В Мексике археологи нашли руины древнего города майя с дворцами, пирамидами и площадями на строительной площадке будущего промышленного парка на полуострове Юкатан, сообщает The Guardian.
Теория засухи
- Глава 1 ОТКРЫТИЕ МАЙЯ
- Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации
- Майя прибыли из Сибири
- Майя: тайна гибели цивилизации
Могущественная цивилизация индейцев майя: от рождения до заката
Но, как показали археологические исследования, где-то в промежутке между двумя и тремя тысячами лет назад древние майя пользовались целым набором математических понятий, описывавших астрономические события и циклические явления. Из прочитанных текстов стало известно, как жили обычные люди: вся деятельность великой цивилизации 10-15 веков назад зависела от природных циклов, поэтому календарям придавали особое значение. Настоящие амазонки: найдены останки женщин майя, они были воинами. Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан.
Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации
Ссылка Археологи нашли потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике. Об этом сообщает ScienceAlert. Он получил название «Окомтун» «Каменная колонна».
Влияние народа майя на окружающую среду Фото: sciencealеrt. У них, конечно же, не было пластика и выхлопных газов, просто потому что тогда еще не было таких технологий, но эта культура все же не особо берегла окружающую среду. В 2018 году исследователи сделали важное открытие, и помог им в этом ископаемый уголь, или точнее его отсутствие. Оказывается, в свое время майя вырубили немало местных лесов. Им нужны были дрова для обогрева, поля для сельского хозяйства и площадки для строительства огромных пирамид и городов, а местные леса были главной помехой на их пути.
Закат этой цивилизации пришелся примерно на 10 век нашей эры, и за последующие примерно 1100 лет тропические леса в этом районе восстановились, поэтому в наши дни руины древних городов буквально утопают в зарослях, но так было далеко не всегда. Впрочем, недавние анализы местного грунта показали, что почва здесь до сих пор не восстановилась. Деревья, конечно, снова возродились, но даже спустя тысячелетие после обезлесения этих мест процесс естественной карбонизации здесь так и не наладился. Местные почвы стали практически неспособны накапливать ископаемый уголь, и это не лучшая новость для специалистов по глобальному изменению климата, которые возлагают большие надежды на то, что в будущем новые леса смогут справиться с поглощением современных выхлопов. Догадки о загадочных змеиных царях майя Фото: sciencenews. Это поселение ранее считали небольшим и очень изолированным в период классического периода майя 250-900 годы нашей эры. На эти же годы как раз пришлось правление династии так называемых змеиных царей, которые властвовали над народами майя из города-государства Калакмуль Calakmul , находящегося на территории современной Мексики.
Впрочем, информации об этих правителях у ученых было очень мало. До недавних пор… В 2018 году в районе руин Ла-Корона исследователи нашли очень интересные подсказки. Как показало оптическое сканирование с воздуха, когда-то в этом местечке жили целые тысячи людей. Выходит, город Ла-Корона не был каким-то удаленным и глухим поселением. Вдобавок обнаруженные здесь ж иероглифы поведали ученым о пришествии в этот город местных богов, и как им управляли древние цари. Археологи предполагают, что город Ла-Корона когда-то стал одним из поселений, которое поглотила династия змеиных царей во время периода захватнических походов. Богами, вероятно, были избранные лидеры змеиной династии, которые умело пользовались мифологией, чтобы покорить местное население своей воле.
Учитывая небольшие размеры этого древнего города, количество обнаруженных здесь могил довольно впечатляющее. Судя по всему, это поселение было одним из ключевых перевалочных пунктов на торговом пути змеиного царства, через который часто проезжали торговцы драгоценными товарами, следовавшие в столицу империи — в Калакмуль. Если все так и было, это очень сильно меняет традиционное представление ученых о политическом устройстве и автономной жизни городов-государств культуры майя. Шоколадные деньги Фото: sciencemag. Как и многие другие древние цивилизации, они чаще обменивались товарами первой необходимости по принципу бартерных отношений. В 2018 году был найден древний предмет искусства, который пролил свет на финансовые взаимоотношения в обществе майя. Оказывается, они придумали съедобную валюту.
То, что майя любили горячий шоколад — давно известный факт, о котором ученые узнали еще по древним изображениям. В недавнем исследовании старинных артефактов археологи пришли к выводу, что шоколад мог быть не только одним из бартерных товаров, но и даже условной ценовой формой оплаты. К подобным выводам ученые пришли, изучив фрески, барельефы и изображения на керамических изделиях культуры майя классического периода, когда эта цивилизация была на пике своего расцвета 250-900 годы нашей эры. Судя по сюжетам на тему рыночных сцен 7 века нашей эры, шоколад был вполне ходовой валютой, иногда даже в своей жидкой форме.
Кушкуль г.
Оренбург; «Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челебиджихана»; Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» ; Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан ; Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона»; Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат»; Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ»; Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева ; Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Казань, ул. Торфяная, д. Самары; Военно-патриотический клуб «Белый Крест»; Организация - межрегиональное национал-радикальное объединение «Misanthropic division» название на русском языке «Мизантропик дивижн» , оно же «Misanthropic Division» «MD», оно же «Md»; Религиозное объединение последователей инглиизма в Ставропольском крае; Межрегиональное общественное объединение — организация «Народная Социальная Инициатива» другие названия: «Народная Социалистическая Инициатива», «Национальная Социальная Инициатива», «Национальная Социалистическая Инициатива» ; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы г.
