Сдать экзамены на отлично вам помогут экспресс-курсы подготовки к ОГЭ. В шпоры по биологии для ОГЭ 2023 включены разнообразные задания, такие как выбор правильного ответа, сопоставление, заполнение пропусков, анализ и интерпретация графиков и таблиц, а также расстановка последовательности и составление краткого текста. Примеры шпаргалок по биологии огэ 2024 Шпаргалки по биологии огэ 2024 — это краткие и лаконичные конспекты, которые помогают повторить и запомнить основные понятия, факты и правила по биологии.
Моисеева И.: Шпаргалка по биологии для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ.
Шпаргалка по Биологии – покупайте на OZON по выгодным ценам! В данной статье мы предоставим вам шпаргалки для подготовки к ОГЭ по биологии 2023. Краткий курс по биологии поможет школьнику подготовиться к экзамену ЕГЭ и ОГЭ. Повторить пройденный материал, закрепить полученные знания. Отмена. ОК. Биология ОГЭ Умскул.
Найди то, не знаю что
- Шпаргалки огэ биология
- Тренировочные варианты ОГЭ 2024 по биологии
- Telegram: Contact @unilogia_biology
- Открытый банк тестовых заданий
- Справочник мини Шпаргалка ОГЭ Биология Математика Русский
- Тренировочные варианты ОГЭ 2024 по биологии
Шпаргалка (теория) по биологии: что нужно знать на экзамене ОГЭ)
К заданиям 22—26 следует дать развёрнутый ответ. Все бланки заполняются яркими чернилами. Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
Класс двудольные. Лист на черешке с сетчатым или перистым жилкованием. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в главный корень. Жизненные формы древесные и травянистые.
Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4. Крестоцветные: соцветие—кисть, плод— стручок, капуста, репка, сурепка, пастушья сумка. Розоцветные: соцветие— кисть, простой зонтик, щиток, плод— костянка, яблоко, многоорешек, шиповник, яблоня, рябина, лапчатка, гравилат, земляника, слива, груша. Бобовые: кость, головка, плод— боб, соя, люпин, горох, акация, фасоль, клевер, кашка, донник. Пасленовые— кисть, завиток, метелка, плод— ягода, коробочка. Томаты, паслен, табак, петуния, баклажан, белена, дурман. Класс однодольные. Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием.
Камбий отсутствует. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны. Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4, но никогда 5. Лилейные: соцветие— кисть; плод— ягода, коробочка. Лук, чеснок, лилии, нарциссы, тюльпаны. Злаковые: сложный колос, султан, метелка, початок, плод— зерновка. Пшеница, овес, рис, овсюг, пырей мятлик.
Внутреннее строение стебля. Кора—защитная функция. Кожица— однослойная покровная ткань. Защита от пыли, перегрева, микроорганизмов. Водо— и газообмен. Пробка— многослойная покровная ткань. Имеются чечевички. Образуется на поверхности зимующих стеблей, защищает от колебаний температур, вредителей.
Луб— образован механической волокна и проводящей ситовидные трубки тканями. Придает прочность, проведение растворов от листьев к корню. Камбий— однослойная образовательная ткань. Рост стебля в толщину и дифференциация клеток. Древесина— образована тремя тканями: проводящая— сосуды; основная — рыхло расположенные клетки; механическая— древесные волокна; сосуды — проведение воды и мин. Сердцевина — основная ткань— из живых, рыхло расположенных клеток. Запасает питательные вещества. Главный— развивается из зародышевого корешка.
Придаточный— развивается от стебля или листа. Боковые— развиваются от главного, придаточного и боковых. Центральная: головной и спинной мозг. Периферическая: нервы и нервные узлы. Соматическая Регулирует работу скелетных мышц. Вегетативная Регулирует работу всех внутренних органов. Симпатический Усиливает обмен вещ—в. Повышает возбудимость.
Парасимпатический Способствует восстановлению энергии. Снижает обмен веществ. Регулирует организмом во время сна. Метасимпатический Находится в стенках самого органа и участвует в процессах его саморегуляции Глаз. Оболочки глаза: сетчатка— световоспринимающая система. Фиброзная оболочка: склера, сосудистая. Палочки— рецепторы сумеречного света, колбочки— рецепторы цветного зрения. Оптическая система: роговица, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, стекловидное тело.
Цвет радужки определяет цвет глаз. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока. Наружное: ушная раковина— хрящевая неподвижная, барабанная перепонка. Среднее: узкая полость заполненная воздухом, в которой расположены слуховые косточки, молоточек воспринимает колебания и передает их на наковальню и стремечко , наковальня, стремечко, слуховая— евстахиева труба. Внутреннее ухо: представляет полость заполненную жидкостью. Улитка— система лабиринтов, извилистых каналов. Вкусовой анализатор. Кончик языка— сладкий, на задней части языка— горький, на боковой и передней— соленое, кислое— боковая поверхность.
Железы внутренней секреции. Гипоталамус— отдел промежуточного мозга. Выделяет нейрогормоны вазопрессин, окситоцин. Регулирует секрецию гипофизарных гормонов. Гипофиз— расположен ниже моста промежуточного мозга. Выделяют две функции: ростовые тропные : соматотропный гормон регулирует рост. Гиперфункция— в молодом возрасте вызывает болезнь гигантизм. Во взрослом состоянии— акромегалию.
Гипофункция— карликовость; регуляторные: гонадотропные гормоны регулируют деят. Половых желез, пролактин— усиливает выработку молока, тиреотропный— регулирует работу щитовидной железы, адренокортикотропный— усиливает синтез гормонов коры надпочечников. Эпифиз: вырост промежуточного мозга. Выделяет гормон мелатонин, тормозящий действие гонадотропных гормонов. Щитовидная железа: иодосодержащие гормоны: тироксин и трииодтиронин, влияющие на окислительные процессы, регулирующие обмен в—в, рост, влияют на ЦНС. Надпочечники— парные железы, расположены над почками. Из двух слоев: корковый и мозговой внутренний. Корковый вырабатывает 3 группы гормонов: кортизон и кортикостерон, влияющие на обмен веществ и стимулирующие образование гликогена, альдостерон— обмен калия и натрия; андрогены, эстрогены, прогестерон— развитие вторичных половых признаков.
Мозговой слой: адреналин и норадреналин— повышают кровяное давление, расширяют коронарные сосуды сердца. Поджелудочная железа: расположена ниже желудка. Железа смешанной секреции, эндокринной частью железы являются островки Лагерганса. Вырабатывает инсулин снижает уровень глюкозы, стимулирует печень на превращение глюкозы в гликоген , глюкагон повышает уровень глюкозы, стимулирует быстрое расщепление гликогена до глюкозы. Половые железы: вырабатывают эстрогены и андрогены. Прогестерон— гормон беременности. Мозговой отдел— большая непарная лобная кость; —плоская кость; шов неподвижный! Лицевой отдел— верхняя и нижняя челюсть, небные, скуловые, носовые, слезные кости— плоские— неподвижный шов.
Скелет туловища: Позвоночник: 33—34 позвонка; 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 4—5 копчиковых. Кости короткие, смешанные— соединение полуподвижное. Грудная клетка: 12 пар ребер и грудина— короткие— смешанные— плоские— полуподвижное. Пояс верхних конечностей пара лопаток, пара ключиц — плоские— подвижное. Скелет верхних конечностей плечевая кость, предплечье, кисть — трубчатые, короткие— подвижное. Пояс нижних конечностей две тазовые кости — плоские— неподвижное. Скелет нижних конечностей бедренная кость, голень; стопа образована двумя рядами предплюсны 7 , плюснами 5 , и косточками пальцев 14 — трубчатые —длинные— подвижное. Кровеносная система.
Артерии— кровь течет от сердца к органам. Переходят в капилляры. По артериям кровь течет от сердца. Вены— кровь движется к сердцу. Большой круг: левый желудочек—аорта—артериальные капилляры—венозные капилляры—воротная вена—верхняя и нижняя полая вена—правое предсердие. Малый круг: правое предсердие— правый желудочек—легочные артерии—легочные вены—левое предсердие 4 секунды. Расслабление—0,4; сокращение—расслабление—0,1; расслабление—сокращение-0,3. Носовая полость—носоглотка—гортань—трахеи—бронхи—легкие.
Дыхательный центр— продолговатый мозг. Пищеварительная система. Зубы 32: 4 резца, 2 клыка, 4 малых и 6 больших коренных зубов на каждой челюсти. Слюнные железы—3. Пепсин— фермент желудка— расщепляет белки до пептидов, липаза— жиры молока. В желудке всасывается: вода, глюкоза, мин. Среда щелочная. БЖУ Белки: 20 аминокислот, биополимеры.
Первичная структура— цепочка аминокислот, связь пептидная; вторичная— спираль, водородная связь; третичная— глобула, связи водородные, ионные, ковалентные, гидрофобные; четвертичная— объединение глобул в нескольких структур. Моносахариды— рибоза, глюкоза; дисахариды— мальтоза, сахароза; полисахариды— крахмал, целлюлоза. Сложные эфиры глицерина. Органоиды клетки. Окружено двухслойной пористой мембраной. Содержит хроматин. Ядрышко— состоит из белка и РНК.
Выделительная с-ма- парные почки, мочеточники, клоака, мочевой пузырь. Головной и спинной мозг с нервами. Глаза с верхними и нижними веками. У бесхвостых оплодотворение- наружное, у хвостатых- внутреннее. Класс пресмыкающиеся рептилии. Кожа сухая. Наружные слои эпидермиса- ороговевшие. Хорошо развит- шейный отдел. Пояснично-грудной отдел позвоночника соединен с ребрами с грудиной. Появляются межреберные мышцы. Как у земноводных- пищеварительная с-ма. Дышат кислородом с помощью легких. Кожное дыхание отсутствует. Кровеносная система замкнута. Сердце трехкамерное. Увеличиваются размеры мозжечка. Возникает первичная кора. Оплодотворение внутреннее. Яйца откладывают на суше. Класс птицы. Голова, туловище, шея, передние конечности- крылья, задние- ноги. Зубы отсутствуют. Два круга. Кровь не смешивается. Сердце 4-камерное. Дыхание двойное. Увеличение больших полушарий. Хорошо развиты орган слуха и зрения. Свойственно цветное зрение. Раздельнополы животные. Половой диморфизм. Классификация птиц. Оседлые- воробьи, галки, голуби, сороки Кочующие- совы, снегири, синицы, грачи. Перелетные- иволги, соловьи, утки, скворцы, журавли. Класс млекопитающие. Наличие волосяного покрова на теле. В коже много желез: сальные, потовые, млечные. Зубы и слюнные железы. Эритроциты не имеют ядра. Дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания- легкие. Имеется диафрагма. Появляется ушная раковина. Клетки бактерий: Шаровидные- кокки, палочковидные- бациллы; дугообразно изогнуты- вибрионы. Спиралеобразные- спиреллы. Колонии бактерий: диплококки, стрептококки. Строение бактерий. Оболочка- 2 слоя. Ядерное вещество представлено в виде замкнутой в кольцо молекулы ДНК. Рибосомы- синтезируют белок. Клеточные включения- крахмал, гликоген жиры. Плесневые, дрожжи, шляпочные: трубчатые, пластинчатые. Имеют клеточные стенку. Мало подвижны. Неограниченный рост, размножение спорами и вегетативно, частями грибницы. Содержится хитин. Запасное пит. Тело состоит из отдельных нитей. Представлены одноклеточными и многоклеточными формами. Накипные- слоевище имеет вид налетов или корочек, плотно прилегающих к субстратам. Листоватые- слоевище в виде пластинок, прикреплены к субстрату гифами- ксантория. Кустистые- слоевище в виде стволиков, срастается субстратом только основанием- ягель. Являются индикатором чистого воздуха. Служат кормом для животных. Накипные: кора деревьев и камни. Производят: сахар, спирт, красители, лакмус. Царство Растения: Водоросли. Это низшие хлорофиллсодержащие растения, не расчлененные на стебель, корень и листья тело представлено талломом - слоевищем. Зеленые, бурые, красные водоросли. Одноклеточные — хламидомонада, хлорелла. Нитчатые — спирогира, улотрикс. Морская капуста ламинария. Обитают преимущественно в пресных водоемах и морях. Мхи — высшие растения. Торфяной - сфагнум, зеленый- кукушкин лен. Корней нет, прикрепляются с помощью ризоидов. Появление листа и стебля. Вода и минеральные соли поглощаются всей поверхностью тела, в том числе и ризоидами. Жизненный цикл мхов включает гаплоидный гаметофит и диплоидный спорофит. Доминирующим поколением является гаплоидный гаметофит, который принимает на себя функции фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания. Для обеспечения полового процесса необходима капельножидкая среда. Половое и бесполое поколение мхов не разделены, а представляет одно растение. Гаметофит развивается из гаплоидной споры. Органы полового размножения гаметангии образуют подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Оплодотворение яйцеклетки происходит внутри женского полового органа. Из зиготы медленно развивается диплоидный спорофит, который представляет собой коробочку спорангий , находящуюся на гаметофите и получающую от него питание. В коробочке путем мейоза образуются гаплоидные споры. Это высшие сосудистые растения: спорофит преобладает над гаметофитом. Встречаются чаще во влажных тенистых местах. Листья вайи спорофита растут от толстого горизонтального стебля или корневища. На корневище находятся придаточные корни. Размножаются с чередованием поколений. Бесполая стадия размножения начинается с формирования спорангиев на нижней стороне листа. Скопления спорангиев образуют сорусы. Внутри каждого спорангия происходит мейотическое деление диплоидных материнских клеток спор и образуются гаплоидные споры. Споры прорастают и дают начало новому гаметофиту - заростку сердцевидной пластинке диаметром около 1 см, способной к фотосинтезу. Заросток прикрепляется к почве одноклеточными ризоидами. У заростка нет кутикулы, он может жить только во влажном месте. На его нижней стороне образуются простые архегонии и антеридии. Это репродуктивные органы, образующие гаметы путем митоза из материнских клеток. В антеридиях образуются множество сперматозоидов, а в архегониях по одной яйцеклетке. При наличии воды созревшие сперматозоиды подплывают к архегониям. Оплодотворение обычно перекрестное. Из диплоидной зиготы на заростке развивается спорофит. Хвощи и плауны. Хвощи обитают преимущественно во влажных местах. Спорофиты имеют горизонтальные подземные стебли корневища , от узлов надземных побегов отходят мутовки мелких заостренных листьев, похожих на чешуйки. Различают побеги двух видов: вегетативные и спороносные, несущие споровые шишки стробилы. Хвощи в природе встречаются в виде клонов - групп растений, возникающих путем вегетативного размножения от одной особи и занимающих участок площадью несколько десятков или сотен квадратных метров. Плауны По приспособленности к жизни на суше плауны занимают промежуточное положение между папоротниками и семенными растениями. Для них характерен стелющийся стебель, от стебля отходят короткие прямостоячие ветви. Листья расположены спирально. Подземные части побега имеют вид корневищ с придаточными корнями. Рост стебля верхушечный: проводящая система примитивна. Стебли наряду с листьями несут на себе спорофиллы со спорангиями. В каменноугольный период пагюротники, хвощи и плауны принимали участие в образовании каменного угля. Некоторые из них в наше время используются в медицине. Голосеменные Семенные растения, обладают тремя очень важными преимуществами: разноспоровостью, способностью к образованию семян, способностью продуцировать неподвижные мужские гаметы, вегетативное тело семенных растений образует споры двух типов: микроспоры мужские и мегаспора женские. Первые дают начала мужскому гаметофиту, а вторые - женскому. Женские мегаспоры формируются в мегаспорангии. Из мегаспор вырастают женские гаметофиты - архегонии, продуцирующие яйцеклетки. Этот процесс проходит внутри семязачатка, так же как оплодотворение и развитие зародыша с образованием семени. Преимущества семенного размножения: - женский гаметофит защищен семязачатком и менее чувствителен к обезвоживанию, чем свободно живущий гаметофит; - семя содержит запас питательных веществ, используемый следующим спорофитным поколением после прорастания семени; - семена способны противостоять неблагоприятным условиям и могут оставаться в состоянии покоя и прорастать в благоприятных условиях; - у семян развиваются различные приспособления для распространения. Голосеменные — процветающая группа растений, распространенная по всему земному шару. Жизненные формы представлены деревьями и кустарниками, как правило, вечнозелеными. Листья — иголки у хвойных покрыты толстой кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа. Жизненный цикл проходит с преобладанием спорофита - диплоидной стадии. Созревание семян происходит на второй год после опыления. Следующей зимой шишки раскрываются, и семена разносятся ветром на большие расстояния. Покрытосеменные, или цветковые растения. Наличие плода, развивающегося из завязи цветка. Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами - кустарниками и кустарничками. Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные.
Это сосудистые растения: спорофит преобладает над гаметофитом. Встречаются чаще во влажных тенистых местах. Листья вайи спорофита достигают высоты до 1 м и растут от толстого горизонтального стебля или корневища. Хвощи и плауны Биология. Хвощи встречаются на всем земном шаре, кроме Австралии и Новой Зеландии, и насчитывают около 30 видов. Обитают преимущественно во влажных местах. Отдел Голосеменные Биология. Семенные растения обладают тремя очень важными преимуществами: разноспоровостью, способностью к образованию семян, способностью продуцировать неподвижные мужские гаметы, вегетативное тело семенных растений образует споры двух типов: микроспоры мужские и мегаспора женские. Отдел Покрытосеменные, или цветковые растения Биология. Отличительной особенностью этого отдела является наличие плода, развивающегося из завязи цветка. Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами — кустарниками и кустарничками. Цветковые растения. Класс однодольные Биология. Насчитывает около 4 тыс. Жизненные формы: многолетние травы с корневищами, луковицами, клубнелуковицами, реже древовидные растения алоэ, юкка, драцены. Листья очередные, с параллельным или дуговым жилкованием. Класс двудольные Биология. Это многолетние и однолетние растения: капуста, редька, редис, сурепка, пастушья сумка и др. Листья крестоцветных расположены поочередно, нижние образуют прикорневую розетку. Соцветия верхушечные, кистевидные или щитковидные. Царство Грибы Биология. Царство организмов, сочетающее признаки растений и животных. С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в составе клеточной стенки, образование мочевины в процессе обмена веществ, гликогена в качестве запасного питательного вещества. Общие сведения о животных. Одноклеточные Биология. Более 2 млн видов животных, обитающих повсеместно, отличаются от растений гетеротрофностью питания, подвижностью, развитой опорно-двигательной системой, сложностью поведенческих реакций. Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные Биология. В отличие от клеток Простейших, способных самостоятельно выполнять все жизненно важные функции, клетки многоклеточных организмов выполняют одну определенную функцию. Тип Плоские черви Биология. Плоские черви — трехслойные животные, у них появляется мезодерма, расположенная между эктодермой и энтодермой. Это свободноживущие и паразитические виды. Всего их насчитывается ок. Тип Круглые черви Биология. К типу относятся несколько классов, в том числе самый многочисленный класс Нематоды, или собственно Круглые черви. Они обитают в морях, пресных водоемах, почве, в организмах животных, в тканях растений. Известно около 12 000 видов. Тип Кольчатые черви Насчитывает около 7 000 видов. Это обитатели водоемов и почвы. Включает 3 класса. Тип Моллюски Биология. Тип моллюски включает три класса: медленно ползающие улитки брюхоногие , относительно оседлые двустворчатые и подвижные головоногие. Тип насчитывает около 130 000 видов. Тип Членистоногие Биология. Членистоногие — самая большая группа животных, населяющая нашу планету. Его представители освоили все среды жизни: сушу, моря пресные водоемы, воздушное пространство. Их можно встретить во всех географических широтах. Класс Насекомые Биология. К этому классу относятся наиболее высокоорганизованные членистоногие. Известно по разным данным 2-4 млн видов. Большинство насекомых обитает на суше, некоторые — в пресных водоемах. Тип Хордовые Биология. Наименее организованный представитель хордовых — ланцетник, относится к очень древней группе бесчерепные. Он имеет признаки, сходные с беспозвоночными и позвоночными, ведет пассивный водный образ жизни. Надкласс Рыбы Биология. Рыбы относятся к позвоночным животным. Для позвоночных характерно наличие черепа, позвоночника и парных конечностей или плавников. Передний конец нервной трубки у них формирует головной мозг, он защищен черепом.
Шпаргалка по биологии
Класс жгутиковые - постоянная форма тела, передвигаются - жгутиками, на переднем конце тела - светочувствительный глазок. Имеется хроматофор. Способ питания - фотосинтез свет , пиноцитоз темнота. Нет пищеварительной вакуоли. Размножение - бесполое, половое эвглена зеленая, лямблии, трипаносомы, вольвокс. Гидра Двуслойные, радиальная симметрия. Эктодерма, энтодерма, между слоями - мезоглея. На переднем конце тела - рот с щупальцами со стрекательными клетками.
Задний конец тела - подошва для прикрепления к субстрату. Пищеварение - полостное и внутриклеточное. Дыхание - всей полостью тела. Выделение - через поверхность тела. Нервная система диффузного типа. Органы чувств не развиты. Размножение - бесполое и половое.
В результате оплодотворения появляется плавающая личика - планула. Подвижные - медузы, неподвижные - полипы, актиния, гидра. Тип плоские черви. Белая планария Трехслойные животные. Двусторонняя симметрия тела. Передвигается с помощью кожно - мускульного мешка. Нет полости тела.
Анального отверстия нет. Кровеносная и дыхательная с. Нервная система сост из парного мозгового узла и двух нервных стволов. Часто имеются личиночные стадии. Размножение со сменой хозяев. Ресничные белая планария ; сосальщики двуустка, шистосома ; ленточные цепни. Тип круглые черви.
Аскарида человеческая Тело округлое, удлиненное. Имеется первичная полость тела, заполненная жидкостью в ней расположены внутренние органы. Кожа покрыт акутикулой. Пищеварительная система представлена пищеварительной трубкой: начинающейся ротовым отверстием - глотка - пищевод - кишечник - анальное отверстие. У некоторых паразитов - зубы. У паразитов растений глотка превращена в колюще - сосущий орган - стилет. Кровеносной и дыхательной системы нет.
Нервная система: окологлоточное кольцо с отходящими стволами. Размножение - половое, оплодотворение внутреннее. Характерен половой диморфизм. Развитие прямое или непрямое: яйцо с личинкой на почве - кишечник человека - личинка - кровь - легкие - рот - кишечник - взрослая аскарида. Острица, нематода, волосатик. Тип кольчатые черви. Дождевой червь.
Пиявка, нереида, серпула. Тело вытянутое, круглое, сегментированное. Симметрия двусторонняя. Имеется вторичная полость. Пищеварительная система: ротовое отверстие - глотка - пищевод - зоб - желудок - средняя кишка - задняя кишка - анальное отверстие. Кровеносная система - замкнутая, сост из сосудов. Кровь содержит гемоглобин.
Дыхание - всей поверхностью тела. Выделительная система - в каждом сегменте пара нефридий. Имеются органы чувств: глаза, обонятельные ямки, органы осязания. Раздельнополые или вторичные гермафродиты. Развитие прямое. У некоторых морских кольчатых червей - с метаморфозом. Многощетинковые пескожил, нереида ; малощетинк.
Тип моллюски. Прудовик, беззубка Двусторонняя симметрия. Тело из трех отделов: голова, туловище, нога. С внутренней стороны раковины все тело охватывает мантия - кожная складка. Пищеварительная система: рот - глотка - желудок - средняя кишка - анальное отверстие. Кровеносная система незамкнута. Сердце двухкамерное прудовик или трехкамерное беззубка.
Дыхательная система - жабры беззубка и легочные мешки прудовик. Органы выделения - почки. Брюхоногие - гермафродиты. Двустворчатые и головоногие - раздельнополые. Брюхоногие горошинка, шаровка, прудовик, слизень, виноградная улитка. Двустворчатые мидии, устрицы, гребешки, жемчужница, корабельный червь, беззубка. Головоногие кальмар, каракатица, осьминог.
Тип членистоногие Тело сегментировано, конечности членистые. Движение обеспечено мышцами. Тело покрыто хитиновым покровом. Рост членистоногих сопровождается линькой. Отделы тела: голова, грудь, брюшко. Пищеварительная система: ротовой аппарат - глотка - пищевод - желудок - передняя, средняя, задняя кишка - анальное отверстие - железы. Имеется пульсирующий сосуд - «сердце», по которым циркулирует гемолимфа.
Дыхательная с -ма: у водных форм - жабры, у наземных - легкие, трахеи. Выделительная с-ма: мальпигиевы сосуды у насекомых и паукообразных, зеленые железы в основании усиков у ракообразных.
Отделы тела: голова, грудь, брюшко. Пищеварительная с-ма: ротовой аппарат-глотка- пищевод-желудок- передняя, средняя, задняя кишка- анальное отверстие- железы. Имеется пульсирующий сосуд- «сердце», по которым циркулирует гемолимфа. Дыхательная с-ма: у водных форм- жабры, у наземных- легкие, трахеи. Выделительная с-ма: мальпигиевы сосуды у насекомых и паукообразных, зеленые железы в основании усиков у ракообразных. Нервная система состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов. Многие имеют хорошо развитые органы чувств: фасеточные глаза, органы осязания- механорецепторы, органы слуха.
Половой диморфизм отличие самца от самки. Развитие прямое и непрямое. Ракообразные рак, креветки, краб, омар ; паукообразные пауки, тарантулы, клещ, скорпион ; насекомые жуки, мухи, комары, вошь. Скелет образован известковыми пластинками, несущими шипики. Найдя добычу накрывает своим телом, выворачивает желудок, соки желудка переваривают пищу. Анальное отверстие лежит на верхней поверхности. Тело в известковом панцире. Рот окружен особым челюстным аппаратом с пятью зубами. Скелет состоит из мелких известковых телец.
Кровеносная с-ма сост из двух сосудов: один снабжает рот другой анальное отверстие. Водно-сосудистая система: образована кольцевым каналом, окружающим пищевод, и 5 радиальными каналами. Большинство раздельнополые, но есть гермафродиты. Развитие с метаморфозом. Животные способны к регенерации восстановление частей тела Тип хордовые. Подтип бесчерепные. Тело состоит из туловища, хвоста, плавника, покрыто кожей. Скелет- хорда. Пищеварительный канал: рот, глотка, кишечная трубка, анус.
Один круг кровообращения, сердца нет, холоднокровные животные. Органы дыхания: жаберные щели в глотке. Органы выделения: нефридин. Органы чувств: щупальца, обонятельная ямка. Оплодотворение наружное. Икринки развиваются в воде. Подтип позвоночные черепные. Надкласс рыбы. Обтекаемая форма тела.
Отделы тела: голова, туловище, хвост, плавники. Туловищный и хвостовой отделы позвоночника. Костный череп, конечности- плавники образованы множеством мелких костей. Шейный отдел отсутствует. Внутри позвонков- хрящевые остатки хорды. Пищеварительная с-ма: рот- ротовая полость- глотка- пищевод- желудок- кишечник- анальное отверстие. Плавательный пузырь- вырост кишечника. Один круг кровообращения, сердце двухкамерное, холоднокровные. Органы дыхания: жабры, защищены жаберными крышками.
Органы выделения: почки, 2 мочеточника, мочевой пузырь. Раздельнополые животные. Оплодотворение наружное в воде- нерест. Класс земноводные или амфибии. Отделы тела: голова, туловище, передние и задние конечности. Кожа голая и покрыта слизью. В позвоночнике выделяют шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы. Череп состоит из черепной коробки и челюсти. Подвижное сочленение черепа, один шейный позвонок.
Мышцы развиты хорошо. Появляются ягодичные, бедренные и икроножные мышцы. Как у рыб- пищеварит. Два круга кровообращения. Кровь смешанная сердце трехкамерное. Оба круга начинаются от желудочка. Кровь- венозная, артериальная, смешанная. Холоднокровные животные. Органы дыхания- парные легкие.
Имеется кожное дыхание. Выделительная с-ма- парные почки, мочеточники, клоака, мочевой пузырь. Головной и спинной мозг с нервами. Глаза с верхними и нижними веками. У бесхвостых оплодотворение- наружное, у хвостатых- внутреннее. Класс пресмыкающиеся рептилии. Кожа сухая. Наружные слои эпидермиса- ороговевшие. Хорошо развит- шейный отдел.
Пояснично-грудной отдел позвоночника соединен с ребрами с грудиной. Появляются межреберные мышцы. Как у земноводных- пищеварительная с-ма. Дышат кислородом с помощью легких. Кожное дыхание отсутствует. Кровеносная система замкнута. Сердце трехкамерное. Увеличиваются размеры мозжечка. Возникает первичная кора.
Оплодотворение внутреннее. Яйца откладывают на суше. Класс птицы. Голова, туловище, шея, передние конечности- крылья, задние- ноги. Зубы отсутствуют. Два круга. Кровь не смешивается. Сердце 4-камерное. Дыхание двойное.
Увеличение больших полушарий. Хорошо развиты орган слуха и зрения. Свойственно цветное зрение. Раздельнополы животные. Половой диморфизм. Классификация птиц. Оседлые- воробьи, галки, голуби, сороки Кочующие- совы, снегири, синицы, грачи. Перелетные- иволги, соловьи, утки, скворцы, журавли. Класс млекопитающие.
Наличие волосяного покрова на теле. В коже много желез: сальные, потовые, млечные. Зубы и слюнные железы. Эритроциты не имеют ядра. Дышат атмосферным воздухом. Органы дыхания- легкие. Имеется диафрагма. Появляется ушная раковина. Клетки бактерий: Шаровидные- кокки, палочковидные- бациллы; дугообразно изогнуты- вибрионы.
Спиралеобразные- спиреллы. Колонии бактерий: диплококки, стрептококки. Строение бактерий. Оболочка- 2 слоя. Ядерное вещество представлено в виде замкнутой в кольцо молекулы ДНК. Рибосомы- синтезируют белок. Клеточные включения- крахмал, гликоген жиры. Плесневые, дрожжи, шляпочные: трубчатые, пластинчатые. Имеют клеточные стенку.
Мало подвижны. Неограниченный рост, размножение спорами и вегетативно, частями грибницы. Содержится хитин. Запасное пит. Тело состоит из отдельных нитей. Представлены одноклеточными и многоклеточными формами. Накипные- слоевище имеет вид налетов или корочек, плотно прилегающих к субстратам. Листоватые- слоевище в виде пластинок, прикреплены к субстрату гифами- ксантория. Кустистые- слоевище в виде стволиков, срастается субстратом только основанием- ягель.
Являются индикатором чистого воздуха. Служат кормом для животных. Накипные: кора деревьев и камни. Производят: сахар, спирт, красители, лакмус. Царство Растения: Водоросли. Это низшие хлорофиллсодержащие растения, не расчлененные на стебель, корень и листья тело представлено талломом - слоевищем. Зеленые, бурые, красные водоросли. Одноклеточные — хламидомонада, хлорелла. Нитчатые — спирогира, улотрикс.
Ученик должен правильно сопоставить описание и соответствующую функцию. Научно-популярный текст. В этом разделе ученикам предоставляется научно-популярный текст, содержащий информацию о том или ином биологическом явлении или понятии. Ученикам нужно прочитать текст и ответить на вопросы, касающиеся его содержания. Продолжение предложения. В этом разделе ученикам предлагается незаконченное предложение, к которому они должны выбрать правильное продолжение из предложенных вариантов ответа. Этот раздел проверяет понимание учениками основных понятий и терминологии в биологии.
Структура ОГЭ по биологии может изменяться от года к году, поэтому важно быть готовым к различным типам заданий. Ученикам рекомендуется тщательно изучить содержание курса биологии, знать основные понятия и методы, а также уметь применять свои знания на практике. Темы, охватываемые ОГЭ по биологии ОГЭ по биологии охватывает широкий спектр тем, связанных с живыми организмами и их взаимодействием с окружающей средой. Вот основные темы, которые нужно изучить перед экзаменом: 1. Строение и функции клетки. В этой теме стоит уделить внимание структуре и функциям различных клеточных органелл, таких как ядро, митохондрии, хлоропласты и другие. Также следует изучить процессы клеточного деления и различные типы тканей.
Генетика и наследственность. Эта тема включает в себя изучение основных понятий генетики, таких как гены, хромосомы, их строение и функции. Необходимо понимать, каким образом передаются генетические свойства от родителей к потомству. Эволюция и ее механизмы. В этой теме стоит изучить принципы естественного отбора, мутаций, генетического дрейфа и изоляции, которые определяют процесс эволюции живых организмов. Разнообразие живых организмов. В данной теме следует изучить различные типы организмов, начиная с бактерий и простейших, и заканчивая растениями и животными.
Необходимо знать их основные характеристики, классификацию и адаптации к окружающей среде. Взаимодействие организмов с окружающей средой. В этой теме следует изучить основные понятия экологии, такие как пищевые цепи, биологические сообщества, энергетические потоки и воздействие факторов окружающей среды на живые организмы. Изучение этих тем поможет вам успешно сдать ОГЭ по биологии, поэтому не забывайте уделять достаточно времени каждой из них в процессе подготовки. Актуальные шпоры для ОГЭ по биологии 1.
На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Подготовка к ОГЭ по биологии. Экология. Задание №19,20,21. Шпаргалка. Примеры заданий
Жизненные формы: многолетние травы с корневищами, луковицами, клубнелуковицами, реже древовидные растения алоэ, юкка, драцены. Листья очередные, с параллельным или дуговым жилкованием. Класс двудольные Биология. Это многолетние и однолетние растения: капуста, редька, редис, сурепка, пастушья сумка и др. Листья крестоцветных расположены поочередно, нижние образуют прикорневую розетку. Соцветия верхушечные, кистевидные или щитковидные. Царство Грибы Биология. Царство организмов, сочетающее признаки растений и животных.
С животными их сближает гетеротрофный способ питания, наличие хитина в составе клеточной стенки, образование мочевины в процессе обмена веществ, гликогена в качестве запасного питательного вещества. Общие сведения о животных. Одноклеточные Биология. Более 2 млн видов животных, обитающих повсеместно, отличаются от растений гетеротрофностью питания, подвижностью, развитой опорно-двигательной системой, сложностью поведенческих реакций. Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные Биология. В отличие от клеток Простейших, способных самостоятельно выполнять все жизненно важные функции, клетки многоклеточных организмов выполняют одну определенную функцию.
Тип Плоские черви Биология. Плоские черви — трехслойные животные, у них появляется мезодерма, расположенная между эктодермой и энтодермой. Это свободноживущие и паразитические виды. Всего их насчитывается ок. Тип Круглые черви Биология. К типу относятся несколько классов, в том числе самый многочисленный класс Нематоды, или собственно Круглые черви. Они обитают в морях, пресных водоемах, почве, в организмах животных, в тканях растений.
Известно около 12 000 видов. Тип Кольчатые черви Насчитывает около 7 000 видов. Это обитатели водоемов и почвы. Включает 3 класса. Тип Моллюски Биология. Тип моллюски включает три класса: медленно ползающие улитки брюхоногие , относительно оседлые двустворчатые и подвижные головоногие. Тип насчитывает около 130 000 видов.
Тип Членистоногие Биология. Членистоногие — самая большая группа животных, населяющая нашу планету. Его представители освоили все среды жизни: сушу, моря пресные водоемы, воздушное пространство. Их можно встретить во всех географических широтах. Класс Насекомые Биология. К этому классу относятся наиболее высокоорганизованные членистоногие. Известно по разным данным 2-4 млн видов.
Большинство насекомых обитает на суше, некоторые — в пресных водоемах. Тип Хордовые Биология. Наименее организованный представитель хордовых — ланцетник, относится к очень древней группе бесчерепные. Он имеет признаки, сходные с беспозвоночными и позвоночными, ведет пассивный водный образ жизни. Надкласс Рыбы Биология. Рыбы относятся к позвоночным животным. Для позвоночных характерно наличие черепа, позвоночника и парных конечностей или плавников.
Передний конец нервной трубки у них формирует головной мозг, он защищен черепом. Класс Земноводные Амфибии Это водно-наземные животные. Они имеют две пары конечностей, состоящих из трех отделов. Класс Пресмыкающиеся Рептилии или Гады Биология. Большинство рептилий — наземные животные, но некоторые виды обитают в воде морские черепахи, змеи. Тело животных, как правило, разделено на голову, туловище и хвост и покрыто роговыми чешуйкам или щитками, защищающими их от механического воздействия и высыхания. Класс Птицы Пернатые Биология.
Птицы — высокоорганизованные позвоночные. Их тело покрыто перьями, передние конечности видоизменены в крылья. Имеют постоянную температуру тела, которая обеспечивается интенсивным обменом веществ. Класс Млекопитающие Звери Биология. Млекопитающие — теплокровные позвоночные животные с развитым волосяным покровом и вскармливающие своих детенышей молоком. Сердце у них четырехкамерное, хорошо развита центральная нервная система. Эволюция животного мира Биология.
Под эволюцией понимают необратимое историческое развитие органического мира с постепенным его усложнением.
Они разделяются на множество рангов, начиная от атома до биосферы. Низшим уровнем организации является химический уровень, на котором элементы и молекулы органических соединений взаимодействуют друг с другом. Он лежит в основе всех остальных уровней организации. Эти структуры являются основами уровня клеток Третьим уровнем организации является клеточный уровень, на котором происходят все жизненные процессы, такие как рост, размножение и обмен веществ.
На четвертом уровне организации находятся ткани — группы клеток, выполняющие одну функцию. Ткани организуются в органы, такие как сердце, почки, легкие, которые обеспечивают выполнение определенных функций в организме. На последней ступени организации находится организм, состоящий из взаимодействующих органов и тканей. Все организмы обладают способностью реагировать на свою среду, а также способностью к обмену веществ и самостоятельному размножению. Цитология Цитология — раздел биологии, изучающий клетки как структурную и функциональную единицу живых организмов.
Основные элементы клетки: ядро, клеточная мембрана, цитоплазма. Ядро содержит ДНК, отвечающую за наследственность и регулирующую работу клетки. Клеточная мембрана обеспечивает структурную целостность клетки и выборочную проницаемость. Цитоплазма включает органеллы, отвечающие за регуляцию метаболизма и производство энергии. Клетки могут быть прокариотическими и эукариотическими.
Прокариотические клетки отсутствует ядро и органеллы. Они встречаются у бактерий и голубых вodorosley. Эукариотические клетки имеют ядро и другие органеллы. Они встречаются у всех других организмов, включая растения, грибы и животные. Основные функции клетки: обмен веществ, защита, регуляция внутриклеточного давления, поддержание структуры организма.
Нарушения функционирования клеток могут приводить к различным заболеваниям, в том числе и онкологическим.
Нарушения функционирования клеток могут приводить к различным заболеваниям, в том числе и онкологическим. Генетика Генетика — это наука, изучающая наследственность и изменчивость живых организмов. Гены — это участки ДНК, закодированные определенной последовательностью нуклеотидов.
Они отвечают за передачу наследственной информации от родителей к потомству. Аллели — это различные версии генов, которые могут быть унаследованы от каждого из родителей. Генотип — это набор аллелей, который унаследовал организм от своих родителей. Он определяет наследственные свойства организма.
Фенотип — это внешнее проявление наследственных свойств организма, обусловленное как генотипом, так и внешними факторами. Мутации — это изменения в нуклеотидной последовательности генов, которые могут возникать под влиянием внешних факторов или случайно. Все живые организмы на Земле связаны общим происхождением, и их гены имеют общее происхождение. Это позволяет устанавливать родственные связи между различными видами на основе сходства генотипа и фенотипа.
Экология Экология — это наука, изучающая взаимодействие живых организмов друг с другом и с окружающей средой. Одним из ключевых понятий в экологии является экосистема. Экосистема — это совокупность живых организмов и неживой природы в определенном районе. Один из главных факторов, влияющих на экосистемы, — это человеческая деятельность.
Разрушение природной среды, загрязнение воды, воздуха и почвы — все эти действия негативно влияют на животный и растительный мир. Различают несколько типов экосистем. Леса являются примером комплексной экосистемы, состоящей из различных видов растений и животных. В них находится большое количество живых организмов, которые взаимодействуют друг с другом.
Для изучения экосистем используются различные методы, включая наблюдение, моделирование, и исследование на месте.
Являются индикатором чистого воздуха. Служат кормом для животных. Накипные: кора деревьев и камни. Производят: сахар, спирт, красители, лакмус. Это низшие хлорофиллсодержащие растения, не расчлененные на стебель, корень и листья тело представлено талломом — слоевищем. Зеленые, бурые, красные водоросли. Одноклеточные — хламидомонада, хлорелла.
Нитчатые — спирогира, улотрикс. Морская капуста ламинария. Обитают преимущественно в пресных водоемах и морях. Мхи — высшие растения. Торфяной — сфагнум, зеленый— кукушкин лен. Корней нет, прикрепляются с помощью ризоидов. Появление листа и стебля. Вода и минеральные соли поглощаются всей поверхностью тела, в том числе и ризоидами.
Жизненный цикл мхов включает гаплоидный гаметофит и диплоидный спорофит. Доминирующим поколением является гаплоидный гаметофит, который принимает на себя функции фотосинтеза, водоснабжения и минерального питания. Для обеспечения полового процесса необходима капельножидкая среда. Половое и бесполое поколение мхов не разделены, а представляет одно растение. Гаметофит развивается из гаплоидной споры. Органы полового размножения гаметангии образуют подвижные сперматозоиды и неподвижные яйцеклетки. Оплодотворение яйцеклетки происходит внутри женского полового органа. Из зиготы медленно развивается диплоидный спорофит, который представляет собой коробочку спорангий , находящуюся на гаметофите и получающую от него питание.
В коробочке путем мейоза образуются гаплоидные споры. Это высшие сосудистые растения: спорофит преобладает над гаметофитом. Встречаются чаще во влажных тенистых местах. Листья вайи спорофита растут от толстого горизонтального стебля или корневища. На корневище находятся придаточные корни. Размножаются с чередованием поколений. Бесполая стадия размножения начинается с формирования спорангиев на нижней стороне листа. Скопления спорангиев образуют сорусы.
Внутри каждого спорангия происходит мейотическое деление диплоидных материнских клеток спор и образуются гаплоидные споры. Споры прорастают и дают начало новому гаметофиту — заростку сердцевидной пластинке диаметром около 1 см, способной к фотосинтезу. Заросток прикрепляется к почве одноклеточными ризоидами. У заростка нет кутикулы, он может жить только во влажном месте. На его нижней стороне образуются простые архегонии и антеридии. Это репродуктивные органы, образующие гаметы путем митоза из материнских клеток. В антеридиях образуются множество сперматозоидов, а в архегониях по одной яйцеклетке. При наличии воды созревшие сперматозоиды подплывают к архегониям.
Оплодотворение обычно перекрестное. Из диплоидной зиготы на заростке развивается спорофит. Хвощи и плауны. Хвощи обитают преимущественно во влажных местах. Спорофиты имеют горизонтальные подземные стебли корневища , от узлов надземных побегов отходят мутовки мелких заостренных листьев, похожих на чешуйки. Различают побеги двух видов: вегетативные и спороносные, несущие споровые шишки стробилы. Хвощи в природе встречаются в виде клонов — групп растений, возникающих путем вегетативного размножения от одной особи и занимающих участок площадью несколько десятков или сотен квадратных метров. Плауны По приспособленности к жизни на суше плауны занимают промежуточное положение между папоротниками и семенными растениями.
Для них характерен стелющийся стебель, от стебля отходят короткие прямостоячие ветви. Листья расположены спирально. Подземные части побега имеют вид корневищ с придаточными корнями. Рост стебля верхушечный: проводящая система примитивна. Стебли наряду с листьями несут на себе спорофиллы со спорангиями. В каменноугольный период пагюротники, хвощи и плауны принимали участие в образовании каменного угля. Некоторые из них в наше время используются в медицине. Голосеменные Семенные растения, обладают тремя очень важными преимуществами: разноспоровостью, способностью к образованию семян, способностью продуцировать неподвижные мужские гаметы, вегетативное тело семенных растений образует споры двух типов: микроспоры мужские и мегаспора женские.
Первые дают начала мужскому гаметофиту, а вторые — женскому. Женские мегаспоры формируются в мегаспорангии. Из мегаспор вырастают женские гаметофиты — архегонии, продуцирующие яйцеклетки. Этот процесс проходит внутри семязачатка, так же как оплодотворение и развитие зародыша с образованием семени. Преимущества семенного размножения: — женский гаметофит защищен семязачатком и менее чувствителен к обезвоживанию, чем свободно живущий гаметофит; — семя содержит запас питательных веществ, используемый следующим спорофитным поколением после прорастания семени; — семена способны противостоять неблагоприятным условиям и могут оставаться в состоянии покоя и прорастать в благоприятных условиях; — у семян развиваются различные приспособления для распространения. Голосеменные — процветающая группа растений, распространенная по всему земному шару. Жизненные формы представлены деревьями и кустарниками, как правило, вечнозелеными. Листья — иголки у хвойных покрыты толстой кутикулой, а устьица глубоко погружены в ткань листа.
Жизненный цикл проходит с преобладанием спорофита — диплоидной стадии. Созревание семян происходит на второй год после опыления. Следующей зимой шишки раскрываются, и семена разносятся ветром на большие расстояния. Покрытосеменные, или цветковые растения. Наличие плода, развивающегося из завязи цветка. Покрытосеменные представлены: деревьями, травами и промежуточными формами — кустарниками и кустарничками. Выделяют два класса цветковых растений: однодольные и двудольные. Широкое распространение обусловлено приобретением ими в процессе эволюции ряда прогрессивных черт: наличие цветка — органа, совмещающего функции полового и бесполого размножения; образование в составе цветка завязи, заключающей в себе семязачатки и предохраняющей их от действия неблагоприятных условий среды; двойное оплодотворение, в результате которого образуется триплоидный а не гаплоидные, как у голосеменных эндосперм; редукция гаметофита: мужской гаметофит — пыльцевое зерно состоит из двух клеток: вегетативной и генеративной генеративная делится, образуя два спермия.
Женский гаметофит состоит из 8 клеток зародышевого мешка. Класс двудольные. Лист на черешке с сетчатым или перистым жилкованием. Корневая система стержневая, зародышевый корешок развивается в главный корень. Жизненные формы древесные и травянистые. Цветок имеет число элементов, кратное 5 или 4. Крестоцветные: соцветие—кисть, плод— стручок, капуста, репка, сурепка, пастушья сумка. Розоцветные: соцветие— кисть, простой зонтик, щиток, плод— костянка, яблоко, многоорешек, шиповник, яблоня, рябина, лапчатка, гравилат, земляника, слива, груша.
Бобовые: кость, головка, плод— боб, соя, люпин, горох, акация, фасоль, клевер, кашка, донник. Пасленовые— кисть, завиток, метелка, плод— ягода, коробочка. Томаты, паслен, табак, петуния, баклажан, белена, дурман. Класс однодольные. Лист без черешка, с параллельным или дуговым жилкованием, с влагалищным основанием. Камбий отсутствует. Корневая система мочковатая, зародышевый корешок рано отмирает, заменяясь системой придаточных корней. Жизненные формы травянистые, некоторые древесные формы вторичны.
Цветки имеют число элементов, кратное 3, реже 4, но никогда 5. Лилейные: соцветие— кисть; плод— ягода, коробочка. Лук, чеснок, лилии, нарциссы, тюльпаны. Злаковые: сложный колос, султан, метелка, початок, плод— зерновка. Пшеница, овес, рис, овсюг, пырей мятлик. Внутреннее строение стебля. Кора—защитная функция. Кожица— однослойная покровная ткань.
Защита от пыли, перегрева, микроорганизмов. Водо— и газообмен. Пробка— многослойная покровная ткань. Имеются чечевички. Образуется на поверхности зимующих стеблей, защищает от колебаний температур, вредителей. Луб— образован механической волокна и проводящей ситовидные трубки тканями. Придает прочность, проведение растворов от листьев к корню. Камбий— однослойная образовательная ткань.
Рост стебля в толщину и дифференциация клеток. Древесина— образована тремя тканями: проводящая— сосуды; основная — рыхло расположенные клетки; механическая— древесные волокна; сосуды — проведение воды и мин. Сердцевина — основная ткань— из живых, рыхло расположенных клеток. Запасает питательные вещества. Главный— развивается из зародышевого корешка. Придаточный— развивается от стебля или листа. Боковые— развиваются от главного, придаточного и боковых. Центральная: головной и спинной мозг.
Периферическая: нервы и нервные узлы. Соматическая Регулирует работу скелетных мышц. Вегетативная Регулирует работу всех внутренних органов. Симпатический Усиливает обмен вещ—в.
Шпаргалки по биологии
Название произведения: Шпаргалка (теория) по биологии: что нужно знать на экзамене ОГЭ). Примеры шпаргалок по биологии огэ 2024 Шпаргалки по биологии огэ 2024 — это краткие и лаконичные конспекты, которые помогают повторить и запомнить основные понятия, факты и правила по биологии. В шпоры по биологии для ОГЭ 2024 включены разнообразные задания, такие как выбор правильного ответа, сопоставление, заполнение пропусков, анализ и интерпретация графиков и таблиц, а также расстановка последовательности и составление краткого текста. Готовься к ОГЭ вместе с Умскул! Переходи по ссылке и напиши в сообщения группы ВК —?? Занятие проводит Елена Зеленская, преподаватель по биологии в онлайн-школе Умскул. Шпаргалки по биологии ОГЭ 2022 для печати.
Тренировочные варианты ОГЭ 2024 по биологии
Вся теория для решения №19-21 заданий | Биология ОГЭ 2023 | Умскул | Главная» Новости» Шпаргалки с темами по биологии огэ. |
Тренировочные варианты ОГЭ 2024 по биологии | В шпоры по биологии для ОГЭ 2024 включены разнообразные задания, такие как выбор правильного ответа, сопоставление, заполнение пропусков, анализ и интерпретация графиков и таблиц, а также расстановка последовательности и составление краткого текста. |
Шпаргалка (теория) по биологии: что нужно знать на экзамене ОГЭ) ~ Проза (Школьная литература) | Скачать теории, термины и другие шпаргалки по биологии |
Подготовка к ОГЭ по биологии | Все задания из открытого банка заданий ФИПИ к ОГЭ по биологии, которые будут на реальном экзамене в этом году, с ответами! |
ОГЭ по биологии: как подготовиться к экзамену | Получите полезные шпаргалки по биологии для подготовки к ОГЭ. Узнайте полезные советы и подсказки, чтобы успешно справиться с экзаменом и достичь высоких результатов. |
шпаргалка ОГЭ по биологии
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки. На экзамене по биологии разрешается использовать линейку и непрограммируемый калькулятор. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполнение задания, суммируются.
Различные факторы, такие как свет, вода, питательные вещества, также влияют на рост и развитие растений. У животных развитие начинается с оплодотворения яйцеклетки.
Затем происходит формирование эмбриона, который постепенно становится более сложным, развивая органы и системы органов. Рост и развитие животных определяются генетическими факторами и факторами среды, такими как питание, уход и условия содержания. В целом, развитие живых организмов может быть различным и зависит от многих факторов, но все они стараются адаптироваться к среде, чтобы выживать и размножаться. Физиология Физиология — наука, изучающая жизненные процессы организмов и их взаимодействие с окружающей средой. Эта наука помогает понимать, как работают различные органы и системы в организме и как они влияют на друг друга. Читать еще: ТВЦ открывает осень 2023 года: премьеры, на которые стоит обратить внимание Нервная система — одна из ключевых систем в организме, ответственная за передачу информации между органами и кинестезиологической связи.
С помощью нервной системы организм может регулировать свои внутренние процессы и адаптироваться к изменениям внешней среды. Эндокринная система — другая важная система, которая управляет выделением гормонов в кровь. Эти гормоны регулируют многие процессы в организме, такие как обмен веществ, рост и развитие. Дыхательная система — система, отвечающая за поступление кислорода в организм и вывод углекислого газа. Без этой системы организм не сможет выживать. Кровеносная система — система, которая обеспечивает циркуляцию крови в организме.
Кровь переносит кислород и питательные вещества к клеткам, а также отводит продукты обмена веществ. Как видно, все системы в организме тесно взаимосвязаны и работают вместе, чтобы обеспечить нормальную жизнедеятельность. Понимание физиологии поможет лучше понимать, как работает организм, а также какие факторы могут на него влиять. В этом году экзамен будет проводиться по новой программе, поэтому нужно быть готовым к новым заданиям. Большинство заданий ОГЭ применяются для проверки знаний, касающихся различных биологических процессов. В числе таких процессов можно назвать биологическое разнообразие, универсальную структуру клетки, эволюцию природы и многие другие.
Таблица ботаника 6 класс. Таблицы по ботанике. Таблицы по биологии по ботанике.
Биология 7 класс справочник в таблицах и схемах. Ботаника шпаргалки ЕГЭ. Семейства покрытосеменных таблица.
Семейства цветковых растений таблица. Биология 7 класс таблица семейств. Таблица семейства цветковых растений 6 класс биология.
Таблицы для ОГЭ по биологии. Типы нервной системы таблица. Нервная система человека подготовка к ОГЭ.
Химические свойства классов неорганических веществ таблица. Свойства неорганических веществ схема. Химические свойства неорганических веществ схема.
Реакции неорганических соединений таблица. ЕГЭ по биологии строение и функции клетки таблица. Строение растительной клетки ЕГЭ биология.
Строение растительной клетки биология таблица. Химия органика с нуля для ЕГЭ. Химия 10 класс органическая химия формулы.
Все формулы органической химии 10 класс. Химические свойства всех органических веществ для ЕГЭ шпаргалка. ОГЭ по биологии в таблицах и схемах.
Учебник биологии по подготовке к ЕГЭ по биологии. Схемы для ОГЭ биология. Болезни для ОГЭ по биологии.
Строение органа слуха таблица. Таблица по биологии 8 класс слуховой анализатор. Строение и функции слухового анализатора таблица.
Таблица слуховой анализатор 9. Таблица строение клетки органоиды строение функции. Органоиды клетки строение и функции таблица.
Таблица клеточные органоиды строение и функции. Строение и функции органоидов растительной клетки таблица. Шпаргалки по конституционному праву.
Шпаргалки по биологии на казахском. Основные темы для ЕГЭ по биологии. Биология основные понятия и термины для ОГЭ.
Разделы биологии термины. Биология ОГЭ термины. Термины по биологии для ЕГЭ 2022.
Задание номер 1 ЕГЭ биология. Задание 1 ЕГЭ биология по биологии теория. Краткий конспект по биологии 9 класс нуклеиновые кислоты.
Строение ДНК конспект. Нуклеиновые кислоты биология 10 класс схема. Нуклеиновые кислоты таблица 9 класс биология.
Таблица ткани человека строение и функции. Соединительные ткани человека таблица 8 класс биология. Строение тканей человека таблица.
Виды тканей человека таблица биология. Пищеварительная система хордовых животных таблица 7 класс биология. Зоология таблица ЕГЭ.
Таблица по зоологии ЕГЭ.
Строение спинного мозга человека таблица. Карточки по ботанике. Карманный справочник биология. Справочник по биологии карманный справочник. Шпаргалка книжка по биологии ЕГЭ. Маленькие книжки для ЕГЭ по биологии.
Описание листа ботаника. Типы листьев ботаника. Листья ботаника формы. Строение листьев ботаника. Шпаргалка книжка по биологии. Биология 5 класс шпаргалки. Таблицы по биологии для подготовки к ЕГЭ.
Таблицы шпаргалки по биологии. Биология 7-11 классы справочник в таблицах ФГОС. Биология справочник в таблицах 7-11 класс Айрис-пресс. Таблица по биологии. Биология справочник в таблицах. Шпаргалки по биологии за 6 класс. Шпора по биологии 8 класс.
Шпаргалки по биологии 5-6 класс. Рычаги тела человека таблица. Анатомия в таблицах и схемах. Таблица биология ЕГЭ. Биология в таблицах и схемах. Шпаргалки по биологии 6 класс. Шпора по биологии 5 класс.
Биология ботаника в таблицах и схемах. Схемы и таблицы по биологии для подготовки к ОГЭ. Биология 6 класс в таблицах и схемах. Экология шпора. Экология для ЕГЭ по биологии. Шпаргалки по анатомии. Шпора по анатомии к экзамену.
Шпора по анатомии ЕГЭ. Ботаника таблица. Таблица ботаника 6 класс. Таблицы по ботанике. Таблицы по биологии по ботанике. Биология 7 класс справочник в таблицах и схемах. Ботаника шпаргалки ЕГЭ.
Семейства покрытосеменных таблица. Семейства цветковых растений таблица. Биология 7 класс таблица семейств. Таблица семейства цветковых растений 6 класс биология. Таблицы для ОГЭ по биологии. Типы нервной системы таблица. Нервная система человека подготовка к ОГЭ.
Химические свойства классов неорганических веществ таблица. Свойства неорганических веществ схема. Химические свойства неорганических веществ схема. Реакции неорганических соединений таблица. ЕГЭ по биологии строение и функции клетки таблица. Строение растительной клетки ЕГЭ биология. Строение растительной клетки биология таблица.
Sorry, your request has been denied.
Шпоры для ОГЭ по биологии 2023 можно создать самостоятельно или воспользоваться готовыми материалами. Крутящийся логотип Сдам ГИА. Загрузка. Подготовиться к ОГЭ по биологии за три-четыре месяца можно, но придётся усердно поработать. Study with Quizlet and memorize flashcards containing terms like авитаминоз, автотроф, агглютинация and more. Строение половых клеток человека подробно описано в разделе «Общая биология». Главная» Новости» Шпаргалки с темами по биологии огэ.