Свежие новости России и мира. Home» Наука» Названа «экзистенциальная угроза» искусственного интеллекта для миллионов людей. Китай представляет для США угрозу экономического уровня, что, безусловно, угрожает господству США, как центру принятия решений и первичному бенефициару капитала и технологий. Все реальные ситуации экзистенциальной угрозы имеют одно общее условие: они, так или иначе, ставят под угрозу существование человека как живого существа. Он заявил, что военное освоение Украины другими государствами является экзистенциальной угрозой для России.
Что такое экзистенциальный кризис: 10 главных признаков
Спорными оставались вопросы о сокращении численности украинской армии и военной техники. В соответствии с договором «страны-гаранты» должны были бы поддержать Киев в его праве на самооборону в течение максимум трех дней, если начнется вооруженный конфликт. По версии Welt, в апреле 2022 года Москва и Киев оказались как никогда близки к соглашению. Тогда, пишет издание, Москва потребовала сделать русский язык вторым официальным языком на Украине, отказаться от санкций и исков в международных судах.
Киев ответил отказом. Источники Welt среди участников переговорной делегации со стороны Украины заявили, что даже сегодня сделка по-прежнему кажется выгодной. Один из членов делегации сказал: «Это была лучшая сделка, которую мы могли заключить».
Welt пишет, что тогда у Киева была «более сильная позиция на переговорах, чем сейчас». Напомним, помощник президента Владимир Мединский, возглавлявший российскую делегацию на переговорах, заявил, что Россия искренне хотела договориться с Украиной на переговорах в 2022 году, делегация Киева также выражала такое желание. По его словам, украинская сторона вынуждена была согласовывать свои действия с «тремя начальниками».
В ноябре Мединский раскрыл требования России на переговорах с Украиной. Он отметил, что у украинской армии рушится и вторая линия обороны, включавшая Очеретино. К югу от Очеретино противник будет постепенно откатываться на линии водоемов и Карловского водохранилища», — подчеркнул Рожин.
Освобождение населенных пунктов подтверждается соответствующими видеозаписями, указал эксперт в своем Telegram-канале. По мнению эксперта, украинская сторона пока не способна стабилизировать фронт. В украинских социальных сетях распространяются слухи о том, что ситуация для ВСУ у поселка Бердычи становится все хуже, украинские военные уже не пытаются удержать позиции: они думают о том, как правильно отступить, при этом не растеряв остатки боевого духа.
В нынешних условиях главное нормально отойти на новый рубеж, при этом сохранив людей. И, конечно, не допускать окружения наблюдательных пунктов, потому что за событиями следят сейчас все военные, деморализация никому не нужна», — пишут украинские паблики. Ранее сообщалось, что ВС России заняли более выгодные рубежи в Харьковской области.
По словам телеведущей, экс-главнокомандующего планировали назначить на пост посла в Лондоне, однако он подозрительным образом отсутствует в поле зрения общественности, его никто не видел в последние недели, передает РИА «Новости». Также высказываются предположения, что он якобы был убит вместе с несколькими высокопоставленными украинскими офицерами.
Осознание экзистенциальной угрозы может помочь нам переменить перспективу и перенаправить наше внимание на те аспекты жизни, которые действительно важны и значимы. Она может подтолкнуть нас к личностному и духовному росту, помочь нам развить жизненную мудрость и ценить каждый момент, который мы имеем. Определение понятия «экзистенциальная угроза» Экзистенциальная угроза может обнаружиться в различных формах и контекстах. Она может быть вызвана природными катаклизмами, такими как глобальное потепление, природные катастрофы или пандемии.
Также она может быть связана с технологическим развитием, включая искусственный интеллект, ядерную энергию или быстрое развитие биотехнологий.
Служба климатического мониторинга «Коперник» Евросоюза заявила, что три летних месяца были самым жарким периодом за всю историю наблюдений и, вероятно, самым жарким примерно за 120 тыс. В докладе говорится, что в 2023 году многие климатические рекорды были побиты с «огромным отрывом», особенно температуры в океанах, которые поглотили почти все избыточное тепло, вызванное антропогенным выбросами углерода. Согласно исследованию, потенциально серьезные последствия включают угрозу морской жизни и коралловым рифам , а также увеличение интенсивности крупных тропических штормов. В этом году к середине сентября уже было зарегистрировано 38 таких дней.
Ученые подчеркнули, что уже к концу столетия от трех до шести миллиардов человек могут оказаться «за пределами пригодных для жизни регионов».
Экзистенциальный кризис часто заставляет людей оглядываться назад, искать приятные воспоминания в прошлом. Упадок сил, нехватка мотивации. Это одна из самых неприятных составляющих экзистенциального кризиса. Человеку сложно заниматься даже привычными вещами. В это время он может бросить занятия спортом, теряет интерес к работе, менее охотно выполняет работу по дому, поскольку не понимает, ради чего это всё.
Резкие перепады настроения. Это происходит как на психоэмоциональном, так и на физиологическом уровне. Нервная и гормональная система сбоят, в результате чего настроение радикально меняется несколько раз в день. Суицидальные мысли. Речь не идёт о реальном желании «лезть в петлю». И всё же человек задумывается о том, что смерть не так и страшна, если учесть, что в жизни нет цели.
И уход из жизни вдруг начинает казаться ему вполне легитимным вариантом решения всех проблем. Разумеется, заметив у себя подобные мысли, их следует пресекать немедленно. Лучше сразу записаться на прием к психотерапевту и подробно рассказать ему о своих переживаниях. Причины экзистенциального кризиса Изучая, что такое экзистенциальный кризис, психологи обнаружили, что данное состояние чаще всего возникает у самодостаточных личностей, чьи базовые потребности полностью удовлетворены. Они хорошо зарабатывают, уверены в своём будущем, практически всегда у них есть семья или хотя бы постоянный половой партнер. То есть, все физиологические потребности полностью удовлетворены, и человеку не приходится переживать на этот счёт.
К экзистенциальному кризису приводят сомнения в том, что всё благополучно на предпоследнем и последнем уровнях пирамиды Маслоу по классической схеме, опубликованной самим автором, это 4 и 5 уровни. Речь идёт о потребности в уважении и признании 4 уровень , а также о потребности в самосовершенствовании и самоактуализации 5 уровень.
Экзистенциональная угроза
Выражение "экзистенциальная угроза" означает угрозу, которая может стереть с лица земли какой-то объект, а вернее, его качественно-ценностное состояние. это экзистенциальная угроза для Армении, сказал второй президент Армении Роберт Кочарян в интервью телеканалу РБК. Видео: Что такое экзистенциальная психология | Кратко о философии экзистенциализма 2024, Апрель.
Что такое экзистенциальная угроза?
Для других конкретная угроза неминуемой смерти, например, из-за нарушения общественного порядка, может иметь аналогичный эффект [8]. Если индивид не в состоянии усвоить, переосмыслить или проигнорировать этот тип угрожающей информации, потеря его основного источника смысла может вынудить его пересмотреть свою систему ценностей в жизни с нуля [8]. В этом случае человек вступает в экзистенциальный кризис, что может повлечь за собой необходимость задаться вопросом, какие другие источники смысла им доступны и есть ли смысл вообще [8] [3] [2] [4]. В научной литературе обсуждается множество различных источников значения. Открытие такого источника для себя часто является ключом к разрешению экзистенциального кризиса. Источники, обсуждаемые в литературе, можно разделить на альтруизм, преданность делу, креативность, гедонизм, самоактуализацию и поиск правильного отношения [4]. Альтруизм относится к практике или отношению, основанному на желании приносить пользу другим.
