Колядовать ходят перед Рождеством – вечером с 6 на 7 января. Для проведения обряда необходимо как минимум три человека: звездарь, звонарь, мехоноша.
Как, когда и кому положено ходить колядовать, щедровать и засевать
Просто с приходом христианства, церковь всячески пыталась искоренить старые, языческие верования. Для этого самым удачным оказалось не утверждение новых, совершенно чуждых славянскому народу праздников, а переделка привычных уже языческих ритуалов, под христианские реалии. Таким образом, симбиозные праздники не вызывали в людях отторжения и подсознательно воспринимались очень спокойно. Со временем, если выражаться современным языком славяне «втянулись» и стали забывать о своих прежних верованиях и традициях. Вот так Коляда и колядование вдруг стало Рождеством и христианским песнопением. Все упростилось ещё и тем, что празднование Коляды у древних славян совпадало с рождением Иисуса Христа. Именно поэтому если сегодня у кого-нибудь спросить, что такое колядки, то вам непременно ответят, что это рождественский ритуал. Память с поколениями угасала, вот и результат.
Насколько это плохо, или хорошо решать конечно нужно каждому для себя самому, автор в этом видит просто закономерность — старое всегда сменяется новым. Наши предки представляли Коляду ребёнком. Пол особенно не выделяли, так, как в целом для новорожденного ребёнка половая принадлежность особо не играет никакой роли. Это просто первозданная стихия жизни. Уже после, набирая силы и взрослея, определяется направление внутренней энергии. У древних славян солнечная энергия всё же трактовалась, как мужская энергия. Кстати, есть один очень немаловажный и интересный факт: на старых новогодних открытках, очень часто художники изображали маленького мальчика, который летел куда-то ввысь.
Вот здесь можно проследить дожившее до нас представление о рождении солнца мальчика, который поднимается в небо. Это символ нового года. На самом деле, таких подсказок очень много, просто нужно уметь их видеть и читать. В старину бытовало верование, двадцать пятого декабря в старину этот месяц называли Студень , рождался Коляда, красивый, солнечный мальчик, которого захватывала ведунья зима, и обращала его в волка. Отсюда следует и название холоднейшего из зимних месяцев, февраля — Лютый. Наши предки верили, что лишь после того, как Коляде удастся снять с себя волчью шкуру, и после того как она сгорит в огне, явится Колядушка людям в полном блеске своём и силе. Так же верили, что во время Святок, солнце, одетое в пёстрый сарафан, да с кокошником на голове, в разрисованной вознице с вороным скакуном, уезжало навстречу весне и лету.
Конечно, это немного странно, если учесть, что солнце представляли в виде мальчика, а тут вам и кокошник, и сарафан. Возможно допускалась двойственная природа солнечной энергии: женская и мужская. Такое убеждение выглядит весьма правдоподобным, хотя автор не может и это утверждать, так, как опять отсутствуют всякого рода исторические аргументы. Во время празднования Коляды, было принято приносить в жертву козу. Вообще с этим животным у древних славян отдельное, особое отношение. Колядующих сопровождала коза, но это было не животное, а его тотемное изображение, в виде переодетого в козью шкуру юноши. Этот юноша должен был быть настоящим заводилой, петь песни, больше всех веселиться и танцевать.
Считалось, что именно присутствие козы на дворе могло отпугнуть злые силы, и души умерших. Согласитесь, весьма странно и необычно, ведь в целом мире именно коза и козёл считались животными самого дьявола. Их приносили в жертву, совершая тёмно магические ритуалы. Изображения этих животных и вовсе нагоняли на всех страх. А у нас козы наоборот, имели самое позитивное значение, и могли принести в дом урожайность и достаток. Сам обряд колядования проходил с большим шумом, все веселились и радовались. Было принято петь, танцевать, одним словом, делать всё, чтобы достойнее отметить столь яркий день.
Дарили подарки, не скупясь и не зажимаясь. Всё самое лучшее было принято отдавать колядникам, а уж они после всё собранное съестное добро отправляли на общий стол. А там уже и водочка шла в обиход, чарки наполнялись до краёв, но это не значило, что празднование перетекало в безумную вакханалию. Нет, пили ровно столько, сколько было нужно чтобы как следует согреться в эту холодную, зимнюю ночь. Затем начинали играть на разных музыкальных инструментах. Любили участники пиршества так же играть в разные игры. Наиболее любимой игрой, которая сумела сохраниться до нашего времени является так называемая «Женитьба Терёшки».
Главным условие этой игры было то, что в неё нужно было играть только ночью. Всё действо происходило в самом большом и самом богато убранном доме. Суть игры заключалась в том, что названые родители несколько дней подряд выбирали жениха и невесту, которых потом и сватали, и женили. Все ритуалы и обряды проводили как настоящие. Все играющие и участники игры должны были уметь хорошо петь и танцевать.
Это могли быть как народные песни, так и церковные — тропарь Рождества, фрагменты из рождественской литургии. Петь христославия могли дети, неженатая и незамужняя молодёжь, иногда служители церкви. А хозяева одаривали звездарей угощениями. Колядование ряженых Ряженые ходили по домам в тёмное время суток — считалось, что восход не должен застать колядовщиков в пути. Рядились, как правило, взрослые, и каждый из них играл свою роль: деда, бабы, цыгана, цыганки, солдата, чёрта, доктора, журавля, волка, тура. Ряженые считались посланцами потустороннего мира, поэтому не пустить их в дом хозяева не могли — считалось, что тогда не будет удачи в новом году. Колядовщики получали от хозяев угощение, которое также могли называть колядой или овсенем, и пели величальные песни, в которых желали хорошего урожая, удачной женитьбы сыновей и выдачи дочерей замуж. А ещё колядная группа могла петь величание каждому члену семьи отдельно. Колядовщики шутливо грозили хозяину дома, что накажут его, если он не угостит: «Выноси колбасу, или хату разнесу, не дашь пирога — мы корову за рога».
Фото: Елена Конева А как отличить колядующих от мошенников? Мой совет такой: если на улице вас повстречала компания колядовщиков — взрослые и дети, одетые в русские одежды, сарафаны, платки, в руках у них звезда, с собой корзинки, они поют песни — не волнуйтесь, одарите конфеткой, монеткой — и добрым словом. Если же ряженые постучали в квартиру — постарайтесь разузнать в этой компании своего знакомого. Обычно колядующие ходят по своим знакомым, просто так ко всем ходить не будут. Сама традиция колядок говорит о том, что ходили поздравлять только к тем, кого уважали. Хозяева могли поставить зажжённую свечку на окно, чтобы ряженые увидели, что их ждут. Сейчас свечку на подоконнике заменяет сотовый телефон. Фото: Елена Конева.
Как правило колядка, это маленький Рождественский рассказ о величайшем событии и прославление главных лиц той ночи, ночи, которая принесла самую радостную, самую главную весть — родился Спаситель мира! Колядовать принято на Рождество. В этом колоритном обряде хитро переплелись традиции язычества и христианства. Если древние славяне славили могущественного бога Коляду в день зимнего солнцестояния — 22 декабря, то христиане, поразмыслив, решили, что отменить этот «пережиток язычества» не удастся, и наделили его особым смыслом — прославлением Рождества Христова. С тех пор колядуют на Рождество 6-7 января по новому стилю , шумной, многочисленной компанией ряженых, с Вифлеемской звездой, вертепом, красочными представлениями, масками, костюмами и, конечно колядками, славящими Рождество Христа и обещающими счастье хозяевам дома. Колядовать ходили целыми ватагами, причем только мальчишки и мужчины а вот щедровать — уже девочки. Они исполняли песни-колядки хозяевам и их детям. Если в семье был ребенок, который долго не разговаривал, ему давали напиться воды из ритуального колокольчика такими украшали шест со звездой или носили в руках — благодаря колокольчикам колядовщиков было слышно издалека. Если в доме была девушка, она угощала каждого колядовщика яблоками и орехами. Во многих областях существует суеверие, что первым вошедшим в дом на Рождество должен быть мужчина. Поэтому 7 числа колядуют парни и мальчики, а 8 к ним присоединяются и девушки. Для того чтобы колядовать по всем правилам нужно приложить немало старания. Выберите «михоношу» — того, кто будет носить мешок для даров.
Святочное колядование
Когда ходят колядовать. Многие называют колядки «магическими формулами». По канонам колядовать начинают не раньше восхода первой звезды — символа рождения Иисуса, то есть колядовать можно идти как только за окном стемнеет. Как и когда колядуют ряженые, какие традиции сохранились до наших дней, характер и символика старинного православного праздника. Колядующие ходят от двора к двору и поют обрядовые песни, в которых прославляют Христа, желают хозяевам счастья, здоровья и богатства. Коляда́ — славянское народное название рождественского сочельника (чаще всего), праздника Рождества Христова, а также Святок от Рождества до Крещения.
Можно ли колядовать в Рождественский сочельник 6 января?
Как правильно колядовать? Вечером шестого января с появлением первой звезды на небе семья садится за праздничный ужин, а после все желающие могут отправляться на колядки. Когда колядуют, щедруют и посевают в 2022 году, и как это нужно делать itemprop. Но перед тем как совершать обряды, следует разобраться, как правильно это делать, когда ходить колядовать, щедровать и посевать. В гуляньях или колядках в ночь перед Рождеством участвуют чаще всего молодые люди, которые надевают нарядные красочные костюмы и ходят по домам. Колядующие поют веселые песни под окнами соседей и просят вкусное угощение или пару монеток.
Колядование
Пирожка-то хочется! Чем отличаются колядки от щедривок Традиционные колядки в России — это ритуал рождественских поздравлений, обычно адресованный мужчинам и юношам. В прошлом их исполняли в основном девушки и дети на Новый год, и эти песни направлены к хозяйкам дома.
Хотя многие горожане ждут Коляду, готовятся. У нас есть знакомая бабушка, ей 84 года. Она до сих пор печет сладкие булочки, чтобы угостить колядующих. Это прекрасная традиция и очень обидно, что из-за своей закрытости мы ее теряем, — отметила Алена Бабкина. Своими руками Все посетители мастер-класса делали обрядовую маску впервые.
В ход шли кусочки кожи, мех горного козла, береста, бумага, изолента, пряжа, фольга, обрезки разнообразных тканей. Оригинальные же маски изготавливались из бересты и кожи, в них делали прорези только для глаз и носа, а рот рисовали. Маски делились на три типа: зверолюди — человек с признаками зверя, только звери, мифические существа с теми и другими признаками. Считалось, что, надевая маску зверя, человек на время принимает его личину, и тем самым защищает себя от опасностей. Обычно гримасы на масках были злые, «улыбалась» только маска-закличка Солнышко — символ Коляды, олицетворявшая доброту. Маски жили год, на Масленицу следующего года их сжигали. Старший научный сотрудник Народного музея Есенина Татьяна Фомичева с супругом Павлом в детстве колядовали, песенкам их научили бабушки-дедушки.
По словам Татьяны, тогда было не принято рядиться, колядовали с открытыми лицами. А Павел вспомнил, что мальчишкой колядовал у бабушки в селе в Липецкой области и самой большой ценностью для детворы считались конфеты, а не деньги. После колядок все хвастались, кто больше шоколадных конфет получил. Сейчас супруги не колядуют, но с большим удовольствием посетили мастер-класс — как творческие люди, любят все делать своими руками. Обрядовая маска стала дополнением к Солнышку и формам для изразцов, которые Фомичевы изготовили на новогодних праздниках в домашней мастерской. Татьяна и Павел Фомичевы У актрисы Надежды Дроздовой к колядкам и обрядовым маскам профессиональный интерес. Недавно женщина создала собственный проект — «Гусли-сказки», где рассказывает сказки Александра Афанасьева под музыкальное сопровождение гуслей.
В планах — сделать аналогичную программу со сказками-колядками. Надежда Дроздова — Пришла сюда узнать про традиции и обряды колядок. Первый раз делаю маску, очень интересно, так погрузилась в процесс, что уходить не хочется. С удовольствием бы пошла в своей маске колядовать, песни попеть, да компании нет. А в одиночку, боюсь, нелепо буду выглядеть, — призналась женщина. Евгения Михайлова с 11-летним сыном Матвеем уже несколько лет увлекаются исторической реконструкцией — стараются не пропускать воссоздание военных сражений, общаются с реконструкторами и посещают тематические мастер-классы. Евгения никогда не колядовала, так как выросла в Туркмении — в мусульманской стране таких обычаев нет.
Но ее привлекла историческая составляющая колядок, да и дома сидеть на длинных новогодних праздниках наскучило. Евгения Михайлова с сыном Пандемия лишила праздника Лучше всех с обрядовыми песнями-колядками знакомы, разумеется, фольклорные коллективы. В прежние годы солисты воронежских ансамблей активно колядовали накануне 7 января. В этом году от традиции отказались. В нашем коллективе сразу два солиста потеряли близких накануне Нового года, им сейчас не до веселья, поверьте. Конечно, обидно, что этот вирус лишил нас праздника, концертов. Одиннадцать лет подряд мы проводили чудесный «Рождественский фольклорный фестиваль», где как раз звучали аутентичные народные песни, колядки, щедровки, офсени в исполнении детских и взрослых коллективов из разных районов Воронежской области и соседних регионов.
В этом году приняли решение провести фестиваль онлайн. Это совсем не наш формат, не привыкли мы по интернету выступления коллег смотреть, но уж лучше так, чем совсем без фестиваля остаться, — рассказала организатор фестиваля, доцент кафедры этномузыкологии Воронежского государственного института искусств ВГИИ , художественный руководитель фольклорного ансамбля «Паветье» Александра Самотягина. Фольклорный ансамбль «Паветье» Артисты ансамбля «Терем» многие годы ходили колядовать в своих этнографических нарядах к родственникам, соседям, знакомым. Никогда не считали, сколько семей обошли за вечер — веселились, пока силы не кончатся. В этом году участницы коллектива ограничились съемками праздничного видеоклипа, посвященного колядкам. Мы не хотим нарушать законы и собираться для каких-то массовых мероприятий, поэтому колядовать не стали, — пояснила доцент кафедры этномузыкологии ВГИИ, руководитель ансамбля «Терем» Галина Христова. Когда много ребят местных, проще собраться на колядки, а когда студенты иногородние, они, как правило, на праздники домой уезжают.
Да и время сейчас другое — к незнакомым людям придешь, неизвестно, как тебя воспримут и откроют ли дверь вообще. Мы потому и ходили в основном к своим знакомым, которых предупреждали заранее.
Коляда в переводе означало - солнце-младенец.
Оно в этот день зарождалось с новой силой. Это, вероятно, было связано с самыми длинными ночами, которые после дня зимнего солнцестояния начинали укорачиваться. Соответственно, день увеличивался.
Праздновали Коляду вплоть до 6 января. В этот день жгли большие костры, чтобы помочь Солнцу нарастить силу, а также рядились в страшные костюмы, чтобы отпугивать нечисть, которая долгими зимними ночами могла шастать по земле. То есть колядки у православных нынче начинаются с 7 января и длятся неделю - до Старого Нового года.
Именовать и стали Рождественскими Святками.
В хате столы накрыты дорогими коврами; на столах стоят кубки, наполненные вином… От чисто народных малороссийских колядок нужно отличать колядки книжные. Последние отчасти перешли к нам из Польши, отчасти сочинены или нашими юго-западнорусскими школьниками, или монахами униатских Базилианских монастырей. В Польше их сочиняли иезуиты и вообще духовенство латинское в противовес народным языческим колядкам; в юго-западной Руси монахи Базилианских монастырей составляли частью для тех же целей, частью для распространения путем их в православном русском народе униатских и католических учений; наконец, школьники составляли или, по крайней мере, пользовались ими для поздравления вельмож и господь с праздником Рождества Христова. Такие колядки, называвшиеся еще «кантами», весьма часто и в Польше и у нас в юго-западной Руси употреблялись при представлении вертепа — для оживления действия. Они собраны и изданы в особой книге с нотами, называемой «Богогласник». Колядки Богогласника — чисто христианского содержания, без всякой примеси язычества или историко-бытовых элементов.
Однако малороссийский народ, равно как и польский и белорусский перенял их от школьников и монахов и, не поняв некоторых книжных выражений, исказил их, — иногда — до явной бессмыслицы; между тем как в его древних колядках всегда сохраняются ясный смысл и изящество образов. Книжные колядки распеваются теперь по преимуществу малороссами Галиции в Австрии, отчасти же и у нас на юго-западе России. С пением колядских и овсеневых песен ходят по домам: в Малороссии начинают ходить парни девушки, дети с 24 или 25 декабря. Иногда ходят со звездой, сделанной из дерева или картона, обклеенного бумагой, с зажженной свечей в середине. Старший из парней называется «березой» или «михоношей». В Белоруссии обычай колядования такой же, в Великороссии ходят колядовать парни, дети, иногда девушки, смотря по местности 19. Как праздник в честь солнца, коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров.
Благосклонное внимание богов — с языческой точки зрения — обусловливалось жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, особенно свиньи. В Великороссии печется козулька, имеющая вид или козла на четырех ножках Владимирская губ. В рождественской обрядности в Малороссии и Белоруссии очень рельефно выступает культ предков; напр. Особенно развиты во время святок гаданья о суженом. В Белоруссии сохранились еще игрища, которые имеют отношение к гаданию о суженом и отчасти напоминают игрища «между селы» летописца. Известна игра «пярэшки» с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар. Изучение коляд начато было в ЗО-х годах прошлого столетия.
Снегирев, О. Миллер, Афанасьев изучали их с точки зрения мифологической. Миллер объяснял применение сил небесных к домохозяину и его семье древним верованием славян в существование самостоятельной небесной семьи; златоверхие теремы — символ небесных пространств, освещенных солнцем и т. Позднее А. Потебня Объяснения малорусских и сродных песен, т. II, Варшава 1887 г.
Колядки на Рождество 2023-2024 для детей: 100 коротких рождественских колядок
Коляда: 21/25 декабря — зимнее солнцестояние/солнцеворот — световой день начинает увеличиваться — чествование молодого народившегося Солнца в образе ребенка. Колядовать принято на Святки, Рождество и Новый год. Колядующие ходят по домам, распевая различные песни с пожеланиями, за что получают деньги от хозяев или угощения: печенье, пирожки, баранки и так далее. Но прежде чем отправляться колядовать, стоит узнать — откуда взялась такая традиция, когда идти колядовать в 2023 году и что нужно делать по традиции. Ходят колядовать обычно с 6 января (рождественский Сочельник) и 19 января (Крещение).
Какого числа ходят колядовать
Впереди Коляды шел Карачун – самый короткий день в году, смутное да страшное время. Девочки ходили в станице Темижбекской 13 января вечером и щедровали, но ничего не разбрасывали. И ведь действительно, колядующие ходили по дворам с песнями, танцами, переодеваниями и за свои представления получали еду, которую потом все вместе съедали. В давние времена праздник Коляды считался языческим и был приурочен ко дню зимнего солнцестояния. Колядующие, щедровальники, посевальники ходят в гости: к родственникам, друзьям, крестным, соседям. Колядовать в России принято в канун Рождества Христова и в этом году колядников стоит ждать вечером в пятницу 6 января 2023 года.