На сцене НОВАТа премьера: впервые в Новосибирске – спектакль Большого театра России «Дама с камелиями» в постановке Джона Ноймайера. ДАМА С КАМЕЛИЯМИ Версия театра «Приют комедианта» по одноименному роману и пьесе Инсценировка В. Фильштинского при участии Н. Скороход Постановка Заслуженный деятель искусств России Вениамин. «В своей первой оперной постановке Владимир Кехман представит собственную оригинальную трактовку знаменитой «Дамы с камелиями». В процессе работы над спектаклем по Толстому закончилась лицензия у «Дамы с камелиями», спектакль шел до 2021 года. Режиссером спектакля, художником по костюмам и художником-постановщиком выступила Анна Матисон, жена актера Сергея Безрукова.
Владимир Кехман переписал Дюма-сына
Мебель, ковры, вазы, бокалы, зонты, веера, трости — все было подлинным в этом спектакле. Альфред Бассехес, искусствовед: «Актеры на сцене почти жонглируют предметами. Ассигнации, часы, сигары, письма, цветы, зонтики, бокалы постоянно мелькают в руках». Художник Иоганнес Лейстиков, смакетировал выгородку, поразительным образом использовав возможности неширокой, неглубокой и невысокой сцены. Она была перегорожена по диагонали легчайшей стенкой-щитом, задрапированной занавесами ренуаровских нежных расцветок.
Пока жива, не откроет она и тайну трех карт. В спектакле Мейерхольда и в исполнении тридцатилетней Надежды Вельтер это замечательно яркий персонаж, не вполне оперный, далеко не традиционный. В Графине — Вельтер чувствовалась тяжесть лет, но не было дряхлости, не лежало на ней печати смерти.
Фотографии сохранили выражение ее лица, похожее и на дьявольский оскал, и на дьявольскую усмешку. И в ее пении, и в ее походке и в самом деле присутствовала тайная дьявольщина, след миракля, о котором говорил Мейерхольд, живой след исчезнувшего жанра. Восприимчивые зрители все это понимали, хотя, рассказывая о впечатлении, использовали нейтральные и неопасные слова. Вспоминает певший Томского Алексей Иванов, тогда начинающий певец, впоследствии знаменитый баритон Большого театра: «Облик ее — 89-летней старухи — отличается от традиционного тем, что она еще держится прямо, ходит без палки, не трясется, пытается следить за модой и скрывает свои года под румянами, белилами и пудрой. На сцене она появляется в сопровождении одной камеристки. Приживалки — за сценой» В. А о центральной сцене спектакля спустя сорок лет вспомнил Борис Равенских: «Совершенно гениальной была сцена появления Германа в спальне Графини по-моему, лучшая сцена в советском оперном театре » Там же.
Эта сцена столь же драматична и столь же динамична, как и упомянутая чуть выше сцена из «Дамы с камелиями», и так же развертывается вокруг кресла, около лестницы и чуть ли не на бегу, но в отличие от той, из «Дамы с камелиями», подробно, почти такт за тактом, описана Н. Шульгиным, актером и помощником режиссера Малого оперного театра, умершим в первую блокадную зиму, в феврале 1942 года. Он попытался зафиксировать весь спектакль на бумаге, и запись его, один из первых опытов такого рода, совершенно бесценна напечатана в книге, которую мы здесь несколько раз вспоминаем. Шульгин был добросовестный хроникер, описывал только то, что видел, и не давал волю никаким произвольным интерпретациям. А старые ленинградцы наблюдали другое: молодой человек с простонародным, как будто чекистским лицом, с пистолетом в руках и с истеричной интонацией в голосе ведет допрос старой аристократки: где драгоценности? А старуха молчит, держится до последнего вздоха. Это был триумф петербурженки «из бывших» на ленинградской сцене.
На репетиции Мейерхольд говорил певице Вельтер: «Мы не хотим Бабы-яги». Он знал, чего добивался. Но больше всего волновал его Герман. Партию Германа пел тридцатисемилетний певец Николай Ковальский не имевший, кстати сказать, специального образования и, судя по единодушным отзывам, пел замечательно. В одно время с Ковальским партию Германа в бывшем Мариинском театре пел Николай Печковский, кумир ленинградских меломанов и предмет устойчивой и почти необъяснимой ненависти Мейерхольда. Печковский был артистом с роковой судьбой, — как мы расскажем дальше, роковая судьба коснулась и почти всех участников мейерхольдовской постановки. Совсем не намеренно оказавшись в начале Отечественной войны по ту сторону фронта, после войны он был осужден, попал в ГУЛАГ, провел там несколько лет, после смерти Сталина был реабилитирован, но петь в прежнюю силу уже не мог и вынужден был расстаться с Ленинградом.
Начинал он, однако, в Москве, в оперной студии К. Станиславского, хотя уроки великого реформатора, по-видимому, не пошли ему впрок, и, переехав в Ленинград, он быстро перенял весьма условную и чисто петербургскую — старопетербургскую — манеру пропевания нот, произношения слов и выделывания жестов. Сохранившиеся записи Печковского — Германа позволяют судить о том, как он строил партию и как пел: интонационно заразительно, вокально эффектно, но и чрезмерно мелодраматично. Он пел то, что написал Модест Ильич: «и плачу вашею слезою». И действительно «плакал слезою», что, конечно, не могло не вызвать протеста у Мейерхольда, которому нужен был драматический и даже героический тенор, а не тенор слезливый. В партии Германа Мейерхольд услышал героические нотки. Впрочем, не только это.
Как и тридцатисемилетний певец Николай Ковальский. У исполнителя мейерхольдовского Германа тоже была непростая судьба. Вскоре после этого покинул Ленинград и уехал в провинцию» В. Дальше след его пропадает. Дата смерти точно не известна. Предположительно 1952 год. Официальных записей тоже не осталось.
И все-таки существует нечто такое, что можно считать документальным свидетельством о спектакле, которого нет. Есть радиозапись «Пиковой дамы» Большого театра. Это, конечно, не Мейерхольд, исполняется без всяких купюр канонический текст музыки и либретто. Но за пультом Самуил Самосуд, тот самый Самосуд, который был музыкальным руководителем и дирижером мейерхольдовской постановки. Сам Мейерхольд считал его соавтором и даже сорежиссером. Согласие было полным. Даже в том, что касалось неизбежных и нежелательных купюр.
Тем не менее все авторитетные специалисты посчитали, что именно Самосуд заново открыл запетую оперу, что музыка звучит грандиозно. Притом что дирижерский принцип Самосуда решительно расходился с режиссерским принципом Мейерхольда, что вовсе не заводило в тупик, а приводило к желанному результату. Мейерхольд, по своему обыкновению, членил режиссерский текст на эпизоды, всего их было четырнадцать. А Самосуд стремился слить все музыкальное содержание оперы в один симфонический поток, он ставил оперу-симфонию или, иначе, вокальную симфонию, симфонию голосов, вливавшуюся в оркестровую симфонию, что создавало единый и нерасчленимый звуковой образ. И этот образ был захватывающе экспрессивен. С первых тактов интродукции музыка властно влекла за собой. Ее наполняла магнетическая и неостановимая сила.
Это было явление Фатума, и это был музыкальный портрет Германа, фатального героя. Именно таким он был у Ковальского, Мейерхольда и Самосуда. Просвещенные зрители, которых привел в восторг Герман — Ковальский, пытались разъяснить впечатление с помощью популярных социологических схем и естественных литературных ассоциаций. Вспоминали литературную серию тех лет: молодой человек XIX века, называли Стендаля и Достоевского, Жюльена Сореля из «Красного и черного», Родиона Раскольникова из «Преступления и наказания» — таким широким был ассоциативный диапазон и таким стойким стремление увидеть в роли Ковальского антидворянский мятеж, восстание гордого плебея. Об этом писал театровед Алексей Гвоздев, говорил музыковед Иван Соллертинский, вспоминая к тому же Печорина и Грушницкого. И все это справедливо, все это входило в спектакль и окрашивало роль, все рождало наплыв впечатлений, захватывающих, неординарных. Но кажется, что из внимания выдающегося театроведа и еще более выдающегося музыковеда ускользнула немаловажная вещь: певец строил свой образ из музыки, а не из литературы.
Экзистенция Германа — Ковальского была музыкальной. И в высшей степени театральной.
Герои торжественно вручали розы друг другу, носили их в петлицах, выбрасывали, целовали, мяли, зажимали цветки во рту. Зато мне очень понравилась придумка с куклой, которая заменяла в некоторых сценах живую актрису. Это и сцена жестоких игр с Маргаритой, в которых участвовало скорее ее тело, нежели сознание или душа. И сцена смерти, когда Арману остается только ее пустая оболочка, а живая и дышащая Маргарита, незамеченная им, уходит. Очень красивая пара главных героев - Анастасия Панина и Антон Феоктистов.
Им веришь до конца - и в сцене трепетной трогательной нежности к друг другу, и в бешеном порыве страсти, и в желании растоптать и унизить другого. Инна Кара-Моско в роли Судьбы - блистательна. Строга, неумолима... К концу спектакля для меня окончательно стало понятно, что слова не нужны. Танцевальная пластика героев, летящие движения бархата, вееров и перьев, бесконечное кружение стеклянного павильона с его винтовыми лестницами, представляющего то железнодорожный вокзал, то загородную резиденцию, то парижский салон , мерцающий свет кованных фонарей - все это завораживает, вовлекает зрителя, не отпускает до конца.
Либретто Франческо Марии Пьяве по драме Александра Дюма-сына «Дама с камелиями» Сценическая редакция либретто: Владимир Кехман Премьера постановки: 8 февраля 2024 года В своей первой оперной постановке Владимир Кехман представит собственную оригинальную трактовку знаменитой «Дамы с камелиями». Действие спектакля разворачивается в первой половине ХХ века — в эпоху великих потрясений и великого искусства. Маргарита с детства живёт лишь балетом, но страшные события 1917 года вынуждают её покинуть Петербург и начать карьеру заново в эмиграции.
Спектакль Большого театра «Дама с камелиями» впервые отправляется на гастроли
В аннотации спектакля говорится, что «Дама с камелиями» Михайловского театра — это «история жизни русской балерины, которая вынуждена выбирать между сценой, чувствами и деньгами». На сцене НОВАТа премьера: впервые в Новосибирске – спектакль Большого театра России «Дама с камелиями» в постановке Джона Ноймайера. Роман "Дама с камелиями" известен как история трагической любви куртизанки Маргариты Готье к романтичному и благородному Арману Дювалю.
Что еще почитать
- «Мейерхольдовщине не место в советском искусстве»
- Как купить билеты?
- Репетиция оперы "Дама с камелиями" в МХАТ им. Горького
- Дама с камелиями (спектакль, 1990 г.) - YouTube
И здесь санкции: в Большом театре отменили показ балета «Дама с камелиями»
В постановке сочетаются драматические эпизоды из романа Дюма и музыкальные сцены из оперы Верди. С одной стороны, все знакомо и традиционно, но вместе с тем зрители увидят неожиданные режиссерские решения, особый рисунок спектакля. Создатели расширили ряд персонажей, сделали акцент на развитии внутренней психологической линии взаимоотношений героев, на противопоставлении переживаний героини веселому парижскому обществу дам полусвета.
Опера «Дама с камелиями» — это не только потрясающая музыка и великолепное исполнение, но и глубокий смысл, который оставляет долгое впечатление после спектакля. Это постановка, которая берет за душу и заставляет задуматься о ценности искусства в нашей жизни.
Не упустите возможность погрузиться в мир страсти, романтики и великого искусства. Купите билеты на оперу «Дама с камелиями» в Михайловском театре уже сегодня.
Действие спектакля разворачивается в первой половине ХХ века — в эпоху великих потрясений и великого искусства.
Маргарита с детства живет лишь балетом, но страшные события 1917 года вынуждают ее покинуть Петербург и начать карьеру заново в эмиграции.
В какой-то момент их любовь вспыхнула с новой отчаянной силой, но Маргарита быстро вспомнила о сестре Армана и своем обещании его отцу. Бедняжка Бланш не сможет выйти замуж за милого Жоржа, если ее братец свяжется с куртизанкой. Поэтому уже во второй раз Маргарита, скрепя сердце, отвергла Армана. Оскорбленный, он демонстративно ушел в обнимку с юной Олимпией.
Их пути снова разошлись, но Арман так и не смог позабыть Маргариту. Наблюдая за счастьем сестрицы Бланш и ее жениха Жоржа на морской прогулке, он раз за разом вспоминал о том, что потерял. А Маргарита тем временем боролась с болезнью на лечебном курорте. Её дни были сочтены, Граф давно покинул ее, но она не поддалась отчаянию. Пусть веселье наполнит остаток жизни!
Но в день свадьбы Бланш и Жорж Маргарита тайком пришла к церкви и обратилась к господину Дювалю с последней просьбой: открыть Арману правду.
Воссоздание эпохи в спектакле «Дама с камелиями» (1934)
Репетиция премьерного спектакля «Дама с камелиями» Михайловского театра (Санкт-Петербург) на сцене МХАТ имени Горького© РИА Новости / Кристина Кормилицына– Да! В аннотации спектакля говорится, что «Дама с камелиями» Михайловского театра — это «история жизни русской балерины, которая вынуждена выбирать между сценой, чувствами и деньгами». У Государственного академического Большого театра России истек срок действия лицензии на балет "Дама с камелиями" хореографа Джона Ноймайера. В Парке Горького этим вечером дают «Даму с камелиями» на большом экране и в прямом эфире.
Сегодня спектакль Большого театра «Дама с камелиями» будет представлен в Новосибирске
Режиссером спектакля, художником по костюмам и художником-постановщиком выступила Анна Матисон, жена актера Сергея Безрукова. история жизни русской балерины, которая вынуждена выбирать между сценой, чувствами и деньгами. Либретто, написанное Франческо Мария Пьяве, основано на автобиографичных событиях Александра Дюма-младшего, которые описаны им в романе «Дама с камелиями». Культовый балет «Дама с камелиями» исчезнет из репертуара Большого театра: после истечения срока лицензии балетмейстер Джон Ноймайер отказался её продлить. Кехман действительно перешел от административных задач к творческим и «Дама с камелиями» его первый оперный спектакль.
Другие сюжеты
- «Дама с камелиями» в Доме культуры «Стимул» / События города / Сайт Москвы
- В.Э.Мейерхольд и З.Н.Райх. Берлин. 1932
- Подпишитесь на новости «МО»
- Премьера. Опера «Дама с камелиями» в постановке Владимира Кехмана
- Танцующая «Травиата» | Музыкальная жизнь
- Новая «Дама с камелиями»: | ВестиСПб: Новости Санкт-Петербурга