Альтруисты стремятся сделать мир лучше, чем они его себе представляли [4] [58] [59] [60]. Это может происходить по-разному. В небольших масштабах человек может стараться быть добрее к людям из своего ближайшего социального окружения. Это может включать в себя усилия по осознанию их проблем и попытке помочь им, прямо или косвенно [4]. Но альтруистическое отношение может также выражаться в менее личной форме по отношению к незнакомым людям, например, путём пожертвования денег благотворительным организациям. Эффективный альтруизм — это пример современного движения, пропагандирующего альтруизм и дающего конкретные советы о том, как жить альтруистично [61] [62] [63].
Утверждалось, что альтруизм может быть мощным источником смысла в жизни человека [4]. Это также отражается в том факте, что альтруисты, как правило, наслаждаются более высоким уровнем благополучия , а также улучшенным физическим и психическим здоровьем [59] [64] [60]. Посвящение себя какому-либо делу может выступать в качестве тесно связанного источника смысла [4]. Во многих случаях эти два фактора накладываются друг на друга, если альтруизм является основной мотивацией. Но это не всегда так, поскольку увлечение каким-либо делом может быть явно не связано с желанием приносить пользу другим. Она состоит в том, чтобы полностью посвятить себя созданию чего-то большего, чем ты сам [4].
Таким образом можно проследить широкий набор причин, начиная от религиозных целей, политических движений или социальных институтов и заканчивая научными или философскими начинаниями. Такие причины придают смысл жизни человека в той мере, в какой он участвует в значимости этого дела, работая над ним и осознавая его [4] [5]. Творчество относится к деятельности по созданию чего-то нового и захватывающего. Оно может выступать в качестве источника смысла, даже если не очевидно, что творение служит определённой цели [4] [65]. Этот аспект особенно актуален в области искусства , где иногда утверждается, что произведение искусства не нуждается во внешнем обосновании, поскольку оно является « своим собственным оправданием тому, что я есть » [4] [66] [67]. Утверждалось, что для многих великих художников причиной их творческих усилий было более острое видение экзистенциальной дилеммы человеческого существования.
Эти усилия, в свою очередь, могли послужить им формой терапии [4] [65]. Но творчество не ограничивается искусством. Его можно найти и практиковать во многих различных областях, как в больших, так и в малых масштабах, например, в науке, кулинарии, садоводстве, писательстве, обычной работе или романтических отношениях [4] [65]. Гедонистический подход также может стать источником смысла. Она основана на идее о том, что жизнь, которой наслаждаются в полной мере, имеет смысл, даже если в ней отсутствует какая-либо высшая всеобъемлющая цель [4] [68] [69]. С этой точки зрения важно, что гедонизм не понимается в вульгарном смысле, то есть как стремление к чувственным удовольствиям , характеризующееся пренебрежение долгосрочными последствиями.
Хотя такой образ жизни может приносить удовлетворение в определённых отношениях, в академической литературе чаще рекомендуется более утончённая форма гедонизма, которая включает в себя другие виды удовольствий и учитывает их долгосрочные последствия [68] [69]. Это более широкое понятие также включает в себя более тонкие удовольствия, такие как созерцание произведений изобразительного искусства или участие в стимулирующей интеллектуальной беседе [68] [69]. Таким образом, жизнь может иметь смысл для индивида, если она рассматривается как дар, вызывающий чувство удивления перед её чудом и всеобщую признательность за него [4]. Согласно перспективе самоактуализации , каждый человек несёт в себе потенциал того, кем он может стать [4] [70] [71]. Таким образом, цель жизни состоит в том, чтобы развивать себя, чтобы реализовать этот потенциал, и успешное выполнение этого повышает благосостояние индивида и чувство значимости [70] [71]. В этом смысле, точно так же, как жёлудь обладает потенциалом превратиться в дуб, так и младенец обладает потенциалом стать полностью реализовавшимся взрослым с различными добродетелями и навыками, основанными на его врождённых талантах [4].
Процесс самоактуализации иногда понимается в терминах иерархии: определённые низшие потенциалы должны быть реализованы до того, как станет возможной актуализация высших потенциалов [4] [72]. Большинство упомянутых до сих пор подходов имеют чёткие практические последствия в том смысле, что они влияют на то, как индивид взаимодействует с окружающим миром. С другой стороны, подход, основанный на отношении, выявляет различные источники смысла, основанные только на правильном отношении к жизни. Это касается конкретно негативных ситуаций, в которых человек сталкивается с судьбой, которую он не может изменить [4] [25]. В экзистенциальных кризисах это часто выражается в чувстве беспомощности [5]. Идея заключается в том, что в таких ситуациях человек всё ещё может найти смысл, основанный на добродетельном или достойном восхищения отношении к своим страданиям, например, оставаясь мужественным [4] [25].
Доступность определённого источника смысла зависит от человека. Это также может зависеть от стадии жизни, на которой человек находится, подобно тому, как разные стадии часто ассоциируются с различными типами экзистенциальных кризисов [4] [2]. Утверждалось, например, что забота о себе и собственном благополучии, проявляющаяся в самоактуализации и гедонизме, как правило, больше ассоциируется с более ранними этапами жизни. С другой стороны, забота о других или мире в целом, присущая альтруизму и преданности делу, с большей вероятностью проявляется на более поздних этапах жизни, например, когда старшее поколение стремится передать свои знания и улучшить жизнь молодого поколения [4]. Последствия, клинические проявления и измерение[ править править код ] Переживание экзистенциального кризиса связано с целым рядом последствий, как для пострадавшего человека, так и для его социального окружения. На личном уровне непосредственные последствия обычно негативны, поскольку переживание экзистенциального кризиса связано со стрессом, тревогой и формированием плохих отношений [2] [5] [6] [18].
Это может привести к депрессии, если экзистенциальные кризисы не будут разрешены. На социальном уровне они приводят к высокому уровню разводов и увеличению числа людей, неспособных внести значительный позитивный вклад в общество, например, из-за отсутствия мотивации, вызванной депрессией [2]. Но при правильном разрешении они также могут иметь положительный эффект, подталкивая пострадавших к решению основной проблемы. Таким образом, люди могут найти новые источники смысла, развиться как личность и тем самым улучшить свой образ жизни [3] [22]. Например, во время кризиса второкурсника это может произойти благодаря заблаговременному планированию и, таким образом, более осознанному выбору того, как вести свою жизнь [2] [43] [44]. Осознание симптомов и последствий экзистенциальных кризисов на личностном уровне важно для психотерапевтов , чтобы они могли поставить точный диагноз.
Но это не всегда легко, поскольку симптомы обычно отличаются у разных людей [4]. В этом смысле отсутствие смысла, лежащее в основе экзистенциальных кризисов, может выражаться несколькими различными способами. Для некоторых это может привести к тому, что они станут чрезмерно предприимчивыми и ревностными [4]. В своей попытке освободиться от бессмысленности они отчаянно стремятся без разбора посвятить себя какому-либо делу. Они могут делать это, не особо заботясь о конкретном содержании дела или о своей личной безопасности [4]. Утверждалось, что такой тип поведения присутствует у некоторых закоренелых активистов.
Это можно понимать как форму защитного механизма, при котором индивид фанатично вовлекается в деятельность в ответ на глубокое чувство бесцельности [4]. Это также может проявляться сходным, но менее драматичным образом в виде компульсивной активности. Это может принимать различные формы, такие как трудоголизм или навязчивая погоня за престижем или материальными приобретениями [73] [4]. Это иногда называют ложным центрированием или недостоверностью , поскольку деятельность проводится скорее для отвлечения внимания и в меньшей степени потому, что она сама по себе приносит удовлетворение персоне [4] [74] [75]. Это может обеспечить временное облегчение, помогая человеку истощить свою энергию и таким образом отвлечь его от угрозы бессмысленности [4]. Другой ответ заключается в открытом провозглашении нигилизма , характеризующегося всепроникающей тенденцией дискредитировать деятельность, которая, по мнению других, имеет смысл [4] [53] [76] [54].
Такой человек может, например, сразу же отвергнуть альтруизм как неискреннюю форму эгоизма или рассматривать всех лидеров как мотивированных жаждой власти, а не вдохновлённых грандиозным видением [4]. При некоторых более экстремальных формах кризиса поведение индивида может проявляться в тяжёлых формах бесцельности и апатии, часто сопровождающихся депрессией [4] [77] [78]. Неспособность найти веские причины для того, чтобы приложить усилия, такой человек остаётся неактивным в течение длительных периодов времени, например, весь день остаётся в постели. Если они совершают какое-то поведение, они могут делать это без разбора, не особо заботясь о том, что они делают [4]. Косвенные факторы, определяющие серьёзность экзистенциального кризиса, включают удовлетворённость работой и качество взаимоотношений человека. Например, физическое насилие или постоянные ссоры в отношениях могут быть истолкованы как внешние признаки серьёзного экзистенциального кризиса [2].
Различные эмпирические исследования показали, что отсутствие чувства смысла в жизни связано с психопатологией [4] [79]. С другой стороны, позитивное восприятие смысла жизни ассоциируется с глубоко укоренившимися религиозными убеждениями, наличием чёткой жизненной цели и посвящением себя какому-либо делу [4] [5]. Измерение[ править править код ] Были высказаны различные предложения относительно того, как «измерить», есть ли у кого-то экзистенциальный кризис, в какой степени он присутствует и какой подход к его разрешению может быть многообещающим [4]. Эти методы могут помочь терапевтам и консультантам понять, переживает ли их клиент экзистенциальный кризис, и если да, то насколько серьёзен его кризис. Но они также могут быть использованы теоретиками для того, чтобы определить, как экзистенциальные кризисы коррелируют с другими явлениями, такими как депрессия, гендер или бедность [4]. Один из способов оценить это — с помощью анкет, посвящённых таким темам, как смысл жизни, таких как тест «Цель в жизни» и «Индекс отношения к жизни» [4] [80].
Тест «Цель в жизни» широко используется и состоит из 20 пунктов, оцениваемых по семибалльной шкале, таких как «В жизни у меня: 1 нет целей или стремлений вообще… 7 очень четкие цели» или «Что касается смерти, я 1 не готов и напуган… 7 подготовленный и бесстрашный» [80] [4]. Разрешение проблемы[ править править код ] Поскольку экзистенциальные кризисы могут оказывать пагубное воздействие на людей, важно найти способы их разрешения [3] [6]. Были предложены различные формы разрешения [2]. Правильный подход часто зависит от типа пережитого кризиса. Многие подходы подчёркивают важность развития новой стадии интеллектуального функционирования для разрешения внутреннего конфликта. Но другие больше фокусируются на внешних изменениях.
Например, кризисы, связанные с сексуальной идентичностью человека и его уровнем независимости, могут быть разрешены путём поиска партнёра, соответствующего его характеру и предпочтениям. Положительными показателями успеха в браке являются наличие схожих интересов, участие в общих мероприятиях и одинаковый уровень образования [2]. К кризисам, связанным с профессиональным путём человека, также можно подойти более внешне, выбрав правильный тип карьеры. В этом отношении важными факторами являются соответствие карьеры как интересам, так и навыкам человека, чтобы избежать работы, которая не приносит удовлетворения, не требует вовлечённости или является непосильной [2]. Но более распространённый подход направлен на изменение интеллектуального функционирования человека и его внутреннего настроя. Экзистенциальные психотерапевты , например, обычно пытаются разрешить экзистенциальные кризисы, помогая пациенту заново обрести смысл своей жизни.
Иногда это принимает форму поиска духовной или религиозной цели в жизни, такой как посвящение себя идеалу или открытие Бога [3] [5]. Другие подходы меньше фокусируются на идее открытия смысла и больше на идее создания смысла. Это основано на идее, что значение — это не что-то независимое от внешней персоны, а нечто такое, что необходимо создавать и поддерживать [4].
Политические события последних нескольких лет с особенной отчетливостью показывают незащищенность и экзистенциальную растерянность современного цивилизованного социума перед организованным глобальным терроризмом. Кроме терроризма, угрозу экзистенции несет отчужденный труд. Со времен К. Маркса активно развивается мысль о том, что ценностное «отчуждение результатов труда» приводит к деградации и «размыванию» подлинно человеческой сущности. Отчуждение, согласно Марксу, возникает, когда сам труд уже не принадлежит субъекту, так как последнему не принадлежат условия труда. Результаты деятельности превращаются в самостоятельную, господствующую над человеком силу, что приводит к превращению человека из активного субъекта в объект общественного процесса, к «утрате» человеком самого себя. То, что присуще животному, становится уделом человека, а человеческое превращается в то, что присуще животному» [9, с.
Таким образом, бытие современного цивилизованного человека предстает «неподлинным бытием», в экзистенциальном смысле. Человек «общества массового потребления» живет только витальными потребностями, теряет глубинные, подлинно онтологические связи с миром. Жизнь его интенционально перестает быть подлинной. Конкретно в нашей стране ситуация еще более сложная. Экзистенциальную безопасность человека, кроме общемировых процессов, также «расшатывают» и тенденции, происходящие в последние десятилетия внутри российского социума. Например, в постсоветские годы фиксируется неуклонное возрастание эсхатологических настроений в российской культуре, в том числе из-за отсутствия какой-либо выстроенной идеологической концепции развития нашей страны. Настораживает, что сегодня в российском культурном пространстве активно действуют различные религиозные секты эсхатологической направленности, многие из которых оказывают деструктивное влияние на психику верующих и вступают своими действиями в противоречие с господствующими в обществе нормами и ценностями, в том числе и правовыми. Есть и такие секты, которые, готовясь к приходу «последних времен», не ищут «живого спасения», а заранее стремятся облечься в «одежду смерти», в скорбь «умруны», «исто-щенцы», «стекловидцы», «ковчежники», «пусто-верцы» и др. Среди них выделяется секта «удаленцев», провозглашающая атеизм «знаком последних времен». Большая опасность подобных эсхатологических деструктивных сект заключается в том, что они стремятся завлечь в свои ряды как можно больше молодежи.
По утверждению религиоведов, в различные культовые новообразования уже вовлечены более пяти миллионов человек, 70 процентов из которых - молодежь. Происходит планомерное проникновение нетрадиционных религиозных организаций сект в культурную сферу, в «поле» образования и воспитания. Квазикультовые организации преимущественно сайентологи и мунниты получают доступ в школы, колледжи, вузы и внешкольные учреждения. Избегать таких негативных последствий экзистенциальных угроз возможно в том случае, когда целью и мотивом деятельности человека в самых критических условиях будет оставаться стремле- ние к подлинному бытию. Когда «... И здесь одну из самых значимых ролей «играет» философия, которая призвана формировать не «костное», а критическое и плюралистическое мировоззрение человека, с однозначно гуманистической направленностью. Литература 1. Акулова, И. Акулова, М.
С помощью нее например можно поменять лицо Шварценеггера в фильме «Терминатор» на лицо Мерлин Монро. И, конечно же, не все подделки так невинны, с помощью данной технологии можно создать фейковые заявления политиков, несуществующие интервью террористов и многое другое. Учитывая все это, Гуттериш предложил идею создания международного агентства, занимающегося искусственным интеллектом, по аналогии с Международным агентством по атомной энергии, поскольку «новая технология развивается с огромной скоростью, а вместе с этим и связанные с ней угрозы».
Existential safety as an opportunity to be oneself in situations of human emergences is key in modern society. The article reviews ontologic bases of safety, bases of mankind existence as the limit value of life. It covers such aspects as terrorism issues, "aloof work", extremism, growth of eschatological moods as threats of mankind existence. It concludes that the formed philosophical outlook promotes overcoming of crisis consciousness. Authors use axiological and culturological approaches, the content analysis of the works of postmodern philosophy, showing the problem of survival of mankind in the conditions of threat globalization. Носова» e-mail: marinka. Современное общество переживает непростой этап социального развития, что неизбежно сказывается на системе «человек-мир». Экзистенциальная безопасность как возможность оставаться самим собой в ситуациях риска является ключевой в современном обществе. В работе анализируются онтологические основы безопасности, основы существования человечества как предельной ценности бытия. Затрагиваются проблемы терроризма, «отчужденного труда», экстремизма, роста эсхатологических настроений как угроз экзистенции человека. Делается вывод о том, что сформированное философское мировоззрение способствует преодолению кризисного сознания. Авторы используют аксиологический и культурологический подходы, контент-анализ работ философии постмодерна, показывающих проблему выживания человечества в условиях глобализации угроз. Ключевые слова: человек, сущность, существование, подлинное и неподлинное бытие, экзистенциальная безопасность, терроризм, экстремизм, религия, эсхатология. Главной характеристикой экзистенции является интенция. Человек самостоятельно выбирает - кем быть, как быть и какие средства использовать для своего существования в мире. Исключительность человеческого существования заключается в том, что оно предшествует любому его смыслу. Не обладая врожденной «натурой» человек вынужден «создавать» себя сам, «наполнять» свою личность естественно уже в сознательном возрасте. При этом, выделяя «подлинное» и «неподлинное» существование, экзистенциалисты, призывают человека к обретению «подлинного» бытия, что становится возможным благодаря самопознанию, рефлексии и расширению границ индивидуального «Я». Экзистенция человека «разворачивается» в общении с миром. Как утверждал К. Ясперс: «Человек всегда больше того, что он знает о себе» [13]. Каждый хотел бы открыть свое «Я», свои скрытые возможности, потому что от этого зависит свобода и выбор. Проблема заключается в том, что часто человек сам себе не доверяет, он зависит от мнения окружающих, ждет оценок со стороны других, вместо того, чтобы взять на себя ответственность за собственное «подлинное» существование, за разрешение экзистенциальных вопросов. Требуется немалое мужество, чтобы открыть свою «сердцевину». Это серьезное испытание «встречи с самим собой» выдерживает не каждый. Такого рода попадание на границы собственного существования в экзистенциальной философии принято называть «пограничной ситуацией».
Экзистенциональная угроза
И поэтому ведущие учёные, технологи, философы, специалисты по этике и гуманитарии со всех континентов обязаны собраться, чтобы достичь широкого соглашения о таких правилах управления ИИ, которые получат поддержку на локальном, национальном и глобальном уровнях. Искусственный интеллект может улучшить жизнь миллионов или привести мир к к... Уже существует множество инициатив, касающихся управления разработками и применением ИИ. Новое Пагуошское движение должно сосредоточить основное внимание на налаживании связей между ключевыми действующими лицами, на согласовании необходимых мер и на обеспечении их широкого внедрения. Для этой работы будут крайне важны институты. Но какого рода институты?
И насколько реалистично их создать или наделить полномочиями, чтобы быстро отреагировать на вызов ИИ? Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерреш призывает к «сетевому мультилатерализму», в котором ООН, «международные финансовые учреждения, региональные организации, торговые блоки и так далее» включая множество неправительственных организаций будут «теснее и эффективней работать вместе».
В исследовании состояния климата были рассмотрены последние данные о 35 планетарных «жизненно важных признаках». По словам ученых, 20 из них в этом году достигли рекордных значений. Служба климатического мониторинга «Коперник» Евросоюза заявила, что три летних месяца были самым жарким периодом за всю историю наблюдений и, вероятно, самым жарким примерно за 120 тыс.
В докладе говорится, что в 2023 году многие климатические рекорды были побиты с «огромным отрывом», особенно температуры в океанах, которые поглотили почти все избыточное тепло, вызванное антропогенным выбросами углерода. Согласно исследованию, потенциально серьезные последствия включают угрозу морской жизни и коралловым рифам , а также увеличение интенсивности крупных тропических штормов.
Скачать презентацию: Медиа-кит При перепечатке или цитировании материалов сайта Sila-rf. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации ".
Из-за конфликта между свободой и ответственностью. Мы хотим жить свободно и выбирать то, что нам нравится. Но этот выбор влечет за собой определенные последствия. И часто мы на самом деле не можем делать только то, что нам захочется, потому что у нас есть обязательства и ответственность перед другими людьми.
Когда очень хочется уехать в путешествие на несколько месяцев, но дома семья, а на работе важные проекты, может возникнуть чувство неудовлетворенности собственной жизнью. Из этой неудовлетворенности возникают вопросы о смысле жизни, на которые нужно найти какой-то ответ.
ИИ назван «экзистенциальным риском». Когда ожидать восстания машин
Россия является «экзистенциальной угрозой» для Европы, европейским странам необходимо «предоставить Украине все средства для самозащиты», заявила глава ЕК, передает ТАСС. Свежие новости России и мира. Home» Наука» Названа «экзистенциальная угроза» искусственного интеллекта для миллионов людей. Международная группа ученых-климатологов заявила, что изменение климата теперь представляет «экзистенциальную угрозу» для жизни на Земле. потенциальная угроза самому существованию, еяно. Из чего следует, что если срочно не остановить разработки в области создания AGI, то экзистенциальная катастрофа станет не просто возможна, но и вероятна.
Жизнь проходит мимо: как справиться с экзистенциальным кризисом
Китай представляет для США угрозу экономического уровня, что безусловно, угрожает господству США, как центра принятия решений и первичного бенефициара капитала и технологий. Что такое экзистенциальный кризис, или почему не все любят выходные Варламова Дарья «Теории и практики» продолжают объяснять смысл часто употребляемых. потенциальная угроза самому существованию, еяно. Видео: Что такое экзистенциальная психология | Кратко о философии экзистенциализма 2024, Апрель. Экзистенциальной угрозой называют угрозу существования кого-либо или чего-либо. За пределами психологии и психотерапии термин «экзистенциальный кризис» иногда используется для обозначения того, что существование чего-то находится под угрозой.
Глава ЕК назвала Россию «экзистенциальной угрозой» для Европы
Таким индивидам присуща тревога о собственном социальном статусе, беспокойство о социальной идентичности. Мучаются данной разновидностью одиночества чаще субъекты, нуждающиеся в общественно значимой вовлечённости. Это старики, подростки, малообеспеченные особы, эксцентричные люди, женщины. Именно вследствие опасения социального одиночества люди активно входят в коллектив, включаются в общественную деятельность. Еще одна вариация социального одиночества зарождается, когда человеческого субъекта воспринимают лишь в качестве роли. С описанным выше видом одиночества рядом обычно идет межличностное. Однако обусловлено оно отвержением или неприятием именно конкретным человеком. Индивиды, испытывающие все перечисленные разновидности одиночества, страдают личностным расстройством — аномией.
Аномичный индивид характеризуется неприятием собственной персоны и окружения либо же тяготением к произведению действий под контролем извне, списанием ответственности за жизненный путь на судьбу. Аномичному индивиду часто кажется, будто он существует без ориентиров в свободном пустом пространстве. От подобного существования люди устают. Вследствие этого бытие теряет ценность, нередки суицидальные попытки. Такие индивиды бороться самостоятельно с мучительными переживаниями одиночества неспособны. Экзистенциальный страх Зачастую страхи экзистенциального характера считаются отдельной разновидностью страхов, не обусловленных определенным жизненным событием, а больше связанных с внутренней сутью человеческого субъекта. Вследствие чего экзистенциальные страхи имеют ряд специфик и присущи всем людям, но таятся в глубине подсознания и оттого, часто не осознаются человеком.
По причине глубины и неопределенности содержания, страхи экзистенциального характера полному излечению почти не поддаются. Эти страхи можно лишь минимизировать. Описываемые страхи подразделяются на: — боязнь старости, смерти, иными словами страх перед неизвестностью будущего; — пространственные страхи, могут принимать разнообразные формы: боязнь замкнутого или открытого пространства, темноты, глубины; — непонимание себя и страх перед собственной личностью, боязнь своих мыслей, сумасшествия, проявления личностных черт, возможных поступков, опасение утрать контроль над собственной персоной; — боязнь жизни, проявляется в опасении непознаваемости жизни: боязнь необъяснимого, таинственного, загадочного, бессмысленности бытия. Отдельные авторы выделяют еще одну группу страхов экзистенциального характера — опасение порядка и боязнь его отсутствия. Данная вариация страхов может выражаться навязчивостью стремления установить навсегда определенный уклад, жизненный строй. При этом такие субъекты опасаются новизны: смены работы, места обитания, завязывания отношений и беспорядка. Описываемая разновидность людей обычно находит себя в сфере, где важен четкий распорядок, уклад, пунктуальность.
Либо напротив, обнаруживается в стремлении разрушить предопределенность бытия, стереотипность поведения, что ведет к зарождению страха из-за надобности следовать четко установленному порядку чаще такие индивиды находят себя в творчестве. Однако, описываемые страхи неразрывно связаны с боязнью пространства, оттого их чаще и не выделяют в отдельную подгруппу. Экзистенциальная вина Данное явление является неминуемой спутницей человеческого естества. За рождением неотвратимо следует кончина. Основой людского существования является убийство. Поскольку ради выживания люди истребляют животный мир. Исключения не составляют даже вегетарианцы, так как они убивают растения.
Очень часто именно там люди находят самые искренние ценности, мечты и цели. Кстати, на тему того, в чем смысл жизни и как его найти , на блоге iklife. Очень рекомендую прочесть. Определите свою зону ответственности Есть вещи, которые мы в силах изменить, а есть такие, на которые мы повлиять не можем, как бы ни хотели и ни старались. Учитесь отделять одно от другого и сосредоточьте свое внимание на том, что входит в зону вашей ответственности. По поводу всего остального есть только два варианта: либо продолжать печалиться и сопротивляться, либо принять должное и действовать в границах своих возможностей. Когда мы фокусируемся на решаемых задачах, это помогает нам снизить чувство дискомфорта, растерянности и бессилия, вселяет уверенность и создает почву под ногами. Не бегите от грустных мыслей При осознании конечности жизни люди ведут себя по-разному.
Кто-то впадает в глубокий экзистенциальный кризис и депрессию, теряя смыслы и цели, а кто-то принимает неизбежность и начинает ценить каждый момент, проживать свою жизнь прямо здесь и сейчас. Если мы делаем вид, что смерти нет, мы склонны постоянно откладывать свою жизнь на потом. Не нужно бежать от мыслей о смерти. Быть может, она нам и дана для того, чтобы мы успевали жить, не откладывая по-настоящему важное и ценное для нас. Обратитесь за поддержкой В кризисные моменты нередко хочется закрыться в скорлупу, спрятавшись ото всех и от всего. Однако не стоит забывать о своей социальной природе, ведь нередко именно такая обособленность может привести к экзистенциальному кризису или усугубить его. Если вы чувствуете, что находитесь в эмоционально трудной ситуации, не стесняйтесь обратиться за помощью. Поговорите с близкими, попросите друзей поддержать вас.
Может быть, кто-то из вашего окружения уже проходил нечто подобное и может подсказать вам ценные советы, которые помогут почувствовать себя легче. Бывает так, что поговорить с кем-то родным по духу нет возможности. В таком случае всегда можно обратиться к специалисту, работающему с ментальным здоровьем. Психолог не только внимательно выслушает и поддержит, но и подсветит возможные тропинки, которые способны вывести из кризисного тоннеля. Заключение Экзистенциальный кризис — явление далеко не редкое. Он способен настигать не только людей зрелого возраста, но и молодежь. Важно понимать, что вы никогда не одиноки в своем состоянии. Жизнь без проблем и сложностей просто невозможна.
Именно в кризисах мы неизменно вынуждены расти, получая возможность переосмыслить фундаментальные вопросы, выйти из своего узкого и спокойного мирка, в котором находились большую часть жизни, и обрести новые смыслы. В экзистенциальном кризисе есть много пользы. Например, столкнувшись с темой смерти, мы начинаем больше ценить настоящее; осознав свободу, учимся делать более осознанные выборы; встретившись с одиночеством, получаем возможность лучше понять самого себя, сделать нужные выводы и повернуть русло жизни в более верную для нас сторону. С вами была Ксения Молоканова. Желаю успешных поисков и обретения смыслов. Обсудить 1 коммент. Рубрика: Саморазвитие Ксения Молоканова С 2013 года начала осваивать удаленную работу. В 2017-ом полностью перешла во фриланс, решив, что хочу взять свое время и жизнь под личный контроль.
Ценю хорошую литературу. Занимаюсь йогой, практикую медитации.
Он также заявил о необходимости срочных действий.
Он означает, что ни одно государство не вправе укреплять свою безопасность за счет безопасности других», — отметил посол. Дипломат добавил, что указанные им цели легко выполнить при наличии политической воли. В реализации этих планов поможет выработка серьезных долгосрочных правовых гарантий безопасности.
Рассмотрим, какими бывают подобные кризисы. Кризис смертности Уже по названию понятно, что данный тип сопровождается страхом смерти и неприятными мыслями, связанными с этой темой. Такое состояние может появляться в разных случаях. Например, когда человек узнает о собственном тяжелом заболевании, переживает кончину родственника, перешагивает определенный возрастной порог, который дает понимание, что большая часть жизни уже прожита.
Кризис свободы и ответственности Он наступает тогда, когда человек перестает обвинять в своих бедах родителей, соседей, начальство, правительство и внезапно осознает свою ответственность за все то, что с ним происходит. Ответственность очень пугает и вызывает чувство бессилия из-за неопределенности будущего. Впадая в кризис, такой человек вообще перестает принимать какие-либо решения, боясь перемен, ответственность за которые будет лежать только на его плечах. Кроме того, нередко случается конфликт свободы и ответственности.
Когда человеку хочется жить определенным образом, но этому препятствуют обязательства. Например, есть желание отправиться в путешествие на несколько месяцев, но дома семья и важные деловые проекты. Кризис изоляции Каким бы необщительным и закрытым ни был человек, как бы ему ни нравилось проводить время наедине с собой, ему все равно обязательно нужно живое общение. Люди — существа социальные, мы не можем долго находиться в изоляции.
Именно поэтому сильнее всего бьет по нашей психике вынужденное одиночество. Например, заключение в тюрьме, пандемия и даже фриланс, если человек проживает один, работает исключительно из дома и редко выбирается куда-либо. Длительная разобщенность с людьми способна приводить к чувству одиночества и бессмысленности жизни. Кризис эмоций Многим кажется, что если не проживать и блокировать болезненные эмоции, то станет проще жить и никаких последствий от этого не будет.
Однако подавление гнева, злости, горечи, обиды, раздражения и других негативных эмоций неизменно накладывает отпечаток не только на психике, но и в теле человека. Отсюда появляется хронический стресс, зажимы в мышцах и другие проблемы. А где плохое самочувствие, там и до кризисов рукой подать. Как преодолеть экзистенциальный кризис Подъемы и спады — абсолютно естественные части жизни каждого человека.
Оказавшись на дне, у нас есть только два выхода: либо оттолкнуться и выйти на новый уровень, либо продолжать сидеть на дне и страдать. Если вы выбираете первый вариант, предлагаю ознакомиться со следующими рекомендациями психологов. Но так не бывает. Всегда есть вещи, иметь дело с которыми неприятно, но важно.
Как отмечал Франкл, зачастую познать смысл жизни мешает удовлетворение потребностей в быстром удовольствии. Признайтесь, что вы сейчас в кризисе, и разрешите себе в этот период быть подавленным и потерянным. Скажите себе, что это нормально. Проявите к своему состоянию внимание и сочувствие.
Проведите ревизию смыслов и целей Если вы чувствуете, что потеряли смысл, попробуйте разобраться, что не так с вашими целями, ценностями и желаниями. Может быть, вы всю жизнь шли не туда, куда хотели, делали то, что говорили другие, думали так, как учил кто-то посторонний. Смысл жизни у всех разный. В этом не может быть единого ориентира.
Будьте честными с собой. Порефлексируйте на тему того, что вы на самом деле хотите.
Экзистенциальная угроза - это... Простыми словами
Видео: Что такое экзистенциальная психология | Кратко о философии экзистенциализма 2024, Апрель. «Единственная экзистенциальная угроза, с которой встречается человечество, даже страшнее ядерной войны, — глобальное потепление», — заявил он. «Единственная экзистенциальная угроза, с которой встречается человечество, даже страшнее ядерной войны, глобальное потепление на 1,5 градусов в след 20.
Черные дыры и гамма-радиация: 7 экзистенциальных угроз жизни на Земле
Такая тревога человека делает пассивным, подавляет способность осознавания, вызывает психосоматические симптомы и болезненные психические состояния. Практически невозможно выделить четкие критерии разделения нормальной и невротической тревоги. Условная граница может быть проведена лишь в душевном пространстве конкретного человека, с учетом его эмоциональной реактивности, общего уровня тревожности, особенностей стратегий реагирования и т. Спасение от тревоги Есть два основных способа ухода от экзистенциальной тревоги, порожденной базовой уязвимостью человеческого положения. Первый состоит в полном отказе от жизни пораженчество.
Реализован он может быть путем суицида, или путем поэтапного ухода от бытия. Когда люди понимают, насколько велики усилия и риск, которым подвергает себя человек, активно живущий, они считают, что это не та жизнь, ради которой стоит напрягаться. Как правило, такое случается, если у них нет особой надежды на выигрыш, который можно приобрести за счет этих усилий и риска. Поэтапный отказ от жизни и уход от нее может привести к наркотической зависимости, алкоголизму и другим формам ухода.
В конечном счете, эти стратегии ведут к изоляции и растворению. Идущие по этой дороге обычно заканчивают полным погружением в пучину отчаяния, которое приносит сумасшествие и жизненный крах. Они притворяются, будто такое Движение и есть жизнь, что эта жизнь и их сделала такими, каковы они есть, и что в этом ничего нельзя изменить. Когда нет мнения, нет и тревоги» - пишет Э.
Мадди называет такой не-выбор выбором прошлого, выбором сохранения статус кво — это выбор ухода от осознания, выбор попытки законсервироваться, которая все равно не может привести, в конечном счете, к успеху. Бессмысленное, неосознаваемое погружение в бытие может лишь ненадолго заглушить тревогу. Если же жить так, будто ты представляешь собой некий объект, прочный и с предрешенной судьбой, то появление экзистенциальной тревоги может быть лишь отложено до тех пор, пока эта псевдоопределенность не докажет свою ложность на деле. В статье «О значении страха смерти для развития личности» С.
Мадди отмечает, что в жизни, помимо реальных ситуаций смерти, нам приходится сталкиваться со многими «малыми смертями». Смертью в каком-то смысле являются все те случаи, когда что-то прекращает свое существование внезапно и нежелательно для нас, когда внезапно прекращаются какие-то значимые отношения, когда неожиданно прекращаются какие-то события, дела, не обязательно связанные с гибелью человека. Самый типичный пример — несчастливая любовь, разрыв отношений. Это переживание оказывается во многом подобно переживанию смерти.
Именно в таких «малых смертях», говорит С. Мадди, прежде всего, отрабатывается отношение человека вообще к жизни в целом, его жизненная философия. Экзистенциальная вина часто переживается теми людьми, которые чувствуют, что прячутся от экзистенциальной тревоги бытия, делая что-то, что дает им временную передышку, но остается при этом, как они чувствуют, сущностно ложным. Это может проявляться в виде скуки, когда не сделано ничего плохого, но и ничего хорошего для того, чтобы достойно встретить вызовы жизни.
Такой тип ухода от бытия ведет к интенсивному переживанию бессмысленности. Второй способ избежать тревоги состоит в таком восприятии жизни, как будто выбора не было и вовсе фатализм. Экзистенциальная тревога рождается из осознания человеческой способности активно участвовать в бытии. Выбор и ответственность - глубочайшие корни всякой тревоги.
Таким образом, избежать тревоги можно, если начнешь считать, что ни выбора, ни ответственности нет в принципе. Это - путь самообмана, или маловерия. Люди могут жить так, будто их жизни полностью предопределены, и исключить, таким образом, свою ответственность конформизм. Они воображают, что они в безопасности, потому что они - Ивановы, и удачно устроились с местом жительства и семьей, или потому, что они - водители такси, или почтальоны, или личные помощники, или зубные доктора.
Их жизни организованы вокруг множества привычек и стандартных моделей, которые они как раз и считают самой жизнью. И хотя они жаждут почувствовать вкус свободы, их жизнь будет поставлена под угрозу одной лишь мыслью о том, чтобы отказаться от этой размеренности «с девяти до шести» и выйти раз навсегда из накатанной колеи.
Вы чувствуете себя совершенно отличным от других Некоторые люди не страдают экзистенциальным мышлением и могут легко жить своей жизнью. Независимо от того, через что они проходят, они могут легко сосредоточиться на своих задачах. Однако когда вы находитесь в разгаре экзистенциального кризиса, он охватывает всю вашу жизнь. Вы постоянно чувствуете себя по-другому. Вы постоянно размышляете о существовании и необъятности всего. Поскольку это такой тяжелый опыт, вы остаетесь с постоянным чувством пустоты и бессилия. Это становится частью вашей ежедневной эмоциональной окраски. Вы все время чувствуете себя совершенно иначе, чем другие.
Ваши прошлые достижения кажутся бессмысленными Переживание реальной угрозы имеет тенденцию ставить вашу жизнь в довольно суровую перспективу. В великой схеме Вселенной любые большие вещи, которые мы достигаем в нашей жизни, имеют свойство становиться незначительными и маленькими. Однако те, кто переживает экзистенциальный кризис, чувствуют себя еще хуже, потому что видят меньше смысла во всем. Проблема в том, что мы сравниваем наши достижения с величием Вселенной. Как можно конкурировать с чем-то непостижимым? Как Преодолеть Экзистенциальный Кризис? Если вы понимаете, что вас настиг экзистенциальный кризис, как преодолеть его — вторая мысль, которая посещает умного человека. Выход из экзистенциального кризиса осуществляется четырьмя способами: 1. Можно закрыть для себя эту тему, поставить запрет мысли о тщетности существования, изолироваться от тревожных размышлений. Отключить критическое мышление, зафиксировав себя на правилах и убеждениях моральных, религиозных, общественных.
Можно выбрать те, что подходят именно вам. Иногда срабатывает отвлечение. В таком случае люди погружаются в развлечения, путешествуют, фокусируют внимание на разных задачах. Это может быть хобби, азартные игры, экстремальные виды спорта. Творческие люди направляют своё отчаяние и страх в созидательное русло. Преодоление экзистенциального кризиса возможно, когда человек осознаёт, что может управлять своей жизнью. Он уже не хочет делать то, что предписано и решено заранее. Он обретает свободу, к которой стремился готов принять ответственность за неё. Ставя перед собой задачи, опираясь на интуицию, оценивает результаты. Такой кризис означает взросление и созревание личности.
Контролировать свои мысли Заменить негативные мысли позитивными.
Проблема формирования и использования научных знаний на современном этапе развития цивилизации неизбежно выводит на проблематику современных технологических рисков, поиска новых этических регуляторов, научно-технической деятельности, путей преодоления глобальных кризисов, на проблематику устойчивого развития и возможного изменения базисных ценностей технологической цивилизации [10, с. Становится очевидной зависимость направленности результатов исследования от ценностных ориентаций, гуманистических, этических, экологических принципов, исповедуемых ученым. Этичность выступает одной из предпосылок гуманитаризации науки, условием ее гармоничного включения в культуру как предпосылки сохранения человеческой цивилизации.
Изменение парадигмы мышления на основе формирования этики ответственности, по убеждению Г. Йонаса, является условием сохранения целостности человеческого существования [11]. Возрастающая рискогенность современных научно-технологических знаний в сфере ядерной физики, генной инженерии, нанонаук, синтеза информационных и высоких гуманитарных технологий актуализирует проблему выживания человечества. Французский мыслитель Жан Фурастье, в качестве негативных последствий технологического развития выделяет разрушение «тысячелетних гарантий» стабильности и психологического равновесия, проявляющихся в разрыве личностных связей, контактов с живой природой, разрушении размеренного ритма жизни и других исходных жизненных потребностей человека.
Основное условие сохранения устойчивости социума Фурастье усматривает в восстановлении целостности человеческого существования, возможного благодаря развитию культуры. Известные футурологи У. Бек, Е. Ласло, Э.
Тоффлер, Ф. Фукуяма также ставят под сомнение гуманистическую ценность научно-технологического прогресса, превращающего социум в общество риска, наполненное угрозами, открытое для катастроф, неспособное гарантировать экзистенциальную безопасность. Применение высоких технологий без учета возможного негативного влияния на природу и человека создает угрозу утраты ими «иммунной системы защиты» [12, с. Вторжение технологий в фундаментальные первоосновы природы может угрожать человечеству непредвиденными, катастрофическими ответными реакциями природы.
Планетарная жизнь, по мнению исследователей, становится беззащитной перед научно-технологичной активностью цивилизации [13, с. Пробуждение у людей осознания уязвимости природы, ответственности за ее сохранение и последствия своей деятельности, рассматривается как ведущий тренд переформатирования общественного сознания. В таком мышлении мораль, по отношению к истине, выступает как система ценностных критериев, определяющих этические требования и гуманитарные границы применения научных знаний. В качестве единственного возможного пути сохранения человеческой цивилизации выдвигается идея преобразования внутреннего мира человека, его сознания и культуры.
По убеждению В. Наряду с экзистенциальными угрозами экологического и технологического характера в психологическом, интеллектуальном и духовном мире происходят непредсказуемые процессы, связанные с «изменением человеческой субъективности» [15, с. Ведущим фактором рискованной, радикальной трансформации человеческой природы выступает синергетическое взаимодействие нанонаук, генной инженерии, информационных и высоких гуманитарных технологий, предупреждают ученые [16, с. В связи с этим, констатируется появление новой гуманитарной угрозы «деантропологизация человека».
Современный человек не только утратил свою идентификацию, но и умирает как антропологическая данность. Разговор идет, по своей сути, не о преобразовании человеческой природы, а об ее утрате, подчеркивает П. Гуревич [17, с. Постепенное вытеснение человека — «постчеловеком» вследствие интервенции в природу человека высоких «конвергирующих технологий BNIC био-, нано-, инфо- и когнитивных , ведущих к утрате смыслов человеческой жизни, по мнению В.
Лекторского, порождает экзистенциальную угрозу «коллективного самоубийства человечества» [18, с. На наш взгляд, инструментом предотвращения подобных гуманитарных рисков может стать аксиологическая экспертиза новейших технологий на их соответствие общечеловеческим и экзистенциальным ценностям, определяющим общепризнанные смыслы человеческого существования и учитывающие, по мысли К. Апеля, «регулятив выживания». Аксиологическую экспертизу можно рассматривать как составляющую гуманитарной экспертизы, которая должна быть органично вплетенной в любую экспертную деятельность, ориентированную на человека [19, с.
В условиях обострения конфронтации культур и цивилизаций целевым вектором социальной философии становится возможность конституирования принципиально ненасильственных способов человеческого существования. Или, как писал Т. Адорно, пространства, свободного от господства. Повышается актуальность выявления предельных аксиологических оснований человеческого бытия, обуславливающих возможность достижения консенсуса как предпосылки предотвращения гуманитарных катастроф.
Обоснованию этических норм взаимопонимания, достигаемого на принципах рациональности, справедливости и гуманизма, посвящены труды представителей коммуникативной философии К. Апеля, Ю. Хабермаса, Д. Белера, В.
Кульмана, П. Ульриха и др. Учитывая, что в основе стратегии коммуникативного поведения находится «эмансипационный интерес» — стремление человека к освобождению от любого насилия, Ю. Хабермас приходит к выводу, что такой интерес может быть реализованным только посредством становления «подлинной интеракции».
Такая интеракция принципиально возможна как диалогичная, аксиологически симметричная межличностная коммуникация, разворачиваемая посредством дискурса и предполагающая достижение справедливого консенсуса. Апель рассматривает практический дискурс как диалогически равноправную процедуру рационально аргументированной проверки ценностных ориентаций и институциональных форм на соответствие истине как «стратегии выживания рода человеческого» [20, с. Значимость рационально аргументированного дискурса заключается в том, что он позволяет опровергать догматические и идеологические ценностно-нормативные системы и на основе конвенции утверждать универсально значимые этические нормы, в основании которых, в качестве метанормы, лежит «регулятив выживания». Вплетаясь в коммуникативную сеть, «идеальная коммуникативная общность» становится реальной силой, воздействующей на принятие решений и вынуждающая политические институты считаться с собой.
Анализ концепций дает основание утверждать, что одним из источников формирования угроз экзистенциального характера, ведущих человечество к самоуничтожению, является утрата ценностной системы, опирающейся на высшие духовные и моральные абсолюты. Нивелируя высшие ценностно-смысловые основы, человечество непосредственно приблизилось к Рубикону, перейдя который оно способно уничтожить самое себя. Одним из следствий разрушения ценностных основ культуры является утрата устойчивости сознания. Нивелирование духовных ценностей, отражающих жизненные смыслы, провоцирует маргинализацию сознания.
