Приходят новые поколения музыкантов, кто-то считает Верди чуть ли не старомодным, но вот 15 лет спустя появляется "Отелло" – новая опера, полная жизни. 29 ноября 2022 3 декабря на сцену Мариинского театра вернется знаменитая опера Джузеппе Верди «Отелло» постановки 1996 года, восстановленная Михаилом Смирновым. Премьера знаменитой оперы Джузеппе Верди "Отелло" прошла в воскресенье в Мариинском театре. Оперную поставку "Отелло" показывают в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в рамках фестиваля искусств "Черешневый лес". Постановку "Отелло" (16+), премьера которого состоялась в мае 2019 года, осуществили режиссер Андрей Кончаловский и дирижер Феликс Коробов.
ОПЕРА ОТЕЛЛО
Опера «Отелло» вернулась в Мариинский театр в декабре прошлого года в новой редакции постановки 1996 года. «Отелло» — нестареющая шекспировская пьеса, венец творчества итальянского классика Джузеппе Верди, который позволяет артистам в полной мере раскрыть свои вокальные. Extract of a longer article which was published the Otello programme of the Poznań Opera, written by Prof. бессмертная опера Джузеппе Верди "Отелло". Партию Дездемоны исполняет народная артистка России Хибла Герзмава.
Подписаться на нашу рассылку
- Мариинский театр покажет оперу «Отелло» со звездным составом артистов
- Подписаться на нашу рассылку
- Telegram: Contact @mariinsky
- Опера "Отелло" под открытым небо
Опера «Отелло» со звёздным составом артистов в Мариинке
На сцене Концертного зала им. В исполнении «великой поэмы любви», как называют «Отелло», вместе с ними приняли участие артисты хора и симфонический оркестр театра «Геликон-опера» под управлением главного дирижера Валерия Кирьянова. Режиссер концертной версии — Александр Бородовский.
Сергей Юткевич, «Мосфильм», 1955 г. Николай Рощин в своём спектакле, сохраняя сюжет одной из самых известных пьес мирового репертуара, значительно её переосмысливает. Основой этого спектакля оказывается не незыблемый литературный памятник, но шекспировская история, прочитанная человеком XXI века и рассказанная языком современного театра. Подчёркнуто театральные, игровые, часто на грани гротеска формы театрального языка в сочетании с эмоционально точным чувством нерва времени стали отличительными чертами спектаклей Николая Рощина последних лет, созданных по пьесам классического репертуара на сцене Александринского театра.
Современное звучание классики в этих спектаклях рождается из поиска чистоты восприятия текста, из освобождения хрестоматийных произведений от последующих наслоений привычных трактовок. Сценическая традиция здесь способна умножать смыслы, но никак не ограничивает их кругом памяти легендарных постановок прошлых лет. К наследию Уильяма Шекспира режиссёр обращается впервые. Сюжет «Отелло» разворачивается на фоне венецианско-турецкой войны конца XVI века. В спектакле Николая Рощина каждый из главных героев истории получает право представить свою правду.
Оперу Джузеппе Верди покажут в Мариинском театре 3 декабря. В юбилейный для театра год Валерий Гергиев решил возобновить спектакли, которые стали заметными в 1990-х. Этот спектакль восстанавливал режиссер Михаил Смирнов на основе лучших традиций постановки 1996 года. С момента исторической премьеры в Мариинском, которая состоялась 135 лет назад — 26 ноября 8 декабря 1887 года — на этой сцене сыграли семь постановок.
Для многих солистов это новый опыт, а от этого — еще интереснее. Нажмиддин Мавлянов, приглашенный солист Мариинского театра: «Само расстояние, как расставлены декорации. Вот с декорациями интересно. Это мой первый опыт, когда мы на сцене и еще декорации. Партия феноменальная, эта опера — просто шедевр». Какой Отелло в исполнении солиста Нажмиддина Мавлянова — становится понятно уже в гримерке.
Со слов артиста, он герой и победитель, но ранимый — боится потерять свою любовь. И пусть образ персонажа уже давно придуман Шекспиром, у солиста версия своя — еще до конца не раскрытая. За кулисами находится и главный противник Отелло — Яго. Между репетицией и основной частью — буквально несколько минут.
Андрей Кончаловский представил свою версию "Отелло"
Нынешнюю постановку делает выдающийся кинорежиссер, двукратный лауреат Венецианского кинофестиваля Андрей Кончаловский. Как цитирует мэтра пресс-служба театра, «Моя задача — прежде всего не отнять у слушателя музыку, ради которой это искусство и существует. Тем более, когда ставишь оперу гениального композитора. Сложность в том, что визуальный ряд в опере не обязательно должен соответствовать зрительному видению Верди.
Для многих солистов это новый опыт, а от этого — еще интереснее.
Нажмиддин Мавлянов, приглашенный солист Мариинского театра: «Само расстояние, как расставлены декорации. Вот с декорациями интересно. Это мой первый опыт, когда мы на сцене и еще декорации. Партия феноменальная, эта опера — просто шедевр».
Какой Отелло в исполнении солиста Нажмиддина Мавлянова — становится понятно уже в гримерке. Со слов артиста, он герой и победитель, но ранимый — боится потерять свою любовь. И пусть образ персонажа уже давно придуман Шекспиром, у солиста версия своя — еще до конца не раскрытая. За кулисами находится и главный противник Отелло — Яго.
Между репетицией и основной частью — буквально несколько минут.
Анна Нетребко в роли Аиды. Зальцбург, 2017. Скандал в Метрополитен Но больше всех пострадала лучшая опера Верди — «Отелло». Великолепный ревнивый мавр теперь больше не мавр. Он был разжалован в лицо условной национальности четыре года назад. История такая. Перед началом сезона 2015-2016 годов нью-йоркская Метрополитен-опера анонсировала новую постановку «Отелло» с фото латвийского тенора Александра Антоненко в главной роли. И в соответствующем гриме: Тут же на почту сайта Метрополитен посыпались тысячи писем с обвинениями в расизме. Дирекции пришлось публично оправдываться в том духе, что это тень так неудачно упала на фото, и что конечно же, будьте уверены!
В итоге голубоглазый шатен Антоненко, как мог, изображал мавра Отелло уже без грима: Почему Отелло не может быть белым? Для тех, кто знает эту оперу, совершенно ясно, что такая подмена равносильна тому, как если бы, к примеру, четырнадцатилетнюю Джульетту заменили на даму лет сорока пяти из соображений борьбы с педофилией и эйджизмом.
Оставайтесь с нами на связи. Опера, сюжет которой сокрушает трагической силой, а музыка потрясает чувственной глубиной, в этом сезоне будет показана впервые. Возрождающая подлинный дух шекспировской трагедии, это произведение стало высшим достижением Верди в области музыкальной драмы.
Популярные события
- Stay up to date with the latest Opera news, events and releases!
- "Отелло" под занавес - Российский государственный музыкальный телерадиоцентр
- «Отелло» в жестком ритме
- Telegram: Contact @mariinsky
Возрождая дух шекспировской трагедии
Официальный сайт АУ Чувашский государственный театр оперы и балета Минкультуры Чувашии. Оперу "Отелло" Мариинский представляет в полусценической версии. А вот опера «Отелло», «промелькнувшая» на нашей сцене где-то в начале 80-х годов в костюмах и декорациях, – увы – не задержалась в репертуаре – много на то причин.
Рекомендованные материалы
- ГТРК «Алания» | Мариинский театр завершил гастроли во Владикавказе оперой "Отелло"
- Последние события
- Театр «Ла Скала» в Милане открыл новый сезон постановкой русской оперы «Борис Годунов»
- Заряд | Опера «Отелло» | Заряд
- Опера "Отелло" под открытым небо
- Мариинский театр покажет оперу «Отелло» со звездным составом артистов | Музыкальная жизнь
В Большом театре исполнят оперу Верди «Отелло»
Мучимый ревность Отелло задушит Дездемону, а потом покончит с собой. Фото — Сергей Родионов Вот и весь сюжет, известный всякому. Но почему же с самого начала и до последней минуты смотришь на сцену с не покидающим чувством тревоги и напряжения? Вольно или невольно ждешь какого-то неожиданного поворота — как это обычно бывает у Кончаловского. И ожидания оказываются оправданными. У Шекспира IV акт — вершина трагедии, и Верди своей музыкой во втором действии передает ощущение напряженного ожидания страшной катастрофы и ее свершение. У Андрея Кончаловского предвестником этой катастрофы стало появление хора в военной униформе времен Муссолини, да еще на фоне огромного бюста некоего безликого диктатора. Да и Отелло с Яго, скинув пышные одеяния венецианской эпохи, предстали перед публикой в военных френчах, сапогах и галифе. И эти образы — тревожное послание-предупреждение режиссера современникам: зло имеет свойство концентрироваться, объединяясь. Военная униформа итальянских фашистов — недавнее прошлое.
