«Или мы будем жить лучше, или я стану классиком», — посмеиваясь, говорил Михаил Михайлович. Всенародно любимый писатель Михаил Жванецкий традиционно ответил на вопросы известного ведущего Андрея Максимова в телепрограмме «Дежурный по стране».
Михаил Жванецкий
- С ним ушла целая эпоха
- «Михаил Жванецкий. Вам помочь или не мешать?». Документальный фильм
- 30 мудрых и как никогда актуальных цитат Жванецкого - Лайфхакер
- Памяти сатирика: лучшие шутки Михаила Жванецкого -
Памяти Михаила Жванецкого: 7 лучших выступлений и монологов
В возрасте 86 лет умер знаменитый писатель-сатирик Михаил Михайлович Жванецкий. Михаил Жванецкий, удостоенный звания народного артиста РФ. Высказывания Жванецкого Памяти короля Сатиры и Юмора 50 лучших цитат Михаила Жванецкого. «Или мы будем жить лучше, или я стану классиком», — посмеиваясь, говорил Михаил Михайлович. Михаил Жванецкий, удостоенный звания народного артиста РФ. В начале 2020 года состоялась премьера комедии Сергея Урсуляка "Одесский пароход", снятой по мотивам миниатюр Михаила Жванецкого.
Ко дню рождения Михаила Жванецкого: лучшие цитаты сатирика
Вот и дежурят они по периметру нашему и американскому… А внутри Отечества крики: «Защитите нас! Спасите нас! Уехало от перестрелок и взрывов на улицах к берегам Америки защищать нас. И если грубо откровенно… А откровенно — это всегда грубо… И если честно… А честно — это тоже грубо… Наши атомные крейсера дежурят у Америки скорее по желанию народа, чем структур.
Самое острое незаконно. Отсюда такая задумчивость в глазах каждого». Гораздо хуже, когда над тобой плачут». А потом долго ржет над ними! Бывает, что возраст приходит один». О людях «Если ты споришь с идиотом, то, вероятно, то же самое делает и он».
Может быть, имеется в виду, что вы гад, сволочь и паразит одновременно». О любви «Лучше с любовью заниматься трудом, чем с трудом заниматься любовью». Всю жизнь будете думать, что она вас любит, и она вам будет это говорить, и не узнаете правды, и проживете счастливо». Не умеешь любить — сиди и дружи! Женись на той, без которой жить нельзя». Наш канал в Telegram.
Но помешать можно»; «Если ты споришь с идиотом, то, вероятно, то же самое делает и он»; «В любом из нас спит гений. И с каждым днем все крепче... Бывает, что возраст приходит один»; «В историю трудно войти, но легко вляпаться»; «Мыслить так трудно, поэтому большинство людей судит»; «Если вам долго не звонят родственники или друзья, значит, у них все хорошо»; «Порядочного человека можно легко узнать по тому, как неуклюже он делает подлости»; «Жизнь как рояль: клавиша белая, клавиша черная...
Так начинался творческий путь сатирика. За годы его деятельности он стал известным писателем, а его цитаты до сих пор остаются узнаваемыми. Но помешать можно»; «Если ты споришь с идиотом, то, вероятно, то же самое делает и он»; «В любом из нас спит гений.
Михаил Жванецкий Монологи
Новость о смерти известного писателя-сатирика Михаила Жванецкого стала для все настоящим потрясением. В интернете набирает популярность ролик с миниатюрой, которую известный сатирик Михаил Жванецкий прочитал еще в далеком 1982 году. Известный сатирик, уроженец Одессы Михаил Жванецкий высказался по поводу событий в Украине и агрессии России.
МИХАИЛ ЖВАНЕЦКИЙ: украинцы смогли свалить зарвавшихся, охамевших, обнаглевших ворюг
Лучшие цитаты Жванецкого: "Уважаю чудовищный выбор народа" - МК | Скончался писатель-сатирик Михаил Жванецкий. |
Михаил Жванецкий: Лучшее алиби — быть жеpтвой | В интернете набирает популярность ролик с миниатюрой, которую известный сатирик Михаил Жванецкий прочитал еще в далеком 1982 году. |
Вдова Михаила Жванецкого призналась, что хотела развестись с ним | Лучшие цитаты и изречения Михаила Жванецкого — об интеллигенции, старости, любви и женщинах. |
«Дежурный по стране» дежурил не зря: 5 лучших поучительных монологов Михаила Жванецкого - artflash | Михаил Жванецкий — о том, как мы добились того, что всем стало хуже. |
Please wait while your request is being verified...
В школу Михаил Жванецкий пошёл в Ташкенте , куда был эвакуирован с матерью в 1941 году [19]. Окончил 118-ю среднюю школу для мальчиков. В 1956 году окончил ОИИМФ — Одесский институт инженеров морского флота по специальности «Инженер-механик подъёмно-транспортного оборудования портов». Во время учёбы был комсоргом факультета механизации портов [20] , также в студенческие годы занимался спортивной гимнастикой , имел второй разряд, выступал на соревнованиях [21].
Творческая деятельность[ править править код ] В студенческие годы участвовал в самодеятельности , начал писать миниатюры и монологи, которые часто сам и исполнял в студенческом театре «Парнас-2», где выступали также его друзья Роман Кац Карцев и Виктор Ильченко [23]. Название придумал сам Жванецкий по аналогии с горой в Греции , где, согласно мифам, обитали Музы [6] [20] [24]. Его друг Роман Карцев, который работал с 1962 года в Ленинградском театре миниатюр у Аркадия Райкина , однажды на шефском концерте успешно выступил с монологом Жванецкого.
Аркадий Райкин услышал монолог и вставил этот монолог в программу театра. До этого Жванецкий ездил к Райкину в Ленинград, но привозил от Райкина только автографы, а в 1964 году Райкин пригласил Жванецкого в свой театр на должность заведующего литературной частью [25] [26]. Вместе со Жванецким Райкин поставил в 1969 году программу «Светофор», в которой впервые прозвучали миниатюры Жванецкого «Авас», «Дефицит», «Век техники».
Со временем Жванецкий, будучи автором многих текстов, с которыми выступал Райкин, стал давать собственные концерты. Райкин не принял такую самостоятельность и в 1970 году уволил Жванецкого. Вслед за ним ушли и Карцев с Ильченко.
И передачу ведет нежная он, и поет, смущенная, и танцует, тряся слабенькой бороденкой сквозь серьги и монисты, и ляжечками худосочными сквозь юбочку снует, и глазки с поволокой в угол, на нос, на предмет. Ой, бабоньки, напасть какая! За что ж на нас такое.
Нам самим надеть нечего, а тут еще с ними делись. Духами, кремами. В волосатую грудь втирают.
Ноги бреют, страдальцы божьи. Мужчин воруют, отовсюду норовят. И ты ж смотри, билетов на голубой этот огонек, билетов не достать.
Во всех театрах бывшей столицы слабым мужским телом крепкое женское потеснили, и спрос есть. Потому что правильно, зачем мужикам эти хлопоты? Дети, подарки, колготки, роддома?
Оно ж никогда не беременеет. Само себе зарабатывает… На улице само отобьется, да на него никто и не полезет. А оно, кстати, на холоде в мужском, оно в тепле в женском.
То есть выгодно со всех сторон. В гостиницу входи свободно. И все.
В 1970 году Карцев и Ильченко стали лауреатами четвёртого Всесоюзного конкурса артистов эстрады с миниатюрами Жванецкого. С 1974 года Жванецкий писал тексты для артистов Ленинградской гастрольно-концертной организации «Ленконцерт». Спектакль по его произведению «Концерт для…» входил в репертуар Ленинградского театра комедии ныне — Санкт-Петербургский театр комедии имени Н. Также выступал и сам в Одесской филармонии , с 1979 года в Московском театре «Эрмитаж» , где приобрёл популярность.
Для Романа Карцева и Виктора Ильченко написал более трёхсот миниатюр и монологов. В 1988 году стал художественным руководителем Московского театра миниатюр. В ночь с 6 ноября на 7 ноября 1990 года открыл Всемирный клуб одесситов , девиз клуба: «Одесситы всех стран, соединяйтесь! Являлся художественным руководителем созданного им Московского театра миниатюр в структуре Москонцерта [30].
В 1991 году снялся камео в эпизоде фильма « Гений ». Жванецкий был одним из наиболее популярных писателей-сатириков и великим мастером иронии [31]. Он выступал с сольными спектаклями и концертными программами по собственным произведениям. Его творчество включает в себя фельетоны, репризы, миниатюры, монологи.
Его тексты со сцены также читали Сергей Юрский , Любовь Полищук и другие артисты.
В разное время на этот вопрос отвечал по-разному, но всегда — отрицательно. Лысина — это полянка, истоптанная мыслями. Все идет хорошо, только мимо… Обидно, когда твои мечты сбываются у других! Идея пришла в его голову и теперь упорно ищет мозг. Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве. Из двух зол я выбираю то, какое раньше не пробовал… Рожденный ползать — везде пролезет.
У одних оба полушария защищены черепом, у других — штанами. Если тебе лизнули зад, не расслабляйся — это смазка! Ничто так ни ранит человека как осколки собственного счастья. Добро всегда побеждает зло, значит, кто победил, тот и добрый. Лучше промолчать и показаться дураком, нежели заговорить и не оставить на этот счет никаких сомнений. Удача улыбается смелым… А потом долго ржет над ними!
«Кто я такой, чтоб не пить?»: вспоминаем 5 самых смешных монологов Жванецкого
РИА Новости Крым вспоминает о жизни и творчестве "народного сатирика".Михаил Михайлович Жванецкий – не просто человек. Жванецкий: Россияне безумно завидуют украинцам Известный сатирик, уроженец Одессы Михаил Жванецкий высказался по поводу событий в Украине и ввода российских войск в Крым. Михаил Жванецкий — о том, как мы добились того, что всем стало хуже. Памяти Михаила Жванецкого — лучшие концертные номера великого сатирика.
Умер Михаил Жванецкий. Вот 10 лучших видео с его миниатюрами
Ничего страшного, если над тобой смеются. Гораздо хуже, когда над тобой плачут. Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу. Положительные эмоции — это эмоции, которые возникают, если на все положить. Жизнь как рояль: клавиша белая, клавиша черная... Часто мы боремся с плесенью, вместо того, чтобы бороться с сыростью.
Я же говорил: или я буду жить хорошо, или мои произведения станут бессмертными. И жизнь опять повернулась в сторону произведений. Физкультура продлевает жизнь на пять лет, но эти пять лет нужно провести в спортзале. Если появился кто-то, готовый свернуть горы, за ним обязательно пойдут другие, готовые свернуть ему шею. Настоящее одиночество — когда вы всю ночь говорите сами с собой и вас не понимают.
Ребята, уж если мы по горло в дерьме, возьмемся за руки!
Теплоход, футбол, баня. Главное, вокруг водки должны быть чужие женщины.
Или хотя бы чужие окрестности. Что-то красивое. А правда, мама, что машины красивые были?
Должны появиться. Доброе слово таланту приятно, но бездарю просто необходимо! Нет предела совершенству: никогда не бывает так плохо, чтобы не могло быть ещё хуже.
Да это ж наш кандидат!
Никогда не женись на женщине, с которой можно жить. Женись на той, без которой жить нельзя. Все друзья хотят меня женить, потому что люди не выносят, когда кому-нибудь хорошо. Мало найти свое место в жизни, надо найти его первым. Мало знать себе цену — надо еще пользоваться спросом. Красиво жить не запретишь. Но помешать можно.
Оптимист верит, что мы живем в лучшем из миров. Пессимист боится, что так оно и есть. Если вам долго не звонят родственники или друзья, значит, у них все хорошо. Есть свидетельство о рождении. Есть свидетельство о смерти. Где свидетельство о жизни?
Уехало от перестрелок и взрывов на улицах к берегам Америки защищать нас. И если грубо откровенно… А откровенно — это всегда грубо… И если честно… А честно — это тоже грубо… Наши атомные крейсера дежурят у Америки скорее по желанию народа, чем структур. Структурам тоже отрывать от себя и погружать в воду огромные деньги не хотелось бы. Но надо.
Please wait while your request is being verified...
Одну из его миниатюр услышал Аркадий Райкин услышал и вставил этот монолог в программу Ленинградского театра миниатюр. Так начинался творческий путь сатирика. За годы его деятельности он стал известным писателем, а его цитаты до сих пор остаются узнаваемыми.
Так, просто перерыв! Жизнь, как рояль: клавиша белая, клавиша чёрная… крышка По жизни Михаилу Михайловичу не раз приходилось сталкиваться с глупостью, и это, он считал, было невероятно печальным зрелищем Лучше промолчать и показаться дураком, нежели заговорить и не оставить на этот счёт никаких сомнений Мудрость не всегда приходит с возрастом.
Бывает, что возраст приходит один Если ты споришь с идиотом, то, вероятно, то же самое делает и он Сатирик часто советовал не забивать голову чепухой и стараться здраво распределять свои силы — как физические, так и эмоциональные Положительные эмоции — это эмоции, которые возникают, если на всё положить Если вам говорят, что вы многогранная личность, не обольщайтесь. Может быть, имеется в виду, что вы гад, сволочь и паразит одновременно.
Я сразу переехал в гостиницу «Астория» «Я купил машину! Во время поездки сзади на меня навалились двое, на заднем сидении. Это был первый выезд. Я задергался, меня стукнули. Сказали, лучше сиди. Довезли до дачи, выгрузили. Подъехали куда-то к лесу. Я думал, ну сейчас все!
Российский писатель-сатирик, сценарист и артист эстрады Лион Измайлов рассказал, что до 1978 года Жванецкого «ни разу не напечатали в литературной газете». И только в 1978-м году его стала показывать передача «Вокруг смеха», и он сразу стал известным и популярным на всю страну», — сказал Измайлов в интервью телеканалу RT. Цитаты из выступлений Михаила Жванецкого «Сколько нужно при капитализме денег, столько при социализме — знакомых». Бывает, что возраст приходит один». Гораздо хуже, когда над тобой плачут».
Войти на сайт
сатирика, любимого не одним поколением зрителей и читателей. про возраст и женщин. Один из величайших юмористов — Михаил Жванецкий за всю историю поведал миру не один забавный сатирический рассказ, и порой доводил зрителей до колик в животе, которые появлялись от смеха. Жванецкий: Россияне безумно завидуют украинцам Известный сатирик, уроженец Одессы Михаил Жванецкий высказался по поводу событий в Украине и ввода российских войск в Крым. Смотрите видео на тему «Жванецкий Лучшее Видео» в TikTok.
«Нету голодного блеска в глазах»
- Михаил Жванецкий: цитаты, афоризмы, высказывания и мысли великих и умных людей
- Скончался Михаил Жванецкий. Вспоминаем лучшие цитаты сатирика
- «Если счастливый – значит, не конец»: 25 лучших афоризмов Михаила Жванецкого | РИАМО | Дзен
- «Я вчера видел раков»
- Михаил Жванецкий – о свободе, деньгах, политике и женщинах
Михаил Жванецкий — последние новости
И куда тебя ударит? Английский знать ты будешь, а русский надо изучать, сынок. Не завидуй англичанам — они не знают других языков». Нашему таланту в USA очень трудно. Вот троечник устроится быстро, двоечник — еще быстрее. Талант очень небыстр». Вот это мне нравится: «Когда человеку нечего сказать, хорошо видна его внешность.
Поэтому мы так обращаем внимание на красоту». В России брехунов не держат даже в толпе алкашей. Какой смысл в его пьянстве, этого брехуна? Наш алкаш — человек искренний, революционный и образованный. Брехун не может ответить на его вопросы: он путается. И в трезвом виде брехуна трудно слушать, а алкашу надо выговориться.
Для чего он пошел в алкаши? Чтобы выговориться. Ему слушатель нужен, а брехуна слушать не могут физически. Какой тогда смысл в жизни брехуна? Он говорит и говорит, остается один, допивает чужой стакан и, жестикулируя, уходит. Хотя идти ему некуда».
На каком расстоянии у тебя друг, враг: близкий, но глупый, далекий, но умный. Близость измеряется не родственностью, а расстоянием между людьми. Кого ты держишь на расстоянии вытянутой руки, кого-то — телефонного звонка, кого-то — электронной почты. Это расстояние устанавливается сразу и не изменяется. Но неожиданно пропадают с отъездом этого человека или с приездом пропадают эти расстояния. Тем не менее, народу сейчас очень много: все, что было на краю, сейчас посередине.
Тогда ты живешь правильно». Сынок, иди прямо и смотри прямо. Не занимай места в человеческих очередях, не перескакивай из очереди в очередь. Стой уже в одной: люди сами обратят внимание и переведут тебя. Всем нужен способный человек». Фекла Толстая: Интересно, что мне всегда казалось, что воспоминаниями о своем детстве, о своих родителях люди всегда делятся с удовольствием.
Вот для Вас это не так. Почему вспоминать мучительно? Михаил Жванецкий: Фекла, если бы я знал, почему. Наверное, я в таком времени. Вот когда я уже, допустим, стал работать в порту — это было гораздо более интересно. Я был самостоятельный, я помню, я знаю, что я говорил, чем занимался.
А какое детство? У меня не было детсада… Фекла Толстая: Вот я хотела и про школу еще спросить. Вот вы себя ощущали таким, как все? Михаил Жванецкий: Фекла, не обязательно, когда Вы хотели меня спросить, что я хотел на это ответить. Фекла Толстая: Я хочу понять. Вы замечательно написали Мите «Иди прямо, не перескакивай из очереди в очередь».
Когда Вы осознали, что Ваша очередь — вот эта? И удавалось ли Вам не перескакивать? Михаил Жванецкий: Вот это хороший вопрос. Удавалось перескакивать, потому что я из морского человека стал вдруг артистом. Кто в таких случаях участвует в выборе? Девушки дают профессию мужчине, они говорят первыми.
Она первая говорит: «У тебя вот это получается. Ты знаешь, ты вот когда пытался меня заинтересовать, когда ты шел за мной следом, ты вместо того, чтобы «Девушка, Вы куда? Ты помнишь, как я остановилась? И ты что-то еще сказал. И я тебе тогда сказала». А ты говоришь: «Ну, я в морском институте».
А она говорит: «Мне кажется, что у тебя получается то, как ты говоришь, когда ты хочешь заинтересовать». Я был уже в институте. Хотите, я Вас приглашу в компанию, и если Вы там запишете что-нибудь, как Вы ко мне обращались, Вы почитаете там. Или повторите эти слова». И так и было. Эти люди — прежде всего, девушки — которые собирались, вначале просто между выпивкой говорили: «Ну да, смотри», и я приобрел название «Это Миша, который может почитать».
И мы уже организовались: своя компания мужская, которая любила то, что я пишу, и мы приглашали новых девочек. И я как мог завоевывал себе внимание. Мое рождение как человека пишущего шло по пути завоевания внимания девушки идущей. Я сзади становился человеком пишущим. Фекла Толстая: А порт какое имел отношение? Вот Вы прекрасно объяснили, почему из врачей получаются писатели: сами персонажи приходят.
Но порт же тоже Вам давал большое количество персонажей? Михаил Жванецкий: Да, но порт — это я уже взрослый был, мне было 23-24 года. В 22 я закончил институт, у меня был диплом с отличием, я хорошо занимался, даже хотели меня оставить в институте, но мне не хотелось. Во-первых, мама одна и так далее. В общем, мама получала пенсию 40 рублей, она работала на консервном заводе зубным врачом, там это тоже рублей 80. И я попросил оставить меня в Одессе, диплом с отличием давал право остаться.
И я был сменным механиком в порту. Михаил Козырев:Инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов? Михаил Козырев:Лексика какая в порту у ваших коллег была? Михаил Жванецкий: А прекрасная. Как говорится, мат — это дорожная карта теперь. Я был очень внимательный, у меня все-таки что-то было такое.
Потому что однажды я залез на портальный кран и увидел — там же стрела идет, она имеет часть троса, это пластины такие — и я увидел трещину в этой пластине, волосяную. А я ползал, мне было интересно: это краны были мои, я был сменный механик. И я увидел трещину на половину бруска вот этого. Михаил Козырев:Это была опасная ситуация. Михаил Жванецкий: Очень. Сказать, что меня премировали — ничего, никто.
Пупенко — наш был такой начальник отдела: «Молодец, глаз у тебя молодец! У нас техника была вся американская, это все было после войны. Но лексика была там, конечно… Вот однажды ночью - но я этот случай уже рассказывал — когда ночью мы лежали со сменным механиком, я — сменный механик по портальным кранам и пожилой человек Борейко — это дядя Сташкевича, литовец, он был по вот этим вилочным механизмам, которые бегают по поверхности. А я — у меня было все наверху, у меня была самодеятельность своя. Там крики были время от времени «Ой, кран не работает, поворота нет! Кто механик по портальным кранам?
Грузчики звонят. Вот нет поворота — когда апельсины пошли. А что значит без поворота апельсинов? Это значит не разбить ящик. Поворотом ты «звездык» об борт судна — все, блямс! Можно осторожно — тогда вывалятся несколько апельсинов.
Либо упадет целый ящик — тогда просто это взрыв апельсинов: все туалеты пахнут апельсинами, все грузчики пахнут апельсинами. Грязные, страшные, но запах от них роскошный. Я, в общем, побежал, ну, не побежал — у меня был бензовоз, полный бензина. Как я не боялся? Подъезжаю на этом бензовозе, я говорю: «Ты в самодеятельности, ты не можешь сам наладить этот бензовоз? Я вошел в машинное отделение, точно, как ваша студия, не меньше, и апельсины лежали.
И закричал «Есть поворот, есть поворот! Что вы подняли шум такой? А я там сидел, резал, очищал и ел апельсины эти. Потом однажды с этим Борейко мы дежурили, и вдруг звонок по телефону, ночью: «Кто сменный механик по портальным кранам? Я говорю: «Жванецкий». А это на Хлебной Гавани, Хлебная Гавань далеко от порта, туда госкран своим ходом шел дня два.
Она и сейчас есть. И он: «Это говорит замначальника порта. У вас шторм на Хлебной Гавани, у вас водой заливает тележки портальных кранов. Примите меры немедленно! Ну, я молодой. Начинаю надевать плащ-палатку, Борейко поднимает голову, говорит: «Что ты собираешься делать?
Я говорю: «Звонил заместитель начальника порта, надо ехать принимать меры, там вода заливает тележки портальных кранов! Он говорит: «И что, ты идешь жопой волны отпивать? А я говорю этот лепет рабский: ну он же сказал, надо меры принимать… Он говорит: «Ты думаешь, идиоты только среди нас? Он сказал — ну и что? Вот с тех пор это выражение я иногда тоже употребляю, когда мне говорят: «У Вас в Интернете! Это же не Ваше выражение!
Я говорю: «Да, а что я должен делать? Полотенцем туман разгонять? Но это не имеет такого выражения. Бороться с Интернетом я имею ввиду: там под моим именем выходили какие-то остроты чужие. И я когда вспомнил это выражение — я его сказал. И постепенно народ перестал приписывать мне свои какие-то.
Так что в порту очень интересно. Пришел пароход, например, с битумом. Что такое пароход с битумом? Через экватор. Там битум растаял, и пришел в Одессу зимой, где -20, опять вот это — полный, как говорится. И с тех пор пароход напоминал такой цветок.
Вокруг открытого трюма одни задницы торчали. Начальники и любой мог дать предположение, как это застывший битум и чем выковырять. Отбойным молотком — под ним оно таяло, а остальное обратно. Посылали и молодых. Поэтому я говорю: задница стояла 30-40, пытались придумать. Пока не придумали отогнать опять на экватор.
Он простоял, как я помню, в таком виде на судоремонтом заводе — там были свободные причалы - этот пароход с этим битумом, а потом, по-моему, летом само растаяло. Но его никуда не увозили. Конечно, на экватор не будут гнать. Дождались теплой погоды. Ну, там мы отремонтировали своими силами старую пожарную машину, все сели и в обеденный перерыв — колокола, молодые инженеры, впереди Боря Двоеглазов тоже, он начальник был наш — и поехали на пляж. В пожарных одеждах.
Английская пожарная машина, которая принадлежала порту лет уже 50 или 40. В обеденный перерыв - это все честно. Скандал потом. А мы отремонтировали сами и эти каски почистили. Я только радовался бы на месте начальства. Ну, они, в общем, ничего нам не сделали: так, вынесли выговор, главное, пострадал в итоге Двоеглазов.
А машина продолжала стоять. Вот такое у нас тоже было. Михаил Козырев:Как я понимаю, вот такая галерея персонажей, какая у врачей проходит перед глазами, они сами к ним идут, у Вас была в определенном смысле в Вашей работе в порту? Он же был все-таки женский: все водители на маленьких механизмах были девушки. На кранах тоже были женщины: были крановщики, были женщины крановщицы. Пожалуйста, можно меня оставить на хозработах?
Ну, я уже представлял, что такое аборт. Как мне сказали, у нее было где-то 19 их. Немолодая, такая женщина. Я говорил: «Оставайся, конечно». А в моей власти было оставить на хозработах. Фекла Толстая: Это что такое — хозработы?
Михаил Жванецкий: С метлой, во дворе. Фекла Толстая: Вместо чего? Михаил Жванецкий: Вместо работы на кране, вместо того, чтобы выгружать грейфером уголь. Значит, я кого-то другого посылал н этот кран. Грейфер знаете, что такое? Фекла Толстая: Нет.
Михаил Жванецкий: Вот вы когда-нибудь набирали в две руки пшено? Михаил Козырев:Это такой большой экскаватор, который смыкается. Михаил Жванецкий: Две челюсти смыкаются и зачерпывают, поднимаешь, переносишь из трюма над вагоном и там открываешь. Михаил Козырев:Это физически тяжело. Михаил Жванецкий: Таким образом, уголь — в основном, это уголь, он шел из Мариуполя — нагружаешь в вагон. Потом тепловоз чуть-чуть передвигает, и в следующий вагон.
Фекла Толстая: Тяжелая работа. Самое тяжелое было, когда Райкин взял Карцева, я получил от него письмо, я сидел в угле в трюме. А там машинка такая — С-153 - точно наша «очистилка» уличная. И точно так же она в трюме уголь убирала. И я получил письмо от Карцева толстое, он попросил прочесть мое произведение на своем вечер. И я уже сидел на угле, как на огне.
Потому что то, что я стал получать от одного монолога, исполняемого Райкиным, было примерно как 2 или 3 моих месячных зарплаты. Я получал 89 рублей, то есть это было примерно 150, около 200 рублей в месяц от одного монолога. Михаил Козырев:Какие основные жизненные выводы были Вами сделаны на основании службы? Общие принципы какие-то, которые, может быть, потом были отражены в персонажах? Михаил Жванецкий: Самый главный принцип, это то, что я работал среди простых людей. И до сих пор все, как я воспринимаю даже политику, это через призму простого мышления.
То есть страдания простого человека от того, чем там все заканчивается. Вот сейчас какие-то поступают предложения безумные, не совсем безумные из парламента — я сразу чувствую интуитивно, как это отразится на рядовом человеке. Я уже стал другим, но вот это ощущение… Не дай Бог, конечно, но, мне кажется, я могу и в тюрьме говорить, могу и в больнице говорить. Я могу с людьми где угодно разговаривать. С самыми простыми, может быть, не с самыми учеными, но ученых трудно понимать. Истина должна быть все равно изложена детским языком.
Поэтому ученый обязан мне сказать понятно. Если он этим владеет, значит, мы с ним находим общий язык. Михаил Козырев:Я этот принцип для себя сформулировал: о любых сложных вещах — простым языком. Это очень важный талант, не у всех присутствующий. Фекла Толстая: Можно я про простого человека спрошу? Вы когда работали в порту еще.
Вот тогда происходил вот этот переход от того, что Вы такой, как все, к тому, что Вы не такой, как все? Не потому, что Ваш монолог читает Райкин, а потому, что вы по-другому смотрите на действительность и подмечаете? Михаил Жванецкий: Я уже тогда был в самодеятельности. Уже тогда мы ездили в колхоз. Я все время на этом уровне: и самодеятельность для таких, как я, и, как говорится, я тоже видел рукомойник, прикрученный к пианино. Абсолютная правда.
Фекла Толстая: Это чтобы помыть руки перед тем, как на пианино будешь играть? Михаил Жванецкий: Причем тут пианино? Это рукомойник. Михаил Козырев:Пианино придавало устойчивости. Михаил Жванецкий: Это же как раз сельские всякие клубы. Михаил Козырев:Мы попросили бы еще несколько советов Мите.
Михаил Жванецкий: Спасибо.
И вообще, существуют критерии, кто заслуживает почести и какие, а кто нет? Справедливости ради надо сказать, что с воинскими почестями хоронят не только военных. Их отдают и гражданским лицам, имеющим большие заслуги перед отечеством. В том числе - актерам. Его гроб на руках пронесли по Арбату от Театра им. Вахтангова, где он служил, до Садового кольца. Это было обосновано: Ульянов столько раз сыграла в кино маршала Жукова, что в глазах народа ассоциировался с выдающимся полководцем. Урну с его прахом и награды актера, которые он получил за участие в Великой Отечественной войне, несла рота почетного караула. Ну а в случае со Жванецким...
Михал Михалыч и сам бы, наверняка, посмеялся: «Когда я слышу вокруг пафос, я говорю иронично».
Лучше с трудом заниматься любовью, чем с любовью заниматься трудом. Пешеход всегда прав. Пока жив. Главное — не перейти улицу на тот свет. Красиво жить не запретишь. Но помешать можно… Не водите машину быстрее, чем летает ваш ангел-хранитель. Перебегал улицу на красный свет и был сбит встречным пешеходом. Я слишком быстро вожу машину, чтобы переживать из-за холестерина!
Любого автомобиля хватит до конца жизни, если ездить достаточно лихо. Чем удобряли, то и выросло. Все люди братья, но не все по разуму. Лучше пузо от пива, чем горб от работы. Лысина — это полянка, вытоптанная мыслями. Ученье — свет, а неученье — приятный полумрак. Мысль только тогда мысль, когда ее головой думают. Мало знать себе цену — надо еще пользоваться спросом. Если вам долго не звонят родственники или друзья, значит у них все хорошо. В историю трудно войти, но легко вляпаться.
Как трудно ползти с гордо поднятой головой!
Окончил институт инженеров морского флота, работал в Одесском порту. Студентом участвовал в художественной самодеятельности, где и начал писать монологи и миниатюры. Первую книгу выпустил в 1980-м. Первый спектакль автора вышел в 1987-м.