Это единственный такой случай в истории партизанской борьбы во время Великой Отечественной войны, когда из фашистского плена освобожден целый детский дом. Освобождение целого детского дома, около 200 человек (детей с воспитателями) — это единственный такой случай в истории партизанской борьбы во время Великой Отечественной войны.
Освобождение Полоцкого детдома. Операция Звездочка
К моменту событий, о которых идёт речь, Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами — не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл. Тот рейс был для него в этой операции она называлась «Звёздочка» не первым, а девятым. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее. В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан. Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом. Но он летел не один.
И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться. И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости. А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать.
И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда.
В самолёт Р-5 поместились десять ребятишек, их воспитательница Валентина Латко и двое раненных партизан. Сначала всё шло хорошо, но при подлёте к линии фронта самолёт Мамкина подбили. Линия фронта осталась позади, а Р-5 горел… Будь Мамкин на борту один, он набрал бы высоту и выпрыгнул с парашютом.
Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться. И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота. От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости.
А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать. И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую. Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда. Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её.
Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы. Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить: «Дети живы?
В воздухе сгустилась угроза гибели для всех детей. Тогда директор детского дома принял решение.
Он убедил гитлеровцев, что детям нужно побыть в деревне, чтоб окрепнуть, иначе они плохо смогут сдавать кровь. Немцы согласились, и детдом вывезли в Бельчицы. Там уже к тому времени давно стоял укреплённый немецкий гарнизон. Естественно, кормить детей никто из фашистов не собирался - они должны были сами добывать себе пропитание. Директор тайно отправил партизанам записку с просьбой о помощи. Командование партизан пришло к очевидному выводу - детей надо было спасать и вывозить в советский тыл.
Так началась знаменитая операция «Звездочка». Щорса совершили двадцатикилометровый переход до Бельчиц. Несмотря на то, что вокруг бродили волчьи стаи, стрелять было нельзя, чтобы не обнаружить себя перед врагами. Партизаны часть пути бежали рядом с санями, чтобы волки не напали на лошадей. И вот партизаны постучались в избу и начали тихо выводить детей через поле по глубокому снегу. Никто из малышей не хныкал, не плакал - все понимали, что речь идет об их жизни.
Ребятишки постарше могли с грехом пополам дойти сами, но маленьких партизанам пришлось нести на руках.
Несмотря на это, в ту зимнюю ночь не было слышно ни стона, ни плача детей. Вскоре детей усадили на подводы, укрыли потеплее, и санный поезд ночью доставил их в партизанскую зону, в расположение отряда. Партизаны выполнили ответственную боевую задачу, спасли от гибели советских детей! Всему личному составу была объявлена благодарность.
Группу партизан представили к правительственным наградам. Второй этап операции «Звёздочка» Теперь предстояло эвакуировать детей за линию фронта. Сделать это требовалось как можно быстрее, ведь немцы сразу обнаружили «пропажу». Находиться у партизан с каждым днём становилось всё опаснее. Но на помощь пришла 3-я воздушная армия, лётчики начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы.
Было выделено два самолёта, под крыльями у них приделали специальные капсулы-люльки, куда могли поместиться дополнительно нескольких человек. Плюс лётчики вылетали без штурманов — это место тоже берегли для пассажиров. Вообще, в ходе операции вывезли более пятисот человек. Но сейчас речь пойдёт только об одном полёте, самом последнем. Александр Мамкин и его подвиг Александр Мамкин Он состоялся в ночь с 10 на 11 апреля 1944 года.
Вёз детей гвардии лейтенант Александр Мамкин. Ему было 28 лет. Уроженец села Крестьянское Воронежской области, выпускник Орловского финансово-экономического техникума и Балашовской школы. К моменту событий, о которых идёт речь, Мамкин был уже опытным лётчиком. За плечами — не менее семидесяти ночных вылетов в немецкий тыл.
Тот рейс был для него в этой операции не первым, а девятым. В качестве аэродрома использовалось озеро Вечелье. Приходилось спешить ещё и потому, что лёд с каждым днём становился всё ненадёжнее.
Партизанские зоны на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны
В первые дни войны Полоцкому детскому дому не удалось эвакуироваться на восток. Освобождение белорусскими партизанами в результате дерзкой операции "Звёздочка" удерживавшихся немецко-фашистскими оккупантами воспитанников Полоцкого детского дома. Полоцкий детский дом №1 был организован ещё до войны. Когда над Полоцком пролетел первый самолёт с крестами на крыльях, руководство стало готовиться к эвакуации. Освобождение белорусскими партизанами в результате дерзкой операции "Звёздочка" удерживавшихся немецко-фашистскими оккупантами воспитанников Полоцкого детского дома. их не смогли эвакуировать в сорок первом, и они почувствовали все тяготы жизни в оккупации. В Полоцке сегодня открыли мемориальную доску в честь Полины Сергеевны Портновой, спасшей в годы Великой Отечественной войны жизни 104 детей-сирот, передает корреспондент
Дороги памяти и Победы
их не смогли эвакуировать в сорок первом, и они почувствовали все тяготы жизни в оккупации. С одной из таких инициатив — по сохранению памяти о людях, спасших в годы войны воспитанников полоцкого детского дома, выступил уроженец Полоцка, подполковник в отставке Сергей Васильевич Соболев. Материал по запросу: операция звездочка, полоцко-лепельская партизанская зона, полоцкий детский дом во время войны, операция звездочка мамкин, операция звёздочка подвиг мамкина, подвиг летчика мамкина, операция звездочка фильм, операция звёздочка дважды сп. Материал по запросу: операция звездочка, полоцко-лепельская партизанская зона, полоцкий детский дом во время войны, операция звездочка мамкин, операция звёздочка подвиг мамкина, подвиг летчика мамкина, операция звездочка фильм, операция звёздочка дважды сп. Партизанские зоны на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны. Полоцко-Лепельская партизанская зона. Во время войны семья смогла эвакуироваться в г. Чкалов.
Дороги памяти и Победы
Но он летел не один. И не собирался отдавать смерти мальчишек и девчонок. Не для того они, только начавшие жить, пешком ночью спасались от фашистов, чтобы разбиться. И Мамкин вёл самолёт… Пламя добралось до кабины пилота.
От температуры плавились лётные очки, прикипая к коже. Горела одежда, шлемофон, в дыму и огне было плохо видно. От ног потихоньку оставались только кости.
А там, за спиной лётчика, раздавался плач. Дети боялись огня, им не хотелось погибать. И Александр Петрович вёл самолёт практически вслепую.
Превозмогая адскую боль, уже, можно сказать, безногий, он по-прежнему крепко стоял между ребятишками и смертью. Мамкин нашёл площадку на берегу озера, неподалёку от советских частей. Уже прогорела перегородка, которая отделяла его от пассажиров, на некоторых начала тлеть одежда.
Но смерть, взмахнув над детьми косой, так и не смогла опустить её. Мамкин не дал. Все пассажиры остались живы.
Александр Петрович совершенно непостижимым образом сам смог выбраться из кабины. Он успел спросить: «Дети живы? Я открыл дверцу, все живы, выходим…» И Мамкин потерял сознание.
Врачи так и не смогли объяснить, как мог управлять машиной да ещё и благополучно посадить её человек, в лицо которого вплавились очки, а от ног остались одни кости? Как смог он преодолеть боль, шок, какими усилиями удержал сознание?
Этот «горящий рейс», когда Александр ценой своей жизни он «был тяжело ранен в глаз, на нём горела одежда, шлемофон, плавились лётные очки, ноги обуглились до костей» спас пассажиров: 10 детей, воспитателя детского дома, 2 раненых партизан - был 9-м на его счету. Всего же лётчик перевёз на Большую землю 90 детей, все они называют себя «Мамкиными».
Вместе с Александром Мамкиным перевозили детей в конце марта - начале апреле 1944 года с партизанского аэродрома на озере Вечелье на Большую землю лётчики 105-го отдельного гвардейского авиаполка Гражданского воздушного флота Николай Жуков и Дмитрий Кузнецов. Как сообщают историки, «было эвакуировано около 200 детей с большей частью воспитателей и несколько десятков раненых партизан». Подготовку и проведение этой операции осуществил партизанский отряд имени Щорса, где воевал Василий Барминский! Об этом и рассказал в передаче «Пусть говорят» его сын Леонид.
А ещё раньше это сделал непосредственный участник событий, его отец: 20 и 21 июня 1967 года в газете «Советская Белоруссия» была напечатана его статья «Операция «Звёздочка». Уникальную операцию по спасению детей после многомесячной подготовки провели вечером 18 февраля 1944 года: вывезли детей на 50 подводах в партизанскую зону из-под носа немцев. Обложка книги, подаренная автором Владимиром Барминским Кунгурскому сельхколледжу. Какая это была трогательная картина!
Больных и малолетних ребят несли на руках воспитатели и старшие воспитанники. Многие малыши шли сами, на каждом шагу проваливаясь в снег. Несмотря на это, в ту зимнюю ночь не было слышно ни стона, ни плача детей.
В годы Великой Отечественной войны мой отец, Василий Васильевич Барминский, сражался с захватчиками в рядах партизанского отряда имени Щорса бригады имени Чапаева Полоцко-Лепельского партизанского соединения, действовавшего в Витебской области Белоруссии. Барминскому довелось стать одним из разработчиков и непосредственных участников этой знаменитой дерзкой партизанской операции, получившей название «Звёздочка». Операция «Звёздочка» фактически имела два этапа: первый этап осень 1943 года — 18 февраля 1944 года — многомесячная подготовка и собственно освобождение детей партизанами, второй этап начало апреля 1944 года — вынужденная эвакуация детей самолетами из партизанской зоны в советский тыл за линию фронта, так как фашисты стали сжимать уничтожающее кольцо окружения вокруг партизанской зоны.
Воспоминания В. Барминского о партизанских буднях были опубликованы в книгах и газетах. Вот что он рассказывал и нам. Летом 1943 года партизанский отряд имени Щорса передислоцировался в леса под Полоцк. К этому времени разрозненные партизанские бригады, действовавшие в Белоруссии в тылу немецких войск к югу от Полоцка, в так называемой Полоцко-Лепельской зоне, были объединены в партизанское соединение, командование которым возглавил впоследствии Герой Советского Союза Владимир Елисеевич Лобанок. Создание крупного соединения означало вступление белорусского партизанского движения в новый этап своего развития, оно приняло организованный и массовый характер.
Сразу же вокруг Полоцко-Лепельской партизанской зоны была создана сплошная оборонительная линия, охватывающая Ушачский район, часть Полоцкого, Ветринского, Бешенковичского и Лепельского районов. Ее общая протяженность составила около 300 километров. Штаб партизанского соединения размещался в районном центре Ушачи, к этому времени освобожденном партизанами от фашистов. Партизаны тогда с любовью и теплотой стали называть Ушачи партизанской столицей. В то время отряд им. Щорса защищал партизанские рубежи на Полоцком направлении, в районе деревни Межно.
Здесь были вырыты окопы, оборудованы дзоты, выставлены боевые посты. Сам партизанский лагерь отряда располагался в глубине освобожденной зоны на значительном удалении от передовой линии обороны. Отряд им. Щорса неоднократно вместе с соседними партизанскими отрядами вел ожесточенные оборонительные бои с фашистскими карателями, которые, наталкиваясь на стойкость партизан в защите освобожденных территорий, всякий раз отходили, неся потери. Слева от участка обороны отряда находился отряд командира т. Борейко, справа — отряд командира т.
Часто партизаны сами переходили в наступление, держа фашистов в постоянном напряжении, неоднократно штурмовали гарнизон противника, расположенный в деревне Тросно. Впоследствии под натиском партизан гитлеровцы были вынуждены покинуть этот населенный пункт. В задачу отряда также входило ведение общей и агентурной разведок в городе Полоцк и его окрестностях. Очень важно было знать о расположении немецких частей, их численности, вооружении, сосредоточении и передвижении войск. Разведка отряда неоднократно пробиралась во вражеские гарнизоны и приносила ценные сведения. Это были смелые и весьма опасные рейды разведчиков.
Однажды разведгруппа из трех человек, в составе которой были заместитель командира отряда по разведке т. Михайлов, Владимир Штеер и еще один партизан фамилию отец не вспомнил , наткнулась на фашистскую засаду около деревни Межно. В неравном бою все разведчики погибли. Это один из многих героических эпизодов деятельности отряда. Ну, а в один из осенних дней 1943 года разведгруппа отряда в составе партизан Баканова, Жавренкова, Васьковича и Петра Штеера, младшего брата погибшего Владимира Штеера, после скрытного посещения занятых фашистами станций Полоцк и Громы, решила на обратном пути провести наблюдение за фашистским гарнизоном, размещенным в деревне Бельчицы, где неожиданно обнаружила наличие большого количества детей. Разведчики в ту же ночь скрытно проникли в деревню.
Партизаны встретились с воспитателями детдома. Воспитатели рассказали, что из-за недостатка продуктов в городе дети голодали, часто болели, вспыхнула эпидемия тифа. Была информация, что немцы хотят вывезти детей в Германию или сделать их донорами для своих раненых солдат. Однако кормить их в городе фашисты не хотели, вывезли в деревню на самообеспечение. Но после появления многочисленных заболеваний детей фашисты, обозленные поражениями на фронтах, могли их просто уничтожить. К тому же многие дети попали в детдом после того, как фашисты расстреляли их родителей за участие в сопротивлении.
В общем было понятно, что жизнь советских детей, которых партизаны обнаружили довольно случайно, была в опасности. Разведчики немедленно доложили обо всем этом командованию отряда и бригады. Командование бригады поручило отряду в целях решения вопроса по возможному освобождению детей поддерживать систематическую связь с детским домом и вести повседневную разведку в гарнизонах, расположенных вокруг города Полоцк, особенно в близлежащих деревнях Коровники, Черноручье и самих Бельчицах, которые состояли из четырех размещенных рядом сел. Таким образом, первый этап операции «Звёздочка» фактически начался осенью 1943 года. Отряду предстояло уточнить численность немецкого гарнизона в деревне Бельчицы, где находился детский дом, установить вооружение противника, расположение постов, время их смены и раздобыть другие важные данные. В январе 1944 года одна из разведок закончилась трагически.
Директор обеспечивал воспитанников едой и одеждой, а когда им стала угрожать опасность уничтожения, участвовал в эвакуации подопечных с оккупированной территории за линию фронта. Операция по спасению детей под названием «Звездочка» осуществлялась партизанским отрядом имени Н. В ней героически погиб летчик Александр Мамкин, которому вместе с Михаилом Форинко в Полоцке хотят установить памятный знак. Награду в Минске получал внук Михаила Форинко Александр.
«Звёздочка» — операция по спасению детей во время войны 1941-1945.
Просуществовав всего несколько лет, детский дом при Спасо-Евфросиниевском монастыре стал одним из лучших учреждений народного образования в городе и уезде. Это единственный такой случай в истории партизанской борьбы во время Великой Отечественной войны, когда из фашистского плена освобожден целый детский дом. "Полоцкий детский дом в начале войны не успел эвакуироваться на восток и остался в Полоцке, фактически на оккупированной территории. За это время партизаны заручились поддержкой сотрудников детского дома и сформировали для эвакуации детей санный поезд в 50 подвод. их не смогли эвакуировать в сорок первом, и они почувствовали все тяготы жизни в оккупации. Материал по запросу: операция звездочка, полоцко-лепельская партизанская зона, полоцкий детский дом во время войны, операция звездочка мамкин, операция звёздочка подвиг мамкина, подвиг летчика мамкина, операция звездочка фильм, операция звёздочка дважды сп.
Как вырвали детский дом из лап захватчиков
За первые полтора года войны было вывезено 976 детских домов с 107.223 воспитанниками. Полоцкий детский дом №1. Дети Великой Отечественной войны 1941-1945. Детдомовцы из Полоцка В предвоенные годы в Полоцке начал свою работу Детский дом № 1. С началом Великой Отечественной войны в начале июля 1941 года на подступах к городу развернулись бои, и работники детского дома попытались эвакуировать детей на Восток. Спасение жизни советских детей, воспитанников Полоцкого детского дома № 1, удерживавшихся оккупационными немецко-фашистскими войсками в деревне Бельчица. Михаил Форинко во время войны руководил Полоцким детским домом, где содержались также и еврейские дети, чудом сбежавшие из гетто накануне казни.