Новости институт этнологии и антропологии ран

В 1990 г. произошло переименование в Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (с 1992 г. Российской академии наук).

Конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии»

Журнал «Вестник антропологии» учрежден по решению Ученого совета Института этнологии и. РАН, институт этнологии и антропологии. Обзор. Фото. Организаторы: Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН. Бывший руководитель Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, экс-депутат Госдумы РФ от Удмуртии Алексей Загребин стал и.о. директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. 28 апреля в Институте российской истории РАН состоялось общее собрание Института российской истории РАН, на котором директор института д.и.н. Ю.А. Петров выступил с. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй. Читайте свежие новости антропология в нашем онлайн-издании – узнавайте первыми, что произошло в Новосибирске сегодня, чтобы всегда быть в курсе последних событий. Центр физической Антропологии — институт этнологии и Антропологии РАН.

Апрель 2024

  • Направления деятельности
  • НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем
  • Назначение А.Е. Загребина руководителем Института этнологии и антропологии РАН
  • Алексей Загребин возглавил Институт этнологии и антропологии РАН. Общество
  • Старообрядчество среди русского населения
  • Конгресс антропологов и этнологов России

Алексей Загребин возглавил Институт этнологии и антропологии РАН

В 2-х частях. Уральский сборник. Екатеринбург 1997; То же. Екатеринбург, 1998; То же.

Екатеринбург, 1999; Липоване. История и культура русских-старообрядцев. Одесса, 2004; То же.

Одесса, 2005. Единоверческие храмы в Гуслицах. Куровское, 2001; Данилко Е.

Старообрядчество на Южном Урале: Очерки истории и традиционной культуры. Уфа, 2002; Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Киев, 2004; Филипповское родословие: исторические сочинения старообрядцев-филипповцев Поволжья и Южной Вятки.

Курск, 2005. Парфентьев Н. Челябинск, 1994.

Покровского и Н. Зольни-ковой о часовенном согласии1. В этнографическом плане наиболее комплексно на сегодняшний день исследованы материальная и духовная культура старообрядцев, проживающих на территории Пермского края Г.

Чагин, С. Дильмухаметова, И. Власова, И.

Кремлева, Т. Листова, Т. Макашина , Усть-Цильмы Т.

Дронова , Дальнего Востока Ю. Аргудяева , Забайкалья Ф. Особую категорию составляют монографические исследования русского населения на той или иной территории, в которых отмечалась некоторая, свойственная старообрядческой культуре, специфика.

По такому принципу построены работы Е. Рихтер о русских Западного Причудья, Т. Бернштам о культуре поморов, В.

Липинской об Алтайском крае3 и т. Выделение лишь отдельных сторон культуры и быта при изучении других региональных групп старообрядцев несколько затрудняет общий сравнительный анализ, но открывает возможности для сопоставлений на частном детальном уровне. Предметно-бытовой сфере и хозяйственной деятельности бухтарминцев посвящены труды Е.

Бломквист и Н. Гринковой4, уральских казаков - С. Сагнае 1 Очерки истории старообрядчества Урала и сопредельных территорий.

Екатеринбург, 2000; Покровский H. Пермь, 2001; Дронова Т. Сыктывкар, 2002; Аргудяева Ю.

Старообрядцы на Дальнем Востоке России. Новосибирск, 1978; Он же. Семейские: Историко-этнографические очерки.

Улан-Удэ, 1985; Он же. Этнографические очерки. Русское население Западного Причудья очерки истории, материальной и духовной культуры.

Таллин, 1976; Липинская В. Русское население Алтайского края. Федоровой подробно рассмотрена свадебная обрядность л зауральских «кержаков» , имеются описания обрядов жизненного цикла «устьцилемов»3.

Старообрядчеству посвящено немало работ зарубежных авторов Р. Моррис, Р. Робсон, Д.

Шеффел, Е. Накамура, Э. Иванец 4.

Особенности взаимоотношений поколений в семьях староверов и формы общения анализируются в книге В. Плейер и статье В. Рюк-Дравина, которые отличаются оригинальным авторским подходом, но содержат множество неточностей и поверхностных выводов, что связано, на мой взгляд, с отсутствием собственных полевых исследований5.

Классической работой по старообрядчеству считается монография французского религиоведа П. Паскаля, на примере старообрядчества характеризовавшего русскую ментальность и особенности религиозности6. Как было сказано выше, следующий раздел историографического обзора составляют работы, посвященные нерусскому старообрядчеству.

Традиционно исследования раскола и его значения в истории и культуре России связывались с русским народом, сложилось и закрепилось официальное мнение о моноэтничности старообрядчества. Однако по историческим свидетельствам, оно имело достаточно широкое распространение у целого ряда финно-угорских народов, с которыми были связаны многие ведущие центры на территории современных Республики Коми и Карелии, Поволжья и Урала. Первые 1 Сагнаева С.

