Новости всеволод мейерхольд биография

Краткая биография Всеволода Мейерхольда, ссылки на некоторые его работы (eng). В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью. Мейерхольд Всеволод Эмильевич, Подробные биографии известных людей, оставившие свой след в истории человечества. Есть официальные биографии, а есть и история настоящей жизни, которую мы не всегда знаем. В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию. Символично, но именно в Год Театра, 9 февраля, исполняется 145 лет со дня рождения великого Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

Биография Мейерхольда Всеволода Эмильевича

  • Всеволод Мейерхольд: Темный гений
  • фотографии >>
  • Гений биомеханики: Всеволод Мейерхольд
  • Всеволод Мейерхольд — великий режиссёр и приспособленец
  • Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД. Досье на звезд: правда, домыслы, сенсации. Их любят, о них говорят

150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда: подробная биография режиссера

Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда до 1902 года тесно связана с деятельностью в Художественном театре. Мейерхольд Всеволод Эмильевич – актер, режиссер, педагог, создатель авангардного театра. Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх. Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. В конце 80-х гг. прошлого века на заре перестройки вдруг в печати стало к месту и не к месту склоняться имя Всеволода Мейерхольда.

Рыцарь и Мученик театра: Всеволод Мейерхольд

Классы речевой подготовки и углублённого музыкального воспитания внедряли в сознание актёров чувство ритма сценического существования, мелодики речи. Студию посещали молодые артисты Александринского театра. В открытый для публики вечер Студии три показа в феврале и марте 1914 года входили этюды, пантомимы, интермедии, сочинённые самостоятельно студийцами или являвшиеся вариациями на темы классической драматургии. Концертный зал был арендован для занятий Студии Вс. Квартира Мейерхольда в 1915 году. Здесь также проходили заседания редакции журнала Студии Мейерхольда «Любовь к трём апельсинам». Таврическая ул. Дом Дернова «Башня» в такой архитектурной форме была построена квартира Вячеслава Иванова с 1905 по 1912 год стала своеобразным клубом творческой интеллигенции Петербурга. На еженедельных ночных собраниях по средам авторы здесь впервые читали свои произведения, проходили их обсуждения и дискуссии на философские темы. Как писал Николай Бердяев, "образовалась утонченная культурная лаборатория, место встречи разных идейных течений. Мистический анархизм, мистический реализм, символизм, оккультизм, неохристианство — все эти течения обозначились на средах, имели своих представителей.

Это была сфера культуры, литературы, но с уклоном к предельному». В 1910 году с участниками этих собраний Мейерхольд поставил любительский спектакль «Поклонение кресту» по пьесе Педро Кальдерона. В сегодняшних понятиях можно отнести эту постановку к перформансам, в то же время с ориентацией на стиль испанского барокко. Этот опыт стал частью реализации программы «театрального традиционализма». Для публичного показа пьеса была цензурой не разрешена в силу религиозного содержания , Мейерхольд повторил постановку на территории Финляндии летом 1912 года в дачном посёлке Териоки теперь Зеленогорск с участием профессиональных артистов. Моховая ул. Тенишевское училище Аудиторию училища арендовали для концертов, спектаклей, дискуссий, съездов партий. Здесь Мейерхольд неоднократно читал лекции, в 1912 году в составе бальмонтовского вечера показал постановку его драмы «Три расцвета». В 1914 году на трёх конференциях Conference авторы журнала «Любовь к трём апельсинам» подробно изложили идеи нового театра, который рождался под руководством Мейерхольда. В апреле 1914 года тут прошли блоковские спектакли с участием студийцев Бородинской — премьера «Незнакомки» и третья мейерхольдовская версия «Балаганчика» после постановок в Театре Комиссаржевской и в Минске.

В этом зале в 1918 году была организована читка пьесы Владимира Маяковского «Мистерия-буфф» для набора актёров к участию в постановке Всеволода Мейерхольда. Аудиторию училища арендовали для концертов, спектаклей, дискуссий, съездов партий. Галерная ул, 33. Особняк С. Шебеко Здесь в 1910 году открылся театр-кабаре «Дом интермедий». В программу первого цикла вошла пантомима «Шарф Коломбины», поставленная Мейерхольдом по новой пьесе Артура Шницлера с музыкой Эрнста Донаньи в декорациях Николая Сапунова. Пантомимический спектакль сочетал разные типы театрального движения: традиционную пластику комедии дель арте, танец, классическую пантомиму и мизансцены драматического театра. Константин Станиславский назвал эту постановку «маленьким шедевром Мейерхольда», оценив сочетание драматизма и игровой стихии. Во вторую программу «Дома интермедий» вошла стилизованная под старинное представление комическая пьеса Евгения Зноско-Боровского «Обращённый принц» в гротескной постановке Мейерхольда с декорациями Сергея Судейкина. В деятельности за пределом императорских театров Мейерхольд с этого времени выступал под псевдонимом Доктор Дапертутто персонаж новеллы Гофмана «История о потерянном отражении».

Здесь в 1910 году открылся театр-кабаре «Дом интермедий». Михайловская, д. Дворянское собрание В ноябре 1911 года в программу «Ломоносовского вечера», посвящённого культуре XVIII века, была включена пантомима «Арлекин — ходатай свадеб», поставленная Мейерхольдом по сценарию В. Эта пантомима исполнялась позднее в квартире Фёдора Сологуба и Анастасии Чеботаревской, известной как «Салон на Разъезжей», где устраивались приёмы и маскарады Разъезжая ул. В ноябре 1911 года в программу «Ломоносовского вечера», посвящённого культуре XVIII века, была включена пантомима «Арлекин — ходатай свадеб», поставленная Мейерхольдом по сценарию В. Дом Карабчевского В этом частном особняке проходили музыкальные вечера, здесь выступали Шаляпин и Кшесинская, а Мейерхольд в 1912 году показал пантомиму «Влюблённые» в исполнении своих учеников. В этом частном особняке проходили музыкальные вечера, здесь выступали Шаляпин и Кшесинская, а Мейерхольд в 1912 году показал пантомиму «Влюблённые» в исполнении своих учеников. Театральная площадь, 2, кв. Здесь Мейерхольд жил в первой половине 1910-х годов. На доме установлена мемориальная доска единственная в Петербурге, посвящённая Мейерхольду.

Фонтанки, 65. Театр Литературно-художественного общества Малый театр, с 1913 года — Театр А. Суворина По приглашению дочери основателя театра — Анастасии по сцене Астры Сувориной, ученицы Мейерхольда, он поставил здесь в 1913 году мелодраму французских авторов Филиппа Нозьера и Шарля Мюллера «Севильский кабачок» и в 1914 «Мадемуазель Фифи» Ги де Мопассана в её переводах, впоследствии проходил с ней новые роли Адриенну Лекуврер и др. В 1916—1917 годах Мейерхольд являлся заведующим художественной частью театра. По приглашению дочери основателя театра — Анастасии по сцене Астры Сувориной, ученицы Мейерхольда, он поставил здесь в 1913 году мелодраму французских авторов Филиппа Нозьера и Шарля Мюллера «Севильский кабачок» и в 1914 «Мадемуазель Фифи» Ги де Мопассана в её переводах, впоследствии проходил с ней новые роли Адриенну Лекуврер и др. Казанская пл. Адрес редакции журнала «Любовь к трём апельсинам» в 1915—1917 годах. Здесь Мейерхольд жил в 1916—1917 годах. Художественное бюро Добычиной переехавшее с наб. В подвале в 1916 году было открыто артистическое кабаре «Привал комедиантов».

Мейерхольд должен был руководить художественной частью под псевдонимом Доктор Дапертутто. Судейкин создал для него особый костюм. Здесь Мейерхольд поставил вторую версию спектакля «Шарф Коломбины» 1916.

В 1898 году окончил училище и вместе с другими выпускниками О. Книппер, И. Москвин вступил в труппу создаваемого Московского художественного театра.

Так большевик Мейерхольд оказался «под белыми». Там его, действительно, арестовали, но обошлись мягко: давали читать книги из библиотеки и позволили поставить прямо в тюрьме спектакль. Чтобы задействовать всех арестантов — а их в камере набралось пятьдесят, Мейерхольд избрал многолюдного «Бориса Годунова». Раздевал ли он бояр донага, как предположил Булгаков в «Роковых яйцах» — осталось неизвестным.

В конце концов, благодаря униженным просьбам и неустанных хлопотам жены, Мейерхольда выпустили на поруки. В марте 1920 года в Новороссийск вошли войска Красной Армии, и семья получила возможность уехать. Предполагалось, что скоро они воссоединятся. Кто же мог предположить, что через несколько месяцев Мейерхольд встретит Райх? Кстати, после развода с Ольгой он почти прекратил отношения и с дочерьми. Говорил: «Не хочу, чтобы мне рожали внуков — еще не хватало мне старости! Горе тому, кто зависел от него, как от человека». И в Москве очень скоро в полной мере оценили эти «горе» и «счастье». Началось с того, что Луначарский назначил Всеволода Эмильевича заведующим Театральным отделом Наркомпроса — что-то вроде комиссара советских театров. Мейерхольд стал носить шинель, гимнастерку, брюки-галифе, военную фуражку с приколотой фотографией Ленина.

Пристрастился к фразе: «Я говорю вам от имени революции! И перенял хамоватый, бесцеремонный пролетарский стиль. Друзья качали головами: «Только прирожденный актер может так вжиться в образ! Администратором Мейерхольд оказался смелым, но очень плохим. Его идеи были одна завиральнее другой. К примеру, упразднить профессиональных актеров и предоставить возможность рабочим и крестьянам самим играть на сцене — в свободное от основной работы время мол, что будет хорошего, если артист будет целый день болтаться в театре? Ну а для быстрого обучения пролетариев актерскому ремеслу Мейерхольд планировал применять биомеханику — им же самим разработанную систему гимнастических упражнений, которая позволит исполнителю роли механически выполнить поставленную режиссером задачу. Заменить театральные билеты жетонами и раздавать их трудящимся и красноармейцам бесплатно по какой-то невероятно сложной и запутанной системе. Луначарский только и успевал отменять все это! Упражнение по биомеханике: Стрельба из лука.

Там ударялись в отчаянную «левизну»: с лож содрали перила, с потолка — лепнину, оголили стены до кирпичной кладки, повсюду развесили плакаты и лозунги. Актеры все-таки профессиональные — Мейерхольд быстро убедился, что с одними рабочими и крестьянами театральной каши не заваришь! Зрителям разрешилось лузгать семечки и курить махорку, но вменялось в обязанность заполнять длиннющие опросные листы — так Мейерхольд «нащупывал» интересы новой, пролетарской аудитории. При этом Мейерхольд был одержим настоящей шпиономанией. Во время каждой репетиции несколько раз прерывался, чтобы осмотреть зал — нет ли здесь каких-либо недругов? Во время спектаклей стоял за кулисами и, прищурившись, напряженно следил за игрой актеров: нет ли какого саботажа? Спиной чувствуя его неподвижный, полубезумный взгляд, бедняги нервничали и играли значительно хуже, чем на репетициях — что, кстати, и считалось саботажем. Мейерхольда многие всерьез боялись. На всех заседаниях, собраниях и съездах он неизменно устраивал сумбур и скандал с истерическими криками, проклятьями, обвинениями вроде: «Вы — охвостье Чайковского! Гнездо реакции!

Враги революции! Наконец, в феврале 1921 года Всеволода Эмильевича сместили с комиссарского поста — ко всеобщему облегчению, не исключая и Луначарского. Сцена из спектакля «Баня» по Маяковскому. В главной роли И. И проруководил им долгих пятнадцать лет! При этом судился со своими актерами по пустякам был однажды даже оштрафован на 300 рублей за клевету, когда он в очередной раз подал в суд на группу «саботажников», посмевших уволиться из театра и вечно опасался, что кто-то из обиженных его застрелит. Он почему-то предчувствовал, что погибнет от пули… А вот Зинаиде Николаевне напророчили нож — крепко не любившие коллеги вечно шептали ей в спину: «Хоть бы скорее ее зарезали! Не прибили, не отравили, а именно зарезали. Ты отступаешь, ты дрожишь от холода, подставляя копну волос бурному ветру суровой зимы, ты потерял чувство дороги, — мастер, ты гибнешь, величественный, негнущийся Мейерхольд! Решено было вернуться.

Мейерхольд оставался в фаворе у советской власти еще несколько лет. В изданной в 1933 году толстенной «Истории советского театра» он — единственный — был прямо обозначен, как гениальный режиссер. Он по-прежнему входил во всевозможные комиссии и комитеты — вплоть до 1936 года. Но к этому времени художественные пристрастия новой власти стали стремительно меняться. В советской литературе образцом для подражания был объявлен Горький, в архитектуре — Жолтовский со своими арками и колоннами, в кино — «Чапаев», а в театральном искусстве — МХАТ. Авангарду в советском искусстве пришел конец, его теперь стали именовать ругательным словом «формализм». Вот тут-то Мейерхольду и стали припоминать «грешки»: и выезд за границу, слишком похожий на попытку эмиграции, и использование в спектаклях произведений опального Шостаковича в музыке ведь тоже формализму был дан бой, в 1936 в «Правде» вышла разгромная статья про Шостоковича «Сумбур вместо музыки». Действительно же — создателю Красной армии…. Словом, стоило в газете один раз появиться подлому словечку «мейерхольдовщина», и началось! Отречения учеников, клятвы «вывести на чистую воду», требования «покончить», рекомендации «разоблачить»… Постановка «Бориса Годунова», на которую Мейерхольд только-только окончательно решился, была запрещена.

Может, дело и дошло бы до голых бояр на трапеции — кто ж теперь скажет? Ведь театр был закрыт еще до первой репетиции… Последним спектаклем Мейерхольда и Райх стала «Дама с камелиями» — отчасти это была попытка задобрить власти: мол, и мы возвращаемся к классике, решительно отказываемся от формализма и намерены отныне идти благонадежной дорогой соцреализма. И последние слова героини: «Ты видишь, я улыбаюсь, я сильная… Жизнь идет», — Райх, говорят, произносила с настоящей актерской силой. Затем она опускалась в кресло спиной к зрителям. После долгой паузы левая рука ее падала с подлокотника и повисала как плеть. Так Мейерхольд показывал смерть. Когда вечером 7 января 1938 года рука Райх повисла в воздухе — это действительно был конец. Была даже иллюзия, что все наладится — Райх взяли в театр Ленсовета, Мейерхольда приютил Станиславский в оперном театре. На первое занятие оперной студии он пришел в мятом костюме, с небрежно завязанным галстуком, нечесаный. У Станиславского сердце сжалось от жалости.

Сломали человека! Кажется, Мейерхольда горячо, до умопомрачения жалела и Райх.

Посмотрев неординарный спектакль, Мейерхольд понял, что театр — его призвание и перешёл из университета на актёрский курс театрально-музыкального училища при Московском филармоническом обществе к соратнику Станиславского, режиссёру и драматургу Владимиру Немировичу-Данченко. В 1898 году он, один из 14 избранных выпускников, стал участником труппы только что созданного его педагогами Московского Художественного общедоступного театра. За два сезона им было сыграно 18 ролей, но слава пришла к Мейерхольду не на актёрском поприще. Режиссура В 1902 году начинающий режиссёр осуществил свои первые постановки. Вместе с группой актёров после ряда разногласий с Немировичем-Данченко он покинул Художественный театр и создал «Товарищество новой драмы» в Херсоне. С актёром Александром Кошеверовым Мейерхольд ставил пьесы того же А.

Чехова, Г. Гауптмана, М. Горького и А. За три сезона было создано порядка 200 спектаклей. Именно тогда в мейерхольдовских постановках зародился неповторимый «почерк» — ставились акценты не на психологизме как у Станиславского , а на внешней выразительности и пластике. Недавно возникший театр много гастролировал. Но поскольку провинциальные города были неподходящим местом для творческих экспериментов, Мейерхольд уехал в Москву, где Станиславский предложил талантливому ученику совместную работу по созданию филиала МХТ — Театра-студии на Бородинской. В качестве режиссёра в 1905 году Мейерхольд готовил три спектакля, однако им не суждено было выйти, поскольку на генеральных репетициях Станиславский категорически отверг выбранный Мейерхольдом способ построения мизансцен и закрыл студию.

Всеволод Мейерхольд в театре ставит спектакль Новым этапом творческих исканий Мейерхольда было сотрудничество с петербургской актрисой Верой Комиссаржевской. Он стал главным режиссёром её Драматического театра на Офицерской улице и поставил там 13 спектаклей, воплотив, наконец, свои некоторые идеи по созданию зрелищного театра. Его постановка «Балаганчика» А. Блока в 1907 году положила начало так называемого «условного театра», идущего от текста, а не от действия. Однако и этот спектакль, и постановки по пьесам уже популярных авторов интеллектуальной драмы Г. Ибсена, М. Метерлинка, Л. Андреева не принесли успеха театру на Офицерской, публика всё реже стала посещать студию.

Вера Фёдоровна, как бы она не обожала Мейерхольда и его творчество, вынуждена была его уволить. И всё же «Балаганчик» Мейерхольда вызвал большой резонанс как в зрительских кругах, так и среди критиков Петербурга. Мнения были диаметрально противоположные. Но так или иначе, спектакль стал явлением в театральной жизни столицы и автора постановки пригласили сначала в Мариинский, а затем в Александринский театр освежить закоренелое ритуальное однообразие и академизм этих театров. Он страстно проработал в императорских театрах 10 лет, постоянно конфликтуя с их изнеженными высокомерными актёрами. В экспериментальном духе Мейерхольд сумел поставить 21 драму и 10 музыкальных спектаклей, включая шедевральный «Маскарад» по М.

Всеволод Мейерхольд

Всеволод Мейерхольд: биография, творчество, карьера, личная жизнь В 20-м году, режиссер Всеволод Мейерхольд к третьей годовщине Октября, поставил драму бельгийского поэта Верхарна “Зори”.
Всеволод Мейерхольд: авангардистские опыты, биомеханика и след в литературе Интересная биография русского советского театрального режиссёра, актёра и педагога Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд - Экспресс газета А Всеволод Эмильевич Мейерхольд ко дню своего рождения — 28 января 1940 года — получил, наконец, копию своего обвинительного заключения.
История Всеволода Мейерхольда: за что расстреляли гениального режиссера Мейерхольд Всеволод Эмильевич (настоящие имя и фамилия Карл Казимир Теодор Мейерхольд, нем.
Мейерхольд, Всеволод Всеволод Мейерхольд — великий режиссер, новатор, реформатор сцены — до конца своих дней был предан единственной женщине, актрисе, которую сам же и создал, — Зинаиде Николаевне Райх.

Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД

2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры. Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? Здесь, Всеволод Мейерхольд разработал собственный стиль режиссуры, «Биомеханику», который включал в себя жест, танец и творческое использование пространства. Все́волод Эми́льевич Мейерхо́льд (при рождении Карл Казимир Теодор Майерхольд; нем. Karl Kasimir Theodor Meyerhold, впоследствии Мейерхольд-Райх; 28 января [9 февраля] 1874. Всеволод Мейерхольд с выпускниками первого набора ГЭКТЕМАСа, 1926. Всеволод Мейерхольд остался в истории как великий русский актер, педагог, народный артист Республики, а также теоретик и практик театрального гротеска.

Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд

Знай наших! Всеволод Мейерхольд – создатель революционного театра О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.
Как был убит великий советский режиссер Мейерхольд Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней.
2 - 9 февраля Дни Памяти Всеволода Эмильевича Мейерхольда «Театр покойного Всеволода Мейерхольда, погибшего, как известно, в 1927 году при постановке пушкинского „Бориса Годунова“, когда обрушились трапеции с голыми боярами, выбросил движущуюся разных цветов электрическую вывеску.
149 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда 2 февряля – Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД Вокруг личности этого режиссера всегда бушевали споры.

Травля Мейерхольда

Всеволод Мейерхольд – советский актер и режиссер, без сожаления ломавший стереотипы классического театра. 20 июня 1939 года в 9 часов утра в своей квартире на набережной Карповки в Ленинграде был арестован прославленный театральный режиссер Всеволод Мейерхольд. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился (28 января) 9 февраля 1874 года в Пензе, в обрусевшей немецкой семье, где воспитывалось восемь детей – у Карла было пять братьев и две сестры. В студию к Мейерхольду будущая актриса пришла молодой и амбициозной — Зинаиде на тот момент только исполнилось 25 лет.

Мейерхольд, Всеволод Эмильевич

Статья автора «» в Дзене: Два главных события блистательной и трагической судьбы Всеволода Мейерхольда случились в феврале: 9 февраля 1874 года он родился, 2 февраля 1940-го погиб. С 1907 года Мейерхольд занимал пост главного режиссёра двух императорских театров в Петербурге — Александринского и Мариинского. Биография Всеволода Мейерхольда. Актер, режиссер, педагог, один из реформаторов театра Всеволод Эмильевич Мейерхольд (настоящее имя – Карл Казимир Теодор Мейергольд) родился 9 февраля (28 РИА Новости, 09.02.2024. В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью.

Всеволод Мейерхольд и Зинаида Райх

Раз в Париже довел Райх до того, что она выскочила из автомобиля на ходу и пыталась убежать. Он остановил тотчас же машину посреди улицы и бросился догонять ее… На их приемах и вечерах интересная, общительная и остроумная Райх была неизменно притягивающим центром общества. И привлекательность, и очарование хозяйки умело использовали лубянские начальники, сделав из мейерхольдовской резиденции модный московский салон «с иностранцами». Райх играла первую скрипку в их супружеском союзе. Мало что осталось от того бережного внимания, каким всегда были окружены он и его работа со стороны первой жены.

Сейчас в их доме хозяином был не он, а Райх. Ее родители жили рядом с ними в течение двух периодов даже вместе с ними в одной квартире и проводили лето на подмосковной даче Мейерхольдов. Все его поведение до самого конца с несомненной очевидностью говорит об этом. В течение второй половины 20-х годов и позже в связи с его личными неурядицами, а потом и по другим более объективным причинам, развивались в нем раздражительность, несдержанность, постоянное душевное напряжение.

И, однако, его порядочность неизменно продолжает оставаться такой же безупречной, как и раньше. Теперь можно было бы найти даже больше свидетельств его сердечности и внимания к человеческому горю, нежели в Петрограде в годы военного коммунизма. Только Енукидзе и Ягода знали, сколько раз он беспокоил их своими просьбами за своих арестованных друзей и знакомых. Да и не только за них.

Друзья просили его за своих друзей, знакомые — за своих знакомых, и почти никогда не отказывал он никому. Даже если в других московских театрах арестовывался кто-нибудь из служивших в нем «бывших», то часто выручал их с Лубянки В. Мейерхольд, обычно даже не зная лично того, о ком хлопотал, как это было, например, с графом Н. Шереметевым — музыкантом из Театра им.

Впрочем, к этому театру и ко всем вахтанговцам относился он с трогательным вниманием вплоть до разрыва в 1930 году. Когда в 1923 году осиротевшая Вахтанговская студия возвратилась в Москву после финансово неудачной поездки по скандинавским странам и по Германии, то ее ждала, казалось, неминуемая ликвидация. Лишь благодаря энергичным усилиям и хлопотам Мейерхольда все трудности были преодолены и студия могла продолжать свою деятельность. Нынешний Театр им.

Вахтангова обязан своим существованием Мейерхольду. Помнят ли об этом сегодняшние руководители этого театра, носящего до сих пор имя Вахтангова? Вскоре после первого представления «Ревизора» целый ряд разнообразных причин и несчастливо сложившихся обстоятельств привел к образованию тяжелого, хронического кризиса в его творчестве, в свою очередь вызвавшего вначале постепенную, незаметную для постороннего наблюдателя, а затем все более стремительную и явную художественную деградацию его театра. К субъективным причинам этого кризиса принадлежали: во-первых, серьезные организационные нелады в его театре, тесно связанные с некоторыми особенностями его личной жизни того времени, вовторых, начавшееся в 1927 году ослабление его контактов в правящих кругах и некоторое, вначале, правда, не слишком заметное, ухудшение его положения в политическом смысле в связи с возвышением Сталина и сталинской клики и вытеснением «правых» из государственной жизни страны.

Объективной причиной кризиса являлась становившаяся для него все более трудной проблема современного репертуара. Однако начало всех его последующих больших неприятностей лежало прежде всего в нем самом и в Райх. Несмотря на многочисленные его положительные качества, он никогда не принадлежал ни к великим педагогам, ни к большим организаторам. Только однойединственной черты не хватало в нем, но этого оказалось достаточно, чтобы радость создания монолитного органического театрального коллектива, преданного ему и его идеям, оказалась неизведанной им никогда.

Он был очень личным, крайне пристрастным человеком. Мудрая объективность, бескорыстное, жертвенное служение искусству — чем в такой высокой степени обладали великие создатели театров Станиславский и Вахтангов — этими качествами не обладал Мейерхольд.

С 1920 по 1921 заведует ТЕО театральный отдел , так как принял приглашение Луначарского. В это же время Всеволод Мейерхольд вводит новое понятие — «биомеханика» в рамках сценодвижения и запускает программу «Театральный октябрь». Тогда же был основан его одноименный театр — ГосТиМ. В 1926 году театр Всеволода Мейерхольда признали государственным. Параллельно Всеволод продолжает вести работу в Театре Революции.

В 1928 году театр чуть не был расформирован. Мейерхольда заподозрили в государственной измене, поскольку он надолго задержался во Франции из-за болезни, лечения и переговоров о гастролях. На благо театру Всеволод успел вернуться и вопрос был решен. Через 4 года в 1934 в Москве была представлена постановка «Дама с Камелиями» с Зинаидой Райх в главной роли. К несчастью, на спектакле присутствовал Иосиф Сталин, которому абсолютно не понравилось увиденное. На Всеволода обрушился пласт критики, в частности его обвинили в эстетстве. Сама Райх в защиту Мейерхольда написала Сталину письмо, в котором не постеснялась выразиться о его непонимании искусства в целом.

Все попытки сохранить театр — провалились, его закрыли в 1938 году. Май 1938 года. Мейерхольда, оставшегося без работы, снова пригласил Станиславский в оперный театр.

И еще долго, склонившись со своего гренадерского роста к скромным Зяминым размерам, чуть ли не заискивая, он жал руку подростку и на глазах у ошеломленной красавицы брал с него слово, что завтра же, с утра, увидит его у себя… Им надо о стольком поговорить! Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд?

Наутро шестнадцатилетний «король» первым делом побежал в дом к благодетелю. Им надо было о стольком поговорить! Длинного разговора, однако, не получилось. Размеры вчерашнего благодеяния были известны корифею, и выпрямившись во весь свой прекрасный рост, он — во всех смыслах свысока — сказал только одно слово: — Ну? Воспроизводя полвека спустя это царственное «Ну», Зиновий Ефимович Гердт становился вдруг на локоть выше и оказывался невероятно похожим на Мейерхольда…» Но слава, которая обрушилась на Мейерхольда, и статус Народного артиста РСФСР, полученный в 1923, не гарантировали ему ни стабильности, ни даже безопасности.

В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла вторая жена Мейерхольда Зинаида Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Само собой, критики единогласно закричали, что спектакль чрезмерно эстетсткий и простому советскому человеку там смотреть на на что. Смелая Райх написала Сталину письмо о том, что он не разбирается в искусстве… Через четыре года театр закрыли, но Станиславский пришел на помощь своему ученику-бунтарю и взял его в свой оперный театр. Однако, затишье было недолгим. Всего через полтора года Мейерхольда арестовали, в квартире провели обыск.

Райх, протестовавшая против методов «работы» одного из агентов НКВД, была убита при неустановленных обстоятельствах, а 66-летнего Мейерхольда подвергли трехнедельным допросам, после чего приговорили к расстрелу. Чехов писал позднее в своих воспоминаниях: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, о его страшном конце, если он вернется в Советский Союз. Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь.

На вопрос мой — зачем?

Костюмы к спектаклю "Маскарад" в постановке Мейерхольда. Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стёклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днём по этой же улице двигались массы народа, требуя "хлеба" — и только ли хлеба? Ещё вечером раздавались одиночные выстрелы. В публике с почтением передают, что одна только часть декорации обошлась в восемнадцать тысяч рублей, что вся постановка стоит сотни тысяч… Жутко сидеть на этом мёртвом "Маскараде", среди неслыханной роскоши постановки, среди этих живых мертвецов, трагических масок современности". В газете "Речь" рецензент под псевдонимом Amadeo назвал спектакль красивым мыльным пузырём и связал его с концом самодержавия. Тем не менее следующие 30 лет спектакль шёл с неизменным успехом, как дань памяти ушедшей эпохе.

Это пустое и громоздкое зрелище было последним бесцельным фейерверком на фоне только что умершего прошлого Amadeo, статья "Напрасная красота" После Февраля С приходом к власти Временного правительства положение Мейерхольда несколько изменилось. После "Маскарада" он целый год не ставил спектаклей, но проявил интерес к кинематографу. Лето 1917 года Мейерхольд провёл в Москве, где снимал фильм "Навьи чары", который так и не был завершён. Несмотря на деятельность, режиссёр злился, он писал подруге и актрисе Ольге Сафоновой: "... Я ненавижу Москву и вот сижу здесь. Как в ссылке". До революции Мейерхольд ко всем обращался в письмах — "дорогой", "милостивый государь", после февральского переворота "государи" стали "товарищами". Изменился и тон писем: из нарочито любезного он стал официальным и более чопорным. Пример письма Мейерхольду русскому поэту и прозаику Михаилу Кузмину: "Дорогой Михаил Алексеевич, отчего Вы забыли о моем существовании?

Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД

В 20-м году, режиссер Всеволод Мейерхольд к третьей годовщине Октября, поставил драму бельгийского поэта Верхарна “Зори”. один из них 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. Так рассуждал Всеволод Мейерхольд о парадоксальной природе театрального искусства, которое, сойдя со сцены, тут же исчезает из памяти публики.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий