Слайд 10Герои Лескова – люди Русской земли, чудаки, необычайно одарённые, щедрые, всегда. Вы можете ознакомиться и скачать Биография Николая Семеновича ЛЕСКОВА Выполнила: Ученица 10 класса Бабешко Надежда 2009 год. Слайд 10Герои Лескова – люди Русской земли, чудаки, необычайно одарённые, щедрые, всегда. Лесков Очарованный странник – презентация Презентация поможет ученикам 10 класса, изучающим на уроке литературы одну из повестей русского писателя Н. С. Лескова.
Видеоурок: Н.С. Лесков. Герои-праведники. «Очарованный странник»
Слайд 6 Р-з «Несмертельный Голован» 1880 , сказ «Левша» 1881 , «Тупейный художник» 1883 , святочные р-зы «Христос в гостях у мужика» и др. Лесков умер. Накануне смерти его посетил А. Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном колпачке. Толстого… Он держался смело, самоуверенно, хотя и без неприятной развязности… Слайд 9 «Очарованный странник» «Чернозёмный Телемак», 1873 …всеми зависящими от нас средствами увеличивать сумму в себе и вокруг себя.
Алферьева была дочерью обедневшего московского дворянина. Лесков поступил в первый класс Орловской губернской гимназии, где учился плохо: через пять лет он получил свидетельство об окончании лишь двух классов. В июне 1847 года Лесков поступил на службу в ту же палату уголовного суда, где работал его отец, на должность канцелярского служителя 2-го разряда. Отмечалось, что значительно влияние на мировоззрение будущего писателя оказал экономист Д.
Журавский, поборник отмены крепостного права. Шкотта Скотта «Шкотт и Вилькенс». Он приобрёл огромный практический опыт и знания в многочисленных областях промышленности и сельского хозяйства. При этом по делам фирмы Лесков постоянно отправлялся в «странствования по России», что также способствовало его знакомству с языком и бытом разных областей страны. Некоторое время спустя, однако, торговый дом прекратил своё существование и Лесков летом 1860 года вернулся в Киев, где занялся журналистской и литературной деятельностью.
Опыт работы учителем русского языка и литературы - 36 лет. Ранние годы Родился 4 февраля 16 февраля 1831 года в селе Горохово Орловской губернии в семье следователя и дочери обедневшего дворянина. У них было пятеро детей, Николай — старший ребёнок. Детство писателя прошло в городе Орле. После ухода отца с должности семья переезжает из Орла в село Панино.
Здесь и началось изучение и познание Лесковым народа. Образование и карьера В 1841 году в возрасте 10 лет Лесков поступил в Орловскую гимназию. С учёбой у будущего писателя не складывалось — за 5 лет он окончил всего 2 класса. В 1847 году Лесков благодаря помощи друзей отца устроился на работу в Орловскую уголовную палату суда канцелярским служащим. В шестнадцатилетнем возрасте произошли трагические события, о которых стоит упомянуть даже в краткой биографии Лескова, — от холеры умер отец, а все имущество семьи сгорело при пожаре. В 1849 г. Лесков при помощи дяди-профессора перевёлся в Киев чиновником казённой палаты, где позже получил должность столоначальника. В Киеве у Лескова появился интерес к украинской культуре и великим писателям, живописи и архитектуре старого города. В 1857 г. Лесков ушёл со службы и поступил на работу в большую коммерческую сельскохозяйственную компанию своего дяди-англичанина, по делам которой за три года объездил большую часть России.
Лескова началась в 1863 году, вышли его первые повести «Житие одной бабы» и «Овцебык» 1863—1864. Тогда же в журнале «Библиотека для чтения» начал печататься роман «Некуда» 1864. Было отмечено, что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. Левая пресса активно распространяла слухи, согласно которым роман был написан «по заказу» Третьего отделения. Это «гнусное оклеветание», по словам писателя, испортило всю его творческую жизнь, на многие годы лишив возможности печататься в популярных журналах. Катковым, издателем «Русского вестника». При жизни писателя произведение не переиздавалось и вышло затем лишь в 1924 году в измененном виде под заголовком «Амур в лапоточках. Крестьянский роман» издательство «Время», под редакцией П. Последний утверждал, что Лесков сам подарил ему новую версию собственного произведения — в благодарность за составленную им в 1889 году библиографию сочинений.
Лесков уже в предисловии к первому тому сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» обещал во втором томе напечатать «опыт крестьянского романа» — «Амур в лапоточках», но тогда обещанной публикации не последовало. Современной критикой практически оставленные без внимания, впоследствии они получили высочайшие оценки специалистов. Именно в первых повестях проявился индивидуальный юмор Лескова, впервые стал складываться его уникальный стиль, разновидность «сказа», родоначальником которого — наряду с Гоголем — он впоследствии стал считаться. Лесков дебютиовал и в качестве драматурга. В 1867 году Александринский театр поставил его пьесу «Расточитель», драму из купеческой жизни, после которой Лесков в очередной раз был обвинен критикой в «пессимизме и антиобщественных тенденциях». Чернышевского «Что делать? Лесков опубликовал роман «На ножах», в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной. Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением.
Катковым, который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. После этого к жанру романа в чистом виде Н. Лесков больше не возвращался. Как отмечал М. Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название «Соборяне» и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Оно же стало первым, имевшим значительный общественный резонанс.
Семейная хроника князей Протазановых. Из записок княжны В. Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой согласно В. Коровину «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощенность в русской жизни христианства»,[7] вызвала недовольство М. Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, просто не стал дописывать то, что могло бы перерасти в роман. Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом , с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: открытой принадлежащей простодушному персонажу и скрытой, авторской, нередко противоположной. Лесков писал:Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает.
Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры. Бухштаб, такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова, с точки зрения героя — почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. Либералы и «левые» обвинили Лескова в национализме, «правые» сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого. Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла «Левшу» просто записью старинной легенды[23].
Лескова «Запечатленный ангел», повествовавший о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом. Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий».
Жизнь и творчество Лескова – презентация
> Литература, 10 класс. Н.С. Лесков. Очерк жизни и творчества. Cкачать презентацию: Презентация 10 кл. Скачать 3 Мб. Автор: Круглова И. А. Источник: Источники указаны в презентации. в доме Страховых, родственников 4. В семнадцать с половиной лет Лесков был 5. В 1853 году Лесков был произведен в 6. В 1860.
Жизнь и творчество Лескова – презентация
В мае 1862 года Николай Лесков под псевдонимом Стебницкий опубликовал в газете «Северная пчела» статью о пожаре в Апраксином и Щукином дворах. Автор критиковал и поджигателей, которыми считались бунтовщики-нигилисты, и правительство, которое не может поймать нарушителей и потушить пожар. Обвинение властей и пожелание, «чтобы присылаемые команды являлись на пожары для действительной помощи, а не для стояния», рассердили Александра II. Чтобы уберечь писателя от царского гнева, редакция «Северной пчелы» отправила его в длительную командировку. Изображение слайда Слайд 5 Р оман «Некуда». В нем Лесков в своей характерной сатирической манере рассуждал о новых нигилистических коммунах, быт которых казался писателю странным и чуждым. Произведение вызвало острую реакцию критиков, а роман на долгие годы предопределил место писателя в творческом сообществе — ему приписывали антидемократические, «реакционные» взгляды. Позже вышли повести «Леди Макбет Мценского уезда» и «Воительница» с яркими образами главных героинь. Тогда начал складываться особый стиль писателя — разновидность сказа.
Лесков использовал в произведениях традиции народного сказа и устного предания, использовал прибаутки и разговорные слова, стилизовал речь своих героев под разные диалекты и старался передать особые интонации крестьян. Изображение слайда Слайд 6 роман «На ножах».
Начало писательского пути.
Вслед за ним в других журналах появляются: «Разбойник» 1862 , «В тарантасе» 1862 , «Овцебык» 1862 , «Язвительный» 1863. Многие ранние произведения Лескова написаны в жанре художественного очерка. В 1864 году в журнале «Библиотека для чтения» был напечатан роман «Некуда», в котором он пытался посрамить нигилистов, показал трудности революционной борьбы и высказал мысль о бесперспективности революционного движения в России 60-х годов.
Один из рецензентов признавался: «…г. Лесков имеет такую литературную репутацию, что хвалить его своего рода смелость». В художественном отношении произведение было достаточно незрелым.
В центре ряда ранних произведений писателя оказывается женский характер, трагическая судьба женщины: «Житие одной бабы» 1863 , «Леди Макбет Мценского уезда» 1865 , «Воительница» 1866. Тема женской судьбы — одна из актуальных в прогрессивной литературе 60-х годов, и Лесков решает ее с глубоким сочувствием к русской женщине. В повестях нарисованы драматичные образы женщин разных сословий: крестьянки, провинциальной купчихи, провинциальной интеллигентки.
В повести «Леди Макбет Мценского уезда» — одной из вершинных в творчестве писателя — Лесков с потрясающей художественной силой показал историю бунта женской души против мертвящей обстановки купеческой среды. Трагическая любовь, толкнувшая героиню повести Катерину Измайлову на преступления, показывала, что мир, в котором все покупается и продается, где человек становится вещью, обречен на самоуничтожение. Катерина Измайлова, девушка из бедной семьи, бойкая, живая, темпераментная, выдана замуж за купца, скучного человека, старше ее на тридцать лет.
Она оказывается пленницей купеческого дома, где «нет ни звука живого, ни голоса человеческого». У нее нет ни детей, ни работы, и скука жизни сменяется всепоглощающей, безудержной страстью к недостойному человеку — красивому, наглому приказчику Сергею, использующему молодую женщину в своих целях и искусно играющему ее чувствами. Возвышенная и светлая по природе, любовь превращается в разрушительную и уничтожающую силу: «…Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила».
Каторжный путь становится для Катерины счастьем быть рядом с любимым. И когда у нее отнимают самое дорогое в жизни — ее любовь, она, мстя своему обидчику — бывшему возлюбленному — и защищая свое человеческое достоинство, погибает, заставляя всех замереть от ужаса. Тема пережитков крепостничества становится одной из главных в творчестве Лескова.
Наблюдения над жизнью страны после реформы 1861 года показали, как мало произошло перемен к лучшему. В отличие от Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Лесков видел главную опасность не в развитии буржуазных отношений, а в вековой косности русской жизни, в устойчивости ее старых, отживших форм. Творчество Лескова 60-х годов отличается большим жанровым разнообразием.
Писатель создает художественные очерки, рассказы, повести, романы, пробует свои силы даже в драматургии — пишет единственную в своем творчестве пьесу «Расточитель» 1867 , поставленную в московском Малом театре. Творчество 70-х годов. В этом романе, как и в других рассказах и очерках, писатель говорит о неподготовленности России к революционным переменам и трагической судьбе тех людей, которые связали свою жизнь и деятельность с надеждой на их скорое осуществление.
Важными вехами в творчестве Лескова явились произведения, необычные по своему жанру и стилю: роман-хроника «Соборяне» 1872 , имитирующий народную легенду рассказ «Запечатленный ангел» 1873 , повесть «Очарованный странник» 1873. В центре этих произведений — яркие и сильные национальные характеры. Положительные герои Лескова — люди всегда неподкупно честные и прямые, независимые и внутренне свободные, не идущие на сделки с убеждениями и совестью, а потому постоянно вступающие в конфликт с лицемерами, консерваторами, тиранами и подхалимами.
Один из исследователей отмечал, что среди образов писателя на первом месте — «три основных ведущих типа, воплощающие, по Лескову, главные черты русского национального духа»: «тип богатыря», «тип талантливого самоучки» и «тип праведника». В «Соборянах» в поисках положительного героя Лесков обращается к среде провинциального духовенства. Протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын воплощают национальные стремления, пробудившиеся в самой консервативной среде.
Герои вынуждены совершать то, что совсем не соответствует их натуре.
Лесков краткая биография. Корни творчества Лескова. Последние годы Лескова. Лесков Орловская гимназия. Орловская гимназия где учился Лесков.
Никитскаяая Церковь Орел. Лесков Церковь. Лесков личная жизнь писателя. Никитский храм конспект. Лесков статьи. С Лесков статья.
Учеба Николая Лескова. Лесков жизнь и творчество. Конспект н с Лескова. Творчество н с Лескова. Герои произведений Лескова. Лесков биография 6 класс.
Сообщение о жизни и творчестве Лескова. Жизнь и творчество Лескова. Презентация обзор. Особенности сюжета Очарованный Странник. Черноземный Телемак. Толстой 1880.
Толстой в 1880- 1890. Лесков 1890. Николая Семеновича Лескова 1831—1895.. Биография Николая Семеновича Лескова. Круг общения Лескова Николая Семеновича. Лесков 1862 года.
Лесков биография 6 класс доклад.
После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений. В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С. Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты.
10 класс. Н.С.Лесков. Жизнь и творчество.
Слайд 6 С именем Лескова связаны многие места России. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы. Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни. В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы». В них писатель воспел красоту души и талантливость простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к людям. Полный текст материала Презентация по литературе "Н.
Жизнь орловской гимназии нашла отражение во многих произведениях писателя. Взрослая жизнь началась для Лескова рано, в 15 лет, и была наполнена многочисленными странствиями и общением с самыми разными людьми. С именем Лескова связаны многие места России. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы.
Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни. В своих многочисленных путешествиях Н. Лесков увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. И нашел возможность обновить и улучшить ее — писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение.
Поэтому во всех произведениях Лескова главное — это человек и его стремление к добру. В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука.
Слайд 9 С именем Лескова связаны многие места России. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы.
Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни. Слайд 10 В своих многочисленных путешествиях Н. Лесков увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. И нашел возможность обновить и улучшить ее — писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное — это человек и его стремление к добру.
Слайд 11 В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы». Слайд 12 Творчество Лескова В 60-годы Лесков пишет повести и рассказы, в основном посвященные быту провинциальной России; наиболее известные из них — «Леди Макбет Мценского уезда», «Житие одной бабы», «Воительница». Многие его произведения печатаются под псевдонимом М. Во второй половине 60-х — начале 70-х гг.
Последний принес писателю скандальную известность и стал своего рода кризисом, которым завершилось у Лескова сведение счетов с революционным движением 60-х годов. Слайд 13 С началом 70-х гг.
Он восторгается народными талантами, добротой и честностью простого русского человека, его отзывчивостью к чужому горю, образностью его мышления. Слайд 11 Главная черта лесковских героев- постоянная готовность прийти на помощь к другому человеку-соотносилась автором и самими героями с евангельской проповедью любви и добрых дел. Слайд 12 Праведник- человек верующий, носящий в своем сердце веру и собственную правду. Правду о жизни, о Боге, о любви, о счастье. Слайд 13.
Лесков творчество
Лескова" «Левша» А вот колдует над наковальней с молоточком в левой руке тульский оружейник «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при учении выдраны». Перед ним тисочки — рабочий инструмент левши, самовар — символ города Тулы. Колонна, на которую поднят левша, единственная в ансамблевой композиции памятника имеет красивую кружевную резьбу. Это и понятно: лесковский левша — олицетворение талантливости нашего народа, на нем «почивала надежда нации» Презентация к уроку литературы "жизнь и творчество Н.
Лескова" «Без трех праведных несть граду стояния» Три праведника, три героя романа «Соборяне», три бронзовые фигуры — «три столпа», без которых «несть граду стояния». Перед нами образы «многострадальных духовенных»:Протопоп Савелий Туберозов «высок ростом и тучен… он сохранил весь пыл сердца и всю энергию молодости. Захарий Бенефактов — «воплощенная кротость и смирение».
Дьякон Ахилла Десницын : «Роста Ахилла огромного, силы страшной, в манерах угловат и резок, но при всем том весьма приятен». Эти люди исполнены внутренней духовной силы и правоты. Лескова" «Очарованный странник» Вьется в огненном танце Грушенька.
Опершись на гитару, восторженно смотрит на танцующую цыганку «типический русский богатырь» Иван Северьянович Флягин — воплощение могучих физических и нравственных сил нашего народа. Лескова" «Очарованный странник» Поэтика названия сказа. Особенности жанра и композиции.
Язык и стиль произведения. Окончательный заголовок «Очарованный странник» делает акцент сразу на два слова. Внимание перенесено с приключений на совсем иные вещи.
Спрашивал цветы и пауков, Спрашивал зверей, какие есть: Кто из вас, живущие, готов В человечью шкуру нашу влезть. Все качали головой подряд: Дескать, лучше в поле иль дупле. Ведь чертовски трудно, говорят, Зваться человеком на земле.
Конопасов Презентация к уроку литературы "жизнь и творчество Н. Бесконечная любовь к людям сочетается с человеконенавистничеством и жестокостью. Жажда абсолютной свободы мирится с рабской покорностью» Презентация к уроку литературы "жизнь и творчество Н.
Задорнов: «Мы удивительные люди!
Портрет Лескова-писателя. Современники писателя Лескова. Лесков писатель будущего. Н С Лесков биография.
Женский образ в творчестве Лескова. Житие одной бабы Лесков. Лесков 1877. Дети Лескова Николая Семеновича. Сделать биографию по литературе про Лескова.
Лесков 1870. День рождения русского писателя Николая Семёновича Лескова 1831. Поступки Николая Семёновича Лескова. Роль творчества Лескова. Темы творчества Лескова.
Идея рассказа Однодум Лесков. Названия произведений Лескова. Открытие выставки Лесков волшебник слова. Праведники н с Лескова кратко. Лесков биография 6 класс.
Литературный портрет писателя Лескова. Очарованный Странник.
В повести «Леди Макбет Мценского уезда» — одной из вершинных в творчестве писателя — Лесков с потрясающей художественной силой показал историю бунта женской души против мертвящей обстановки купеческой среды. Трагическая любовь, толкнувшая героиню повести Катерину Измайлову на преступления, показывала, что мир, в котором все покупается и продается, где человек становится вещью, обречен на самоуничтожение. Катерина Измайлова, девушка из бедной семьи, бойкая, живая, темпераментная, выдана замуж за купца, скучного человека, старше ее на тридцать лет. Она оказывается пленницей купеческого дома, где «нет ни звука живого, ни голоса человеческого». У нее нет ни детей, ни работы, и скука жизни сменяется всепоглощающей, безудержной страстью к недостойному человеку — красивому, наглому приказчику Сергею, использующему молодую женщину в своих целях и искусно играющему ее чувствами.
Возвышенная и светлая по природе, любовь превращается в разрушительную и уничтожающую силу: «…Для нее не существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила». Каторжный путь становится для Катерины счастьем быть рядом с любимым. И когда у нее отнимают самое дорогое в жизни — ее любовь, она, мстя своему обидчику — бывшему возлюбленному — и защищая свое человеческое достоинство, погибает, заставляя всех замереть от ужаса. Тема пережитков крепостничества становится одной из главных в творчестве Лескова. Наблюдения над жизнью страны после реформы 1861 года показали, как мало произошло перемен к лучшему. В отличие от Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Лесков видел главную опасность не в развитии буржуазных отношений, а в вековой косности русской жизни, в устойчивости ее старых, отживших форм. Творчество Лескова 60-х годов отличается большим жанровым разнообразием.
Писатель создает художественные очерки, рассказы, повести, романы, пробует свои силы даже в драматургии — пишет единственную в своем творчестве пьесу «Расточитель» 1867 , поставленную в московском Малом театре. Творчество 70-х годов. В этом романе, как и в других рассказах и очерках, писатель говорит о неподготовленности России к революционным переменам и трагической судьбе тех людей, которые связали свою жизнь и деятельность с надеждой на их скорое осуществление. Важными вехами в творчестве Лескова явились произведения, необычные по своему жанру и стилю: роман-хроника «Соборяне» 1872 , имитирующий народную легенду рассказ «Запечатленный ангел» 1873 , повесть «Очарованный странник» 1873. В центре этих произведений — яркие и сильные национальные характеры. Положительные герои Лескова — люди всегда неподкупно честные и прямые, независимые и внутренне свободные, не идущие на сделки с убеждениями и совестью, а потому постоянно вступающие в конфликт с лицемерами, консерваторами, тиранами и подхалимами. Один из исследователей отмечал, что среди образов писателя на первом месте — «три основных ведущих типа, воплощающие, по Лескову, главные черты русского национального духа»: «тип богатыря», «тип талантливого самоучки» и «тип праведника».
В «Соборянах» в поисках положительного героя Лесков обращается к среде провинциального духовенства. Протопоп Савелий Туберозов и дьякон Ахилла Десницын воплощают национальные стремления, пробудившиеся в самой консервативной среде. Герои вынуждены совершать то, что совсем не соответствует их натуре. Протопоп Савелий, принадлежащий к «типу праведников», не может найти себя на церковном поприще, потому что церковь утратила свою роль и не может быть нравственно очищающей силой для общества. Крепкий в вере, твердо убежденный в высоте и достоинстве своего пастырского служения, он отвергает всякие компромиссы и этим портит отношения с духовным и светским начальством. Его обличительная проповедь привела к драматическому финалу — отрешению от должности, унижениям. В результате человек погибает, не совершив того, что мог.
Дьякон Ахилла, представляющий, несмотря на должность, «тип богатыря», человек лихой, томимый своей богатырской силой, подводит также неутешительный итог своей жизни. Лесков показывает стремление мужицкой души к прекрасному, высоту народного эстетического идеала. Народное миросозерцание показано через староверческую среду. Герои рассказа — рабочие-каменщики, старообрядцы, живущие единой артелью и строящие мост через Днепр. Это честные, чистые и смелые люди, талантливые в работе и простодушно преданные своей вере. Больше всего они дорожат иконами, но их отбирают и губят власть имущие, насилие, бесчестность и произвол которых осуждаются автором.
Слайд 8 Взрослая жизнь началась для Лескова рано, в 15 лет, и была наполнена многочисленными странствиями и общением с самыми разными людьми. Слайд 9 С именем Лескова связаны многие места России. После смерти отца, ему пришлось зарабатывать себе на жизнь. По делам службы ездить по России, встречаться с людьми разных сословий, слышать их речь, входить в их заботы.
Позже он назовет эти годы лучшим временем своей жизни. Годы странствий дали ему огромный запас наблюдений, образов, типов, рассказов, метких слов и оборотов, из которого он черпал в течение всей остальной жизни. Слайд 10 В своих многочисленных путешествиях Н. Лесков увидел российскую жизнь неблагополучной и неустроенной. И нашел возможность обновить и улучшить ее — писатель считал, что надо поставить во главу угла человека, его духовное возрождение. Поэтому во всех произведениях Лескова главное — это человек и его стремление к добру. Слайд 11 В тридцать лет Лесков переезжает в Москву, затем в Петербург и начинает писать. Когда его спросили, где он берёт материал для своих произведений, Лесков указал на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления моей коммерческой службы».
Презентация «Годы жизни Лескова»
Оставив в 1857 году государственную службу и устроившись в частную коммерческую компанию А. Я. Шкотта, Лесков мнoгo ездил. Впечатления, полученные во время этих поездок, дали ему богатейший материал для творчества. В названии повести обыгрывается многозначность. Полный текст материала Презентация по литературе "Н.С. Лесков" смотрите в скачиваемом файле. Вы можете ознакомиться и скачать Биография Николая Семеновича ЛЕСКОВА Выполнила: Ученица 10 класса Бабешко Надежда 2009 год. К юбилейной дате писателя Подгоренская сельская библиотека подготовила презентацию "Жизнь и творчество а". Презентация по литературе на тему "Николай Семенович Лесков" (10 класс). Лесков презентация 6 класс биография и творчество.
Презентация Н.С.Лесков. Очерк жизни и творчества
Презентация «Биография Н. С. Лескова» по литературе - для образования и обучения | Жизнь и творчество лескова презентация 10 класс. |
Н. С. Лесков - 10 кл. | Николай Семенович Лесков – выдающийся русский писатель, чье творчество и биография вызывают огромный интерес и восхищение. |
Урок литературы в 10-м классе. Тема: "Жизненный и творческий путь Н.С. Лескова" | Семейная жизнь Лескова сложилась. |
Николай Семёнович Лесков (1831-1895) презентация
Лесков Очарованный странник – презентация Презентация поможет ученикам 10 класса, изучающим на уроке литературы одну из повестей русского писателя Н. С. Лескова. Здесь была ссылка на работу Презентация к уроку литературы "Жизнь и творчество Лескова" 10 класс автора Рузанова Галина Валерьевна. Методическая разработка Биография а по предмету Литература. Литература - Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. Жизнь и творчество Н. С. ЛЕСКОВ (1831 – 1895). Жизнь и творчество Н. С. ЛЕСКОВ (1831 – 1895).
Урок 10 класс лесков жизнь и творчество
Анализируется философские и морально-этические основы повести «Очарованный странник».
Чернышевского « Что делать? Примерно 1880-е гг. В 1870 году Н. Лесков опубликовал роман « На ножах », в котором продолжил зло высмеивать нигилистов, представителей складывавшегося в те годы в России революционного движения, в представлении писателя сраставшегося с уголовщиной.
Сам Лесков был недоволен романом, впоследствии называя его своим наихудшим произведением [23]. Кроме того, неприятный осадок у писателя оставили и постоянные споры с М. Катковым , который раз за разом требовал переделывать и редактировать законченный вариант. Лесков [24]. Некоторые современники в частности, Достоевский отметили запутанность авантюрного сюжета романа, натянутость и неправдоподобность описанных в нём событий.
После этого к жанру романа в чистом виде Н. Лесков больше не возвращался [9]. Основными героями произведений Лескова стали представители русского духовенства, отчасти — поместного дворянства. Разрозненные отрывки и очерки стали постепенно складываться в большой роман, в конечном итоге получивший название « Соборяне » и напечатанный в 1872 году в «Русском вестнике». Как отмечает литературный критик В.