Свадьба в системе календарных и семейных обычаев старообрядцев Южного Зауралья. Курган, 1997. Погребально-поминальный обряд «устьцилемов».

Сыктывкар, 1998; Дроно-ва Т. Мир детства в традиционной культуре «устьцилемов». Сыктывкар, 1999.

Das russische Altglaubigentum: Geschihte. Darsrtellung in der Literatur. Copengagen, 1965.

Marburg an der Lahn, 1966. Наиболее обширная историография принадлежит коми-старообрядцам. Первыми работами, в которых рассматривалось влияние старо-верия на быт и повседневную жизнь коми-зырян, являются очерки К.

Жакова и П. Затем в ходе комплексных исследований этнографии народов коми в 1940-1950-х гг. Белицер сбор полевого материала производился попутно и в старообрядческих селах.

По результатам экспедиций были опубликованы очерки материальной и духовной культуры народов коми, в ряде случаев отмечалась и некоторая культурная специфика отдельных старообрядческих групп, хотя их конфессиональная принадлежность и особенности религиозности не являлись предметом специального рассмотрения2. Следующими к интересующей теме обратились Л. Жеребцов и Л.

Лашук, в работах разных лет ими отмечалась культурная специфика групп коми, принявших «старую веру», определялись география их расселения и субконфессиональный состав. Все их работы объединяются выводом о консервативном влиянии старообрядчества на культуру зырян и на сохранение «архаических религиозных пережитков». Большой интерес представляют работы Ю.

Гагарина, написанные на результатах сплошного конкретно-социологического исследования состояния религиозности сельского коми населения 1966 1 Жаков К. К вопросу о составе населения в восточной части Вологодской губернии. Белицер В.

Сыктывкар, 1960. Сыктывкар, 1961. Задачами исследования были выявление степени сохранности религиозных представлений и их особенностей у старообрядцев.

Основным выводом было заключение о скором «вымирании» старообрядчества1. Планомерные и последовательные исследования на Печоре, Вычегде и Вашке начались уже с 1980-х гг. Сыктывкарскими учеными А.

Власов, Ю. Савельев, Е. Прокураторова, Т.

Канева, Т. Волкова, Т. Дронова, В.

Шарапов была подготовлена серия сборников с материалами о старообрядческой книжно-рукописной традиции, формировании и функционировании отдельных общин, наставнических родов, роли книги в традиционной культуре2. Новейшие исследования среди старообрядцев коми-зырян вопросы мифологии, художественного творчества принадлежат В. Шарапову и П.

Лимерову3, работавших в старообрядческих селах в 1990-х гг. История и культура локальных старообрядческих групп среди коми-зырян стали предметом диссертационных исследований A. Чувьюрова и В.

Власовой с целью выявления роли старообрядчества в формировании местных этноконфессиональных сообществ, определении их культурной специфики4. Этим авторам принадлежит и множество других опубликованных работ. Более подробцов Л.

Формирование народности коми. Сыктывкар, 1973; Он же. История религии и атеизма народа коми.

Сыктывкар, 1991; Старообрядческий центр на Вашке. Устная и письменная традиция Удоры: Материалы и исследования. Сыктывкар, 2002; Староверие на северо-востоке Европейской части России.

Сыктывкар, 2006. Сыктывкар, 1996; Он же. Сыктывкар, 2001.

Сыктывкар, 1996. Локальные группы коми Верхней и Средней Печоры: проблемы языковой, историко-культурной и конфессиональной самоидентификации. Этноконфессиональная история тихвинских карел-старообрядцев на протяжении трех с половиной веков на основе оригинального полевого материала и выявленных архивно-документальных источников освящается в монографии и статьях О.

Фишман, использовавшей феноменологический подход в исследованиях1. Научные исследования среди старообрядческих групп пермяков стали проводиться уже в 1950-х годы. Белицер, помимо упомянутых работ, были написан отдельный очерк о материальной культуре коми-зюздинцев, где отмечается их принадлежность к старообрядчеству, но внимание акцентируется на других проблемах2.

Современные научные публикации об этой группе исчисляются буквально единицами3, остальные принадлежат преимущественно дореволюционным авторам. В этой связи для моего исследования было интересно привлечение материалов о ближайших соседях зюздинских пермяков - юрлинской группе русских, подвергшейся сильному старообрядческому влиянию коллективная монография Бахматова A. Власовой 4.

К культуре язьвинских пермяков обращались филологи, которые отмечали яркую специфику их диалекта, это, прежде всего, В. Лыткин в 1960-е годы, затем и современные ученые P. Баталова, 1 Фишман О.

Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. Этнографические тетради. Кудымкар, 2000.

Юрлинский край. Материалы и исследования. Кудымкар, 2003; Власова И.

