О некоторых нюансах советско-польской войны и Рижского мирного договора — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». Рижский мирный договор, подписанный Россией, Украиной и Польшей, завершал польско-советскую войну. Рижский мирный договор был заключен в 1921 году по итогам Советско-польской войны.
Столетие Рижского мирного договора: чем закончилась советско-польская война
В Москве открылась выставка, посвященная Рижскому мирному договору | О некоторых нюансах советско-польской войны и Рижского мирного договора — в материале корреспондента агентства «Минск-Новости». |
Рижский договор (1921) — Рувики | По этому поводу советская сторона направляла ноты протеста, обвиняя Ригу в нарушении мирного договора. |
Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" | В мирном договоре эти требования были учтены, и в октябре 1921 года РСФСР передала первую часть предусмотренного договором золота, а поляки выслали неугодных большевикам лиц. |
Столетие Рижского мирного договора: чем закончилась советско-польская война | Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. |
Рижский договор (1921) — Рувики | В Выставочном зале федеральных архивов (Москва, Б. Пироговская, 17) демонстрировалась историко-документальная выставка «Польско-советская война 1919–1921 гг. Рижский мирный договор». |
Рижский мир и его значение для Европы
РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 — Между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. ===== В ходе советско-польской войны 1920, развязанной реакц. Настоящий протокол является составной частью Мирного Договора, имеет наравне с ним обязательную силу и вступает в действие с момента подписания Мирного Договора. В книге исследуется история борьбы Советского правительства за установление мирных, добрососедских отношений с Польшей в первые годы после заключения Рижского мирного договора. К 100-летию советско-польского мирного договора 1921-го года научный руководитель Института Дмитрий Буневич подготовил эксклюзивную статью для Sputnik Polska. Все главные новости. Русофобская политика Пилсудского привела Польшу к катастрофе. – отметил Сергей Нарышкин. «Рижский мирный договор, заключенный 18 марта 1921 года, зафиксировал существенное изменение советско-польской границы. Сто лет назад, 18 марта 1921 года, в Риге был подписан мирный договор между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, который положил конец советско-польской войне.
Рижский мирный договор 1921 года и 17 сентября 1939 – День единения Беларуси
Общая стоимость этого возвращаемого подвижного состава определяется суммой 13 149 000 золотых рублей. Общая стоимость прочего, кроме подвижного состава, железнодорожного имущества, возвращаемого в натуре или в эквиваленте, определяется суммой 5 096 000 золотых рублей. Из вышепоименованного железнодорожного имущества Россия и Украина обязуются возвратить Польше в натуре: а Подвижной состав общеевропейской колеи, находящийся на российско-украинской сети и не переделанный на [646] широкую колею, за исключением единиц, уже изъятых из инвентаря или не поддающихся ремонту вследствие полного их разрушения. В случае невозможности выдачи подлинника документа или чертежа за Польшей признается право получения за свой счет копии с них. Стоимость подвижного состава, возвращаемого в натуре, будет исчислена на нижеследующих основаниях и вычтена из суммы, указанной во втором абзаце пункта 1 Отдела I настоящего Приложения: a Исчисление стоимости подвижного состава, возвращаемого в натуре, производится по каждой однородной группе отдельно, независимо от числа единиц в ней, тем же способом, каким исчислена общая стоимость соответствующего рода подвижного состава пункт 1 Отдела II настоящего Приложения. При превышении установленных норм неисправности подвижного состава последний может быть при желании России и Украины приведен в надлежащее состояние их средствами и за их счет в сроки, указанные в пункте 3 Отдела II настоящего Приложения.
При приведении подвижного состава, возвращаемого Польше, путем ремонта его в России и Украине в лучшее состояние против норм, указанных под литерой b настоящего пункта, Польша возмещает России и Украине стоимость такового ремонта по этим же пенам.
Иоффе предлагал главе польской делегации Домбскому разменять Белоруссию на послабления по украинскому вопросу. Однако поляки не спешили соглашаться с этим предложением. Кто на самом деле создал БелоруссиюГражданская война в России оказалась лабораторией наций: возникали и гибли королевства, герцогства и республики, располагавшиеся на бывшей территории Российской империи. Но существовали ли борцы за независимую и несоветскую Белоруссию? В отличие от брест-литовских переговоров, на этот раз большевики не были заинтересованы в затягивании времени. Напротив, они стремились как можно скорее закрыть эту страницу, чтобы вернуться к решению новых проблем, исходя из новой обстановки. Поэтому Ленин проинструктировал Иоффе о необходимости больших территориальных уступок для заключения мира. Для общественности Ленин придумал объяснение, что территориальные уступки Польше вызваны желанием продемонстрировать польским трудящимся благородство новой советской политики. На февральском пленуме Московского совета рабочих и крестьянских депутатов он заявил: «Мы ни на минуту и ни на йоту своих военных сил не уменьшим и не ослабим, в то же время не боясь делать несколько больше уступок по отношению к буржуазной Польше, лишь бы оторвать рабочих и крестьян Польши от Антанты и доказать им, что рабоче-крестьянская власть национальной грызней не занимается».
Наконец, вечером 18 марта, во дворце Черноголовых в Риге было подписано мирное соглашение.
То есть, чтобы потом не было "Да я не то имел в виду, да меня неправильно поняли! Польша, по мнению ЦК, могла бы, во-первых, обратиться с таким предложением САМА, а во-вторых - предоставить письменный документ, заверенный по всем правилам международных отношений и подтверждающий факт согласия на подобное разграничение.
Вот как угодно можно относиться к большевикам, но "горбачевыми", поверившими НАТО на слово, о его дальнейшем "нерасширении" - они не были. И как думаете - какова была реакция Польши? Правильно - гордый шляхетский отказ.
Что в частности, придало аргументов фракции Троцкого - и на сцену выходит товарищ Тухачевский. Тот самый "гениальный маршал", советский Бонапарт было сходство, даже чисто внешнее , доблестно "сливший" все, что было можно.
Уверен: она вызовет большой интерес у широкой общественности, придаст дополнительный импульс научно-исследовательской деятельности», — сказал он. На фото: Сергей Лавров В 2008—2013 годах сложные вопросы советско-польских отношений того периода были предметом пристального внимания российско-польской группы, созданной по решению руководителей двух стран, напомнил сопредседатель Российского исторического общества, ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Если изучать исторические проблемы, опираясь на архивные документы, преследуя цель формирования более позитивного диалога, то такая исследовательская работа может сближать учёных, население, политические элиты.
При условии, что последние не глухи к мнению исследователей. Это происходит также только тогда, когда историки и политики находят в себе желание и умение транслировать примирение и взаимопонимание в обществах своих странах. На фото: Анатолий Торкунов, Сергей Нарышкин В свою очередь открывшаяся выставка, по его мнению, как раз «работает» на сближение и диалог, а также способствует спокойному и полифоничному анализу прошлого нескольких современных государств Восточной Европы, которые исторически были частями Речи Посполитой и Российского государства в разных итерациях этих исторических доминант европейского континента. Сегодня такой анализ необходим, ведь, как сказал сопредседатель Российского исторического общества, академик РАН, научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян , польско-советская война продолжает оставаться в центре дискуссии историков России и Польши. Рижский договор, ознаменовавший завершение войны, имеет разные оттенки, отметил Александр Чубарьян, подчеркнув, что о негативных аспектах документа говорилось не раз.
Он добавил, что договор представляет собой и исторический компромисс, который «лучше было бы осуществить без войны».
Рижский мирный договор (1921) между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой
Просто никто из соседей еще не ослаб настолько, чтобы можно было у них чего-нибудь отгрызть. Укус гиены Европы в полной мере ощутила на себе Беларусь после президентских выборов 2020 года. В отличие от событий начала ХХ века в этот раз отгрызть Польше от Беларуси ничего не получилось. А вот 18 марта 1918 года был заключен Рижский мирный договор на чрезвычайно выгодных для Варшавы условиях, поляки получили то, что они называют "Восточные кресы" - обширные земли с преобладающим белорусским и украинским населением.
Тогда и была провозглашена независимость Польши. Политики молодого государства выступали за возврат в его состав восточных территорий бывшей Речи Посполитой — в нее помимо собственно Польши входили современные Белоруссия, Литва и частично Украина. Вообще у польской стороны было две концепции территориального размежевания. Национал-демократы во главе с Романом Дмовским считали, что в состав Польши прежде всего должны быть включены бывшие городские центры польской культуры в первую очередь Вильно и Львов , а также земли, хоть преимущественно и населенные белорусами и украинцами, но стратегически важные для защиты территории Польши на востоке. Дмовский полагал, что белорусы и украинцы не были самостоятельными народами, поэтому настаивал на их полонизации.
Бывший социалист Юзеф Пилсудский и его сторонники во главу угла ставили исторические интересы. Они стремились восстановить прежние границы Речи Посполитой до ее раздела в 1772 году и создать многонациональную федерацию, в которой, однако, литовцы, белорусы и украинцы были бы независимыми лишь формально, а фактически сохранялось бы доминирование польской культуры... Переговоры длились пять месяцев и шли очень тяжело. Затем переговоры были перенесены из Минска в латвийскую столицу, и первый раунд состоялся 21 сентября. Предложение провести восточную границу по определенной на Версальской конференции «линии Керзона» она проходила почти по рубежу бывшей Российской империи поляков не устраивало. Они заявили, что она напоминает им «позорную» линию третьего раздела Речи Посполитой, осуществленного в 1795 году. В октябре 1920 года польская делегация предложила свой вариант линии разграничения, которая и была закреплена в предварительном мирном договоре 12 октября, а позже и в окончательном Рижском договоре. Она во многом совпадала с линией русско-германского фронта 1915 — 1917 годов.
Поляки считали ее оптимальной, поскольку на ней находились готовые инженерные укрепления. Несмотря на всю кажущуюся твердость позиции советской стороны в отношении западной границы, она была готова на определенные территориальные уступки. На заключительном этапе мирных переговоров делегация Советской России согласилась передать в состав Польши территорию в районе Полесья площадью 12 тыс. Эта уступка была увязана с сокращением польских финансовых требований. Комментируя достигнутые договоренности, Ленин заявил, что советская делегация пошла на дополнительные уступки не потому, что считала их справедливыми, а потому, что хотела «сорвать интриги русских белогвардейцев, эсеров и меньшевиков в Варшаве, империалистов Антанты, больше всего стремящихся не допустить мира». В результате граница Польши пролегла намного восточнее «линии Керзона», фактически — в 20 — 30 километрах от Минска. Увы, в ту пору, да, впрочем, как и сейчас, мало кто старался заглядывать далеко вперед. Думали о ближайшей перспективе.
А она для поляков была очень хороша — не просто в практическом плане, а что особенно важно, в плане самоутверждения силы духа собственной нации. В Советской России «польскую проблему» не рассматривали как трагедию, а считали просто мелкой неудачей, по поводу которой еще можно было спорить. Потому что, как известно, и Ленин, и Пилсудский были уверены: по итогам войны победу одержало именно его государство. И приводили свои аргументы. Не могу оценивать этот документ с юридических позиций, поскольку я не юрист, но даже мне понятно, что если хотя бы одна из сторон, подписавшая договор, уходит с исторической арены, то его выполнение в перспективе становится делом доброй воли. Кстати, Рижский договор был первым международным трактатом, где присутствовала Белоруссия — пусть еще не как государство, но хотя бы как определенный элемент международной жизни. Тем не менее как предварительный, так и окончательный мирные договоры были подписаны без участия белорусов. Их интересы на мирных переговорах представляла делегация Советской России.
В ноябре 1916 года было объявлено о создании Королевства Польского, фактически подчиненного Германии и Австрии. После поражения Германии в Первой мировой войне в ноябре 1918 года была провозглашена независимость Польши с Йозефом Пилсудским во главе. Он выступил за восстановление Речи Посполитой от Балтийского до Черного моря и начал осуществлять этот план, воспользовавшись ослаблением России. Это привело к советско-польской войне.