Но нет никаких гарантий, что это прошлое внезапно не станет настоящим. И от этого не застраховано никакое общество, ни одна страна, даже самая казалось бы демократическая. Вот такой получилась классическая история о любви и убийстве из ревности в прочтении Андрея Кончаловсого. Многие зрители были явно озадачены подобной трактовкой. Эта опера в МАМТ стала завершением юбилейного сезона, и, несомненно, ей в этом театре уготованная долгая и счастливая жизнь.
В дуэте с заслуженной артисткой Чувашии Татьяной Тойбахтиной в партии Дездемоны, чье мягкое, согревающее необычайной внутренней теплотой сопрано ложилось на оркестровое полотно тонкой серебряной нитью, тенор певца заиграл новыми красками. И хотя внешне героиня была застенчива и хрупка, точно ваза из муранского стекла, динамические всплески голоса выдавали в ней страстную, готовую бороться за свое счастье натуру. Суровой, неприступной скалой вырастал саркастический Яго. Резкие изломы его вокальной партии находили отражение в угловатых очертаниях внешнего рисунка.
Незаурядный артистический темперамент и редкая сценическая энергетика позволили лауреату международных конкурсов Ивану Николаеву создать броский, запоминающийся образ коварного, разрушающего судьбы и непреклонно идущего к своей цели мичмана. Его исполнение увлекало насыщенностью тембра и широтой диапазона, тонкостью ладотональных переходов и сочностью мелодических длиннот, полнотой эмоциональной гаммы и глубиной внутреннего содержания.
Хор часто неподвижно стоял на сцене, а мизансцены главных героев по большинстве своем выглядели бессмысленно. Вместо каких-либо интересных режиссерских идей, Бартлетт Шер решил перенести всю драматическую нагрузку на декорации. Все было выполнено в очень темных тонах, Те или ирные детали действия помогала выделить светорежиссура Дональда Холдера, как например, белое платье Дездемоны в сцене шторма. Сценограф Эс Девлин оформила сценическое пространство двумя огромными стенами, стоящими не под прямым углом друг к другу, видеопроекции Люка Холса отображали на них разбивающиеся о берег волны, изолирующие остров от остального мира.
Это выглядело особенно эффектно в четвертом акте, где стены напоминали два огромных венецианских окна в спальне, через которые открывается вид на бушующее море, что все вместе создавало гнетущую атмосферу неизбежности в судьбе ранимой Дездемоны. В других эпизодах при помощи движущихся, полупрозрачных сооружений формировались дополнительные внутренние пространства для более интимных моментов между персонажами. Шер хотел, чтобы этот «полупрозрачный дворец» служил в качестве архитектурной демонстрации психологической многослойности оперы, но на деле казалось, что эти декорации нужны были героям только для того, чтобы шпионить друг за другом или прятаться. Одеяния эпохи Рисорджименто итальянское национально-освободительное движение против иноземного господства за объединение раздробленного государства в период с конца 18-го века по 1870 год — прим. Великий Отелло способен вызвать у публики симпатию и сочувствие, но суровый мавр в исполнении Антоненко — это скорее убийца, чем трагический персонаж.
Сложность в том, что визуальный ряд в опере не обязательно должен соответствовать зрительному видению Верди. Тут возможен определенный шок, но только такого рода, который бы не разрушал музыкального прочтения великим композитором великой драматургии». Музыкальный руководитель постановки — главный дирижер театра Феликс Коробов. Сценограф — британский художник Мэтт Дили.
Большой театр отменил постановку оперы Отелло из-за финансового кризиса
В связи с премьерой «Отелло» неизбежно вспоминается прошлогодняя постановка другой шекспировской оперы Верди на той же сцене. В Отелло 1887 74-летний композитор бросил вызов вагнеровской «симфонической опере», не жертвуя при этом итальянской певучестью; либреттист Верди А. Однако в «Отелло» он показал подлинную силу своего таланта, и на некоторое время и по количеству постановок, и по кассовым сборам спектакль задвинул на второй план все.