Коровин, положительных героев — протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, — повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени — нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа» [9]. Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями. Оно же стало первым, «имевшим значительный успех» [25]. Одновременно с романом писались две «хроники», созвучные по тематике и настроению основному произведению: « Старые годы в селе Плодомасове » 1869 и « Захудалый род » полное название: «Захудалый род. Семейная хроника князей Протазановых.
Из записок княжны В. Согласно одному из критиков, героини обеих хроник — «образцы стойкой добродетели, спокойного достоинства, высокого мужества, разумного человеколюбия». Оба эти произведения оставляли ощущение незаконченности. Впоследствии выяснилось, что вторая часть хроники, в которой согласно В. Коровину «язвительно изображались мистицизм и ханжество конца александровского царствования и утверждалась социальная невоплощённость в русской жизни христианства» [9] , вызвала недовольство М.
Лесков, разойдясь во мнениях с издателем, «не стал дописывать роман» [26]. Впоследствии критики отмечали здесь, с одной стороны, виртуозность воплощения лесковского «сказа», насыщенного игрой слов и оригинальными неологизмами нередко с насмешливым, сатирическим подтекстом , с другой — многослойность повествования, присутствие двух точек зрения: «где рассказчик постоянно проводит одни взгляды, а автор склоняет читателя к совсем иным, часто противоположным» [28]. Об этом «коварстве» собственного стиля сам Н. Лесков писал [29] : Ещё несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом, и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врождённому коварству моей натуры.
Как отмечал критик Б. Бухштаб , такое «коварство» проявилось прежде всего в описании действий атамана Платова , с точки зрения героя — почти героических, но автором скрыто высмеивающихся. Согласно Б. Бухштабу либералы и демократы «левые» обвинили Лескова в национализме, реакционеры «правые» сочли чрезмерно мрачным изображение жизни русского народа. Лесков ответил, что «принизить русский народ или польстить ему» никак не входило в его намерения [30].
При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием: Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке , но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку ещё в царствование императора Александра Первого.
Впоследствии оно было исключено автором, так как критика восприняла его буквально и сочла « Левшу » просто записью старинной легенды [31]. Лескова « Запечатленный ангел », повествовавшая о чуде, приведшем раскольничью общину к единению с православием [9]. В произведении, где есть отзвуки древнерусских «хождений» и сказаний о чудотворных иконах и впоследствии признанном одним из лучших вещей писателя, лесковский « сказ » получил наиболее сильное и выразительное воплощение. В том же году вышла повесть « Очарованный странник », произведение свободных форм, не имевшее законченного сюжета, построенное на сплетении разрозненных сюжетных линий. Лесков считал, что такой жанр должен заменить собой то, что принято было считать традиционным современным романом.
Впоследствии отмечалось, что образ героя Ивана Флягина напоминает былинного Илью Муромца и символизирует «физическую и нравственную стойкость русского народа среди выпадающих на его долю страданий» [9]. Несмотря на то, что в «Очарованном страннике» критиковалась бесчестность властей, повесть имела успех в официальных сферах и даже при дворе [33]. Если до тех пор произведения Лескова редактировались, то это было просто отвергнуто, и писателю пришлось публиковать его в разных номерах газеты [34]. Не только Катков, но и «левые» критики враждебно восприняли повесть. В частности, критик Н.
Михайловский указывал на «отсутствие какого бы то ни было центра», так что, по его словам, есть «…целый ряд фабул, нанизанных как бусы на нитку, и каждая бусинка сама по себе и может быть очень удобно вынута и заменена другою, а можно и ещё сколько угодно бусин нанизать на ту же нитку» [35]. После разрыва с Катковым материальное положение писателя к этому времени женившегося вторично ухудшилось. В январе 1874 года Н. Лесков был назначен членом особого отдела Учёного комитета министерства народного просвещения по рассмотрению книг, издаваемых для народа, с очень скромным окладом в 1000 рублей в год. В обязанности Лескова входило рецензирование книг на предмет, можно ли отправлять их в библиотеки и читальни.