Также с самолета было проведено сканирование местности лазером при помощи передовой технологии LiDAR. Оно очень помогло археологам, так как выявило многочисленные скопления доиспанских структур. В рамках полевых работ исследователи нашли целый город, о существовании которого раньше никто не знал. Причем по ряду своих характеристик он заметно отличается от других известных городов майя. По его словам, город служил важным центром на региональном уровне, вероятно, в классический период майя 250-1000 гг. При этом большая часть найденной керамики и других артефактов относятся к позднему классическому периоду 600-800 гг. Первооткрыватели дали название городу - Окомтун. В переводе с языка майя это означает "каменная колонна".
Майя: тайна гибели цивилизации
Группа археологов во главе с Даниелой Триадан и Такеши Иномата из Университета Аризоны обнаружила в мексиканском штате Табаско древнее поселение Майя. Ведь регион Америки, где жили майя, был изолирован и не имел контактов со Старым Светом. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет. Колодцы эти были очень важны для Майя не только, как источник воды, но и как сакральное место, место, где приносятся жертвы богам.
Секреты древнего народа
- Территория
- ДРЕВНИЕ МАЙЯ
- Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении – Москва 24, 18.01.2017
- Майя — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
- ТОП-10: Самые недавние открытия, связанные с древними тайнами народа майя
- Livescience: цивилизация майя никуда не исчезала, их потомки живут до сих пор
15 впечатляющих руин цивилизации Майя
Учёные предполагают, что ему где-то три тысячи лет. А спустя три тысячи лет он сравнялся с землёй! И никто о нём никогда и не узнал бы, если бы не LiDAR. Об этом учёные написали в статье, напечатанной в научном журнале Nature. Тыкали, что называется, наугад. Учёные прикрепили к самолёту лидар и полетели сканировать огромные территории Мексики, граничащие с Гватемалой. Довольствовались одним фактом: известно, что примерно в 1000 г. Дело в том, что в этих местах уже несколько десятилетий как обнаруживают различные вещи, связанные с древними индейцами.
В эти джунгли исследовательская группа отправилась в начале мая 2023 года. В результате в северо-западной части территории охраняемого государством заповедника Баламку были обнаружены остатки монументальных сооружений.
К слову, археологи знали, куда идти, так как полевым работам предшествовала аэрофотосъемка. Она и указала на место возможного присутствия древних объектов в густых джунглях. Также с самолета было проведено сканирование местности лазером при помощи передовой технологии LiDAR. Оно очень помогло археологам, так как выявило многочисленные скопления доиспанских структур. В рамках полевых работ исследователи нашли целый город, о существовании которого раньше никто не знал. Причем по ряду своих характеристик он заметно отличается от других известных городов майя.
Его спутанные волосы, серьги в носу, ушах и губах, а также полностью татуированное тело не вызывали сомнений, что это был именно он.
Возможно, правдивую версию добровольного превращения этого испанца, в общем-то экстраординарной фигуры, в майя мы так никогда и не узнаем. Кстати, в послереволюционной Мексике из него сделали героя. Он до сих пор считается одним из основателей мексиканской нации, а его дети стали первыми метисами Нового Света. После этих двух случайных встреч цивилизаций последовала масштабная экспедиция 1517 года, предпринятая Франсиско Эрнандесом де Кордоба. Он возглавил флот из трех кораблей и направился на поиски новых земель и пленных, которыми можно было бы заменить на Кубе умерших от непосильного труда рабов. Первую остановку эскадра сделала у маленького островка неподалеку от северной оконечности Юкатана. После высадки и короткой стычки с местными жителями взорам конкистадоров открылись удивительный каменный дом и каменные же храмы, облицованные известняковой плиткой.
Внутри одного из храмов авантюристы обнаружили такое огромное количество изображений женщин несомненно, храм был посвящен богине Иш-Чель[1] , что дали острову испанское название Исла-Мухерес Isla de Mujeres , то есть остров Женщин. Дальнейший их путь лежал на запад вдоль береговой линии Юкатана, и вскоре они достигли залива Кампече, где и бросили якоря в порту Чам-потон. И вновь непрошеные гости встретили яростное сопротивление, несмотря на то, что они обладали абсолютным превосходством в оружии: оно у испанцев было огнестрельным. Понеся неожиданно тяжелые потери убитыми и ранеными , испанцы были вынуждены ретироваться на свои корабли и взять курс на Кубу. Вскоре Эрнандес умер от ран, но перед смертью он успел рассказать о несметных богатствах, которыми изобиловали открытые земли. В доказательство он показал несколько золотых безделушек, отнятых у обитателей Исла-Мухерес. В воздухе впервые запахло наживой, а у благодарных слушателей загорелись глаза.
В следующем же году была снаряжена новая экспедиция, которой на этот раз командовал Хуан де Грихальва. Учитывая трагический провал прошлогодней авантюры, Грихальва привел к Юкатану куда больше вооруженных людей, чем несчастный Эрнандес. На первом же встреченном по пути острове это был Косумель — остров к юго-востоку от Юкатана вооруженные до зубов авантюристы не встретили никакого сопротивления — напуганные вторжением местные жители попросту разбежались. Пребывая в уверенности, что Юкатан всего лишь большой остров, отряд Грихальвы решил обогнуть его, продвигаясь на юг и с любопытством обозревая проплывающие мимо прибрежные города и деревни. Это, конечно, гипербола в типично испанском стиле, и, скорее всего, люди Грихальвы увидели город Тулум, скромные, но хорошо сохранившиеся здания которого и по сей день взирают с прибрежных холмов на проходящие в море корабли. Удостоверившись, что Юкатан вовсе не остров, флотилия повернула назад и встала на проторенный Эрнандесом путь — двинулась на север, а затем на запад и юг, в сторону Табаско, что на берегу Мексиканского залива. Добравшись до тех мест, путешественники установили доверительные отношения с местным населением и даже принялись обменивать дешевые стеклянные бусы на провиант и золотые изделия.
