Большой театр второй раз убрал из репертуара балет «Герой нашего времени» по либретто Кирилла Серебренникова. «Мастер и Маргарита» для меня — особый роман, он притягивает своей магической силой, мистикой, скрытыми символами. Только что вышедший «Мастер и Маргарита» Эдварда Клюга дает подсказку: если задача — стать витриной для кратких содержаний книг из школьной программы, то реализовано это со всей ответственностью. «Мастер и Маргарита» для меня — особый роман, он притягивает своей магической силой, мистикой, скрытыми символами. Представление балета «Мастер и Маргарита» 26 июня в 14:00 пройдёт в рамках программы «Большой – молодым».
Михаил Булгаков: в поисках Мастера
Стоит отметить, что на сцене царила абсолютно булгаковская атмосфера, а грациозные движения профессиональных танцоров не только захватывали дух зрителей, но и полностью отражали описанные в произведения необыкновенные образы. Сам спектакль является художественный синтез классического, современного и народного танца, спортивных дисциплин, яркую игру драматических актеров. В частности, высокий класс показали воздушные гимнасты. Его природный мистический образ красной нитью проходит через всю постановку. Как и положено у Булгакова, Воланд справедлив, мудр и в чем-то даже благороден. Он не преумножает зло, а следит за порядком. Особенное место в спектакле занимает музыка народного артиста РФ Эдуарда Артемьева.
Он писал композиции к фильмам топовых российских режиссеров, таких как Андрей Тарковский, Никита Михалков и Андрей Кончаловский.
Но мне сегодня - в Большой, на премьеру балета "Мастер и Маргарита". Первое впечатление - шок, ошеломление, удивление - от сценического решения. Особенно если тебе ранее о нем рассказали. Пространство Новой сцены Большого занято углублением пустого бассейна, по краям - подиумы с тринадцатью стандартными дверями. Двери хлопают. На дне бассейна минимум предметов - скамья, стулья, стол, он же катафалк - и виртуозная с ними, почти цирковая игра. Должна сказать, что элементы цирка, варьете, шоу пронизывают язык этой постановки. Напомню, что сам Булгаков в романе искусно жонглирует масскультом и высокой словесностью, балансирует между библейской историей и советской реальностью, между гротеском и любовной драмой.
Писатель не только изображает масскульт - он пользуется его приемами, его техникой, захватывая внимание читателя на всех возможных территориях. Этим путем соединения высокого с "низкими жанрами" пошел и Эдвард Клюг. Булгаковские элементы поэтики - гротеск, метафора, гипербола, сарказм, ирония, смех - включены волей постановщика в балетное тело спектакля. Коровьев, Азазелло и Бегемот Дмитрий Дорохов, Антон Савичев и Вячеслав Лопатин , конечно, танцуют клоунов и пластика, и костюмы, и главное - хореографическое преображение. Гелла Ана Туразашвили не только на особый, ведьминский манер эффектна - она магически играет со зрителем, посылая в зал сигналы своего ведьминства. А Маргарита Ольга Смирнова и Мастер Денис Савин замечательно продолжают, как мне, дилетанту, кажется, лирический рисунок в традиции классического балета. Когда на сцене "театр в театре", то есть булгаковское варьете, то загипнотизированный замечательно придуманной сценически игрой - в бильярд головой Бенгальского - зритель не замечает, как произошло мгновенное обнажение "зрителей" на сцене. Позже, в сцене бала у Сатаны одежда гостей взмывает - и возвращается, опять взмывает, а танец, ни на секунду не останавливая свой продуманный рисунок, подчиняет нас логике "волшебных изменений". Почему я сказала о рисунке?
Потому что Эдвард Клюг использует здесь и элементы большого шоу - кордебалет выстраивает фигуры и композиции во всех массовых сценах. Дом Грибоедова и у Булгакова дан в танце и пантомиме. Пантомима - ловкие официанты.
Но общей ситуации это не меняет. Сверхзадачу, ради которой на роли назначались бы первоклассные артисты, во имя которой нанизывались бы все эти теперь разрозненные эпизоды, постановщик для себя так и не определил. Спектаклем в спектакле выглядит центральная и доминирующая сцена второго акта — бал у Сатаны. Пожалуй, единственный эпизод, где Клюгу удалось уйти от фабульной шелухи, которая сама по себе не значит ровным счетом ничего.
