Чин Башмачкина имел свои особенности и привилегии, которые делали его достаточно привлекательным для царской службы. Уникальная символика — чин Башмачкина имеет свою уникальную символику, которая отображается в форме и расцветке фамилий на мундирах и знаках различия. Через некоторое время Башмачкину удалось скопить нужную сумму, портной Петрович сшил для него шинель. Здесь стоит сказать несколько слов о чине Башмачкина.
Повесть «Шинель»: семантика и структура
В данной статье мы попытаемся более детально разобраться в чине и статусе, принадлежащем Башмачкину. В этом произведении автор жестоко порицает власть, а именно чиновничество на примере истории из жизни Башмачкина. это закономерное и полное уничтожение шинелью Башмачкина - мастера каллиграфии. Мелкий чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин переписывает бумаги в департаменте, с кротостью сносит насмешки коллег, довольствуется малым. «вечная идея» героя, которой он живет. Мир Башмачкина – это бездушный мир чинов и денег, абсурдное пространство.
Хлебные крошки
- Повесть «Шинель»: семантика и структура
- Где служил главный герой повести Шинель? - IT-ликбез
- Шинель образы героев. «Шинель» главные герои
- Шинель: смысл повести Гоголя, краткое содержание, анализ
- Очень краткий пересказ повести «Шинель»
- Роль чиновников в произведении «Шинель» (Н.В. Гоголь)
Какое было отношение к Башмачкину во время службы?
Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого неизвестно. И отец, и дед, и даже шурин и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки.
Акакий Акакиевич маленький человек. Маленький человек в литературе персонажи. Образ маленького человека картинки. Маленький человек в литературе герои. Шинель Гоголь Акакий Акакиевич фильм. Ролан Быков шинель призрак Акакия. Шинель титулярного советника. Норштейн "шинель" иллюстрации.
Акакий Акакиевич служил в департаменте. Разночинец это в литературе. Разночинцы это. Кто такой разночинец. Ролан Быков Акакий Акакиевич. Ролан Быков шинель. Ролан Быков в роли Акакия Акакиевича. Характеристика Башмачкина шинель. Портрет Акакия Акакиевича Башмачкина. Гоголь шинель таблица по Акакию Акакиевичу.
Персонаж Гоголя Акакий. Маленькие образы человечки. Образ маленького человека. Образ маленького человека в литературе. Неелова Акакий Акакиевич. Акакий Акакиевич лит портрет. Акакий Акакиевич профессия. Пафнутий Акакиевич. Анаки анакивич характеристикп. Период капота и период новой шинели.
Акакий Акакиевич Башмачкин образ. Акакий Акакиевич рисунок. Акакий Акакиевич Башмачкин герой. Акакий Акакиевич шинель характеристика. Николай Васильевич Гоголь шинель. Акакий Акакиевич портрет героя. Акакий Акакиевич Башмачкин характер. Норштейн шинель. Акакий Акакиевич шинель рисунок. Башмачкин шинель портрет.
Призрак Акакия Акакиевича.
Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью... Весь этот день он не был в присутствии единственный случай в его жизни... Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько ни переменялось директоров и всяких начальников, его видели всё на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма...
Это задало ему такую работу, что он вспотел совершенно, тер лоб и, наконец, сказал: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь». Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу... Никто не мог сказать, чтобы когда-нибудь видел его на каком-нибудь вечере... Ни один раз в жизни не обратил он внимания на то, что делается и происходит всякий день на улице... Но Акакий Акакиевич если и глядел на что, то видел на всем свои чистые, ровным почерком выписанные строки... Он не замечает, что происходит вокруг: "...
Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса, ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору... Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его... Увидевши смиренный вид Акакия Акакиевича... И что-то странное заключалось в словах и в голосе, с каким они были произнесены. В нем слышалось что-то такое преклоняющее на жалость,.. И Петербург остался без Акакия Акакиевича, как будто бы в нем его и никогда не было...
В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения.
Цитата из книги Цитата из книги «Шинель» Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! Что касается до чина ибо у нас прежде всего нужно объявить чин , то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имеющие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться. Фамилия чиновника была Башмачкин.
Лепажевское ружье и чиновничья шинель
И на самом краю катастрофы. Позволю себе разбить следующий большой абзац на отдельные куски и «ударные» места дать курсивом. Так станет более ясно, как искусно и исподволь Гоголь сгущает темные, зловещие краски. На улице было еще светло, но «скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днем не так веселы, а тем более вечером.
Теперь они сделались еще глуше и уединеннее: фонари стали мелькать реже… Пошли деревянные домы, забор; нигде ни души; сверкал только один снег по улице, да печально чернели с закрытыми ставнями заснувшие низенькие лачужки. Он приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью, с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею. Вдали, бог знает где, мелькал огонек в какой-то будке, которая казалась стоявшею на краю света».
Трудно даже заметить, как обычные городские кварталы гиперболически окутываются роковым мраком. Обыкновенная площадь — страшная пустыня! Противоположная сторона — где-то на краю света!
И даже в обычнейшем выражении «улица перерезывалась площадью» слово «перерезывалась» отдает жутью. Акакий Акакиевич «оглянулся назад и по сторонам: точно море вокруг него». Так мастерски подготовлено появление грабителей.
Появляется новый персонаж, лучше даже сказать, персона, окончательно толкающая к гибели Акакия Акакиевича. Это значительное лицо в тексте повести эти слова всегда даются вразбивку, чтобы одним видом своим дать понять о высоком его сане. Постепенно Гоголь подводит к персоне столь высокого ранга.
В первом канцелярском эпизоде действуют сослуживцы Башмачкина, может быть, чуть-чуть выше его чином. В эпизоде складчины уже начинают мелькать более крупные начальствующие лица. Именно они, даже не прямо, а только весом своим помешали мимолетному доброму побуждению сослуживцев помочь ограбленному бедняге.
Чиновники слишком потратились на директорский портрет и на книгу, сочиненную приятелем начальника отделения. Значительное лицо занимает куда более высокое положение в чиновничьей иерархии. Не просто начальствующее, но власть имущее лицо.
Пожалуй, близко стоящее к правительственным сферам. Замечательный исследователь пушкинской поры Анна Ахматова считала, что в образе «значительного лица» выведен не кто иной, как Бенкендорф — всемогущий шеф пресловутого «III отделения собственной его императорского величества канцелярии». Само название этого всероссийского застенка приводило ни в чем не повинных людей в содрогание.
По мнению Анны Ахматовой, скоропостижная смерть Башмачкина после приема его «значительным лицом» в какой-то мере навеяна внезапной смертью поэта Дельвига вскоре после разноса, учиненного ему Бенкендорфом. Всемогущий николаевский вельможа неоднократно вызывал Дельвига, редактора «Литературной газеты», для объяснений. Особенно грубый нагоняй последовал после помещения резких полемических заметок против Булгарина и печатания стихов, посвященных июльской революции 1830 года.
Дельвиг держал себя с большим достоинством. Но угрозы Бенкендорфа «упечь» его вместе с Пушкиным и Вяземским в Сибирь подействовали губительно. Проболев несколько дней, Дельвиг, неожиданно для всех окружающих, умер.
Анна Ахматова утвердилась в своей догадке, когда в прижизненном издании гоголевских сочинений 1842 года она прочла строку: «Значительное лицо сошел с лестницы и стал в сани». Действительно, Бенкендорф имел обыкновение ездить в экипаже стоя. Потом Гоголь изменил это место: вместо «стал в сани» — «сел в сани» по-видимому, из цензурных соображений.
Но он по-прежнему нацеливается на высокие ступени чиновничьей иерархии. Четырежды Гоголь указывает на генеральский чин значительного лица. Вернемся теперь к сцене, где Акакий Акакиевич приходит к Петровичу в надежде починить шинель.
Трижды там повторяется совершенно ненужная на первый взгляд деталь: табакерка, на крышке которой намалеван генерал. Петрович «вновь снял крышку с генералом, заклеенным бумажкой…». Он видел ясно одного только генерала с заклеенным бумажкой лицом…» курсив всюду мой.
Генерал, лишенный человеческого лица, вместо лица у него бумажка, — олицетворение бюрократического порядка. Деталь эта — предвестие «значительного лица». Она и появляется в минуту, когда происходит осечка с починкой старой шинели, предваряя окончательную катастрофу после потери новой.
Так многозначительны незначащие как будто, невзначай брошенные гоголевские детали. Когда перед грозными очами «значительного лица» появился жалкий проситель, лицо в генеральском чине затопало ногами, «возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять: если бы не подбежали тут же сторожа поддержать его, он бы шлепнулся на пол; его вынесли почти без движения».
Горячка сводит Акакия Акакиевича в могилу. Казалось бы, это прямое последствие ограбления: грабители ведь оставляют Башмачкина раздетым на морозе. Но Гоголь умышленно минует эту естественную мотивировку болезни.
После похищения шинели Акакий Акакиевич как раз не заболевает. Он начинает обивать пороги полицейских учреждений, безуспешно хлопоча о поимке грабителей и возвращении похищенной вещи. Кто-то надоумил беднягу обратиться к могущественному «значительному лицу».
Он не слышал ни рук, ни ног. В жизнь свою он не был еще так сильно распечен генералом… Он шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ветер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного слова; весь распух и слег в постель.
Так сильно иногда бывает надлежащее распеканье! Вот кто истинный и прямой виновник смерти Акакия Акакиевича: «значительное лицо»! Значительное лицо и его распеканье.
Значительное лицо и его система. Знаете ли вы, с кем говорите? Понимаете ли, кто стоит перед вами?
Заставив трепетать жалкого Башмачкина, значительное лицо испытывает полное удовлетворение: эффект превзошел даже ожидание. Он совершенно упоен мыслью, что слово его может даже лишить чувств человека. Взглянул на приятеля, который сидел у него в кабинете при появлении Акакия Акакиевича, «чтобы узнать, как он на это смотрит, и не без удовольствия увидел, что приятель его… начинал даже с своей стороны сам чувствовать страх».
За дрожащим от страха приятелем значительного лица виднелась вся Россия, стоящая навытяжку перед сонмом значительных и «других, еще значительнейших», как выражается Гоголь, лиц, ежечасно ее распекающих. С умыслом лишенное имени, фамилии и должности значительное лицо выросло во всероссийское значительное лицо. Оно олицетворяло бездушный, жестокий самодержавный порядок.
Строй, построенный на сыске, строгости, бесчеловечности. Из беззаботного анекдота выросла повесть, каждое слово которой звучало жгучим обличением. Нередко эта тема густо окрашивалась сентиментальностью.
Мы часто встречаемся с выражением «жалостливо-сентиментальный». Но жалостливость и сентиментальность — далеко не одно и то же.
Например, «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Васильевича Гоголя. А о «Гансе Кюхельгартене» мало кто и слышал. Но уж «Шинель» знают все.
В школе проходили, сочинение писали, экранизацию смотрели. Даже читали, благо вещица-то небольшая, за один присест одолевается. Люди, хоть как-то причастные к литературе, знают, а зачастую и повторяют известное изречение Достоевского или Эжена Мелькиора де Вогюэ, кто их разберет : вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели». Да разве только они? Кто только не высказывался о повести в меру собственного разумения и таланта, распарывая её и вдоль, и поперек, исчисляя, отмеряя и взвешивая каждый стежок, каждое слово.
Казалось бы, что нового можно найти в истории бедного человека, лишенного обретённой радости, шинели, и оттого угасшего в печали? И всё-таки рискну. Есть один вопрос, который заставляет иначе отнестись ко всей истории с шинелью петербургского чиновника. Вот он: Обыкновенно читатель принимает это на веру — был, конечно же, был. Но стоит взглянуть на факты без предубеждения, и открывается не столь однозначная картина.
Итак, Башмачкин — «маленький человек», вечный титулярный советник. Что это значит? Почему вечный? До титулярного советника включительно чины идут более-менее резво, за выслугу лет. Титулярный советник, чин 9 класса, на год написания «Шинели» соответствует капитану пехоты, ротмистру кавалерии, капитан-лейтенанту флота.
Девятый класс давал право лишь на личное дворянство. А чин восьмого класса, коллежский асессор — на дворянство потомственное.
Все смеялись анекдоту, основанному на истинном происшествии, один Гоголь выслушал его задумчиво и повесил голову. Анекдот был рассказан в 1834 году, над «повестью о чиновнике, крадущем шинели» Гоголь начал работу в 1839 году, закончил в 1842 году [3]. Отрывок из первой редакции, гораздо более юмористической, чем окончательная, был продиктован М. Погодину в Мариенбаде в июле-августе этого года. Погодинская рукопись с правками Гоголя хранится в Российской государственной библиотеке. В продолжение последующих полутора лет, проведённых в Вене и Риме , Гоголь ещё трижды брался за повесть, но довести её до конца смог только весной 1841 года, и то под давлением Погодина [1]. Одновременно он работал над текстом об Италии , совершенно отличным по стилистике и настроению. Во второй редакции главный герой получил имя «Акакий Акакиевич Тишкевич», которое вскоре было изменено на «Башмакевич».
В третьей редакции комическая интонация стала уступать место сентиментально-патетической. Поскольку беловая рукопись повести не сохранилась, литературоведам сложно определить, подверглась ли повесть какой-то цензурной переработке в преддверии публикации. По сведениям Н. Прокоповича , цензор А. Никитенко «хотя не коснулся ничего существенного, но вычеркнул некоторые весьма интересные места» [1]. Реакция[ править править код ] После выхода 3-го тома собрания сочинений повесть не вызвала развёрнутых критических отзывов и при жизни Гоголя больше не переиздавалась. Произведение воспринималось в ряду других комических и сентиментальных повестей о бедствующих чиновниках, которых довольно много появлялось в конце 1830-х годов [4]. Тем не менее образ забитого маленького человека, бунтующего против системы, оказал несомненное влияние на натуральную школу сороковых годов. В 1847 году Аполлон Григорьев писал: В образе Акакия Акакиевича поэт начертал последнюю грань обмеленья божьего создания до той степени, что вещь, и вещь самая ничтожная, становится для человека источником беспредельной радости и уничтожающего горя, до того, что шинель делается трагическим fatum в жизни существа, созданного по образу и подобию Вечного. Гуманизация мелких, на первый взгляд, забот бедных чиновников получила развитие в первых произведениях Достоевского , таких, как « Бедные люди » 1845 и « Двойник » 1846 [5].
Анализ[ править править код ] Почтовая марка России, посвящённая 200-летию со дня рождения Н. Гоголя Большое влияние на складывание школы формализма и нарратологии в целом оказала статья Б.
Для исполнения своего замысла ему нужно накопить определённую сумму. Он начинает экономить на всем, и вскоре ему удаётся приобрести новую обновку. Сразу же герой отправляется на бал со своей новой шинелью. Все чиновники замечают новую вещь у Акакия Акакиевича и начинают оказывать ему все внимание. Но, как только шинель пропала у героя, он пошёл разбираться с жалобой к генералу.
Но тот даже не стал вслушиваться в его проблему и послал возвращаться обратно. Гоголь смог поднять проблему значимости чина, которое имело авторитетное место в обществе того времени. Автор показывает, что такая тяга к чинам губительна для людей с разными социальными статусами. Высокая должность и власть сделала людей равнодушными и жестокими. А такие «маленькие» чиновники, как Башмачкин, не имеют никакой власти и авторитета.
Характеристика Акакия Акакиевича в повести "Шинель"
- Характеристика Акакия Акакиевича в повести "Шинель"
- Значительное лицо: образ в повести н.в. гоголя “шинель” -
- Другие персонажи
- Лепажевское ружье и чиновничья шинель . История девяти сюжетов
- Шинель образы героев. «Шинель» главные герои
Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика героя повести Н. В. Гоголя "Шинель"
Далее рассказывается о профессии Башмачкина, о его чине и работе. Как изменяется жизнь Башмачкина после приобретения новой шинели. это образ "маленького человека" в русской литературе. «Шине́ль» — одна из петербургских повестей Николая Гоголя. Увидела свет в 3-м томе собрания сочинений Гоголя, отпечатанного на исходе 1842 года и поступившего в продажу в последней. Что касается до чина (ибо у нас прежде всего нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь.
Главные герои и их характеристика
- В помощь школьнику. 9 класс. Н. В. Гоголь. «Шинель» (1842) - Год Литературы
- Башмачкин — цитатная характеристика главного героя повести Гоголя
- Лепажевское ружье и чиновничья шинель
- Чин башмачкина
- Шинель (повесть) — Википедия
- Акакий Акакиевич Башмачкин: характеристика героя повести Н. В. Гоголя "Шинель"
Лепажевское ружье и чиновничья шинель
Все пили шампанское, играли в карты. Только Башмачкину было скучно. В 12 часов ночи, когда уже никто не обращал на него внимания, он смог уйти. По дороге домой на Акакия Акакиевича напали грабители. Спустя некоторое время он очнулся в снегу, с ужасом обнаружив, что шинель украдена. Он побежал к будочнику. Тот посоветовал обратиться к надзирателю. Но помощи Башмачкин не получил. В департаменте коллега посоветовал обратиться к одному значительному лицу. Значительное лицо имело генеральский чин.
Акакия Акакиевича просил оказать ему помощь, ускорить процесс поимки преступников. Но ему было сказано обратиться в канцелярию, подать просьбу. В ответ чиновник стал возмущаться, что это ненадежно. В итоге его выгнали на улицу. Не помня, как добрался до дома, Башмачкин лег спать. На следующий день у него началось сильная горячка. Вскоре он умер.
Башмачкин отправился к «значительному лицу». Но здесь произошел случай, который титулярного советника. Начальник был человеком неплохим. Однако высокий чин не позволял ему продемонстрировать своих положительных качеств. Несчастный, забитый Башмачкин появился в его кабинете. Значительное лицо, даже не выслушав посетителя, принялось кричать и топать ногами. Маленький человек ненадолго потерял сознание, пришел домой и слег в горячке. Через несколько дней он умер. Жизнь после смерти Никто не заметил гибели маленького чиновника. О его смерти в департаменте узнали только через несколько дней после похорон. К слову сказать, «значительное лицо» чуть позже одумалась и послало в департамент узнать о судьбе маленького чиновника, потерявшего сознание в его кабинете. Но было слишком поздно - Башмачкин умер. Гоголь решил восстановить справедливость, которой нет и никогда не было в нашем мире, хотя бы на страницах своей повести. Он подарил Башмачкину несколько дней после смерти. Еще некоторое время среди петербуржцев ходили слухи о призраке Башмачкина, который бродит по мосту в поисках шинели. Покойный чиновник пугал прохожих, срывал с них одежду. Мертвец исчез лишь после того, как повстречал своего обидчика, того самого страшного «значительного» начальника. Сорвав с него шинель, он исчез навсегда. Так Башмачкин отомстил за всех униженных и оскорбленных. А значительное лицо отныне на подчиненных не бранилось, голоса не повышало. Образ Акакия Акакиевича в повести "Шинель" очень трагичен. Но самое печальное, что своего героя Гоголь создал на основе жизненного опыта. Башмачкин есть в каждом классе, в каждом коллективе. Башмачкины повсюду. Более того, в каждом из нас есть что-то от гоголевского персонажа. Николай Васильевич Гоголь является одной из самых значительных фигур в русской литературе. Именно его по праву называют родоначальником критического реализма , автором, который наглядно описал образ « маленького человека » и сделал его центральным в русской литературе того времени. В дальнейшем очень многие писатели использовали этот образ в своих произведениях. Не случайно Ф. Достоевский в одной из своих бесед проронил фразу: «Все мы вышли из гоголевской шинели». История создания Литературный критик Анненков отмечал, что Н. Гоголь часто прислушивался к анекдотам и различным историям, которые рассказывали в его окружении. Иногда бывало, что эти анекдоты и комичные истории вдохновляли писателя на создание новых произведений. Так случилось и с «Шинелью». По словам Анненкова, однажды Гоголь услышал анекдот о бедном чиновнике, который очень любил охоту. Этот чиновник жил в лишениях, экономил на всем только ради того, чтобы купить себе ружье для любимого хобби. И вот, долгожданный момент настал - ружье приобретено. Однако, первая же охота оказалась не удачной: ружье зацепилось за кусты и утонуло. Чиновник был так шокирован происшествием, что слег с лихорадкой. Гоголя этот анекдот совсем не рассмешил, а, наоборот, навел на серьезные размышления. По словам многих, именно тогда в его голове зародилась идея написания повести «Шинель». При жизни Гоголя повесть не вызвала значительных критических дискуссий и дебатов. Это связано с тем, что в то время писатели достаточно часто предлагали своим читателям комические произведения о жизни бедных чиновников. Однако, значимость произведения Гоголя для русской литературы оценили по прошествии лет. Именно Гоголь развил тему «маленького человека», протестующего против законов, действующих в системе, подтолкнул других писателей к дальнейшему раскрытию этой темы. Описание произведения Главный герой гоголевского произведения - младший государственный служащий Башмачкин Акакий Акакиевич, которому постоянно не везло. Даже в выборе имени родителям чиновника попадались не удачные, в итоге ребенок был назван в честь отца. Жизнь главного героя - скромна и ничем не примечательна. Он живет в маленькой съемной квартирке. Занимает мелкую должность с нищенской зарплатой. К зрелому возрасту чиновник так и не обзавелся ни женой, ни детьми, ни друзьями. Башмачкин носит старый линялый мундир и дырявую шинель. Однажды, лютый мороз заставляет Акакия Акакиевича отнести старую шинель к портному на починку. Однако, портной отказывается чинить старую шинель и говорит о необходимости покупки новой. Цена шинели - 80 рублей. Это огромные деньги для мелкого служащего. Чтобы собрать необходимую сумму, он отказывает себе даже в маленьких человеческих радостях, которых итак в его жизни не много. Через некоторое время чиновнику удается скопить нужную сумму, и портной наконец-то шьет шинель. Приобретение дорогого предмета одежды - грандиозное событие в жалкой и скучной жизни чиновника. Однажды вечером Акакия Акакиевича догнали на улице не известные люди и отобрали шинель. Расстроенный чиновник отправляется с жалобой к «значительному лицу» в надежде найти и наказать виновных в его беде. Однако, «генерал» не поддерживает младшего служащего, а, наоборот, делает выговор. Башмачкин, отвергнутый и униженный, оказался не в состоянии справиться со своим горем и умер.
Призрак снял со значительного лица шинель, после чего исчез навсегда. Начальник, человек, по сути, не злой, еще долго не мог простить себе смерти Башмачкина. Повесть Николая Гоголя « » наиболее ярко показала нам проблему «маленького человека» в обществе. А главный герой произведения — Акакий Акакиевич Башмачкин стал олицетворением того самого «маленького человека». Уже первые строки повести говорят нам, что судьба главного героя решена. Первое, что кидается в глаза — выбор имени. Гоголь с иронией описывает момент выбора имени ребенку. Из всех представленных имен: Моккий, Соссий или Хоздазат — Акакий было самое подходящее. Поэтому было решено назвать ребеночка Акакием в честь его отца. Акакию Акакиевичу было пятьдесят лет. С виду он был невысокого роста, с лысиной на лбу. Всю свою жизнь он проработал мелким чиновником в одной из городских канцелярий. Его основной задачей было переписывание бумаг. Стоит отметить, что Башмачкину очень нравилась его работа. У него были даже любимые буквы, которые он писал с особым старанием. Как и все «маленькие люди», главный герой боялся проявить инициативу, его пугало любое новое дело. Однажды новый директор канцелярии, видя старания Акакия Акакиевича, решает его вознаградить и дать работу посложнее. Нужно было прочитать статью и изменить глаголы, где нужно. Немного подумав, Башмачкин сказал, что будет лучше, если он просто что-то перепишет. Его мизерное жалование не позволяло ему делать дорогих покупок. Он многие годы ходил в зеленом пиджаке, которое уже казался рыжевато-мучного цвета. В один из дней, Акакий Акакиевич решать заказать себе новую шинель. Нужно сказать, что это решение далось ему не просто. Он дважды просил портного подлатать его старую шинель, но портной не хотел браться за работу. Башмачкин начинает экономить на всем, чтобы собрать нужную сумму денег. И вот шинель готова. Это событие стало настоящим праздником в жизни главного героя. Новая шинель словно открыла ему дверь в новую жизнь. Он даже решает пойти на вечер, чтобы «вспрыснуть» новую вещь. Там он становится главным действующим лицом. Впервые за всю свою жизнь Акакий Акакиевич позволил себе развлечься. Поздним вечером по дороге домой на Башмачкина нападают грабители и отбирают шинель. С этого момента жизнь главного героя превратилась в ад. Ни кто не понимает его трагедии. Он пытается найти помощи, но бюрократический аппарат «раздавливает» его. Простудившись, Акакий Акакиевич умирает. Его смерть замечают только на четвертый день, но никто не сожалеет о случившемся. Тем временем, призрак Акакия Акакиевича начинает мстить своим обидчикам, срывая с них шинели. Он успокаивается только тогда, когда отбирает шинель у генерала, который прогнал его. Таким был итог жизни «маленького человека» Акакия Акакиевича Башмачкина. Значение имени в повести Н. Гоголя «Шинель» Башмачник - фамилия чиновника. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким образом произошла она от башмака, ничего этого не известно. Башмак - низкая, закрытая обувь для улицы, часто грубая, тяжёлая и неудобная. Неприличнее башмаков обуви было не найти. Так что фамилией Гоголь определил статус главного героя. Более того, она образовалась даже не от слова «башмак», а от слова «башмачок» - «маленькому человеку» и фамилия с уменьшительным суффиксом. Но имена эти были такими странными, что она решила: «…пусть лучше будет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и сын будет Акакий». Акакию Акакиевичу даже имени собственного не досталось. Ребенка окрестили, причем он заплакал и сделал такую гримасу, как будто бы предчувствовал, что будет титулярный советник». Уже во времена Гоголя имя Акакий было редко употребляемо в народе, сейчас сохраняется в качестве церковного; этим именем назывались святомученики и наиболее набожные священники. Святомученики получали имя Акакий посмертно, что указывало прямо на их страдания без вины мученик Акакий, преподобный Акакий Синайский, преподобный Акакий Латрийский, священномученик Акакий. Акакий др. Имя «Акакий» обозначает «невинность, невинный, незлобивый, беззлобный, не делающий зла». А у героя Гоголя это качество ещё удвоено отчеством. Удваивание указывает на переизбыток свойства, усиление значения слова. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним... Гоголя имена и фамилии приобретают новую функцию. Они не просто называют человека, они позволяют несколькими словами прочитать душу и познать личность героя. Может ли одно небольшое произведение совершить революцию в литературе? Да, русская литература знает такой прецедент. Это повесть Н. Гоголя «Шинель». Произведение было весьма популярно у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 века. Что собой представляет эта великая книга? Об этом в нашей статье. Книга входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. История «Шинели» Гоголя восходит к анекдоту о бедном чиновнике, испытывавшем большую страсть к охоте. Несмотря на маленькое жалование, ярый фанат поставил себе цель: во что бы то ни стало купить лепажевское ружьё, одно из лучших в то время. Чиновник во всём себе отказывал, чтобы скопить денег, и вот, наконец, он купил заветный трофей и отправился на Финский залив пострелять птиц. Охотник отплыл в лодке, собрался прицелиться — а ружья не обнаружил. Вероятно, оно выпало из лодки, но как — остаётся загадкой. Сам герой истории признавался, что был некоем забытьи, когда предвкушал заветную добычу. Вернувшись домой, он слёг в горячке. К счастью, всё закончилось хорошо. Заболевшего чиновника спасли его коллеги, купив ему новое такое же ружьё. Эта история вдохновила автора на создание повести «Шинель». Жанр и направление Н. Гоголь является одним из самых ярких представителей критического реализма в русской литературе. Своей прозой писатель задаёт особое направление, саркастически названное критиком Ф. Булгариным «Натуральная школа». Для этого литературного вектора характерно обращение к острым социальным темам , касающимся бедности, морали, классовых взаимоотношений. Здесь же активно разрабатывается образ «маленького человека», ставший традиционным для писателей 19 века. Более узкое направление, характерное для «Петербургских повестей» — фантастический реализм. Такой приём позволяет автору наиболее эффектно и оригинально воздействовать на читателя. Он выражается в смешении выдумки и действительности: реальное в повести «Шинель» — это социальная проблематика царской России бедность, преступность, неравенство , а фантастическое — призрак Акакия Акакиевича, который грабит прохожих. Обращались к мистическому началу Достоевский, Булгаков и многие другие последователи этого направления. Жанр повести позволяет Гоголю лаконично, но достаточно ярко осветить несколько сюжетных линий , обозначить множество актуальных социальных тем и даже включать мотив сверхъестественного в своё произведение. Композиция Композиция «Шинели» линейна, можно обозначить вступление и эпилог. Начинается повесть своеобразным писательским рассуждением о городе, которое является неотъемлемой частью всех «Петербургских повестей».
Однако несмотря на долгие годы честной службы Акакий Акакиевич жил бедно и не мог приобрести такую необходимую вещь, как шинель, предварительно не отказывая себе во многом. В то же время люди, не обладавшие достоинствами Башмачкина, однако умевшие прислуживаться, добивались высоких должностей и богатства. Так, в мире, изображённом Н. Гоголем, личные качества человека имеют меньшее значение, чем его положение в обществе. Жизнь Акакия Акакиевича преображается после приобретения шинели, однако вскоре герой был ограблен и потерял «подругу жизни».
Шинель образы героев. «Шинель» главные герои
Однако высокий чин не позволял ему продемонстрировать своих положительных качеств. Несчастный, забитый Башмачкин появился в его кабинете. С людьми, равными "значительному лицу" по чину, ведёт себя как порядочный. С людьми, которые ниже его чином, обращается грубо.