«Обновленное историческое здание Политехнического музея на Лубянской площади откроет двери для посетителей в конце 2020 г. До открытия музей планирует провести на разных городских площадках серию мероприятий. Политехнический музей — один из старейших научных музеев мира, уникальное явление отечественной и мировой культуры.
Реконструкцию Политехнического музея пообещали ускорить в начале 2024 года
Сроки окончания реконструкции Политехнического музея в центре Москвы снова сорваны. В среду, 17 мая, в Рязанском филиале Московского политехнического университета прошли конкурсы Мисс и Мистер Политех-2023. Политехнический музей снова приглашает москвичей на встречи с учеными, инженерами и антропологами, чтобы продолжить разговор о самых актуальных проблемах — от «говорящих». 06.02.2024Главные новости. В Музее Москвы открылась выставка «Политехнический музей: приближая будущее». Она посвящена полуторавековой истории самого «Политеха».
Политехнический музей откроют после реконструкции в следующем ноябре
Экс — министр культуры, помощник президента России Владимир Мединский назвал дату открытия Политехнического музея после реставрации, информирует радио Историческое здание Политехнического музея закрыто на реконструкцию до 2018 года. Временный пальон музея открыт на ВДНХ. Политехнический музей откроют для посетителей в 2020 году:: Жилье:: РБК Недвижимость.
В Москве пополняют экспозицию трофейной западной техники все новыми образцами
Политех хоть и был фактически единственным в стране центром просвещения в технологической сфере, но его фонды не поспевали за темпами технического прогресса. В 1929—1931 годах прошла реорганизация музея [67] [80]. Выставку разделили на 22 отдела по трём направлениям: общему, фабрично-заводскому и сельскохозяйственному тематически близкая Всесоюзная сельскохозяйственная выставка была организована только в конце десятилетия. Основу экспозиции составили индустриальные достижения первой пятилетки , количество выставленной дореволюционной техники сократили [83] [84] [14]. К концу десятилетия музей разработал передвижные выставки для экспонирования в парках [67] [85] [86]. Лаборатории музея прекратили исследовательскую деятельность и были перепрофилированы в центры повышения квалификации рабочих [16] [87] [88]. Несмотря на реструктуризацию, Комиссия по чистке аппарата отмечала в отчёте за 1931 год, что Политехнический музей оставался «отставшим от революции культурным участком», а «научные ценности музея не поставлены на службу пролетарского государства в борьбе за новый общественно-политический строй». После этого во главе музея стал партийный деятель Яков Юровский [67]. В 1932 году правительство рассматривало проект «Дворца техники» авторства Николая Бухарина — многопрофильного музейно-выставочного центра, где молодёжь могла бы получить техническое образование. Здание предлагалось возвести на левом берегу Москвы-реки напротив Центрального парка культуры и отдыха.
Выставка просуществовала около года и пользовалась большим успехом, за это время её посетило около двух миллионов человек. Однако по решению Политбюро , работы по созданию «Дворца техники» прекратили в 1935-м, а собранные архивы и экспонаты через четыре года передали Политеху [80] [67] [90] [91]. С первых дней Великой Отечественной войны в музее действовали круглосуточный пункт противовоздушной обороны и два убежища на 250 человек [4]. Во время бомбардировок Москвы 1941 года один из снарядов попал в здание Политехнического музея, уничтожив часть коллекции. Сохранившиеся экспонаты разместили в других залах или эвакуировали из города. До мая 1943-го музей был закрыт, сотрудники же продолжали устраивать временные передвижные выставки военно-оборонной тематики, например, «Экономия топлива», «Экономия электроэнергии», «Металлолом — на службу обороны страны», «Героический тыл в помощь фронту» [75] [92]. В здании музея действовали курсы по подготовке шофёров и радистов, временная экспозиция знакомила с методами противотанковой обороны [93] [86] [94]. После окончания войны музею остро не хватало квалифицированных кадров и современной техники. Некоторые источники говорят, что из эвакуации вернулась только часть коллекций.
Так, из Казахстана , куда отправляли на временное хранение отдел меховой промышленности, прислали записку с сообщением, что экспонаты были использованы зимой «по назначению» [95] [13] [56]. В 1947 году Политехнический музей передали под руководство Всесоюзного общества « Знание », созданного по инициативе группы общественных деятелей во главе с президентом Академии наук СССР Сергеем Вавиловым. В Политехе снова запустили экскурсии, лекции-демонстрации и консультации, организовывали ряд выставок: «Электропромышленность СССР» 1947 , «Промышленность средств связи» 1948 , «Изобретательство и рационализация в лёгкой промышленности» 1949 , «Социалистический учёт» 1949—1951 , «Приборостроение» с 1949 [13] [56]. Экспозицию перестроили с ориентацией на учебный процесс школ и вузов, открыли ряд новых залов: «Пластические массы», « Гидротехническое строительство в СССР» и другие. На выставке появились новые науки: кибернетика , квантовая механика , атомная физика [87].
Открытая уличная галерея, музейный парк вокруг здания. Южная сторона. Фото: Политехстрой Фасады и их декор Фасады всех трех частей комплекса — центрального, южного и северного — обильно украшены орнаментами и скульптурными деталями. Из-за особенностей геометрии здания прямоугольник плюс трапеция при реставрации каждая деталь, каждый фрагмент требовали особого подхода, так как исторические элементы практически не повторялись. Всего пришлось отреставрировать и фрагментарно воссоздать более 5 тыс.
На фасаде северного крыла возрождены листья и желуди, белки, лисы-кронштейны, совы на металлическом ограждении балконов. Работа шла и над живописным триптихом «Аллегория хозяйственного труда», в создании которого в 1907 году принимал участие живописец Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Машкова, одного из проектировщиков Большой аудитории. Фото: Политехстрой Главный вход и Старая Большая аудитория Вестибюль произведет самое сильное впечатление на тех, кто еще помнит, как выглядел музей прежде. В советское время его архитектура сделалась более чем скромной: прямые колонны, арки с тонкими профилями. К счастью, сохранились архивные фотографии; по ним и по архитектурным зондажам выявлены фрагменты профилированных обрамлений ниш. Возвращены щедро украшенные орнаментом исторического образца балясины. Из вестибюля расходится на две стороны Парадная лестница. В ходе реставрационных работ нашелся даже декор, покрывающий испод лестниц и дранка, на которой он был закреплен , а также косички по стенам и по низу марша. Белокаменную Парадную лестницу предполагается, что ее проектировал архитектор Александр Каминский из «тарусского мрамора» украшают четыре огромных торшера: два из папье-маше и два из гипса. Давно уже переделанные под электричество, они были покрыты многими слоями краски, как рассказала главный архитектор-реставратор проекта Анна Белова.
Все это расчистили; орнамент, напоминающий сказочный билибинский, будет выкрашен по первоначальным колерам. Объем парадного вестибюля сверху перекрыт системой кирпичных крестовых сводов, которые «с изнанки» выглядят не менее впечатляюще. На их конструкцию можно будет посмотреть сверху, сквозь пол второго этажа, который сделают стеклянным. Воссоздание колонны парадной лестницы. Центральная часть здания. Фото: Политехстрой Среди технических ноу-хау Николая Шохина, ответственного за центральную часть, была и Старая Большая аудитория.
Помещение спроектировали для научных диспутов, в нем организовывались собрания попечительского императорского совета музея и выступления известных ученых. Его главной особенностью считалась акустическая система, которая обеспечивала отличную слышимость без электрического звукоусиления. Но после пожара в 1908 году и переустройства в советское время аудитории в обычное экспозиционное пространство уникальные решения оказались частично утрачены", — говорится в сообщении.
Реставраторы задействовали технологии XIX века и восстановили систему акустики с использованием десятков панелей из папье-маше. Для улучшения слышимости под полом и потолком оставили пространства для воздуха.
С завершением реставрации это будет не только технологичный музей с уникальной экспозицией, но и новый центр притяжения для горожан и туристов, современное общественное пространство для молодежи и более взрослой аудитории. При этом важно, что сохранится дух Политеха как места, которое вдохновляет людей исследовать этот мир». Генеральный директор Политехнического музея Юлия Шахновская: «Неустанно познавать мир — одно из главных устремлений человека. За страстью к постижению нового всегда стоит идея. Именно она двигает нас вперёд и помогает создавать будущее.
Именно она связывает времена между собой и составляет основную ценность для человечества. Новый Политех — музей науки, для которого самое важное — мысли и идеи человека. Мы делаем всё, чтобы встреча человека и науки состоялась. Чтобы она была интригующей. Чтобы наука осталась в жизни человека навсегда. Чтобы просвещение стало нашим общим будущим». Весь год накануне открытия музей будет инициировать события, которые позволят аудитории заочно познакомиться с новым Политехом, причём не только на собственных площадках — ВДНХ, Технополисе и Музейном парке вокруг Исторического здания, но и на площадках партнёров музея по всему городу.
Так, в день рождения музея, 12 декабря, стартует фестиваль инклюзии — серия инклюзивных событий «Разные люди — новый музей». DOC и Центре документального кино.
С Новым годом и Рождеством!
Сроки возобновления работы здания музея неоднократно переносились, в последний раз его планировали открыть в конце 2021 года. Соглашение о передаче функций заказчика между руководством Политехнического музея и "Единым заказчиком" было подписано во второй половине августа 2023 года. Открытие Политехнического музея в Москве после реконструкции вновь откладывается. Все работы планируют завершить в 2024 году, а в 2025-м открыть Политехнический музей, реставрация которого по разным причинам идет уже 10 лет.
Мединский назвал дату открытия Политехнического музея в Москве
Из-за особенностей геометрии здания прямоугольник плюс трапеция при реставрации каждая деталь, каждый фрагмент требовали особого подхода, так как исторические элементы практически не повторялись. Всего пришлось отреставрировать и фрагментарно воссоздать более 5 тыс. На фасаде северного крыла возрождены листья и желуди, белки, лисы-кронштейны, совы на металлическом ограждении балконов. Работа шла и над живописным триптихом «Аллегория хозяйственного труда», в создании которого в 1907 году принимал участие живописец Илья Павлович Машков, брат архитектора Ивана Машкова, одного из проектировщиков Большой аудитории. Фото: Политехстрой Главный вход и Старая Большая аудитория Вестибюль произведет самое сильное впечатление на тех, кто еще помнит, как выглядел музей прежде. В советское время его архитектура сделалась более чем скромной: прямые колонны, арки с тонкими профилями. К счастью, сохранились архивные фотографии; по ним и по архитектурным зондажам выявлены фрагменты профилированных обрамлений ниш.
Возвращены щедро украшенные орнаментом исторического образца балясины. Из вестибюля расходится на две стороны Парадная лестница. В ходе реставрационных работ нашелся даже декор, покрывающий испод лестниц и дранка, на которой он был закреплен , а также косички по стенам и по низу марша. Белокаменную Парадную лестницу предполагается, что ее проектировал архитектор Александр Каминский из «тарусского мрамора» украшают четыре огромных торшера: два из папье-маше и два из гипса. Давно уже переделанные под электричество, они были покрыты многими слоями краски, как рассказала главный архитектор-реставратор проекта Анна Белова. Все это расчистили; орнамент, напоминающий сказочный билибинский, будет выкрашен по первоначальным колерам.
Объем парадного вестибюля сверху перекрыт системой кирпичных крестовых сводов, которые «с изнанки» выглядят не менее впечатляюще. На их конструкцию можно будет посмотреть сверху, сквозь пол второго этажа, который сделают стеклянным. Воссоздание колонны парадной лестницы. Центральная часть здания. Фото: Политехстрой Среди технических ноу-хау Николая Шохина, ответственного за центральную часть, была и Старая Большая аудитория. Декора она сохранила мало на стенах были портреты царей и медальоны с профилями ученых , зато удалось спасти примененную здесь уникальную акустическую систему.
Она состоит из деревянного наката-потолка, обшитого дранкой и оштукатуренного, и падуги под ним со специальными акустическими нишами, закрытыми папье-маше, а также из гипсовых элементов. Эта система концентрировала звук голоса лектора и гасила эхо.
Центральная часть здания построена в 1875-1877 годах по проекту русского зодчего Ипполита Монигетти, южную часть спроектировал архитектор и реставратор Николай Шохин в 1883 году, а северная пристройка возведена в 1903-1907 годах по проекту князя Георгия Макаева при участии архитекторов Василия Ерамишанцева и Владимира Воейкова. Московский «Политех» считается одним из старейших научно-технических музеев мира. В декабре 1991 года здание музея было объявлено особо ценным объектом российского культурного наследия. В апреле 2010 года бывший президент Российской Федерации Дмитрий Медведев дал поручение правительству страны разработать концепцию создания на базе «Политеха» современного научного музея.
Политехнический музей, которому в 2022 году исполнилось 150 лет, - один из старейших научно-технических музеев мира. Он был создан по инициативе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии в 1872 году. С 2013 года главное здание музея на Новой площади закрыто на реконструкцию.
Реконструкция в здании началась в январе 2015 года, экспонаты переехали на другие площадки. Первоначально планировалось, что работы будут завершены в 2018 году, однако позже окончание работ неоднократно переносилось.
В июле-августе начнет работу новый сайт музея и его мобильное приложение. В сентябре пользователям представят новую образовательную онлайн-платформу и публичную программу.