после выхода картины, ему не приходило никогда. Он что, растерял совесть, стал так запанибратски играть, так нагличать? Ещё сначала 1970-х годов Ульянов прочёл пьесу Фердинанда Брукнера «Наполеон Первый» и сразу пожелал сыграть величавого терана. Но главному режиссёру театра Евгению Симонову пьеса показалась «слишком маленькой, поверхностной, легковесной».
Ульянов смирился с тем, что Наполеона ему не сыграть, но в 1983 году Анатолий Эфрос приступил к постановке пьесы в Театре на Малой Бронной и на главную роль пригласил Ульянова — в качестве гастролёра. Ульянов, привыкший к большой сцене Вахтанговского театра, не без усилий приспосабливался к небольшому залу на Бронной. Миша Александрович перечитал 10-ки материалов о Наполеоне, посетил Муниципальную историческую библиотеку РСФСР, но так и не нашёл головного — «…каковой он, когда остается один? В чём выражается его людская суть? Где его слабость? Где боль? Разрываясь меж 2-мя театрами, Ульянов отправился к заместителю министра культуры РСФСР Юрия Мелентьева Евгению Зайцеву и востребовал от него более высочайшей зарплаты, чем на данный момент, подчёркивая, что залы полные и билетов не достать. На это Зайцев ответил, что актёры не на гастролях в Саратове, потому имеют право получать только определённую сумму.
Одним из первых Ульянова в роли Наполеона увидел будущий генсек Миша Горбачёв. После премьеры Виктор Розов писал: «…Ульянов очень органично завладел внешним видом собственного персонажа. Все позы, в каких живописцы запечатлели на картинах Наполеона, схвачены Ульяновым и изготовлены своими: и скрещённые на груди руки, и твердо ставленная на возвышение нога, и прочно сцепленные пальцы рук за спиной в моменты сильного волнения. Актёр не изображает персонаж — он им является. И шинель он носит по-наполеоновски». Спектакль был сыгран всего около 20 раз — скоро Эфрос перешёл в Театр на Таганке, а Ольга Яковлева, исполнительница роли Жозефины, не желала играть спектакль без него. Анатолий Васильевич желал вернуть постановку на Таганке, но всё откладывал, а в 1987 году его не стало. Опять Жуков, рождение внучки и «Тевье-молочник» В июле 1984 года на свет появилась внучка Миши Александровича — Елизавета, нареченная так в честь прабабушки, мамы Ульянова.
По словам дочери Лены, когда она показала папе внучку, он расплакался и в первый раз в жизни пребывал в состоянии абсолютного счастья. В следующие два года Ульянов в очередной раз исполнил роль маршала Жукова в картинах «Победа», «Битва за Москву» и «Контрудар». В театре Ульянов уже издавна играл только главные роли; очередной таковой ролью в 1984 году стал Эдигей в спектакле «И подольше века продолжается день» по одноимённому роману Чингиза Айтматова. В том же году он поставил в театре пьесу Джона Херси англ. Спектакль провалился, и Ульянов поклялся для себя никогда больше к режиссуре не ворачиваться. Тогда же давнешний друг Ульянова Сергей Евлахишвили начал работу над телеспектаклем «Тевье-молочник». Приглашение на роль, в какой блестел когда-то Соломон Михоэлс, для самого Миши Александровича оказалось внезапным, все же конкретно Тевье стал художественно более важной его работой на телевидении. Работая над образом Тевье, Ульянов получал большущее наслаждение.
Главную женскую роль игралась Галина Волчек, которую актёр называл «одной из наиумнейших женщин», с коими ему приходилось встречаться. Телеспектакль Евлахишвили пришёлся по нраву и зрителям, и критикам. Вениамин Каверин писал об Ульянове: «Я бы произнес, что он играет с необычным тактом, и тоже, как это сделал бы Михоэлс, играет сначала нрав. При этом нужно сказать, что это относится не только лишь к Ульянову. Весь спектакль построен совсем независимо от того, как он был построен Михоэлсом, а меж тем производит он не наименьшее воспоминание. Ульянов не стремится, как это делал и Михоэлс, возбудить жалость к для себя. Он играет конкретно так, как это бывает в жизни, — забываешь, что действие происходит много годов назад, в незнакомых для тебя местах». В главном, отмечалась высочайшая достоверность игры Ульянова, практически прожившего роль еврея, а именно, Арон Вергелис был восхищён его актёрской работой.
Елизавета Метельская, видевшая в роли Тевье знаменитого Михоэлса, как-то произнесла, что Ульянов был первым актёром после Михоэлса, который был реальным Тевье, таким, каких она лицезрела, проживая на Украине. После показа «Тевье-молочника» по телевидению Ульянову приходило огромное количество писем, в каких зрители задавались одним единственным вопросом: «Скажите правду, Вы — еврей либо нет? В 1986 году Ульянов был удостоен звания Герой Социалистического Труда. На Всесоюзном радио актёр записал моноспектакли «Тихий Дон» и «Мёртвые души». Конец 1980-х: кресло худрука Театра им. Вахтангова, «Брестский мир» Годом позднее Ульянов окончил вторую свою книжку — «Работаю актёром», размещенную в издательстве «Искусство». В сентябре 1987 года, после добровольческого ухода Евгения Симонова, Миша Ульянов был назначен художественным управляющим Театра имени Вахтангова. Принимая театр после Симонова, Ульянов сразу сформировал четыре пт собственной программки: он будет завлекать в театр больших режиссёров и драматургов; в театре будут ставиться только профессиональные пьесы; сам художественный управляющий никогда не будет заниматься режиссурой, потому что, по его воззрению, реальным режиссёрским даром не обладал; он не будет сокращать труппу.
В должность актёр вступал, «имея впереди себя главную задачку — сохранить Вахтанговский театр, не дать его коллективу распасться на группки». Одной из первых премьер театра под управлением Ульянова стал поставленный Робертом Стуруа спектакль «Брестский мир» по пьесе Миши Шатрова, написанной ещё сначала 60-х, но разрешённой к постановке только в годы «перестройки». И работа Стуруа казалась очень смелой — в спектакле был момент, когда Ленин лежал на полу, а Арманд ставила ногу ему на грудь и начинала беседу. Ульянов играл мятущегося Ленина без всякого грима, играл страстно, трагическая музыка Гии Канчели очень органично вписалась в революционную атмосферу. Но Миша Горбачёв спектакль не принял: «Видимо, сказалось восприятие партократа. Но скоро после отмены цензуры выяснилось, что «смелая» пьеса Шатрова была только полуправдой, спектакль уже шёл при полупустых залах и в конце концов был снят с репертуара. В ноябре Миша Александрович робко отметил 60-летие. В конце десятилетия стал народным депутатом СССР, снялся в нескольких картинах, включая «Сталинград», где опять сыграл маршала Жукова.
В кино — маршал Жуков в шестисерийной ленте «Война на западном направлении», в театре — внезапная для актёра роль «отца народов» Иосифа Сталина в политическом фарсе приглашённого режиссёра Романа Виктюка «Уроки мастера». Ульянов играл Сталина «с грубостью, жёстокостью, тяжёлой физиологичностью и катастрофическим нервом». На следующем съезде членов Союза театральных деятелей в 1991 году было решено: Ульянов остаётся на 2-ой срок. Тогда же Миша Александрович во 2-ой раз с 1970 года повстречался с Сергеем Соловьевым на съёмочной площадке — в его эксцентричной комедии «Дом под звёздным небом», где сыграл академика Башкирцева. В 1960-е этот роман в письмах был размещен Александром Твардовским в журнальчике «Новый мир» и «до дыр» зачитан русскими гражданами. На волне фуррора телережиссёр Орлов желал сделать по нему телеспектакль, роль Цезаря была предложена Ульянову, но по различным причинам план тогда не был реализован. Сначала «перестройки» в Театр им. Ульянов показал Цезаря катастрофически одиноким человеком.
Спектакль посещали многие члены Политбюро, включая Миши Горбачёва. Актёр осознавал, что в «Мартовских идах» показаны многие пронзительные вещи, относящиеся и к современному положению в стране. Броско, что после окончания событий «чёрного октября» спектакль был показан по телевидению. С 1992 по 1993 год актёр снялся в нескольких лентах, сыграл протоиерея Туберозова в спектакле «Соборяне» по роману Николая Лескова. Картина по разным причинам вышла на экраны только после погибели Миши Александровича, но отклики и критиков, и зрителей были единогласными — «сыграно гениально». Приблизительно в это время вернувшийся в столицу театральный режиссёр Владимир Мирзоев предложил Ульянову поставить в театре имени Вахтангова пьесу Гарольда Пинтера «Возвращение домой» и сыграть в ней главную роль, мясника Макса. Ульянову импонировало заглавие работы «вот это как раз то, что на данный момент необходимо, — возвратиться к истокам, к своим корням» , но, ознакомившись с пьесой, он отказался от неё из-за «брутальной лексики, сюжета и тревожно-абсурдных смыслов этой вещи». Годом позднее сыграл чуть ли не единственную главную роль в виде маршала — в полудокументальной ленте Юрия Озерова «Величавый военачальник Жора Жуков».
В театре — Шмага в пьесе А. Островского «Без вины виноватые», роль, которую Миша Александрович играл ещё у Самборской в 1940-х. Сначала Ульянов временами подменял хворого Юрия Волынцева, но после его погибели в 1999 году стал главным исполнителем этой роли. Конкретно в виде Шмаги актёр в последний раз вышел на сцену. Издательство «Центрполиграф» выпустило третью книжку Ульянова — «Возвращаясь к самому себе». Конец 1990-х: «Сочинение ко Деньку Победы», «Ворошиловский стрелок» В 1998 году Ульянов отказался от третьего срока на посту председателя Союза театральных деятелей и передал бразды правления Александру Калягину. Незадолго до 1-го из основных кинофильмов в собственной карьере, «Ворошиловского стрелка», Миша Ульянов поработал с режиссёром Сергеем Урсуляком на съемках трагикомедии «Сочинение ко Деньку Победы». Ульянов вспоминал: Мне любопытно было поработать над этим фильмом.
Во-1-х, «Сочинение ко Деньку Победы» — трагикомедия, достаточно редчайший жанр в нашем кино. Он просит особенного мастерства сначала от режиссёра. И, по-моему, Сергей Урсуляк, выпускник Театрального училища имени Щукина, режиссёр ещё юный, искрометно совладал со собственной задачей. Во-2-х, в кинофильме игрались примечательные актёры.
В 1953 году по другим данным, в 1952 году [ 11 ] Ульянов начал сниматься в кино.
Первой его работой стала роль Якова Лаптева в фильме "Егор Булычев и другие", но она не привлекла к себе внимания зрителей, и Ульянов несколько лет пребывал в тени - пока не получил приглашение сыграть главную роль в поэтической эпопее "Добровольцы" [ 11 ]. В этот период он снялся в фильмах "Они были первыми", "Дом, в котором я живу" [ 10 ]. А наибольшей творческой удачей Ульянова критики называли роль Егора Трубникова в драме "Председатель" [ 4 ] - в 1966 году за эту роль актер удостоился Ленинской премии [ 1 ], [ 2 ], [ 4 ]. Среди многих театральных ролей 1980-х годов самой близкой ему по духу стала роль Едигея "И дольше века длится день" Чингиза Айтматова [ 2 ]. Ульянов также играл Наполеона, Сталина, Кирова, Ленина — последняя роль во многом определила его карьеру.
Спектакль "Человек с ружьем" поставлен в 1955 году ездил в Австрию, и министр культуры Екатерина Фурцева очень нервничала по поводу того, что кроме вождя Ульянов играет отрицательных персонажей — незадолго до того вышел фильм "Тишина", в котором актер сыграл персонажа отрицательного. Сам же Ульянов вспоминал, что его потрясло, как роль Ленина "съела" много игравшего вождя актера Смирнова. Чтобы не быть раздавленным фигурой основателя советского государства, объяснял Ульянов, он и начал играть более двусмысленных героев [ 5 ] В 1973 году Ульянов дебютировал как режиссер, поставив фильм "Самый последний день", в котором также сыграл и главную роль [ 1 ], [ 10 ]. В 1976 году в киноэпопее "Освобождение" Ульянов впервые исполнил роль маршала Георгия Константиновича Жукова всего актер сыграл Жукова в 12 фильмах [ 1 ], [ 2 ]. Образ Жукова в исполнении актера получился столь ярким и запоминающимся, что, как утверждали СМИ, некоторые памятники Жукову были наделены лицами не маршала, а Ульянова - скульпторам казалась естественным вылепить лицо актера, по работам которого страна знала своего полководца [ 5 ].
Среди лучших работ Ульянова также были роли в фильмах "Братья Карамазовы" 1969 [ 11 ], "Бег" 1970 [ 2 ], "Частная жизнь" 1982 , "Без свидетелей" 1987 [ 8 ], [ 4 ]. Среди актерских работ на телевидении наиболее крупной и художественно значимой стала роль Тевье в постановке "Тевье-молочник" 1985 [ 1 ]. Профессиональную деятельность Ульянов в течение многих лет сочетал с общественной.
Почему Ульянов никогда не каялся... / Дочь об отце / К 90-летию
Михаил Ульянов / Театр им. Евгения Вахтангова. Официальный сайт. | После этого биография Михаила Ульянова стала развиваться в Москве, куда приехал будущий великий актёр. |
Актер Михаил Ульянов: биография, семья, фильмография | Читайте полную биографию Михаила Ульянова на нашем сайте. 20 ноября 2022 года исполнилось 95 лет со дня рождения актера: архивные фото и видео, лучшие фильмы в юбилей. |
«Все строилось на доверии»: дочь Михаила Ульянова – об отношениях в семье | Работа в театре В 1950 г. Михаил Ульянов стал актером Государственного театра им. Евгения Вахтангова (в 1956 г. театру было присвоено звание академического), в котором служил на протяжении всей сценической карьеры. |
Жена Михаила Ульянова | Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк. |
Ушел из жизни актер театра и кино Михаил Ульянов: биография | Работа в театре В 1950 г. Михаил Ульянов стал актером Государственного театра им. Евгения Вахтангова (в 1956 г. театру было присвоено звание академического), в котором служил на протяжении всей сценической карьеры. |
Ульянов сыграл Жукова так, что его чертами наделяли памятники маршалу
Биография Михаила Ульянова: фото, личная жизнь, причина смерти, фильмы, "Тихий Дон", "Живые и мертвые", в роли маршала Георгия Жукова. После этого биография Михаила Ульянова стала развиваться в Москве, куда приехал будущий великий актёр. Михаил Ульянов – советский и российский актер, режиссер, народный артист СССР. Свою работу актера, режиссера и художественного руководителя театра Михаил Ульянов в течение многих лет совмещал с активной общественной деятельностью.
Ульянов, Михаил
Вместе с ним там учились Юрий Катин-Ярцев и Иван Бобылев, с которыми он впервые самостоятельно поставил учебный спектакль «Два капитана». Театр В 1950 году начинающий актер поступил в труппу вахтанговского театра и сразу был введен на роль Сергея Кирова в постановке «Крепость на Волге». Сам он считал, что не подходит под этот образ, поскольку из «крепкого тела торчало на тонкой юношеской шее худое лицо плохо питавшегося студента», но публика приняла его очень тепло. Он играл его так, что зрители чувствовали вместе с актером и сумасшедшую страсть, и широту натуры, и безысходную тоску. Михаил Александрович работал так всегда, выкладываясь сполна: …каждая роль, собственно, делается из материалов таких горючих — твое сердце, твои нервы, твои боли, твои ошибки. Сочетания всех этих вещей создают образ тот или иной, который находит отклик. Работая над персонажем вечно подвыпившего актера-чудака Шмаги из постановки «Без вины виноватые», Ульянов играл его, прибавляя к привычному классическому образу трагичность судьбы незаметного артиста, всю горечь от напрасно прожитой жизни, заливаемую спиртным. Театралы ходили «на Ульянова-Шмагу» чаще, чем на его же Антония в «Антонии и Клеопатре» или Владимира Ленина в «Брестском мире», которым тоже рукоплескали от души.
Михаил Ульянов в постановке «Антоний и Клеопатра» За свою театральную жизнь актер создал столько запоминающихся и точных образов, что выделить из них главные сложно. Ульянов попробовал свои силы и в качестве режиссера, поставив на сцене четыре спектакля: «Ситуацию» по пьесе Виктора Розова 1973 , «Ричарда Третьего» по Уильяму Шекспиру 1976 , «Я пришел дать вам волю» по роману Василия Шукшина 1979 и «Скупщика детей» по произведению Джона Херси 1985. Фото со спектакля «Ричард Третий» В 1987 году Михаила Ульянова назначили художественным руководителем театра Вахтангова, а вскоре после вступления в должность его единогласно избрали председателем Союза театральных деятелей и он оставался им до самой смерти. Михаил Ульянов в молодости Кинокарьера Ульянов не раз говорил, что главная его экранная роль — инженер Дмитрий Бахирев из драмы Владимира Басова «Битва в пути». За роль однорукого председателя, всеми силами старавшегося наладить послевоенную жизнь в разоренной деревне, в 1966 артист был удостоен Ленинской премии. Двух других воплотили на экране Андрей Мягков и Кирилл Лавров. Кстати, именно Ульянову и Лаврову пришлось заканчивать фильм в качестве режиссеров после смерти Ивана Александровича.
Фильм был номинирован на «Оскар» как лучший на иностранном языке. Его генерал Григорий Чарнота одной лишь фразой: «Кто в петлю, кто в Питер, а я куда? Кто я теперь? Я вечный жид теперь. Я Агасфер. Летучий я голландец. Черт я собачий!
Кадр из фильма «Бег» Самым запоминающимся образом, сыгранным Михаилом Александровичем почти в двадцати фильмах, стал маршал Георгий Жуков : в него он перевоплощался в фильмах «Море в огне», «Слушайте, на той стороне», «Блокада», «Битва за Москву», «Солдаты свободы», «Война на западном направлении» и других. Зрители ассоциировали актера с военачальником, настолько мощной и цельной была его игра.
Отец был авторитетом в семье, и Михаил советовался с ним при принятии судьбоносных решений. Так, в 1946 году, отец всемерно поддержал желание сына продолжить обучение театральному мастерству в столичном институте. В Москву Михаил приехал с трофейным пистолетом, подаренным отцом, и поселился в Сокольниках у старой знакомой семьи. Он гулял по аллеям Сокольнического парка, разучивая стихи для экзаменов, очень старался, но не смог поступить ни в одно учебное заведение из всех, куда приходил на прослушивание. Отчаявшийся Ульянов случайно встретил земляка из Омска, с которым занимался когда-то в одной студии, и тот подсказал Михаилу попытаться поступить в Театральное Училище им. На этот раз Михаил Ульянов поступил и стал студентом курса Леонида Шихматова и Веры Львовой, славившимися своей строгостью и требовательностью.
Он усердно учился, успешно играл в студенческих постановках. Но строгие наставники не давали своим подопечным возможности зазнаться, указывая на ошибки и недоработки. Эти уроки Михаил Ульянов запомнил на всю жизнь. В 1950 году Ульянов начал свою службу в Театре им. Надо сказать, что из его выпуска были приняты сразу четыре молодых артиста, а обычно приглашали не больше двух. Ульянов в молодости. Актёр стал много и с упоением играть, он нравился режиссёрам. Ульянов любил театр.
Он упорно работал, создавал необычные образы: у него даже В. Для того, чтобы его персонажи были правдивей, Михаил посещал библиотеки, много времени проводил в фондах, где мог почерпнуть информацию о своих героях, а играть ему доверяли известных исторических личностей. Алейхема, что ему начали задавать вопросы: кто он по национальности? Скрупулёзность, с которой Ульянов подходил к разработке образов, стала легендарной. Успех на сцене и в кино определил репертуар артиста: он всё больше играл исключительно главные роли. В 1987 году он занял пост художественного руководителя Театра им. Ульянов в образе Цезаря Фильмы с актёром Ещё во время учёбы, а потом, приступив к работе на театральной сцене, Ульянов много пробовался в кино, но отбор не проходил и приглашений не получал. Михаилу не понравился свой образ на экране, он был не статен, среднего роста, и это смущало Ульянова, только отзывы режиссёра и коллег смогли его убедить не отказываться от съёмок в кинофильмах.
Следующими работами были фильмы «Дом, в котором я живу», «Екатерина Воронина», «Добровольцы».
Швыдкого: «В Ульянове счастливо сочеталось выдающееся актёрское дарование и общественная жилка. Ещё раз повторю, считаю это главным в нём — он был хрупким, рефлексирующим, лирическим, звенящим, совершенно замечательно, потрясающе читал русскую лирику, — но гениально играл полководцев-победителей! Великий артист, всех обманул». Вот уж воистину — чистая правда! Мало кто знает, какой же непростой, а порой и драматичной была личная жизнь Ульянова. Однако он никогда не скулил, не ныл по поводу своих собственных многочисленных бед и невзгод. Наоборот всегда находил в себе мужество преодолевать их.
Ещё в Щукинском училище Миша полюбил Нину Нехлопоченко. Несколько лет страдал и тосковал отвергнутый жених, пока случайно не увидел известную в то время красавицу актрису Аллу Парфаньяк. И дал ей зарок: «Ты будешь моей! То есть, шансов у сухопарого выпускника Щукинки и молодого артиста Вахтанговки было ровно ноль. Тем более, что, в конце концов, красавицу на сьёмках фильма «Небесный тихоход» перехватил главный персонаж — лётчик майор Булочкин в исполнении тогдашнего супер-актёра Николая Крючкова. Прожили они вместе недолго. Крючков узнал о её романе с Бернесом, благородно оставил квартиру жене и их сыну Николаю, а сам ушёл в общежитие. И лишь когда роман с Бернесом сошел на нет, Парфаньяк ответила, наконец, взаимностью Ульянову, приведя его ещё до свадьбы в свою квартиру со смежными комнатами.
Так они и ютились вшестером: молодожены, сын Аллы, родившаяся дочка Лена, мама актрисы и домработница. Лишь спустя несколько лет, когда имя Ульянова загремело на всю страну, его семье выделили квартиру в центре города. Семейная жизнь вроде бы стала налаживаться, как грянула большая беда. Сразу же после рождения дочери глава семьи запил, что называется, по-чёрному. Оправдывал себя старым, как мир доводом: дескать, работа в театре постоянно требует снятия стресса. От этой пагубной привычки страдали все, но, наверное, больше других — Алла Петровна. Однажды, распахнув окно, она встала на подоконник восьмого этажа и прокричала не вяжущему лыка мужу: «Выбирай - или водка, или я! Поклялся, что завяжет.
И слово сдержал. В одной из своих книг написал: «Алла вытащила меня из омута в тот момент, когда я уже пускал пузыри и почти перестал за себя бороться. Многие тогда махнули на меня рукой, мол, пропал парень. И действительно, настал трагический край - меня выгнали из театра за развеселую жизнь. Но тут Алла подняла на ноги товарищей и заставила их просить за меня». Большой, практически неразрешимой проблемой для семьи оказался и пасынок Михаила Александровича — Николай, не зря прозванный Перекати-Коля. Рос строптивым и неуживчивым. Закончив школу, первым делом поспешил отделиться от матери и звездного отчима в кооперативную квартиру, которую ему вскладчину купили все родственники.
Отношения с родным отцом — Крючковым — тоже были хуже некуда. Парень с юности стал агрессивным... Поливал грязью не только страну, в которой родился, вырос, но и «оглуплённых, недалёких слуг режима» — отца с отчимом. Перепробовал много профессий: ассистент режиссера, сторож, слесарь, дежурный в больнице. Выпрашивал деньги у матери, водил домой проституток и упивался «Голосом Америки». Когда выслали Солженицына, написал заявление, чтобы и его лишили гражданства. Николая поставили на учет в психушке. В конце 80-х он нелегально уехал в Германию.
Там его посадили в тюрьму. Уже после смерти Ульянова следы его пасынка затерялись в Америке... А вот дочь — Елена — всегда была отрадой сердца для Михаила Александровича. Хотела стать актрисой. Только отец запретил ей об этом даже думать. И девушка выучилась на художника-графика. Долгое время работала в газете «Аргументы и факты». Теперь — президент благотворительного фонда имени своего отца.
Тихо, без надрывного пафоса помогает пожилым советским актёрам кино и театра. Была замужем за журналистом Сергеем Марковым. У них появилась дочь. Назвали её в честь матери дедушки — Елизаветой. У внучки оказался врождённый порок сердца. Не находивший себе места Ульянов обратился к Горбачёву с просьбой «дать добро» на операцию за границей. Лизоньку вылечили. Она родила двойняшек — Игоря и Анастасию, которых дедушка успел увидеть перед самой смертью… Ещё в середине 90-х у Михаила Александровича диагностировали болезнь Паркинсона.
С годами «букет» болячек всё увеличивался. Дошло и до рака. Летом 2006 года Ульянов отдыхал в Кинешме. Там с ним случился тяжёлый приступ. На вертолёте МЧС, высланном по личному приказу Сергея Шойгу, актёра доставили в госпиталь и прооперировали.
О чем искренне написал в своей книге «Работаю актером»: «... Всеми душевными силами я люблю эту непохожую ни на что, чудесную и беспощадную профессию». Значение деятельности Михаила Ульянова в развитии театрального и кинематографического искусства отечественной культуры огромно. Честность, искренность, умение отстаивать свои идеалы были отличительными чертами не только всех персонажей актера, но и его самого. Михаил Ульянов часто помогал коллегам и даже незнакомым людям в трудных жизненных ситуациях. Человечность по отношению к ближнему была жизненным кредо артиста. Михаил Ульянов ушёл из жизни 26 марта 2007 года. По инициативе московских ветеранов Великой Отечественной войны был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище.
Please wait while your request is being verified...
Ульянов Михаил Александрович (20 ноября 1927, с. Бергамак Омской области — 26 марта 2007, Москва) — советский и российский актер кино и театра. возраст и дата рождения, истории из жизни Актёра Михаил Ульянов, ознакомьтесь с его биографией на сайте. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Михаил Ульянов можно посмотреть на Иви. Михаил Ульянов (1927–2007) – народный артист СССР, режиссер, лауреат государственных премий, художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова с 1987 по 2007 годы, автор мемуаров «Приворотное зелье» и «Работаю актером». Михаи́л Алекса́ндрович Улья́нов — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, педагог, общественный деятель. Михаи́л Алекса́ндрович Улья́нов — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр, педагог, общественный деятель.
Михаил ульянов: биография, личная жизнь, семья, жена, дети
26 марта 2007) - советский и российский актер. Читайте полную биографию знаменитости. Михаил Ульянов – народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, Герой социалистического труда. Михаил Ульянов, без сомнения, был именно таким актёром. Михаил Александрович Ульянов — актёр и режиссёр театра и кино, педагог, автор книг, общественный деятель.
Please wait while your request is being verified...
Николай с юности стал диссидентом. Его тяготило, что отец и отчим занимают видное положение в советском обществе. Парень искал себя в разных профессиях: работал ассистентом режиссера, сторожем, слесарем в больнице, а по ночам слушал «Голос Америки». Когда из нашей страны выслали Солженицына, Коля написал заявление с просьбой лишить его гражданства. Молодого человека поставили на учет в психушку, а в 1989 году, когда «железный занавес» окончательно рухнул, ему удалось уехать в Германию, где пришлось жить нелегально. За это его на три месяца посадили в тюрьму, а потом выслали прочь.
Сейчас следы Николая, кажется, затерялись в Америке. Дочка же Елена, а потом и внучка Лиза, стали для Парфаньяк и Ульянова отрадой. В отличие от ершистого Коли они выросли приличными женщинами и нашли свое место в жизни. Помню, в свое время у нас в театре возник серьезный конфликт. И я встал на сторону Евгения Рубеновича Симонова, защищал его, при всех набрасывался на Ульянова.
Но Ульянов победил, его назначили худруком. И знаете, что первым делом он велел? Объявил коллективу: «Шалевича не трогайте! Но Михаил Александрович изо всех сил старался сгладить острые углы, даже приглашал меня в гости, где ждал красиво накрытый стол. Парфаньяк была жесткой и требовательной женщиной, вероятно, этот характер и держал Ульянова около нее.
Парфаньяк скончалась спустя два года после смерти мужа. Елена Ульянова сейчас руководит фондом имени своего отца. Тихо, без лишней шумихи помогает старикам актерам, устанавливает памятники на могилах тех, кого раньше любили миллионы, но после смерти быстро забыли. Сергей Соловьев: Ульянов не был подкаблучником! Свой первый полнометражный фильм — «Егор Булычов и другие» — он снял при поддержке Михаила Александровича.
Хотя поначалу кинематографические чиновники намекали Ульянову: «Зачем вам этот детский сад — какой-то Соловьев, студент вчерашний? Вы же сами хотели заняться режиссурой — вот и снимайте! И сделал это, не потому что был подкаблучником это не так! Для всех друзей он заказал автобус «Интурист», и в 10 утра мы отправились из Москвы в Ростов Великий.
Режиссеры засыпали артиста сценариями.
Фильмы периода 1958-1963 гг. За роль Сергея Абриковсова в социальной драме «Частная жизнь» Ульянов стал обладателем кинопремии «Золотой лев» Роль Георгия Жукова актер примерял на себя более 10 раз. Актеру приходилось накладывать грим по несколько часов, так как Михаила нужно было состарить. Чтобы лучше войти в роль, артист много читал и смотрел документальные фильмы о Жукове. В образе маршала он предстал в картинах: «Слушайте, на той стороне»; «Солдаты свободы»; «Если враг не сдается…».
Встретиться с Георгием Константиновичем актеру так и не довелось. Ульянова неоднократно приглашали играть вождя пролетариата Владимира Ленина. Он снялся в цикле фильмов: «Штрихи к портрету В. Ленина», «На пути к Ленину», «Несмотря ни на что». В 1983 г.
Ульянов предстал перед зрителями в образе отрицательного героя в драме «Без свидетелей». Он так правдоподобно сыграл роль, что еще долго получал гневные письма от поклонников, которые обвиняли артиста в непорядочности. В 90-е годы артист продолжил сниматься в кино. Библиографы называют эти годы самыми неплодотворными в карьере актера. В этот временной отрезок фильмография Михаила Александровича пополнилась картинами «Война в западном направлении», «Дом под звездным небом», «Мастер и Маргарита», «Все будет хорошо».
Ярким образом периода 90-х стал Иван Федорович Афонин в криминальной драме «Ворошиловский стрелок». Критики отметили ульяновскую манеру игры, которая принесла актеру несколько премий престижных кинофестивалей, в том числе «Золотой овен» и «Нику». Сам артист согласился на съемки, частично из финансовых соображений, частично потому, что у него у самого подрастала внучка. Михаил Александрович на площадке опекал свою экранную родственницу, подсказывал и помогал начинающей актрисе Анне Синякиной. В начале нового тысячелетия Ульянов воплотил образ криминального авторитета по кличке «Отец» в боевике «Антикиллер».
Снова поклонники оказались недовольны, недоумевали, почему Михаил Александрович согласился играть роль вора-рецидивиста. Фильмография Ульянова насчитывает 141 работу в 137 проектах Личная жизнь Во время обучения в Щукинском училище Ульянов влюбился в студентку того же учебного заведения Нину Нехлопоченко. Девушка ответила взаимностью, между актерами завязались отношения, они собирались в скором времени их узаконить. Незадолго до свадьбы Нина влюбилась в другого, отказалась выходить замуж за Ульянова. Артист сильно переживал, но постепенно все забылось.
С Нехлопоченко он много лет играл на одной сцене в театре им.
Протянула руку помощи и стала женой В 1950 году Михаил Ульянов получил диплом актёра и был принят в и без того родной Театр Вахтангова. Здесь он и познакомился с красавицей актрисой Аллой Парфаньяк, на которой впоследствии женился они прожили вместе 50 лет! Карьера Ульянова в театре очень быстро пошла в гору, роли сыпались на него как из рога изобилия. Обычным делом для актёра стали частые и обильные застолья, посиделки в компании вечно нетрезвых "друзей": "Все, в общем-то, махнули на меня рукой. Мол, пропал парень. И действительно, настал трагический край: меня выгнали из театра за развеселую жизнь". Именно Алла, в которую всё это время был страстно влюблён Михаил, протянула актёру руку помощи. Она и режиссёр театра Рубен Николаевич Симонов твёрдо решили вернуть его в коллектив. А ведь Алла была замужем, у неё подрастал сын, но брак с актёром Николаем Крючковым они познакомились на съёмках "Небесного тихохода" оказался неудачным.
Ульянов и не надеялся, что его глубокое чувство встретит понимание и отклик: "Алла замужем. А я кто? Ни кола ни двора". Но в 1959 году, после ухаживаний, которые продолжались четыре года, Алла и Михаил подали заявление в загс. Алла ради мужа отказалась от актёрской карьеры - она целиком посвятила себя семье. Вскоре после свадьбы на свет появилась их с Михаилом дочь Елена, а у той в своё время - дочка Лиза, горячо любимая внучка Михаила Александровича. Михаил Ульянов в роли маршала Жукова. И смог, равно как и в течение 10 лет быть во главе Союза театральных деятелей России. Он доказывал властям, что без искусства страна пропадёт.
Позже Михаил Александрович вспоминал, что, увидев её, «статную, величественную, как Екатерина Великая», понял, что в студию его, «небольшого такого крепыша-головастика», не примут. Тем не менее, прочитав отрывок из «Мёртвых душ», он получил «зелёный свет». Этот «мучительный», как его называл сам Ульянов, этап своей жизни он прошёл нелегко, работая над этюдами, посещая репетиционный зал театра и играя в массовке в некоторых спектаклях. Индивидуальные занятия с Ульяновым проводил актёр театра Михаил Иловайский, эрудит, «завораживавший» студийцев своими рассказами о людях, которые повстречались ему на его жизненном пути. Одновременно с обучением в студии Михаил пытался пройти полный курс обучения и в Омской школе лётчиков-истребителей, но не успел, так как война завершилась. Помимо этого, Ульянов полгода работал утренним диктором на Омском радио, «постепенно привык к микрофону». Тогда же, пытаясь хоть как-нибудь исправить свой высокий звонкий голос, Ульянов кричал во всю силу, да так, что на это обратил внимание его сосед по дому и по совместительству коллега по драмтеатру Николай Колесников. Результатом мучений стал столь характерный, «хриплый, сорванный голос», которым Михаил Александрович обладал до конца жизни. За время обучения в Омской студии Ульянов успел познакомиться со многими именитыми артистами и сыграть немало ролей в учебных постановках, в том числе Бориса «Гроза» Александра Островского , Шмагу его же «Без вины виноватые» , Кочкарёва «Женитьба» Николая Гоголя. Однако все эти два года Михаил мечтал сыграть Яго в «Отелло» Уильяма Шекспира - роль, которую, к огромному сожалению Ульянова, ему тогда так и не поручили. В августе 1946 года с благословения отца Ульянов отправился в «белокаменную» - поступать в театральную студию. Перед отъездом Александр Андреевич подарил сыну немецкий пистолет, добытый на фронте. С оружием Михаил приехал в Москву, где первый же патруль задержал его из-за подозрительного, испуганного вида. Пистолет чудом не нашли, и Ульянов отправился покорять столицу. В городе Михаил поселился в Сокольниках у знакомой отца, пожилой работницы шоколадной фабрики, в старом двухэтажном доме на 3-й Сокольнической улице ныне - улица Гастелло. Там же, в одноимённом парке, Ульянов учил стихи для поступления. Михаил Ульянов в молодости В Театр им. Вахтангова, о котором он мечтал, Ульянова привёл случай: на улице он встретил бывшего сокурсника по омской студии и только от него узнал, что у вахтанговцев есть собственная школа - не «студия Дикого», а Училище им. В этот раз Ульянову повезло - принимавший экзамены ректор училища Борис Захава зачислил его на первый курс. Из дома знакомой отца он переехал в общежитие на Трифоновской улице. Так как студентов на курсе оказалось около 40, решено было разбить их на две группы. Ульянов попал во вторую. Шихматов и Львова были строгими и придирчивыми преподавателями, студентов заставляли работать на совесть. В Щукинском училище с давних пор существовала традиция - с первого же курса приучать студентов к самостоятельной работе: они могли сами ставить спектакли, выбирая материал на собственный вкус. Успех вдохновил Ульянова на отважную попытку поставить, на сей раз совместно с Евгением Симоновым, «Бориса Годунова», в котором он сыграл заглавную роль. Захава их смелость не оценил, заметив, что работать «по ремеслу» они, к счастью, ещё не научились, а «по искусству» - до такой работы пока не доросли. Десятилетия спустя Ульянов писал: «Это был урок, который я по сей день помню и очень ценю. В искусстве ничего легко и сразу не даётся». Четыре года, как позже признавался Михаил Александрович, пробежали незаметно и пришло время выпускных спектаклей. На премьерах присутствовали, как тогда было принято, известные театральные режиссёры столицы и представители Министерства культуры. В 1950 году руководство Театра им. Вахтангова приняло в труппу четверых выпускников училища хотя обычно брали одного, максимум двух : Вадима Русланова, Николая Тимофеева, Михаила Дадыко и Михаила Ульянова. Правда, прежде чем принять окончательное решение, тогдашний художественный руководитель театра Рубен Симонов попросил Ульянова отрепетировать роль Сергея Кирова в пьесе «Крепость на Волге» Ильи Кремлёва, так как исполнитель этой роли Михаил Державин стал часто болеть. В июне уже официальный «вахтанговец» Ульянов получил из рук ректора Захавы диплом. Вскоре после прихода Ульянова в театр руководство вспомнило о его успешной альтернативе Державину в образе Кирова. Ввести актёра в спектакль и помочь ему с разработкой роли доверили авторитетному педагогу Анне Орочко. Ульянов работал, «стараясь выполнять все задания и все подсказки Анны Алексеевны», и в день его дебюта на вахтанговской сцене Орочко подарила ему фотографию Рубена Симонова и Бориса Щукина с подписью: «Если бы юность умела, а старость могла». Летом 1951 года Державин внезапно скончался в возрасте 48 лет. Ульянов остался единственным исполнителем роли Кирова, хотя и считал, что совершенно на неё не подходит. В первые годы работы в театре Михаил Александрович играл много - Симонов считал его перспективным актёром. Репертуар театра изменился с наступлением «оттепели»: в 1958 году Александра Ремизова поставила «Идиота» Ф. Достоевского, поручив Ульянову сложнейшую роль Парфёна Рогожина. С момента поступления в Театр им. Вахтангова Ульянова буквально засыпали приглашениями в кино. Однако пробы проходили безрезультатно, пока в 1953 году Клеопатра Альперова не позвала его попробовать себя в роли вожака комсомольцев Петрограда Алексея Колыванова в картине Юрия Егорова человека, проложившего, как считал Ульянов, ему дорогу в кино «Они были первыми». Позже Ульянов вспоминал, что был подавлен тем, как он выглядит на экране: «Все мне не нравилось в себе: фигура, лицо, голос, глаза... Конечно же, я не ожидал увидеть такое неуклюжее, некрасивое, кургузое и очень старающееся что-то сыграть существо». В конце десятилетия Ульянов много и тяжело работал - как в театре, так и в кино. Он снова сотрудничал с Юрием Егоровым в лентах «Дом, в котором я живу» и «Добровольцы», на съёмках последней «имел счастье» общаться с Леонидом Быковым, о котором позже очень тепло отзывался. Все эти фильмы, а также «Екатерина Воронина» принесли Михаилу Александровичу «начальный опыт, знания и навыки актёрского труда на съёмочной площадке». Михаил Ульянов в фильме "Добровольцы" Однако своей первой успешной ролью сам Ульянов считал инженера Дмитрия Бахирева в производственной драме Владимира Басова «Битва в пути» 1961. В 1959 году директором Театра им. Вахтангова стал «человек с редким знанием театра, психологии актеров, по-настоящему интеллигентный человек» Фёдор Бондаренко. Совместно с писателем Леонидом Леоновым он приступил к постановке «Русского леса» и в главной роли, Вихрова, видел только Михаила Ульянова. Михаил Александрович никак не надеялся, что Бондаренко отпустит его на съёмки картины, но после беседы с молодым актёром тот сказал: «Ну что ж, я понимаю тебя, и, наверное, такую работу в кино не стоит упускать». Фильм был отснят и имел в стране серьёзный кассовый и зрительский успех. Примечательно, что картина была успешной не только в СССР, но и за рубежом: тогдашний руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт даже приглашал Ульянова на съёмки в одном из их фильмов, но из-за финансовых неурядиц Михаил Александрович отказался. В 1963 году Ульянов снова встретился с Владимиром Басовым на съёмочной площадке неоднозначной драмы «Тишина». Роль подлого доносчика Петра Быкова стала одним из немногих отрицательных образов в карьере актёра. Перед отъездом с труппой театра на гастроли в Австрию, где Ульянов должен был в очередной раз сыграть Владимира Ленина, творческий коллектив вызвала к себе министр культуры Екатерина Фурцева. Когда ей сообщили, что роль самого Ленина будет исполнять актёр, совсем недавно сыгравший подонка и «стукача» в «Тишине», Фурцева гневно воспротивилась этому, но труппу всё же отпустила. В середине того же года Михаилу Александровичу передали сценарий Юрия Нагибина «Трудный путь», сказали просто - «о колхозе».
Ульянов Михаил Александрович
Михаил Александрович Ульянов — чем известен, биография, творческие достижения и награды — РУВИКИ: Интернет-энциклопедия. Ульянов Михаил Александрович – советский, российский артист театра и кино, режиссер, общественный деятель. Ульянов Михаил Александрович (20 ноября 1927, с. Бергамак Омской области — 26 марта 2007, Москва) — советский и российский актер кино и театра. А Михаил Александрович именно благодаря заньковчанам стал актёром. Михаил Ульянов (1927–2007) – народный артист СССР, режиссер, лауреат государственных премий, художественный руководитель Театра имени Евгения Вахтангова с 1987 по 2007 годы, автор мемуаров «Приворотное зелье» и «Работаю актером». «Ворошиловский стрелок» Михаил Ульянов ушел из жизни в 2007 году.