Вот посмотри-ка, Чичиков, посмотри, какие уши, на-ка пощупай рукою.
Мертвые души. Краткое содержание по главам
Храм Святого Николая на Пенье — небольшой одноглавый бесстолпный храм на правом берегу реки Которосли, на притоке реки Волга. Строился прихожанами в 1689—1690 годах как тёплый храм Фёдоровского прихода. Это один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов. Церковь Николы Рубленого — православный храм в Ярославле на набережной Которосли.
Церковь Николая Чудотворца в Рубленом Городе была построена в 1695 году на средства посадских людей, занимавшихся судостроительством. Церковь Николы Мокрого — старый город. Николо-Тропинская церковь — полуразрушенный храм 1660 года постройки в Тропинской слободе на правом берегу Которосли в Ярославле, на расстоянии короткой пешей прогулки от Туговой горы и Коровников.
Церковь Нико;лы Наде;ина — первый каменный храм на городском посаде в Ярославле на берегу Волги. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца. Заказчик Надеинского храма — купец Надея Светешников Строительство велось 1620 — 1622года.
Интерьеры Надеинской церкви Николы были расписаны в 1640—1641 годах артелью из 20 мастеров Ярославские церкви Николы, были все не кафедральными, если выразиться точнее — частными. Один храм немного подпадал, Это Храм Святого Николая на Пенье, но он располагался на притоке реки Волга, которая делила город на две части, и только в советское время был кафедральным. В Костроме — что удивило, не было церквей в честь Николая.
Был всего один миниатюрный православный храм, построенный в 1840-е гг. Часовня первоначально имела форму ротонды, но позднее её немного перестроили, и часовня утратила свой «круглый» облик. Но это был миниатюрный храм поздней постройки.
В Вологде есть церковь Николы и даже не одна. Храм расположен на высокой открытой площадке недалеко от реки Вологды, что обеспечивает ему хорошую обозримость и доминирующее положение в окружающей исторической застройке. Первоначально храм именовался Никольским на горе.
Горой вологжане называли окрестную местность. Храм Святого Николая Чудотворца во Владычной слободе принадлежит к древнейшим по времени построения церквям города Вологды. Каменный храм был построен в 1669 году.
Местность, в которой он находится, получила название по принадлежности до 1649 года Вологодскому Архиерейскому Дому Владыке. Николаевская во Владычной слободе церковь была восьмым каменным храмом города. В 1781 году приход Николаевской церкви был третьим по величине в Вологде и включал в себя 72 двора.
В 1892 году он занимал уже второе место в городе с численностью прихожан 847 человек. Храм Николая Чудотворца на Глинках. Храм расположен в центральной части города, на пересечении улиц Предтеченской и Мира.
Точная дата возникновения храма не известна. Первоначально церковь именовалась Флоро-Лаврской — в честь святых, а местность, лежащая севернее храма, — «Фроловкой». До начала 17 века храм назывался «Флора и Лавра в Разсыльщичьей слободе».
Позднее по одному из престолов церковь получила новое название — «Николая Чудотворца», а топоним «Разсыльщичья» в 18 веке был заменен на «Глинковская». В Твери то же есть церкви Николы. Церковь Николы «в Капустниках.
Этот каменный храм был выстроен на рубеже 1660-х — 1670-х гг. После пожара 1736 г. Никольскую церковь перестроили или отстроили заново.
Ее восстановление затянулось до 1759 г. Около 1766 г. Разобрали церковь в 1954 году.
Церковь располагалась в северо-западной части кремля на территории стадиона «Химик». Это не то отметили наши детективы. В «Мертвых душах» церковь находилась в городе на одной из улиц, а не в городском кремле.
Еще одна церковь это — Каменный Никольский храм «на Зверинце» с приделами во имя святителя Арсения, тверского епископа, и преподобного Нила Столбенского был заложен в 1730-е гг. Сооружение его завершилось в начале 1740-х гг. В 1767 году приступили к постройке каменной колокольни.
Храм постоянно перестраивался и украшался. В 1860-е гг. До 1934 года храм оставался действующим, но в 1936 году здесь уже размещался клуб.
Тоже не подходит, во время Чичикова, церковь перестраивалась и украшалась, росписи на стенах выполнили уже в 1860 годы. Никольская церковь в Красной слободе, она выдержанна в русском стиле с ориентацией на московское зодчество XVII в. Строительство началось в 1902 г.
Но это более поздняя постройка от времени жизни Н. По церквям опять Вологда больше всех подходит. Даже Вологодская церковь во имя святителя Николая Чудотворца «Золотые кресты» «Никола на Горе» , перекликается с гоголевской церковью Николы на Недотычках.
В газетах Чичиков прочитал о городском саде. В нем можно было отдохнуть в тени деревьев. На самом деле сада не было, здесь росли жалкие прутики, навевавшие грусть.
Пресса в городе, как и везде по России врала, а чиновники воровали. Городской сад в Твери расположен в центральной части города на правом берегу реки Волги, ниже устья реки Тьмаки, на бывшей территории Тверского Кремля. Появление Городского сада в Твери связано с новым устройством города после пожара 1763 года.
Первые посадки деревьев будущего парка появились вначале 1770-х гг. Значит, к приезду Чичикова в этом саду деревья не как не могли выглядеть тощими прутиками. Это были высокие с большой кроной 60 — летние деревья.
Кроме того в Твери было разбито еще несколько парков,: Дворцовый, Губернаторский и Общественный. К 1780-м гг. По проекту архитектора И.
Львова в 1831 году рядом был разбит Губернаторский сад, а в 1851 году — Общественный сад. Тверь и по этому признаку отпадает. Вот и отпадают еще три губернских города Ярославль, Тверь и Кострома, и остается — Вологда?
