Эта статья анализирует "почему раскольников признается соне в убийстве" в романе "Преступление и наказание".
Почему Раскольников признается Соне в преступлении
Зачем Раскольников приходит к Соне. Раскольников приходит к Соне, чтобы найти некий ответ на свои проблемы и осознает, что Соня способна разгадать его тайны. Совсем иной предстает Соня, когда она приходит к Раскольникову: «У нее худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком.
Зачем Раскольников приходит к соне третий раз?
Зачем Раскольников приходит к соне третий раз? | Основная причина посещения Сони Раскольниковым. |
3. С какой целью приходит Раскольников к Соне в первый раз? | Раскольников специально пришёл мучить Соню, чтобы испытать глубину её человеческого терпе-ния, «ненасытного страдания», её стойкости, истоки которой ему непонятны. |
Признание Раскольникова Соне | Совсем иной предстает Соня, когда она приходит к Раскольникову: «У нее худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. |
Раскольников, увидев Соню, вернулся в контору по нескольким причинам. | " Преступление и наказание". В этом видео мы постараемся понять, для чего Родион Раск. |
почему раскольников с признанием идет именно к соне? - вопрос №1386000
Он всё больше злился и договорился до того, что грязно намекнул на связь Дуни и Свидригайлова. Разочарованная в женихе девушка разорвала помолвку. Лужин был ошеломлён тем, что эти нищие восстали против его власти, и заговорил про издержки, которые понёс из-за них, и о своём благородстве: ведь он хотел жениться на девице с подмоченной репутацией. Реклама Раскольников не выдержал и выгнал Лужина из квартиры. Глава 3. Планы на будущее. Раскольников покидает родных Лужин не собирался так просто сдаваться. Он всегда мечтал о красивой, образованной и очень бедной жене, которой мог бы беспрепятственно помыкать. Отыскав такую невесту, он решил «попробовать Петербурга» и немного подняться по социальной лестнице.
Теперь все планы Лужина рухнули. Спускаясь по лестнице, он размышлял, как вернуть Дуню, уничтожить её заносчивого братца и устранить Свидригайлова. Тем временем Пульхерия Александровна и Дуня радовались разрыву с Лужиным, а Разумихин был на седьмом небе от счастья. Только Раскольников сидел мрачный и рассеянный. Он рассказал о предложении Свидригайлова, и Дуня категорически отказалась от его денег. Затем Разумихин предложил женщинам остаться в Петербурге и открыть с ним пополам небольшое книжное издательство — в этом деле он неплохо разбирался, а деньги мог занять у дяди. Раскольников в обсуждении не участвовал. Внезапно он заявил, что на время хочет расстаться с матерью и сестрой, остаться один, и вышел.
Реклама Догнавшему его Разумихину он поручил заботиться о женщинах. Разумихин почти догадался, что его друг совершил нечто непоправимое. Вернувшись к женщинам, он попытался их успокоить, списав поведение Раскольникова на лёгкое помешательство из-за болезни, и «стал у них сыном и братом». Глава 4. Она жила в большой тёмной и сырой комнате с низким потолком. Он заговорил с ней об отце и мачехе и спросил, что будет с детьми, когда Катерина Ивановна умрёт от чахотки. А если и с самой Соней что-то случится, дети окажутся на улице. Соня не могла ответить на эти жестокие вопросы и только твердила, что Бог этого не допустит.
Соня любила мачеху, считала её справедливой и великодушной. Раскольников склонился перед ней и поцеловал её ногу — поклонился «всему страданию человеческому» в её лице. Он не понимал, как женщина, сохранившая чистоту духа, может жить в такой грязи и не покончить с собой или не сойти с ума. По глазам Сони Раскольников понял, что она думала о самоубийстве, но её останавливали мысли о детях. Ей три дороги, — думал он: — броситься в канаву, попасть в сумасшедший дом, или… или, наконец, броситься в разврат, одурманивающий ум и окаменяющий сердце. Реклама Раскольников сделал вывод, что Соня постепенно сходит с ума, как и он сам, и назвал её про себя «юродивой». Он спросил, молится ли Соня Богу, и что он ей за это даёт. Сам Раскольников в церковь не ходил.
На комоде он заметил Библию — её Соне принесла сестра старухи-процентщицы. Раскольников потребовал найти и прочитать ему про воскресение Лазаря. Соня выполнила его просьбу.
Достоевского являются темы преступления и наказания. Неразрывно связана с ними проблема спасения преступника. Спасение оступившегося человека Достоевский видит в любви. Человеком, который привел Раскольникова к воскрешению, стала Соня Мармеладова. Главный герой произведения Родион Раскольников находится в стесненных обстоятельствах.
Нищета стала главной причиной совершенного им преступления. Он совершает убийство не спонтанно, не в состоянии аффекта. Раскольников в течение долгого времени хладнокровно обдумывает свои действия. Еще за полгода до убийства он создает теорию, суть которой описывает в газетной статье. По его мнению люди делятся на обыкновенных и необыкновенных. Последние двигают человечество по пути прогресса. Они имеют право уничтожать любые препятствия, которые встают на их пути. В том числе, они имеют право на убийство.
Цель оправдывает средства, по мнению Раскольникова. Свое преступление он оправдывает тем, что убив одну вредную старушонку можно осчастливить сто хороших людей. Эту арифметику он так и не смог воплотить в жизнь. Совершив двойное убийство, Раскольников понимает, что он не относится к людям необыкновенным. Он испытывает страшные душевные мучения, впадает в горячку. Деньгами воспользоваться он так и не решился, чем несказанно удивил суд. Убив вредную старушонку, он никого не сделал счастливее. Раскаяться и отказаться от антигуманной теории герою помогает Соня Мармеладова.
Раскольников узнает о ней еще до совершения им страшного преступления. В дни подготовки к проверке, так он называл свой поступок, Раскольников зашел в трактир, где встретился с бывшим титулярным советником Мармеладовым. Тот поведал о своей горькой судьбе и о том, как его дочь Соня пожертвовала собой ради чужих детей. Знакомство молодых людей состоялось так же не без помощи Семена Захаровича. С первой же встречи Раскольников и Соня почувствовали духовную связь. Герои сильно отличаются друг от друга, Соня считается антиподом Раскольникова в романе. Наукой доказано, что противоположности притягиваются.
Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони; 3. На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «... Так, утверждая «правду» Сони, Достоевский хочет убедить нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте. Уничтожение зла писатель видел не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне? Какой сон приснился Раскольникову на каторге? Отражением постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных — тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же властелины по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чистыми. Значит, здесь идет речь о других людях, воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это — люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели. В свое время идея Раскольникова повлекла страшную цепочку: смерть старухи-процентщицы — смерть Лизаветы — болезнь и смерть матери — почти смерть Раскольникова мысли о самоубийстве. Сон подчеркивает и наметившиеся в подсознании героя новое соотношение людей. Если раньше он считал, что «... Среди окружающих Раскольников видит черты необыкновенных: в Лужине и Свидригайлове, которые ему неприятны; Катерина Ивановна трижды поизносит слово «тварь» в адрес окружающих, обзывает их на поминках. Раскольников сидел и слушал молча и с отвращением. Очевидно, ему тягостны притязания такого жалкого существа на особое положение; Порфирий Петрович тоже из категории, считающих себя в молодости необыкновенными. Для многих заманчиво желание ощутить себя лучше других. Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными? Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты встает перед ней на колени, плачет... Эти слезы — новый рубеж: начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему... Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению героя, — сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией. В конце романа, истерзавшись до одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете — отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития образа Раскольникова. В записных книжках автора сохранились другие варианты финала романа: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Есть и другая запись: «Прощения не просит у народа... Соня и любовь сломали». Да и в окончательной редакции покаяние и смирение Родиона звучат неубедительно.
Соня не выдерживает цинизма Раскольникова и начинает плакать. В ответ на это молодой человек внезапно падает перед ней на колени. Читайте также Кто избил прилучного? Что заставило Раскольникова пойти к Соне Мармеладовой? Перед признанием в убийстве Раскольников идет к Соне Мармеладовой. Он понимал, что ему не избежать надвигавшейся развязки, но пытался «хоть за что-нибудь зацепиться, помедлить». А Соня представляла собой неумолимый приго-вор, решение без перемены. И это придает Раскольникову уверенности. Зачем Раскольников приходит 3 раз к Соне? Скорей всего,он хотел помочь ей разобраться со своей жизнью,задавая вопросы прямо и сухо,задевая чувства Сони. Она лишь полагалась на Бога. Раскольников же хотел открыть глаза на реальность,чтобы она задумалась о дальнейших возможных исхрдах,о том,как с этим нужно будет справляться. Почему Раскольников просит прочитать притчу о воскрешении Лазаря? Раскольников в глубине души помнил воскресение Лазаря и надеялся на чудо воскресения самого себя. Это желаннее Раскольникова — попытка принять что то божественное, возможно он захотел освободиться от греха и встать на путь исправления.
7 секретов «Преступления и наказания»
Раскольников приходит к соне в первый раз (он считал, что в последний), чтобы сказать, что он бросил всех своих родных. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались. Раскольников приходит к Соне для того, чтобы предложить Соне идти вместе с ним, так как он отрекся от родных и предложил сделать то же самое Соне. Зачем Раскольников приходит к Соне. зачем после преступления раскольников пошёл к соне мармеладовой.
7 секретов «Преступления и наказания»
История отношений сони и раскольникова | Впервые Раскольников видит Соню, когда приносит домой её отца, которого переехала лошадь. |
Раскольников, увидев Соню, вернулся в контору по нескольким причинам. | Уже на улице Раскольников рассуждает о том, зачем же на самом деле он приходил к Соне. |
Сочинение на тему Второй и третий визит Раскольникова к Соне ( : Достоевский Ф. М.) | Раскольников приходит к Соне, чтобы понять что-то важное для себя. |
Визит Раскольникова к Соне
Раскольников хотел бы мыслить как Соня, но для этого не нужно было идти на поводу у собственной агрессии и жадности. Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову (анализ эпизода в романе Достоевского «Преступление и наказание»). Соня пришла в ужас от мыслей Раскольникова. Раскольников приходит к соне в первый раз(он считал,что в последний),чтобы сказать,что он бросил всех своих у него осталась одна Соня,что он выбрал её,доверяет её.а с родными связь порвана. Именно благодаря Соне Раскольников приходит к пониманию, что его убийство не было высшим проявлением его интеллекта, а страшной ошибкой, за которую он должен заплатить.
Зачем раскольников приходил к соне
По следам «Преступления и наказания. II | Можно предположить, что он пришел туда, потому что хотел раскрыть свою тайну, и снять хотя бы часть бремени вины с себя, поделиться с кем-то, а Соня для него была лучшим вариантом. |
Сочинение: «Почему только у Сони Раскольников находит любовь и сострадание?», 10 класс | В первую встречу Раскольников приходит к Соне домой в ее комнату. |
Зачем раскольников приходил к соне | Раскольников приходит к Соне. |
С какой целью раскольников приходит к соне в первый раз кратко
Возьмем для примера тот эпизод из романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», который условно можно озаглавить предложением «Раскольников открывает свою тайну Соне» часть пятая, глава IV. Название эпизода, соответствуя содержанию главы, сразу заставляет нас задуматься над вопросом: почему Раскольников доверяет свою тайну именно Соне? Ведь у него есть прекрасный друг — Разумихин, сестра, любящая мать. Почему же не им, а посторонней, «чужой» девушке, по виду больше похожей на девочку, нежели на взрослого человека, доверяет он свою тайну? Поиски ответа на этот вопрос побуждают нас обратиться к тем предыдущим эпизодам и сценам, где о Соне говорят другие персонажи романа, или она сама «живет и действует».
Чтобы показать значение эпизода для последующего развития событий, надо определить сцены, которые без выбранной для анализа были бы невозможны. В данном случае это реакция Раскольникова на предложение следователя Порфирия Петровича учинить явку с повинной и явка Раскольникова с повинной. Получается следующая композиционная схема сочинения: Из предыдущих и последующих эпизодов отбирается и кратко комментируется только то, что имеет непосредственное отношение к содержанию анализируемой сцены, в данном случае «сцены сознания», как называет ее литературный критик Н. Страхов 1. Эпизод же, предложенный для анализа, ученики читают несколько раз с карандашом в руке , продумывая примерно следующие вопросы: 1.
Как Раскольников пытался убедить Соню в «законности» своего преступления? Как реагировала Соня на все эти попытки? Что советует Раскольникову Соня? Чем этот совет предопределен? Какой вывод следует из анализа эпизода?
Какие особенности языка данного фрагмента вы можете отметить? Чем они, по-вашему, обусловлены? Развернутые ответы на эти вопросы и составят основу будущего сочинения. Приведем один из возможных вариантов его автор Елена Никитина. Раскольников открывает Соне свою тайну Анализ эпизода из романа Ф.
Достоевского «Преступление и наказание», часть пятая, глава IV Приступая к анализу эпизода, невольно задаешь себе вопрос: почему Раскольников открывает свою тайну именно Соне? Что ему известно об этой «худенькой, малого роста девушке лет восемнадцати», «с кроткими голубыми глазами»? Впервые о судьбе Сони Раскольников узнает из рассказа ее отца — Мармеладова: Соня — мученица; она продает себя, чтобы спасти семью. Вскоре волей случая Раскольников оказывается свидетелем гибели Мармеладова, и тут он воочию видит: Соня — единственная опора нищей, осиротевшей семьи. Только с ней могут быть связаны хоть какие-то надежды на лучшее.
Только она все вынесет и вытерпит. Поэтому, когда Соня приходит к Раскольникову, чтобы пригласить его на похороны отца и на поминки, он рекомендует ее матери, сестре, Разумихину и Зосимову, бывшим тут же, в его каморке, как человека, достойного уважения, и сам к ней относится именно так. Вечером того же дня Раскольников впервые идет к Соне домой с твердым намерением рассказать ей о том, что терзает его душу. Однако главным в их встрече на сей раз оказалось чтение Соней для Раскольникова по его же просьбе евангельской легенды о воскрешении Лазаря: Раскольников мечтал о своем воскрешении, только не физическом, а духовном, нравственном. Трепетное волнение Сони при чтении легенды убеждает Раскольникова в ее глубокой, искренней религиозности.
Здесь же он узнает, что Соня и убитая им Лизавета дружили и основой их дружбы была набожность. Заметим, кстати: Соня хорошо знает Библию и о Боге всегда говорит как о всемогущей силе. Но при всем при этом она «тоже преступила», и Раскольников как бы предупреждает ее: «Нам вместе идти, по одной дороге». И вот « сцена сознания» так называет ее литературный критик и друг Ф. Достоевского Н.
Страхов , сцена, которая, по его же словам, является «лучшей и центральной» во всем романе. Раскольников приходит к Соне с ясно осознанной целью: убедить ее в «законности» своего незаконного поступка. Для этого он приготовил примеры из окружающей жизни и из истории. Суть примера из жизни: если бы Соне было известно, что от мерзостей Лужина погибнет вся семья и она «в придачу», и от нее бы зависело, жить ли Лужину и погибнуть семье или, сохраняя семью, уничтожить Лужина, то как бы она решила эту задачу? Суть примера из истории: допустим, Наполеону для начала его «монументальной, блестящей карьеры» нужны были бы деньги, которые лежат в сундуке у «смешной старушонки», и, значит, старушонку эту надо убить...
Пошел бы он на это? Ответы на вопросы в обоих случаях очевидны; примеры, казалось бы, такие простые, убедительные. Однако Соне они непонятны: она и помыслить не может, чтобы где-то почему-то убийство кого-то было бы неотвратимым, «обоснованным», и просит Раскольникова не приводить ей примеров, а сказать обо всем «прямо». Раскольников делает еще один «хитрый» ход, заявляя, что он будто бы большой приятель того, кто убил Лизавету, и рассказывает, как это «нечаянно» получилось. Теперь уже все ясно, тайное становится явным, но Соня все равно не верит в страшную правду: Раскольников, человек, который «отдает последнее», в ее представлении не может быть убийцей!
Если же такое все-таки случилось, то причины преступления, по ее понятиям, могли быть только или материального характера «Ты голоден... Первое Раскольников отвергает. Остается второе: «Бог поразил». Но что значит такое наказание для искренне религиозной Сони? Самое большое, самое страшное несчастье.
И для нее Раскольников не преступник, а человек, несчастнее которого никого в целом свете нет. Вот почему она испытывает к нему не отвращение, чего бы следовало ожидать после его признания в убийстве женщин, а глубочайшее сострадание. Вот почему она готова вместе с ним «пойти в каторгу». И Раскольников, по определению Страхова, «гордый, высокоумный Раскольников», обращается к бедной девочке за советом: «Ну, что теперь делать, говори! Совет Сони Раскольникову предопределен ее натурой, ее верностью христианской морали: повиниться перед Богом, перед землей, которую осквернил своим преступлением, перед людьми, от которых отдалился; «страдание принять и искупить себя им».
Дальнейшее развитие событий покажет: этот совет Раскольников принял, что внутренне подготовило его затем согласиться с предложением следователя Порфирия Петровича — «учинить явку с повинною». Сцена сознания — своеобразный психологический поединок. И что же получилось в результате его? Раскольников, как ни пытался, не смог убедить Соню в «справедливости» совершенного им убийства. Менялись его планы, расчеты, тон, подходы, приемы, настроение, а результат оставался неизменным: Соня не понимала и не принимала его «теории».
Она какой была в начале сцены, такой осталась и в конце ее: верящей в Бога, в особое, высокое предназначение человека «Это человек-то вошь? Жизнь победила надуманную казуистику Раскольникова; он «терпит глубокое потрясение» Н. В этом — идея «сцены сознания». Для участников ее — Раскольникова и Сони — она сопряжена с огромными моральными нагрузками. Страницы, на которых описана эта сцена, пестрят словами страдание, мучение, ужас, испуг, мучительное сознание, мучительная нерешительность, ужасная минута, в мучительной тоске, ощущение оледенило душу, страшное бессилие и т.
Читая сцену сознания, понимаешь: память Раскольникова хранит все детали его преступления, что, возможно, помимо его воли «прорывается» в сравнениях. Минута, когда Раскольников почувствовал, что дальше объяснение откладывать нельзя, «была ужасно похожа, в его ощущении, на ту, когда он стоял за старухой, уже высвободив из петли топор». Испуг Сони, только что «угадавшей» убийцу, выражение ее лица, глаз, поза, стремление «отстраниться» от беды, «оттолкнуть» ее от себя руками напомнили Раскольникову Лизавету в то время, когда он «приближался к ней с топором». О человеке, совесть которого не запятнана ничем, говорят: «Невинен, как ребенок». Возможно, поэтому невиновность «нечаянно» убитой Лизаветы подчеркнута в романе сравнением ее с маленькими детьми.
Когда Раскольников приближался к ней с топором, она «отходила от него к стене, выставив вперед руку, с совершенно детским испугом в лице, точь-в-точь как маленькие дети , когда они вдруг начинают чего-нибудь пугаться, смотрят неподвижно и беспокойно на пугающий их предмет, отстраняются назад и, протягивая вперед ручонку, готовятся заплакать». Очень емкое сравнение! Нельзя не сказать еще о том, что основой «сцены сознания» является психологический диалог, мастером которого и был автор романа — писатель-реалист, тонкий психолог Федор Михайлович Достоевский. Еще в 1961 году известный советский философ и психолог В. Асмус в статье «Чтение как труд и творчество» писал: «Творческий результат чтения в каждом отдельном случае зависит от многого, в том числе от общей культуры, знаний не только литературы, но и других видов искусства» Вопросы литературы.
Уместно ли использование других видов искусств, например, живописи, при анализе эпизода из художественного произведения? Думается, уместно, если есть возможность сопоставления произведений живописи, в том числе иллюстраций, с эпизодами, выбранными для анализа. Как правило, обращение к другим видам искусства будет целесообразным в дополнение к уже проведенному анализу эпизода; иначе основное средство литературы — слово — может оказаться не в центре нашего внимания, а где-то на периферии.
Она постепенно подводит Родиона к осознанию его преступления, что не убийством надо доказывать, что он право имеющий, а добрыми и благородными поступками. Таким образом, автор вновь обращает внимание читателя на проблемы жизни по совести. Достоевский через мытарства души Родиона показывает, каково идти против своей души и против бога. Соню он сравнивает с мученицей, которая словно пророк доносит до грешника Раскольникова истину жизни по божьим законам. Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников - центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации , когда необходимо принять решение, как жить дальше.
С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников - «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» - на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя великой цели принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». Последних Раскольников считает всего лишь материалом для воспроизведения себе подобных. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в библейских заповедях и морали. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» - Наполеон Бонапарт. Сам Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков совсем другого масштаба.
О Соне и ее жизненных обстоятельствах мы впервые узнаем из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова - ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми - жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня - его дочь от первого брака - живет на съемной квартире «по желтому билету». Мармеладов объясняет Раскольникову, что она решилась пойти на такой заработок, не выдержав постоянных упреков чахоточной мачехи, называвшей Соню дармоедкой, которая «ест и пьет и теплом пользуется». На самом деле это кроткая и безответная девушка. Всеми силами она пытается помочь тяжело больной Катерине Ивановне, голодающим сводным сестрам и брату и даже своему непутевому отцу. Мармеладов рассказывает, как он обрел и потерял работу, пропил новый, купленный на деньги дочери мундир, после чего ходил просить у нее «на похмелье». Соня ни в чем его не упрекнула: «Тридцать копеек вынесла, своими руками, последние, все что было, сам видел... Ничего не сказала, только молча на меня посмотрела». Раскольников с Соней находятся на одном и том же бедственном жизненном уровне.
Родион Романович дошел до крайней черты бедности, но в этом положении ему чудится странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа». Простым выходом из тяжелого финансового положения Родион Романович считает убийство. Однако в этом решении превратиться в кровавого преступника главную роль играют отнюдь не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он - не «тварь дрожащая». Для этого нужно «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы. Жертвой этого морального эксперимента была выбрана злая старуха-процентщица Алена Ивановна. Ее Раскольников считает «вошью», которую он, согласно своей теории, может раздавить без всякой жалости. Но, зарубив Алену Ивановну и ее сводную сестру Лизавету, Родион Романович вдруг обнаруживает, что он больше не может нормально общаться с людьми. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его поступке и изощренно над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям».
Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. При этом Раскольников по-прежнему способен время от времени отвлекаться от своей богатой внутренней жизни и обращать внимание на происходящее вокруг него. Так, он становится свидетелем несчастного случая с Семеном Мармеладовым - пьяный чиновник попадает под лошадь. В сцене исповедования раздавленного и доживающего последние минуты Мармеладова автор дает первое описание Софьи Семеновны: «Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами». Узнав о происшествии, она прибегает к отцу в своей «рабочей одежде»: «наряд ее был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своем особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью». Мармеладов умирает у нее на руках. Но даже после этого Соня посылает младшую сестру Поленьку догнать Раскольникова, который пожертвовал свои последние деньги на похороны, чтобы узнать его имя и адрес. Позже она наведывается к «благодетелю» и приглашает его на поминки отца. Это мирное мероприятие не обходится без скандала: Соню несправедливо обвиняют в краже. Несмотря на благополучный исход дела, Катерина Ивановна с детьми лишаются крова - их выгоняют со съемной квартиры.
Теперь все четверо обречены на скорую гибель. Понимая это, Раскольников предлагает Соне сказать, как бы она поступила, будь у нее власть заранее лишить жизни оклеветавшего ее Лужина. Но Софья Семеновна не хочет отвечать на этот вопрос - она выбирает покорность судьбе: «Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать? К чему такие пустые вопросы? Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? Он ищет у нее сочувствия, поскольку понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Теперь Родион Романович предается извращенному удовольствию самоуничижения. Однако, в отличие от идейного убийцы, Соня - «дщерь, что мачехе злой и чахоточной, детям чужим и малолетним себя предала».
У нее есть четкий нравственный ориентир - библейская мудрость очистительного страдания. Когда Раскольников рассказывает Мармеладовой о своем преступлении, она жалеет его и, упирая на библейскую притчу о воскрешении Лазаря, убеждает покаяться в содеянном. Соня намерена разделить с Раскольниковым превратности каторжной жизни: она считает себя виноватой в нарушении библейских заповедей и согласна «пострадать», чтобы очиститься. Важная черта для характеристики обоих персонажей: каторжники, отбывавшие наказание вместе с Раскольниковым, испытывают к нему жгучую ненависть и одновременно очень любят навещающую его Соню. Родиону Романовичу говорят, что «ходить с топором» - не барское дело; его называют безбожником и даже хотят убить. Соня же, следуя своим раз и навсегда установленным понятиям, ни на кого не смотрит свысока, ко всем людям она относится с уважением - и каторжные отвечают ей взаимностью. Закономерный вывод из взаимоотношений этой пары центральных героев романа: без жизненных идеалов Сони путь Раскольникова мог завершиться только самоубийством. Федор Михайлович Достоевский предлагает читателю не только воплощенные в главном герое преступление и наказание. Жизнь Сони ведет к покаянию и очищению.
