8 февраля 2024 года отмечается 190-летие со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. Вместе с Д. И. Менделеевым в Гейдельберге работала группа молодых русских ученых, среди которых были будущий великий физиолог И. М. Сеченов, химик и композитор А. П. Бородин и др. ИЦ Менделеевские новости в Менделеевске, улица Фомина, 20: телефон, режим работы, адрес.
К 190-ЛЕТИЮ ДМИТРИЯ МЕНДЕЛЕЕВА
Великий русский ученый-энциклопедист, педагог, химик и общественный деятель Дмитрий Иванович Менделеев родился 8 февраля (27 января по старому стилю) 1834 года. Биография Дмитрия Ивановича Менделеева: личная жизнь, отношения с женой Анной Поповой, зять Александр Блок. Дмитрий Менделеев родился зимой 1834 года в многодетной семье директора Тобольской гимназии и училищ Тобольского округа. Благодаря изучению силикатов Менделеев впервые стал задумываться об особенностях разных химических соединений. В День науки у могилы Дмитрия Менделеева для того, чтобы почтить его память, собрались представители научно-образовательного сообщества Санкт-Петербурга.
«Умел быть философом в химии»: 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева
В 1807 году Менделеева назначили старшим учителем в Тобольское главное народное училище, которое в 1810 году было преобразовано в гимназию. Биография еева полна интересных фактов, которые чаще всего мало известны простому обывателю. Дмитрий Иванович Менделеев скончался 2 февраля 1907 года в Петербурге от воспаления легких, на семьдесят втором году жизни.
Год Менделеева
Документальных подтверждений этому нет, зато по интернету бродит фраза, приписанная учёному: «Национализм во мне столь естественный, что никогда никаким интернационалистам меня из него не выбить». Кроме того, «национализму необходимо более всего принять начало терпимости, то есть отречься от всякой кичливости, в которой явная бездна зла». Таким образом, Менделеев признавал национализм, но понимал его не вульгарно, не как национализм узко этнический, а как национализм широкий, цивилизационный. Вспомним в очередной раз основателя независимой Индонезии Сукарно, который среди своих «пять принципов» упоминал и национализм, и интернационализм, не противопоставляя их друг другу, а подчёркивая их внутреннее единство. У Менделеева были устойчивые патриотические убеждения. Характеризуя русский народ, Дмитрий Иванович отмечал: «В чём другом, только не в самообожании можно упрекать русских людей, умеющих уживаться и даже сливаться со всякими другими. Это нас сильно отличает не только от китайцев, достоинствам которых можно отдать многое, но и от англичан».
Мысли Менделеева в этом отношении перекликаются с будущими идеями евразийцев, которые отмечали цивилизационное, а не узко-национальное содержание русской идеи. По его словам, Россия «назначена историей именно для того, чтобы так или иначе Европу с Азией помирить, связать и слить». Что касается Китая, то Менделеев последовательно выступал за, выражаясь современным языком, «стратегическое партнёрство» с ним: «Желательно, чтобы Россия вновь прочнейшим образом заключила теснейший политический, таможенный и всякий иной союз с Китаем, потому что он явно просыпается… и он имеет все задатки очень быстро, наподобие самой России, стать могущественнейшей мировой державой». Этот союз он видел противовесом блоку Англии и Японии то есть, выражаясь в терминах геополитики, противопоставлял теллурократию и талассократию. Конечно, это убеждение Менделеева всецело оправдано последующей историей вспомним тесную советско-китайскую дружбу 40-50-х годов , да и современным положением дел. Русский учёный характеризовал себя как «противника всяких войн», однако отмечал, что немедленное разоружение невозможно и ненужно.
Россия, по его словам, «лакомый кусок для соседей Запада и Востока потому именно, что многоземельна, и оберегать её целостность всеми народными средствами необходимо». Мысли Менделеева о разоружении в чём-то перекликаются с мыслями его современника — основоположника русского космизма Н. Фёдорова, который считал необходимым не отказ от армий и оружия, а обращение их от борьбы с себе подобными к борьбе с хаосом природы. Одним из важнейших дел Менделеева стала работа над проектом таможенного тарифа. Его убеждением было, что для развития отечественной экономики необходим протекционистский тариф, защищающий страну от проникновения иностранных товаров, разоряющих местного производителя. Царствование Александра II он подвергал резкой критике именно за насаждение фритредерства по английскому образцу.
Мыслитель говорил, что отождествление «свободной торговли» со «свободой вообще» сбивает многих с толку. Между ними не только нет внутренней связи, но и есть «известная степень противоречия»: «свобода народов — лозунг протекционизма». Развить свою промышленность, по мнению учёного, «земледельческие страны не имели бы никакой возможности при полной свободе торговли, потому что иностранные промышленные их конкуренты сознательно губили бы всякие зачатки таких предприятий». Как и его старший современник Н. Данилевский, Менделеев считал деление на Европу и Азию искусственным. Он писал: «громаднейшая равнина России, на которой… нет пунктов выше тройной высоты Исаакиевского собора, назначена самою природою для единого народа.
Как ни враждовали меж собою части, кто ни пробовал отхватить доли — всё же общее единство водворилось твёрдо и прочно». Среди народов России наиболее «комплементарными» если пользоваться позднейшим термином Л. Гумилёва по отношению к русским он считал тюркские народы: «разумность отношений к России в татарско-турецких племенах следует всемерно поддерживать и… в случае местных инородческих разладов, которые за последнее время немалочисленны, голосу турецко-татарских народов должно внимать поболее, чем голосу многих других инородцев, живущих под русским кровом». Так же как и Данилевский, Менделеев считал, что для России исторически не характерна агрессивность: «Сколько я понимаю русскую историю, русский народ никогда не был склонен к завоевательству и если воевал и покорил немало народов, то лишь потому, что к этому принуждали его прямо слагавшиеся обстоятельства». Важное значение Менделеев отводил геополитике, хотя и не употреблял этого слова. Для него движение России на восток было проявлением той «сказочной центробежности» русского народа, которая на протяжении веков влекла его к океанам: «Дошли мы первее всего до входа в свободные океаны на Белом море, но тут свободу хода сдерживают и до сих пор льды… Двинулись затем вниз по матушке по Волге, да не наши выходов из ямы Каспия… Настал затем славный… XVIII век, когда мы твёрдо сели у морей Балтийского и Чёрного… но тут оказались свои преграды в виде узких проливов».
Лишь во второй половине XIX в. Россия в полной мере вышла к Тихому океану, но в начале века XX-го это вылилось в русско-японскую войну. О ней Менделеев открыто говорил: «Войны я не одобрял и не одобряю, захвата Китая не вызывал и осуждать не переставал, посылку нашего флота к Цусиме считал и продолжаю считать совершенным неразумием». Это связано не с абстрактным пацифизмом учёного, а с тем, что он понимал миссию России как совершенно отличную от устремлений западных держав, рассматривавших Китай как свою потенциальную колонию. В спорах с европейцами, в том числе и расистски настроенными учёными, Менделеев вставал на сторону угнетённых народов колоний. Например, в споре с американским доктором, поборником здорового образа жизни, который обвинял индейцев в том, что они использовали табак с целью извести европейцев, русский учёный заметил, что рядом с фигурой индейца, протягивающего европейцу табак они часто ставились у табачных лавок вместо вывесок , следовало бы поставить и фигуру европейца, дающего индейцу бутылку виски.
Крайне скептически он относился и к американской «демократии», при которой власть находится не в руках большинства, как в теории, а в руках организованного меньшинства, рассматривающего большинство лишь как «стадо» для сбора голосов. В статье «Об единице» 1877 Менделеев выступил против индивидуализма: «мы, каждый, считали себя значащими единицами, и, в сущности, каждый из нас сам по себе нуль. Ещё ступенью станем выше, и тогда единица будет высшего порядка — семья, общество, государство, человечество. И на этих ступенях наша жизнь построится лучше, и мы станем… понимать себя не больше, как микроскопическую клетку в целом организме». Позже он развил эти идеи в примечаниях к «Заветным мыслям»: «…падёт индивидуализм, тогда славянская общинная идея заменит современную идею об единице… Настанут вправду новые века и в мыслях, и в делах, в верованиях и народных судьбах. И не бойтесь, вздорного будет меньше, ни древняя идея государства, ни новейшая, свободная единица не пропадут, им будет лучше, потому что будет больше правды и толку».
Менделеев находится «по ту сторону левых и правых», ведь коллективизм — идея как «левая», связанная с социалистическими учениями, так и традиционалистская, восходящая к исходным общинным формам развития человечества. Традиционализм же обычно относят к «правым» идеям, хотя тогда возникает вопрос: в чём его сходство с другими «правыми» идеями, связанными как раз с капиталистическим индивидуализмом, и в чём вообще суть «правизны», если она объединяет такие противоположности? Менделеев — одновременно и «красный профессор», неоднократно конфликтовавший с руководством Министерства просвещения что в итоге закончилось его уходом из Петербургского университета в 1890 г. Кстати, «крайне правого» и «консервативного» министра Д. Толстого учёный упрекал именно в подражательности Европе его курса на насаждение «классического» образования, в частности, латыни. Он обладал обширными знакомствами среди русских философов, опять-таки разных направлений.
Например, среди его близких знакомых 1860-х гг. Страхова, одного из представителей почвенничества, соратника Достоевского, Данилевского и Аполлона Григорьева, которого с Менделеевым сближала работа в сфере естественных наук. Страхов помогал молодому Менделееву с публикацией статей. Сторонником социалистических идей учёный формально не был, но отмечал правду социализма, который «ответил известным образом преобразованию времени, когда начали уже понимать, что личное благо возможно только внутри, а внешнее удовлетворение более или менее необходимо для всех живущих — иначе наступит рано или поздно беда, даже личная». Фёдорова: «Жить не для себя и не для других, а со всеми и для всех». Вернадский, который сам в предреволюционные годы придерживался либерально-кадетских убеждений, относил своего учителя Менделеева к людям «очень умеренных, скорее консервативных взглядов», подчёркивая при этом: «Дмитрий Иванович, подымая нас и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и построения, которые были далеки от него самого».
Кстати, аналогичные противоречия мы видим в восприятии либеральными кругами зятя Д. Менделеева — великого русского поэта Александра Блока видимо, не случайно судьба таким образом связала двух гениев, принадлежавших к совершенно разным сферам деятельности. До революции либерально настроенная З. Однако, как мы знаем, «черносотенец» Блок принял Октябрьскую революцию и большевизм, а Гиппиус — отвергла. И в этом была неизбежная логика — логика понимания революции как национальной стихии, освобождающей Россию от западничества правящего класса и «старой интеллигенции». Блок писал о Менделееве: «Не укрывается от него ничего.
Его знание самое полное. Оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть всё». Понятно, что отсутствие «убеждений», которые сам Блок ставит в кавычки, надо понимать не буквально: мыслитель поднимается над уровнем декларируемой «позиции» на более высокий — мировоззренческий — уровень. Вслед как за «правыми» славянофилами, так и «левыми» народниками Менделеев подчёркивал важнейшее значение для русской национальной экономики артельно-общинного принципа. В то же время он был категорическим противником устоявшегося мнения, что Россия — страна чисто земледельческая и развитие промышленности для неё не только не нужно, но и вредно а это мнение разделяли и многие «правые», и значительная часть народников.
Смит и особенно его последователи, — отмечал русский учёный, — чересчур развили понятие о пользе специализации труда, и дело дошло до того, что между странами думали видеть потребность специализации усилий. На этом, в сущности, и основывается вся русская промышленная отсталость». Так и вышло, что «русский мужик, переставший работать на помещика, стал рабом Западной Европы и находится от неё в крепостной зависимости, доставляя ей хлебные условия жизни». Размышляя о таком пути индустриализации, который не поставил бы Россию в зависимость от Запада, он писал: «В общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыши возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение». При этом он отводил важную роль в экономике государству, предлагая создание в России министерства промышленности. Понимая необходимость индустриализации и в связи с этим признавая на определённом этапе положительную роль национального капитала, учёный прекрасно осознавал, что капитализм является злом.
Капитализм, по словам Менделеева, «не есть основная сущность дел фабрик и заводов, а только их неизбежная современная форма». В борьбе с этим злом Менделеев отмечал роль «артельно-кооперативного способа», который считал «наиболее обещающим в будущем и весьма возможным для приложения во многих случаях в России, именно по той причине, что русский народ, взятый в целом, исторически привык и к артелям, и к общинному хозяйству».
Помимо плохих отметок у юного Менделеева были проблемы и с поведением: он часто участвовал в драках, а как-то раз даже был участником дуэли.