Говоря о своем первом впечатлении от книги Булгакова, хореограф признается: «Я просто восхищался красотой текста, не углубляясь в интерпретации и политические аллюзии». Возможно, сцена рождена именно этим впечатлением. Этот тот случай, когда эффект достигается средствами, казалось бы, банальными, давно изобретенными и многими опробованными. Всего-то дел: женский кордебалет в телесного цвета трико и высоких алых перчатках. Танец, построенный по принципу шоу-герлз или The Rockettes, геометричный и хорошо отрепетированный, превращается в ритуальное действо, выбивающееся, впрочем, по посылу и стилистике из двухактного иллюстративного ряда. Родившееся было ощущение окончательно улетучивается в финале, когда Воланд дарует всем покой, облачившись, что твой Стива Облонский, в зеленый жаккардовый халат. До полу.
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Ибо в балете Мастер — скульптор, видимо пописывающий на досуге роман, рукопись которого в виде листков бумаги дальше переодически появляется в спектакле. Её мусолят и разбрасывают во втором акте критики и бережно подбирает Маргарита, а в конце спектакля уносит с собой в вечность тот же Понтий Пилат, решенный хореографом как образ «ходульный» и почти лишенный танца. ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Не прошло и трёх суток: Бундестаг экстренно соберётся обсудить скопление войск РФ возле Украины Сама сцена, на которой разворачивается описанный пролог, да и все остальное действие балета, представляет собой заброшенный бассейн с 13 чертова дюжина видимыми зрителю и двумя замаскированными дверями в раздевалки сценограф Марко Япель и явно намекает на гигантский открытый бассейн «Москва», что 60-90-е годы располагался на месте взорванного по приказу Сталина в 1931 году Храма Христа Спасителя. Этот символ и концентрирует в себе все основные художественные идеи спектакля, которые сам постановщик сформулировал так: «тоталитарная идеология против философии христианства, Сталин против Церкви, Сталин против Булгакова, Пилат против философии Иешуа, художник против системы, художник против самого себя».
Ни Сталина, ни Ленина, которых видят некоторые булгакововеды за образом Воланда или Понтия Пилата, Клюг изображать не стал. Воланд у него, как написано в эпиграфе к роману «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Некоторым образом хореограф связывает между собой образы Мастера и Иешуа две эти партии исполняет один и тот же исполнитель. Хотя от «иершалаимских» сцен практически начисто отказывается, и это другой большой минус спектакля: какое же театральное воплощение романа «Мастер и Маргарита» без учета этих фрагментов, которые иногда называют «Евангелием от Сатаны». Функции Понтия Пилата в балете таким образом размываются и только один эпизод спектакля оправдывает существование этого героя в балете: сцена распятия.
По —настоящему распинают Иешуа — Мастера на сцене нехорошие критики и писатели, и в частности критик Латунский для которого с Маргаритой у Клюга поставлен целый дуэт , но после него к телу распятого на сцене художника с молоточком подходит Понтий Пилат. Ожившее изваяние молоточком при этом бьет себя по лбу, изображая одновременно как невидимую работу Мастера над скульптурой, так и нравственные мучения прокуратора Иудеи, который освобождает Иешуа от оков и берет на руки. Эта выраженная хореографом с обезоруживающим простодушием мысль, ясно сформулирована и в романе Булгакова: Пилат является и судьей философа, и его заступником, «всю вечность» мучающийся несправедливо вынесенным им приговором. Зато хореограф драматургически внятно выстраивает повествование, относящееся к похождению Дьявола и его шайки в Москве. Собственно, он пластическим способом сцена за сценой пересказывает эти главы романа Булгакова, и эта излишняя иллюстративность, ещё одна претензия к постановке.
Чрезмерная иллюстративность Клюга, не лишена при этом виртуозности и юмора. Так, например, очень просто, в стиле пластических этюдов в театральных училищах, но не без блеска, придумана сцена гибели Берлиоза под колесами трамвая.
Спектакль "Мастер и Маргарита"
Большой театр решился на смелый поступок: после того, как Эдвард Клюг в 2018 году поставил «Петрушку» с однотипной хореографией и плоскими героями, театр не просто не отказал хореографу от дома, а, напротив, заказал постановку большого балета «Мастер и Маргарита». Большой театр второй раз убрал из репертуара балет «Герой нашего времени» по либретто Кирилла Серебренникова. На Новой сцене Большого театра состоялась мировая премьера двухактного балета Эдварда Клюга «Мастер и Маргарита» на музыку Альфреда Шнитке и Милко Лазара. БОЛЬШОЙ ТЕАТРбилеты в большой театр.
В Большом театре прошла мировая премьера балета «Мастер и Маргарита»
Кроме того, композитор Милко Лазар написал музыку специально для балета. Балет не повторяет историю, рассказанную в романе, а передаёт то, что подразумевается как бы между строк. Сохранив всех главных персонажей и сюжетные линии, хореограф создал фантасмагорию в танце, отражающую дух великого произведения о любви, творчестве и свободе.
Главный редактор Бабаян Роман Георгиевич. Email: [email protected]. Информация, размещенная на портале, а именно: текстовые материалы, элементы дизайна, логотипы, товарные знаки, фотографии, видео и аудио охраняются законодательством Российской Федерации и международными нормами права и не могут быть использованы без разрешения правообладателей.
Согласно ст.
Булгаковская тема «художник и власть» звучит трагически с самого начала — простодушный Мастер Артема Овчаренко отчасти играет и самого писателя, который много страдал, и простого человека, загнанного и затравленного. Маргарита Екатерины Крысановой появляется внезапно и с какой-то кошачьей грацией проходит с букетом желтых цветов. Потом она, любящая без оглядки что особенно трудно передать, так как любовная линия проходит слабым пунктиром — любовь не выскочила перед героями, «как из-под земли выскакивает убийца в переулке» , героиня отчаянно собирает листы рукописи, набрасывается на обидчиков Мастера, а на балу у сатаны предстает красавицей-хозяйкой в алом плаще, восторженной, свободной, отрешенной. Вокруг нее — обнаженные гости, кровавые по локоть руки убийц и душегубов смыкаются в алый ручей и подносят новоявленной ведьме череп, наполненный кровью. Поразительно красив Воланд Владислава Лантратова — усталый посланник вселенского зла, прикинувшийся влиятельным чиновником. У него нет ни кривого рта, ни разноцветных глаз, но внутренняя инфернальная сила подчиняет окружающих его воле. Под стать и свита.
Анастасия Денисова Гелла и Георгий Гусев Бегемот получили роли заводные и безумные: гибкая, сексапильная, эксцентричная служанка-вампирша смущает своей откровенной красотой и дьявольским совершенством, а хитроватый парень с кошачьей пластикой и повадками неисправимого мошенника веселит, разыгрывает, соблазняет. Понтий Пилат Михаила Лобухина — сильный и мудрый, разочарованный и несчастный — никак не может выйти на свою лунную дорожку. Никудышного поэта и наивного симпатягу Ивана Бездомного, оказавшегося в доме скорби, талантливо и пронзительно играет Клим Ефимов. В роли конферансье Жоржа Бенгальского, поплатившегося временной потерей головы за неверие в силу черной магии, неузнаваем Геннадий Янин. Спектакль сыгран не просто хорошо, а виртуозно — уровень мастерства артистов Большого поразительно высок. Удивительным образом Клюг выдерживает верность Булгакову в передаче образов и эмоций. Досадная незадача — финал. Он сладок до приторности: Мастер и Маргарита сидят за столом и «чокаются» крашеными пасхальными яйцами.
Напомним, что основополагающий конфликт государства и церкви практически стерт в трактовке балета, как минимум по причине того, что Иешуа Га-Ноцри, как самостоятельный персонаж, исчез из спектакля. Да и общее сценографическое решение немного режет глаз: каким образом, роман - всеобщее достояние перекочевал в бассейн детских воспоминаний хореографа? Такое, знаете ли… Символически Иешуа в спектакле все-таки есть — его в отдельных сценах представляет Мастер. Опять же, на этом стоило бы возможно заострить внимание зрителя чуть более. В роли Мастера - Артем Овчаренко. В роли Пилата - Михаил Лобухин. Фото - Батыр Аннадурдыев. В романе много вспомогательных ярких персонажей, которых хореографу пришлось исключить из спектакля, но вот чем руководствовался Клюг в этом строгом отборе, остается гадать. Линия Иешуа напрямую удалена, при этом второстепенные персонажи без особой смысловой и хореографической нагрузки мелькают будто на пробежке - Степа Лиходеев и Поплавский.
В тесных рамках короткого спектакля 2 часа 15 минут складывается ощущение чрезмерно набитой персонажами постановки, и в этом вертепе невозможно полноценно разглядеть каждого. А посмотреть, поверьте, есть на кого. Главным украшением спектакля являются сами герои. Довольно трудно сыскать сосредоточение подобного буйства красок, обусловленного самими персонажами. В процессе работы над образами некоторым исполнителям удалось добиться самостоятельного произведения искусства. Хотя в общем смысле хронология событий практически не спорит с мотивами оригинала, некоторое вмешательство все же было допущено: в начале спектакля Мастер представлен зрителю в качестве скульптора по камню. Снабженный зубилом и молотком, ваяет свои статуи, которые оживают под его повествованием. Помнится, что по Булгакову Мастер до событий, связанных с романом, был по профессии историк. Четкая отсылка к этому проявилась в сцене, где слились Мастер, скульптор, историк и писатель.
Персонажа Мастера практически не видно. Вероятно, это связано с тем, что и в романе этого героя не так уж много, хореограф по-своему старался быть ближе к тексту.
«Колдовству, как известно, стоит только начаться, а там уже его ничем не остановишь»
На похороны племянника приезжает дядя Берлиоза, Максимилиан Андреевич Поплавский, но подручные Воланда выпроваживают его. Похороны проходят без Поплавского. За гробом следуют литераторы. Среди них критики, которые пристально изучали творение Мастера, в их числе — Латунский. Отрицательные отзывы критиков заставляют Мастера чувствовать себя распятым. Но мысли о Пилате не покидают его. Пилат, вступив в диалог со своим создателем, освобождает его. Маргарита спасает произведение Мастера от уничтожения, но не может убедить критика Латунского признать его. Азазелло предлагает Маргарите волшебное средство, которое изменит ее жизнь и жизнь Мастера.
Маргарита принимает подарок и в самом деле чудесно преображается. Теперь она может быть в разных местах одновременно — и лететь над Москвой, и уничтожить критика Латунского. Воланд представляется Маргарите и вовлекает ее в тревожащий и таинственный вальс. Ради своей любви она готова отдать душу и стать королевой бала у Сатаны. Бал начинается. Маргарита — королева бала. Ночь среди демонических существ дается ей нелегко, но она находит силы на сострадание и вымаливает прощение Фриде, когда-то задушившей своего ребенка. Маргарите подносят чашу-череп, наполненную кровью, она выпивает напиток и теряет сознание на руках у Воланда.
Воланд и его свита воссоздают для нее жилище Мастера, где они были так счастливы.
Он предупреждает Берлиоза о скорой смерти. Предсказание Воланда немедленно сбывается: Берлиоз попадает под трамвай, ему отрезает голову. Бездомный потрясен.
Его преследуют странные персонажи — Бегемот и Фагот. Иван пытается скрыться, попадает в неловкие ситуации, но не может избавиться от непрошеных спутников. В ужасе Иван прыгает в реку. В одной из комнат спит администратор театра Варьете Степа Лиходеев.
Подручные Воланда будят его и напоминают, что он пригласил Воланда дать представление в театре, хотя тот не помнит ни о каком контракте. Литераторы прекрасно проводят время в «доме Грибоедова». Иван Бездомный прерывает их веселье ужасной новостью о гибели Берлиоза. Литераторы принимают его слова за шутку или безумную выходку.
Появление Воланда окончательно сводит Бездомного с ума, литераторы отправляют его в клинику к знаменитому психиатру профессору Стравинскому. Профессор Стравинский пытается успокоить Ивана, но видение Воланда преследует его. Появляется незнакомец. Это Мастер.
Он рассказывает Бездомному историю своей жизни и знакомства с Маргаритой, а потом исчезает. Бездомный остается под наблюдением санитаров. Публика театра Варьете взбудоражена.
У театров такое бывает, что ставят в афишу один спектакль, а потом заменяют его на другой: хотели так, потом не смогли договориться, получилось иначе. Что касается реплик возмущенных зрителей — это, мне кажется, вообще смешная история, потому что одно произведение по литературному первоисточнику заменяется на другое произведение по литературному первоисточнику. Я думаю, что средний зритель, строго говоря, не критик, не балетоман, никак не реагирует на такого рода замены, во всяком случае так бурно.
Большой театр — это момент престижности, некое светское мероприятие, а не прицельное хождение за художественным результатом. Давайте называть вещи своими именами. То, что случилось и почему «Герой нашего времени» обрастает такой мифологией, — это целенаправленное раздувание проблемы на ровном месте».
