Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?2-й. Стихотворение Федора Тютчева «Весенняя гроза» — одно из самых любимых и известных его произведений. Оно было написано в ранний период его творчества, но со временем стало нашим достоянием и классикой. «Гроза» — пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма[1][2]. Изображаемые автором события развертываются летом в вымышленном городе Калинове на Волге.
Весенняя гроза
Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка по Волге расширила представление драматурга о русской действительности. Прототипом города Калинова и послужили приволжские города. Таким образом, именно путешествие по Волге положило начало работе Островского над «Грозой». Пьеса была написана быстро: начата в июле, а окончена в октябре 1859 г. Впервые увидела свет не в печати, а на сцене: 16 ноября 1859 года состоялась премьера «Грозы» в Малом театре, а 2 декабря 1859 года — в Александринском театре. Сохранились воспоминания актрисы, первой игравшей роль Кабанихи на русской сцене, Н. Рыкаловой: «Александр Николаевич Островский был большой друг нашего театра… вскоре собрал нас всех на квартире у Никулиной-Косицкой и прочел свое произведение. Общее восхищение было чрезвычайно велико, все поздравляли знаменитого писателя, предрекая заранее успех пьесе и крепко пожимая счастливому автору руку». Пьеса стала крупнейшим литературно-общественным событием русской жизни.
Через год после появления Островский за пьесу «Гроза» был удостоен Большой Уваровской премии, в то время это была высшая награда за драматическое произведение. Критики по-разному оценивали «Грозу» и ее главную героиню. Высшую оценку пьесе дал Н. Добролюбов в статьях «Луч света в темном царстве» 1860 и «Темное царство» 1859. Оценка «Грозы» Л. Толстым из письма А. Фету : «"Гроза" Островского есть, по-моему, плачевное сочинение». С ним был согласен А. Выдающийся мыслитель и прогрессивный критик Д.
Писарев написал статьи «Мотивы русской драмы» 1864 и «Посмотрим! Признавая некоторые достоинства пьесы, он решительно отказал «Грозе» и ее героине Катерине в каком бы то ни было протесте. Катерина, по мнению Писарева, не «луч света в темном царстве», а «вечное дитя», «несчастная жертва». Любопытен еще и тот факт, что долгое время считалось, что в основе сюжета пьесы лежит нашумевшее «клыковское дело». То ли она сама бросилась в реку, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило, что девушка была выдана замуж в купеческую семью. Она с трудом уживалась с деспотичной и угрюмой свекровью, а безвольный и слабохарактерный муж не мог заступиться за свою жену. Клыкова была влюблена в местного почтового служащего. Однако эта история никак не могла лечь в основу пьесы, поскольку «Грозу» Островский написал раньше произошедших событий.
Все же совпадение удивительное! Образы героев пьесы «Гроза». Борис — племянник Дикого. Он вынужден унижаться перед своим дядей ради надежды на наследство. Однако в действительности Борис осознает, что Дикой ничего ему не отдаст, но все равно подчиняется дяде. Борис не из Калинова, он рос и воспитывался в Москве, имеет хорошее образование Коммерческая академия. Однако он подчиняется Калинову и его нравам. Борис безвольный, слабохарактерный, не способен взять на себя ответственность за любимую женщину. Он ведет себя эгоистично, когда отправляется на свидание с Катериной, не отдает себе отчета в том, что тем самым губит молодую замужнюю женщину.
Он только мечется и кричит: «Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь… Злодеи вы! Эх, кабы сила! Варвара — дочь Кабанихи, сестра Тихона. Не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует ее мать. Ее принцип: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Она приспособилась к местным законам, научилась лгать и хитрить. Внешне живет по Домострою, подчиняется матушке, вечерами гуляет с Кудряшом, а потом и вовсе сбегает с ним.
Варвара утверждает, что иначе и жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. Нравственные законы ее не слишком волнуют, она, без зазрения совести, подговаривает Катерину на свидания с Борисом. Ее имя в переводе означает «грубая», «иноземка». Дикой Савел Прокофьич — богатый купец, значительное лицо города. Типичный самодур, чувствует власть над людьми и полную безнаказанность. Сердитый, грубый, вздорный, постоянно бранится.
Затем Катерина, по своей светлой, богобоязливой натуре, признаётся мужу в измене, при его матери, после чего жизнь девушки становится совершенно невыносимой. Очень скоро Борис уезжает по приказу Дикого в Сибирь, а Катерина совершает самоубийство, бросаясь в Волгу. Рукопись хранится в Российской государственной библиотеке.
С написанием пьесы «Гроза» связана и личная драма писателя. В рукописи пьесы, рядом со знаменитым монологом Катерины: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса…», есть запись Островского: «Слышал от Л. Мужем актрисы был артист Малого театра И.
Она рассказала о том, что встречается с Борисом Григорьевичем правильно хоть отчество-то назвала? Не только свекровь: [i]все. Ещё и муж... Так что суицид объясним. Но это не смелость, а горькое чувство того, что тебя всё достало.
Мужем актрисы был артист Малого театра И. А Александр Николаевич тоже имел семью: он жил в гражданском браке с простолюдинкой Агафьей Ивановной, с которой имел общих детей все они умерли еще детьми. С Агафьей Ивановной Островский прожил без малого двадцать лет [3][4]. Именно Любовь Павловна Косицкая послужила прототипом образа героини пьесы Катерины, она же стала первой исполнительницей роли. Александр Головин.
Тютчев «Весенняя гроза» читательский дневник: краткое содержание, главные герои и главная мысль.
лауреат множества премий, в числе которых Государственная премия СССР и Государственная премия России, премия Президента. Александр Николаевич Островский написал пьесу «Гроза» в 1859 году. пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъёма. Пьеса Островского «Гроза» написана в 1859 году.
Акции сегодня
- Александр Островский — Гроза
- Действие второе: прощание с Тихоном. Тирания Кабановой.
- Фёдор Тютчев Люблю грозу в начале мая
- Анализ пьесы «Гроза»: тема и жанр, критические статьи о произведении, споры вокруг драмы
- Другие стихи Федора Тютчева
Фёдор Тютчев Люблю грозу в начале мая
Пушкинское русло в Тютчеве своеобразно раздробляется. Отныне оно направляется: 1 к воплощению хаоса в формах современной действительности; 2 к воплощению хаоса в формах античной Греции. Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку, — любоваться многообразными проявлениями жизни природы. Его заветное желание — «в бездействии глубоком», весь день «пить весенний, теплый воздух » да «следить на высоком небе облака ». Он утверждает, что перед «цветущим блаженством мая » ничто самые утехи рая.
Он говорит об «умильной прелести» осенних вечеров , об «обаятельной тайне» июньской ночи, об «ослепительной красе» оснеженного леса. Критико-биографический очерк», 1911 Несмотря на то что от грозы его действительно в последнее время могли гибнуть десятки людей, а может быть и сотни, он всегда господствует над своим негодованием и оно имеет почти шутливую форму. Этот гром, «как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Я много раз отмечал это внешнее бурление, эти сердитые слова, эти стрелы ядовитой иронии, и рядом был тот же смешок в глазах и способность в одну минуту покончить всю эту сцену гнева , которая как будто сама разыгрывается Лениным , потому что так нужно.
Внутри же он остается не только спокойным, но и веселым. Иногда поступали с варварской наивностью : просто зачеркивали то, что было истинным предметом стихотворения и для чего «картина природы» служила только мотивировкой иль подготовкой. Так, знаменитое стихотворение «Люблю грозу в начале мая» сплошь и рядом печаталось без последней строфы, важнейшей для тютчевского замысла, но «неподходящей» и «лишней» для любителей описательства. Тютчев никогда не падает до описательства, никогда не предается «констанции» явлений.
В ней есть душа, в ней есть свобода , В ней есть любовь, в ней есть язык. Конечно, стихи эти не с неба падали, их порождали высшая сосредоточенность, настроенность и бесстрашие. Пустынная дорога , идущая травяными полями или нивами, купы деревьев, лес на горизонте, небо и облака в нем помогали этой настроенности и тому бесстрашию перед богом, что давало ему заключать в слова сотрясающий душу ужас! И вот оно — сказалось сразу двустрочием: Были очи острее точимой косы По зигзице в зенице и по капле росы … Ах, бог мой, как хорошо!
Тогда-то он придумал и в рекордные сроки написал драму «Гроза» — о столкновении старых мещанских нравов и об удушающей атмосфере маленьких городков с их привычными укладами, где нет места новой жизни. Города Калинов на самом деле не существует, и это важно: Калинов — обобщающий образ любого провинциального городка. Итак, мы знакомимся с Катериной Кабановой — женой маменькиного сыночка Тихона Кабанова. Тихон неплохой в общем-то человек, просто очень слабый. Жену свою любит, но спокойствие любит ещё больше, поэтому ничего не делает с тем, что его мать — известная на весь город купчиха Марфа Кабанова Кабаниха — тиранит Катерину. Катерина — спокойная честная девушка, которая никак не может прийти в себя. Как её так угораздило — из тепла отчего дома, где её холили и лелеяли, попасть в такое адово пекло? От множества правил она задыхается: туда не ходи, сюда не ходи, почитай свекровь, своего мнения не имей.
Когда девушке плохо, она может придумать себе всё что угодно. И Катерина придумала, что она влюблена в Бориса Дикого — племянника второго известного в Калинове купца Савела Дикого. Борис кажется ей другим, непохожим на остальных жителей Калинова человеком. У них много общего: оба образованные, не принимающие дикости старого мира.
Она любит безоглядно, без корыстных расчетов и далеко идущих вперед планов.
Паре Катерина—Борис противопоставляются отношения между Варварой и Кудряшом. Их чувства поверхностны и неглубоки, они просто приятно проводят вместе время, не теряя холодного рассудка и скептичного взгляда на мир. Проблематика В пьесе поднимается множество важных проблем, сохраняющих актуальность и в наши дни. Основные проблемы: Социальные. Островский изобличает пороки общества: мещанство, бездуховность, стяжательство, ханжество.
Он показывает, как образованные и развитые натуры оказываются чужими в этом мире, не находя применение своим умственным способностям и духовным силам. Главные герои оказываются в ситуации непростого морального выбора. Катерина разрывается между ощущением своей греховности и покаянием. Борис не в силах совершить правильный выбор и пожертвовать материальным благополучием ради любви. Мораль Кабанихи и купца Дикого насквозь пропитана лицемерием.
Островский обращается к таким базовым философским категориям, как добро и зло, свобода, счастье, любовь, вера, смысл жизни. Талантливый механик-самоучка Кулигин ищет свое предназначение в изобретениях, которыми он мечтает осчастливить общество. Катерина пытается найти смысл жизни в любви. Им противопоставляются герои, которые живут исключительно для своего удовольствия Варвара, Кудряш , а также те, кто обретает смысл жизни в том, чтобы властвовать над другими людьми Дикой, Кабаниха. Жанр, композиция Жанр пьесы — социально-бытовая драма.
Литературное направление — реализм. Реализм — это направление в литературе, для которого характерно стремление воспроизводить жизнь в ее наиболее типичных проявлениях. Пьеса состоит из 5 действий, каждое из которых разбито на 5—10 явлений. Сюжет строится на классическом любовном треугольнике Тихон— Катерина—Борис. Анализ композиции произведения: Экспозиция.
Начинается пьеса с описания волжского городка Калинова и царящих в нем нравов. К экспозиции можно отнести 1—4 явления первого действия. В завязке отчетливо обозначается конфликт, который имеется между членами семейства Кабановых. Деспотичная мещанка по прозвищу «Кабаниха» изводит своими постоянными упреками сына и невестку. Катерина испытывает жалость к своему безвольному мужу и тоскует о своей бессмысленно проходящей жизни.
Варвара не уважает мать, обманывает ее и тайком бегает на свидания. К завязке относятся 5—9 явления первого действия Развитие действия. Сюжет развивается во 2—3 действии через историю любви между Катериной и Борисом. Самый острый момент в пьесе наступает в момент признания Катерины в измене мужу конец 4-го дейстия. Она это делает прилюдно, в присутствии Кабанихи и спрятавшихся от дождя в галерее людей.
Драматичность момента художественно оформляется через ожидание неминуемой грозы. В 5-м действии наступает развязка. Катерина бросается с обрыва в Волгу. Дети Кабановой восстают против нее. Тихон в виде робкого бунта, Варвара — бегством из дома.
Главные герои Перечень главных персонажей с кратким описанием: Катерина — молодая привлекательная женщина, замужем за слабохарактерным Тихоном. Детей у них нет. Это главное действующее лицо пьесы, вокруг нее строится весь сюжет. Представляет собой тонко чувствующую, мечтательную натуру. Особенно ярко характер Катерины проявляется в ее знаменитом монологе «Отчего люди не летают так, как птицы?
Душа ее стремится к полету, радости, счастью, свободе. Она вступает в конфликт с патриархальным обществом, но не выдерживает этого противостояния и погибает, бросившись с обрыва в Волгу. Борис — возлюбленный Катерины. Молодой, образованный человек, который приехал в провинцию, чтобы получить часть причитающегося ему по закону наследства от умершей бабушки. Его дядя купец Дикой не только не отдает ему положенного, но и заставляет работать на себя.
Борис, так же как Катерина, не вписывается в мещанскую среду провинциального города. Но он не в силах сопротивляться и плывет по течению.
Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал?
К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!
Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти.
Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям.
Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. Я было хотел все это стихами изобразить...
А вы умеете стихами? По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина...
Мудрец был Ломоносов, испытатель природы... А ведь тоже из нашего, из простого звания. Вы бы и написали.
Это было бы интересно. Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят.
Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть что послушать.
Входят Феклуша и другая женщина. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная!
Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный!
Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.
Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. Только б мне, сударь, перепету-мобиль найти!
Что ж бы вы сделали? Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки.
Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего. А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле?
Непременно, сударь! Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться. Прощайте, сударь!
Явление четвертое Борис один. Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек!
Мечтает себе и счастлив. А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе. Уж ведь совсем убитый хожу, а тут еще дурь в голову лезет!
Ну, к чему пристало! Загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал. Да в кого!
В женщину, с которой даже и поговорить-то никогда не удастся. А все-таки нейдет она у меня из головы, хоть ты что хочешь. Вот она!
Идет с мужем, ну и свекровь с ними! Ну не дурак ли я! Погляди из-за угла, да и ступай домой.
С противоположной стороны входят Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Явление пятое Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.
Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Не очень-то нынче старших уважают. Варвара про себя.
Не уважишь тебя, как же! Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг. Поверила бы я тебе, мой друг, кабы своими глазами не видала да своими ушами не слыхала, каково теперь стало почтение родителям от детей-то!
Хоть бы то-то помнили, сколько матери болезней от детей переносят. Я, маменька... Если родительница что когда и обидное, по вашей гордости, скажет, так, я думаю, можно бы перенести!
А, как ты думаешь? Да когда же я, маменька, не переносил от вас? Мать стара, глупа; ну, а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать.
Кабанов вздыхая в сторону. Ах ты, господи! Да смеем ли мы, маменька, подумать!
Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает.
А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем. Нешто, маменька, кто говорит про вас? Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу.
Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!
Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори, что хочешь, про меня. Никому не закажешь говорить: в глаза не посмеют, так за глаза станут.
Да отсохни язык... Полно, полно, не божись! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери.
С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу. В чем же вы, маменька, это видите? Да во всем, мой друг!
Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю. Да нет, маменька!
Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит. Ты бы, кажется, могла и помолчать, коли тебя не спрашивают. Не заступайся, матушка, не обижу небось!
Ведь он мне тоже сын; ты этого не забывай! Что ты выскочила в глазах-то поюлить! Чтобы видели, что ли, как ты мужа любишь?
Так знаем, знаем, в глазах-то ты это всем доказываешь. Нашла место наставления читать. Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь.
Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю. Да я об тебе и говорить не хотела; а так, к слову пришлось. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Экая важная птица! Уж и обиделась сейчас. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!
Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что ж делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит. Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет.
Вот уж тогда делайте что хотите, не будет над вами старших. А может, и меня вспомянете. Да мы об вас, маменька, денно и нощно бога молим, чтобы вам, маменька, бог дал здоровья и всякого благополучия и в делах успеху.
Ну, полно, перестань, пожалуйста. Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе; у тебя жена молодая.
Одно другому не мешает-с: жена само по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею. Так променяешь ты жену на мать? Ни в жизнь я этому не поверю.
"Семья - это маленькое государство": 160 лет драме Островского "Гроза"
Надежда в сердце русского, православного человека чаще всего связана с верой. А в героине нет веры — есть только суеверие. В сущности, мечтания Катерины, в которых "храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса", немногим отличаются от наивно-бытовых представлений странницы Феклуши, в которых одно из высочайших достижений человеческого разума — паровоз — предстаёт в виде запряжённого огненного змия, намекающего на грядущий апокалипсис. Тоже ведь фантазия, и тоже весьма далёкая от церковных канонов. Добролюбов, размышляя о поступке Катерины, приводит библейскую аналогию: "Ее погибель — это осуществленная песнь плена вавилонского: играйте и пойте нам песни сионские, говорили иудеям их победители; но печальный пророк отозвался, что не в рабстве можно петь священные песни родины".
Но в героине нет практически ничего христианского. Она, по сути своей, язычница, в которой чувственность побеждает все строгие церковные каноны. Она живёт инстинктами, следует голосу чувства, а не разума. Кадр из советского фильма "Гроза" 1977 года.
Ее душа нуждается в любви. Любовь — ее единственный бог, за отсутствием которого и жить не стоит. Не брось Катерину Борис — возможно, и продолжала бы героиня жить дальше, и лгать, возможно, научилась бы, и приспосабливаться. Есть отдушина и место, где естественные порывы могут в полной мере проявиться.
А, стало быть, с остальным можно и смириться. Если в каждом жесте отчаяния брошенной женщины видеть протест, то, значит, у нас — толпы протестующих. А если вспомнить последний предсмертный монолог Катерины, то можно, подобно опытному психологу, сделать вывод, что героиня находилась в состоянии эмоционального аффекта. Её речь бессвязна — мысли путаются, сбиваются с одной на другую, по сути, это поток ничем не контролируемых эмоций, речь человека, находящегося на грани безумия: "Куда теперь?
Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — всё равно. Да, что домой, что в могилу!.. В могиле лучше...
Феклуша рассказывает про Москву, как там стало шумно, все люди торопятся, старинных обычаев не чтят. Кабанова соглашается с ней, что старина постепенно уходит. К ним подходит Дикой. Явление 2 Дикой начинает грубо разговаривать с Кабановой.
Кабанова хочет уйти, но он её останавливает и просит поговорить с ним. Дикой говорит, что он хмелен и только Кабанова может его разговорить. Купец сетует на то, что натура у него такая, специально людей обижать и злиться на них. Кабанова говорит, что это он специально так делает, чтобы к нему никто не подходил.
В это время Глаша говорит, что закуски готовы, и они уходят в дом. Служанка замечает племянника Дикого. Явление 3 Борис спрашивает у Глаши у них ли дядя. К Борису подходит Кулигин и зовёт на прогулку.
Прогуливаясь, Кулигин говорит молодому человеку о жителях города, об их грубости, необразованности, жестоком нраве, что по городу гуляют только молодые парни и девушки. Гуляя, они видят, как целуются Кудряш и Варвара. Подойдя к калитке, Варвара зовёт Бориса. Явление 4 Кулигин уходит, а Борис подходит к Варе.
Она просит его, чтобы вечером он пришёл к оврагу за Кабановым садом. Сцена вторая Кудряш с гитарой подходит к оврагу и, в ожидании Вари, поёт песню. Приходит Борис. Борис признаётся, что влюблён в Катерину.
Кудряш говорит ему, что его сюда могла позвать, если не Варя, то только Катерина. Борис счастлив. Варвара выходит из калитки. Явление 3 Варвара и Кудряш уходят, к Борису выходит Катерина.
Он признаётся ей в любви, молодая женщина стыдится того, что делает, говорит, что это грешно. Борис пытается успокоить её. Катерина признаётся ему в ответном чувстве. Явление 4 Борис и Катерина уходят гулять, приходят Варвара с Кудряшом.
Молодой человек хвалит девушку за то, как ловко она придумала с калиткой. Кудряш играет на гитаре, Варя спрашивает который час. Узнав, что уже пора, зовут Бориса и Катерину. Явление 5 Приходят Катерина и Борис.
Пары прощаются, Кудряш затягивает песню. Действие четвёртое Явление 1 Собирается гроза. Прохожие прогуливаются и говорят о том, что раньше было нарисовано на арках. Входят Дикой и Кулигин.
Явление 2 Кулигин пытается упросить Дикого поставить часы на бульваре, Дикой от него отмахивается. Кулигин, видя, что начинается гроза, предлагает установить громоотводы. Дикой ругается на него, тот продолжает доказывать полезность громоотводов и говорит, что гроза — это электричество. Дикой ещё более сердится на него за эти слова.
Кулигин уходит, спустя какое-то время уходит Дикой. Явление 3 Варвара поджидает Бориса, чтобы рассказать, что Кабанов приехал раньше, чем его ждали. Катерина испытывает сильные душевные муки. Варвара опасается, как бы она не рассказала всё мужу.
У Островского странники и блаженные представлены в иронических тонах. Феклуша — важнейший персонаж для характеристики среды в целом и Кабанихи в частности, вообще для создания образа Калинова, который представляет собой замкнутый, ничего не ведающий о других землях мир. Во-вторых, ее диалог с Кабанихой очень важен для понимания отношения Кабанихи к миру, для уяснения присущего ей трагического чувства крушения ее мира. Имя Феклуши стало нарицательным для обозначения темной ханжи, под видом благочестивых рассуждений распространяющей всякие нелепые басни. Литературная критика. Образ Катерины. В "Грозе" есть даже что-то освежающее и ободряющее.
Это "что-то" и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства. Затем самый характер Катерины, рисующийся на этом фоне, тоже веет на нас новою жизнью, которая открывается нам в самой ее гибели. Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения. Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый протест бывает тот, который поднимается наконец из груди самых слабых и терпеливых. Прежде всего, вас поражает необыкновенная своеобразность этого характера. Ничего нет в нем внешнего, а все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически. Это мы видим, например, в простодушном рассказе Катерины о своем детском возрасте и о жизни в доме у матери.
Оказывается, что воспитание и молодая жизнь ничего не дали ей: в доме ее матери было то же, что и у Кабановых, - ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы страниц, обедали, гуляли по саду. Опять беседовали с богомолками и сами молились. Выслушав рассказ Катерины, Варвара, сестра ее мужа, с удивлением замечает: "Да ведь и у нас то же самое". Но разница определяется Катериною очень быстро в пяти словах: "Да здесь все как будто из-под неволи! Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении. Всякий внешний диссонанс она старается согласить с гармонией своей души, всякий недостаток покрывает из полноты своих внутренних сил.
Грубые, суеверные рассказы и бессмысленные бредни странниц превращаются у ней в золотые, поэтические сны воображения, не устрашающие, а ясные, добрые. Не обряды занимают ее в церкви: она совсем и не слышит, что там поют и читают; у нее в душе иная музыка, иные видения, для нее служба кончается как будто в одну секунду. Она смотрит на деревья, странно нарисованные на образах, и воображает себе целую страну садов, где всё такие деревья и все это цветет, благоухает, все полно райского пения. Покамест она живет у матери, на полной свободе, без всякой житейской заботы, пока еще не обозначились в ней потребности и страсти взрослого человека, она не умеет даже отличить своих собственных мечтаний, своего внутреннего мира - от внешних впечатлений. В сумрачной обстановке новой семьи начала чувствовать Катерина недостаточность внешности, которою думала довольствоваться прежде. Под тяжелой рукою бездушной Кабанихи нет простора ее светлым видениям, как нет свободы ее чувствам. Она ищет света, воздуха, хочет помечтать и порезвиться, полить свои цветы, посмотреть на солнце, на Волгу, послать свой привет всему живому, - а ее держат в неволе, в ней постоянно подозревают - нечистые, развратные замыслы.
Она ищет прибежища по-прежнему в религиозной практике, в душеспасительных разговорах; но и здесь не находит уже прежних впечатлений. Выходя замуж за Тихона Кабанова, она и его не любила; она еще и не понимала этого чувства; сказали ей, что всякой девушке надо замуж выходить, показали Тихона как будущего мужа, она и пошла за него... В этом нельзя видеть ни бессилия, ни апатии, а можно находить только недостаток опытности, да еще слишком большую готовность делать все для других, мало заботясь о себе. Но когда она поймет, что ей нужно, и захочет чего-нибудь достигнуть, то добьется своего во что бы то ни стало: тут-то и проявится вполне сила ее характера, не растраченная в мелочных выходках. Чувство любви к человеку, желание найти родственный отзыв в другом сердце, потребность нежных наслаждений естественным образом открылись в молодой женщине и изменили ее прежние, неопределенные и бесплотные мечты. Она сознала и уловила эти мечты уже довольно поздно; но, разумеется, они преследовали и томили ее задолго прежде, чем она сама могла дать себе отчет в них. При первом их появлении, она тотчас же обратила свое чувство на то, что всего ближе к ней было, - на мужа.
Она долго усиливалась сроднить с ним свою душу…. Тихон сам по себе любит жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в отношениях своих к жене…Он не может очень решительно добиваться независимости и своих прав - уже и потому, что он не знает, что с ними делать... В личности Катерины мы видим уже возмужалое, из глубины всего организма возникающее требование права и простора жизни. Катерина не капризничает, не кокетничает своим недовольством и гневом, - это не в ее натуре... Напротив, живет она очень мирно и готова всему подчиниться, что только не противно ее натуре… Но зато, признавая и уважая стремления других, она требует того же уважения и к себе, и всякое насилие, всякое стеснение возмущает ее кровно, глубоко. О своем характере Катерина сообщает Варе одну черту еще из воспоминаний детства: "Такая уж я зародилась горячая!
Я еще лет шести была, не больше - так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно - я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять... Взрослая Катерина, поставленная в необходимость терпеть обиды, находит в себе силу долго переносить их, без напрасных жалоб, полусопротивлений и всяких шумных выходок. Она терпит до тех пор, пока не заговорит в ней какой-нибудь интерес, особенно близкий ее сердцу и законный в ее глазах, пока не оскорблено в ней будет такое требование ее натуры, без удовлетворения которого она не может оставаться спокойною. Тогда она уж ни на что не посмотрит. Она не будет прибегать к дипломатическим уловкам, к обманам и плутням, - не такова она.
Если уж нужно непременно обманывать, так она лучше постарается перемочь себя. Ее поступки находятся в гармонии с ее натурой, они для нее естественны, необходимы, она не может от них отказаться, хотя бы это имело самые гибельные последствия. В положении Катерины мы видим, что все "идеи", внушенные ей с детства, все принципы окружающей среды - восстают против ее естественных стремлений и поступков.
Но и отсутствие имён у Островского служит характеристикой.
Например, «барыню с двумя лакеями» автор лишает имени и фамилии. Так писатель показывает, что его интересует социальное лицо этого персонажа. Интересно, что слово «помещица» Островский заменяет словом «барыня». Драматургу важно показать её влияние на жизнь калиновцев, в восприятии которых она была именно «барыня».
Литературные приёмы Поскольку в пьесе мало художественных средств, автор раскрывает события и героев через речь. Самохарактеристика персонажей Катерина о себе: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой», «Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю», «Такая я уж зародилась горячая! Отсылки к прошлому героя Борис: «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели»; Катерина: «До смерти я любила в церковь ходить». Взаимная характеристика Кабаниха о Диком: «А и честь-то невелика, потому что воюешь ты всю жизнь с бабами»; Кулигин о Кабановой: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Монологи Катерина, говорящая о птицах, монолог Кулигина о нравах в городе. Речевое поведение возвышенная лексика в репликах Катерины; научные термины в речи Кулигина; робость в речах Тихона; много бранных слов в репликах Кабановой и Дикого Смысл названия Название пьесы многозначно и символично. Его можно назвать предгрозовым, состоянием накануне катастрофы. Об этом говорят различные детали, и само слово «гроза» приобретает метаморфическое значение.
Это символ грядущего очищения и обновления жизни. Система образов Катерина — скромная и правильная молодая женщина, жена Тихона Кабанова. Борис Григорьевич — молодой человек, не женат, зависит от воли своего дяди Савела Прокофьевича. Марфа Игнатьевна Кабанова Кабаниха — властная и деспотичная купчиха, вдова.
Тихон Иванович Кабанов — сын Кабанихи и муж Катерины. Мягкий и безвольный, не может противостоять матери. Второстепенные герои Варвара — своевольная девушка, дочь Кабанихи и сестра Тихона. Кудряш — возлюбленный Варвары.
Дикой Савел Прокофьевич — грубый и невоспитанный купец, который тиранит домашних и своих работников. Кулигин — мещанин, механик-самоучка. Глаша — служанка Кабановых. Барыня — старуха семидесяти лет, полусумасшедшая.
Своеобразие «Грозы» состоит в том, что в пьесе далеко не все действующие лица связаны друг с другом в сюжетном отношении. Так, например, Дикой прямого отношения к Катерине не имеет. Но и он, и другие несюжетные персонажи необходимы драматургу, чтобы понять истоки и характер трагедии Катерины. Самый яркий персонаж — Катерина Кабанова.
Девушка воплотила в себе протест против мира насилия, как прообраз веяний новой жизни. Образы хозяев жизни утеснители — Дикого и Кабанихи: носители идей старого уклада Домостроя ; жестокость, самодурство и ханжество по отношению к другим персонажам; ощущение гибели старого уклада. Образы утесняемых Катерина, Тихон, Борис, Варвара и т. В конце концов влюблённые сбегают, так как не могли больше терпеть самодурство, гнёт представителей «тёмного царства».
Кулигин противопоставляет самодурству силу просвещения, понимает разумом суть «тёмного царства», практически выражает точку зрения автора, но как персонаж бездеятелен. Катерина выражает протест против власти самодуров, «протест, доведенный до конца». Пороки героев как олицетворение глобальной социальной проблемы Многим героям пьесы «Гроза» присущи пороки, олицетворяющие глобальную социальную проблему человечества: Дикой — грубый, жадный, глупый и лживый человек. Он ругает и тиранит домочадцев.
С окружающими разговаривает в повелительном тоне. Ему чужды семейные ценности: он не даёт законную долю наследства родному племяннику. Дикой не отказывает молодому человеку напрямую, а использует труд Бориса до последнего, то есть проявляет лицемерие. Дикой невежда: он верит, что гроза — это следствие того, что Илья-пророк скачет по небу.
Кабаниха — властная, лицемерная, жестокая, суеверная и глупая. Она сама настояла на женитьбе сына, а после стала винить его в том, что тот забыл мать. Лицемерие Марфы Игнатьевны проявляется в отношении к религии: никакого всепрощения и смирения в её поведении не наблюдается. На словах она добрая христианка, а на деле применяет насилие, оскорбляет, осуждает, злится «под видом благочестия».
Сомнений в жестокости этой женщины нет, ведь именно она настаивает, чтобы Тихон избил Катерину за измену. Все события героиня объясняет бредом странниц, что говорит о её слабом умственном развитии. Тихон — глупый, слабохарактерный и инфантильный человек, который не имеет собственного мнения. Он не решает проблемы в семье, а бежит от них, скрываясь в кабаках.
Тихон не помогает жене и не защищает её. Он слепо подчиняется матери, делает так, как ему скажут. Борис трусливый и слабовольный. Наследство оказывается для него важнее возлюбленной.
Он бросает Катерину, когда ей нужна была его поддержка. Молодой человек не защищает Катерину от гнева Кабанихи и не берёт на себя ответственность за судьбу девушки. Осознавая, что Дикой не даст ему наследства, он всё равно остается в своей зоне комфорта и отрекается от любви. У Варвары много положительных качеств, но всё же у девушки есть один порок — лживость.
Она не идёт против законов тёмного царства, а подстраивается под них. Варвара хорошо понимает, как устроен мир Кабанихи и Дикого. Девушка вполне приспособилась к такой жизни. Ей проще врать, чем открыто бороться за свои права.
Композиция В основе сюжета лежит классический любовный треугольник. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся пьеса, состоящая из пяти действий. Экспозиция — описание обычаев и нравов города Калинова, образа жизни его обитателей. Завязка — описание тяжелой жизни Катерины у Кабановых.
Противостояние Катерины с Кабанихой, нежелание Кабанихи даже попытаться понять другую сторону. Развитие — любовная линия Катерины и Бориса, внутренняя борьба главной героини. Кульминация — публичное признание Катерины в измене. Развязка — самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, проявление протеста Тихона против деспотизма Кабанихи.
Тематика и проблематика 1. Тема:Конфликт между старым и новым мышлением. Проблема: Старшее поколение вместо того, чтоб стать опорой и поддержкой для молодых, старается подавить в них жизнеспособность, самостоятельность и силу. Тема:Власть, находящаяся в руках невежественных темных людей.
Проблема: Власть в городе принадлежит купцам, для которых звон денег приятнее всего. Талантливые образованные люди, светлые духовные натуры не имеют подобного влияния. Тема:Самореализация и польза для общества. Проблема: Молодое поколение не имеет возможности сделать что-то полезное для общества, так как большая часть населения пребывает в невежестве, отрицает научное знание и все новое.
Тема:Нравственный выбор Проблема: Катерина была выдана замуж без желания, но старается выполнить правило «стерпится — слюбится», хоть в этом нет радости и нравственного начала. Выбрав любовь, Катерина обретает личное счастье, но становится преступницей с точки зрения морали. Тема: Любовь Проблема: По мнению Островского, только самые благородные и чистые люди, вроде Катерины, способны на настоящую любовь. Она придает жизни смысл, а человеку дает те самые крылья, о которых так мечтала героиня.
Однако в то же время писатель показывает, что зачастую чувства приводят человека к полному краху. Мелочный и ханжеский мир не приемлет искренние эмоции. Тема: Семья Проблема: Классическая купеческая семья подвергается осмеянию и осуждению в пьесе. Драматург осуждает браки по договорённости, в которых супруги вынуждены скрывать свои истинные чувства и смиряться с волей родителей.
Осуждает Островский и безраздельную власть старших в патриархальных семьях, которая выставляется самодурством выживших из ума злобных стариков. Тема: Счастье Проблема: Поиск счастья объединяет всех молодых героев пьесы. Катерина ищет его в любви и свободе духа, Варвара — в своеволии исподтишка и свободе мысли, Тихон — в кабаках и веселых компаниях, Борис — в связи с Катериной и осознании собственного превосходства над недалекими жителями Калинова. А вот Кабаниха и Дикой путают счастье с довольством, поэтому ищут только власть и деньги.
Тема: Трагедия совести Проблема: Катерина намного чище и нравственнее каждого жителя города. Однако её нравственность играет с ней злую шутку. Изменив мужу, то есть сделав то, что в Калинине является абсолютно естественным и обыденным, героиня тем не менее отказывается дать себе поблажку, став такой же лицемеркой, как и окружающие. Не выдержав мук совести, она публично кается перед недостойной толпой, но вместо прощения и понимания получает клеймо прелюбодейки и насмешки от настоящих грешников.
Весенняя гроза - слушать онлайн стихотворение Тютчева
Островский Александр Николаевич Гроза. Островский Александр Николаевич в форматах fb2, rtf, epub, pdf, txt или читать онлайн. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. Пьеса «Гроза» (1859) – наиболее значимая в творчестве Александра Николаевича Островского. читать книгу онлайн бесплатно.
Специально для "Ревизора.ru" к 200-летию со дня рождения А.Н. Островского.
- Вход и регистрация
- «Гроза»: краткое содержание
- Анализ произведения "Гроза" А.Н.Островского
- Читать онлайн книгу «Гроза»
- Комментарии читателей
- Для кого Островский написал «Грозу»?
Александр Николаевич Островский Гроза listen online
«Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века. Ах Батюшки беду Бог больше Борис Григорьич боюсь братец ты мой бросить будет будто вам Варенька вас ваше ведь видишь вижу Волгу воля Вот всем Входят вы глаза Глаша говорит голову Господи грех Гроза гуляет делать дело Дикой домой друг думать душу ему есть жена. Певица получила статуэтку «Золотой гриф» за песню «Сила моя со мной», написанную Марией Захаровой. Из рассказа Зощенко "Гроза" мы узнаем о том, что чудесным теплым днем трое детей собирают цветы. Стихотворение «Весенняя гроза» Ф. И. Тютчев написал в 1828 году, когда находился на дипломатической службе в Германии.
«Люблю грозу в начале мая…» Федор Тютчев. 5 декабря
Кроме «Горе от ума» и «Ревизора» идут переводные пьесы великого Шекспира, Мольера, Бомарше, а все остальное — посредственная репертуарная драматургия. Нужен был свой Шекспир и Мольер, драматург, у которого есть сорок пьес, формирующих сознание актеров. Он пишет для актеров своего времени, в которых влюбляется, и конечно, для своего зрителя, людей, живших в конце 1840-х — 1880-х годах девятнадцатого столетия. Островский не видит Кавказ, Сибирь, но знает хорошо Москву, Петербург и среднюю Россию, которую и изображает. Островский обладал невероятным сценическим даром, вот почему даже после его пьесы никуда не ушли. Наступает двадцатый век, и оказывается, что и художественному театру Станиславского и режиссерскому театру Мейерхольда нужны и «Снегурочка», и «На всякого мудреца довольно простоты», и «Гроза» — один из самых интересных спектаклей Мейерхольда, поставленный перед самой Февральской революцией. В 1924 году он же делает одну из своих самых экстравагантных постановок «Лес», а Станиславский, возможно, в полемике с ним, ставит в 1926 году спектакль «Горячее сердце».
Спектакль «Лес». Из фондов театрального музея имени Бахрушина. В постановке «Грозы» Мейерхольд идет не от идеи Добролюбова о «луче света в темном царстве», а вместе с художником Головиным создает такую красоту жизни в приволжском городе, что возникает вопрос: как можно в этой красоте так ужасно жить? Здесь акцент делается не на «темном царстве», а на «луче света», который по божественному промыслу создан. Это сделано ненавязчиво, не поперек текста Островского, а изнутри. В то же время «Лес» Мейерхольду нужен был, чтобы не только поднять на дыбы все традиции русского театра, но и осмеять помещиков и духовенство, которое не присутствует в пьесе Островского, но режиссеру хотелось немножко покощунствовать в середине 1920-х.
Станиславскому же в «Горячем сердце» важнее, с одной стороны, показать красоту горячих сердец, которые бьются в пьесе, а с другой — представить такую масленичную, праздничную Русь, в духе карнавальности Рабле. Заложено ли это в пьесе Островского? Но то, что это было поднято до таких масштабов, — идея Станиславского. Таким образом, оказалось, что Мейерхольду нужен «Лес», чтобы оттолкнуться от прошлого страны, от прошлого театра; а Станиславский желает протянуть руку сегодняшнему времени через Островского. В самом начале 1950-х годов, когда заканчивается сталинская эпоха, ее рубежом становится спектакль мейерхольдовца Николая Павловича Охлопкова «Гроза». Не могу забыть, как молодая тогда актриса Евгения Козырева бежала по сцене перед трагическим финалом.
Позже Островский отходит несколько на второй план. Новые театры и режиссеры его не жалуют. Ефремов, по-моему, ни разу не поставил Островского, Эфрос тоже. В «Современнике» очень долго не играли «Грозу» до современного спектакля с Чулпан Хаматовой. Это один из его шедевров. Приходит следующее поколение, и Сергей Женовач, когда он еще работал худруком Театра на Малой Бронной, ставит «Пучину» и «Правда хорошо, а счастье лучше» в Малом театре, который идет уже семнадцатый год.
Этот спектакль получил государственные премии, «Золотую маску». Елена Яковлева и Чулпан Хаматова. Фото: sovremennik. В его драматургии, конечно, заметно отношение к героям и видно, кто негодяй, а кто хороший человек, но у него есть не то чтобы сочувствие к плохим людям, но он показывает их объем. Можем ли мы сказать, что в «Горячем сердце» Градобоев заведомо негодяй и мерзавец? Он смеется над Матреной и Наркисом, но Островский дает такой образ, в котором актерам не тесно.
Он был чрезвычайно актерским и режиссерским драматургом, не зная, что такое режиссура в понимании последних ста лет, и очень зрительским, открытым ко всем возрастам. Кроме того, Островский обладал уникальным чутьем. Возьмите хотя бы его пьесу «Бешеные деньги». Постановка же Андрея Миронова 1981 года идет до сих пор! Понимаете, когда мы смотрели «Бешеные деньги» в конце 1960-х — в начале 1980-х годов, бешеных денег не было ни у кого. Мы понимали это так же абстрактно, как воспринимаем страсти шекспировских героев или Эдипа и Антигоны.
Да и Островский только предчувствовал наступление капитализма в России, который развился в конце XIX — начале XX века, а пьеса живет во многих театрах. При жизни и еще через несколько лет после смерти Островского людям не приходилось думать о какой-либо трактовке его пьес, потому что вокруг были те же самые Телятьевы, Глумовы и так далее. Восприятие образов шло от актеров, а они знали всех этих персонажей. Не было нужды что-либо присочинять. Изменение трактовок пьес Островского началось с приходом в театр режиссера — человека, который интерпретирует не отдельную роль, а пьесу в целом. Композиция целого идет уже не от отдельных индивидуальностей — а раньше было именно так, гениальный оркестр без дирижера, — а от замысла режиссера, который меняет какие-то акценты.
Например, я вспоминаю, быть может, не очень удачный спектакль Любимова «Бенефис», который состоял из разных произведений Островского. В том числе из «Грозы». Алла Демидова замечательно играла нетипичную Кабаниху — умную, тонкую, строгую, и поди с ней поспорь, у нее своя правда, своя логика.
Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить. Уж какая охота, Кулигин!
Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить? Коли можно, сударь, так скажите нам. Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну? Ну, как не знать! Как не знать! Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной.
По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось. Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь. Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались.
Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием. С каким же, сударь? Если мы будем к нему почтительны. Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда. Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нешто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны? Ну да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен! Значит, сударь, плохо ваше дело. Кабы я один, так бы ничего!
Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была — и представить страшно. Уж само собой. Нешто они обращение понимают! Как же вы у него живете, сударь, на каком положении?
Да ни на каком. То есть через год разочтет, как ему будет угодно. У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. Нешто ты мою душу можешь знать? А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним!
Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил. Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь. В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне? Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится.
Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается. Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите! Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец!
Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день. Одно слово: воин! Еще какой воин-то! А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого не обругать не смеет; тут уж домашние держись! Что смеху-то было!
Как-то его на Волге на перевозе гусар обругал. Вот чудеса-то творил! А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам. Что это? Никак, народ от вечерни тронулся? Проходят несколько лиц в глубине сцены.
Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то? Кланяются и уходят. Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь, без привычки-то. Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им.
Однако условия завещания никто и не собирался выполнять. В экспозиции пьесы мы узнаем об образе жизни обывателей, нравах и законах волжского городишки. Назвать цивилизованными эти правила сложно из-за таких причин: Беспредел и самодурство купеческой братии. Отчаяние и безысходность их жертв — это, пожалуй, общий устрой всей патриархальной России. Разговор калиновцев заканчивается символическими словами Кулигина: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! Таковы исторически сложившиеся устои мира. Они становятся прекрасной декорацией к сюжетной истории. Трагически заканчивается пьеса «Гроза». Очень краткое содержание таково: замужество для главной героини Катерины становится невыносимым, она не находит себе места в мещанской семье мужа, решается на измену и заканчивает жизнь самоубийством. Краткое содержание пьесы «Гроза» дает ключ для понимания особенностей сюжета и конфликта произведения. В центре описываемых в пьесе событий семья Кабановых, где: Марфа Игнатьевна Кабаниха — глава семейства. Тихон Иванович — сын. Варвара — дочь. Катерина — невестка. Уклад этой семьи во многом определял жестокие законы купеческого быта. Катерина — главная героиня пьесы, воспитанная в обстановке любви и сострадания, не смогла стать счастливой, выйдя замуж за Тихона — сына Кабанихи. Бесхарактерность мужа привела к тому, что Катерина стала жертвой жестокости и самодурства свекрови.
Он начал трудиться над его созданием в июле, а закончил в октябре 1859 года. Потому точных сведений о правках писателя нет. Известно лишь, что пьеса была в первый раз напечатана в журнале «Библиотека для чтения». Это произошло в 1860 году. В том же году она была издана отдельно. Загадочные события Через несколько месяцев после публикации пьесы началась большая шумиха вокруг этого произведения. Впоследствии она переросла в грандиозный скандал. Многие люди были уверены, что «Гроза» основана на реальных событиях. Некоторые из них даже проводили собственное расследование. В результате удалось выяснить, что описанные драматургом события частично совпадают со случаем в Костроме. Там молодая девушка сбежала из дома после постоянных конфликтов со свекровью. После чего ее тело нашли на берегу Волги. Эта идея крепко засела в головах людей. Однако спустя некоторое время предположение опровергли. Дело в том, что Островский принес свою работу в редакцию раньше, чем произошла эта ситуация. Потому ошибочную мысль причислили к категории случайных совпадений. Несмотря на это, определенная интрига вокруг пьесы оставалась. Специалисты утверждали, что писатель мог предугадать судьбу своих героев, поскольку наблюдал долгое время за их жизнью. Основная идея пьесы В своем произведении Островский хотел показать всю несправедливость устройства социума. В нем могли подавлять слабых и беззащитных людей, не оставляя им выбора. Скорее всего, писатель хотел показать обществу, что пора изменить свои взгляды. Основная идея драмы заключается в том, что нельзя жить в закоснелости, лжи и невежестве. Личностный конфликт В драме описывается нарастание внутреннего конфликта у главной героини. С одной стороны, девушка понимает, что жить в тирании нельзя. К тому же она любит Бориса. С другой стороны, Катерина испытывает чувство долга и боится согрешить. В течение всего произведения она встречается с возлюбленным, но не может оставить мужа. Социальный вопрос В своем произведении драматург отразил существующие на тот момент настроения общества. Люди стремились к изменениям.
Краткое содержание: «Гроза» Островского
Ах Батюшки беду Бог больше Борис Григорьич боюсь братец ты мой бросить будет будто вам Варенька вас ваше ведь видишь вижу Волгу воля Вот всем Входят вы глаза Глаша говорит голову Господи грех Гроза гуляет делать дело Дикой домой друг думать душу ему есть жена. Первая постановка драмы Островского «Гроза», случившаяся в Малом театре ровно 160 лет назад, стала знаковым событием для русской сцены. Именно в этом варианте "Весенняя гроза", написанная 25-летним Тютчевым, была знакома А. С. Пушкину.
Сжатый обзор
- Федор Тютчев - Весенняя гроза ~ Поэзия (Стихи известных поэтов)
- Гроза - Александр Островский
- Литературные дневники / Стихи.ру
- Гроза - Художественная литература