Об этом актер заявил в беседе с российским актером театра и кино Евгением Князевым, который на картине предстает в роли Берлиоза. Ослабленный болезнью и операцией организм всенародно любимого 63 летнего режиссера и актера Александра Адабашьяна плохо справляется с тяжелым недугом.
Жизнь и смерть Гектора Берлиоза | Музей Мировой Погребальной Культуры
Олег Басилашвили – один из столпов советского и российского театра и кинематографа, великий актер современности. Шесть лет спустя Берлиоз решается на поездку, которая по его опасению «займет вечность», и в 1847 году впервые прибывает в России. Телеканал «Россия-1» вырезал эпизод с гибелью Берлиоза из сериала «Мастер и Маргарита», поскольку расценили его как сцену насилия, сообщает «Эхо Москвы». Биография актера Александра Адабашьяна: личная жизнь, отношения с женой Екатериной Шадриной.
Исполнитель роли Берлиоза посмотрит "Мастера и Маргариту", чьё проклятие нашло режиссёра
Главная» Новости» Умер актер новости. 88-летний артист передвигается с тростью, с трудом ему дается каждый шаг, при этом он продолжает играть в театре. Немецкий актёр известен по ролям в фильмах «Тайная жизнь» Терренса Малика и «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино. Профессор темной магии Воланд появляется на Патриарших прудах и знакомится с руководителем МАССОЛИТа Берлиозом и поэтом. Профессор темной магии Воланд появляется на Патриарших прудах и знакомится с руководителем МАССОЛИТа Берлиозом и поэтом. Сегодня исполняется 70 лет актеру, режиссеру, сценаристу и художнику Александру Адабашьяну.
География полетов по России и миру с расписанием и примерными ценами
- Где вы находитесь?
- Мастер и Маргарита (2005) - актеры и роли сериала
- Смотреть сериал Мастер и Маргарита в хорошем качестве онлайн на сайте
- Мастер и Маргарита (2005) - актеры и роли сериала
- Проклятый фильм: 15 актеров, которых погубили съемки в «Мастере и Маргарите»
- «Воланд» нашёл своего, извините, Воланда. И это — немецкий актёр Аугуст Диль | КГ-Портал
Что еще почитать
- Состояние 88-летнего Олега Басилашвили резко ухудшилось
- Фильм Мастер и Маргарита – где посмотреть, дата выхода, сюжет
- Латунский — Сергей Бурунов
- Дописать раньше, чем умереть
Ксавье Берлиоз
Coбытия лeнты, кoтopaя oчeнь вoльнo интepпpeтиpyeт «Macтepa и Mapгapитy» Mиxaилa Бyлгaкoвa, paзвopaчивaютcя в Mocквe 30-x. Извecтный пиcaтeль Цыгaнoв — изгoй и жepтвa литepaтypнoгo cкaндaлa — вcтpeчaeт Mapгapитy Cнигиpь , любoвь вceй жизни и мyзy; oнa пoмoгaeт eмy cнoвa cecть зa paбoтy.
Князев также отметил легкость совместной работы с Дилем, и предположил, что это связано с театральной деятельностью обоих артистов. И он оказался таким замечательным человеком тоже, понимающий про театр и его значение. Он продолжает работать артистом, но у них немножко не та система», — рассказал Князев.
В пресс-службе ВГТРК комментируют: фрагмент со смертью литератора под колесами трамвая убрали, поскольку сериал показывают в дневное время. Режиссер сериала Владимир Бортко в интервью радиостанции заявил, что возмущен "пропажей эпизода" и назвал инцидент "цензурой".
В 2010-2011 гг. Швыдкого и А. Кортнева в Театре мюзикла. Режиссер спектаклей: «Пробуждение весны» Д. Шейка, совместно с К. Серебренниковым в «Гоголь-центре». Ллойда Уэббера в театре «Карамболь», Санкт-Петербург.
Опера-буфф «Viva la mamma» Г. Доницетти в Красноярском театре оперы и балета. Генри» П. Экстрома в Театре им. Ллойда Уэббера.
Берлиоз, Азазелло и Бегемот — 13 новых кадров «Воланда»
владимир берлиоз , тэги | 63-летний режиссер и актер Александр Адабашьян накануне около девяти вечера был экстренно доставлен в институт им. Склифосовского. |
Из сериала "Мастер и Маргарита" вырезали сцену гибели Берлиоза под трамваем | Ослабленный болезнью и операцией организм всенародно любимого 63 летнего режиссера и актера Александра Адабашьяна плохо справляется с тяжелым недугом. |
«Нехорошая книга»
- владимир берлиоз , тэги
- Из сериала "Мастер и Маргарита" вырезали сцену гибели Берлиоза
- «Берлиоз» российского кино Александр Адабашьян впал в кому
- БЕРЛИОЗ Гектор - биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.
- Фильм Жизнь Берлиоза актеры и роли / 1983 | Актеры и роли -
- "Мастер и Маргарита" (2024): актёры и роли, неудачи и успех: kino_sssr — LiveJournal
Аугуст Диль, сыгравший Воланда в «Мастере и Маргарите», восхитился российскими театрами
Дзен «Такие решения принимает режиссер. Конечно, это болезненный момент для актера. Например, мой Мастер, считаю, потерял процентов сорок из того, что я делал голосом, после переозвучивания. Это было замечательно сделано, но для меня такое было неприемлемо. И, разумеется, неприятно.
Его «Гамлет Коллаж», в котором Евгений Миронов исполнил все роли шекспировской трагедии, был выпущен в 2013 году. На этот раз режиссер создал постановку грандиозного технического замысла со множеством визуальных спецэффектов и сложнейшими костюмами. Это крупнейшее произведение русской литературы и по сегодняшний день остается манифестом, осуждающим конформизм и пропагандирующим творческую свободу, — говорит Робер Лепаж.
Это реальная опасность, риск без полумер, который приводит только к выходу за рамки привычного, поиску новаторских решений и взлому традиционных кодов повествования». В Москве для спектакля были созданы более 100 комплектов костюмов-трансформеров для персонажей, роли которых исполняют на сцене всего 13 актеров. Благодаря молниеносным переодеваниям в формате quick-change перед зрителями предстает и мир Москвы 1920-1930-х годов, и бал Сатаны, и библейские события.
Хотя на самом деле развод был ДО съемок! Так каждый чих можно приписать негативному влиянию романа. И на актеров, и на нас, читателей, зрителей. Не задумывались, кстати, об этом? Ведь все мы, читатели и зрители «Мастера», смертны. И когда-нибудь уйдем в мир иной.
Правда, есть один напрягающий момент в романе. В самом начале. Воланд на Патриарших вдруг говорит Берлиозу: «Вообразите, что вы, например, начнете управлять и другими и собою, и вдруг у вас…кхе…кхе…саркома легкого. И вот ваше управление закончилось! Напророчил Воланд? Или причина в том, что оба очень много курили до самых последних дней? Рак забрал еще Лаврова, Золотухина, Толубеева. Не слишком ли много онкологии, скажите вы. Сермяжная правда жизни в том, что в мире, и в России, сейчас бушует самая настоящая эпидемия рака.
Если же видеть в этих конкретных случаях козни нечистой силы, то зачем было ей забирать Абдулова, гениально сыгравшего самого обаятельного и привлекательного демона преисподней. Нелогично как-то. Пропагандировал нечисть, как-никак. И в награду — смерть? Первоначально на роль Воланда планировался Олег Янковский. Коллега Абдулова по Ленкому. Представляю, какие разговоры о проклятье пошли бы, сыграй он главного Демона. Янковский тоже умер от рака. Пройдет лет сто.
Уйдет в мир иной вся съемочная группа сериала, и все нынешние зрители. Вот тогда на все сто сбудется поверье о булгаковском «проклятье».
Смешное и грустное, реальное и фантастическое, жизнь и игра в нее соседствуют здесь столь тесно, что порой невозможно понять, где кончается одно и начинается другое. Почти детективный сюжет, в котором как на острие ножа сходятся воли нескольких персонажей, развивается так стремительно и невероятно, что ни у кого не возникает сомнений в том, на чем настаивает одна из героинь спектакля, воплощающая в себе всех любимых Берлизом и любивших его женщин: «Все, решительно все бывает в этой жизни! В ролях.
Исполнитель роли Берлиоза посмотрит "Мастера и Маргариту", чьё проклятие нашло режиссёра
Источник: Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 И вот какая история! Александр Адабашьян, воплотивший в итоге образ Берлиоза, попал в больницу с сердечным приступом, а Мастер — потрясающий Александр Галибин — спустя пять дней после окончания съемок чуть не разбился с женой на машине: автомобиль перевернуло из-за пурги и вынесло на встречную полосу. Кстати, в актерской среде ходит слух, что во время съемок на Патриарших прудах к съемочной группе подошел некий человек, который сказал: «Ничего у вас не получится». Вряд ли Бортко поверил в это, но на всякий случай пригласил батюшку, который освятил и оборудование, и съемочную площадку. Смерти — одна за другой «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус». Это цитата Воланда, которую очень часто вспоминали на протяжении последующих восьми лет после выхода сериала. Из жизни уходили актеры, которым — даже по возрасту — еще было жить и жить. Александр Чабан в роли следователя Источник: Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 Не успел увидеть себя на экране Александр Чабан, сыгравший следователя.
За месяц для премьеры 47-летнего актера нашли мертвым в собственной квартире — тревогу забили коллеги, когда Чабан не пришел на репетиции в театр. Причина смерти неизвестна до сих пор. Умирает 38-летний Павел Комаров. Актер снимался в эпизодах, в частности в сериале он сыграл вора, стащившего вещи купающегося в реке Бездомного. Говорят, мужчину сгубил алкоголь. А в декабре не стало 67-летнего Станислава Ландграфа - критика Латунского. У мужчины случился сердечный приступ, врачи оказались бессильны. Евгений Меркурьев, сыгравший счетовода театра Варьете Источник: Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 Всего три месяца спустя, в марте 2007-го, еще одна печальная новость.
Погиб 71-летний Евгений Меркурьев, сыгравший счетовода театра Варьете. Ушел из жизни абсолютно нелепо, случайно — провалившись на рыбалке под лед Ладожского озера. Кирилл Лавров в роли Понтия Пилата Источник: Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 Дальше одна за другой две больших трагедии для отечественного кинематографа. В апреле 2007-го года умирает Кирилл Лавров, блистательный Понтий Пилат. Страшный диагноз — лейкемия — не оставил 81-летнему актеру шансов. Александру Абдулову досталась роль Коровьева Источник: Кадр из сериала «Мастер и Маргарита» 2005 Онкология оказалась беспощадной и к 54-летнему Александру Абдулову, которому в сериале досталась роль Коровьева.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Великом Новгороде» mk-novgorod.
Дзен «Такие решения принимает режиссер. Конечно, это болезненный момент для актера. Например, мой Мастер, считаю, потерял процентов сорок из того, что я делал голосом, после переозвучивания.
Это было замечательно сделано, но для меня такое было неприемлемо. И, разумеется, неприятно.
В оригинальной версии сериала после того, как Берлиоз в исполнении Александра Адабашьяна попадает под трамвай, его оторванную голову показывают , лежащей на земле.
На «России-1» серию показали без сцены гибели героя, сократив ее почти на минуту. При этом режиссер телепроекта Владимир Бортко заявил, что таким образом телеканал нарушил договор, в котором прописан запрет на изменение монтажа. Что там страшного такого?
