Новости советский тыл

Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом. Советский тыл в годы войны стал религиозным, но после окончания военных действий церковь снова оказалась под запретом. так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. Тегисоветский тыл в годы войны, что отошло ссср после второй мировой войны, болезни во время второй мировой войны.

Советский тыл 1941-1945. Повседневная жизнь в годы войны

так высоко оценивал маршал Советского Союза, полководец Георгий Жуков вклад трудового фронта в разгром фашистских захватчиков в ходе. Подводя итог рассуждениям о роли общества и тыла в Победе, нужно отметить выдающийся трудовой подвиг советского народа, который выразился в многократном увеличении объёмов. «Дембельским аккордом» войск по охране тыла стало их участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке. Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии – Самые лучшие и интересные новости по теме: Великая Отечественная война, СССР, Тыл на. И тыл стал фронтом Выставка, посвящённая эвакуации промышленности и организации массового производства техники и вооружений во время Великой Отечественной войны. После чего советская пехота перешла в наступление и выбила немецкие части из посёлка.

«Все для фронта, все для победы!». Лозунг, с которым Советский Союз выиграл войну

Этот документ подтверждал план вывоза ключевых предприятий в глубокий тыл из районов, которые могли быть захвачены гитлеровскими войсками. Перевезти вглубь Советского Союза сотни тысяч тонн станков, громадное количество другого различного оборудования, вагонов - это была поистине титаническая работа», - цитирует Буранова РИА Новости. Например, производитель танков Т-34, Харьковский паровозостроительный завод, - переехал на Урал полностью.

На огромном металлургическом комбинате в Кузнецке лампочки были вставлены в менее чем 15 процентов патронов. На угольных шахтах не хватало древесины для подпорок, что увеличивало риск обвалов. В условиях повышенного риска молодые, неопытные и зачастую непригодные для этой работы люди начали трудиться почти без обучения. Шахтеры на добыче угля — профессия, опасная даже при самых благоприятных обстоятельствах, — проходили минимальную подготовку. В конце 1943 года прокурор Ростовской области пожаловался, что в шахты посылают подростков, иногда всего тринадцати-четырнадцати лет. Самые юные отрабатывали под землей полную смену — одиннадцать часов, — несмотря на то что трудовое законодательство предписывало ограничить рабочий день для этой возрастной категории шестью часами. Многих ребят серьезно покалечило, некоторых — на всю жизнь, и по меньшей мере один мальчик погиб, упав под колеса вагонетки.

Неудивительно, что с опасной работы на шахтах люди массово бежали. В других отраслях риск был связан в первую очередь не с травмами, а с отравлением. Рабочим приходилось иметь дело с разнообразными опасными химикатами и веществами, часто специфическими именно для военной промышленности: новыми видами растворов, применяемыми при химической обработке дерева; хлорбензолом и составляющими бензина; химикатами, используемыми для производства боеприпасов; ароматическими азосоединениями; соединениями мышьяка; асбестовой пылью; свинцовой пылью; тетраэтилсвинцом, применявшимся как антипирен и антидетонирующая присадка к авиационному топливу. На предприятиях, вынужденных существовать под одной крышей, испарения всех этих веществ смешивались, образуя новые, неизвестные, смертельно опасные соединения. Новые типы химикатов пополнили длинный перечень давно известных опасностей, таких как ртуть, анилиновые красители, серная кислота, мелкие металлические частицы, газы и высокие температуры на металлургических предприятиях. Все эти вещества и их побочные продукты поражали печень, кожу, глаза, нервы и легкие. Производство боеприпасов, где использовали, в частности, тринитротолуол и нитроцеллюлозу, загрязняло воздух оксидами азота, динитробензолом, эфиром, гексогеном и другими химикатами. Рабочие помещения не были герметизированы, и утечка газа могла привести к временной приостановке работы целых цехов. В 1943 году обнаружилось, что половина рабочих в опасных цехах получили отравление на производстве, а к 1944 году этот показатель вырос почти до 100 процентов.

Местная администрация и органы здравоохранения неоднократно указывали руководителям предприятий на неподобающие условия, но необходимость наращивать темпы производства заглушала их жалобы. Директора заводов приняли меры, только когда вмешался Свердловский обком партии. Подробнее читайте: Голдман, В. Голдман, Дональд Фильцер; пер. Библиотека журнала «Неприкосновенный запас».

За смену делали 350-400 таких заготовок. В общей сложности в годы войны было изготовлено около 20 000 бронекорпусов на «летающие танки» — самолеты Ил-2 и еще для восьми модификаций самолетов. Сегодня в Самаре Мехзаводом мы называем целый производственный поселок, разросшийся вокруг предприятия «Салют». Для фронта, для победы трудился и коллектив завода «Авиаагрегат». В 1941 году это предприятие по выпуску воздушных винтов для авиации было эвакуировано из Подмосковья в Куйбышев. За годы войны на новой площадке изготовили более 90 тысяч винтов, почти половина из которых — для легендарного штурмовика Ил-2. С декабря 1940 года на нем уже было налажено серийное производство одноместного варианта Ил-2. Его же воронежцы продолжили выпускать в нашем городе. С середины 1942 года началось производство двухместных Ил-2, где размещался не только пилот, но и стрелок с крупнокалиберным пулеметом. С 1941 по 1945 год завод выпустил в общей сложности 15 182 самолета и отремонтировал 3662. За годы войны на нем выпустили 54 427 пулеметов ДШК в пехотном, танковом и морском вариантах. В июле 1941 года на базе Куйбышевского вагоноремонтного завода создали завод «Куйбышевкабель» с использованием эвакуированного оборудования из Ленинграда, Москвы, Кольчугино и Киева. Здесь выпускались военно-полевые провода и электрические кабели связи, медные пояски для снарядов, скрученные провода воздушных линий электропередачи. В 1942-43 годах куйбышевцы в труднейших условиях строили первый в стране магистральный газопровод Бугуруслан — Куйбышев. Строителям не хватало тяжелой техники, так что линия протяженностью 160 км была проложена практически вручную. История трудового подвига Куйбышева создавалась не только крупными оборонными заводами, но и небольшими местными предприятиями. В их числе был толерубероидный завод. Его продукция хоть и носила по большей части мирный характер, была остро востребована. Она использовалась в восстановлении народного хозяйства областей, которые одна за другой освобождались от вражеского нашествия. Так, в 1943 году семь вагонов кровельных материалов было отправлено в помощь восстановлению Смоленщины. Но были изделия и сугубо военные, для фронта. Все годы войны в цехах Куйбышевского толерубероидного изготавливались коробки для упаковки боеприпасов, в первую очередь противопехотных мин. А запущенный в эксплуатацию цех бумажного литья огромными объемами выпускал посуду, в том числе миски для бойцов Красной Армии. Из воспоминаний участника Великой Отечественной войны Александра Любимова: — Осенью 1941 года я, выпускник школы, пошел шлифовщиком на Куйбышевский станкозавод. А мы в цехе из-за шума станков рева самолетных моторов даже и не слышали. Потом я воевал на Карельском и 3-м Украинском фронтах, встретил Победу. Затем служил офицером в рядах Советской армии и всегда серьезно занимался историей. Анализируя документы, факты, осознал огромную роль того куйбышевского события 7 ноября 1941 года. Уверен, что парад имел глубочайшее дипломатическое значение. К ноябрю фашисты максимально продвинулись в сторону Москвы. Стоял вопрос о вступлении в войну Турции и Японии. Промышленность еще была «на колесах», не завершилась полная эвакуация заводов из западных областей страны на восток, они лишь приступали к выпуску военной продукции. Что касается людских потерь в первые месяцы, в плен было взято около миллиона солдат и офицеров. На западе считали, что Советский Союз практически разбит, армии нет. А тут — парады сразу в трех городах: Москве, Воронеже и Куйбышеве, где уже находился эвакуированный дипломатический корпус. И весь мир увидел, что ресурсы у нас далеко не исчерпаны, напротив, наша страна набирает мощь. Дипломаты все это передали своему руководству. Вот и в нынешнее неспокойное время, когда очень многие намеренно искажают факты о той войне, очень важно не ошибиться в оценках прошлого, изучать первоисточники.