И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На каждую грязь способно, однако, мое сердце! Господи, неужели? Нет, я не вытерплю! Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо как арифметика. Ведь я все равно же не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю! Данные эпизоды говорят о противоречивости характера героя. В Раскольникове сочетаются две крайности: с одной стороны, чуткость, отзывчивость, боль за человека, очень непосредственная и острая реакция на несправедливость и зло, царящие в мире, с другой - холодность, осуждение своей чуткости, равнодушие и даже жестокость. Поражает резкая смена настроений, перехода от доброго к злому. Чем вызваны эти противоречия, борьба двух начал в душе Раскольникова? Ко всему-то подлец-человек привыкает! Видим, что мысль Раскольникова идет от частного факта к широким обобщениям. Живая боль за человека натыкается на холодные мысли: «... В Раскольникове внутренняя борьба, он отрицает мир, в котором человеку некуда «больше идти», но в то время готов оправдывать эту жизнь. Сознание героя как бы развивается: он все время спорит сам с собой. Вскоре герой из письма матери узнает о жертве сестры. Но теперь это уже не мечта, не «игрушка» - жизнь укрепляет в его сознании давно созревшее решение. Действие в романе разворачивается быстро. История преступления и наказания Родиона Раскольникова день заднем : Первый день: ч. I, гл. Действие романа занимает две недели, но его предыстория дольше. За полгода до убийства Раскольников написал статью о праве «сильного» преступать закон. Прошло три с половиной месяца - и Раскольников впервые идет к Ростовщице заложить колечко. И вдруг слышит за соседним столиком разговор студента с офицером - о старухе-ростовщице и о «праве» на убийство. Еще через две недели у Раскольникова созревает решение: Убить старуху. Месяц ушел на подготовку, затем - убийство. Подтверждают ли окружающие героя обстоятельства его мысль о том, что задуманное им убийство - не преступление? Ответить на вопросы: a. В чем главная причина преступления Раскольникова? Ваше мнение по этому вопросу? Какова точка зрения автора? Для Раскольникова это означает отказ от жизни, от естественного права на любовь, от действия. Анализируется отрывок: «На улице жара стояла страшная... В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день, как уж он почти ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Анализ приводит к выводам : Герой не принимает «лик мира сего»; такая жизнь вызывает в нем чувство омерзения и злобного презрения к столпам общества. Герой находится в состоянии острого нервного возбуждения, он духовно и физически подавлен. Какой именно? Преступление Раскольникова. Цель: показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как. Виды деятельности: беседа, пересказ эпизодов, комментирование их. Убийство старухи замыслено как жизненная проверка теории на практике. Герой ничего не хочет для себя лично, но он не может смириться с общественной несправедливостью. Обратим внимание на то, что все окончательные решения героя имеют странное свойство: «Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее тотчас становились в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда ни на одно мгновенье не мог уверовать в исполнимость своих замыслов, во все это время... А между тем, казалось бы. Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился сосвоей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Достоевский утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и страсти, но и отвлеченные теории; они обладают способностью воспламенять душу человека, порабощать его сознание и волю. Достоевский постоянно обращает наше внимание на стихийность преступления. Идя на преступление, Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние соображения. Стихийность и в самом убийстве «... Затем ему показалось, что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи кошелек; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на «пробе». В этот момент возвращается домой Лизавета - одно из тех беззащитных существ, ради которого герой допускал «кровь по совести». Так Достоевский, показывая несоответствие между теоретическими решениями и практикой, подчеркивает, что невозможно «рассчитать жизнь» теорией, жизнь сложные «арифметически». А выдумай вы другую теорию, так, пожалуй, еще и в сто миллионов раз безобразнее дело бы сделали! Ответить письменно на вопрос: Почему Раскольников вопреки сомнениям совершает убийство? В чем убеждает нас поведение героя во время убийства? Домашнее задание: 1 ряд: Пересказ эпизодов о Лужине: ч. Цель: выяснить, что же помешало Раскольникову по его теории, почему герой признался в убийстве. На предыдущих уроках, мы пришли к выводу, что Раскольникова увлек идеал сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих», у него страстное желание войти в число «сильных мира», но преступлением Раскольников поставил себя в такую позицию, что примкнуть к миру людей, живущих по его теории Лужин, Свидригайлов , он не может. Какое преступление? Они сами миллион людей изводят, да еще за добродетель почитают... Слова автора: «О, как бы счастлив он был, если бы мог сам обвинить себя... И вовсе не из-за того, что разочаровался в своей теории, что раскаялся в преступлении, что понял свою вину. Какова же истинная причина? Эпилог: «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? Вот в чем одном признавал свое преступление: только в том, что он не вынес его и сделал явку с повинной». Его размышления после встречи с мещанином: о «настоящем властелине, которому все разрешается... Повинуйся дрожащая тварь - и не желай, потому - не твое дело». Герой стыдится своей человечности. Сознание, что он «вошь», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. I - Центральными эпизодами романа, раскрывающими борьбу героя со своей «натурой», способной к состраданию и чуткой к несчастьям людей, являются встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем. После убийств» он, во что бы то ни стало, хочет победить «болезненно раздраженную натуру свою», побороть ощущение преступности, доказать себе, что он не «тварь дрожащая». Именно с этой целью «доказать» отправляется Раскольников к следователю Порфирию Петровичу. Обратное внимание на фальшивость поведения Раскольникова с Разумихиным, на его мысли, когда он думает о предстоящем разговоре со следователем: «Этому тоже надо Лазаря петь... Он окружен людьми, поэтому молчание его будет ненатуральным. И Раскольников старается «натуральнее петь». Живая душа, человеческая природа в герое сопротивляются идее о праве сильной личности, но и с самим собой. На второй поединок с Порфирием Петровичем Раскольников идет, преследуя единственную цель: «... Почему Раскольников требует, чтобы Порфирий Петрович допрашивал его непременно «по форме». Раскольников хочет победить не только следователя, но и самого себя, ощущение преступности в себе самом. Он делает в этой борьбе ставку на ум, логику, «арифметику». Логика мысли Раскольникова сильна, «казуистика его выточилась как бритва». Победить свою натуру и следователя Раскольников хочет, опираясь именно на свою систему взглядов. Смотри в него и любуйся, вот что-с! Порфирий Петрович не хочет допрашивать «по форме», понимая, что поймать Раскольникова с помощью допроса «по форме» нельзя. Он делает ставку не его живую душу. Следователь ведет тонкую игру. И Раскольников, для которого «ясно как день, справедливо как арифметика», что. Раскольников разочарован в себе, а не в своей теории, он по-прежнему верит в свою «идею», оправдывающую «кровь по совести», не признает себя виновным перед законами мира сего и не раскаивается, в преступлении. Герой презирает себя за то, что не вынес свое преступление и сделал явку с повинной, страдает от сознания, что не может отнести себя к разряду «право имеющих», что он «вошь», как и все. Человеческая природа, его натура не выдерживает мучительного чувства Преступности, он все время проговаривается, выдает себя. В романе утверждается мысль о противоестественности преступить принцип человечности. Во внутренней борьбе Раскольникова «натура» берет верх, и ему ничего не остается как «сделать явку с повинной» , - Проследим эту борьбу по тексту романа. Какие ощущения возникли у Раскольникова в первый день после убийства? Раскольников убежден, что прежнее, обыкновенное его положение в жизни неотвратимо утрачено. Что с особенной силой почувствовал и понял Раскольников при встрече с матерью и сестрой? Обратите внимание на авторские ремарки, сопровождающие высказывания Раскольникова в разговоре. С помощью ремарок чувствуем за словами Раскольникова его душевное состояние, которое противоречит его словам. Герой волнуется, испытывает раздражение, досаду, смущение, слово вдруг передает быструю смену чувств и мыслей Раскольникова. Видим его раздвоенность, противоборство в душе. Докажите текстом романа: расскажите о поведении и поступках героя в первый день после болезни ч. Какое желание возникло у него, когда он пришел в себя? Желание бежать. Он не знал и не думал о том, куда идти, «он знал одно, что все это надо кончить сегодня же, за один раз... Как только Раскольников находит утраченную связь с людьми, в его душе появляется чувство «вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни». Пропадает ощущение преступности, появляется вера в жизнь. Раскольникову показалось, что и ему «можно жить,... Вспомните, Раскольников зайдет к Соне перед тем, как идти с повинной, и сам себе скажет: «Нет, - мне слез ее надобно было...
По воле случая, за Соню заступился господин Лебезятников, который подтвердил её невинность, а сам Раскольников же «был деятельным и бодрым адвокатом Сони против Лужина, несмотря на то, что сам носил столько собственного ужаса и страдания в душе». После скандала Соня убежала к себе на квартиру. Вскоре к ней пришёл Раскольников, «он должен был объявить ей, кто убил Лизавету». Они оба ждали эту встречу: Родион больше не желал мучить себя осознанием своего бессилия перед необходимостью, а Соня всё сидела, закрыв лицо руками, в ожидании. Во время разговора у Раскольникова дрожал голос, мысли путались, и сам он был крайне взволнован. Соня постоянно беспокоилась услышать, наконец, что-то особенное в этой нетвердой и к чему-то издалека подходящей речи. Молодой человек спрашивает её мнение, как бы она поступила, если бы могла решить судьбу такого мерзкого человека, как Лужин. Дальше позволять совершать ему жить и делать пакости, или же освободить мир от этого гнусного человечишки?
Раскольников, увидев Соню, вернулся в контору по нескольким причинам.
Раскольников хотел бы мыслить как Соня, но для этого не нужно было идти на поводу у собственной агрессии и жадности. Раскольников приходит к соне в первый раз(он считал,что в последний),чтобы сказать,что он бросил всех своих родных. Выбор Раскольникова прийти к Соне был обусловлен не только его поиском истины и пониманием границ морали, но и эмоциональной связью между ними. Раскольников понимает, что помогает Соне выживать, пошатнулись его принципы, принял решение –признаться. 2) Раскольников после разговора с Ильей Петровичем мог не возвращаться в контору, однако, увидев Соню, окончательно решил признаться в убийстве старухи.