Исчерпав запасы бус, искатели приключений снялись с якоря и продолжили свой путь вдоль Мексиканского залива. Проплывая мимо того места, где сейчас находится крупный порт Веракрус, они увидели, как от берега в их сторону направилась группа каноэ. К удивлению Грихальвы и компании, в суденышках восседали очень даже не простые пассажиры. Это были местные вожди, украшенные перьями и увешанные сияющими золотыми украшениями. Пришельцев пригласили в гости, угостили индюшатиной, маисовыми лепешками и экзотическими фруктами. Несмотря на то, что в команде Грихальвы не было переводчика, ему все-таки удалось понять, что в той стороне, где садится солнце, находится какая-то огромная империя. Вскоре выяснилось, что гостеприимные ряженые вожди были ацтеками и, более того, являлись ни много ни мало посланниками ацтекского императора Монтесумы.
После ужина Грихальву и его компанию проводили до стоявших на рейде каравелл, которые вскоре, подняв якоря и распустив паруса, устремились на север, к берегам безопасной Кубы. К тому моменту она уже успела стать испанской вотчиной и базой для дальнейшей экспансии конкистадоров в Месоамерике. Рассказы участников этой экспедиции, иногда приукрашенные, еще более распалили будущих завоевателей. Отдохнувшие и зализавшие свои раны после прошлых стычек с туземцами, конкистадоры ждали своего часа. И этот час настал. Мы подошли к переломному моменту для всей истории не только обеих Америк, но и человеческой истории вообще. На небосводе взошла звезда Эрнана Кортеса, в 1519 году отправившегося к берегам Нового Света на 11 кораблях, с пятью сотнями солдат, сотней моряков, с пушками и лошадьми.
Первой остановкой в его походе стал уже знакомый нам остров Косумель, и вновь его аборигены разбежались кто куда. Разграбив храмы и разбив множество идолов, испанцы тем не менее попытались установить с местными жителями и, в частности, с их правителем по имени Ах Наум Пат дружеские отношения. Очевидно, это удалось сделать, поскольку в последующие годы Косумель оставался надежным оплотом для дальнейшей колонизации Центральной и Южной Америки. Именно на этом острове Кортес услышал о двух выживших «бледнолицых», якобы «обретающихся» на большой земле с 1511 года. Используя различные способы, он попытался дать знать о себе им обоим, предложив присоединиться и «вернуться в цивилизацию». Удивительно, но послание было услышано. Герреро от общения с земляками отказался, а Агиляру удалось добраться до Косумеля, где он «умилившись, преклонил колени и возблагодарил Господа, после чего спросил: верно ли, что сегодня среда!
Оказалось, что его коленопреклонение случилось не в среду, а в воскресенье. Впоследствии экспедиция Кортеса обогнула полуостров, высадилась в прибрежном районе Табаско и наголову разбила недовольных и крайне негостеприимных местных жителей. Поверженные вожди тотчас выплатили победившим испанцам контрибуцию в виде золота, провизии и женщин. Среди «призов» оказалась девушка, которую испанцы нарекли доньей Мариной. Марине суждено было стать возлюбленной Кортеса и родить ему сына. Интересно, что она говорила как на языке майя, так и на языке науатль, на котором разговаривали ацтеки. Агиляр также за время плена выучил язык майя.
Вдвоем они стали незаменимыми переводчиками Кортеса, особенно по дороге в Теночтитлан в частности и во время завоевания ацтекской империи вообще. На счастье Кортеса, внутриполитическая обстановка в империи была нестабильной, и объяснялось это в основном ненавистью покоренных ацтеками народов к своим угнетателям. Эти народы охотно помогали Кортесу, что явилось главной причиной его успехов. Он начал поход на Теночтитлан во главе отряда в несколько сот человек. По пути его армия обросла тысячами добровольцев из числа местных жителей. Своим величием и богатством Теночтитлан затмил все города, виденные испанцами в Америке. До городского ядра в 200 тысяч человек, занимавшего большой остров посреди озера Тескоко, можно было добраться по нескольким радиальным дорогам-мостам, перекинутым от берега к острову.
Без сомнения, это было одно из чудес света той эпохи. Отдаленно сравниться с ним могли лишь Константинополь и Венеция. В Лондоне тогда насчитывалось приблизительно 50 тысяч жителей, а в Севилье — и вовсе 30 тысяч. Города и городки майя по сравнению с Теночтитланом выглядели жалкими деревушками. Что касается богатства, то количество золота, находившееся у ацтеков, сравнить попросту не с чем… Высадка на Юкатан стала первым шагом к завоеванию империи ацтеков. На многие годы полуостров превратился в удобный плацдарм, а его береговая линия сделалась причалом для многих сотен испанских кораблей, слетавшихся на «золотой мираж». После падения Теночтитлана в 1521 году новости о фантастической добыче Кортеса привлекли к «Новой Испании» тысячи европейских авантюристов.
Не все народы были еще покорены, не все они были ограблены, и не все золото удалось у них отобрать «первопроходцам». Алчные взоры новых и новых конкистадоров устремились на другие народы, в том числе и на майя. В период с 1524 по 1527 год грубый и жестокий подчиненный Кортеса лейтенант Педро де Альварадо в ходе варварских и кровопролитных кампаний покорил города-государства Киче, Какчикель и несколько маленьких крепостей в высокогорье Гондураса. При поддержке племен, ненавидевших майя, используя тот же принцип, что и Кортес — «разделяй и властвуй», — его способный ученик де Альварадо сначала натравил Какчикель на Киче, а затем спокойно разобрался с самим Какчикелем. После высокогорья пришла очередь равнинных майя. На этот раз оставить свое имя в скрижалях истории выпало Франсиско де Монтехо, кстати, участнику экспедиции Грихальвы 1518 года. Он не участвовал в нападении на Теночтитлан, так как отбыл на родину с грузом награбленных ценностей, предназначавшихся королевской казне и лично королю Карлу V.
Так называемая «королевская доля» составляла пятую часть добычи — золота, серебра, мозаики и красивых благородных перьев. Это были не только трофеи, отняты у народов, живших по берегам Мексиканского залива, но и дары, преподнесенные Монтесумой Кортесу в надежде предотвратить захватнический поход испанцев на Теночтитлан. В тот груз входили и некоторые сокровища, отнятые у майя на Юкатане, — например, книги с листами из обработанной коры деревьев, скорее всего, они попали к испанцам на острове Косумель. Среди них оказался и знаменитый «Дрезденский кодекс» — самая информативная из четырех дошедших до нас книг майя, названная так по месту современного хранения. Доставив королевские сокровища в Испанию, Монтехо затем провел семь лет в ожидании специального разрешения на свои собственные завоевания в Новом Свете, а также соответствующего титула. В конце концов ему присвоили титул аделантадо Юкатана от исп. По сути Монтехо получил лицензию, индульгенцию и даже своеобразный заказ на захват и освоение богатств полуострова.
Причем это разрешение на эксплуатацию заморских земель можно было передать по наследству своим отпрыскам.
Ученые обнаружили несколько пирамидоподобных сооружений высотой более 15 метров. Фото: National Institute of Anthropology and History Древний город был обнаружен в джунглях Южной Мексики, сообщил на днях Мексиканский институт антропологии. Считается, что тысячи лет назад этот город был важным центром, он включает в себя большие здания, похожие на пирамиды, каменные колонны, три площади с внушительными башнями и другие сооружения, расположенные почти концентрическими кругами. Керамика, обнаруженная на этом месте, по-видимому, указывает на то, что оно было заселено между 600 и 800 годами нашей эры, в период, известный как поздняя классика. Как сообщает Би-би-си, археологи назвали это место Окомтун на языке майя - «каменная колонна».
Откуда появилась и куда исчезла великая цивилизация майя
Настоящие амазонки: найдены останки женщин майя, они были воинами. В начале 2010-х учёные нашли странные останки там, где жили индейцы майя: продолговатые черепа заставили многих заговорить об их инопланетном происхождении. В данной статье речь пойдет о племени майя: где жили (на карте), чем занимались и почему исчезли.
Археологи представили миру ранее неизвестный 1500-летний город майя
Знаменитая игра в мяч майя которая была и до них, они её продолжали символизировала переход из мира живых в потусторонний мир мяч — голова. Этим каучуковым мячом надо было попасть в кольцо. Ступени к площадке для игры — это указание на вход в преисподнюю, они даже назывались "холодная лестница". Пирамиды с храмами наверху были ориентированы по сторонам света. Кстати, названия пирамид выдуманы археологами. Подлинное можно выяснить только в иероглифических текстах. Кстати, жертвоприношение — важный обряд отправления посланников. Не для того, чтобы какой-то бог "наелся". Майя выбирали чистого, светлого человека, высвобождали его душу и отправляли её к предкам за вестью. Делалось это в исключительных случаях.
Одна из самых интересных площадок для игры в мяч — главная площадь древнего города Эцна, незаслуженно непопулярного у туристов, потому что он находится далеко от основных туристических пунктов, рядом с городом Кампече. Город Эцна был населён уже в 400 г. Наиболее примечательным зданием Эцны является её главный храм. Сооружённый на платформе высотой 40 метров, он обеспечивает широкий обзор окрестностей. Ещё один пример уникального города майя — Тулум, остававшийся крупным торговым и культурным центром вплоть до 13 века нашей эры! Он контролировал морскую торговлю от Юкатана до Гондураса. Раньше город называли "Зама" на языке майя означает "рассвет". Современное название возникло после посещения американских исследователей в 1841 году. Большая часть жителей города-крепости жила за пределами оборонительных стен, а внутренняя часть служила резиденцией для правителей, священников, местом отправления культовых обрядов.
Риме была отождествлена с богиней земли Майестой; ее праздники приходились на май отсюда — название месяца. Начала формироваться в предклассическую эру 2000 до н. Продолжала своё существование до прибытия конкистадоров. Майя строили каменные города, многие из которых были покинуты задолго до прихода европейцев, другие были обитаемы и после. Календарь, разработанный майя, использовали и другие народы Центральной Америки.
Чтобы добраться до города, учёным пришлось пройти 60 километров по джунглям. Об этом месте археологи узнали благодаря современным технологиям: они просканировали территорию при помощи лидара — технологии для измерения расстояния, где используется отражение лазерных лучей от поверхности. В городе обнаружили различные здания, в том числе несколько пирамидальных конструкций высотой 15 метров.
Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары. Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева.
В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег. Производство соли Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы. Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене. Нефритовые изделия Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей. Искусство и архитектура Во время «классических» раннего и позднего периодов 250 — 600 годы нашей эры и 600 — 900 годы нашей эры было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства. Ниже фото барельева с изображением правителя. Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.