Но Вологда как — то не то. Надо искать еще дополнительные доказательства решили наши детективы. Первое событие было с какими-то сольвычегодскими купцами, приехавшими в город на ярмарку и задавшими после торгов пирушку приятелям своим устьсысольским купцам, пирушку на русскую ногу с немецкими затеями: аршадами, пуншами, бальзамами и проч.
Пирушка, как водится, кончилась дракой. Сольвычегодские уходили насмерть устьсысольских, хотя и от них понесли крепкую ссадку на бока, под микитки и в подсочельник, свидетельствовавшую о непомерной величине кулаков, которыми были снабжены покойники». Где то рядом с губернским городом.
Сообразил Колька, были города —Устьсысольск и Сольвычегорск, от куда приезжали на ярмарку купцы. Как и водиться у русских, рядом с домом своим они дерутся всегда между собой. Ну а если выедут в дальние страны или в соседние области, даже за пределы своей малой родины, там они держатся все вместе.
Они все земляки. Это Николай знал и на своем малом опыте. В поселке бывает, дрались и двор на двор и улица на улицу.
Но когда бывало, выезжали в райцентр или в ближний город, всегда держались вместе. В это время родней их не было. Купцы были русские, и они эту истину тоже должны были знать.
У себя, где всё знакомо они могли себя вести вольно, драться между собой и вообще куролесить. Вдали можно и драться и куролесить, но держаться надо всегда вместе в незнакомых местах или чужой стороне. Это закон выживания.
Значит, дрались до смертоубийства в своем губернском городе. Татьяна, не поленилась и сделала выписки из библиотечных книг — 1. Дата основания: 1780 год.
Первое письменное упоминание в 1586 году. Статус города с 1780 года. Раннее название — Усть-Сысольск до 1930 года.
Точка отсчета городской истории начинается в XVI веке с поселения народности коми под названием Пермевелиск. Затем в записях 1586 года упоминается как погост Усть-Сысола. В течение XIX века Усть-Сысольск становится крупным торговый пунктом для населения северных районов Российской империи.
Сольвычего;дск — город в России, в Котласском районе Архангельской области. В 1780 года в составе той же провинции перешёл в Вологодское наместничество и в 1796 году стал уездным городом Сольвычегодского уезда Вологодской губернии. Эти города были в Вологодской губернии.
И более вероятно, что купцы из районных центров, поехали на ярмарку в свой знакомый губернский город, а не в какие- то другие города. В других городах о них бы говорили, как о заезжих купцах и не было бы беспокойства у начальства, если бы подрались какие — то заезжие купцы. Подрались свои да до смертоубийства, вот здесь начальству надо беспокоиться, что они в своей губернии не могут народ приструнить.
В Смоленск и Тверь соль возили из Старой Руссы. Там начиная с XIV века, были соляные варницы. Старорусские источники обладали большой мощностью и постоянством состава.
Из них добывалась лучшая в Европе соль. В Ярославской губернии, была своя соль, в селе Соль Великая, сегодня районный центр Некрасовское. В Костроме, своя соль, также райцентр Солигалич.
Не поедут купцы с Вологодской губернии « за 7 верст киселя хлебать», где есть свой товар. Который намного ближе к главному городу и значит дешевле. Эти города и по этому признаку отпадали.
Остается опять — Вологда. Что еще указывает на Вологду, начали искать наши детективы. Эти поиски им и самим уже понравились.
Перечитав еще раз поэму Гоголя, Николаю так это не нравилось, но делать было не чего, друзья выписали на листочки все данные о биографии Чичикова. Их оказалось не так и мало. Далее пришлось идти в школьную библиотеку, а затем и поселковую, взрослую.
Раньше она находилась в здании пожарного депо.
Грубость характера буквально написана на лице Собакевича: Чичикову он поначалу кажется похожим «на средней величины медведя». Помещик почти не двигает шеей и постоянно наступает гостям на ноги, а имение его обставлено безобразной тяжёлой мебелью, которая как будто хочет сказать: «И я тоже Собакевич!
Услышав от Чичикова, что тому нужны мёртвые души, Собакевич не задаёт ни одного «лишнего» вопроса, но назначает такую цену, что Павел Иванович не верит собственным ушам. Впрочем, два мошенника всё-таки заключают сделку, и только потом главный герой поэмы обнаруживает, что Михайло Семёныч схитрил и внёс в список девицу за женщин деньги, как уже было сказано, не полагались. Плюшкин Последний помещик, с которым знакомится Чичиков, — старик по фамилии Плюшкин.
В отличие от вышеперечисленных персонажей, его жизнь скорее трагична, нежели комична. Некогда имение Плюшкина было богатейшим, и он жил в нём с обожаемой супругой и тремя детьми. Но добрая хозяйка умерла.
Человек, больше всего на свете ценивший свою семью, остался совсем один. Теперь он целые дни проводит в поисках всякого сора, такого как старая подмётка или клочок бумаги, который складывает в углу одной из комнат. В доме не осталось еды, которую можно было бы предложить гостям, кроме засохшего кулича; а Чичиков, впервые увидев Плюшкина, принял его за старуху-ключницу.
Имение пришло в запустение, и крепостные теперь «мрут как мухи» либо убегают. Круги ада Почему же Чичиков посещает помещиков именно в такой последовательности? Большинство литературоведов считает, что при создании «Мёртвых душ» Н.
Гоголь опирался на сюжет «Божественной комедии» средневекового итальянского поэта Данте Алигьери. Главный герой этого произведения путешествует по кругам ада, и чем ниже он спускается, тем тяжелее грехи людей, которых он встречает. Очевидно, что Манилов не делает в своей жизни ничего хорошего, но и вреда никому не приносит.
