Битва на реке Сить, произошедшая 4 марта 1238 года ― битва монгольского нашествия на Русь, фактически завершившая разгром монголами Владимиро-Суздальского княжества. Битва на реке Сити 1238 года началась для русских воинов совершенно неожиданно. Великий князь Георгий Всеволодович объезжает на ладьях вновь завоеванные земли в устье реки Оки.
Чудо Святого благоверного князя Юрия Всеволодовича
На поле брани епископ Кирилл нашёл обезглавленное тело князя. Голову отыскали позже, и она чудесным образом присоединилась к телу. Проведённые в ХХ веке исследования мощей подтвердили, что голова князя находится на своём месте, хотя имеется след отсечения. Великий князь Георгий Всеволодович был причислен Церковью к лику святых, день его памяти 4 17 февраля.
В конце февраля князь получил известия о взятии Владимира и приближении монголов. Понимая, что помощь уже не придет, а враг близко и, видимо, узнав о разделении вражеского войска на несколько отрядов, Юрий решил выйти из лагеря и сразиться. В четвертый раз русские, во время монгольского нашествия, повторяли роковую ошибку, выводя войска из укреплений и принимая бой в поле. Вскоре авангард был окружен и разбит Бурундаем, спасшийся Дорож принес весть князю: "а уж, княже, обошли суть нас около Татары! Не ожидавший нападения монголов Юрий "сполчившися, и поидоша противу ихъ", но лишившись основной части войска, был опрокинут Бурундаем, который ворвавшись в лагерь завершил разгром русских «не имеющоу сторожи изъеханъ бысь безаконьнымъ Боурондаема, всь городъ изогна» после кровопролитной схватки Юрий был убит, а русские войска бежали «и бысть сеча зла и побегоша наши перед иноплеменники и ту убиен был князь Юрий». Из рассказа летописи о погребении князя Юрия Всеволодовича известно, что у него монголами была отрезана голова. Князь Василько Ростовский был взят в плен и казнен, о его брате Всеволоде летописи больше не упоминают, вероятно, он погиб в битве или умер позже от ран, третий брат - Владимир выжил, как и Святослав Юрьевский. В битве на Сити очередной раз проявилось тактическое превосходство монгольского войска. Князь Юрий Всеволодович не только вывел дружины с укрепленных позиций, но и разделил свое войско, что , возможно, было спровоцировано монголами, благодаря этому Бурундай имел численное преимущество на каждом этапе боя. О легкой победе монголов в этом столкновении свидетельствуют слова Рашид-ад-Дина, который передает монгольские сведения о западном походе: «Эмир этой области Ванке Юрку [Георгий] бежал и ушел в лес; его также поймали и убили. ПСРЛ Т. XV; НПЛ.
Кроме разведки был создан режим изоляции всего района Сити от внешнего мира. Причем скрытные заставы татаро-монголов, проникавшие ночами по всем дорогам и тропам, очевидно, были эшелонированными, иначе хотя бы один герой, да прорвался бы в стан князя Юрия, чтобы сообщить об опасности. Таким образом, первый оперативный отряд Бурундая скрытно сосредоточился вблизи села Воскресенского, а ярославский отряд в лесу на левом берегу Мологи выше села Ветрина, в районе потом построенной деревни Пенье теперь в зоне затопления. Второй оперативный отряд, отделившийся от отряда Бурундая в Угличе и направляющийся через Мышкин — Некоуз — частью к Станилову, а в основном к Семеновским обозам, также подошел скрытно. Этому отряду путь был ближе: до Станилова — 71 километр, а через Лацкое до Семеновского — 113 километров. О применении татаро-монголами тактики «облавы» подробно писал Тимур-Лен. Ее использование в Ситской битве подтверждено многими летописями и признано всеми исследователями. К началу битвы русские полки были расположены в следующем порядке. Первый — трехтысячный конный полк во главе с воеводой Дорожем, находился в верховье Сити, в районе селений Могилицы и Божонки, с целью своевременного обнаружения разведки противника и встречного боя с его передовым отрядом. Второй — центральный отряд — в районе селений Игнатово — Станилово — Юрьевское — Красное. Там был стан командующего, князя Юрия Всеволодовича, с оборудованными для боя позициями, с обозами в районе третьего полка. Третий отряд полк правой руки — в районе Семеновского, Игнатова рядом с Семеновским , Петровского, Ст. Мерзлеева и Великого Села, которого сейчас нет. Задачи отряда — обеспечение северного фланга русских войск и участие в главном сражении. В соответствии с тактикой русских войск того времени должен быть и запасный засадный полк. Запасный полк князя Юрия, скорее всего и был поставлен на восточном берегу Сити, так как Юрий считал его безопасным даже не вел разводку в сторону востока , а точнее между Семеновским и Красным, чтобы во время битвы полк мог идти на помощь как в стан Юрия, так и к северному полку. Все три отряда к моменту битвы были растянуты на расстояние более 100 километров. Бурундай, выйдя к Сити, точно знал расположение этих отрядов. Как от своей разведки, так и от пленных он узнал и о проходе полка Дорожа в верховье Сити мимо села Воскресенское, куда он пошел, ожидая встречи передового отряда Батыя от Бежецка, ибо он, как и Юрий, считал, что все силы врага находятся в Твери и Торжке. Итак, выйдя к Сити у села Воскресенское, Бурундай вдогонку Дорожу направил сильный отряд около одной тьмы для его уничтожения у селений Могилицы, Божонки и других. Этот отряд громил, вырезал и сжигал все на своем пути, ибо скрывать уже было нечего. Вот поэтому долгое время у многих ученых и краеведов, в том числе и у С. Мусина-Пушкина, сложилось мнение, что татаро-монголы пришли с запада — от Бежецка через Красный Холм. В действительности главные силы Бурундая пошли от Воскресенского, вниз по Сити. Второй отряд окружения, надо полагать, Бурундай направил в устье реки Верексы, в 5-8 километрах от Воскресенского, затем вверх по ней, до Ковалевского ручья и далее на север, до соединения с северным третьим отрядом окружения с целью замыкания кольца окружения. Третий, северный отряд окружения, только что упомянутый, отделился, как надо полагать, от ярославского оперативного отряда при подходе к устью реки Сити и устремился дальше вверх по Мологе на 13 километров выше до укрепленного городища Старое Холопье. Много позже на том месте построено было с. Борисоглеб с усадьбой Мусина-Пушкина. Отряд взял Старое Холопье, пошел вверх по реке Удрусе, рассыпавшись по деревням вплоть до Суминского, а через Новинку, Крутец, Ветрянку, замкнув кольцо окружения, вместе со вторым отрядом устремился через Федорково на Великое Село, Турбаново, Старое Мерзлеево, а с Халева на Покровское. Именно так, на мой взгляд, должно было произойти окружение войск князя Юрия. Такая схема «облавы» не противоречит летописям, подтверждается народными преданиями всех этих мест, отдельными заключениями ученых и краеведов. Теперь можно представить весь ход Ситской битвы. Поскольку все отряды Бурундая подошли без спешки, скрытно и действия их были заранее согласованы, то больших временных интервалов между сражениями в разных местах не было. Однако первым сражением надо считать разгром трехтысячного полка Дорожа ночью, под утро, второго марта 1238 года.