Миграция Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. Почему исчезла цивилизация майя Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа.
Потомки майя
О ней написаны тысячи научных трудов и сотни тысяч околонаучных и псевдонаучных текстов. По этой причине более-менее подробно рассказать всю известную хронологию майя в рамках одной, даже огромной, статьи — совершенно невозможно. Каждый период истории майя достоин как минимум отдельной книги. Тем не менее, важно обосновать следующую точку зрения: цивилизация майя поступательно развивалась на территории Юкатана и примыкающей к нему с юга горной Гватемалы в течение тысячелетий, в конце концов достигнув своего пика в классическую эпоху. С этой целью я попробую по возможности максимально сжато и ясно представить вам хронологическую цепь событий, начинающихся задолго до III века нашей эры, считающегося началом классической эпохи майя, и завершающуюся закатом собственно майянской культуры. Наиболее древние поселения располагаются в горной Гватемале и на побережье Тихого Океана. Юкатанские низменности начинают заселяться примерно в XV веке до н. Ранний доклассический период 1500-800 гг. Случайные находки каменных орудий доземледельческого времени обнаружены в очень немногих местах области майя; но вероятно, что в раннем доклассическом периоде медленно, но неуклонно охота, рыбная ловля и собирательство стали дополняться и частично замещаться земледелием. Наиболее древние следы земледельческой культуры в области майя найдены в Ла-Виктории, гватемальской деревне близ мексиканской границы на берегу Тихого океана. Можно считать, что первые оседлые поселения, такие, как в Ла-Виктории, образовались именно на побережье океана и на берегах рек, где можно было заниматься традиционным хозяйством и дополнять его возделыванием маиса.
Затем медленно, на протяжении семи веков, отводимых этому периоду, экономическая база, основанная в значительной мере на охоте, рыболовстве и собирательстве, изменилась. Главным занятием стало производство продуктов питания. Это были маленькие, самообеспечивающиеся общины, функционировавшие при помощи простой организации семейного характера, в которой все члены вместе были заняты производительным трудом и одинаково разделяли между собой его плоды. Анимистические верования и простые магические обряды, их сопровождавшие, давали людям надежду на завтрашний день. Важную роль в верованиях и обрядах играли грубые глиняные женские фигурки, так как майя непосредственно связывали плодородие земли с плодовитостью женщины. Средний доклассический период 800-300 гг. В течение среднего доклассического периода, вероятно, еще без значительных технических изменений, достаточно увеличились производительные силы благодаря росту численности населения и развитию земледелия. С одной стороны, выращивание кукурузы урожайность которой увеличивалась благодаря естественному генетическому улучшению её свойств по мере возделывания растения и других культур фасоли, тыквы, стручкового перца стало основным средством пропитания населения, дав ему постоянную и более разнообразную пищу. С другой стороны, огромная территория майя предоставляла неограниченное пространство для растущего населения. Поэтому данный период характеризуется началом мощной экспансии, охватившей земли от побережья Тихого океана до севера Юкатанского полуострова.
В то же время начала трансформироваться социальная структура. Магические обряды, связанные с народными верованиями, стали осуществляться исключительно одной группой людей, якобы наделенных сверхъестественными силами волшебники, колдуны. Мало-помалу эта группа стала отдаляться от процесса производства пищи и заниматься деятельностью менее обременительной и более выгодной и престижной. В селениях и деревнях в центре группы жилищ стали строить хижину больших, чем другие, размеров, возведенную на более высокой платформе. В середине этого периода в область майя проникли влияния ольмекской культуры, исходившие с побережья Атлантики. Через перешеек Теуантепек они достигли Тихоокеанского побережья и Гватемальского нагорья. Эти влияния затронули, вероятно, правящую группу; править стали чужие люди, которые принесли новые знания календарь, "Длинный счет", зачаточную письменность, божество-ягуар, гигантские скульптурные головы и использовали их для укрепления своего господства. Но жизнь народа майя оставалась в целом прежней; майя работали на самих себя и на касту, которая ими управляла, была ли она ольмекской, как в южной зоне Каминальхуйю и Тихоокеанское побережье , или майянской, как в центральной Сейбаль, Вашактун и Тикаль и северной Цибилчальтун зонах.
В высоту это сооружение достигало 10—15 метров. И найти эту площадку было довольно трудно: Когда идёшь по ней, то просто не осознаёшь, что это искусственное сооружение. Такеши Иномата Археолог Это сооружение археологи назвали Главной платформой. Она построена на естественном холме, на которой в XII в. В течение двух следующих столетий не прекращалось выравнивание этого холма. И всё это стало возможным благодаря технологии LiDAR, которая позволила отказаться от большого финансирования и действовать в частном порядке. Что за LiDAR? Лидар произошло от Light Detection and Ranging — «обнаружение, идентификация и определение дальности с помощью света» — устройство, измеряющее дальность до объекта.
Основная статья: Скульптура майя Скульптуры майя, как правило, представляют собой стелы , в основании которых находится крупный плоский камень, который часто называют алтарём , хотя его реальная функция до конца не ясна [7]. Многие стелы содержат барельефные изображения [8] , хотя по всему ареалу существования майяской цивилизации можно также встретить и обычные скульптуры [9]. Большинство скульптур относится к классическому периоду 250—900 годы н. Основная статья: Архитектура майя Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк. Типичными для архитектуры майя были ложные своды , устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности. Основная статья: Костюм майя Основным одеянием мужчин была набедренная повязка эш ; она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади. Набедренные повязки именитых персон «с великой заботливостью и красотой» украшались перьями или вышивкой. На плечи набрасывали пати — накидку из прямоугольного куска ткани, также украшенную сообразно общественному положению её владельца. Знатные люди добавляли к этому наряду ещё длинную рубаху и вторую набедренную повязку, похожую на запашную юбку. Их одежды были богато декорированы и выглядели, вероятно, очень красочно, насколько можно судить по сохранившимся изображениям.
Сломав клетку, пленники совершили побег, но попали в рабство к другому касику вождю , враждовавшему с первым. В итоге выжили двое: Херонимо де Агиляр и Гонсало Герреро. Причем Герреро породнился с местными жителями, женившись на дочери правителя Четумаля, а потом еще и возглавил сопротивление испанским завоевателям. Много позже, в 1535 году, во время вылазки майя на обосновавшихся в Гондурасе испанцев, нашли останки белого человека. Это был Герреро. Его спутанные волосы, серьги в носу, ушах и губах, а также полностью татуированное тело не вызывали сомнений, что это был именно он. Возможно, правдивую версию добровольного превращения этого испанца, в общем-то экстраординарной фигуры, в майя мы так никогда и не узнаем. Кстати, в послереволюционной Мексике из него сделали героя. Он до сих пор считается одним из основателей мексиканской нации, а его дети стали первыми метисами Нового Света. После этих двух случайных встреч цивилизаций последовала масштабная экспедиция 1517 года, предпринятая Франсиско Эрнандесом де Кордоба. Он возглавил флот из трех кораблей и направился на поиски новых земель и пленных, которыми можно было бы заменить на Кубе умерших от непосильного труда рабов. Первую остановку эскадра сделала у маленького островка неподалеку от северной оконечности Юкатана. После высадки и короткой стычки с местными жителями взорам конкистадоров открылись удивительный каменный дом и каменные же храмы, облицованные известняковой плиткой. Внутри одного из храмов авантюристы обнаружили такое огромное количество изображений женщин несомненно, храм был посвящен богине Иш-Чель[1] , что дали острову испанское название Исла-Мухерес Isla de Mujeres , то есть остров Женщин. Дальнейший их путь лежал на запад вдоль береговой линии Юкатана, и вскоре они достигли залива Кампече, где и бросили якоря в порту Чам-потон. И вновь непрошеные гости встретили яростное сопротивление, несмотря на то, что они обладали абсолютным превосходством в оружии: оно у испанцев было огнестрельным. Понеся неожиданно тяжелые потери убитыми и ранеными , испанцы были вынуждены ретироваться на свои корабли и взять курс на Кубу. Вскоре Эрнандес умер от ран, но перед смертью он успел рассказать о несметных богатствах, которыми изобиловали открытые земли. В доказательство он показал несколько золотых безделушек, отнятых у обитателей Исла-Мухерес. В воздухе впервые запахло наживой, а у благодарных слушателей загорелись глаза. В следующем же году была снаряжена новая экспедиция, которой на этот раз командовал Хуан де Грихальва. Учитывая трагический провал прошлогодней авантюры, Грихальва привел к Юкатану куда больше вооруженных людей, чем несчастный Эрнандес. На первом же встреченном по пути острове это был Косумель — остров к юго-востоку от Юкатана вооруженные до зубов авантюристы не встретили никакого сопротивления — напуганные вторжением местные жители попросту разбежались. Пребывая в уверенности, что Юкатан всего лишь большой остров, отряд Грихальвы решил обогнуть его, продвигаясь на юг и с любопытством обозревая проплывающие мимо прибрежные города и деревни. Это, конечно, гипербола в типично испанском стиле, и, скорее всего, люди Грихальвы увидели город Тулум, скромные, но хорошо сохранившиеся здания которого и по сей день взирают с прибрежных холмов на проходящие в море корабли. Удостоверившись, что Юкатан вовсе не остров, флотилия повернула назад и встала на проторенный Эрнандесом путь — двинулась на север, а затем на запад и юг, в сторону Табаско, что на берегу Мексиканского залива. Добравшись до тех мест, путешественники установили доверительные отношения с местным населением и даже принялись обменивать дешевые стеклянные бусы на провиант и золотые изделия. Исчерпав запасы бус, искатели приключений снялись с якоря и продолжили свой путь вдоль Мексиканского залива. Проплывая мимо того места, где сейчас находится крупный порт Веракрус, они увидели, как от берега в их сторону направилась группа каноэ. К удивлению Грихальвы и компании, в суденышках восседали очень даже не простые пассажиры. Это были местные вожди, украшенные перьями и увешанные сияющими золотыми украшениями. Пришельцев пригласили в гости, угостили индюшатиной, маисовыми лепешками и экзотическими фруктами. Несмотря на то, что в команде Грихальвы не было переводчика, ему все-таки удалось понять, что в той стороне, где садится солнце, находится какая-то огромная империя. Вскоре выяснилось, что гостеприимные ряженые вожди были ацтеками и, более того, являлись ни много ни мало посланниками ацтекского императора Монтесумы. После ужина Грихальву и его компанию проводили до стоявших на рейде каравелл, которые вскоре, подняв якоря и распустив паруса, устремились на север, к берегам безопасной Кубы. К тому моменту она уже успела стать испанской вотчиной и базой для дальнейшей экспансии конкистадоров в Месоамерике. Рассказы участников этой экспедиции, иногда приукрашенные, еще более распалили будущих завоевателей. Отдохнувшие и зализавшие свои раны после прошлых стычек с туземцами, конкистадоры ждали своего часа. И этот час настал. Мы подошли к переломному моменту для всей истории не только обеих Америк, но и человеческой истории вообще. На небосводе взошла звезда Эрнана Кортеса, в 1519 году отправившегося к берегам Нового Света на 11 кораблях, с пятью сотнями солдат, сотней моряков, с пушками и лошадьми. Первой остановкой в его походе стал уже знакомый нам остров Косумель, и вновь его аборигены разбежались кто куда. Разграбив храмы и разбив множество идолов, испанцы тем не менее попытались установить с местными жителями и, в частности, с их правителем по имени Ах Наум Пат дружеские отношения. Очевидно, это удалось сделать, поскольку в последующие годы Косумель оставался надежным оплотом для дальнейшей колонизации Центральной и Южной Америки. Именно на этом острове Кортес услышал о двух выживших «бледнолицых», якобы «обретающихся» на большой земле с 1511 года. Используя различные способы, он попытался дать знать о себе им обоим, предложив присоединиться и «вернуться в цивилизацию». Удивительно, но послание было услышано. Герреро от общения с земляками отказался, а Агиляру удалось добраться до Косумеля, где он «умилившись, преклонил колени и возблагодарил Господа, после чего спросил: верно ли, что сегодня среда! Оказалось, что его коленопреклонение случилось не в среду, а в воскресенье. Впоследствии экспедиция Кортеса обогнула полуостров, высадилась в прибрежном районе Табаско и наголову разбила недовольных и крайне негостеприимных местных жителей. Поверженные вожди тотчас выплатили победившим испанцам контрибуцию в виде золота, провизии и женщин. Среди «призов» оказалась девушка, которую испанцы нарекли доньей Мариной. Марине суждено было стать возлюбленной Кортеса и родить ему сына. Интересно, что она говорила как на языке майя, так и на языке науатль, на котором разговаривали ацтеки. Агиляр также за время плена выучил язык майя. Вдвоем они стали незаменимыми переводчиками Кортеса, особенно по дороге в Теночтитлан в частности и во время завоевания ацтекской империи вообще. На счастье Кортеса, внутриполитическая обстановка в империи была нестабильной, и объяснялось это в основном ненавистью покоренных ацтеками народов к своим угнетателям. Эти народы охотно помогали Кортесу, что явилось главной причиной его успехов. Он начал поход на Теночтитлан во главе отряда в несколько сот человек. По пути его армия обросла тысячами добровольцев из числа местных жителей. Своим величием и богатством Теночтитлан затмил все города, виденные испанцами в Америке. До городского ядра в 200 тысяч человек, занимавшего большой остров посреди озера Тескоко, можно было добраться по нескольким радиальным дорогам-мостам, перекинутым от берега к острову. Без сомнения, это было одно из чудес света той эпохи. Отдаленно сравниться с ним могли лишь Константинополь и Венеция. В Лондоне тогда насчитывалось приблизительно 50 тысяч жителей, а в Севилье — и вовсе 30 тысяч. Города и городки майя по сравнению с Теночтитланом выглядели жалкими деревушками. Что касается богатства, то количество золота, находившееся у ацтеков, сравнить попросту не с чем… Высадка на Юкатан стала первым шагом к завоеванию империи ацтеков. На многие годы полуостров превратился в удобный плацдарм, а его береговая линия сделалась причалом для многих сотен испанских кораблей, слетавшихся на «золотой мираж». После падения Теночтитлана в 1521 году новости о фантастической добыче Кортеса привлекли к «Новой Испании» тысячи европейских авантюристов. Не все народы были еще покорены, не все они были ограблены, и не все золото удалось у них отобрать «первопроходцам». Алчные взоры новых и новых конкистадоров устремились на другие народы, в том числе и на майя. В период с 1524 по 1527 год грубый и жестокий подчиненный Кортеса лейтенант Педро де Альварадо в ходе варварских и кровопролитных кампаний покорил города-государства Киче, Какчикель и несколько маленьких крепостей в высокогорье Гондураса. При поддержке племен, ненавидевших майя, используя тот же принцип, что и Кортес — «разделяй и властвуй», — его способный ученик де Альварадо сначала натравил Какчикель на Киче, а затем спокойно разобрался с самим Какчикелем. После высокогорья пришла очередь равнинных майя. На этот раз оставить свое имя в скрижалях истории выпало Франсиско де Монтехо, кстати, участнику экспедиции Грихальвы 1518 года. Он не участвовал в нападении на Теночтитлан, так как отбыл на родину с грузом награбленных ценностей, предназначавшихся королевской казне и лично королю Карлу V. Так называемая «королевская доля» составляла пятую часть добычи — золота, серебра, мозаики и красивых благородных перьев. Это были не только трофеи, отняты у народов, живших по берегам Мексиканского залива, но и дары, преподнесенные Монтесумой Кортесу в надежде предотвратить захватнический поход испанцев на Теночтитлан. В тот груз входили и некоторые сокровища, отнятые у майя на Юкатане, — например, книги с листами из обработанной коры деревьев, скорее всего, они попали к испанцам на острове Косумель.
Историк Галина Ершова – о майя, вере в бессмертие души и жертвоприношении
Народ майя жил (и, кстати, до сих пор живет) на территории полуострова Юкатан и некоторых штатов современной Мексики, а также областей Гондураса, Сальвадора, Белиза и Гватемалы. Смотрите видео онлайн «ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ: достижения и исчезновение» на канале «10-ka» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 7 мая 2021 года в 13:19, длительностью 00:11:14, на видеохостинге RUTUBE. Геологи обнаружили на севере Гватемалы поселения майя, которые простираются на территории около 1700 квадратных километров, сообщает LiveScience. Современнные майя живут в Мексике, Гватемале (п-ов Юкатан) и Белизе. Именно там где-то 1000 году до нашей эры жили майя.
Майя: кем они были?
- ТОП-10: Самые недавние открытия, связанные с древними тайнами народа майя
- Глава 1 ОТКРЫТИЕ МАЙЯ. Майя. Загадки великой цивилизации
- Майя: кем они были?
- Майя (цивилизация) — Википедия
- Обратите внимание:
Племена майя: история, цивилизация, исчезновение, религия и жертвоприношение
На юго-востоке обнаруженного "ядра" располагалось три площади, на которых были возведены преимущественно внушительные здания. Они были окружены несколькими группами патио. Между двумя главными площадями, отмечает Спраич, находится комплекс, состоящий из различных низких и удлиненных структур, расходящихся от центра в стороны в виде концентрических кругов. Здесь же располагалась площадка для традиционной ритуальной игры с мячом. Юго-восточный комплекс с северо-западной частью соединяла мощная дамба. Она вела к своего рода акрополю, то есть наиболее укрепленной части города, которая располагалась на возвышенности. Высота городских стен здесь достигала десяти метров. В северной части была найдена пирамида, возвышающаяся над естественным рельефом на 25 метров.
Экспедиция была проведена не зря, потому что среди густой листвы ученые обнаружили ранее неизвестный науке город древней цивилизации Майя — он получил название Окомтун, что переводится как «каменная колонна». На территории города есть большие площади, пирамиды и другие постройки, что подчеркивает важность древнего города. Ученые открыли новый город майя — он называется Окомтун Ученые нашли новый город цивилизации майя Об одной из самых грандиозных археологических открытий 2023 года было рассказано в издании Science Alert. Чтобы найти древний город Октомун, археологам пришлось углубиться в мексиканские джунгли на 60 километров. Путь явно был нелегким, потому что в тропических лесах не только высокая влажность и температура воздуха, но и много опасных животных. Например, в густых джунглях полуострова Юкатан водятся ягуары и пумы, а также другие хищные создания. Джунгли полуострова Юкатан Результатом рискованной экспедиции было обнаружение руин древнего поселения, площадь которой достигала 500 000 квадратных метров. Ученые под руководством археолога Ивана Шпрайца заранее подозревали, что в лесах что-то есть — на это указывали фотографии, сделанные с большой высоты. В частности, обнаружить город удалось благодаря технологии LIDAR — специальное устройство испускает лазерные лучи, на основе отражений которых можно судить о том, какие объекты могут прятаться за деревьями. Вид на город Окомтун сверху — фотография была сделана при помощи лидара Читайте также: Календарь майя оказался гораздо старше, чем считалось раньше Окомтун — древний город цивилизации майя Дойдя до точки назначения, ученые увидели множество колонн, в честь которых найденный город и получил свое название.
Так он и поступил, став на три года членом племени лакандонов. О своей жизни в мексиканских джунглях «немецкий лакандон» написал книгу: «Исследователь, решивший изучить волшебство», которая вышла в начале этого года в издательстве «Космос» в Штутгарте. В основу книги лёг дневник, который Ретш исправно вёл всё это время. Получилось интересное научное исследование, и увлекательный рассказ о необычном путешествии в родовой строй. Собранная Ретшем информация раскрыла многие тайны мистических потомков майя. Маленькое племя лакандонов осталось последним бастионом нетронутой культуры своих знаменитых предшественников. Его члены на протяжении многих лет противостояли всем попыткам миссионеров обратить их в христианство. Онисохраняют древние мифы о гигантских жуках, поедающих людей, о ягуарах и змеях, являющихся домашними животными богов, о летающих обезьянах. Несмотря на грозные предания, лакандоны очень миролюбивые люди, им чужда агрессия. У них отсутствуют понятия недоброжелательства и зависти, они не сетуют на бедность и сохраняют всегда свой весёлый нрав. Гостю жители посёлка предоставили хижину и поставили на довольствие, состоящее из маисовых лепёшек и чёрной фасоли. Но по старой традиции племени, еду мог получать лишь тот, кто участвует в общей работе.
Местность, на которой жили эти древние племена, делится на три климатические зоны: каменистую и засушливую горную территорию, тропическую сельву и районы с богатой фауной. По поводу происхождения народа, как и о том, куда пропали майя, существует несколько теорий. Есть версия о том, что они пришли из Азии, и даже фантастическое предположение, что это потомки жителей мифической Атлантиды. Еще одна теория утверждает, что они выходцы из Палестины. В доказательство приводят тот факт, что многие элементы религии майя схожи с христианскими идея прихода Мессии, символ креста. Кроме того, архитектура этого народа очень походит на египетскую, и это наводит на мысль, что он каким-то образом связан и с Древним Египтом. Индейцы майя: история великой цивилизации Исследователям повезло — сохранилось немало источников, по которым можно составить картину жизни этого древнего народа. Его историю делят на несколько больших периодов. В доклассическую эпоху индейцы племени майя представляли собой небольшие племена, добывающие пропитание охотой и собирательством. Около 1000 г. Эль-Мирадор — один из первых городов майя, известный сейчас своим огромным пирамидальным комплексом высотой в 72 метра. Это была крупнейшая метрополия доклассического периода. Следующая эпоха 400 г. Происходит бурный рост городов, возводятся монументальные архитектурные комплексы. В этот период сложились соперничающие друг с другом города-государства. Их архитектура была представлена пышными архитектурными сооружениями.