В театре должна была пройти репетиция спектакля по роману «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова , однако монтировщики сцены случайно задели кнопку включения системы тушения пожара. Из-за произошедшего короткого замыкания оказалось невозможно отключить систему. Отмечается, что она продолжит работать, пока не закончится вода.
«Северсталь» поддержала мировую премьеру балета «Мастер и Маргарита» в Большом театре
это результат долгих месяцев творческого процесса и трепетного отношения к роману Михаила Булгакова. Большой театр заменил постановку Кирилла Серебренникова «Герой нашего времени» на балет «Мастер и Маргарита». Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше интересных видео и найти новых друзей. Куда отправит Клюг деньги за проданные билеты на «Мастера и Маргариту» в Большом, можно только догадываться, но куш может собрать хороший, ведь запланировано четыре спектакля, билеты на которые продаются от 3 до 8 тысяч рублей. Премьерная серия показов балета «Мастер и Маргарита» пройдёт на Новой сцене Большого театра с 1 по 5 декабря. Премьера балета «Мастер и Маргарита» состоится 1 декабря в Большом театре.
На Новой сцене Большого театра состоится премьера балета "Мастер и Маргарита"
Билеты в Большой театр» Репертуар» Афиша» Мастер и Маргарита. В театре надеются, что ЧП не скажется на планах представить премьеру балета «Мастер и Маргарита», запланированную на 1 декабря. Новую сцену Большого театра затопило из-за неисправной системы пожаротушения. Большой театр заменил постановку Кирилла Серебренникова «Герой нашего времени» на балет «Мастер и Маргарита». Вместо заявленного ранее балета «Герой нашего времени» Кирилла Серебренникова в Большом театре покажут балет «Мастер и Маргарита».
«Прекрасный вечер». Щербакова побывала в Большом театре на балете «Мастер и Маргарита»
Билеты поступят в продажу в ближайшее время. Также в пресс-службе напомнили, что театр каждый сезон в период новогодних каникул представляет балет "Щелкунчик". Горького назначен Владимир Кехман, который ранее занимал аналогичную должность в Новосибирском государственном театре оперы и балета. Там его сменит дирижер Дмитрий Юровский.
Причину замены в театре не назвали. Балет "Герой нашего времени" по роману Михаила Лермонтова Кирилл Серебренников поставил в 2015 году к 200-летию писателя. Постановка была отмечена театральной премией "Золотая маска" за лучший балет, лучшую работу художника по свету в музыкальном театре и лучшую работу композитора. Балет исчез из репертуара Большого театра вместе с другой постановкой Серебренникова "Нуреев" еще весной 2022 года, однако позже вернулся в программу, при этом на афишах отсутствовало имя автора.
Оставалось еще четыре года до кончины писателя», — рассказала пресс-атташе ГАБТ. Продолжая исторический экскурс, она отметила, что «Мастер и Маргарита» — роман всей жизни Булгакова.
Первые наброски книги он сделал еще в конце 1920-х годов и продолжал работать над романом вплоть до своей смерти, случившейся 10 марта 1940 года. Фактически, главная книга Михаила Афанасьевича осталась незавершенной. Черновики сводила между собой и редактировала вдова писателя Елена Сергеева Булгакова. Впервые опубликованный в России в 1973 году роман неоднократно привлекал к себе внимание режиссеров театра и кино. Этой идеей, как и романом Булгакова, был увлечен польский композитор Кшиштоф Пендерецкий 1933-2020 , незадолго до этого увидевший в Париже балет «Иван Грозный» на музыку С. Прокофьева в постановке Ю. Григоровича и оставивший о нем восторженный отклик. Эскизы сценографии уже появились у художника С. Вирсаладзе 1908-1989.
О новом балете Перед премьерой мыслями о балете «Мастер и Маргарита» поделился его создатель — хореограф Эдвард Клюг.
Большой театр не прокомментировал в своё время и замены «Севильским цирюльником» и «Спартаком» оперы Тимофея Кулябина «Дон Паскуале» и ещё одного балета Кирилла Серебренникова «Нуреев». Пресса приписывает это негативному отношению создателей к спецоперации на Украине.
Кроме того, отмечается, что оба находятся за пределами России. Затем было решено «Героя нашего времени» возродить, уже без имени Кирилла Серебренникова, что снова по каким-то причинам сделать не удалось. Видимо, пока обновлённая система управления ведущими театрами России не будет отработана, в афише Большого будет неразбериха.