Этот процесс характеризуется разрывом духовных и социокультурных связей с основами собственной культуры как источником духовности. К признакам маргинального сознания относят чувства беззащитности, растерянности, оторванности от своих культурных корней, формирование номадного типа личности. Экзистенциональный риск утраты своей идентичности мыслители относят к признакам глобального информационного общества. По выражению М.
Фуко, — человек исчезает, как лицо нарисованное на прибережном песке. Этот социокультурный феномен означается термином «кризис идентификации», приписываемым Дж. Уарду и понимаемым как разрушение возможности целостного восприятия субъектом себя в качестве аутентичной личности. Вследствие утраты идентичности возникает феномен «массовизации сознания», усиливаемый влиянием глобальных информационных сетей, которые внедряют в сознание стандарты массовой культуры, вытесняя духовно-моральные ценности.
В результате, человеческое бытие постепенно утрачивает свои сущностные антропологичческие качества — духовность, доброту, совестливость, способность к сопереживанию, осмысленность жизни. Таким образом, осмысление массива философских работ позволяет сделать вывод о том, что социокультурными и ментальными предпосылками экзистенциальных угроз является мышление, лишенное высших духовно-моральных и гуманистических ценностей, а так же, деструктивные процессы в сознании и социокультурной сфере, продуцируемые неконтролируемой научно-технологической активностью. Становится очевидным, что решение проблемы экзистенциальной безопасности предполагает изменение парадигмы мышления, в контексте приоритетов, обеспечивающих сохранение человеческого существования в будущем. В таком ключе экзистенциальная безопасность может рассматриваться как форма и способ интеграции знаний об угрозах существованию Цивилизации и организации человеческой активности в соответствии с высшими, вневременными приоритетами и жизненными смыслами существования человечества.
Это, своего рода, метафизическая опора человеческой субъективности на трансцендентные смысловые и ценностные структуры человеческого существования. Обобщая результаты анализа в целом, следует выделить принципиальные особенности концепта экзистенциальной безопасности как системообразующей основы познавательной парадигмы. Во-первых, это обращение к онтологическим основам безопасности — существованию человечества как предельной, рубежной ценности бытия. Во-вторых, это направленность в будущее.
В-третьих, — комплексный, междисциплинарный охват проблемы с выходом на ценностные основы в качестве ключевых регулятивов человеческого мышления, поведения и деятельности. В целом, когнитивная парадигма экзистенциальной безопасности представляет собой совокупность идей, фундаментальных знаний, ценностных установок, методологических подходов, образцов разрешения познавательных задач, в соответствии с которыми выстраивается интегральное знание об источниках угроз человеческому существованию и возможных путях их нейтрализации. Дальнейшее изучение экзистенциальной безопасности, как парадигмы познания и мышления, открывает перспективу разработки гуманитарных методов и социокультурных процедур практического решения проблемы. Библиография 1.
Печчеи А. Человеческие качества; [пер. Захарова, общ.
Закрыты в смысле достигнуты поставленные цели, решены поставленные задачи, даже с избытком, с запасом.
Но потребности-то остались! Это оно. Переносим ситуации с компьютером и ножом на собственную жизнь и имеем пресловутый ЭК. И даже вопросы те же самые: «Зачем это все?
Не стану самозабвенно растекаться мыслью вообще-то белкой по древу, расписывая, какими гениальными рассуждениями я пришел к гениальным же выводам; к тому же, по чести, выводы-то достаточно очевидные. Выходов из ЭК вижу примерно три: 1. Изменение ситуации таким образом, чтобы понадобилось к ней приспосабливаться, то есть добиваться адекватности и адаптивности в новых условиях, образовать новое направление развития. Казалось бы, кто в своем уме станет портить собственную жизнь, меняя ее от комфортной, удобной и приятной к такой, чтобы заново проходить путь к этому комфорту, удобству и приятности?
Ан нет: народ массово сплавляется на плотах и байдарках, карабкается на вершины, на которых заняться вообще нечем, кормит комаров в экстремальных походах, а то и вообще меняет место жительства, переезжая иногда в совсем дикую природу, в отсутствие микроволновки, джакузи и биде, а то и страшно вымолвить: интернета! В некоторых вариациях это называется дауншифтинг, хотя именно только в некоторых, и интенции там несколько иные. Да что далеко ходить, возьмите знаменитую книгу Генри Торо «Жизнь в лесу». Там подробно, вкусно и живописно.
Дело, конечно, не только в том, чтобы создать себе неудобства. В первую очередь это ИНЫЕ обстоятельства, требующие иных, отличных от привычных навыков адекватности. Эмиграция может быть вполне комфортной, но все равно требовать приспособления, врастания в другую реальность, то есть активизации как раз тех механизмов, ненагруженность которых вызывает дискомфорт и дисфорию. Уход в идеальный мир, актуализация одной из пассивных высших потребностей: любопытства — наука, религия, философия, история, пусть даже эзотерика.
В этих направлениях абсолютная адекватность и адаптивность недостижимы, частью за неисчерпаемостью, частью за умозрительностью. Да, все эти предметы в конечном счете находятся у нас в голове. Но, вообще-то и все остальные в конечном счете тоже находятся у нас в голове: в восприятии, ощущениях, переживаниях, размышлениях. Не буду продолжать, а то в два хода — придем к солипсизму.
При этом ограничения умозрительных миров парадоксальным образом тоже находятся у нас в голове, например в размере мысли, которую мы в состоянии удерживать и обдумывать, или в количестве вводных, потребных для производства корректного вывода. Поэтому становятся важны инструменты: построение адекватных моделей, логический и математический аппараты, способы обработки массивов данных... Надо оговориться, что под религией я здесь подразумеваю не ритуальное поклонение высшему сверхъестественному, а, скорее, философскую ее часть. Насильственная актуализация второй пассивной высшей потребности: эстетизма.
Сосредоточение на восприятии прекрасного: музыки, литературы, живописи, фотографии, кинематографа, а хоть бы даже кулинарии, или ее девиаций в виде чайных церемоний, изучения вин и способов их употребления, да мало ли... Это тоже обращение внутрь, совершенствование способностей воспринимать, переживать, анализировать, в том числе анализировать собственные восприятие и переживание. Этот вариант может быть связан с творчеством которое также неисчерпаемо , но может и не быть. Творчество в любом случае нуждается в развитом вкусе, и, прежде чем научиться играть, скажем, блюз, вам придется научиться его слышать, понимать и чувствовать.
В результате выбора одного из этих путей вы не то, чтобы найдете смысл жизни, но сама проблема его поиска волшебным образом станет бессмысленной, жизнь наполнится, поток энергии найдет свой выход. Я предвижу возражения людей, этот смысл нашедших в какой-либо деятельности, но я об этом писал в уже упомянутой статье о самореализации. Понимаете, здесь я говорю о случае, когда результат деятельности УЖЕ достигнут.
Байден назвал «единственную экзистенциальную угрозу» для человечества
Экзистенциальная угроза и риск для здоровья. В экзистенциальном понимании тревога относится к универсальным онтологическим характеристикам человека. Экзистенциальные угрозы формируются сегодня на нескольких фундаментальных основаниях.
Мегаизвержения
- Форма поиска
- Как говорить
- Байден назвал глобальное потепление экзистенциальной угрозой человечеству
- «На краю пропасти. Экзистенциальный риск и будущее человечества»