Первый кислородно-метановый двигатель РД-0177 для многоразовой ракеты-носителя «Амур-СПГ» с возвращаемой ступенью создаст воронежское КБХА в конце 2023 года. "Предлагаемая многоразовая двухступенчатая ракета космического назначения с последовательной схемой соединения ступеней позволяет достичь снижения массы конструкции и теплозащиты второй возвращаемой ступени и отсутствия головного обтекателя, что.
«Роскосмос» подписал контракт на проектирование многоразовой ракеты «Амур-СПГ»
Названы преимущества многоразовой ракеты "Ангара-А5В" перед Falcon 9 - 23.04.2024, ПРАЙМ | Научно-исследовательская работа по созданию космического комплекса с многоразовой ракетой-носителем «Корона» начнётся в текущем году. |
Многоразовая космическая система Байкал-Ангара | Снижение спроса на одноразовые тяжелые ракеты, спровоцированное выходом на рынок многоразовых Falcon 9, заставил разработчиков срочно пересмотреть подходы к использованию ракетной техники такого уровня. |
Запуск многоразовой ракеты «Амур-СПГ» запланирован на 2030 год | Президент России Владимир Путин пообещал изучить вопрос сокращения финансирования проекта многоразовой ракеты "Амур-СПГ", по мнению президента, такой аппарат востребован как "в народном хозяйстве", так и с точки зрения решения вопросов в сфере безопасности. |
Частная полностью многоразовая ракета получила имя — Nova - Shazoo | Почему «Роскосмос», несмотря на это, планирует новую ракету только частично многоразовой — что очевидно хуже, чем полностью многоразовые конструкции типа Starship? |
Многоразовая космическая система Байкал-Ангара
Самарский завод «Прогресс» изготавливает ракеты-носители, на которых в космос доставляют грузы и космонавтов Источник: Роман Данилкин Ракету нового поколения «Амур» все-таки будут выпускать. По крайней мере сейчас точно известно, что технический проект разработают на самарском предприятии. Подписан государственный контракт на разработку технического проекта. Головным исполнителем определили Ракетно-космический центр «Прогресс», — сообщили представители Роскосмоса. Ракета-носитель «Амур» — двухступенчатая ракета-носитель, выполненная по «тандемной» схеме с первой ступенью многоразового использования и возможностью запуска в одноразовом исполнении. В качестве компонентов топлива ракеты «Амур» используются сжиженный природный газ и жидкий кислород.
Макеева работает над многоразовым носителем Российская частная космическая компания SR Space бывшая Success Rockets работает над возвращаемой первой ступенью ракеты-носителя Cosmos. Об этом рассказал «Интерфаксу» гендиректор компании Олег Мансуров. Но уже на ракете-носителе Cosmos — это уже ракета орбитального класса, возможен возврат первой ступени», — сказал Мансуров. Возможность возврата первой ступени ракеты, по его словам, обеспечивается благодаря метановым двигателям, которые разрабатывает компания.
Можайского получила патент на разработанную научным центром двухступенчатую многоразовую ракету космического назначения. Носитель сможет доставлять полезную нагрузку на низкие круговые орбиты Земли. Об этом пишет ТАСС, ссылаясь на соответствующий документ Федерального института промышленной собственности.
Ожидается, что ракета «Ангара-А5В» с водородной третьей ступенью сможет перевозить до 37,5 тонн в одноразовом варианте, что делает ее ракетой тяжелого класса повышенной грузоподъемности. Несмотря на это, разработчики планируют дальнейшую модернизацию для увеличения ее грузоподъемности. Сверхтяжелая ракета Falcon Heavy, также разработанная SpaceX, может перевозить до 50 тонн в варианте с возвращаемыми ступенями и до 64 тонн в полностью одноразовой версии. Она остается многоразовой ракетой с самой большой грузоподъемностью, превосходящей Falcon 9.
В Роскосмосе раскрыли основные возможности будущей ракеты-носителя «Корона»
К тому же, оба они дошли до создания тестовых образцов. Если у Roton был только атмосферный прототип для отработки посадки на авторотации, то прототип DC-X совершил несколько полетов на высоту несколько километров на жидкостном ракетном двигателе ЖРД на жидких кислороде и водороде. Техническое описание ракеты «Зея» Для радикального снижения стоимости выведения грузов в космос «Лин Индастриал» предлагает создать ракету-носитель РН «Зея». Это одноступенчатая, многоразовая транспортная система с вертикальным взлетом и вертикальной посадкой. В ней используются экологически безопасные и высокоэффективные компоненты топлива: окислитель — жидкий кислород, горючее — жидкий водород. РН состоит из бака окислителя над которым размещается теплозащитный экран для входа в атмосферу и ротор системы мягкой посадки , отсека полезной нагрузки, приборного отсека, бака горючего, хвостового отсека с двигательной установкой и посадочного устройства. Баки горючего и окислителя — сегментально-конические, несущие, композитные.
Наддув бака горючего осуществляется за счет газификации жидкого водорода, а бака окислителя — за счет сжатого гелия из баллонов высокого давления. Маршевая двигательная установка состоит из 36 расположенных по окружности двигателей и сопла внешнего расширения в виде центрального тела. Управление во время работы маршевого двигателя по тангажу и рысканию осуществляется с помощью дросселирования диаметрально расположенных двигателей, по крену — с помощью восьми двигателей на газообразных компонентах топлива, расположенных под отсеком полезной нагрузки. Для управления на участке орбитального полета используются двигатели на газообразных компонентах топлива. Схема полета «Зеи» следующая. После выхода на опорную околоземную орбиту, ракета, если это необходимо, производит орбитальные маневры для выхода на целевую орбиту, после чего, открыв отсек полезной нагрузки массой до 200 кг , отделяет ее.
В течение одного витка по околоземной орбите с момента старта, выдав тормозной импульс, «Зея» совершает посадку в районе космодрома пуска. Высокая точность посадки обеспечивается за счет использования аэродинамического качества, создаваемого формой ракеты, для бокового маневра и маневра по дальности. Мягкая посадка осуществляется за счет снижения с использованием принципа авторотации и восьми посадочных амортизаторов. Таким образом, проект окупится за 47 пусков. Вариант «Зеи» с двигателем на трех компонентах топлива Еще один способ увеличить эффективность одноступенчатой РН — переход на ЖРД с тремя компонентами топлива. С начала 1970-х годов в СССР и США изучалась концепция трехкомпонентных двигателей, которые сочетали бы в себе высокое значение удельного импульса при использовании водорода в качестве горючего, и более высокую усредненную плотность топлива а, следовательно, меньший объем и вес топливных баков , характерную для углеводородного горючего.
При запуске такой двигатель работал бы на кислороде и керосине, а на больших высотах переключался на использование жидких кислорода и водорода.
После вывода полезной нагрузки ракета входит в атмосферу и тормозится аэродинамическим теплозащитным экраном. Затем включаются турбореактивные двигатели, и Adeline совершает посадку по- самолетному. Уже готов надувной макет Adeline для испытания аэродинамики и систем управления Разработчики надеются ввести новую ракету в эксплуатацию в 2025-2030 году.
Многоразовый носитель будет рассчитан на 10-20 запусков и при этом потребует только 2 т дополнительного топлива. В настоящее время готов надувной макет ракеты, на котором будут испытываться технологии дистанционного управления при спуске.
Ракета поднялась на 9 метров и безопасно села на площадку. Как только Nova будет готова к полетам, Stoke будет использовать стартовый комплекс 14 на космодроме мыса Канаверал во Флориде. Больше статей на Shazoo.
Справка «Известий» «Ангара» — семейство российских ракет-носителей от легкого до сверхтяжелого класса. Они имеют унифицированную конструкцию и оснащены экологически безопасными жидкостными кислородно-керосиновыми двигателями. Носители различаются количеством универсальных ракетных модулей УРМ. Так, легкая «Ангара-1. Она способна вывести в космос до 3,5 т нагрузки. Ее грузоподъемность — до 24,5 т. Также разрабатывается модернизированная версия — «Ангара-А5М», которая сможет вывести на низкую околоземную орбиту до 27,5 т, и сверхтяжелая модификация «Ангара-А5В» грузоподъемностью 37,5 т. Запуск первой летной ракеты космического назначения «Ангара-А5» с космодрома Восточный. В том числе на геостационарные орбиты высотой порядка 36 тыс.
Рогозин: Роскосмос создаст многоразовую ракету на метане
В РАН рассказали, что сделают ракету «Ангара-А5» многоразовой | Starship должна стать многоразовой двухступенчатой ракетой-носителем для доставки людей и грузов на околоземную орбиту, Луну и Марс. |
Многоразовая космическая система Байкал-Ангара | В 2023 году АО «ГРЦ им. Макеева» совместно с предприятиями «Роскосмоса» приступит к созданию многоразовой ракеты-носителя «Корона». |
Космоновости 46. Перспективные РН Союз 5 и Амур СП (Таня Бондарева) / Проза.ру | Российская многоразовая одноступенчатая ракета-носитель «Корона» позволит доставлять груз на орбиту и возвращать его обратно, заявили в пресс-службе государственной корпорации Роскосмос. |
Блогер создал многоразовую ракету на водной тяге — Журнал «Код» программирование без снобизма | Президент России Владимир Путин пообещал изучить вопрос сокращения финансирования проекта многоразовой ракеты "Амур-СПГ", по мнению президента, такой аппарат востребован как "в народном хозяйстве", так и с точки зрения решения вопросов в сфере безопасности. |
«Роскосмос» подписал контракт на проектирование многоразовой ракеты «Амур-СПГ»
Это одноступенчатая, многоразовая транспортная система с вертикальным взлетом и вертикальной посадкой. Идет создание собственно ракеты и сопутствующих систем, а также начат поиск оптимальных районов приземления многоразовых блоков. Более того, частная компания не только запустила в космос ракету на жидком топливе, но и сделала внушительный шаг в сторону многоразовых ракет-носителей, которыми так гордится SpaceX.
Многоразовая ракета "Ангара-А5В" сможет выводить на орбиту на 10 тонн больше Falcon 9
Сайт использует IP адреса, cookie и данные геолокации пользователей сайта, условия использования содержатся в Политике по защите персональных данных. Сообщения и материалы информационного издания Daily Storm зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Роскомнадзор 20. На информационном ресурсе dailystorm.
Также глава «Роскосмоса» отметил, что для создания возвращаемой ракеты требуется вдвое меньше деталей, нежели для ее предшественников. Ранее 5-tv.
Сейчас инженерам нужно разобраться с последствиями первого пуска. В лучшем случае можно предположить, что в следующий раз «Старшип» будут запускать через несколько месяцев.
В неофициальном твиттер-аккаунте Starship , который ведут энтузиасты. Для доступа тоже нужен VPN. Мы постим кружочки, красивые карточки и новости о технологиях и поп-культуре в нашем телеграм-канале.
Макеева работает над многоразовым носителем Российская частная космическая компания SR Space бывшая Success Rockets работает над возвращаемой первой ступенью ракеты-носителя Cosmos. Об этом рассказал «Интерфаксу» гендиректор компании Олег Мансуров.
Но уже на ракете-носителе Cosmos — это уже ракета орбитального класса, возможен возврат первой ступени», — сказал Мансуров. Возможность возврата первой ступени ракеты, по его словам, обеспечивается благодаря метановым двигателям, которые разрабатывает компания.
Замахнуться на Илона нашего Маска: "Амур-СПГ" vs Falcon 9
Судя по фотографиям, представленным на презентации в Нанкинском университете науки и техники главным конструктором ракет-носителей Чанчжэн, Китай уже начал строительство первого прототипа ракеты Чанчжэн-9, которая будет частично многоразовой и будет отвечать. Это вопросы создания посадочного комплекса и комплекса межполетного обслуживания, доработки технического комплекса и средств транспортирования ракет, в том числе для транспортировки возвращаемых ракетных блоков первой и второй ступеней ракеты с. Ракета-носитель Falcon 9 с навигационным спутником на борту стартовала с площадки Космического центра Кеннеди во Флориде 27 апреля в 20:34 по местному времени (28 апреля, 03:34 мск). «Роскосмос» продолжит разработку перспективной многоразовой ракеты-носителя «Амур-СПГ», передает пресс-служба госкорпорации в Telegram-канале. В декабре издание ArsTechnica сообщило, что в ходе третьего летного испытания многоразовую транспортную систему Starship могут проверить орбитальной топливной дозаправкой.
«Повысить эффективность запусков»: почему Россия вернулась к созданию многоразовых ракет
Считается, что ракетный комплекс будет установлен на новейшие российские беспилотники и предназначен для сдерживания авиации противника. двухступенчатая PH, выполненная по «тандемной» схеме с первой ступенью многоразового использования и возможностью запуска в одноразовом исполнении. Многоразовая ракетная система состоит из космического корабля Starship и носителя Super Heavy. который предназначается для ракетно-космического комплекса многоразовой одноступенчатой ракеты-носителя. Технические характеристики ракеты с многоразовой первой ступенью "Амур-СПГ" © "Роскосмос".
«Роскосмос» подписал контракт на проектирование многоразовой ракеты «Амур-СПГ»
Но как утверждает исполнительный директор «Роскосмоса» по перспективным программам и науке Александр Блошенко, в ракете «Амур» будут использоваться обычные баки. Эти заявления не соответствуют действительности — при охлаждении до сверхнизких температур, сжиженный газ уплотняется достаточно, чтобы использовать баки стандартных объемов. Пока ни у кого нет возможности проверить, действительно ли это так, но с другой стороны, если бы метан был проблемным в качестве топлива для ракет, его бы не хотели использовать и частные американские космические компании. Правда, той же SpaceX пришлось изрядно поработать, прежде чем «метановый» Starship перестал взрываться на испытаниях. Правда, иногда Starship на метане все равно взрывается Сравнение ракеты «Амур» и Space X Falcon 9 Поскольку ракета «Амур» пока представлена только на бумаге, мы можем сравнить две ракеты только по заявленным техническим характеристикам. Сравнение основных характеристик ракеты «Амур» и Falcon 9 Обе ракеты подразумевают отключение двигателей и отделение второй ступени, после чего первая ступень начинает падать обратно в атмосферу и тормозить двигателем. Перед посадкой первая ступень как «Амура», так и Falcon 9, выпускает посадочные штанги, после чего приземляется на платформу.
Затем первую ступень транспортируют для техосмотра. Площадки для посадки первой ступени «Амура» будут располагаться на территории Хабаровского края, ближе к побережью Охотского моря. В отличие от Falcon 9, ракету "Амур" будут сажать не на воде, а на суше. Это вызывает несколько вопросов, которые касаются безопасности такого типа посадки. Все же даже Маску понадобилось несколько попыток, прежде чем первая ступень Falcon 9 не свалилась в океан после посадки и не взорвалась. Перевозиться обратно на космодром блок будет двумя возможными способами — на внешней подвеске тяжелого транспортного вертолета Ми-26 или на грузовой платформе по железнодорожной ветке.
План возвращения первой ступени «Амура» на Землю Создание морской посадочной платформы для «Амура» пока не рассматривается, так как погодные условия Охотского моря сильно затрудняют стабильную эксплуатацию такой плавучей площадки.
Для управления на участке орбитального полета используются двигатели на газообразных компонентах топлива. Схема полета «Зеи» следующая. После выхода на опорную околоземную орбиту, ракета, если это необходимо, производит орбитальные маневры для выхода на целевую орбиту, после чего, открыв отсек полезной нагрузки массой до 200 кг , отделяет ее. В течение одного витка по околоземной орбите с момента старта, выдав тормозной импульс, «Зея» совершает посадку в районе космодрома пуска. Высокая точность посадки обеспечивается за счет использования аэродинамического качества, создаваемого формой ракеты, для бокового маневра и маневра по дальности.
Мягкая посадка осуществляется за счет снижения с использованием принципа авторотации и восьми посадочных амортизаторов. Таким образом, проект окупится за 47 пусков. Вариант «Зеи» с двигателем на трех компонентах топлива Еще один способ увеличить эффективность одноступенчатой РН — переход на ЖРД с тремя компонентами топлива. С начала 1970-х годов в СССР и США изучалась концепция трехкомпонентных двигателей, которые сочетали бы в себе высокое значение удельного импульса при использовании водорода в качестве горючего, и более высокую усредненную плотность топлива а, следовательно, меньший объем и вес топливных баков , характерную для углеводородного горючего. При запуске такой двигатель работал бы на кислороде и керосине, а на больших высотах переключался на использование жидких кислорода и водорода. Такой подход, возможно, позволит создать одноступенчатый космический носитель.
В нашей стране были разработаны трехкомпонентные двигатели РД-701, РД-704 и РД0750, однако они не были доведены до стадии создания опытных образцов. Расчеты и конструирование трехкомпонентных ЖРД велись и в Америке см. Martin и Alan W. Мы полагаем, что для трехкомпонентной «Зеи» вместо традиционно предлагаемого для подобных ЖРД керосина следует использовать жидкий метан. На это есть множество причин: «Зея» в качестве окислителя использует жидкий кислород, кипящий при температуре -183 градуса Цельсия, то есть в конструкции ракеты и заправочного комплекса уже используется криогенное оборудование, а значит не будет принципиальных сложностей в замене бака керосина на бак метана при -162 градусах Цельсия. Метан по эффективности превосходит керосин.
Метан дешевле керосина. В отличие от керосиновых в двигателях на метане почти отсутствует коксование, то есть, проще говоря, образование трудно удаляемого нагара. А, значит, такие двигатели удобнее использовать в многоразовых системах.
Ученые заявили, что в будущем перспективным вариантом запуска корабля в космос будет двупусковая схема с использованием двух разгонных блоков: такой метод позволит вывести аппараты на более высокие орбиты. Макеева, входящий в госкорпорацию "Роскосмос", разработал концепцию и изготовил стендовый полномасштабный прототип многоцелевого гиперзвукового летательного аппарата.
То есть запуск «Амура» будет дешевле больше чем в два раза. Экономия, как утверждается, достигается за счет нескольких факторов: использование метана, что позволяет удешевить запуск и подготовку к нему за счет уже имеющихся решений; полная автоматизация запуска, что позволит сэкономить на трудозатратах; максимально облегченный стартовый комплекс, без подземного города с хранилищами на случай военных угроз, его конструкция будет упрощена, в том числе с точки зрения требований стартового стола к потенциальным нагрузкам. Когда полетит ракета «Амур»? На бумаге все это выглядит очень здорово, и если «Роскосмос» сможет удешевить запуск хотя бы до 30 миллионов долларов, это уже будет серьезный прогресс. Наземные испытания двигателей «Амура» планируется завершить к 2024 году, а первый пуск ракеты с полезной нагрузкой — сделать в 2026 году. К тому времени Илон Маск планирует запустить Starship на Марс — посмотрим, кто сдержит обещания. Вместе с новой ракетой «Роскосмос» также разрабатывает многоразовый космический корабль. Он получил название «Арго» и будет запускаться на орбиту Земли на ракете-носителе. Космический корабль сможет доставлять на МКС полезный груз массой до 2 тонн, а возвращать на Землю он сможет 1 тонну груза.
Что об этом думает Илон Маск, глава SpaceX? Он положительно отреагировал на планы «Роскосмоса», заявив, что это правильная цель, и главное — сделать минимальной цену запуска ракеты. Larger rocket would also make sense for literal economies of scale. Goal should be to minimize cost per useful ton to orbit or it will at best serve a niche market. Так что свое «благословение» создатель первой многоразовой ракеты уже дал, дело за российскими инженерами.
"Роскосмос": Технический проект многоразовой метановой ракеты "Амур" появится в конце 2024 года
После выхода на опорную околоземную орбиту, ракета, если это необходимо, производит орбитальные маневры для выхода на целевую орбиту, после чего, открыв отсек полезной нагрузки массой до 200 кг , отделяет ее. В течение одного витка по околоземной орбите с момента старта, выдав тормозной импульс, «Зея» совершает посадку в районе космодрома пуска. Высокая точность посадки обеспечивается за счет использования аэродинамического качества, создаваемого формой ракеты, для бокового маневра и маневра по дальности. Мягкая посадка осуществляется за счет снижения с использованием принципа авторотации и восьми посадочных амортизаторов. Таким образом, проект окупится за 47 пусков. Вариант «Зеи» с двигателем на трех компонентах топлива Еще один способ увеличить эффективность одноступенчатой РН — переход на ЖРД с тремя компонентами топлива. С начала 1970-х годов в СССР и США изучалась концепция трехкомпонентных двигателей, которые сочетали бы в себе высокое значение удельного импульса при использовании водорода в качестве горючего, и более высокую усредненную плотность топлива а, следовательно, меньший объем и вес топливных баков , характерную для углеводородного горючего. При запуске такой двигатель работал бы на кислороде и керосине, а на больших высотах переключался на использование жидких кислорода и водорода. Такой подход, возможно, позволит создать одноступенчатый космический носитель.
В нашей стране были разработаны трехкомпонентные двигатели РД-701, РД-704 и РД0750, однако они не были доведены до стадии создания опытных образцов. Расчеты и конструирование трехкомпонентных ЖРД велись и в Америке см. Martin и Alan W. Мы полагаем, что для трехкомпонентной «Зеи» вместо традиционно предлагаемого для подобных ЖРД керосина следует использовать жидкий метан. На это есть множество причин: «Зея» в качестве окислителя использует жидкий кислород, кипящий при температуре -183 градуса Цельсия, то есть в конструкции ракеты и заправочного комплекса уже используется криогенное оборудование, а значит не будет принципиальных сложностей в замене бака керосина на бак метана при -162 градусах Цельсия. Метан по эффективности превосходит керосин. Метан дешевле керосина. В отличие от керосиновых в двигателях на метане почти отсутствует коксование, то есть, проще говоря, образование трудно удаляемого нагара.
А, значит, такие двигатели удобнее использовать в многоразовых системах. При необходимости метан можно заменить схожим по характеристикам сжиженным природным газом СПГ. СПГ почти полностью состоит из метана, обладает схожими физико-химическими характеристиками и немного проигрывает чистому метану по эффективности.
Мантуров добавил, что новая ракета с возвращаемыми ступенями строится с применением новых организационных подходов и технологических принципов, что позволит существенно снизить её себестоимость. Эскиз многоразовой ракеты «Амур-СПГ» Также Денис Мантуров рассказал журналистам, что реализация федерального проекта по созданию космического ракетного комплекса сверхтяжёлого класса намечена на период 2025-2035 годов. Выход сверхтяжёлой ракеты на лётные испытания запланирован на 2033 год.
Так, в ракетном центре Макеева разработан проект по ракете «Россиянка» с многоразовой первой ступенью. Носитель пока рассчитан на полезную нагрузку в 21,5 т при выведении на низкую околоземную орбиту, но инженеры готовы увеличить полезную нагрузку до 35 т, используя вторую ступень. В ЦСКБ "Прогресс" отдельные проекты по многоразовым ракетным системам вертикального старта не велись, но предприятие давно сотрудничает с ГРЦ Макеева по космическим ракетам-носителям и может предложить задел по проекту «Русь-М», свернутому осенью этого года по решению Роскосмоса. В Центре Хруничева уже много лет разрабатывается проект многоразовой системы с повторно используемыми возвращаемыми к месту старта блоками первой ступени. Это проект «Байкал—Ангара». Многоразовый ускоритель первой ступени разработан еще совместно с НПО «Молния» и может применяться как для легкой «Ангары», так и для средней и тяжелой.
А дальше — в зависимости от того, где предстоит садиться: на суше или на плавучей платформе. Схема возвращения первой ступени Falcon 9 на плавучую платформу. Вот в этот самый момент её надо развернуть "вверх ногами", и это делается с помощью специальных небольших азотных двигателей. А дальше для торможения три раза включаются двигатели: сначала для задания нужного направления, потом при входе в атмосферу и, наконец, у самой земли точнее, платформы , где раскрываются посадочные штанги и ракетная ступень садится, а лучше сказать, встаёт. Дальше всё так же. Так вот, за посадку у ступени "Амура-СПГ" отвечает лишь один — центральный — двигатель. У "Фалькона" включаются сразу три. Этот единственный двигатель для приземления надо запустить два раза у Маска даётся три импульса. То есть в общей сложности за весь полёт центральный двигатель "Амура" включается три раза: на старте, при входе в атмосферу и у земли. Естественно, у ступени, как и у Falcon 9, есть решётчатые рули для стабилизации "вафельницы" и посадочные опоры. Недавно в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры ЦЭНКИ рассказали , что весь пусковой комплекс будут возводить как единую конструкцию по принципу плавучей платформы "Морской старт". Что касается платформы для посадки первой ступени, то в 2021 году в "Роскосмосе" говорили , что её разместят к северо-западу от города Алдан в Якутии. Кроме того, специальная комиссия рассматривала варианты районов в Амурской области и Хабаровском крае. Поскольку Восточный находится недалеко от Охотского моря, обсуждалась и возможность размещения плавучей посадочной платформы или даже приводнения ступени, то есть спуска её прямо на воду, откуда её должны будут поднимать на борт спецсуда, а далее предстоит её везти на "техосмотр" вертолётом либо по железной дороге.