К лагерю князя Юрия, предположительно, шло не только войско Бурундая, но и отряд со стороны села Кой. Видимо, с этим отрядом и столкнулась дружина воеводы Дорожи. Высказываются некоторые предположения о том, что это могло произойти у деревни Вепрь: в конце 1970-х годов при разработке карьера здесь находили сабли и мечи, а в 1980 году археологами была найдена керамика и следы пожарищ XIII века. Летопись Троицкая. СПб, 1846. Своеобразным хранителем исторической памяти является православная церковь. В селе Божонка находится церковь Покрова Богородицы, построенная в 1858 году. Левая часть придела церкви посвящена Святому Благоверному князю Георгию Юрию. Очень своеобразна живопись храма: она выполнена в технике гризайль с преобладанием холодно-голубого тона, в росписи чётко выражена военная тематика. Самые интересные фрески находятся рядом с иконостасом: на них изображены князья Юрий Всеволодович и Василько Ростовский — оба без головных уборов, с оружием. На реке Сить расположено несколько сел и, соответственно, храмов, но подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить. Православная церковь особым образом отметила сам факт гибели на Сити великого князя Юрия Георгия , в народе — Егория. Праздник Юрьев Егорьев день отмечается в нашей местности 17 февраля, а не 9 декабря, как общепринято. В качестве престольного праздника Юрьев Егорьев день отмечается 17 февраля в шести населённых пунктах прихода села Божонка — в деревнях Макаровское, Горка, Романцево, Турчаниново, Сергеевское. Подобного факта нет ни в одном другом селе на берегах реки Сить. По решению Тверской Духовной Консистории в этот день проходили богослужения и крестный ход. Особые торжества были проведены в 1889 году — в связи с 700-летием со дня рождения князя Юрия Георгия — основателя города Нижнего Новгорода. По рассказам старожилов, раньше местные богомольцы часто ходили в город Владимир и, якобы, в одном из храмов этого города была надпись о том, что «всем, кто придёт с Божонки, оказывать всяческие почести» — в память о том, что в наших краях погиб великий князь владимирский Юрий Всеволодович. На основании вышеизложенного, мы берём на себя смелость сделать вывод: знаменитая Ситская битва произошла у села Божонка, а ниже по течению Сити были лишь небольшие локальные схватки отступавших под натиском татар отдельных частей русских войск. Память о событиях той далекой поры жива. Попкова была открыта мемориальная стела. Она представляет собой фрагмент крепостной стены, как символ того, что русские воины остановили здесь врага. Почти восемь веков назад имя небольшой речки Сить было навеки вписано в историю России. Не только энциклопедии и справочники, но и любое учебное пособие по истории, содержит информацию о Ситском сражении — одном из крупнейших в древней истории Тверской земли. Скупые строки школьного учебника, вместившие в себя судьбы тысяч людей, хранят память о трагическом событии в жизни Руси. Сохранить память о славных защитниках Отечества должны мы, живущие сегодня. Божонка требует к себе внимания. И ждёт его. Необходимо сохранить это место как археологический и историко-культурный памятник Тверской области. Этот объект, на наш взгляд, может быть включен в областную Программу развития туризма. Ведь Божонка, как и Куликово поле, — наша национальная святыня. Заведующая краеведческим центром «Истоки» п. Сонково Г. Шутова Подпишитесь на наши новости Оставьте свой электронный адрес, чтобы регульярно получать новости Ассоциации Подписаться Данные успешно отправлены.
Спасти других и погубить себя: битва на реке Сить
Поражение на Сити объясняется внезапностью татарской атаки и численным превосходством противника. В то же время в восточных источниках, таких, как «Газанова летопись» Рашид ад-Дина, сражение на Сити упоминается лишь вскользь. Гибель Юрия Всеволодовича описана, как обычная погоня монголов за укрывшимся в лесах князем. Таким образом, восточные авторы не придавали этой битве большого значения.
Среди дореволюционных русских историков не было единой точки зрения на Ситскую битву. Одни, как Н. Карамзин, видели в ней роковое стечение обстоятельств, обрекшее Русь на поражение.
Другие, как С. Соловьев, считали, что Юрий Всеволодович недооценил угрозу и принял недостаточные меры к обороне. В советской историографии Ситская битва рассматривалась, как важнейшее событие монгольского нашествия на Русь.
Отмечалась решающая роль сражения в падении Северо-Восточной Руси под ордынское иго. В то же время, делались попытки реабилитировать Юрия Всеволодовича, который якобы стремился организовать отпор врагу. Археологические свидетельства битвы Битва русских воинов на реке Сить оставила определенные археологические следы, которые изучались историками и археологами на протяжении XIX-XXI веков.
Основными объектами исследований были курганы вдоль реки Сить, где предположительно хоронили погибших воинов. Он обнаружил в насыпях останки людей, кольчужные доспехи, оружие, что позволило ему связать эти захоронения с воинами, павшими в 1238 году. В XX веке раскопки курганов проводили археологи П.
Третьяков, Б. Колчин, В. Ими были найдены наконечники стрел, копий, обломки сабель, кольчуг - вооружение и доспехи XIII века.
Эти находки также интерпретировались, как связанные с Ситской битвой. Однако другие исследователи, такие как Л. Ивановский, отрицали связь ситских курганов с событиями 1238 года.
По их мнению, курганы относились к более ранним эпохам и не могли быть могилами воинов Юрия Всеволодовича. Однозначно интерпретировать археологические находки, как непосредственные свидетельства Ситской битвы, достаточно сложно.
Столкнувшись с бойцами Батыя, владимирская армия потерпела поражение, а Всеволод вынужден был бежать обратно домой. Воодушевлённые победой монголы сначала сожгли Москву и взяли в плен младшего сына Юрия Всеволодовича — Владимира, а затем направились в сторону Владимирского княжества. Узнав о намерениях противника, Юрий Всеволодович оставил семью в столице своего княжества и двинулся за Волгу, чтобы собрать рать и дать отпор врагу. Однако план этот потерпел неудачу. Осталась цела только дочь князя, Добрава, жившая в Волынском княжестве.
Согласно Православной энциклопедии, когда великий князь Владимирский узнал от епископа Митрофана, что в одночасье потерял всю семью, заплакал и обратился к Богу с молитвой: «Господи, Боже мой! Испытание, Тобою ниспосланное, тяжело мне! Ты лишил меня, как некогда Иова, всего, что у меня было. Жена и дети мои погибли. Взяты Тобою и люди, вверенные Тобою же моей державе. Что же делать мне? Но эта кровь множества людей, не повинных в наших грехах?
Священнослужитель доставил тело Юрия Всеволодовича в город Ростов, где его похоронили в каменном гробу в соборном Богородичном храме. Спустя некоторое время была обнаружена отрубленная голова великого князя Владимирского, которую привезли и приложили к телу. В 1239 году младший брат Юрия, Ярослав Всеволодович, ставший новым великим князем, торжественно перенёс останки родственника в столичный собор Успения Пресвятой Богородицы. Присутствовавшие на траурном мероприятии люди увидели первое преславное чудо: отрубленная монгольским мечом и приставленная позже голова Юрия Всеволодовича приросла к телу, а правая рука воздалась вверх. На этот счёт даже есть описание в «Книге Степенной царского родословия»: «Святая глава его тако совокупно прильпе к честному телеси его, яко ни следа видети отсечения на выи его, но вся составы целы и неразлучьны… Еще же и рука его десная выспрь бяше воздеяна видети, еюже, яко жив, показуя подвиг своего совершение». Канонизация В 1645 году гроб Юрия Всеволодовича, который находился во владимирском соборе Успения Пресвятой Богородицы в возглавии гробниц его погибших отроков — Всеволода, Мстислава и Владимира, был вскрыт. Тогда же произошло обретение мощей. И 5 января 1645 года началась процедура его канонизации Русской православной церковью, инициированная патриархом Иосифом. В тот же день останки великого князя были переложены в «сребропозлащенную гробницу» раку , и Юрий Всеволодович вошёл в сонм святых под своим крестильным именем святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. В ходе изучения специалисты обнаружили нетленность его останков, и в соответствующем акте оставили запись следующего содержания: «У влк.
Георгия, убитого в бою с татарами… в котором ему была прочь отсечена голова, последняя оказалась приросшей к телу, но так, что можно было заметить, что она раньше была отсечена, так что и шейные позвонки были смещены и срослись неправильно».
Израненного князя ростовского Василько Константиновича 07.
Оба князя — доблестные защитники Русии и веры Православной, причислены церковью к лику Святых. В сражении на Сити погиб ярославский князь Всеволод Константинович 18. Тело его среди тысяч павших в той кровавой сече не было найдено.
Князьям Святославу Всеволодовичу 27. На берегах Сити остались тысячи тел русских воинов - безвестных дружинников и простых ополченцев, отчаянно рубившихся мечом и топором, защищая свою землю, свою веру. Но и ордынцев немало полегло в землю русскую.
Не доходя до него 100 километров, ордынцы повернули на юг - в степи, для восстановления сил.
Юрий Всеволодович - биография, новости, личная жизнь
Битва Юрия Всеволодовича и татаро-монголов (во главе Багу) на реке Сить в 1238 году. Битва на реке Сить. Битва Юрия Всеволодовича и татаро-монголов (во главе Багу) на реке Сить в 1238 году. Битва на реки Сити с монголами произошла 4 марта 1237 года и считается ключевым сражением, ее итоги повлияли на дальнейшие действия монголов и стали предпосылкой формирования вассалитета русских князей перед ханами Золотой Орды. Битва на реке Сити, или Ситская битва[1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 года между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая.
Голова приросла обратно: что поразило учёных, вскрывших гробницу великого князя Юрия Всеволодовича
На наш взгляд если основываться на том же историческом факте, наиболее вероятна дата Ситской битвы 2 марта 1238 года, так как Бурундай спешил на помощь главным силам хана Батыя, уже взявшим Тверь 21 февраля 1238 года и штурмующим Торжок вторую неделю. После чего Бату-хан должен был пойти на Новгород. В случае недостаточно оправданной задержки Бурундай рисковал отсечением головы. Других наказаний у хана не было. Поэтому Бурундай прошел этот путь за 1,5-2 дня. Однако, по мнению С. Мусина-Пушкина, высказанному в его книге «Очерки Моложского уезда», Ширенский лес находился на границе Угличского и Романово-Борисоглебского уездов, где, как он утверждает, было урочище Ширены и пустоши Васили.
Однако на территории Раменского сельсовета нынешнего Борисоглебского округа протекает река Ширенка, а в 10 километрах на территории Ярославского округа находится село Ширенье. От места Ситской битвы до реки Ширенки через Мышкин около 100 километров. Следовательно, этот отряд шел двое суток. Отсюда следует, что Ситская битва произошла 2 марта 1238 года. Следует заметить, что на урочище Ширены или на реку Ширенку не мог идти Бурундай, так как этот путь уводил бы их к юго-востоку, а не на запад — к Торжку и Новгороду. Пленных с князем Васильком вел другой небольшой отряд которому было поручено увезти награбленное и пленных.
В настоящее время по вопросу о месте сражения ученые и краеведы пришли в основном к единому мнению, заключающемуся в том, что в районе селений Могилицы и Божонки было сражение с полком Дорожа Дорофея Семенова ; в районе селений Игнатова, Станилова, Юрьевского, Красного — битва центрального полка под командованием самого князя Юрия Всеволодовича на реке Сить было три деревни с одинаковым названием «Игнатово»: около Сысоева, около Станилова и рядом с Семеновским ; признается сражение в районе селений Семеновское, Игнатово, Княгинино, Покровское, Великое Село, однако умалчивается размах этой битвы, ибо памятник погибшим воинам стоит напротив Игнатова, близ Станилова, что не совсем справедливо. Битва на реке Сити. Большинство ученых и краеведов признают два направления движения отрядов татар на Сить. Первое — с верховьев Сити от Коя, второе — от устья Сити. Но нет твердого мнения, откуда пришли отряды к устью Сити и к Кою. Были тщательно разработаны планы захвата Переяславля, Ростова, Ярославля, Твери, Торжка, Вологды, Галича который так и не смогли взять и Ситской битвы.
Были и другие задачи, например заготовка кормов приблизительно на 300000 лошадей и продовольствия более чем на 100000 , всадников и др. Взяв Владимир 7 февраля 1238 г. Преодолев расстояние в 205 километров за двое с половиной суток, приступили к штурму Твери. Ситская битва произойдет после взятия Твери 2 марта 1238 года официальная дата 4. Вот почему князь Юрий ожидал нападения татаро-монголов от Твери, через Бежецк и Красный Холм по кратчайшему пути. Юрий ошибочно считал, что у Батыя в Твери и Торжке все его силы.
Можно упрекнуть князя Юрия в отсутствии дальней разведки в южном и юго-восточном направлениях. Некоторые летописи отмечают, что стражи Юрия проспали врага. Из вышесказанного можно сделать еще один важный вывод, а именно — главные силы Бату-хана не участвовали в Ситской битве, и не могли участвовать, так как в это время они вели самый тяжелый, двухнедельный штурм Торжка. У них не было времени участвовать и в штурме Ростова Великого и Суздаля. Там были другие отряды. Интересен вывод о скорости передвижения хана Батыя, Он дает возможность определить примерные сроки взятия других городов.
Получается, что средняя скорость их передвижения была около 80 километров за сутки. Это максимально возможная скорость движения зимой.
Последние жители и защитники города заперлись в соборной церкви Пресвятой Богородицы. Монголы обложили церковь хворостом и подожгли её — в огне погибли все, в том числе и великокняжеская семья… После этого орда рассыпалась на отдельные отряды и начала методичное уничтожение последних русских городов Владимирского княжества. А хан Батый отдал приказ найти князя Юрия и принести его голову… Князя обнаружил монгольский полководец Бурундай. Его 30-тысячный отряд в начале марта неожиданно обрушился на русский лагерь, стоявший на реке Сить, куда стекались созванные Юрием русские дружины из Углича, Ростова Великого, Ярославля и прочих северных городов.
Удар был настолько неожиданным, что застал русских врасплох, а битва превратилась в форменное избиение растерявшихся русских воинов, которые бросились бежать. Но преследовавшие их конные татары были беспощадны. По словам летописцев, «убиен быс великии князь Юрий Всеволодич на рице на Сити и вой его мнози погибоша»… Мы не местные Историки до сих пор спорят о причинах столь унизительного поражения. Да, сам князь явно не был выдающимся полководцем, да, он явно находился в страшной депрессии после известия о гибели стольного града и всей своей семьи. Однако рядом находились опытные воины, вроде родного племянника, ростовского князя Василько Константиновича, которые умели и даже любили воевать. К тому же русский лагерь находился в лесной глуши, со всех сторон окружённый не только дремучим и практически непроходимым лесом, но и болотами, реками, которые не замерзали даже зимой… Складывается ощущение предательства — кто-то, кто хорошо знал эту местность, специально навёл монгол на русский лагерь, да ещё так, что вражеская конница подошла к русским практически незаметно для сторожевых застав.
Вопрос — кем был этот предатель? Увы, стоит признать, им тогда на Руси мог быть кто угодно. Напомню, что это были времена феодальной раздробленности, когда понятия единого отечества и единой родины практически не существовало. Городские жители ощущали себя прежде всего рязанцами, нижегородцами, владимирцами, киевлянами и т. Даже христианская православная вера ещё не играла той великой объединительной роли, каковую она станет играть позже.
Согласно традиционной интерпретации сюжета, это изображение вел. Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и 5 его сыновей, родившихся к моменту строительства храма, в т. Георгий Всеволодович Воронин Н. Зодчество Северо-Вост. Изображения Георгия Всеволодовича без индивидуальных особенностей, но с возрастной характеристикой, присутствуют на миниатюрах Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. Константином и битва на р. Липице, Георгий Всеволодович садится на вел. Новгорода и др. Судя по сохранившейся росписи Архангельского собора Московского Кремля 1652-1666 гг. Одно из ранних изображений сохранилось на иконе блгв. Александра Невского с 36 клеймами жития кон. XVI - нач. XVII в. Житие Александра Невского в станковой живописи нач. Единоличные образы святого появились, очевидно, вскоре после обретения его мощей в связи с их почитанием, хотя могли существовать и немного раньше, т. На крышке серебряной раки, устроенной в 1645 г. Троицы Ветхозаветной; позднее икона стояла в местном ряду иконостаса Успенского собора Антонова, Мнева. Тогда же, ок. Почти без изменений и с образом Св. Троицы вверху рисунок повторяется на шитой иконе сер. Скорее всего ок. Гурия Казанского ГММК; с 1681 находился в алтаре Благовещенского собора Московского Кремля , в технике высокой чеканки, с близким, но поясным типом изображения блгв. Важной особенностью ранней иконографии Георгия Всеволодовича является изображение доспехов, которое отличает его от других русских князей, как правило представленных в плащах или шубах. Стремление подчеркнуть воинское достоинство св. Георгий Всеволодович именуется «добропобедным Христовым мучеником» - Путь к граду Китежу. Другим необычным для русской княжеской иконографии признаком является появление головного убора в виде закрытого венца с городчатым ободом, сближающее изображения Георгия Всеволодовича на крышке раки и покрове с образом мч. Возможно, эта деталь подчеркивала принадлежность Георгия Всеволодовича к династии владимирских вел. Этот типичный извод княжеской иконографии с некоторыми вариациями встречается в храмовых росписях сер. Георгий Всеволодович с благословляющей десницей , в Архангельском соборе Московского Кремля - одеяния святого, в т. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. В это же время создана серебряная позолоченная пластина 1656 г. Сергия Радонежского в Крапивниках в Москве. К реликвиям имп. Судя по сохранившимся памятникам, особая роль в создании произведений с изображением Георгий Всеволодович принадлежала патриарху Иосифу, очевидно, уроженцу Владимира, инициатору обретения мощей блгв. С его именем связано не только изготовление раки и надгробного покрова святого, но и заказ росписей в соборе Княгинина монастыря, где образ Георгий Всеволодович занимает одно из важных мест. У предстоятеля хранилась икона Г. Георгий Владимирский. По-видимому, по заказу патриарха лучшими московскими мастерами была выполнена и Владимирская икона Божией Матери в киотной раме с избранными святыми, сер. ГВСМЗ; судя по составу изображений, происходит из Успенского собора во Владимире : на правом поле серебряного с позолотой оклада помещен килевидный киотец с образом Георгия Всеволодовича в молении, без типичных для его ранней иконографии меча и мученического креста; на левом поле - мч. Димитрий Угличский. Парное изображение этих святых располагается и на верхнем поле киотной рамы: здесь Георгий Всеволодович представлен без доспехов, с поднятыми руками, продетыми в рукава шубы, в повороте к изображенному фронтально св. Сочетание изображений 2 святых может быть объяснено текстом описания погребений владимирского Успенского собора в сборнике XVII в. Иосифа патриарха... История кафедр. Успенского собора в губ. Владимир, 1905. Вероятно, идея уподобления владимирского блгв. Их изображения соседствуют и в росписи юго-зап. Иконописный подлинник. XIX в. Подлинник иконописный. Достаточно скупое описание внешности Георгия Всеволодовича предложено в руководстве 1910 г. Фартусова: «Типа русскаго, средних лет, со средней величины бородой; в одежде русских князей» Фартусов. Руководство к писанию икон. Во владимирских землях большое распространение получили изображения Георгия Всеволодовича вместе с другими особо почитаемыми там святыми - прежде всего, с его князьями-сродниками.
В 1217 году волжские болгары дошли до Устюга, но ответные меры были предприняты только после смерти Константина и прихода Юрия к власти, в 1220 году. Юрий послал большое войско под предводительством брата Святослава; войско дошло до города Ошеля на Волге и сожгло его. В то же время ростовский и устюжский полки по Каме пришли в землю болгар и разорили много городов и сел. В устье Камы обе рати соединились и вернулись домой. Болгары в ту же зиму прислали послов просить мира, но Юрий им отказал. В 1221 году он сам хотел идти против болгар и выступил к Городцу. По пути его встретило второе болгарское посольство с такой же просьбой и вновь получило отказ. В Городец явилось третье посольство с богатыми дарами, и на этот раз Юрий согласился на мир. Тогда же построил он в новом городе деревянную церковь во имя Архистратига Михаила впоследствии Архангельский собор , а в 1225 году заложил каменную церковь Спаса. Основание Нижнего Новгорода повлекло за собой борьбу с мордвой, с использованием разногласий между ее князьями. В 1226 году Юрий посылал против нее братьев Святослава и Ивана, а в сентябре 1228 года племянника Василька Константиновича ростовского; в январе 1229 года он сам ходил на мордву. После этого мордва напала на Нижний Новгород, а в 1232 году ее усмирял сын Юрия Всеволод с князьями рязанскими и муромскими. Противники распространения владимирского влияния на мордовские земли были разгромлены, но спустя несколько лет, во время монгольского нашествия, часть мордовских племен выступила на стороне монголов. Юрий организовал походы в помощь своим бывшим противникам по Липицкой битве: смоленским Ростиславичам, разбитым монголами на Калке - в 1223 году в южнорусские земли во главе с его племянником Васильком Константиновичем, которому, однако, не пришлось сразиться: дойдя до Чернигова, он узнал о поражении русских и возвратился во Владимир; и в 1225 году - против литовцев, разорявших смоленские и новгородские земли, закончившийся победой Ярослава под Усвятом. В 1222-1223 годах Юрий дважды посылал войска, соответственно во главе с братьями Святославом под Венден и Ярославом - под Ревель на помощь эстам, восставшим против Ордена меченосцев. В первом походе союзниками русских выступили литовцы. Согласно «Хронике» Генриха Латвийского, в 1224 году был начат и третий поход, но русские войска дошли только до Пскова. Русские летописи относят примерно к тому же времени конфликт Юрия с новгородской знатью. Всеволод Юрьевич был вывезен своими сторонниками из Новгорода в Торжок, куда в 1224 году к нему пришел с войском отец.
Последний прорыв: как стечение обстоятельств спасло Европу от монгольского нашествия
От места Ситской битвы до реки Ширенки (через Мышкин) около 100 километров. 773 года назад произошла известная битва на реке Сити между князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Но великий князь Юрий Всеволодович еще не мертв, он продолжает драться со старшей дружиной, вставшей намертво вокруг него. Битва на реке Сить, или Ситская битва[1] — сражение, произошедшее 4 марта 1238 г. между войском владимирского князя Юрия Всеволодовича и корпусом Бурундая. Восточную Русь в 1237-1238 годах. Великий князь Юрий Всеволодович ранее начал новый сбор войск на реке Сити.
Ситская битва
Сражения. Битва на реке Лех август 955 г. Гибель в битве Великого Князя Юрия Всеволодовича Сражение произошло 4 марта 1238 г. на реке Сить, притоке р. Мологи, между войсками Великого Князя Владимірского Юрия Всеволодовича и монгольского темника Бурундая. у реки Сить, притока Мологи, дождаться братьев, Ярослава и Святослава Всеволодовичей. 4 марта 1238 г. к северу от Владимира на реке Сити часть войска Батыя во главе с темником Бурундаем неожиданно встретила войско князя Юрия Всеволодовича.