Гектор Берлиоз
Исполнитель роли Берлиоза посмотрит "Мастера и Маргариту", чьё проклятие нашло режиссёра | Из писем Берлиоза известно, что великая княгиня неоднократно приглашала французского артиста почитать «Гамлета». |
«Снобизм и кривляние. И ноль философии». Сеть оценила «Мастера и Маргариту» | 26 апреля в Волгограде не стало режиссера ТЮЗа, Заслуженного артиста Грузинской ССР Евгения Басилашвили. |
«Не та система». Сыгравший Воланда Аугуст Диль восхитился российскими театрами | Ксению Собчак обрадовала новость о том, что обвинённую в оправдании терроризма Женю Беркович привезли проститься с умершей бабушкой Ниной Катерли. |
Состояние 88-летнего Олега Басилашвили резко ухудшилось
Скандального музыкального новатора на создание легендарной оперы вдохновила комическая пьеса Уильяма Шекспира «Много шума из ничего», либретто к которой Берлиоз написал сам. Основную сюжетную линию постановки составляют два главных, колких на язык и непримиримых персонажа — Беатриче и Бенедикт, взаимное противостояние которых оборачивается свадьбой. Перед началом оперы зрителю в слайдах рассказывают краткую историю о месте повествования в опере — городе Мессина на острове Сицилия, показывают его прекрасные ландшафты и радушных жителей. Однако в российском прочтении оперы есть небольшое «путешествие во времени» — вместо эпохальных событий Реконкисты в XV веке, зрителю предстают события вековой давности — сюжет постановки разворачивается в период Первой мировой войны. Люди, истерзанные войной, обожжённые, попадали в какое-то столкновение с миром, возникало удивительно новое качество, в котором мог возникнуть этот самый необыкновенный сюжет, придуманный Шекспиром. Италия, в первый раз, в 1500 годах ждала мавров — это мы знаем по «Отелло», а во второй раз она побеждала уже в Первой мировой войне австрийцев где-то 1918 году. Нам показалось, что та война, шекспировская и эта война, наша, — наша нам ближе. Все те проблемы, которые были в 1500 году у героев Шекспира, могли точно также появиться и у наших героев после Первой мировой войны, — заключил режиссёр-постановщик.
Завязка действия начинается с вести о победе итальянских воинов над австрийской эскадрой в бухте Мессины в период Первой мировой войны. Полк солдат во главе с генералом Доном Педро возвращается в город с вестью о победоносном сражении.
Об этом сообщил портал kino-teatr.
По разным данным, артист скончался 7 или 12 июля. Его квартиру вскрыли и обнаружили тело, пишет Regnum. Орловскому был 61 год.
Сообщается, что с 2014 года актёр жил в Благовещенске, он не снимался в кино и не играл в театре. Последние проекты с его участием — «Морские дьяволы. Смерч — 2» и «Марш-бросок: охота на «Охотника».
Информагентство Amur. Странностью было то, что известный актер ничем себя не проявлял, не знают о нем ничего в Амурском театре драмы и других культурных кругах. Как так могло выйти, почему он жил затворником, пока неизвестно.
Свет пролил звонок в редакцию. К журналистам обратилась благовещенка Лариса Глотова, в девичестве Гула.
В этих видениях — жажда Любви — многоликой и всепоглощающей, балансирующей на грани стыда и величия. Три дня, проведенные в добровольном заточении, превращаются для Гектора Берлиоза в фантастическую симфонию жизни, где есть место всем человеческим страстям. Но главная страсть — страсть Художника — остается уникальной и неповторимой, превращая в реальность во всевозвышающий обман. В спектакле переплетаются реальные обстоятельства биографии Берлиоза и самый дерзкий вымысел, создающий увлекательное напряжение сюжета.
Предлагаем вам освежить память и посмотреть, как выглядели персонажи в двух старых экранизациях: в фильме 1994-го года Юрия Кара и сериале 2005-го года Владимира Бортко. Ну и конечно мы поглядим на новых актеров, которые сыграют «Воланде». Бегемот Виктор Павлов 1994.
В 2005-м Бегемота создали с помощью компьютерной графики, в кошачьем обличье его сыграл Вано Миранян его рост 100 см , а в человеческом — Александр Баширов.
Как выглядят персонажи «Мастера и Маргариты» в трёх экранизациях (10 фото)
Сыгравший Берлиоза в «Мастере и Маргарите» 2005 года Александр Адабашьян заявил НСН, что посмотрит новую экранизацию романа и решит, снималось это кино ради денег или ради. 27 апреля 2023 - Новости Волгограда - Mash озвучил предварительную причину смерти актера «Ночного дозора» Игоря Савочкина. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Ксавьер Берлиоз можно посмотреть на Иви. Немецкий актёр известен по ролям в фильмах «Тайная жизнь» Терренса Малика и «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино.
Из сериала "Мастер и Маргарита" вырезали сцену гибели Берлиоза под трамваем
Шостаковича Приглашают Александра Глумова и в симфонические концерты. Как чтец он участвует в исполнении драматической симфонии Шебалина «Ленин» на текст Маяковского дирижер — Александр Гаук , лирической монодрамы Берлиоза «Лелио, или Возвращение к жизни» дирижеры Оскар Фрид в 1934-м и Хайнц Унгер в 1935-м. В конце 1930-х годов Глумов оставил театральную сцену, преподавал в ГИТИСе, как музыковед работал над проблемой синтеза музыки и речи исследования «Музыкальный мир Пушкина», «Музыка в русском драматическом театре» и др. Но важнейшей частью деятельности Глумова стало создание музыкально-литературных постановок. В Большом зале композицию представили 12 раз под управлением Евгения Мравинского в 1935—1940, еще трижды в 1940-м под управлением Александра Когана. Главного героя — Пера Гюнта — неизменно играл сам Александр Глумов.
Режиссер будто боится быть непонятым или дать хоть какой-то простор для размышления. Уже на увертюре публику ожидает еще на закрытом занавесе текстовое послание, будто справка из учебника по экономической географии, правда, с парой острот, к которым зал остается равнодушным. Русская речь и пение на французском звуковом плане стыкуются не лучшим образом, да и технически петь и говорить солистам трудно. Возникают проблемы с дикцией, и, что самое удивительное, иногда куда большие не у певцов, а у специально приглашенных драматических актеров Борис Дьяченко или Андрей Бажин на чисто разговорную роль Губернатора. Странно, что Большой театр не воспользовался возможностью пригласить какую-нибудь харизматичную звезду кино или театра. Да и если бы вместо примитивных диалогов со сцены произносилось что-то умное и красивое необязательно веселящее из настоящей литературы, спектакль приобрел бы куда больше содержания. А так публику лишь развлекает отряд медсестер "двойного назначения": они или заняты уколами и капельницами, или исполняют танцы "призыва"… Зачем-то и на пении солистов то и дело возникают "призрачные" балетные дуэты. А партитура Берлиоза восхитительна. Жаль только, что у оркестра под дирижерской палочкой Жюльена Салемкура есть исключительно одна краска: громко. И музыка не рождается, а лишь голый аккомпанемент.
Потом все же пошел в кинотеатр с супругой. Реклама «Я боялся смотреть этот фильм. А потом как-то… увлекся, вспомнил какие-то моменты, вспомнил этого Аугуста Диля, который восторгался Петербургом, где мы с ним снимались», — поделился собеседник Жеребцовой. Князев вспомнил, что в беседе с ним Диль сказал фразу, которая его удивила.
Берлиоз был очень тронут всеми знаками выказанной ему симпатии и глубокого уважения к его таланту, и особенно поразительно было слышать из его собственных уст как бы невольно сорвавшееся признание, как ему важны и драгоценны эти заявления сочувствия. В антракте между первыми тостами на обеде директор консерватории Н. Заремба вручил Берлиозу написанный на пергаменте золотом адрес» [13, 2]. Корреспондент приводит текст адреса, который не совсем совпадает с оригиналом, копия с которого находится в историческом архиве Санкт-Петербурга: «Гектору Берлиозу. Русское музыкальное общество, сознавая значение Ваше в истории музыки, как одного из влиятельнейших родоначальников и творцов новой школы, считает за особенную честь видеть Вас в числе своих Почетных членов и просит принять это звание в надежде, что связь между одним из главных двигателей современного искусства и нашею музыкальною средою будет иметь счастливое влияние на развитие музыки в нашем Отечестве»18; адрес был подписан всеми присутствовавшими на обеде. Гектор Берлиоз был польщен и изумлен таким знаком внимания, в своих письмах друзьям он писал: «Каким-то образом каким, мне неизвестно узнали, что 11 декабря — день моего рождения. Мне преподнесли прелестные подарки, и вечером я должен был почтить своим присутствием обед, сервированный на 150 персон, на котором, как Вы сами понимаете, недостатка в тостах не было» Э. Александру [5, 221]; «В день моего рождения 11 декабря дали в мою честь обед на сто пятьдесят персон, на который собрались все музыканты Петербурга. С ужасом подумайте о том, на сколько тостов мне надо было отвечать…» чете Массар [5, 222—223]; «Вечером артисты устроили для меня ужин, сервированный на 150 персон. Догадайтесь сами обо всех тостах; там было много литераторов. Все эти господа говорят по-французски. Я на это не поддамся» Э. Форнье [24, 638]. Если друзьям Берлиоз сообщал об истинном самочувствии и положении дел, то на публике он держал себя в руках. Репортер «Петербургского листка» писал: «[На обеде] Берлиоз был чрезвычайно в духе; он вдруг как будто помолодел двадцатью годами: на различные, обращенные к нему, речи присутствовавших за обедом, он отвечал в кратких, остроумных и исполненных теплотою чувства словах. Он, казалось, был глубоко тронут искреннею, неподдельною овациею со стороны собравшихся артистов, как большинства представителей всего петербургского музыкального мира» [17, 3]. Следующий, третий, берлиозовский концерт шестое симфоническое собрание РМО 19 намечался на 2 14 декабря. На репетициях Берлиозу не пришлось мучиться с разучиванием произведений, так как оркестр уже исполнял в прошлом сезоне «Римский карнавал», а Концерт для скрипки Г. Венявского — в 1862 году; симфонии Бетховена были репертуарными произведениями оркестра. Государыня великая княгиня пожелала, чтобы у меня для этого шедевра был большущий хор, и у меня было 130 голосов» [24, 637]. Как известно, партию Орфея исполняла ученица Петербургской консерватории Елизавета Лавровская, стипендиатка великой княгини Елены Павловны. Хор РМО был усилен студентами консерватории, которые в мае 1867 года исполняли эту оперу в Михайловском дворце целиком [2]. Наконец, наступил день концерта. Говорят, ч[то] это фантазия Елены Павловны; она же заставила себя ждать»21. Среди публики был и граф А. Кейзерлинг, который в письме дочери оставил следующее впечатление: «Прошлым вечером великая княгиня пригласила меня на концерт Берлиоза. Публика была блестящая, великий князь Константин и прекрасные девицы Озеровы. Дядя Ламберт тоже присутствовал. Старик Берлиоз похож на призрак. Фрак на нем болтается, а длинные пряди волос — как заросли мха на голове. Ему наскучил этот мир, и он слишком умен для музыканта» [25, 528]. Небезынтересное и совершенно противоположное описание облика Берлиоза привел в одной из предшествовавших приезду композитора в Россию статей Цезарь Кюи: «Он нервен и впечатлителен до последней степени. Фантазия жива до болезненности. Говорит он прелестно. Все это было преподнесено чудесно. Юная особа, которая пела партию Орфея по-русски , обладает несравненным голосом и очень хорошо справилась со своей ролью. Хор состоял из 130 человек. Все части имели чудесный успех. А между тем все эти русские были знакомы с Глюком лишь по произведениям, искалеченным разными купюрами, что были сделаны бездарными людьми!!! Ах, какой огромной радостью явилась для меня возможность дать подлинное представление о шедеврах этого великого человека! Аплодисменты вчера были нескончаемыми. Почему я так стар и так измучен» Э. Александру [5, 221]; «Наши концерты проходят чудесно. Оркестр блистателен и делает все, что я хочу» чете Массар [5, 222]. После третьего концерта Берлиоз получил нечто вроде небольшого отпуска: следующее симфоническое собрание под руководством французского мэтра должно было состояться через две недели. На смену приглашенному дирижеру вышел Балакирев. Милий Алексеевич дирижировал в зале Дворянского собрания на Михайловской пощади. В этот вечер состоялась премьера симфонической картины «Садко» лейтенанта Военно-морского флота Николая Андреевича Римского-Корсакова, однако каких-либо критических свидетельств Берлиоза об этом концерте обнаружить не удалось. Впоследствии Римский-Корсаков с плохо скрываемой обидой отмечал в своей «Летописи», что Берлиоз «явился [в Петербург] уже стариком, хотя и бодрым во время дирижирования, но угнетаемым болезнью, а потому совершенно безразлично относившимся к русской музыке и русским музыкантам» [18, 99]. Из эпистолярного наследия Гектора Берлиоза известно, что хотя он и чувствовал себя крайне тяжело, однако не только принимал у себя «поклонников», но и сам навещал старых друзей как, например, директора Императорской певческой капеллы генерала А. Львова или свояченицу Бертольда Дамке — мадемуазель Фейгин , отвечал на многочисленную корреспонденцию, а также временами соглашался провести вечер за чтением у великой княгини. Так, общаясь с фрейлинами в присутствии Елены Павловны, Берлиоз рассказал о книге Поля де Сен-Виктора «Люди и боги», после чего, по наблюдению композитора, «ее высочество и все ее придворные раскупают книгу нарасхват и восхищаются ею» [5, 221]. На другом концерте пятом продирижирую тремя инструментальными частями бетховенской Симфонии с хорами. Взяться за вокальную часть не рискую; певцы, находящиеся в моем распоряжении, не вызывают у меня особого доверия… За мной приезжали из Москвы, и я туда поеду после пятого концерта, поскольку великая княгиня дала мне свое разрешение» [5, 222]. В момент написания этого письма к утомленному гастролеру постучал лакей с известием об очередном великокняжеском приглашении: «Сейчас меня прервали в моей гостиной, где я, сидя в одиночестве, пишу Вам. Пели А. Реган и Е. Лавровская, а пианистом был Й. Дерфель, который разучивал это произведение с Реган, находясь в Рагаце. Наконец, 16 28 декабря в письме племяннице Жозефине Шапо Берлиоз писал: «Этим вечером здесь состоится мой 4-й концерт, дирижировать 5-м и 6-м я буду только по возвращении [из Москвы. Вчера утром состоялась моя последняя репетиция, и мало есть примеров впечатления, сравнимого с тем, что произвел Офферторий из моего Реквиема. Какое удовольствие приобщать народ к таким красотам! Русские не знают Глюка! Четвертый концерт под управлением Берлиоза восьмое симфоническое собрание 22 проходил в переполненной зале Дворянского собрания. Две недели во время рождественских каникул, с 20 декабря 1 января по 1 13 января, французский композитор по приглашению Дирекции Московского отделения РМО провел в Первопрестольной, откуда вернулся настоящим триумфатором. По возвращении из Москвы в Петербург Берлиоза ожидал не совсем приятный сюрприз: в связи с приездом ко двору великой княгини Елены Павловны очередного зарубежного артиста-исполнителя — молодого скрипача-виртуоза Августа Вильгельми23 — Дирекция РМО не без великокняжеского вмешательства кардинально изменила программу пятого концерта. Вместо Девятой симфонии Бетховена и дуэта из «Беатриче» появились пять новых номеров: Первый скрипичный концерт Паганини, Ария для скрипки соло Баха, Фортепианный концерт Бетховена в исполнении Й. Дерфеля и две арии для сопрано Моцарта и Гайдна солировала А. От первоначальной программы осталась лишь увертюра «Фрейшютц» Вебера. В письме Аглае Массар Берлиоз не без сарказма отмечал: «Программа моего субботнего концерта утверждена. Я там, к счастью, ни при чем, так как на следующем и последнем я буду везде. Не могу переносить этот климат. Я меньше страдал в Москве» [24, 661]. На подготовку концерта у Берлиоза было две недели. Пятое девятое симфоническое собрание24 состоялось в субботу, 13 25 января, и вновь в зале Дворянского собрания. Пресса, вероятно, пресытившись воспеванием композиторских и дирижерских талантов Берлиоза, восторгалась теперь мастерством Августа Вильгельми. Август Вильгельми.