Пётр Кащенко родился на Кубани в 1859 году. 9 января 1859 года родился выдающийся врач-психиатр Петр Петрович Кащенко, чье имя стало нарицательным. «Врач должен смотреть на смирительную рубашку как на страшилище, а на себя, ежели применяет ее, как на палача», — это слова Петра Петровича Кащенко, 159 лет со дня рождения которого исполняется 9 января.
Жизнь легендарного врача-психиатра П.П. Кащенко #1
Методы Петра Петровича Кащенко в те времена и правда можно было считать революцией в психиатрии. Он первым отказался от так называемого «метода стеснения», когда душевнобольных привязывали к полу и стенам цепями, ввел в практику трудотерапию и институт патронажа. Все свои инновации Петр Кащенко с успехом применил, как только оказался на должности директора Нижегородской земской больницы. В лечебнице, которой руководил «необычный» доктор, часто бывали писатели Короленко и Горький — деятельные участники общества по борьбе с холерой и безграмотностью, организованного Кащенко. В 1904 году, будучи уже известным врачом, становится главным врачом больницы имени Алексеева в Москве позже это учреждение переименуют, и долгие годы оно будет носить имя Петра Кащенко. В Москве Кащенко продолжил применять новые методы лечения, которые уже использовал для своих пациентов в Нижнем Новгороде. Первым делом решено было снять решетки с окон больницы. Персоналу клиники было вдвое увеличено жалование, появились и новые должности — так называемые «няньки» и «дядьки». Для пациентов была организована мастерская, желающие имели возможность играть в струнно-духовом оркестре и участвовать в любительских спектаклях. Знаменитый врач часто говорил, что грань между гениальностью и безумием, между бредом и одаренностью очень тонкая. Революция Политические принципы Петра Петровича были такими же устойчивыми, как и медицинские.
Кащенко не только поддержал революцию, не только помогал восставшим деньгами, но вместе с братом создал летучие медицинские бригады, оказывавшие помощь раненым революционерам во время декабрьского вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 года. Бои на Пресне в 1905 году Доктор Кащенко было человеком решительным, смелым и даже отчаянным. После поражения революции он, не обращая внимания на собственную безопасность, помогал скрыться разыскиваемым царской охранкой товарищам. Кащенко принимал активное участие в революции 1905 года Врачебный авторитет Кащенко оказался настолько высок, что его не посмели тронуть. Более того, доктор-революционер переехал в столицу, где возглавил новую земскую психиатрическую больницу. Лечебное заведение быстро стало образцовым, одним из лучших в Европе.
Ныне знаменитая больница в Москве вновь носит имя городского головы Николая Алексеева, который прославился строительством водопровода, канализации и… «психушки». По легенде, он, к слову, не погнушался прилюдно поклониться в ноги заносчивому купцу Ермакову, чтобы толстосум дал на строительство больницы денег — так велика была в ней нужда. Спину Алексеев не сломал, больницу построили, и именно ее четыре года и возглавлял Петр Кащенко. Алексеева в народе по-прежнему либо «Кащенко», либо «Канатчикова дача». Петр Петрович был странным господином и, надо признать, в какой-то степени «безбашенным». Когда убили Александра II, студент Московского университета Петя Кащенко произнес пламенную речь, осуждавшую царя, за что получил сполна. Он был арестован, исключен из университета за пару месяцев до окончания учебы и сослан в Ставрополь.
Все остальные, рассчитанные более чем на полторы тысячи коек, располагаются в поселке Сиворицы Гатчинского района. Практически у всех он ассоциируется с добрым, снисходительным и понимающим дедушкой. Тот же доктор Айболит, только помогает не животным, а тем, у кого с головой проблемы. Биография Кащенко была фактически переписана в годы советской власти. К юбилею великого медика мы издали несколько книг, в которых рассказываем правду о его жизни. Несмотря на отмену крепостного права, прогрессивные реформы и технический прогресс, в нашей стране психиатрия оставалась пенитенциарной. Психиатрические больницы больше напоминали тюрьмы. Все лечение сводилось к тому, что людей сажали под замок, связывали и обливали водой. Все это было реализовано здесь, в Сиворицах. Длительное время имя Кащенко носила еще одна психиатрическая больница - расположенная в Москве. Петр Петрович работал там всего несколько лет, и его имя на вывеску поместили по причинам, не связанным с медициной. Больница возродилась из-за имени В 1918 году Петр Кащенко занял пост главного психиатра молодой России. Вместе с ленинским правительством он переехал в Москву. Именно поэтому о петербургском периоде его деятельности в советские годы говорили мало. Зато во всех учебниках рассказывалось о революционной деятельности доктора. Соревнуясь друг с другом, историки писали о том, что Кащенко лечил раненых рабочих в 1905 году и едва ли не состоял в подпольной большевистской организации. Это, очевидно, стало для него уроком. Доказав собственную благонадежность, Петр Петрович вернулся к учебе и больше ничем подобным не занимался. Медик вообще был далек от политики и считал, что его дело - лечить людей, а не вести на баррикады.
От отца же Петр Петрович воспринял демократические взгляды. В период с 1876 по 1881 год Кащенко учился сначала в Киевском университете, а затем за блестящую учебу был переведен в Московский университет. В России в период правления Александра II массово возникали студенческие кружки. В одном из них оказался Кащенко. После убийства царя он публично осудил инициативу студентов отправить венок императору. За это Петр Петрович, будучи женатым и на пороге выпуска оставалось два месяца , отправился в ставропольскую ссылку. Новатор-гуманист Через четыре года жизни в ссылке Кащенко разрешили продолжить обучение в Казанском университете.
Психология трудного детства. К 150-летию со дня рождения В.П. Кащенко (1870–1943)
Родился Пётр Петрович в семье военного врача Петра Фёдоровича Кащенко в городе Ейск 9 января 1859 года. Его брат Всеволод стал известным дефектологом. статья из «Большой Медицинской Энциклопедии». Встреча психиатров четырех стран прошла в больнице им. П.П. Кащенко. VIII Научно-практическая конференция с международным участием «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии» собрала в психиатрической больнице им. П.П. Кащенко около 300. В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Ссылка за отсутствие скорби
- Богатырева Наталья | Секрет её жизни | Журнал «История» № 21/2009
- Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - 2 изд. - М.: Просвещение, 1980. - 398 с.
- Содержание
- Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко
- Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко
Скончался инициатор строительства народного памятника Победы Петр Кащенко
Штрома построили два корпуса, мужской и женский, с водопроводом, канализацией, печным отоплением и электричеством. Конечно же, в новую психиатрическую больницу требовался руководитель — не только опытный профессионал, но и активный организатор. Кащенко подходил по обоим пунктам. Назначение его на должность заведующего отделением произошло быстро и без предварительного согласования с нижегородским губернатором и жандармским управлением, на что, кстати, департамент полиции вскоре и указал. В феврале 1889 года Петр Петрович с женой, восьмилетним сыном Борисом и грудной дочерью Евгенией прибыл в Нижний Новгород, где ему предстояло провести целых 15 лет. Перед вступлением в должность Кащенко встретился со своим университетским товарищем Сергеем Елпатьевским, который тогда работал врачом в Обществе вспоможения частному служебному труду. К тому времени он уже был известен в городе как врач-общественник и литератор.
Елпатьевский предупредил Кащенко, что работа предстоит нелегкая, потому что психиатрическая служба в городе находится в полном расстройстве.
Значительное место в жизни школы-санатория отводилось морально-духовному воспитанию, формированию не только деятельной воли, но и развитого нравственного сознания. Сотрудники санатория-школы стремились привлечь самих детей, их лучшее «я» к созиданию себя, своей личности, к собственной осознанной борьбе со своими ущербными чертами и отрицательными сторонами, к выработке и закалке своего характера. Важной особенностью санатория-школы явился семейный характер обстановки. Таков был общий дух воспитания, значительный тон которому задавала жена Всеволода Петровича Анна Владимировна, имевшая фельдшерское образование, человек широкой культуры, обретенной непрерывным самообразованием, участием во всех творческих делах и планах мужа. Со своей добросердечностью и душевной мягкостью, с необычайно развитым чувством материнства, она была буквально душой всего коллектива. Целительность ее влияния на окружающих была столь же велика, сколь и интеллектуальное воздействие на них самого Кащенко. Не потому ли в санатории-школе никогда за всю историю его существования не наблюдалось тех резких, тяжелых внешних проявлений дефективности, которые случались у тех же детей в домашних условиях? Как важный воспитывающий и психотерапевтический фактор рассматривался здесь повседневный режим — ровный, действительно санаторный.
Всему было определено строгое время и место. Расписание неукоснительно выполнялось. Часы занятий, отдыха, развлечений строго подчинялись гигиеническому расписанию, ритм его не нарушался. Но тут не было ни тени казарменности — в рамках структуры режима, исходя из интересов детей, могли быть разного рода частные отклонения. В безусловности, категоричности требований для всех, как известно, заложена дисциплинирующая сила, но общий порядок не должен иметь для воспитанников лишь внешне принудительную силу, и в санатории-школе старались любые требования сделать понятными и естественными для каждого. В самом деле, без внутреннего согласия подчиняющихся получился бы лишь кажущийся порядок, — только добровольное повиновение ведет к самодисциплине, к выработке устойчивого характера, нравственного сознания. Повиновение порядку воспитывает необходимые навыки, привычки поступать так, а не иначе. Но это повиновение одухотворяется собственным сознанием ребенка, и здесь надо искать первые, самые важные основы нравственного воспитания. Педагогический коллектив под руководством Кащенко использовал любой повод, чтобы оказать доверие ребенку, вселить в его сознание уверенность не только в своих способностях, но и в нравственной силе.
С этой целью была выработана целая программа поручений, развивающих чувство ответственности. Большое внимание уделялось развитию и укреплению воли, настойчивости, способности не пасовать перед трудностями, сопротивляться неблагоприятным внешним обстоятельствам. Этому служили вся трудовая обстановка санатория-школы, занятия в мастерских, художественная самодеятельность, бытовая самоорганизация с сообщением каждому определенных привычек. Раз в неделю писались письма родным и близким, от которых ребенок в его интересах был изолирован на продолжительное время. Письменная же беседа всегда не только благотворна для развития, культуры мышления, но и полезна ввиду пробуждения глубоко скрытых привязанностей, развития потребности выражать чувства в слове, а с ним — воспитания сердца. Санаторий-школа Кащенко быстро приобрел известность. Дети, пробывшие здесь необходимое время в возрасте, когда закладываются основы нравственной конституции личности, возвращались в прежнюю среду — семью и школу — достаточно окрепшими, обретя нужную устойчивость поведения. То, что санаторий-школа был частным полумедицинским заведением, доступным лишь для детей состоятельных родителей, никоим образом не может и поныне бросить на него тень хотя в конце 20-х годов упоминание об этом было предметом недостойных спекуляций. В смутные годы реакции после поражения первой русской революции, отлученный от возможности официальной медицинской службы, Всеволод Петрович организовал дело, почти независимое от чиновничьего режима и не испытывающее давления просвещенческого ведомства, имея тем самым полный простор для своей творческой инициативы.
Коммерческая сторона предприятия была неприбыльной, но вполне достаточной для содержания персонала и покрытия необходимых расходов. Главным же было то, что Кащенко закладывал первые камни в фундамент научной дефектологии. Кащенко развернул в стране широкую пропаганду научных основ воспитания и обучения «исключительных детей». В 1909 году он принимал участие в совещаниях врачей и учителей в Московской городской управе по вопросам организации вспомогательных классов при школах, участвовал в отборе детей для первого Смоленского вспомогательного училища. На психиатрическом съезде в Петербурге Кащенко выступил с докладом «Медико-педагогический уход за умственно отсталыми детьми». Публично возражая против смешения детей педагогически запущенных с умственно отсталыми, он подчеркнул, что в определении умственной отсталости главная роль должна принадлежать врачу при непременном участии педагога. В том же 1909 году Всеволод Петрович сделал большой доклад на XII съезде естествоиспытателей и врачей «Об устройстве лечебно-педагогических заведений для умственно отсталых и морально отсталых детей». По этому докладу была принята резолюция о целесообразности создания в стране специальных учреждений для всех категорий ненормальных детей. В 1910 году внимание общественности за рамками профессионального круга специалистов привлек доклад Кащенко на III съезде отечественных психиатров.
В 1911 году на Всероссийский съезд по обучению глухонемых он представил «Методику изучения и воспитания дефективных детей». На I съезде по экспериментальной педагогике сделал сообщения: «Определение степени умственной недостаточности по методу Бинэ и Симона» и «Высокодаровитые дети и их обучение». Его выступления пользовались неизменным успехом в отделе изучения и воспитания ненормальных детей при Московском педагогическом кружке. Он принимал активное участие в деятельности детской психологии и неврологии, здесь по его вышеупомянутому докладу в 1911 году была принята резолюция: а ходатайствовать перед членами Государственной думы о рациональной постановке воспитания и образования дефективных детей; б созвать Всероссийский съезд деятелей по образованию и воспитанию дефективных детей в специальных лечебно-воспитательных заведениях. В целях популяризации опыта санатория-школы Кащенко издавал сборники статей своих сотрудников. Он не был одинок — в стране предпринимались попытки организовывать так называемые вспомогательные школы и классы, все больше учителей и врачей обращалось к проблеме дефективности «детской исключительности» , многие специалисты делали ее предметом своих исследований. В 1913 году на I Всероссийском съезде по вопросам народного образования в Петербурге была принята специальная резолюция о вспомогательных школах для умственно отсталых детей. В ее заключительных словах, в частности, подчеркивалось, что полноценное решение данной проблемы возможно лишь с изменением общих условий русской жизни в смысле повышения общественной самодеятельности, раскрепощения личности и широкого демократизма. После февральской революции, казалось, «повеяло весной».
Кащенко пытался привлечь внимание Временного правительства к судьбе исключительных детей. В августе 1917 года на совещании при Министерстве государственного призрения он выступил с докладом «О психически дефективных воспитанниках средних учебных заведений». По докладу была принята резолюция о целесообразности создания сети специальных школ, о пропаганде борьбы с детской смертностью. Увы, этот глас отчаяния мог показаться «комариным писком» на фоне тогдашних грозовых политических раскатов. Никакого интереса со стороны тогдашних инстанций резолюция не вызвала. Заметим, что одновременно с ним активно включился в строительство новой жизни и его брат Петр Петрович Кащенко, возглавивший психиатрическую секцию Народного комиссариата здравоохранения. Эта сознательная созидательная позиция положительным образом характеризует братьев. Санаторий-школа был превращен в государственное учреждение. На основе его в 1918 году организуется Дом изучения ребенка.
На базе медико-педагогической консультации развилась педагогическая клиника, аналогов которой до того практика не знала. Тут же в 1919 году возник Музей детской дефектологии позднее названный Музеем педологии и педагогики исключительного детства , подобных которому также не было ни в одной стране. В нем было три основных отдела: изучения ребенка, лечебной коррективной педагогики и детского труда и творчества. Идеи В. Кащенко о единой сети специальных школ для аномальных детей стали воплощаться в жизнь. Постановлением Совнаркома от 5 июня 1918 года подобного рода школы включались в систему народного просвещения как государственные учреждения. Дальнейшие организационные преобразования в сети специальных детских учреждений были направлены на размежевание функций между тремя комиссариатами: Наркомпросом, Наркомздравом и Наркомсобесом. Это было определено декретом Совета Народных Комиссаров от 10 декабря 1919 года. Последовательно изживался инвалидно-призренческий подход в построении дела обучения и воспитания дефективных детей.
Начало 1920 года было ознаменовано подготовкой к I Всероссийскому съезду деятелей по борьбе с детской дефективностью. Председателем оргкомитета был назначен В. Большая нагрузка легла на его плечи. Помимо выработки программы съезда ему пришлось провести немало совещаний и консультаций с представителями советских ведомств, научных и педагогических учреждений, с видными специалистами, а также обеспечить пропагандистскую и информационную подготовку. Съезд проходил в Москве с 24 июня по 2 июля 1920 года. Вела его Анна Ильинична Ульянова-Елизарова. Шла гражданская война, хозяйство было разорено, повсеместно свирепствовали голод и эпидемии, настоящим социальным бедствием стала детская беспризорность. Статистика исключительных детей угрожающе росла. Чтобы успешно решать вопросы воспитания и обучения детей с различными недостатками в физическом и умственном развитии, требовалось объединить усилия органов народного образования, учителей специальных школ и представителей общественности.
Обращаясь к участникам съезда, нарком просвещения А. Луначарский сказал, что «в борьбе с дефективностью нужна тесная связь всех элементов русского общества и государства». Всеволод Петрович рассказал о причинах детской дефективности, о разграничении функций Наркомпроса, Наркомздрава и Наркомюстиции в вопросах борьбы с детской дефективностью, заботе о выпускниках специальных школ, дефектологическом образовании и, наконец, дошкольном воспитании и обучении детей с физическими и психическими недостатками. На пленарных заседаниях и секциях были обсуждены перспективы учета аномальных детей, пути и средства предупреждения детской дефективности, проблемы дифференцированного подхода к организации соответствующих учреждений, осуществления всеобщего обучения глухонемых, слепых и умственно отсталых детей, особо шла речь о дошкольном возрасте. В итоговом документе съезда обосновывались система и типы специальных учреждений, определялись общепедагогические принципы учебно-воспитательного процесса в них, было заявлено о необходимости государственной подготовки специалистов-дефектологов. В связи с последним заметим, что еще в 1918 году Всеволод Петрович проявил инициативу, организовав на базе своего бывшего санатория-школы, а ныне Дома изучения ребенка, шестимесячные курсы по обучению работников-дефектологов. С 1919 года эти курсы стали годичными. Однако подобные меры в условиях стремительного развертывания широкой дефектологической деятельности в стране не могли быть достаточными. И вот по поручению Наркомпроса Кащенко создал специальное высшее учебное заведение — Педагогический институт детской дефективности — и стал первым ректором и профессором этого института.
Он пробыл на этом посту вплоть до 1924 года включительно, пока вуз не вошел в качестве дефектологического отделения педагогического факультета во II Московский государственный университет; в 1930 году отделение было преобразовано в самостоятельный факультет Московского педагогического института имени А. Бубнова ныне Московский педагогический государственный университет — здесь Всеволод Петрович до 1931 года заведовал кафедрой лечебной педагогики. Одновременно с этим вузом возник и Педагогический институт нормального и дефективного ребенка, организованный в Петрограде профессором А. Оба учебных заведения положили начало высшему образованию педагогов-дефектологов.
Он жил в Петербурге, к нам приезжал довольно редко, но я хорошо его помню. Он был очень весёлый, доброжелательный, спокойный.
Когда приезжал к нам, собирал всех ребят: меня с сестрой, моих двоюродных братьев и сестру с маминой стороны, — и устраивал какие-то игры, объединял нас. Очень приятный был человек. Когда он приезжал, мы, помню, очень радовались: «Дядя Петя приехал! В своё время даже вёл музыкальные кружки. В больницах, в которых работал: в Нижнем Новгороде, в Тиворицах под Ленинградом, — устраивал концерты… А ещё он однажды организовал самиздат! Конечно, тогда ещё не было такого понятия.
С его именем прочно связана история знаменитой больницы, которую в народе называют просто «Кащенко». Но Анна Всеволодовна ратует за справедливость и постоянно подчёркивает, что больница основана не её дядюшкой, а Николаем Александровичем Алексеевым 125 лет назад. На уроках биологии и истории В. Кащенко с учениками в мастерских «Дядя просто там работал. Через год после смерти Петра Петровича было торжественное заседание его памяти на нём выступал и Семашко , и тогда решили эту больницу — она тогда называлась Канатчикова дача — назвать именем Кащенко. Примерно с 1921 г.
А потом спохватились: а почему имени Кащенко, когда она организована и построена на средства Алексеева? Очень хорошо! Как к ней вернулась отцовская фамилия К поистине всенародной популярности своей фамилии Анна Всеволодовна относится спокойно. Никто и не знал, что я в девичестве Кащенко. Была у меня одна родственница… третья жена старшего сына Петра Петровича. Она так спекулировала своей фамилией!
Я единственная Кащенко! Он был поражён. Когда произошла эта история, родственников было полным-полно. Сейчас по линии Петра Петровича осталась одна-единственная правнучка, ещё есть родственники по линии Бориса Петровича, живущие в Севастополе, и я. Я была уже в разводе и писала «Галотина-Кащенко». Мне советовали вернуть фамилию отца, я подумала и подала заявление.
Целый месяц собирала справки: где родилась, где крестилась, где развелась, где родители в это время были — ой, Господи! Я измучалась. Но документы собрала и фамилию вернула…». Секрет её долголетия Каждое утро Анна Всеволодовна делает гимнастику и обтирается холодной водой. Объясняет она это со своей всегдашней скромностью. В этой квартире я живу лет тридцать, но привычка обтираться холодной водой уже появилась… И потом я всегда занималась спортом.
Но не таким, чтобы соревноваться, зарабатывать призы — это я терпеть не могла. А для своего удовольствия. В санатории-школе была площадка перед домом, на которой заливали каток. И отец нас с одной моей приятельницей вывел на лёд. Нам было по пять лет. Вывел и оставил: как хотите — так и разбирайтесь.
И мы, как щенки, ползали там, вставали, падали, но в конце концов научились кататься! Во взрослом уже возрасте ходила в походы. Была на Алтае и Байкале. Походы эти организовывали через Дом учёных… А в долголетии моём, я думаю, секрета нет. Наверное, относительно благополучная жизнь. И гены, должно быть… Это вообще фокус.
Почему я столько живу, я не знаю! Пошёл уже ведь второй виток! Но всё-таки это очень страшно. Помирать-то не хочется!.. Умерли у меня все. Осталась я одна.
Последний близкий человек — это муж, который умер в 1966 г. Меня спасала работа. Для него это было ударом, потому что это книга была итогом его работы. Дайте её мне! Это сразу придало мне жизненные силы. Кащенко у себя дома под портретом отца.
Современное фото В этот же год в моей жизни произошло второе чудо.
Однако, мать семейства сделала все возможное, чтобы обеспечить детям блестящее образование, в частности, она добилась для Петра стипендии для поступления в Киевский университет. Юноше нравилась учёба, преподаватели выделяли его среди прочих, и вскоре Петра перевели в Московский университет. Однако, следует сказать, что отец повлиял на молодого человека не только в выборе профессии, но и в политических взглядах, и в увлечении революционными идеями. Уже учась в Москве, Петр создал кружок единомышленников. Довольно скоро Петр попал в поле зрения жандармов.
А в 1881 году, после убийства Александра II народовольцами, он не только отказался сдавать деньги на траурный венок, но и публично высказался против выражения скорби по царю. У студента-отличника на тот момент имелась обширная коллекция запрещённой литературы. Петра отчислили из университета и отправили в ссылку в Ставрополь. Там он находился под надзором жандармов, а также получил запрет на занятие различными видами деятельности, в том числе, и работой в медицине. Без пяти минут врач, Петр Кащенко был вынужден… преподавать музыку в женской гимназии. Пройдет четыре года ссылки, прежде чем Петру позволят вернуться в университет и то не в Московский, а в Казанский , чтобы завершить медицинское образование.
Петр изберёт своей специализацией психиатрию. Его пригласят на работу в так называемую больницу-колонию под Тверью. Для тех времён, она отличалась новаторским подходом: пациенты жили в отдельных домиках, а не в тесных палатах, могли свободно передвигаться по территории учреждения, сами себя обслуживали. Молодой врач находился под большим впечатлением от увиденного, и в дальнейшем он будет решительно браться за переустройство каждой больницы, где ему доведётся поработать.
Сегодня — 161-я годовщина со дня рождения знаменитого ейчанина, врача-психиатра Петра Кащенко
К сожалению, Петр Кащенко-старший умер достаточно рано. Биография Всеволода Петровича Кащенко, рассказывающая о том как он создал лечебно-педагогическое учреждение для дефективных, нервных и трудных детей и его понимании особенностей их развития. И Пётр Петрович Кащенко, который, помнится, с юности был бунтарём, будто бы забыл про свой почтенный возраст и пошёл на баррикады, создавая летучие медицинские бригады. Потом возглавил один из нелегальных межпартийных Красных крестов. Кащенко Петр Петрович (1858 – 1920 гг.) – выдающийся русский врач-психиатр, революционер, общественный деятель, основатель ряда психиатрических клиник в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Родился в г. Ейске в семье военного врача. Пётр Петрович Кащенко родился в семье военного врача 9 января 1859 (28 декабря 1858).
Петр Кащенко
В 1876 году Петр Кащенко поступил на медицинский факультет Киевского университета Святого Владимира. Кащенко. Скончался Петр Петрович Кащенко (1859-1920) – русский психиатр и деятель земской медицины. Врач-психиатр и организатор психиатрической помощи в России, один из тех, благодаря кому в страну пришла идеология «нестеснения» в лечении душевнобольных. 9 января 1859 г.) в -ве в семье военного лекаря. Во многих современных публикациях местом его рождения называют город Ейск Краснодарского края. Жизнь Петра Петровича Кащенко необыкновенна: родился в Тамбове 28 декабря 1858 (9 января 1859 года), но вырос на Кубани в Ейске. Отрывок из биографии Петра Петровича Кащенко.
"Кащенко" в книгах
- Пётр Петрович Кащенко, фотографии
- "Кащенко" в книгах
- Революционер, музыкант, психиатр. Анна Ветлугина, Дмитрий Максименко: «Кащенко
- Пётр Петрович Кащенко - Традиция
- Научное наследие П. П. Кащенко (к 100-летию со дня смерти)