Когда будущему ученому было тринадцать лет, умер его отец от чахотки. Спустя год окончил гимназию его старший брат Павел, который был защитником для Дмитрия в учебные годы. Эти события повлияли на поведение и оценки Менделеева-младшего: он перестал задираться, участвовать в конфликтах и начал более ответственно подходить к процессу обучения.
Так что в аттестате у него не было неудовлетворительных отметок, что позволило ему стать студентом Петербургского педагогического института, откуда он выпустился с золотой медалью. Спустя четырнадцать лет после окончания института ученый создал периодическую систему химических элементов. Константин Циолковский В детстве Константин Циолковский был активным и задиристым, за что неоднократно получал розги Маленького Костю учили буквам с пяти лет.
Обучение проходило мучительно, несмотря на его способности. Но в семь лет он уже сам начал взахлеб читать любимые сказки, а затем все, что попадалась под руку. Циолковский с детства любил мечтать и даже платил своему младшему брату, чтобы он слушал эти «выдумки».
Константин был веселым и подвижным мальчиком: любил играть в городки, жмурки, кататься на коньках, запускать воздушного змея и прочее. Характер у него был довольно задиристый, поэтому бывало, что он получал розги за драки с братом и ослушание взрослых. Когда Косте было лет десять, он сильно простудился.
В итоге простуда переросла в скарлатину с осложнениями, думали, что мальчик не выживет. Однако вскоре он пошел на поправку, только практически оглох. Сверстники в школе над ним смеялись, дразнили, да и учителей он сильно раздражал тем, что он их не слышал.
Оглохший ученик стеснялся одноклассников, получал физические наказания, был неоднократно заперт в карцере за проступки. После смерти матери Константин стал учиться еще хуже и был оставлен на второй год. Спустя три года таких мучений Константина выгнали из школы.
После этого он уже никогда не учился ни в одном учебном заведении. Он начал обучаться самостоятельно, поставил десятки удачных и важных для науки опытов. А спустя годы сделал открытия, благодаря которым ученые СССР смогли построить ракету и отправить в космос первого человека.
Николай Лобачевский Николай Лобачевский учился хорошо, но был лидером по «худому поведению» Русский математик учился достаточно прилежно, но правда при поступлении в вуз сдал вступительный экзамен лишь со второй попытки. А вот с поведением у него были серьезные проблемы. Из-за своих хулиганств он попадал более тридцати раз в журнал проступков: то смастерит ракету, которую запустят на дворе гимназии, то заменит еду в тарелках и соусниках на воду.
Учёного не раз выдвигали на Нобелевскую премию, но он её так и не получил. Сегодня Менделеев считается одним из величайших химиков и учёных в истории — его вклад в развитие мировой науки неоценим. Однако ему удалось поступить на физико-математический факультет Главного педагогического института в столице. Его интересы распространялись на химию, физику, экономику, метеорологию, геологию, социологию, экологию и другие сферы, за что учёного прозвали русским Леонардо да Винчи.
В 1875 году он разработал проект собственного стратостата с герметичной гондолой, подразумевающий возможность подъёма в верхние слои атмосферы.
Я тоже. Увы, в тот же год 2 сентября умер человек и закон, почти ровесник Ампера, Уильям Генри 1774-1836. Он был химиком, изучал соляную кислоту, но в историю вошел как автор закона, по которому при постоянной температуре растворимость газа в данной жидкости прямо пропорциональна давлению этого газа над раствором. В 1836 году на мировую сцену вышли несколько замечательных ученых — в том числе, и в самой России. Так, 25 марта 6 апреля родился Николай Васильевич Склифософский 1836-10904 , великий хирург и организатор здравоохранения.
А 9 июня родилась Элизабет Гаррет Андерсон 1836-1917 , английская врач и, кстати, единственная женщина- член Британской медицинской ассоциации до 1892 года. Элизабет Гаррет Андерсон 17 мая родился астроном Джозеф Норман Локьер 1836-1920 , который нам интересен не только тем, что придумал измерять спектр солнечной короны без затмения, но и стал сооткрывателем элемента, который затем не сразу найдет себе место в Таблице Менделеева, и даже потом даст ему название — гелий. Ну и еще пустячок — тогда же, когда Дмитрий Иванович придумал свою таблицу — в 1869 году — он основал журнал Nature, который возглавлял ровно полвека, и за это время превратил его из журнала «для развлечения почтеннейшей публики научными новостями» в настоящий научный топ-журнал. Джозеф Норман Локьер Если же говорить о научных открытиях, то их тоже хватало. В 1836 году в научных оборот был введен знаменитый галичский клад, который годом раньше был найден в нынешнем Галичском районе Костромской области. Сохранилось даже письмо об этом, в котором черниговский епископ Павел пишет: «Не благоугодно ли будет вам означенныя любопытныя вещи принять, и представить в Общество Истории и Древностей Российских».
Сейчас этот уникальный набор древностей XIII века до нашей эры со ставшим знаменитым «галичским идолом» находится в собрании Эрмитажа.
«Умел быть философом в химии»: 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева
А начать можно с раздела «Карьера» на сайте «Сибура» — одной из самых перспективных компаний в глобальной нефтехимии. Будьте частью сообщества Менделеев был человеком самодостаточным и своим лучшим другом называл себя — тем не менее ученый всегда был рад хорошей компании. Когда он юношей гостил у дяди, Василия Корнильева тот служил управляющим у князей Трубецких , он встречался с Гоголем, Баратынским, Федотовым и другими видными поэтами, писателями, художниками и учеными. Для жены Анны он устраивал «менделеевские среды». В его квартире на Университетской набережной сейчас там — музей-архив собирались ученые, писатели и художники — Менделеев обожал искусство. Гости расписывались мелом на скатерти, а жена или старшая дочь Любовь которая позже вышла замуж за поэта Александра Блока делали вышивку по подписи цветными нитками. Анна Менделеева вспоминала: «Иногда на средах вели чисто деловые беседы, возникали горячие споры, порой вечер проходил в товарищеском обсуждении важных вопросов. В другие дни бывали остроумные беседы и даже дурачества, на которые художники были неисчерпаемы».
Кстати, историю о том, что таблица ему приснилась, Менделеев рассказал своему другу, геологу Александру Иностранцеву, а тот изложил ее в своих мемуарах и породил знаменитый на весь мир миф. Историки не нашли ни одного другого упоминания о сне, поэтому не исключено, что Дмитрий Иванович просто разыграл друга. Сейчас общаться проще, чем когда-либо в истории: у нас есть социальные сети, мессенджеры и видеоконференции, чтобы мгновенно связываться с людьми в любой точке планеты. Не пренебрегайте технологиями — вступайте в комьюнити по интересам и создавайте свои. Преемники Менделеева, молодые специалисты компании «Сибур», проведут для вас экскурсию и расскажут о том, какой скачок сделала химическая наука за последнее столетие. Отличное место для того, чтобы познакомиться с единомышленниками или начать свой собственный путь ученого-гения. Смотрите вперед Менделеев не просто создал периодическую таблицу — опираясь на фундаментальный закон открытый им же , он предсказал появление новых элементов.
Три из них он описал с точностью — они были обнаружены спустя несколько лет после публикации таблицы: галлий, скандий и германий. Своими работами Менделеев прокладывал мосты в будущее. Его современные последователи делают то же самое. Сегодня команда компании «Сибур» воплощает в реальность и переосмысляет наследие великого химика. Подобно Менделееву, эти специалисты горят своим делом, стремятся быть первооткрывателями и создавать прорывные решения, которые улучшат жизни миллионов людей в ближайшем и далеком будущем. Благодаря их трудам российская отрасль нефтегазохимии за последние 20 лет совершила небывалый рывок в развитии. Те материалы, без которых мы не представляем современные строительство, медицину и авиацию, — результат усердной работы, начатой 5, 10, 30 и даже 150 лет назад.
А разработки, которыми исследователи занимаются сейчас, помогут следующим поколениям решать локальные и глобальные вопросы: например, производить более долговечное медицинское оборудование, создавать лекарства, бороться с климатическим кризисом. Что можно сделать ради себя и науки в будущем?
Менделеева, приезжает в Россию и производит поиски нефти на Кубани». Вся найденная информация о посещении города великим химиком была изучена на очередном заседании Новороссийского Молодёжного клуба РГО.
В завершение лектория, для ребят провели мини-викторину, где победителей и призеров наградили памятными призами и грамотами Новороссийского Молодёжного клуба РГО.
И, безусловно, почтили память о нем, возложили цветы к монументу Дмитрия Ивановича. Лучшее время жизни и её главную силу взяло преподавательство... Из тысяч моих учеников много теперь повсюду видных деятелей, профессоров, администраторов, и, встречая их, всегда слышал, что доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность... Третья служба моя Родине наименее видна, хотя заботила меня с юных лет по сих пор. Это служба по мере сил и возможности на пользу роста русской промышленности... Мы и сегодня видим плоды его трудов.
К сожалению, из 17-ти детей до 18-летия дожили только восемь. В год, когда родился Менделеев, его отец ослеп и все хлопоты о многодетной семье легли на плечи необразованной матери. Мария Дмитриевна Менделеева 3. Во время учёбы в педагогическом институте будущий химик был оставлен на второй год из-за плохой успеваемости.
Жизнь профессора Дмитрия Менделеева
Многие организаторы Менделеевской олимпиады - сами участники олимпиад - представляют прекрасный союз передовой науки, лучших практик образования и успешного крупного бизнеса. 8 февраля исполняется 190 лет со дня рождения Дмитрия Менделеева, русского ученого, которого даже в родной стране знают в основном лишь как создателя Периодической системы. Менделеев и правда не любил заниматься чем-либо дольше нескольких лет. Юный Менделеев бессовестным образом пользовался светлой памятью отца, который работал директором гимназии до своей смерти (мальчику на момент его кончины еще не было 13 лет). великий ученый, во время обучения в педагогическом институте был оставлен на второй год. В 1841 году Менделеев поступил в тобольскую гимназию, в 1855 году — с золотой медалью окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Главного.
2 - 8 февраля Дни Памяти Дмитрия Ивановича Менделеева
Менделеев очень быстро втянулся в учебу, привык и к институтскому распорядку, довольно суровому поперву. Дмитрий Менделеев был семнадцатым ребенком в семье Ивана Павловича Менделеева, который занимал должность директора Тобольской гимназии. учёный-энцеклопедист: химик, физик, экономист, геолог, педагог и т.д. Биография, вклад в развитие науки. Родился Дмитрий Менделеев 8 февраля 1834 года в старинном городе Тобольске в семье Ивана Павловича Менделеева и Марии Дмитриевны Корнильевой. Оформить второй брак у Д.И. Менделеева с семнадцатилетней художницей Анной Ивановной Поповой долго не получалось. Юный «Менделеев» Иван Ластовка, воспитанник детского сада «Золотая рыбка» рассказал почетным гостям о химии родного города и любви к ней!
Гений русской науки
Однако, работая над вторым выпуском, Менделеев столкнулся с большими затруднениями, связанными с систематизацией и последовательностью изложения материала, описывающего химические элементы. Сначала Дмитрий Иванович хотел сгруппировать все описываемые им элементы по валентностям, но потом выбрал другой метод и объединил их в отдельные группы, исходя из сходства свойств и атомного веса. Размышление над этим вопросом вплотную подвело Менделеева к главному открытию его жизни, которое было названо Периодическая система Менделеева. Менделееву удалось найти связь разных групп элементов между собой, расположив их в порядке возрастания их атомной массы. Работа осложнялась тем, что многие элементы в то время еще не были открыты, а атомные веса уже известных определены с большими неточностями. Однако, искомая закономерность вскоре была обнаружена. Опубликовав в 1869 году первый вариант своей таблицы, он открыл закон, что «свойства элементов стоят в периодической зависимости от их атомного веса». Это было самое главное в открытии Менделеева, позволявшее связать воедино все казавшиеся до этого разрозненными группы элементов. До конца жизни он продолжал развивать и совершенствовать учение о периодичности. Менделеев активно занимался экспериментами с газами, конструированием и изготовлением различных физических приборов. Ученый исследовал сжимаемость газов и термический коэффициент их расширения в широком интервале давлений.
Научные работы Менделеева составляют лишь небольшую часть его творческого наследия. Наука и промышленность, сельское хозяйство, народное образование, общественные и государственные вопросы, мир искусства — все привлекало его внимание, и везде он «показывал свою могучую индивидуальность». В 1891 году морское и военное министерства поручают Менделееву разработку вопроса о бездымном порохе, и в 1892 году он блестящим образом выполняет эту задачу. Предложенный им «пироколлодий» оказался превосходным типом бездымного пороха, универсальным и легко приспособляемым к любому огнестрельному оружию. В 1893 году Менделеев был назначен управляющим только что преобразованной Главной палаты мер и весов, и на этом посту оставался до конца своей жизни. Там Менделеев организовал ряд работ по метрологии. В 1899 году ученый совершил поездку на уральские заводы, в результате появилась содержательная монография о состоянии уральской промышленности.
Задания для участников олимпиады традиционно сложнее тех, что даются на Всемирной олимпиаде по химии. В 2023 году олимпиада прошла в Казахстане, а в этом году ее география впервые вышла за пределы СНГ. Состязание проходит с 21 по 26 апреля в Китае. В нем участвуют школьники и наставники из 26 стран, а также наблюдатели еще из 3 государств. Организаторами состязания традиционно выступают химический факультет МГУ имени М.
Пригласивший Менделеева в Баку купец Василий Кокорев в то время был одним из богатейших коммерсантов России. Начав с торговли солью и водкой, он сколотил многомиллионное состояние и занимался всем — от банков до железных дорог. Купец Кокорев был талантливым коммерсантом, он лично отыскал в Петербурге молодого ученого. Как позднее вспоминал сам Менделеев, «Кокорев предложил мне посетить завод и сказать, следует ли его закрыть или какие средства нужно применить для того, чтобы завод работал с барышом, а не в убыток». Выбор оказался успешным — Менделеев провел опыты с нефтью, организовав для Кокорева новый технологический процесс.
Но по-своему. Если, к примеру, крестьянам нужны были деньги, ученый отправлял мужиков в поле — собирать камни. И земле польза, и людям — заработок. Потом из этих булыжников вымостили дорогу. Или вот мост через речку Лутосню. Его местные крестьяне восстанавливали на деньги Менделеева. Так что каждого приезда барина в Боблово ждали с нетерпением. Талант или счастье? Большинство дворянских усадеб XIX века окружали фруктовые сады, бархатистые лужайки и пышные цветники. В подмосковном имении Менделеева и земля и растительность — это научно-исследовательский материал. В Боблово химик вел многопольное хозяйство. Да к тому же экспериментировал с минеральными удобрениями, которые сам же и создавал. Рассказывают, что однажды несколько крестьян собрались с духом и решили вызнать у хозяина усадьбы: почему у него такие знатные поля? Между ними произошел примерно такой диалог: «Скажи-кася, Митрий Иваныч, хлеб у тебя как уродился хорошо. Талан у тебя или счастье? И не только в создании новых химических соединений. В музее Боблово на почетном месте в специальной стеклянной тумбе хранится любопытный артефакт: чемодан, изготовленный собственноручно Дмитрием Ивановичем. Это было его хобби, причем хобби весьма доходное. За изделиями ручной работы к чемоданных дел мастеру Менделееву очередь выстраивалась. Есть в Боблово и еще один экспонат с историей — ковер с богатым восточным орнаментом. Этот ковер Менделеев привез из Баку, куда он ездил «в командировку» — на нефтяные месторождения. В середине XIX века нефтяная отрасль в Российской империи росла как на дрожжах. Но месторождения осваивали без технических новшеств и современного оборудования. Нефть вычерпывается из колодцев кожаными мешками — бурдюками с помощью веревок, перекинутых через лошадь. Перевозится она в кожаных мешках на двухколесных арбах туземной конструкции. Что касается до самих нефтяных колодцев, то они находятся на этой площади в том же виде, как завещали их потомству персидские владыки и бакинские ханы». Нефтяным бизнесом в Баку управлял Людвиг Нобель. Старший брат Альфреда Нобеля, который позже учредит знаменитую премию. Швед был ярым сторонником уничтожения тяжелых остатков нефти — как бесполезных продуктов. Но у русского ученого были на этот счет иные планы. Менделеев предлагал использовать ценные остаточные масла нефти и разработал свою технологию. Это могло нанести удар по нефтяной империи Нобелей, ведь тогда российские конкуренты превращались в успешных соперников при гораздо меньших вложениях. Так и вышло. Позднее на Волге был построен нефтеперерабатывающий завод, где использовались технологии Менделеева, и это, конечно, подорвало гегемонию шведского бизнесмена. Неудивительно, что Менделеев и Нобель так и не подружились. Любопытный факт: знаменитый русский химик дважды выдвигался на Нобелевскую премию. Но так ее и не получил. Впрочем, он не особо переживал по этому поводу.