Картины Михаила Врубеля, первого русского художника-символиста конца ХІХ в., сложно не узнать: его творческая манера настолько самобытна, что его работы невозможно перепутать с другими. В Новой Третьяковке открылась крупнейшая за последние 65 лет выставка Михаила Врубеля (1865-1910). Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. Хотя портретов Михаила Александровича Врубеля сохранилось не так уж мало, в том числе несколько автопортретов, его лицо нам как будто незнакомо. Михаила Врубеля называют одним из самых загадочных русских художников, и это не просто красивые слова.
«Царевна-Лебедь»
- Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель» - События
- Ангелы и демоны Врубеля: в Третьяковке готовятся к масштабной выставке художника // Новости НТВ
- Репортаж с открытия выставки Михаила Врубеля
- «Видение пророка Иезекииля» Михаил Александрович Врубель https://muzei-mira.
- 10 шедевров Михаила Врубеля
- Необычный ракурс
Русский музей опубликовал виртуальную выставку «Михаил Врубель» - События
Зрители часами простаивали у его холстов, удивляясь его образам и размышляя о жизни. Их изумлял сюжет «Демона сидящего» и «Демона поверженного», они обсуждали загадочную «Царевну-Лебедь», с восхищением рассматривали детали «Сирени» и «Жемчужины» и других известных картин автора. Однако слава пришла сквозь волну острой критики и непонимания. Лишь спустя долгие годы некоторые критики отозвали свои негативные отзывы и изменили мнение о творчестве живописца.
Врубель целыми днями работал с большим напряжением. Постоянные перегрузки, общественная критика и семейная трагедия сын родился с дефектом, а затем умер в возрасте двух лет , привели к тому, что психическое здоровье художника пошатнулось. Долгие годы жизни он провел в психиатрических больницах.
Врачи констатировали, что он болен как человек, но как художник совершенно здоров. Поэтому и в годы болезни Врубель продолжал творить, пока полностью не потерял зрение. В 1910 году художник скончался после многих лет страданий.
Особенности творчества художника Неординарность работ Острый ум и огромная активность Врубеля помогли ему стать искусным сразу в нескольких направлениях. Он отлично освоил живопись, рисовал портреты или натюрморты, ваял скульптуры, выполнял иллюстрации и занимался оформлением спектаклей. В то же время мастер никогда не вписывался ни в церковные, ни в любые другие каноны, что заметно выделяет его творчество среди других художников.
В самой живописи он никогда не склонялся к конкретному направлению, что и определило его неординарность как художника. Он мог использовать самые разные художественные приемы для воплощения своего замысла. Многократная переделка работ Огромная фантазия и стремительность в работе зачастую приводили к тому, что Врубель снова и снова переделывал уже почти завершенную работу.
Так, он много раз перерисовывал своих «демонов», увлеченный новыми идеями. Знакомые знали об этой черте художника и порой даже брали с него обещание не трогать уже завершенную работу, так как после переделки картины часто становились хуже. Однажды такое обещание он дал коллекционеру И.
Терещенко по поводу завершенной картины «Моление о чаше». Однако художник не смог сдержать свое обещание. Плененный представлением цирковой наездницы, Врубель пришел к себе в номер и страстно захотел запечатлеть яркие образы на бумаге.
На беду, под рукой был единственный и уже проданный холст «Моление о чаше», на котором художник и творил до поздней ночи, зарисовав всю картину образами красавицы-наездницы.
Особенно возмутил критиков всех направлений небывалый принцип взаимодействия аллегорических женских фигур и пейзажа. Стасов восклицал: «Что это за женщины, на что они тут, зачем они так плохи, что собою изображают и, наконец, вообще зачем они писаны, когда все дело только в том, чтобы их нельзя было видеть, - кто разберет, кто объяснит эту неимоверную чепуху?.. Он очень проницательно обозначает это свойство врубелевской системы, прибегая к поэтической метафоре более позднего времени, что в случае с Врубелем кажется не анахронизмом, а точным попаданием в цель: «Художественный, композиционный сюжет в любой вещи Врубеля - изобразить то, по выражению Б. Действительно, кажется, что эти женские фигуры, олицетворяющие пробуждающиеся на рассвете землю и воду, «солнечный луч» и «улетающий туман»[20], расположенные как маркеры системы координат по всем сторонам панно, организуют, направляют, сдерживают невероятное буйство саморазвивающейся живописной субстанции в этом полотне. Но они - и естественное ее продолжение, ее неизбежное порождение. Подобный прием «одушевления» живописной материи Врубель использует неоднократно: в «Тридцати трех богатырях» 1901, ГРМ «горящие, как жар», фигурки богатырей органично венчают пенистые гребни волн; в «Жемчужине» 1904, ГТГ в беспредметном мерцании перламутра материализуются почти помимо воли художника фигурки плывущих морских царевен. Так, «духи сирени», проступающие из переливающейся подвижной животворной цветущей материи, кажутся естественным и неизбежным ее порождением, итогом развития формы. Иной аспект «очеловечивания» фантазии, игры на грани фантастического и реального миров являют собой произведения, исполненные по мотивам театральных постановок сказочных опер Н.
Портретами Н. Забелы в роли царевны Волховы 1898, ГТГ, ГРМ начинается особый жанр, возникший в творчестве Врубеля на пересечении основных линий его творчества, на границе двух миров, в которых существовал художник, - настоящего и театрального, реального и фантастического. Создавая сценические костюмы для своей жены, Врубель в совершенстве освоил магию театрального перевоплощения, она стала привычной частью его повседневной жизни, его работой. Созданные художником и певицей фантастические образы были настолько выразительны и убедительны, что в восприятии современников Забела и ее персонажи были слиты в единое целое. Как сообщает аккомпаниатор певицы Б. Яновский, она прекрасно осознавала необычный, «неземной» характер своей внешности и умело использовала: «Я сама нахожу, что для изображения сверхъестественных существ у меня в голове и в движениях есть что-то особенное»[21]. В одном из писем Римского-Корсакова Врубелю содержится удивительное признание: «Конечно, вы тем самым сочинили Морскую царевну, что создали в пении и на сцене ее образ, который так за вами навсегда и останется в моем воображении... Эту особую грань врубелевского мышления метко подметил А. В процессе трансформаций виды искусства и техники обогащают пластическое звучание друг друга, на пересечении их рождаются новые приемы и формы[24].
Обсуждая в мае 1898 года свои керамические опыты с Н. Римским-Корсаковым, Врубель признавался, что работа в майолике «является искусом и подготовкой вообще моего живописного языка, который, как Вы знаете и я чувствую, хромает в ясности»[25]. Иванов пишет о единстве скульптурных и живописных форм Врубеля: «В живописи зоркий исследователь и вдохновенный певец форм, он не мог не быть прирожденным ваятелем: там - он созерцает их в одном неподвижном ракурсе, в скульптуре - он теми же формами любуется как бы со всех сторон, рукою ощупывает их знакомые изгибы и изломы»[26]. И наоборот, изображая в поздней акварели 1904 года ГРМ фигуру Морской царевны, он воспроизводит свою трехмерную «фигуринку» 1899 года в двух ракурсах, стараясь запечатлеть ее в самых выгодных поворотах. Кульминацией линии театрального портрета по традиции, сложившейся еще при жизни художника, является картина на самом деле уже совсем типологически иная. Знаменитый холст «Царевна-Лебедь» находится в довольно сложных отношениях и с портретным жанром в облике изображенного здесь существа многим чудились черты и Н. Забелы, и Э. Праховой - представленные на выставке эскизы подтверждают резонность обеих версий , и с постановкой оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Образ Царевны Лебеди возник в воображении Врубеля и был запечатлен на его знаменитом полотне еще до того, как он мог получить целостное впечатление об опере «Римского-Корсакова. Свой экземпляр клавира Забела получила 10 августа 1900 года, а к 19 апреля картина «Царевна-Лебедь» была написана и продана М. Созданный Врубелем образ женщины-птицы - «чудо чудное, диво дивное» - произвел сильнейшее впечатление на Римского-Корсакова, впоследствии в письме к Забеле от 14 февраля 1901 года он называет ее «апокалипсической птицей»[29]. Тревожные отблески древних мифов видел в ней и А. Забелу в различных ролях или наделяя чертами портретности свои майоликовые «фигуринки», исполненные по мотивам оперных спектаклей, Врубель порождает особый класс мифологических, фольклорных существ, со своей особой «сказочной» анатомией. Он пишет много. Видно, что душа его волнуется. И, может быть, из этих волнений выкатятся драгоценные жемчужины»[32]. К убедительности вымысла, к этой особой власти над формой, художник шел всю свою жизнь.
Пусть фигура неправильна в ваших глазах, но она красива и мне нравится. Этого довольно»[33]. Два самых таинственных врубелевских шедевра, в которых изображенные фантастические существа уже почти совсем не нуждаются в каких-либо импульсах-оправданиях, - это картины «Пан» 1899 и «К ночи» 1900, обе - ГТГ. И не случайно, что самобытность «Пана» была остро воспринята поэтами. Пожалуй, самые проникновенные строки о «Пане» принадлежат одному из ведущих представителей французского символизма Эмилю Верхарну: «... Картина полностью воплощает всю дикую и могучую природу Сильвана.
Наконец, чтоб отделаться от мучительного преследования, решился он её увезти от себя. Но на выставке он вдруг яснее увидал недостатки картины и сейчас же принялся её исправлять. То же повторилось и в Петербурге. Каждое утро, до 12-ти, публика могла видеть, как Врубель «дописывал» свою картину. В этой последней борьбе 2 месяца спустя художник уже находился в лечебнице было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось всё страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее; его поза, его сложение имели в себе что-то поточно- вывернутое, что-то до последней степени странное и болезненное, общий колорит наоборот становился все более и более фееричным, блестящим. Целый фейерверк звенящих павлиньих красок рассыпался по крыльям Демона, горы позади зажглись странным торжественным заревом, голова и грудь Демона украсились самоцветными камнями и царственным золотом. В этом виде картина была и безобразна, и безумно-прельстительна. Но или художник сам испугался её, или модель коварно переменила лик свой, спутав воображение мастера и натолкнув его на совершенно иное. Произошёл поворот, и с тех пор картина стала тускнеть, чернеть, поза стала естественнее, голова красивее, как-то благоразумней, а демоническая прелесть почти совершенно исчезла.
Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны. Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению. В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника. А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом. Просветление В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «... Это внешне. А внутри — мукой купленное просветление. Врубель окончательно расстается со своими демонами. В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», — пишет Врубель на обороте этой картины. Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля. Поздняя работа Врубеля «Шестикрылый серафим» — ангел, приближенный к престолу Бога. Ангел, уничтожающий всякое помрачение: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы... Демоническая пелена спадает, и Врубель обретает вещее зрение. Таков закон всякого подлинного знания.
Михаил Врубель в 10 шедеврах
Удачный старт карьере художника обеспечила возможность заняться росписью Кирилловского храма в Киеве. Заказчик поражался академической манере художника, однако, чем больше Врубель занимался росписью, тем больше он приходил к выводу, что его не совсем устраивает традиционная подача линий и цвета, которую он использовал. Он попытался использовать для передачи формы и цвета дробный стиль, при котором изображение словно распадалось на несколько фрагментов, а также попробовал отобразить в рисунках мятежного демона, прообразом которого стал библейский Люцифер. Однако все эти попытки реализоваться нашли отторжение публики.
Положение усугубилось тем, что к творческому кризису добавился кризис душевный: Врубель безответно влюбился и решил вернуться в Петербург. Врубель взялся оформлять панно к Всероссийской нижегородской выставке, где он начал рисовать иллюстрацию к былине «Микула Селянинович», но его фантасмагоричный стиль, полный необычных перепадов цветов, категорически не понравился государственным критикам. Несмотря на неприятие общества, Врубель продолжал творить.
После окончания в университете нужно было отдать воинскую повинность, и уже в 1880 году Михаил Врубель поступил в Петербургскую Академию художеств. Начало творческого пути Обучение в Академии воодушевляло Михаила, и его художественные порывы начали проявляться в полной мере. Обучаясь у таких выдающихся художников, как профессор П. Чистяков, И. Репин, Врубель работал по двадцать часов в день и уже вырабатывал свой собственный стиль живописи. Натурщица в обстановке Ренессанса. Именно поэтому Чистяков посоветовал А. Прахову его для реставрации церкви Кирилловского монастыря под Киевом. Реставрация и храмовая роспись В начале 1884 года, так и не окончив Академию, молодой художник отправился в Киев. Там вместе с другими учениками киевской рисовальной школы он занимался «поновлением» прописыванием по контуру старых, оставшихся на стенах фресок.
Но кроме «поновления», Врубель должен был создать и новые росписи, для чего подробно изучил многовековую иконографическую традицию древнерусского искусства, включая миниатюры в старинных Евангелиях. В этот период появляются работы художника, проявляющие всю глубину познания и проникновения Врубеля религиозной темой. Сошествие Святого Духа на апостолов. Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Но на пути художника появились первые неудачи. Врубель предложил свой вариант росписи плафона Владимирского собора на тему «Пятый день сотворения мира — отделение воды от тверди».
Хоть он и трудился по чужим, ранее утвержденным эскизам, он привнес свои орнаменты. Но заказчики не приняли работу. Также был отвергнут набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве» из-за обнаженных фигур стражников и больших размеров фреска налегала на дверцу. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Творческие неудачи и увлечение спиртным и женщинами усугубило положение. Новое направление Помимо живописи Михаил увлекался музыкой, литературой и театром. Всего несколько строк Лермонтова «По небу полуночи ангел летел…» он создал картину «Ангел с кадилом и свечей». Ангел с кадилом и свечей. Рубинштейна «Демон», которую в Киеве поставил И.
Живописец, пораженный спектаклем и голосами артистов, загорелся идеей написать образ увиденного им демона, что впоследствии станет его одержимостью. Рассмотрев иллюстрации к одноименной поэме М. Лермонтова, Михаил Александрович стал уверять друзей, что никто не понимает, каков демон на самом деле. Все вечно путают его то с дьяволом, то с чертом, а ведь с греческого «демон» переводится как «душа». Это нужно соотносить и с поэзией Лермонтова, проникнутой смятением, борьбой с обуреваемыми душу страстями, жаждой познания истины и веры. Знакомство с меценатом Саввой Мамонтовым, обожавшим талантливых людей, в 1889 году позволило Врубелю решить финансовые вопросы и продолжить свою работу. Савва Иванович по достоинству оценил талант Врубеля, после чего пригласил его в Москву жить в своем доме. Демон сидящий. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Демон» 1890-1891 Пляска Тамары.
Лермонтова «Демон» 1890-1891 «Несется конь быстрее лани…» Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Демон» 1890-1891 Кроме иллюстраций к «Демону», Врубель создал рисунки к собранию сочинений, но данные издания вызвали возмущение читателей, напуганных иллюстрациями. И только такие мастера, как В. Поленов, И. Репин и В. Суриков понимали, что в художественном мире появился новый гений.
Михаилу удалось справиться со своими чувствами к несвободной женщине, и дальше платонической любви дело не зашло. Вторая влюбленность художника привела к бракосочетанию.
Надежду Ивановну он встретил благодаря столичному приятелю Савве Мамонтову, который познакомил молодых людей на одном из светских мероприятий. К тому времени Врубель еще не обладал широкой известностью, а вот Надежда Забела уже носила титул примадонны русской оперы. Завораживающий голос и яркая красота певицы покорили Михаила, и вскоре она стала первой и единственной супругой гения. Еще до свадьбы автор изобразил свою музу на полотне «Гензель и Гретель». Интересный факт: перед началом работы над картиной влюбленные договорились, что в случае успеха работы Надежда без разговоров выйдет за мастера замуж. Так и случилось: произведение оказалось удачным, и уже вскоре художник и артистка сыграли свадьбу в Женеве. Михаил наконец нашел счастье в личной жизни, о котором так долго мечтал. В начале 20-го века Надя подарила мэтру сына, однако это радостное событие омрачила болезнь ребенка: он родился с заячьей губой.
Художник посчитал это злым роком и повторял слова об «испорченной крови». С этого момента в душе творца навсегда поселилась печаль, отвратившая его от творческих поисков и вернувшая к теме демонов. Этой работе он посвящал большую часть суток, порой не отходя от мольберта по двадцать часов. Лицо главного персонажа постоянно менялось, автор продолжал переписывать его даже тогда, когда «Мир искусства» включил картину в выставку. При этом на создателя с бешеной силой давил груз ответственности, что постепенно разрушало хрупкое душевное состояние Михаила. Он говорил, что несет наказание за преступление перед Богом, так как осмелился писать как Иисуса Христа, так и демонов. Ситуацию усугубляло ежедневно выпиваемое художником вино, и вскоре он погрузился в тяжелейшую депрессию. Смерть Весной 1902 года мастера госпитализировали в одну из столичных клиник.
Доктора Сербский и Бехтерев поставили больному неутешительный диагноз — прогрессивный паралич вследствие сифилитической инфекции. В больнице живописец провел почти год, и с наступлением ремиссии был выписан. Однако, улучшение состояния оказалось недолгим: вскоре после выписки в семью художника пришла трагедия — умер единственный сын. На фоне этого печального события Врубель погрузился в страшное депрессивное состояние, и уже через несколько месяцев его вновь положили в клинику. Неделями художник находился в бреду, а улучшения длились всего по несколько часов. В эти моменты Михаил просил врачей позволить ему рисовать, ведь только так он мог успокоить израненную душу.
Многие из его работ становились пророческими. И хотя за плечами долгое самостоятельное штудирование архивов Кирилловского монастыря, изучение большого количества монографий по древнерусской и византийской живописи, а также твердое намерение «не добавлять ничего от себя», Богоматерь и апостолы получаются «слишком трепетными и экзальтированными». Удивительно, но церковь, в которой Врубель трудился над своей, пожалуй, первой монументальной работой, находилась на территории психоневрологического диспансера, а в годы советской власти была и вовсе передана больнице. Так, пророчески, первые серьезные творческие шаги Врубель сделал там, где закончил свой путь — в клинике для душевнобольных. Портрет сына В 1901 году в семье Врубелей рождается наследник - Саввушка. Радостное событие омрачается врожденным уродством малыша — его детское личико искажает «заячья губа». Врубель винит в беде себя. Мучившие художника головные боли усиливаются. Депрессии сменяются вспышками ярости, которые Врубель нередко выплескивает на незнакомых людей. Год спустя он пишет «Портрет сына»: с полотна на зрителя смотрит малыш, лицо которого, кажется, искажено ужасом от приближения чего-то неизвестного. В его усталых и не по-детски мудрых глазах отражается горечь от встречи с этим миром и отблеск трагической судьбы, о которой мальчик будто догадывается. Через год сын Врубеля умирает от крупозной пневмонии. Уставшая душа Желание создать своего Демона, такого, какой он есть на самом деле, одолевало Врубеля на протяжении всей жизни.
Наши проекты
- Сообщить об опечатке
- Ангелы и демоны Врубеля: в Третьяковке готовятся к масштабной выставке художника // Новости НТВ
- Комментарии
- Ангелы и демоны Врубеля: в Третьяковке готовятся к масштабной выставке художника // Новости НТВ
- Михаил Врубель - Третьяковская галерея
Выставка Михаила Врубеля пройдёт в Русском музее со 2 июня до 2 августа
Замоскворецкий районный суд передал в собственность государству картину и репродукцию с рисунка Михаила Врубеля («Автопортрет» и «Мужской портрет»), которые 26 лет хранились в Третьяковской галерее. Михаила Врубеля называют одним из самых загадочных русских художников, и это не просто красивые слова. В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Михаила Врубеля (1856–1910), сделанная кураторами Ириной Шумановой и Аркадием Ипполитовым без повода вроде какой-нибудь круглой даты — из чистой любви к художнику. Попытки представить репутацию Врубеля сконструированной не вызывают у меня ничего, кроме кривоватой усмешки. В Третьяковской галерее на Крымском Валу открылась выставка Михаила Врубеля (1856–1910), сделанная кураторами Ириной Шумановой и Аркадием Ипполитовым без повода вроде какой-нибудь круглой даты — из чистой любви к художнику.
12 главных шедевров Михаила Врубеля
Формула пространства выставки словно подсказана самим Врубелем — очертания архитектурных модулей экспозиции, ритмы их чередований вторят мозаичной кладке его полотен, восходят к кристаллической структуре его живописи. В пространстве самого масштабного верхнего зала собраны живописные полотна Врубеля, монументальные панно, скульптурные работы они к операм как раз и ранняя графика. Именно здесь создана система из 13 изломанных в плане залов, словно перетекающих друг в друга и получивших дополнительные визуальные связи в виде проемов. В графических залах проектом предусмотрен дополнительный потолок, придающий пространству необходимую для восприятия произведений камерность.
На мой взгляд, внимание к петербургской выставке было во многом разогрето тем, как прошла выставка в Москве. Проявилась коммуникация двух столиц. Его искусство имеет непреходящее значение или его репутация сконструирована? Напомню, что при жизни Врубеля им восхищались, его отвергали, о нем вели бескомпромиссные споры.
Несколько десятилетий после революции его «не рекомендовали» гражданам так же, как и Достоевского, восстановив их в общественных правах в позднесоветское время. Врубель был истолкован как высшее проявление модерна, символизма в России. Вместе с новой волной интереса к личности и поэзии Александра Блока его стихи к Врубелю и памятное слово об умершем художнике ввели этого художника в созвездие великих творцов Серебряного века. Он словно занял место высшей точки в развитии искусства, которое подвело итог классической традиции. Статья по теме: — Он проверку на гениальность выдержал? Попытки представить репутацию Врубеля сконструированной не вызывают у меня ничего, кроме кривоватой усмешки. Еще одна живо обсуждаемая тема по следам выставок 2022 года: Врубель и болезнь.
Московская выставка подробно показала рисунки, сделанные художником в психиатрических клиниках, петербургская не акцентировала на них внимание. На самом деле проблема «сумасшедший художник» гораздо шире. Она — о пограничных состояниях и нормах. Каковы эти нормы в поведении, в существовании, самореализации человека, в его взаимодействии с обществом? Как понимание нормы и отклонений изменяется в медицине и обществе по ходу истории?
К примеру, знаменитый «Пан» был написан поверх соскобленного портрета жены, а «Гадалка» — на неоконченном портрете Н.
Так просто кому-то. И купил себе белые лайковые перчатки. В возрасте 24 лет Врубель поступает в Императорскую Академию художеств. Хотя в 80-е годы XIX века в России по-прежнему царила неоакадемическая салонная живопись, это время не было периодом упадка. Творили передвижники, в эти же годы начинали свой путь звёзды уже следующего поколения — Левитан, Серов, Коровин, Нестеров. И в то же время с самого начала в его живописи появляется особая романтическая нота, которая стала его отличительной чертой, — вспомним его демонов, «Принцессу Грёзу», «Царевну-Лебедь».
Во многих работах Врубеля есть монументальность. Дело тут даже не в размерах полотен, хотя обычного зрителя большего всего поражают, конечно, его гигантская «Принцесса Грёза» и другие внушительные по размерам работы, которые мы видим во врубелевском зале Третьяковской галереи. Тут, скорее, важна особая монументальная пластика его картин, особый врубелевский мазок. Вряд ли это случайность. Первой серьёзной работой молодого Врубеля, не принесшей тогда ему особой известности, но по достоинству оценённой впоследствии, стала роспись старинной Кирилловской церкви в Киеве. Древний Киев Врубель любил, правда, жил он там довольно скромно.
Вынужден был подрабатывать рисованием орнаментов — второстепенной работой во Владимирском соборе — и преподаванием. В гуще художественной жизни он оказывается в Москве, куда Врубель приехал в 1889 году ненадолго — повидать знакомых, да так и остался там на 12 лет. В это время в Москве вокруг мецената Саввы Мамонтова формируется художественный кружок, и Врубель становится его полноправным членом. Уже через два месяца после первого знакомства он поселился в доме Мамонтовых, став своим человеком в этой гостеприимной семье. Благодаря Мамонтову художник начинает получать хорошие заказы, и киевская бедность остается в прошлом. В 1891 году ему предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова — он охотно взялся за заказ, тем более что ещё в Киеве начал обдумывать образ Демона.
Благодаря, прежде всего, этому образу мы сейчас и знаем Врубеля. Демон, 1890 О новом образе, который занимает все его думы, Врубель пишет к сестре в мае 1890-го: «Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнажённая, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами». Это так называемый «Демон сидящий» — первая из большой серии образов, нарисованных и вылепленных Врубелем. Многие обвиняли художника в создании уродства, смеялись над его новой картиной, причём речь не об обывателях, но о тех, кто определял вкусы эпохи, в том числе о членах Академии художеств. Но были и те, кто оценили высокое мастерство художника и выразительность созданного им образа: «Было мне тогда лет четырнадцать — пятнадцать. Дома всегда покупали новые книги.
Купили и иллюстрированного Лермонтова в издании Кнебеля. Врубелевские рисунки к «Демону» меня пронзили. Но они-то как раз и служили главным аттракционом, когда моя просвещённая мама показывала не менее культурным своим приятельницам эти новые иллюстрации к Лермонтову. Смеху и тупым шуткам, которые неизменно, неуклонно порождало всякое проявление нового, конца не было. Мне было больно по-новому! Я не могла допустить продолжения этих надругательств, унесла Лермонтова и спрятала себе под тюфяк; как ни искали, так и не нашли», — вспоминала Л.
Он делился с ними своими работами, брал советы по улучшению мастерства, что привело к окончательному осознанию своего призвания. После окончания в университете нужно было отдать воинскую повинность, и уже в 1880 году Михаил Врубель поступил в Петербургскую Академию художеств. Начало творческого пути Обучение в Академии воодушевляло Михаила, и его художественные порывы начали проявляться в полной мере. Обучаясь у таких выдающихся художников, как профессор П. Чистяков, И. Репин, Врубель работал по двадцать часов в день и уже вырабатывал свой собственный стиль живописи. Натурщица в обстановке Ренессанса.
Именно поэтому Чистяков посоветовал А. Прахову его для реставрации церкви Кирилловского монастыря под Киевом. Реставрация и храмовая роспись В начале 1884 года, так и не окончив Академию, молодой художник отправился в Киев. Там вместе с другими учениками киевской рисовальной школы он занимался «поновлением» прописыванием по контуру старых, оставшихся на стенах фресок. Но кроме «поновления», Врубель должен был создать и новые росписи, для чего подробно изучил многовековую иконографическую традицию древнерусского искусства, включая миниатюры в старинных Евангелиях. В этот период появляются работы художника, проявляющие всю глубину познания и проникновения Врубеля религиозной темой. Сошествие Святого Духа на апостолов.
Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Но на пути художника появились первые неудачи. Врубель предложил свой вариант росписи плафона Владимирского собора на тему «Пятый день сотворения мира — отделение воды от тверди».
Хоть он и трудился по чужим, ранее утвержденным эскизам, он привнес свои орнаменты. Но заказчики не приняли работу. Также был отвергнут набросок «Воскресение. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве» из-за обнаженных фигур стражников и больших размеров фреска налегала на дверцу. Эскиз росписи Владимирского собора в Киеве. Творческие неудачи и увлечение спиртным и женщинами усугубило положение. Новое направление Помимо живописи Михаил увлекался музыкой, литературой и театром.
Всего несколько строк Лермонтова «По небу полуночи ангел летел…» он создал картину «Ангел с кадилом и свечей». Ангел с кадилом и свечей. Рубинштейна «Демон», которую в Киеве поставил И. Живописец, пораженный спектаклем и голосами артистов, загорелся идеей написать образ увиденного им демона, что впоследствии станет его одержимостью. Рассмотрев иллюстрации к одноименной поэме М. Лермонтова, Михаил Александрович стал уверять друзей, что никто не понимает, каков демон на самом деле. Все вечно путают его то с дьяволом, то с чертом, а ведь с греческого «демон» переводится как «душа».
Это нужно соотносить и с поэзией Лермонтова, проникнутой смятением, борьбой с обуреваемыми душу страстями, жаждой познания истины и веры. Знакомство с меценатом Саввой Мамонтовым, обожавшим талантливых людей, в 1889 году позволило Врубелю решить финансовые вопросы и продолжить свою работу. Савва Иванович по достоинству оценил талант Врубеля, после чего пригласил его в Москву жить в своем доме. Демон сидящий. Иллюстрация к поэме М. Лермонтова «Демон» 1890-1891 Пляска Тамары. Лермонтова «Демон» 1890-1891 «Несется конь быстрее лани…» Иллюстрация к поэме М.
Лермонтова «Демон» 1890-1891 Кроме иллюстраций к «Демону», Врубель создал рисунки к собранию сочинений, но данные издания вызвали возмущение читателей, напуганных иллюстрациями. И только такие мастера, как В. Поленов, И. Репин и В.
О картине Михаила Врубеля «Сирень» | Сиреневый фестиваль - 2023
Михаил Врубель – художник одновременно трагической и печальной красоты. Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий" © / Антон Пичугин. На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. Замоскворецкий районный суд передал в собственность государству картину и репродукцию с рисунка Михаила Врубеля («Автопортрет» и «Мужской портрет»), которые 26 лет хранились в Третьяковской галерее. Картина писалась в студии Саввы Мамонтова, поскольку Врубель обосновался в доме этого известного мецената.
Михаил Врубель — художник, видевший ангелов и демонов: биография, картины
РИА Новости, 1920, 03.11.2021. Врубель истязал не только свои картины, но и свое тело – резал ножом грудь, чтобы пережить душевную боль. Незаконченная картина Михаила Врубеля стала возвращением живописца к теме Демона после 8-летнего перерыва. Все работы художника Михаила Александровича Врубеля.
Оценка, продажа и реализация картин М.А. Врубеля
Поиск вечной женственности, воспеваемой поэтам и и художниками. Портрет Ф. Шаляпина в роли Олоферна в опере А. Серова «Юдифь». Государственная Третьяковская галерея Александр Головин. Портрет поэта М. А Кузмина. Болотная заросль. Государственная Третьяковская галерея Из пресс-релиза выставки В ноябре в Новой Третьяковке открывается масштабный проект — монографическая выставка Михаила Врубеля.
В освободившихся залах художника в постоянной экспозиции посетителям музея будут показаны другие грани стиля модерн. Впервые за долгие годы крупноформатное панно «Принцесса Грёза», единственное произведение Врубеля, оставшееся в здании в Лаврушинском переулке, окажется вписанным в контекст эпохи благодаря соседству с произведения ми других мастеров русского модерна. Василий Денисов. Памяти Врубеля. Государственная Третьяковская галерея Василий Денисов. Композиция к классическому пейзажу. Битва на мосту. Птица сирин.
Палаты царя Берендея. Фантастический танец. Государственная Третьяковская галерея В рамках проекта «Третьяковская галерея открывает свои запасники» музей представляет выставку «Русский модерн: на пути к синтезу искусств», которая объединяет произведения, созданные русскими художниками в конце 1890-х — 1910-х годах. Известные работы и забытые шедевры продемонстрируют многоликость стиля модерн в России и откроют широкому зрителю новые имена. Название выставочного проекта отсылает к идее связи пластических искусств, литературы, музыки и театра, характерной для эпохи рубежа веков. Многие художники, пробовавшие себя в сценографии, перенесли опыт оформления театральных постановок в станковую живопись. Законы монументального искусства, когда глубина пространства достигается не за счет прямой перспективы, а путем расширения цветовой поверхности, повлияли на живописные произведения авторов. Принцип плоскостности изображения стал одной из причин широкого распространения картин-панно.
Подтверждением этому выступают панно М. Врубеля, К. Богаевского, И. Бродского, А. Головина, А. Савинова, включенные в экспозицию. Специально к открытию выставки была произведена реставрация панно «Вечер на берегу озера» 1897 Ф. Боткина, ныне почти забытого художника, работы которого высоко ценил С.
В этот раз его регулярно посещали мысли о суициде; по некоторым источникам, он предпринимал попытки свести счеты с жизнью. Летом его отвезли в Рижскую психиатрическую больницу, где доктор Т. Тилинг диагностировал у художника биполярное расстройство. После Риги Михаил Александрович возвращается в Университетскую психбольницу, где ему становится лучше до начала 1904 года. С 1904 по 1905 год художник лечится в частной клинике Ф. Там Врубель снова начинает рисовать. Сначала наброски карандашом, портреты, после — полноценные картины, такие как «Жемчужина». Работа интересна тем, что написана художником в стабильном состоянии, но ярко выделяет особенность его таланта видеть в реальных, обычных вещах что-то фантастическое, за гранью стандартного мышления. Кроме интереса к высшим существам, возвращается и тема пророка, которой он вдохновился у Пушкина и в духовных исканиях. В это же время он утверждает, что сам приобрел образ «злого духа» и демон исказил его работы.
Казалось бы, такое обстоятельство должно было навести смуту в душе человека, зарабатывающего на жизнь живописью. Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Вначале он оказался от мяса, а после и вовсе перестал есть в надежде на «прозрение». В таком состоянии Врубель написал свою последнюю картину — портрет Валерия Брюсова. Увидев Михаила Александровича, поэт сначала ужаснулся его внешнему виду, но когда тот принялся за дело, признал во Врубеле гения. Портрет Валерия Брюсова, 1906 год В 1906 году художник стал слышать голоса исторических личностей, а последние годы своей жизни Врубель провел в разных психиатрических клиниках. Всемирное признание пришло к Врубелю уже после его смерти. Подобная трагическая судьба — не единичный случай в мире искусства. История Михаила Александровича и его картин необычна тем, что при наличии серьезных болезней он смог сохранить свое мастерство. Это по сей день удивляет искусствоведов, психологов и психиатров.
Идеалистическая возвышенная трактовка натурных мотивов, живописная техника, напоминающая неровную поверхность старой фрески, позволяет относить его работу «На балконе» 1909 к жанру картины-панно. Александр Савинов. На балконе. Государственная Третьяковская галерея Многоцветие и декоративность соединились со столь характерным для искусства модерна интересом к художественным традициям прошедших эпох в работе И.
Бродского «Италия» 1911. Художник проводил лето на Капри в гостях у А. Горького, где и написал эту картину, изобразив на ней себя и близких. Чувство восхищения щедростью южного края превратила это полотно в гимн щедрости средиземноморской природы.
Цветовая гамма лёгкой, почти невесомой живописи обнаруживает сходство со средневековыми гобеленами. На картине рождается образ райского сада, в котором царят гармония и радость. Иосиф Бродский. Государственная Третьяковская галерея Отечественные художники рубежа XIX—ХХ веков бурно осваивали европейские традиции, следуя по пути интернационального модерна, отличающегося многообразие типологических форм.
Обращаясь к идеям символизма, мастера модерна не просто наполняли свои композиции образами-символами, а преображали реальность во имя достижения художественной истины. Погружающие в мир грез произведения — как редко покидающие запасники Третьяковской галереи, так и хорошо знакомые публике в рамках постоянной экспозиции, — продемонстрируют модерн в России в его многообразии. Николай Андреев. Портрет Зои Покровской.
Государственная Третьяковская галерея Николай Андреев. Портрет Л. Портрет М. Э Ушковой.
Государственная Третьяковская галерея Анна Голубкина. О, да! Государственная Третьяковская галерея Выставка открыта с 26 октября 2021 по 30 сентября 2022 года Лаврушинский переулок, 10, залы Врубеля 32—34 Куратор: Надежда Мусянкова, старший научный сотрудник, кандидат искусствоведения Ночь Врубеля В рамках акции «Ночь искусств» 4 ноября в онлайн-формате пройдет специальный проект «Ночь Врубеля», посвящённый главной выставке сезона «Михаил Врубель». Выставка «Михаил Врубель» Новая Третьяковка 03.
В фокусе выставки — творческий метод Врубеля, особенности его мышления, координаты созданной им художественной системы. В экспозиции нет привычного деления на хронологические периоды, виды искусства и техники. Михаил Александрович Врубель — первый русский художник, сделавший высшим смыслом именно саму живопись Автопортрет. Формула пространства выставки — очертания архитектурных модулей, ритмы их чередований словно подсказаны самим Врубелем, они вторят мозаичной кладке его полотен, восходят к кристаллическим структурам его живописи.
Драматургия экспозиции, развёрнуто в двух уровнях, соответствует неумолимой логике врубелевской судьбы, которую разделил на две сопоставимые по значимости части 1902 год. Портрет С. Мамонтовым стала для Врубеля судьбоносной. Мамонтов ввёл Врубеля в свою семью, в своё театральное предприятие, где произошло знакомство художника с его будущей женой и музой, в круг богатых заказчиков и меценатов.
Одним из первых произведений, в котором соединился интерес художника к театру и декоративным интерьерным росписям, стала композиция «Испания» 1894, ГТГ , написанная под впечатлением от его любимой оперы Жоржа Бизе «Кармен».
Цветы кажутся магическими кристаллами. Беспомощный падший ангел Врубеля словно зажат в раме в неестественной позе, но в его глазах виден отблеск горделивой натуры и готовность к борьбе. На выставке, организованной объединением «Мир искусства» в Петербурге, это полотно произвело сенсацию. Любопытно, что художник дорабатывал картину, когда она уже стала достоянием публики. Александр Бенуа, художник: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре». Портрет Валерия Брюсова 1906 Фото: muzei-mira.
Это одна из последних осмысленных работ мастера, который в 1906 году уже с трудом приходил в сознание. Портрет считается незавершённым. И в этом его особый шарм. Валерий Брюсов, поэт: «...
12 главных шедевров Михаила Врубеля
Произведение Лермонтова — первопричина, но в сознании Врубеля причудливым образом преображалось все. Демон у художника — не дух зла. Он — душа самой природы и самого мастера. У Врубеля всегда был свой взгляд на мир. Он считал природу не просто живой, а населённой духами!
Духи эти и есть настоящее лицо окружающего нас мира, его суть, но видят их совсем немногие. Таким образом, история Демона превращается в совершенно другой сюжет, чем в поэме Лермонтова. Это история о смерти этого мира. В серии три картины, как три этапа сюжета.
Размышление — «Демон сидящий», битва — «Демон летящий» и поражение — «Демон поверженный». Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась.
Публика впервые увидит её на выставке 1902 года. Но какого же будет удивление посетителей, когда перед ними предстанет не только полотно, но и мастер, дописывающий его. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение.
Демон был повержен, но повержен в блеске своего триумфа. Картина буквально светилась. Розовый венец на голове героя пылал ярким огнем, павлиньи перья мерцали и переливались. Но художник не рассчитал.
Яркость красок была феноменальной, но они оказались недолговечны.
Эта картина стала символом наступающей эпохи - эпохи символизма и религиозного реформаторства. Мамонтов был в ужасе. Валентин Серов ставший с годами другом Врубеля и добившийся места для его картин в Третьяковке , заглянувший в мастерскую Врубеля, откровенно признался: "Я этого не понимаю". Наконец, сам Третьяков, поспешивший к живописцу, о котором говорили во всех салонах, увидев его работы, только развел руками. Всех поразил и... На что Врубель заявил: Ваше отрицание дает мне веру в себя! В 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому под редакцией Кончаловского фирмой Кушнерева. Таким образом, он мог вернуться к образу Демона. В течение многих лет Врубеля влекло к нему: Демон был для него не однозначной аллегорией, а целым миром сложных переживаний.
Закончив картину "Демон сидящий", он принялся за иллюстрации к Лермонтову. Вообще Лермонтовский цикл, в особенности иллюстрации к "Демону", можно считать вершиной мастерства Врубеля-графика. С тех пор "Демона" уже никто не пытался иллюстрировать: слишком он сросся в нашем представлении с Демоном Врубеля - другого мы, пожалуй, не приняли бы. Помимо "Демона", Врубель выполнил несколько иллюстраций к "Герою нашего времени", к поэме "Измаил бей" и отдельным стихотворениям. В 1891-1892 годах художник живет в Италии, куда едет вместе с семьей С. В Москве начинается период его наиболее плодовитой работы. Художник получает ряд заказов на декоративные панно. Он активный участник Мамонтовского кружка, успешно работает в области театрально-декорационного искусства в частной опере С. Мамонтова, где сближается с Н. Римским-Корсаковым и принимает участие в оформлении опер "Царская невеста" и "Сказка о царе Салтане" "Морская царевна", "Тридцать три богатыря" и др.
Занимается архитектурными проектами, из которых был осуществлен лишь один - пристройка к дому Мамонтова в Москве. Пишет портреты С. Мамонтова 1897, ГТГ и К. Арцыбушева 1897, ГТГ , заканчивает "Демона". В 1899-1900 годах возглавляет керамическую мастерскую в Абрамцеве и исполняет скульптуры для майолик Снегурочка, Лель, Волхов, Садко, Купава и др. В 1896 году прошла первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Дело в том, что С. Мамонтов, отвечавший за художественное оформление Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки в Нижнем Новгороде, заказал Врубелю два больших декоративных панно для оформления художественного отдела. Художник представил работы "Принцесса Греза" и "Микула Селянович", отвергнутые приемной комиссией Академии художеств "как нехудожественные". В ответ Мамонтов совершил демарш - в короткий срок соорудили специальный павильон с огромной надписью на крыше "Панно Врубеля", в котором представили восемь живописных работ художника и две его скульптуры похожий случай был с "параллельной" выставкой Курбе на Парижской выставке.
Невзирая на трудности и драматические перипетии, связанные с Нижегородской выставкой, 1896 год был счастливым для Врубеля - в начале года он познакомился, а в июле в Женеве обвенчался с певицей Надеждой Ивановной Забелой. Он увидел и услышал ее в Петербурге, на сцене Панаевского театра, где давала спектакли организованная Мамонтовым Московская частная опера. Нельзя говорить о Забеле просто как о "жене Врубеля", так же как странно читать, что Врубеля в театральных кругах называли просто "мужем артистки Забелы". И муж и жена были каждый в своей области большими художниками, и их брак означал содружество людей искусства, друг друга понимавших и вдохновлявших. Врубель был очень музыкален и принимал самое близкое участие в творчестве Забелы, к его советам она всегда прислушивалась. Все ее костюмы и грим он придумывал сам - став его женой, Забела ни разу не пользовалась услугами другого театрального художника. Она, правда, не могла принимать столь же прямого участия в работе Врубеля над картинами, но ее пение, ее артистическая индивидуальность значили для него очень много, так что, в конечном счете, она помогала ему даже больше, чем он ей. В ней Врубель нашёл тот образ, который давно ему мечтался и ускользал от него. Забела стала его музой: ее портрет-фантазия, написанный в год женитьбы, так и назван - "Муза". Следующее пятилетие 1896-1901 стало для Врубеля самым плодотворным в творческом плане и благополучным - в плане житейском.
Мамонтова, Н. Забелы и др. Он занимается почти всем: живописью, графикой, скульптурой, монументальными композициями, театральными декорациями, оформлением интерьеров, становится той многогранной фигурой, без которой немыслима русская культура рубежа веков. Причем "все, что ни сделал Врубель, было классически хорошо", - писал художник А. В эти годы Врубель создал почти все свои знаменитые картины. Он сблизился с "мирискусниками" хотя А. Бенуа всегда критически относился к его живописным новациям , много выставлялся - на выставках "Мира искусства", венского Сецессиона и пр. Главным организатором "Мира искусства" был энергичный, инициативный С. Дягилев, душой и теоретиком - Александр Бенуа; ядро "Мира искусства" составляли художники К. Сомов, М.
Добужинский, Е. Лансере, Л. Бакст, а позже В. На выставках "Мира искусства" принимали участие Левитан, Коровин, Нестеров, Рябушкин и многие другие, в том числе члены Товарищества передвижных выставок. И впервые стал выставляться Врубель. До тех пор его работы приобретались частными лицами, а в выставочных залах не появлялись. Дягилевым, была фактически первой, где некоторые вещи Врубеля предстали на всеобщее обозрение. Журнал "Мир искусства" стал помещать репродукции его произведений. Потом они стали появляться и на московских выставках. На рубеже веков в его судьбе как бы запахло грозой.
В 1899 году Врубель потерял отца, которого преданно любил. В его поведении знакомые стали замечать странности: он вырастал в собственном мнении, ни в грош ни ставя своих бывших приятелей и соратников.
В графических залах проектом предусмотрен дополнительный потолок, придающий пространству необходимую для восприятия произведений камерность. Два нижних уровня выставки, в свою очередь, посвящены исключительно поздней графике Михаила Врубеля. Особое место в экспозиции занимает цикл графических листов «Раковина», что нашло отражение в специальном павильоне, демонстрирующего двухсторонние листы художника.
Мыслить вслух — таково условие игры. Готовность сказать, услышать и вступить в диалог с другим человеком. Тогда мы понимаем, что интересует зрителей, а не моделируем их запросы. Интересен, потому что неизвестен. Много чего существует неизвестного, но здесь публике хотелось понять. На самом деле Врубель вкладывал в Демона более сложный образ. Третьи искали ответ на вопрос, что такое сложный человек, обращали внимание на гендерные особенности образа Демона и взаимосвязь врубелевских персонажей и картин.
Как сказала одна из участниц музейной медиации, обращаясь ко всей нашей небольшой группе: я увидела Врубеля глазами каждого из вас, это было очень интересно, это помогло мне найти свое понимание. Открыть ему феерическую красоту живописи, энергию, которая ведет к свету в картинах… Но рядом должен быть взрослый, который обеспечит юному зрителю комфортное восприятие. Все дело в подаче, а не в материале. На мой взгляд, сейчас публике интересны выставки, где показано то, что было сделано давно, а не то, как мы живем сегодня. Интересно, как устроено искусство минувших лет и веков, как искусство прошлого отвечает нынешнему эмоциональному состоянию здравствующих людей. Важно совместить искусство с актуальной психологической, общественной, культурной повесткой. История искусства перестает быть только академической наукой или исследовательским материалом, подготовленным музейщиками.
Нужен диалог о самих себе, о нашей жизни. Тогда выставка оказывается актуальной.