А вот Плюшкин, не позволив детям самостоятельно выбрать жизненный путь, разрушил свою семью, а также оказался виноват в гибели сотен крестьян, которые в его имении оказались буквально запертыми в ловушке. Однако современный литературовед Д. Быков считает, что структура «Мёртвых душ» скорее напоминает сюжет «Одиссеи» — книги, написанной древнегреческим поэтом Гомером.
В этом произведении главный герой — Одиссей — проходит множество испытаний, чтобы после Троянской войны вернуться домой, к супруге Пенелопе. Разница лишь в том, что Чичикову некуда возвращаться: родители умерли, друзей не было и нет, жены и детей тоже. Именно поэтому, предполагает Быков, Гоголь посчитал второй том «Мёртвых душ» недостаточно убедительным и сжёг.
При чем тут Опекунский совет? Вообще-то, Опекунский совет был создан в 1763 году для управления Воспитательным домом в Москве а затем и в Санкт-Петербурге — благотворительным учреждением для сирот и подкидышей. Существенную часть изначального бюджета Воспитательного дома составляли пожертвования. Жертвователей было немало, и самые щедрые из них входили в Опекунский совет, который в результате распоряжался огромными ресурсами. Просьба эта была удовлетворена, за ней последовали аналогичные, и вскоре эта практика была легализована манифестом 1772 года: при Опекунских советах в Москве и Санкт-Петербурге были организованы ссудные и сохранные казны. Они выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей, а также принимали вклады. Почему Чичиков переселяет мертвые души в Херсонскую губернию? Карта Херсонской губернии.
Переселять их, строго говоря, некуда, собственного поместья у Чичикова нет, а оно очень нужно, потому что закладывается именно имение количество ревизских душ определяет лишь размер ссуды. Однако в плане Чичикова и это предусмотрено: переселять мужиков он намерен в Херсонскую губернию. Эта территория под названием Новороссия вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи. Поэтому правительство всячески поощряло тех, кто был готов занять их и облагородить. Раздача земель частным владельцам начала осуществляться в Новороссии с 1764 года в соответствии с «Планом о раздаче в Новороссийской губернии казенных земель к их заселению». Это не единственные противоречащие друг другу хронологические зацепки.
Какая же от них должна быть польза? Идея Чичикова заключалась в том, чтобы заложить накупленные им ревизские души в Опекунский совет. История предоставления займов дворянам со стороны государства на момент действия романа еще не так продолжительна Ср. При чем тут Опекунский совет? Вообще-то, Опекунский совет был создан в 1763 году для управления Воспитательным домом в Москве а затем и в Санкт-Петербурге — благотворительным учреждением для сирот и подкидышей. Существенную часть изначального бюджета Воспитательного дома составляли пожертвования. Жертвователей было немало, и самые щедрые из них входили в Опекунский совет, который в результате распоряжался огромными ресурсами. Просьба эта была удовлетворена, за ней последовали аналогичные, и вскоре эта практика была легализована манифестом 1772 года: при Опекунских советах в Москве и Санкт-Петербурге были организованы ссудные и сохранные казны. Они выдавали ссуды под залог имений, домов, драгоценностей, а также принимали вклады. Почему Чичиков переселяет мертвые души в Херсонскую губернию? Карта Херсонской губернии. Переселять их, строго говоря, некуда, собственного поместья у Чичикова нет, а оно очень нужно, потому что закладывается именно имение количество ревизских душ определяет лишь размер ссуды. Однако в плане Чичикова и это предусмотрено: переселять мужиков он намерен в Херсонскую губернию. Эта территория под названием Новороссия вошла в состав России в середине XVIII века после войн с Турцией и представляла собой практически не заселенные степи.
Чичиков у Плюшкина (анализ эпизода визита)
В первой главе повествуется о том, как в гостиницу некоего города NN на своей бричке въехал Павел Иванович Чичиков. Чичиков, посещая помещиков, впервые в Собакевиче встречает «кулака» под стать себе, поэтому Павлу Ивановичу так тяжело вести дело с Михаилом Семеновичем. Идея Чичикова заключалась в том, чтобы заложить накупленные им ревизские души в Опекунский совет. Выезжая из города с целью нанесения визита помещикам, Чичиков не мог даже предполагать, что ему придется посетить Плюшкина и Коробочку. два типа характеров в поэме "Мертвые души" Русский помещик в литературе первой половины XIX века Характеристики помещиков в поэме «Мертвые души».
Задание МЭШ
Гоголя является одним из ключевых произведений русской литературы, она проливает свет на сложившуюся систему, действующую в крепостническом обществе. Отношение помещиков к крестьянам, фактическое обесценивание человеческой личности, бесконечные поиски способов обмануть окружающих — вот реалии того времени. Главный герой поэмы Павел Чичиков ради приобретения веса в обществе ездит по имениям и приобретает крестьян, которые фактически мертвы, но все еще юридически числятся в списках. Одним из таких помещиков оказывается Михаил Собакевич. Имя Михаил выбрано неслучайно, помещик даже внешне напоминает медведя, и, как медведь является знаковым представителем русской фауны, так и Собакевич — живое олицетворение русского крепостничества. В доме помещика все сделано добротно, даже дома крестьян сделаны достаточно крепкими, при этом в каждом стуле чувствуется характер хозяина, его грубость и приземленность. За разговором выясняется, что главной и, пожалуй, единственной любимой вещью Собакевича является еда.
И сам автор отмечает, что у помещика, кажется, вовсе не было души. При этом, когда речь идет о возможности заработать, Собакевич проявляет исключительную изворотливость и расчетливость. Особенно это видно во время обсуждения цены на мертвые души. Странное предложение нисколько не смущает помещика, он готов на все, даже на любые махинации, чтобы заработать лишний рубль. В этом его основное назначение и смысл жизни. Поэтому сначала он называет цену в 100 рублей, именно столько платят за полностью работоспособных крестьян.
А после отказа Чичикова, чтобы повысить цену на уже усопших крестьян, он начинает придумывать всяческие уловки, рассказывая об их выдающихся качествах, которые, разумеется, уже никому не важны. Собакевич — убежденный сторонник крепостничества, настроенный против всякого просвещения, это заметно даже в убранстве дома, ведь в нем нет ни одной книги. В ходе встречи перед читателем обнажаются основные характеристики подавляющего числа помещиков — закостенелость взглядов, губящее любые начинания стремление к наживе и следование вредным привычкам, здесь — чревоугодию. Именно такие люди, как он, и удерживали государственный режим от таких необходимых реформ в те тяжелые годы, когда крестьяне находились под бесконечным гнетом, а политика в целом должна была быть полностью пересмотрена. Собакевич на деле и сам представляет собой мертвую душу, которую уже не спасти. Пример сочинения 3 Кулак!
Да еще и бестия в придачи… Н. Гоголь Поэма «Мертвые души» явила миру настоящую галерею незабываемых русских характеров. Николай Васильевич Гоголь постарался дать объективную оценку крепостнической Руси, ее бедам и печалям. Автор одним из первых русских писателей понял разящую силу смеха. Поднявшись до сатиры, он обличал пороки помещичье-крепостнического строя Руси, видя в нем основное зло, губящее как самих помещиков, так и подневольных им крестьян. Но «столпы общества», в сравнении со своими рабами, оказываются в довольно невыгодном свете.
Крестьяне трудолюбивы, мастеровиты, добры и смекалисты.
Затем мы видим бесцеремонного Ноздрева, кутилу, вруна и пьяницу, героя скандалов. После Чичиков оказывается за столом Собакевича — человека приземленного, расчетливого и хваткого. Завершает эту причудливую «коллекцию» русских помещичьих типов опустившийся Плюшкин. Но почему Чичиков посещает помещиков в такой последовательности, а не в какой-либо другой?
От плохого к худшему Традиционно считается, что этот порядок соответствует степени духовной деградации, нравственного омертвения. Если Манилов - первый помещик, которого посещает Чичиков, при всей никчемности заботится о том, чтобы выглядеть культурным и образованным, то кругозор Коробочки сведен к мелким практическим интересам. Ноздрев презирает почтительность, «благородные» порывы его превратились в свою противоположность. Еще в меньшей степени похож на интеллигента Собакевич, открыто издевающийся над просвещением. Плюшкина же автор вовсе именует «прорехой на человечестве».
От мертвого к живому Другая точка зрения на то, почему Чичиков посещает помещиков в такой последовательности, представляет обратную картину: от безнадежного духовного тупика к потенциалу перерождения. Манилов неспособен осознать свое нравственное убожество, потому что он мнит себя в высшей степени интеллигентным человеком. Его исключительно положительные отзывы о проворовавшемся городском начальстве вызваны не благодушием, а опасной уверенностью в том, что это и есть норма. Менее «мертвой» видится Коробочка, сквозь ограниченность которой можно разглядеть черты былой сердечности.
Всем читателям «Мертвых душ», конечно же, памятна и книжка в кабинете Манилова, «заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он читал уже два года». Чем же занят этот помещик?
Детали интерьера опять помогают составить об этом представление: на окнах в кабинете «помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядками. Заметно было, что это иногда доставляло хозяину препровождение времени». Ведь главное, и, по сути, единственное его занятие — пустые, праздные мечты. После отъезда Чичикова он предается своему любимому делу: размышлению о «благополучии дружеской жизни», о том, как «хорошо было бы жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом чрез эту реку начал строиться у него мост», и все далее и далее уносясь мечтами, он уже представляет, что будто бы государь, узнав об их дружбе с Чичиковым, «пожаловал их генералами, и далее, наконец, бог знает, что такое, чего уже он и сам никак не мог разобрать». Манилов представляет отношения между людьми в духе идиллических пасторалей, так как, по его мнению, единственной формой человеческой связи является чуткая, нежна дружба и сердечная привязанность. Коснувшись в разговоре с Чичиковым городских чиновников, он называет их всех прекрасными, «милыми», «прелюбезными» людьми, нисколько не заботясь о том, соответствует ли это истине.
Ведь жизнь в его восприятии — полная, совершенная гармония. Манилов живет в иллюзорном мире, и сам процесс фантазирования доставляет ему истинное удовольствие. Отсюда и его любовь к красивой фразе и вообще к любому роду позирования. Он является сентиментальным фантазером, совершенно не способным при этом к действию. Недаром его фамилия стала нарицательным словом, выражающим соответствующее понятие — «маниловщина». Праздность и безделье вошли в плоть и кровь этого героя и стали неотъемлемой частью его натуры.
Он лишен живой мысли, живого стремления, а та культура, которой он так гордится, — лишь фарс, за которым открывается пустота и бессодержательность. Поэтому Манилов, как и все остальные помещики, может быть отнесен по гоголевской системе к «мертвым душам». Хотя сентиментально-идиллические представления о мире, мечты, в которые он погружен большую часть своего времени, с одной стороны, делают Манилова несколько привлекательнее других помещиков, которым вообще не свойственна мечтательность, с другой — приводят к тому, что хозяйство его идет «как-то само собой», без особого с его стороны участия, и постепенно разваливается. Кроме того, мечтательность и сентиментальность Манилова определяют его склонность к отвлеченным беседам и абсолютную неспособность говорить о практических вещах, с чем также связано его полное неумение и нежелание вести хозяйство. Подтверждением тому служит разговор с Чичиковым о мертвых душах: «Манилов совершенно растерялся. Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос — черт его знает».
В конце концов, он остается «в своем репертуаре»: «Не будет ли эта негоция не соответствующею гражданским постановлениям и дальнейшим видам России?
Идеальный хозяйственник, помещик не с рождения, а от природы. Недорого приобрёл разорённое хозяйство и за несколько лет увеличил доход в несколько раз. Скупает земли окрестных помещиков и, по мере развития хозяйства, становится мануфактурным капиталистом.
Живёт аскетично и просто, никаких интересов, не приносящих честный доход, не имеет. Чичиков был поражён способности Скудрожогло «из любой дряни» получать пользу и прибыль и, вдохновившись его примером, решил стать помещиком и хозяином настоящих, а не мёртвых душ. Тем не менее в конце второго тома прохиндейская натура Павла Ивановича снова взяла верх. Гоголь, Мёртвые души, том второй позднейшая редакция , глава четвёртая Существует предположение, что прототипом этого героя был известный промышленник Дмитрий Бенардаки [10].
Жена Скудрожогло — сестра Платоновых, внешне похожа на Платона. Под стать мужу, очень хозяйственная женщина. Полковник Кошкарёв — помещик. Вид имеет очень строгий, сухое лицо предельно серьёзно.
Завалил хозяйство и разорился, но зато создал «идеальную» систему управления имением в виде всевозможных присутственных мест в беспорядке выстроенных по деревне, комиссий, подкомиссий и бумагооборота между ними; чиновники — бывшие крестьяне: пародия на развитую бюрократическую систему в неразвитой стране. На вопрос Чичикова о покупке мёртвых душ, дабы показать, как отлажено работает его управленческий аппарат, поручает это дело в письменном виде в свои департаменты. Пришедший к вечеру длинный письменный ответ во-первых, отчитывает Чичикова за то, что тот не имеет соответствующего образования, раз называет ревизские души мёртвыми: мёртвые не приобретаются и вообще, образованным людям доподлинно известно, что душа бессмертна; во-вторых, все ревизские души давно заложены и перезаложены в ломбард. Зачем из пустяков держали?
Кучер стоял, пролётки наготове и лошадей не откладывал: о корме пошла бы письменная просьба, и резолюция — выдать овёс лошадям — вышла бы только на другой день» — Н. Гоголь, Мёртвые души, том второй ранняя редакция , глава третья Хлобуев Семён Семёнович Пётр Петрович — обнищавший помещик, 40—45 лет. Мот и прожектёр, давно увязший в долгах и при этом умудряющийся оставаться на плаву. Способен на последние деньги задать светский раут, угостить всех шампанским настоящим французским , а назавтра опять нищебродствовать до лучших времён.
Продал своё имение Чичикову за 30 тысяч рублей. Затем попал в зависимость к Муразову см. Так хорошо и верно видел он многие вещи, так метко и ловко очерчивал в немногих словах соседей помещиков, так видел ясно недостатки и ошибки всех… так оригинально и метко умел передать малейшие их привычки, что оба они были совершенно обворожены его речами и готовы были признать его за умнейшего человека. Он ещё не знал того, что на Руси, на Москве и других городах, водятся такие мудрецы, жизнь которых — необъяснимая загадка.
Всё, кажется, прожил, кругом в долгах, ниоткуда никаких средств, и обед, который задаётся, кажется, последний; и думают обедающие, что завтра же хозяина потащат в тюрьму. Проходит после того десять лет — мудрец всё ещё держится на свете, ещё больше прежнего кругом в долгах и так же задаёт обед, и все уверены, что завтра же потащат хозяина в тюрьму. Такой же мудрец был Хлобуев. Только на одной Руси можно было существовать таким образом.
Не имея ничего, он угощал и хлебосольничал, и даже оказывал покровительство, поощрял всяких артистов, приезжавших в город, давал им у себя приют и квартиру… Иногда по целым дням не было ни крохи в доме, иногда же задавали в нём такой обед, который удовлетворил бы вкусу утончённейшего гастронома. Хозяин являлся праздничный, весёлый, с осанкой богатого барина, с походкой человека, жизнь которого протекает в избытке и довольстве. Зато временами бывали такие тяжёлые минуты времена , что другой бы на его месте повесился или застрелился. Но его спасало религиозное настроение, которое странным образом совмещалось в нём с беспутною его жизнью… И — странное дело!
Гоголь, Мёртвые души, том второй ранняя редакция , глава четвёртая Платонов Василий Михайлович — помещик. На брата не похож ни внешне, ни характером, весёлый и добросердечный человек. Хозяин не хуже Скудрожогло и, как сосед, не в восторге от немецких влияний. Леницын Алексей Иванович — помещик, его превосходительство.
Волею не очень серьёзных обстоятельств продал Чичикову мёртвые души, о чём впоследствии, когда на Павла Ивановича завели дело , очень сожалел. Чегранов — помещик. Муразов Афанасий Васильевич — откупщик , удачливый и умный финансист и своего рода олигарх девятнадцатого века. Скопив 40 миллионов рублей и решил на свои деньги спасать Россию; правда, его методы сильно смахивают на создание секты.
Любит «с руками и ногами» влезать в чужую жизнь и наставлять на путь истинный по его мнению. Гоголь, Мёртвые души, том второй ранняя редакция , одна из последних глав Обладает большим даром убеждения. Пытался и Чичикова, аки заблудшую овцу, склонить к осуществлению своей великой идеи и тот, под влиянием обстоятельств, почти уже согласился. Уговорил князя отпустить Чичикова из тюрьмы.
Вишнепокромов Варвар Николаевич. Ханасарова Александра Ивановна — очень богатая старая горожанка. Прежних времён тётушка, на которую бы взглянуть стоило.
Образы и характеристики помещиков — героев поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души»
Этот персонаж выделяется чрезмерной вежливостью, деликатностью, мечтательностью. Он совершенно беспомощен в собственном имении: хозяйство ведут слуги, они воруют и обманывают хозяина. Обстановка в Маниловке далека от совершенства: имение запущено, мебель и обстановка в плохом состоянии, начатые дела заброшены. Незавершённость и бесхозяйственность — основные черты, характеризующие помещика. Чичикову пришлось выслушать множество идей, которые мечтает воплотить Манилов, однако при прощании Павел Иванович понимает, что ни одна из них не будет реализована. Помещик не способен содержать в порядке собственный дом и управлять крепостными, более высокие планы — лишь мечты, в которых живёт сам персонаж. Он не способен на поступки, беспомощен как ребёнок, живёт иллюзиями. Чичиков остался доволен сравнительно лёгким проведением сделки, ведь хозяин даже не знал, сколько душ находится у него в собственности. Бессмысленность и бездеятельность, слащавость речей, которые свойственны Манилову совершенно чужды Чичикову. Это очень разнит двух персонажей, Павел Иванович активен, трудолюбив, находится в движении, знает свои доходы и расходы с точностью до копейки.
В следующей главе мы встречаемся с яркой противоположностью бездеятельного Манилова - хлопотливой Коробочкой.
Имена своих крестьян она знает наизусть, но умственный кругозор ее ограничивается кругом хозяйственных интересов. После разговора с Коробочкой Чичиков встречается с представителем еще одного типа помещиков. Ноздрев - человек самостоятельный и решительный. Непоседа, кутила, герой ярмарок, попоек и карточного стола, он проматывает доходы, получаемые от подневольного труда своих крестьян. Хозяйство свое Ноздрев полностью запустил, в отличном состоянии находится только его псарня, это бесшабашный хвастун и лгун, причем лгун по призванию и убеждению. Вырвавшись от Ноздрева, Чичиков приезжает к Собакевичу. Этот помещик резко отличается от других своей расчетливостью и хитростью.
Помещик увлечён охотой, любит ярмарки и азартные игры. В его имении полнейший беспорядок, его крестьяне разорены, хозяин заботится лишь о себе, проигрывает огромные деньги. Ноздрёв показывает гостю свой дом, хвастается всем подряд, перевирая даже самые обычные факты. Чичиков с трудом выдерживает откровенную ложь, позёрство и своеобразный тон хозяина. Несмотря на то, что герои немного похожи, Чичикову не удаётся совершить сделку с Ноздрёвым. Его буйный характер, разгульный образ жизни и самодурство приводят к тому, что гость бежит из имения, спасаясь от побоев и позора. Посещение Собакевича и Плюшкина Собакевич Михайло Семёнович, следующий помещик, у которого побывал Чичиков, оказывается простым, неотёсанным человеком, жёстким крепостником. Однако крестьяне у помещика живут в хороших избах, что особенно удивляет Чичикова. Хозяин отлично знает каждую душу,принадлежащую ему, ремесло и человеческие качества крестьян. Собакевич сам похож на огромного зверя, он груб и прямолинеен, зато деловит и не склонен бросать слова на ветер.
О других людях Собакевич высказывался нелестно. От него Чичиков узнал о Плюшкине, у которого крестьяне мрут как мухи. На предложение о покупке мёртвых душ Собакевич отреагировал спокойно, даже начал расхваливать их как отличных работников, чтобы продать подороже. Купив мёртвые души, у Чичикова осталось ощущение, что это не он пытался обмануть помещика, а Собакевич одурачил его. После Чичиков направился к Плюшкину. В деревне Плюшкина он увидел полную разруху, которой не видел ни у кого: домах без стёкол, заброшенные сады, постройки, покрытые плесенью. Чичикова встретила ключница, как он подумал. Но каково было его удивление, когда он понял, что перед ним сам помещик, одетый в тряпьё и непонятно на кого похожий. Когда-то Плюшкин был бережливым хозяином, а его дом был полон жизни, но трагические события изменили его: умерли жена и дочь, уехал сына, сбежала дочь. На радость Чичикова помещик сам заговорил об умерших крестьянах. Плюшкин жаловался на то, что они вымирают от горячки. Тут Чичиков предложил выкупить у него мёртвых крестьян, чему Плюшкин был рад. Всего у Чичикова оказалось 78 душ. Собакевич, сопровождавший Чичикова, помог ему и убедил председателя в законности сделки. Оформив документы, все собравшиеся пойти на обед и заодно сыграть в вист. Весь город NN узнал о том, что Чичиков покупал мёртвые души, никто не помог понять, для чего ему это надо, поэтому начали ходить различные догадки и сплетни. Местные дамы решили, что он сказочно богат, поэтому считали его очень привлекательным. Однажды на светском приёме Чичиков получил анонимное любовное письмо. Он никак не мог понять, кто же написал ему. Но его интересовала только дочь губернаторши, чьей красотой Чичиков был пленён. На приёме был и Ноздрёва, который, как всегда, оказался пьян и постоянно ставил Чичикова в неловкое положение, из-за чего Павел Иванович вынужден был уехать. Интерес к Чичикову и его покупке не стихал. Дамы решили, что он скупал мёртвые души, чтобы выкрасть дочку губернаторши, а мужчины гадали о выгоде такой сделки. Все сплетни привели к тому, что Павла Ивановича никуда не пускали и не приглашали. Жители города решили рассказать всё прокурору, но к основному рассказу они добавили ещё и свои домыслы и сплетни. Вдруг почтмейстер вспомнил и рассказал историю о капитане Копейкине, подумав, что, возможно, Чичиков является именно им.
Анализ встречи и разговора Коробочки и Чичикова
Гостья рассказала новость: ночью Чичиков, переодевшись в разбойника, явился к Коробочке с требованием продать ему мертвые души. Чичиков посещает помещиков по мере их деградации. Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. Гостья рассказала новость: ночью Чичиков, переодевшись в разбойника, явился к Коробочке с требованием продать ему мертвые души. 1. В первой главе поэмы «Мёртвые души» Павел Иванович Чичиков описывается как высокий и полный мужчина с гладкой черной бородой и заметными подбородками.
В какой последовательности чичиков посещал помещиков
Павлу Ивановичу Чичикову удалось очаровать этого медведеподобного и грубоватого помещика Сихаила Собакевича и получить, наконец-таки, приглашение в гости. Чичиков познакомился с Ноздревым раньше, на одном из приемов в городе NN, но встреча в трактире – первое серьезное знакомство с ним как Чичикова, так и читателя. Вот посмотри-ка, Чичиков, посмотри, какие уши, на-ка пощупай рукою. Гоголь сначала даёт пейзаж, описание поместья, затем появляется сам помещик (портрет); далее идёт описание его жилища, слуг и домочадцев (у кого они есть) И последнее-разговор о купле-продаже мёртвых душ. Чичиков посещает помещиков по мере их деградации. Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. В каком порядке Чичиков посещал помещиков: к каким помещикам заезжа, последовательность и описание визитов.
Краткое содержание «Мертвых душ» Гоголя
- Чичиков в гостях у Собакевича - пример анализа эпизода и сочинение ~ Проза (Школьная литература)
- Мертвые души. Краткое содержание по главам
- Ответы : Подскажите последовательность помещиков, которых посещал Чичиков в "Мертвых душах"
- Мертвые души — поэма Гоголя Н.В. Краткое содержание подробно по главам
- «Мертвые души» — краткое содержание произведения - Гоголь Н.В. - Решеба
- Николай Гоголь
Какой последовательности Чичиков посещает помещиков?
Центральный персонаж – Чичиков – посещает нескольких помещиков. Елизавету Воробей? Если Манилов — первый помещик, которого посещает Чичиков, при всей никчемности заботится о том, чтобы выглядеть культурным и образованным, то кругозор Коробочки сведен к мелким практическим интересам. В первом томе «Мертвых душ» Чичиков посетил пятерых помещиков. Так, сначала Чичиков направился к Манилову, который символизировал уныние и лень.
Какой последовательности Чичиков посещает помещиков?
Увидев приезжего дворянина, Плюшкин поначалу заподозрил: тот хочет бесплатно у него пообедать. Он долго не мог поверить, что Чичиков готов заплатить деньги за мертвых крестьян и ещё вносить потом за них до следующей ревизии казённые подати. Но Чичиков сумел убедить Плюшкина — и получил от него список имен двух сотен умерших и беглых мужиков, составленный из экономии на грязном, залежалом листке бумаги. Рисунок Кукрыниксов Гоголь «Мертвые души», глава 7 — кратко. Вернувшись в губернский город N, Чичиков занялся окончательным оформлением купчих крепостей в государственной канцелярии. Эта палата находилась на главной городской площади. Внутри неё множество чиновников усердно корпело над бумагами. Шум от их перьев походил на то, как будто несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный иссохшими листьями. За ускорение дела Чичикову пришлось дать взятку письмоводителю Ивану Антоновичу с длинным носом, называемым в просторечии кувшинным рылом.
Манилов и Собакевич прибыли на подписание купчих сами, а остальные продавцы действовали через поверенных. Не зная, что все купленные Чичиковым крестьяне мертвые, председатель палаты поинтересовался, на какой земле он намерен их поселить. Чичиков соврал о якобы имеющемся у него поместье в Херсонской губернии. Чтобы «вспрыснуть» покупочку, все отправились к полицмейстеру. Среди отцов города тот слыл за чудотворца: ему стоило лишь мигнуть, проходя мимо рыбного ряда или погреба, и купцы сами несли закуску в большом изобилии. На шумной пирушке особенно отличился Собакевич: пока другие гости выпивали, он за четверть часа втихомолку один уписал до костей огромного осетра, а потом сделал вид, что он тут не причём. Гоголь «Мертвые души», глава 8 — кратко. Чичиков покупал у помещиков мертвые души за копейки, но на бумаге в купчих значилось, будто он уплатил за всех около ста тысяч.
Такая крупная покупка вызвала в городе самые живые толки. Прошедший слух, что Чичиков - миллионщик, сильно поднял его во всех глазах. Во мнении дам он сделался подлинным героем, и они даже начали находить в его внешности нечто, похожее на Марса. На очередном пышном балу у губернатора всё внимание было приковано к Чичикову. Дамы окружали его блистающей гирляндой и вступали в стычки за право сесть на ближайший к нему стул. Чичиков умел казаться обворожительным и ловко делал комплименты всем женщинам подряд. Однако к концу бала его до душевного волнения очаровал вид молоденькой дочери губернатора. Признаки вспыхнувшей в нём страсти не укрылись от опытного глаза других дам.
Под самое завершение бала Чичикова вдруг постиг страшный и роковой удар. Вошедший в залу пьяный Ноздрёв направился прямо к нему и стал громко, с хохотом спрашивать, много ли он накупил мертвых душ. Среди присутствующих возникло замешательство, и хотя никто пока ничего не понял, Чичиков счёл за лучшее побыстрее уехать. Гоголь «Мертвые души», глава 9 — кратко. Слова Ноздрёва поначалу сочли хмельным бредом. Однако вскоре известие о скупке Чичиковым мертвецов подтвердила Коробочка, приехавшая в город узнать, не продешевила ли она в своей сделке с ним. Жена местного протопопа передала рассказ Коробочки одной известной в городском свете приятной даме, а та — своей подруге — даме, приятной во всех отношениях. От этих двух дам слух разошёлся ко всем остальным.
Интересы сосредоточены на хозяйстве Детали обстановки Мелочность, ограниченность интересов Коробочки подчеркивается птичье-животными образами: соседи — Бобров, Свиньин; у Чичикова, выпавшего из брички, спина и бок в грязи, «как у борова»; чучело в чепце хозяйки — пародийный двойник Коробочки. Вещи в доме отражают ее наивное представление о красоте и круг ее развлечений штопанье, гадание, стряпня Значение образа В образе Коробочки Гоголь изображает общечеловеческое явление — «дубинноголовость», упрямство, закостенелость в своей ограниченности. Как зарубил что себе в голову, то уж ничем его не пересилишь». Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних» Детали обстановки Вещи Ноздрева отражают характер их владельца: хаотичность, беспорядочность, страсть к преувеличениям. Конюшня, где большинство стойл пустует, пруд, где раньше водилась рыба небывалой величины, поле, где Ноздрев ловил зайца-русака за задние лапы. Кабинет Ноздрева: сабли, ружья, турецкие кинжалы, на одном из которых вырезана надпись «мастер Савелий Сибиряков» алогизм, подчеркивающий абсурдность вранья. Дудка в шарманке, никак не хотевшая смолкать, отражает его натуру. Даже блохи в доме Ноздрева особенно агрессивные Значение образа Подобно Ноздреву, поступает человек и «с благородной наружностью, со звездой на груди».
Ноздрев первым выдает тайну Чичикова о «мертвых душах», подтверждает, что Чичиков шпион и что он сам помогал Чичикову организовать похищение губернаторской дочки Собакевич В имени Собакевича последовательно продолжается зоологическое уподобление Характеристика Помещик-кулак, отличается грубостью и прямолинейностью, за глаза плохо отзывается обо всех, дает злые характеристики городским чиновникам. Неприветливый, неуклюжий Портрет Походит «на средней величины медведя». Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке». Нужно же такое странное сближение: его даже звали Михайлом Семеновичем» Детали обстановки В имении Собакевича «симметрия» борется с «удобством».
В черновых рукописях есть другие варианты: «страсть», «конек» и т. Но именно слово «задор» оказалось наиболее точным, поскольку в данном ряду оно выражает не возвышенное стремление, а просто «задирающий предмет». Очень важна для понимания образа помещика также и портретная характеристика. Вспомним: «Глаза, как небо, голубые, улыбка, локоны льняные…» Это портрет пушкинской Ольги из «Евгения Онегина», девушки милой, но совершенно заурядной, человека-пустышки. Именно таковым и является Манилов. Манилов поначалу кажется приятнейшим человеком: любезным, гостеприимным и в меру бескорыстным. Но автор не зря замечает, что в «приятность» Манилова «чересчур было передано сахару; в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства». Такая слащавость проскальзывает и в его семейных отношениях. После восьми лет супружества они с женой все еще приносили друг другу «кусочек яблочка, или конфетку, или орешек» и говорили: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Вообще еда в гоголевской характеристике помещиков — одно из важнейших средств, недаром Чичикова угощают у каждого из них. Стол Манилова не блещет разнообразием и изобилием блюд, но подается угощенье как что-то особенное: «Щи, но от чистого сердца». Точно так же «подаются» и собственные дети: их у Манилова двое и оба они вполне заурядны. Но их отец постоянно восхищается их довольно скудными талантами, а имена «отчасти греческие» — Фемистоклюс и Алкид — явно выдают претензию отца и его постоянное стремление «работать на зрителя». Это же проявляется и во всем остальном. Фактически, приятное обхождение Манилова с людьми — единственное занятие этого помещика, как в «материальном», так и в «духовном» смысле, вот почему впечатление, которое он производит на читателя, постепенно меняется. Он очень обходителен и вежлив, но оказывается, что это качество, которое должно облегчать и делать приятным общение людей, у Манилова перерастает в свою противоположность. Чего только стоит сцена, когда Чичиков несколько минут вынужден стоять перед дверями в гостиную, поскольку хозяин стремится перещеголять его в вежливом обхождении, пропуская вперед, а в результате они оба «вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга». Так в частном случае реализуется авторское замечание о том, что в первую минуту о Манилове можно только сказать: «Какой приятный и добрый человек! Зато сам Манилов считает себя человеком культурным и образованным — именно так говорили о нем в полку, где он служил.
О себе он не любил говорить, а если говорил, то в голосе было слышно, как он скромничает. На взгляд это человек с приятной внешностью и хорошо образованный мужчина. Чичиков уже не первый раз переезжал. Уставший уже от такой жизни он хочет наконец осесть на месте. Потому и столько вопросов про этот город.
Краткое содержание «Мёртвые души» Гоголь Н. В.
Первым помещиком, которого Чичиков посетил, был горбатый Горшков. Чичиков посещает помещиков по мере их деградации. Первым помещиком, у которого побывал главный герой поэмы Чичиков, был Манилов. Вот посмотри-ка, Чичиков, посмотри, какие уши, на-ка пощупай рукою. м, последняя - в). Если Манилов — первый помещик, которого посещает Чичиков, при всей никчемности заботится о том, чтобы выглядеть культурным и образованным, то кругозор Коробочки сведен к мелким практическим интересам. Хитрец Чичиков, скупающий повсеместно души мертвых, первым конечно же посетил помещика Манилова.
Анализ произведения
- Том второй
- Анализ произведения
- «Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения
- Очень краткое содержание