Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. Характеризуем потери СССР в первый период войны, называем меры, предпринятые для обеспечения армии всем необходимым. Иллюстрация к новости: Алан Баренберг «От далекой окраины к оплоту советского тыла: Воркута в годы Второй мировой войны».
Исполком СНГ
- Всё для Победы
- Трудовая доблесть тылового города
- "Самовары" Сталина: Как советские города "чистили" от героев-инвалидов
- Историк назвал подвиг, который помог СССР победить Германию
Будни советского тыла. Жизнь и труд советских людей в годы Великой Отечественной Войны. 1941–1945
Для тружеников тыла существовали награды. Самой массовой была утверждённая в июне 1945 года медаль «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Таких вручили свыше 16 млн, в том числе и первым лицам государствам — Молотову, Кагановичу, Маленкову и другим. Помимо этого, были медали за трудовую доблесть и трудовое отличие, ордена «Знак почёта» и Трудового Красного Знамени. Советский тыл в годы ВОВ.
Что мы узнали? Кратко говоря, роль советского тыла в годы Второй мировой войны была очень велика: с тыла поставлялись боеприпасы, одежда, горючее, он служил местом эвакуации для предприятий и учебных заведений.
Культура для силы духа русского народа Если говорить об основных аспектах кратко, советский тыл в годы войны и фронтовики поддерживались не только собственными силами советских тружеников и партизанами, но и культурными деятелями. Писатели прославляли героизм народа в своих произведениях и на практике доказывали любовь к Родине, вступая в ряды Красной Армии. На фронтах воевали А.
Гайдар, М. Шолохов, А. Твардовский, А. Фадеев, К. Симонов и другие.
Не умер и русский кинематограф. Все фильмы, которые выходили в годы войны, поднимали силу духа советского народа, были насыщены духом патриотизма, который вел советское общество к победе над фашизмом, и героизма. Церковь в военные годы Церковь находилась в крайне затруднительном положении до 1941 года. Однако с началом наступления немецкой армии священники начали призывать верующих давать отпор врагу и ценой своей жизни защищать Родину. Такая позиция удивила Сталина настолько, что атеистический лидер даже пошел на диалог с духовными лицами и прекратил оказывать на них давление, но послабление было кратким.
Советский тыл в годы войны стал религиозным, но после окончания военных действий церковь снова оказалась под запретом. За помощь священников, которая заключалась в духовных наставлениях советских воинов, Иосиф Сталин освободил часть духовных лиц из ГУЛАГа, самолично открыл несколько семинарий и разрешил избрать Патриарха. Широко известен случай, когда Москву, на подступах к которой уже стояли немцы, облетели на вертолете с иконой. После этого фашистских захватчиков удалось отбросить от столицы.
Многие женщины не имели никакой специальности. А время не ждало, их надо было срочно обучать рабочим профессиям и ставить к станкам. Эта проблема в советском тылу стала одной из ключевых. И решать ее старались быстро и оперативно. Как и перевод всего народного хозяйства на военный лад. Уже в ноябре 1941-го из 12.
В Тамбовской области работали курсы по подготовке медсестер для госпиталей — в три смены, без выходных; в Пензенской и Саратовской областях — по подготовке водителей и связистов; подростки зачислялись в фабрично-заводские и ремесленные училища. Враг приближался к Москве. И вся жизнь советского тыла определялась одним-единственным желанием — остановить фашистов любой ценой. День и ночь, бесперебойно, круглые сутки советский тыл делал все, чтобы как можно быстрее снабжать свою армию всем необходимым: от танков, боеприпасов, вооружения до обмундирования, продовольствия и медикаментов. Трудящиеся Белоруссии — фронту Из 124 белорусских предприятий, выехавших в советский тыл, 119 были благополучно доставлены по назначению судьба остальных неизвестна, скорее всего, их разбомбили по дороге. Процесс размещения белорусской промышленности проходил в тылу по-разному. Евстигнеева, речицкая фабрика «10 лет Октября» и др. В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны в экспозиции, посвященной эвакуации из Беларуси в 1941-м, ярко и достоверно отражена эта трагическая, но богатая на подвиги страница прошлого нашего народа. Вторая группа — 96 предприятий — размещалась на местных производствах, родственных по специализации, и практически сливалась с ними в одно производство. Если местная база была достаточно развита, то оборудование и кадровый состав прямо с первого дня включались в работу для фронта, параллельно ведя монтаж своего оборудования.
Именно так сложилась судьба станкостроительных заводов Беларуси: витебских — им. Кирова в Чкалове, им. Коминтерна в Саратове, им. Третья группа — 4 предприятия, которые слились с оборудованием родственных заводов из Москвы, Ленинграда и других крупных городов. В этом случае возникало, по сути, совершенно новое оборонное производство. Так, Гомельский станкостроительный завод им. Кирова, прибыв в Челябинск, был слит с оборудованием станкостроительных заводов из Ленинграда и Киева; Могилевский завод авиационного моторостроения, прибыв в Куйбышев, был слит с оборудованием заводов из Днепропетровска и Москвы. Курган Урал в конце августа. Площадь, на которой надо было разместить 1200 вагонов станков и оборудования, принадлежала местному заводику, производившему сепараторы для молока, и была в 70 раз меньше, чем довоенная площадь белорусского гиганта. Поэтому сразу заводу было выделено дополнительно еще 50 гектаров земли.
Разгружали оборудование вручную — станки, инструменты, оснастку, готовую продукцию и прочие материалы… Значительное количество оборудования размещали под открытым небом. Прямо по земле прокладывали кабели и подключали станки. Монтажные бригады П. Майсака, И. Брозмана и других наскоро сооружали легкие навесы. Работы шли круглые сутки. Люди забывали о нормальном сне, о пище, по 5 — 6 смен не покидая своего места. Инженеры становились бетонщиками, монтажниками, токари и фрезеровщики — землекопами. К концу октября основные монтажные работы были завершены. В немыслимо сжатые сроки были полностью запущены механический, литейный, кузнечный, деревообрабатывающий цехи, заново построены модельный, обрубочный, транспортный, проложена узкоколейка, оборудована трансформаторная подстанция.
В этой титанической работе люди проявляли подлинный героизм. Так, бригада электриков во главе с И. Козятниковым выполнила монтаж самого крупного блока за одну неделю, тогда как в мирное время такой объем выполняли обычно за 30 рабочих дней; конвейер завода был смонтирован за 35 дней, тогда как в мирное время на это уходило не менее 3 месяцев. По 3 нормы за смену выполняли сверловщик Перемышев, токари Акулов, Мосунов, Шиляев, кузнец Лосев и многие, многие другие. По указу Президиума Верхового Совета СССР за такой героический самоотверженный труд большая группа работников завода получила награды и премии — директор завода А. Генкин, мастер В. Нарбутович, слесарь П. Майсак, токарь М. Котликов, штамповщица Т. Шулякова, формовщик С.
С его прибытием смогли приступить к ремонту паровозов мощных серий. Но размещение белорусского гиганта было невероятно трудной проблемой для всех — и самих гомельчан, и местного руководства. Разместить все сразу не позволяли имевшиеся площади. Уфимский завод уже работал на фронт полным ходом. Поэтому часть наших людей сразу включилась в его напряженный ритм, другие продолжали свозить и монтировать свое оборудование, третьи занимались строительством, расширяя имевшиеся цехи, и т. Один из старейших работников завода, Борис Антонович Дворников, вспоминал: «Условия для нас в ту первую осень были просто немыслимые… Климат непривычный, суровый... Куда ни повернись — горе, слезы, похоронки, лишения… Настроение тяжелое — немец у самой Москвы… Высокий профессиональный уровень отличал работу гомельских мастеров-паровозников М. Жихарева, А. Кричевцова, П. Кочицкого, В.
Болвака, К. Злотникова, К. Козловского, С. Сукалинского, С. Маслюкова, братьев Петра и Алексея Лизуновых… Несмотря на самый разгар монтажно-пусковых работ, уфимский завод уже к ноябрю 1941 года перевыполнил свою первую оборонную программу и вошел в число лучших по наркомату путей сообщения СССР! В предельно короткий срок было смонтировано и запущено в работу оборудование Могилевского моторостроительного завода в Куйбышеве, который совместно с московским и днепропетровским заводами разворачивал новое оборонное производство прямо под открытым небом, на так называемой Безымянке, огромном пустыре за городом. Первые 200 белорусских вагонов стали прибывать уже в конце июля. А семья моя из 6 душ: я, жена и четверо малышей. Хлеб по карточкам, на вес золота, картошка тоже. Дров практически нет.
Да и одежды почти никакой… Помню, монтаж мы заканчивали уже глубокой осенью. Грязища по колено. Холод, ветер, дождь! Встаешь на работу затемно, похлебаешь пустой баланды, пожуешь пару картофелин, всунешь в узелок пару луковиц, 300 г хлеба остальные 500 — детям! Пешком 8 км по бездорожью. Пока доберешься — еле живой от холода…» Вокруг кипела стройка — не было ни стен, ни крыши, а станки обрастали оснасткой. Самоотверженно, не думая о себе, трудилась бригада Ф. Райкова, токари И. Баландин, М. Лопаткин, Ф.
Короткевич, Б. Щерба, Ш. Приборкин, шлифовальщик М. Коробушкин, слесари Я. Эйгер, П. Крутиков, контролер И. Худой, осунувшийся, с покрасневшими от бессонницы глазами, он казался мне в те дни отлитым из железа — так велика была воля этого человека. Подойдешь, бывало, к нему, хлопнешь по плечу: «Иди, отец, поспи хоть часок…», а он только отмахнется в ответ, словно от назойливой мухи, дескать, уйди, не мешай». Вместе с оборудованием завода «Гомсельмаш» прибыло 290 кадровых рабочих, 135 инженерно-технических работников и 43 служащих. Заводы объединены в одно предприятие «Уралсельмаш».
Завод получил задание организовать выпуск мин и минометов. Фронт и тыл едины В невероятно тяжелых условиях была смонтирована и запущена Витебская оптическая фабрика. Это огромное предприятие, на 90 процентов оснащенное импортным оборудованием, прибыло в уральский поселок Суксун Кировская область в конце июля. Уже к началу октября, несмотря на тяжелейшие условия для монтажа окна были забиты фанерой, пол земляной, отопление печное , основные работы были завершены. В декабре фабрика, переименованная в оборонный оптико-механический завод Наркомата здравоохранения СССР, приступила к круглосуточному выпуску оптических линз для фронта. Морозы доходили до минус 50 градусов. Но люди по 12 — 13 часов не отходили от станков — слесари-инструментальщики братья Иван и Сергей Зуевы, токари Ильин, Каган, работницы Давыдова, Ладысова, Богомолова и другие. По рассказам местных жителей, до войны при таком морозе и снежных заносах работа в поселке Суксун вообще отменялась. Настоящий трудовой героизм проявили в тылу и коллективы 50 белорусских предприятий легкой промышленности. Мобилизация на фронт огромного количества мужского населения сразу создала патовую ситуацию — надо было в разы увеличить выпуск воинского обмундирования, обуви, теплого белья, сухих пайков, армейских аптечек, полевых кухонь.
Своевременное и бесперебойное снабжение этой продукцией имело огромное политическое значение для армии, поскольку поднимало моральный дух бойцов. Это хорошо понимали в советском тылу. Смекалке и многим инициативам не было счета в те дни. Люди умудрялись находить выход из самых невероятных условий. Помню, на одном участке даже висела цепь из батарейных лампочек и при таком освещении женщины шили гимнастерки! Нет ножниц — сами напаивали пластинки, затачивали их и снова работали. Даже ремни для швейных машин шили сами — из остатков бязи, из разных отходов…» В конце сентября 1941 года, в самый разгар тяжелых боев, когда фашисты уже стояли под Москвой, коллективы 35 белорусских предприятий наладили выпуск продукции для фронта; к началу ноября к их числу прибавилось 27 предприятий, а в марте 1942 года — еще 19. Специализация их резко изменилась с переходом на выпуск оборонной продукции. Машино- и станкостроительные заводы освоили производство вооружения и боеприпасов танки, минометы, артиллерийские снаряды, гранаты, мины и т. Предприятия местной промышленности перешли на выпуск лыж, ранцевых огнеметов, противотанковых мин, санитарных повозок, патронташей, носилок, саперных лопаток, колючей проволоки, «ежей» и т.
Тема информационного часа — «Советский тыл в годы войны». Важную роль в борьбе с германскими захватчиками играли не только воинские соединения, но и все труженики тыла. Они обеспечивали фронт всем необходимым. Учащиеся познакомились с особенностями перевода экономики СССР на военное положение, с деятельностью белорусских учреждений и организаций в советском тылу, культурной и духовной жизнью тыловиков.
Советский тыл в Великой Отечественной войне
Оказавшись на берегах Невы c единственным чемоданом, Анна вспоминала слова дяди о том, что советским войскам понадобится всего три месяца, чтобы разбить фашистов. Коммунистическая партия и Советское правительство считали подготовку Тыла Советской Армии к войне одной из важных государственных задач. Сервис электронных книг ЛитРес предлагает скачать книгу Советский тыл 1941–1945: повседневная жизнь в годы войны, Коллектива авторов в форматах fb2, txt, epub, pdf или читать.
Шесть тысяч героических историй тружеников тыла
Попал в плен в июле 1941 года и в феврале 1942 года умер в лагере Маутхаузен артист Константин Копеин. Несколько человек пропали без вести. Многие после окончания войны вернулись в театр. В 1942 году была сформирована первая актерская бригада, которую правильнее было бы назвать передвижным театром, так как в отличие от других концертных бригад в ее репертуаре были не только концертные номера, но и несколько спектаклей. Как писал позднее в воспоминаниях политрук бригады В.
Орлов, артисты были готовы в едином порыве "по-пластунски добираться до места работы" на передовую. Но делать им этого не пришлось — театральной бригаде была выделена "открытая грузовая полуторатонка, ставшая с этих пор обычным способом передвижения", на которой волковцы добирались к своим зрителям на фронтах. Помощь эвакуированным Через Ярославль и Ярославскую область проходил один из основных путей эвакуации жителей Ленинградской области и блокадного Ленинграда, рассказывает директор Музея боевой славы Михаил Кербиков. Зачастую у эвакуированных не было при себе ничего, только документы.
Таким людям выделялись деньги на приобретение необходимого. На вокзале Ярославля был организован крупный эвакуационный пункт, в котором дежурили врачи для оказания первой медицинской помощи и функционировали пункты санитарного контроля для предотвращения распространения инфекционных заболеваний. При эвакопунктах были общежития для тех, кто по каким-то причинам вынужден был задержаться в Ярославле и не ехал дальше, работали столовые, обеспечивающие эвакуированных регулярным горячим питанием. О масштабах задач свидетельствуют, например, данные станции Данилов Ярославская область на 1942 год, где пища готовилась на трех объектах, в час по талонам выдавалось по 300 обедов.
С 20 июня по 11 июля 1942 года только на этой станции накормили 46 865 человек. Их не везли дальше вглубь страны, потому что была опасность того, что малыши просто не доедут", — директор показывает стенд с экспозицией, рассказывающей о помощи ярославцев ленинградцам. На стенде — фотография маленького мальчика и женщины. Прибыл в шк.
Малыш попал в больницу, а после выписки оттуда его усыновила жительница Ярославля Вера Коршунова, давшая ребенку свою фамилию.
В результате непрерывного совершенствования производства с мая 1942-го по май 1945 г. Рост производительности труда обеспечивался как путем увеличения выработки в единицу рабочего времени - за счет рационализации производства, так и путем увеличения рабочего времени - за счет сокращения его потерь и увеличения сверхурочных работ. Только в 1944 г. Наряду с ростом производительности труда существенно снизились затраты при выпуске важнейших видов вооружения. Экономический эффект от снижения себестоимости военной продукции за 1941 - 1944 гг. Только за счет экономии материалов и денежных средств танковая промышленность дала фронту за последние три года войны свыше 25 тыс. Характерно и то, что в расчете на 1 млн. Таким образом, советская экономическая система в годы военных испытаний продемонстрировала явное преимущество, практически доказав свою высокую эффективность, способность рационального использования всех видов ресурсов, полной мобилизации всех элементов социалистического расширенного воспроизводства на достижение конкретной задачи в экстремальных условиях. Горбачев на торжественном собрании, посвященном 40-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Война потребовала героических усилий от работников сельского хозяйства, призванных обеспечить фронт и тыл достаточным количеством продовольствия, а промышленность - сырьем. Это была задача важнейшего экономического и политического значения. Решалась она в сложнейших условиях. С началом войны численность трудоспособного населения в деревне резко сократилась. Сотни тысяч колхозников были мобилизованы в Действующую армию. Сельские труженики стали работать на заводах, фабриках и шахтах. В Красную Армию были взяты лошади, большая часть автомобилей, мощные дизельные тракторы. Все острее ощущался недостаток горючего. Но и в этих условиях социалистическая система сельского хозяйства выстояла37. Необходимость снабжения армии и населения продовольствием со всей остротой поставила задачу развития сельскохозяйственного производства в тыловых районах - в Центре, Поволжье, Закавказье, Средней Азии, Казахстане, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке.
Посевные площади в этих районах увеличились в 1942 г. Общая площадь посева в колхозах выросла с 62,6 млн. Расширены были посевы сахарной свеклы и масличных культур в Сибири, Казахстане и Средней Азии. Прирост посевов технических культур в 1942 г. В колхозах восточных районов площади под картофелем и овощами в 1942 г. Важную роль сыграло увеличение доли посевов озимых в общей площади зерновых культур: в 1942 г. Рост площадей под озимыми позволил в значительной мере возместить недостаток рабочей силы, тягла и техники39. Им принадлежала большая роль в увеличении продовольственных ресурсов страны, снабжении рабочих и служащих сельскохозяйственными продуктами, прежде всего картофелем и овощами. В 1942 г. Были значительно расширены посевные площади подсобных хозяйств при промышленных и транспортных предприятиях - с 1,4 млн.
С целью обеспечения своевременного проведения всех сельскохозяйственных работ в начале 1942 г. В результате общая выработка трудодней в колхозах на одного трудоспособного поднялась с 254 в 1940 г. Были приняты меры по максимальной мобилизации трудоспособного населения, не занятого общественным трудом в городе и деревне. В апреле 1942 г. В том же году в прополке сельскохозяйственных культур и уборке урожая участвовало уже свыше 4 млн. В связи с резким сокращением в сельском хозяйстве численности трудоспособных мужчин главной силой в колхозах, совхозах и МТС стали женщины. Они возглавляли колхозы, руководили бригадами и звеньями, животноводческими фермами. С 1943 г. Это стало возможным в результате осуществления срочных мер по восстановлению и развитию сельского хозяйства44. Жизненно важное значение для победы над врагом имела организация бесперебойной работы транспорта.
Он сыграл решающую роль в успешном перебазировании производительных сил на восток, с честью справился с не менее трудной и сложной задачей переброски войск и грузов на фронт, с обеспечением нужд военной экономики. Транспортные коммуникации, будучи одним из важнейших материальных факторов войны, с первых дней фашистской агрессии стали объектом ожесточенных налетов вражеской авиации. Временная оккупация части советской территории привела к уменьшению протяженности железнодорожной сети. В первые полтора военных года значительно сократился локомотивный и вагонный парк железных дорог, число самоходных и несамоходных речных и морских судов. Это потребовало перестройки работы всей транспортной сети страны, в особенности железнодорожного транспорта. Только за период до 1 августа 1941 г. Одновременно в огромных масштабах осуществлялась переброска грузов и людей на восток. С июня 1941 г. Резко возросла загрузка железных дорог в восточных районах: если в 1940 г. Война потребовала намного ускорить передвижение грузов.
Железнодорожный транспорт имел специальный военный график, введенный по указанию Политбюро ЦК с 24 июня 1941 года. Это позволило обеспечить более устойчивую работу железных дорог, максимально использовать их пропускную способность. С 25 мая 1942 г. Важная роль в улучшении работы транспорта принадлежала Транспортному комитету при ГКО, организованному в феврале 1942 года46. Принятые меры позволили заметно улучшить работу транспорта: по сравнению с I кварталом 1942 г. В 1943 г. Это укрепило трудовую дисциплину, улучшило организацию труда; более четко и согласованно стали работать все звенья транспортной системы страны. Благодаря этому накануне Курской битвы в районы сосредоточения советских войск в некоторые дни прибывало до 6 тыс. Важное значение для улучшения работы транспорта имело восстановление сети дорог. В годы войны было возрождено около 120 тыс.
Наряду с восстановлением в крупных размерах велось и новое транспортное строительство, сооружались вторые пути. Транспортное строительство было подчинено военно-стратегическим интересам и потребностям развития оборонного производства. Первым крупным объектом, сданным в эксплуатацию в условиях военного времени 1941 г. Благодаря ее постройке Северная дорога оказалась соединенной кратчайшим путем с Кировской, что дало возможность обеспечить всем необходимым ведение военных действий на северном участке советско-германского фронта и вы- 45 История социалистической экономики СССР. Развитие транспорта СССР. Решающее значение для освоения Печорского угольного бассейна его роль была особенно важна в связи с временной потерей Донбасса и Ухтинского месторождения нефти, для улучшения топливоснабжения северо-западных и северных районов страны получило сооружение Печорской дороги, строительство которой началось еще до войны. Участок этой дороги Коноша - Котлас - Кожва протяжением 1100 км был сдан в эксплуатацию в 1942 году. Тогда же вступила в строй действующих дорога Кизляр - Трусово длиной 340 км, давшая дополнительный выход с Кавказа и Поволжья в центральные районы страны. В обслуживании Сталинградского фронта исключительную роль сыграла линия Сталинград - Баскунчак 1942 г. Восстановительные работы и строительство новых железнодорожных линий получили такой размах, что к концу войны эксплуатационная длина железных дорог страны составила 112,9 тыс.
Война явилась суровой проверкой жизнеспособности советского транспорта. Его работники, поставленные в тяжелейшие условия, с честью вышли из всех испытаний.
То есть «если вдруг» наши войска войдут в Польшу, то будут иметь дело не столько и не только с поляками, а с недобитыми белогвардейцами, что превращало эту миссию в продолжение давно минувшей Гражданской войны. Ну а в продолжение сказанного в 5 часов утра 17 сентября советские войска перешли границу Польши, дабы освободить братьев. Смолкли песни. Все собрались слушать речь по радио товарища Молотова. Лица напряжены. В сердце западает каждое слово и рождает на щеках яркий румянец.
Взгляд наполняется радостью. Как все просто и величественно! Все понятно. Товарищ Молотов сообщает о вступлении советских войск на территорию Польши для освобождения братьев-украинцев и братьев-белорусов», — писала «Горьковская коммуна». И снова радости, веселью и песням не было конца. На всех предприятиях, во всех районах, в колхозах и деревнях прошли митинги, на которых трудящиеся горячо одобряли «мудрое решение» советского правительства. Так, бригадир В. Синицын из колхоза Арзамасского района бегом побежал в сельсовет, куда подвозили свежие газеты.
А заполучив пару номеров, сразу помчался на лошади в поле к звеньям, убирающим картофель. Наши войска вошли в Польшу! А в обеденный перерыв все колхозники собрались на коллективную читку. А то ишь какие гады эти паны, столько лет над украинцами измывались», — доносилось из толпы. Молотова, собралось свыше 3 тыс. С речами выступали представители партийных, советских, комсомольских организаций, представители интеллигенции, призывники. От имени призывников я приветствую внешнюю политику Советского правительства. Своей речью тов.
Молотов выразил волю всего советского народа. Нет сомнения, что наша Красная армия покажет всему миру героизм и бесстрашие и достойно выполнит задание Сталинского ЦК и Советского правительства. Митинг принял резолюцию, горячо одобряющую внешнюю политику нашего правительства». Характерно, что «одобрения» политики партии шли вперемешку с сообщениями о призыве в Красную армию. Этот факт доказывает, что ввод советских войск в Польшу воспринимался именно как начало войны, а отнюдь не как мирное шествие. Обращает на себя внимание и тот факт, что призыв проходил вовсе не в стенах военкоматов, как это по идее должно было быть! А в дворцах культуры и других общественных заведениях. Это должно было придать дополнительную торжественность и праздничность данному событию.
В лекционном зале агитаторы и пропагандисты читают лекции, проводят беседы. Призыв в Красную армию — радостная пора для молодежи. Десятки крепких, жизнерадостных сынов нашей родины ежедневно проходят призывную комиссию. И у всех одно желание — встать в ряды Красной армии, верой и правдой служить своему народу. К столу призывной комиссии подходит крепкий, мускулистый призывник. Это помощник машиниста Кулебакского металлургического завода т. Он долго готовился к призыву, сдал нормы на все оборонные значки. Новиков просит зачислить его в войска НКВД.
Просьба т. Новикова удовлетворена. Корсаков, недавно окончивший школу ФЗУ, работает электрослесарем на заводе имени Кирова. Он стахановец, выполняет нормы на 270 проц. С радостью тов. Корсаков выслушивает решение комиссии, признавшей его годным к строевой службе». Помимо оборонных значков страну буквально завалили новости о сдаче норм на значок ГТО Готов к труду и обороне. Нормы сдали 3668 колхозников… В колхозе имени Сталина задание по сдаче норм перевыполнено в три раза».
В следующие дни граждане с волнением слушали радио и буквально давились в очередях за свежими газетами, в которых публиковались сводки с фронта. Последние состояли в основном из четырех частей. В первую очередь сообщалось о невыразимой радости и счастье, которые испытывают жители Польши во время прихода советских войск: «Какими словами передать восторг и радость крестьян Западной Украины, встречающих наши части! Взрослые и дети обнимают и целуют бойцов и командиров, и каждый крестьянин хочет оказать какую-нибудь помощь Красной армии. Близ Ровно, когда командир танка тов. Геращенко поблагодарил крестьян за помощь, крестьянин Марчан обнял его и крепко поцеловал… В местечке Корец навстречу частям Красной армии вышло все население от малых детей до стариков. В руках у многих хлеб, живые цветы, некоторые несут вырезанные из газет портреты товарища Сталина. Шестидесятилетняя старушка Баранова, вышедшая навстречу бойцам с красным флажком, еле сдерживая радостное волнение, сказала: — Настал конец нашей бедности и обездоленности.
Мы, жители Западной Украины, благодарны Красной Армии, которая освобождает нас от угнетения, от произвола польских панов. Да здравствует Красная Армия! Попутно пропаганда подчеркивала, что все это не просто освободительный поход, а самая настоящая война: «Три часа шел ожесточенный бой с поляками за разъезд Житочное. И вот командир роты коммунист А. Сорокин крикнул: «Вперед! За Сталина! В результате стремительной атаки польские солдаты разбежались…» Ну и еще одним, так сказать, трендом стали «фронтовые» поездки 1-го секретаря ЦК Компартии Украины и по совместительству члена Военного совета Украинского фронта Никиты Хрущева: «17 сентября тов. Хрущев посетил Подволочисск и селение Каменка, где был радушно встречен ликующим народом.
Хрущев беседовал с жителями Подволочисска и Каменки, которые спрашивали о жизни в Советском Союзе и выражали горячую благодарность советскому народу за освобождение их от гнета польских панов… Товарищ Хрущев посетил города Дрогобыч, Борислав… Товарищ Хрущев посетил нефтеперегонный завод и договорился с рабочими о том, как быстрее восстановить производство…» В общем, всюду, и тут и там, посланец Сталина товарищ Хрущев в первых рядах «освобождал» Польшу. Кстати, в некоторых поездках Никиту Сергеевича сопровождал и сам командующий Украинским фронтом командарм 1-го ранга Семен Тимошенко: «Товарищ Хрущев побеседовал с крестьянами о трудной жизни при польских панах… Везде беседы товарища Н. Хрущева и С. Тимошенко с населением заканчивались приветственными лозунгами и радостными возгласами ликующего населения…» Оно и понятно, в это время командарму больше и делать-то было нечего, никакого организованного сопротивления польская армия не оказывала. По иронии судьбы Хрущеву и Тимошенко еще придется повоевать вместе.
Труженики тыла внесли существенный вклад в нашу великую Победу, и Новосибирску заслуженно присвоили почетное звание "Город трудовой доблести". Александр Грицай, начальник Западно-Сибирской железной дороги: - Присвоение Новосибирску почетного звания "Город трудовой доблести" - историческое событие. Новосибирцы в годы Великой Отечественной войны совершили трудовой и человеческий подвиг. Неоценимый вклад в Победу внесли железнодорожники. От них зависела оперативная переброска боевой техники, громадного количества войск, их боевое и материальное обеспечение.
По железной дороге эвакуировали мирное население и промышленные предприятия. Символом самоотверженного труда советских граждан в тылу стало лунинское движение, у истоков которого стоял легендарный новосибирский машинист Николай Александрович Лунин. Железнодорожник-сибиряк вдохновил тысячи людей в трудных условиях военного времени на ударный труд. Установка стелы - дань памяти нашим землякам. Мы никогда не забудем их трудовые и военные заслуги во имя будущего нашей Родины. Сергей Кондратьев, генеральный директор АО "Новосибирский механический завод "Искра": - Установка памятной стелы - необходимое и своевременное увековечивание подлинного трудового героизма людей, проявленного в годы Великой Отечественной войны.
Советский тыл в Великой Отечественной войне
Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Исследования о характере и эволюции мобилизационной системы. В нём будут истории о наших современниках, которые трудятся в тылу и помогают в решении задач специальной военной операции. Об этом и многом другом читайте в материале, посвященном подвигу советского тыла.
Открытие фотовыставки проекта "Освобождение. Путь к Победе. Тыл"
Крайне важным представляется формирование группы управления тыла Советской Армии в составе Главного командования советских войск на Дальнем Востоке. Советский тыл в годы Второй мировой войны обложка книги 55 %. Благодаря беспримерному трудовому подвигу советского народа перелом был достигнут и в работе тыла, обеспечивавшего фронт всем необходимым для победы над врагом. Смотрите видео онлайн «Советский тыл в годы Великой Отечественной войны» на канале «Йога с природой» в хорошем качестве и бесплатно, опубликованное 9 ноября 2023 года в 16. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. 33. Советский тыл в годы Великой Отечественной войны. Учащиеся пришли к выводу, что победа Красной армии была бы невозможна без самоотверженного труда советских людей в тылу.