О выставке Историко-документальная выставка "Польско-советская война 1919-1921 годов. Рижский мирный договор", посвященная военному противостоянию Советского Союза и Польши и дипломатическому урегулированию этого конфликта, открылась во вторник в выставочном зале федеральных архивов в Москве. Посетители могут увидеть архивные документы, дополненные музейными предметами - подлинными пропагандистскими листовками и плакатами на русском и польском языках, включая оригиналы легендарных "Окон РОСТА", образцы живописи и графики, личные вещи В. Ленина, Ф. Дзержинского, С.
Рижский договор 1921 года
Новости и события Российского исторического общества. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР, БССР [комментарий 1] с одной стороны, и Польшей, — с другой.[1][2]. Подписан 18 марта 1921 года в Риге. Фундаментальное противоречие Рижского мирного договора национальным интересам Беларуси четко подметил в своем стихотворении «Беларускаму люду» Якуб Колас. Рижский мирный договор был подписан между Польшей и РСФСР i Украинскoй Советскoй Социалистическoй Республикoй. Мирный договор РСФСР и Украины с Польшей был подписан в Риге 18 марта 1921 года и вступил в силу после обмена ратификационными грамотами в Минске 30 апреля 1921 года. По условиям Рижского мирного договора, подписанного 18 марта 1921 года, Западная Белоруссия и Западная Украина отошли к Польше, а Россия выплатила Польше значительную контрибуцию. Мирный договор РСФСР и Украины с Польшей был подписан в Риге 18 марта 1921 года и вступил в силу после обмена ратификационными грамотами в Минске 30 апреля 1921 года.
Латвия и Советская Россия на пути к миру. Рижский договор 1920 года
Кроме того, Польша обязалась предоставить украинцам и белорусам языковые и культурные права, а те в свою очередь должны были вернуть все, что вывезли с ее территории начиная с 1772 года. В том числе военные трофеи, библиотеки и коллекции произведений искусства, архивы органов власти и общественных организаций, документы и карты, научные лаборатории и приборы. Вплоть до колоколов и предметов культа. Также все стороны договорились в течение полутора месяцев начать торговые переговоры и немедленно установить дипломатические отношения.
Ожидание и реальность Проблемы с выполнением пунктов Рижского договора возникли почти сразу после его вступления в силу. Вопреки статье о предоставления культурных прав белорусам и украинцам, Польша еще зимой 1920 года начала проводить политику полонизации насаждение польской культуры новых окраин. Установка границ на местности закончилось лишь в ноябре 1922 года, а посольства в странах официально появились и вовсе спустя 13 лет — в 1934-ом.
Передача основной части культурных ценностей завершилась соглашением от 16 ноября 1927 года, по которому стороны решили продолжать оставшуюся работу без временных ограничений.
На бескрайних просторах бывшей Российской империи бушевало пламя гражданской войны, победа в которой склонялась к большевикам — крайне левому крылу российских социал-демократов. Версальский мир 1919 г. И его самую главную часть: как и где пройдёт новая польско-российская граница?
Польша, конечно, при формировании Версальского мироустройства имела куда как более сильные позиции, чем Советская Россия. Хорошей иллюстрацией реального положения двух держав в новом глобальном раскладе политических сил служит простой факт. Польшу на Парижской мирной конференции представлял один из виднейших польских политиков Роман Дмовский, в то время как представителей России, красной или белой, на переговорах не было вовсе. Одной из констант Версаля было исключение России из числа великих держав и ликвидация правительства большевиков.
Отторжение державами-победителями правительства Ленина было легко объяснимо, весь сами большевики в тот момент надеялись на начало мировой или во всяком случае общеевропейской революции, которая покончит с «империалистами». Совершенно иным было положение Польши, которая не только пользовалась достаточно большими симпатиями, как крупная европейская нация наконец-то обретавшая независимость после столетия небытия, но и рассматривалась западными политиками в качестве важного элемента нового баланса сил. Возрождённая Польша, с серьезным индустриальным потенциалом, внушительным населением и мощной армией, должна была стать гарантом нового мироустройства на Востоке Европы. Варшава была призвана сыграть особую роль в обеспечении контроля над униженной и растоптанной, но сохранявшей огромный потенциал, Германией на западе от своих границ.
На Востоке Польша должна была, по мысли творцов Версаля, стать надёжным заслоном от «большевистской заразы», а, возможно, и поучаствовать в свержении советской власти.
Постепенно отменялись государственные монополии на различные виды продукции и товаров. Для мелких промышленных предприятий был установлен упрощённый порядок регистрации, были пересмотрены допустимые размеры использования наёмного труда. Осуществлялась денационализация мелких и кустарных предприятий. В связи с введением НЭПа вводились определённые правовые гарантии для частной собственности. Затем был введён в действие Гражданский кодекс РСФСР, который, в частности предусматривал, что каждый гражданин имеет право организовывать промышленные и торговые предприятия. Образование СССР После гражданской войны Беларусь находилась в условиях сложной международной обстановки и тяжелого внутреннего экономического кризиса. После провозглашения Декларации о независимости БССР 31 июля 1920 года республика приступила к мирному строительству. Одной из основных задач этого периода стало восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В нем признавались и независимость, и суверенность каждой из договаривающихся сторон, а также с целью хозяйственного и военного союза правительства обеих республик объединили некоторые наркоматы.
Этот договор свидетельствовал о расширении полномочий Беларуси, только по определенному кругу вопросов. В 1922 году проблема взаимоотношений всех советских республик стала предметом систематического обсуждения на различных уровнях. В августе 1922 года ЦК РКП б создает специальную комиссию по подготовке проекта договора о дальнейших взаимоотношениях независимых республик. В состав комиссии вошли представители всех республик, в том числе и Беларуси. Политбюро ЦК РКП б имело два варианта проекта объединения союзных республик в единый союз: Первый — проект «автономизации» был подготовлен Сталиным, который в то время стал Генеральным секретарем ЦК и был наркомам по делам национальностей. Он считал, что советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав. Каждая республика должна получить право свободного выхода из союза. В Постановлении отмечалось, что фактически такой Союз уже сложился и требуется законодательно его оформить. Для подписания документов по образованию Союза съезд избрал делегацию. Декларация открывала свободный доступ в Союз и давала право свободного выхода из него.
Несколько позже на заключение экспертам был представлен первый проект общесоюзной Конституции, которая в январе 1924 года на основании Договора и Декларации была одобрена на V Всебелорусском съезде Советов, а 31 января этого же года была утверждена II Всесоюзным съездом Советов. Она закрепляла права и обязанности республик, определяла основы строительства государственного аппарата. В перечень вопросов компетенции Союза ССР входило: - представительство в международных отношениях; - заключение договоров с другими государствами; - вопросы войны и мира; - право изменения внешних границ и вопросов об изменении границ между республиками; - руководство внешней торговлей и установление системы внутренней торговли; - установление основ и общего плана развития всего народного хозяйства и т. Для Белорусской ССР Конституция дала возможность вернуть восточно-белорусские земли, начать осуществлять белоруссизацию. Укрупнение БССР в 1924 и 1926 гг. Для развития экономики и культуры Беларуси, объединения белорусской нации в ее этнографических границах, укрепления национальной государственности требовалось присоединение к БССР, включавшей только 6 уездов, всех белорусских земель. Учитывались также внешнеполитические обстоятельства, особенно положение в Западной Беларуси. В марте 1924 г. VI Чрезвычайный Всебелорусский съезд Советов в марте 1924 г. В результате укрупнения территория Советской Белоруссии увеличилась до 110 тысяч квадратных километров, то есть более чем в 2 раза, а население до 4,2 миллионов человек.
После объединения было проведено новое административно-территориальное деление: образованы округа, делившиеся на районы, а районы — на сельские советы. Было создано 10 округов Оршанский, Бобруйский, Борисовский, Витебский, Калининский, Могилевский, Мозырский, Минский, Полоцкий, Слуцкий , которые объединили 100 районов и 202 сельсовета. В 1926 г. В результате территория БССР увеличилась до 126 тыс. Таким образом, восточнобелорусские земли Витебщина, Гомелыцина и Могилевщина были присоединены к Советской Беларуси. Западнобелорусские земли до 1939 г. Процесс формирования территории БССР в границах проживания белорусского этноса еще не завершился. С 1927 года началась постепенная ликвидация округов, а к 1930 году на территории Беларуси осталось только районное деление. С 1938 года в республике было введено областное деление: Витебская область включала в себя 20 районов, Гомельская — 14, Могилевская — 21, Минская — 20, Полесская — 15; а в 1939 году, после присоединения Западной Беларуси, БССР насчитывала 10 областей и 197 районов: Витебскую область — 20 районов, Гомельскую — 14, Могилёвскую — 21, Минскую — 20, Полесскую — 15, Барановичскую — 26, Белостокскую — 24, Брестскую — 24, Вилейскую — 22, Пинскую — 11 районов. Таким образом, расширение территории Беларуси значительно укрепило ее как союзную республику, активизировало в ней хозяйственное и культурное строительство.
Население этих районов положительно относилось к изменению своего государственного статуса. Это благотворно сказалось на формировании и консолидации белорусской нации, на развитии ее экономики и культуры. Конституция БССР 1927 года. Начиная с 1924 г. Она состояла из 76 статей, разделенных на 13 глав. В Конституции говорилось: - БССР провозглашалась государством диктатуры пролетариата, в котором вся власть принадлежит Советам; - закреплялось вхождение БССР в СССР с правом свободного выхода; - определялись суверенные права БССР в составе Советского Союза: самостоятельно принимать свою Конституцию, вносить в неё изменения, создавать органы государственной власти; - подтверждался социалистический характер БССР и принадлежность земель, лесов, вод, промышленности и транспортной системы в государственной собственности; - признавались основные права личности и гражданина; - подтверждалось право свободно общаться на родном языке и возможности его преподавания в школах; - провозглашалось равенство белорусского, еврейского, польского и русского языков у белорусского оставался приоритет в международных отношениях и в государственном делопроизводстве ; - впервые закреплялись система местных органов власти, нормы избирательного права. Правом выбора пользовались все граждане, достигшие 18 лет, независимо от национальности и пола. Однако принцип всеобщего, равного избирательного права не осуществлялся, т.
Кроме того, РСФСР и Украинская ССР обязывались выплатить ей компенсацию в размере 30 млн рублей за «активное участие в хозяйственной жизни бывшей Российской империи», вернуть военные трофеи и различные ценности, вывезенные из Польши после 1772 года.
В августе 1920 года Красная армия провела одну из своих знаменитых операций периода Гражданской войны — поход в Польшу. На Запад! И красноармейцы с боевым кличем «Даешь Варшаву! Положение польской армии становилось отчаянным. Советское правительство уже активно обсуждало сценарии советизации Польши. Деморализованные польские части в панике разбегались, бросая оружие. Однако в критический для себя момент поляки сумели нанести результативный удар по растянутому фронту красных в стык советских армий. По версии польских исследователей, польским шифровальщикам удалось расстроить радиосвязь между командованием фронта и штабами советских армий: на нужной частоте вместо приказов началась трансляция отрывков из Библии. А уже 16 августа польский главком Юзеф Пилсудский отдал приказ о начале контрнаступления.
Польский удар был нанесен в «мягкое подбрюшье» Западного фронта красных против Мозырской группы: поляки знали о ее слабости благодаря радиоразведке. Воспользовавшись ошибками советского командования, поляки отстояли независимость своей страны. В неудаче польской кампании сыграла свою роль оторванность основных сил Западного фронта от тыла.
Рижский мирный договор 1921 года и 17 сентября 1939 – День единения Беларуси
Фотографии из репортажа РИА Новости 15.03.2021: Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня». Результаты советско-польской войны и позднейшее заключение Рижского мирного договора 1921 г. как не странно устраивали в краткосрочной перспективе все заинтересованные стороны. В книге исследуется история борьбы Советского правительства за установление мирных, добрососедских отношений с Польшей в первые годы после заключения Рижского мирного договора. Мирный договор был подписан в Риге 18 марта 1921 г. Большое внимание в экспозиции уделено дипломатическим переговорам, завершившимся подписанием мирного договора. Рижский мирный договор 1921 года — договор между РСФСР, УССР, БССР [комментарий 1] с одной стороны, и Польшей, — с другой. Фотографии из репортажа РИА Новости 15.03.2021: Выставка "Польско-советская война 1919-1921 гг. Рижский мирный договор" | Больше фото в банке визуального контента медиагруппы «Россия сегодня».
100 лет со дня окончания советско-польской войны: история подписания Рижского договора
Рижский мирный договор 1921 — между РСФСР и УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, о прекращении войны и нормализации отношений; подписан 18 марта. В ходе советско-польской войны 1920 (См. Советско-польская война 1920). В четверг, 18 марта, исполняется 100 лет со дня подписания Мирного договора, положившего конец польско-советской войне 1919-1921 годов. Текст научной работы на тему «РИЖСКИЙ МИРНЫЙ ДОГОВОР 1921 Г. В ИСТОРИИ СОВЕТСКО-ПОЛЬСКОЙ ДИПЛОМАТИИ». В итоге был заключен Рижский мирный договор, по которому западные территории Беларуси и Украины отходили Польше.
Путин направил приветствие участникам проекта, посвященного польско-советской войне
Стороны обязуются впоследствии разрешать, по соглашению с местными властями, постановку памятников на могилах, равно как разрешать эксгумацию и вывоз на родину останков покойных по льготному тарифу и при соблюдении постановлений и правил внутреннего законодательства и требований народного здравоохранения. Вышеизложенные постановления относятся ко всем могилам и останкам заложников, гражданских пленных, лиц интернированных, беженцев и эмигрантов. Договаривающиеся стороны взаимно обязуются выдавать свидетельства о смерти вышеперечисленных лиц, а также довести до сведения о количестве и местонахождении могил всех похороненных без установления их личности. Статья X. Каждая из договаривающихся сторон предоставляет гражданам противной стороны полную амнистию за всякие политические преступления и проступки. Под политическими преступлениями и проступками понимаются деяния, направленные против государственного строя или безопасности государства, равно как и все деяния, совершенные в пользу другой стороны. Амнистия распространяется равным образом на деяния, преследуемые в административном или ином внесудебном порядке, а также и на проступки против правил, обязательных для военнопленных, гражданских интернированных и вообще граждан противной стороны. Применение амнистии, согласно п. Приостановление приведения в исполнение наказаний может и не иметь своим последствием освобождения из заключения, но в этом случае таковые лица должны быть немедленно выданы властям своего государства со всем делопроизводством.
Однако, если данное лицо заявит о своем нежелании вернуться на родину, или же если отечественная власть откажется его принять, то таковое лицо может быть подвергнуто вновь заключению. Лица, привлеченные к ответственности, либо находящиеся под следствием или под судом за уголовные преступные деяния, а равно лица, отбывающие наказания за эти деяния, будут, по требованию государства, гражданами которого они являются, немедленно выданы со всем делопроизводством. Предусмотренная в настоящей статье амнистия распространяется на вышеуказанные деяния, совершенные до момента ратификации настоящего договора. Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего договора. Статья XI. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: а всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. Обязательство возвращения не распространяется: а на предметы, вывезенные с территорий, расположенных на восток от границы Полыни, установленной настоящим договором, поскольку будет доказано, что эти предметы составляют продукт культуры белорусской либо украинской и что они в свое время попали в Польшу не путем добровольной сделки либо наследования: в на предметы, которые попали на территорию России или Украины путем добровольной сделки или наследования от законного их владельца, либо же были вывезены на территорию России или Украины самим их законным владельцем. Россия и Украина возвращают Польше вывезенные с территории Польской Республики, начиная с 1 января 1772 года и относящиеся к территории Польской Республики архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи, равно как печатные доски и клише, оттиски печатей и печати и т.
Те же из вышеперечисленных предметов, которые, хотя и не относятся целиком к территории нынешней Польской Республики, но не могут быть разделены, возвращаются Польше. Россия: и Украина, передают Польше образовавшиеся в период с 1 января 1772 года до 9 ноября 1918 года во время российского управления землями, входящими в состав Польской Республики, — архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи законодательных учреждений, центральных, областных и местных органов всех министерств. Если бы в Польше нашлись предметы, перечисленные в этом пункте, относящиеся к территориям, остающимся за Россией и Украиной, — Польша на тех же основаниях обязуется передать их России и Украине. Постановления пункта 5 настоящей статьи не распространяются: а на архивы, регистратуры и т. Обе договаривающиеся стороны, соглашаясь, что систематизированные, научно-обработанные и представляющие, законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению, постановляют нижеследующее: если изъятие какого-либо предмета, подлежащего на основании п. Обе договаривающиеся стороны выражают готовность заключить специальные соглашения, касающиеся возвращения, выкупа или обмена предметов категории, перечисленных в п. России и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу следующие-предметы, эвакуированные в Россию или Украину принудительно или добровольно с территории Польской Республики, начиная с 1 августа нового стиля 1914 года, т. Однако, предметы, возникшие до 1870 года или же жертвованные поляками, могут быть возвращены не в натуре, а возмещены в соответственном эквиваленте только при соглашении обеих сторон, в вышеупомянутой Смешанной Комиссии.
Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п. Перечисленные в п. Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство. Если указанные в п. Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п. Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами. Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н.
Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н. Статья XII. Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность. Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного. К Польскому Правительству переходят все права и требования Российской казны, лежащие на каких бы то ни было имуществах, находящихся в пределах Польши, и все требования на лиц физических и юридических, если таковые права и требования подлежат осуществлению и исполнению на территории Польши, и при том лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями дебиторов, вытекающими из пункта 2 статьи XVII настоящего договора и подлежащими зачету. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским Правительством, поскольку они находятся в его фактическом владении, — Польскому Правительству. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными.
Статья XIII. В силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г. Статья XIV. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства. Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора. Статья XV. Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются реэвакуировать по требованию правительства противной стороны, основанному на заявлениях собственников, имущество органов самоуправления, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное на территорию другой стороны добровольно или принудительно после 1 октября н.
Имущество, поименованное в п. Поскольку поименованные в п. Если указанное в п. Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п. Подлежащее реэвакуации на основании п. В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации.
Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей. Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам.
Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано.
В удостоверение сего уполномоченные обеих договаривающихся сторон собственноручно подписали настоящий Договор и скрепили его своими печатями. Составлен и подписан в г. Риге марта восемнадцатого дня тысяча девятьсот двадцать первого года. Иоффе Ганецкий Э.
Квиринг Ю. Коцюбинский Л. Обмен ратификационными грамотами состоялся 30 апреля 1921 г. Том третий - М : Госполитиздат, 1959.
Согласно договору польское правительство обязано было предоставить белорусам все права и свободы, языковую автономию и свободу вероисповедания. Реально же ничего этого не было. Православные белорусы были откровенно лишены не только избирательных прав, но и всего комплекса прав и свобод граждан. Особенно жестокими были гонения на белорусский язык. Шла целенаправленная политика на полную ликвидацию белорусского языка. Говорящим по-белорусски запрещено было обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления. Была практически полностью уничтожена белорусская пресса, были закрыты церкви, издательства, библиотеки. По причине отсутствия медицинских учреждений смертность белорусского населения была самой высокой в Польше Рижский мирный договор действовал до 17 сентября 1939, когда в связи с распадом польского государства Советским правительством были аннулированы все договоры и соглашения, заключённые с Польшей. Западная Украина и Западная Белоруссия в соответствии с волей населения этих областей вошли в состав Советского Союза. Введение новой экономической политики НЭПа было связано со стремлением восстановить разрушенную войной экономику. Переход к НЭПу - это попытка совместить социалистические принципы управления государственной экономикой и в первую очередь промышленностью и транспортом с экономическими законами и использовать частный капитал в интересах социалистического строительства. X Съезд РКП б в марте 1921г. Причины: 1 массовое недовольство политикой «военного коммунизма» в деревне, выступления в городах и армии; 2 крушение идеи «введения» социализма путем ликвидации рыночных отношений; 3 стремление лидеров РКП б удержать власть любой ценой; 4 спад революционной волны на Западе. Экономика республики была разрушена. Из 715 промышленных предприятий после войны осталось 235. Посевные площади сократились, понизилась урожайность, уменьшилось поголовье скота. Не хватало хлеба, товаров народного потребления. Усилились массовый политический и криминальный бандитизм, воровство. Широко распространились нелегальные контрабандные отношения с приграничными районами Польши, Латвии, Литвы. Требовала решения проблема беженцев. Сложность НЭПа в Беларуси: 1 разруха 7 лет, мировая и гражданская войны; 2 фактически отсутствие промышленности; 3 расчлененность территории; 4 Слуцкое восстание; 5 введение чрезвычайного положения; 6 открытая граница с Польшей. Содержание НЭПа: в городе:1 больше самостоятельности в управлении госпредприятиями; 2 денационализация предприятий с числом работающих до 21 человек; 3 ликвидация уравнительной оплаты; 4 образование рынка свободной рабочей силы; в деревне: 1 замена продразверстки натуральным налогом; 2 ослабление государственного товарообмена, разрешение на частную торговлю; 3 ограниченное разрешение аренды земли и наемного труда; 4 развитие форм сельской кооперации; 5 право выбора форм землепользования в том числе и хутора. Особенности проведения политики в Беларуси: 1 из-за политических и экономических сложностей НЭП проводился с 1923г. Особенностью периода новой экономической политики в Беларуси было то, что здесь в свое время проходила «черта еврейской оседлости», и поэтому НЭПманами являлись преимущественно евреи. Это служило основой для усиления, с одной стороны, шовинистической идеологии еврейской буржуазии — сионизма, а с другой стороны, оскорбительного и даже враждебного отношения к евреям, их занятиям, быту и культуре — антисемитизма. НЭП способствовал усиленному восстановлению хозяйства. Быстрее восстанавливалось сельское хозяйство БССР, валовая продукция которого уже в 1926г. В 1925г. Развитие частной торговли вызвало необходимость ликвидации разных денежных единиц и введения в 1924г. На территории Беларуси к середине 1920-х гг. Энергия, полученная в результате пуска в строй электростанций, использовалась для восстановления промышленных предприятий. В 1924 г. Ограничение и мелочная опека частной торговли и частных предприятий вызвало искусственный дефицит ряда промышленных товаров. Процесс инфляции 1928г. И очередной рыночный кризис был расценен как кризис политики и был использован для перерастания административного начала в традиционную политику и ликвидацию хозяйственной системы НЭПа. Нэп был временным отступлением большевиков в экономической сфере. Они использовали капитал буржуазии и опыт частников, чтобы создать условия для социалистического строительства. Это был тактический маневр, а не смена стратегического курса большевиков на построение социализма. Итоги и значение новой экономической политики: 1 самым радикальным шагом НЭПа можно считать разрешение концессий — предприятий, основанных на договорах между советским государством и иностранными фирмами; 2 нэповские мероприятия позволили предотвратить социальный взрыв к 1926—1927 гг. Требовалось или менять систему, или сворачивать НЭП. Сталинское руководство в конце 1920-х гг. Введение НЭПа совпало по времени с передачей земли крестьянам в соответствии с Декретом о земле. Но собственниками земли крестьяне так и не стали, она была объявлена государственной собственностью. Те, кто непосредственно работал на земле, являлись только пользователями без права ее продажи, дарения, завещания, заклада. Он фиксировал участково-подворный порядок землепользования в БССР, но уже ограничивал развитие хуторов и отрубов, определял отрезки земель у тех, кто имел площади выше нормы, рекомендовал коллективные формы землепользования. Законодательные меры. Был установлен разрешительный порядок открытия торговых заведений.
Приведение в исполнение смертных приговоров за вышеуказанные деяния приостанавливается с момента подписания настоящего договора. Статья XI. Россия и Украина возвращают Польше следующие предметы, вывезенные в Россию или Украину со времени 1 января 1772 года с территории Польской Республики: а всякие военные трофеи например — знамена, штандарты, всякие военные знаки, орудия, оружие, полковые регалии и т. Обязательство возвращения не распространяется: а на предметы, вывезенные с территорий, расположенных на восток от границы Полыни, установленной настоящим договором, поскольку будет доказано, что эти предметы составляют продукт культуры белорусской либо украинской и что они в свое время попали в Польшу не путем добровольной сделки либо наследования: в на предметы, которые попали на территорию России или Украины путем добровольной сделки или наследования от законного их владельца, либо же были вывезены на территорию России или Украины самим их законным владельцем. Россия и Украина возвращают Польше вывезенные с территории Польской Республики, начиная с 1 января 1772 года и относящиеся к территории Польской Республики архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи, равно как печатные доски и клише, оттиски печатей и печати и т. Те же из вышеперечисленных предметов, которые, хотя и не относятся целиком к территории нынешней Польской Республики, но не могут быть разделены, возвращаются Польше. Россия: и Украина, передают Польше образовавшиеся в период с 1 января 1772 года до 9 ноября 1918 года во время российского управления землями, входящими в состав Польской Республики, — архивы, регистратуры, архивные материалы, дела, документы, реестры, карты, планы и чертежи законодательных учреждений, центральных, областных и местных органов всех министерств. Если бы в Польше нашлись предметы, перечисленные в этом пункте, относящиеся к территориям, остающимся за Россией и Украиной, — Польша на тех же основаниях обязуется передать их России и Украине. Постановления пункта 5 настоящей статьи не распространяются: а на архивы, регистратуры и т. Обе договаривающиеся стороны, соглашаясь, что систематизированные, научно-обработанные и представляющие, законченное целое коллекции, являющиеся основой сокровищниц мирового культурного значения, не должны подлежать разрушению, постановляют нижеследующее: если изъятие какого-либо предмета, подлежащего на основании п. Обе договаривающиеся стороны выражают готовность заключить специальные соглашения, касающиеся возвращения, выкупа или обмена предметов категории, перечисленных в п. России и Украина обязуются реэвакуировать в Польшу следующие-предметы, эвакуированные в Россию или Украину принудительно или добровольно с территории Польской Республики, начиная с 1 августа нового стиля 1914 года, т. Однако, предметы, возникшие до 1870 года или же жертвованные поляками, могут быть возвращены не в натуре, а возмещены в соответственном эквиваленте только при соглашении обеих сторон, в вышеупомянутой Смешанной Комиссии. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на тех же основаниях реэвакуировать собрания и предметы, перечисленные п. Перечисленные в п. Обязательство доказать, что предмет погиб или исчез, возлагается на возвращающее государство. Если указанные в п. Равным образом должны быть реэвакуированы по требованию владельцев предметы, перечисленные в п. Расход по возвращению и реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Возврат и реэвакуация должны быть произведены независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будут отягчены никакими пошлинами и налогами. Каждая из договаривающихся сторон обязуется выдать другой культурные или художественные ценности, принесенные в дар или завещанные до 7 ноября н. Обе договаривающиеся стороны оставляют за собою право заключать впоследствии особые соглашения по вопросу о передаче вышеуказанных дарений или завещаний, совершенных после 7 ноября н. Статья XII. Обе договаривающиеся стороны признают, что государственное имущество всякого рода, находящееся на территории одного из договаривающихся государств или подлежащее на основании настоящего договора реэвакуации в это государство, составляет его неоспоримую собственность. Государственным имуществом признается имущество и имущественные права всякого рода как самого государства, так и всяких государственных учреждений, имущество и имущественные права удельные, кабинетские, дворцовые, всякого рода имущество и имущественные права бывшего царя и членов бывшего царствовавшего дома, наконец, всякого рода имущество и имущественные права, пожалованные бывшими царями. Обе договаривающиеся стороны взаимно отказываются от всяких расчетов по разделу государственного имущества, поскольку настоящий договор не постановляет иного. К Польскому Правительству переходят все права и требования Российской казны, лежащие на каких бы то ни было имуществах, находящихся в пределах Польши, и все требования на лиц физических и юридических, если таковые права и требования подлежат осуществлению и исполнению на территории Польши, и при том лишь в размере, не погашаемом встречными требованиями дебиторов, вытекающими из пункта 2 статьи XVII настоящего договора и подлежащими зачету. Документы и акты, удостоверяющие указанные в сей статье права, передаются Российским Правительством, поскольку они находятся в его фактическом владении, — Польскому Правительству. В случае невозможности исполнения этого в годичный со дня ратификации настоящего договора срок, таковые документы и акты признаются утраченными. Статья XIII. В силу признанного договором о прелиминарных условиях мира от 12 октября 1920 г. Статья XIV. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются на общих основаниях, предусмотренных в статье XV настоящего договора, возвратить друг другу государственное речное имущество суда, снаряды, береговые устройства и прочее имущество речного транспорта , а также имущество шоссейных управлений, поскольку и то и другое имущество находится или окажется в ведении правительственных или общественных учреждений возвращающего государства. Проведение в жизнь постановлений настоящего пункта, равно как и разрешение всех связанных с этим вопросов, возлагается на Смешанную Реэвакуационную Комиссию, предусмотренную статьей XV настоящего договора. Статья XV. Россия и Украина обязуются по требованию Польского Правительства, основанному на заявлениях собственников, реэвакуировать в Польшу для передачи по принадлежности имущество органов самоуправления, городских управлений, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное добровольно или принудительно с территории Польской Республики в Россию и Украину с 1 августа н. Обе договаривающиеся стороны взаимно обязуются реэвакуировать по требованию правительства противной стороны, основанному на заявлениях собственников, имущество органов самоуправления, учреждений, лиц физических и юридических, эвакуированное на территорию другой стороны добровольно или принудительно после 1 октября н. Имущество, поименованное в п. Поскольку поименованные в п. Если указанное в п. Равным образом должно быть реэвакуировано по требованию собственников указанное в п. Подлежащее реэвакуации на основании п. В частности, расчет этот должен охватывать, с одной стороны, субсидии, выданные на эвакуацию, ссуды и открытые кредиты, кроме обеспеченных ценными бумагами, а с другой стороны — расходы по эвакуации и претензии за сырье, полуфабрикаты, товары и капиталы, взятые возвращающим государством; равным образом в расчет этот должно быть включено возмещение за частичное или полное использование в процессе производства имущества, подлежащего реэвакуации. Правительства договаривающихся сторон гарантируют уплату по вышеуказанным расчетам. Расчеты эти не могут задерживать реэвакуации. Расходы по реэвакуации в пределах собственной территории до государственной границы несет возвращающее государство. Реэвакуация имущества, должна быть произведена независимо от запрещений или ограничений вывоза и не будет отягчена никакими пошлинами и налогами. На обязанности этой Комиссии лежит, в частности, установление эквивалента в случаях, предусмотренных п. Как доказательство произведенной эвакуации допускаются не только приказы об эвакуации, но всякие другие документы и свидетельские показания. Обе договаривающиеся стороны обязуются оказывать означенной Смешанной Комиссии полное и всестороннее содействие в исполнении ею ее обязанностей. Не подлежит реэвакуации имущество лиц физических и юридических возвращающего государства. Российскими, украинскими к белорусскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из Польши в Россию и Украину общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало российским, украинским и белорусским гражданам. Польскими акционерными или иными обществами признаются те, большинство акций или паев которых — из предъявленных на последнем до эвакуации из России и Украины в Польшу общем собрании акционеров или пайщиков — принадлежало польским гражданам. Государственная принадлежность акционеров или пайщиков к той или другой из договаривающихся сторон определяется на основе настоящего договора. Польша принимает на себя ответственность за все претензии третьих государств к России и Украине, которые могли бы быть к ним предъявлены вследствие реэвакуации в Польшу имущества, принадлежащего гражданам или юридическим лицам этих государств, причем Россия и Украина сохраняют по этому титулу право регресса к Польше. Все требования о реэвакуации имущества должны быть заявлены Смешанной Реэвакуационной Комиссии в течение одного года со дня ратификации настоящего договора; по истечении этого срока никакие требования возвращающим государством приниматься не будут. Решение Смешанной Реэвакуационной Комиссии должно последовать в трехмесячный срок со дня поступления требования в Комиссию; реэвакуация имущества должна быть произведена в течение полугода с момента решения Смешанной Реэвакуационной Комиссии; истечение двух последних сроков не освобождает возвращающее государство от обязательства реэвакуировать то имущество, которое было своевременно затребовано. Статья XVI. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по фондам и капиталам, завещанным или пожертвованным для польских лиц юридических и физических и находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по капиталам польских общественных учреждений, находившимся в силу обязательных постановлений на хранении или на счетах в государственных кассах или кредитных учреждениях бывшей Российской Империи. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по имуществам и капиталам польского происхождения, принятым в заведывание Российского Правительства, ликвидированным или слитым со счетами казны и принадлежавшим общественным, культурным, религиозным и благотворительным учреждениям и обществам, равно как предназначавшимся на содержание церквей и духовенства. Россия и Украина обязуются произвести с Польшей расчет по специальным капиталам и фондам, а также по общеимперским капиталам социального обеспечения, находившимся в заведывании отдельных ведомств и связанным по своему происхождению и предназначению отчасти или целиком с территорией или гражданами Польской Республики. Сроком, на который должно быть установлено сальдо расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам, имевшим счета с государственным казначейством, должна быть произведена предварительная ликвидация этих счетов, причем суммы, ассигнованные из казны на усиление капиталов, не будут считаться долгом капиталов казне. По мере завершения расчетов, предусмотренных в п. При производстве расчетов по капиталам и фондам, находившимся на хранении в казне или на вкладах в государственных и частных кредитных учреждениях бывшей Российской Империи, Россия и Украина обязуются учитывать в пользу Польши утрату российскою бумажно-денежною единицею части ее покупательной силы с 1 октября 1915 года по день окончания расчета. При производстве же расчетов по специальным капиталам и фондам, находившимся в заведывании отдельных ведомств и слитым со счетами казны бывшей Российской Империи, — изменение ценности денежной единицы не будет учитываться. При производстве окончательного расчета по специальным капиталам, фондам и имуществам Польше будет возвращено движимое имущество, поскольку оно окажется в заведывании Правительств России и Украины. В тех случаях, когда это имущество окажется ими ликвидированным, оно возмещается в соответственном эквиваленте; последнее не относится к русским ценным бумагам.
РИ́ЖСКИЙ МИ́РНЫЙ ДОГОВО́Р 1921
Ратификация Рижского договора состоялось 18 марта 1921 года. 18 марта 1921 г. в Риге между РСФСР в УССР, с одной стороны, и Польшей — с другой, был подписан окончательный мирный договор. Результаты советско-польской войны и позднейшее заключение Рижского мирного договора 1921 г. как не странно устраивали в краткосрочной перспективе все заинтересованные стороны. Исполняется 100 лет с момента подписания Рижского мирного договора между РСФСР и Украинской ССР с одной стороны и Польшей с другой, завершившего советско-польскую войну 1920-1921 годов. Мирный договор РСФСР и Украины с Польшей был подписан в Риге 18 марта 1921 года и вступил в силу после обмена ратификационными грамотами в Минске 30 апреля 1921 года.