В 1875 году он ненадолго выехал за границу, не прекращая литературную работу. Как отмечали впоследствии критики, лесковских праведников объединяют «прямодушие, бесстрашие, обострённая совестливость, неспособность примириться со злом» [36]. Заранее отвечая критикам на обвинения в некоторой идеализированности своих персонажей, Лесков утверждал, что его рассказы о «праведниках» носят большей частью характер воспоминаний в частности, что о Головане ему рассказала бабушка, и т. Как отмечали исследователи, некоторые свидетельства очевидцев, на которые ссылался писатель, являлись подлинными, другие были его же художественным вымыслом. Нередко Лесков обрабатывал старые рукописи и воспоминания.
В 1884 году в письме в редакцию газеты « Варшавский дневник » он писал [38] : В статьях вашей газеты сказано, что я большею частью списывал живые лица и передавал действительные истории. Кто бы ни был автор этих статей, он совершенно прав. У меня есть наблюдательность и, может быть, есть некоторая способность анализировать чувства и побуждения, но у меня мало фантазии. Я выдумываю тяжело и трудно, и потому я всегда нуждался в живых лицах, которые могли меня заинтересовать своим духовным содержанием. Они мною овладевали, и я старался воплощать их в рассказах, в основу которых тоже весьма часто клал действительно событие.
Лескова , Лесков считал, что, создавая циклы о «русских антиках», он исполняет гоголевское завещание из « Выбранных мест из переписки с друзьями »: «Возвеличь в торжественном гимне незаметного труженика». Я и стал это записывать» [9]. В 1880-х годах Лесков создал также серию произведений о праведниках раннего христианства: действие этих произведений происходит в Египте и странах Ближнего Востока. Сюжеты этих повествований были, как правило, заимствованы им из «пролога» — сборника жития святых и назидательных рассказов, составленных в Византии в X—XI веках. Лесков гордился тем, что его египетские этюды «Скоморох Памфалон» и «Аза» были переведены на немецкий, причём издатели отдавали ему предпочтение перед Эберсом , автором «Дочери египетского царя» [39].
В это же время писателем создаётся цикл произведений для детей, которые он публикует в журналах « Задушевное слово » и « Игрушечка »: «Христос в гостях у мужика», «Неразменный рубль», «Отцовский завет», «Лев старца Герасима», «Томленье духа», первоначально — «Коза», «Дурачок» и другие. В последнем журнале его охотно публиковала А. Пешкова-Толиверова , ставшая в 1880—1890 гг.
Жанры и темы В творчестве Лескова можно выделить несколько основных жанров и тем, которые повторяются в его произведениях: Повести и рассказы-анекдоты. В этих произведениях Лесков старался вызвать у читателя смех и улыбку, используя комические ситуации и шутки. В этих произведениях Лесков обращается к мудрым историям, которые содержат глубокий смысл и моральные поучения. Психологические романы. Лесков в своих романах и повестях исследует сложные человеческие отношения, анализирует психологическое состояние героев и выявляет их внутренние противоречия. Исторические произведения.
Лесков увлекался историей России, и в его произведениях часто присутствуют персонажи и события из русской истории. Юмористические произведения. В этих произведениях Лесков использует юмор и иронию, чтобы описать различные ситуации и поведение героев. Таким образом, жанры и темы, которые присутствуют в творчестве Лескова, делают его произведения разнообразными и интересными для чтения. Основные произведения 2.
Если материал и наш сайт презентаций Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте в закладки в своем браузере. Детские годы прошли в поместье родственников Страховых, затем в Орле. После выхода в отставку отец Лескова занялся сельским хозяйством в приобретенном им хуторе Панине Кромского уезда. В орловской глуши будущий писатель многое смог увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: "Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками... Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений. В 1849 при поддержке дяди, киевского профессора С. Алферьева, Лесков был переведен в Киев чиновником казенной палаты.
Жизнь и творчество лескова 10 класс
Учебные материалы школьной программы к уроку: “Наука и образование” Урок План Конспекты Учебник Задания Упражнения помогут разобраться в теме, сделать домашнее задание и подготовиться к контрольной. Слайд 1Обзор жизни и творчества а. Текст слайда: И творчество а Подготовила Русинова О., 7 «Б» класс. К юбилейной дате писателя Подгоренская сельская библиотека подготовила презентацию "Жизнь и творчество а".
Презентация на тему: Н.С. Лесков
Лесков, Николай Семёнович — Википедия | Обзор жизни и творчества а. Особенности сюжета повести «Очарованный странник» («Чернозёмный Телемак», 1873). |
Знаток души русской (190-летию Н.С. Лескова) презентация | В презентации кратко и доступно представлен материал о жизни и творчеству Н.С. Лескова. |