Кудымкар, 1995. Сморгунова 1. Язьвинцам посвящены многочисленные работы Г.

Чагина, который на основе многолетних исследований приходит к важным выводам, что язьвинцев в силу специфичности культуры и языка можно рассматривать не как этнографическую группу пермяков, а как один из народов коми. На примере язьвинцев В. Байди-ным выявлялись общие закономерности распространения староверия л среди финно-угров.

С 1972 года среди язьвинцев велась планомерная работа сотрудников археографической лаборатории МГУ, изучалась местная книжная традиция, были выявлены ее взаимосвязи с историей бегло-поповского старообрядческого согласия. Исследования нашли отражение в ряде публикаций в упомянутой выше университетской серии изданий, посвященных проблемам старообрядчества статьи Е. Сморгуновой, В.

Пушкова, И. Несколько экспедиций было организованно преподавателями и студентами Кудымкарского государственного института. Таким образом, на сегодняшний день это наиболее изученная группа финно-угорского старообрядческого населения в Урало-Поволжье.

Однако далеко не все аспекты истории и культуры коми-язьвинцев освящены достаточно полно, также требуется их комплексный анализ. Старообрядчеству среди мордвы практически не посвящалось отдельных работ, хотя упоминания об этом явлении имеются в миссионерских отчетах, архивных источниках, статьях о христианизации инородцев. Некоторые сведения о сектантстве среди мордвы, и о ста 1 Лыткин В.

Коми-язьвинский диалект. Ареальные исследования по восточным финно-угорским языкам коми языки. Народы Прикамья.

Очерки этнокультурного развития в Х1Х-ХХ вв. Пермь, 2002; Чагин Г. Екатеринбург, 1997.

Язьвинские пермяки. Пермь, 1993; Он же. Историко-культурный остров.

Пермь, 1995; Он же. На земле то было, да на язьвинской. Пермь, 1997; Он же.

Коми-язьвинские пермяки - древний народ Северного Урала. Красновишерск, 2002. Пермь, 1999.

Среди других финно-угорских народов поволжского региона старообрядчество не нашло большого распространения и соответственно влияние его на их традиционную культуру было незначительным. Упоминания о старообрядцах среди удмуртов имеются в книге Ю.

Институт этнологии и антропологии РАН г.

Торушев Э. Модераторы доктор этнологии Ph. D Беляева-Сачук В.

Санкт-Петербург и кандидат философских наук Доржигушаева О.

Поэтому сегодня Институт этнологии и антропологии РАН является одним из ключевых, по-настоящему стратегических центров социально-гуманитарного знания. Его потенциал очень востребован для выработки конкретных рекомендаций по укреплению межнационального согласия в условиях беспрецедентного давления на Россию извне. Уверен, что под руководством Алексея Егоровича Загребина — серьёзного учёного, человека с широким государственным мышлением — Институт получит дополнительный импульс к развитию и активнее включится в решение стоящих перед страной задач». Алексей Егорович сформировался как учёный в Удмуртском государственном университете на историческом факультете в рамках этнографической научной школы, созданной профессором, д.

Он и сегодня — активно работающий профессор кафедры истории Удмуртии, археологии и этнологии.

Сергей Землюков пожелал всем сотрудникам Института крепкого здоровья, благополучия, новых научных проектов и открытий.

В Минобрнауки подтвердили увольнение директора ИЭА РАН

Институт этнологии и антропологии РАН. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Институт этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН) — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области социально-культурной и физической антропологии. ТАСС/. Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. ТАСС/. Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН.

Новости института

Мероприятия. Институт этнологии и антропологии ран Бывший руководитель Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, экс-депутат Госдумы РФ от Удмуртии Алексей Загребин стал и.о. директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН.
Институт этнологии и антропологии РАН | Сайт центра ноосферного здоровья Журнал «Вестник антропологии» учрежден по решению Ученого совета Института этнологии и.
⭕ Минобрнауки уволило директора Института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Функа. Читайте свежие новости антропология в нашем онлайн-издании – узнавайте первыми, что произошло в Новосибирске сегодня, чтобы всегда быть в курсе последних событий. Центр физической Антропологии — институт этнологии и Антропологии РАН.
Институт Этнологии и антропологии РАН – Центр русского фольклора Институт этнологии и антропологии им. о-Маклая РАН (г. Москва) приглашает молодых исследователей и специалистов в области этнологии/социокультурной антропологии, биологической антропологии, истории, социологии, политологии принять участие в.

Алексей Загребин возглавил Институт этнологии и антропологии РАН

Институт этнологии и антропологии РАН. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН выиграли конкурс по созданию научных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука». Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин. пронимание будущего: вклад Академии наук. Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Егорович Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН — ведущего российского научно-исследовательского центра в области этнологии. Вчера в РИА «Новости» прошел круглый стол, посвященный самоидентификации русского народа. Функ Дмитрий Анатольевич, д.и.н., проф., директор Института этнологии и антропологии РАН, в своем приветственном слове отметил большой вклад Н.Н. Миклухо-Маклая в историю отечественной науки.

Конференции

  • Конгресс антропологов и этнологов России
  • Библиография. Институт этнологии и антропологии РАН
  • Институт этнологии и антропологии РАН отпраздновал свое 90-летие
  • ИНСТИТУТ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН ОТМЕЧАЕТ 90-ЛЕТИЕ
  • Врио директора института РАН назначили Алексея Загребина — Новости Ижевска и Удмуртии - Udm-info

О ЗАКЛЮЧЕНИИ МЕМОРАНДУМА О СОТРУДНИЧЕСТВЕ С ИНСТИТУТОМ ЭТНОЛОГИИ И АНТРОПОЛОГИИ РАН

Что же тогда панацея? Эффективное качественное управление сложным обществом. Вот вам пример. Ситуация в начале 90-х в Чечне и в Татарстане была одинаковая, но в одной республике во главе стоял экзальтированный генерал, а в другой — опытный управленец-политик. И развитие пошло по совершенно разным траекториям.

Говор Елена Викторовна, доктор философии история , научный сотрудник Австралийского национального университета г. Канберра, Австралия , которая принимала активное участие в создании обоих изданий Собрания сочинений Н. Миклухо-Маклая, в своем выступлении поделилась воспоминаниями о подготовке первого издания шеститомника, статьи для нового издания, а также призвала присутствующих продолжить изучение наследия Николая Николаевича. Более того, Елена Викторовна предложила обратить особое внимание на рисунки Н. Миклухо-Маклая, которые несут в себе не только художественную и научную ценность, но и являются «скрытым письмом», которое могут прочесть не только россияне, но и коренные жители Берега Маклая, а также всех тех уголков земного шара, где побывал Н. Являясь участником коллектива ученых, работавших над первом изданием, и рецензентом второго, Артёмова Ольга Юрьевна, д.

Алымов Сергей Сергеевич, к. Миклухо-Маклая, над которой отечественные ученые трудились десятилетиями. Сергей Сергеевич также отметил гуманистический вклад Н. Миклухо-Маклая в развитие общественной мысли нашей страны. Его идеи во многом способствовали утверждению представлений о равенстве всех народов России, пониманию значимости сохранения и развития их культуры. Ученый выразил надежду, что наследие великого русского ученого-гуманиста и путешественника станет достоянием всего мира. Во втором, исправленном и дополненном издании Собрания сочинений Н. Миклухо-Маклая публикуются дневники и статьи выдающегося русского путешественника и учёного, путевые заметки и отчёты. Издание рассчитано как на специалистов по этнографии, антропологии, географии, зоологии и ботанике, так и на широкие круги читателей, интересующихся историей отечественной науки, яркой и самобытной культурой народов Океании и Юго-Восточной Азии. Издание выпущено в рамках программной деятельности ООГО «Российский фонд культуры» совместно с Фондом сохранения этнокультурного наследия им.

Утверждено к печати Институтом этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая Российской академии наук.

Сайт конференции Научный форум проходит с 1995 года, в этом году мероприятие приурочено к 300-летию Российской академии наук и Санкт-Петербургского государственного университета.

Ирина Алексеевна рассказала об этнографических аспектах изучения наставничества.

В работе секции приняли участие и другие ученые Центра гуманитарных проблем Баренц-региона. На секции «Трансформации идентичности в виртуальном пространстве: киберэтничность и веб-религиозность» большой интерес у слушателей вызвало выступление «Кольские саамы в киберпространстве: конструирование и репрезентация этнической идентичности» старшего научного сотрудника ЦГП КНЦ РАН, кандидата исторических наук Олеси Сулеймановой. Доклад и. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им.

Летом в Петербурге состоится Конгресс антропологов и этнологов России

Презентацию открыл директор Института этнологии и антропологии РАН Дмитрий Анатольевич Функ. Институт этнологии и антропологии им. о-Маклая РАН (г. Москва) приглашает молодых исследователей и специалистов в области этнологии/социокультурной антропологии, биологической антропологии, истории, социологии, политологии принять участие в. доктор исторических наук, профессор Института стран Востока, академик РАЕН, эксперт РАН, член исполнительного совета Российской ассоциации историков Второй мировой войны, член Союза писателей России, председатель Научного Совета. НИИ «Институт Российской Истории Российской Академии Наук» по адресу Москва, улица Дмитрия Ульянова, 19, метро Академическая, показать телефоны. Организаторы: Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет и Институт этнологии и антропологии РАН. Минобрнауки сняло с должности директора Института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Функа, несмотря на открытое письмо ученых в его поддержку, рассказали RTVI два источника в институте.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий