Кутья́ (укр. кутя́, белор. куцця́, куця́, болг. кутя́, церк.-слав. кутьѩ, куциѩ, коуциѩ), также коливо, канун, сочиво — каша из цельных зёрен пшеницы, ячменя. Кутья на поминки используется в похоронной церемонии еще с древних языческих времен. Кутья на похоронах также символизирует взаимность и помощь между живыми и умершими душами. Суеверие заключается в том, что отрицательная энергия похорон или грехи усопшего могут переходить на одежду или накликать беду в дом.
Почему на поминки готовят кутью и чем она отличается от колива
В компании «Вкусно — и точка» прокомментировали случай в Перми, когда директор филиала в ЦУМе Сергей Пасека не желал дать 19-летней сотруднице Алене отпуск в связи с похоронами дедушки. В ответе на запрос Properm. Мы очень сожалеем о возникшей ситуации и обязательно разберемся в ее причинах.
Кутья связана с представлениями о плодородии и как раз с перераспределением доли.
В традиционной культуре считалось, что у каждого члена социума есть своя доля, грубо говоря, часть всеобщего блага. Когда человек умирает, то распределение этого блага оказывается под угрозой, потому что покойник, переходя в иной мир, может забрать с собой больше этого блага, чем ему положено. Поэтому, с одной стороны, важно правильно снарядить умершего в дорогу на тот свет, выделив ему его долю поэтому так важны одежда и личные вещи покойника, которые кладут в гроб ; с другой стороны, уже после похорон важно обеспечить правильное перераспределение всеобщего блага между участниками ритуала, где нет уже доли покойника.
Именно это перераспределяемое всеобщее благо символизирует миска с кутьей. Это ритуальное блюдо обычно особым образом делят между участниками ритуала: кутью едят сразу после похорон, причем ее не распределяют по тарелкам, а выдают из общего блюда каждому по ложке. Таким образом, каждый символически наделяется своей долей.
Нередко эту ритуальную ложку кутьи участникам ритуала кладут в ладонь, что тоже крайне символично. Если сравнивать с теми трансформациями, которые за это же время пережил, скажем, свадебный обряд, где архаичных дружек и сватов успешно вытеснили тамада, диджей и свадебный фотограф, то традиционность поминок буквально бросается в глаза. Однако сохранение этих традиций во многом было связано с механическим воспроизведением ключевых элементов обряда «из поколения в поколение».
При этом смысл совершаемых ритуальных действий постепенно терялся. Грубо говоря, на современных поминках продолжают готовить и раздавать кутью или ставить рюмку водки, накрытую куском хлеба, для покойника, но зачем это делается, уже многие не понимают. Я бы сказал, что определенное влияние на современные поминки оказывает развитие инфраструктуры: появились банкетные залы и рестораны, которые специализируются на проведении поминальных трапез, ранее проходивших только дома или на кладбище.
Общая прагматическая направленность этих трапез однозначна: представители партии живых стремятся как можно лучше угостить умерших или их обрядовых заместителей. В свою очередь представителей партии живых можно разделить на своих родных и чужих посторонних. Родные умершего во время похорон находятся в особой опасности, так как именно их в первую очередь покойник может «забрать с собой».
Поэтому во время обряда они должны как можно меньше сталкиваться со сферой смерти.
Если вас пригласили и вы увидели, что за столом будет тринадцать человек, то лучше сразу же соберитесь и покиньте этот дом. Чтобы отвести от себя эту беду, нужно, выйдя из-за стола, прошептать: Отведи, Господи, от меня беду. Пусть горе здесь останется, а я уйду! Ключ, замок, язык. Так вот, если поминки приходятся на первую, четвертую или седьмую недели Великого поста, то на стол подаются только постные блюда.
К тому же на поминках в это время могут присутствовать только родственники. Делать этого не стоит, ведь, согласно приметам, поющие за поминальным столом люди после этого начинают болеть. Те же, у кого слабый Ангел-хранитель, вообще могут распроститься с этим миром. Разгоряченные вином люди, вместо того чтобы скорбеть об усопшем, начинают веселиться и смеяться, некоторые даже поют песни. Порой помины превращаются в обыкновенную вечеринку. Поэтому вместо водки на стол следует подавать кисель или компот.
Если на поминах вам случайно положили лишнюю ложку, то следующие похороны будут у вас.
На поминках можно было отведать мясные блюда. А вот весь алкоголь был под запретом, дабы не осквернить честь умершего. Традиционным напитком в такие дни был кисель.
Приготовление кутьи
- Традиции православных поминок
- Что взять на поминки на кладбище • 9 дней, 40 дн., годовщину
- Поминки: традиции, особенности поминания на 9 и 40 дней, примерное меню поминального обеда
- Как подавали кутью на поминальный стол
- Траурная одежда на похоронах. Поминальная трапеза и стол. Водка на поминках - принято ли?
- История происхождения блюда
Почему на поминках едят кутью, символизм каши?
Кутья на похоронах также символизирует взаимность и помощь между живыми и умершими душами. это к новому покойнику. вон Маринка постирала свой платок, а у нее брат умер. Учитывая, что кутья – основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки. Круглый рис — 0.5 стак., вода — 1 стак., изюм — 60 гр, сливочное масло — 25 гр, сахар — 1 стол. л., соль — по вкусу. Шаг 1: Как варить поминальную кутью? Подготовьте продукты.
Кутья: история и рецепты главного поминального блюда
Оттого, когда случается катастрофа — разделение души с телом, то есть смерть физическая, близкие, прежде всего, не верят случившемуся. И это — не шок, а знание, которое человек имел еще в Раю, несет с собой сейчас, пребывая среди поврежденного грехом мира, где есть смерть — но только телесная. Понимая это, почти все народы были убеждены: умерший на самом деле просто переходит к другому образу бытия; он сохраняет возможность духовного общения с близкими, оставшимися на земле, а они — могут такое общение поддержать. Другое дело, что народы языческие, не знающие Истинного Бога, лишь отчасти любили своих ушедших близких, скорбели по ним, более же — побаивались, думая, что покойник может причинить вред, «утянуть за собой». Отсюда — множество традиций поминальных трапез как «кормления покойников», их «задабривания», возлияние на могилы спиртного здешний спирт, как считалось — в ином мире вода, которой надо «напоить» покойного. Видимо, ввиду широчайшей распространенности подобного рода обычаев, единственный народ, поклонявшийся Истинному Богу, иудейский, традиции поминок не имел: после похорон следовал лишь траур, но не поминальная трапеза, которая уподобила бы иудея несмысленному язычнику. А вот христианство языческую поминальную трапезу переосмыслило, зная, что, по слову Апостола, «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон» Рим. Для христианина эта трапеза — милостыня о душе почившего близкого. Творимая как бы от имени покойного, она доставляет душе утешение, привлекает к ней Божию милость, ибо Господь видит любовь к усопшему его близких, их молитву о нем.
При этом необходимо помнить, что поминальная трапеза, сделанная формально, без молитвы, без любви к почившему, пользы ему не принесет. А если она сопровождается еще следованием каким-либо суевериям — причинит скорбь душе, отшедшей от мира, к тому же для близких людей, подменяющих молитву о усопшем набором суеверий, тоже не полезна. Поминальная трапеза В какие дни поминают усопших У православных принято делать это в дни, когда душа, недавно оставившая тело, переживает особенно важные моменты ее новой жизни. О них известно, например, из особого откровения, которое получил чрез Ангела св. Макарий Александрийский.
Рубрика вопрос-ответ Нужно ли освящать кутью в церкви перед подачей? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Освящение поминального блюда не является обязательным в православии, но рекомендуется. Учитывая, что его возникновение связано с ритуалом погребения умершего, значит, есть сакральный смысл в употреблении такой еды.
Освящение усиливает его. Можно ли отдать остатки кутьи домашним животным или скоту? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Выбрасывать пищу, которая считается главным блюдом при выполнении церковного обряда, не рекомендуется. Но ее можно отдать другим живым существам. Не у всех сегодня есть скот, поэтому чаще такой продукт отдают птицам. Есть ли кутью, если у меня аллергия на некоторые ингредиенты? Мнение эксперта Отец Павел Священнослужитель Аллергикам не рекомендуется употреблять продукты, которые содержат запрещенные компоненты. Поминальное блюдо — не исключение.
Даже если его освятить, продукты сохранят свойства, это может означать, что опасность развития аллергии все равно присутствует. Обязательна ли кутья на поминках? Мнение эксперта Читайте также: На каком языке была написана Библия. Почему ведутся споры? Священнослужитель Жестких правил нет, но сегодня все стараются поминать умершего кутьей, особенно если знают, зачем это нужно. Согласно церковным канонам, это блюдо обязательно должно присутствовать среди прочих на столе. Более того, будет достаточно одного колива, если нет возможности собрать полноценное меню. История происхождения блюда История происхождения этого специфического ритуального блюда идет еще с дохристианских времен.
Греческое слово, к которому восходит привычное название «кутья» кутия означает вареные зерна пшеницы. Во времена древних греков своеобразная каша из таких зерен тоже не была обыденной ежедневной пищей. Уже тогда это блюдо было особенным для языческих культов, практиковавшихся в то время. Сакральный смысл его расшифровывался так. Главным в этом блюде было зерно. Сухие зерна пшеницы лишь выглядят «мертвыми», но стоит их посадить в землю, и дремлющая в них жизнь «воскреснет», проснется и даст росток. При этом сама оболочка зерна распадается в прах, как и тело умершего человека.
Зубов считает, что такой поминальный обычай идет едва ли не со времен палеолита.
Если рассматривать более близкие к нам времена, то можно увидеть, что застолье у могил практикуют очень многие народы. У славян они назывались тризнами. Как именно проходила славянская тризна, сегодня сказать сложно, поскольку не сохранилось ни одного достоверного описания, однако с полной уверенностью можно говорить, что важнейшей частью тризны было угощение. Когда совершались похороны какого-либо знатного человека, на кургане, насыпанном над его могилой, приносили жертву и устраивали ритуальные игры такой вывод ученые А. Цейтлин, Ф. Фортунатов, О. Трубачев и др. После этого происходило пиршество.
Перед иконами должна быть зажжена свеча. Перед едой присутствующие осеняют себя крестным знамением. Один стул за поминальным столом остается свободным.
Для покойного в дань уважения и памяти ставится прибор. Отдельно на стол или специальную полку ставится фотография умершего с траурной лентой. Участники поминального обеда вспоминают жизненный путь усопшего, говорят о нем добрые слова.
В речах звучит прошение Господа принять душу новопреставленного, простить его земные грехи, помиловать. За обедом нельзя вспоминать дурные поступки умершего, сквернословить, смеяться, говорить на посторонние темы. Мужчины присутствуют на обеде без головных уборов, женщины покрывают головы платками.
Что готовят на поминки в день похорон Меню поминального обеда после похорон не имеет строгих ограничений. Обязательные блюда в день похорон — кутья и блины. Остальные кушанья выбираются по желанию родственников.
Главное правило — еда должна быть простой и сытной, без изысканных деликатесов. Меню поминального обеда в день похорон дома зависит также от сезона и церковного календаря. В постные дни на столе не должно быть мяса и рыбы.
Исключаются яйца в том числе в блинном тесте. Летом и осенью на поминальном столе могут быть салаты из свежих овощей помидоров, огурцов.
Кутья на похороны
Как правильно организовать поминки по усопшему? | Также дата похорон может быть перенесена на более поздний срок, если смерть человека произошла от насильственных причин. |
Главное поминальное блюдо: кутья. История и рецепты | полезные статьи | Кутья из риса с изюмом и медом поминальная. |
Траурная одежда на похоронах. Поминальная трапеза и стол. Водка на поминках - принято ли? | Кашу с фруктами на похоронах подносили еще в Древней Греции, но историки считают, что обряд позаимствован у более ранних цивилизаций. |
Что символизирует кутья
- Кутья на поминки из риса с изюмом: поминальный рецепт, как сварить
- Российский мэр похвалил рекламу против COVID-19 о похоронах и поминках: Общество: Россия:
- Что готовят на поминки в день похорон
- Веселые поминки или Как мы вредим душам умерших
Во «Вкусно — и точка» рассказали о случае с отказом отпустить пермячку на похороны
По церковному уставу мы поминаем усопших на 3, 9 и 40 дни. Когда мы ходим на могилу, то необходимо молиться, служить панихиду. Зачем покойнику еда? Еда нужна Нужно ли на следующий день после. Что символизирует кутья? Зёрна кутьи являются символом воскрешения, так как, попадая в землю, они со временем превращаются в растения — так же и покойный, будучи похороненным в соответствии с церковными обычаями, воскресает к вечной жизни. Мэр Благовещенска Олег Имамеев похвалил рекламу с кутьей и могильными плитами о мерах против COVID-19. Кутья: Кутья, коливо, канун, сочиво — это разные названия одного поминального блюда, которое подается первым на поминках по усопшему в день его похорон. Чаще всего кутья — это рассыпчатая пшеничная, перловая или рисовая каша, подслащенная медом, фруктами, сухофруктами. это к новому покойнику. вон Маринка постирала свой платок, а у нее брат умер.
Как вести себя на похоронах и что делать после: обычаи, приметы, традиции
Кутья является главным блюдом на поминальном столе и должна быть освящена в церкви после похорон или заупокойной службы. первой из пищи едят кутью – по три ложки должен съесть каждый из присутствующих. Кутью пришлось варить заново, а тетя умерла через сорок дней после похорон, день в день!». На поминках использовались архаические виды пищи – кутья, каша, блины, которые отличались древним происхождением и простотой приготовления. Кутья всегда была символом, который говорит об обновлении и перехода от одного этапа к другому.
Поминки: традиционный поминальный стол на 9 и 40 день
Считалось, что она символизирует рост, развитие — зарождение новой жизни. Зерно по этой причине легло в основу блюда. Необходимо было готовить его для покойного, поэтому выбор пал на такой продукт. Кроме того, в состав входит еще и сладкая добавка, чаще всего используют мед, символизирующий блаженство вечной жизни. Такие значения продукты приобрели во времена христианства, т. Читайте также: Деионизированная вода: что это такое, получение, применение, отличие от дистиллированной воды Главные блюда поминального обеда Учитывая, что кутья — основная пища после похорон на поминках, она ставится по центру стола во время трапезы. Одновременно готовят еще несколько блюд, которые стали традиционными: блины; пирожки; котлеты. Пища может быть скоромной мясной, жирной или постной. Выбор блюд зависит от того, приходится ли поминальный обед на период поста.
Чаще готовят порционную пищу, что делает ее удобной для употребления не только за столом, но и на ходу например, если устраивается не традиционный обед, а планируется меню по принципу шведского стола. Блины, пирожки и котлеты соответствуют данному критерию. Но в основе любого рецепта — зерна. Пшеница символизирует рост, развитие, поэтому лучше использовать именно ее. Традиционный рецепт требует подготовки компонентов: пшеница без плевел, очищенная — 1 стакан; вода — 2-3 стакана; соль по вкусу; добавки — любые, выбираются по желанию: изюм, грецкие орехи, мак. Чтобы приготовить кутью, сначала нужно замочить пшеницу. Это делается вечером, чтобы к утру зерно размякло. Рецепт: Пшеницу заливают водой.
Когда она станет мягкой, зерна отваривают.
Кутья на поминки из риса с изюмом Блюдо чем-то напоминает обыкновенный плов, однако схема приготовления несколько другая. В кутью желательно не добавлять сахар, а лучше использовать натуральный мёд. Время приготовления — 1 час 20 минут.
Но не только в годовщину смерти следует поминать усопших, но и в дни их земного рождения, в дни их именин день памяти святого, имя которого они носили. Трапеза в эти дни устраивается для самых родных и близких усопшего, кто хорошо знал и любил его. Оставшиеся блюда поминальной трапезы принято раздавать соседям и знакомым, которые не были на поминках.
Благочестивым обычаем является пожертвование продуктов на панихидный стол в храме. В этом случае к приношению следует прикрепить записку с именем усопшего и надписью «о упокоении». Сервировка поминального стола Место, где соберутся близкие покойного, значения не имеет. Это может быть трапезная храма, кафе, дом покойного. Если для поминальной трапезы выбран дом покойного, а саму трапезу будут готовить члены семьи и близкие усопшего, то все приготовления необходимо закончить до отпевания, чтобы все могли помолиться на службе и принять участие в погребении. В сервировке поминального стола должна соблюдаться сдержанность. Поминки — это скорбное и траурное событие, поэтому скатерть должна быть однотонной, неяркой, без орнаментов и цветных акцентов.
Ничто не должно отвлекать от молитвы и воспоминаний об усопшем. Посуда и столовые приборы используются те же, что и в повседневной трапезе. Никаких праздничных приборов на стол не ставят. Простой и строгий стол требует простых и питательных блюд, которые помогут подкрепить силы скорбящих. Традиционные поминальные блюда Продукты для поминального стола тщательно отбираются. Они должны быть свежими и качественными. В этом выражается любовь близких к покойному, так как все поминальные блюда — это милостыня, подаваемая о упокоении его души.
Приготовление блюд должно быть необременительным, особенно при самостоятельном приготовлении трапезы. Поэтому выбирайте простые привычные рецепты. В меню поминального обеда, организованного в соответствии с канонами православной веры, должны быть обязательно включены несколько блюд. Каждое из них несет определенную смысловую нагрузку, символически связано с перемещением души покойного в новое состояние. Кутья Кутья — это блюдо, сваренное из цельных зёрен пшеницы или риса, приправленное сахаром либо мёдом, иногда смешанное с изюмом, черносливом или яблоками. Зёрна служат символом воскресения, а мёд или изюм — сладости, каковою наслаждаются праведники в Царствии Небесном. Кутья освящается в храме во время панихиды и только после этого ставится на поминальный стол.
Блины Блины — традиционное русское поминальное блюдо. Их могут подавать просто со сливочным маслом или закусками — например, с мёдом, со сметаной, икрой или семгой, в зависимости от достатка и вкусов семьи. При этом, поминки — скромная трапеза, блины готовятся из расчета: 1-2 блина на каждого пришедшего. Кисель Кисель завершает поминальную трапезу. Он бывает двух видов — кислый зерновой и сладкий фруктово-ягодный. Кислый зерновой кисель является традиционным поминальным блюдом. Овсяный, ржаной или пшеничный кисель с молоком делают густым.
О таких говорят: «домой собирается», «край подходит». Нередко больного соборовали. На тех, кто после этого выздоравливал, народная традиция накладывает ряд запретов и предписаний: «... Чувствуя приближение смерти, станичники старались испросить друг у друга прощение. Умирающий давал последние распоряжения и наставления.
Нередко они касались распределения имущества и совершения обряда. Последнее стало особенно актуально после революции, когда началось активное разрушение традиционных норм и обычаев. Готовь обед скромный, шоб мяса не було вообще». Смерть понимается как разделение души и тела. Для того, чтобы облегчить человеку последние минуты, близкие зажигали свечу.
Иногда отмечают, что лучше, чтобы это была «четверговая» свеча свеча, с которой присутствовали в церкви на службе при чтении двенадцати Евангелий в страстной четверг перед Пасхой. Бывало, умирающий просил, чтобы его положили на землю. Считалось, что на земле умирать легче. День смерти После того, как человек скончался, телу его давали полежать около двух часов. В это время посылали кого-нибудь в церковь сообщить о смерти, и по колокольному звону в станице узнавали о новопреставленном.
Одежду, в которой умер человек, снимали с него, разрывая, после сжигали или закапывали. Постель белье , на которой умер человек, или сжигали, либо, если смерть была легкой, без болезни, стирали и после использовали или отдавали кому-либо. Предметы мебели - кровать, лаву, в последнее время диван - могли вынести на время из дома. Обмывают покойного, как правило, посторонние, но могли и родственники. Собеседники отмечают, что прежде мужчины обмывали мужчину, а женщины - женщину, но в последнее время женщины обмывают и мужчин.
Воду после обмывания выливали где-нибудь в таком месте, «где не ходят»: под веткой «неродючева» дерева или в «глухом» углу. Мыло и тряпочки, которыми пользовались при обмывании, старались либо закопать там же, либо сжечь. Усопшего одевали в то, что было приготовлено, или «лишь бы чистое». На казака одевали бешмет и черкеску. Встречаются упоминания о том, что одежду на покойном не застегивали, платок женщине не завязывали.
Если усопший мужчина, то тот, кто одевает, и побреет его. Обрезанные ногти и волосы клали в гроб или сжигали. Однако фиксируется и запрет на подстригание волос и ногтей умершему. Волосы женщине укладывали под платок, но прическу не делали. В том случае, когда на умершую одевали сохранившуюся венчальную одежду, то «цветы» - венок не одевали, а клали их рядом в гроб, сбоку, там же и венчальная свеча.
Тем, кто обмывал и одевал, давали полотенца или платки. В настоящее время в кубанских станицах сохраняется обычай хоронить девушек в свадебном наряде. В одной из станиц было выявлено описание, относящееся к 90-м годам XX в. Воронежской подругам умершей просватанной девушки тоже цепляли цветы, но не красные, как на свадьбе, а белые восковые. Гроб украшали цветами.
Часть расходов на похороны брала на себя семья жениха. Упоминания о том, что умершего парня хоронили как жениха, прикалывая к его одежде цветы, встречаются реже. Иногда необходимым элементом одежды воспринимается пояс. В настоящее время под «поясом» может пониматься и пояс на брюках, и резинка, верёвочка в юбке и лента с написанными на ней псалмом 90 и молитвой «Да воскреснет Бог». Обязателен пояс и для умерших маленьких деток, потому что «Маленьким дава «Там» яблочко, оно у пазух кладе.
А як не пидвязано, оно пада по долу». Когда тело обмыто и одето, покойнику связывали ноги, руки и подвязывали челюсть, что бы они не расходились. Перед тем как закрыть гроб навсегда, внимательно следят, чтобы все это было развязано, иначе «на там свете будет связанный. Правую руку покойного клали сверху - «чтобы мог крестится. Незакрытые глаза умершего воспринимались признаком скорой смерти кого-то из родственников.
Повсеместно на Кубани с покойным кладут деньги: «на дорожку», «грехи выкупать», «место выкупать». Мелкие монетки завязывают в платочек и кладут мужчинам в карман, а женщинам подмышку или цепляют к поясу. В комнате располагали усопшего на лаве головою к иконам, ногами к дверям, вдоль стены. В некоторых станицах покойного могли положить в центре комнаты, но так же головой к иконам. У икон зажигали лампаду.
Она горела до сорока дней. В ряде станиц около покойного вешали рушник. Сразу после того, как человек умер, приглашали читать Псалтырь. Рядом с тем местом, где лежал покойный, устанавливали стол для того, кто будет читать. Чаще это была женщина, но есть упоминания о том, что Псалтырь читали мужчины.
На стол ставили икону, клали хлеб, кутью, стаканчик с пшеницей, в котором стоит свеча, воду, мед, иногда здесь же могли оказаться лук и яйца. Для того, чтобы читалке было удобно читать, Псалтырь клали на сито, обернутое полотенцем, если умер мужчина, или платком, если умерла женщина. После чтения читалка забирала хлеб и платок или полотенце себе. Воду после похорон переставляли на окно. Мед использовался для приготовления кутьи, а все остальное раздавалось как помин.
В некоторых станицах на этот стол ставят тарелочку, на которую приходящие кладут деньги - кто сколько может. После эти деньги используются для заказывания поминальных служб в церкви, либо их отдаются читалке. Информаторы отмечают, что Псалтырь не читают над детьми, умершими до семилетнего возраста, так как «они безгрешные», а также в период от страстной пятницы до «родительского дня». Для того чтобы дать читалке отдохнуть и не разговаривать на посторонние темы, поют духовные стихи - «псалмы». Исполнять могли любую псальму из имеющихся в местном репертуаре по желанию присутствующих.
В наших полевых материалах отмечается необходимость чтения Псалтыри для души умершего, тогда как пение псальмов происходило только «для настроения». Поэтому в некоторых станицах псальмы не поются над телом усопшего. Их исполняют только на поминках за столом в поминальные дни. Здесь же отметим, что на Кубани было принято причитывать за покойным. Тексты причитаний - импровизация.
В них вспоминался ушедший, описывалось горе родных, присутствовали мотивы дороги, нового жилища. Да что ж тебе заставило туды ложится. Да везу ш я тебя куда, да в дальнюю далинушку, да в глубокую сырую могилушку». Как правило, читалка читала до 11-ти, 12-ти часов ночи. Её и всех, кто присутствовал при чтении, обязательно кормили ужином.
После рядом с покойным оставался кто-то из родственников и соседей. Лицо умершего на ночь закрывали покрывалом. Утром открывали и «умывали» - протирали платочком, тряпочкой. Все время, пока покойный в доме, калитку оставляли открытой. В некоторых станицах на калитку вешают полотенце, которое снимают при выносе тела на кладбище.
В том случае, если умерший самоубийца, калитку открытой не держат. Зеркала в доме занавешивали, иногда уточняют, что обязательно белым, например, простынею, или чем-нибудь другим. В настоящее время в станицах завязывают зеркала заднего вида на машине, на которой везут гроб с телом. Наиболее часто встречающиеся объяснения этого обычая: «чтобы приходящие во время чтения молитв в зеркало не засматривались или потому что покойник в зеркале показывается». Пока покойный в доме, полы не метут и не моют.
В это же время, особенно во время чтения Псалтыри, запрещают бить и выгонять из хаты летающих насекомых - мух, мотыльков, бабочек и других, объясняя, что это может быть душа покойного. Вода и мед стоят сорок дней, «пока душа в доме» - душа приходит воду пить. После воду выливают, мед добавляют в кутью на сороковой день. В некоторых станицах воду каждое утро выливают в святой угол, ставят новую. Мед ставится — «показуе радость Рая», в других станицах до сорока дней стоит и пшеница.
Она иной раз дак выростает, а то больше птицы склюют ».
Что символизирует?
Обязательно ставят кутью и то, кушанье, что при жизни предпочитал покойный. Кашу с фруктами на похоронах подносили еще в Древней Греции, но историки считают, что обряд позаимствован у более ранних цивилизаций. Кутья на похоронах также символизирует взаимность и помощь между живыми и умершими душами. Кутья на поминки используется в похоронной церемонии еще с древних языческих времен.
Что принято раздавать на поминках в день похорон, на 9 и 40 дней, полгода и 1 год
В конечном счете, такая социальная реклама достигла цели — вопрос ношения масок вновь попал в повестку дня почти каждого из нас», — отметил Имамеев. Тех, кому не понравилась такая реклама, российский градоначальник призвал не быть ханжами. По его мнению, «моральная грань пересечена не была», а, кроме того, в жизни, по его словам, есть вещи и «куда жестче по содержанию». Ранее на улицах Благовещенска появились плакаты с поминальной кутьей и могильными плитами для того, чтобы напомнить горожанам о необходимости носить защитные маски и соблюдать социальную дистанцию.
По традиции по окончании поминальной трапезы пришедшие помянуть покойного просто забирают с собой те ложки, которыми ели. Если поминки организованы в кафе или ресторане, обычно предупреждают, чтобы никто не забирал с собой инвентарь заведения. Для раздачи такого помина специально подготавливают приборы, которые можно отдать перед уходом гостей.
При этом чрезвычайно важны добрые пожелания. Отданные с дурными мыслями вещи и угощения не принесут пользы духу почившего. Существует мнение, что округлая форма ложек и чашек особенно хорошо сохраняет добрую энергетику, теплоту слов, сказанных за столом. Как и любую другую посуду, полученные в память об умершем ложки или чашки стоит вымыть. Проводить какие-либо специфические ритуалы, присущие языческим верованиям с солью, огнем и др. В православии суеверие и связанные с ним обряды считаются грехом.
История возникновения ритуального блюда Происхождение слова «кутья» уходит корнями в древние времена. Считается, что оно появилось от греческого «бобы», что, в свою очередь, является производным от «зерно». Блюдо стали готовить еще в древности — во времена язычества. Оно было частью обычаев, связанных с жертвоприношениями, похоронами. Древние славяне готовили кутью, чтобы оставить ее у могилы покойника. Это символизировало полноценную трапезу для него, т.
Приготовление кутьи стало христианской традицией не просто так. Это позволило укрепить православную веру, т. Так постепенно некоторые из них стали использоваться и в христианстве, но приобрели иной смысл. Когда раздают вещи умершего человека Вокруг вещей умершего человека скопилось множество суеверий. Например, считается, что вещи нельзя трогать и раздавать до наступления 40-го дня с момента его смерти. Что нельзя оставлять в своем доме вещи покойника, пользоваться ими или носить их.
Нельзя входить в его комнату и делать там уборку. На самом деле богословы не настаивают на том, чтобы все вещи непременно были отданы. Не указывают они и точного времени, когда это должно быть сделано. Некоторые священники говорят о том, что те предметы, которым предназначено стать милостыней, можно и нужно отдавать ранее наступления 40-го дня. Ведь в это время душе усопшего требуется особенное молитвенное поминовение.
Это специально установленный Церковью день поминовения усопших, чтобы верующие могли разделить радость Пасхи с душами родных и близких, умерших в надежде на Воскресение и Вечную жизнь. На Радоницу, в отличие от дней Светлой Седмицы, принято посещать кладбища, убираться на могилах но не устраивать на кладбище трапезу и молиться. Никаких иных ограничений в организации поминок в определенные дни нет! Разного рода представления о том, что, к примеру, в понедельник поминают только самоубийц и так далее, не имеют с церковной традицией ничего общего и ровным счетом ничего не значат. Поминальный стол Для поминального стола традиционными блюдами являются кутья и поминальные блины. Ими принято начинать трапезу. Однако это просто обычай. Если нет возможности приготовить их, переживать не стоит. Традиционную кутью готовят из зерен пшеницы, которые моют и замачивают на несколько часов или на ночь , затем варят до готовности. Отваренные зерна смешивают с медом, изюмом, маком по вкусу. Кутью из риса готовят так же. Варят рассыпчатый рис, затем добавляют в него разведенный мед либо сахар и изюм промытый, ошпаренный и просушенный. На поминальном столе разрешен алкоголь; кто-то из родственников может позаботиться о том, чтобы его количество соответствовало духу поминальной трапезы, а не шумному застолью. Для верующих, если поминки совершаются в постные дни когда не принято есть пищу животного происхождения , то и приготовленные для поминальной трапезы блюда должны быть постными. Остальные блюда готовятся по усмотрению тех, кто устраивает трапезу. Христианская поминальная трапеза начинается и заканчивается всеобщей молитвой за покойного. Ставить ли усопшему рюмку водки с хлебом? С поминальным столом связано множество обычаев, не имеющих ровно никакого отношения к церковному пониманию загробной жизни. Например, существует обычай на поминках ставить рюмку водки и кусок хлеба, которые как бы предназначены поминаемому человеку или выпивать за помин души усопшего на кладбище сразу после похорон. Нередко рюмка с хлебом ставятся перед фотографией усопшего. Если родственникам так легче, — никто не запретит им это делать. Однако никаких христианских смыслов этот обычай не отражает. Будет ли поставлена рюмка водки с хлебом или нет — это никак не повлияет на посмертную судьбу покойного. Один из самых распространенных обычаев — не чокаться, поминая усопших, также только «народный», никаких христианских смыслов он не несет. Когда тело человека предано земле, Церковь предлагает близким и родственникам выразить свою любовь и добрую память об усопшем молитвой о его душе. Церковное поминовение Согласно вере Церкви, душа, отделившись от тела, в течение 40 дней проходит мытарства — особые испытания, проверку своей земной жизни. От того, как душа сдаст свой посмертный «экзамен», зависит ее участь и местопребывание до Второго пришествия Христова и Страшного суда. Душа усопшего человека, при разделении со своим телом при смерти, сохраняет разум и волю, может о чем-то сожалеть, раскаяться, но уже не может ничего изменить в своей загробной участи, не может действовать, потому что разлучена с телом. Каким человек умирает, таким и предстает перед Богом. Но близкие способны своими молитвами, соединенными с молитвами всей Церкви, помочь своему усопшему. И в первую очередь — пройти испытания в эти первые 40 дней. Об умершем человеке в первый же день читают «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице Матери Господни при разлучении души от тела всякаго правовернаго». Он есть в молитвослове, можно найти текст в интернете. Раньше, когда не было принято забирать тело умершего в морг, оно находилось дома, над ним читали Псалтирь, а приглашенный священник совершал литию. Смысл этого поминовения был в том, что об умершем шла постоянная молитва. Сегодня, когда до похорон тело усопшего, как правило, находится в морге, можно читать о нем Псалтирь дома, а также заказать чтение Псалтыря в монастыре. Важно сразу после смерти человека, до отпевания и погребения, заказать в храме или монастыре Сорокоуст — в этом случае покойного будут поминать за Божественной литургией в течение 40 дней когда душа будет проходить мытарства. Надо только уточнить, каждый ли день в храме служится литургия, и если не каждый, найти такой, где Литургия совершается ежедневно — как правило, это крупные городские приходы или же любые монастыри. Третий, девятый, сороковой день Дни особого поминовения усопшего — третий, девятый и сороковой после смерти.
В этот день принято раздавать угощение, чтобы как можно больше людей вспомнили добрым словом и помянули умершего. Когда можно убраться в доме, где жил покойный? Уборку в доме по традиции проводят только тогда, когда Душа покидает земные пределы и возносится к Богу. Таким образом, начинать разбирать вещи покойного и наводить порядок в доме, где он жил, можно после сорокового дня. Тщательно разобрав вещи, часть их можно утилизировать, а часть раздать нуждающимся. Необязательно избавляться от всех вещей, особо дорогие вещи можно оставить на память или продолжать ими пользоваться. Почему принято закрывать зеркала в доме покойного? Зеркальное отражение воспринимается как портал, через который сущности из загробного мира могут проникать в мир живых. Также считается, что Душа покойного может попасть в зазеркалье и скитаться там в вечных мучениях, так и не найдя выхода. Когда становится известно о смерти человека, то первым делом занавешивают все отражающие поверхности в доме, где он жил, плотной тканью. Помимо того, что Душа может попасть в лабиринт Зазеркалья, Душа может испугаться своего отражения. Ведь умерший человек не способен сразу воспринять тот факт, что он умер. Считается, что зеркала должны быть закрыты в доме все сорок дней, пока покойный не покинет наш мир. Сколько дней нужно зажигать свечи после похорон? Свечу принято зажигать трижды: в день похорон, на девятый день, и на сороковой. Свеча символизирует скорбь живых по умершему и служит ориентиром для Души. Душа видит зажженную свечу и понимает, что ее любят и помнят. В православии считается, что умирает только тело, а Душа остается бессмертной. Все ритуалы, которые проводятся после смерти человека, связаны с бессмертием Души и желанием родных умершего человека помочь Душе оказаться в раю. Чего нельзя делать после смерти близкого? Нельзя снимать покрывала с зеркал, пока покойный находится в доме. А лучше не снимать их до сорокового дня. Нельзя раздавать вещи покойного до сорокового дня. Нельзя забирать цветы с кладбища. Нельзя убираться в доме, пока в нем находится тело. Обычно, когда похоронный кортеж убывает на кладбище, отдельно нанятый человек ни в коем случае не кровный родственник моет пол в квартире. Нельзя обгонять катафалк с покойником по пути на кладбище. Нельзя пить алкоголь на кладбище. Нельзя фотографироваться на похоронах. Нельзя приходить на похороны в шортах, мини юбках и вульгарных нарядах. Не принято приходить на поминки без приглашения. Нельзя говорить о покойном нелицеприятные вещи. В православии считается, что Души умерших людей остаются на Земле еще сорок дней.
Веселые поминки или Как мы вредим душам умерших
После воду выливают, мед добавляют в кутью на сороковой день. Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена Организация поминок Рецепты кутьи для поминок Наиболее распространёна сейчас традиционная кутья из риса. Обязательно ставят кутью и то, кушанье, что при жизни предпочитал покойный. Если осталась кутья, ею следует помянуть умершего или скормить животным. Кутья на поминки: историческое значение ритуального блюда, кутья и коливо, традиционный и современный подход к толкованию, почему и для чего готовят кутью на похороны и поминки.
ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ НЕПРАВИЛЬНО ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН...
- Как поминать умерших - Православный журнал «Фома»
- Когда заказывать похороны
- Дебетовые карты
- Похоронные обряды и поминки у народа мари
- Традиция поминального завтрака и ее значение
Кутья из риса с изюмом "Поминальная"
Он придает силы, увеличивает работоспособность и повышает жизненный тонус. Грецкий орех содержит йод и помогает бороться с заболеваниями щитовидной железы. Изюм важен наличием калия, благоприятно сказывающимся на работе сердца и почек, укрепляющим нервную систему и действующим как хорошее успокоительное средство. Мак улучшает пищеварение и является источником углеводов и полезных ненасыщенных жирных кислот. Ингредиенты кутьи, особенно ее заправки вкусны, полезны и питательны Рецепт кутьи Готовить поминальную кутью необязательно — можно сделать соответствующий заказ в столовой или кафе для поминок и самостоятельно окропить ее освященной в церкви водой. Если же вы хотите сделать все сами, рецепт приготовления кутьи несложен. Прежде всего, необходимо подготовить основу: Крупу с небольшим количеством воды необходимо истолочь в ступке, чтобы отделить питательную часть от семенной и плодовой оболочки. Полученную кашицу замочить в воде на несколько часов лучше на ночь Отварить зерна до мягкого состояния — в воде постная кутья или молоке. Для приготовления желательно использовать кастрюлю с толстым дном. Затем переходим к заправке. Она готовится из перетертого мака или орехов.
Вам снова понадобится ступка. Перетирайте в ней мак или орехи до появления белой жидкости. Дополните заправку предварительно замоченным изюмом или сухофруктами, цукатами или мармеладом. Смешивать оба ингредиента рекомендуется непосредственно перед подачей на стол — чтобы ничего случайно не подбродило и не потеряло вкус, особенно если блюдо готовится заранее. Перед смешиванием кашу рекомендуется немного подогреть.
Если вы провожаете покойного в последний путь и приехали на кладбище, то следует придерживаться традиционной церемонии прощания. Для начала следует уделить внимание цветовой палитре на одежде. Стоит придерживаться темной цветовой гаммы. Голова женщин должна быть обязательно покрыта. На кладбище во время прощания с левой стороны от гроба стоят родственники умершего, а справой - друзья и знакомые. Преподносить венки и цветы сначала должны близкие родственники, а затем друзья и коллеги. Нельзя на похоронах громко разговаривать, смеяться, сплетничать и обсуждать присутствующих. После того, как гроб опустят в землю, все присутствующие кидают по горсти земли. Затем гроб закапывают. Покойного провожают молчанием. Затем на свежий холмик ставят свечи и кладут цветы. В день похорон нельзя посещать могилы других умерших. Считается, что все души приходят встречать новопреставленного к его могиле, поэтому, если вы захотите совместить похороны и посещение могилы другого родственника, то вас там ждать никто не будет. Что делать на следующий день после похорон? На следующий день после похорон родственники должны вновь посетить кладбище. Принято приезжать на кладбище утром, до обеда, чтобы пробудить Душу. С собой принято приносить легкий завтрак: конфеты, печенье, бутерброды, чай. Часть еды оставляют на могилке усопшего, а часть оставляют на бесхозных могилках. С кладбища ничего нельзя забирать домой, поэтому всё, что вы приготовили, нужно оставить на кладбище. Чай или воду также наливают и оставляют рядом с поминальным завтраком. Выйти с кладбища нужно не позднее 12 часов дня. Если обстоятельства складываются так, что родственники не в состоянии приехать на кладбище на следующий день или не успевают добраться до него до обеда, то помянуть усопшего можно в его доме. Зачем на второй день ездить на кладбище? Душа покойного еще не адаптировалась к новым условиям своего пребывания. И приезд родственников поможет ей в этом. Близкие люди наводят порядок, поправляют или расставляют венки, цветы, завтракают с покойным и просят у Бога защиты и упокоения для Души раба Божьего. Этот ритуал помогает родственникам сохранить связь с покойным, успокоиться и смириться с невосполнимой утратой. Также во время посещения могилки, только что похороненного человека, можно читать молитвы, зажигать свечи, вспоминать умершего. Когда еще следует посещать кладбище? Посещение кладбища на следующий день после похорон считается обязательным. В другие свои посещения родственники могут приходить без поминального завтрака, но желательно читать молитвы за упокой души. Помолиться за усопшего можно и в церкви. Визит на кладбище совершают на девятый и сороковой день после кончины, поскольку с этими датами в православии связаны важные этапы перехода Души в загробный мир.
Сам Сергей сообщил Ural Mash, что был готов дать Алене выходной, если она покажет свидетельство о смерти. Но девушка рассказала, что услышала от мужчины только категорический отказ. Узнать подробнее Читайте также:.
Чтобы приготовить кутью, сначала нужно замочить пшеницу. Это делается вечером, чтобы к утру зерно размякло. Рецепт: Пшеницу заливают водой. Когда она станет мягкой, зерна отваривают. Добавляют компоненты, сухофрукты предварительно замачивают в горячей воде. Ингредиенты смешивают, добавляют мед. Современный, модернизированный рецепт поминальной кутьи Поминальная кутья на основе риса Очередной поворот истории мира способствовал появлению другого варианта кутьи — на основе риса. В советские времена пшеница не всегда была доступна. Люди нашли выход — стали применять рис. Теперь, чтобы готовить поминальное блюдо, не нужно заранее замачивать зерно. Весь процесс занимает не более 1 часа. Причем основные этапы традиционного рецепта сохранились: Рис моют. Отваривают до готовности. Одновременно замачивают сухофрукты, чистят орехи, запаривают мак. Вареный рис и остальные ингредиенты смешивают, добавляют сладкий компонент. Это может быть мед или альтернативный вариант — сахарный сироп. Приготовление кутьи Для приготовления угощения используется посуда с толстым дном, чтобы крупа не пригорела и не испортила вкус блюда. Идеальный способ создания колива — в духовке в глиняном горшочке, но допускается варить его в мультиварке или кастрюле на плите.