Никольский скит. В январе 1943 года во время прорыва блокады Ленинграда он получил осколочное ранение в позвоночник и с тех пор стал почти полностью парализован. Отказался возвращаться домой. Или морской пехотинец Балтийского флота Александр Амбаров, ветеран двух войн — советско-финской и Отечественной. Воевал в Карелии с финнами, был ранен, обморозил обе ноги, потом сражался на Невском пятачке. Четыре раза его окоп накрывало немецкими бомбами, после чего товарищи буквально откапывали его из-под земли. На пятый раз не повезло: в земле остались обе ноги и левый глаз, выбитый осколком. В доме инвалидов находился и его однополчанин — матрос Василий, фамилии которого никто не помнил, а все его звали Васей Петроградским. Писатель Эдуард Кочергин в "Рассказах питерских островов" описывает, что в интернате Вася Петроградский не потерялся, а, напротив, нашёл себя, создав хор "самоваров". Летом дважды в день сёстры-санитарки выносили на зелёно-бурых одеялах своих подопечных на "прогулку", раскладывая инвалидов на берегу. Самым верхним клали Васю Петроградского, затем запевалу, ниже — высокие голоса, ещё ниже — басы. И вечером, когда у пристани внизу пришвартовывались и отчаливали московские, череповецкие, питерские и другие трёхпалубные пароходы с пассажирами на борту, "самовары" под руководством Василия Петроградского давали концерт. На Валааме жила и партизанка Серафима Николаевна Комиссарова. Она была радисткой в партизанском отряде, воевала в Белоруссии. Однажды каратели окружили партизанскую базу, все ушли через болота, а Серафима осталась с рацией — это была единственная возможность связи с Большой землёй. Всю ночь она стояла в ледяной болотной жиже, держа рацию на голове, пока мимо по кочкам шли гитлеровские каратели. К утру болото замёрзло, и вернувшимся партизанам пришлось буквально вырубать Серафиму из этого льда. Доставили её в медсанбат, стали оттирать спиртом, приводить в чувство. Кое-как Серафима пришла в себя, но ноги её перестали слушаться. Просто высохли, как две ниточки, и всё. После войны она вышла замуж за однополчанина, уехала с ним жить в Карелию — в посёлок Сортавала. Власти ей даже купили инвалидную коляску, причём с ящиком для инструментов — после войны Серафима Комиссарова устроилась на работу в пункт ремонта, где чинила радиоприёмники и бытовую технику. Казалось, она была образцовым советским инвалидом, но в 1950-е годы умер муж. И Серафима Комиссарова, оставшаяся без родственников, сама попросилась на Валаам. К концу 50-х таких "добровольцев" на Валааме было уже большинство: вчерашним фронтовикам была нестерпима мысль, что они стали невыносимой обузой для жён или стариков-родителей, которым самим требовалась помощь. Многие инвалиды были брошены семьями: молодые женщины уходили от искалеченных супругов к здоровым любовникам, забирали детей. Отчаявшиеся солдаты писали заявления: "Прошу отправить меня в дом инвалидов". Уж лучше там быть, среди "своих" — таких же калек, чем постоянно ловить на себе ненавидящие взгляды близких. Иногда родственники спохватывались и писали на Валаам письма: жив ли там такой-то товарищ? У администрации была даже заготовлена традиционная форма ответа на подобные обращения: "Сообщаем, что здоровье такого-то по-старому, а вам он не пишет, потому что новостей нет и писать не о чем — всё по-старому, а вам передаёт привет". Слесари-сборщики, инвалиды Великой Отечественной войны первой группы по зрению слева направо И. Лебедев и А. Буров в цехе сборки электродвигателей. Определили Волошина в самое закрытое отделение — для "психических", открытое в бывшем храме Никольского скита, где он более 15 лет пролежал на кровати среди таких же контуженных и потерянных людей. В 1974 году на остров Валаам прибыл художник Геннадий Добров, решивший живописать быт дома инвалидов, о котором ходило столько слухов на материке. Он подрабатывал санитаром, а в свободное время рисовал портреты инвалидов войны — ветеранов, живущих на острове. Инвалиды на Валааме. Геннадий Добров писал: "Захожу ещё в одну комнату, смотрю — лежит человек. Без рук, без ног. Но лежит на чистой кровати, укрытый чистым одеяльцем таким маленьким, простынёй. И подушка у него, всё очень чисто.

«Трудом ковавшие Победу» (Тыл во время Великой Отечественной войны)

Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» Создан при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Все права защищены.

Бумага, краска; трафарет. Плакат выпущен по итогам первого военного года и призывает уральцев во имя победы воевать и трудиться так, как их земляки: герои доблестной уральской 3-й гвардейской стрелковой дивизии, завоевавшие почетное звание в боях. Сталевар Нурулла Базетов, неоднократно добивавшийся рекордных плавок стали. Фрезеровщик Дмитрий Босый, ставший родоначальником движения тысячников: 12 февраля 1942 г. Называются имена и других героев труда. Искренний настрой тружеников тыла на героическую работу выразил Нурулла Базетов: «Только тогда отойду от печи отдыхать, когда скажут: "Базетов, война кончилась, Родина наша свободна от фашистов, бери отпуск!

Отражена в плакате традиция военных лет, когда накануне нового года уральцы отправляли Верховному Главнокомандующему И. Сталину новогодние рапорты и клятвы, в которых отчитывались за сделанное для фронта и брали обязательства на грядущий трудовой год. Обозначены и два крупнейших города Среднего Урала. Ведь еще летом 1941 г. Клятва уральцев крепка! Бумага, клеевая краска; трафарет. Большую силу воздействия в военные годы имели плакаты-клятвы и плакаты-рапорты, напрямую обращавшиеся к Верховному Главнокомандующему и главе ГКО И.

Сталину, культ и авторитет которого был непререкаем. Клятвенные обещания трудовых коллективов печатали в прессе, озвучивали на радио, зачитывали на митингах, издавали отдельными листовками и распространяли по заводским цехам, партактивам и профсоюзным организациям. С нерадивых работников коллектив вполне мог спросить: «Так ты не выполняешь обещание данное товарищу Сталину?! За выполнением четко сформулированных клятв и обещаний следили не только активисты, но и руководство предприятий, и вышестоящие органы. Вслед за эвакуированными заводами на Средний Урал прибыли народные комиссариаты различных отраслей промышленности, главки, стремившиеся напрямую воздействовать на работу подведомственных предприятий.

И решать ее старались быстро и оперативно. Как и перевод всего народного хозяйства на военный лад. Уже в ноябре 1941-го из 12. В Тамбовской области работали курсы по подготовке медсестер для госпиталей — в три смены, без выходных; в Пензенской и Саратовской областях — по подготовке водителей и связистов; подростки зачислялись в фабрично-заводские и ремесленные училища. Враг приближался к Москве. И вся жизнь советского тыла определялась одним-единственным желанием — остановить фашистов любой ценой. День и ночь, бесперебойно, круглые сутки советский тыл делал все, чтобы как можно быстрее снабжать свою армию всем необходимым: от танков, боеприпасов, вооружения до обмундирования, продовольствия и медикаментов. Трудящиеся Белоруссии — фронту Из 124 белорусских предприятий, выехавших в советский тыл, 119 были благополучно доставлены по назначению судьба остальных неизвестна, скорее всего, их разбомбили по дороге. Процесс размещения белорусской промышленности проходил в тылу по-разному. Евстигнеева, речицкая фабрика «10 лет Октября» и др. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в экспозиции, посвященной эвакуации из Беларуси в 1941-м, ярко и достоверно отражена эта трагическая, но богатая на подвиги страница прошлого нашего народа. Вторая группа — 96 предприятий — размещалась на местных производствах, родственных по специализации, и практически сливалась с ними в одно производство. Если местная база была достаточно развита, то оборудование и кадровый состав прямо с первого дня включались в работу для фронта, параллельно ведя монтаж своего оборудования. Именно так сложилась судьба станкостроительных заводов Беларуси: витебских — им. Кирова в Чкалове, им. Коминтерна в Саратове, им. Третья группа — 4 предприятия, которые слились с оборудованием родственных заводов из Москвы, Ленинграда и других крупных городов. В этом случае возникало, по сути, совершенно новое оборонное производство. Так, Гомельский станкостроительный завод им. Кирова, прибыв в Челябинск, был слит с оборудованием станкостроительных заводов из Ленинграда и Киева; Могилевский завод авиационного моторостроения, прибыв в Куйбышев, был слит с оборудованием заводов из Днепропетровска и Москвы. Курган Урал в конце августа. Площадь, на которой надо было разместить 1200 вагонов станков и оборудования, принадлежала местному заводику, производившему сепараторы для молока, и была в 70 раз меньше, чем довоенная площадь белорусского гиганта. Поэтому сразу заводу было выделено дополнительно еще 50 гектаров земли. Разгружали оборудование вручную — станки, инструменты, оснастку, готовую продукцию и прочие материалы… Значительное количество оборудования размещали под открытым небом. Прямо по земле прокладывали кабели и подключали станки. Монтажные бригады П. Майсака, И. Брозмана и других наскоро сооружали легкие навесы. Работы шли круглые сутки. Люди забывали о нормальном сне, о пище, по 5 — 6 смен не покидая своего места. Инженеры становились бетонщиками, монтажниками, токари и фрезеровщики — землекопами. К концу октября основные монтажные работы были завершены. В немыслимо сжатые сроки были полностью запущены механический, литейный, кузнечный, деревообрабатывающий цехи, заново построены модельный, обрубочный, транспортный, проложена узкоколейка, оборудована трансформаторная подстанция. В этой титанической работе люди проявляли подлинный героизм. Так, бригада электриков во главе с И. Козятниковым выполнила монтаж самого крупного блока за одну неделю, тогда как в мирное время такой объем выполняли обычно за 30 рабочих дней; конвейер завода был смонтирован за 35 дней, тогда как в мирное время на это уходило не менее 3 месяцев. По 3 нормы за смену выполняли сверловщик Перемышев, токари Акулов, Мосунов, Шиляев, кузнец Лосев и многие, многие другие. По указу Президиума Верхового Совета СССР за такой героический самоотверженный труд большая группа работников завода получила награды и премии — директор завода А. Генкин, мастер В. Нарбутович, слесарь П. Майсак, токарь М. Котликов, штамповщица Т. Шулякова, формовщик С. С его прибытием смогли приступить к ремонту паровозов мощных серий. Но размещение белорусского гиганта было невероятно трудной проблемой для всех — и самих гомельчан, и местного руководства. Разместить все сразу не позволяли имевшиеся площади. Уфимский завод уже работал на фронт полным ходом. Поэтому часть наших людей сразу включилась в его напряженный ритм, другие продолжали свозить и монтировать свое оборудование, третьи занимались строительством, расширяя имевшиеся цехи, и т. Один из старейших работников завода, Борис Антонович Дворников, вспоминал: «Условия для нас в ту первую осень были просто немыслимые… Климат непривычный, суровый... Куда ни повернись — горе, слезы, похоронки, лишения… Настроение тяжелое — немец у самой Москвы… Высокий профессиональный уровень отличал работу гомельских мастеров-паровозников М. Жихарева, А. Кричевцова, П. Кочицкого, В. Болвака, К. Злотникова, К. Козловского, С. Сукалинского, С. Маслюкова, братьев Петра и Алексея Лизуновых… Несмотря на самый разгар монтажно-пусковых работ, уфимский завод уже к ноябрю 1941 года перевыполнил свою первую оборонную программу и вошел в число лучших по наркомату путей сообщения СССР! В предельно короткий срок было смонтировано и запущено в работу оборудование Могилевского моторостроительного завода в Куйбышеве, который совместно с московским и днепропетровским заводами разворачивал новое оборонное производство прямо под открытым небом, на так называемой Безымянке, огромном пустыре за городом. Первые 200 белорусских вагонов стали прибывать уже в конце июля. А семья моя из 6 душ: я, жена и четверо малышей. Хлеб по карточкам, на вес золота, картошка тоже. Дров практически нет. Да и одежды почти никакой… Помню, монтаж мы заканчивали уже глубокой осенью. Грязища по колено. Холод, ветер, дождь! Встаешь на работу затемно, похлебаешь пустой баланды, пожуешь пару картофелин, всунешь в узелок пару луковиц, 300 г хлеба остальные 500 — детям! Пешком 8 км по бездорожью. Пока доберешься — еле живой от холода…» Вокруг кипела стройка — не было ни стен, ни крыши, а станки обрастали оснасткой. Самоотверженно, не думая о себе, трудилась бригада Ф. Райкова, токари И. Баландин, М. Лопаткин, Ф. Короткевич, Б. Щерба, Ш. Приборкин, шлифовальщик М. Коробушкин, слесари Я. Эйгер, П. Крутиков, контролер И. Худой, осунувшийся, с покрасневшими от бессонницы глазами, он казался мне в те дни отлитым из железа — так велика была воля этого человека. Подойдешь, бывало, к нему, хлопнешь по плечу: «Иди, отец, поспи хоть часок…», а он только отмахнется в ответ, словно от назойливой мухи, дескать, уйди, не мешай». Вместе с оборудованием завода «Гомсельмаш» прибыло 290 кадровых рабочих, 135 инженерно-технических работников и 43 служащих. Заводы объединены в одно предприятие «Уралсельмаш». Завод получил задание организовать выпуск мин и минометов. Фронт и тыл едины В невероятно тяжелых условиях была смонтирована и запущена Витебская оптическая фабрика. Это огромное предприятие, на 90 процентов оснащенное импортным оборудованием, прибыло в уральский поселок Суксун Кировская область в конце июля. Уже к началу октября, несмотря на тяжелейшие условия для монтажа окна были забиты фанерой, пол земляной, отопление печное , основные работы были завершены. В декабре фабрика, переименованная в оборонный оптико-механический завод Наркомата здравоохранения СССР, приступила к круглосуточному выпуску оптических линз для фронта. Морозы доходили до минус 50 градусов. Но люди по 12 — 13 часов не отходили от станков — слесари-инструментальщики братья Иван и Сергей Зуевы, токари Ильин, Каган, работницы Давыдова, Ладысова, Богомолова и другие. По рассказам местных жителей, до войны при таком морозе и снежных заносах работа в поселке Суксун вообще отменялась. Настоящий трудовой героизм проявили в тылу и коллективы 50 белорусских предприятий легкой промышленности. Мобилизация на фронт огромного количества мужского населения сразу создала патовую ситуацию — надо было в разы увеличить выпуск воинского обмундирования, обуви, теплого белья, сухих пайков, армейских аптечек, полевых кухонь. Своевременное и бесперебойное снабжение этой продукцией имело огромное политическое значение для армии, поскольку поднимало моральный дух бойцов. Это хорошо понимали в советском тылу. Смекалке и многим инициативам не было счета в те дни. Люди умудрялись находить выход из самых невероятных условий. Помню, на одном участке даже висела цепь из батарейных лампочек и при таком освещении женщины шили гимнастерки! Нет ножниц — сами напаивали пластинки, затачивали их и снова работали. Даже ремни для швейных машин шили сами — из остатков бязи, из разных отходов…» В конце сентября 1941 года, в самый разгар тяжелых боев, когда фашисты уже стояли под Москвой, коллективы 35 белорусских предприятий наладили выпуск продукции для фронта; к началу ноября к их числу прибавилось 27 предприятий, а в марте 1942 года — еще 19. Специализация их резко изменилась с переходом на выпуск оборонной продукции. Машино- и станкостроительные заводы освоили производство вооружения и боеприпасов танки, минометы, артиллерийские снаряды, гранаты, мины и т. Предприятия местной промышленности перешли на выпуск лыж, ранцевых огнеметов, противотанковых мин, санитарных повозок, патронташей, носилок, саперных лопаток, колючей проволоки, «ежей» и т. Предприятия легкой промышленности выпускали шинельное сукно, брючные, гимнастерочные и парашютные ткани, мужское белье, телогрейки, патронные сумки, сапоги, утепленные ботинки и др. Режимы на станках надо было выдерживать очень высокие. Иначе не могло быть и речи о такой производительности, какую требовал фронт.

Покинув Россию, композитор потерял все, в том числе имение Ивановку, в которую вложил не только все деньги, но и душу. Даже весь свой музыкальный архив, все, им написанное, пришлось оставить. Однако, в отличие от многих других музыкантов, Рахманинов смог найти свое место на чужбине и не просто выжил, но приобрел и закрепил мировую известность. В жизни Рахманинова было немало судьбоносных встреч. Профессор московской консерватории Николай Зверев, взрастивший гениального музыканта, Петр Ильич Чайковский, ставший для Рахманинова кумиром, его кузен, друг и учитель Александр Зилоти, близкие родственники, давшие приют бездомному нищему музыканту, верные друзья Федор Шаляпин, Владимир Вильшау и Николай Метнер… Многочисленные сохранившиеся фотографии позволяют проследить этапы жизненного пути Рахманинова, встречи с выдающимися музыкантами, моменты отдыха и общения с друзьями и близкими. Журналисты не раз настойчиво спрашивали Рахманинова о его отношении к родине, которая так жестоко и несправедливо обошлась с ним.

«Советский тыл в годы войны»

Победа советского народа над фашистской Германией была достигнута не только героизмом солдат и офицеров Красной Армии, но также самоотверженным трудом простых граждан в тылу. «Дембельским аккордом» войск по охране тыла стало их участие в советско-японской войне на Дальнем Востоке. Российская армия нанесла мощный удар по украинским военным тылам. Научная статья на тему 'Тыл советских вооруженных сил в сражениях. Ребята ознакомились с работой советского тыла в годы войны, узнали об огромном патриотическом подъеме, который позволил выдвинуть лозунг «В труде – как в бою.

Кукушкин Ю.С.(ред.) - Советский тыл в годы Великой Отечественной войны 1986

Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.

Сергей Ситников предложил рассмотреть возможность создания в электронной версии книги ещё одного раздела под рабочим названием «Потомки». В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции. Поделиться в соцсетях:.

В случае с третьим рубежом — об оценке руководством страны силы предполагавшегося удара германской армии и, одновременно, реальных возможностей Красной армии. Даёт оно и ещё один аргумент к ответу на вопрос о том, планировало ли руководство СССР «упреждающий удар» и ведение войны на территории Европы или рассуждало в совершенно других категориях. О мотивах, стоявших за решением о строительстве рубежей обороны за Москвой, уже сказали другие участники конференции.

Так вот, если говорить о судьбах и воспоминаниях строителей третьего после линии Молотова и линии Сталина оборонительного рубежа, то это, конечно, тоже изнурительный, героический труд, хотя и в летне-осеннее время, но это ещё и бомбёжки, и постоянная вероятность прорыва гитлеровцев, и, порой, выходы из окружения. Мать моей жены, учительствовавшая на западе Калининской области и призванная как член ВКП б на строительство оборонительных рубежей, на всю жизнь запомнила, как её и подруг преследовал по полю немецкий летчик, пикируя и забавляясь тем, как они реагируют на проходящие рядом с ними пулемётные очереди. А её отец — как по проселочным дорогам выводил из полуокружения десять батальонов строителей, в общей сложности около 10 тысяч человек, и пришёл с ними в Москву 15 октября 1941 года… Третий рубеж обороны свою военную роль — крепости на пути вермахта, — как известно, не сыграл. Не пришлось, к счастью, проверять на прочность и рубеж четвёртый. Но все эти оборонительные рубежи в Чувашии, Горьковской, Ярославской и других областях внесли вклад в победу над Германией. Подвиг их строителей — это героическая и трагическая часть общего подвига советского тыла. Строительство оборонительного рубежа. Скажем так: пилотку или телогрейку современный молодой человек надеть может, а вот то, что осенью 1941 года было в головах его сверстников под этими пилотками и в их сердцах под лёгкими пальтишками, понимают сегодня немногие.

Более того, это понимание всячески намеренно затрудняется. На днях, например, Московский патриархат рекомендовал открыть во всех епархиях и митрополиях отделения молодежной организации «Братство православных следопытов». Как будто не знают, что это «следопытство», этот «скаутизм» создавались и развивались теми, кто в эмиграции приветствовал нацизм в 1930-е и пошёл на службу Гитлеру в его походе на нашу Родину! Именно поэтому я буду говорить не о политике, не о том, что составляло военные, внутриполитические и международные обстоятельства, в которых шло строительство, в частности, Сурского и Казанского оборонительных рубежей, не о самих этих рубежах, а о людях, которые самоотверженно их строили, об их мировоззрении и нашей памяти о них. О том, что к этой памяти нельзя относиться поверхностно. В сборнике статей по итогам состоявшейся 22 июня в Чебоксарах конференции моё внимание привлекла статья научного сотрудника Чувашского государственного института гуманитарных наук Артема Гаврилова. Он затронул как раз эту проблему — проблему сохранения исторической памяти о трудовом подвиге строителей Сурского и Казанского оборонительных рубежей [2]. Автор изложил основные вехи исследований проблемы сохранения исторической памяти, указал на её, прежде всего, коллективный характер, привязанность к общей памяти общественных групп или народа в целом.

Также этот город стал крупным поставщиком в армию сапогов и полушубков. В 2020 году 20 городов России за выдающийся труд их населения во время ВОВ получили почётное звание Города трудовой доблести. Для тружеников тыла существовали награды.

Самой массовой была утверждённая в июне 1945 года медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Таких вручили свыше 16 млн, в том числе и первым лицам государствам — Молотову, Кагановичу, Маленкову и другим. Помимо этого, были медали за трудовую доблесть и трудовое отличие, ордена «Знак почёта» и Трудового Красного Знамени.

Советский тыл в годы ВОВ.

Советский тыл в годы Великой Отечественной войны — Video

Книга 1. Общие проблемы – На большом документальном материале показано огромное значение советского тыла в достижении победы в Великой Отечественной войне. Развенчиваются мифы о состоянии тыла и развитии советской экономики военного периода. Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов.

Зал № 5 Коренной перелом в ходе войны. Советский тыл

Обязуюсь к 20 мая выработать на каждый 15-сильный трактор 350 га». Во время этого боя был ранен, но продолжал сражаться до окончания боя. Полный кавалер ордена Славы. Трактористка Альтышева на колесном тракторе вырабатывает по 2 с лишним нормы, вспахивая по 4-6 гектаров за смену вместо 2,5 га. Колобутина, в котором он благодарит трудящихся Алтая за подарки. Половина этого пути пройдена нами в упорных, кровопролитных боях. В этих боях ваши земляки умножили славу своего гвардейского знамени, гордо неся его вперед на запад… От вас, наши дорогие мы ждем вестей о новых успехах в трудовом наступлении, которым вы подкрепляете победы доблестной Красной Армии на фронтах Великой Отечественной воны… Близок час нашей встречи. Так сделаем, товарищи, все, чтобы в этот желанный час мы могли сказать, что алтаец на фронте и в тылу был достоин друг друга, что родной наш Алтай с честью выполнил долг перед Родиной, что в одержанной победе — имеется вклад каждого из нас».

Анатолий Иванович Колобутин командовал 56-ой стрелковой дивизии с 26 мая 1943 года по 27 октября 1944 года. Подпись на плакате: «Когда то хвастался подлец Владеть советскою столицей, И очутился, наконец, За государственной границей».

Одним из таких ярких примеров, вошедших в историю строительства, является сооружение подводного трубопровода протяженностью 30 км по дну Ладожского озера. По этой жизненно важной артерии в блокадный Ленинград поступало горючее.

Решение о строительстве подводного трубопровода было принято ГКО весной 1942 года. Проект его был подготовлен с участием представителей Наркомстроя, проектных и других заинтересованных организаций. Строительство трубопровода поручили ОСМЧ-104. Впервые в практике строительства подводных трубопроводов применяли сварку стыков прежде их соединяли муфтами , поэтому была привлечена большая группа высококвалифицированных сварщиков во главе с М.

Недужко и Г. На строительство трубопровода, включая подготовительные работы, было отведено всего полтора месяца, хотя трасса трубопровода, пересекавшая Ладожское озеро, проходила вблизи линии фронта и находилась в зоне активных действий вражеской авиации и артиллерии. Частые бомбежки, обстрелы из орудий приводили к значительным задержкам, нередко были и человеческие жертвы. Однако, несмотря на многочисленные трудности, задача была решена за 50 дней.

Специальная комиссия по приемке трубопровода отметила в акте отличное качество произведенных работ, особенно сварку труб. Из 4500 сварных стыков дефекты обнаружили лишь в одном стыке. Использование трубопровода в течение 20 месяцев, вплоть до прорыва блокады Ленинграда, подтвердило высокое качество сооружения. Здесь уместно напомнить, что строительство подобного трубопровода через Ла-Манш осуществлялась западными специалистами более двух лет.

Наша промышленность к началу войны выпускала более 50 самолётов в день. В июле 1941 года изготовили 1807 самолётов, это около 60 в день. В сентябре 1941 года сделали 2329 боевых машин - более 70 в день. Правда, позднее в связи с эвакуацией заводов в глубокий тыл количество выпускаемых самолётов стало снижаться, поэтому перед рабочими и инженерно-техническими работниками авиационной промышленности сразу же после переброски заводов на новые места была поставлена задача в кратчайшие сроки смонтировать оборудование и начать выпуск самолётов.

На первый план выдвигались требования повышения производительности труда, сокращения трудоёмкости производства. В мае 1942 года коллективы двух заводов - самолётостроительного и моторостроительного - выступили с призывом начать Всесоюзное социалистическое соревнование работников авиационной промышленности. Одной из форм соревнования стали фронтовые бригады. Право называться фронтовой бригадой присваивались лучшим из лучших.

Используя инициативу авиастроителей, их патриотизм, было многое сделано в налаживании поточного производства. Широкое распространение получили электросварка, холодная штамповка, новые способы склейки деревянных деталей. Всё это, вместе взятое, позволило, например, снизить за годы войны трудоёмкость при изготовлении штурмовиков вдвое, а время его производства в цехе главной сборки сократилось в пять раз. В два с лишним раза меньше стало затрачиваться труда на изготовление самолетов конструкции Лавочкина и Яковлева.

С установкой поточных линий на заводах, производивших бомбардировщик "ТУ-2", трудоёмкость изготовления этого самолета уменьшилась в три раза. В результате к концу 1943 года производство всех видов боевых самолетов было доведено до 3000 в месяц, а всего за 1943 год Военно-Воздушные силы получили почти 35 тысяч самолетов.

Выставка подготовлена на основе фондов Российского национального музея музыки. Великая Отечественная война. Тыл Основной задачей тыла во время войны было обеспечение боеспособности армии. Тыл отвечал за техническое и медицинское обслуживание войск, воинские перевозки, сбор трофейного вооружения, эвакуацию. В 1941—1942 годах на Урал, в Сибирь, Среднюю Азию было перемещено около 2000 предприятий и около 25 млн. В 1942—1944 годы там было построено 2250 крупных предприятий, произведено три четверти всей боевой техники, вооружений, боеприпасов.

Война нанесла огромный урон сельскому хозяйству. В армию были призваны механизаторы, агрономы и другие квалифицированные специалисты.

Большое количество посевных площадей и поголовье скота оказались на оккупированных фашистами территориях. Для нужд фронта изымались тракторы, автомобили, лошади. В тяжелейших условиях деревенские труженики, перевыполняя дневные нормы, производили сельскохозяйственную продукцию порой при помощи простых лопат и подручных инструментов. Движение «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт» приобрело массовый характер не только на предприятиях, но и в сельском хозяйстве. В книге Ю. Арутюняна «Советское крестьянство в годы Великой Отечественной войны» показано влияние военного времени на судьбы крестьянства, его борьба за обеспечение страны продовольствием, героическое сопротивление захватчикам на оккупированной гитлеровскими войсками территории. Представлена статистика о динамике колхозного населения, о развитии земледелия и животноводства, о распределении колхозной продукции. Издание основано на систематизированном документальном материале. Книга спецкора газеты «Красная Звезда» А. Кочеткова «Трудный хлеб» — это рассказ о колхозниках заволжского села Дмитриевка, о том, как они в годы войны выращивали урожай на своей земле, как выстояли в трудный час в битве за хлеб, как выполняли план военных лет, как сдали сверх плана в фонд Красной Армии 400 тысяч пудов зерна, тысячи пудов мяса и овощей, приобрели для фронта на личные сбережения 16 танков и 2 самолета.

Исход Великой Отечественной войны во многом зависел от маневренности армии, от своевременного снабжения вооружением и продовольствием ударных сил, от связи фронта и тыла, которая была возможна только при хорошо отлаженной транспортной системе. Перед советской транспортной системой в годы войны стояли три главные задачи — перевозки и развертывание воинских подразделений, эвакуация и перебазирование производственных предприятий и рабочих из западных районов страны в восточные, перевозки по обеспечению нужд военной экономики. Срыв любой из названных категорий перевозок безусловно мог повлечь за собой тяжелые последствия в войне. От слаженной работы разных видов транспорта — железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного — зависела победа. О героическом подвиге сотрудников всех видов транспорта написано немало художественных книг и серьезных научных монографий. В издании Г. Куманева «Война и железнодорожный транспорт СССР 1941-1945» обстоятельно освещается работа железнодорожного транспорта и героический труд железнодорожников в годы войны. Это обобщение опыта работы и испытаний, выпавших на долю специалистов-транспортников. Книга Я.

Хроника Великой войны.

Тем самым, агитирует тружеников тыла перенимать ценный новаторский опыт. В книге «Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны» (издательство «НЛО»), переведенной на русский язык Татьяной Пирусской. Тыл Вооружённых сил СССР — силы и средства, предназначенные для тылового обеспечения и по службам тыла технического обеспечения войск (сил) ВС Союза ССР[1].

О компании

Борьба в тылу врага продолжалась, а захватчикам пришлось и далее проводить антипартизанские операции с привлечением фронтовых подразделений. В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции. В конце августа 1939 года все советские газеты опубликовали поистине сенсационную новость о подписании советско-германского договора о ненападении. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий