Новости мунзук кара кыс номзатовна

Новости города. Сообщить новость. Мунзук Кара-Кыс Номзатовна. Профессия певица актриса Подробная информация на сайте Театральные архивы России и русского зарубежья. Юбилейный, литературно-музыкальный вечер Галыны Мунзук, посвященный Году литературы 2015. Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике Урянхайского края (сейчас Чеди-Хольский кожуун Тувы) в многодетной семье бедного охотника-арата Номзата Хонековича Оюна. Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике Урянхайского края (сейчас Чеди-Хольский кожуун Тувы) в многодетной семье бедного охотника-арата Номзата Хонековича Оюна.

Мунзук Максим Монгужукович и Кара-Кыс Номзатовна Мунзук - Саанчы биле комбайнер

Всех участников мероприятия наградили призами и сладостями. Всего на мероприятии участвовали 12 пожилых читателей библиотеки.

Более тысячи предложений в самых различных категориях: интернет-магазины , инфо-товары , финансы и кредитование , развлечения , игры , образование и работа , бесплатное интернет-телевидение и многое-многое другое. Все самые последние, новые и актуальные гаджеты и товары - в рубрике " Интернет-витрина " и на страницах нашего путеводителя по модным интернет-магазинам одежды, обуви и аксессуаров для всей семьи, где представлены товары на самый различный вкус и кошелёк.

Была необыкновенно красивой: длинная черная коса и большие-большие глаза, но она сильно болела - не могла ходить. И со временем ей стало совсем плохо, врачей не было в то время, и лечили разными народными средствами. Но все старания были напрасны, жизнь в ее красивых глазах постепенно угасала и вскоре совсем угасла. Пригласили в юрту ламу, и тот сказал: «В вашем доме у женщин короткий срок и они не приносят счастья…» Слова ламы изменили жизнь Кара-Кыс. Надеясь, тем самым, продлить жизнь самой девочке и, естественно, тем самым уберечь свой дом. С этой поры начались скитания Кара-Кыс по разным аалам. Многое пришлось испытать в жизни: и холод, и голод, и изнурительный труд. И кто знает, как сложилась бы дальнейшая жизнь, если бы дед поступил по - другому… Она подрастала, и как-то раз, опять же осенью, приехал к ней ее родной дядюшка Хавандай, младший брат отца. Мол, собирайся и поехали.

Не понимая, куда и зачем, быстро собралась. Приехали в Чал-Кежик, а там народ собрался, начальники кругом… И тут подходит к ней лысоватый, с большими усами дарга, говорит: «В Бай-Хааке открывается начальная школа и мы хотим отправить тебя туда учиться». Юная Кара- Кыс об этом и мечтала. Хоть она и скиталась по дальним аалам, а слухи о новой, хорошой жизни доносились всюду. В Бай-Хаак приехали поздно ночью. Она была счастлива и, вспоминая эти годы учебы, говорила: «Мы там не только учились, еще и играли, ели, а главное - школа для меня, после всех скитаний, была просто райским уголочком, похожим на детский сад». Закончив на «отлично» начальную школу, Кара-Кыс решила продолжить образование и приехала в Кызыл. Это был уже 1934 год. А в Кызыле она поступила в педагогический техникум, где учились ребята из самых разных уголков республики.

И многие из них в последствии стали известными людьми, и внесли значительную лепту в историю развития Тувы. Днем обучала детей, а вечером — взрослых. Говоря, она была хорошим педагогом. В этот же период она познакомилась с Мунзуком. Он был женат на русской женщине, служил в Тувинской Народной Армии. В то время вся молодежь увлекалась художественным творчеством, и он аккомпанировал Кара-Кыс на концертах. И однажды, мы поинтересовались подробностями его развода и вот что он рассказал: «Да, наша мама просто прекрасно пела. Покорила сердца многих парней. Мне она тоже очень нравилась, но чтобы разойтись с женой и жениться на юной Кара- Кыс - я даже и не думал.

Партийным же был. Но супруга начала ревновать к Кара-Кыс. Своим поведением она спровоцировала меня к активным действиям. Так что не будьте ревнивы… Но я рад, что так сложилось и нисколечко не жалею о содеянном». В семье мы часто вспоминаем тот самый случай, когда Мунзук проявил первые активные действия по покорению сердца Кара-Кыс. Это было летом, когда мама была в Бора-Холе. Он приехал к ней на тракторе. Какие дороги были тогда, можно только представить. Трактор ломался, он - ремонтировал.

В конце концов, ночью он заехал в село… такой грохот по округе… ведь кроме шума самого мотора, грохотали голые колеса без шин. К сожалению, мы не знаем подробностей, какой был трактор, какой марки, но знаем - сердце Кара-кыс не осталось равнодушным к столь неожиданному и довольно своеобразному посещению кавалера. Мунзук знал, что делал и продолжил свои активные действия. До сих пор удивляемся, каким образом ему это удалось? При регистрации она отсутствовала - спокойно обучала грамоте жителей Бора-Холя и не ведала, что 15 августа стала женой Мунзука. Только после этого начались его ухаживания. Лишь в 1936 году она дала согласие, когда вместе стали работать в театре. Кара-Кыс Номзатовна училась на втором курсе педагогического техникума, когда объявили набор талантливых ребят в театральную студию. Мунзука взяли чуть позднее, потому что был членом приемной комиссии.

Максим Монгужукович в то время - личность заметная: капельмейстер Тувинской Народной Армии, владеющий музыкальной грамотой. В 1940 году при театре было открыто училище. Специалистов не хватало, и большую помощь в обучении театральному искусству оказывал Советский Союз. Родители с большой благодарностью вспоминали своих учителей - И. Исполнева, А. Шатина, С. Булатова, А. Аксенова, Р. Мироновича, И.

Это они открыли дорогу в мир театрального искусства. Кара-Кыс Номзатовна была ведущей актрисой. Ею было сыграно более сотни ролей, созданы образы советской, русской и мировой драматургии. Была первой исполнительницей роли Кара в пьесе Виктора Кок-оол «Хайыраан-бот», ставшей тувинской классикой. В образе Кара она выходила на сцену более тысячи раз. Ее замечательный голос звучал во многих уголках нашей большой страны. Высоко ценила талант Кара-Кыс Мунзук и Ирма Яунзем — одна из известных у нас в стране не только среди исполнителей, а специалистов- ученых в области народного песенного творчества. Она заинтересовалась тувинскими песнями в конце 40-х годов, а в 1948 году приехала в Туву. Познакомилась с исполнителями народных песен, в том числе и с Кара-Кыс Номзатовной.

Кстати, Ирма Яунзем, услышав народную песню «Бай-ла Хемчиим», пожелала включить в свой репертуар эту песню, но в последствии написала Кара-Кыс: «Эта красивая песня - только твоя, Кара-Кыс». Собирательством народных песен Мунзуки занялись практически с самого начала творческого пути, это были поиски репертуара. А затем занятие превратилось в увлечение, а со временем — в серьезную работу. Первый сборник вышел в свет в конце 60-х, а в 1973 году была издана вторая книга под этим же названием «Тувинские народные песни». Кроме этого, совместно они издали сборник песен Виктора Кок-оола «Байлак чуртум», а второй сборник - о первом композиторе, музыканте Александре Лаптане. Кара-Кыс Номзатовна писала стихи.

В 1934 году поступила в Кызылскую объединенную школу на педагогический курс, участвовала в художественной самодеятельности, а затем стала учиться театральному искусству. В 1935 году преподавала на курсах ликбеза. С 1936 года была актрисой и исполнительницей народных песен.

100 лет со дня рождения Кара-кыс Номзатовны Мунзук

Мунзук, Кара-Кыс Номзатовна — статья из Большого Справочника. Кара-Кыс Номзатовна Мунзук действительно самобытное явление в профессиональном тувинском искусстве. А чавагу – национальное украшение для косы – Кара-кыс Номзатовна сделала своими руками.

100 лет со дня рождения Кара-кыс Номзатовны Мунзук

То, что она получает «благословение» на работу в верхней палате парламента России сразу от двух ветвей власти дорогого стоит». Как отмечает пресс-служба республиканского правительства, заслуженная артистка России, обладатель многочисленных международных и российских театральных премий Галина Мунзук принадлежит легендарной актерской династии Кара-Кыс Намзатовны и Максима Монгужуковича Мунзук. Она их достойный продолжатель.

Она не домохозяйка, а жена и женщина, она находит время для профессионального и интеллектуального роста и находит время на себя и семью. Дети — 10 Внуки — 24 Правнуки — 32 Праправнуки - 68 Родилась 22 марта 1954 года в с. Учитель высшей категории, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Ветеран труда. Воспитала 4 — х детей. Народный писатель Республики Тыва.

Лауреат премии имени Леонида Чадамба Кандидат исторических наук. Мать 4 —х — детей. Наталья Дойдаловна Ажыкмаа — мать подарившая миру талантливую юную художницу Нади Рушеву. Мы очень горды тем, что в жилах такой гениальной девочки течет наша кровь, что мы причастны к ее имени краешке ее судьбы, что линия ее жизни пересекается с линиями нашей нации. Кежиктиг монге сурасовна Роосиянын алдарлыг артизи, Тыванын улустун артизи Кежиктиг Демир-оолодун авазы Монге Сурасовна бугу назынында Эрзин кожуунга мал малдап, оолдарын толептиг кижилер кылдыр остуруп алыр дээш чурттап чораан. Кежиктиг Демир-оол авазынга онза хундуткелдиг кижи. Ол авазы биле «силер» деп чугаалажыр.

Керни Нямсурен кунчуунга камныг; аажок хундуткелдиг , кунчуу-биле чугаалажырда «Авай» дээр. Ог-буле бир катап «Тайга» станциязынга дыштанып чорааннар. Кырган —ава машинадан душкеш чанында тейже кылаштап унупкен. Элээн болганда чанынга чеде бээрге, хар кырында ийленип чыдып алган, бир холу-биле чаагын сыртанып, арнын хунче догеп, хулумзуруп каап чыткан. Оон чырык арын-шырайы, бугу мага-боду соок агаарны, харны, тайганын арыг-сериин агаарын чоктап, кузеп чоруурун, бодунун чурттап чораан черинге, чуртунга, холчок ынаан бадыткап турган.

Ол авазы биле «силер» деп чугаалажыр. Керни Нямсурен кунчуунга камныг; аажок хундуткелдиг , кунчуу-биле чугаалажырда «Авай» дээр. Ог-буле бир катап «Тайга» станциязынга дыштанып чорааннар. Кырган —ава машинадан душкеш чанында тейже кылаштап унупкен. Элээн болганда чанынга чеде бээрге, хар кырында ийленип чыдып алган, бир холу-биле чаагын сыртанып, арнын хунче догеп, хулумзуруп каап чыткан. Оон чырык арын-шырайы, бугу мага-боду соок агаарны, харны, тайганын арыг-сериин агаарын чоктап, кузеп чоруурун, бодунун чурттап чораан черинге, чуртунга, холчок ынаан бадыткап турган. Тыва чоннун база бир онзагай огбези, энези Монге Сурасовна салым-чаянныг, чонунга хундуткелдиг улуг артист Демир-оол Кежиктигни остуруп кааны дээрге ие кижинин хулээлгезин куусеткени ол. Слайд 19 Марта доржукаевна мышлявцева Физика-математика эртемнеринин бирги херээжен доктору, Омскунун куруненин техниктиг университединин профессору. Дээди математика кафедразынын эргелекчизи. Тыва республиканын шахматка херээженнер аразында 8 дакпыр чемпиону.

Это ценное качество не только для актера, но и вообще для человека, — поделилась Галина Мунзук — Широкая у него душа, щедрый он человек и примерный учитель, наставник молодых артистов театра. И мы, дети, очень гордимся отцом". Они исполнили песни из репертуара Мунзуков, которые отличились эмоциональной теплотой, душевной чистотой, открытостью чувств, яркостью исполнения. Вечер воспоминаний был наполнен живым общением, положительными эмоциями и впечатлениями. Ведущими вечера выступили библиограф Саглай Кыртынмай и библиотекарь читального зала Аляна Метке. Книжная выставка "Живая легенда нашего искусства" была организована заведующим национально-краеведческим отделом Национальной библиотеки им. Пушкина Еленой Ак-кыс. Максим Мунзук всегда оставался простым, искренним человеком, прекрасным отцом большого семейства. Он прожил долгую жизнь. В конце мероприятия свои восторженные отзывы и мнения высказали ветераны п.

Сенатором от Тувы назначена дочь исполнителя роли Дерсу Узала

Родители баловали и очень любили нас. Были добрыми и мудрыми". Это ценное качество не только для актера, но и вообще для человека, — поделилась Галина Мунзук — Широкая у него душа, щедрый он человек и примерный учитель, наставник молодых артистов театра. И мы, дети, очень гордимся отцом". Они исполнили песни из репертуара Мунзуков, которые отличились эмоциональной теплотой, душевной чистотой, открытостью чувств, яркостью исполнения. Вечер воспоминаний был наполнен живым общением, положительными эмоциями и впечатлениями. Ведущими вечера выступили библиограф Саглай Кыртынмай и библиотекарь читального зала Аляна Метке. Книжная выставка "Живая легенда нашего искусства" была организована заведующим национально-краеведческим отделом Национальной библиотеки им. Пушкина Еленой Ак-кыс. Максим Мунзук всегда оставался простым, искренним человеком, прекрасным отцом большого семейства.

Светлана Максимовна рассказала интересную историю, связанную с ним. В 1951 году Максим Монгужукович, будучи директором, купил для театра первую грузовую машину. Когда та вышла из строя, зеркало от неё подарили Кара-Кыс Номзатовне. Она использовала его для нанесения грима перед спектаклями. Позже это зеркало перешло к детям как семейная реликвия, затем нашло своё место в музее. Рядом с этим экспонатом, хранится искусственная коса актрисы, которую она использовала в роли Кары в спектакле «Хайыраан бот» — «Сожаление». А чавагу — национальное украшение для косы — Кара-кыс Номзатовна сделала своими руками. Отдельная витрина посвящена и Виктору Кок-оолу.

Позже это зеркало перешло к детям как семейная реликвия, затем нашло своё место в музее. Рядом с этим экспонатом, хранится искусственная коса актрисы, которую она использовала в роли Кары в спектакле «Хайыраан бот» — «Сожаление». А чавагу — национальное украшение для косы — Кара-кыс Номзатовна сделала своими руками. Отдельная витрина посвящена и Виктору Кок-оолу. Он играл главную роль в спектакле «Три года на посту секретаря ячейки» по пьесе Салчака Тока, основоположника тувинской литературы. В то время гастролей агиткультбригады в один из районов республики, зрители подарили Виктору Шогжаповичу серебряную чашку. Рядом расположились трубка, сделанная из красного тальника, которую он использовал в качестве реквизита в спектакле Салчака Токи «Осуществленная мечта», шаманские костюм и сапоги, а также первый бубен, с которым Виктор Кок-оол исполнял роль Хам-оола — Шамана в авторском спектакле «Хайыраан бот». Своим любимым экспонатом Светлана Максимовна считает сценический тон, национальный халат, мамы Кара-Кыс Намзатовны, в котором она несчетное количество раз играла в этом спектакле главную роль Кары.

Конкурс проводился в рамках реализации плана Сибирской межрегиональной ассоциации работников системы среднего профессионального медицинского образования. Цель конкурса: развитие творческого потенциала студентов и формирования гражданских и нравственных ориентиров, уважительного отношения к женщине. Студенты техникума под руководством преподавателей: Егоровой Т.

Кара-кыс Мунзук

Заглавие с экрана. А 10175-63, 2 коп. Тираж 16 000 экз. На оборотной стороне - издательский знак.

Копирование пользователями не разрешается. Кмит, Галина Васильевна фотограф; 1931-.

Официальный сайт Декада "День пожилых" Сегодня, 3 октября в Ак-Дуругской модельной сельской библиотеке им. Олчей-оола прошли библиотечные посиделки среди пожилых читателей библиотеки «Для тех, кто годы не считает», посвященные дню пожилых людей. Вначале мероприятия Зав.

Особенно папа ценил молчаливые похвалы режиссера в свой адрес. Есть в фильме эпизод, когда Дерсу Узала прыгает с плота в воду и хватается за, торчащую из воды, корягу. Режиссер готовил дублера- спортсмена на этот эпизод, ведь река довольно бурная и на репетициях дублер исполнял этот прыжок несколько раз. Но отец настоятельно требовал, что этот прыжок он будет осуществлять сам. В одном из писем он вновь вернулся к этому эпизоду: «Мы все привыкли, что наш «БАШКЫ» всегда в очках, а вот когда он посмотрел мне в глаза после прыжка, вдруг захотелось их снять и глянуть глубже…» И такая возможность — посмотреть в глаза великому режиссеру - ему представилась во время стрижки. Съемочная группа пригласила себе в экспедицию парикмахера. Несколько обросли и решили привести себя в порядок. При стрижке ему, конечно же, пришлось снять свои черные очки и папина мечта сбылась — ему удалось глянуть в глаза этому удивительному человеку. Много он писал и о других эпизодах фильма, особенно нам запомнилось: « Сегодня снимали сцену с тигром. Да, «полосатый артист» заставил помучиться всю группу. По сценарию Дерсу должен при встрече с тигром сначала попросить его уйти и только после этого, от собственного бессилия, что ему не удалось уговорить по - хорошему свернуть его с дороги, стреляет. Прорепетировали раз, два, а затем решили снимать. Все было готово, но только дали команду «Мотор» «полосатый наш артист» решил отдохнуть. Достаточно много было потрачено пленки. А надо лишь, чтобы тигр после выстрела подпрыгнул, оскалился, и, присмотревшись, должен уйти в тайгу. Я наблюдал за ним и удивлялся: сколь же в нем терпения и выдержки! Этот эпизод снимался на территории киностудии «Мосфильм», а «полосатого артиста» пригласили из группы Запашного, известного у нас стране дрессировщика. Отец говорил, что Акира Куросава очень мечтал снять этот эпизод в натуре и с настоящим диким тигром. В основном в фильме присутствуют натурные съемки: Уссурийская тайга. Осенью 1974 года похолодало раньше обычного и от мороза на деревьях опали листья. Что делать? Еще не все снято? Это лишь на первый взгляд, а на самом деле он был очень озабочен такой ситуацией и после молчаливых раздумий дал задание привезти в тайгу искусственные листья. Буквально все работали над «оформлением» тайги, прикрепляли листочки. При просмотре фильма мы потом пытались определить - где же искусственные листья? Увы…до сих пор не знаем. Ведь мы, если не подробно, то в общих чертах знали некоторые подробности съемок, и часто при просмотре приходили мысли: надо же, в фильме некоторые эпизоды пролетают быстро, а столько сил, выдумки и терпения надо при этом, может, и не надо было совсем снимать? На что папа всегда отвечал: «Дети, в жизни все главное. Любая мелочь — составная главного, целого. Просто мы об этом не задумываемся, а если посмотреть вглубь — все имеет значение. Через мелочь мы постигаем главное». Этот разговор состоялся много лет назад и сегодня мы ясно понимаем, что для КУРОСАВА не было мелочей, именно через мелочи он добивался полной гармонии в достижении главного. И еще одна деталь. Он уходил туда, где повыше, где лучше обзор и откуда был виден прекрасный вид на Уссурийскую тайгу. Просто сидел и смотрел, никто не знал, о чем думал этот великий мастер кино. Отец говорил, в такие минуты мы старались не попадаться ему на глаза, не мешать. После премьеры фильма в Туве, к нам домой часто приходили друзья родителей, гости из-за САЯН и они дружно обсуждали фильм. Говорили, что фильм Куросава «Дерсу Узала» несколько отличается от других его фильмов. Некоторые добавляли, мол в книге Владимира Арсеньева можно было найти места конфликтные по сути, то есть крови можно было добавить. Другими словами некоторым не хватало остроты. И отец рассказывал, что с самого начала Куросава отказался от всего кровавого и просил автора сценария Юрия Нагибина взять самую главную тему: природа и человек, чистота окружающего мира.

Обо всем об этом можно узнать в библиографическом указателе. В указателе собраны статьи из материалов прессы, которые издавались в разные годы. Несмотря на время можно смело отметить, что талант такого человека и артиста как Кара-кыс Номзатовна не гаснет. Указатель содержит список основных изданий и названий статей, вышедших в периодической печати, публикации в сборниках.

Презентация "Роль матери в семейном воспитании"

Электронная репродукция открытки: Тувинская АССР. Заслуженная артистка РСФСР Мунзук Кара-кыс [Изоматериал] / фото Г. Кмит. Именно легендарная актриса Кара-Кыс Номзатовна Мунзук, собиратель фольклора, в 1981 году выступила с предложением назвать это единым термином «хоомей». Мунзук, Кара-Кыс Номзатовна — статья из свободной большой энциклопедии. Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике Урянхайского края (сейчас Чеди-Хольский кожуун Тувы) в многодетной семье бедного охотника-арата Номзата Хонековича Оюна. Смотреть видео онлайн 100 летие Кара-Кыс Номзатовны Мунзук. Длительность видео: 2 мин и 53 сек.

100 летие Кара-Кыс Номзатовны Мунзук

Мать - Кара--кыс Номзатовна Мунзук | Образовательная социальная сеть Вместе со своей супругой КАРА-КЫС МУНЗУК, буквально до последних дней, занимались концертной деятельностью.
Категория:Галина Мунзук — Викиновости Максим Мунзук Чеденниг мен, нктер Смотреть видео.
Мунзук Максим Монгужукович и Кара-Кыс Номзатовна Мунзук - Саанчы биле комбайнер — MyVideo Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике Урянхайского края в многодетной семье охотника-арата Номзата Хонековича Оюна.

Роль матери в семейном воспитании

Потом к 100-летию артистки, поэтессы Мунзук Кара-Кыс Номзатовны провели литературно-музыкальный час «Ырым, куттулуп кел!», все участники спели песни «Кады чор сен, авай», «Соглеттинмээн ынакшыл», «Дамчыт салгын», «Агитатор», «Саяна» и др. Заслуженная артистка РСФСР, Народная артистка России и Тувы, поэтесса. Заслуженная артистка РСФСР Мунзук Кара-Кыс. Поколенный портрет женщины с косой, в национальном костюме, со сложенными руками.

максим монгужукович и кара кыс номзат

Лишь преждевременная смерть своей половины остановила Мунзука. Мы, их дети, часто задавали себе вопрос: откуда они брали силы для столь активной жизни? Это и гастроли, общественная жизнь, дети, увлечения…Почему же сегодня нам так не хватает времени? Папа в годы войны, когда трудно было с продуктами, умудрялся после спектакля охотиться, чтобы прокормить семью. Хотя жили они не в достатке. Кстати будет сказано, что он был прекрасным водителем, мог на слух определить «болезнь» авто.

И такому «трудяге», как наш отец, вместе с другими атрибутами цивилизации, «КИНО» просто не должно было пройти мимо. Снимался фильм в Туве. Было много и других предложений, но мастер выбрал именно его. Но разве это не удача, когда ему 60-летнему артисту, почти, можно сказать, в преклонном возрасте он только ушел на пенсию , пришло приглашение сниматься в кино. Он об этом уже не мечтал.

Вот с этого периода и началась его кинематографическая карьера. Вполне естественно, что вся наша семья в то время была увлечена творчеством Акиры Куросава. В то время в периодике довольно скудно писали о зарубежных мастерах кино. Но мы искали в специальных журналах о кино, в книгах материалы не только о нем самом, но и о его фильмах. Цитирую: « Фильмы Акиры Куросава отличает высокий гуманизм - не добренькое сочувствие к человеку, а требовательная любовь к нему…Он художник суровый и мужественный, не боящийся трагических красок, прямо говорящий о смысле жизни, о ценности человеческих идеалов, о необходимости вступать за них в бой…» и т.

И поэтому мы думаем, что информация, полученная из писем нашего отца, наиболее ценная, и мы свято храним все его письма. А через письма отца мы видели его другим, прежде всего высоким. Папа писал, что если бы он еще не сутулился — был бы еще выше. Далее, в своих письмах он писал, что КУРОСАВА был очень спокойным, с слегка сипловатым голосом, скупой на похвалу и смех, молчун, большой «скромница» и неутомимый трудяга. Не лишним будет сказать, что за всю совместную жизнь родители наши редко расставались друг с другом.

Были отъезды, но не надолго, они только перезванивались. А командировка, связанная со съемками фильма «Дерсу Узала», была первой столь длительной и они писали друг другу почти каждый день. И в каждом письме он подробно описывал все происходящее за день. Он терпеливо объяснял сцену, без особого напряжения добивался нужного результата. Я сам больше нервничал, меня поражала его внутренняя сила, выдержка и терпение в работе с актерами, другой бы на его месте давно накричал на меня».

Действительно, первое время было трудно нашему отцу. Сказывалось отсутствие кинематографического опыта и напряженный ритм съемочного процесса. В письмах мы чувствовали его переживания, и даже он часто спрашивал себя «сможет ли вообще до конца выдержать это напряжение? И по письмам можно было наблюдать его рост, как киноактера. Особенно папа ценил молчаливые похвалы режиссера в свой адрес.

Есть в фильме эпизод, когда Дерсу Узала прыгает с плота в воду и хватается за, торчащую из воды, корягу. Режиссер готовил дублера- спортсмена на этот эпизод, ведь река довольно бурная и на репетициях дублер исполнял этот прыжок несколько раз. Но отец настоятельно требовал, что этот прыжок он будет осуществлять сам. В одном из писем он вновь вернулся к этому эпизоду: «Мы все привыкли, что наш «БАШКЫ» всегда в очках, а вот когда он посмотрел мне в глаза после прыжка, вдруг захотелось их снять и глянуть глубже…» И такая возможность — посмотреть в глаза великому режиссеру - ему представилась во время стрижки. Съемочная группа пригласила себе в экспедицию парикмахера.

Несколько обросли и решили привести себя в порядок. При стрижке ему, конечно же, пришлось снять свои черные очки и папина мечта сбылась — ему удалось глянуть в глаза этому удивительному человеку. Много он писал и о других эпизодах фильма, особенно нам запомнилось: « Сегодня снимали сцену с тигром. Да, «полосатый артист» заставил помучиться всю группу. По сценарию Дерсу должен при встрече с тигром сначала попросить его уйти и только после этого, от собственного бессилия, что ему не удалось уговорить по - хорошему свернуть его с дороги, стреляет.

Кенденбилем и другими тувинскими композиторами на её стихи создано более 50 песен. Народная артистка Тувы. Орден «Знак Почёта».

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Медаль «За трудовую доблесть». Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» 1970.

Кок-Оола — Кара «Тонгур-оол» С. Здесь вы найдете интересные новости о культурной жизни Тувы с 2011 г. Вас увлекут познавательные статьи о музыке, театральном, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, хореографии, религии, традициях и обычаях.

Но фильм в 5 —ти сериях. Смотрел внимательно и молчал, затем попросил остальные серии показать…Так он познакомился с Юрием Соломиным. Всем было уже ясно, на ком остановит свой выбор режиссер, хотя официально Куросава об этом еще не объявлял. Папа рассказывал, как-то на одной из встреч на вопрос «Почему вы выбрали именно Соломина? Куросава ответил: он настоящий. Но что конкретно подразумевал под этим великий режиссер — никто не знает, а собственно и знать не надо. И этот замечательный человек- Юрий Соломин- стал наставником и учителем в кино для Мунзука. Он постоянно писал: «Мамазы так ласково он обращался к маме , как похож Юрий на нашего сына Мергена. Такой же спокойный, степенный и одновременно строгий.

Даже манера говорить, похожа, поразительно! Они очень любили его, но одновременно относились почтительно. С самого раннего детства он отличался совершенно не детской рассудительностью и мудростью. Был немногословным и очень спокойным. Такому отношению родители научили и нас. И это сходство умиляло и располагало к себе. Наша семья также благодарна Постоянному представительству Республики Тыва в Москве за видеокассету с записью передачи, посвященной 70-летию Премии Американской Академии киноискусства и науки , «Русская коллекция». Максиму Монгужуковичу и здесь повезло, ему удалось увидеть через много лет, хоть и через экран телевизора, ту самую статуэтку Оскара, которую они должны были получить вместе с Соломиным и Куросава еще в 1976 году. Я очень надеюсь, что смотришь эту передачу. Видишь, Максим Максимович одной рукой он держится за статуэтку , этой рукой я держусь за себя, а этой - за тебя…» Мы плакали, когда смотрели эту передачу, плакал и он, человек, проживший на земле довольно долгую жизнь.

Нам казалось — человек, испытавший все в этой жизни и прошедший через все жизненные перипетии — не способен плакать так, как плакал МУНЗУК - навзрыд. Немного успокоившись, он попросил еще раз показать ему фильм «Дерсу Узала». Смотрели всей семьей, по окончании сидели молча и довольно долго. Затем он попросил показать фрагмент передачи. В этот раз смотрел более спокойно и затем сказал: « Я счастлив… Ради этого стоило жить…Теперь можно спокойно уйти в мир иной…» Он ушел из жизни 28 июля 1999 года. Он покинул эту землю, оставив на ней значительный след, след щедрого на добро, трудолюбивого, скромного человека, человека с большим сердцем. Как я уже писала, что отец родился 2 мая 1910 года. В официальных документах зафиксирована другая дата. Все дело в том, что он остался сиротой довольно раннем возрасте, и вполне естественно, он не понимал многого и не интересовался. Лишь повзрослев, он заинтересовался своими корнями и стал расспрашивать кто его родители и т.

Соседи, земляки помогли ему восстановить родственные связи, а вот о рождении говорили примерно. В 70 лет он встретил земляка, хакас по национальности, и тот рассказал ему такую историю: мол родители всегда говорили, что родился я с тобой, Мунзук, в один день. Говорили они долго…Так Мунзук узнал настоящий день своего рождения, но документы не стал переделывать. Прожил долгую жизнь под одним знаком, и зачем менять сейчас, говорил он. А так даже лучше, буду отмечать день рождения дважды. Так и было, мы его поздравляли со светлым днем 2 раза. Спрашивали: «А почему именно 15 сентября записал? Об этом тоже есть своя история. А прожили они вместе 60 лет. Тувинцы раньше о своем рождении говорили так: родилась осенью, когда урожай собирали или появились первые желтые листья, а луна была такой-то и т.

Вот по таким признакам и определили примерный день рождения Кара-Кыс, когда ее привезли в Чал-Кежик для оформления документов в начальную школу, которую открыли в районном центре - Бай-Хааке. Позднее, когда мы уже стали представлять что такое лунный календарь, пробовали подсчитать и думаю, что тот человек, который оформлял документы, в принципе не ошибся. И только благодаря охоте, он мог прокормить большую семью. Был удачлив, пустым с охоты никогда не приходил. Рожала восемь раз: четыре девочки и четыре мальчика. Трое из них еще в раннем возрасте ушли из жизни. Конечно же, мужчине одному трудно было без женской поддержки, дочь он отдал на воспитание. Они были бедны, но по воспоминаниям мамы была окружена лаской и заботой. КАРА-КЫС была совсем маленькой и не могла воспринимать все происходящее вокруг разумно, она просто чувствовала и, вполне естественно, считала эту замечательную женщину своей родной мамой и очень любила ее. Детское счастье продолжалось недолго.

Как-то в осеннюю пору, а Кара-Кыс стукнуло 5 лет, пришел высокий, статный человек с ружьем. Он приехал за своей дочерью: «Раньше тебе об этом никто не говорил, потому что маленькая была. А сейчас ты подросла и должна знать — я твой отец. Пришел забрать тебя». Он и забрал-то ее потому, что знал - как маленькая девочка страдала после смерти приемной матери. И они ушли. Кара-Кыс Номзатовна часто вспоминала этот момент, вспоминала с болью. Маленькое сердце за короткий срок успело полюбить этот дом и ее приемные родители оставили в душе неизгладимый след. И вот она вернулась в родную юрту. Вспоминая первые минуты возвращения, говорила - было страшновато.

А потом все вернулось на свои места. В кругу братьев и сестры сердце маленькой Кара-Кыс вновь оттаяло, она была счастлива. Говорила, что она была очень нежной, ласковой и окружала свою маленькую сестренку заботой. Была необыкновенно красивой: длинная черная коса и большие-большие глаза, но она сильно болела - не могла ходить. И со временем ей стало совсем плохо, врачей не было в то время, и лечили разными народными средствами. Но все старания были напрасны, жизнь в ее красивых глазах постепенно угасала и вскоре совсем угасла. Пригласили в юрту ламу, и тот сказал: «В вашем доме у женщин короткий срок и они не приносят счастья…» Слова ламы изменили жизнь Кара-Кыс. Надеясь, тем самым, продлить жизнь самой девочке и, естественно, тем самым уберечь свой дом. С этой поры начались скитания Кара-Кыс по разным аалам. Многое пришлось испытать в жизни: и холод, и голод, и изнурительный труд.

Была необыкновенно красивой: длинная черная коса и большие-большие глаза, но она сильно болела - не могла ходить. И со временем ей стало совсем плохо, врачей не было в то время, и лечили разными народными средствами. Но все старания были напрасны, жизнь в ее красивых глазах постепенно угасала и вскоре совсем угасла. Пригласили в юрту ламу, и тот сказал: «В вашем доме у женщин короткий срок и они не приносят счастья…» Слова ламы изменили жизнь Кара-Кыс. Надеясь, тем самым, продлить жизнь самой девочке и, естественно, тем самым уберечь свой дом. С этой поры начались скитания Кара-Кыс по разным аалам. Многое пришлось испытать в жизни: и холод, и голод, и изнурительный труд. И кто знает, как сложилась бы дальнейшая жизнь, если бы дед поступил по - другому… Она подрастала, и как-то раз, опять же осенью, приехал к ней ее родной дядюшка Хавандай, младший брат отца. Мол, собирайся и поехали.

Не понимая, куда и зачем, быстро собралась. Приехали в Чал-Кежик, а там народ собрался, начальники кругом… И тут подходит к ней лысоватый, с большими усами дарга, говорит: «В Бай-Хааке открывается начальная школа и мы хотим отправить тебя туда учиться». Юная Кара- Кыс об этом и мечтала. Хоть она и скиталась по дальним аалам, а слухи о новой, хорошой жизни доносились всюду. В Бай-Хаак приехали поздно ночью. Она была счастлива и, вспоминая эти годы учебы, говорила: «Мы там не только учились, еще и играли, ели, а главное - школа для меня, после всех скитаний, была просто райским уголочком, похожим на детский сад». Закончив на «отлично» начальную школу, Кара-Кыс решила продолжить образование и приехала в Кызыл. Это был уже 1934 год. А в Кызыле она поступила в педагогический техникум, где учились ребята из самых разных уголков республики.

И многие из них в последствии стали известными людьми, и внесли значительную лепту в историю развития Тувы. Днем обучала детей, а вечером — взрослых. Говоря, она была хорошим педагогом. В этот же период она познакомилась с Мунзуком. Он был женат на русской женщине, служил в Тувинской Народной Армии. В то время вся молодежь увлекалась художественным творчеством, и он аккомпанировал Кара-Кыс на концертах. И однажды, мы поинтересовались подробностями его развода и вот что он рассказал: «Да, наша мама просто прекрасно пела. Покорила сердца многих парней. Мне она тоже очень нравилась, но чтобы разойтись с женой и жениться на юной Кара- Кыс - я даже и не думал.

Партийным же был. Но супруга начала ревновать к Кара-Кыс. Своим поведением она спровоцировала меня к активным действиям. Так что не будьте ревнивы… Но я рад, что так сложилось и нисколечко не жалею о содеянном». В семье мы часто вспоминаем тот самый случай, когда Мунзук проявил первые активные действия по покорению сердца Кара-Кыс. Это было летом, когда мама была в Бора-Холе. Он приехал к ней на тракторе. Какие дороги были тогда, можно только представить. Трактор ломался, он - ремонтировал.

В конце концов, ночью он заехал в село… такой грохот по округе… ведь кроме шума самого мотора, грохотали голые колеса без шин. К сожалению, мы не знаем подробностей, какой был трактор, какой марки, но знаем - сердце Кара-кыс не осталось равнодушным к столь неожиданному и довольно своеобразному посещению кавалера. Мунзук знал, что делал и продолжил свои активные действия. До сих пор удивляемся, каким образом ему это удалось? При регистрации она отсутствовала - спокойно обучала грамоте жителей Бора-Холя и не ведала, что 15 августа стала женой Мунзука. Только после этого начались его ухаживания. Лишь в 1936 году она дала согласие, когда вместе стали работать в театре. Кара-Кыс Номзатовна училась на втором курсе педагогического техникума, когда объявили набор талантливых ребят в театральную студию. Мунзука взяли чуть позднее, потому что был членом приемной комиссии.

Максим Монгужукович в то время - личность заметная: капельмейстер Тувинской Народной Армии, владеющий музыкальной грамотой. В 1940 году при театре было открыто училище. Специалистов не хватало, и большую помощь в обучении театральному искусству оказывал Советский Союз. Родители с большой благодарностью вспоминали своих учителей - И. Исполнева, А. Шатина, С. Булатова, А. Аксенова, Р. Мироновича, И.

Это они открыли дорогу в мир театрального искусства. Кара-Кыс Номзатовна была ведущей актрисой. Ею было сыграно более сотни ролей, созданы образы советской, русской и мировой драматургии. Была первой исполнительницей роли Кара в пьесе Виктора Кок-оол «Хайыраан-бот», ставшей тувинской классикой. В образе Кара она выходила на сцену более тысячи раз. Ее замечательный голос звучал во многих уголках нашей большой страны. Высоко ценила талант Кара-Кыс Мунзук и Ирма Яунзем — одна из известных у нас в стране не только среди исполнителей, а специалистов- ученых в области народного песенного творчества. Она заинтересовалась тувинскими песнями в конце 40-х годов, а в 1948 году приехала в Туву. Познакомилась с исполнителями народных песен, в том числе и с Кара-Кыс Номзатовной.

Кстати, Ирма Яунзем, услышав народную песню «Бай-ла Хемчиим», пожелала включить в свой репертуар эту песню, но в последствии написала Кара-Кыс: «Эта красивая песня - только твоя, Кара-Кыс». Собирательством народных песен Мунзуки занялись практически с самого начала творческого пути, это были поиски репертуара. А затем занятие превратилось в увлечение, а со временем — в серьезную работу. Первый сборник вышел в свет в конце 60-х, а в 1973 году была издана вторая книга под этим же названием «Тувинские народные песни». Кроме этого, совместно они издали сборник песен Виктора Кок-оола «Байлак чуртум», а второй сборник - о первом композиторе, музыканте Александре Лаптане. Кара-Кыс Номзатовна писала стихи.

К 105-летию со дня рождения Максима Мунзука

Кара-Кыс Номзатовна Мунзук родилась 15 сентября 1918 года в Чал-Кежике (b) Урянхайского края (b) [К 1] в многодетной семье бедного охотника-арата Номзата Хонековича Оюна. 1995) – Народной артистке РСФСР и Тувинской АССР, кавалеру ордена «Знак Почета» Кара-Кыс Мунзук действительно самобытное явление в профессиональном тувинском искусстве. А чавагу – национальное украшение для косы – Кара-кыс Номзатовна сделала своими руками.

Информация для населения

  • Адрес редакции, издателя:
  • Мунзук Кара-Кыс Номзатовна
  • Мунзук Кара-кыс Номзатовна
  • Calaméo - «В сердце горит огонь любви»
  • Дүрген регистрация

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий